Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.
Понятие предметно-развивающей среды
Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.
Она состоит из:
- крупной игровой площадки;
- игрового оборудования;
- игрушек;
- разных видов игровой атрибутики;
- игровых материалов.
Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.
Как создается развивающая среда?
Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.
Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.
Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.
Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.
Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн
Принцип позиций при взаимодействии
Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.
Принцип активности
Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.
Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.
Принцип стабильности-динамичности
Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.
Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.
Принцип гибкого зонирования и комплексирования
Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.
Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.
Гендерный принцип
Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».
Принцип сочетания разнообразных элементов
В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.
Речевая развивающая среда группы
Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.
Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.
Комплексные меры
Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.
Как создать развивающую среду в домашних условиях?
В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.
Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.
Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с
В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.
Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде
Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:
Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ
Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.
Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.
Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.
В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.
В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.
Ирина Березина
В наше время большое внимание обращают на создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС. РППС в группе ориентирована на принципы содержательно-насыщенная, доступная, полифункциональная и трансфомируемая.
При размещении оборудования учитывалось пространство помещения, характер и стиль его оформления, индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) детей. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности. При построении РППС соблюдался принцип зонирования.
ЦЕНТР «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ»
Цель : Формирование потребности в ежедневной двигательной активности. В нём находятся : мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера,бубен, скакалки, кегли, кубики, флажки, «косички» ,кольцеброс,дидактический материал «Спорт» , ворота, для перекидывания мяча,мешочки с песком, «Дартц» , обручи, массажные дорожки и коврик, Флажки, по гремушки, ленты.
ЦЕНТР «НАША ЛАБОРАТОРИЯ»
Цель : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента .
Стеллаж для пособий и оборудования, фартуки, нарукавники, бумажные полотенца, природный материал : песок, вода, глина, камешки. ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п. ,сыпучие продукты : желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, лупы,песочные часы, безмен. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля) . Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов. Календарь природы. Ведерки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы.
ЦЕНТР «МЫ ИГРАЕМ»
Цель : Воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, умение договариваться, распределять роли , обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные и нравственные способности, учить играть группами , развивать речь .
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин» , "Авто", "Парикмахерская", "Больница", "Магазин", "Дом"
УГОЛОК "УЕДИНЕНИЯ"
Цель которого создать условия для отдыха , уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
ЦЕНТР «ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»
Задачи : Приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, правильно воспринимать содержание, сопереживать его героям. Обогащать представления детей о мире . Знакомить с произведениями и мудростью писателей других народов.
Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать воображение , фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость. Знакомить детей с музыкальными инструментами их звучанием, воспитывать интерес к музыке.
«НАША БИБЛИОТЕКА»
В него входят : стеллаж для книг. Детский диван. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики. Книги по интересам о достижениях в различных областях. Альбом с фото и биографиями детских писателей. Книги, знакомящие с культурой русского народа : сказки, загадки, потешки, игры. Книжки-раскраски,книжки-самоделки. Библиотечный каталог и карточки читателей – (сюжетно-ролевая игра «Библиотека» ).Набор «Книжкина больница» . Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.
«ИГРАЕМ В ТЕАТР»
Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4-5 сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный для обыгрывания этих же сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр. Дидактические игры «Найди пару» , «Сказочное лото» , «Собери сказку» , «Найди волшебный предмет » , и т. п. Кубики «герои русских былин» , пазлы.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ»
Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, маракасы, «поющие» игрушки). Звучащие предметы-заместители . Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок. нотная лесенка (большая, малая) . Музыкально-дидактические игры «Угадай-ка» , «Музыкальное лото» . Пособие «Нотный стан» . Пазлы (музыкальные инструменты». Музыкальные ребусы загадки, игры с движениями. Альбом с фото и биографиями музыкантов.
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Восковые и акварельные мелки. Цветной мел. Гуашевые, акварельные краски. Фломастеры, цветные карандаши. Пластилин. Цветная и белая бумага, картон. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по темам. Книжки-раскраски. Дидактическая игра «Городецкая игрушка» , «Хохломская игрушка» , «Жостовская роспись» .
ЦЕНТР «РАЗВИВАЮЩИЙ »
Задачи : Формировать знания и интерес к изменениям в природе, учить отличать времена года по их характерным признакам;
развивать зрительную и слуховую память, воображение;
учить логически мыслить, проявлять фантазию;
развивать мелкую моторику рук .
Формировать у детей навыки основ безопасности жизнедеятельности.
Обогащать словарный запас, развивать разговорную речь , память, внимание, расширять кругозор.
«ЛЮБИТЕЛИ ПРИРОДЫ»
Дидактические игры «Ребятам о зверятах» , «Расти, малыш» , «Весёлый огород» , «Животный мир» и т. п. «Во саду ли, в огороде» . Вкладыши «Весёлая ферма» . Экологические знаки. Географическая карта.
«БУДЬ ОСТОРОЖЕН»
Информационные -папки «Соблюдай правила» , «Пожарная мозаика» . «Лабиринты» . Дидактические игры «Как избежать неприятности» , «Первая помощь» , «Основы безопасности» , «Как правильно себя вести» и т. п.
«ЮНЫЕ ОРЧАНЕ»
Папка-передвижка с информацией «Наша Россия» (Президент, гимн, герб - российская атрибутика) . Карта Оренбургской области. Альбомы и наборы открыток с видами г. Орск. Дидактические игры по направлению «Наша Родина» («Мы живём в России» , «Народы России и ближнего зарубежья» , т. п.). Лото, пазлы, кубики с изображением г. Орск
Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы , предметные картинки ). Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и фланелеграфа. Занимательный и познавательный математический материал. Набор объемных геометрических фигур. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели. Счеты, счетные палочки. Схемы «Рисуем по клеточкам» . идактические игры «Весёлая арифметика» и т. п. Умное лото «Сложение» , «Вычитание»
«УЧИМСЯ КОНСТРУИРОВАТЬ»
Мозаики (средняя и мелкая ) и схемы выкладывания узоров из них. Конструкторы типа «Lego» с блоками маленького и среднего размеров . Игра «Танграм» . Разрезные картинки (8-12 частей, все виды разрезов, пазлы. Различные сборные игрушки и схемы их сборки. Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки. Кубики с изображениями. Блоки Дьенеша. Лабиринты. Дидактические игры «Логические цепочки» , «Цветные кармашки» и т. п.
«БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри» , надувные игрушки, пособия из природного материала). Картотека предметных и сюжетных картинок . «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах . Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т. п.) . Дидактические игры по развитию речи («Кто за деревом?» , «Кто за забором?» «Собери семейку» и др.). Лото и домино. Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.
Публикации по теме:
Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды в ясельной группе Видео Развивающая предметно-пространственная среда ДОО Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.
Безопасность и психологическая комфортность детей в группе. Комфортная предметно-пространственная среда: У ребенка дошкольного возраста.
Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.
Ирина Петрюк
Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС
1 слайд :
«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС »
Подготовила : воспитатель Петрюк И. М.
2 слайд :
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
3 слайд :
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС :
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей .
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды , представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития .
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ , необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы , на которую нацелена данная среда .
4 слайд :
РПП среда в младшем дошкольном возрасте :
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения .
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии , это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
5 слайд :
РПП среда в среднем дошкольном возрасте :
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами . Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
6 слайд :
РПП среда в старшем дошкольном возрасте :
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной , нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
7 слайд :
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе :
ПРОСТРАНСТВО
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка . Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде . Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде . Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности :
Рабочая
Активная
Спокойная
8 слайд :
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
Полифункциональной
Трансформируемой
Вариативной
Доступной
Безопасной
9 слайд :
Насыщенность среды предполагает :
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
10 слайд :
Полифункциональность материалов предполагает :
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители )
11 слайд :
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости :
От образовательной ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
12 слайд :
Вариативность среды предполагает :
Наличие различных пространств
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов
13 слайд :
Доступность среды предполагает :
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
14 слайд :
Безопасность среды :
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
15 слайд :
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС
16 слайд :
Социально-коммуникативное развитие :
Центр ППД
Центр пожарной безопасности
Центр труда, уголок дежурств
Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
17 слайд :
Познавательное развитие :
Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
Центр сенсорного развития
Центр конструктивной деятельности
Центр математического развития
Центр экспериментирования
18 слайд :
Речевое развитие :
Центр речевого развития или уголок речи грамотности
Центр «Будем говорить правильно»
Центр «Здравствуй, книжка!»
Логопедический уголок
19 слайд :
Художественно-эстетическое развитие включает :
Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»
Центр музыкально-театрализованной деятельности
20 слайд :
Физическое развитие :
Центр физического развития
Центр сохранения здоровья
Спортивный уголок «Будь здоров!»
21 слайд :
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда , в которой проходит воспитательный процесс.
Спасибо за внимание!
Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: развивать внимание, память, музыкальный слух; учить петь выразительно, четко выговаривая слова.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение Л. Воронковой «Как елку наряжали» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «К нам приходит Новый год».
Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу Л. Воронковой «Как елку наряжали».
1. Организационный момент.
Дети рассматривают иллюстрацию к рассказу Л. Воронковой «Как елку наряжали». (Воронкова Л. Солнечный денёк. – М.: Стрекоза-пресс, 2005.)
2. Чтение рассказа Л. Воронковой «Как елку наряжали».
Рассказ: Танина елочка стояла в горнице, расправив густые ветки. Она словно проснулась от лесного зимнего сна. По всей избе пахло свежей хвоей.
К Тане пришли Аленка и Демушка наряжать елку. Аленка принесла два пряника, розовый и белый. Демушка принес только один пряник, белый, а розовый он не утерпел – съел по дороге.
Тане бабушка дала целую пригоршню конфет в пестрых бумажках. Таня и Аленка продевали нитки и в пряники и в конфеты и вешали их на елку.
А когда все повесили, пришла мать с работы, поглядела:
– Эх, что-то у вас, ребятишки, на елке жидко!
– Давайте баранок навешаем, – сказала бабушка. – Я их на праздник целую связку припасла.
Бабушка достала связку, и вскоре все до одной баранки висели на ветках.
Но матери все-таки не понравилось:
– Ну что это за украшение – баранки!
Она оделась и пошла в село в магазин.
Вернулась мать из села очень скоро, потому что ходила быстро.
Таня увидела ее из окна и бросилась навстречу:
– Мамушка, ты что купила?
Мать поставила на стол белую коробку, развязала веревочку, подняла крышку...
– Ой! – У Тани даже дух захватило от радости. – Игрушки!
– Уж если наряжать елку, так наряжать! – сказала мать и засмеялась. – Ну что же ты глядишь? Доставай игрушки, вешай на елку.
Бабушка тоже подошла к столу:
– Вот это игрушки так игрушки, всеми огнями сияют!
Бабушка и Таня стали вынимать игрушки из коробки и вешать на елку. Тут были и шарики – желтые, зеленые, красные; и разные зверюшки из золотого и серебряного картона; и бусы – длинные-предлинные нитки бус. И самое главное – здесь была блестящая ярко-красная звезда. Мать встала на табуретку и прикрепила звезду на самой маковке.
– Теперь только свечек бы... – сказала бабушка. – Ну, а уж где свечек раздобыть, ума не приложу.
В это время пришел с работы дедушка. Он медленно стягивал с плеч ватную стеганку и глядел из кухни на елку.
– О свечках не тужите, – сказал дедушка, – свечки ужо нам учитель из города привезет. Я ему наказывал.
Таня подбежала к деду:
– Дедушка, а ты хорошенько наказывал-то? Может, ты плохо наказывал, а он и забудет?
– Не забудет, – сказал дедушка. – Ему и для школьной елки надо свечек привезти – как же он забудет?
3. Беседа по вопросам.
– Какой приближался праздник?
– Кто пришел к Тане наряжать елку?
– Чем наряжали елку?
– Чего, по мнению бабушки, не хватало на елке?
– Кого дедушка просил привезти свечи?
– Чем вы украшаете елку?
– Вам нравится праздник Новый год? Почему?
– Что бы вы могли рассказать о празднике людям, которые не празднуют Новый год?
4. Элементы музыкального воспитания.
Дети слушают музыку, определяют ее характер. Учат слова и под музыку поют песню «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой). (Здравствуй, Новый год: праздники в детском саду. – М.: Музыка, 1985.)
5. Физкультминутка.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос. Надо показать руку, нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. Движения.
6. Рефлексия.
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам понравилось больше всего?
Наталия Бутенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Новый год»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим .
Цель : ознакомление с новогодними традициями России и других стран.
Задачи : дать представление о том, как отмечали праздники наши предки, побуждать рассказывать о подготовке к Новому году в семье; расширять представления о характерных признаках зимы, учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
Материал : глобус, мультимедийная презентация, наряженная ёлка в группе.
Предшествующая работа : чтение рассказа Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» .
Ход : воспитатель загадывает детям загадку :
Превратилась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь :
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Зимой) .
Слушаем зиму : тишина, тишина…. лес спит, только иногда слышно, как снег охапками падает с веток….
Чем пахнет зима? (морозной свежестью, снегом, ёлкой и т. д.) .
Русские народные праздники очень разнообразны. Каждый сезон года имеет свой праздник и обычай, богат различными обрядами, поверьями и приметами. Какой же скоро будет праздник? (новый год , рождество) .
Скоро мы встречаем любимый праздник Новый год ! Традиции новогоднего праздника у всех народов различны. Но у всех -это веселье, шутки, пляски фейерверки, Дед Мороз и подарки, пожелания добра и счастья. Давайте отправимся в путешествие вокруг земного шара и узнаем, как встречают новый год в других странах.
Воспитатель берет в руки глобус и говорит : вперед 4 шага, назад 4 шага, крутится, крутится шар голубой…. и попадаем мы с вами …
В Австралии встречают Новый го 1 января на пляжах, в это время здесь стоит 30-ти градусная жара и Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки в купальных костюмах (показ слаида) .
В Америке Санта-Клаус приносит детям подарки в рождественскую ночь 25 декабря. Проходят шумные, красочные уличные балы и шествия. В полночь люди поздравляют друг друга. (Показ слаида) .
Африканский Дед Мороз проживает на самой высокой горе Килиманджаро, где круглый год лежит снег. Когда наступает время праздника, добрый старичок наряжается в свою красную шубу, берет в руки огромный мешок с подарками и спускается с горы к людям. (Показ слаида) .
А в России Новый год отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января. Главная красавица в доме - ёлка, которую украшают самыми яркими игрушками. А в старину ёлку украшали различными сладостями : орехами в блестящих обёртках, конфетами и даже овощами. На ветках тогда горели восковые свечи, а сегодня на ёлке у нас горят электрические гирлянды. Макушку ёлки венчала Вифлеемская звезда.
Воспитатель предлагает детям вспомнить рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» . Вопросы :
Какой праздник собирались встречать дети?
Куда поехали дедушка и Таня за ёлкой?
Физкультминутка.
Ели за окном стоя,
В небо синее глядят.
Веки в стороны торчат,
Белки на ветвях сидят.
Белки прыгают на ёлки,
Не пугают их иголки,
Собирают белки шишки,
Белки – ловкие малышки.
Солнце светит в небесах
Скачет по лесу лиса.
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся
И домой к себе вернёмся.
Воспитатель : - У всех ли дома стоит уже новогодняя ёлка? Чем вы собираетесь ее украшать? Как в ваших семьях готовятся к встрече Нового года, существуют ли у вас свои новогодние традиции? Какие? (Рассказы детей) .
Под Новый год и Рождество люди гадают : старики – о жизни, девушки и парни – о женихах и невестах, матери – о здоровье и судьбах детей, а крестьяне- об урожае и успехе в делах. Под Новый год все загадывают желания. Воспитатель предлагает детям загадать желание и нарисовать его в своем рисунке. Повесим наши желания на нашу ёлочку в группе и они обязательно сбудутся, ведь Новый год - волшебный праздник.
Новый год – это обязательно подарки. Кстати ситуация с подарками на Руси вначале была странной, не Дед Мороз дарил подарки, а наоборот, их дарили ему, чтобы он стал добрее. Но со временем он подобрел и стал сам приносить подарки. Давайте посмотрим под нашей ёлочкой….нет ли там для нас новогоднего подарка? Дети находят под ёлкой подарки.