Обо всех и обо всем

Память — это не мышца, но тренировать можно и ее. Для этого нужно изменить способ организации информации у вас в голове.
Почему вы не помните, что ели на завтрак вчера, но прекрасно помните еще со школы слова вашей любимой песни? Почему мы что-то все время забываем и как от этого избавиться?

1. Телефонные номера

Почему вы забываете: номера телефонов — адепты кратковременной памяти, и удерживаются в голове минуту или чуть больше. За это время вы, конечно, успеете записать этот телефон в память мобильного. Но если его нет под рукой, как вы вспомните номер? Запоминайте:

Средство: Придумайте для каждой цифры образ, связав его с формой: 0 — круг, 1 — ручка, 2 — гусь, 4 — парус, и т. д. теперь с каждым телефоном вы сможете связать историю: 204 — гусь тянет круг на парусе.

2. Даты и годовщины

Почему вы забываете: Даты часто трудно запомнить, потому что они слишком абстрактны, и вам не к чему их привязать.

Средство: Привяжите день рождения к какой-либо внешней особенности человека. Например, человек с большим носом родился 21 декабря. Мысленно представляем себе гуся (2), ручку (1), новогоднюю елку (декабрь) и вешаем ему на нос.

Почему Вы забываете: Само знакомство человека с новыми людьми уже стрессовая ситуация для памяти: и так нужно много чего запомнить, кроме имени.

Средство: По методу Рузвельта: представьте, что имя человека большими буквами написано у него на лбу. Психологи также рекомендуют незаметно, в кармане или на спиной вывести пальцем имя, прописать его в воздухе: мелкая моторика пальцев напрямую связана с мышлением и памятью.

Почему вы забываете: Мелкие повседневные детали помнить просто невозможно, да и не нужно. Потому для идентификации подобных случаев мозг использует обобщения, схемы. Например, вместо того, чтобы помнить каждое съеденное вами яблоко, мозг использует схему «круглое-зеленое-сочное». Так и в примере с ключами: вместо того, чтобы фиксировать все разрозненные места их нахождения, мозг просто выдает схему «ключи-комод».

Средство: Отведите им место. Забить гвоздь и повесить крючок — простое дело. Пусть он находится прямо у двери. И приучите себя к правилу: не снимать обувь, либо не ставить сумку, пока не водворили на место ключи. Пусть и у них будет дом.

5. Пароли

Почему вы забываете: «Моя любимая книга? Имя моей собаки? Мой почтовый индекс?» То, что пароли с завидным постоянством вылетают из головы, закономерно: ведь когда вы их создаете, ваш мозг занят той основной задачей, которой вы заняты.

Средство: Работайте с ассоциациями. Если Yahoo! напоминает вам о крике Тарзана, возьмите пароль «Тарзан» или «джунгли». Механизм сработает, как только вы увидите слово Yahoo!

Почему вы забываете: Когда вы получаете код, ваш мозг вводят в состояние стресса экспрессивные надписи: «запомните!», «не записывайте!», «будет заблокирована». Это и мешает памяти его запомнить.

Средство: Проще простого — запишите. Держите цифры кода в бумажнике. Не бойтесь, что бумажник украдут вместе с карточкой и кодом. Зашифруйте его. Например, слово «каша», набранное на телефонной клавиатуре, задействует цифры 4-2-8-2. Так и запишите код — набрав слово, сразу вспомните.

31.10.2011 18:59

Память — это не мышца, но тренировать можно и ее. Для этого нужно изменить способ организации информации у вас в голове.
Почему вы не помните, что ели на завтрак вчера, но прекрасно помните еще со школы слова вашей любимой песни? Почему мы что-то все время забываем и как от этого избавиться?

1. Телефонные номера

Почему вы забываете: номера телефонов — адепты кратковременной памяти, и удерживаются в голове минуту или чуть больше. За это время вы, конечно, успеете записать этот телефон в память мобильного. Но если его нет под рукой, как вы вспомните номер? Запоминайте:

Средство: Придумайте для каждой цифры образ, связав его с формой: 0 — круг, 1 — ручка, 2 — гусь, 4 — парус, и т. д. теперь с каждым телефоном вы сможете связать историю: 204 — гусь тянет круг на парусе.

2. Даты и годовщины

Почему вы забываете: Даты часто трудно запомнить, потому что они слишком абстрактны, и вам не к чему их привязать.

Средство: Привяжите день рождения к какой-либо внешней особенности человека. Например, человек с большим носом родился 21 декабря. Мысленно представляем себе гуся (2), ручку (1), новогоднюю елку (декабрь) и вешаем ему на нос.

3. Имена

Почему Вы забываете: Само знакомство человека с новыми людьми уже стрессовая ситуация для памяти: и так нужно много чего запомнить, кроме имени.

Средство: По методу Рузвельта: представьте, что имя человека большими буквами написано у него на лбу. Психологи также рекомендуют незаметно, в кармане или на спиной вывести пальцем имя, прописать его в воздухе: мелкая моторика пальцев напрямую связана с мышлением и памятью.

4. Ключи

Почему вы забываете: Мелкие повседневные детали помнить просто невозможно, да и не нужно. Потому для идентификации подобных случаев мозг использует обобщения, схемы. Например, вместо того, чтобы помнить каждое съеденное вами яблоко, мозг использует схему «круглое-зеленое-сочное». Так и в примере с ключами: вместо того, чтобы фиксировать все разрозненные места их нахождения, мозг просто выдает схему «ключи-комод».

Средство: Отведите им место. Забить гвоздь и повесить крючок — простое дело. Пусть он находится прямо у двери. И приучите себя к правилу: не снимать обувь, либо не ставить сумку, пока не водворили на место ключи. Пусть и у них будет дом.

5. Пароли

Почему вы забываете: «Моя любимая книга? Имя моей собаки? Мой почтовый индекс?» То, что пароли с завидным постоянством вылетают из головы, закономерно: ведь когда вы их создаете, ваш мозг занят той основной задачей, которой вы заняты.

Средство: Работайте с ассоциациями. Если Yahoo! напоминает вам о крике Тарзана, возьмите пароль «Тарзан» или «джунгли». Механизм сработает, как только вы увидите слово Yahoo!

6. Коды

Почему вы забываете: Когда вы получаете код, ваш мозг вводят в состояние стресса экспрессивные надписи: «запомните!», «не записывайте!», «будет заблокирована». Это и мешает памяти его запомнить.

Средство: Проще простого — запишите. Держите цифры кода в бумажнике. Не бойтесь, что бумажник украдут вместе с карточкой и кодом. Зашифруйте его. Например, слово «каша», набранное на телефонной клавиатуре, задействует цифры 4-2-8-2. Так и запишите код — набрав слово, сразу вспомните.

Вконтакте

Память - это не мышца, но тренировать можно и ее. Для этого нужно изменить способ организации информации у вас в голове.

Почему вы не помните, что ели на завтрак вчера, но прекрасно помните еще со школы слова вашей любимой песни? Почему мы что-то все время забываем и как от этого избавиться?

1. Телефонные номера
Почему вы забываете: номера телефонов - адепты кратковременной памяти, и удерживаются в голове минуту или чуть больше. За это время вы, конечно, успеете записать этот телефон в память мобильного. Но если его нет под рукой, как вы вспомните номер? Запоминайте:

Средство: Придумайте для каждой цифры образ, связав его с формой: 0 - круг, 1 - ручка, 2 - гусь, 4 - парус, и т. д. теперь с каждым телефоном вы сможете связать историю: 204 - гусь тянет круг на парусе.

2. Даты и годовщины
Почему вы забываете: Даты часто трудно запомнить, потому что они слишком абстрактны, и вам не к чему их привязать.

Средство: Привяжите день рождения к какой-либо внешней особенности человека. Например, человек с большим носом родился 21 декабря. Мысленно представляем себе гуся (2), ручку (1), новогоднюю елку (декабрь) и вешаем ему на нос.

3. Имена
Почему Вы забываете: Само знакомство человека с новыми людьми уже стрессовая ситуация для памяти: и так нужно много чего запомнить, кроме имени.

Средство: По методу Рузвельта: представьте, что имя человека большими буквами написано у него на лбу. Психологи также рекомендуют незаметно, в кармане или на спиной вывести пальцем имя, прописать его в воздухе: мелкая моторика пальцев напрямую связана с мышлением и памятью.

4. Ключи
Почему вы забываете: Мелкие повседневные детали помнить просто невозможно, да и не нужно. Потому для идентификации подобных случаев мозг использует обобщения, схемы. Например, вместо того, чтобы помнить каждое съеденное вами яблоко, мозг использует схему «круглое-зеленое-сочное». Так и в примере с ключами: вместо того, чтобы фиксировать все разрозненные места их нахождения, мозг просто выдает схему «ключи-комод».

Средство: Отведите им место. Забить гвоздь и повесить крючок - простое дело. Пусть он находится прямо у двери. И приучите себя к правилу: не снимать обувь, либо не ставить сумку, пока не водворили на место ключи. Пусть и у них будет дом.

5. Пароли
Почему вы забываете: «Моя любимая книга? Имя моей собаки? Мой почтовый индекс?» То, что пароли с завидным постоянством вылетают из головы, закономерно: ведь когда вы их создаете, ваш мозг занят той основной задачей, которой вы заняты.

Средство: Работайте с ассоциациями. Если Yahoo! напоминает вам о крике Тарзана, возьмите пароль «Тарзан» или «джунгли». Механизм сработает, как только вы увидите слово Yahoo!

6. Коды
Почему вы забываете: Когда вы получаете код, ваш мозг вводят в состояние стресса экспрессивные надписи: «запомните!», «не записывайте!», «будет заблокирована». Это и мешает памяти его запомнить.

Средство: Проще простого - запишите. Держите цифры кода в бумажнике. Не бойтесь, что бумажник украдут вместе с карточкой и кодом. Зашифруйте его. Например, слово «каша», набранное на телефонной клавиатуре, задействует цифры 4-2-8-2. Так и запишите код - набрав слово, сразу вспомните.

| Рубрика:

Добрый день, дорогие читатели!

Все, кто когда-то учился в школе или университете, в других учебных заведениях, знают, как много времени уходит на запоминание материала и подготовку к экзамену. И самое прискорбное – что большинство времени обучения тратится впустую, так как в итоге приобретенные знания очень быстро забываются. «Сдал и забыл». А если нужно выучить так, чтобы не забыть? Если хочется запомнить на всю жизнь? Или от умения быстро и эффективно запоминать зависит повышение в работе или ответ на вопрос – сможете ли вы сегодня найти время на ребенка или мужа (жену), на себя? Все эти размышления, а также тот факт, что мне самой приходится сейчас 3-5 часов в день уделять учебе, навели меня на мысль о том, что было бы неплохо разобраться в техниках запоминания и подготовки к экзамену. Чтобы получилось максимально эффективно: минимум времени, максимум знаний. Вот что я раскопала о том, как лучше запоминать и как готовиться к экзамену.

Специалисты выделяют при подготовке к экзаменам и при любой работе, требующей запоминания и высокой концентрации, внешние и внутренние условия. Внешние условия – это все то, что вас окружает, а также состояние собственного тела. Все это в процессе запоминания вроде бы непосредственно не участвует, но создает условия для этого процесса. Согласитесь, что учить в тишине, за рабочим местом, где ничто не отвлекает, когда мы выспались и чувствуем себя хорошо, гораздо эффективнее, чем в метро, пока едешь на работу после бессонной ночи с ребенком. Именно поэтому все исследователи процессов запоминания твердят в один голос: сначала обеспечьте себе условия для подготовки к экзамену (для работы), а потом начинайте учить.

Что именно входит в обеспечение этих внешних условий для подготовки к экзамену и для лучшего запоминания?

  1. Организовать время для подготовки. Даже если у вас на руках маленький ребенок или нескончаемый аврал на работе, нужно определиться для себя – а сколько часов в день работоспособного времени у меня есть? Это может быть всего лишь час утром, пока едешь на работу, или сон ребенка. Но и за это время можно много выучить, если использовать это время на те цели, которые вы себе поставили. Планомерная подготовка – гораздо эффективнее авраловой, хотя авраловая все равно нужно – перед самым экзаменом. Поэтому если в обычные будние дни нужно выделить себе «окошки», когда вы можете учить, а непосредственно перед „deadline“ – пару недель (дней), когда вы полностью можете посвятить себя учебе. Можно выделить, например, две недели до экзамена и отправить на это время всех домашних на дачу или в отпуск. Можно нанять на это время няню или попросить мужа взять отпуск. Но и эти меры могут не обеспечить нужного результата, если мы привыкли отвлекаться от намеченного плана. Поэтому очень важно не только организовать время для подготовки, но и обеспечить себе возможность для концентрации.
  2. Обеспечить себе возможность для концентрации. Наши ум и эмоции – сложная система, которая постоянно ищет возможность свернуть куда-нибудь на путь полегче и поинтереснее. Вот и я сейчас вместо того, чтобы учить, пишу этот пост И все же нет прогресса без напряжения и концентрации. Если бы не было экзаменов, мне кажется, человечество не стояло бы на нынешней ступени развития. Экзамены заставляют нас делать то, что сложно и не всегда интересно. Они дисциплинируют нас и тренируют силу воли. И все же хочется облегчить себе участь. Как? Конечно, не создавая себе лишних соблазнов . Если приходит время подготовки к экзамену, нужно выключить компьютер, телефон и учить. Можно куда-нибудь уехать, отгородить на время себя от мира, чтобы сдать экзамен и вернуться к нему. Кому-то легче учить в библиотеке, кому-то в одиночестве дома. Изоляция помогает отгородить себя от возможных негативных эмоций, которые очень плохо влияют на обучение. Поэтому я лично, чтобы не отвлекаться от летней подготовки к экзамену, решила не проводить следующие три месяца тренинги и других больших проектов на , а непосредственно перед экзаменами дети поедут с мужем и его родителями отдыхать на море без меняL Лучше всего учить в одиночестве, а отдыхать от учебы – в кругу людей. Да, я не оговорилась – отдыхать нужно обязательно! Причем отдыхать умно.
  3. Умно отдыхать. Учить 24 часа в сутки не может никто. Для запоминания это неэффективно. Наоборот, для запоминания полезно спать и отвлекаться. Отвлекаться – это значит заниматься чем-то, что полностью переключает вашу голову от обучения. Чтобы не терять время, лучше всего в свободное от «зубрежки» время нагружать тело физическими упражнениями, прогулками на свежем воздухе и здоровым питанием. Очень важно обращать внимание не только на тело, но и на эмоции, так как «заставлять себя учить» — это негативная эмоция. Нейтрализовать ее можно удовольствием, которое испытываешь от новых знаний (вспоминайте об этом время от времени), а также другими позитивными эмоциями (смотреть юмористические передачи, слушать музыку, играть с детьми – кому что доставляет удовольствие). Главное во время отдыха, повторяю, полностью переключиться с умственной деятельности на телесную, эмоциональную или духовную. Это все – из энержи-менеджмента. О нем я писала . А вот еще одна очень полезная фишка из этого направления повышения личной эффективности – использовать биоритмы.
  4. Использовать для обучения наиболее продуктивное время суток. Здесь нужно знать свои биоритмы. Если вы жаворонок, то лучшее время учить – это после ночного сна до обеда и после сиесты. Если вы сова, то – это вечернее и ночное время. Ученые доказали, что очень хорошо учить после сна. Обычно в это время мозг позволяет хорошо концентрироваться на том, что читаешь. Поэтому лучше немного поспать после обеда. Помните цитату Черчиля: «У того, кто спит днем, не один рабочий день, а два!». Я иногда даже три раза за сутки успеваю поспать и в эти дни я успеваю выучить особенно много. Одна проблема днем — трудно сразу уснуть, мысли крутятся. Мне в этом случае очень помогают релаксации. За то время, пока я не сплю, под голос диктора я расслабляюсь и потом очень быстро засыпаю. Кстати, эти релаксации можно приобрести в моем “ ” по специальной летней цене:) А что еще нужно для обеспечения внешних условий?
  5. Нужно составить себе четкое представление о том, что нужно учить. Нет ничего более неэффективного, чем учить то, о чем никто не собирается спрашивать на экзамене.Здесь, конечно, помогают билеты, а также вопросы на консультациях перед экзаменами. Многие расстраиваются, что билетов так много. Лучше радуйтесь. Представьте, если бы билетов не было! В университете, в котором я учусь, нет таких ориентиров. На итоговой семестровой контрольной могут быть вопросы к любому предложению из 10 трехсотстраничных учебников. Единственный выход здесь – изучить предыдущие контрольные и составить представление об уровне знаний, который должен быть к моменту экзамена и учить. Только вот как?

Теперь мы переходим непосредственно к техникам, которые помогают лучше запоминать – это внутренние аспекты, которые, напомню, работают в полной мере только если вы организовали внешние.

  1. Как готовиться к экзамену? Моей излюбленной методикой было составлять краткие конспекты к вопросам и затем, в последний день-два их повторить. Из таких конспектов можно было еще сделать шпаргалки с незапоминающимся материалом и таким образом обеспечить спокойствие — а это условие хороше работы мозга:) Во время нынешней подготовки, которая действительно требует запоминания большого объема материала, я заметила, что такая подготовка – не самая эффективная. Вся проблема в том, что записываемый материал перекочевывает из книги в конспект, а в голове не задерживается. Что-то, конечно, остается, но этого недостаточно для того, чтобы получить «зачет». В голове остается только то, как это ни прискорбно, что мы поняли и выучили. Как же сделать этот процесс наименее энергозатратным и наиболее эффективным?
  2. Следуйте определенной технике запоминания. Немецкие исследователи предлагают при первичном ознакомлении с материалом следовать правилу 3 шагов. На первом шаге выбирается небольшой отрезок текста, основные мысли из которого можно запомнить сразу. Это может быть один абзац, параграф или страничка – у кого какие способности. Как только его прочитали, нужно сразу его воспроизвести своими словами. Это можно делать устно или письменно. Я теперь именно так составляю конспекты: прочитала отрезок и записала его, не глядя в текст, воспроизвожу своими немецкими словами. Второй шаг – это воспроизвести этот текст еще раз и тут же проверить, правильно ли вы это сделали (это третий шаг ). Что самое интересное, такая техника не требует больших затрат энергии, так как вы еще достаточно хорошо помните материал и его воспроизведение не сильно напрягает. Эта техника позволяет погрузить информацию в оперативную память, но не долгосрочную. Туда информация помещается путем повторений.
  3. Правильное повторение. Если вы готовитесь к экзамену за несколько дней, то будьте уверены, что большая часть информации исчезнет из вашей головы примерно за такое же количество дней, которые вы потратили на обучение, а то и быстрей. Именно поэтому важно планомерное запоминание с регулярным повторением. Есть разные методики такого повторения. Например, способ восьми: повторить прочитанное через 8 часов, потом через 8 дней и через 8 недель. Для моих дырявых мозгов объемов материала этот способ, однако, оказался недостаточно эффективным. Я заметила, что большую часть информации забываю уже через час после прочтения. Как оказалось, это не только у меня такие проблемы. Большинство людей забывают 34% информации уже через полчаса через прочтения, а остальное в течение нескольких дней. Именно поэтому нельзя пропускать правила предыдущего пункта. Лично я читаю материал, затем записываю его своими словами, перед тем как закрыть конспект, прочитываю написанное еще раз. Затем на следующий день перед тем, как приступить к новому материалу, повторяю то, что сделала вчера, а также один из параграфов, который я учила неделю назад. Эта система работает, но она достаточно скучна. Что поможет разнообразить повторение и подготовку к экзамену?
  4. Рассказать своими словами другому человеку. Рассказать своими словами – это самый эффективный способ запоминания. Особенно, если рассказывать не сразу и себе, а в течение дня и кому-нибудь другому. Рассказывать себе и сразу – это для начала, а потом в течение дня – кому-нибудь другому. Конечно, идеально – рассказывать, к примеру, другому студенту, а не усталому мужу, пришедшему с работы домой. Можно рассказывать маленькому ребенку. Вырастет, если не очень умным, то разговорчивым:) В любом случае, если найдете что-то интересно, что можно рассказать – обязательно отметьте про себя и расскажите.
  5. Необычные способы запоминания. Студенты придумали множество способов запоминания: прыгать на мяче и при этом выкрикивать иностранные слова, которые учишь, напевать текст, который нужно выучить, записать аудио-текст и слушать его перед экзаменом. Для запоминания списков можно разложить отдельные пункты по всей комнате. Первую – на стул, вторую – на диван. Еще эффективнее – связать слова какой-нибудь ассоциацией или картинкой. Можно связывать нужные слова придуманной историей или придумывать необычные абревиатуры (помните “Степка хочет щец. Фи!” для запоминания глухих согласных?). Это требует креативности, но работает очень эффективно.

Вот вроде и все на сегодня!

Текст: Николай Павлов
Иллюстрации: Степан Гилев

Банальная ситуация: в аэропорту тебя останавливает полиция. «Вы, - говорит, - сумку сами собирали? А то мы видим в вашей сумке тяжелые наркотики, вы сейчас надорветесь! Для охраны вашего здоровья отправляем вас в тюрьму, можете позвонить родственникам. Какой у них номер телефона?» И ждут, пока ты номер назовешь. А ты им: «Наберите номер...» Но вспомнить ничего не можешь. Это все потому, что ты поленился и не прочитал эту статью про тренировку памяти.


Твой личный «Яндекс»


Ученые говорят, что процесс работы нашей памяти представляет собой биологический феномен, включающий в себя четыре этапа : запись , хранение , извлечение и забывание информации . Устройство в целом очень похоже на интернет-поисковик. Только в «гуглах» и «яндексах» эти процессы называются индексированием, внесением в поисковую базу, обработкой запросов, выдачей релевантных ответов и удалением информации из поисковой базы.

Лучшим и самым наглядным примером работы твоей памяти будет воображаемая встреча с прекрасной брюнеткой с большим бюстом Бетховена в руках. Твои органы чувств моментально принимаются обрабатывать полученную информацию: органы зрения фиксируют физические параметры девушки, уши начинают воспринимать звуковые колебания ее голоса, а нос ловит рассеянный в воздухе запах ее духов. Набравшись смелости, ты даже можешь потрогать девушку рукой - исключительно для того, чтобы необходимые данные о брюнетке могли получить твои рецепторы, расположенные в коже и мышцах.



Как только информация получена, мозг при помощи нервных импульсов передает данные о брюнетке с бюстом в парные удлиненные участки коры головного мозга, называемые гиппокампом. Гиппокамп по совместительству выполняет в мозгу функцию оператора отдела по контролю за качеством складируемой продукции. Ученые считают, что гиппокамп выделяет в потоке получаемых импульсов важную информацию, удерживает ее какое-то время, а затем, когда ты спишь, отправляет образ брюнетки в основные хранилища головного мозга, расположенные в коре полушарий. Информация, удерживаемая гиппокампом, находится в области кратковременной памяти. Места для разного рода данных там, надо сказать, совсем немного. Но вот в коре полушарий места для прекрасных брюнеток навалом, и храниться они там могут хоть до скончания времен.

Основная проблема с этим безграничным хранилищем в том, что там очень трудно отыскать нужное тебе в данный момент. Память любого человека огромна, но вот эффективно использовать ее мы сплошь и рядом не умеем.


Измерение памяти

Нам всем было бы гораздо проще, если бы твоя память была носом или пенисом. Тогда измерение ее величины было бы совсем плевым делом: взял линейку - и готово. Но память, к сожалению, не нос.

Автор книги «Как развить суперпамять» Доминик О"Брайен предлагает для проверки памяти несколько простых тестов, которые позволят узнать длину и объем твоей памяти. Для краткости и простоты предлагаем именовать результаты теста твоим личным коэффициентом использования памяти (КИП) .

Итак, приготовь карандаш и лист бумаги (или что еще у тебя там) - и поехали.

Слова

Засеки время. Постарайся в течение 3 минут запомнить перечисленные ниже слова. Через 3 минуты закрой статью и запиши те слова, которые удалось запомнить. Порядок слов не важен. За каждое правильно записанное слово награди себя одним призовым баллом. Если ты смог запомнить все слова, у тебя будет ровно 20 баллов .

дом лоск мой синь рука гараж лодка деньги гардероб карьер зоопарк велосипед картина садовник горный телефон друг мост луна чай


Цифры

Постарайся в течение 3 минут запомнить написанные ниже цифры. Через 3 минуты закрой статью и запиши те цифры, которые удалось запомнить. Здесь порядок цифр как раз важен: баллы дают только те цифры, которые воспроизведены в правильной последовательности, то есть до первой ошибки. После первой же совершенной ошибки результаты дальше не считаются. За каждую записанную и стоящую на своем месте цифру награди себя одним призовым баллом, чемпион.

50367440928205767129


Бинарный код

А сейчас постарайся в течение 3 минут запомнить перечисленные ниже составляющие бинарного кода. Потом закрой статью и запиши те цифры, которые удалось запомнить. Порядок важен и здесь: баллы дают только цифры, воспроизведенные до первой ошибки. После совершенной ошибки результаты не считаются. Удачи тебе и твоей памяти!

110000011011101100110101010011

Ну вот, девять минут пролетели почти незаметно, пришла пора подсчитывать результаты. Максимальный результат этого теста - 70 баллов . Если каким-то жульническим способом ты набрал именно столько, можешь закрыть журнал, потому что ты, наверное, Бэтмен, а фамилия твоя - Эйнштейн. Если же ты нормальный человек, но все равно набрал больше 50 баллов , значит, твоя память в отличной форме. Результат в 25 баллов и больше раскрывает в тебе человека умного, рассудительного, но мы должны признать, что память у тебя нуждается в тренировке. Ну а КИП в районе 10 баллов или около того демонстрирует твою полную победу над собственной памятью: здорово ты отправил ее в нокаут! Эта статья для таких, как ты, последний герой.

Доминик О"Брайен (между прочим, восьмикратный победитель чемпионатов мира по демонстрации способностей человеческой памяти) разработал для таких, как ты, несколько простых упражнений для развития воображения и ассоциативного мышления. Как говорит Доминик, эти упражнения здорово помогают прокачать все части твоего мозга, отвечающие за сохранение, накопление и воспроизведение информации.


Быть Шерлоком Холмсовчем



Помнишь первую серию сериала про Шерлока Холмса? Девятнадцатая минута. Холмс с Ватсоном едут в кебе, и тут сыщик говорит: «Теперь о вашем брате. Телефон: с выходом в Интернет, с МР3-плеером, много царапин. Гравировка «Гарри Ватсону от Клары», три поцелуя, романтические чувства, модели всего полгода. Гнездо в царапинах по ободку: он вставлял в гнездо шнур, а руки дрожали». Доминик О"Брайен называет это упражнение визуализацией через наблюдение .

Для начала тебе нужно выбрать какой-нибудь вполне повседневный предмет: чайник , гидрант или, к примеру, смартфон . Допустим, ты выбрал смартфон. Рассмотри его внимательно в течение 15 секунд и постарайся запомнить все мелочи. Рассмотрел? Про гравировку не забыл? Закрой глаза и попытайся представить себе смартфон во всех отмеченных тобой деталях. Сначала это может показаться трудным, поэтому О"Брайен советует начинать визуализацию с общих контуров смартфона. Постарайся просто представить себе прямоугольник, похожий на смартфон. Кстати, не рассчитывай, что светлый образ смартфона сам явится пред твои сверкающие очи в тот момент, когда ты закроешь глаза. Используй воображение . Как только картинка смартфона получена и вроде как все детали осмот­рены, открывай глаза и проверяй, не забыл ли что. Гнездо в царапинах по ободку не пропустил? А название изготовителя? Потом снова закрывай глаза и дополняй образ смартфона заново открытыми деталями. Так нужно продолжать до тех пор, пока фантазия не предоставит в качестве доказательства твоих абсолютно фантастических способностей полную копию смартфона. Когда финальный образ будет получен, открой глаза, спрячь смартфон, возьми листок бумаги и запиши все воспроизведенные твоей фантазией мелочи. Разобрался со смартфоном? Теперь повтори этот же трюк с чайником.


Обучение Фукса


Вторым эффективным упражнением, превращающим человека разумного в персонажа произведений Конан-Дойля, мистер О"Брайен считает метод ассоциативных нитей . Метод этот состоит в прикреплении к запоминаемым предметам или понятиям дополнительных знакомых тебе индикаторов. Лучше всего этот метод проиллюстрировал капитан Врунгель, за одну минуту превративший картежника Фукса в квалифицированного матроса. Помнишь, как там было? «Я забыл, где паруса!» - «Даму треф ищите». Вот и тут примерно так же.

Однако О"Брайен не стал чемпионом мира по запоминанию, если бы не дополнил систему обучения Фукса собственными наработками. В своей книге он предлагает не просто заниматься мысленным прикреплением индикаторов к запоминаемым предметам или явлениям, но и пытаться найти между ними связь. К примеру, тот же Фукс мог бы протянуть ассоциативную нить между дамой треф и парусом , представив карту с дамой треф в образе наполненного ветром паруса яхты. Тогда бы он точно не забыл, где находятся паруса!



Ежедневное плетение ассоциативных нитей - важный путь к созданию суперпамяти, считает Доминик О"Брайен. В своей книге он называет создание ассоциаций механизмом, с помощью которого работает человеческая память. Что общего, к примеру, у лягушки и снега? На первый взгляд - ничего. Однако, если включить ассоциативное мышление , общий ряд у этих двух слов может быть бесконечным: вылепленная из снега лягушка; лягушка, катающаяся по снегу на лыжах; лягушка, играющая в снежки; снеговик, поедающий суп из лягушачьих лапок; восставшие из ада лягушки уничтожают снеговиков световыми мечами.

Взять, к примеру, следующие слова: бумага , окно , улитка , машина , гитара . Попробуй вылепить из этого общий ассоциативный ряд . Что это будет? История о том, как комок бумаги ударился в оконное стекло, кто-то открыл окно и увидел, как по дороге едет машина, которой управляет улитка, везущая на заднем сиденье гитару? Не важно, что в жизни такого не бывает. В мире ассоциативных нитей значение имеет только сила твоей фантазии , ведь, соединив пять слов в одну историю, ты больше никогда их не забудешь.

Для примера вот тебе еще несколько слов, но на этот раз историю с ними ты должен придумать сам: ящерица , вулкан , телефон , кресло , словарь , катапульта , компьютер , паук , цветы , занавеска , сад , стол , корзина , грузовик .


Снеговики начинают и выигрывают



Пока твой гиппокамп сортирует ящериц с занавесками, перейдем к самому главному. Ты наверняка замечал, что в окружающем нас мире как-то слишком много цифр. Самое неприятное заключается в том, что некоторые из этих цифр нужно все время держать в памяти: пин-коды, даты, телефонные номера, адреса - просто уйма всего. Конечно, часть цифр можно доверить своему телефону, но вот что делать, если телефон внезапно утрачен, а вспомнить номер нужно немедленно? Ответ на этот вопрос дает Доминик О"Брайен, который советует выбросить телефон и придумать для каждой цифры похожий на эту цифру предмет . Сам О"Брайен использует вот какие ассоциации:

0 - мяч
1 - карандаш
2 - лебедь или змея
3 - наручники
4 - парус
5 - морской конек
6 - хобот слона
7 - бумеранг
8 - снеговик
9 - монокль

Теперь запомнить пин-код не составит труда. Допустим, твой пин-код - 1580. Просто подставляй вместо цифр предметы и придумывай историю : вот ты идешь в банк, чтобы получить новую банковскую карту, а в руках у тебя огромный карандаш. На улице зима. Ты входишь в банк. В отделении банка на месте кассира сидит морской конек, снег на карандаше начинает таять, ты смотришь в окно. За окном стоит снеговик, который внезапно разбегается и лупит ногой по мячу. Окно разлетается вдребезги, мяч попадает тебе в лоб, а твой гиппокамп отправляет подсунутую воображением историю в сейф для ценных воспоминаний. Прокрути байку про снеговика и карандаш в голове несколько раз, и ты никогда больше не забудешь этот пин-код. Бинго! А теперь попытайся придумать такую же историю для пин-кода зарплатной карточки нашего главного редактора: 2879. Таким же образом эта штука работает и с номерами телефонов, только истории получаются немного длиннее.


С запоминанием имен коллег действует тот же подход. Имена , говорит Доминик О"Брайен, как и цифры, должны быть преобразованы в образы , чтобы мозг мог переварить их. Допустим, ты встретил девушку по имени Марина Яровая. Тебе нужно запомнить, как ее зовут. Фамилию можно связать с яровой пшеницей, которую высевают весной, либо просто разбить на слоги «я» и «ров» и представить, как ты сидишь во рву. Представил? Теперь свяжи эту картинку с именем Марины - и дело в шляпе.


Разнообразное питание само по себе обеспечивает тебя всеми витаминами и элементами, необходимыми для эффективной работы мозга. Но где это разнообразное питание в условиях трудовых будней современного делового человека? Поэтому, если ты заметил у себя ухудшение памяти и расстройство внимания, есть некоторый риск, что они могут быть вызваны банальными огрехами в рационе. Так что зайди в супермаркет и купи черники. Она содержит витамины и антиоксиданты, защищающие мозг от преждевременного старения. И вроде бы, по некоторым выкладкам, даже способна противостоять болезни Альцгеймера. Употребление черники улучшает связи между нейронами головного мозга и благотворно влияет на твои ораторские навыки. Богатый минеральными веществами и полиненасыщенными жирными кислотами авокадо способствует нормализации мозгового кровообращения и предотвращает возникновение тромбов в сосудах. А орехи, особенно грецкие и миндаль, богаты витамином Е. Этого витамина хватит, чтобы отпугнуть от тебя провоцирующие старение организма свободные радикалы.

Вперед в прошлое


Очень немногие могут вспомнить в деталях свое прошлое : запах роддома, ловкие руки акушерки, вкус материнского молока или тот счастливый момент, когда папа первый раз в жизни назвал тебя короедом. Доминик О"Брайен считает, что воспоминания о детстве чрезвычайно важны: именно они, а не удачные кадровые перестановки на работе формируют нашу личность и оказывают влияние на жизнь. То есть ты понял: свое прошлое нужно помнить во всех деталях , чтобы случайно не пропустить что-то важное. Метод путешествия в прошлое по О"Брайену заключается в мысленном возвращении в какое-­то конкретное место и воскрешении связанных с этим мес­том воспоминаний. (Помимо того, что это упражнение само по себе является отличной зарядкой для памяти, оно поможет тебе вспомнить много интересного: куда, например, дедушка спрятал справку о приватизации квартиры.)

Итак, для правильного путешествия во времени тебе нужно просто оживить в своем воображении какое-нибудь определенное место из детства . Пусть это будет школа , твой любимый урок политинформации . Не было таких уроков? Повезло тебе. Тогда перемена , перемены были у всех. На перемене ты вместе с классом выбегаешь на улицу, где во дворе школы расположена спортивная площадка . Попробуй сконцентрироваться на мелких деталях , связанных с этой площадкой: какого цвета были брусья, насколько хорошо покрашены? Что за люди окружали тебя, как звучали их голоса? Как они смеялись, какие жесты были им характерны? Как шумели деревья вокруг, как пахла трава у турника? Росли ли там одуванчики? Каким был на ощупь турник? Все же перекладина была немного толстовата, тебе не кажется? Что ты чувствовал , прислонившись к турнику? Был счастлив, влюблен, разочарован, пьян, контужен проносящимся за оградой троллейбусом? Воспроизведи в воображении как можно больше деталей из своего прошлого , и забытые воспоминания не заставят себя ждать. В кинематографе такие штуки называют флешбэками .

Кстати, с помощью подобных упражнений можно не только научиться вспоминать, как ты расстегивал бюстгальтер девочки с передней парты, но и приловчиться складировать в памяти анекдоты, речи для презентаций и даже целые сериалы. Просто воображай себе каждый анекдот как эпизод из жизни и прокручивай его в голове несколько раз. Или старайся мысленно воссоздать в памяти сцену из любимого сериала таким образом, как ты вспоминал свое детство, - как можно подробнее и ярче. А все детали придут сами собой.

Впрочем, по теме запоминания длинных речей есть одно уточнение: чтобы заучить реально длинный текст, тебе сначала нужно будет составить план выступления и отметить на нем все ключевые моменты. На минуту представим (просто представим), что твоя компания занимается производством и продажей органических удобрений и тебе нужно рассказать о ее успехах: столько-то фермеров воспользовались вашими удобрениями, столько-то пшеницы было ими посеяно - все как положено. Используя ассоциативное мышление , ты с легкостью нарисуешь в своем воображении историю про производство удобрений, фермеров с их коровами и стогами сена, поля пшеницы и деревенских женщин с пшеничными косами. Главное, больше визуализируй ключевые моменты презентации и совсем не визуализируй то, что к делу не относится.

Практикуй эти мнемо­трюки чаще - и «Яндекс» будет приходить к тебе за советом!


Римская комната


Необходимость запоминать длинные речи для публичных выступлений появилась у людей давно. Две с половиной тысячи лет тому назад сначала древние греки, а потом и чуть менее древние римляне, выступая в судах и на народных собраниях, были вынуждены эмоционально и выразительно воспроизводить по памяти огромное количество речевых конструкций. Поэтому для тренировки памяти ораторами древности был придуман метод локи (метод мест), он же «Римская комната», он же «Дворец памяти». (Кстати, к «Дворцу памяти» многократно обращается в сериале «Шерлок» мистер Шерлок Холмс.)

Метод состоит в мысленном размещении вещей, предназначенных для запоминания, в знакомой и комфортной для запоминающего окружающей среде.

Древние греки и римляне использовали для этого образ своего дома и его окрестностей, выстраивая в своем воображении знакомый тебе по сериалу Дворец П. Ассоциируя каждый этап выступления с частью своего жилища, римские и греческие ораторы, обходя свои владения в заранее установленном порядке, мысленно раскладывали по дому фразы и положения будущей речи. Ну а потом, выступая на публике, просто вспоминали свой многократно пройденный маршрут, собирая удобно разложенные тезисы.

В современной жизни это могло бы выглядеть так. Представим, что тебе нужно выучить наизусть подробный план презентации из двадцати пунктов. Для этого пройдись по квартире и ее окрестностям и выдели 20 вещей, к которым ты позже мысленно привяжешь каждый пункт своего доклада. Входная дверь - это вступление. Зеркало в прихожей - основные тезисы выступления, кратко. Люстра в прихожей - объяснение главной темы. Ну и так далее.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: