Что должен взрослый ребенок своим родителям. За что родители не должны платить в детском саду и как объяснить ребёнку, что он учится не зря

Полезные советы

Иерархия – это важный параметр семейной системы, который призван установить порядок, выявить власть, авторитет, принадлежность и степень воздействия одного члена семьи на другого. Важнейшее положение семейной иерархииродители несут полную ответственность за своих детей, и вся власть в семье принадлежит им.

В этой статье мы рассмотрим некоторые виды отклонений от установленной нормы, а также то, к чему это приводит.


Семейная триангуляция

Триангуляция – это некое эмоциональное общение, происходящее между двумя людьми, в которое вовлекается третий человек. В "неправильной" семье, в которой размыты внутренние границы, мама или папа могут делать ребенка своим эмоциональным партнером. В этом случае все встает с ног на голову, и статус ребенка становится равен статусу родителя.

Дети и родители


К примеру, когда маленькая дочь становится подругой матери. Мать общается с ней на равных, как с партнером, как с подругой. Это обязательно приведет к психологическому дискомфорту у девочки, в ее голове роли перемешиваются, а сила ослабевает.

При нормальном раскладе, сила ребенка направляется в общество, он использует ее для общения с друзьями, со сверстниками, с братьями и сестрами. Когда же мама начинает рассказывать своей девочке, как не ладят они с ее папой, повествует ей о своих подозрениях в его связях с другими женщинами, то в еще не окрепшей маленькой душе происходит самая настоящая сумятица.


Когда мама превращается в подругу маленькой девочке, то в глазах дочери мама несколько теряет свой авторитет, и в результате дочь неосознанно эмоционально принимает сторону папы. Ребенок не хочет знать о таких вещах, он тяжело воспринимает негативную информацию об одном из родителей. В итоге девочка старается отдалиться от мамы.

Такая же ситуация случается, когда кто-то из родителей устанавливает дружеские, чрезмерно доверительные отношения с сыном.

Что дети не должны про вас знать


Говоря о лишней откровенности в общении с ребенком, необходимо сразу сказать о том, что в норме дети не должны знать о своих родителях. Ребенок не должен быть в курсе родительских тайн и личных интимных подробностей.

В первую очередь, конечно, запрет лежит на обсуждении сексуальных отношений родителей, то есть дверь в супружескую спальню для ребенка всегда должна быть полностью закрыта. Ребенок знает, что эта дверь существует, но на этом все.

Проблемы детей и родителей


Также ребенку не нужно давать информацию о добрачных отношениях, романах и влюбленностей мамы или папы. Когда мать рассказывает детям о связях, которые у нее были до брака, она тем самым отнимает у отца силу и настраивает своих детей против себя.

Это же относится и к отцу: ребенок не должен знать о его отношениях до брака. Если был брак, и ребенок об этом спросил, нужно сообщить только сам факт, так как у ребенка это не должно где-либо откладываться, чтобы не появилась тревога и сомнения в силе союза родителей.

Какие же еще происходят нарушения в иерархии?

Парентификация


Этот термин происходит он английского "parents" ("родители"). В буквальном смысле при употреблении этого термина имеется в виду, что дети превращаются в родителей собственных родителей. Такое нарушение чаще всего случается, когда кто-то из родителей или оба больны алкоголизмом или наркоманией.

Приведём пример. В семье есть наркозависимый отец и сын, который зачастую начинает замещать созависимой маме ее отца. Родители мальчика в такой ситуации чаще всего очень инфантильны, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и взвалить на себя ответственность за семью и ее существование.

Отношения в семье


Сын начинает принимать решения, он решает, где и какими будут границы семьи. Мальчик часто делает эти границы очень жесткими. Это, в свою очередь, выражается в том, что никто не должен знать состояние отца, поэтому гостей в дом звать нельзя, так же как нельзя ни с кем делиться этой проблемой.

Такой ребенок, как правило, не имеет друзей, у него замкнутая "взрослая" жизнь. Это иерархия, при которой все перевернуто с ног на голову, потому что в такой семье статус ребенка намного выше статуса обоих родителей.


Еще один пример парентификации. Если мама рано умирает, то девочка начинает выполнять ее обязанности, функционально ее заменяя. Она в таком случае перестает быть девочкой и дочерью. С раннего детства девочка выполняет большое количество домашних дел, поддерживает папу и ухаживает за ним. В будущем такая девочка станет функциональной матерью своему мужу, потому что в своё время она так и не освоила роль дочери.

Нарушение иерархии между детьми

Такие ситуации возникают, как правило, в результате парентификации. Старший ребенок в семье становится главным, берет на себя ответственность за маму с папой, и как следствие, начинает отвечать и за младших детей.


Или еще один вариант: иерархия отсутствует только среди детей, нет того, кто ведет и нет ведомого, младшие на равных со старшими. Случается это в том случае, когда один из родителей очень авторитарен с детьми, жестко на них влияет, объединяется с ними в коалицию. В этой ситуации влияние второго родителя очень ослабевает.

К примеру, отец довольно много времени проводит со своими сыновьями, не разделяя при этом их по возрасту. Мама же в их играх не участвует. В этом случае мама начинает раздражаться на созданную коалицию, и подсознательно начинает искать тех, с кем ей создать свою. Это могут быть ее родители или психотерапевт.


Стоит добавить, что наряду с подобными, разрушающими семью коалициями, есть и здоровые версии союзов между родителями или между детьми.

Бывает, что желание родителей подстелить соломки своему ребенку переходит все границы. Мы, взрослые, не можем прожить жизнь за детей. Наше дело — помогать им расти и набираться опыта. И тут важно не перегнуть палку.

Мы собрали список вещей, которые никогда не надо делать за детей. Учтите это, и сыновья и дочки скажут вам спасибо.

1. Говорить вместо детей

Все начинается с тех радостных моментов, когда на вопрос в адрес карапуза: «Ой, а как же нас зовут?» мы спешим ответить: «Сашенька». Хорошо, если бы эта привычка кончалась вместе с освоением ребенком техники речи. Так нет же, мы умудряемся отвечать и за детей-подростков — в гостях, в магазине, даже дома.

И что имеем в итоге? Своими же руками забираем у сына или дочери шанс научиться отвечать за себя. Можно подсказать, что нужно говорить, если ребенок просит. Но брать инициативу в свои руки точно не нужно.

Как быть? В следующий раз, когда возникает соблазн сказать за ребенка, попробовать сдержаться и дать слово ему самому.

2. Стараться стать другом

Многие из нас стремятся стать друзьями своим детям, да такими, от которых нет секретов. Такое желание мамы или папы вполне можно понять. Но давайте копнем глубже. Кто такой друг? Это человек, который с нами на равных, на одном уровне. Да, ему можно все рассказать, но глупо рассчитывать, что он прикроет тебе спину.

У родителей другая роль — заботливых и любящих старших. Попытки слишком близко дружить не нужны, пусть дети ищут товарищей среди ровесников. А к маме и папе придут за безусловной любовью и поддержкой, когда это нужно.

Как быть? Отказаться от панибратства в отношениях, воспитывать взаимное уважение и поддержку.

3. Хотеть

Мы-то хорошо знаем, что брокколи полезнее конфет, а новые кроссовки нужнее куклы. Вот и диктуем детям, явно или скрыто, что и как они должны хотеть. А там, как в анекдоте: «Мама, я хочу кушать?» «Нет, сынок, ты замерз и хочешь погреться»

К чему приводят такие попытки? К подавлению собственного «я», своих желаний и целей. А также к привычке чувствовать себя безвольной жертвой, а если ребенок «с характером» — то к закономерному бунту против вас и всего мира.

Как быть? Искать потребности и желания ребенка. А если нужно научить полезным привычкам, делать это без насилия, не через «надо», а через «хорошо».

4. Обслуживать себя

Уже 2—3-летний ребенок может сам снимать с себя и надевать многие предметы одежды, споласкивать за собой чашку и закидывать грязные штанишки в стиральную машинку. Мало того, в этом возрасте у детей есть огромное желание все делать самому.

И что же делаем мы? Одеваем чуть ли не до свадьбы, аргументируя спешкой и тем, что «сам он не умеет». Кормим с ложечки, запрещая есть самому и познавать разные вкусы. Запрещаем самодеятельность. А потом удивляемся, что подросток не хочет помогать маме и ведет себя неаккуратно.

Как быть? По мере возможности позволять ребенку обслуживать себя самому.

5. Выбирать вкусы

Мы часто неосознанно пытаемся навязать детям свои музыкальные пристрастия, книжные предпочтения, стиль в одежде. И вроде бы хорошее намерение, но в итоге оно стирает индивидуальность ребенка. А во многих случаях вызывает справедливый протест с желанием делать все наоборот.

Как быть? Самим слушать свою музыку и смотреть любимые фильмы, а с детьми говорить об их кумирах.

В жизни каждого ребенка рано или поздно наступает момент, когда у него появляются карманные деньги. Вот только не нужно проверять и устраивать допрос, сколько осталось, и уж тем более лазить по карманам и сумкам. Доверие так убивается вмиг.

По большому счету, что нам с того, сколько денег осталось у сына или дочери? Пусть себе копит на что-то интересное или покупает приятные мелочи.

Как быть? Учить ребенка основам финансовой грамотности и доверять ему самостоятельно распоряжаться своими деньгами.

7. Выбирать увлечения и интересы

Маме так хочется, чтобы дочь играла на скрипке, и она готова возить ее через весь город в музыкальную школу трижды в неделю. А папа настаивает, чтобы сын каждый вечер бегал на тренировки по футболу. И чаще всего родители подсознательно пытаются навязать детям или модное хобби, или собственные нереализованные амбиции.

Как быть? Набраться терпения и наблюдать за ребенком, отмечая его собственные интересы и склонности. Спрашивать, что ему нравится, что он любит. А затем помочь развиваться в сфере его интересов.

8. Присваивать себе успехи

Заботливые инста-мамы забивают ленты сотнями фото с подписями «Мы покушали», «Мы поползли», «Мы сели на горшок». Конечно, во многом это поддержка родителей, но все же это не мамины успехи, а ребенка! Какое такое «мы»?

С ростом ребенка ситуация становится еще серьезнее. И вот мамы и папы уже могут хвастаться, что «мы» закончили институт, устроились на работу. Несложно догадаться, как все это неприятно детям.

Как быть? Радоваться успехам детей, поддерживать их, но не путать с собственными достижениями.

9. Выбирать подарки

Когда ребенок уже может говорить, он имеет право выбирать, что ему хочется получить в подарок. И совсем не обязательно это — еще одна футболка или «умная» развивашка.

Да, конечно, такой подход не всегда удобен. Но он даст нашим детям главное — умение выбирать, принимать решения и отвечать за их последствия. Во взрослой жизни эти умения лишними точно не станут.

Как быть? Позволить ребенку в пределах возможного выбирать подарки и покупки себе.

10. Влезать в личную жизнь

Особенно это касается родителей подростков. У детей свои друзья, компании, первая любовь. Все это нормально и естественно. Допросы в ключе «Кто этот мальчик?» вызовут только раздражение и отдаление.

При этом многие ребята сами поделятся с родителями сокровенным, если будут чувствовать себя в безопасности.

Как быть? Вместо допросов позволить ребенку иметь личное пространство. Не расспрашивать, если он не настроен на детали. И, конечно, ни под каким соусом не влезать в переписку детей.

Дети, наряду с взрослыми, имеют определенный перечень базовых потребностей. Однако он гораздо обширней взрослого. Приоритетная задача родителей – знать и осознавать потребности своего чада, поскольку они пока не умеют определять их для себя самостоятельно. Так что же родители должны дать детям?

Специалисты сферы развития детей говорят о том, что родительская способность удовлетворять основные потребности малыша, оказывает непосредственное влияние на адекватность восприятия им окружающей действительности. Благодаря взаимоотношениям с близкими людьми, они учатся чувствовать и понимать любовь, эмоциональное содействие и чувство защищенности. Если взрослые успешно справляются с поставленной задачей и могут дать детям все необходимое, то в результате они вырастают людьми с устойчивой психикой и правильным пониманием ответственности. Это также помогает им становиться здоровыми и независимыми.

Существует несколько принципиальных моментов, касающихся вопроса о том, что же .

Все специалисты единодушно сходятся во мнении, что читать своим чадам сказки вслух крайне полезное занятие. Таким образом, малыш приобретает навыки общения, грамотного построения фраз, развивает фантазию, учится мыслить, определяет границы плохого и хорошего, познает эмоции и сопереживание.

Важно не только прочитывать произведения вслух, но и призывать детей к обсуждению прочитанной информации, задавая разнообразные вопросы.

Проведенные исследования подтверждают, что малыши, которым родители на регулярной основе читают сказки вслух, опережает в развитии тех, кто подрастает на прослушивании аудиокниг.

Еще один немаловажный аспект – малышам сказки просто необходимы. Они способствуют гармоничному развитию личности и психики. Именно эти произведения помогают в познании и изучении окружающего реального мира. В сказках присутствуют четкие границы, определяющие добро и зло, положительные и отрицательные герои, а также конкретные поступки и действия.

Иными словами сказка – доступное отражение реального мира, которое понятно для детского восприятия.

Близкие должны поддерживать веру малыша в чудеса и дать ему возможность мечтать.

Дедушка Мороз в Новый Год приносит подарки хорошим и послушным детям, Зубная Фея посещает малышей по ночам, Баба Яга живет в лесной чаще, а волшебная пыль поможет быстро вырасти и придаст сил.

Детям необходима вера в чудеса и волшебство. По аналогии со сказками, это помогает наполнить детскую жизнь счастьем, положительными эмоциями, сделать ее полной и увлекательной. Конечно, с возрастом они все узнают и поймут сами, но пока они еще маленькие, пусть магические вещи делают их счастливыми. Поэтому родители не должны сторониться этого, а вместе со своими чадами писать письма Дедушке Морозу и рассказывать им невероятные истории.

Близкие должны с пониманием относиться к желанию чада завести питомца.

В жизни любой семьи с маленьким ребенком приходит время, когда чадо начинает просить подарить ему домашнее животное. Исследования специалистов подтвердили, что питомцы в доме играют достаточно важную роль в вопросе формирования и становления личности маленького человечка. Это уже не мягкие игрушки. Для ребенка заведение животного является ответственным и серьезным шагом в жизни, поскольку это живое существо, у которого есть собственные желания и потребности. Наличие дома питомца обязывает заботиться о нем, зачастую принося в жертву свои личные желания. Забота о нем потребует аккуратности и дисциплины.

Самый важный момент – любовь животного искренняя и преданная. Очень часто получается так, что они намного ближе к малышу, нежели его часто занятые и эмоционально взведенные родители. Для подрастающего человечка питомец является лучшим другом. В особенности полезно заводить животных в семьях, где подрастает один ребенок.

Они будут помогать малышу справляться с тревогами и стрессовыми ситуациями. Важный положительный аспект – животные всегда находятся дома, никогда не заняты и с радостью будут общаться и играть, а также смогут дать детям положительный эмоциональный заряд.

Меры предосторожности – не стоит заводить животное, если родители не готовы осуществлять заботу о нем. Еще пока рано требовать от чада серьезной ответственности за живое существо. Выгуливать, кормить и контролировать состояние питомца придется все-таки родителям.

В этом вопросе не стоит впадать в крайности – устраивать отпрыска в спортивную секцию, подниматься рано утром ради хоккейных тренировок и тому подобное. Часто бывает и так, что взрослые чересчур одержимы идеей умственного развития, что вовсе забывают о важном принципе здоровой жизни – движение – это жизнь! Музыкальная школа, шахматный кружок и живопись – прекрасные инструменты для развития, однако мозгу для нормальной деятельности и насыщения кислородом требуется движение, а также регулярное чередование физической и умственной активности.

Лучше всего с ранних лет прививать малышу любовь и тягу к занятиям спортом. В результате это поможет ему вырасти активным и сильным. Здесь отсутствуют ограничения в выборе – от секций спортивных единоборств до большого тенниса.

Стоит завести привычку каждой зимой всей семьей посещать каток или прогуливаться на свежем воздухе на лыжах. Это будет не только очень полезно для взрослых, но и чадо будет приучаться к здоровому и активному образу жизни.

Минимальная суточная норма движения для маленьких детей – не менее получаса.

Приоритетная цель – родители должны оказать помощь чаду в выборе спортивной активности, которая будет ему действительно интересна и по душе. Важный момент – надо выбирать то, что нравится самому ребенку, а не его родителям. Здесь надо дать ему возможность определиться.

Дополнительное преимущество – именно во время вовлечения в спортивную жизнь, ребенок сможет практиковаться в навыках общения, учиться дружбе и заводить новых друзей, а самое главное – действовать в команде.

Дополнительный немаловажный аспект – необходимо регулярно проводить профилактические медицинские осмотры, которые помогут сохранить здоровье.

Надо дать чаду возможность быть услышанным.

Никакие электронные игрушки и занятия по интересам не смогут заменить живого общения с близкими. Мама и папа – важнейшие люди в жизни малыша. Для правильного развития, формирования объективной самооценки и уверенности в собственных силах, ему требуется родительское внимание и оценка. Это означает, что необходимо выражать похвалу своему чаду, одобрение, поддерживать его и искренне с ним общаться, дать ему возможность выразиться.

Благодаря родителям, чада учатся распознавать и реагировать на эмоции. На примере взрослых в домашних условиях они перенимают навыки поведения и действия в конфликтных ситуациях.

Важно – взрослым необходимо научиться не перебивать своих чад и слушать их. Требуется не только выслушивать все, чем они с вами делятся, но и реагировать на услышанное, задавая вопросы и рассказывая ситуации и истории из собственной жизни. В итоге это будет помогать осваивать общение.

Соблюдение режима

Четкое следование режиму приучает к дисциплине, однако, это не единственный положительный аспект. Малышу легче и спокойнее жить со знанием того, что его ожидает. К примеру, сначала необходимо почистить зубы – это обязательная процедура, а уже потом можно приступать к завтраку.

Если научить его делать все дела своевременно и концентрироваться во время выполнения заданий, а иногда заставлять себя что-либо делать, даже через силу, то впоследствии ему будет легче воспринимать и адаптироваться в жизни, поскольку определенные вещи станут действительно привычными.

Именно члены семьи должны контролировать этот момент. Общеизвестный факт, что большинство детей предпочитают так называемую «вредную еду» и фаст-фуд. Также не секрет, что если позволить своему ребенку употреблять все, что ему хочется, то он вырастет человеком, страдающим от различных заболеваний. В итоге он не произнесет слов благодарности.

Растущему детскому организму жизненно необходимо правильное и полноценное питание, поскольку это напрямую влияет на качество развития и роста, а также помогает справляться с повышенными нагрузками в школе.

Эффективней всего самим стать примером, то есть сами родители должны следить за рационом питания, а полезная и здоровая еда должна стать хорошей привычкой. Членам семьи не надо лениться готовить школьнику еду с собой.

Важный момент – следует рассказывать чаду о том, что приносит пользу, а что вредит и по какой причине.

С другой стороны, ничто не препятствует готовить дома вкусные блюда из полезных продуктов и баловать домочадцев на десерт горячим шоколадом.

Крайне важно для ребенка полностью удовлетворить эту потребность, поэтому близкие люди должны в первую очередь позаботиться именно об этом.

Действия со стороны семьи – необходимо гарантировать собственному чаду физическую безопасность и свободу от страхов. Для удовлетворения этой потребности родителям следует создать безопасную и комфортную атмосферу в домашних условиях. От них потребуется эмоциональная поддержка и сопереживание в сложных ситуациях.

Самый лучший и выразительный пример – родители. Только в их силах на собственном примере продемонстрировать, каким образом необходимо владеть собой в момент невероятного гнева и экстренных ситуаций. В итоге ребенку будет гораздо легче освоить этот навык.

Важный момент – никогда не выражайте угроз по отношению к малышу, и не причиняйте ему физического вреда.

Это имеет особую важность для подрастающего человека, поэтому близкие должны помочь создать их.

Специалисты говорят о том, что человек все время справляется с чувством одиночества при помощи формирования доверительных и искренних отношений с окружающими. Для детей очень важно ощущать любовь, привязанность и принадлежность близким людям.

Несомненный факт, что дети учатся выстраивать близкие взаимоотношения, основываясь на примере взрослых. Именно родители ответственны за обучение общению с другими людьми, доверию и получению ответной взаимной реакции.

Каким образом полностью удовлетворить детскую потребность в близких отношениях? – постоянно демонстрировать чаду, что родительская любовь безусловна. Не стоит пренебрегать близкими физическими контактами – дарите объятия, поцелуи и ласку для собственных детей как можно чаще.

Родителям не надо забывать обсуждать с чадами их желания, переживания, мысли и эмоции, а также принимать их таковыми, какие они есть на самом деле.

Самореализация и образование

Родители должны поощрять и поддерживать собственного ребенка в стремлениях к знаниям и удовлетворению интересов. Можно помогать выполнять домашние задания, вместе играть в развивающие и обучающие игры.

Важное преимущество – такой контакт поможет делиться личными интересами с ребенком и заинтересовать его, что только укрепит семейную связь.

Знание законов поможет вам сэкономить в школе. Из года в год родители сдают деньги, порой даже не вникая, на что именно, а просто потому что «так принято». При этом школа имеет право взимать плату лишь за некоторые дополнительные образовательные услуги и только после подписания соответствующего договора. Давайте одержим маленькую победу над привычными, но незаконными устоями и проясним, за что именно родители платить не обязаны.

1. Занятия по предметам, предусмотренным образовательным стандартом

По статистике Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано именно с платными занятиями.

Школа не имеет права проводить занятия за деньги по входящим в образовательный стандарт предметам. Родители не должны оплачивать лишние уроки, условно говоря, по математике перед итоговой контрольной работой. Расхожая ситуация: классный руководитель, он же учитель английского языка, проводит «для своих» дополнительные уроки за «недорого». Родителей не смущает отсутствие договора, квитанций об оплате, а главное, самой потребности в дополнительном английском. Чтобы избежать предвзятого отношения к ребенку, они готовы платить за бесполезные по существу занятия и громко не возмущаться.

Еще раз: платными могут быть только те занятия, которые выходят за рамки обязательной программы. Проще говоря, которых нет в расписании или на посещение которых семья дала письменное согласие, заполнив договор об оказании дополнительных образовательных услуг.

2. Охрана школы

Согласно статье 41 п.8 ч.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение должно обеспечить охрану и безопасность детей во время их пребывания в учебной организации.

Справедливости ради надо сказать, что на первом собрании родителей спрашивают, существует ли, по их мнению, необходимость в услугах охранника. Ответ очевиден: существует. Но зачастую бюджет города не в состоянии выделить нужную сумму для оплаты услуг охранного агентства, и поскольку родители в них заинтересованы, эта функция по умолчанию ложится на их плечи. В результате создается порочная практика, при которой школа порой даже не пытается выполнить свои законные обязанности, сразу же требуя от родителей спасать ситуацию. А родители, не знакомые с законом, даже не задумываются о своих правах и обязанностях школы.

3. Учебники и методические пособия

Родители послушно покупают необходимый перечень учебников и рабочих тетрадей (в старших классах общие затраты могут составлять до 5-7 тысяч на ребенка), а между тем статья 35 того же закона «Об образовании в Российской Федерации» сообщает: «обеспечение учебниками и учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Приобретение учебной литературы за счет ученика правомерно лишь в том случае, если предмет входит в число дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе. Учителя говорят, что закон «не позволяет настаивать» на покупке перечисленных пособий, хотя понятно, что категория это крайне расплывчатая. За словами о добровольности покупки учебника обычно идет предупреждение, что ребенок без него будет чувствовать себя белой вороной и не овладеет материалом. В итоге закон и реальная школьная практика существуют в этом случае в параллельных плоскостях.

4. Гардероб

Внимательная гардеробщица, которая не только отвечает за сохранность одежды, но и поименно знает ее владельцев — для школы большая редкость. Идея о хорошем платном гардеробе как альтернативе плохой бесплатной раздевалке обычно появляется у самих родителей вскоре после пропажи нескольких вещей или детской потасовки в рядах с одеждой.

Вряд ли в школе, в которой нет приличной раздевалки, есть достойный управляющий совет. Иначе мы рекомендовали бы искать решение этой распространенной проблемы именно там. Если создание платного гардероба — единственный выход из тупиковой ситуации, бесплатная раздевалка непременно должна остаться. В обязанности родителей не входит оплата труда дополнительной штатной единицы, введенной по запросу инициативной группы.

5. Оборудование и ремонт школы

Говоря о школьных поборах, родители чаще всего имеют в виду именно сбор средств на покупку новых парт, ремонт класса, IT-оснащения и так далее. Между тем закон «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступивший в силу аж в 2011 году, запрещает брать плату за услуги, которые оказываются в рамках государственного задания за счет бюджетных средств. А закон «Об образовании» уточняет, что платным может быть только то, что выходит за рамки образовательного стандарта.

Казалось бы, и добавить нечего. Все прозрачно.

Но некоторые школы, особенно региональные, чтобы легализировать родительские взносы, используют договор на добровольные пожертвования. Формулировка одного из пунктов обескураживает: «жертвователь обязан переводить добровольные пожертвования...» Подписав такой документ, родители соглашаются платить за все: за ремонтные работы, за подарки учителю, за покупку стульев в столовую. При этом принуждать к подписанию такого договора школа тоже не имеет права.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: