Условия работы подростков в годы войны. Банка варенья

Более 30 млн мужчин было мобилизовано в годы Великой Отечественной войны. В тылу остались, преимущественно, женщины, старики и дети. Именно на них легла вся работа по обеспечению армии и флота. Практически вся промышленность была переведена на военную продукцию. Необходимо было наращивать объемы, потерянные в первые месяцы боевых действий. Поэтому к станку вставали все, в том числе подростки и дети.

С самого начала войны рабочий день был продлен до 10, а где-то и до 12 часов. Такого понятия как отпуск или выходной не существовало. Рук катастрофически не хватало, поэтому на предприятия стали активно призывать подростков в возрасте от 14 лет. В первые годы войны процент молодежи (до 18 лет) увеличился с 6 до 15%. Ребят наскоро обучали азам профессии, и те приступали к работе. Трудились наравне с взрослыми, но никогда не жаловались. В многочасовой работе у станка были свои плюсы, отмечает писатель, историк Второй мировой войны Александр Бондаренко:

Дети блокады Голод, холод, артобстрелы и бомбежки унесли жизни более миллиона ленинградцев за 900 дней блокады города. Многие из погибших были детьми, которых к началу фашистского окружения в сентябре 1941 года оставалось в Ленинграде почти 500 тысяч.

"Это был не подневольный детский труд, это было спасение, потому что их кормили, было особое отношение и надзор. Кто-то и жил на заводе, особенно это практиковалось в осажденном Ленинграде. Ведь город не только сражался и держал оборону, но еще и работали предприятия. Какие-то боеприпасы даже вывозились на "Большую землю" — за кольцо блокады. Дети на заводе получали карточку не как иждивенцы, а рабочую. Там было тепло, то есть не пустые промерзшие квартиры, в которых буржуйки топились мебелью. Это хоть какие-то условия".

Условия на заводе действительно были лучше. Вместо положенных 200 граммов хлеба ребята получали целых 500.

"Сыны" и "дочери" советских полков Только по официальным данным, в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной было около трех с половиной тысяч так называемых "детей полка", в основном – круглых сирот – вновь обретших себя в воинской семье.

По тем временам это считалось быть сытым. Так что большинство подростков сами стремились освоить какую-либо профессию. Но все же главной причиной работы была не материальная составляющая. Дети и подростки старались внести свой посильный вклад в защиту страны, объясняет военный историк Борис Юлин:

"Это не было обязанностью подростков и не являлось вопросом выживания. Конечно, таким образом можно было улучшить свое питание и питание своей семьи. Но самое главное — это была возможность хоть как-то поучаствовать в защите своей Родины. Поэтому люди шли на заводы с большой охотой".

У войны – недетское лицо Миллионы детей и подростков прошли через войну- находились на оккупированных врагом территориях СССР, трудились на заводах в советском тылу, сбегали на фронт, чтобы бить фашистов. Они взрослели за недели и месяцы, навсегда лишенные детства и юности.

Чаще всего ребята работали на токарных станках. Там не требовалось особого опыта или образования, но нужна была большая выносливость. При этом сами дети не воспринимали эти часы как каторгу и не претендовали на роль героев, продолжает военный историк Борис Юлин:

"Это было то, что называется массовым героизмом тружеников тыла. То есть человек не совершал каких-то особых подвигов. Подвигом являлось то, что подросток идет и целый день работает на заводе. Им часто приходилось жить в бараках при заводе, когда дело касалось предприятий, эвакуированных на восток, в Сибирь и на Урал. Это то, что называется ежедневным подвигом".

Такой ежедневный подвиг позволил в скорейшие сроки нарастить темпы производства. К концу 1942 года советские предприятия вышли на его довоенный уровень.

Д ля организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в "ремеслуху" и пополнять ряды рабочего класса.

В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"

1943 год. Пермь. 12-летний фрезеровщик.
Фото: ИТАР-ТАСС

Брезентовые ботинки

Детей в Пермь привозили эшелонами, в основном из Вологодской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Тот же Иван Шилов однажды работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением паренек был очень доволен.

С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома.

В 1943 году меня из Вологодской области привезли в Пермь, на авиазавод, - рассказывает Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. - Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха - ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было...

Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.

Передовики поневоле

Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках, - вспоминает Анна Титова.

Из-за тяжелых условий труда многие взрослые не выдерживали напряжения и сбегали. Еще до войны правительство СССР приняло решение о закреплении рабочих за предприятиями, и за "самоволку" беглецов наказывали. В 1941 году из тогдашних 12 тысяч рабочих пермского моторостроительного завода четыре тысячи были осуждены за дезертирство, прогулы и опоздания. Амнистию им объявили только в 1945 году. На производстве в военное время работали и заключенные. Их водили на завод под конвоем по центральной улице Перми. Но толку от таких "специалистов" было немного. Народ отчаянный, никого особо не боялся и работой себя не перетруждал.

От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.

Согласно закону дети, которым еще не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки. На заводе даже выпустили приказ по этому поводу. Директор Анатолий Солдатов лично предупредил начальников цехов и напомнил, что нельзя привлекать подростков к сверхурочным и ночным работам. В приказе также говорилось, что малолетние работники имели право на один выходной в неделю и на ежегодный отпуск на 12 суток.

Однако приказ приказом, а авиадвигатели были нужны фронту как воздух. К тому же при эвакуации промышленных предприятий в 1941 году получилось так, что пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов "Катюша". Ясно, что Ставка Верховного Главнокомандования требовала от пермяков как можно больше боеприпасов и авиадвигателей. Вопросы соблюдения трудового законодательства при этом отходили на второй план.

(Для увеличения фотографии кликните по ней)

Сладкая награда

Зато юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде.

Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря.

В декабре директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики... Всех также премировали банками варенья.

К сожалению, сейчас в живых уже не осталось никого из тех, кто получил сладкую премию. Но их воспоминания живут в письмах, хранящихся ныне в заводском музее. Вот одно из них - от бывшего рабочего Александра Аксенова:

"Я был во фронтовой бригаде, и в один из дней мне удалось выполнить норму на 570 процентов, - пишет он. - В заводской газете появилась публикация: "Отец-фронтовик может гордиться таким сыном, как Саша Аксенов". Я был очень рад и послал бате заметку на фронт, чем очень обрадовал не только его, но и командиров - от них даже получил очень теплое письмо. Спустя несколько дней после моего трудового успеха и заметки в газете мы с ребятами выходили из цеха, а навстречу группа людей - начальство, судя по виду. С ними - генерал Солдатов. Кто-то из пацанов громко позвал меня: "Аксенов! Иди на генерала смотреть!" Тот услышал и громко сказал: "А я как раз иду на Аксенова смотреть". Солдатов меня расцеловал, а после этого отдал команду накормить нас в столовой. Для таких вечно голодных пацанов, как мы, это было не лишним".

Дословно

Из указа президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г.:

"7. Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

10. Установить, что все окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при СНК СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях ".

Из приказа N 433 от 02.12.1944 г. "О премировании вновь принятых на завод рабочих":

"Следуя примеру молодых рабочих, отмеченных в приказе по заводу за N 415 от 14.11. 1944 года, вновь принятые молодые рабочие показывают примеры стахановской работы. За систематическое перевыполнение сменно-суточных заданий на 120-150 процентов объявить благодарность с занесением в трудовую книжку и премировать подарками (по одной паре валенок и по одной банке консервированных фруктов) ".

Справка "РГ"

За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение.

Фотодокумент

Юрий Гейко, журналист, материал которого о труде детей в Перми в свое время вызвал немалый общественный резонанс:

"В 1983 году я работал в "Комсомольской правде" и летал в Пермь по заданию редакции. Еще были живы многие, сидящие за этим столом. Нина Котлячкова (Федоссева) рассказывала:

Где бы мы тогда купили такое богатство? Содержимое банок съедалось в юнгородке, делили на всех. Каждому пришлось всего по нескольку ложек. Но даже с них мы были, как пьяные.

Все, с кем мне довелось встретиться, вспоминали, что варенье было очень сладкое. Но я выяснил, что это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно.

Да и нужно ли?

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.

В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!" (Солохина Н.Я., Калужская область, г. Людиново, из статьи «Мы родом не из детства», «Мир новостей», №27, 2010, с. 26).
Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».
Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.
Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).


Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды. Примеров героического поведения детей и подростков на фронте существует достаточно много…

Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много. В повести Владимира Богомолова «Иван» можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск... На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55".

Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории. Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольную молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.


А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Об одном таком концерте есть трогательное стихотворение у Е. Евтушенко:

"В палате выключили радио...
И кто-то гладил мне вихор.
В Зиминским госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор..."

А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.
Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!


Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души – для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

"Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано"
, – писал Некрасов Н.А., но война лишила и детсадовцев «красного детства». Рано повзрослели и эти маленькие детишки, быстро разучившись шалить и капризничать. На детские утренники в садики приходили из госпиталей выздоравливающие бойцы. Раненые солдаты долго аплодировали маленьким артистам, улыбаясь сквозь слезы... Тепло детского праздника согревало израненные души фронтовиков, напоминало о доме, помогало вернуться с войны невредимыми. Ребята из детских садов и их воспитательницы тоже писали письма солдатам на фронт, посылали рисунки, подарки.

У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.


"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения. Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали. Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение. За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

"Аналогичные случаи преступлений и невыполнения педагогическими работниками своих обязанностей выявлялись и в других регионах. Так, в ноябре 1942 г. в Саратовский городской комитет обороны было направлено специальное сообщение о тяжелом материально-бытовом положении воспитанников детских домов… Интернаты отапливаются плохо или вообще находятся без топлива, теплой одеждой и обувью дети не обеспечены, в результате несоблюдения элементарных социально-гигиенических правил наблюдаются инфекционные заболевания. Воспитательная работа запущена… В интернате в селе Нестерове в некоторые дни дети вовсе не получали хлеба, словно проживали не в тыловой Саратовской области, а в блокадном Ленинграде. Учеба из-за отсутствия учителей и нехватки помещений была давно заброшена. В интернатах Ровенского района, в селе Волкове и других, дети также по нескольку дней вообще не получали хлеба". (Там же с. 391-392).

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в "ремеслуху" и пополнять ряды рабочего класса.

В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"

Брезентовые ботинки

Детей в Пермь привозили эшелонами, в основном из Вологодской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Тот же Иван Шилов однажды работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением паренек был очень доволен.

С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома.

В 1943 году меня из Вологодской области привезли в Пермь, на авиазавод, - рассказывает Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. - Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха - ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было...

Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.

Передовики поневоле

- Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках, - вспоминает Анна Титова.

Из-за тяжелых условий труда многие взрослые не выдерживали напряжения и сбегали. Еще до войны правительство СССР приняло решение о закреплении рабочих за предприятиями, и за "самоволку" беглецов наказывали. В 1941 году из тогдашних 12 тысяч рабочих пермского моторостроительного завода четыре тысячи были осуждены за дезертирство, прогулы и опоздания. Амнистию им объявили только в 1945 году. На производстве в военное время работали и заключенные. Их водили на завод под конвоем по центральной улице Перми. Но толку от таких "специалистов" было немного. Народ отчаянный, никого особо не боялся и работой себя не перетруждал.

От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.

Согласно закону дети, которым еще не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки. На заводе даже выпустили приказ по этому поводу. Директор Анатолий Солдатов лично предупредил начальников цехов и напомнил, что нельзя привлекать подростков к сверхурочным и ночным работам. В приказе также говорилось, что малолетние работники имели право на один выходной в неделю и на ежегодный отпуск на 12 суток.

Однако приказ приказом, а авиадвигатели были нужны фронту как воздух. К тому же при эвакуации промышленных предприятий в 1941 году получилось так, что пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов "Катюша". Ясно, что Ставка Верховного Главнокомандования требовала от пермяков как можно больше боеприпасов и авиадвигателей. Вопросы соблюдения трудового законодательства при этом отходили на второй план.

Сладкая награда

Для увеличения фотографии кликните по ней, а потом по крестику в правом нижнем углу.

Зато юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде.

Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря.

В декабре директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики... Всех также премировали банками варенья.

К сожалению, сейчас в живых уже не осталось никого из тех, кто получил сладкую премию. Но их воспоминания живут в письмах, хранящихся ныне в заводском музее. Вот одно из них - от бывшего рабочего Александра Аксенова:

"Я был во фронтовой бригаде, и в один из дней мне удалось выполнить норму на 570 процентов, - пишет он. - В заводской газете появилась публикация: "Отец-фронтовик может гордиться таким сыном, как Саша Аксенов". Я был очень рад и послал бате заметку на фронт, чем очень обрадовал не только его, но и командиров - от них даже получил очень теплое письмо. Спустя несколько дней после моего трудового успеха и заметки в газете мы с ребятами выходили из цеха, а навстречу группа людей - начальство, судя по виду. С ними - генерал Солдатов. Кто-то из пацанов громко позвал меня: "Аксенов! Иди на генерала смотреть!" Тот услышал и громко сказал: "А я как раз иду на Аксенова смотреть". Солдатов меня расцеловал, а после этого отдал команду накормить нас в столовой. Для таких вечно голодных пацанов, как мы, это было не лишним".

Дословно

Из указа президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г.:

"7. Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

10. Установить, что все окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при СНК СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях".


Из приказа N 433 от 02.12.1944 г. "О премировании вновь принятых на завод рабочих":

"Следуя примеру молодых рабочих, отмеченных в приказе по заводу за N 415 от 14.11. 1944 года, вновь принятые молодые рабочие показывают примеры стахановской работы. За систематическое перевыполнение сменно-суточных заданий на 120-150 процентов объявить благодарность с занесением в трудовую книжку и премировать подарками (по одной паре валенок и по одной банке консервированных фруктов)".

Справка "РГ"

За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение.

Фотодокумент

Юрий Гейко, журналист, материал которого о труде детей в Перми в свое время вызвал немалый общественный резонанс:

"В 1983 году я работал в "Комсомольской правде" и летал в Пермь по заданию редакции. Еще были живы многие, сидящие за этим столом. Нина Котлячкова (Федоссева) рассказывала:

Где бы мы тогда купили такое богатство? Содержимое банок съедалось в юнгородке, делили на всех. Каждому пришлось всего по нескольку ложек. Но даже с них мы были, как пьяные.

Все, с кем мне довелось встретиться, вспоминали, что варенье было очень сладкое. Но я выяснил, что это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно.


Выполнил:
Станислав Лебедев,
член клуба «Родиноведение» при Музее истории детского движения Удмуртии,
учащийся 11 класса
Руководитель:
Татьяна Михайловна Рыбакова,
педагог-организатор МОУ ДОД «ДЮЦ»,
руководитель Музея истории детского движения Удмуртии
(г.Глазов)

Введение

Чуть меньше года остаётся до того времени, когда наша страна будет отмечать большой юбилей – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Одной из главных составляющих победы советского народа в этой войне была чётко организованная работа в тылу, где в трудных, порой нечеловеческих условиях ковалось оружие Победы, где производилось всё необходимое для солдат. Тыл в годы войны стал своеобразным фронтом, где тоже были свои победы и поражения. Но в конечном итоге именно они, рабочие и колхозники, очень часто являвшиеся самой неквалифицированной рабочей силой (старики, женщины, дети) выиграли у Гитлера ещё одну битву - на трудовом фронте.

Сегодня о той войне можно встретить разные мнения и суждения, но, на мой взгляд, подвиг советского народа на фронте и тылу, несмотря ни на что, достоин нашего уважения и нашей благодарной памяти. Поэтому я и решил в своей небольшой исследовательской работе обратиться к теме тыла в годы Великой Отечественной войны и на примере патронного завода № 544 города Глазова показать работу подростков и молодёжи на одном из оборонных предприятий Удмуртии. Это стало целью моего исследования. Для достижения цели мной решались следующие задачи:

1) дать краткую характеристику патронного завода № 544 города Глазова в годы войны, выделить основные этапы производства;

2) выяснить условия труда и быта подростков и молодёжи на заводе;

3) определить значение деятельности молодых рабочих на патронном заводе.

Интерес к данной теме был вызван и тем, что около 50 лет, в период противостояния двух политических систем, тема патронного завода и созданного на его основе после войны предприятия атомной промышленности Чепецкого механического завода была закрытой: о том, что делалось и делается на заводе не знали, как правило, не только жители города Глазова и республики, но даже многие работники самого предприятия. Определённой завесой секретности был окружён и действовавший в годы войны завод № 544: в опубликованных документах (1), как правило, нет упоминаний о данном заводе; в Архивном отделе Администрации города Глазова можно только встретить факт существования завода № 544 без конкретизации его функционального назначения. Даже в новом учебном пособии по истории города Глазова (2) в разделе «Глазов в годы Великой Отечественной войны» нет сведений о работе патронного завода. Поэтому, на мой взгляд, исследование выбранной темы в настоящее время актуально, так как позволяет качественнее оценить вклад глазовчан в развитие оборонной промышленности в годы войны и ещё раз обратить внимание общества на людей, которые в тяжёлое время войны смогли выстоять и победить.

Поскольку тема завода являлась закрытой, доступных материалов о деятельности предприятия, конечно же, немного, тем более о конкретных людях, трудившихся на заводе № 544. Приступая к исследованию темы, мне пришлось побывать в разных учреждениях (Архивном отделе Администрации города Глазова, Публичной научной библиотеке имени В. Г. Короленко, муниципальном учреждениии культуры «Глазовский краеведческий музея»), перелистать газеты местной периодической печати, встретиться с бывшими работниками завода. Таким образом создавалась источниковая база, в которую вошли:

1. Письменные источники: публикации в местной периодической печати (газеты «Красное знамя», «Калина красная», «Мой город», «ТВ студия»), юбилейная книга «Создание и развитие АО «ЧМЗ» (3), нормативные документы о работе подростков и молодёжи в годы войны (4). Публикации в газетах посвящены воспоминаниям ветеранов завода, часто носят противоречивый характер (прошло много лет, люди работали в разное время и на разных участках завода). В юбилейной книге в небольшой главе «Государственный союзный завод № 544» (5 страниц) дана лишь краткая характеристика производства. Нормативные документы в определённой степени показывают порядок работы в условиях военного времени.

2. Устные: сообщения респондентов, бывших 14-16-летних рабочих завода № 544 – Ангелины Игнатьевны и Павла Владимировича Кононовых (приложение 1), Михаила Сергеевича Казаковцева (приложение 2). Личные встречи, возможность задать конкретные наводящие вопросы очень много прояснили в организации труда и быта подростков и молодёжи.

Анализируя имеющиеся сведения, я попытался раскрыть заявленную тему. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

ГЛАВА 1.
ПАТРОННЫЙ ЗАВОД В ГОДЫ ВОЙНЫ:
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Незадолго до Великой Отечественной войны в северо-западной части города Глазова, на левом берегу реки Чепцы Наркомат текстильной промышленности развернул строительство льнокомбината. Место строительства было выбрано не случайно, так как город располагался вблизи железнодорожной магистрали Москва-Владивосток. С началом Великой Отечественной войны, в соответствии с постановлением Государственного Комитета обороны от 30 сентября 1941 года на базе строящегося льнокомбината начал создаваться патронный завод № 544. Строительно-монтажные работы осуществляла подрядным способом особая строительно-монтажная часть треста «Уралпромстрой» Наркомстроя СССР (1).

К концу 1941 года в стране сложилось исключительно тяжёлое положение с выпуском патронов. Оборудование трёх (Подольского, Кунцевского, Ворошиловоградского) из четырёх существующих патронных заводов находилось в пути на восток. Вся нагрузка на выпуск патронов легла на Ульяновский патронный завод. В этих условиях на завод № 544 возлагались большие надежды.

В феврале 1942 года ГКО и Народным Комиссариатом вооружений было принято решение приступить на Глазовском патронном заводе к выпуску оборонной продукции. Производство винтовочных патронов в Глазове организовывалось на базе оборудования эвакуированных Подольского и Кунцевского заводов (2), которое монтировалось по мере его поступления. Как правило, это были полуизношенные, устаревшие вертикальные и горизонтальные прессы и токарные станки. Часто монтаж станков осуществлялся в недостроенных помещениях, под открытым небом. В связи с мобилизацией на фронт взрослых мужчин костяк рабочих составляли выпускники фабрично-заводских училищ - 15-16-летние юноши и девушки. Штаты завода пополнялись за счёт фронтовиков, вылечившихся в глазовских госпиталях, а так же за счёт эвакуированных (в основном, это были подростки).

В октябре 1942 года завод № 544 вступил в пусковой период. К концу года было освоено производство гильз «ЛИМ» и снаряжения винтовочных патронов лёгкой пулей образца 1908 года (3), но программа по основной деятельности завода в 1942 году оказалась невыполненной. Главными причинами этого, по мнению руководства предприятия, стали несвоевременная сдача цехов в эксплуатацию подрядчиком и изношенное оборудование (4).

Переломным для завода стал 1943 год, когда был выполнен план по выпуску патронов. Надо отметить, что по качеству продукции завод не имел ни одной рекламации. Это удавалось благодаря самоотверженному труду рабочих, который был оценён по достоинству: за ноябрь 1943 года НКВ СССР и ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет профессиональных союзов) присудили заводу 3-е место в социалистическом соревновании (5), многим бригадам было присвоено звание «фронтовая» (приложение 3).

Все подразделения завода № 544 к началу 1944 года располагались в 10 корпусах общей площадью 32 тысячи кв. метров. Складское хозяйство включало 12 складов. Имелись подземные нефтехранилища на 400 тонн горюче-смазочных материалов и 23 подземных резервуара на 357 тонн (6). Руководство завода старалось улучшить быт своих рабочих: к концу 1943 года завод имел «2 медпункта, баню с пропускной способностью 40 человек в час, клуб на 250 мест, 2 временных столовых», «жилой фонд состоял из 7 каменных и 70 деревянных домов, 8 бараков» (7). В 1946 году в связи с окончанием войны произошло резкое снижение заказов на продукцию завода, что привело к спаду производства. Поэтому в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 9 декабря 1946 года и приказом начальника I Главного Управления от 19 декабря 1946 года завод № 544 был передан в систему ПГУ для организации на его базе крупномасштабного производства металлического урана (8).

Патронный завод № 544 в городе Глазове создавался и действовал в труднейших условиях Великой Отечественной войны. Самоотверженный труд рабочих завода, среди которых было немало подростков и молодёжи, был существенным вкладом в общее дело Победы.

ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И БЫТА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ

Основной рабочей силой на заводе № 544 были 15-16-летние юноши и девушки (выпускники глазовских ремесленных училищ №№ 10 и 14, ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения города Ижевска (1)), немало было и подростков 13-14 лет. Набор в училища и направление в отдел кадров завода велись по путёвкам непосредственно из школ после окончания семи классов, и не всегда с учётом желания.

Рабочий день начинался в 8. 00, поэтому утром вставать приходилось рано, особенно тем ребятам, кто жил далеко от завода. Так, Вера Семёновна Банникова помнит, что её старшую сестру Риту будили в 5 часов утра (2). Общественный транспорт не работал, приходилось добираться до завода пешком. Перед началом работы надо было ещё успеть подготовить своё рабочее место, и ровно в 8 часов начиналась смена. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Подруга Ангелины Степановой по этому закону попала в тюрьму на 2 года (3).

Патронное производство включало три основных цеха: гильзовый, пульный, снаряжательный. Названия цехов чётко определяли их назначение: цех № 2 занимался изготовлением гильз, цех № 3 – изготовлением пуль, в цехе № 4 происходила сборка патронов. Остальные цехи считались вспомогательными: ремонтно-механический, инструментальный, транспортный, электроцех, лаборатория, службы контроля качества, экономическая служба, коммунальное хозяйство (4). Цехом считалась и столовая (5).

Многие ребята работали в цехах №№ 2 – 4. Чаще всего никакой специальной подготовки к работе на станках не было, молодым рабочим приходилось всё осваивать на практике. Иногда ребята проходили ускоренное обучение, потом закрепляли свою квалификацию у станка (6). В чём заключалась работа основных цехов? В цехе № 2 ребята на станках делали заготовки гильзы, а на конвейере вручную пробивали в них отверстия. У Миши Казаковцева от отсутствия сноровки (а может, оттого, что операция была несовершенной) при каждом ударе по металлу отскакивали и летели в лицо острые осколки, отчего Миша постоянно ходил в царапинах и болячках (7). Ангелина Степанова в цехе № 3 работала на конечном этапе: осматривала готовые пули, чтобы не было брака, и проверяла количество пуль. Пуля должна была весить ровно 9 грамм. За смену план проверки составлял 8 ящиков (позже этот цифра увеличилась до 12 ящиков). Весили ящики по 50-60 кг, их приходилось перетаскивать самим девчонкам, так как подъёмных механизмов на заводе не было; на весь цех – одна тачка. Несмотря на довольно тяжёлый участок работы, Ангелина и ещё две девушки справлялись с заданием и даже часто перевыполняли план в 2 раза. За высокие показатели эта бригада была удостоена звания «фронтовая». Как помнит А. Степанова, однажды подросток Злобин, работая за станком, задремал, и у него пошёл брак: свинцовые заготовки оказались чуть длиннее. Испугавшись, молодой рабочий у всех бракованных заготовок откусывал зубами лишнюю длину (8). Павел Кононов, работавший слесарем по установке станков в цехе № 4, вспоминал, что в их цехе ребята занимались набивкой пороха и сборкой винтовочного патрона, что являлось очень кропотливым делом. Порох насыпался в определённом количестве: для этого в цехе были специальные весы, привезённые из США (9).

Основную часть станков основных цехов составляли кривошипные прессы. Оборудование, как правило, было импортным – немецкого или английского производства. Ручная подача деталей под прессы, межоперационные задержки из-за частых поломок оборудования, постоянная угроза быть затянутым в ременную передачу – всё это создавало невыносимые по меркам сегодняшнего дня условия труда. Лишь внедрение на заводе американских многооперационных прессов «Франклин» позволило сократить несколько ручных операций. Эти прессы были быстро освоены молодыми станочниками и позволяли обеспечивать до 300% выполнение плана (10). На каждом патроне выбивалось клеймо номера завода – 544. Для проверки качества патронов было организовано стрельбище (11).

Нравилась ли ребятам их работа? Сегодня ветераны вспоминают, что сначала было интересно, и значимость дела придавала уверенность, но график работы и достаточно тяжёлые условия труда приводили к тому, что ребята очень сильно уставали. По словам Михаила Сергеевича Казаковцева, «постоянно хотелось спать и есть» (12). Трудовая смена для 15-16-летних рабочих длилась 12 часов, а иногда и больше (13). Ребята помладше во вспомогательных цехах работали по 6 часов, потом шли учиться в школу (14). За станками некоторым подросткам ввиду их небольшого роста приходилось стоять на своеобразных подставках из 2-3 ящиков из-под патронов. Среди них были Коля Овсянников (15), Миша Урюпин (16). Освещение в цехах было тусклым (17). В отдельные периоды завод переводили на казарменное положение. Тогда ребятам приходилось ночевать здесь же в цехе: около калориферов делали специальные полки, где и спали (18). Очень трудно было работать в холодное время года, особенно в 1942-43 гг., когда завод находился в состоянии перманентного строительства. В холодных помещениях работали в своей верхней одежде, на заводе выдавался лишь рабочий комбинезон. Но тёплая одежда была не у всех. Миша Казаковцев о телогрейке лишь мечтал и постоянно мёрз. На ногах носил галоши, перевязанные верёвочками (19). Ботинок и сапог не было у многих, поэтому ходили в лаптях. На заводе даже работала специальная бригада по изготовлению лаптей (20). На заводском медпункте, находившемся у цеха № 3, рабочие проходили профилактический осмотр и получали первую медицинскую помощь. В случае серьёзного заболевания отправляли в городскую амбулаторию. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре. Для соблюдения санитарно-гигиенических правил на заводе были устроены летние душевые и баня (21).

Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Лишь в 1944 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о предоставлении в военное время подросткам моложе 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков продолжительностью 12 рабочих дней (22). Но я не нашёл конкретных сведений о выполнении этого постановления на предприятии № 544.

Оплачивался ли труд ребят на заводе? Ежемесячно без всяких задержек завод выплачивал своим рабочим заработную плату. На её величину влияло несколько факторов: цех, вид выполняемой работы, квалификация, выполнение плана. Так, например, Ангелина Степанова получала 1500 рублей, Павел Кононов – чуть меньше (23). В. Ашихмина пишет, что её зарплата составляла 800 рублей (24). Большая сумма зарплаты ещё не означала, что её хватало на жизнь: на 800 рублей на рынке можно было купить два ведра картошки (25).

Рабочих один раз в сутки кормили в столовой по меню военных лет, где мяса было очень мало. Вход в столовую был «по ложкам»: человек, сидящий у входа в столовую, выдавал пришедшему ложку, а при выходе её забирал (26). Что же собой представляло питание? На первое давали суп, если это можно было назвать супом: 5-6 горошин, 2-3 кусочка картофеля и вода – вот всё, что можно было найти в тарелке. На второе была каша, но крупы не очищались, поэтому попадались мелкие камушки и песок (27). М. С. Казаковцев помнит, что в кашу вместо жира клали какие-то витаминные таблетки. Иногда на второе давали свёклу и крапиву (28). На третье рабочие получали чай и очень редко – компот. Стоимость обеда в столовой высчитывалась из зарплаты, но её размер был небольшим. Все работающие на заводе ежемесячно получали хлебные карточки, на которые можно было купить 600-800 граммов хлеба в день (29). За перевыполнение плана выдавали дополнительно 100-200 граммов хлеба (в зависимости от цеха) - так называемые стахановские добавки. Очень многие ребята получали этот паёк (30). Этот факт наглядно показывает, что подростки старались хорошо работать и чуть ли не ежедневно перевыполняли план работы. На первый взгляд может показаться, что питались рабочие завода достаточно хорошо. Но ведь сколько сил и энергии уходило на многочасовую работу. Кроме этого надо помнить, что 13-15 лет – это растущий организм, которому требуется полноценная, разнообразная пища. А поэтому, как помнят ветераны завода, «есть хотелось всегда». Иногда директор столовой брала особенно ослабевших ребят в столовую на уборку и мытьё посуды, где чуть-чуть подкармливала их (31).

Страшным бедствием было потерять хлебные карточки. У Миши Казаковцева однажды украли карточки на весь месяц. Домой идти испугался, а работать голодным не смог бы. Миша сбежал с завода в деревню Верх-Кузьма, но вслед за ним сразу же отправили милиционера, который и арестовал 14-летнего мальчишку за дезертирство. По указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности» от 26 декабря 1941 года самовольный уход рассматривался как дезертирство и карался тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет (32). Целый месяц до суда Миша просидел в тюремной камере. Суд дал мальчишке 1 год условно с условием возвращения на завод (33). Павел Кононов сбежал с завода в начале 1944 года по другой причине: решил добраться до фронта и отомстить за погибшего отца. Сняли его с поезда в Горьком, но наказывать не стали (этот удивительный факт Павел Владимирович объясняет субъективным фактором: люди хорошие попались), а отправили учиться в спецшколу НКВД, потом – на фронт (34).

Для иногородних при заводе были построены общежития – деревянные бараки. В комнате, где были устроены двухъярусные нары, жили по 20 человек. Лишённые элементарных бытовых условий, без воды и центрального отопления, после тяжёлого трудового дня ребята сами обеспечивали свой уют. Дрова в холодное время носили с дроворазделки (35). О заводском клубе как месте досуга никто из ветеранов не вспоминает. Можно предположить, что в клубе проводились общие собрания коллектива завода.

В сентябре 1944 года на Красной площади города в одноэтажном здании бывшей школы № 3 открылась вечерняя школа для работающей молодёжи завода. Но, как вспоминает П. В. Кононов, учились не все: после рабочей смены у многих просто не было физических сил идти в школу. Миша Казаковцев «кое-как одолел 6 класс, в вечернюю школу не было сил ходить» (36). В основном, работу и учёбу совмещали ребята из вспомогательных цехов - 13-14-летние подростки. Те, кто не посещал школу в годы войны, продолжили своё образование в вечерних школах в мирное время. Несмотря на всю тяжесть работы на патронном заводе, отсутствие нормальных бытовых условий, молодые рабочие выполняли дневные нормы, производя необходимую для фронта продукцию. На заводе в годы войны побывал и заместитель наркома вооружений СССР Дмитрий Фёдорович Устинов, который отметил огромное значение патронного завода и от имени Сталина поблагодарил всех тружеников за их работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Акционерное общество «Чепецкий механический завод» является градообразующим предприятием Глазова. С патронного завода № 544 в далёкие военные годы начиналась его история. Даже краткая характеристика производства завода в годы Великой Отечественной войны позволяет сделать вывод о том, что предприятие оборонной промышленности полностью отвечало своему назначению, справлялось с возложенными на него задачами и имело большое значение для обеспечения фронта патронами.

Основную рабочую силу завода составляли 15-16-летние юноши и девушки, многие из них прошли фабрично-заводское обучение разного уровня; трудились и 12-14-летние подростки. Мобилизация подростков и молодёжи на завод производилась без учёта желания самих ребят, а самовольный уход с работы расценивался как дезертирство и наказывался по меркам военного времени.

Молодые рабочие на заводе № 544 работали наравне со взрослыми и опытными тружениками. Рабочая смена продолжалась 12, а иногда и более часов. Ежедневно ребята должны были выполнять определённую норму. В отдельные периоды рабочих переводили на казарменное положение. По меркам сегодняшнего дня условия труда были очень тяжёлыми: во многом ручная работа, изношенное оборудование, низкая техника безопасности, малая освещённость и слабое отопление помещений. Оплата труда производилась в денежном выражении без задержек, но её на жизнь не хватало; в условиях строгого распределения продуктов почти вся зарплата уходила на хлеб и самые необходимые товары. Организованное на заводе питание едва могло удовлетворить потребности растущего организма юношей и девушек.

Не лучше обстояли дела и с бытовыми условиями: наспех построенные дома-бараки, которых не хватало; отсутствие удобств, воды и центрального отопления; трудности с тёплой одеждой и обувью – всё это также усложняло жизнь. Живя и работая в тяжёлых условиях военного времени, подростки и молодёжь смогли доказать, что человек способен на многое. Значение их труда осмысливаешь и сегодня.

В своей работе я не привожу какие-то совсем никому не известные факты, не делаю сенсационных выводов. Производство на патронном заводе № 544, условия труда и быта были, в основном, схожими с деятельностью многих других оборонных предприятий в годы Великой Отечественной войны. Но это никак не умаляет работу тысяч рано повзрослевших ребят, моих сверстников, которые в тяжёлое время делали возможное и невозможное, приближая нашу Победу. Моё небольшое исследование стало ещё одним подтверждением героического труда тыла. Наверное, это будет звучать пафосно, но мы все в неоплатном долгу перед этими людьми, которых по праву называют ветеранами трудового фронта.

Фотопортрет (копия).
Павел Владимирович Кононов – ветеран труда, бывший рабочий патронного завода № 544. 2004 год. УР, город Глазов. МИДДУ. НВФ. № 318.

Фотопортрет (копия).
Ангелина Игнатьевна Кононова (Степанова) – ветеран педагогического труда, бывшая рабочая патронного завода № 544.
2004 год. УР, город Глазов. МИДДУ. НВФ. № 319.

Фотопортрет (копия).
Михаил Сергеевич Казаковцев - ветеран труда, бывший рабочий патронного завода № 544.
2004 год. УР, город Глазов.МИДДУ. НВФ. № 215.

Фотография групповая (копия).
Делегаты города Глазова на Республиканском слёте бригадиров «фронтовых» комсомольско-молодёжных бригад.
I ряд, I слева - Миша Урюпин, 14-летний бригадир патронного завода № 544.
1944 год. УАССР, город Ижевск.МИДДУ. ОФ. № 1137.

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1. Удмуртия в Великой Отечественной войне. Сборник документов. – Ижевск: Удмуртия, 1974.
Удмуртия в Великой Отечественной войне. Сборник документов. – Ижевск: Удмуртия, 1995.
2. Сафонова Т. В., Ившина М. В., Лукина Н. В. История города Глазова. Вехи ХХ века: Учебное пособие. – Глазов, 2003.
3. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996.
4. Великая Отечественная война, 1941-45. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник / Под общей ред. О. А. Ржешевского; сост. Е. К. Жигунов.- М.: Политиздат, 1990.

1. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996. – С. 18.
2. Бенкевич В. Глазовский патронный… // Калина Красная. – 1996. 16 января.
3. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996. – С. 20.
4. Там же. – С. 20.
5. Там же. – С. 21.
6. Там же. – С. 23.
7. Там же. – С. 21, 23.
8. Там же. – С. 9.

1. Бенкевич В. Глазовский патронный… // Калина Красная. – 1996. 16 января.

3. Сообщение Ангелины Игнатьевны Кононовой, 1928 года рождения, ветерана труда, бывшей работницы завода № 544 города Глазова.
4. Бенкевич В. Глазовский патронный… // Калина Красная. – 1996. 16 января.
5. Сообщение Павла Владимировича Кононова, 1927 года рождения, ветерана труда, бывшего рабочего завода № 544 города Глазова.
6. Бенкевич В. Глазовский патронный… // Калина Красная. – 1996. 16 января.
7. Сообщение Михаила Сергеевича Казаковцева, 1930 года рождения, ветерана труда, бывшего рабочего завода № 544 города Глазова.
8. Сообщение Ангелины Игнатьевны Кононовой.
9. Сообщение Павла Владимировича Кононова.
10. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996. – С. 23.
11. Сообщение Павла Владимировича Кононова.
12. Сообщение Михаила Сергеевича Казаковцева.
13. Сообщение Павла Владимировича Кононова.
14. Банникова В. Нахлебники // ТВ студия. – 2000. 23 марта.
15. Там же.
16. Костицына Т. П. Родина, Родина, ты – это мы! – Очерки истории пионерской организации Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1980. – С. 85.
17. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996. – С. 21.
18. Сообщение Павла Владимировича Кононова.
19. Яцко В. Буня дал мне год условно // Калина красная. – 2000. 26 февраля.
20. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996. – С. 20.
21. Сообщение Павла Владимировича Кононова и Ангелины Игнатьевны Кононовой.
22. Великая Отечественная война, 1941-45. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник / Под общей ред. О. А. Ржешевского; сост. Е. К. Жигунов.– М.: Политиздат, 1990. – С. 86.
23. Сообщение Павла Владимировича Кононова и Ангелины Игнатьевны Кононовой.
24. Ашихмина В. Зимы тогда были лютые // Калина красная. – 2000. 6 мая.
25. Там же.
26. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996. – С. 20.
27. Сообщение Ангелины Игнатьевны Кононовой.
28. Сообщение Михаила Сергеевича Казаковцева.
29. Сообщение Павла Владимировича Кононова.
Ашихмина В. Зимы тогда были лютые // Калина красная. – 2000. 6 мая.
30. Сообщение Павла Владимировича Кононова и Ангелины Игнатьевны Кононовой.
31. Бенкевич В. Глазовский патронный… // Калина Красная. – 1996. 16 января.
32. Великая Отечественная война, 1941-45. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник / Под общей ред. О. А. Ржешевского; сост. Е. К. Жигунов.– М.: Политиздат, 1990. – С. 75.
33. Сообщение Михаила Сергеевича Казаковцева.
34. Сообщение Павла Владимировича Кононова.
35. Сообщение Михаила Сергеевича Казаковцева.
36. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996. – С. 20.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Респонденты.

1. Казаковцев Михаил Сергеевич, 1930 года рождения, ветеран труда, бывший рабочий завода № 544 города Глазова.
2. Кононова Ангелина Игнатьевна, 1928 года рождения, ветеран труда, бывшая работница завода № 544 города Глазова.
3. Кононов Павел Владимирович, 1927 года рождения, ветеран труда, бывший рабочий завода № 5444 города Глазова.

Материалы периодической печати.

1. Ашихмина В. Зимы тогда были лютые // Калина красная. – 2000. 6 мая.
2. Банникова В. Нахлебники // ТВ студия. – 2000. 23 марта.
3. Бенкевич В. Глазовский патронный… // Красное знамя. – 1996. 16 января.
4. Яцко В. Буня дал мне год условно // Калина красная. – 2000. 26 февраля.

Литература.

1. Великая Отечественная война, 1941-45. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник / Под общей ред. О. А. Ржешевского; сост. Е. К. Жигунов.– М.: Политиздат, 1990.
2. Костицына Т. П. Родина, Родина, ты – это мы! – Очерки истории пионерской организации Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1980.
3. Сафонова Т. В., Ившина М. В., Лукина Н. В. История города Глазова. Вехи ХХ века: Учебное пособие. – Глазов, 2003.
4. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». – Ижевск, 1996.
5. Удмуртия в Великой Отечественной войне. Сборник документов. – Ижевск: Удмуртия, 1975.
6. Удмуртия в Великой Отечественной войне. Сборник документов. – Ижевск: Удмуртия, 1995.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: