Жестокость подростков: травля и насилие в школе. Как пережить сексуальное насилие? Жертва часто знает своего насильника

Проблема насилия среди подростков. Гогицаева О.У., Гобаева И.А. ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме психологического насилия в подростковой среде, анализируется влияние возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества: «неблагополучные семьи»; окружение, в котором пребывает подросток; общение в школе; большой объем негативного материала в средствах массовой информации. Также к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ; пропуски школьных занятий; вступление в неформальные субкультуры; импульсивность, раздражительность, конфликтность. Все это является основными причинами в формировании подростковой жестокости. К сожалению, сегодня психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе — прямо или косвенно — какое-то из ее проявлений. Отмечается необходимость профилактической работы по профилактике насилия в любых его проявлениях в каждом образовательном учреждении.

Ключевые слова: подростковая среда, психологическое насилие.

Современная образовательная среда становиться все менее безопасной для ребенка. Это проявляется в снижении показателей обученности и воспитанности, нарастающей напряженности психологического климата в ученических коллективах, расширяющемся диапазоне конфликтов. Практически в каждом классе, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, имеются дети, которые являются мишенью, т.е. «козлами отпущения» для окружающих . Их постоянно дразнят, унижают или бьют, издеваются, высмеивают их же одноклассники. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему обеспечения психического здоровья всех участников образовательного процесса и требует активизации комплексного исследования насилия в школе.

Целью нашего исследования является изучение особенностей насилия у школьников средних и старших классов.

Предметом исследования выступают особенности психологического насилия у школьников средних старших классов: представление о том, кто является объектом психологического насилия, отношение к насилию, состояние субъекта психологического насилия.

Методы исследования: разработанная нами анкета на выявления особенностей психологического насилия в классе . В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся пятых и одиннадцатых классов общеобразовательной школы г. Владикавказ, в количестве 120 человек.

Платоновой Н.М. и Платоновым Ю.П. выделены типы психологического насилия :

  • Игнорирование нужд одного или нескольких одноклассников — игнорирование их потребности в безопасности, поддержке, одобрении, общении;
  • Отвержение — публичное унижение сверстника, предъявление чрезмерных, не адекватных требований, публичная негативная демонстрация отдельных поступков и качеств ребенка, постоянное аппелирование к чувству вины, стыда, жесткая критика;
  • Угрозы и терроризирование — унижение достоинства, угрозы наказанием, побои, угрозы насилием, оскорбление, использование ненормативной лексики в адрес соученика;
  • Изолирование — ограничение социальных контактов ученика со сверстниками или другими значимыми лицами, принудительное территориальное ограничение;
  • Развращение — создание мотиваций асоциального поведения, на воровство, проституцию, употребление алкоголя и наркотиков.

Все перечисленные формы психологического давления в том или ином варианте имеют место в каждой школе, все чаще переходя в физический травматизм .

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: в 5-х классах психологическому насилию подвергаются в основном глупые и необщительные школьники, ябедники, а в 11-х классах — неудачники, доверчивые люди, не умеющие постоять за себя, не имеющие своей точки зрения, изгои (со странностями). Кроме того, насилию подвергаются как мальчики, так и девочки. В 11-х классах почти в полтора раза меньше школьников, которые подвергаются насилию. Причем, мальчики 5-х классов подвергаются психологическому насилию в 4 раза чаще, чем в 11-х классах. Безразличные и нейтральные чувства по отношению к объекту насилия испытывает большинство школьников 5-х классов. Большая часть школьников 11-х классов, подвергая насилию своих одноклассников, испытывает удовлетворение, удовольствие и радость.

Полученные данные могут говорить о том, что возраст школьников влияет на особенности проявления насилия в школе . По нашему мнению, безразличное отношение школьников 5-х классов к проявлению психологического насилия к сверстникам (при безразличном отношении к этому явлению всех участвующих в воспитании и образовании взрослых), может быть основой для получения удовольствия и удовлетворения в процессе насилия у школьников 11-х классов.

Наше исследование показало:

  1. Чаще всего в школах встречается эмоциональное и физическое насилие. Учащиеся отметили следующие виды эмоционального насилия, встречающиеся в образовательной среде:
  1. Психологическое насилие проявляется как в 5-х, так и в 11-х классах.
  2. Психологическое насилие не имеет гендерного аспекта: психологическому насилию подвергаются, как мальчики, так и девочки.
  3. Большинство школьников 11-х классов осознанно подвергают одноклассников психологическому насилию: пытаются унизить, оскорбить одноклассников.
  4. Преобладающее большинство школьников 5-х классов не осознает свои действия и поступки, как действия, унижающие другого человека, проявляя при этом безразличное нейтральное отношение. Большая же часть школьников 11-х классов осознанно подвергает насилию своих одноклассников, при этом испытывает удовлетворение, удовольствие.

Как видим потребность в формировании «Новой школы» безопасной и свободной от насилия назрела в обществе. Но достижение этой цели — задача будущего. На сегодняшний день теоретические представления о психологическом насилии развиты недостаточно, крайне мало накоплено и эмпирических данных по насилию в образовательной среде. Нечеткость категориальных оснований и эмпирического опыта затрудняет поиск эффективных как превентивных мер, так и путей коррекции проблемной ситуации, сложившейся в системе школьного образования .

Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде может внести каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Необходимо в каждом образовательном учреждении, начиная уже с первого дня начала учебного года, вести работу по профилактике насилия в любых его проявлениях.

Ссылки на источники
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.14 , 2002.
  2. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.
  3. Гогицаева О.У. Инновационные технологии в системе образования//В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты//Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-181. 0
  4. Гогицаева О.У. Педагогика индивидуальной работы//Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 7 (19). С. 20.
  5. Гуриева С.Д. Влияние этнического фактора на динамику межгрупповых отношений//Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 89-94.
  6. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Т. 5. № 4. С. 79-83.
  7. Гуриева С.Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде//Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 88-96.
  8. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003.
  9. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
  10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.- 154 с.

Какое место самое главное и безопасное для ребенка на земле? Большинство людей наверняка ответят - родительский дом. Но так ли это? Слишком много фактов ставят это утверждение под сомнение. Неумолимая статистика утверждает: около 2 млн. детей в России ежегодно подвергается избиению в семье. Две тысячи детей, ставших жертвами семейного насилия, ежегодно заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч несовершеннолетних, спасаясь от родителей, уходят из дома, пополняя ряды социальных сирот, наркоманов, преступников.

Эти данные страшны сами по себе. Но есть и другой аспект проблемы. Подростковый возраст - это время, когда у становящихся взрослыми детей закладываются главные принципы, из которых в будущем станет складываться их собственная практика социальных, в том числе и семейных отношений. Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные принципы организации собственной жизни. Какими будут эти принципы, зависит во многом от тех знаний, которые подросток вычленил из окружающего его взрослого мира, усвоил в процессе социализации, проверил практически на собственном опыте и - как результат - закрепил в строгие формы определенных стереотипов, аппелировать к которым он будет в дальнейшем. Та же статистика фиксирует постоянный рост преступности несовершеннолетних. 70% преступников, содержащихся сегодня в местах лишения свободы, первое преступление совершили в возрасте до 16 лет. По данным различных исследований от 60 до 75% подростков, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, выросли в семьях, где нормой выступала аморальность, жестокость и культ насилия в межличностных отношениях. Подростковая преступность была и остается острейшей социальной проблемой, и не решена в полной мере ни в одном обществе. Насилие - это усвоенная в процессе социализации модель поведения, что превращает его в настоящую эпидемию, распространяющуюся от одного поколения к другому.

Проблема семейного насилия в российском обществе имеет свои специфические особенности. В традиционной русской культуре понятия семейного насилия не существовало. Если муж бьет жену, значит...(!) он ее любит. Та же самая психологическая участь постигла и российских детей. Ведь испокон веков на Руси «за одного битого двух небитых дают». Вот и посейчас отцовский ремень считается во многих семьях лучшим "педагогом", и никто не возьмется определить ту грань, за которой наказание превращается в истязание. Жестокое обращение с детьми как социальная проблема осознается далеко не всегда. С одной стороны, россияне в большинстве своем негативно относятся к жестокому обращению с детьми. По данным опросов, почти 70% взрослых, ставших свидетелями физического насилия над ребенком, готовы вмешаться и остановить насилие (1.с.58). С другой стороны, представления о физическом насилии родителей по отношению к детям противоречивы. Опросы свидетельствуют о толерантности общественного мнения в отношении к телесному наказанию. В 2006 году в трех городах России (Ижевск, Самара, Саратов) группой российских исследователей был проведен уличный экспресс-опрос горожан (1783 человека, в том числе 842 родителя несовершеннолетних). Практически все (!) опрошенные родители полагают, что применение физических наказаний - это воспитательная мера. Почти половина родителей (45%) наказывают своих детей. Свыше 30% применяют телесные наказания, причем большинство используют достаточно жестокие меры: порку ремнем, избиение. Тех, кто воздействует на ребенка только вербальными способами, оказалось всего 14% (1. с.58). Реально картины насилия над детьми никто не знает, и статистики такой никто не ведет. Безусловно, органы внутренних дел фиксируют факты насилия над детьми, по вопиющим случаям работает прокуратура, но равнодушие людей, проходящих безучастно мимо детских слез, порой поражает.

При этом не следует забывать о том, что способы воспитания устойчиво транслируются из поколения в поколение. Усвоенные в детстве образцы родительского поведения в большинстве воспроизводятся по отношению к собственным детям. Опросы школьников в возрасте от 8 до 14 лет в различных городах России (Саратов, Ижевск, Самара, Казань) показывают, что 57% детей знают о том, что в семьях практикуется практика физического насилия. При этом каждый второй опрошенный школьник оправдывает (!) такое поведение взрослых. И даже сами жертвы - дети не воспринимают насилие в семье должным образом, особенно если речь идет не о побоях, а о ставших привычными родительских скандалах и унижениях. Только 16% юных респондентов готовы обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства (1. с.59).

А ведь физическое насилие далеко не единственная форма жестокого обращения родителей с детьми. В руководстве по предотвращению насилия над детьми (1997) под редакцией М. Д. Асановой выделяется четыре основных типа насилия (2. с.123):

1. физическое насилие -- любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет;

2. сексуальное насилие -- использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;

3. пренебрежение -- хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;

4. психологическое насилие -- хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Например, жертвы изнасилования часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить). Последствия таких ситуаций страшны и не всегда прогнозируемы. Данные российской статистики говорят сами за себя. От 2 до 2,5 тысяч детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 млн несовершеннолетних в возрасте до 14 лет регулярно подвергаются избиению. Почти 2 тысячи - ежегодно кончают жизнь самоубийством. Число беспризорных детей растет в нашей стране, и уже достигло 3-4 млн. (3)

Не менее страшной по своим последствиям является и ситуация с детьми-свидетелями семейного насилия. Дети, ставшие свидетелями такового, например, ситуация с отцом, избивающим мать, переживают «вторичную виктимизацию». Реакции детей на насилие различаются в зависимости от возраста, пола и социальной поддержки, которая им оказывается. Но практически все они имеют склонность к агрессивному поведению. Эти дети испытывают серьезные поведенческие проблемы во взаимоотношениях как со взрослыми, так и со сверстниками. Как следствие, именно подростки - жертвы и свидетели домашнего насилия в первую очередь пополняют ряды несовершеннолетних преступников. А если принять во внимание тот факт, что более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей, а в 30 - 60% семей дети из свидетелей превращаются в объекты семейного насилия, становится очевидно, что насилие представляет собой настоящую эпидемию, распространяющуюся как внутри поколений (во взаимоотношениях между сверстниками), так и на межпоколенном уровне, транслируясь как определенная модель социальных отношений, в том числе и семейных, воспринимаясь подростками как своего рода поведенческая норма.

Опираясь на материалы проведенного нами в 2007-2008гг исследование феномена семейного насилия по отношению к детям, мы провели интервью с 3 психологами, 5 социальными педагогами, 3 медицинскими работниками (врач и 2 медсестры) и 2 инспекторами комиссии по делам несовершеннолетних с целью выявления «болевых точек» в функционировании структур по профилактике и предотвращению семейного насилия. Полученные данные мы попытались классифицировать по типам объяснения причин жестокости по отношению к детям. Результаты можно представить следующим образом.

Практически все участники исследования продемонстрировали крайне негативное отношение к насилию. Объясняют же они жестокость по отношению к детям, во-первых, отклонением от нормы в личностном развитии самих родителей и негативными межличностными отношениями родителей. Второе объяснение - специфика культуры родительства (неготовность к выполнению родительских функций, собственное бессилие и несостоятельность в роли родителей). Третий тип объяснения заключается в самих детях (неуправляемость, сложности переходного возраста, провинности, школьная неуспеваемость и т.д.). Наконец, четвертая группа объяснений связана с объективными социальными причинами (низкая материальная обеспеченность, физическая перегруженность родителей, монородительская семья).

Все объяснительные схемы, предлагаемые специалистами, можно представить в виде своеобразных стереотипов.

Дети - источники проблем . Дети сами провоцируют насилие: если бы подросток вел себя «достойно», его не нужно было бы наказывать. Эта позиция оправдывает насильственные действия взрослых, перекладывая вину на жертву. Однако многочисленные исследования конкретных случаев семейного насилия доказывают, что дети зачастую всякими способами стремятся угодить родителю, отчаянно стремясь предотвратить конфликтную ситуацию. Тем не менее, обидчик все равно найдет повод для агрессии.

Нетипичная семья . Жестокое обращение с детьми объясняется демографическими характеристиками и социальным статусом семей. К таковым традиционно относят неполные семьи (как правило - материнские), в которых довольно высокое эмоциональное напряжение и, как следствие, частые случаи физического наказания. Культурные практики воспитания, транслирующиеся из поколения в поколение. Однако домашнее насилие нередко случается и в «благополучных» семьях. Дело в том, что данные о насилии, происходящем в асоциальных семьях, чаще попадают в официальную статистку, выявляются при бракоразводных процессах, в ходе лишения супругов родительских прав и т.д. Но то, что происходит за стенами просторных квартир и элитных особняков, как правило, остается скрытым от посторонних глаз. Однако, оглядитесь по сторонам, разве вам не приходилось быть свидетелем того, как модная мамаша зло отчитывает свою маленькую дочь, за то, что та нечаянно ступила в грязь новенькими туфлями. Мать снимает обнову и ведет девочку через лужи босиком. А на замечания сердобольных старушек грубо парирует: «Моя дочь, как хочу, так и воспитываю. В следующий раз будет думать». Приходится признать, что от семейного насилия не застрахован никто, независимо от материального состояния, состава семьи и т.д.

Алкоголизм как источник агрессии . Весьма часто корни семейного насилия усматриваются в алкоголизации родителей, т.к. употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение. С данным утверждением трудно не согласиться. Но многочисленные исследования, проведенные специалистами за рубежом, ставят и его под сомнение (4. с.220). Во-первых, известны случаи, когда родители, пройдя курс лечения от алкоголизма, продолжали быть жестокими и агрессивными по отношению к детям. А во-вторых, среди семейных агрессоров немало мужчин и женщин, ведущих абсолютно здоровый образ жизни, не употребляющих ни алкоголь, ни наркотики. Это позволяет утверждать, что сам по себе алкоголь не является причиной насильственного поведения, но используется насильниками в качестве оправдания такового.

Неизбежность зла . Сущность данного представления заключается в утверждении мысли о том, что бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно существовало всегда и везде. Известны типы обществ, где данная форма социальных взаимоотношений даже легитимизирована. Что уж говорить о социальных стереотипах, закрепленных в таких элементах культуры как пословицы, поговорки и т.д. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Европейском регионе от физического насилия ежегодно погибают более 1300 детей. В странах СНГ этот показатель почти в 3 раза выше (5. с.113). А Россия, к сожалению, пока еще находится в числе «лидеров». Это доказывает то, что с проблемой семейного насилия можно и нужно бороться. Проблема не в неизбежности данного феномена, а в низкой эффективности механизмов, в том числе и законодательных по борьбе и профилактики семейного насилия.

Дела семейные … На основе данных, полученных нами из интервью, мы можем сделать вывод о том, что случаи семейного насилия, становящиеся известными обществу, как правило связаны с чрезмерной жестокостью, имеющей ярко выраженные последствия, иногда, связанные с наличием угрозы жизни потерпевшего. Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходит даже до милиции. Сотрудники школы не хотят портить репутацию своего учебного заведения. Врачи и психологи молчат, поясняя свою позицию предельно просто: я оказываю помощь ребенку как медик или как педагог. Родители просто отказываются от своих показаний. Дети терпят физические наказания, полагая, что сопротивляться не имеют права, а, также надеясь заслужить расположение жестокосердного родителя. Социальная ответственность соседей, родственников крайне низкая. Выходит, нет посторонним никакого дела, кто и за что истязает ребенка дома! В ответах наших собеседников четко прослеживается мысль: пока сам ребенок не прибежит, случай жестокости не будет выявлен. Но ведь произойдет это в случае крайней жестокости, да и то, если будет у несчастного ребенка такая возможность. Поэтому самой страшной проблемой, становится уже неоднократно упоминавшееся нами отношение общества к проблеме семейного насилия над детьми. И проблему эту можно обозначить одним словом - БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Таким образом, косвенными виновниками того, что семейное насилие в нашем обществе существует и поныне, являются те, кто своей пассивностью, безразличием, нежеланием вмешиваться в «святая святых», в частную жизнь, гарантируют насильникам, если не открытую поддержку, то, по крайней мере, возможность чувствовать себя в относительной безопасности и безнаказанности. И переломить эту терпимость к насилию в общественном сознании, пожалуй, самая сложная задача.

Вывод: проблему семейного насилия следует рассматривать в социальном контексте, включающем культурные, экономические и психологические факторы. При этом к насилию над детьми приводит не один из факторов, а, как правило, их совокупность, т.е. к насилию всегда ведет комплексное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, семьи и индивидуального уровня. Но все попытки оправдать насильственные действия родителей по отношению к детям, есть не что иное, как способ подвести рациональное обоснование под девиантное поведение взрослых.

Изнасилование – реальная проблема современного общества. Как избежать изнасилования: советы подросткам. Что делать, если вы стали жертвой насильника? Как справиться с эмоциональной и психологической травмой?

Жертва часто знает своего насильника

Взрослые, рассказывая детям о правилах безопасности, предупреждают: берегись незнакомцев, которые поджидают тебя в темном переулке. Но это скорее страшная сказка. В реальности большинство жертв хорошо знают своего насильника. Им может стать друг или даже родственник.

Нет, это не значит, что любой близкий человек – потенциальный насильник. Но если взрослый ведет себя подозрительно: пытается обнять, поцеловать, делает различные намеки – это повод насторожиться. Особенно, если на просьбы перестать взрослый не реагирует или пытается перевести все в шутку.

Взрослые не должны вести себя так с детьми. Оставаться с таким человеком наедине может быть опасно. Однажды он может потерять над собой контроль, особенно если злоупотребляет алкоголем или наркотиками. Чтобы избежать неприятностей, нужно обязательно рассказать об этом родителям, старшим друзьям, школьному психологу – любому взрослому, которому ты доверяешь.

Всегда ли жертва женского пола?

Еще одно популярное заблуждение: насилуют только девочек. На самом деле, мальчики тоже подвержены опасности. По статистике, каждый десятый подросток переживает изнасилование в возрасте до 14 лет. А из десяти пострадавших подростков двое будут мальчиками. Если учесть, что далеко не все жертвы обращаются в полицию, реальные цифры могут быть выше.

Опасность подстерегает мальчиков в раздевалках и душевых спортивных клубов. Насильником может стать и тренер, и парни из спортивной команды. Агрессивные, склонные к доминированию подростки могут воспринимать изнасилование как забавную шутку. И попытаться так «пошутить» с тем, кто им не нравится. Также насилие для них – способ наказать провинившегося, поставить на место. При этом жертва не обязательно совершает что-то действительно плохое, просто поступает не так, как хочется главарю компании.

Девочки подвергаются изнасилованию независимо от их внешнего вида. Бытует мнение, что нападают только на тех, кто выглядит доступно: носит короткие юбки, ярко красится и ведет себя раскованно. Но это не так.

Жертвой может стать даже скромная, тихая девочка, которая никогда не привлекала внимание мальчиков. Особой опасности девочки подвергаются в компаниях, где употребляют алкоголь и наркотики. Насильник может специально подпаивать свою жертву, дожидаясь, пока она опьянеет и не сможет сопротивляться.

Лучший способ защититься – ничего не употреблять и постараться поскорее уйти. Если выпивку предлагает незнакомый парень, и он очень настойчив, нужно позвать на помощь. Нельзя никуда выходить с этим парнем и оставаться с ним наедине.

Девочки рискуют, когда возвращаются домой поздно, в одиночестве идут через пустырь или другое безлюдное место, садятся в машину к незнакомым мужчинам. Чтобы обезопасить себя, нужно всегда рассчитывать свое расписание так, чтобы вернуться домой засветло, идти только по людным улицам, сообщать родителям или друзьям, где ты находишься, чтобы они могли тебя встретить.

Готова ли я к сексу?

Возраст сексуального согласия существует не просто так. Дети и подростки младше 16 лет еще не готовы к сексу. Организм и психика продолжают формироваться. Большинство подростков уверены, что они все знают и готовы к сексу, но в действительности это не так. Не нужно торопиться. Неприятный первый опыт может испортить впечатление и надолго отбить желание заниматься сексом в дальнейшем.

Организм подростка формируется до 18-20 лет . Половые органы, как и любые другие, должны правильно сформироваться. Для девочек ранний секс чреват сбоями менструального цикла, у них могут появиться болезни мочеполовой системы: цистит, киста, эрозия. Мальчики рискуют получить травмы половых органов, трещины и разрывы крайней плоти.

Эмоциональная готовность к сексу так же важна, как и физическая. Первый секс – волнительное и ответственное событие, особенно для девочек. Если подростки начинают заниматься сексом до 16 лет, они, как правило, не предохраняются. Они не могут купить средства контрацепции, а зачастую даже не знают, что ими нужно пользоваться.

В случае беременности или заражения болезнями, передающимися половым путем, подростки переживают серьезное нервное потрясение. Аборт или продолжительное лечение вызывают стыд и чувство вины, страх, что кто-нибудь узнает об этом. Особо впечатлительным подросткам может даже понадобиться помощь психотерапевта.

Если партнер настаивает на сексе , но ты считаешь, что еще рано, не нужно заставлять себя. Секс без четкого согласия – это изнасилование. Секс взрослого с подростком по принуждению – это изнасилование. Не нужно соглашаться на секс, чтобы казаться взрослее или из страха разочаровать своего взрослого парня (девушку). К тому же, даже если все будет добровольно, у твоего партнера могут быть проблемы. Занятие сексом с подростком, не достигшим возраста согласия, уголовно наказуемо.

Не всем взрослым доверяй

Маленькие дети могут пойти за незнакомой тетей, если она пообещает им конфету. На детей постарше такие приемы не действуют, поэтому преступникам приходится быть изобретательными. Они могут попросить о помощи, притвориться больными, инвалидами. Представиться полицейским, работником социальной службы, у них могут быть при себе документы. К таким «спектаклям» преступники готовятся заранее и выглядят очень убедительно.

В любом возрасте нельзя быть доверчивым! Нельзя заходить вместе со взрослым в закрытое помещение, садиться в машину, отдавать ему свой телефон. Даже если этот человек хорошо знаком и твои родители ему доверяют, будь осторожен. Если ты чувствуешь опасность, забудь о правилах хорошего воспитания. Не стесняйся закричать, позвать на помощь, оттолкнуть взрослого. Если он пытается удержать или тащить за собой, нужно попытаться оттолкнуть его.

Можно ли получить удовольствие от изнасилования?

Иногда во время изнасилования жертва может испытать оргазм. Значит ли это, что ей было приятно? Нет. Почему же так происходит? Наша психика устроена таким образом, чтобы в любой опасной ситуации защищать себя. Поэтому тело реагирует на секс оргазмом, чтобы сгладить ситуацию. Физические реакции нельзя контролировать, поэтому не нужно стесняться и думать, что с тобой что-то не так.

Если ты сомневаешься, было ли это изнасилованием, ведь физически тебе было приятно, подумай, хотелось ли тебе этого на самом деле. Как ты поведешь себя, если ситуация повторится? Получил ли твой партнер согласие на секс и если да, чем оно было продиктовано? Может быть, ты его боишься? Или считаешь секс чем-то вроде платы за отношения? Даже если тебе приятно во время самого процесса, секс без полноценного согласия – изнасилование. И отношения с человеком, который принуждает тебя к сексу, если тебе этого не хочется – опасны и неправильны.

Некоторые люди склонны получать удовольствие от боли, их называют мазохистами . Считается, что в этом виноваты их родители, применяющие физические наказания. Дети любят своих родителей и нуждаются в ответной любви. Но если вместо поддержки дети получают наказания, они начинают воспринимать побои, как один из признаков любви.

Выросшие в неблагополучных семьях мальчики и девочки, вступая в отношения и начиная заниматься сексом, хотят от партнера такого же отношения. Если они подвергнутся изнасилованию, то, скорее всего, воспримут его как нечто нормальное и даже приятное.

Насильником может быть их партнер или случайный человек. Такая реакция ненормальна, мазохисты не могут оценить опасность таких отношений и серьезно пострадать. Если ты замечаешь за собой похожие наклонности, тебе нужна помощь. Не бойся поговорить об этом с психологом или родителями. Все, что ты расскажешь, останется между вами, а ты получишь действенный совет.

Нельзя молчать

Жертвы изнасилования часто боятся или стесняются обращаться за помощью. Они боятся, что им не поверят, что преступник не будет наказан, и подобное может повториться. Некоторые не доверяют своим родителям, не хотят общаться с полицией или проходить необходимую медицинскую процедуру. Нужно понимать, что полицейские, врачи и работники социальных служб призваны помочь. Они обязаны задавать неприятные вопросы, чтобы получить полное представление о случившемся и иметь возможность предъявить обвинение.

Побороть стеснение может быть очень сложно. Но доверительный разговор с другим человеком принесет тебе облегчение. Если в твоем окружении нет таких людей, или ты боишься разговаривать с кем-то один на один, позвони на горячую линию для жертв изнасилования. Там работают специалисты, которые обязательно помогут советом и подскажут, как лучше поступить.

Последствия насилия

В результате изнасилования может развиться психологическая травма . Это постоянные кошмары, чувство страха и незащищенности, боязнь отношений.

Последствия изнасилования могут быть разными: от полного отказа заниматься сексом до беспорядочного секса со всеми подряд. Жертва изнасилования как будто перестает чувствовать свое тело, считает его грязным и испорченным.

Иногда, пережив изнасилование, подростки считают виноватыми себя, а насильника оправдывают и сочувствуют ему. Они специально начинают искать отношения с людьми, которые будут относиться к ним грубо и пренебрежительно. Партнер может наказывать, избивать и всячески ограничивать подростка, и он будет думать, что так и должно быть. Это явление называется стокгольмский синдром . Он может влиять на человека и во взрослой жизни, не давать ему возможности построить нормальные отношения.

Жертва тоже виновата?

Виктимблейминг (буквально – «обвинение жертвы») – это перекладывание вины за изнасилование с преступника на жертву. К сожалению, часто ответственность перекладывают именно на жертву. Ее одежда или поведение считаются допустимым поводом для изнасилования. Но это неправильно. Даже если жертва разгуливала с миллионом в руках и буквально напрашивалась на ограбление, суд признает виновным в преступлении грабителя. Так же и с изнасилованием. В нем виноват только преступник.

Даже если тебе кажется, что твое поведение могло как-то спровоцировать насильника, виноват в случившемся только он. Поэтому не бойся обратиться за помощью.

Как избежать изнасилования?

  1. Продумать свои действия заранее . Что ты будешь делать в опасной ситуации? Выучи наизусть номера людей, которым можно позвонить. Если ты живешь с потенциальным насильником в одном доме, поговори со своими друзьями и их родителями. Возможно, они смогут пустить тебя переночевать или найти другой способ помочь. Планируй свое время так, чтобы не возвращаться домой слишком поздно. Носи удобную одежду и обувь, которая позволит тебе быстро убежать. Не рассказывай о себе личные вещи людям, которых ты плохо знаешь, и не размещай ничего личного на страничках в соц. сетях – преступники используют эту информацию в своих целях.
  2. Подумай, куда и как убежать . Проверь маршрут, которым ты обычно идешь в школу и обратно. Насколько он безопасен? Если тебе приходится проходить через дворы, по боковым улицам, идти мимо пустыря, попробуй составить другой маршрут. Лучше идти на десять минут дольше, но держаться подальше от потенциально опасных мест. Если на тебя все-таки нападут, тебе нужно точно знать, как быстро выбраться к людному месту. Преступники не рискнут ничего сделать на глазах у большого количества людей.
  3. Не оставайся наедине . Не оставайся со взрослыми, которому ты не доверяешь, наедине. Из закрытого помещения, например, из лифта, не получится сбежать, поэтому пропусти взрослого вперед воспользуйся другим лифтом. Не поднимайся по лестнице! В домах, где все пользуются лифтом, никто не заметит, если на лестнице на тебя нападут. В подъезде и квартире один на один тоже оставаться опасно. Ты можешь не успеть убежать, а если взрослый значительно сильнее, он может тебя удерживать. Держись ближе к двери или к балкону, чтобы при первой же возможности выйти из квартиры или позвать на помощь. На улице постарайся привлечь внимание прохожих. Даже если они не вмешаются, насильник наверняка испугается и отстанет от тебя.
  4. Обозначь границы допустимого . Если взрослый позволяет себе лишнее, дай понять, что тебе это неприятно. Не позволяй дотрагиваться до себя, не реагируй на двусмысленные шутки и намеки. Любой адекватный взрослый человек поймет, что тебе это неприятно, и прекратит так себя вести. Если он злится, в ответ на замечания начинает вести себя агрессивно, постарайся не провоцировать его и как можно скорее обратись за помощью. Многие педофилы чувствуют свою безнаказанность, если жертва ведет себя покорно. Уверенно скажи, что ты обязательно расскажешь о случившемся. Страх наказания удерживает насильников от преступления.

Помни, что твоя безопасность важнее всего. В любой ситуации не бойся постоять за себя и обратиться за помощью.

Сегодня хотелось бы коснуться сложной, но актуальной темы в жизни современных детей и подростков во взаимоотношениях с их родителями.

Это проблема доверия,
понимания и принятия подростка,
оказание помощи и поддержки в разных жизненных ситуациях.

Порой родители убеждены в том, что знают все про своих детей, а потом почему-то искренне удивляются, когда подросток ведет себя так, как они даже представить не могли.

Если доверие к родителям не сформировано, то в подростковом возрасте обостряется недоверие и отстраненность от родителей.

Уважаемые родители, не будьте слишком самоуверены в том, что хорошо знаете своих детей. Ведь, если честно, вы и сами себя не так хорошо знаете, как и своих детей. Поэтому не стройте иллюзий, а примите этого растущего человека как целый отдельный неизведанный и неповторимый мир. Именно поэтому так важно поддерживать с ребенком доверительные и теплые, а не контролирующие отношения.

Поверьте, в первом случае Вы будете знать гораздо больше, даже если Вам кажется, что Вашего ребенка подменили. Для ребенка дом должен быть уютной крепостью, куда можно прийти, несмотря на все казусы и ситуации. Отойти, отогреться и идти с новыми силами познавать мир и строить отношениями с другими.

А теперь хочу обратить внимание на то, что может умалчиваться вашими детьми. Как бы печально это не звучало, дети часто умалчивают о применении к ним насилия со стороны сверстников, учителей или других людей. Видов насилия несколько, обратим здесь внимание на физическое, эмоциональное и сексуальное.

1. Если ребенок подвергается физическому насилию со стороны сверстников и окружения, то это можно заметить по синякам, ушибам, царапинам или более выраженным повреждениям тела. При этом дети могут ссылаться на случайность травмы.

Обратите особое внимание на взгляд и поведение ребенка, когда заметите подозрительные ушибы, особенно на его реакцию на резкие движения, на открытость-замкнутость взгляда и состояния. Также обратите внимание на то, с кем он общается и как он это делает, на фразы, жесты, выражения.

2. Если ребенок подвергается психологическому или эмоциональному насилию , могут происходить изменения в критичности взгляда на себя, свою внешность, свои способности. Весомость оценки близкого окружения может измениться, могут наблюдаться навязчивые желания совершенствоваться и быть похожим на определенных героев.

При этом критичность может проявляться как в самобичевании, так и в выраженном превосходстве. Существуют опасные группы в Интернете, которые путем психологического давления могут довести ребенка и до самоубийства. Обращайте внимание на изменения в эмоциональном состоянии ребенка, не списывайте все на особенности возраста.

Но это не значит, что следует включить тотальный контроль. Только добром и лаской можно узнать, что творится у ребенка в душе, для этого он должен Вам доверять.

3. Если ребенок подвергается сексуальному насилию , то, помимо самой травматичности события как такового, это еще и считается очень стыдным, поэтому подростки могут обвинять себя в том, что дали повод для этого обращения и отношения.

При малейшем подозрении окружите ребенка мягкой заботой и непринужденным вниманием, ведь часто им хочется спрятаться от всего мира, «отмыться» и отгородиться от этой «грязи».

Кстати, сексуальное насилие детей и подростков заключается не только в непосредственном половом акте с проникновением, но и в любой форме откровенных прикосновений, растляющих разговоров, демонстрации видео или фото- материалов со стороны взрослых. Поэтому, если ребенок говорит, что у них озабоченный учитель, стоит лишний раз проверить адекватность данного педагога.

Говорить о любых сексуальных домогательствах больно, найдите в себе мужество бережно спрашивать и давать уверенность ребенку в том, что никто не имеет права его трогать ни при каких обстоятельствах. Защитите своего ребенка и его личные права, ни в коем случае не унижайте и не оскорбляйте подростка. Даже если он или она носят вызывающую и откровенную одежду, это их этап взросления, не имеющий ничего общего с похотливыми мыслями и поступками со стороны взрослых.

Помогите своему ребенку, с одной стороны, не бояться жизни,
а с другой стороны, создайте условия и уверенность:
несмотря на все преграды и лишения,
родительский дом - это надежная крепость и опора в жизни.

И если нужно будет защитить своего ребенка,
то у него не должно быть сомнений, на чьей стороне Вы!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: