Что такое страсть определение. Борьба с прелестью. Как происходит развитие греха?»

Слово “страсть” звучит в нашей речи так часто потому, что имеет слишком много значений. Рассмотрим некоторые особенности его употребления.

Широта использования этого понятия в разговорной речи, в быту затрудняет его применение в научной лексике, где оно наполнено несколько иным содержанием. В бытовом, или обыденном понимании “страсть” - это сильное переживание, сопровождаемое обычно яркими эмоциональными проявлениями и бурными действиями. Кроме того, в обыденном сознании страсть как состояние человека имеет положительную окраску: часто страстью называют любовь, говорят о страсти к победе, о спортивных страстях.

Существует также особый тип ревности, который обусловлен эгоистичными мотивами. Эту ревность особенно трудно преодолеть, так как ревнивая на самом деле деградирует своего партнера до уровня собственности. Этот тип ревности является тираническим и характеризуется деспотизмом. Решением является ревность изменить то, как вы воспринимаете своего любимого, и признать его право на самоопределение и личные решения.

Изменить способ, которым вы смотрите на своего партнера, трудно для такого человека, но не невозможно. Для того, чтобы преодолеть ревность в данном случае очень помогают и говорить с парой о своих чувствах, страхах и заботах, избегая ненужные обвинения и гнев.

Но “страсть” в христианской антропологии и аскетике имеет совершенно противоположный нравственный смысл, которым мы и будем руководствоваться. В христианском понимании слово “страсть” имеет несколько значений.

Страстью называется всякое страдание, как человеческое, так и богочеловеческое - страдание Иисуса Христа. Когда говорят о непорочных страстях Христовых, добровольно взятых на себя, подразумевают вполне конкретные вещи. Это, прежде всего, страсти естественные, которые следовали из человеческой природы Христа: голод, жажда, усталость, боль, смертные муки, и Его душевные страсти-страдания от избиения, заушения, предательства, распятия.

Предположите свои предположения, когда вы находитесь в тисках ревности. Подумайте о том, что ваш партнер находится с вами, потому что он вас любит. Помните, для вас нормально иметь страсти, цели, интересы, которые могут отличаться от ваших. Если вы хотите, чтобы ваш любимый человек до сих пор привлекают к вам, как и в начале ваших отношений, развивать независимость, самодостаточность и не позволяйте, чтобы ваша жизнь вращается исключительно вокруг вашего партнера.

Постарайтесь держать свою собственную ревность под контролем и не давайте ей силы для руководства вашими действиями! Как обращаться, если вы ревнуете? Если ваш партнер засасывает ревнивые сцены ревности, он, вероятно, недостаточно доверяет вам, принимает вас как свою собственность или не верит в себя.

Второе значение слова - это страдание человека от глубокой неудовлетворенности, сильно переживаемой ненасытимой потребности, страха, паники, отчаяния, ревности - одним словом, “страстности”. Понимание страсти как страдания тоже, как видим, разнообразно.

Третье понимание страсти, которое используется древнехристианской антропологией - это страсти естественные, те, которые в современной психологии называют человеческими потребностями, естественными желаниями, как душевными, так и телесными. Такое понимание страстей естественных мы встречаем и у древних авторов, как например преп. Исаака Сирина: “Всякая страсть, служащая к пользе, дарована от Бога. И страсти телесные вложены в тело на пользу и возрастание ему; таковы же и страсти душевные”. Также пишет и преп. Симеон Новый Богослов: “Страстей два рода: страсти естественные (телесные) и душевные. Естественные страсти непреложны, и человек порабощен ими по естественной необходимости, не самоохотою”. Об этом же пишут Феофан-затворник, епископ Игнатий Брянчанинов, епископа Варнава в его “Искусстве святости”. И это понимание страсти как естественной потребности и желания человеческой души и человеческого тела сохраняется и на сегодняшний день.

Очень важно ответить: в какой мере вы ревнуете? Вряд ли есть человек, который не испытывал ревности на каком-то этапе своей жизни. Некоторые даже считают, что ревность является показателем любви и в приемлемых количествах является здоровой для отношений.

Каковы «пособия» для вас? Может быть, приятно ревновать к тебе? Может быть, вы так себя чувствуете и любите? Они часто страдают от гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний, а также от страх-тревожных и депрессивных состояний. В случае патологической ревности уже существует ряд методов. Некоторые из них включают психотерапию и лечение.

Однако ни первое, ни второе, ни третье значение сегодня нас интересовать не будут. Мы переходим к четвертому значению понятия “страсти” как порока, как греховного навыка, как греховного влечения. Здесь следует отличать страсть и грех. Единичный греховный поступок как факт человеческого поведения нас тоже сейчас не интересует, потому что у него есть масса иных психологических причин.

Какие бы вы ни делали выводы, не пренебрегайте тем фактом, что ревность может привести к патологическим нарушениям. «Ревность - это не что иное, как тревожное стремление к тирании, принесенной в царство любви». Будьте разумными и не исключайте случаев психического и физического насилия.

Позаботьтесь о своей собственной безопасности, вашем физическом и умственном комфорте и не стесняйтесь обращаться за помощью, когда это необходимо. ~ Райна Жечева - психолог, гипнотерапевт. Если вам понравилась эта статья, подождите минуту и ​​поделитесь ею со своими друзьями, чтобы помочь им.

Сегодня мы говорим о страсти как нравственном пороке, как устойчивом внутреннем человеческом влечении ко греху - страсти к предмету, страсти к человеку, страсти к какому-то особому состоянию. Разнообразие страстей так велико, что мы можем список из восьми главных страстей расширить до десятков и до сотен.

Итак, мы будем говорить о страсти как о порочном навыке, как об устойчивом стремлении человека к какому-либо постоянному своему поступку-греху. При этом мы рассматриваем человеческую страсть не только как грех, который он совершает против заповедей, но и как патологическое явление в человеческом поведении и человеческой душе, которое является болезнью души.

Молодая женщина влюбляется в молодого человека. Ей казалось 13, когда он написал и согласился встретиться с ней. Он говорит, что любит свою подругу и даже хочет жениться на ней. Потому что молодая женщина жаждет молодого человека как человека, друга и любовника, но молодой человек ее не любит.

Он подчиняется своим эмоциям и пытается каким-либо образом показать молодому человеку, что он этого хочет, и что он не против быть близким. Он объясняет ей, что по некоторым причинам она не хочет быть с ней. Как вы можете догадаться, история не имеет счастливого конца. Потому что страсть слепа. Она не видит своих эмоций и желаний. Она наблюдает, слушает, узнает больше о человеке против нее, но НЕ ХОЧЕТ, НЕ ХОТЯТ понимать, понимать, принимать, смиряться с РЕАЛЬНОСТЬю. Молодая женщина знает, что молодой человек не даст ей то, что она хочет от него.

Одна из главных проблем в христианской антропологии страсти - происхождение страсти в человеке: присуща ли она человеку по природе или привнесёна кем-то или чем-то извне, заражая человека?

С первых веков христианской науки возобладало мнение о том, что человек создан бесстрастным - это учение общепринято. Тот же преп. Исаак Сирин пишет: “Ибо по природе душа бесстрастна”.

Но он все еще хочет искать его. Потому что она боится, что с ней случится, если она примет реальность. Что произойдет, так это то, что молодая женщина превратится «Он не хочет меня» в «Я не встаю ни за что». И теперь мысль о том, что «я не встаю ни за что», становится легче и быстрее в ее голове. Женщина знает, что эта идея неверна. Но она все еще чувствует себя отвергнутой, сердитой, грустной, бесполезной.

Если мы используем термины когнитивной поведенческой психотерапии, мы можем описать вышеприведенный случай следующим образом. Основные убеждения - это основные идеи для нас, других и мира в целом. Это почти невозможно изменить, но мы можем работать над тем, чтобы смягчить негативные основные убеждения для себя, но для этого требуются годы терапии. Правила и предположения - это познания, которые ведут нас через наш образ жизни. Они могут соответствовать реальности, но они также могут искажать ее в соответствии с нашими основными убеждениями.

Точно таким же общепризнанным фактом является представление о том, что страстность присутствует в человеческой душе с самых первых моментов его бытия. Преп. Макарий Египетский писал: “Ибо есть какая-то сокровенная скверна и какая-то преизбыточествующая тьма страстей, чрез преступление Адамово привзошедшая во все человечество вопреки чистой природе человека, и сие-то потемняет и оскверняет вместе - и тело и душу”.

В вышеописанном случае правила молодой женщины не позволяют ей проникнуть в ее сознание своей негативной основной убежденности. Другими словами, она убеждена, что если она попытается сделать таких людей такими, как она, она не почувствует, как она себя чувствовала в детстве - отвергнутой, грустной, одинокой. Автоматические мысли - это конкретные изображения или идеи для ситуации, которая подсознательна и вызывает определенные эмоции в нас.

В этом случае молодая женщина могла много думать о том, когда человек отверг ее, но из-за ее специфического раннего опыта и ее особенностей, мысль о том, что он мне не нравится, только что прошла через ее голову. Со временем стало ясно, что мужчина любит ее и даже хочет, чтобы она была женщиной, но его собственные правила и предположения мешают ему быть с ней. У каждого свои собственные рамки правил, их когнитивные искажения, их страхи, которые ежедневно противостоят желаниям и опасениям других. Если элементы головоломки совпадают, два человека могут дать то, что они хотят, как они выбирают.

Все святые отцы утверждают: “Страстность в человеке происходит от первородного греха и от личных грехов каждого человека, и продолжается поколениями”. Стало быть связь между появлением страсти может быть установлена христианской антропологией только с греховным началом в человеке, а вовсе не с его природой как таковой. Человеческая природа по своему устройству первозданному была бесстрастна. Способность “заражаться” страстями вызвана в человеке его поврежденной природой. Мы все рождаемся со способностью принимать страсти и болеть ими. Неудивительно, что страсти оказываются в человеке еще до того, когда он становится способным осознавать свои грехи и каяться в них.

Но когда правила жизни радикально различаются, между людьми, которые едва ли могут быть уничтожены, ударяется стена. Не любовь, но страсть - это та, которая накладывает повязку на собственные глаза и затыкает в уши. В этом случае молодая женщина прекрасно знает, что мужчина, которого она хочет, не разделяет ее идей, ценностей, мыслей и чувств. Короче говоря, он не для нее. Но ее собственные страхи и неуверенности подталкивают ее идти согласно ее правилу, вместо того чтобы перерабатывать ее во что-то вроде «У меня нет всех, кто бы любил меня любить».

В таком понимании страсти нет места её одушевлению или одухотворению. Страсть не является существом, которое обладает собственной волей, активностью, силой, чтобы поработить человека. Для большинства православных мистиков и православных богословов ответ отрицательный. Страсти - это не духи, страсти - это духовно-психические явления, которые в душе человека появляются, существуют и исцеляются. Это производные человеческой души, но это не самостоятельные духовные твари, подобно бесам или демонам. Никто из отцов или учителей Церкви не называл страсти духами.

Любовь видит, слышит, пахнет, вкушает и чувствует себя прекрасно. Она ставит двоих на прямой ход, а не вверх, а другой вниз. Любовь не хочет, чтобы кто-то менялся, чтобы удовлетворить прихоть другого. Она дает крылья, чтобы попросить их обоих измениться.

Может быть, вам интересно, что случилось с молодой женщиной? Он сначала рассердился на себя, а затем на молодого человека. Она поняла, что того, что она видела в нем, не существует, это была просто ее иллюзия. Сегодняшние люди, как правило, ведут себя как автоматические машины, только механически реагирующие на жизнь пяти чувств. Они не соблюдают свое поведение, и они позволяют себе быть нетерпеливыми с силами, которые осуществляются чувственными импульсами. В результате они фактически не имеют или не используют силу свободной воли.

Теперь, когда мы выяснили, что страсть не есть часть человеческой природы, а страстность является “приобретением” человеческого бытия не от создания, а только после грехопадения человека, возникает естественный вопрос: откуда берутся страсти?

Вся христианская антропология признает, что причиной страстей является грех, и в то же время мы говорим о том, что в природе человеческой нет порочной страстности - нет ли здесь противоречия.

Если мы полностью уполномочены с некоторым чувством и достигнем чрезвычайной степени, это станет много. Человек, чья причина - просто реакционное поведение, продиктованное его сенсорными впечатлениями, имеет только более высокую жизнь, чем анимированное. Освобождение от могил и от внутренних, разрушительных конфликтов, которые обязательно связаны с ним, имеют огромную ценность для человека. Мы смущены и обеспокоены проблемами, создаваемыми нашими собственными желаниями, инстинктами и мягкостью. Очевидно, что мы должны показать их.

Мы можем чувствовать искушение, но нам не нужно его подвергать. Анимированное наследие дает человеку инстинкт, аппетиты, импульсы и желания. Черт, ненависть и желание не достойны того, чтобы быть выраженным человеком. Человеческое достоинство предлагает больше возможностей для работы и которое должно быть реализовано. Тот, кто не сделал все возможное, чтобы найти, что он вынужден действовать против самого ясного предупреждения своего разума. Как движущая сила наших действий. Вот почему у великих, у которых есть сильные чувства, требуется больше силы для контроля.

Мы говорили, что есть ещё одно понимание страсти - как природных естественных потребностей и желаний: страсть возникает на основе естественных человеческих потребностей или, по терминологии древних отцов, на естественных страстях. Стало быть, противоестественные страсти возникают на основе естественных страстей. Любое человеческое желание - естественное телесное или душевное, социальное или культурное - сам человек может превратить в страсть. Это очень хорошо известно человеку, вставшему на духовный путь своего совершенствования и своего развития. Владыка Антоний Сурожский говорит, что и само благочестие и саму веру можно довести до страсти. Примером тому является фанатизм, патологическое греховное состояние, основанное на благом, добром, даже на благодатном деле.

Естественные импульсы тела не являются ошибочными, но люди придают им большее значение, чем это было первоначально определено высшей волей. Удовлетворение инстинктом восторга теперь преодолевается на таком уровне, что вызывает дисгармонию и болезнь. Чувства болтают человека до нечестивых губ, когда он позволяет им, и оставляет их из-под контроля. Стремление желания ведет к романтическому самообману, приводящему к разочарованию. Эго все еще скрывается за новыми желаниями, но только в конечном итоге раздавит их.

Человеческие желания никогда не могут быть насыщены, потому что люди должны продолжать искать окончательного удовлетворения. Желание удовлетворено имуществом, но собственность не заканчивается. Предметы роскоши становятся слишком легкими в употреблении привычками, которые требуют все больше и больше создавать напряжение или неудовлетворенность. Но то, что не может быть насыщено внешними вещами, может превратиться в себя и, наконец, успокоится.

Как же происходит, что естественные движения в человеке превращаются в греховный навык? Как получается, что человеческое естество склонно превращаться в свою противоположность, в некое разрушительное и, безусловно, греховное, начало?

Есть несколько представлений о том, как это происходит. Соединяя богословский и психологический подходы, можно сказать, что представление о страсти есть представление об устоявшемся навыке или привычке, которые формируются в течение какого-то времени в результате внутренней работы. Страсть не является перед человеком, как некий демон, чтобы вселиться в него - она начинается с вещей вполне допустимых и естественных, как желание есть, пить. Осторожность и бдительность сначала превращаются в мнительность и страх, а затем в агрессию, сребролюбие и т.д. Таким образом, страсть начинается незаметно в естественных психологических механизмах нашей души. Безусловно, наша жизнь не может быть идеальной и свободной от греха. С детства человек окружен великим разнообразием греховных примеров. В значительной степени заражает нас грехом культура. Мы впитываем греховные навыки в семье - часто родители воспитывают в ребёнке самые извращённые формы осторожности и бдительности, и только приходится удивляться, что у ребёнка не воспиталось этого страха, хотя все было сделано для этого. Некоторые привычки, например, привычку много есть, много пить родители стараются развить до страстного состояния, до какого-то гипертрофированного функционирования, воспитывая детей на избытке питания и формируя в них привычку к изобильному, вкусному. Странно еще, что некоторые дети эту привычку в себе так и не воспитывают.

Если мы решим избавиться от них, мы не за горами. Обычно это решение только ставит начало долгой войны. Они очень радуются, несмотря на желание мужчины, потому что они - оживленное тело, которое нельзя отбросить. Но та же сила, которая в неправильном направлении тянет людей к массе, также поднимается в духовное сознание, если она движется вверх. Есть древние, непобедимые истины, которые важны для нашей современной жизни. Они раскрывают себя тем, кто, по крайней мере, достаточно управляет моим оживленным я, чтобы успокоить свое человеческое я.

Это может означать их ошеломление. Мы живем на разных уровнях желаний, от животных до ангелов. Борьба с освобождением от гнева и освобождение ума от убеждений может занять много времени из нашей жизни, если не жизни. То, что мы получаем, имеет огромную ценность, потому что оно приближает нас к Накладным расходам. Итак, как духовное желание Преодоления, другие желания слабы. Многие люди оказывают такое сопротивление контролю, что надежда на их преодоление заключается не только в одном методе. Он только по-настоящему сочетает методы.

Таким образом, человек к моменту своей личностной зрелости оказывается наполненным великой массой разных греховных склонностей - еще не страстей, а только склонностей. Эти склонности превращаются в страсть исподволь, постепенно. У одного человека формируются одни страсти, у другого - другие. Один человек оказывается невосприимчивым к развитию этой страсти, а у другого она проявляется даже в отсутствии необходимой для ее возникновения питательной среды.

Здесь сказывается индивидуальность человеческой природы, личностная направленность человека, его свобода выбора. Конечно, мы сейчас не можем подробно рассмотреть этот механизм. Но очевидно, что естественное превращается в противоестественное, потребность превращается в страсть на греховном пути, через цепочку ложных установок, ложных взглядов, ложных правил, в том числе социальных, культурных и даже иногда моральных и нравственных. Я убежден, что наша общественная мораль формирует страстные привычки. Даже поиск правды и справедливости в человеке может быть доведён в человеке до страстного состояния, в том числе и клинического.

Итак, формирование страсти - это сложный механизм, который запускается исподволь, во-первых, на основе греха, во-вторых, на основе естества.

Рассмотрим с точки психологии то, что хорошо известно христианской аскетике. Схема развития страсти, которая была создана одновременно на Востоке Евагрием Понтийским, а на Западе - Иоанном Кассианом Римлянином, так же как и схема восьми страстей включает в себя семь этапов:

1-ый этап - “прилог”. Это ещё не грех, а некое возбуждение человека, которое неосознанно и, может быть, ещё незамечено. Исаак Сирин приводит такую аналогию, когда объясняет, что такое прилог: когда видишь на воде круги от упавшего туда камушка, вот это вот волнение от чего-то. Камушка не видно, каплю дождя не видно, а круги на воде от капли и камушка - видно. Вот таков прилог, или приражение. Это некое чувственное возбуждение, которое не привлекает внимания человека, не видящего причины этого возбуждения, тем не менее, это возбуждение уже начинает “работать” в душе. Здесь нет греха, но есть некоторое повреждение человеческого восприятия - ущербность по сравнению с восприятием святых, потому что святые замечали прилоги ещё до того, как они могли вызвать возбуждение в человеческой душе. Значит, человек позволяет прилогу возникнуть в силу немощи своего восприятия.

2-ой этап называется сочетание, или сосложение. На этом этапе это ощущение принимается человеком, т.е. оно допускается к внутренней психологической работе. Оно начинает действовать. Психологи назвали бы это процессом восприятия. Аскетика рассматривает этот этап как некий переломный момент: в неопытной душе сочетание ещё не получает своей нравственной оценки. Человек уже понял, что это, но ещё не знает, как к этому отнестись, ещё не ответил себе на вопрос: “Греховно ли это?”, если речь идёт об аскезе. Если для человек вопрос об аскетическом делании вообще не стоит, для него этот этап, также как и первый, проходит незаметно, не оставляя никаких следов борьбы.

3-ий этап в этой схеме называется соизволение. Здесь само слово указывает на прибавление волевого действия, здесь, как говорят подвижники, начинается разговор с помыслом. Обсуждение и сравнение - это уже когнитивная работа, в которой ошибка ума, или ошибка установки, или забвение заповеди, или просто духовная неопытность, или вообще отсутствие всяких каких бы то ни было ценностных структур в человеческой душе, естественно, гарантируют поражение человека. На этом этапе как раз включается полная мера ответственности человека за то, что в нём возникло: желание ли это, потребность или просто некое внешнее воздействие. Здесь уже наступает свобода и воля, здесь, естественно, наступает и ответственность. Стало быть, вот на этом этапе разумно говорить о греховном проигрыше или добродетельной победе.

4-й этап - это борьба. Она названа так потому, что именно на этой ступени человек уже точно знает нравственную характеристику помысла, который в нём возник. И здесь начинается, собственно говоря, борьба добра и зла, здесь происходит очень часто раздвоение в человеческом сознании: можно или нет, допустимо или недопустимо, должен или хочу, хочу или могу. Все виды вот этой борьбы, которые возникают на этой ступени, известны человеку с древних времён, являются достоянием его культуры и внутреннего развития.

5-й этап развития страсти - это навык. Навык возникает, когда человек совершает данный поступок уже не в первый раз, когда он не только привыкает к этому поступку, к этому греху. На этом этапе ослабевает борьба и происходит привыкание к совершению этого греха.

6 этап - пленение. Помысел, или уже новообразование в человеческой душе, лишает человека свободы. Человек оказывается под воздействием помысла. Он не свободен. Епископ Феофан Затворник пишет, что страсти - это, в основном, болезнь воли, и поэтому пленение есть пленение воли, ослабление воли, или её несвобода. Это состояние описано подвижниками в подобных терминах.

7 этап - собственно страсть. Что же это такое? Я не буду приводить здесь святоотеческие описания и классификации страстей, а позволю себе предложить некое определение, которое, на мой взгляд, просто констатирует положение вещей, хотя и в нём есть попытка объяснения. Однако это объяснение психологическое, не святоотеческое.

Страсти - это автономные психические комплексы, включающие в себя ментальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и предметные структуры, способные доминировать в душе, определяя поведение человека и влияя на различные стороны душевной жизни, психическую структуру поведения человека.

Важно подчеркнуть, что страсть - автономна, и потому она крайне устойчива и долговременна. Человек как раз стремится к устойчивости, автономности. Со страстью трудно бороться, потому что она отделена в душе человека от его воли, от его ума, его желания - страсть как вещь в себе защищена от воздействия воли и ума.

Страсть разрушительна, потому что она замещает собою произвольное и свободное поведение человека . На месте естества возникает страстность, и это можно показать на громадном большинстве примеров, как человек вместо того, чтобы насытить, накормить своё тело, на самом деле угождает страсти, вместо того, чтобы дать ему отдохнуть, он спит гораздо более того, что ему нужно. По поводу сексуальной страсти и говорить не приходится: современная культура эротизирована и сексуализирована.

Таким образом, разрушительность страсти сказывается, прежде всего, в том, что она замещает собою естественные потребности человека и занимает их место. Страсть превращается не только в привычку - она становится чертою личности. Люди, не вставшие ещё на путь аскетической борьбы, глубоко убеждены, что это и есть черта их характера или свойство индивидуальной природы, тогда как на самом деле это, хоть и древнее, но, по отношению к человеческому естеству, - новообразование.

И последняя характеристика страсти. Она всегда вызывает страдания, потому что она либо ненасытна, либо агрессивна по отношению к человеку. Как страх, как неутолимая жажда, она заставляет человека страдать, вызывая тревогу и уныние, поражая эмоциональную сферу, как любая патология человеческой души.

Исаака Сирианина. Слова подвижническия, М.:Правило веры, 1993 С.21.
Симеон Новый Богослов. Творения. В 3-х т. Сергиев Посад: С-ТСЛ, 1993, Т.1, С.59.
Во всяком случае, списки грехов, которые публикуются в православной литературе, могут содержать несколько сотен различных наименований греховных страстных пороков, грехов и грешков. Тетрадки эти не могут получить церковного одобрения, но, тем не менее, расходятся огромными тиражами.
Следует также уточнить, что использование в нашей теме понятия "страсти" неадекватно понятию потребности или эмоции. Мы говорим о страсти как порочном навыке.
Исаака Сирианина. Слова подвижническия, М.:Правило веры, 1993 С.18.
Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Сергиев Посад: С-ТСЛ, 1994.Б Слово 4, гл. 9.

(от лат.-терпеть, претерпевать): сильная, не поддающаяся контролю рассудка любовь к кому-либо или к чему-либо вещи, столь сильное желание насладиться предметом любви, что при этом подавляется волячеловека. Страсти можно разделить на физические и духовные. Первые – чревоугодие, лень и т. д. Ко вторым относится эротическое влечение, властолюбие, месть, корыстолюбие. – выражение внутреннего мира человека.В современном значении слова страсть – это чувство, которое полностью захватывает личность. Каждый человек обычно обладает множеством наклонностей и предпочтений и свободно выбирает между своими желаниями; судьей здесь выступает разум, и его выбор превращается в акт иоли; человек живет в режиме демократического правления наклонностей. Но при наличии страсти все наоборот, и он живет уже в режиме тиранического правления одной единственной наклонности. В страстном поступке ответственностьсубъекта может показаться сниженной, в том смысле, что разум вмешивается уже не в выбор индивидом своей цели, а только в процесс оправдания этой цели и поиска любых возможных средств для ее реализации. Существует аффективная логика, с помощью которой одержимый страстью субъект все возводит к своей страсти: если мы ее не одобряем, то мы не понимаем и субъекта, и наоборот, если одобряем, то понимаем. «У сердца свои резоны, неизвестные разуму» (Паскаль, «Мысли», 1670). Существует своеобразная паралогика одержимого страстью человека, когда он оценивает идеи или людей лишь в зависимости от того, как они соотносятся с объектом его страсти. не только направляет все силы духа к однойединственной цели («не существует бессознательной страсти», именно поэтому животные ее лишены) (Кант, «Антропология с прагматической точки зрения», 1797). Она предполагает также широкую активность воображения. Наконец, страсть – это состояние, основательно модифицирующее личность, в отличие от эмоции, которая представляет собой лишь мимолетное состояние. Кант (там же) даже противопоставлял эмоции и страсти: «Там, где много эмоций, мало страстей», – понимая под этим, что эмоции рассредоточивают личность на множество направлении, тогда как страсть замыкает ее в одномединственном. является и способом познания. Платон в диалоге «Пир», отнюдь не противопоставляя страсть разуму, показывает, что страсть лежит у истоков познавательного процесса. Платон развивает теорию любви, по которой каждое живое существо ищет другое – единственное в своем роде – существо, свою вторую половину, с которой в мифическом прошлом они были единым существом. Любовь как поиск другого поднимает дух от красивых тел к красивым душам, от красивых человеческих произведений к наукам и далее к вечной красоте – объекту философии. Только страстями измеряются ценности, оживляющие наши поступки, Если страсть очень сильна, верностьиндивида той или иной ценности может идти даже до принесения себя в жертву. Разум – это свет, но не побуждение к действию: «Любовь к истине – весьма возвышенноевдохновение, но очень слабая мотивация» (Конт, «Система позитивной политики»). Индивидуальные страсти это движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можно отнести к плохим (скупость, ненависть), в зависимости от их объекта: вдохновенные страсти, порождающие энтузиазм (от греч.– быть в Боге) и творчество, и слепые страсти, приносящие с собой фанатизм, Психологи здесь различают тех одержимых страстью, что не воспринимают ничего за пределами своей страсти, от фанатика, который хочет заставить другого разделить его страсть любым путем, будь то даже насилие. Социолог заметит здесь, что всякая страсть, стесняющая жизнь в обществе, будет считаться плохой либо даже безумной, тогда как тот одержимый страстью человек, что служит обществу или его изменению, будет квалифицирован как «человек, служащий идеалу». Всегда оказывается так, что «ничего великого в мире не совершается без страсти» (Гегель, «Разум в истории», 1830) и что страсти являются движущими силами истории. Во всеобщей истории «страсти составляют активный элемент», но за ними и с их помощью реализует себя идея, т.е. общая эволюция мира в направлении лучшего общественного устройства. Частные страсти будут в таком случае бессознательными инструментами осуществления разума в истории.

Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно разнообразны - они могут определяться осознанными идейными убеждениями...

Философский словарь

Философский смыслтермина: Эрот - бог любви, древнейший из богов; Эрос (Любовь) как антагонист Вражды - термин космогоний Гесиода, Парменида; в учении Платона - демон любви и творчества, посредник между чувственным и сверхчувственным, символ познавательного (в созерцании)...

Философский словарь

Философский смыслтермина: "Природа небесных тел - огненная" (Анаксимен); "Вечно живой" огонь - пребывающая от века и задающая своим мерцанием определенный ритм жизни стихия (Гераклит); "первоогонь" (разумное дыхание) - образ активного (разумно-творческого) принципа, ритмично...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: