Метод активного воображения карла густава юнга. Техника "активное воображение"

Исследователи из Швеции создали лекарственный препарат, который способен «вылечить» от педофилии. Но стоит разобраться, как формируется это расстройство и есть ли шансы у этого лекарства. Так кто же такой педофил?

Педофилия или сексуальное влечение к детям это проблема не только тех, кто непосредственно с этим столкнулся, но и всего общества. В новостях периодически появляются сообщения об очередном изнасиловании ребёнка. Но, многие педофилы так и не решаются свои фантазии воплотить в реальность. Но это не умаляет их страданий и терзаний. Так что же заставляет этих людей испытывать такие влечения?

Как человек становится педофилом?

На этот вопрос нет однозначного ответа, так как нельзя точно сказать биологическое это или психическое нарушение. В 30% случаев сами педофилы в детстве были жертвами противоестественных действий ( , эротизация отношений, изнасилование). Читайте также про и про то, как не попасть в руки . Среди данной категории, уличённых в подобном поведении, у 15% была диагностирована умственная отсталость лёгкой степени. Такому человеку свойственно было искать себе в партнёры по "постели" того, кто по эмоциональному развитию находится на одном и том же уровне. А одним из признаков данной формы отсталости - это незрелость эмоциональной сферы.

У 4% респондентов с этим расстройствами пусковым механизмом становилось классическое расстройство психики (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). Иногда, черепно-мозговые травмы так же были причиной расстройств сексуального поведения.

Так же важно отметить, что педофилия наиболее распространена среди мужского населения. У женщин данное явление встречается редко, вследствие чего изучено мало.

Аномалии мозга

Канадский нейробиолог Д. Кантор выявил в головном мозге некоторую аномалию, которая наблюдается у половины людей, страдающих этим дефектом. Это объясняется низким объёмом белого вещества в лобных и теменных долях по сравнению с нормой. А белые волокна напрямую связывают между собой зоны мозга, которые отвечают за интимное поведение. В теменной доле формируются зрительные образы, а в лобной осуществляются процессы по самоконтролю. Вследствие ослабленной связи между этими субстанциями и формируется видоизменение в действиях человека. Так же под угрозу попадает миндалевидное тело, которое отвечает за сексуальную мотивацию. У педофилов оно обычно меньше по размерам. Все эти мозговые нарушения стали следствием неправильного внутриутробного развития, вследствие чего привели к гормональному сбою и перепрограммированию индивида.

Отсутствие внутренних тормозов

Имеется гипотеза, что педофилия напрямую связана со сбоем работы в орбитофронтальной коре. Эта зона отвечает за сдерживание нежелательных сексуальных импульсов. Так же в этом месте происходит сдерживание и других импульсов. Например: избить полицейского, который лишает вас водительских прав, кинуться с поцелуями на мужчину, который вам симпатичен. Это наши тормоза.

Педофилы в основном обнаруживают у себя подобные влечения, когда перестают быть способными удерживать персональные желания. Итогом, чаще становится насилие. Иногда опухоль в этой зоне становится причиной формирования такого поведения, которое ранее никогда не имело места у личности.

Часто, уже осуждённые люди за насилие, вновь попадают в камеру по той же причине. Поэтому, необходимо более тщательное медицинское обследование, так как нахождение в местах лишения свободы по факту никаким образом не меняет и не исправляет ситуацию.

Педофил и педофилия для всех вполне знакомые понятия. Даже нет смысла писать тут научное определение. Однако, те кто всячески пытается насадить нам, мягко скажем, извращённую совою сущность, как норму, решили просветить общество и пояснить что по их мнению означает педофил и педофилия.

Партия сексуальных меньшинств уже никого не удивляет. В Европе пошли дальше и у них уже есть партия любви к детям, которая фактически открыто пропагандирует не естественную для нас любовь к детям. И это всё так или иначе пытается пролезть к нам. В Рунете появилась «научная» публикация, от неизвестного лица, которая теперь разъясняет нам что на самом деле такое педофилия.

Приводим статью

Что такое педофил и педофилия? Казалось бы, несложный вопрос, но на него не могут ответить ни медики, ни юристы, ни ученые. И тем более обычный человек, черпающий информацию из интернета или телевизора. Педофил и педофилия совсем не то, что о ней думают обычно. А как же на этот вопрос отвечают специалисты?

Когда речь заходит о педофилии, часто ссылаются на Международную статистическую классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), согласно которой педофил и педофилия — это расстройство сексуального предпочтения, выражающееся в сексуальной тяге к детям, обычно препубертатного или раннего пубертатного возраста. Однако МКБ не содержит никаких критериев для постановки диагноза. Зато такие критерии существуют в DSM-V, американской классификации психических заболеваний.

Согласно DSM-V, существуют следующие критерии педофилии:

1) За период, по крайней мере, 6 месяцев повторяющееся интенсивное сексуальное побуждение и сексуально активированные фантазии, включающие сексуальную активность с ребенком препубертатного или более младшего возраста (обычно в возрасте 13 лет или младше);

2) Лицо действует согласно этим побуждениям или страдает от них;

3) Субъекту не менее 16 лет, и он, по меньшей мере, на 5 лет старше, чем ребенок или дети, включающиеся в его сексуальную активность или фантазии.

Выделяется эксклюзивная и неэксклюзивная разновидности педофилии (то есть влекут ли человека только дети, или же дети только один из объектов влечения). Также педофильное влечение может быть направлено только на мальчиков, на девочек, или на тех и других.

Обычный человек словам «педофилия» и «педофил» придает совершенно иное значение. Существуют культурный конструкт педофилии, который имеет очень мало общего как с реальными фактами, так и с медицинскими терминами.

Так что такое педофил и педофилия

По бытующим представлениям педофилы – это монстры, больные выродки, поджидающие детишек в подъездах и на пустырях, заманивающие их в машины и подвалы, а затем насилующие и убивающие. Возраст «ребенка» здесь понимается широко – от 0 до 18 лет. Педофилы неотличимы от нормальных людей, он тихо ходят между нами, и это особенно страшно. Педофилом может оказаться любой – детский врач, учитель, психолог, муж, отец, отчим, дядя. Однако педофила можно определить – дети ему интересны, он ласков с ребенком, внимателен к нему, легко находит с ним контакт. Все это очень напоминает ужастик про жутких пришельцев, вселяющихся в человеческие тела, такие фильмы обожает выпекать Голливуд.

Фактически, педофилом становится любой, кто совершил сексуальные действия с лицом, не достигшим совершеннолетия. В данные момент этот конструкция стал шире – педофилами называют людей, которые смотрят фотографии детей или подростков, проявляют интерес и внимание к проблемам ребенка. Во всяком случае именно так социальные сети определяют педофилов.

Почему конструкт ошибочен? Практически все изнасилования и убийства детей совершают не педофилы, а отцы, отчимы, братья, сестры, родственники (наибольшее количество), затем идут алкоголики, наркоманы, подростки, сексуальные садисты. Для всех этих людей ребенок привлекателен не тем, что он ребенок, а тем, что его проще изнасиловать, чем взрослого. Так причём тут педофил и педофилия?

Легко заметить, что идеи этого культурного конструкта не только ошибочны, но и очень опасны – «нормальные» взрослые стали бояться проявлять к детям интерес, тепло и внимание. Педофил и педофилия поменяли своё значение.

Конструкт педофилии изначально возник на волне американского движения феминисток, которые использовали его в целях превращения мужчин в монстров-насильников. Затем в развитие антипедофильных настроений включились и сами педофилы, которые на данный момент и представляют подавляющее большинство в любом антипедофильном движении. Причина проста – сознательное или подсознательное неприятие собственной сексуальности, борьба с ней, в том числе борьба с собой путем громкого обличения порока. Эта простая истина давно доказана объективными исследованиями не только для педофилов, но и для похожих социальных движений, таких, как гомофобия и нацизм. Поэтому не будем на ней заострять внимания.

Гораздо интереснее рассмотреть медицинское и биологическое понимание педофилии, так как оно тоже в корне ошибочно, и ошибка может быть роковой. Следствием гриппа является температура. Но она помогает организму бороться с болезнью. А причина болезни – в вирусе, поэтому лечат грипп интерфероном, а не аспирином. Все то же самое можно сказать о педофилии.

Объективное изучение полового желания показывает, что многие гомосексуалы испытывают влечение в диапазоне от семилетних мальчиков до двадцатипятилетних молодых людей. Следует ли их при этом считать педофилами?

Очень часто бывает, что человек имеет семью, детей, но в какой-то момент его начинают интересовать только мальчики или младшие подростки. Получается, что он был здоров, но вдруг заболел?

Исследования показывают, что для 96% мужчин очень привлекательны девочки 12-13 лет, а для 33% – мальчики того же возраста. А 58 и 28 процентов мужчин испытывают возбуждение при виде и более младших детишек, девочек и мальчиков соответственно. Значит ли это, что всех мужчин следует считать педофилами? Несомненно, эта идея очень бы пришлась по вкусу феминисткам, однако вряд ли ее можно назвать правильной. Надо попутно заметить, что хотя систематических исследований женского влечения к младшим подросткам обоего пола не проводилось из-за методологических трудностей, по некоторым оценкам для женщин дети с момента начала полового созревания не менее привлекательны, чем для мужчин. Так что феминисткам стоило бы помолчать.

Не менее любопытна идея о педофилах, для которых пол ребенка безразличен или малозначим. Хотя такие встречаются среди осужденных за сексуальное насилие и развратные действия, в некриминальной выборке педофилы четко разделяются на девочко- и мальчиколюбов. И это очень важно.

Как полагает профессор Г.Б.Дерягин, педофилия как расстройство психики обусловлена не патологией мозга или воспитания, а самим культурным конструктом педофилии. Проще говоря, педофилия существует только потому, что мы с ней боремся.

Откуда идут такие трудности в понимании и диагностике педофилии? Все очень просто.

Да, человек способен испытывать сексуальное влечение к детям и подросткам обоего пола. А также быть бисексуалом, то есть испытывать желание одновременно к обоим полам – своему и противоположному. Однако влюбляться люди, как правило, могут только в объекты определенного пола и возраста. Педофилия определяется вовсе не сексуальным влечением, иначе бы все человечество надо было бы немедленно записать в педофилы. Педофилия – это способность испытывать романтические чувства, которые могут и не вести к эротическим фантазиям.

Огромное количество педофилов определяют свои чувства к детям как высокие, чистые и светлые. Они сами не подозревают, что на самом-то деле ярко выраженные педофилы.

В нашем языке есть всего два слова – любовь и влюбленность – на все случаи жизни. Слово «любовь» работает в диапазоне от любви к Богу до материнской любви к ребенку, от сексуальной страсти до дружеской привязанности. Но так было не всегда.

В античной Греции существовало не менее семи слов для обозначения разных видов любви и влюбленности. К примеру, «эрос» – это сексуальное влечение, «лудус» — любовь-игра, «сторгэ»- привязанность, «акмэ» — жертвенная любовь, а «филия» - возвышенная любовь-дружба.

Мы попали в ловушку, созданную христианством около двух тысяч лет назад. Дело в том, что монотеизм подразумевает возвышенную, почти сексуальную любовь к Божеству. Естественно, такой Бог ревнив и не потерпит соперников. Как результат, любая любовь попадает под запрет, тело объявляется сосудом греха, а естественные сексуальные отношения обрастают пирамидами запретов. Рождаются такие понятия, как «растление» – приобщение к любви и любовным радостям, «разврат» – свободное наслаждение плотской любовью. Как атеист хочу вас предупредить – не верьте тем, кто рассказывает о монотеизме как более прогрессивной системе веры. Язычество намного менее опасно. Достаточно вспомнить, что наша цивилизация создана исповедовавшими язычество эллинами. Язычество дает много больше свободы для мысли, философии, науки, искусства. Но вернемся к нашей теме.

Таким образом, педофилия – не что иное, как способность испытывать романтическую влюбленность к детям. Она не имеет прямой связи с сексуальным влечением. В частности, люди, во всех остальных отношениях жестокие и равнодушные к ребенку, часто способны его изнасиловать. С другой стороны, масса людей испытывает к детям романтические чувства и даже не помышляют о сексе.

Далеко ходить не надо – достаточно вспомнить творчество известного писателя Владислава Крапивина, пронизанного светлой влюбленностью в образ мальчика. Несомненно, это самая сильная сторона его книг, а может быть и единственная, сделавшая его популярным среди взрослых. Ведь на самом деле дети его не читают. Это вам не Джоан Роулинг с ее Гарри Поттером. Думаю, ни у кого нет сомнений, что Владислав Петрович никогда не насиловал и не развращал мальчиков.

Есть еще один забавный момент. По утверждению многих известных ученых романтическая влюбленность отсутствует у животных. Часть антропологов отказывает в этом чувстве и первобытным племенам.

Одновременно замечено, что у страдающего ребенка гораздо больше шансов вызвать чувство романтической влюбленности взрослого. Это известно очень давно. По сути влюбленность идет след в след за жалостью. Такое абсолютно бессмысленно для отношений между мужчинами и женщинами – с точки зрения естественного отбора гораздо привлекательнее должны быть сильные, доминирующие самки. Как оно и есть у приматов.

А вот для ребенка в первобытном обществе вызвать влюбленность часто было единственным шансом остаться в живых. Поэтому некоторые ученые полагают, что современная романтическая влюбленность мужчин и женщин произошла от более древнего чувства – влюбленности в ребенка.

Есть еще одна загадка. Почему мальчики в детстве похожи на женщин? Почему у женщин нет бороды и грудь не покрыта волосами? А не может ли быть так, что женщины стали походить на детей, дабы «украсть» у них некогда эксклюзивное чувство романтической любви?

Конечно, все эти гипотезы пока вызывают огромные сомнения. Но не так важно, что от чего произошло – влюбленность в ребенка от влюбленности в женщину или же наоборот. Суть от этого не меняется.

К сожалению, непонимание сути этого явления – «педофилии» – даже медиками и учеными внесло дикую путаницу и сформировало предубеждение против любви к детям. Война с педофилами переросла в уничтожение людей, небезразличных к ребячьим судьбам. То, что мы видим сейчас, по своей дикости гораздо больше напоминает войну против детей, которая уже принесла свои горькие плоды.

Вспомните печи Освенцима и Бухенвальда, где вполне взрослые и разумные люди, обычные немецкие крестьяне и рабочие, сжигали детей. И делали это без малейших угрызений совести.

А совсем недавно одна из активисток антипедофильного фронта объявила, что пора отправлять детей в тюрьмы… с девяти или десяти лет. Впрочем, в некоторых местах это давно уже делается, например, в той же Америке.

Могу тебя огорчить, мой читатель. Изнасиловать ребенка может любой, а вот любить – далеко не каждый. Например, женщины очень любят собственных детей, но равнодушны к чужим. Не даром именно женщины предлагают отправлять в тюрьмы десятилетних малышей. Ругать их не надо – такова биология женской психики. И, конечно, из любого правила есть исключения. Есть и дамы, бредящие Крапивинскими романами о любви к мальчикам.

Есть мужчины, готовые пристрелить ребенка или отправить его в газовую камеру. Но один эсэсовец, найдя еврейского мальчика, дал ему другое, немецкое имя. И взял сыном полка в дивизию СС, чем спас пацану жизнь. Все люди разные, и, наверно, это хорошо. Плохо, что многие по-прежнему мечтают о крематориях Бухенвальда и Освенцима. Как-то не хочется, чтобы наши тюрьмы вновь заполнились звонкими детскими голосами…

И что вы по этому поводу скажете?

Педофилия была и остается вечным явлением, которое в биологическом смысле означает любовь к детям с явной сексуальной окраской. С точки зрения науки, данное расстройство является одним из самых распространенных сексуальных отклонений. Термин охватывает разные типы поведения: одни педофилы интересуются исключительно девочками, другие – мальчиками, третьих привлекают подростки, а четвертым нравятся совсем маленькие, порой даже грудные дети.

В 1965 году Всемирная организация здравоохранения отнесла педофилию к разряду половых извращений, в 1973 году заболевание было названо отклонением, а в 1993 году – нарушением сексуальной ориентации. Врачи-психиатры различают данное расстройство извращенцев (для которых ребенок является объектом сексуального влечения, а страх лишь подогревает запрещенное законом действие), регрессивных педофилов (у которых не сложилась в зрелом возрасте половая жизнь) и просто умственно недоразвитых людей.

Но все же многие специалисты убеждены, что педофилия относится к области психиатрии, поэтому обществу нужно записать этих людей в разряд умственно больных. Психиатры настаивают, что все случаи педофилии должны рассматриваться как нарушение социальных норм, а не как патология.

Лечится ли педофилия?

Специалисты могут помочь педофилам избавиться от этого жуткого расстройства с помощью медикаментозного лечения, но при условии, что больные добровольно согласны пройти курс. Большой опыт подобного лечения накоплен в Германии. Лечение подразумевает собой подавление сексуального влечения за счет снижения уровня тестостерона в крови. В некоторых случаях можно достичь полного подавления такого влечения, такой метод называют «медикаментозной кастрацией».

Как вычислить педофила?

Эксперты считают, что вычислить педофила довольно трудно. Нередко ими становятся женатые люди, которые имеют своих детей. Педофилы – это люди вне всяких подозрений. Их пристрастия абсолютно не мешают им уживаться в обществе. Педофилы встречаются в разных сферах, но предпочитают работу, которая позволяет контактировать с детьми. Самые острожные женятся на разведенных дамах с детьми или на матерях-одиночках. Нередко педофилы поддерживают со своими жертвами многолетние отношения, окружая свои поползновения ореолом великой тайны, о которой нельзя никому рассказывать.

Активное воображение (Active imagination) - метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т. п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.

Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

"Под "активным воображением" мы понимаем определен­ную позицию по отношению к содержимому бессознательно­го, посредством чего мы и стремимся выделить и, тем са­мым, пронаблюдать за его автономным развитием. Мы мо­жем сказать, что "заставляем его оживать", но это некоррек­тно, поскольку мы просто наблюдаем за тем, что происходит. Правильная позиция, вероятно, может быть лучше всего оха­рактеризована, как позиция "активной пассивности". То есть, оставаться полностью пассивным и воспринимать то, что вы­деляется из своего бессознательного, но в то же самое вре­мя активно сфокусироваться на том, что собирается про­изойти. И это, в отличие от просмотра фильма и прослуши­вания музыки, не сидение и "восприятие" того, что мы не де­лаем, но что происходит, с сосредоточенностью, которая то­же является определенным видом активности. Главное же отличие в том, что при активном воображении "фильм" про­кручивается внутри." (Герхард Адлер)

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами.

Активное воображение - свободное фантазирование, мечтания, «сны наяву». Один из методов работы с проблемой пациента в аналитической психологии. Цель активного воображения - познакомиться с теми частями личности, мыслями и желаниями, которые скрыты в бессознательном и потому недоступны человеку в повседневном опыте.

Впервые этот метод был предложен К.Г.Юнгом в 1935 году, когда он читал лекции в одной из Лондонских клиник и рассказывал о разных видах воображения: мечтах, грезах, фантазиях и т.п. Активное воображение отличается от обычных мечтаний, хорошо знакомых каждому человеку. Основное отличие в том, что в активном воображении сочетается работа сознания и бессознательного. Поэтому активное воображение отличается и от бесцельных фантазий и от сознательного вымысла. Психотерапевт просит своего пациента сосредоточиться на чем-то определенном - взволновавшем его событии, или на своих чувствах, или на заинтересовавшей его картине, или сюжете художественного произведения… Одно из важных достоинств этот метода в том, что «отправной точкой» для активное воображение может стать все что угодно, нужно лишь быть внимательным к своим переживаниям и правильно сделать выбор. Затем пациент рассказывает обо все своих фантазиях, образах и чувствах, которые у него возникают, когда он сосредоточен на выбранной теме. Эти образы обретают свою собственную жизнь, выстраиваются в определенный сюжет со своей внутренней логикой. Вымыслы и фантазии, ранее не связанные между собой вдруг обнаруживают неожиданное сходство, становятся более отчетливыми. Так в этом опыте человек знакомится со скрытыми ранее частями своей души, которые в аналитической психологии называют тенью, анимой, анимусом, а также с миром своих архетипов.

Очень важно, чтобы это новое знание, полученное в опыте активного воображения, не исчезло бесследно, чтобы человек смог хорошо запомнить его и тем самым расширить свои реальные возможности. Для этого в конце такой работы психотерапевт обычно предлагает своему пациенту нарисовать рисунок, написать стихотворение или небольшой рассказ об этом новом опыте, чтобы лучше запомнить его и осмыслить. Причем, даже если это произведение никоим образом не интерпретируется, оно все равно обладает особой «целительной» силой для пациента. Ведь оно становится особого рода символом, напоминающем ему об этой встрече с неизвестными ранее внутренними персонажами, своеобразной «дверцей» к этому новому опыту.

Метод активного воображения включает две стадии. Сперва человек как бы «грезит наяву», рассказывая психотерапевту обо всех своих видениях и переживаниях, а потом они вместе обсуждают этот опыт. На первой стадии, по словам К.Г.Юнга «создается новая ситуация, в которой бессознательные содержания оказываются на виду в бодрствующем состоянии» пациента. В этом - отличие от обычных сновидений. А затем пациент размышляет об этих образах, о том, что они могут обозначать почему они появились в его сегодняшнем опыте. Например, в активном воображении человек рассказывает свою фантазию об отважном охотнике, который бесстрашно сражается с дикими зверями. Такой сюжет, конечно, архетипичен, поэтому можно вспомнить мифы и сказки на эту тему чтобы лучше понять, что означают образы охотника, диких животных и так далее в определенной культуре, в коллективном бессознательном всего человечества. Но кроме того, этот сюжет имеет отношение и к сугубо личным переживаниям пациента, говорит о его сложностях и проблемах, а так же - указывает возможные пути их решения. Беседуя с психотерапевтом, он обнаруживает взаимосвязь этих образов и этого сюжета со своими собственными жизненными коллизиями, сам оценивает их значимость и находит в них свой собственный, уникальный смысл.

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами. Он предполагает не бесконтрольное выплескивание всех образов бессознательного, но так же активную и творческую работу сознания.

Метод активного воображения имеет и свои ограничения, поскольку содержит некоторые «подводные камни». Одна из опасностей - «пойти на поводу» у бессознательного и наблюдать игру образов, часто - с очень увлекательным сюжетом и красивыми картинками. Однако смысл всего происходящего остается непроясненным, проблема - не решенной, хотя и складывается обманчивое впечатление проделанной работы. Другая опасность - это скрытые, непроявленные части личности пациента. Они могут обладать слишком большой силой, «запасом энергии» и тогда, оказавшись на свободе, полностью овладевают пациентом, он теряет контроль над собой и оказывается на грани психического срыва.

Активное воображение - интересный и красивый метод работы с психологическими проблемами. Однако он содержит целый ряд скрытых опасностей и потому его использование под силу лишь специалисту, не следует его воспринимать как забавное салонное развлечение.

Основы метода активного воображения

Еще одним способом работы с бессознательным в аналитической психологии является активное воображение (Active Imagination). Как и другие техники, этот метод направлен на осознание и восприятие глубинных аспектов психики, он способен ассимилировать и интегрировать ее разрозненные комплексы. Основную задачу активного воображения следует видеть в выведении на сознательный уровень "отколовшихся" энергетических систем, чья автономия угрожает единству психики и ее целостному функционированию.
Как и анализ сновидений, активное воображение помогает личности осознать некоторые ее ранее недифференцированные аспекты. Такие обособленные участки психики представляют собой своего рода отдельно живущие "Я-личности"- со своими мыслями, чувствами, эмоциями качествами и свойствами, непризнанными сознанием и неизвестными ему. Содержание этих комплексов, берущее начало в коллективном бессознательном, оказывает постоянное воздействие на душевную жизнь индивида, что проявляется в форме неожиданных аффектов и настроений, чрезмерных эмоциональных реакций, интуитивных догадок и предчувствий.
В отличие от образов сновидения, фантазии появляются в сознании бодрствующего человека, что позволяет устанавливать с ними связь, не теряя одновременно ориентации во внешнем мире. Фантазии располагаются как бы "на пересечении" реального внешнего мира и внутренней психической реальности. С архетипами последней и возможно установить контакт посредством активного воображения и, тем самым, сохранить контроль сознания над душевными переживаниями, индуцируемыми комплексами.
Метод активного воображения был "открыт" Юнгом в период его душевного кризиса 1913-1914 годов:
"Для того, чтобы удержать фантазии, я часто воображал некий спуск. Однажды я даже попытался дойти до самого низа. В первый раз я будто бы спустился метров на 300, но уже в следующий раз я оказался на какой-то космической глубине. Это было - как путешествие на Луну или погружение в пропасть. Сначала возник образ кратера, и у меня появилось чувство, будто я - в стране мертвых. У подножия скалы я различил две фигуры: седобородого старика и прекрасную юную девушку. Я осмелился приблизиться к ним - так, словно они были реальными людьми, и стал прислушиваться к их разговору...
Филемон и другие образы моих фантазий принесли с собою осознание того, что, возникающие в моей психике, они созданы не мною, но являются сами по себе и живут своею собственной жизнью. Филемон представлял некую силу, которая не была - я. Я вел с ним воображаемые беседы, и он говорил вещи, которые мне бы не пришли в голову. Я отдавал себе отчет в том, что это говорит он, а не я. Он объяснил мне, что я не должен относиться к своим мыслям так, как будто я порождаю их... Именно он научил меня относиться к своей психике объективно, как к некоей реальности" (57, с.183-185).
Как видим, автономия комплексов отражена в тексте Юнга весьма конкретно, посредством подчеркивания самостоятельности действий и поступков фигур фантазии. Такие представления являются весьма древними, в различные эпохи автономные комплексы проецировались на всевозможных природных и сверхъестественных существ. Малодифференцированная психика первобытного человека, дабы сохранить свое равновесие, инстинктивно выносила вовне бессознательные комплексы и таким образом дистанцировалась от них.
Персонификация собственных бессознательных содержаний позволяет заключить душевный образ в рамки конкретного объекта или явления. Давая ему имя, мы амплифицируем, обогащаем и дополняем разрозненные аспекты эмоционально-чувственных комплексов. Облачив их в знаково-символическую форму, легче удержать в сознании все многообразие, тонкость и сложность проявлений бессознательного.
Взаимоотношения человека с миром в трактовке аналитической психологии суть отношения проективные. Мнения, суждения и интерпретации объектов (особенно неожиданные и необъяснимые) несут в себе значительный момент проекции бессознательных содержаний и интенций, осознанию и пониманию которых способствует аналитико-синтетическая работа в рамках свободного фантазирования, продуцирования ассоциаций и т.п. Даже обычные речевые штампы и идиоматические выражения ("осеннее настроение","пустой номер") могут указывать на депрессивную установку или чувство одиночества.
Для дальнейшего проникновения в суть бессознательных содержаний необходимо дать возможность персонифицированной сущности проявить себя. Точнее, не мешать бессознательному высказываться искренне и спонтанно (по-другому оно и не умеет). В технике активного воображения необходимо, сохраняя сознательный контроль над самим процессом, свести к минимуму цензуру сознания над активностью бессознательных содержаний. Это касается в первую очередь нравственных и моральных установок и норм, влияние которых способно заглушить и исказить голос бессознательного. Основными ценностями процесса активного воображения являются импульсивность, своеобразие, свобода выражения и безоценочность, а не социальная желательность, приемлемость или соответствие этическим стандартам.
Информация из бессознательного может прийти в виде внутренних ощущений, зрительных образов, спонтанных движений, мелодии или голоса. Подходящими формами работы являются рисование, лепка, свободные описания, сочинение рассказов или стихотворений. Главная задача - попытаться как можно лучше понять смысл того, что выражает бессознательная психика, безотносительно к оценке художественного или иного совершенства получаемых результатов.
Один из учеников Юнга, Р.А.Джонсон (16) предлагает 4-фазовый подход к процессу активного воображения, аналогичный технике работы со снами. Это постепенный, поэтапный путь в архетипическим мир внутренних образов. Первая фаза - это состояние отрешенности или опустошения эго. Необходимо "очистить" сознание от всех мыслей, образов и чувств, которые порождены внешними условиями, В удобном месте, где никто не помешает человеку и не станет его отвлекать, в максимально комфортной позе он забывает о всех актуальных проблемах и событиях и освобождается от рациональной мыслительной деятельности. При этом ощущения и мысли, пребывающие в бессознательном, недифференцированном состоянии, получают возможность оформиться в образы-персонификации.
Вторая фаза - приглашение бессознательного - заключается в проникновении фигур бессознательного в сферу эго. Воображая любые пейзажи, картины или сюжеты, можно инициировать этот процесс. Не нужно делать никаких специальных усилий -- достаточно позволить спонтанному образу "вплыть" в сознание и вступить с ним в доброжелательный диалог. Можно спросить у персонифицированных содержаний, что они собой представляют, откуда они пришли, чего хотят и т.п. Полезно установить, какие части внутреннего Я нашли свое воплощение в образах активного воображения, какие аспекты или интенции личности подавляются сознанием, не находят себе выхода или применения.
На третьей стадии происходит внедрение этических ценностей, отброшенных в первой и второй фазе. Сознание пытается заключить договор с отколовшимися комплексами, принимая на себя определенные обязательства. При этом важно достичь такого соглашения, в рамках которого основные ценности и характер личности остаются незыблемыми. Сознание готово вступить в диалог с архетипическими влияниями, но не позволяет им захватить контроль над психикой и поведением индивида. Влияние бессознательного не должно обернуться разрушительным смерчем в системе межличностных отношений или привычной деятельности. Таким образом происходит постепенное разрешение внутриличностных конфликтов, "очеловечивание" теневых сторон психики, интеграция автономных комплексов и, в конечном счете, - духовное развитие и рост.
Четвертая фаза - это ритуал. Как и в работе со снами, здесь недостаточно ограничиться интеллектуальной активностью - необходимы конкретные действия или поступки. Они не обязательно должны быть грандиозными или повлечь за собой масштабные изменения в системе привычной жизнедеятельности, но сделанные выводы или принятые решения нужно зафиксировать в поведении личности, а не только в ее мыслях.
Регулярные диалоги с "бессознательной психеей" раскрывают и актуализируют новые возможности и способности личности. Ранее связанная комплексами психическая энергия разблокируется и может быть употреблена на цели роста и развития. Взаимодействие сознания и бессознательного, сменившее их былой антагонизм, позволяет Самости как сущностному центру индивидуальности координировать различные аспекты процесса индивидуации, способствуя ощущению зрелости и внутренней силы. Активное воображение, как и работа со снами, в юнгианстве являются признанными способами содействия личностному росту и самотрансценденции.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (Active imagination; aktive Imagination) –
метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т.п.) с помощью определенной формы самовыражения.

Цель активного воображения – дать возможность услышать голоса тех аспектов личности (в особенности анимы/анимуса и тени), которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты – рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т.п. – не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания. Термин «активное воображение» был впервые использован Юнгом в 1935 году в его знаменитых Тавистокских лекциях, прочитанных в Лондонской клинике, для описания состояния воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit): свободной мечтательности, грез, фантазмов, сновидений наяву (ПТ, пар. 830). Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта.

Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность. Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию суждения. Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.

Активное воображение - одна из лучших практик самосовершенствования и самопознания. Это не что иное, как общение с различными частями нашего «Я», живущими в бессознательном. Можно интерпретировать это и так: с помощью активного воображения вы общаетесь со своими проекциями из других пространств. Данную практику можно рассматривать как разновидность медитации.

Существует несколько вариантов включения в активное воображение. Можно просто освободить ум, наблюдать за внутренним пространством и ожидать. Начинать работать с тем, что появится. Как писательница Э. Блайтон:

«На несколько минут я закрывала глаза и делала свой ум пустым и ждущим - и тогда... мои персонажи возникали перед моим внутренним взором. Я не знала, что именно кто-нибудь из них скажет или сделает. У меня была счастливая возможность: сочинять историю и одновременно ее читать. И я подумала: «Думай я хоть сто лет, я не смогла бы придумать такого». А потом подумала: «Хорошо, ну а кто же тогда все это придумал?» Российская писательница Дарья Донцова, автор нескольких десятков популярных романов, пользуется тем же способом: «Наверное, в ваших глазах я сейчас буду выглядеть психопаткой. На самом деле, передо мной просто несется картинка. Герои сами ссорятся, знакомятся, влюбляются. Я только записываю то, что вижу». Интуитивными людьми методики активного воображения успешно применялись в бизнесе и жизни. Есть упражнение «Внутренний локатор». Сразу опишу его в действии, и вы сами поймете принцип применения. «Пока Дебби слушала уверения спонсора о преимуществах сотрудничества с ним, внутренний локатор стал подавать сигналы опасности. Она не могла этого объяснить. Но она испытывала сверлящее чувство в желудке и видела образ черного ворона. При следующих встречах она услышала четкий голос: «Берегись! Берегись! Не работай с этим человеком, ты будешь иметь неприятности». Проект был заманчивый, она не могла отказаться от него только по указке внутреннего голоса, поэтому решила навести справки. Внутренний голос оказался прав». «Иногда я представляю себе, что сижу перед экраном компьютера. Я формулирую вопрос таким образом, чтобы на него можно было ответить словами «да» и «нет». Я задаю вопрос и жду. Иногда на экране появляется написанное слово, иногда цвет (зеленый - да, красный - нет). Иногда слово звучит как сигнал в голове. Если я не получаю четкого ответа, я повторяю попытку через несколько часов, иногда формулирую вопрос по-другому. Если полученный ответ не удовлетворяет и не соответствует желаемому, следует принять его. Если начнете переспрашивать, подсознательное даст вам то, что вы желаете услышать, но жизнь показывает, что только первый ответ является правильным и то при условии, что вы изначально настроены его принять». Один бизнесмен после семинара по развитию интуиции и воображения каждый рабочий день начинал с того, что записывал внутренние образы и ощущения, а затем давал их секретарше - напечатать. Секретарша смеялась над ним. Однажды он записал образ кролика, который спускался быстро на лыжах с горы, а затем начал медленное восхождение на более высокую гору. После этого перед его внутренним взором возникла рука с пятью растопыренными пальцами. По внутреннему ощущению он ассоциировал образ кролика с компанией по производству садового инвентаря, акции которой он собирался скупать. Спрос на акции был так велик, что он опоздал - акции были скуплены более расторопными компаниями, а концу дня их цена взлетела на 25 % от первоначальной. Тут он вспомнил, что кролик скатывался с горы вниз. Действительно, через некоторое время спрос на акции стал резко падать. Цена упала ниже первоначальной. Все потеряли интерес к акциям этой компании. Аналитики охарактеризовали положение компании как крах. Но тот бизнесмен, помня, что после спуска кролика он видел восхождение на более высокую гору, продолжал наблюдать за курсом акций.

Когда цена акций упала до цены пяти долларов, он вспомнил о пяти пальцах, увиденных в воображении вместе с кроликом, и начал постепенно скупать акции. На следующий день он разместил крупный заказ на покупку акций. Акции медленно начали расти. Он продолжал скупать акции. Через несколько месяцев цена акций достигла первоначальной и продолжала расти. В конечном итоге, когда он продал акции на новом пике их спроса, он завершил самую крупную сделку в своей жизни. Секретарша перестала смеяться.

Молодого человека уже несколько лет беспокоило хроническое воспаление колена. Колено очередной раз начало распухать. «Оно раздувалось как воздушный шар, и я ковылял на костылях. Я отправился к местному доктору, и он решил отправить меня в Гейнсвилл, медицинский центр при университете Флориды, где мне бы вырезали коленный сустав целиком, прокипятили его в течение 24 часов, потом заморозили на 30 дней и затем вставили обратно. Понятно, такие слова не придали мне энтузиазма. Я попросил антибиотиков для временного облегчения и сказал, что подумаю над этим.

Я вернулся домой. Двигаться было тяжело, и я лежал в постели. Колено распухло до размеров волейбольного мяча. Я не мог натянуть на него штаны. Я начал размышлять: я действительно верю в метод Сильва (одна из известных методик, использующих активное воображение. -А.Н.)?

Я вспомнил, как мне говорили о том, что белые кровяные клетки способны бороться с остеомиелитом. Начав с пальцев ног, мысленно созывал белые кровяные клетки, чтобы они двигались к колену. Я рекрутировал армию, воображая, как она движется к полю боя. Когда я собрал всю эту армию в правом бедре, то мысленно усадил своих воинов на белых коней, вооружил их белыми мечами и белыми щитами. Когда все собрались и были готовы, я скомандовал: «Вперед!» - и представил, как эти создания волнами бросились в зону болезни, размахивая мечами и убивая все плохие клетки. Плохие клетки я визуализировал тощими, не слишком эффективными. Я посылал волну за волной и действительно увлекся.

Потом у меня создалось впечатление, что мы все- таки не побеждаем, а просто удерживаем свои позиции

(выделено мной: очень важно отмечать сопротивления и неудачи, а не игнорировать их и не давить на них визуализацией. - А.Н.). Я подумал: «Что делает врач?» Он выскабливает. Поэтому я решил ввести в дело лазерный луч, точно такой, какой видел в «Звездных войнах». Я запрограммировал лазерный луч таким образом, чтобы он поражал только возбудителей болезни, не трогая белые кровяные клетки. Я повернул лазерный луч вниз и нацелился на инфицированный участок.

Я так увлекся этим, что ожидал боли в колене, когда направил на него лазерный луч, но боли не было (важно: человек хорошо отождествился с миром воображения. С помощью чисто позитивной волевой визуализации этого не добьешься - необходимо на некоторых этапах следовать за внутренними энергиями, даже если они негативные; не только создавать желаемое, но и принимать то, что есть. - А.Н.). Я поворачивал луч туда-сюда, обходя весь коленный сустав, совсем как делал бы это врач, выскабливая инфекцию. Потом я отключил луч. Я так устал от боли и усилий, что сразу же уснул (важно: уснул - вошел сразу же после работы в состояние доверия и неопределенности, способствовал квантовому переходу. Сама потребность уснуть являлась показателем правильно проведенной работы. - А.Н.). На следующее утро я проснулся и увидел, что на колене образовался гнойник размером в половину мячика для гольфа. К полудню того же дня он прорвался, и гной вытек. Колено продолжало идти на поправку. С тех пор проблем с коленом у меня не было». (Сильва Хозе, Стоун Роберт).

Парню повезло. Он обладал достаточной интуицией и хорошим воображением, чтобы самостоятельно понять и пройти те тонкости, которые я отметил. Большинству людей это надо объяснять. 7.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: