Что толкает подростков к жестокости. Классный час (9 класс) на тему: «Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью»


Одной из проблем современного общества является подростковая жестокость , которая порой приводит к страшным последствиям. ТопГород попробует разобраться, где рождается жестокость подростков и что делать, чтобы ребенок вырос добрым и человечным.

Все чаще мы можем наблюдать подростковую жестокость по отношению как к людям, так и к животным . Ежегодно случаи проявления агрессии и жестокости подростков учащаются. Избиение сверстников, издевательство над животными, ругань с близкими и так далее - все эти действия могут перерасти в настоящие преступления.

Причины, которые порождают в ребенке жестокость, могут быть разными . Самые главные из них кроются в семье и в обществе. Подростковая жестокость появляется в неблагополучных семьях, окружении подростка, в школе. Немалое влияние оказывают также средства массовой информации.

По словам социологов, за последнее десятилетие характер общения подростков между собой кардинально изменился. Девочки стали более жестокими, чем мальчики . В школах все чаще можно встретить хамство и неуважение. Подростки не стесняются «посылать» друг друга по поводу и без повода, считая такое поведение вполне нормальным.

Причин хамства подростков несколько: заниженная самооценка, подражание старшим либо бедный словарный запас . Особенно жестокими и злобными являются подростки, самооценку которых подавляют дома. Поэтому такими же методами ребенок пытается завоевать авторитет.

Со временем подростковая жестокость превращается в норму. Подросток уже не видит другого способа завоевать уважение сверстников, кроме как хамить, издеваться и драться.

«Культ жестокости» процветает в современных школах . Часто подростковая жестокость проявляется, когда подростки объединяются в группы. Такое объединение является социально опасным, ведь для таких подростков нет ничего невозможного, они готовы сметать все на своем пути, превращаясь в итоге в преступников.

По результатам исследований, подростковая жестокость зависит от состояния матери после родов . Чем дольше мать пребывает в послеродовой депрессии , тем больше вероятности того, что ребенок вырастет жестоким. Также стимулятором жестокости подростков является одиночество. В семьях, где родители заняты работой, личными отношениями, где их часто не бывает дома, ребенок растет без общения и внимания. Он не умеет спорить, проигрывать, соперничать. Единственный правильный способ победить соперника - это подавить его. Эту же стратегию в достижении желаемого результата выбирают дети, которым ни в чем никогда не отказывали.

Подростковую жестокость может спровоцировать любое слово родителей, учителя или сверстника . Выросшие в неблагоприятных семьях дети очень редко становятся нормальными людьми. Их озлобленность и агрессивность с каждым годом будет лишь увеличиваться. Так и появляется подростковая жестокость. В результате ребенок может либо пойти по преступному пути, либо по пути своих родителей, выстроив свою жизнь по их примеру.

Подростковая жестокость таит в себе огромную опасность . Множество страшных преступлений совершают именно подростки. Только мы можем помочь детям стать нормальными людьми, которые знают, что такое любовь, доброта, милосердие и уважение, подарив им заботу, внимание и любовь.

«Детская жестокость, причины и профилактика»

Выступила: Шмырева Людмила Александровна

Форма проведения : круглый стол

Участники : замещающие родители

Проблема подростковой жестокости становится одной из самых
актуальных. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди детей. Школьники избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет, доводят одноклассников до самоубийства, оскорбляют прохожих, учителей и родителей.
Если не так давно для большинства подростков было нормой раскаяние за содеянное и понимание, что они причинили своим жертвам боль физическую и моральную, то сейчас все наоборот - наблюдается тенденция к тому, что подростки не осознают свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой.

К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.

Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере.

Формы проявления жестокости

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная.

Целенаправленная - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и педагогам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»).

У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников, или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Особенности жестокого поведения детей и подростков:

1. Жертвами агрессии часто становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Жестокость часто возникает без реального повода.

4. Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимают устойчивые формы. Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).

Причины детской жестокости

Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.

Неблагоприятные условия в семье

Специалисты и детские психологи по всему миру пытаются выяснить причины возросшей агрессии у детей и приходят к тому, что именно в семье в первую очередь происходят процессы, способствующие формированию озлобленности ребенка. Как ни парадоксально, зачастую ее причиной становится «слепая» родительская любовь.

Если, например, старшие оберегают и опекают свое дитя, не видя в нем личности и не уважая его индивидуальность, в душе ребенка зарождается желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему. И на этом пути он/она зачастую совершает акты агрессии по отношению к окружающим. Чтобы избежать подобной ситуации, давайте ребенку право выбора, обеспечивайте ему личное пространство, но не теряйте родительского контроля.

Другим опасным порождением «слепой» родительской любви является вседозволенность, которую не могут оправдать никакие аргументы. У ребенка появляется чувство безнаказанности. Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения.

Жестокость у детей может проявляться если:

1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

2. Не следят за местонахождением детей.

3. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

4.Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.

Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.

Влияние сверстников

Еще одна из причин жестокости – друзья. Дети копируют поведение друг друга, посему влияние более сильного духом ребенка может сказаться на поведении. И не всегда это бывает хороший пример. Для того чтобы избежать такой ситуации, следует больше времени уделять своему ребенку и понять его интересы.

Родители могут записать ребенка в секцию, которая его интересует, где у него появятся новые друзья и более положительные примеры для подражания.

Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть. Что с этим делать? Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость – это «не круто».

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Страх несостоятельности;

Потребность самоутверждения;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

Получить самоудовлетворение от жестокого обращения.

Мы говорили в предыдущих слайдах о подростковой жестокости, но давайте каждый из нас задаст себе вопрос, откуда берется жестокость у детей? И я думаю, что вы со мной согласитесь, что проявление жестокости мы наблюдаем с вами у детей с раннего возраста.

У детей в дошкольном возрасте может быть обусловлено рядом факторов:

- Любопытство и непонимание .

Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки . Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых – вложить в него эти знания.

- Подражательство.

Малыши изучают не только окружающий мир, а еще разные модели поведения, дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр.

- Компенсация и месть .

Часто взрослые замечают, что ребенок «наказывает» свои игрушки. Он ругает их за те или иные «поступки» либо черты характера, может применять к ним физическое наказание. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему или так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками.

- Протест.

Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей.

- Желание быть как все.

Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все.

- Семейная модель поведения .

В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения.

- Выброс энергии.

У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться. Если вы замечается у своего ребенка такую тенденцию, запишите его на занятия в бассейне или тенниса.

Главным помощником и проводником ребенка в большом мире по-прежнему остаются родители. Именно на их плечи ложится груз ответственности за психологическое здоровье детей. Конечно, взрослым приходится много работать, чтобы обеспечить финансовое благополучие, у них соответственно остается гораздо меньше времени на близкое общение с чадом. Но как бы, ни было тяжело, ребенку надо уделять его долю внимания, иначе последствия могут быть самыми плачевными.

(Просмотр видеоролика «Чучело»)

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

С раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире.

Показывайте пример своим поведением. Родители – единственный бесспорный авторитет.

Говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.

Рассказывайте ему о животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг.

Рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других.

Найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя (спорт, игры, творчество и другое).

Показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте детскую музыку.

Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!»

Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность

жестокостью.

Читайте и обсуждайте с ребенком книги. Сочиняйте сказки сами вместе с ребенком.

Формируйте способность к сочувствию и сопереживанию.

В семье должны прекратиться физические наказания.

Корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем

занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время

просмотра телевизора и компьютерных игр.

Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не

оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в

собственной несостоятельности и беспомощности.

Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет

дать выход накопившейся энергии и получит возможность

самоутвердиться и чего-то достичь.

Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, редко бывают жестокими.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего, нужно успокоится, не паниковать и не выискивать в ребёнке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить её без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребёнка – это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

Не игнорировать . Не закрывать глаза на жестокость ребёнка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребёнка могут стать необратимыми.

Выяснить причину . Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и отстранить.

Дать негативную оценку. Застав ребёнка на «месте преступления», следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять – его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

Педагогически наказать. Каждое недопустимое действие ребёнка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогические оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного. Вид наказания выбирается от тяжести проступка.

Проанализировать стиль семейных отношений. В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребёнка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлениями агрессии.

Уделить достаточно внимания. Ребёнку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы, быть родителями такого замечательного ребёнка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребёнку просто необходимы мнение или совет родителей.

Объяснять. Маленький ребёнок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно всё объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

Хвалить. Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребёнка. Это сформирует у него чёткое представление о том, что быть добрым, чутким – хорошо, а жестоким, злым – плохо.

Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом. Иногда ребёнку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксёрской грушей; скомкать, выбросить, разорвать, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев.

Набраться терпения. Детская жестокость – проблема серьёзная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребёнок поймёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Список используемой литературы

    Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.

    Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

    Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

    Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.

    Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21

    Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М. «Просвещение»,1997г.

    Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.

    Научно-методический журнал №4. Классный руководитель. М. «Педагогический поиск».2011.

    Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.

Многие родители школьников не понаслышке знают, что детская жестокость — это факт, и защищать детей иногда нужно… от самих детей… но иногда защищать от детей нужно и взрослых.

Сегодня речь пойдет о жестокости и насилии, осуществляемыми подростками в отношении своих сверстников и даже взрослых людей. В частности мы поговорим об агрессивных и жестоких подростках в России. Что движет детьми, избивающими до полусмерти, а иногда до смерти себе подобных? Почему почти всегда не действуют никакие меры по пресечению противоправных действий маленьких нелюдей? Почему бездействуют родители жестоких школьников, подростков?

Случаев избиений, причинений вреда здоровью средней и тяжелой степени, даже убийств, совершенных несовершеннолетними детьми — сегодня гораздо больше, чем раньше, чем, например, 10-20 лет назад. Кто-то говорит о том, что просто раньше это все не выставлялось напоказ, что школьники были жестоки всегда, что раньше агрессия забивалась внутрь и выходила в иной форме и т. д.

Но это все неправда: сегодняшнее юное поколение очевидно более агрессивно, неуправляемо, зло, кровожадно.

«Дети (на вид им по 12-13 лет) избивают девочку.

На кадрах видно, что она сидит одна за последней партой, и в это время ее атакуют сразу несколько одноклассниц. Жертву нецензурно оскорбляют, бьют, таскают за волосы, ударяют головой о парту и рвут на ней одежду». 2013 год:

2014 год. Жестокое избиение девочки одноклассницами. Программа «Пусть говорят « :

А это 2016 год. Избиении 16-летней сироты ровесницами-однокурссницами в общежитии Карсунского технологического техникума:

Названия видео, выдаваемые Ютубом на запросы о жестоких школьниках поражают откровенностью ужаса и сухостью констатации фактов творимого (словно речь о сломанных игрушках, а не о жизнях), сводки боевых действий:

«В Караганде школьницы убийцы предстали перед судом

Подруги убили школьницу в Сибири из-за парня

Компания подростков избили и изнасиловали 13-летнюю девочку

Школьник зверски избивает и оскорбляет пенсионерку!!!

Дети надругались над девочкой в лагере «Прометей», мать жертвы в шоке

Школьницы избили девочку-инвалида

Родительское собрание закончилось избиением учительницы»

и т. д.

Многие помнят советский фильм «Чучело» 1983 года. И тогда была жестокость среди школьников, вообще детская жестокость — явление вечное… Конфликт между новой ученицей и агрессивной стаей класса основывался на том, что Лена («Чучело») была чудаковатой, вместо реакции на издевки улыбалась в ответ, что еще больше раздражало ее ровесников, девочка им казалась совсем непонятной.

Подростки — это максимализм, гормоны, агрессия, неумение управлять собой, эффект стаи в совокупности с отсутствием «тормозов», лояльности, трезвой разумности, терпения. Все это очень активно провоцирует юных людей с несозревшей психикой на противоправные и жестокие действия по отношению в себе подобным и к миру в целом, на самоубийства. Естественно, что дело не только в психологических и физиологических перестройках детей, но и во влиянии окружающей среды, в воспитании, поведении родителей, учителей, характере самих детей.

Есть же подростки, которые и в сегодняшнем бушующем мире остались добрыми, чуткими, несмотря ни на что, а есть и те, кто имея вроде бы нормальных родителей — становятся злыми и неуправляемыми. Но в большинстве случаев жестокие дети — продукт воспитания и отношения таких же родителей, либо бездействия родителей.

Издевающиеся над ровесниками школьники — это в основном не несчастные, забитые, непонятые, травмированные, это капризные, избалованные, распущенные дети. Их нельзя сравнить, например, с психически травмированными детдомовцами, отыгрывающимися от обиды на слабых. Те дети, которых мы видим на видео (избиение школьников — сторона проявления агрессии) — будто звери, проявляют жестокость неистово и одновременно осознано, волчья стая, догрызающая жертву.

Сложно представить этих подростков в обычной жизни адекватными, спокойными, психически нормальными, но парадокс в том, что таких детей среди школьников очень много, и часто все решает именно стадный рефлекс, когда все на одного — по одиночке из них редко кто решается бороться с жертвой. Действует цепная реакция и человек уже не принадлежит себе — он становится частью агрессивной банды, где задают тон лидеры, а те кто на вторых ролях разжигают зло.

Сегодня «Чучело» происходит уже в каждой школе, почти в каждом классе и в намного более жестоком формате. Все непонятное, чудаковатое является красной тряпкой для разъяренных подростков (и не только для подростков), оно ставит в положение зябкости бытия, ощущения, что дураки здесь не те, кто чудаковатые, а те, кто не могут их понять — это выводит из себя импульсивных несозревших людей.

Кроме выше обозначенных причин — самая страшная причина — просто так.. , это немотивированная агрессия, подростки сами не знают, почему поступили так или иначе.

Как сказала Ксения Стриж в одной из передач по теме:

«Подросток сам по себе он ничего из себя не представляет. Они и общаться-то не умеют, кроме «Ок», смайликов и т.д., а вместе они сила, стая. Будьте готовы к тому, что однажды в вашего милого зайчика, пупсика вселится бес и он станет неуправляемым».

Сложно поверить, глядя на первоклашек, что они в будущем будут способны на необузданную агрессию..

В детей действительно будто вселяется бес — после инцидента их спрашивают «Зачем вы это сделали?» — большинство как под копирку отвечают, что сами не знают, зачем, действовали по наитию, ничего внятного сказать не могут.

Причем, заметьте, случаев, когда один школьник нападает на кого-то даже беззащитного - единицы, и как правило если и нападает в одиночку, то на того, кто несравненно слабее - на ребенка, на старушку. Гораздо больше ситуаций, когда «банда» атакует и заклевывает жертву.

Что это: вымещение комплексов, самоутверждение или просто животный инстинкт, примитивное копирование поведения взрослых или все вместе - неясно, потому что и сами дети отмечают, как было сказано выше, что не контролируют себя в моменты нападений.

Чаще всего выбирают в качестве жертвы того, кто слабее, того, у кого нет союзников, того, кто не похож на других, инвалидов, пожилых, детей-сирот, из неблагополучных семей.

И еще одна самая неожиданная причина такого поведения школьников: Интернет и соцсети.

Во-первых, постоянно озвучиваемые в СМИ случаи избиения, убийств и преступного поведения детей рождает новые всплески подобного поведения среди увидевших это ровесников. Видео, выкладываемые в Ютуб и соцсети — провоцирует школьников на копирование всего этого, начинает работать цепная реакция, по сути — распространение вируса через сеть.

Поверьте, если бы не было Интернета (чего, конечно, невозможно в принципе на сегодняшний день) — жестокости, именно детской, было бы в разы меньше. Случаев самоубийств было бы в разы меньше. Есть такой эффект Вертера, когда самоубийство, освещенное в СМИ провоцирует новые случаи самоубийств по сценарию первого. Так же происходит и со случаями избиения, убийств, издевательств, снятых на видео.

И еще об одном моменте дурного влияния Интернета: вот эти заголовки «Девочка избила одноклассницу за удаление из друзей в соцсетях», «13-летнего мальчика зарезали за оскорбление в соцсетях» и еще много других конфликтов начинаются именно с соцсетей. До чего мы дожили: дети убивают друг друга из-за ерунды в виртуальной реальности, которая уже стала реальнее любой реальности..

По сути — нелепая и немотивированная агрессия, что еще больше ужасает: даже не взрослые, а дети как спички вспыхивают беспричинно злобой, желанием убить за глупость. То есть общество в секунду может стать толпой, которая способна растерзать любого, даже не понимая, за что — и вот это тренируется с детства.

Вот именно из-за такой нетерпимости и агрессии по отношению к чуть не таким как все и необходима инклюзия, необходимо воспитание родителей прежде всего. Инклюзия, конечно, не решит в мгновение проблем, и общество еще не готов к таким переменам, но начинать нужно, иначе жестокость будет только набирать обороты. Сложно представить, что сделают с ребенком, у которого физические или психические отклонения, подростки, находящиеся в взвинченном состоянии и не привыкшие к проявлению чуткости, к чужой боли, холодные, эгоистичные и равнодушные.

Как говорится — «безнаказанность рождает вседозволенность»: детская жестокость тем опасна, что почти никакого наказания для лиц, не достигших 16летия, иногда 18летия - не бывает.

««Почему дети жестоки?» - этот вопрос социологи задали школьникам г. Усинска. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых - от 13 до 18 лет.

Выяснилось, что:

56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.

Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.

76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.

Как защитить себя от издевательств?

45 % - только обратившись за помощью к взрослым; 40 % - с помощью драки или оружия; 4 % - откровенно поговорив с обидчиком; 11 % - считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города».

К сожалению, только меньше половины детей и только в одной школе обратились бы за помощью к родителям, учителям… О чем это говорит? О том, нет доверительных отношений у детей с педагогами, мамами, папами, что дети, становящиеся изгоями - часто из неблагополучных семей или просто не сильно нужны родителям.

А что бывает и что теоретически может быть за избиение детьми ровесников (не будем об убийствах)? Теоретически можно было бы привлечь по ст. УК РФ: 116 (Побои), 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (Умышленное причинение вреда здоровью средней степени), 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), 117 (Истязание - систематическое избиение, издевательство). Но почти всегда школьники освобождаются от ответственности по причине недостижения совершеннолетия и ненаступления возраста уголовной ответственности - в 90 % случаях отказ от возбуждения уголовного дела именно по этой причине.

Сделанные мед.экспертизы и прочие доказательства, потраченные силы на то, чтобы наказать обидчиков ребенка - очень часто остаются без плода. А что же можно сделать? Конечно, за ребенком нужно лучше смотреть - чтобы он не стал ни жертвой, ни участником стаи, ведь ни то, ни другое не бывает спонтанным - всегда есть предвестники, и то, что ребенок избивает или ребенка избивают - следствия равнодушия родителей в том числе.

Можно привлечь руководство школы за произошедший инцидент, можно требовать компенсацию за лечение и причиненный моральный вред - в большинстве именно этого и добиваются родители пострадавших детей. Крайне мало ситуаций, когда именно детям назначали хоть какое-то наказание, условный срок был за убийство…

Но главное все-таки - ведь чем чаще случаются подобные инциденты - тем больше всем наплевать на это, общество привыкает, привыкает школа, учителя, дети, родители. Выживать в современном мире по волчьим законам маленькие люди учатся с детства и часто самостоятельно. Это следствие и глобализации, урбанизации, роста городов, населения, и тому, что люди стремятся отчаяннее купить квартиры, приобрести материальные блага, заработать кучу денег, а не посвятить время детям, семье.

«Если подросток жесток, надо искать сбой в семейных отношениях»

Жестокость подростков бывает разовой – так они познают мир, проверяют границы дозволенного. И такие случаи взрослые не должны оставлять без внимания. Если же жестокость становится регулярной, причины надо искать в семейных отношениях, считает Петр ДМИТРИЕВСКИЙ, семейный психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета:

— В последнее время средства массовой информации активно освещают пугающие инциденты, действующими лицами которых становятся подростки. Частота появления подобных материалов в СМИ ясно свидетельствует взрослому миру, что пускать на самотек развитие подростков достаточно опасно. Этот неспокойный возраст чрезвычайно неудобен для нас, поэтому желание взрослых отойти в сторону и дать подросткам как-то самим «перебеситься», чтобы затем принять их в наше достойное общество зрелыми и уравновешенными личностями, вполне естественно.

Но, похоже, без нашего участия процесс взросления может идти по какому-то поврежденному пути. Взрослому миру, быть может, не стоит включаться в жизнь подростков всем составом, но делегировать подготовленных к решению подростковых проблем родителей, педагогов, социальных работников и психологов, специализирующихся на подростковом возрасте – задача вполне посильная.

Причин подростковой жестокости может быть несколько. Мы все очень разные, поэтому каждый случай требует отдельного изучения. Бывает, что человек проявляет агрессию к кому-то из родственников, знакомых или животных разово. Такое поведение может быть частью его «исследовательской работы». Задача подросткового возраста – проверка границ этого мира, рамок дозволенного, проверка устойчивости общества и конкретных взрослых, установление причинно-следственных связей между явлениями. Из этого же интереса маленький ребенок может, к примеру, начать отрывать крылья бабочке. Здесь нет целенаправленной «аморальной» жестокости, есть любопытство, перед которым может временно меркнуть сочувствие, сострадание. Если взрослый столкнулся с такой ситуацией, ему важно оставаться устойчивым, не использовать детский стыд или страх отвержения как основную воспитательную стратегию. Наши привычные реакции типа «Как ты мог так поступить?» или «Раз так – ты не мой сын» вряд ли приведут к тому, что подросток станет более бережным к другим людям. Скорее, наоборот, породят бунт, протест или неуверенность в себе. Понимая потребности возраста, важно дать подростку четкую, но не унизительную обратную связь: рассказать о своей боли, злости, растерянности.

Исследование границ своего «я», научение способности постоять за себя, стремление к безопасности может также проявляться в разовых, ситуативных проявлениях жестокости. В этом случае необходимо предложить подростку другие формы обращения со своей агрессией: регулярные занятия спортом, посещения секций единоборств, участие в командных спортивных играх. В таких условиях дух борьбы, азарт, конкуренция облекаются в формы, которые, с одной стороны, приемлемы для общества, с другой — соответствуют задачам развития психики.

Третий аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что, во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу», во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека — механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.

Идеальным родителем быть невозможно. Все мы, взрослые, несем в себе последствия ошибок наших собственных родителей, несем последствия травм, полученных в детстве от сверстников и учителей, проживаем последствия природных или общественно-политических катаклизмов. Поэтому, естественно, некоторые наши слова или действия являются травматичными для наших детей. Здесь важно не «проваливаться» в вину и не отчаиваться, а узнать, понять ошибки, которые мы допустили, и с помощью специалистов найти способы их исправления. Если подросток демонстрирует многократное, намеренно жестокое поведение, в первую очередь принять меры должны окружающие его взрослые: во-первых, родители, во-вторых, педагоги и специалисты.

Родительская жестокость может иметь самые разные формы. Конечно, физические наказания, насилие в семье являются частной причиной воспроизведения такого поведения ребенком в подростковом возрасте. Ответить жестокому отцу ребенок не может, напряжение копится и возрастает, происходит смещение объекта, и вместо отца сдачу получают все слабые, кто попадается под руку: учащиеся младших классов, «ботаники», старики, животные.

Однако, следует иметь в виду, что жестокость может проявляться неосознанно и во вполне благополучных семьях в виде игнорирования природных потребностей ребенка. В младенчестве травма может возникнуть, если ребенок кричит, а мама очень долго не подходит, не реагирует. В более позднем возрасте травматичным может оказаться запрет или жесткое осуждение исследования окружающего мира: мама может проявлять чрезмерный страх или косвенно обвинять в предательстве ребенка, проявляющего интерес к чему-то или кому-то помимо мамы. Проходит время и важнейшей потребностью ребенка становится создание какого-то своего продукта: ему нужно что-то нарисовать, слепить, исполнить. В этот период жестоким будет высмеивание, осуждение ребенка. Казалось бы, что тут страшного — ребенка же никто физически не наказывает? Однако с точки зрения закономерностей развития психики, повторяющиеся травмирующие слова и оценки могут наносить существенный ущерб. Если такие вредные воспитательные стратегии в семье практикуются систематически, ребенок постепенно научается быть нечувствительным не только к собственной боли, но и к боли другого человека.

При обнаружении жестокости у подростка необходимо обратиться к семейным психологам и вместе придумывать, как перестроить систему взаимоотношений в семье, чтобы в ней учитывались жизненно необходимые потребности друг друга. Понимаю, что обращение за внешней помощью всегда связано с некоторым смущением: вот все поймут, что у нас проблемы, и осудят. Но профессиональный психолог не будет требовать ни от кого совершенства, не будет искать виноватого. Его задача – построить доверительные, уважительные, безопасные отношения с каждым из членов семьи и предложить свою помощь в совместной работе по исправлению ошибок и построению в семье диалога. Если подросток получает навык прямого озвучивания своих потребностей, если в семье становится принято обсуждать, а не игнорировать проблемы, принято просить прощения, если кто-то неправ, принято замечать друг друга, то и причин для проявления жестокости будет со временем становиться все меньше и меньше.

Если говорить о реакции на жестокость на уровне социальных институтов, то навыку видеть и понимать другого подростки могут научиться в ходе мероприятий, проводимых в рамках восстановительного подхода в социальной работе. Примером таких мероприятий является встреча лицом к лицу правонарушителя и потерпевшего в ходе судебного разбирательства – восстановительное правосудие. К сожалению, на сегодняшний день наша система реагирования на правонарушение построена таким образом, что основной акцент делается на отношениях между государством и правонарушителем. Государство решает, какое наказание применить, нарушитель ищет аргументы в свое оправдание. Важнейший участник события – жертва – оказывается практически выключен из общего процесса. Благодаря распространению восстановительных программ оказывается возможной встреча непосредственных участников инцидента, жертва получает возможность рассказать своему обидчику о своем страхе, стыде, обиде, злости. Подросток, проявивший жестокость, отвлекается от борьбы с государством и получает возможность увидеть другого, понять, прочувствовать его переживания. Опыт показывает, что рецидивы в таких случаях происходят гораздо реже, чем при традиционной карательной процедуре.

Имеет ли эта жестокость те же причины, что и потрясшая всех череда подростковых самоубийств? Притом, что у каждого из этих двух явлений есть своя специфика и свои особенности, в корне обоих лежит жестокость. Просто в одном случае эта жестокость направлена в сторону другого человека, а в другом — в сторону самого себя. В обоих случаях необходимо рассматривать, был ли в опыте подростка длительный опыт жестокости, направленной на него со стороны окружающих людей. Еще раз подчеркну, что, во-первых, жестокость может проявляться не только в виде физических наказаний, но и в форме игнорирования жизненно важных психологических потребностей, и, во-вторых, родителям и педагогам в этом случае нужно заниматься не столько самобичеванием, сколько конструктивным поиском новых форм взаимодействия с подростком, способов скомпенсировать допущенные осознанно или неосознанно ошибки, не стесняться обращаться к психологам, специализирующимся на подростковом возрасте.

Почему подростковая жестокость стала таким распространенным явлением в последнее время? В чем истинная причина проявления злости и агрессии? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Это может быть и негативное воздействие СМИ, попытка самоутвердиться или желание показаться «крутым». Любые родители обеспокоены тем, как вырастить ребенка достойным человеком, и как суметь его оградить от проявлений жестокости других.

Опасные источники

Семя зла может быть посеяно как дома, так и в семье подростка. Попав в благодатную почву сложившихся обстоятельств, нежная детская психика не всегда может самостоятельно справиться с негативным воздействием. К сожалению участились случаи, когда подростки снимают на телефон сцены избиения, и выкладывают видео в социальных сетях. Следует отметить, что девочки порой проявляют агрессию в более жесткой форме, чем мальчики. Известно немало подобных случаев с весьма печальными последствиями.

Из–за нехватки жизненного опыта и отсутствия ответственности за свои действия, подростки не понимают, что подобное поведение – путь в никуда. Сегодня компания наглых юнцов издеваются над животными, над теми, кто не может дать отпор, а завтра вполне могут попасть на скамью подсудимых.

Отсутствие страха плюс безнаказанность – опасное сочетание, которое рано или поздно может привести к совершению какого–либо преступления. Родителям не следует забывать о том, что нехватка общения с собственным ребенком является камнем преткновения.

Мать и отец вечно заняты, нет времени выслушать, помочь, посоветовать. Но случается и такое, что злобное поведение бывает присуще и «залюбленным» отпрыскам. Такие баловни судьбы просто реально не понимают, что могут понести наказание.

Привыкнув к тому, что родители их всегда прикроют, это лишь придает им силы. Дети ничего не забывают, выплескивая свою жестокость на других. Это следствие обиды и недополученного внимания от своих родителей. В неблагополучных семьях ребенок сам часто подвергается насилию в собственном доме. Таким образом он обретает заниженную самооценку и неуверенность в себе. Поэтому, на улице, будучи в окружении сверстников такой ребенок стремится к самовыражению через драки и издевательства. Так он компенсирует свое подавленное состояние в семье, завоевывая авторитет жестокими поступками и хамской манерой общения.

Почему процветает «культ злобы»

Есть огромное количество фактов, подтверждающих то, что и в абсолютно нормальных семьях вырастают озлобленные дети. Так что семейное благополучие не дает никакой гарантии того, что ребенок сможет протянуть руку помощи ближнему. К сожалению, в большей степени вина лежит на школьном воспитании. Далеко не каждый учитель пойдет на выяснение достоверной причины конфликта среди учеников своего класса. Характер ребенка начинает проявляться еще в раннем возрасте. Классному руководителю легко определить, кто из учеников является лидером, кто является «мальчиком для битья», а кто часто проявляет агрессию по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит игнорировать накаленную атмосферу в классе.

Известны очень грустные последствия того, как может закончится травля ученика одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Своевременным вмешательством можно спасти детскую жизнь. Многие подростки находятся на грани самоубийства, ощущая себя изгоями. Травля совершенно неприемлема, это из ряда вон выходящая ситуация. Нужно приложить все свое педагогическое мастерство, чтобы исправить положение. Когда дети видят, что никто не обращает внимания на жестокое обращение, издевательства становятся более изощренными. Необходимо как можно чаще собирать класс для разъяснительной беседы, постараться найти общие интересы и точки соприкосновения. Часто подобный контроль дает весь положительные результаты.

Самое важное – донести до сознания, что виноваты в данном конфликте и безучастные одноклассники. Они являются соучастниками, молча наблюдая и бездействуя. Важно быть для детей примером, а не читать долгие нравоучения. Подростки уважают взрослых, которые готовы прислушаться к их проблемам, не требуют ходить по струнке, не превышают полномочия при наказании. Активная работа гормональной системы в требует выхода энергии. Нужно направить ее переизбыток в правильное русло, например, на поход в спортивный зал. Считаться с мнением других подростку пока трудно, но возможно при умелом подходе.

Как определить, что ребенок – жертва

Стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, когда он возвращается из школы. Обращать внимание на малейшие, незначительные детали и перемени в привычном поведении. Любая мать заметит, если вдруг у подростка пропало желание ходить в школу, иногда приходит в порванных вещах, резко пропал аппетит – явные признаки наличия проблемы. Необходимо поговорить по душам. Понятно, что вывести его на подобный разговор будет очень непросто. Не во всех семьях присутствуют доверительные отношения. Необходимо с малых лет показывать своему сыну или дочери, что родители – самые надежные и лучшие друзья.

В подобной ситуации конфликта ребенка с окружающими будет значительно легче вместе найти выход. Если подросток не хочет делиться, нужно постараться проявлять осторожность и доброжелательность. Не нужно выпытывать информацию под давлением. Покажите, что вы целиком и полностью на его стороне. Возможно, тогда он найдет нужным раскрыться, попросить помощи.

В данном случае ребенок опасается, что своими откровениями с близкими лишь усугубит свою тяжелую ситуацию. Ему кажется, что это признак слабого характера – рассказать обо всем родителям. Необходимо убедить, что это совсем не так.

Вместе вы сможете выбрать вполне адекватное решение, найти правильный выход из конфликта. Не насмехайтесь над детскими проблемами, говоря, что это ерунда. Таким отношением можно сильно обидеть ранимую юную душу. В последнее время новости буквально переполнены материалами о случаях проявления повышенной агрессии у . Обилие компьютерных игр с элементами расправы и насилия не лучшим образом отражаются на детской психике. Огромное количество подростков пытались покончить жизнь самоубийством после их избиения одноклассниками. Мало того, подобные сцены снимаются на видео, и выкладываются в Интернет на всеобщее обозрение.

Можно ли избежать проявления злости

Тема жестокости среди подростков приобретает печальную популярность во всем мире. Чтобы не дать своему ребенку стать злым, нужно просто разговаривать с ним, суметь рассмотреть в нем личность. Любые пробелы в воспитании несут свое начало из раннего детского возраста. Жестокость и агрессию у подростка можно предупредить. Необходимо научиться смотреть в одном направлении, рассмотреть разницу между словами «хочу» и «надо».

Ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Покажите, что вы никому не дадите издеваться над ним и преследовать. Если конфликт зашел слишком далеко, обязательно стоит пообщаться с родителями главного обидчика и учителями. Если есть необходимость, нужно незамедлительно написать заявление в милицию. Иногда нанесенная психологическая травма настолько серьезная, что потребуется помощь профессионального психолога. Не оставайтесь в стороне, на войне все средства хороши.

Психолог поможет повысить самооценку, ведь обычно издеваются на теми, кто не уверен в себе. Главное – не оставлять подростка один на один со своими переживаниями. Он должен знать и быть уверен в том, что родители всегда придут на помощь, что бы не случилось.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: