Как человек принимает решение. Как человек принимает решения

Люди принимают решения двумя способами. Первый - путь размышления. Мы рассматриваем несколько возможностей с разных сторон, взвешиваем все обстоятельства и принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу Реальности. Второй путь обходится без сознательного мышления. Если бы нам пришлось думать о каждой мелочи, которую нам приходится делать в течение дня, мы утонули бы в болоте нерешительности. Если бы, нажимая на кнопки или клавиши, нам нужно было каждый раз размышлять над тем, каким пальцем это лучше сделать, подобное занятие превратилось бы в такую же долгую и мучительную процедуру, как одевание маленьких детей. К счастью, мозг умеет принимать решения без сознательного обдумывания с нашей стороны.

Данные, предоставленные КТ-сканером, планируется интерпретировать всего за несколько секунд. Если в компьютерной программе сообщается, что участник эксперимента неосознанно намеревается нажимать кнопку левой рукой, Хейнс попросит человека воспользоваться правом.

Если окажется, что «свободная воля», решаемая мозгом, уже не может измениться, последствия для науки, а также для философии окажутся значительными. Исследователи-исследователи мозга становятся все более успешными. Команда исследователей из Беркли, Калифорния, во главе с доктором Джек Галлант, он знает, как читать простейшие мысли. Участники эксперимента показали фотографии со сценами из повседневной жизни, изображающими дома, сады и ландшафты. В то время резонансно-магнитный томограф проанализировал мозговую активность этих людей, в то время как компьютер нашел информацию о структуре электрической активности, созданной, например, в саду или автомобиле.

Один из способов бессознательного принятия решений - нерассуждающий автоматизм, который мы называем привычкой. Привычки позволяют нам экономить психическую энергию, когда мы имеем дело с простыми повседневными ситуациями, не вызывающими никакого напряжения Ид. Встречаются люди, которым приходится обдумывать и прорабатывать каждое пустяковое действие - то, что большинство из нас делает по привычке; как мы увидим ниже на примере Анны Кейо, у таких людей возникает множество мелких забот, поглощающих все их время и энергию, не оставляя времени на эффективное выполнение обычных обязанностей. Исследования показывают, что обычные действия вроде нажатия кнопок или мытья рук, не имеющие для обычного человека сколько-нибудь существенного эмоционального значения, для таких людей приобретают особый смысл. Их либидо и мортидо слишком сильно смещены на тривиальные вещи, и многие представления теряют ясность и определенность. Поскольку привычка срабатывает лишь в слабо заряженных эмоциями ситуациях, предполагающих наличие совершенно четких образов, таким «одержимым» индивидам трудно делать что-либо по привычке. Некоторые части окружающего их мира становятся чрезмерно «либидизированными» и «мортидизированными».

Затем фотографии были снова показаны, и в девяти случаях десять «машин» смогли определить изображение проверяемого лица. Таким образом, можно создать способ создания гораздо более совершенной «машины для чтения», возможно, даже для доступа к чисто психическим явлениям, таким как фантазии и мечты.

Принятие решений является одним из ключевых элементов счастливой жизни. Это касается многих людей с большим трудом, особенно когда речь идет о рисках и изменениях. С одной стороны, каждое решение расстается, потому что оно включает отрезание от других возможностей и выбор одного, а не другого, а с другой стороны, того, кто не принимает решения, просто блокирует его развитие.

Бессознательной силой для принятия решения в более эмоциональных ситуациях обеспечивает нас само Ид. Сила эта основывается на установках, которые мы приобретаем в раннем детстве от родителей и других людей, чью любовь мы ценим и очень боимся потерять. Выйдя из младенческого возраста, человек приобретает способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие, по его предположениям, пожеланиям близких людей.

Теодор Рузвельд однажды сказал. Гораздо лучше осмелиться достичь великих целей, добиться больших успехов, даже если на пути к этому мы потерпим много поражений, чем поставить себя в серию не очень многих людей. Люди, которые никогда не испытывают большой радости или больших неудач, потому что они живут в серой зоне, где нет ни неудач, ни побед.

Поток однажды достиг, достигнув края большой пустыни. Он услышал голос и сказал: «Идите спокойно». Но поток боялся новых и неизвестных. Хотя он всегда хотел иметь много воды и красивой жизни, но он не хотел меняться и рисковать. Голос снова сказал: Если вы не посмеете сделать это, вы никогда не узнаете, на что вы способны. Просто верьте, что в новой ситуации вы справитесь.

Он как будто говорит себе: «Я должен поступить именно так, потому что так хотел бы мой отец, если бы был сейчас рядом со мной. Если я бы поступил иначе, то мог бы утратить его любовь - я знаю это с младенческого возраста».

Важно заметить, что человеку незачем проговаривать это, но его выбор оказывается в точности таким, как если бы он это сказал. Это позволяет принимать решения, не расходуя много времени и сил.

Поток решил продолжить, но он не чувствовал себя очень уверенно. Плавающие капли воды собираются в воздухе, преобразуясь. В конце концов, они создали облака, которые, движимые ветром, пролетели над пустыней. Облака бродили по дням и, наконец, дошли до огромного моря за пустыней.

Поток стал более красивым, чем он мог себе представить. В этой истории есть определенная мудрость о нашей жизни. Принятие решения. Риск следования за вашим сердцем, вашим желанием, вашей страстью и вашим «глубоким дыханием» означает, что, несмотря на ваш первоначальный страх, вы, наконец, находитесь в месте, где вы чувствуете себя намного лучше. Вы намного счастливее и имеете больше возможностей.

Естественно, у детей, которые росли без отца или чьи родители плохо выполняли свои роли, в этом аспекте развития происходят нарушения, что может приносить им в дальнейшей жизни немало проблем.

Этот бессознательный механизм, таким образом, включает в себя усвоенные с младенческого возраста уроки, как избежать утраты чьей-то любви. В детстве индивид узнает, как он «должен» себя вести, поскольку родители сердятся, когда он ведет себя не как «должен», и эти уроки «должного» поведения внедряются в психику столь глубоко, что становятся частью бессознательного Я. Некоторое дополнительное понимание «долженствования» приходит также в более позднем возрасте, то есть после того, как ребенку исполняется пять или шесть лет, но эта часть остается уже в сознании в форме того, что называют «совестью», и тоже играет свою роль в принятии человеком решений. «Бессознательная совесть», однако, представляет собой более важную проблему, чем «сознательная совесть», поскольку формируется раньше, коренится глубже, обладает большей силой, труднее поддается изменению и контролю и влияет на поведение человека без четкого осознания с его стороны, а часто даже вопреки его сознательной воле.

Ответьте на вопрос: хотите ли вы быть тем, кем вы являетесь? Вы хотите продолжать расти и менять свою жизнь к лучшему? Не отказывайтесь от своих мечтаний и видения возможного, лучшего будущего. Вы можете либо остановиться в нынешней зоне комфорта, либо выбрать шанс для более богатого будущего. Решение также не является решением. Состояние нерешительности может потреблять много энергии. Не откладывайте решение позже. Практикуйте свои «мышцы принятия решений». Когда у вас возникнет проблема с вашим решением, подумайте о том, какое решение вы бы приняли на своем месте для человека, который является вашим авторитетом.

Когда индивид взрослеет, его родители, разумеется, уже не стоят рядом с ним, чтобы наказать его, если он поступает не так, как, по их мнению, должен, но их мощные, сильно заряженные эмоциями образы остаются в бессознательном, а это не менее действенно, поскольку индивид всегда действует в соответствии со своими образами, а не в соответствии с реалиями. То, что этим представлениям о должном двадцать или сорок лет, никакого значения не имеет, потому что они бессознательны, а бессознательное, как мы знаем, не стареет, и образы его пропитаны ощущением бессмертия. Что же касается непосредственно наказания за проступок, то и здесь родители не нужны. Их функцию берет на себя собственное Ид индивида.

Если вы христианин, вы можете спросить себя: что сделал бы Иисус в этой ситуации? Вы также можете использовать проверенные методы принятия решений. Давайте посмотрим на этот пример: у вас есть предложение о работе. Не уверен, хотите ли вы изменить текущий. Чтобы принять правильное решение, вы можете взять чистый лист бумаги и ответить на него в письменной форме: 4 вопроса.

  • Каковы преимущества новой работы?
  • Каковы недостатки запуска новой работы?
  • Каковы плюсы отсутствия новой работы?
  • Каковы недостатки того, что вы не занимаетесь новой работой?
Ответ на эти вопросы даст вам четкую картину ситуации. Этот метод иногда лучше и эффективнее простого разделения страницы на две строки. Все, что вам нужно сделать, это написать «плюсы новой работы» слева и «минус новое задание» справа.

Как либидо отчасти обращено на самого индивида, проявляясь самоуважением, самолюбованием и самозащитой, так и мортидо направлено внутрь энергией самобичевания. Когда человек делает что-то несовместимое с поведением, усвоенным в младенческом возрасте как должное, часть его мортидо зажигает в сознании порицающие образы отсутствующих родителей. Чувство, возникающее, когда мы делаем то, что делать не должны, называют чувством «вины». Даже если индивид не сознает своей вины, неудовлетворенное напряжение внутренне направленного мортидо, вызываемое «греховным» поступком, проявляется как «потребность в наказании». Чувство вины и потребность в наказании означают, что бессознательные и сознательные образы родителей или лиц, их заменяющих, активизируются, грозя наказать его, как это делали в далеком прошлом реальные люди. Пока эта потребность в наказании не удовлетворена, она продолжает существовать, и напряжение может накапливаться годами, побуждая человека снова и снова навлекать на себя неприятности в стремлении получить облегчение. По этой причине направленной внутрь разрушительной энергией необходимо управлять, иначе, как и другие формы энергии Ид, она может зайти слишком далеко, если Эго вовремя не остановит ее. Потребность в наказании может довести индивида до большой беды посредством «забывчивости» или «небрежности».

Помните, что когда вы принимаете решение, вы решаете свою судьбу! Поэтому будьте мужественны и мудры. Сегодня мы рассмотрим тему тяжелой и очень деликатной. В то же время это тема, которая стоит того, чтобы понять ее, и чье лучшее распознавание может когда-нибудь спасти вашу жизнь или кого-то рядом с вами.

Около 1% людей в мире умирают от самоубийства. Он уходит так же, как каждый тридцатый человек, страдающий депрессией, но причины самоубийства могут быть разными - эмоциональными, финансовыми, даже социальными. Один из моих школьных друзей покончил жизнь самоубийством на втором курсе.

Как мы видим, напряжения Ид - штука несколько более сложная, чем мы предполагали вначале. Есть напряжения либидо, направленные вовне и вовнутрь, и есть напряжения мортидо, направленные вовне и вовнутрь. Все четыре группы напряжений требуют удовлетворения, и Эго должно держать их все под контролем. Одна из важнейших и труднейших задач Эго - следить за тем, чтобы удовлетворение любого из трех других напряжений не приводило к увеличению напряжения внутренне ориентированного мортидо. Иными словами, чувство «вины» может вызвать большее напряжение, чем заслуживает поступок, вызвавший это чувство, и некоторые люди способны самобичеванием довести себя до катастрофы, терзаясь чувством вины за банальный проступок.

Среди моих клиентов - люди с таким опытом - или те, которые пострадали от самоубийства. Тем более стоит взглянуть на эту тему. Прежде чем мы дойдем до сути, короткое замечание. В этой статье мы сосредоточимся на традиционно понятном самоубийстве. Эвтаназия по требованию - самоубийство хронически больных людей, чтобы избежать страданий или прогрессирующего дегенерации функционирования, например, из-за слабоумия, является темой, которая заслуживает отдельного вступления.

Основной вопрос, который стоит совершить самоубийство, в то же время очень деликатный. Слишком легко, открутив один проблематичный миф, переместите маятник на другую сторону и создайте новый, столь же злой. Что-нибудь, давайте попробуем его укусить. Не то, чтобы попытки самоубийства были слабыми.

Бессознательные образы родителей и их преемников, олицетворяющие уроки, полученные человеком на самых ранних этапах жизни, заряжены энергией мортидо и отчасти либидо, отщепленной от остального Ид. Эта система, помогающая человеку определять свое поведение, получила название Суперэго. Вопрос вины и потребности в наказании сложен, поскольку эти вещи связаны с рядом элементов, участвующих в процессе принятия решений. Первый из этих элементов - вышеупомянутое Суперэго. Другим является Идеал Эго, состоящий из сложившихся у индивида сознательных и бессознательных образов того, каким он хотел бы быть, образов, сформированных по образам тех людей, кем он восхищается, с кем идентифицирует себя, кому хочет подражать и кто обладает теми качествами, которые ему видятся идеальными. Есть также сознательное представление о том, что хорошо и что плохо, позаимствованное главным образом от религиозных наставников, школьных учителей и из других авторитетных источников. Этот третий элемент как раз и есть то, что обычно называют «совестью».

Этот подход - очень вредный миф. С одной стороны, он обвиняет жертв, людей уже в сложной ситуации, добавляя к ним вредную метку. А с другой стороны, это вредит людям, которые рискуют самоубийством, но считают себя сильными. Он дает им ложное чувство безопасности и останавливает их, даже от стыда, от помощи.

В то же время, это не то, что попытки самоубийства сильны. Это другая сторона монеты. Прославление суицида, показывающее его как признак силы, возможно, даже самой высокой возможной силы - власти принять решение о вашей жизни. В самоубийстве нет никакой силы, никакой слабости. Изучение этого в этих критериях является ошибкой.

Эти три элемента самые важные. Для простоты мы объединим их под общим именем Суперэго.

Поскольку одним из первых уроков «исполнения долга» в жизни ребенка является «должное» управление кишечником, период освоения этой процедуры играет важную роль в формировании Суперэго. Это хороший пример твердо установленной, но довольно сложной связи между кишечником и мортидо, с которой мы еще столкнемся ниже.

Прежде всего, потому что попытки самоубийства в случае подавляющего большинства людей являются импульсами момента. Момент сильного мышления. Мы теряем точку зрения, что мы убиваем не только себя сегодня, но и самих себя в будущем, которые могли бы чувствовать себя лучше и которые мы лишаем такого шанса.

Если в этот момент у потенциальных самоубийств нет инструментов для совершения этого акта, они не только сдадутся, но и больше никогда не предпримут попыток. Кроме того, большинство людей, совершивших неудачную попытку самоубийства, никогда больше не предпринимают попыток. Поэтому ограничение возможности использования методов быстрого самоубийства дает хорошие результаты для уменьшения общего количества испытаний. Такие эффекты были среди других. Антикоррупционная защита популярных мест самоубийства, таких как Мост Золотых Ворот Сан-Франциско.

Следует иметь в виду, что та часть мортидо, что заключена в Суперэго, представляет собой некоторую долю, отщепленную от остального Ид и способную в большей или меньшей степени противостоять Ид. Таким образом, Эго в конечном счете приходится иметь дело с тремя энергетическими системами, которые оно должно принимать во внимание, прежде чем приступать к действию: желания Ид, реалии внешнего мира и Суперэго.

По этой причине владение огнестрельным оружием является серьезной угрозой для владельца, увеличивая риск смерти от самоубийства три раза. Конечно, можно утверждать, что если кто-то хочет покончить жизнь самоубийством, он всегда сможет это сделать, даже если он должен умереть. Также люди долго и тщательно планируют такой шаг, принимая соответствующую подготовку. Однако такие решительные и так запланированные люди являются решающим меньшинством самоубийств.

Вот почему так важно не смотреть на самоубийство с точки зрения силы или слабости. Это временное мышление, которое может охватить всех - поэтому важно знать риски и противодействовать им. Вышеупомянутые факторы, упомянутые выше. Как общество мы можем противостоять им соответствующими городскими и юридическими решениями, сокращая доступ к инструментам простого самоубийства.

Итак, решения могут приниматься человеком сознательно или бессознательно. Сознательные решения, как нам хотелось бы думать, регулируются Принципом Реальности и сознательной совестью. Бессознательные решения, если они связаны с действиями, несущими малую эмоциональную нагрузку, могут приниматься по привычке, что экономит энергию. В большинстве ситуаций решения зависят от исхода конфликта между бессознательными силами Суперэго и Ид. Если решение принимается без осознания реальных сил, стоящих за ним, человек старается найти ему оправдания, убеждая себя и других, что действовал в соответствии с реалиями ситуации. Это называют «рациональным обоснованием» решения.

Второй фактор - это психическое состояние. Существует ряд психологических проблем, которые повышают риск попытки самоубийства. Депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, расстройства личности или злоупотребление психоактивными веществами, такие как алкоголь или бензодиазепины, все увеличивают риск таких испытаний. Вот почему так важно получить помощь в случае таких проблем, найти подходящего терапевта и начать работать над собой.

Психическое состояние - это не только вопрос психологических проблем, но и проблемы жизни, которые могут перерасти в суицидальные тенденции. Финансовые проблемы, особенно связанные с внезапной потерей социального положения и отсутствием перспективы его восстановления. Проблемы в отношениях, особенно с внезапным прекращением отношений и отсутствием перспектив для создания нового. Все эти ситуации являются факторами риска для попыток самоубийства. Поэтому очень важно найти помощь в таких ситуациях, будь то в форме терапии, поддержки групп или просто поддерживать близких и друзей.

Есть два способа принимать решение. Первый из них состоит в обдумывании. Мы рассматриваем ту или иную возможность, взвешиваем все обстоятельства и принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу Реальности. Второй способ обходится без сознательного обдумывания. Если бы нам пришлось думать о каждой мелочи, которую мы делаем в течение дня, то нерешительность обратила бы нашу жизнь в сплошную суматоху. Представьте себе, что нам пришлось бы каждый раз, нажимая кнопку, задумываться над тем, каким пальцем ее нажать; тогда это превратилось бы в столь же длительную процедуру, как одевание у малышей. Поэтому мозг располагает способами принимать за нас решения без ведома нашего сознания.

В то время в Польше был иронический лозунг «Серийный самоубийство». В свете того, что мы знаем о самоубийстве, лозунг имеет в нем гораздо больше правды, чем мы могли себе представить. Большинство людей, даже когда они находятся в трудной ситуации, самоубийство никогда не придет на ум как форма его решения. Они просто не вписываются в стандартный диапазон решений, которые они анализируют. И наш мозг любит такие стандартные наборы и редко уходит с их пути. Если когда-либо - это обычно требует сознательных, сознательных усилий.

Чем больше внимания мы уделяем самоубийству, даже не в контексте наших собственных, тем более разумным, по-видимому, является решение проблем. В свете этого «серийного самоубийства» не только понятно, но и вполне очевидное явление. Вот почему, в ситуации самоубийства или попытки самоубийства, всю среду этого человека следует заботиться и контролировать. Среди людей, которые потеряли близкого человека, такого как родитель, в результате самоубийства, особенно стоит следить за этими людьми, когда они становятся более настроенными в возрасте, в котором они совершили самоубийство во время акта.

Один из способов бессознательного принятия решений – автоматическая экономия мышления, называемая привычкой, – экономит усилия при обращении с простыми повседневными ситуациями, не вызывающими напряжений Ид. Встречаются люди, и в самом деле вынужденные обдумывать и разрабатывать каждый пустяк, который большинство из нас делает по привычке; как мы увидим дальше на примере Энн Кейо, у таких людей возникает множество забот, поглощающих все их время и энергию, так что у них почти не остается времени заняться всерьез обычными делами. Как показали исследования, обычные действия вроде нажатия кнопки или мытья рук, не имеющие для обычного человека какого-либо эмоционального смысла, приобретают у таких людей особое значение. Их либидо и мортидо слишком смещено на тривиальные предметы и делает слишком многие образы неясными. Поскольку привычка работает лишь в ненапряженных ситуациях с отчетливыми образами, у таких одержимых как раз поступки, связанные с привычкой, вызывают трудности. Разные части окружающего мира чрезмерно привлекают их либидо и мортидо.

Для принятия решения в более эмоциональных ситуациях само Ид доставляет нам бессознательную силу. Сила эта основана на эмоциональных установках, заимствуемых в раннем детстве у родителей и других лиц, любовь которых мы ценим и боимся потерять. Выйдя из младенческого возраста, люди приобретают способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие, как они полагают, воображаемым пожеланиям этих близких людей в данных условиях. Они ведут себя, как будто они говорят себе что-нибудь вроде следующего: "Я должен поступить таким образом, потому что этого потребовал бы мой отец, будь он сейчас рядом со мной. Если я поступлю не так, он нахмурит брови, как это бывало в детстве".

Важно заметить, что человеку вовсе незачем говорить себе эти вещи; результат получается, однако, в точности такой, как если бы он их себе сказал. Таким путем сберегаются время и энергия, необходимые для принятия решений.

У детей, воспитанных без отца или родителями, плохо исполнявшими свою роль, эта часть их развития оказывается нарушенной, что может причинить им в дальнейшей жизни возрастающие огорчения и трудности.

В состав родительских влияний входят усвоенные с детства уроки, как сохранять любовь других людей. В раннем детстве индивид усваивает, как он "должен" себя вести, поскольку родители порицают его, когда он поступает не так, как должен поступать, по их мнению; и это чувство "должного" внедряется столь глубоко, что становится частью психической структуры человека. В более позднем возрасте (то есть после пяти-шести лет) также усваивается нечто должное, теперь уже остающееся в сознании в виде так называемой совести и также играющее роль в принятии решений. Более ранняя подсознательная совесть, однако, важнее сознательной совести, поскольку она образуется раньше, укореняется глубже, имеет большую силу, труднее поддается изменению и контролю и влияет на поведение человека без его отчетливого понимания, а часто вопреки его воле.

Когда индивид вырастает, его родители уже не стоят рядом с ним, готовые наказать его за отступления от должного поведения; но их могущественные, тяжело нагруженные эмоциями образы остаются в его психике, а это не менее действенно, поскольку индивид будет всегда поступать в соответствии со своими образами, а не с реальным окружением. Неважно, что этим образам должного двадцать или сорок лет, потому что они подсознательны, а подсознательное, как мы знаем, никогда не стареет, и образы его пропитаны ощущением бессмертия, сохраняющим их молодыми и свежими. Что касается наказания в случае проступка, то и оно обходится без участия родителей. Об этом заботится его собственное Ид.

Точно так же, как часть либидо обращается на самого индивида, внушая ему уважение к себе, так и часть его мортидо обращается внутрь, доставляя энергию для собственного наказания.

Если его поступок несовместим с поведением, усвоенным как должное в раннем детстве, эта часть его мортидо высвечивает перед ним порицающие образы родителей. Когда мы делаем что-нибудь, чего бы делать не должны, возникающая при этом реакция называется "виной". И если даже индивид не сознает этой вины, то неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо, возникающее от его безнравственности, проявляется в виде потребности в наказании. Вина и потребность в наказании означают, что образы родителей проявляют активность, угрожая ему наказанием приблизительно так же, как это делали его подлинные родители. Пока эта потребность в наказании не удовлетворена, она продолжает существовать; напряжение может накапливаться годами, а попытки снять его могут привести к тому, что человек будет снова и снова попадать в беду. Направленная внутрь разрушительная энергия должна быть поэтому устранена. Как и другие виды энергии Ид, она может зайти слишком далеко, если Эго не осознает, что происходит, и не остановит развитие процесса. В противном случае потребность в наказании может причинить индивиду неприятности, нередко проявляющиеся в "забывчивости" или "легкомыслии".

Как мы видим, напряжения Ид несколько сложнее, чем можно было подозревать вначале. Имеются напряжения либидо, направленного наружу, и напряжения либидо, направленного внутрь; напряжения мортидо, направленного наружу, и напряжения мортидо, направленного внутрь. Все четыре группы напряжений требуют удовлетворения, и обязанность Эго держать их все под контролем. Одна из важнейших и самых трудных задач Эго – следить за тем, чтобы направленное внутрь напряжение мортидо не возросло сверх меры вследствие удовлетворения какого-либо из остальных трех напряжений. Иными словами, "вина" может вызвать большее напряжение, чем было снято поступком, вызвавшим эту вину; некоторые люди, не умеющие контролировать свое чувство вины, способны безудержно наказывать себя за какой-нибудь банальный проступок.

Бессознательные образы родителей и их преемников, воплощающие ранние уроки жизни, нагружены долей либидо и мортидо, отщепленной от остального Ид. Эта система, участвующая в принятии решений, носит название Суперэго. Вопрос о вине и потребности наказания сложен, поскольку явления эти связаны с рядом элементов, участвующих в принятии решений. Первый из них – только что описанное Суперэго. Второй – это Идеал Эго, состоящий из сложившихся у индивида сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества. Далее, у индивида есть еще сознательный образ того, что хорошо и что плохо, полученный главным образом от его религиозных наставников, школьных учителей и других авторитетов; эти авторитеты и формируют то, что обычно называется совестью.

Для простоты мы объединим все эти три элемента под общим именем Суперэго.

Одна из первых вещей, на которых ребенок учится выполнять свой долг, – это правильное управление кишечником; поэтому период тренировки кишечника играет важную роль в формировании Суперэго. Это хороший пример твердо установленной, но довольно сложной связи между кишечником и мортидо, с которой мы еще встретимся ниже.

Следует иметь в виду, что мортидо, заключенное в Суперэго, есть некоторая доля, отщепленная от остального Ид и способная выступать в большей или меньшей степени в качестве противника Ид. Итак, в конечном счете Эго встречается с тремя энергетическими системами, которые надо принимать в расчет перед действием: это желания Ид, реальность внешнего мира и Суперэго.

Как мы видим, решения человека могут приниматься сознательно или подсознательно. Сознательные решения, как нам хотелось бы думать, регулируются Принципом Реальности и сознательной совестью. Подсознательные решения в случае действий небольшого эмоционального значения могут быть упрощены привычкой, чем достигается также сбережение энергии. В большей части эмоциональных ситуаций решения зависят от исхода конфликта между подсознательными силами Суперэго и Ид. Решение принимается без ведома индивида, не знающего стоящих за этим решением подлинных сил; когда оно уже принято, индивид берет на себя задачу найти для него оправдание, убедив себя и других, что оно принято в соответствии с реальной ситуацией. Этот процесс называется "рационализацией".

Еще по теме 9. Как человек принимает решение?:

  1. Человек принимает решение изменить свое поведение, стать другим
  2. На основе своего нового опыта человек принимает решение стать другим, личностью другого типа. Болезнь словно дает ему разрешение измениться.
  3. Большинство из нас склонно считать, что мы такие, потому что «уж такие мы есть». Но когда человек осознает, что когда-то им был сделан определенный выбор, он обретает способность принимать новые решения. 2. На человека обрушиваются драматические события, вызывающие у него стресс.
  4. САМООЦЕНКА В духовном плане самообладание не означает умения все делать идеально или все контролировать; скорее, это умение человека принимать собственные решения спокойно и ответственно, независимо от того, отвечают ли они его потребностям.
  5. Я напоминаю тебе, что характеристики и поступки, описанные в этой главе, имеют место только в том случае, если человек принимает решение носить маску ригидного, надеясь таким способом избежать страданий от несправедливости.В зависимости от глубины травмы, эта маска может надеваться либо изредка и ненадолго, либо очень часто.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: