Просмотр файла: 3 класс Лит.чтение Составление плана сказки Сивка-бурка.docx
Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Составление плана сказки «Сивкабурка». Проверка и оценка
достижений (учебник, с.4045, рабочая тетрадь, с.2526) ». УМК «Школа России»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой
на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному
народному творчеству, русским народным сказкам
Предметные:
научатся делить текст на части,
озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на
составленный под руководством
учителя план
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных
частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой
части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками;
регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют
план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму
оценивания, вырабатывают критерии оценки;
коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия
со сверстниками и взрослыми
Личностные:
проявляют интерес к
литературному чтению
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы: программа «Чтение и начальное литературное образование»; алгоритм составления плана; иллюстрации В.
Васнецова к сказке «Сивкабурка»; аудиосказка «Сивкабурка»; таблица уровня усвоения учебного материала (для самооценки)
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
Формируемые
учащегося
способы
1
I. Организация
начала урока
1
– Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку?
Проверяет готовность к уроку.
– А теперь соберемся, эмоционально настроимся на урок. Повторяйте за мной.
2
2
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся.
Всё у нас получится!
II. Актуализа
ция опорных
знаний
Организует беседу, выявляющую знание текста сказки.
– На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивкабур
ка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы.
– Сколько сыновей было у старика?
– Как звали младшего сына?
– О чем просил старик сыновей?
– Как выполнили просьбу отца сыновья?
– Кем была Елена Прекрасная?
– Чем закончилась сказка?
(осуществляемые
действия)
деятельности
3
4
Психологически и
эмоционально
настраиваются на урок.
Проверяют готов
Владеют
навыками
психологическ
ой
Продолжение табл.
3
4
ность к уроку: наличие
учебника, рабочей
тетради, пишущих
принадлежностей, остро
отточенного простого
карандаша, ластика
Отвечают на вопросы
учителя во фронтальном
режиме.
– Три сына.
– Иванушкадурачок.
– Сторожить пшеничное
поле и поймать вора.
– Старший и средний –
проспали, младший –
выследил воришку.
– Дочь царя.
– Свадьбой
и
эмоциональной
настроенности
на работу на
уроке,
организации
рабочего места
Умеют слушать
в соответствии
с целевой
установкой.
Выделяют
существенную
информацию.
Сохраняют
учебную задачу.
Строят речевое
высказывание
согласно
поставленной
задаче
III. Постановка
учебной
задачи
– Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем
заниматься на уроке.
– Мы продолжим работу над сказкой «Сивкабурка» и составим план пересказа
текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого
выполним проверочную работу
Формулируют учебную
задачу
Принимают
и сохраняют
учебную цель
IV. Работа над
составлением
плана текста.
Организует работу над составлением плана текста.
– Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку.
План помогает излагать мысли последовательно.
Слушают объяснение
учителя.
Анализируют,
делают
выводы.
Осознан
Продолжение табл.
1
2
3
4
– Прочтите алгоритм работы над составлением плана:
выдели основные части и определи, о чем в них говорится;
назови каждую часть по её главной мысли;
запиши название.
Читают алгоритм работы
над составлением плана
текста.
1. Работа над
1й частью
«Встреча с вол
шебным конем».
– Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно
разделить текст сказки?
– Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном
предложении.
Анализируют совместно с
учителем.
Определяют главные
части сказки во
фронтальном режиме:
«Встреча с конем»,
«Царский указ»,
«Свадьба».
но и
произвольно
строят речевое
высказывание.
Осуществляют
анализ с опорой
на
визуализацию,
выделяют
главное и
второстепенно
е.
Выразительно
читают.
Строят
понятные для
окружа
ющих
высказывания.
Слушают
Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст)
Сказка «Сивка – бурка»
Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка»
(обработка М. Булатова)
ХОД:
В: « О чем то скрипит половица, и спица опять не спится, присев на кровати, подушке уже навострили ушки…И сразу меняются лица, меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.»
Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А сказки бывают разные. отгадайте загадку.
Загадка: Вор пшеницу воровал,а Иван его поймал. Вор волшебный оказался и Иван на нем остался .
Сказки сказывали – говорили потому что, не умели читать и писать и передавали из уст в уста. Я буду в роли скательницы.
Посмотрите, я принесла книгу волшебных сказок.
В:«А еще в русских сказках присутствует число три: три брата, три царских задания. И в сказке которую я вам сегодня прочитаю, много событий повторяются трижды. Будьте внимательны.
Чтение сказки.
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
Воспитатель.
«Что случается в сказке трижды?»
Ответы детей.
В: А вот вам и новые примеры того, как богат русский язык. Иванушка коня богатырским покриком «гаркнул». Теперь послушайте, как похожи и одновременно непохожи слова: прыгнул, допрыгнул, перепрыгнул (объясните) отпрыгнул, вспрыгнул, выпрыгнул.
В: А теперь проверим, как внимательно вы слушали сказку.
Проведем небольшой блиц - турнир.
СИВКА-БУРКА |
1.1. Что должны были стеречь каждую ночь на поле три сына старика? 1. Овес 2.2. Как Иван смог приручить коня? 1. Не дал ему себя сбросить 3.3. Царь обещал свою дочь в жены тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и … 1. Поцелует ее 4.4. Как Иван с помощью Сивки-Бурки смог стать настоящим красавцем? 1. Конь дунул на чан с молоком, в котором Иван окунулся 5.5. Сколько бревен до окна царевны не допрыгнул Сивка-Бурка с Иваном в первый раз? 1. Одно 6.6. Сколько желающих допрыгнуть до окна царевны и стать ее мужем было еще, кроме Ивана? 1. Ни одного человека 7.7. Как Ивану удалось замаскировать перстень у себя на руке? 1. Вымазал перстень черной краской В: Сивка бурка пробежал и перемешал буквы. Сложите слово «сказка». В: Почему сказки называются волшебными. |
Игры с обучением
Занятие "Свойства воды"
(Старший дошкольный возраст)
Опыт с водой N 1
Цель : Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.
Оборудование и материалы:
У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.
У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.
- Не кузнец, а с клещами (рак);
- Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
- Через море-океан плывёт чудо-великан;
Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.
Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.
- Есть ли у воды форма?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).
В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).
Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Вывод: вода формы не имеет.
2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).
Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)
Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.
Занятие "Свойства воды"
(Старший дошкольный возраст)
Опыт с водой N 2
Цель : Познакомить детей с ещё одним свойством воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда (холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).
Оборудование и материалы:
У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой - камешки помельче; третья банка пустая; в четвёртой - песок; в пятой - вода).
В групповой комнате: два аквариума (в одном вода чистая, прозрачная, в другом - мутная, грязная).
У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.
Ход занятия:
Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М. Монтессори, на развитие слухового внимания "Что шумит?". Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочерёдно встряхивают каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомиться с новым её свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода чистая, а в той банке, где вода грязная, их не видно.)
Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.
Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.) Подводит детей к аквариумам и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно.) В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).
Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (Погибнет всё живое, если вода будет грязной).
Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд) А что такое лёд? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. Лёд твёрдый, гладкий, тяжёлый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается в воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.
(Старший дошкольный возраст)
Опыт N 3
Цель: Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
Предварительная работа: ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке).
Оборудование и материалы:
У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной, другая с горячей водой).
Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло (6*10 см), лист промокательной бумаги.
У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой тёплая вода), по два пузырька со снегом.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.
В: В какой формочке вода замёрзла быстрее - в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней воды меньше). Показывает формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра, предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают цветик-семицветик. Можно спросить о том, как лёд получился цветным. (В воду добавили гуашь и заморозили).
Предлагает отгадать загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (Снег)
В: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды.
Проводится игра "Хорошо - плохо". Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идёт снег.
В: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки). А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (В тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.). Где быстрее растает снег? - на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении?
Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или холодной? Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.
Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.
Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?
Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.
Вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.
Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам
Планируемые результаты
Предметные:
научатся делить текст на части, озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план
Метапредметные:
познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками;
регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму оценивания, вырабатывают критерии оценки;
коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Личностные :
проявляют интерес к литературному чтению
Образовательные ресурсы: программа «Чтение и начальное литературное образование»; алгоритм составления плана; иллюстрации В. Васнецова к сказке «Сивка-бурка»; аудиосказка «Сивка-бурка»; таблица уровня усвоения учебного материала (для самооценки)
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
– Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку?
Проверяет готовность к уроку.
– А теперь соберемся, эмоционально настроимся на урок. Повторяйте за мной.
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готов-
Владеют навыками психологической
Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся. Всё у нас получится! | ность к уроку: наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, остро отточенного простого карандаша, ластика | и эмоциональной настроенности на работу на уроке, организации рабочего места |
|
II. Актуализа-ция опорных знаний | Организует беседу, выявляющую знание текста сказки. – На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивка-бур-ка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы. – Сколько сыновей было у старика? – Как звали младшего сына? – О чем просил старик сыновей? – Как выполнили просьбу отца сыновья? – Кем была Елена Прекрасная? – Чем закончилась сказка? | Отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме. – Три сына. – Иванушка-дурачок. – Сторожить пшеничное поле и поймать вора. – Старший и средний – проспали, младший – выследил воришку. – Дочь царя. – Свадьбой | Умеют слушать в соответствии с целевой уста новкой. Выделя ют существенную информацию. Сохраняют учебную задачу. Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче |
III. Постановка учебной задачи | – Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем заниматься на уроке. – Мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка» и составим план пересказа текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого выполним проверочную работу | Формулируют учебную задачу | Принимают |
IV. Работа над составлением плана текста. | Организует работу над составлением плана текста. – Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку. | Слушают объяснение учителя. | Анализируют, делают выводы. Осознан |
– Прочтите алгоритм работы над составлением плана: выдели основные части и определи, о чем в них говорится; назови каждую часть по её главной мысли; запиши название. | Читают алгоритм работы над составлением плана текста. | но и произвольно строят речевое высказывание. Осуществляют анализ с опорой на визуализацию, выделяют главное и второстепенное. |
|
1. Работа над | – Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно разделить текст сказки? – Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном предложении. | Анализируют совместно с учителем. Определяют главные части сказки во фронтальном режиме: «Встреча с конем» , «Царский указ», «Свадьба». Проговаривают все предложенные варианты. | Выразительно читают. Строят понятные для окружа- ющих высказывания. Слушают собеседника. Формулируют свою точку зрения и по- зицию. |
– Назовите границы 1-й части, прочтите слова автора. | Находят в тексте и зачитывают начало и конец части. |
||
– Запишите название 1-й части в тетрадь. Но этого недостаточно, чтобы изложить пересказ по порядку. Надо выделить то главное, о чем говорится в каждой части, | Распределяют в нужной последовательности подготовленные заранее опорные таблицы: 1. Крестьянская семья. 2. Вор на пшеничном поле. 3. Неожиданная встреча. |
Кроссворд к сказке «Сивка-Бурка»
1.
2.
3.
4.
5.
е
т
6.
7.
8.
9.
По вертикали: 1. Имя главного героя сказки.
По горизонтали: 2. Что посеял старик на поле? 3. Что накинул главный герой коню на шею? 4. Какая была первая нить у коня? 6.Что обещал отслужить конь Ивану? 7. Что попросил Иван у братьиных жён? 8. Царская дочь Елена ……… 5. Что снял с пальца у царской дочери Иван? 9. Чем закончилась сказка
2. Работа над 2-й частью «Царский указ». | Предлагает поработать в парах . Организует обсуждение составленного плана 2-й части. | После обсуждения запи- 1. Гонцы царя. 2. Насмешки старших братьев. 3. Помощь Сивки-бурки. | Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Договариваются |
3. Работа над 3-й частью «Свадьба». | Организует прослушивание аудиозаписи 3-й части совместно с просмотром иллюстраций В. Васнецова. | Совместно с учителем составляют план пересказа 3-й части: 1. Перстень царевны. 2. Царский пир. 3. Жених нашелся! |
|
4. Пересказ | Предлагает пересказать по плану 1-ю часть сказки | Пересказывают «по цепочке», опираясь на план, взаимодействуют с учителем | Адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач |
V. Проверка знаний | Организует работу по своему усмотрению, исходя из уровня подготовки учащихся. Предлагает выполнить задания в рабочей тетради, с. 28–29, с. 31 | Выполняют задания Осуществляют самоконтроль | Принимают |
Окончание табл.
VI. Домашнее задание
Объясняет суть домашнего задания.
1. Самостоятельный пересказ по составленному плану.
2. Рабочая тетрадь, с. 28 (признаки волшебной сказки)
Слушают, задают уточ-няющие вопросы
Осознают
и принимают учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия
Организует работу по формированию самооценки.
– Подведем итоги. Какую учебную задачу решали на уроке? Когда вам это пригодится?
научился составлять;
испытываю трудности;
не научился.
Оценивает работу класса, поощряет наиболее отличившихся учащихся
Отвечают на вопросы учителя.
– Учились правильно составлять план пересказа текста.
Оценивают свою работу на уроке
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
Действие начинается с того, что происходит какое-то несчастье и герой, чаще всего молодой человек, отправляется из дома. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели. В пути он встречает волшебных помощников, это старики или старухи, которые указывают ему путь, или животные, которые в благодарность за помощь, оказанную им героем, помогают ему попасть в иную страну, «тридесятое царство».
Там он встречается с похитителем, происходит бой с ним, и герой, иногда с помощью волшебных помощников, побеждает своего врага. Затем он возвращается домой и награждается, чаще всего женившись на своей избраннице».
Все эти повторяющиеся элементы сюжета ученики-читатели найдут во всех волшебных сказках, которые будут изучать в третьем классе. Говоря о героях сказок, разбираясь в особенностях их изображения, надо обратить внимание детей на то, что их внешность не изображается, а о характере каждого из них слушатель судил по поступкам. И награждался или наказывался герой в финале повествования в зависимости от того, на что были направлены его действия, искал ли он своей выгоды или действовал бескорыстно: спасал, помогал, выручал, стоял насмерть за правое дело.
И по тому, кого коллективный автор народных сказок - русский народ - награждал, а кого наказывал, можно судить о нравственных ценностях нашего народа. Главной особенностью изображения героев сказки является то, что «внешность героя никогда не описывается, но слушатель представляет его прекрасным. Это идеализированный герой. Его основное качество - бескорыстность.
В сказке «Сивка-бурка» особенно интересен Иван. Очень важно разобраться в образе любимого народного героя, которого называют дураком, но которому в итоге всё удаётся и достаётся награда.
При составлении плана сюжета сказки легко найдете троекратное повторение событий и выражений, поймете, насколько полный текст сказки интересен и ярок. Сказка богата подробностями, например описанием разношерстного коня или такими бытовыми деталями: «подкрался дурак на четвереньках...», «...аркан шею давит», «Братья его не скоро посторонились, так он их шёлковой плёткой хлестнул» и т. д. Работая над образами героев, сможете убедится, что в сказке нет портретов героев, а про красоту царевны сказано классическим сказочным выражением. Составляя характеристику всем героям надо обратить внимание на то, что дураком главного героя чаще всего называют именно его братья.