Читать алхимик полную версию. "Алхимик" скачать fb2, rtf, epub, pdf, txt книгу Паоло Коэльо

Пауло Коэльо .

Алхимик

(страница 1 из 10)

Copyrigt © 1988 by Paulo Coelho

© Перевод, А. Богдановский

© ООО «Издательство АСТ»


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие к русскому изданию

Получив экземпляр первого издания романа «Алхимик», я испытал искреннюю радость. В течение многих лет читатели-энтузиасты в России пытались распространять книгу самостоятельно – размещали в Интернете, передавали друг другу в виде книжек-самоделок, изготавливали фотокопии текста, который вы сейчас держите в руках. Однако, несмотря на все старания, никак не удавалось, в силу разных обстоятельств, добиться грамотного продвижения «Алхимика» на книжный рынок.

И вот наконец книгу издали и занялись профессиональным распространением «Алхимика» на российском рынке.

Ключевое понятие, которое лежит в основе повествования о путешествии пастуха Сантьяго, – это понятие «Своя Судьба». Что же такое Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем достает мужества идти по этому пути, добиваясь встречи со своей заветной мечтой.

Почему же не у всех сбываются желания и мечты?

Этому мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом его душа все больше обрастает коростой многочисленных предрассудков и страхов, переполняется чувством вины. И однажды наступает момент, когда желание следовать Своей Судьбе оказывается погребенным под тяжестью этого груза, и тогда человеку начинает казаться, что он окончательно утратил ощущение своего высшего предназначения. Хотя на самом деле оно, разумеется, по-прежнему живет в его душе.

Если человеку все же хватит мужества извлечь свою мечту из недр души и не отказаться от борьбы за ее осуществление, его ожидает следующее испытание: любовь. Он знает, чего хотел бы добиться или испытать в жизни, но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдания своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед. И тот, кто действительно желает ему добра, всегда готов пойти ему навстречу, постараться понять и поддержать его в пути.

Когда человек осознает, что любовь не преграда, а подмога в пути, его подстерегает третье препятствие: страх неудач и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается, поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке: «Ну и ладно, не очень-то и хотелось».

Как раз ему-то очень хочется, и он сознает, что на карту поставлено все. Он сознает и то, что путь, который определен Своей Судьбой, так же труден, как и любой другой, с той лишь разницей, что «там и будет сердце твое». Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже самым непостижимым для него образом.

Вы спросите: а так ли необходимы поражения?

Необходимы они или нет, они случаются. Когда человек только начинает бороться за свои мечты и желания, он, по неопытности, совершает множество ошибок. Но в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь подняться на ноги.

В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным?

Затем, что, когда неудачи и поражения останутся позади – а в конце концов они непременно остаются позади, – мы познаем ощущение полного счастья и станем больше доверять самим себе. Ведь в глубине души мы верим, что достойны того, чтобы с нами произошло нечто необыкновенное. Каждый день, каждый час нашей жизни – это момент Славного Сражения. Постепенно мы научимся радостно воспринимать и наслаждаться каждым мгновением жизни. Сильное страдание, которое может обрушиться на нас нежданно-негаданно, проходит быстрее, нежели то, которое кажется нам более терпимым – такое страдание может длиться годами, оно постепенно и незаметно начинает разъедать нашу душу, пока неодолимое чувство горечи не поселится в ней окончательно, до последних дней омрачив нашу жизнь.

Итак, когда человек извлек свою мечту со дна души и многие годы питал ее силой своей любви, не замечая рубцов и шрамов, оставшихся на сердце после многотрудной борьбы за ее воплощение, он вдруг начинает замечать, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко и вот-вот осуществится – возможно, уже завтра. Именно на этом этапе его ожидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни.

Как писал Оскар Уайльд, «люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего». И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал всю жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины. Оглядываясь вокруг, он видит, что многим так и не удалось добиться желаемого, и тогда он начинает думать, что и он тоже этого не достоин. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты. Я встречал людей, которые, следуя Своей Судьбе, оказывались буквально в двух шагах от заветной цели, к которой стремились всей душой, но в последний момент делали массу глупостей и в результате их цель, до которой, казалось, было рукой подать, так и оставалась недостигнутой.

Из всех четырех это препятствие самое коварное, поскольку овеяно своего рода жертвенной святостью – человек словно отрекся от радости свершения и наслаждения плодами победы. И только когда человек осознает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа, и ему открывается смысл его пребывания здесь, на Земле.

Обо всем об этом, в символической форме, и повествует роман «Алхимик».

Пауло Коэльо

июль 2000 г.

Предисловие

Считаю своим долгом предуведомить читателя, что «Алхимик» – книга символическая, чем и отличается от «Дневника мага», где нет ни слова вымысла.

Одиннадцать лет жизни я отдал изучению алхимии. Уже одна возможность превращать любой металл в золото или найти Эликсир Бессмертия достаточно соблазнительна для всякого, кто делает первые шаги в магии. Моим воображением, признаюсь, в особенности завладел эликсир, ибо пока я не осознал и не прочувствовал существования Бога, сама мысль о том, что когда-нибудь все закончится навсегда, казалась мне непереносимой. Так что, узнав о возможности создать некую жидкость, способную на многие-многие годы продлить наше земное бытие, я решил всецело посвятить себя ее изготовлению.

Это было в начале семидесятых, накануне последовавших затем глубоких преобразований, когда еще не было серьезных работ по оккультным наукам. Подобно одному из героев этой книги, я тратил все свои скудные средства на приобретение книг по алхимии, изданных за границей, и все свое время – на изучение их сложного символического языка. В Рио-де-Жанейро мне удалось разыскать нескольких ученых, всерьез занимавшихся Великим Творением, но от встречи со мной они уклонились. Познакомился я и с теми, кто именуют себя алхимиками, владеют соответствующими лабораториями и готовы открыть каждому тайны своего искусства – только, разумеется, за баснословные деньги; сейчас для меня совершенно очевидно, что на самом деле они ровным счетом ничего не смыслят в том, в чем считают себя знатоками.

Мое усердие и рвение уходили впустую. Мне не удавалось ничего из того, о чем на замысловатом языке говорилось в учебниках алхимии, пестрящих символами на каждом шагу – солнцами, лунами, драконами и львами. И мне все время казалось, что я двигаюсь не в том направлении: ведь сам по себе символический язык открывает широчайший простор для неправильных толкований. В 1973 году, в отчаянии оттого, что не продвинулся в своих штудиях ни на пядь, я совершил чрезвычайно легкомысленный поступок. В ту пору департамент образования в штате Мату-Гроссу пригласил меня вести занятия по театральному искусству, и я решил поставить в студенческом театре-студии спектакль на тему Изумрудной Скрижали с участием моих студентов. Даром мне это не прошло, и подобные эксперименты вкупе с иными моими попытками утвердиться на зыбкой почве магии привели к тому, что уже через год я на собственной шкуре убедился в правдивости поговорки: «Сколь веревочке ни виться, а конец будет».

Следующие шесть лет все, что имело отношение к мистике, вызывало у меня лишь скептическую ухмылку. В этом внутреннем изгнанничестве я сделал для себя несколько важных выводов: мы принимаем ту или иную истину лишь после того, как вначале всей душой ее отвергнем; не стоит бежать от собственной судьбы – все равно не уйдешь; Господь взыскивает строго, но и милость Его безгранична.

В 1981 году в мою жизнь вошел RAM, и я познакомился с учителем, которому суждено было вернуть меня на предназначенную мне стезю. В дополнение к тем знаниям, которые я от него получал, я вновь, на собственный страх и риск, взялся изучать алхимию. Однажды вечером, после изнурительного телепатического сеанса, я спросил, почему алхимики выражаются так сложно и расплывчато.

– Существует три типа алхимиков, – ответил он. – Одни тяготеют к неопределенности, потому что сами не владеют своим предметом. Другие знают его, но знают также и то, что язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку.

– А третьи? – спросил я.

– Третьи – это те, кто и не слышал об алхимии, но кто сумел всей своей жизнью открыть Философский Камень.

И после этого мой Учитель, относившийся ко второму типу, решил давать мне уроки алхимии. Вскоре я понял, что ее символический язык, столько раз сбивавший меня с толку и так меня раздражавший, – это единственный путь постичь Душу Мира, или то, что Юнг называл «коллективным бессознательным». Я открыл Свой Путь и Знаки Бога – те знаки истины, которые мой интеллект прежде отказывался принимать из-за их простоты. Я узнал, что задача достичь Великого Творения не есть удел горстки избранных – она адресована всему человечеству, населяющему эту планету. Не всегда, разумеется, Великое Творение предстает перед нами в виде яйца и флакона с жидкостью, но каждый из нас, несомненно, способен открыть Душу Мира и погрузиться в нее.

Вот почему «Алхимик» – книга символическая, и на ее страницах я не только излагаю все, что усвоил по этому вопросу, но и пытаюсь воздать должное тем великим писателям, которые смогли овладеть Всеобщим Языком: Хемингуэю, Блейку, Борхесу (сходный эпизод есть в одном из его рассказов, где действие происходит в средневековой Персии), Мальбу Тагану и другим.

В завершение чересчур, может быть, пространного предисловия и чтобы пояснить, кого относил мой Учитель к алхимикам третьего типа, приведу историю, которую он же поведал мне как-то в лаборатории.

Однажды Пречистая Дева с младенцем Христом на руках спустилась на землю и посетила некую монашескую обитель. Исполненные гордости монахи выстроились в ряд: каждый по очереди выходил к Богоматери и показывал в ее честь свое искусство: один читал стихи собственного сочинения, другой демонстрировал глубокие познания Библии, третий перечислил имена всех святых. И так каждый из братии, в меру сил своих и дарований, чествовал Деву и младенца Иисуса.

Последним среди них был смиренный и убогий монашек, который не мог даже затвердить наизусть тексты Священного Писания. Родители его были люди неграмотные, – бродячие циркачи, – и сына они только и научили, что жонглировать шариками и показывать всякие нехитрые фокусы.

Когда дошел черед до него, монахи хотели прекратить церемонию, ибо бедный жонглер ничего не мог сказать Пречистой Деве, а вот опозорить обитель мог вполне. Но он всей душой чувствовал настоятельную необходимость передать Деве и Младенцу какую-то частицу себя.

И вот, смущаясь под укоризненными взглядами братии, он достал из кармана несколько апельсинов и принялся подбрасывать их и ловить, то есть делать то единственное, что умел, – жонглировать.

И только в эту минуту на устах Христа появилась улыбка, и он захлопал в ладоши. И только бедному жонглеру протянула Пречистая Дева своего сына, доверив подержать его на руках.

Посвящается Ж. – Алхимику,

который познал тайну

Великого Творения


В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Евангелие от Луки 10:38–42

Пролог

Алхимик взял в руки книг у, которую принес кто-то из путников. Книга была без обложки, но имя автора он нашел – Оскар Уайльд – и, перелистывая ее, наткнулся на историю о Нарциссе.

Миф о прекрасном юноше, который днями напролет любовался своим отражением в ручье, Алхимику был известен: Нарцисс до того загляделся, что в конце концов упал в воду и утонул, а на берегу вырос цветок, названный в его память.

Но Оскар Уайльд рассказывал эту историю по-другому.

«Когда Нарцисс погиб, нимфы леса – дриады – заметили, что пресная вода в ручье сделалась от слез соленой.

– О чем ты плачешь? – спросили дриады.

– Я оплакиваю Нарцисса, – отвечал ручей.

– Неудивительно, – сказали дриады. – В конце концов мы ведь всегда бежали за ним вслед, когда он проходил по лесу, а ты – единственный, кто видел его красоту вблизи.

– А он был красив? – спросил тогда ручей.

– Да кто же лучше тебя может судить об этом? – удивились лесные нимфы. – Не на твоем ли берегу, склонясь над твоими водами, проводил он дни от зари до ночи?

Ручей долго молчал и наконец ответил:

– Я плачу по Нарциссу, хотя никогда не замечал, что он – прекрасен. Я плачу потому, что всякий раз, когда он приходил на мой берег и склонялся над моими водами, в глубине его глаз отражалась моя красота».

«Какая чудесная история», – подумал Алхимик.

Часть первая

Юношу звали Сантьяго. Уже начинало смеркаться, когда он вывел своих овец к заброшенной полуразвалившейся церкви. Купол ее давно просел и стал руиной, а на том месте, где была когда-то ризница, вырос огромный сикомор.

Там и решил заночевать Сантьяго, загнал через обветшавшую дверь своих овец и обломками досок закрыл выход, чтобы стадо не выбралось наружу. Волков в округе не было, но овцы порой разбредались, так что целый день приходилось тратить на поиски какой-нибудь заблудшей овечки.

Сантьяго расстелил на полу куртку, под голову подложил книгу, которую недавно закончил читать, и улегся. А перед тем как заснуть, подумал, что надо бы брать с собой книги потолще – и читаешь их дольше, и в качестве подушек они удобнее. Он проснулся, когда было еще темно, и над ним сквозь прорехи в остатках кровли сияли звезды.

«Еще бы поспать», – подумал Сантьяго.

Ему приснился тот же сон, что и на прошлой неделе, и опять он не успел досмотреть его до конца.

Он поднялся, выпил глоток вина. Взял свой посох и стал расталкивать спящих овец. Однако большая их часть проснулась в тот самый миг, когда и он открыл глаза, будто какая-то таинственная связь существовала между ним и овцами, с которыми он уже два года бродил с места на место в поисках воды и корма. «Так привыкли ко мне, что усвоили все мои привычки, – пробормотал он. – Знают даже мой распорядок дня».

Поразмыслив над этим еще немного, он сообразил, что, может быть, дело обстоит как раз наоборот – это он изучил их привычки и научился применяться к овечьему распорядку.

Однако иные овцы вставать не спешили, как ни подталкивал их Сантьяго кончиком посоха, окликая каждую по имени. Он вообще был уверен, что они отлично понимают все, что он им говорит, и потому иногда читал овцам вслух то, что ему особенно нравилось в книжках, или рассказывал, как одинока жизнь пастуха, как мало в ней радостей, или делился с ними новостями, услышанными в городах и селениях, по которым ему случалось проходить.

Впрочем, в последнее время говорил юноша только об одном: о девушке, дочке торговца, жившей в том городе, куда он должен был прийти через четыре дня. Видел он ее лишь однажды, в прошлом году. Лавочник, торговавший сукном и шерстью, любил, чтобы овец стригли прямо у него на глазах – так будет без обмана. Кто-то из приятелей Сантьяго указал ему эту лавку, и он пригнал туда своих овец.


«Хочу продать шерсть», – сказал он лавочнику.

У прилавка толпился народ, и хозяин попросил пастуха подождать до обеда. Сантьяго согласился, сел на тротуар и достал из заплечной котомки книжку.

Подняв голову, он увидел девушку – по виду истую андалусийку: волосы длинные, черные, гладкие, а глаза как у мавров, покоривших в свое время Испанию.

Так слово за слово они разговорились и провели в беседе целых два часа. Девушка рассказала, что лавочник – ее отец, что жизнь у нее скучная и дни похожи один на другой как две капли воды. А Сантьяго рассказал ей о полях Андалусии, о том, что слышал в больших городах, по которым пролегал его путь. Он рад был собеседнице – не все же с овцами разговаривать.

– Где все, там и я, – ответил юноша. – В школе.

– Отчего же ты, раз обучен грамоте, пасешь овец?

Вместо ответа Сантьяго заговорил о другом: уверен был, что она все равно его не поймет. Он все рассказывал ей о своих странствиях, и ее мавританские глаза то широко раскрывались, то щурились от удивления. Время текло незаметно, и Сантьяго хотелось, чтобы день этот никогда не кончался, чтобы лавочника осаждали покупатели и стрижки ждать пришлось бы дня три. Никогда прежде не случалось ему испытывать такого, как в эти минуты; ему хотелось остаться здесь навсегда. С этой черноволосой девушкой дни не были бы похожи как две капли воды.

Но тут из лавки вышел ее отец и отобрал для стрижки четырех овец из стада. Потом заплатил, сколько положено, и сказал:

– Приходи через год.

И вот теперь до назначенного срока оставалось всего четыре дня. Юноша радовался предстоящей встрече и в то же время тревожился: а вдруг девушка его уже позабыла? Много ведь пастухов гонят свои стада через их городок.

– Ну и пусть, – сказал он овцам. – Велика важность. И в других городах найдутся девчонки.

Но в глубине души он знал, что важность и в самом деле очень велика. И у пастухов, и у моряков, и у странствующих торговцев всегда есть один заветный город, где живет та, ради которой они готовы пожертвовать радостной возможностью свободно бродить по свету.

Уже совсем рассвело, и Сантьяго погнал отару в ту сторону, откуда поднималось солнце.

«Хорошо овцам, – думал он, – им ничего не нужно решать. Может быть, поэтому они и жмутся ко мне».

Им вообще ничего не нужно – были бы вода и трава под ногами. И покуда он знает лучшие в Андалусии пастбища, овцы будут его лучшими друзьями. Пусть день на день похож, пусть время от восхода до заката тянется бесконечно, пусть им неведомы книги и они не понимают языка, на котором люди в городках и селах пересказывают друг другу новости, – они будут счастливы, покуда им хватает воды и травы. А за это они радуют человека своим присутствием в его жизни, щедро одаривают его своей шерстью и – время от времени – своим мясом.

«Стань я сегодня диким зверем и начни убивать их одну за другой, они поняли бы что к чему лишь после того, как я перебил бы большую часть отары, – думал Сантьяго. – Они больше доверяют мне, чем собственным своим инстинктам, и только потому, что я веду их туда, где они найдут пропитание».

Он сам удивился тому, какие мысли лезут ему сегодня в голову. Может, это оттого, что над церковью, где в ризнице вырос сикомор и где он провел ночь, висит проклятие? Вначале ему приснился сон, который он уже видел однажды, а теперь вот разозлился на своих верных спутниц. Он глотнул вина, оставшегося после ужина, и плотнее запахнул куртку. Он знал, что всего через несколько часов, когда солнце достигнет зенита, начнется такая жара, что не под силу будет гнать овец через пустоши. В этот час вся Испания спит. Зной спадет лишь под вечер, а до этого весь день предстоит таскать на плечах тяжелую куртку. Но ничего не поделаешь: именно она спасает на рассвете от холода.

«Надо быть готовым к сюрпризам погоды», – думал Сантьяго, радуясь, что куртка такая тяжелая и теплая. В общем, как у нее свое предназначение, так у Сантьяго – свое. Его предназначение в жизни – путешествовать, и за два года странствий по плоскогорьям и равнинам Андалусии он побывал во всех ее городах и селениях. Сантьяго собирался на этот раз объяснить дочке суконщика, как это так получилось, что простой пастух знает грамоту.

Annotation

Считаю своим долгом предуведомить читателя о том, что „Алхимик" - книга символическая, чем и отличается от „Дневника Мага", где нет ни слова вымысла.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одиннадцать лет жизни я отдал изучению алхимии. Уже одна возможность превращать металл в золото или открыть Эликсир Бессмертия слишком соблазнительна для всякого, кто делает первые шаги в магии. Признаюсь, что Эликсир произвел на меня впечатление более сильное, ибо до тех пор, пока я не осознал и не прочувствовал существования Бога, мысль о том, что когда-нибудь все кончится навсегда, казалась мне непереносимой. Так что, узнав о возможности создать некую жидкость, способную на многие-многие годы продлить наше земное бытие, я решил всецело посвятить себя изготовлению этого эликсира.

Это было в начале семидесятых, в эпоху великих социальных преобразований, когда еще не существовало серьезных работ по алхимии. Я, подобно одному из героев этой книги, тратил скудные свои средства на приобретение иностранных книг, а время - на изучение их сложного символического языка. В Рио-де-Жанейро мне удалось разыскать двоих-троих ученых, всерьез занимавшихся Великим Творением, но они отказались со мной встретиться. Познакомился я и с множеством тех, кто именовал себя алхимиками, владел лабораториями и за баснословные деньги сулил открыть мне тайны своего искусства; сейчас я понимаю, что они ничего не смыслили в том, чему собирались учить.

Мое усердие и рвение не давали абсолютно никаких результатов. Мне не удавалось ничего из того, о чем на своем замысловатом языке твердили учебники алхимии, заполненные бесчисленными символами: драконами, солнцами, львами, лунами. И мне постоянно казалось, что я двигаюсь не в том направлении, ибо символический язык открывает широчайший простор для неправильных толкований. В 1973 году, в отчаянии от того, что не продвинулся в своих штудиях ни на пядь, я совершил акт величайшей безответственности. В ту пору Управление образования штата Мату-Гроссу пригласило меня вести занятия по театральному искусству, и я использовал своих студентов для постановки „лабораторных" спектаклей на тему Изумрудной Скрижали. Даром мне это не прошло, и подобные эксперименты вкупе с иными моими попытками утвердиться на зыбкой почве Магии привели к тому, что уже через год я мог на собственной шкуре убедиться в правдивости поговорки „Как веревочке ни виться, а конец будет".


Пауло Коэльо писал «Алхимика» как отражение собственного духовного опыта, но, по иронии судьбы, ещё и предсказал в этой книге свой будущий успех. История самого Коэльо очень напоминает путь Сантьяго: до того, как заняться литературой, он вполне успешно писал и продавал тексты песен, но затем отправился в путешествие по Пути Святого Иакова (El Camino del Santiago ), переосмыслил свою жизнь и решил стать писателем. Очевидно, название его маршрута и дало имя главному герою «Алхимика».

Первые книги Коэльо были приняты критиками прохладно - как и его герой Сантьяго, поначалу он столкнулся с трудностями на своём пути. «Алхимик» вышел ничтожно маленьким тиражом и остался практически незамеченным, первый успех Коэльо принесла его следующая книга. Тогда-то, на волне интереса к новому писателю, его поклонники и открыли «Алхимика». Сегодня я предлагаю читателям отправиться на поиски смысла самой популярной книги Коэльо.

Источники сюжета

В предисловии к «Алхимику» Коэльо признаётся, что хотел «воздать должное тем великим писателям, которые смогли овладеть Всеобщим Языком». В числе этих писателей он упоминает Борхеса. Это неслучайно: сюжет «Алхимика» основан на рассказе Борхеса «История двух сновидцев» .

В «Истории двух сновидцев» некому человеку из Каира снится, что он найдёт сокровища в Персии. Он отправляется в Персию, но там его жестоко избивают и бросают в тюрьму. Начальник тюрьмы рассказывает герою, что тоже видел сон о сокровищах, якобы спрятанных в Каире, но не поверил ему. Вернувшись домой в Каир, герой наконец обретает сокровища.

Надо сказать, что Борхес сам позаимствовал сюжет «Истории двух сновидцев» из сказок «Тысячи и одной ночи» (ночи 351-352). Таким образом, сюжет «Алхимика» через Борхеса восходит к арабским сказкам.

Центральная идея книги - Своя Стезя

Своя Стезя (в ранних изданиях - Своя Судьба) по словам самого Коэльо - «высшее предназначение», причём не только человека, но и любого существа и предмета на Земле. Своя Стезя есть даже у камней, трав и металлов. «Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Стезей», - объясняет Коэльо.

Во вселенной «Алхимика» гармония всего на Земле возможна только тогда, когда все существа и предметы будут следовать Своей Стезе. На страницах книги не встречается ни одного человека, которому бы хоть раз не являлась его Стезя. Однако не все осмеливаются следовать ей. Те, кто отступает от Своей Стези, позже раскаиваются в этом и не могут достичь полного успеха. Примеры такой судьбы - торговец хрусталём и родители Сантьяго.

В предисловии 2000 года к русскому изданию «Алхимика» Коэльо приводит своего рода выжимку основных идей книги. Он поясняет, что на пути любого человека, решающегося следовать Своей Стезей, встречаются четыре основных препятствия: слова окружающих о том, что Стезя недостижима; испытание любовью; страх неудачи; страх исполнения мечты. Разберём подробнее каждое препятствие и посмотрим, как эти идеи отразились в сюжете.

Представление о недостижимости мечты

По словам Коэльо, каждому человеку с детства внушают, что он не может следовать за своей мечтой, что надо жить так, как принято, как положено. Именно с этого начинается «Алхимик»: мы узнаём, что Сантьяго готовили к иной судьбе, что он не должен был стать пастухом. Родители отдали его в семинарию и хотели, чтобы он стал священником, потому что это было более престижным занятием, нежели привычное для их семьи земледелие. Но Сантьяго успешно преодолел это препятствие, хотя ещё не подозревал о языке знаков и Своей Стезе. Когда он сообщает отцу о своём решении, тот, хоть и пытается отговорить Сантьяго, довольно быстро соглашается и поддерживает его, потому что отцу тоже знакомо желание следовать Своей Стезей.


Испытание любовью

Коэльо говорит о том, что часто мы не решаемся следовать мечте, потому что боимся расстроить близких. Исполнение мечты часто означает расставание с родными и любимыми. Однако «Алхимик» показывает, что истинная любовь - это та, которая позволяет человеку реализовать себя. Примером такой любви является любовь Сантьяго и Фатимы. Хотя Сантьяго поначалу думает, что его любовь несовместима с желанием добраться до сокровищ, мудрая девушка объясняет, что он должен следовать Своей Стезей, и если им суждено встретиться вновь, то это обязательно произойдёт.

Своя Стезя важнее любви, и это показывает Алхимик, когда рассказывает Сантьяго, что будет, если тот откажется от мечты и останется с Фатимой. Однако, когда Сантьяго добирается до сокровищ, он возвращается к Фатиме. Таким образом, следование мечте и любовь не противоречат друг другу, если только это любовь истинная.

«Любовь не может помешать человеку следовать Своей Стезёй. Если же так случается, значит, любовь была не истинная, не та, что говорит на Всеобщем Языке»

Алхимик

Здесь имеется в виду не только любовь мужчины и женщины, но и в принципе страх разочаровать близких людей - родителей, товарищей. Например, Сантьяго так вспоминает о годах в семинарии:

«А войдя в твою жизнь, они [окружающие] через некоторое время желают её изменить. А если ты не становишься таким, каким они хотят тебя видеть, - обижаются. Каждый ведь совершенно точно знает, как именно надо жить на свете»

Страх неудачи

Этот страх преследует Сантьяго на протяжении практически всего повествования. Сантьяго боится потерять свои деньги, боится смерти перед битвой в Аль-Фаюме, боится не найти Свою Стезю. Но наставники Сантьяго показывают, что страх рождается из непонимания того, как устроен мир. У наиболее мудрых персонажей страх отсутствует (так, Алхимик голыми руками вытаскивает из норы смертоносную кобру, и она не может причинить ему вред).

При этом неудачи действительно происходят, но Сантьяго находит в себе силы двигаться дальше. Вот как он рассуждает о том, что произойдёт, если он перестанет верить в себя:

«Я буду злобным и недоверчивым и буду подозревать всех потому лишь, что один человек обманул меня. Я буду ненавидеть тех, кто сумел найти клад, потому что мне это не удалось»

Страх перед исполнением мечты

Крайнее воплощение этого страха - торговец хрусталём. Вся его жизнь подчинена этому страху. Он так боится разочароваться, что не может отправиться в паломничество в Мекку, о котором мечтает на протяжении всей жизни. Он не решается вносить улучшения в свою торговлю, чтобы не заработать слишком много - отсутствие денег стало для него привычной отговоркой от паломничества.

«Я боюсь, что, когда мечта станет явью, мне больше незачем будет жить на свете»

Торговец хрусталём

Алхимик объясняет суть этого испытания перед тем, как расстаться с Сантьяго:

«Перед тем, как мечте осуществиться, Душа Мира решает проверить, все ли её уроки усвоены. И делает она это для того, чтобы мы смогли получить вместе с нашей мечтой и все преподанные нам в пути знания. Вот тут-то большинству людей изменяет мужество. На языке пустыни это называется „умереть от жажды, когда оазис уже на горизонте”»

Также в предисловии к книге Коэльо поясняет, что, отказываясь от мечты, человек часто думает о тех, у кого не хватило сил следовать Своей Стезёй. Человек боится стать лучше других и решает присоединиться к большинству из ложной скромности.


Ключевые понятия

Душа Мира

Душа Мира - это идея единство всего в живой и неживой природе, своеобразный пантеизм Коэльо (то есть представление о том, что каждая вещь и существо есть бог). Именно Душа Мира позволяет Алхимику превратить металл в золото, а Сантьяго - стать лучшей версией себя. Душа Мира определяет Свою Стезю каждого человека, поэтому, чтобы следовать Своей Стезёй, нужно научиться слушать Душу Мира. По мере развития сюжета Сантьяго начинает всё лучше и лучше понимать Душу Мира, язык вещей, знаков, животных.

«Я учился у овец, учился у хрусталя. Теперь меня будет учить пустыня»

Сантьяго

Показателен диалог Сантьяго и Алхимика, в котором Алхимик объясняет ученику, что постигать Душу Мира можно где угодно и как угодно:

Сантьяго : И я должен прочесть Изумрудную Скрижаль?

Алхимик : Если бы ты был сейчас в лаборатории алхимика, то мог бы изучить наилучший способ постичь её. Но ты в пустыне - значит, погрузись в пустыню.

Алхимик имеет в виду, что истинное знание можно получить путём единства с окружающим миром, и нет никакой разницы, происходит ли это в лаборатории или на природе.

Язык Знаков

Душа Мира разговаривает на Языке Знаков. На своём пути Сантьяго сначала учится распознавать простые знаки, которые касаются лично его (например, Урим и Туммим подсказывают юноше, что благословение Мелхиседека всё ещё с ним). Постепенно Сантьяго овладевает всё более сложными знаками, и это умение помогает ему спасти целый народ (правильно истолковав полёт ястребов, Сантьяго предупреждает жителей оазиса о предстоящем вторжении воинов).

Сны

Сны - это форма общения человека с Душой Мира. Сон Сантьяго о сокровищах становится отправной точкой сюжета. По отношению к снам можно понять, насколько мудрым, просветлённым является тот или иной герой. Например, погонщик верблюдов в караване верит снам, а главарь банды, избивающей Сантьяго - нет. Видение о нападении на оазис также приходит к Сантьяго через сон.

Алхимия

Алхимия - это метафора путешествия Сантьяго. В процессе алхимических превращений металл должен избавиться от своих несовершенств, чтобы стать золотом. Сантьяго также избавляется от несовершенств: от подчинения воле своих родителей, от желания стать богатым пастухом, от привязанности к Фатиме. Следуя Своей Стезёй, Сантьяго достигает высшего уровня просветления, так же как простой металл становится золотом.

Кроме того, алхимия основана на представлении о том, что в мире всё едино, одно перетекает в другое. Это перекликается с идеей Души Мира, которая и составляет то самое единое во всех предметах и явлениях.

Овцы

Овцы символизируют тех людей, которые слепы к Своей Стезе. Овцы похожи на торговца хрусталём, который удовлетворяется скромными материальными потребностями и не ищет большего.

Хотя Сантьяго любит своих овец, он понимает, что они ограниченны и ничего не знают об окружающем мире. Примечательно, что Коэльо сравнивает с овцами родителей Сантьяго:

«Его родители мечтали, чтобы он стал священником - гордостью простой деревенской семьи. Они тяжело трудились, и всё ради пропитания, подобно овцам»

Реальный мир

Мир реальный, земной, противопоставляется, во-первых, миру небесному, во-вторых - книжной реальности.

Алхимика и Сантьяго интересует, в первую очередь, материальный мир. Так, про Сантьяго говорится: «…с детства обуревавшая его тяга к познанию мира пересилила стремление познать бога».

Мир, описанный в книгах (в частности, в трудах других алхимиков) воспринимается как неполноценный. Больше всего в книги погружён англичанин: он не расстаётся с ними даже в пустыне. Англичанин подобен юноше из притчи про дворец и ложку с двумя каплями масла: он концентрируется на книгах (ложка) и упускает при этом многообразие окружающего мира (дворец).

Тем не менее, после общения с англичанином Сантьяго признаёт, что книги тоже полезны и могут дать ценные знания. Цель Коэльо не в том, чтобы показать, что книги не нужны. На примере англичанина он демонстрирует, что за книжными знаниями можно упустить опыт настоящей жизни.


Библейские аллюзии

Коэльо неоднократно вводит в повествование библейские сюжеты и персонажей. На мой взгляд, он делает это для того, чтобы вписать свою книгу в определённый контекст: не исторический, а легендарный, библейский. Кроме того, упоминая рядом персонажей из Библии и вымышленных им героев, Коэльо придаёт своей книге больший вес: «Алхимик» становится не просто повестью-притчей, а своего рода продолжением библейской истории.

Мелхиседек

«Он [Мелхиседек] никогда больше не увидит этого юношу [Сантьяго], как ни разу не видел и Авраама после того, как тот отдал ему десятину»

Этими словами Коэльо завершает эпизод встречи Сантьяго и царя Мелхиседека. Мелхиседек - это библейский персонаж, который описан в послании апостола Павла Евреям следующими словами:

«…царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда»

Там же упоминается эпизод встречи Мелхиседека с Авраамом:

«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его возвращающегося после поражения Царей, которому и десятину отделил Авраам от всего…»

Иосиф

Историю другого библейского персонажа, Иосифа, упоминает вождь оазиса в разговоре с Сантьяго. Братья продали Иосифа в рабство, а отцу сказали, что он погиб. По наговору Иосиф попал в тюрьму, но фараон освободил его и приблизил к себе за его умение толковать сны. В «Алхимике» вождь оазиса сравнивает дар Сантьяго с даром Иосифа, таким образом, приближая его к герою Библии.

Сотник

Легенду о сотнике в книге Коэльо рассказывает Алхимик перед расставанием с Сантьяго. Исцеление слуги сотника - это библейский эпизод, вы можете найти его в Евангелие от Луки. В «Алхимике», однако, он расширен и дополнен подробностями об отце и брате сотника, которых не было в библейском тексте.

Пришло время подвести итог. Смысл книги «Алхимик» Пауло Коэльо - в том, что каждый человек должен следовать своему предназначению, Своей Стезе. На пути к Стезе будет встречаться множество препятствий, но тот, кто преодолеет их, обретёт настоящую мудрость и просветление. Коэльо предостерегает против того, чтобы слепо следовать чужой воле, даже если это воля близких и родных людей. Каждый персонаж книги иллюстрирует то или иное отношение к Своей Стезе, и только те, кто понял своё предназначение и не побоялся его добиваться, приходят к успеху и счастью.


Бразильский прозаик и поэт. Опубликовал в общей сложности более 20 книг — романы, комментированные антологии, сборники коротких рассказов-притч. В России прославился после издания «Алхимика », долго остававшегося в первой десятке бестселлеров. Общий тираж на всех языках превышает 300 миллионов.

Дата и место рождения — 24 августа 1947 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия

«А лхимик»

Краткое содержание романа


«Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось».

Издан более чем в 117 странах мира, переведён на 67 языков.

В 2002 году португальский журнал «Ди Летраш», авторитетное издание в области местной литературы и литературного рынка, объявил о том, что количество проданных экземпляров «Алхимика» превышает количество проданных экземпляров любой другой книги, написанной на португальском за всю историю развития этого языка.

«Алхимик» Пауло Коэльо - любимая книга Робина Шармы и Никкуна, участника к-поп бойсбэнда 2PM.

Основной сюжет взят из европейского фольклора: по классификации фольклорных сюжетов Аарне-Томпсона-Утера - сюжет 1645 «Сокровище дома» . Типичный представитель - английская сказка «The Pedlar of Swaffham» («Коробейник из Софэма», в русском переводе «Сон коробейника»), а также один из эпизодов «Тысячи и одной ночи».

Главный герой книги - пастух Сантьяго, который живёт в Андалусии. Однажды он увидел сон, который манил его пойти к египетским пирамидам, чтобы найти сокровище.

Цыганка разгадала его сон в обмен на одну десятую найденных им в будущем сокровищ. Он встречает старика Мельхиседека, царя Салима, который уговаривает его отправиться в Египет и даёт два камня Урим и Туммим, которые в будущем помогут найти ответы в трудных ситуациях взамен одной десятой его скота.

Сантьяго продает своих овец и плывёт в Африку. Он теряет все свои деньги. Становится помощником продавца хрусталем и на заработанные деньги отправляется к пирамидам. В поездке он встречает англичанина, благодаря которому он узнает об Алхимике. Затем находит Алхимика в оазисе Эль-Файюм.

Алхимик учит его познавать «душу мира», рассказывает об Алхимии и помогает идти по пути Своей Судьбы. Он влюбляется в Фатиму. Находит сокровища не в Египте, а на своей родине - в Испании. И проходит все испытания, которые уготовила ему судьба.

Повествование романа Паоло Коэльо «Алхимик» идет о молодом человеке по имени Сантьяго. Сантьяго — пастух овец. Вопреки родителям, которые хотели его видеть священником, Сантьяго ушел в пастухи, так как его манили путешествия. Однажды он остановился на ночлег в заброшенной церкви, и ему приснился сон, который снился уже ранее: в своем сне Сантьяго шел к егопетским пирамидам, чтобы найти сокровище.

Сантьяго пошел к цыганке, чтобы она растолковала его сон. Она разъяснила его сон в обмен на обещание отдать ей одну десятую сокровищ, которые Сантьяго обнаружит. Сантьяго ждет момента, пока он снова сможет увидеть дочь суконщика, которая ему понравилась в прошлый приход. До этого события остаются считанные дни. Незадолго до этого ему встречается чудесный старик, который называет себя царем Салима. Старик уговаривает его пойти за сокровищами и дает 2 волшебных камня, которые помогут найти ответ в сложной ситации. За свою помощь старик просит у Сантьяго одну десятую его стада.
Сантьяго колеблется, но все же решается поехать в Египет, получив и истолковав несколько знаков. Он продает стадо своему другу, который, оказывается, давно мечтал стать пастухом, и недождавшись встречи с дочерью суконщика, отправляется в путь.

Переплыв через Гибралтарский пролив, он оказывается в Танжере. Там к нему в доверие втирается мошенник и оставляет его без денег. Это обстоятельство не сбивает Сантьяго с пути: он устраивается в лавку, торующую хрусталем, и за короткое время помогает хозяину расширить бизнес и зарабатывать гораздо больше. Сам Сантьяго заработал гораздо больше, чем потерял, и, спустя какое-то время, снова отправляется в путь, к пирамидам. Он встречае англичанина, который также терпеливо следует по своему пути — он хочет стать алхимиком. Они присоединяются к каравану, идущему через пустыню. В пути Сантьяго роднится с пустыней и начинает ее чувствовать, как что-то живое. В оазисе, где они сделали долгую остановку, он влюбляется в дитя пустыни, красивую девушку по имени Фатима, которая обещает его ждать, пока он ходит по пустыне. Однажды Сантьяго почувствовал, что к оазису приближаются враги, и сообщил об этом вождям, которые ему поверили, но в случае его ошибки обещали его убить. Враги действительно напали, были побеждены, а Сантьяго стал советником вождей. После этого случая Сантьяго нашел Алхимик, которого так искал англичанин, сопровождавший караван.

Алхимик и Сантьяго едут к пирамидам, чтобы найти сокровища, которые Сантьяго видел во сне. В пути Сантьяго еще более совершенствуется и учится чувствовать себя, свой путь, пустыню. И когда их хватают враги, Сантьяго обращается в ветер, победив пустыню, солнце, ветер.

Э пилог

У самых пирамид на Сантьяго нападают разбойники, бьют его и отбирают все золото. Сантьяго рассказывает, что он следует за своей мечтой, по своему пути, который направлял его к пирамидам. Один из разбойников поднимает его на смех и рассказывает, что ему тоже снился сон, что он должен пойти в Андалусию (откуда Сантьяго родом) и найти сокровища в старой церкви (где ночевал Сантьяго).

Сантьяго возвращается домой и находит несметные сокровища в старой церкви.

Источник — Википедия, Максим Швецов ([email protected]).

Название: Алхимик

О книге «Алхимик» Пауло Коэльо

Мечта — это то, ради чего живет каждый человек. Без мечты мы не сможем двигаться вперед, нам просто будет не к чему стремиться. Каждая мечта требует огромного количества усилий и решений, которые и делают нас личностями, способными добиваться большего, чтобы в итоге мечтать больше и делать так, чтобы все задуманное сбывалось.

Пауло Коэльо славится своими невероятными книгами, которые никого не оставляют равнодушными. Он даже самые неприемлемые для многих темы делает поразительно прекрасными, что просто зачитываешься и не можешь оторваться до самой последней страницы.

Книга «Алхимик» известна практически каждому. Ее можно назвать одной из самых лучших произведений Пауло Коэльо. Именно оно, как ничто другое, показывает, насколько мечта важна для человека.

Это история о человеке, который проходит очень сложный жизненный путь навстречу своей мечте. Он встречает разных людей, меняет места работы, попадает в плохие и хорошие ситуации, помогает людям и они помогают ему, но при этом у него в душе всегда есть одна мечта, к которой он медленно, но уверенно движется.

Книга «Алхимик» философская. Она напоминает нам о том, что мы живем и как это нужно делать правильно. Согласитесь, ведь многие на полпути просто останавливались и отказывались от своих целей, просто из-за того, что у них появились сомнения и неуверенность в своих силах.

Пауло Коэльо создал волшебную историю, каждая фраза из которой – жизненные факты, с которыми мы встречаемся каждый день. Книга «Алхимик» описывает в какой-то степени жизнь каждого из нас, со своими удачами и падениями, но в итоге мы приходим к истине о том, что такое жизнь и мечты.

Многие считают, что книгу «Алхимик» стоит читать лишь школьникам, ведь все истины слишком банальны и просты, и взрослый человек это все и так знает. На самом же деле, книга будет прекрасным учителем для подростков, которая расскажет о том, как устроен мир и что всему нужно долго и упорно учиться, трудиться не покладая рук, и только в этом случае можно многое понять о себе и о мечтах, и в итоге добиться того, чего так страстно желаешь.

Пауло Коэльо написал огромное количество прекрасных книг, но именно произведение «Алхимик» стало самым знаменитым благодаря своей мудрой философией и жизненным опытом. Рекомендуем книгу всем, кто хочет понять, что такое мечты и как устроен этот мир. Вы получите массу удовольствия от прочтения этой удивительной истории, и многое почерпнете для себя, станете мудрее, и измените свое отношение ко многим вещам.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Алхимик» Пауло Коэльо в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: