Краткий план к сказке сивка бурка. Занятие "Свойства воды". а) серый волк

Просмотр файла:

3 класс Лит.чтение Составление плана сказки Сивка-бурка.docx

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Составление плана сказки «Сивка­бурка». Проверка и оценка
достижений (учебник, с.40­45, рабочая тетрадь, с.25­26) ». УМК «Школа России»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой
на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному
народному творчеству, русским народным сказкам
Предметные:
научатся делить текст на части,
озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на
составленный под руководством
учителя план
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных
частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой
части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками;
регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют
план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму
оценивания, вырабатывают критерии оценки;
коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия
со сверстниками и взрослыми
Личностные:
проявляют интерес к
литературному чтению
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы: программа «Чтение и начальное литературное образование»; алгоритм составления плана; иллюстрации В.
Васнецова к сказке «Сивка­бурка»; аудиосказка «Сивка­бурка»; таблица уровня усвоения учебного материала (для самооценки)
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
Формируемые
учащегося
способы

1
I. Организация
начала урока
1
– Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку?
Проверяет готовность к уроку.
– А теперь соберемся, эмоционально настроимся на урок. Повторяйте за мной.
2
2
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся.
Всё у нас получится!
II. Актуализа­
ция опорных
знаний
Организует беседу, выявляющую знание текста сказки.
– На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивка­бур­
ка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы.
– Сколько сыновей было у старика?
– Как звали младшего сына?
– О чем просил старик сыновей?
– Как выполнили просьбу отца сыновья?
– Кем была Елена Прекрасная?
– Чем закончилась сказка?
(осуществляемые
действия)
деятельности
3
4
Психологически и
эмоционально
настраиваются на урок.
Проверяют готов­
Владеют
навыками
психологическ
ой
Продолжение табл.
3
4
ность к уроку: наличие
учебника, рабочей
тетради, пишущих
принадлежностей, остро
отточенного простого
карандаша, ластика
Отвечают на вопросы
учителя во фронтальном
режиме.
– Три сына.
– Иванушка­дурачок.
– Сторожить пшеничное
поле и поймать вора.
– Старший и средний –
проспали, младший –
выследил воришку.
– Дочь царя.
– Свадьбой
и
эмоциональной
настроенности
на работу на
уроке,
организации
рабочего места
Умеют слушать
в соответствии
с целевой
установкой.
Выделяют
существенную
информацию.
Сохраняют
учебную задачу.
Строят речевое
высказывание
согласно
поставленной
задаче

III. Постановка
учебной
задачи
– Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем
заниматься на уроке.
– Мы продолжим работу над сказкой «Сивка­бурка» и составим план пересказа
текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого
выполним проверочную работу
Формулируют учебную
задачу
Принимают
и сохраняют
учебную цель
IV. Работа над
составлением
плана текста.
Организует работу над составлением плана текста.
– Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку.
План помогает излагать мысли последовательно.
Слушают объяснение
учителя.
Анализируют,
делают
выводы.
Осознан
Продолжение табл.
1
2
3
4
– Прочтите алгоритм работы над составлением плана:
выдели основные части и определи, о чем в них говорится;
назови каждую часть по её главной мысли;
запиши название.
Читают алгоритм работы
над составлением плана
текста.
1. Работа над
1­й частью
«Встреча с вол­
шебным конем».
– Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно
разделить текст сказки?
– Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном
предложении.
Анализируют совместно с
учителем.
Определяют главные
части сказки во
фронтальном режиме:
«Встреча с конем»,
«Царский указ»,
«Свадьба».
но и
произвольно
строят речевое
высказывание.
Осуществляют
анализ с опорой
на
визуализацию,
выделяют
главное и
второстепенно
е.
Выразительно
читают.
Строят
понятные для
окружа­
ющих
высказывания.
Слушают

Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст)

Сказка «Сивка – бурка»

Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка»

(обработка М. Булатова)

ХОД:

В: « О чем то скрипит половица, и спица опять не спится, присев на кровати, подушке уже навострили ушки…И сразу меняются лица, меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.»

Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А сказки бывают разные. отгадайте загадку.

Загадка: Вор пшеницу воровал,а Иван его поймал. Вор волшебный оказался и Иван на нем остался .

Сказки сказывали – говорили потому что, не умели читать и писать и передавали из уст в уста. Я буду в роли скательницы.

Посмотрите, я принесла книгу волшебных сказок.

В:«А еще в русских сказках присутствует число три: три брата, три царских задания. И в сказке которую я вам сегодня прочитаю, много событий повторяются трижды. Будьте внимательны.

Чтение сказки.


А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Воспитатель.

«Что случается в сказке трижды?»

Ответы детей.

В: А вот вам и новые примеры того, как богат русский язык. Иванушка коня богатырским покриком «гаркнул». Теперь послушайте, как похожи и одновременно непохожи слова: прыгнул, допрыгнул, перепрыгнул (объясните) отпрыгнул, вспрыгнул, выпрыгнул.

В: А теперь проверим, как внимательно вы слушали сказку.

Проведем небольшой блиц - турнир.

СИВКА-БУРКА


(В обработке М.Булатова)

1.1. Что должны были стеречь каждую ночь на поле три сына старика?

1. Овес
2. Пшеницу
3. Рожь

2.2. Как Иван смог приручить коня?

1. Не дал ему себя сбросить
2. Дунул ему в уши
3. Достал волшебную уздечку

3.3. Царь обещал свою дочь в жены тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и …

1. Поцелует ее
2. Вплетет ей в косу ленту
3. Снимет с ее пальца золотой перстень

4.4. Как Иван с помощью Сивки-Бурки смог стать настоящим красавцем?

1. Конь дунул на чан с молоком, в котором Иван окунулся
2. Влез ему в правое ухо, вылез в левое
3. Конь лягнул Ивана задними ногами

5.5. Сколько бревен до окна царевны не допрыгнул Сивка-Бурка с Иваном в первый раз?

1. Одно
2. Два
3. Три

6.6. Сколько желающих допрыгнуть до окна царевны и стать ее мужем было еще, кроме Ивана?

1. Ни одного человека
2. Сто человек
3. Двести человек

7.7. Как Ивану удалось замаскировать перстень у себя на руке?

1. Вымазал перстень черной краской
2. Обмотал руку тряпкой
3. Сжал его в кулаке

В: Сивка бурка пробежал и перемешал буквы. Сложите слово «сказка».

В: Почему сказки называются волшебными.

Игры с обучением

Занятие "Свойства воды"

(Старший дошкольный возраст)

Опыт с водой N 1

Цель : Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.

Оборудование и материалы:

У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.

  1. Не кузнец, а с клещами (рак);
  2. Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
  3. Через море-океан плывёт чудо-великан;

Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.

  1. Есть ли у воды форма?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).

В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Вывод: вода формы не имеет.

2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.

Занятие "Свойства воды"

(Старший дошкольный возраст)

Опыт с водой N 2

Цель : Познакомить детей с ещё одним свойством воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда (холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой - камешки помельче; третья банка пустая; в четвёртой - песок; в пятой - вода).

В групповой комнате: два аквариума (в одном вода чистая, прозрачная, в другом - мутная, грязная).

У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.

Ход занятия:

Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М. Монтессори, на развитие слухового внимания "Что шумит?". Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочерёдно встряхивают каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомиться с новым её свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода чистая, а в той банке, где вода грязная, их не видно.)

Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.

Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.) Подводит детей к аквариумам и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно.) В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).

Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (Погибнет всё живое, если вода будет грязной).

Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд) А что такое лёд? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. Лёд твёрдый, гладкий, тяжёлый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается в воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.

(Старший дошкольный возраст)

Опыт N 3

Цель: Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).

Предварительная работа: ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной, другая с горячей водой).

Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло (6*10 см), лист промокательной бумаги.

У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой тёплая вода), по два пузырька со снегом.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.

В: В какой формочке вода замёрзла быстрее - в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней воды меньше). Показывает формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра, предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают цветик-семицветик. Можно спросить о том, как лёд получился цветным. (В воду добавили гуашь и заморозили).

Предлагает отгадать загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

В: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды.

Проводится игра "Хорошо - плохо". Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идёт снег.

В: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки). А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (В тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.). Где быстрее растает снег? - на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении?

Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или холодной? Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.

Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.

Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?

Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.

Вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.


Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам

Планируемые результаты

Предметные:

научатся делить текст на части, озаглавливать части, подробно

пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план

Метапредметные:

познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками;

регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму оценивания, вырабатывают критерии оценки;

коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Личностные :

проявляют интерес к литературному чтению

Образовательные ресурсы: программа «Чтение и начальное литературное образование»; алгоритм составления плана; иллюстрации В. Васнецова к сказке «Сивка-бурка»; аудиосказка «Сивка-бурка»; таблица уровня усвоения учебного материала (для самооценки)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку?

Проверяет готовность к уроку.

А теперь соберемся, эмоционально настроимся на урок. Повторяйте за мной.

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готов-

Владеют навыками психологической

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

ность к уроку: наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, остро отточенного простого карандаша, ластика

и эмоциональной настроенности на работу на уроке, организации рабочего места

II. Актуализа-ция опорных знаний

Организует беседу, выявляющую знание текста сказки.

На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивка-бур-ка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы.

Сколько сыновей было у старика?

Как звали младшего сына?

О чем просил старик сыновей?

Как выполнили просьбу отца сыновья?

Кем была Елена Прекрасная?

Чем закончилась сказка?

Отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме.

Три сына.

Иванушка-дурачок.

Сторожить пшеничное поле и поймать вора.

Старший и средний – проспали, младший – выследил воришку.

Дочь царя.

Свадьбой

Умеют слушать в соответствии с целевой уста новкой. Выделя ют существенную информацию. Сохраняют учебную задачу. Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче

III. Постановка учебной

задачи

Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем заниматься на уроке.

Мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка» и составим план пересказа текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого выполним проверочную работу

Формулируют учебную задачу

Принимают
и сохраняют учебную цель

IV. Работа над составлением плана текста.

Организует работу над составлением плана текста.

Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку.
План помогает излагать мысли последовательно.

Слушают объяснение учителя.

Анализируют, делают выводы. Осознан

Прочтите алгоритм работы над составлением плана:

выдели основные части и определи, о чем в них говорится;

назови каждую часть по её главной мысли;

запиши название.

Читают алгоритм работы над составлением плана текста.

но и произвольно строят речевое высказывание. Осуществляют анализ с опорой на визуализацию, выделяют главное и второстепенное.

1. Работа над
1-й частью «Встреча с вол-шебным конем».

Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно разделить текст сказки?

Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном предложении.

Анализируют совместно с учителем.

Определяют главные части сказки во фронтальном режиме: «Встреча с конем» , «Царский указ», «Свадьба». Проговаривают все предложенные варианты.

Выразительно читают. Строят понятные для окружа-

ющих высказывания.

Слушают собеседника. Формулируют свою точку зрения и по-

зицию.

Назовите границы 1-й части, прочтите слова автора.

Находят в тексте и зачитывают начало и конец части.

Запишите название 1-й части в тетрадь. Но этого недостаточно, чтобы изложить пересказ по порядку. Надо выделить то главное, о чем говорится в каждой части,
и записать в столбик пункты плана. Они помогут излагать мысли по порядку.

Распределяют в нужной последовательности подготовленные заранее опорные таблицы:

1. Крестьянская семья.

2. Вор на пшеничном поле.

3. Неожиданная встреча.

Кроссворд к сказке «Сивка-Бурка»

1.

2.

3.

4.

5.

е

т

6.

7.

8.

9.

По вертикали: 1. Имя главного героя сказки.

По горизонтали: 2. Что посеял старик на поле? 3. Что накинул главный герой коню на шею? 4. Какая была первая нить у коня? 6.Что обещал отслужить конь Ивану? 7. Что попросил Иван у братьиных жён? 8. Царская дочь Елена ……… 5. Что снял с пальца у царской дочери Иван? 9. Чем закончилась сказка

2. Работа над

2-й частью «Царский указ».

Предлагает поработать в парах . Организует обсуждение составленного плана 2-й части.

После обсуждения запи-
сывают на доске и в тетради составленный план 2-й части:

1. Гонцы царя.

2. Насмешки старших братьев.

3. Помощь Сивки-бурки.

Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Договариваются
и приходят
к общему мне-нию при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте.

3. Работа над

3-й частью «Свадьба».

Организует прослушивание аудиозаписи 3-й части совместно с просмотром иллюстраций В. Васнецова.

Совместно с учителем составляют план пересказа 3-й части:

1. Перстень царевны.

2. Царский пир.

3. Жених нашелся!

4. Пересказ

Предлагает пересказать по плану 1-ю часть сказки

Пересказывают «по цепочке», опираясь на план, взаимодействуют с учителем

Адекватно

используют

речевые средства для решения коммуникативных

задач

V. Проверка знаний

Организует работу по своему усмотрению, исходя из уровня подготовки учащихся.

Предлагает выполнить задания в рабочей тетради, с. 28–29, с. 31

Выполняют задания
в рабочей тетради.

Осуществляют самоконтроль

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Планируют и контролируют учебные действия. Осуществляют самоконтроль

Окончание табл.

VI. Домашнее задание

Объясняет суть домашнего задания.

1. Самостоятельный пересказ по составленному плану.

2. Рабочая тетрадь, с. 28 (признаки волшебной сказки)

Слушают, задают уточ-няющие вопросы

Осознают
и принимают учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует работу по формированию самооценки.

Подведем итоги. Какую учебную задачу решали на уроке? Когда вам это пригодится?

научился составлять;

испытываю трудности;

не научился.

Оценивает работу класса, поощряет наиболее отличившихся учащихся

Отвечают на вопросы учителя.

Учились правильно составлять план пересказа текста.

Оценивают свою работу на уроке

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

Действие начинается с того, что происходит какое-то несчастье и герой, чаще всего молодой человек, отправляется из дома. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели. В пути он встречает волшебных помощников, это старики или старухи, которые указывают ему путь, или животные, которые в благодарность за помощь, оказанную им героем, помогают ему попасть в иную страну, «тридесятое царство».

Там он встречается с похитителем, происходит бой с ним, и герой, иногда с помо­щью волшебных помощников, побеждает своего врага. Затем он возвращается домой и награждается, чаще всего женившись на своей из­браннице».

Все эти повторяющиеся элементы сюжета ученики-читатели найдут во всех волшебных сказках, которые будут изучать в третьем классе. Говоря о героях сказок, разбираясь в особенностях их изображения, надо обратить внимание детей на то, что их внешность не изображается, а о характере каждого из них слушатель судил по поступкам. И награждался или наказывался герой в финале повествования в зависимости от того, на что были направлены его действия, искал ли он своей выгоды или действовал бескорыстно: спасал, помогал, выручал, стоял на­смерть за правое дело.

И по тому, кого коллективный автор народных сказок - рус­ский народ - награждал, а кого нака­зывал, можно судить о нравственных ценностях нашего народа. Главной особенностью изображения героев сказки является то, что «внешность героя никогда не описывается, но слушатель представляет его прекрасным. Это идеа­лизированный герой. Его основное качество - бескорыстность.

В сказке «Сивка-бурка» особенно интересен Иван. Очень важно разобраться в образе любимого народного героя, которого называют дураком, но которому в итоге всё удаётся и достаётся награда.

При составлении плана сюжета сказки легко найдете троекратное повторение событий и выражений, поймете, на­сколько полный текст сказки интересен и ярок. Сказка богата подробностями, напри­мер описанием разношерстного коня или такими бытовыми деталями: «подкрался ду­рак на четвереньках...», «...аркан шею давит», «Братья его не скоро посторонились, так он их шёлковой плёткой хлест­нул» и т. д. Работая над образами героев, сможете убедится, что в сказке нет портретов ге­роев, а про красоту царевны сказано классическим сказочным выражением. Составляя характеристику всем героям надо обратить внимание на то, что дураком главного героя чаще всего называют именно его братья.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: