Интересные занятия с опытами в подготовительной группе. Конспект нод по экспериментированию в старше - подготовительной группе

Программные задачи:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку.

Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Материалы к занятию:

1. Игрушка с батарейкой.

2. Карточки к игре "Найди пару". (Ковер - пылесос, швейная машина - рваное платье, стиральная машина - грязный фартук, торт - миксер, колбаса - холодильник, волосы - фен, солнце - вентилятор) .

3. Карточки- схемы по правилам пользования электроприборами.

4. Обруч для игры "Все вместе".

5. Оборудование для опытов:

Воздушные шарики по количеству детей.

Расчески по количеству детей, полоски бумаги.

Шерстяной платок, шелковый фартук, пластмассовые шарики, линейки, перышки, пенопласт.

На подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта, шерстяная варежка.

Ход занятия:

Ребята, к вам в гости пришла ваша любимая игрушка. Давайте поиграем. Почему робот не двигается? Что случилось? (высказывания детей)

Вы правы нет батарейки.

Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)

Игрушка заработала! Почему?

Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей) .

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Ребята, а у нас в группе есть электричество?

Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки) .

Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)

А они помогают человеку? (Да)

Докажите мне это, используя эти карточки, подберите к ним соответствующие электроприборы.

Игра "Найди пару»

Почему ты взял эти карточки?

Какие ты карточки подобрал?

Объясни свой выбор.

Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.

Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да). Пойдемте в наш "Уголок безопасности" и вы мне докажете это.

Выберете карточки-схемы, которые относятся к электричеству.

1) Что означает эта карточка?

(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами) .

2) О чем предупреждает эта схема?

(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы) .

3) О чем говорит эта карточка?

(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы) .

Какое стихотворение мы знаем о розетке?

Гвоздик или пальчик

В розетку не вставлять

Электричество опасно

Это каждый должен знать.

При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

Дети читают стихи:

1. Ты запомни, юный друг:

Ток не любит мокрых рук.

Прежде чем прибор включать,

Надо руки вытирать!

2. Знай, любые провода

Поврежденные – беда!

Ведь они опасны слишком –

Замыкание, как вспышка!

3. Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя, тушите свет

И приборы тоже!

4. Если гости к вам пришли

Или навестил вас друг,

Перед тем, как с ним играть

Не забудьте выключить утюг!

5. Каждый знает, что утюг –

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Молодцы, ребята! Я вижу, вы умеете обращаться с электроприборами.

А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,

Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.

На чем бы вы хотели отправиться в это путешествие? (например, на ракете) .

Это наша ракета (на полу обруч) .

Нам надо всем вместе поместиться в нее.

Кто первый войдет в ракету? Приглашай следующего (ребенок приглашает: "Коля, я был бы рад видеть тебя в ракете" и т. д.) .

А вы меня с собой возьмете? Приглашайте меня. Давайте обнимемся и полетим (звучит музыка)

Вот мы и волшебной стране.

Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену) .

Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)

Он волшебный.

А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.

Как вы их сделали такими?

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся) .

Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.

Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)

Поднесите расческу к бумаге.

С бумагой что-то происходит? (нет) .

Как заставить бумагу притянутся к расческе?

Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах) .

Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы) .

Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась) .

Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная) .

Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах) .

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Это игровое электричество живет не только в волосах. Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линеечки. Прикоснитесь к перышкам.

Что вы видите? (лежат спокойно) .

Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. - Прикоснитесь шариками к пенопласту, а линеечками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли) .

Какие стали предметы? (Электрическими) .

Как они стали электрическими?

Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола) .

Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)

Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим) .

Чем удобнее натереть? (одеждой)

У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.

Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали) .

Почему они зашевелились?

Как стекло стало волшебным?

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.

Какие вы молодцы!

Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)

А почему мы их называем волшебными?

Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается) .

А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде) .

Вам понравилось играть с этим электричеством?

Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное) .

Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. А давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.

Как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)

Релаксационная пауза.

А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка).

Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Образовательные задачи:
Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.
Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы
Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи.
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:
Просмотр презентации «Зерновые культуры»
Экскурсия в хлебный магазин, замешивание соленого теста.

Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. индигридиенты, зерновые культуры сито..

Демонстрационный материал : Заготовка для кроссворда. Картинки полей с зерновыми культурами. Выставка мучных изделий Сахар, дрожжи. Пшеница, овёс-очищенный и не очищенный

Раздаточный материал: Плоская тарелка, лупа, ложка, кувшин с водой,2 салфетки. глубокие мисочки -комплект на 2 детей

Оборудование: Кофемолки(Ручная и электрическая)

Методы и приемы:
Словесные: беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, педагогическая оценка, инструкция.
Наглядные для рассматривания колоски.Хлебные зерновые культуры (зерна пшеницы, ячменя. риса, овса, кукурузы, ржи) , картинки.

Практические: элементарные опыты,

Ход занятия.
Организационный момент.

Я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.

В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М)
Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У)
В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К)
В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем на втором месте. (А)
– Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось!
(МУКА)

Также интересное занятие по экспериментированию для подготовительной группы:

– А для чего нужна мука?
Ответы: -Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье
– Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские,макаронные изделия.

Практическая часть
– предлагаю изучить свойства муки.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.

Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты : масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
– Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.

– Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
– Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь. Гречиха)
– Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон и др.), кондитерские … , макаронные изделия….

– У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
– Давайте сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и электрической кофемолок.
– Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)
– А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)

– А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.

Недаром в народе говорят:
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда.
Худой обед, коли хлеба нет.

Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность;

Воспитывать экологическую культуру;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы, игровые приемы

Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия

I часть: Вводная

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

II часть: Опыты

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультминутка: « К речке быстрой »
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой
(шагаем на месте )

И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Воспитатель предлагает детям речевую игру

«Вода – это…»

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
Приведем пример: «Для растений вода – это…»

«Для людей вода – это…» варианты ответов.

Итог занятия:

При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

Фокусы с водой:

В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

Конспект НОД по экспериментированию в старше - подготовительной группе.

Цели и задачи:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Учить договариваться между собой; Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению : перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода - это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода - это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей : Вода имеет твёрдое свойство.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Бывает - не бывает".
.Воздух бывает теплый? (Бывает).
. Воздух бывает чистый? (Бывает).
. Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
. Воздух бывает легкий? (Бывает).
. Воздух бывает грязный? (Бывает).
. Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
. Воздух бывает холодный? (Бывает).
. Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки) . Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду) . А где легче всего плавать? (Дети: в море ) . А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит) , абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

Опыт №4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( Дети: акварель ) . У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий) . Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый) .

Опыт №5 «Окрашивание воды»

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем) .
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый) . А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной) .

А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)

Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе» . Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.

Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода - одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

Воспитатель : Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода» .

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране . Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить : Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Сформировать понятие детей про необходимость длительных прогулок на свежем воздухе.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа : Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, просмотр мультфильмов «Фиксики».

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, краски, бумага, крышки от бутылок, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия:

В: Давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

В: -Посмотрите, я сделала самодельные весы из линейки. полоска посередине указывает, где держать весы. Взвесим два ненадутых шарика.

В: весы ровно располагаются, значит вес ненадутых шариков одинаковый. Один из шариков надуваем. Что изменилось?

Почему? Надутый шарик тяжелее пустого? Что внутри шарика надутого?

Вывод: Правильно. Значит воздух имеет вес.

Физминутка. «Мыльные пузыри» У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Неприятно дышать »

В: - Посмотрите, ребята, перед вами еще один полиэтиленовый мешочек. Я предлагаю вам подуть в него. А теперь прижмите его к щекам и подышите в мешочек. Расскажите, что вы почувствовали? Почему дышать стало неприятно, трудно? (ответы) .

В: Кончился ли в мешке воздух, кислород? Для дыхания кислород необходим. Наша планета Земля обладает большим богатством. Как вы думаете, каким? (ответы) .

В: Конечно воздух - большое богатство нашей планеты Земля. Человеку и всем живым существам на Земле остро необходим Воздух. И не просто воздух, а чистый, свежий, насыщенный кислородом. Вот мы пойдем на улицу, на прогулку и запасемся этим богатством. Как вы думаете, зачем нужно гулять? Почему даже самых маленьких, новорожденных ребят вывозят на прогулку? Зачем человеку прогулки на свежем воздухе? (ответы) .

Опыт №6 Кляксография. «Воздухом можно рисовать!»

В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

Игра «волшебный шарик». Подведение итогов.

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все молодцы, хорошо поработали, были внимательными и активными.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: