Беседа в доу о дружбе. Беседа «Что такое дружба? Научить уважению просто

Сценарий тематического праздника – концерта

Сюрпризы Осени

Цели : Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, музыке». Создать условия для развития коммуникативных способностей школьников; способствовать формированию положительной эмоциональной сферы в кругу общения.

Задачи:

1. Воспитательная: формирование любви к красоте родного края через творчество русских композиторов, поэтов и художников.

2. Образовательная: знакомство с творчеством русского композитора, с полотнами русских художников.

3. Развивающая: развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма;

4. Формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.

Оборудование:

    Фортепиано. Синтезатор. Презентация «Осень глазами художников». Музыкальный материал: «Сентябрь, Октябрь, Ноябрь», «Осенняя песня». «Осенний вальс», «Антошка», «Дождя не боимся», «Разноцветная осень», «Осенние дорожки», «Осень - славная художница», «Листья пожелтели».

· Оформление:

Зал оформлен по-осеннему: в центре дерево с листочками; ширма с осенними фотографиями и осенними листочками; шары осенних цветов; осенние букеты; картины с осенними пейзажами; на полу «опавшие листья»; дети в осенних костюмах. Действующие лица: ведущий (учитель), две Осени, Урожай, Листопад, Дождик, Капельки, Овощи, Слякоть, Холодрыга, Пугало, Ветер.

Ход праздника-концерта

(В зале звучит музыка «Осенний вальс» К. Дерр - минусовка)

Ведущий (Перед входом в зал )

Добрый день! Сегодня в этот зал нас пригласила романтичная, загадочная, чарующая, непредсказуемая, степенная госпожа.

Кто эта госпожа? (Осень )

Ведущий 2 (Открывает дверь , приглашает )

Осень вас к себе на бал в гости пригласила.

Чтоб никто не опоздал, очень попросила.

(Заходим в зал, рассаживаемся под музыку «Осенний вальс» К. Дерр)

Ведущий

А вы знаете, осень – это сказка, потому что каждый месяц приносит нам волшебные превращения природы?

Осень краски взяла,
Начала рисовать.
В старый лес забрела –
И его не узнать.

Дети (по очереди)
- Пожелтел березняк,
- Тонкий клён заалел,
- Золотистый пиджак
Стройный ясень надел.

У рябинок в лесу
Гроздья ягод горят.
- Красит осень вокруг
Все деревья подряд.

Ведущий

Озолотились березы, раскалились докрасна рябины и дубы, зардели клёны. Настал карнавал листвы, листопад.

(Песня «Разноцветная осень»)

Ученики (Идут втроём и рассказывают стих «Листопад»)

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца… Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье.

Ведущий

Да, осень – настоящая художница. И сегодня мы у неё в гостях.

Девочка

Осень – рыжая красавица, всем, конечно, очень нравится.

Перед ней дожди рыдают, ветры головы склоняют.

А она так горделива, так чудесна и красива.

Листопадом удивляет, золотом всех осыпает!

(Песня «Осень – славная художница»)

(ОСЕНЬ выходит из «леса-ширмы» на ковёр из опавших листьев, танцуя)

Девочка (Под музыку читает стихотворение)

Как царица, ручкою взмахнула,
Придала природе зрелый цвет,
Нити золотые натянула,
Лесу соткала цветастый плед.
Ларчик свой загадочный открыла, Где все краски, словно жар горят.
Осень никого не позабыла,
Всех одела в царственный наряд.
Облака и небо изменились,
Цвет их стал немного холодней.
Вся природа с осенью смирилась,
Жаль не будет синеглазых дней!
Ну и пусть, на то она и осень!
В эту пору хорошо мечтать...
Солнце опустилось между сосен,
Красоту природы созерцать.

Девочка (Подходит к первой, рассматривает «лес»)

Осенний лес, какое диво,
Кругом такая красота!
Листву вокруг позолотило.
На землю падает она.

Идёшь, ногами загребаешь
Всю позолоту на земле,
Приятный запах источает,
Дышать вольготно здесь тебе.

А щебет птиц не улетевших
Лес продолжает наполнять,
И дятел долбит свою ветку,
Никак не может перестать.

Девочка (Подходит ко второй, рассматривает «лес»))

Здесь Осень в разноцветном платье
По листьям радостно скользит,
И, словно вышивая гладью,
Картинки дивные творит!

Берёзка в яркой позолоте,
В багрянце клён до самых «пят»
Под солнцем в сладостной дремоте
На «пяльцах» Осени горят…

В росинках солнышко играет,
А Осень жмурится смешно,
Листочки ветром обрывает
И кружит в танце их легко…

В восторге просто замираешь
И в плен сдаёшься красоте…
Про всё на свете забываешь,
В полупрозрачной темноте…

Ученица (Восхищаясь)

Листопад! Листопад! Лес осенний конопат! Налетели конопушки – стали рыжими опушки! Ветер мимо пролетал, ветер лесу прошептал: (Вентилятор)

Ветер (пролетает)

«Ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу, Все рыжинки оборву, побросаю их в траву!» (Улетел)

Ведущий

Листвой опавшей выстланы дорожки... Танцует Ветер озорной, пугая тучи... Всплакнула Осень... Ей уже немножко осталось красоваться в платье лучшем... (Песня «Осенние дорожки»)

Ведущий 2

Красотой щедра ты, осень золотая, А еще богата дивным урожаем!

Ранняя Осень

Да, я Осень ранняя, радостная, пышно убранная. Я самая богатая из всех времён года. Урожай – мой друг, который бережёт это богатство. Давайте пригласим его на наш праздник.

Урожай, друг мой, мы ждём тебя.

(Дети зовут Урожай, но он не появляется.)

Нас сложили очень густо. Не дави же ты, капуста. Ты толста и так кругла – отлежала мне бока.

Не пихайся ты, картошка. Вправо откатись немножко. Я малышка-чесночок, не давите на бочок.

Ведущий

Вы что-нибудь понимаете? Я тоже ничего не понимаю. Давайте попробуем во всём разобраться. Для этого попросим выйти всех и рассказать, что случилось.

Овощи, нам покажитесь, что случилось, расскажите.

(Выходит Урожай)

Урожай
-Я давно услыхал вас. Вы так хорошо трудились, что вот каким я стал. (Показывает, какой он упитанный). Еле дошел! Ну что ж, здравствуйте, ребята. Неспроста Вы меня позвали.

Ранняя осень - Да, дорогой Урожай. Знаю я, что ты большой выдумщик и весельчак.
Урожай.
- Это правда.
Ранняя осень
- Вот и повесели сегодня наших гостей.

Урожай.
- С удовольствием! Мастер я загадки загадывать. Вот я и проверю, какие вы мастера их разгадывать.

Огородные загадки (Овощи по очереди выходят)

От простуды нас избавил,

И от гриппа он помог,

Горький доктор наш...

Есть на каждом огороде,

Ведь любимец он в народе!

Всех избавит от недуг,

Чуть поплачешь. Это...

Раскудрявая коса

И блестит на ней роса!

Чья коса лежит на грядке?

Где оранжевые пятки?

В землю спрятала плутовка,

Витаминная...

(аквокром)

С королевой овощей

Подружитесь поскорей!

На столе не будет пусто,

Если вырастишь...

(утсупак)

На июньской грядке

Все у нас в порядке!

Строем, словно молодцы,

Зеленеют...

Что это за елочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

Но не видно мишуры?

Так красиво вдоль забора

Летом спеют...

(ыродимоп)

Ты кругла, вкусна, красива!

Ты сочна, ну просто диво!

Без тебя уж не обед!

Урожай Столько разных овощей спорят, кто из них важней.

Морковка

Вы ответьте мне по чести, В вашей не нуждаюсь лести. Главный овощ – я, морковка. В ротик прыгаю я ловко. И во мне есть витамин , очень нужный каротин.

Чеснок

Не хвались ты каротином, я от гриппа и ангины , От простуды и от хвори. Съешь меня – не будет боли. Ведь я - братец-чесночок, чесночок, Припекаю язычок, язычок, Всех микробов убиваю,
Вас от хвори защищаю.

Свёкла

Чесноку не верьте, дети! Самый горький он на свете. Я свеколка, просто диво: так румяна и красива. Будешь свёклою питаться, кровь вся будет очищаться.

Морковь (Пренебрежительно)

Очищается вся кровь! Главный овощ – я, морковь! Вот и огурец туда – ну и вкусная еда!

Огурец (Скромненько)

Что? Огурчик вам не нужен? Без меня ну, что за ужин? И в рассольник, и в салат – огуречку каждый рад.

Капуста

Я – капуста, всех толщей. Без меня не будет щей. Борщ, салат и винегрет любят кушать на обед. И притом, учтите, дети, главный овощ я в диете!

Лук.
Я сердитый лук, ребята,
Витаминами богатый,
Хоть и слезы вызываю,
Но от гриппа защищаю.
Помидор

Вы кончайте глупый спор. Всех главнее помидор! Раскрасавец, хоть куда! Я не овощ, я – звезда!

Урожай:

Хватит ссориться. Давно уж все знают, что каждый из вас полезен по - своему. Что ж, пора мне в путь, ждут меня еще поля, сады и огороды, надо все обойти да проверить, не осталось ли чего неубранного, все ли богатство мое собрано. А вам я желаю расти крепкими, здоровыми и веселыми, кушать овощи и фрукты. До свидания.
(Незаметно появилось Пугало)

Ведущий (Подходит к Пугалу)

- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, Вы кто?

Пугало (Отгадайте)

Я одеваюсь не по моде,
Весь век стою, как на часах,
В саду ли, в поле-огороде,
На стаи нагоняю страх.
И пуще огня, хлыста или палки,
Страшатся меня грачи, воробьи и галки.

Ведущий

Всё понятно. Это огородное Пугало.

Стоит Пугало в саду у народа на виду,

Пугало, ты не скучай, лучше с нами поиграй.

Пугало

Да, Пугало. Но я не какой-нибудь бездельник и лентяй. Я трудовое Пугало огородное. Всё лето стою в саду-огороде, урожай хозяйский стерегу. Не сплю, не ем. В любую погоду, и под дождём, работаю, не опуская рук. Птиц гоняю, плоды садово-огородные от крылатых вредителей защищаю. А меня на праздник не пускают. Говорят, наряд не модный. Какой уж выдали! Ну, а если я в модненьком костюмчике на огороде буду стоять, кто же меня испугается?

Ведущий

А почему Вы такое грустное?

Пугало (Поёт грустно)

Во саду ли, в огороде Пугало стояло. Шустрых галок и ворон лихо разгоняло.

Во саду ли, в огороде фрукты наливались, Но их птички не клевали – Пугала боялись.

Пугало

Урожай уже собрали. Птицы в Африку удрали. С неба каплет, ветры дуют. Своим носом зиму чую.

Ведущий (Охота. Сентябрь. Из цикла Времена года)

Ребята, вы знаете, что бывает три осени: Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье. (Октябрь. Из цикла Времена года). Вторая приходится на октябрь – глубокая осень. Октябрь - это уже настоящая осень. Пышно убранная и нарядная, она сменяется другой - серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг. И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень. Она превращается в ту "Золушку", которая зовется у нас в России поздней осенью.

Пора уступить место старшей сестре - поздней осени.

Дети, давайте споем песню про осень листопадную, дождливую. Услышит она наше пение и придет к нам.

(Песня «Лисья пожелтели»)

(Вбегают Слякоть и Холодрыга)

Слякоть и Холодрыга (вместе поют)

Лишь осень настаёт, приходит наш черёд,

И Слякоть с Холодрыгой наступают.

А нас никто не ждёт, а нас наоборот,

А нас всегда ругают и ругают.

Слякоть .

Я Слякоть, я кругом. В калошах и с зонтом

Брожу по лужам, сырость нагоняю.

Холодрыга.

Я Холодрыга – друг, всё бегаю вокруг,

На всех прохожих стужу нагоняя.

(Танцуют)

Холодрыга . Слушай, Слякоть, а куда это мы попали?

Ведущий . А мы вас в гости не звали.

Слякоть . Апчхи! Сколько лет живу на свете и никто меня в гости не звал.

Холодрыга . Да и меня, Холодрыгу, не больно-то привечают.

Ведущий . А зачем же вы к нам пожаловали?

Слякоть . Так у вас же праздник поздней Осени. А мы её родня.

Кстати, она не появлялась?

Ну, а зачем она вам нужна, ведь она такая дождливая!

Ведущий . А с дождиком можно подружиться. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

(Выходит дождь)

Дождь.
Здравствуйте, ребята.
Я - дождик проливной,
Подружитесь все со мной.
Намочу я всех подряд.
Кто же дождику не рад?

Ведущий.
- Да мы тебе не очень-то рады, Дождик. Ведь когда ты идешь, мы не можем выйти погулять. Приходится сидеть дома, чтобы не промокнуть и не заболеть.

Девочка (Поёт. Ноты прилагаются)

Ветер постучал в стекло веточкой рябины.
У окошка мы вдвоем с куклою любимой.

Мы гулять с ней не пойдем - дождик моросит.
Осень за моим окном плачет и грустит.

Дождь.
-А мне как обидно: когда я иду, на улице никого нет, все от меня прячутся.

(Плачет)

Разговор с дождём.

Дождик мелкий, дождь осенний, ты, пожалуйста, не плачь!

Не выстукивай по крыше ритмы танца своего.

Дай поспать немного, слышишь? Не стучи в моё окно!

Вот слеза течёт дорожкой по стеклу, как ручеёк.

Ты расстроился немножко? Успокойся, всё пройдёт.

Лучше сразу ливнем сильным вылей наземь боль свою.

В час по капле моросильной не поможет никому.

Дождик мокрый, дождик серый, дождь зануда и стукач.

Ты обиделся, наверно? Я прошу тебя, не плачь.

Ученик

Дождик капает на крышу,
Вот я капельки здесь вижу!

(Показывает на девочек-капелек. Танец Капелек )

Слякоть . А мы сейчас тучи нагоним, чтобы они всё небо закрыли, и пошёл сильный, сильный дождь.

Дождя не боимся

Если дождик идёт, не значит,

Если дождик идёт, не значит,

Будто туча от горя плачет.

Просто хочется доброй туче,

Просто хочется доброй туче,

Чтоб росли мы быстрей и лучше.

Пусть падают капли, а мы веселимся,

Ни капли, ни капли дождя не боимся.

Как услышим раскаты грома,

Как услышим раскаты грома,

Так в припрыжку бегом из дома.

Мы с дождём, как и с солнцем, дружим,

Ну-ка, все босиком по лужам.

Пусть падают капли, а мы веселимся,

Ни капли, ни капли дождя не боимся.

Пусть падают капли, а мы веселимся,

Ни капли, ни капли дождя не боимся.

От последней упавшей капли,

От последней упавшей капли

Вспыхнет радуга пусть внезапно.

На умытой дождём планете,

На умытой дождём планете

Пусть от радости пляшут дети.

Пусть падают капли а мы веселимся

Ни капли ни капли дождя не боимся

Дождик, ура.

Пусть падают капли, а мы веселимся,

Ни капли, ни капли дождя не боимся.

Пусть падают капли, а мы веселимся,

Ни капли, ни капли дождя не боимся.

Пусть падают капли, а мы веселимся,

Ни капли, ни капли дождя не боимся.

Пусть падают капли, а мы веселимся,

Ни капли, ни капли дождя не боимся.

Пусть падают капли, а мы веселимся,

Ни капли, ни капли дождя не боимся.

Слякоть . (Плачет) Ишь, как все любят осень. Для неё и песни, и танцы. А для нас ничего.

Холодрыга . Фу, какую сырость развела. Не реви, и без тебя тошно.

Давай лучше вместе с ребятами Осень подождём.

(Садятся)

Ведущий

- Ну, где же Осень? Вдруг она забыла к нам дорогу?

С делами, может быть, она замешкалась немного.

Поздняя осень (Входит в зал и читает стихи)

Царскою походкой к вам приходит осень.
Королева-Осень ни о чём не просит.
Гордая осанка, взгляд небесной сини.
Золотое платье, тонкий стан богини.
Паутинка кружев, взгляд из-под вуали,
И смолкают звуки в королевском зале.
Вздохи восхищенья - кавалеры-клёны,
Рдея, наклонили головы в поклоне.
Реверанс берёзки делают, смущаясь,
Золотистым веером робко прикрываясь. Кружевной листочек в воздухе кружится,
На плечо доверчиво сам ко мне садится.
Золотой листочек, я тебя не трону,
Лишь поправлю бережно Осени корону.

Это я о своей сестре, Ранней Осени.

Ученик

Листвой опавшей выстланы дорожки…

Танцует Ветер озорной, пугая тучи…

Всплакнула Осень…

Ей уже немножко осталось

Красоваться в платье лучшем…

Ученик

Заглянула осень в сад - птицы улетели.
За окном с утра шуршат жёлтые метели.
Под ногами первый лёд крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт, а запеть – стесняется.

Ранняя Осень

- Да, пора мне собираться, в лес осенний возвращаться.

Вам дарю корзинку я. Много листьев в ней, друзья.

Листья не простые эти – в них заданий много, дети.

Пойте весело, играйте и заданье выполняйте.

Лишь корзинка опустеет, обещаю всем вам я,

Что чудесные подарки ожидают вас, друзья.

Первый лист я вам дарю и за всё благодарю.

(Танец листьев)

Пугало

Осень кружит, с листьями, вальсуя,

Ей так симпатичен их румянец.

Скромно и галантно приглашу я

Золотую на последний танец. (Пугало «уводит» Осень)

Поздняя Осень

А я грустная, невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя. Да, да, я та Золушка, которую зовут на Руси поздней осенью. Расскажите, как у вас дела с погодой, с осенним климатом?

Дети (Показывают на Слякоть и Холодрыгу)

Холодрыга! Сырость! Слякоть!

Поздняя Осень

А с листьями как обстоят дела? С Листопадом?

Дети

Всё по плану. Листья желтели по графику.

Ведущий

- Милости просим в наше осеннее царство.

Девочка

Ай да осень, дочка хулигана!
Ты озорничаешь, как дитя.
Оборвала все листья на каштанах,
Тополя раскрасила шутя.

Листопадом, словно понарошку,
Желтые сугробы намела.
И ко мне забравшись под окошко,
Всю сирень раздела донога.

Истоптала ливнями - дождями
Поросль всю капризную в саду,
И, дохнув холодными ветрами,
Расшвыряла лодки по пруду.

Бегаешь по клумбам и газонам.
От тебя весь город обалдел...
Говорят, до зимнего сезона,
Будет длиться этот беспредел.

Поздняя Осень

Вам нравится мой новый зонтик? Покручу зонтиком вправо – идёт дождь, влево – снег…

Ученик - Гламурненько. Дождика хочется – давно не было.

Поздняя Осень -Ах, не терзайте мне душу. Я от дождя засыпаю. Характер у меня портится.

Ученик -А вы чуть-чуть, чтобы только небо похмурилось.

Поздняя Осень -Нет-нет, и не просите!

Ведущий

И то правда. Не до дождя нам. Зима на носу. Пугало давно носом чуяло. А у нас ещё дерево к зиме не готово. Ваша сестра, Ранняя осень, дала нам задание. Читаем, что написано на первом листочке.

(На первом листочке задание: Почему деревья сбрасывают на зиму листья?)

1. Что птицам страшнее – голод или холод?

2. Назовите самую большую ягоду.

3. Узнать листья. (Картинки прилагаются)

4. Рыжий Егорка упал на озёрко. Сам не потонул и воды не всколыхнул.

5. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.

6. У какого зверя в листопад появляются детёныши?

7. Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают?

8. Какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме?

9. Какие птицы улетают от нас на юг?

10. Какие птицы выводят зимой птенцов?

(Переворачиваем дерево: на другой стороне голые ветки)

Ведущий

Ну, вот и всё. Мы помогли с вами лесу встречать зиму. Не будем забывать, что нашей помощи ждут не улетевшие на юг птицы. Операция «Кормушка», сбор корма для птиц продолжается.

А сейчас на радости такой пой частушки всей гурьбой!

Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас! Ух!

Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем: Листья желтые летят,
Под ногами шелестят! Ух!

Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты! Ух!

Осень - чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим! Ух!

Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!» Ух!

Любим свёклу и морковку,
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть! Ух!

Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла! Ух!

На себе всегда мы ловим Восхищенья взоры! Красоту нам и здоровье Дарят помидоры! Ух!

Ешьте, дети, помидоры,

Пейте сок томатный:

Он полезный, витаминный

И на вкус приятный. Ух!

Мы секрет румян достали У прабабки Фёклы. Лучше всех румян заморских Сок от нашей свёклы. Ух!

Ухажёров нынче сто Под моим окошком. Все желают получить Пирожок с картошкой. Ух!

Не болеем больше гриппом, Не боимся сквозняка. Все таблетки заменяет Нам головка чеснока. Ух!

Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши! Ух! Пугало - Здорово вы поёте! Я тоже хочу частушку спеть про себя. Можно?

На довольствие возьмёте, Лучше всех вы заживёте, Как завою, как залаю, Всех воришек распугаю.

Ведущий. - Спасибо тебе, Пугало! И всем спасибо. Славно мы попраздновали сегодня! Спасибо, что пришли на наш чудесный праздник «Сюрпризы Осени». Низкий всем поклон! (Кланяется)

Ждёт снега обнажённый лес,
Давно от осени уставший.
Сереет низкий свод небес,
Печально шепчет лист опавший…

«Когда начнётся снегопад?»
Трещат в рябиннике сороки.
Румянцем ягоды горят,
Как утром на морозе щёки.

Ждёт снега нынче детвора,
Нужна ей зимняя забава.
И целый день: «Пор-ра! Пор-ра!»
Ворона каркает картаво

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам леса,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад.

Ведущий выносит поднос с фруктами и всех угощает.

Праздничный концерт, посвящённый Дню
пожилого человека «Осень жизни –
пора золотая»!
1 Вед: Наверное, кому – то было нужно,
Наверное, так было Богу угодно,
Чтоб чествовать людей заслуженных
Не тайком, а вот так, принародно.
Чтоб с разных концов поселка
Все вот здесь вас собрать на встречу –
Вас отзывчивых, в жизнь влюбленных,
Вас по - разному жизнью отмеченных.
И назвать вас пожилыми
Мой язык, поверьте, отказывается
Вы активные, вы живые,
Вы красавцы все и красавицы!
Ни к чему вам в паспорте даты,
Коль глаза до сих пор лучатся.
Вы же запросто как когда – то,
По – весне способны влюбляться.
А уж дело свернуть какое –
Молодежи и не угнаться!
В общем, праздник, мои герои,
По – другому должен назваться:
День особенных, самых мудрых,
Самых, самых людей заслуженных,
Устоявших в заботах трудных,
Самых преданных самых нужных!
2 Вед: Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте,
самые дорогие, самые любимые, самые уважаемые
люди! Люди старшего поколения!
Сегодня в этом зале праздник, праздник для вас!
Счастья вам, здоровья и много-много радостных
дней! Нам очень хочется, чтобы вы хорошо
отдохнули.

Хор. Песня «У природы нет плохой погоды»
1 Вед: Годы как птицы летели над Вами,
Вы счастье жизни в трудах создавали.
Детские годы - начало пути,
Время счастливее трудно найти.
Юность открыла пути мирозданья
Время прекрасного в жизни познанья.
Годы учебы, борьбы и труда,
Многих бедой закалила война.
Выжили в битвах, детей заимели,
Новые песни с восторгом запели.
Верили в чудо на все времена,
Счастье любовь подарила тогда.
2 Вед: Дети взрослели, мужали и Вы
Лучшие люди великой страны.
Строили грады, растили пшеницу.
Космос открыл перед вами границы.
В общем, не зря этот мир посетили,
Мир на планете слегка изменили.
Дети Вам внуков уже подарили,
Есть продолженье великой России.
Празднуйте нынче, герои труда
Вас поздравляет родная страна!
Песня «Бабушка и дедушка» (исполняют
учащиеся 1-3 класса)
Стихотворение «…………………………………………….»
(читает Фролова Софья)

1 Вед: В золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто
все свои силы и знания посвятил своему народу, кто
отдал здоровье и молодость молодому поколению.
Возраст зрелых, мудрых людей часто называют
осенью жизни... Как каждое время года прекрасно по-
своему, так же неповторимы и возрастные «сезоны»
нашей жизни. Какие бы беды её ни омрачали, всё
плохое забывается. И мы снова радуемся жизни,
мечтаем о счастье, о любви... Ведь жизнь прекрасна!
Песня «Осень» (Исполняют мальчики
10 класса)
1 Вед: Хорошо, что стало доброй традицией
отмечать День пожилых людей. Этот день – день
благодарения за тепло ваших сердец, за отданные
работе силы, за опыт, которым вы делитесь с
молодым поколением, с вашими детьми и внуками –
то есть с нами.
Песня «Бабушкина сказка» (Исполняет
Аникина Полина)
2 Вед: Жизнь – это череда встреч и расставаний,
событий, из которых она состоит. Но очень важно
сохранить огонь души, который нам был дарован
однажды свыше.
1 Вед: …Летели года, и были невзгоды,
И словно Вы не заметили их,
А если опять придет непогода
Вы вспомните песни ветров молодых!
Песня «Как молоды мы были». (Исполняет
вокальная группа 10 класса)

Стихотворение «Несмотря на года…» (Читает
Шагаев Семён)
2 Вед: Жизнь не стоит на месте, и не беда, что
посеребрила виски седина, а паутинки морщин легли
возле глаз. Главное, чтобы вы всегда были молоды
душой. И пусть вам теплее станет от этого
музыкального подарка.
Песня «Ничь яка мисячна..» (Исполняет
вокальная группа 10 класса).
1 Вед: Не ищите излишнюю сложность
В неспокойный наш атомный век
Если молод душой человек.
Пусть лицо озаряет улыбка
Даже если седины, как снег
Возраст – это просто оплошность
Если молод душой человек.
Так будьте юны до седин
И помните, что жизнь движенье,
Чтоб остальные как один,
На возраст Ваш держали бы равненье.
Музыкальная композиция «Жили-были не
тужили дед и баба»
2 Вед: Чудес на свете не бывает
И юность не вернуть назад,
А годы, словно льдинки тают,
Но стоит ли о них вздыхать!
С годами человек мудрее
И в нём другая красота.

И пусть допета песня трудовая
И сединой покрыта голова,
Но жизнь идёт, свой темп не убавляя,
Она во всём по-прежнему права!
Песня «Чистая река» (исполняет Мизгирёва
Ирина)
1 Вед: Кто придумал судить о возрасте
По числу промелькнувших лет?
Ну, а если ты полон бодрости,
Если любишь ты целый свет?
Если мир твой рисован красками,
Где отсутствует черный цвет,
Если ты не скудеешь ласками
И мечтателен, как поэт?
2 Вед: Если ты отвергаешь прошлое,
И тебя не влечет покой,
Если с радостью смотришь в прошлое,
Значит ты еще молодой!
Нет, не стоит судить о возрасте
По числу промелькнувших лет.
Если ты еще полон бодрости,
Значит, старости места нет!
Песня «Бабушка моя» (Исполняет Веникова
Настя)
1 Вед: - Бабушки, бабушки… в печке оладушки…
Блеск ещё юных, но выцветших глаз…
Внучикам - внученькам Анечкам, Славушкам
К Вам бы прижаться, как в детстве, сейчас!
Помните, бабушки, с внуками рядышком
Вы к изголовью садились в кровать…
Мёдом, малиной, волшебною травушкой
Нас помогали врачам врачевать.

Бабушки милые, где брали силы Вы,
Штопать носочки и платья кроить?
Нитки клубочками, шовчики строчками...
Как же Вас, бабушки, нам не любить?
Сценка «Бабушка и внук» (учащиеся 10 класса)
Песня «Бабушка» (Исполняет Богович Максим)
Лучший дед на Свете,
Лучший в мире друг,
Как с тобой приятно,
Проводить досуг.
Я хочу, чтоб радость,
В жизнь твою вошла,
Чтоб здоровье крепче,
Было у тебя.
Не грусти хороший -
Добрый, славный дед,
Мне тебя дороже,
Не было и нет!
Песня «Дедушке» (Исполняет Буко Инна)

1 Вед: Мы хотим, чтобы вы жили ещё долго-долго,
чтобы события в вашей жизни были только
позитивными. Пусть история ваших семей будет
написана только яркими радостными красками.
2 Вед: Желаем вам оптимизма и бодрости! Чтобы
всю дальнейшую жизнь вы следовали старинному
русскому рецепту:
Возьмите чашу терпения,
Влейте туда полное сердце любви,
Бросьте две пригоршни щедрости,
Плесните туда кружку юмора,
Присыпьте добротой.
Добавьте как можно больше надежды,
И всё это хорошо перемешайте,
Потом намажьте на кусочек отпущенной вам жизни
И принимайте ежедневно без ограничения!
1 Вед: Мы не хотели время торопить,
Но наступил час расставанья…
Мы не хотим «Прощайте» говорить,
А говорим вам «До свиданья!»
Удачи вам и искреннего смеха,
Здоровья вам на долгие года!
Желаем вам во всех делах успеха
И рады новой встрече мы всегда!
Заключительная песня « Пожелание»

Расширять представления учащихся о понятии дружба. Способствовать формированию положительных взаимоотношений в коллективе.

Развивать чувство самосознания, рефлексии, аналитического мышления, умении анализировать, рассуждать, делать выводы.

Воспитывать у учащихся желание иметь друга, положительные черты личности: доброжелательность, взаимопомощь, справедливость, желание делать друг другу приятное, бескорыстность, терпимость, справедливость.

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих.

Видишь шторм ледяной у них

От тепла твоих верных рук.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведёт в прекрасную даль.

Оглянитесь вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вокруг вас окружают друзья?

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Представьте, что вы идёте по дороге и на пути лежит камень, на котором написано: « Налево пойдёшь, дружбу найдёшь. Направо пойдёшь друга потеряешь.» Что и почему выберешь ты? (рассуждения ребят).

Что же такое дружба? (ответы)

В словаре по этике сказано так «Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов взаимной привязанности..» Обратите внимание «общность интересов». Это серьёзно. Это не когда «есть пирожок - есть и дружок». Дружба предполагает не только общность интересов, но и взаимную привязанность:

Нет в мире радости сильней,

Чем лицезренье близких друзей,

Нет на земле мучительнее муки,

Чем быть с друзьями славными в разлуке!

Дружба возникает, если у людей есть общее дело. И у вас уже наверное есть друзья, а если нет, то всегда есть возможность найти их. Но для этого надо чтобы поле было распаханным. Что это значит? (быть воспитанным, добрым и т д) Если посеять эти семена, то они прорастут, главное, чтобы не было сорняков. Что вы понимаете под словом сорняки? (Ответы детей)

Давайте обсудим такие вопросы:

1. Нужна ли дружба вообще?

2.Когда мы можем дружбу назвать настоящей? (она бескорыстна, держится на на общности интересов, привязанности).

3. Почему люди ценят дружбу? Почему её ищут, дорожат? (Ответы учащихся).

Говорят же «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

«Нет друга – ищи, а нашёл – береги»! Почему?

Истинный друг –это твой советчик, товарищ, помощник. Он никогда не подведёт тебя в трудную минуту и не продаст. Друг первым придёт к тебе на помощь. Ему ты смело можешь открыть свою душу –он тебя поймёт. Твоё горе –его горе, твоя радость –его радость.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде:

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь –он спать не может!

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

В.Шекспир.

5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

Иметь друга большое счастье. Но ты тоже должен проявлять интерес к проблемам друга, и ты как друг имеешь перед ним свои обязанности, и ты должен не оставлять друга в беде, и ты должен выручать его и помогать в горе, делитьс ним его радость..а то ведь и так бывает:

Как странно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье все готовы –

Никто не хочет грусть делить..

М.Ю. Лермонтов.

6. Так чем же сильна дружба? (верностью, взаимной преданностью). Давайте вспомним эпизод из жизни А.С Пушкина, когда его отправили в глухую деревню за вольнодумство. Нет связи с друзьями. Зима. Снег завалил домик няни. Кругом сугробы. Утро. Вдруг - колокольчик! Кто же осмелился к нему приехать? Пушкин бросился к окну – из саней выбирался его лицейский друг Иван Пущин. Пушкин как был в халате, тапочках, бросился во двор! Его схватил в охапку Иван и понёс на крыльцо «Простудишься, поэт!». Эту неожиданную радость поэт запечатлел в своём стихотворении «И.И.Пущину».

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

6. Что несовместимо с понятием дружба?

Педагог обобщает сказанное и обращает внимание ребят на то, чтобы приобрести друзей, надо пополнять знания, расширять кругозор, соблюдать нравственные нормы и правила поведения.

Ребята, кто прямо сейчас вспомнит что-то доброе друг о друге и поблагодарит, это и будет тот добрый росточек, которые вы будете взращивать в своём коллективе.

Игра «Ручеёк». Учащиеся берут за руки друг друга, образуя ручеёк. По очереди они выбирают себе пару, затем поворачиваются и глядя друг другу в глаза говорят приятные слова.

Педагог предлагает назвать положительные качества дружбы. Затем вывешивает плакат с солнцем, на лучах которого они написаны. Пусть под лучами этого яркого солнышка появляются и растут ростки нашей дружбы и любви, мы будем оберегать их.

Очень многие люди умеют замечать в окружающих только положительные качества, а другие только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нём?».

Ответил друг. Плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нём?

Спросил я у товарища другого

«Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нём плохого?».

Попробуйте проанализировать ситуацию, которую я вам сейчас расскажу:

1). Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Алёши в руках- упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось. Алёша стал смеяться в полный голос. А я –собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы поступили вы на моём месте и на месте Алеши?.

2). В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне позвонил Олег и попросил помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представьте, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел её посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег мой друг! И вместо телевизора я просидел целый вечер за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Олега?

Разные ситуации, разные решения, но всегда остаётся самым важным то, какое решение вы принимаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей.

Ребята. Могут ли друзья спорить, могут ли их мнения не совпадать?

Правильно, могут. Но настоящая дружба от этого не пострадает. Великий философ Аристотель сказал крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Как вы её понимаете применительно к себе?

Нужно терпимо относиться к проблемам друга и надо вместе попытаться исправить ошибку. Вот что советует поэт Рамсул Гамзатов:

(стихотворение читает учащийся)

Знай мой друг и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши:

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай..

Я иных придерживался правил,

В слабостях усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло!..

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши:

Гнев на друга может быть мгновенным-

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Всякая ли дружба нужна? Как говорят в пословице: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Как вы её понимаете?

Дружба с хулиганом, жуликом, лентяем, расхлябанным в словах и делах поможет обрести качества друга. Поэтому в выборе друзей надо проявлять осмотрительность. Есть очень знаменитая испанская поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Само собой ведь напрашивается вывод, что человек, который заводит дружбу с мошенником или дураком, собирается совершить что –то нехорошее или хочет что –то скрыть. Старайтесь избегать дружбы с ворами, мошенниками, плутами. Но не следует из них делать врагов. Просто соблюдайте нейтралитет. Потому что враждовать с людьми, особенно кто склонен к насилию не безопасно.

Подумайте. какие друзья опасны и почему?

Как следует относится к ним?

Как вы понимаете афоризмы:

С добрыми дружись, а лукавых берегись.

Нечего с теми дружится, кто любит судиться.

Подумайте, для каких ещё случаев применимы слово «друг», «дружить». Ведь говорят же «Зелёный друг», «друг искусства», дружить с книгой» и т.д., то есть можно дружить не только с кем – либо, но и с чем-либо, оказывать поддержку, защищать, любить.

Что же такое дружба? (ответы детей).

Слова Даля: - Дружба: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении.

Тест «Настоящий ли ты друг?».

(Учащиеся выбирают вариант ответа на каждый вопрос, записав его на листочке. После чтения теста, педагог вывешивает плакат, где указаны баллы за каждый вариант ответа.)

1)Какие из перечисленных качеств вы цените больше всего в друге?

а- надёжность- (не подведёт);

б- солидарность;

в- чуткость (всегда знает о вашем настроении прежде чем вы о нём скажете);

г- верность (всегда с вами, чтобы вы ни сделали);

д- совместимость (вам хорошо в его компании).

2) Если друг пришёл к вам поздно вечером весь в слезах, что вы сделаете?

а- угостите чаем и успокоите;

б- не откроете дверь, как будто вас нет дома;

в- сделаете вид, что вам надо уходить;

г- пригласите его войти, но скажете, что вам надо рано утром вставать;

д- извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра;

3) Вы выслушиваете длинную историю бед вашего друга. А в это время появляется другой, кот тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

А- предложите 3-му другу присоединиться к беседе;

Б- скажете 1-му другу, что вас ждут в ином месте;

В- скажете 2-му другу, что заняты проблемами 1 друга;

Г- оставите их вдвоём, чтобы они поддерживали друг друга;

Д-начнёте отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся;

4) Сколько было у вас друзей?

А- ни одного;

Д- четверо и более.

5) Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

Б- почти все;

Д- не все;

Г-немногие

Д- двое или никто.

6) Друг хочет попросить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

А- согласитесь без всяких сомнений;

Б- согласитесь не охотно;

В- согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

Г- скажете, что сами хотели его надеть;

Д-признаетесь, что хотели бы его надеть первым, но предложите что-то взамен.

7) Если друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

А- наотрез откажетесь;

Б- откажетесь, пока не узнаете всех обстоятельств;

В- откажетесь, и сообщите 2-му другу о просьбе первого;

Г- предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

Д- согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими в первый и последний раз.

8)Какое из следующих животных вам наиболее симпатично;

А- панда, б- кошка, в- собака, г- обезьяна, д- слон

9) Ваши друзья:

А- люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

Б- все похожи друг на друга;

В- разные и по разному к вам относятся;

10) считаете ли вы своих одноклассников:

А- настоящими друзьями;

Б- друзьями на время, пока вы учитесь;

В- может быть друзьями, а может быть нет, в зависимости от конкретной личности;

Г- редко заводите дружбу с однокурсниками;

Д-вы никогда не заводите дружбу с ними.

11) Какое качество, на ваш взгляд является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

А- внимательность (Выслушивать жалобы о ваших бедах)

Б- избавлять от одиночества;

В- доставлять удовольствие от общения;

Г- всегда быть на вашей стороне;

Д- оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз когда вы в этом нуждаетесь

12) Что вы считаете наиболее значимым в дружбе?

А- оказывать помощь в любой ситуации, какой бы она ни была;

Б- давать совет, когда вы считаете, что в нём есть потребность;

В- давать совет, когда об этом просят;

Г- никогда не давать советов;

Д- всегда быть готовым выслушать друга.

это время другой. линную историю бед вашего друга. ообещаете встретиться завтра

ом смысле-бескорыстная, стойкая приязнь, основ

От 0-100. - Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом -вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берёт всё и ничего не даёт. Если они намереваются вас о чём либо попросить, вы отказываетесь, либо заводите новую дружбу.

От 100 до 125. - Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если подводите друзей, то как правило это происходит потому, что вы не разделяете их точки зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130-185. - Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

Беседа о дружбе с детьми старшего дошкольного возраста. Мы разные, но мы вместе!


Коваленко Екатерина Викторовна, воспитатель.
Описание: данный материал может быть полезен воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад – первый социальный опыт ребёнка, первые уроки правильного общения с окружающими: взрослыми, сверстниками, людьми разных профессий. Детский сад – это мостик между семьёй и обществом, по которому дети учатся ходить по правилам, замечая, слыша, понимая друг друга. Учиться дружить – нелёгкое, но необходимое дело. От нашей общей кропотливой работы зависит формирование ценностей ребёнка, которые помогут ему в дальнейшем сделать правильный выбор. Где грань, которую переступать нельзя? Давайте порассуждаем.
Цель: продолжать укреплять дружественные отношения в детском коллективе.
Задачи:
- создавать условия для дружественного общения детей и взрослых;
- учить детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу: стараться выслушивать до конца мнение товарища, не перебивать;
- учить толерантности;
- способствовать сплочению детей посредством игры;
- развивать стремление высказывать свою точку зрения при обсуждении;
- воспитывать в детях чувство милосердия и сострадания;
- воспитывать желание действовать сообща.

Ход беседы.


Организационный момент (настрой на совместную деятельность).
Дети собираются вместе и становятся в круг:
Собрались все дети в круг (жестом показывают круг)
Я – твой друг, и ты – мой друг (жестом показывают сначала на себя, затем – на ребёнка, стоящего напротив)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки так, чтобы не сделать другу больно)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)
Дети садятся на стульчики, поставленные по кругу, или просто - на ковёр.
Воспитатель:
Ребята, послушайте фразу: «Мы разные, но мы вместе!»
Как вы это понимаете?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Каждый день мы собираемся вместе! Для чего?
(Высказывания детей)
Воспитатель:
Чтобы весело проводить время, нужно каждый день учиться дружить. Как же это нужно делать?
(Не говорить обидные слова… Не жадничать… Не отнимать… Слышать друг друга… Говорить, когда что-то не нравится… Мирно играть… Играть в весёлые игры…)
Игра малой подвижности «Кру-кру-кружочек»
Дети встают в круг. Ведущий (если игра проводится впервые, - воспитатель) говорит слова:
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек!
Раз, два, три! -
Света, перевернись ты! (Ребёнок, услышав своё имя, быстро поворачивается на 360°) .
Ведущий должен говорить слова игры так, чтобы никто из детей не понял, чьё имя будет названо.
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек!
Раз, два, три! -
Рома, перевернись ты!
Игра проводится весело. Имена детей выкрикиваются беспорядочно до тех пор, пока все дети не перевернутся. Имя оставшегося ребёнка проговаривают все вместе, ритмично хлопая в ладоши.
После игры дети садятся.
Воспитатель:
Учиться слышать и понимать друг друга сложно, но необходимо для укрепления дружбы.
Я прочитаю вам историю про двух друзей, которая называется «Урок».
Чтение рассказа "Урок"

Рассказ учителя

Эта история произошла очень давно, когда мне было лет шесть. Я жил тогда не в Москве с родителями, а у бабушки на Украине, в военном городке. Бабушка работала, а я ходил в гарнизонный детский сад* - самый любимый из всех, которые когда-либо посещал. Мы учились читать, считать, писать, рисовать, лепить, танцевать, петь, дружить. После занятий - на улицу, гулять! Вокруг детсада разросся замечательный палисадник, в тени которого «прятались» деревянные домики и машины, качели, карусели, песочницы. Мы придумывали игры, пели смешные песенки, принесённые из дома от старших братьев и сестёр, и, как все мальчишки, любили играть в войну. У каждого из нас было «оружие».
- Не целься в человека, нельзя, - говорила Евгения Васильевна - наша воспитательница.
Но мы только посмеивались: "Ну, как эти взрослые не понимают - оружие ведь игрушечное, не настоящее?"
Однажды, в группу вошёл худенький черноволосый мальчик маленького роста. Он изучал наши лица, и его необычные глаза блестели из-под длинных густых ресниц.
- Ребята, знакомьтесь! Это Тин, - сказала Евгения Васильевна. - Он будет ходить в нашу группу.
По-русски Тин говорил плохо. От Евгении Васильевны мы узнали, что его папа – военный и что они приехали из Вьетнама. Мы нашли на глобусе Вьетнам, познакомились с новеньким поближе, а вскоре и совсем подружились с ним.
Жизнь шла своим чередом. Тин играл с нами в разные игры, но в войну - никогда, всегда уходил в сторонку. Как-то раз, я всё же решил «взять его в плен».
- Руки вверх! - подскочив к нему, выкрикнул я.
Тин медленно повернулся. Пистолет находился прямо у его сердца. Полные ужаса глаза Тина испугали меня. Я неожиданно спустил курок. Игрушечный пистолет щёлкнул, мальчик упал на землю и замер… Раздался страшный крик… Я с трудом узнал свой голос. Мысли бешено рвались наружу: «Я убил человека! Друга! Он лежит... не двигается... Я же понарошку, я не хотел!» Зубы стучали, колени дрожали так, что я не мог стоять и осел. Я видел, как прибежала наша врач Татьяна Ивановна, как слушала сердце Тина, как схватила его на руки и побежала в здание детского сада. Я видел свои белые пальцы, впившиеся в пистолет. Что случилось? Почему он стал настоящим?..
Кто-то подхватил меня и сильно прижал к себе. Это была Евгения Васильевна. Она несла меня куда-то. Я едва заметил взволнованные лица ребят, столпившихся у дорожки. Всё было, как во сне.
В кабинете врача мне дали валерьянку.
- Я убил его, я убил его, - беспрестанно шептал я дрожащим голосом.
- Нет, нет. У Тина был обморок. Уже всё прошло, - успокаивала меня Евгения Васильевна. - Понимаешь, Тин видел настоящую войну, видел, как погибла мама... Для вас война - это игра, а для него - трагедия, пережитое горе. Поэтому твой пистолет на миг показался ему настоящим. Вот почему мы не любим, когда вы, дети, играете в войну и целитесь друг в друга пусть даже игрушечным, но оружием.
Она гладила меня по голове. Я осторожно, шмыгая носом, слегка пошатываясь от нахлынувшей слабости, направился в лазарет, где на кроватке лежал Тин. Никто не остановил меня.
- Прости меня... друг… пожалуйста... прости. Я не хотел… Я не подумал...
Слёзы душили, застилали глаза. Я не видел лица Тина, но почувствовал тепло его ладошки. Он гладил меня.
- Я тоже не хотел пугать тебя, - услышал я тихий голос друга.
Этот урок запомнился всем детям. Мы больше не играли в войну - не хотели.
Много лет прошло. Тин и я – совсем взрослые люди и живём далеко друг от друга: он - в Ханое, я - в Москве, но мы дружим до сих пор.
Он теперь врач, а я - учитель.

*гарнизонный детский сад – детский сад для детей военнослужащих гарнизона.


Обсуждение рассказа
Игра-упражнение «Это мой дружок!» (с элементами ориентирования)
Дети образуют маленький круг, стоя плечом к плечу (лицом в круг) и говорят, выполняя движения:
Посмотрю налево,
Посмотрю направо
(поворачиваются направо друг за другом и гладят впередистоящего ребёнка по спине)
После этого дети снова встают лицом в круг (плечом к плечу) и повторяют то же самое, но в другую сторону.
Посмотрю направо (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят направо)
Посмотрю налево (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят налево)
Это - мой дружок! Это - мой дружок! (поворачиваются налево друг за другом и гладят впередистоящего ребёнка по спине)
После игры дети берутся за руки:
В нашей группе ссориться нельзя,
Потому что вместе мы – друзья!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: