Душевное здоровье ребенка. Разговор с православным врачом

Катя, с какими проблемами к вам обращаются чаще всего?
Чаще всего, это, как правило, проблема детского непослушания и неуправляемости. Так обозначают проблему сами родители – это то, что психологи называют первичным запросом, то, как вопрос формулируется, для родителей. Это то, что лежит на поверхности, на самом деле, часто это не истинный вопрос, а некая «обертка» вопроса настоящего. Обычно в «начинке» такого рода вопросов лежит, то, что ребёнок не непослушный – он просто не совсем такой, как хотелось бы родителям, то есть вопрос стоит о несоответствии родительским ожиданиям.

Второй по частоте вопрос – проблема детских взаимоотношений в семье. Не всегда все так гладко, как хотелось бы родителям. И это тоже обёртка, а у этой обёртки даже несколько начинок. Часто, если детей в семье больше одного, они дерутся, не обязательно врукопашную, ведь можно бить словами. Совсем уж мирно уживающиеся дети, мне кажется, только в книжках встречаются, да и то в книжках неправдивых. Родителей очень расстраивают эти конфликты, особенно расстраиваются родители те, которые сами росли в семье своей единственными, и в детстве сами этого не видели, не представляли себе, как дети себя друг с другом ведут.

Итак, первая начинка вопроса детских конфликтов – отсутствие родительского опыта. А второй начинкой этого вопроса могут быть ошибки родительского поведения: что-то неправильно устроили сами родители, и это вызывает огромный рост конфликтов.
Ну и третий вопрос, это, конечно, отношения в семье, а именно постепенное охлаждение, увеличение дистанции между супругами. В семьях, где растут дети, динамика бывает такова: в браке всё хорошо, у супругов общие интересы, потом рождается ребенок, мама занимается ребёнком, а папа – в основном работой. Мужчина редко может себе позволить проводить с ребенком столько времени, сколько ему бы хотелось, а вот женщина, она «у своего станка». Со временем накапливается не то чтобы непонимание, просто интересы начинают расходиться.
Вот, наверное, самые частые вопросы.

Среди наших читателей много многодетных семей. Давайте поговорим о них, тем более что вы упомянули детские конфликты. Знаю, что вы читаете лекции на тему: детская ревность. Что такое детская ревность и как её избежать?
Это большая и серьезная тема. Совсем избежать детской ревности невозможно, потому что где-то глубоко в основе братско-сестринских отношений заложено соперничество. Но, это может быть соперничество как вражда, а может быть соперничество как соревнование – а это не одно и то же. Совсем ревности не избежать, а вот окультурить ревность, то есть сделать так, чтобы жизнь в семье не напоминала войну, вполне можно. Во-первых, золотое правило для родителей: с того момента как младший ребёнок заговорил, детей нужно «сажать в одну лодку». То есть, если вы приходите и видите, что они что-то там не поделили, набезобразничали, и даже если понятно, что виноват один, наказывать нужно обоих, ну, «ругать-наказывать» это в кавычках, каждый родитель использует свои способы наказания. Ни в коем случае не взваливать ответственность, вину на старшего, потому что если в семье укоренится позиция: “ты старший – ты во всем виноват, ты за всё отвечаешь”, то старший будет чувствовать младшего как обузу. Любви и близости между детьми не будет. Это первый момент.

Второй момент, и очень важный, действительно не показывать разность отношений к детям. Это легко сказать и достаточно трудно сделать, потому что любой родитель двух и более детей знает, что невозможно даже к очень похожим друг на друга детям относиться одинаково, и когда родители говорят: я вас одинаково люблю, они говорят не совсем правду, потому что нельзя двух разных людей любить одинаково.

Можно любить одинаково сильно, это очень важный нюанс. Сила, интенсивность родительской привязанности должна быть более-менее ровной, потому что, если есть любимчики, то есть и не любимчики. И ребёнок, который чувствует, что его любят меньше, чем брата или сестру, озлобляется, закрывается внутренне, и эта жесткость выливается в отношения между детьми. Вот. И, наконец, очень важно стараться давать старшему ребенку в семье тепло и ласку, потому что младший ребенок – он всегда ближе к родителям, он до старости малыш, а старший ребенок, как только мама беременеет следующим, сразу становится взрослым, сколько бы ему ни было, а ему может быть год, полтора.

Мне кажется, корень ревности заложен в неравном родительском отношении. Старшему больше достаётся «дисциплинарных взысканий», он «фотографирует» отношение к себе, и на младших, как если бы на своих подчинённых, спускает это недоброе отношение по цепочке. Какая-то минута, пусть небольшая, должна находиться для каждого, потому что если ребенок вообще не чувствует внимания, а бывает сейчас так, что с ребёнком, в основном, общаются нанятые люди – няни, потом учителя, какие-то репетиторы – они общаются корректно и правильно, но без любви. Короче говоря, ревнуют друг к другу – дети несчастные. Если ребенок счастлив, он будет чувствовать себя хорошо, он не будет ревновать или обижать своего брата или сестру.

На лекции одного психолога я услышала, что дети до трёх лет, не находящиеся в постоянном контакте с мамой, за родительскую занятость расплачиваются в будущем неврозами. Позволю себе не согласиться с этим утверждением. Прокомментируйте, пожалуйста.
Я тоже не согласна. Утверждение слишком общее и категоричное. Потом, мне кажется, возраст три года взят слишком абстрактно. Это актуальный вопрос, потому что все хотят быть хорошими родителями. Если ребенок до года, даже до 10 месяцев находится в длительном отрыве от мамы, когда, скажем, в два месяца мама выходит на работу full-time, вот тут действительно могут быть проблемы, потому что в этот период развития Я ребенка и Я матери представляют собой единое целое, то есть они совершенно не отделимы.

Если девять месяцев беременности – это вынашивание физическое, то первый год, пока ребенок не пошел – это вынашивание, скажем так психическое, психологическое. Где-то в год, год и два месяца, здесь все индивидуально, наступает следующая фаза развития и ребенку уже не нужно такое постоянное присутствие матери. Хотя, мне кажется, что даже в первый год для психологического здоровья мамы ей обязательно нужно отрываться. Устраивать себе «шопинг-терапию» или что-то в этом роде, пусть не надолго. Три-четыре часа в перерывах между кормлениями даже маленький ребенок способен нормально перенести, а вот что касается полного рабочего дня после года, там уже есть варианты. Тут уже надо смотреть на ребенка, есть дети, которые уже в год настолько открыты миру, другим людям, что их можно оставлять, и видимого вреда не будет но, все равно, мне кажется, не на длительное время. То есть для второго года, для начала третьего подойдет половинная, скажем так, загрузка мамы на работе, либо «половинный» отрыв. Мне кажется, во второй год очень хорошо учиться чему-то новому, или продолжить незаконченное образование в какой-то области.

И второй и третий год такие по своей психологической специфике, что если мама от ребенка не отходит – могут возникнуть проблемы совершенно иного круга.

Есть ведь такое народное выражение «свет клином сошелся», то есть, если мама сидит около ребенка больше года, не отходя никуда – ребенок становится зеницей ока, пупом земли, единственно важным для матери человеком. Это очень тяжелая позиция, как сейчас принято говорить, и для ребенка, и для мамы, такого ребенка нужно постоянно развлекать, он привык к неотрывному вниманию, и это маме тяжело психологически.

У меня ощущение, что женщины очень часто оттого, что им постоянно нужно концентрировать свое внимание на этом дражайшем существе. А ребенку-то уже нужна не только мама, ему нужны разные впечатления от общения с другими людьми, прежде всего, конечно, двигательные впечатления, ему нужны разные взрослые. Конечно, желательно, чтобы это были родственники, но если семьи небольшие, то подойдут другие взрослые – не родственники.

То есть, мне кажется, такое сидение один на один с ребёнком может только усугубить развитие таких личностных черт, как эгоцентризм, эгоизм у ребенка и закрепить депрессивно-тревожное отношение женщины к ребенку, когда крошечная проблема для женщины становится катастрофической, все мухи превращаются в слонов – потому что она просто сидит дома. Мама тоже должна получать собственные впечатления, чтобы не измельчать характером.

Мне кажется, что второй год жизни желательно, третий год обязательно нужно «разбавлять». После полутора лет ребёнку обязательно бывать на каких-то детских тусовках, занятиях, а вот к трём годам, пора уже отделяться от мамы.

Но до трёх лет самые хорошие занятия – это занятия, на которых взрослый не просто присутствует, но и активно участвует. В это время близкий взрослый (мама или няня) как бы переводчик в мире незнакомых людей. А вот после двух с половиной, трёх лет, обязательно нужен какой-то социальный опыт “открепления”, скажем так. Потому что «пришитым к юбке» маминым деткам потом будет трудно. Надо, чтобы всем было хорошо, потому что если мама, сидя при ребёнке, переживает депрессию, то ребенку от этого хорошо не будет, и его личностные проблемы, несмотря на то, что мама при нём сидела, будут гораздо серьезнее, чем, может быть какие-то проблемы у ребенка, мама которого его оставляла, но была при этом таким живым и умеющим радоваться жизни человеком.

Катя, роль мамы понятна. Понятна и озвучена роль бабушек и нянь. А вот роль отца с научной точки зрения, насколько мне известно, не рассматривалась до последнего времени. Какова она?
Знаете, с отцами тема абсолютно отдельная. Роль отца не такая, как роль мамы. Большинство проблем, с которыми приходят семьи на консультацию, заключаются в том, что женщины ждут от мужчин поведения такого же, какое демонстрируют сами. Они говорят: «Как же так, он с ним никогда ласково не поговорит, или он никогда с ним в куклы не поиграет, вплоть до того». Понимаете, роль мамы в воспитании– это как бы основа, это база, фундамент. Женщина, которая рожает ребенка или которая сидит с ребенком, автоматически переходит на так называемый baby talk – интернациональный материнский язык.

Интереснейший феномен, он во всех языках прослеживается. Это – речь совершенно другого интонационного наполнения, там используются маленькие слова, легкие для произношении, уменьшительно-ласкательные суффиксы всякие, у языка другая мелодика, в общем-то это нечто среднее между пением и речью.

Так разговаривают матери и женщины с ребенком. Мужчины так не разговаривают. Не потому, что они не делают того, что должны – просто мужчины разговаривают по-другому, и именно речь отца, речь мужчины готовит ребенка к восприятию речи других людей. Очень важно, чтобы мужчина вел себя в доме естественно, именно как мужчина.

Отцы, как правило, затевают более шумные моторные игры, чреватые повреждениями телесными, и это тоже важно, потому что мамы, если играют, всегда проигрывают знакомые сюжеты, а когда играет папа – это всегда выход за границы известного, предсказуемого. И для ребенка это всегда – шаг вперед, это создание «зоны ближайшего развития», скажем так. Роль папы – вести вперед и давать ощущение надежности. В младенческом возрасте папа может с ребенком вообще практически не общаться (на что мамы обижаются), но при этом папа дает ребенку ощущение защиты, уверенности, укорененности в мире. Ведь матери хорошо и спокойно только когда она уверена в своих отношениях с мужем, в том, что он ребенка принимает.

Об этом можно очень много говорить. Папа для ребенка важен, даже если он никогда не вытирал ему попу, не кормил его супом и не делал с ним уроки. Мама может говорить с ребенком часами, говорить-говорить, а в памяти сказанное не останется,тогда как одна-две отцовские фразы отпечатываются. Главное, – не ждать от мужчин женского поведения.

Спасибо, Катя. О членах семьи мы поговорили, давайте в следующем разговоре поговорим о тех, кто приходит в семью и остается надолго – о нянях.
Я очень часто как психолог сталкиваюсь с фактором женских депрессий, материнских послеродовых и депрессий более позднего времени. У женщины возникает ощущение, что она одна во всем мире и до неё никому нет дела. Это делает женщину несчастной, портятся отношения в семье. Няня нужна как «вторые руки», на которые ребенка можно перекинуть ненадолго, когда тебе нужно заняться чем-нибудь, кроме него. Да, это обширная многоплановая тема, давайте обсудим ее в следующий раз.

Записки Православного психолога

В церковных кругах в последнее время много говорится о необходимости работы с молодежью. Такая постановка вопроса требует уточнения: о каком возрасте молодежи при этом говорится и какие формы работы предлагаются. К молодежному возрасту нынешние дети подходят изрядно побитые и подраненные современной жизнью. Возможно ли как-то упредить физические и нравственные потери молодых людей?
При анализе обращений к детскому психологу видно, что наибольшее количество таких обращений приходится на возраст 11-12 лет, что вполне соответствует научным данным о том, что возраст 12 лет (плюс-минус год) является переломным в жизни ребенка. Так, медицинские исследования показывают, например, угасание детского иммунитета к этому возрасту и начало формирования взрослого иммунитета. Эмоциональная сфера ребенка в это время тоже находится в критическом состоянии. Интеллектуальные тесты имеют возрастные отличия: до 12 лет и после и т.д.
Двенадцатилетний возраст - это начало очень важного периода в жизни ребенка - его социализация, т.е. вхождение в мир взрослых. Конечно, социализация происходит в продолжение всей жизни человека, начиная с рождения. Но с 12 до 18-20 лет этот процесс наиболее интенсивен, и от того, как он пройдет, сколько ребенок "дров наломает" или скольких ошибок он избежит - во многом зависит вся дальнейшая жизнь взрослого человека.
Входить в мир взрослых, естественно, легче при поддержке самих взрослых: прежде всего родителей, учителей, воспитателей и др. Драматизм ситуации состоит в том, что в наше время реальной помощи детям в этом возрасте по существу нет.
Ее нет в семье, т.к. родителям просто не до этого: в государстве все рушится, все нестабильно, все силы брошены на элементарное выживание.
В школе тоже разрушена прежняя система воспитания (октябрята - пионеры- комсомол), в основе которой был "кодекс строителя коммунизма", списанный с декалога Моисея; кое-что взяли и из Нового Завета, например, "трудящийся достоин пропитания" (Мф.10:10), переписали как "кто не работает, тот не ест". Поэтому, когда резко отказались от прежней ступенчатой системы воспитания, "выплеснули с водой и ребенка" - в школе остался только ущербный образовательный процесс.
В каких условиях проходит сегодня социализация наших детей? Кто сегодня организует воспитательный процесс? За это взялись умные дяди и тети с коммерческой жилкой, которые обложили наших бедных подростков со всех сторон игровыми клубами, интернет-кафе, чудовищными подростковыми журналами (один из них так и называется - «Ведьма»!), втягиванием в фэн-движения, детский "модельный" бизнес, наркотики, алкоголизацию, систему "эротических" услуг и пр.
Дети, которых родители вольно отпускают с 12 лет в самостоятельную социализацию, проходят все круги ада и к 20 годам подходят со сломанной судьбой, с искалеченным здоровьем и уже уставшей душой. К сожалению, можно констатировать, что сейчас это большинство детей.
Именно поэтому воцерковление нашей молодежи, несмотря на предпринимаемые усилия, идет очень трудно и явно пока не носит массовый характер. Воцерковлять молодых в 18-20 лет - слишком поздно! А когда не поздно?
По моему опыту и глубокому убеждению надо успеть именно до 12 лет.
До 12 лет, пока авторитет взрослого достаточно высок, ребенок, вначале уступив взрослому, а затем почувствовав благодать церковной жизни, предпринимает усилия, чтобы сохранить свою чистоту от всего, что может ему повредить. В этот период жизни, чтобы устоять от вредоносного давления среды, ребенку особенно необходима "группа поддержки". Это могут быть родные и близкие люди, учителя, сверстники из верующих семей.
Именно до начала этого возраста (11-12 лет) ребенку желательно найти среду, находясь в которой он устоит от погибельных соблазнов современного мира.
Во многих храмах есть воскресные школы для детей. Но этого явно недостаточно. Необходимо искать новые формы работы, новые виды деятельности. При некоторых храмах по благословению и инициативе священников с ребятами проводят занятия по рукопашному бою, девочки занимаются рукоделием. Конечно, надо самим прихожанам проявлять больше инициативы: помогать кто как может в деле воспитания не только своих, но и других детей.
Некоторое время назад много говорили о безпризорных детях. Цифры назывались разные: от одного до четырех миллионов детей-безпризорников. В последнее время стали говорить меньше. Может быть уровень безпризорности стал уменьшаться? Ничего подобного. Безпризорность продолжает расти.
Как дети в наше время становятся безпризорными? Начинается с неблагополучной (по разным параметрам) семьи, из которой дети бегут. Где сбежавшему ребенку спать, где поесть? В хорошую семью к однокласснику его не пустят, зато пустят в такую, в которой он к своим проблемам много других наберет. Не секрет, что многие дети сейчас проводят ночи в компьютерных клубах, в подвалах, на чердаках. Голод и поиск денег для развлечений заставляют детей воровать, мыть машины, оказывать разные сомнительные услуги взрослым. Чтобы выжить, такие дети сбиваются в стаи. Очень много детей, находящихся "в трудной жизненной ситуации" (официальный термин для обозначения этих детей) проходит через ЦСО, где их могут только накормить, иногда одеть, но, к сожалению, не могут оставить их на ночь. Чтобы попасть такому ребенку в приют или детский дом, существует длительная процедура лишения родительских прав и пр. Попадая в эту ситуацию, многие дети гибнут, многие идут в колонии, многие становятся алкоголиками, наркоманами, бродягами. Таким детям можно и нужно помочь выжить, по возможности воцерковиться; часто через таких детей находят дорогу к храму и их трудные родители.
Я - взрослый человек, могу приехать в любой город и, при необходимости, меня в монастыре или при церкви оставят переночевать и накормят, но если туда забредет ребенок - может быть и покормят, но ночевать не оставят. Чтобы ребенок из разряда "находящегося в трудной житейской ситуации" не перешел в разряд безпризорного, нужно вроде бы немного: кров и питание - тогда он и в своей родной школе может сохраниться, и связь с семьей поддерживать.
В данном случае речь не идет об организации ночлежек для трудных или безпризорных детей. Сейчас уже есть много детских приютов при монастырях, в которых дети находят тепло и уют. Но я считаю необходимым создание промежуточной формы - реабилитационных центров при храмах и монастырях для таких детей, которые еще не стали безпризорными, но могут ими стать, если им вовремя не помочь. Ребята там смогут найти не только кров и еду, но и включиться в какую-то полезную деятельность. А разнообразие видов деятельности будет зависеть от возможностей и талантов участвующих в работе реабилитационного центра прихожан.
Люди наши привыкли к тому, что основную заботу об образовании и воспитании подрастающего поколения берет на себя государство. Так было раньше, и так должно бы быть и сейчас. Однако, так называемыми "реформами" разрушается не только промышленность, сельское хозяйство и армия, но и система образования. Но пока еще не все порушено, есть реальная возможность отстроить новую систему образования и воспитания. И сделать это возможно совместными усилиями Церкви и государства. При этом Церковь берет на себя содержательную часть: помогает государству поднять и воспитать нынешнее трудное поколение, а государство берет на себя материально-финансовую сторону: помещения, питание, коммунальные платежи. Такое финансирование заложено в бюджете под молодежные и социальные программы. Объединение усилий государства и Церкви в общем деле воспитания подрастающего поколения - задача, безусловно, трудная, но вполне преодолимая.
Хотелось бы еще раз отметить, что начинать работу с молодежью надо еще в детском возрасте. В возрасте 12-20 лет - это уже не работа, а битва за молодое поколение. После 20 лет - трудный восстановительный период, по-своему благоприятный для воцерковления, но, к сожалению, уже обремененный большими духовно-нравственными потерями.
Воскресная школа, паломнические поездки, чаепития после церковной службы стали заметно терять привлекательность для наших детей. Взрослые огорчаются: все для нынешних детей неинтересно. Конечно, будет неинтересно. Дети в школе сидят, дома за уроками сидят, у телевизора, за компьютером сидят, в воскресной школе тоже сидят, в паломническом автобусе сидят, в кружке каком-нибудь тоже сидят и т.д. Взрослые уже не замечают, что это удобно прежде всего им самим, но не детям. Пассивность восприятия, статичность, превышающие все возможные границы, противоречат природной живости, подвижности, любознательности ребенка. Откуда же у наших детей появится активная жизненная позиция, если все нынешние формы обучения и воспитания требуют от них пассивности.
Трудно представить, какими бы выросли дети в святой Царской Семье, если бы они чинно ходили по дворцу, все время только сидели и читали. Св. Царица Александра Федоровна следила за гармоничным развитием своих детей, которые не боялись все делать своими руками, много двигались, играли в различные подвижные игры, катались на лодке, на лошади и т.д. А когда стали старше - помогали матери в уходе за ранеными воинами в госпитале.
В Царскосельском лицее, где воспитывался А.С.Пушкин, урочное время перемежалось длительными прогулками, занятиями на воздухе, подвижными играми.
Детские реабилитационные центры, о которых мы говорили выше, необходимо размещать либо за городом; либо, если в городе, то с обязательным участком земли, на котором могли бы разместиться теплица, цветник, сад или огород, помещения для птицы, кроликов, какой-то другой мелкой живности, кузница, керамическая мастерская, мини-пекарня - любое живое дело, в которое сможет включиться подросток.
Но пока таких реабилитационных центров нет, можно уже сейчас развертывать активно-деятельные формы работы с нашими детьми и подростками. Лучше всего это делать на приходе.

Каждый родитель знает, насколько важно с самого раннего возраста заботиться о здоровье ребенка. Однако, уделяя внимание полноценному питанию, активному отдыху и спортивным занятиям, многие порой забывают о душевном состоянии своих чад. О том, как распознать зарождающийся душевный недуг и каким образом в современном неспокойном мире уберечь столь ранимую и восприимчивую детскую психику, мы беседуем с православным врачом-психиатром, психотерапевтом и медицинским психологом, кандидатом медицинских наук Дмитрием Александровичем Авдеевым.

— Дмитрий Александрович, отчего у детей случаются душевные расстройства?

Причин и провоцирующих факторов довольно много. К счастью, детской психике присущи значительные восстановительные резервы, помогающие справиться с разнообразными стрессовыми факторами. Поэтому многие формы психических расстройств проходят у ребенка самостоятельно, без лечения. Однако есть такие расстройства, которые, если их не лечить вовремя, могут перерождаться в устойчивые аномалии характера, а в крайнем случае - в тяжелые психические заболевания.

В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор Александр Иванович Захаров выделяет следующие его аспекты:

  • Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей.
  • Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  • Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  • Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость.
  • Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  • Тревожность, постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

Таким образом, становится понятно, что психологические проблемы и психические отклонения у ребенка во многом связаны с неверными методами воспитания.

Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, страхи, сосание пальцев, обкусывание ногтей и кожи вокруг них, заикание, энурез, нервные тики. У каждого возраста свои симптомы.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических (телесных) жалоб и недомоганий — к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и тому подобное, что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания.

Приведу пример. На прием пришла бабушка по поводу своей девятилетней внучки. Родители ее часто ссорились, скандалили и наконец развелись, отец ушел из семьи. На этом фоне у девочки развилась бронхиальная астма, причем не были обнаружены ни аллергия, ни изменение бронхо-легочной ткани, не был установлен факт частых простуд. Оказалось, что это — неврогенный вариант астмы, то есть причиной астматических приступов явился невротический конфликт. Другими словами, в заболевании вырвался на свет крик души ребенка.

Другой особенностью детской нервности (невротической, психопатической) являются поведенческие нарушения . Некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия в школе, другие начинают курить, пробуют алкоголь. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, воспитывать, молиться за них. Улучшение психического состояния ребенка во многом зависит от родителей, их духовности, взаимоотношений друг с другом, от того, какую они сумеют создать атмосферу в доме.

— Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие помощь Божию, испытывают нестабильность, разного рода психологические и морально-нравственные проблемы. Нестроения эти чреваты скандалами, и зачастую оканчиваются разводами. Как это сказывается на детях?

Неладная семья — поставщик неврозов, болезней, пьянства, а теперь и наркомании.

Но даже в тех семьях, где дела обстоят получше, супруги часто не знают, кому быть лидером в доме, во имя чего воспитывать детей и к чему стремиться. Больно видеть, как между супругами накапливается раздражение друг другом, злоба, недовольство жизнью. Супружеская верность, христианский семейный уклад, примеры благочестивой семейной жизни для немалой части людей — лишь пережитки прошлого, архаизм. О семейных неврозах пишутся десятки статей, книг, диссертаций. Факты вопиют: каждая третья-четвертая семья «трещит по швам».

Семье без помощи Божией не построить добрых отношений! Только идя навстречу Богу, возлюбив друг друга через любовь ко Творцу, семья обретает подлинное счастье и полноту бытия. Это доказывается жизнью, подтверждается историей. Через веру, покаяние, совместные молитвы, христианское воспитание детей и взаимную любовь супруги идут к главной цели — Царствию Божиему.

Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души сегодня выливается целый поток разного рода непотребщины. Родительское благочестие — действенный пример для подражания детей. Противоположные ему пьянство, бездуховность, аморальное поведение — увы, тоже действенный пример, но пример погибельный. Святейший Патриарх Алексий II очень точно заметил, что «Если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения».

Супруги должны понимать, что здоровье ребенка закладывается уже во время беременности, внутриутробно. И от того как будущая мама носит дитя во многом зависит его здоровье, в том числе и психическое.

— Каким невротическим расстройствам подвержены дети?

Наибольшее число детских неврозов наблюдается в старшем дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Это и чувство психического напряжения, беспокойства, тревоги в ожидании предстоящих неприятностей в повседневной жизни; и проявление навязчивых образов, мыслей и ритуальных действий; и разнообразные фобии; и невропатия, характеризующаяся повышенной раздражительностью, капризностью ребенка, неустойчивостью настроения, выраженной пугливостью.

Одним из специфических расстройств развития школьных навыков является дислексия . Патология эта встречается примерно у 5—6 % детей школьного возраста и степень ее проявления бывает различной. У мальчиков дислексия встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек. При дислексии затруднен перевод буквенных символов в звучащие слова. Это не просто замедление чтения, но и его качественное изменение. Наблюдаются пропуски, добавления, замена или искажение букв.

Для гиперкинетического синдрома характерны двигательная расторможенность, чрезмерная (бесполезная) активность. Ребенок взбалмошный, истеричный, поступает без учета обстоятельств, не способен следовать принятым правилам поведения. Обычно таким детям трудно адаптироваться в школе, они крайне неусидчивы, рассеянны, постоянно всех напрягают и провоцируют других детей к неправильному поведению. Чувствуя свою ущербность, они как бы делают «на зло» окружающим — возникает механизм порочного круга. Гиперкинетический синдром в своем развитии имеет две тенденции. В одном случае, с Божией помощью, при грамотной тактике родителей, психологов, педагогов, врачей, годам к 12—14 он ослабевает и исчезает. В другом — трансформируется в психопатию, и личность становится еще более дезадаптированной. Эта тенденция очень неблагоприятна.

В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз . Его причиной являются психологическая неготовность ребенка к школе, неприятие его сверстниками, унижение, избиение, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Страдающий этим неврозом ребенок выглядит подавленным, отказывается идти в школу, имитирует (часто бессознательно) разные заболевания. Родители должны быть внимательны, суметь вовремя распознать его душевные затруднения и помочь ему. Нелишней будет и врачебная консультация или совет опытного психолога. Если ребенок болен, то родители должны понимать, что его самочувствие и психическое состояние во многом будут зависеть от их благочестия.

Отмечу и такой психический недуг, как нервная анорексия . Заболевание это обусловлено отказом от приема пищи с целью похудения. При этом, особенно в начальных стадиях, аппетит сохраняется и воздержание от пищи дается упорной борьбой с собой. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст. Как правило, жертвами этого недуга становятся девочки и девушки. Дебют анорексии совпадает, зачастую, со стрессами, неразделенной любовью, отвержением чувств со стороны молодых людей или неприятием собственной внешности. И далее поведение девушки определяется этой навязчивой или сверхценной идеей — сбросить вес, что достигается отказом от пищи. Пищевое поведение резко извращается. В выраженных случаях наблюдаются кахексия, аменорея, происходят серьезные обменные нарушения, страдает психика да и весь организм, и прогноз заболевания не всегда благоприятен. Иногда анорексия является следствием психической болезни. Поэтому обязательно следует обратиться к врачу-психиатру за помощью.

Как бы противоположным анорексии является состояние нервной булимии , при котором стрессы и неприятности «заедаются». В этом случае также нужна медико-психологическая коррекция.

Среди расстройств психического развития у детей следует особо сказать о детском аутизме . Диагноз «детский аутизм» выставляют по достижению ребенком трех лет (хотя специфические расстройства, безусловно, отмечаются до этого). Центральным симптомом указанной патологии выступает нарушение социального поведения. Такие дети не просятся на руки, не проявляют интереса к звукам речи и не реагируют на обращенную к ним речь. В отличие, скажем, от обычных детей они не боятся посторонних, не боятся оставаться в комнате одни. Ребенок эмоционально холоден, безразличен к близким, он мало говорит, иногда вовсе отказывается от общения, склонен к стереотипным движениям. У грудных детей с такой патологией отсутствует «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное воздействие. В старшем возрасте аутичные люди всячески избегают социальных контактов, не проявляют интереса к дружбе, общению. Интеллектуальные дефекты могут быть значительными, а могут быть едва заметными. Однако если не лечить и не помогать психологически страдающим аутизмом людям, то будучи взрослыми они не могут адаптироваться к реалиям и нередко социально дезадаптируются. Подчеркну то обстоятельство, что речь в данном случае идет о заболевании, а не о молчаливом характере.

К расстройствам поведения в подростковом возрасте относится обширная группа состояний, главными проявлениями которых являются враждебное отношение к окружающим, к установленным правилам и порядкам. Обычно такие дети, в основном мальчики (хотя в последнее время появилось немало девочек с подобными отклонениями), имея низкую самооценку, компенсируют ее этакой игрой в «супермена». Наказание их не исправляет, а напротив — лишь повышает уровень внутренней агрессии и приводит к новым расстройствам поведения. Порой требуются поистине титанические усилия, педагогический талант, чтобы вернуть этих ребят к нормальному поведению, перевоспитать их.

В группе расстройств социального функционирования у детей можно выделить элективный мутизм . Это расстройство характеризуется тем, что ребенок имеет уверенную, правильную речь в одних ситуациях (как правило, с близкими, родными людьми) и напротив — неспособность говорить, например, в школе. Расстройство это отличается от обычной робости и требует квалифицированного врачебного вмешательства.

К числу невротических расстройств, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте, относятся тики — непроизвольные, быстрые, неритмичные движения ограниченных групп мышц (моргания, подергивания); неорганический энурез — несоответствующее возрасту непроизвольное дневное или ночное мочеиспускание. Энурез обнаруживается у 7 % мальчиков и 3 % девочек в возрасте до десяти лет. Диагноз "энурез" выставляется детям старше пяти лет. То есть до этого возраста врачи не говорят о заболевании.

Заикание формируется обычно в возрасте от двух до пяти лет, в период становления речи. Следовательно очень важными представляются профилактические мероприятия. Так как страх общения, нередко присущий детям в этом возрасте, может закрепиться. И далее держатся в напряжении мышцы лица. А затем формируется порочный круг: напряжение — заикание — напряжение — заикание.

В настоящее время нередко выставляется и такой диагноз, как минимальная мозговая дисфункция . Минимальные мозговые дисфункции характеризуются задержкой темпов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих те или иные высшие психические функции, отвечающие за речь, письмо, чтение, счет, а также регуляцию и контроль психических процессов. Интеллект у таких детей не страдает, но они испытывают значительные трудности в школьном обучении и в социальной адаптации. В настоящее время терапия минимальных мозговых дисфункций хорошо разработана.

Отдельно скажу о психопатии. Психопатия — это личностная аномалия, которая характеризуется дисгармоничностью психического устроения личности. Увы, наша действительность зачастую является «поставщиком» психопатических личностей. Психопатия занимает как бы промежуточное положение между психозами и неврозами. Так, если человек, страдающий неврозом, условно говоря, вредит себе, то психопат своим поведением вредит и окружающим. Лечение психопатии — это длительный, сложный и далеко не всегда эффективный процесс. То же самое можно сказать и о духовной реабилитации психопатических личностей. Однако, невозможное человеку возможно Богу.

Это далеко не полный перечень психических расстройств, которые могут встречаться в детском и подростковом возрасте. Более выраженные болезненные расстройства психики (детский тип шизофрении, умственная отсталость и другие) требуют своевременной диагностики и квалифицированной психиатрической помощи.

— Многие дети испытывают различного рода страхи. Насколько это серьезно? Стоит ли предпринимать какие-либо меры, или же эти страхи сами исчезнут со временем?

Пожалуй, нет человека на Земле, который бы не знал, что такое страх. Страх присущ природе падшего человека, которая инстинктивно боится угрозы извне. Теме страха посвящены многочисленные научные исследования. Есть и богословское суждение по этому поводу.

Что же такое страх? Психологическая литература именует страх эмоцией, возникающей в ситуациях угрозы индивида . Если, скажем, боль представляет собой следствие реального воздействия каких-то опасных факторов, то страх возникает при их предвосхищении. Страх имеет много оттенков или степеней: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности является неопределенным, то в этом случае говорят о тревоге. Неадекватные реакции страха именуются фобиями .

Бывают страхи от малодушия, трусости. Трусость можно, к сожалению, и привить. Если, скажем, ребенку каждые пять минут говорить примерно следующее: «не трогай», «не залезай», «не подходи».

Ни в коем случае нельзя, с целью наказания, запирать детей в темной комнате или чулане. А также пугать детей «злым дядей» или еще кем-то, грозить, что «передадим тебя другим родителям» или «будешь жить на улице» и тому подобное. Кроме страха ничего эти псевдопедагогические приемы не принесут.

Психологи выделяют и так называемые родительские страхи , которые «перекочевывают» от родителей к детям. Это, например, боязнь высоты, мышей, собак, тараканов и многое другое. Перечень этот можно продолжать и продолжать. Так вот эти устойчивые страхи впоследствии нередко можно обнаружить и у детей. Различают страх ситуативный , который возникает в момент угрозы, опасности, и личностный , возникновение которого связывают с особенностями характера.

Говоря о детских страхах, можно выделить даже некоторую закономерность или этапность.

  • От года до трех лет ребенок может испытывать страх, выраженное беспокойство во время разлуки с близкими людьми, прежде всего с матерью. Страх может появиться и при резком изменении режима дня.
  • От трех до пяти лет у детей, имеющих уже некоторый жизненный опыт, к вышеназванным страхам прибавляются и страхи воображаемые (сказочные персонажи, всплывающие в сознании ребенка впечатления, страшные для него истории и т.п.). Вот еще почему следует ограждать детские души и глазки от всякой нечисти, пошлости. Как важно питать душу ребенка благодатию Божией.
  • Отличительной особенностью страхов детей пяти — семи лет является нередко возникающий в этом возрасте страх смерти (своей, родителей, бабушек, дедушек). Душа ребенка не соглашается со смертью, которая ей кажется противоестественной. И вот что важно. Верующие детки из воцерковленных семей практически не испытывают подобного рода страхов. Они знают, что смерть — это начало вечности для человека.

Основное время для страхов — ночь. Поэтому очень важно, чтобы сон ребенка был крепким и спокойным. Перед отходом ко сну некоторое время побудьте рядом с ним, перекрестите и благословите на сон грядущий. Говорите негромко, ласково, спокойно. Спойте колыбельную или расскажите что-нибудь интересное и полезное. Обнимите его, поцелуйте, сделайте ему уютное «гнездышко», позвольте ему взять с собой в кроватку любимую игрушку.

Если в течение дня были какие-то недомолвки, если вы наказывали ребенка, то надо объяснить, за что он был наказан, все простить. Словом, к вечеру ситуация должна быть разрешена.

Православные родители обучают своих детей молитве, крестному знамению, и малыш не ляжет спать, пока не перекрестится. Он знает, что он защищен, что он не один: с ним Господь, Пресвятая Богородица, Ангел-хранитель; сонм святых молится за него, за маму, папу и за всех православных христиан. Божие и родительское благословение защитят его.

— Что посоветовать родителям, чьи дети апатичны, или наоборот, чрезмерно перевозбуждены? Как помочь ребенку, подростку обрести душевное равновесие и как можно дольше сохранить душевное здоровье?

Начать нужно с самого простого и, одновременно, очень значимого — режима дня. Если он совсем никак не обозначен, то ребенок, да и подросток, будут, несомненно, от этого страдать. Неразбериха, беспорядок, бессистемность всегда чреваты различными проблемами. Отсутствие режима часто приводит к праздности, незнанию чем заняться, что делать. Одна из главных «болезней» подрастающего поколения — безволие, волевые расстройства. Режим организовывает личность.

Родителям и детям в этом случае я привожу в пример жизнь в монастыре. Монастырский устав совсем не оставляет времени для праздности. Молитва, послушания, труд, изучение творений святых отцов...

Попутно добавлю, что деткам, в особенности городским, не хватает движения, свежего воздуха. Зато в преизбытке напряжение: психоэмоциональное, информационное. Одно телевидение чего стоит.

Для себя я давно сделал такой вывод: нервные родители — нервные дети. Счастливых семей, увы, немного, а вот проблемных хоть отбавляй. Ссоры и конфликты родителей, постоянные «выяснения отношений», безусловно, невротизируют ребенка. Во время консультации я всегда говорю таким родителям, что их дом может стать раем для детей, а может стать и адом. Вот и выбирайте, что лучше.

В качестве лечебно-профилактических рекомендаций невротических расстройств у детей можно предложить использование ванн с добавлением морской соли, хвойных экстрактов. Целесообразен прием витаминных препаратов. А вот потребление возбуждающих напитков (чай, какао, кофе и др.) следует ограничить. Немаловажную роль играет посильный физический труд, закаливание ребенка, достаточное его пребывание на свежем воздухе. Хороши походы, поездки за город на природу, особенно всей семьей.

Очень важное значение имеют спокойные, теплые отношения всех членов семьи друг к другу и, конечно, к ребенку, что создаст в доме атмосферу любви. Необходимо закаливать волю ребенка, приучать его к труду, обучать терпеть невзгоды, скорби, болезни. Воспитание — это прежде всего, любовь и достойный пример. И самое главное — быть всегда со Христом. Тогда ребенок вырастет нравственно здоровой личностью.

беседовала Полина Мельникова

Сразу стоит заметить, что «психолог» и «психиатр» – это, вопреки довольно распространенному мнению, совершенно разные профессии, и относятся они друг к другу довольно косвенно.

Психиатрия (нем. psychiatrie от др.-греч. ???? – душа и?????? – врач). Область клинической медицины.

Психиатр – это специалист в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Психиатр работает с людьми психически нездоровыми, имеющими серьезные отклонения в психике. Также психиатр занимается учетом и экспертизой психических заболеваний при поступлении на государственную службу в силовые структуры и при освидетельствовании для получения разрешения на определенные виды деятельности. Водитель обязан получить справку, иначе права не получит; без освидетельствования психиатра Вам не дадут лицензию на ношение оружия или не разрешат опекунство. Такие экспертизы не могут быть проведены без Вашего согласия. Основной ассоциативный ряд: таблетки, палата, электрошоковая терапия, смирительная рубашка. Так что принудительно к психиатру Вы угодите, если у Вас шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, психоорганический синдром или эпилепсия. Часть психиатров занимается не только острыми состояниями и глубокими расстройствами, но и так называемой «малой психиатрией», к которой относятся неврозы и «пограничные состояния». А вот с проблемами в семейной жизни стоит пойти к психологу.

Психология (др.-греч. ???? – душа; ????? – знание) – академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития, изменения психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряженность, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности.

Психолог – специалист, получивший психологическое образование. Психологическое – это не медицинское образование, и поэтому психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Области применения его знаний – психологическое консультирование здоровых людей.
Ассоциативный ряд: рекомендации, кабинет психолога, «Вы хотите об этом поговорить?»

В каких ситуациях может помочь психолог? При трудностях в общении, в принятии решений, во взаимоотношениях, при стрессах и психологических травмах. Например, Вы разводитесь или потеряли близкого человека, или над Вами совершили насилие (моральное или физическое). Психолог лишь создает такую атмосферу и такие условия, при которых человек сам оказывается способен решить свою проблему. Условия, в которых человек поймет, что именно нужно изменить в себе, чтобы изменилась и ситуация. Психолог помогает разложить всё по полочкам, сложить рассыпавшуюся мозаику. Сюда же следует добавить, что психолог работает только с человеком, самостоятельно обратившимся за консультацией. И помочь он может только в том случае, когда клиент готов к изменению себя, а не окружающего мира.

Психологи бывают очень разными. Кто-то разбирается в семейной психологии, а вот с проблемами на работе разобраться не поможет. А кто-то помогает детям в переходном возрасте. Психолог может работать индивидуально или с группой, с семьей. Детский психолог может совершенно не разбираться в решении взрослых проблем. Психологов можно классифицировать по тем школам, к которым они относятся: гештальт-подход, гуманистический или психодрама. Школ и подходов – множество, и в этот раз мы в эту проблематику углубляться не будем, хотя это очень важно.

Дети

Поговорим с православным детским психологом Марией Чупровой.

Чупрова Мария Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, методист ГБОУ Детский дом №19 «Центр патронатного воспитания»

Зачем вообще приходят к психологу?

Часто психолог не говорит ничего нового и экстраординарного, он говорит вещи совершенно понятные, но у человека сразу выстраивается картинка, появляется понимание. Часто человеку надо просто их услышать, чтобы осознать.

А какие бывают поводы для похода к психологу?

Человек должен ответить себе только на один вопрос: «А тебе самому как?». Если человек живет, и ему нормально, то пусть живет, даже если психолог видит, что всё плохо. Но если ему самому некомфортно, то это повод прийти к психологу и попытаться что-то изменить. Это касается и детей. Если мама ощущает какое-то беспокойство, это уже повод прийти на консультацию. Если всё в порядке, мама хоть успокоится. А если что-то действительно нарушено, то психолог может помочь.

Например, мама – холерик, а ребенок у нее родился флегматиком, спокойным и неторопливым. Мама будет умирать с этим ребенком, поторапливая его, когда он по три часа будет шнурки завязывать. Но ребенок-то нормальный. И психолог маме просто объяснит, почему такое происходит и скажет, что давить нельзя, иначе ребенок действительно может пострадать.

Часто картинка, которая есть у родителя, не совпадает с той, которую видит психолог. Родители могут считать, что ребенку хорошо, а у ребенка на самом деле большие проблемы. «Звоночки» настораживающие или отзывы из детского сада. Никогда не будет лишним подстраховаться, это лучше, чем что-то не увидеть.

А всегда ли детские проблемы связаны с семейными проблемами?

Вообще, дети – зеркало семейных отношений, отображение нравственного развития родителей, их духовной красоты. Если что-то происходит с ребенком, стоит разобраться, а всё ли в семье нормально? Дети в этом плане очень чуткие и отображают симптомы: например, у ребенка ухудшается зрение, родители все клиники в округе обегали. А на семью посмотреть и времени нет. А ребенок на самом деле просто не хочет видеть, как родители ссорятся. Или ребенок ворует. Он не ворует просто так, это признак внутрисемейного холода. Если школьник часто болеет, тоже стоит разобраться, потому что дети часто болеют «для чего-то». Родители чаще всего не хотят этого признавать.

Часто родители не испытывают особого доверия к школьным психологам.

Да, и это проблема. На самом деле школьный психолог может очень помочь. Важно понимать, что ребенок – не механизм, который можно просто починить. Психолог видит, когда и как нужно помочь ребенку, так что не стоит сразу отказываться от этой помощи.

Подростки – отдельная тема.

Часто переходный возраст детей становится для родителей настоящим шоком. Как правильно понять происходящее с подрастающим ребенком, мы спросили Журина Юрия Николаевича, который до недавнего времени консультировал в подростковом центре «Двери».

Журин Юрий Николаевич

Психолог-консультант в PR-проектах, член-учредитель Международной ассоциации психодрамы и социодрамы, председатель Московской психодраматической конференции

Что такое переходный возраст?

Это естественный процесс. Ребенок растет. Точно так же, как волосы растут, ногти растут.

Есть пубертатный возраст, есть его характеристики: на уровне физиологии, на уровне познавательных процессов. В этот момент своей жизни ребенок начинает открывать для себя мир с новых ракурсов. Он его изучает. Поэтому не стоит удивляться, если от вашего чада пахнет табаком или спиртным, если у него в кровь разбиты кулаки. Это нормально. Подростковый возраст – кризисный. Огромное количество информации, способной увести в сторону. У подростка проблем нет. Если он не попался в комиссию по делам несовершеннолетних, то всё нормально. Да, подрался, да, напился. Он взрослеет. Идет изменение обмена веществ, и это может включить в подростке что-то, что раньше никак не проявлялось.

Какие есть поводы, чтобы пойти к психологу?

Повод – это всё то, что вызывает беспокойство у родителя, и все те сомнения, которые может развеять психолог, а не педагог, не врач. И в первую очередь вопросы возникают вовсе не у ребенка, а у родителей, исходя из уровня их тревоги за ребенка. Чем выше этот уровень, тем больше тараканов они видят у своего ребенка. Родитель начинает фантазировать. Главный вопрос: откуда эта тревога? Любой ответственный родитель знает, что будет переходный возраст со всеми сопутствующими признаками. Но родитель, находящийся в состоянии тревоги, будет привносить чрезмерность в происходящие процессы. И тогда ребенок станет заложником проблем родителей, проблем семьи.

Есть ли какие-нибудь способы уберечь подростка от пагубного влияния? Ведь подростки обычно очень агрессивно реагируют на все попытки их «учить».

Раньше у нас был центр «Двери», где мы работали с подростками (сейчас есть похожие центры). Если подростку объяснить, что такое переходный возраст, у него сразу же возникнут вопросы, актуальные для него и призванные удовлетворить его интерес «а как у других?»: «Я и девочки» (если это мальчик), «Мое будущее – идти ли в 10 класс», «Я и мои сверстники», «Я и мои родители». И если он понимает, что можно, ответив на эти вопросы, построить доверительные отношения с родителями, то он постарается сделать всё, чтобы так и было. И когда он поймет, что у него есть возможность, придя в 11 вечера домой, не услышать гневных высказываний в свою сторону, у него появится мощная мотивация меняться.

Мне очень нравится эта фраза: «Мужчина – это выживший подросток». И для подростка нормально: подрались – выпили – побалагурили – идем дальше.

Православная психология

В последнее время много говорят о православной психологии , то есть о психологических теориях и практиках, соответствующих православной доктрине , признаваемых Церковью (среди отрицаемых практик – НЛП, холотропное дыхание, психотерапия Фрейда и многие другие).

Необходимо отметить, что пока в церковном сообществе нет единого мнения , что следует понимать под православной психологией и психотерапией. Например, есть убеждение, которого в основном придерживаются психологи православного вероисповедания , получившие классическое светское образование , что термин «православная психология» некорректен в своей основе. Это почти то же самое, что говорить о православной физике или химии . При этом данные психологи признают, что в практике психотерапии можно использовать только те методики , которые согласуются с православным мировоззрением .

Альтернативный подход к вопросу православной психологии гласит, что священники и так фактически занимаются психологией . В таком контексте актуальной становится задача обучения священнослужителей психологии, чтобы они избежали возможных ошибок , а также получили эффективные инструменты для решения насущных вопросов: как правильно общаться с человеком в кризисной ситуации, как священнику «не сгореть» в своем труде, принимая на себя все горести прихожан и так далее.

Православная психология опирается в своем развитии на христианскую философию, богословие, наследие аскетического опыта святых отцов и православную антропологию.

К основополагающим принципам православной психологии относятся следующие:

  • используемые разнообразные психологические методики преломляются через православное мировоззрение ;
  • человек понимается в контексте единства тела, души и духа – четкой связи между ними, нарушение которой ведет к болезням ;
  • смерть – это переход души в иное состояние;
  • признание воздействия на человеческую душу со стороны ангелов и падших духов ;
  • истинное исцеление не может происходить без процесса богопознания.

Основными методами православной психологии являются самонаблюдение (интроспекция) и диалог . Под самонаблюдением понимается осознанность, самопознание , понимание мотивов своих поступков. Результатом познания своего внутреннего мира является понимание его приоритетной важности при разрешении проблемных состояний, осознание, что источник проблем внутри человека , а не вовне.

Большую роль в православной психологии играют понятия греха и страсти . Православный психолог может оказать помощь в решении таких проблем как: межличностные отношения, внутриличностные конфликты, ценностные конфликты, нейтрализация последствий психологических травм, помощь в воцерковлении.

Чупрова Мария Александровна:

Часто привожу пример, зачем нужен православный психолог. Человек всю жизнь может ходить на исповедь и каяться, что он злится на отца, но ничего не происходит. А вот придет он к психологу, и выяснится, что у него осталась детская обида на отца за то, что тот при ребенке обижал мать. Потом обида была подавлена, но где-то на глубинном уровне осталась. Поняв это, он может простить отцу ту детскую обиду и построить с ним новые отношения.

Журин Юрий Николаевич:

Нужно четко разделять: душевное, всякие тараканы в голове – это к психологу, и духовное – путь, с которого известно кто человека пытается сбить, – это к священнику.

Например, семья: жена верит в Бога, муж – нет. И вот вопрос: это семейный конфликт? По большому счету, человек, к которому эти люди обратятся, должен быть нейтральным, чтобы он мог объективно указать возможные пути дальнейшего развития. И важно правильно выбрать того специалиста, от этого зависит, укрепится ли семья, или разрушится.

Коучинг

Это новый жанр консультирования в области бизнеса. От англ. coaching – обучение, тренировки. Этот метод консультирования и тренинга не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. Это новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. И предполагает не избавление от каких-либо симптомов, а достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Это тренинг самореализации в форме беседы, где тренер – коучер несет ответственность за ход беседы, а клиент – за ее содержание. В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он еще именуется этапом воли).

По области применения различаются несколько видов коучинга.

Карьерный коучинг включает в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный и групповой коучинг .

По формату – очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).

Журин Юрий Николаевич:

У нас в стране вообще с психотерапией плохо. У нас другие механизмы: выпить на кухне, поплакаться в жилетку. У нас мало социальных институтов этого плана. При этом и в церковь люди не ходят, как это раньше делалось. Но бизнесмену важны результаты, прибыль. И коучинг стал коммерческим предложением для делового человека, который никуда не ходит. Тебя не будут спрашивать про твои отношения с папой, с мамой, а спросят, чего ты хочешь добиться в бизнесе. Это некое замещение. В коучинге много психологов. Коучер – это тренер, который помогает клиенту поставить какой-то навык в определенной области. При этом совершенно не обязательно, что он сам успешен в этой области. Он технологически помогает человеку сформировать навыки, поставить цели в области деловых отношений. А если он знает бизнес – это вообще замечательно.

После того как люди, занимающиеся коучингом, поняли, что это можно неплохо продать, они начали развивать эту идею и придумали лайф-коучинг. Что-то вроде плацебо. Можно неплохо продать.

Техника безопасности

От того, хороший ли врач, зависит, будешь ли ты здоров. То же и с психологом: важно найти профессионала. Попасть к плохому психологу – это хуже, чем вообще к нему не прийти. Но хороший специалист может очень помочь. Обычному человеку сложно понять, к какому психологу он попал. Как правильно выбрать психолога? Как не навредить самому себе? Как правильно общаться с психологом? Все эти вопросы мы задали М. А. Чупровой и Ю. Н. Журину. Вот некоторые из тех важных правил, которые они посоветовали соблюдать при выборе психолога.

1. Образование. Должно быть государственное дипломированное образование (при этом образование может быть дополнительное). Образование может быть клиническое или педагогическое.

2. Опыт. Лучше всего, если у психолога будет опыт хотя бы года три. Плюс, нужно спросить, где именно психолог работал и совпадает ли его специфика с вашей проблемой.

3. Не нужно бояться задавать вопросы. Нужно понять, будете ли вы друг для друга эффективны и полезны. Хороший специалист никогда не будет пугаться ваших рассуждений о нем, всегда объяснит, что конкретно он делает, ответит на ваши вопросы и сомнения.

4. Нужно поинтересоваться, к какой школе принадлежит данный конкретный специалист, кто его учитель, какими методами он пользуется.

5.ВАЖНО: комфортно ли Вам с этим психологом. Если Вы ощущаете дискомфорт, чувствуете, что Вами пользуются, – это сигнал к тому, что стоит искать дальше. И не надо бояться обидеть его. Можно даже спросить: «А можете ли Вы мне кого-нибудь порекомендовать?»

6. Психолог – тоже человек. Со своими проблемами. Так что не стоит верить ему на все 100%. Доверяй, но проверяй. Если психолог Вас выслушал и сразу же сказал, что Вам делать, это неправильно, потому что не существует стандартных решений проблем. Не все люди готовы сами работать над собой и над проблемой, поэтому хотят именно конкретных указаний.

7. Доверие обязательно должно быть. Но общение с психологом – это диалог. Нужно выбирать только необходимое из того, что говорит психолог.

8. Психолог никогда не должен нарушать вашей свободы. Вы должны ощущать, что вы получаете что-то новое от общения с психологом и при этом остаетесь самим собой.

Текст Марии Первозванской



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: