Школа закаливания. Правила и схемы закаливания детей школьного возраста

Партнерский материал

Пять нестандартных способов закаливания, которые реально работают

Жители городов, а уж тем более промышленных, не понаслышке знакомы с проблемой сниженного иммунитета. Ежегодно до 30 миллионов россиян переносят различные заболевания: от ОРЗ до астмы. Особенно от частых и непроходящих простуд страдают дети. Так что любой родитель рано или поздно решает: пора иммунитет повышать и ребенка закаливать. И тут же сталкивается с проблемой: а как это сделать?

Житейский опыт подсказывает – начинать закаливание нужно летом, чтобы процедуры здоровья не обернулись очередной простудой. Врачи утверждают: закаливать ребенка нужно постепенно и обязательно тогда, когда малыш здоров. А основатель «Школы закаливания» Валерий Неретин предлагает методику, которая ломает эти стереотипы и… реально работает! Методика разработана еще в 1983 году Б. С. Толкачевым и была одобрена Минздравом СССР.

«Обучение, оздоровление, излечение – именно в такой последовательности происходило мое знакомство с методикой Толкачева. К сожалению, повод для ее изучения был трагичный – медицина не смогла спасти от пневмонии моего шестимесячного сына. Впоследствии я доказал эффективность закаливания не только на личном примере, но и на примере своих детей и внуков. Сегодня я обучаю закаливанию, ЛФК, массажу за 8−10 часов. Главное – верить, не бояться и не лениться! Мой опыт лечебного закаливания – более 30 лет. Через мои руки проходили и младенцы семи дней от роду, и 90-летние ветераны»

1. Полюбите холодную воду

Валерий Неретин уверен – начинать закаливание нужно зимой: тогда вода холоднее, а воздух чище.

Валерий Неретин, кандидат педагогических наук, доцент МГТУ им Г. И. Носова, инструктор по закаливанию и ЛФК, массажист-парильщик:

«У тибетских монахов был такой прием: утром и вечером они проходили по горному ручью 1068 шагов. Тут вам и закаливание, и массаж стоп, и физическая активность. Можно адаптировать этот рецепт для городского жителя. Каждое утро и вечер совершайте необходимые гигиенические процедуры, стоя в «луже» ледяной воды. Процедуры включают в себя: полоскание, питье, умывание холодной водой и одновременно легкий массаж ладоней, ушей, носа, подошвы. На наших стопах находятся сотни биологически активных точек. Такое воздействие на них благотворно скажется на состоянии организма в целом. С ребенком можно поиграть, например предложив ему порычать как лев, максимально высунув язык».

2. Не бойтесь замерзнуть

Главная забота всех мам и бабушек – чтобы ребенок не замерз. Поэтому очень часто малыши на улице напоминают «капусту». Между тем, шансов замерзнуть у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого: ведь дети двигаются гораздо более активно.

Валерий Неретин, кандидат педагогических наук, доцент МГТУ им Г. И. Носова, инструктор по закаливанию и ЛФК, массажист-парильщик:

«То, как русские мамы кутают детей, очень удивляет иностранцев. Действительно, часто простуды – это результат элементарного перегрева. Что делать? Включить здравый смысл! Одевать ребенка нужно по погоде и с учетом двигательной активности. Ведете ребенка в сад утром – еще прохладно, вы его тепло одели. Днем они пошли на прогулку – уже теплее. Но воспитатель оденет на ребенка все, в чем он пришел из дома. Другой пример из жизни. Зимой заходит мама с двумя детьми в маршрутку. Сама капюшон верхней одежды скинула, чтобы прическу сберечь. В салоне тепло, а детки всю дорогу едут в шапках и шарфах. Поэтому первый шаг к закаливанию и здоровью – это пересмотр «обывательских» представлений о том, что для ребенка хорошо».

3. Спите с открытой форточкой

О пользе свежего воздуха для сна сказано немало. Но мы охотно используем этот совет летом. Зимой же в комнате у ребенка все окна запечатаны. А вдруг сквозняк?

Валерий Неретин, кандидат педагогических наук, доцент МГТУ им Г. И. Носова, инструктор по закаливанию и ЛФК, массажист-парильщик:

«Наш мозг – весом до двух килограммов потребляет гораздо больше кислорода, чем 638 мускулов и 220 суставов и связок. Поэтому так важно для качественного отдыха и здоровья нашего тела обеспечить приток свежего воздуха во время сна. Я рекомендую в любое время года спасть с открытой форточкой. Если совсем страшно – одевайте на ночь на ребенка шапочку».

4. Минимизируйте прием лекарств

Если все-таки малыш заболел, это не повод отказываться от закаливания. Валерий Неретин считает, что закаливать можно и простывшего ребенка.

Валерий Неретин, кандидат педагогических наук, доцент МГТУ им Г. И. Носова, инструктор по закаливанию и ЛФК, массажист-парильщик:

«Как только у ребенка поднимается температура, родители тут же начинают ее сбивать с помощью лекарств. Но наукой доказано, что при температуре от 38,5 до 39,5 организм вырабатывает интерферон – основу нашего иммунитета. Поэтому с температурой до 39,5 ничего делать не нужно. Если выше – попробуйте понизить ее без помощи лекарств. Дайте малышу холодное питье, разденьте, разотрите горячим полотенцем и заверните в холодную простынь. Или облейте чадо с головой холодной водой. Обливать нужно быстро – за 3−5 секунд. И средство от температуры, и закаливание одновременно».

Школы закаливания работают при спортивных сооружениях, плавательных бассейнах, парках отдыха, домоуправлениях; организуют физкультурно-оздоровительную работу, укрепляющую здоровье, направленную на сохранение творческого долголетия и работоспособности людей.

Основа работы - комплексная общефизическая подготовка, включающая в себя физические упражнения, ходьбу, бег, подвижные игры, плавание, закаливание. Занятия дополняются туризмом, лыжной подготовкой.

Все поступающие в школу представляют две медицинские справки — краткую выписку из амбулаторной карты, а женщины и справку от . На каждого зачисленного в школу заполняется врачебно-контрольная карта физкультурника. Одновременно определяются антропометрические данные: масса тела, пульс, артериальное давление, спирометрия, динамометрия ручная н становая, гибкость позвоночника; проводятся функциональные пробы. Распределение по учебным группам производится с учётом возраста, пола, здоровья, физической подготовленности.

Занятия проводятся круглый год, в любую погоду, только на воздухе и в открытом плавательном бассейне или естественном водоёме. Школы закаливания общедоступны, все желающие могут в них заниматься: как люди с различными отклонениями в здоровье, так и здоровые, сильные, вчерашние спортсмены, которым школы помогают поддерживать себя в форме. Ни полнота, ни худоба, ни нарушение осанки, ни возраст не являются препятствием для занятий. На каждом занятии тренер контролирует пульс занимающихся до занятия, в пик нагрузки и в конце занятия. Эти данные позволяют ему постоянно следить за состоянием их здоровья. Систематические занятия в школах возвращают людям радость бега, плавания, лыжных и пеших походов, общения в движении, совместной борьбе за здоровье, дают ощущение полноценного здорового отдыха.

В школах предусмотрена работа отделений закаливания, зимнего плавания. оздоровительного бега, подготовки общественных тренеров. Набор проводится раз в год с середины августа по 1-е октября. Предприятия могут частично или полностью оплачивать стоимость абонемента. Основная масса занимающихся - люди от 25 до 50 лет.

Каждое занятие состоит из 2 последовательно проводимых уроков на суше и на воде по 45 минут каждый. Общефизическая подготовка на суше: подготовительная часть (10 мин). Цель - организация внимания занимающихся и подготовка костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем к восприятию физических нагрузок. После снятия показаний пульса, выяснения преподавателем самочувствия занимающихся (5 мин) в разминку (5 мин) включаются дыхательные упражнения, упражнения для разных групп мышц, выполняемые на месте и в движении: непродолжительный бег и танцевальные шаги. Основная часть урока (25 мин) направлена на повышение физической подготовленности: укрепление и совершенствование мышечной системы, двигательных навыков, улучшение координации движений, развитие гиб кости, свободного, непринуждённого дыхания. Упражнения подбираются с постепенным увеличением нагрузки. Для избирательного воздействия практикуются упражнения повышенной трудности. Пружинящие, маховые и круговые движения выполняются по большим дугам и амплитудам. Широко используются упражнения парные, групповые, цепочкой, хороводом, в движении, танцевальные шаги; шуточные соревнования сменяются бегом, силовыми упражнениями, подвижными играми и эстафетами. При этом особое внимание обращается на полное, глубокое дыхание. Максимальные нагрузки даются во второй половине урока. Контрольная проба пульса, взятая в это время, не должна превышать по отношению к пульсу в состоянии покоя для молодёжи -200 %, для среднего возраста -180 %, для пожилых и имеющих отклонения в области сердечно-сосудистой деятельности - 150-170 %. Заключительная часть (5 мин) должна содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов и сопровождаться снижением нагрузки в целях снятия утомления. Применяются наиболее простые упражнения для рук, ног, туловища, дыхательные, на координацию движений, внимание, расслабление.

Урок плавания: подготовительная часть (10 мин). Служит для подготовки к занятиям на воде. Включает тёплый душ (с мытьём мочалкой и мылом), прохладный душ. переход к водоёму. Перед погружением в воду выполняются несколько упражнений на координацию движений, имитация работы рук и ног при плавании различными способами. Основная часть (25 мин). Наряду с повышением физической подготовленности предполагает закаливание организма и обучение плаванию приёмам спасания утопающих. Для усиления закаливающего воздействия практикуются выход из воды для приёма воздушных, солнечных ванн, хождение по росе, снегу, обтирание тела снегом, а затем снова купание в тёплой воде. Сочетание тепла, холода, плавных движений успокаивает, закаливает организм, способствует профилактике и лечению заболеваний. В течение занятий осуществляется строгая индивидуальная дозировка холодового воздействия. Широко практикуются игры на воде. При занятиях с старшими лицами и имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы практикуется свободное плавание с ограничением нагрузок. В заключительной части (10 мин) выполняются упражнения на расслабление, тонизирующий самомассаж, принимается контрастный душ.

Приведённая структура уроков на суше н на воде сохраняется круглый год. Однако содержание частей урока по общефизической подготовке, подбор упражнений, их дозировка и интенсивность должны соответствовать уровню физической подготовленности занимающихся и климатическим условиям. В начале занятий применяются простые упражнения обучающего характера с постепенным увеличением нагрузки и интенсивности в течение двух трёх месяцев. В основную часть включаются парные, групповые упражнения, упражнения с рези новыми лентами, разновидности ходьбы и бега слабой и средней интенсивности на дистанцию от 500-800 м до 2 км. Контрольные упражнения этого периода кросс но нормативу и 12 минутный бег (по Куперу).

В зимний период все упражнения выполняются в движении. Основное внимание уделяется бегу и лыжной подготовке.

В весенний период общая физическая нагрузка для всех групп в основной части занятия несколько снижается. Включается больше упражнений общего воздействия. Широко практикуются упражнения на скамейках, с гимнастическими палками, гантелями, набивными мячами, разные виды ходьбы и бега слабой и средней интенсивности. Осуществляется подготовка, сдача норматива по кроссу.

В летний период и первый месяц осени в основную часть включаются подвижные игры — волейбол, баскетбол, а также подготовка, сдача нормативов по лёгкой атлетике. Дополнительно в школе предусмотрены пешие и лыжные походы, соревнования и спортивные праздники.

Наблюдения за здоровьем занимающихся подтверждают, что у большинства лиц, страдающих гипертонией, артериальное давление нормализуется. При этом повышенное артериальное давление снижается на 20 мм рт. ст., а пониженное - повышается. У отдельных занимающихся, особенно у пожилых, давление снижается на 30 мм рт. ст. Одновременно отмечается уменьшение пульса на 3-6 уд/мин. За 4-6 месяцев занятий у большинства занимающихся масса уменьшается на 3-5 кг, у некоторых - на 10 кг. У лиц с астенической конституцией его масса возрастает на 3-4 кг. Показателями повышения тонуса можно считать улучшение данных динамометрии обеих кистей иа 5-10 кг. Улучшается также дыхательная функция лёгких, показатели спирометрии возрастают на 250-400 см3. У всех занимающихся увеличивается гибкость позвоночника, подвижность суставов, резко возрастает выносливость, улучшается общее самочувствие и осанка. Занятия в школе закаливания позволяют приобрести и совершенствовать навыки, необходимые для самостоятельных занятий закаливанием и физкультурой и для передачи знаний в семье и трудовом коллективе.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Всем привет! Недавно видела своего бывшего одноклассника. Разговорились. Конечно, главной темой стали детишки! Точнее, их частые простуды в зимний сезон. И одноклассник рассказал мне, как дедушка укреплял его иммунитет в школьном возрасте. Выпускал внуков на снег босиком!

Самое удивительное, что тогда и не болел никто. После этого разговора меня заинтересовали правила закаливания для школьников. Неужели прямо так, можно на снег? И вот что я узнала.

Конечно, многие родители ждут только один ответ, закаляться - чтобы меньше болеть! Да. Но не только.

  • Укрепление иммунитета. Ведь будет крепким иммунитет, тогда и болезней будет меньше. И не только простудных, но и всех остальных бяк со здоровьем!
  • Приучение с малолетства к закаливанию.
  • Создаёт понимание, что такое здоровый образ жизни.
  • Развивает волю.

А теперь интересно, раз закалка решает столько вопросов, как это происходит? Что лежит в основе?

Как действует закаливание?

Немного физиологии, мои дорогие. Ведь укрепление иммунной системы - процесс весьма сложный. Надо понять, как он работает. Смотрите, главная составляющая закаливания, это воздействие температуры. Причём низкой. Я не говорю, что надо раздевать ребёнка и везти на север! Действие холода должно быть кратковременным.

Так вот, от холодных температур происходит сужение сосудов. Кровь отливает к внутренним органам. Знаете, зачем? Да, чтобы эти органы не замёрзли. А когда влияние холода прекращается, кровь поступает обратно к коже. В нужном объёме.

Вот так тренировка! Посредством таких манипуляций организм привыкает к низким температурам. Следовательно, становится более устойчив! Но, нельзя, чтобы такое влияние было резким. Тут тоже надо соблюдать некоторые правила. Важна постепенность. Переход от одного вида к другому.

Виды

Конечно, для школьников все виды должны сочетаться. Но, всегда начинается процесс с самого простого. Только, когда ребёнок привыкнет к одной процедуре, можно переходить к другой.

  1. Ванны воздушные. Устраиваются и зимой, и летом. Причём в теплое время года этот процесс длится бесконечно долго. Здорово, если во дворе будет бассейн и песочница. И, мой совет, если ребёнок перепачкался, не бегите стремглав в душ! Пусть нагуляется вволю, обмоете позднее. Главное, чтобы руки грязные в рот не тянул, остальное поправимо. Зимой прогулки длятся до 3,5 часов. А если погода плохая, не забудьте просто проветрить жильё. Свежий воздух, это здорово!
  2. Ванны солнечные, только летом. В комбинации с воздушными! С утра до 11:00, а вечером после 16:00.
  3. Обтирание. Переходим к более активным действиям! Оботрите ребёнка мокрой губкой. Сначала шею, потом руки, поясницу, спинку, ножки. Движения направлены к сердцу. При этом вода должна быть первый раз 32 градуса. Последующие сеансы снижайте температуру на градус. После этого сухим махровым полотенцем проведите растирание до красна.
  4. Обливание. А это уже кардинальные меры. Только не надо резко ушак ледяной воды плескать! Снижайте градусы постепенно.

А теперь познакомимся с общими схемами.

Общие принципы и схемы закаливания

Если обратили внимание, я упомянула несколько раз о постепенном снижении температур. Зачем? Да, чтобы организм привыкал постепенно! Ни один нетренированный человек не пробежит быстро заданную дистанцию. Только после ежедневных тренировок навыки будут наращиваться и скорость тоже.

Так и с закаливанием. Поэтому, я выделила несколько правил:

  1. Снижение температур на 1 градус каждый день. До каких пределов можно дойти? Для дошкольников с +35 до +20 градусов, для детей младшего школьного возраста с +32 до +20. У старших школьников нижняя температурная граница опускается до +15 градусов.
  2. Действие должно быть систематическим, каждый день. Прерываний не допускается. Только на случай болезни. Если так случилось, то процедуру начинаем заново. Да, это труд. А вы как думали?
  3. Водные мероприятия проводите с утра. Это поможет взбодрить. А вечером нужно спокойствие!
  4. При снижении температурных границ, время уменьшается! Ведь важно не время воздействия холода, а интенсивность!
  5. Закаливание начинайте поздней весной. А лучше летом! И проводите весь год.

И только, когда ребёнок привыкнет к таким мероприятиям, можно и по снегу босиком! Но это уже для более старших школьников. И только после консультации с врачом. Вообще, все такие процедуры лучше обсудить с педиатром. Ведь нужно учитывать особенности ребёнка, иммунитет. А от вас останется лишь чёткое соблюдение схем.

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать – в какое время года и с какого возраста?

С появлением на свет детей мы связываем множество надежд: хотим, чтобы они выросли красивыми и умными, а еще - здоровыми и крепкими. И потому основной задачей и родителей и врачей является профилактика возможных заболеваний с первых дней жизни ребенка.

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием закаливания - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано, прежде всего, с расширением контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются антитела к разным вирусам.

Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Курс обучения предназначен для работы с детьми. Особое внимание квалифицированные преподаватели, имеющие большой опыт практической работы, уделяют вниманию, как правильно закаливать ребёнка (с чего начать, с какого возраста и зачем нужно это делать).

Методы обучения основаны на активном вовлечении слушателей в учебный процесс. Занятия проходят в непринуждённой творческой атмосфере в удобное время.

Обучение будет полезно как для будущих мам, для детских массажистов, так и для любого человека, неравнодушного к здоровью детей.

Ко всем слушателям применяется индивидуальный подход в зависимости от начального уровня подготовки.

Многих родителей довольно часто не устраивает состояние здоровья их малыша, уж слишком часто он болеет. Вроде бы и условия проживания практически идеальные: хорошее питание, своя детская комната, большое количество игрушек, в помещении отсутствуют сквозняки. Но стоит только выпить холодной воды, съесть мороженое или промочить ноги, и сразу приходится вызывать участкового врача или отправляться в ближайшую аптеку за лекарствами. Что делать? И как с этим бороться? Ответ у всех на слуху и он вполне очевиден – закаливание.

В первую очередь необходимо разобраться, почему заболевания возникают только из-за того, что подул ветер или промокли ноги. Чтобы ответить на все эти вопросы нужно вернуться в самое ранее детство. Новорожденный младенец имеет врожденную способность адаптации к окружающей среде. Но заботливые и любящие родители делают все, чтобы создать стабильные условия, к примеру: стерильная еда, теплая вода, высокая температура воздуха в детской. Все это приводит к тому, что природные механизмы акклиматизации исчезают за ненадобностью. В последствие получается, что источником опасности может быть температура в помещении + 17 °C или прогулка босиком.

С чего начинается процедура закаливания?

Помните закаливание – это не просто процедуры, а правильный образ жизни, когда ребенок не боится холодного воздуха, съесть мороженое и пройтись босиком. При этом родители должны понимать, что одноразовое выполнение закаливающих мероприятий никогда не дадут желаемого результата. Поэтом нецелесообразно раз в год на крещенские морозы окунать малыша в прорубь. Так как в последствие ребенок может серьезно заболеть.

Правильное закаливание состоит из выполнения трех основных правил:

  • Двигательная активность – вместо того, чтобы проехать к школе или садику одну остановку на автобусе, лучше пройти это расстояние пешком. Очень важно в выходные дни всей семьей отравиться на природу, это гораздо полезней, чем проводить время за монитором компьютера или экраном телевизора.
  • Одежда – прежде всего ее количество должно быть абсолютно умеренным, ведь потливость чаще вызывает простудные заболевания, чем промерзание. Кроме того одежда должна быть удобной, чтобы не стеснять двигательные функции малыша.
  • Питание – очень важно, чтобы прием пищи был сопоставим с энергетическими затратами.

Закаливание – это, прежде всего правильный образ жизни!

Родители должны понимать, что закаливание — это не просто обтирание холодной водой по 20 секунд в день. Начинать такое мероприятие необходимо с прогулок на свежем воздухе при любой погоде, подключая умеренное и правильное питание. Также очень важно привести в порядок детскую комнату, необходимо убрать все накопители пыли, каждый день осуществлять влажную уборку и обязательно проветривать помещение. Конечно, выполнение всех этих рекомендаций требуют от родителей, не просто желания, но и дополнительного времени, поэтому многие отдают предпочтение бегу на месте в закрытом помещении и обтиранию водой.

При выполнении закаливающих процедур родители должны соблюдать три неукоснительных правила: постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребенка (возраст, сопутствующие заболевания и общее состояние здоровья малыша). Более того все закаливающие процедуры малыш должен выполнять с удовольствием, поэтому важно учитывать его возраст и интересы.

Благодаря закаливанию можно предотвратить множество заболеваний, конечно кроме, таких как респираторная вирусная инфекция. Важно также учитывать тот факт, что закаленные люди переносят болезни намного легче, так как у них отлично работают сердце и сосуды.

Закаляйтесь и будьте здоровы!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: