У каждой ошибки есть фамилия. "У каждой проблемы есть свои фамилия, имя и отчество" Л.Берия

Фраза "Каждая авария имеет фамилию, имя и отчества" может быть справедлива только в том случае, если предполагается, что аварийность вообще - это нечто чужеродное и искоренимое в принципе. То есть предполагается, что "нормальное состояние" - это "нулевая аварийность", а вот злонамеренные действия неких лиц привели к совершению противоестественного.

На деле, как мы понимаем, что это не так. Если мы не совсем башкой ёбнутые фанатики, то понятно, что способность чего-то ломаться, портиться, взрывться и сходить с рельс - прописана как важная составляющая этого мира, "аварийности" как таковая существовала, существует и будет существовать вне зависимости от наших усилий, и, тем более, преследования отдельных лиц и назначение их козлами отпущения с заклеймением конкретных имён, фамилий и отчеств.

Грубо говоря, мы можем каждый раз после прошедшего урагана, разрушевшего домик найти и наказать проектировавшего дом инженера и впаять ему лет 10 с конфискацией за то, что он не предусмотрел устойчивость от землятрясений в 9 баллов, от наводнения с затоплением по третий этаж и выдержать напор верта какого на нашей планете ещё не наблюдали. У аварии будет назначено имя, фамилия и отчество, но проблему это никак не решит. Ураганы, землетрясения и прочие прелести будут происходить, листы крыши, как их не проектируй, будут улетать, а приземлится ли на голову гражданину или просто ёбнется на землю без последствий - результат чистой случайности и теорвера, а не качества проектирования и строительства. Наказания за каждую аварию и обязательные посадки, которых неизменно требуют, не приведут к снижению аварийности, а лишь будут политикой бессмысленного терррора, имеющего смыслом именно политический террор, а не "борьбу за снижение аварийности", ибо к нему никаким боком. Сами попытки искоренить аварийность в ноль примерно из серии "Остановите планету, я выйду!". Идеалистическая маниловщина в лучшем случае.

Нет, нельзя сказать, что борьба с аварийностью не нужна. Далеко не каждая авария предопределена онтологией мира, и конкретный уровень аварийности в какой-то момент может превышать так-зять "естественный уровень", причём намного. И тогда драконовские меры борьбы с назначением имён каждой аварии вполне допустим как метод. Понятно так же, что большинство пострадавших от репрессий в ходе борьбы "с повышенной аварийностью" - чисто назначенные жертвы борьбы за всё хорошее. Но если метод работает, снизить аварийность до некой приемлимой и "естественной" нормы удалось, то и хорошо. Но, повторю, что сама концепция "Накажем кого ни попадя чтоб жизнь мёдом не казалась" работает лишь до определённого уровня. Если явление принципиально неистребимо, то продолжение сего метода всегда и везде, даже уже по достижении оптимума - не только бесполезно, но и наносит вреда гораздо больше, чем пользы.

Не обязательно говорить только про аварийность. Можно про преступность или уровень потребления алкоголя, допустим. Ровно так же. Если преступность предопределена физикой этого мира и социальными законами, то изводить её в ноль - популистическое безумие. Есть некий "естественный уровень преступности", к которому и есть задача свести существующую по факту преступность. Да, допустим, после войны, когда на руках у населения оружия на всю армию Вермахта в количестве, а граждане ходят отмороженные, которые привыкли и без особого повода людей мочить не задумываясь душевно, то драконовские методы вплоть до бессудных расстрелов на месте и правых, и виноватых, для того чтоб привести в берега - вполне себе метод. При этом надо понимать, что, собственно, конкретно вот этот гражданин, заваленный из пулемёта в ходе тотальных зачисток - ровно такая же жертва, а вовсе не источник преступности. И в другое время, в другом месте он был бы или оправдан, или вообще мог быть признан потерпевшим. То есть не является априорным преступником, который должен быть уничтожен в любом случае. Типичная жертва "Накажем всех кого ни попадя за что-нибудь, авось другим неповадно будет".

Это именно "жертва момента", а не "априорный преступник". И в другое время, в другом месте, не в 1947-ом годе, а в 1970-ом такие методы тупо недопустимы. Они вредны. Преступность-то остаётся, но введённая в "естественные берега". И тут нужны другие методы. Направленные на удержание именно в этих берегах, а не "карать кого ни попадя неважно за что". Хуйня же заключается в том, что никто никогда не считал размера этих "естественных берегов" хоть аварийности, хоть преступности, хоть потребления алкоголя. Более того - никто никогда не ориентировал аппарат направленный на поддержание допустимого уровня естественного порока именно на соблюдение баланса. Грубо говоря, "эскадроны смерти", призванные привести преступность в естественные берега не умеют ничего, кроме бессудных расстрелов, вне зависимости от уровня уместности сиих мер и окружающей обстановки. Если "эскадроны смерти" повывели всю преступность до некоего минимума, то они тупо не могут остановится. Они сами становятся источником продуцирования преступности. Теперь не какие-то асоциалы грабят старушек, а "эскадронеры" катаются по улице поливая из пулемётов окрестности, моча этих старушек гораздо больше, чем все злые преступники в самый разгул криминального беспредела.

Но, повторю, никто этого всего из ратующих за "жосские меры по отношению к" не понимает в принципе. Они требуют посадок, расстрелов, "черезвычайных мер" невзирая на "А надо ли?" и "А не соответствует ли существующий уровень "нормальному?". Может, не стоит расстреливать за колосок-то, э?

Ну хорошо, допустим, что в 90-ые уровень потребления алкоголя достиг запредельных величин, перейдя всякие разумные пределы и "Надо что-то делать!". Тогда и правда были вполне допустимы методы "Мочи всех без разбору, там разберёмся!". Причём, хочу заметить, что методы-то возможны самые разнообразные. Например, просто добавлять крысиный яд в водку. Глядишь, избыточные асоциалы повымирают в корчах - вот и общий уровень потребления снизится, остальные - убоятся. Профит же! Собственно, именно так и делали во много. Чего людишек-то жалеть, правда?

Однако у нас уже не 90-ые. Созданы вполне себе механизмы альтернативные для тех, кто водку не хочет или хочет по праздникам раз в год. Асоциалы введены в берега естественного. Порок введён в естественное русло. То, что люди пили, пьют и будут пить - ни у кого сомнений нет. И даже у самых радикалов нет иллюзий на тему, что им удасться показать последнего алкоголика по телевизеру перед тем как его публично расстрелять. Однако методы остались те же - людей целенаправленно убивают. Фактически "ни за шо". За то, что захотел на день рождения выпить бутылочку. Последовательные меры направлены не на то, чтоб гражданин мог удовлетворить свою естественную потребность наиболее цивилизованным и достойным образом, а целенаправленно заставляют его идти покупать бухло из-под полы. Где добрые ревнители народной нравственности уже заботливо крысиного яду подложили и хихикают. Ну а после того, как очередной десяток-другой вполне добропорядочных граждан крякнет от суррогата, купленного в аптеке или у дельцов по инторнету, эти козлы состроят скорбную мину и скажут: "Вот, а мы же говорили!". И это будет поводом для последующего закручивания гаек и ещё большей смертности.

Надо понимать, что профессиональные борцы за всё хорошее, все эти "народные трезвенники", "эскадроны смерти" и прочие "любители называний аварий по имени, фамилии и отчеству" вовсе не за Щасте Народное борются. Это уже давно деятели принявшие принцип "война кормит войну" и цель - громождение трупов под звонкие и пустые лозунги без всякой цели, кроме существования этих деятелей с зарплатой богатой. И если уж говорить начистоту, то в первую очередь, если какой порок и надо извести в ноль не гнушаясь расстрелов - так это вот этих профессиональных борцов за всё хорошее. Это-то как раз в отличие от преступности или аварийности - вполне возможно. И давно пора. Они, суки, заебали уже.


У каждой проблемы всегда есть имя, фамилия и отчество

Автор: Алёна Кузнецова

Управляющий директор консалтинговой фирмы Hay Group С. Дж. Болстер пришёл к выводу, что сегодня в бизнесе не нужны эгоцентричные лидеры (от лат. ego - я). На смену им пришли альтроцентрики (от лат. аlter - другой). Другими словами, сейчас в цене люди, которые держат свое эго под контролем и считают себя составной частью большого целого. Вы с этим согласны?

– Я думаю, что наши мнения с Дж. Болстером расходятся. И при этом я не могу сказать, что он не прав. Бизнес - очень изменчивая среда, чтобы делать вывод о том, какие люди в нем уживаются. Можно и сейчас построить успешный бизнес эгоцентричному лидеру. Например, Ричард Брэнсон. О его пари ходят легенды (приехать с макияжем или голышом, подумаешь…).

Так, возможность привлечь к себе внимание этот человек никогда не упустит, и эти качества вовсе не помешали ему построить крупный бизнес. Есть и примеры альтроцентриков, в их ряды входит большая часть известных политических лидеров, вот тут-то речь и о составной части большого целого. Может быть много последствий в случае несдержанного эго.

 В чём могут быть преимущества такого альтроцентрика перед конкурентами?

– Отличительным преимуществом альтроцентрика является умение проявлять гибкость - очень ценный навык в наше время.

Вот хочется принять управленческое решение, которое полностью совпадает с настроением такого руководителя, но, взяв себя в руки, немного поразмыслив и набросав небольшой мозговой штурм на бумаге, вывод напрашивается сам собой. Под этим я подразумеваю гибкость в регулировании вопросов бизнеса. А таких решений может быть и несколько за день, а ответственность колоссальная. А если передохнуть, сделать глубокий вдох, посоветоваться со своей командой (что не редкость для альтроцентрика-руководителя) и принять совместное решение, то тут результат не заставит себя долго ждать.

 Получается, что путь к высшим постам больше не начинается с одной только «корочки». Какими ещё качествами, умениями и навыками должен обладать хороший «топ»?

– Могу привести пример. Мне довелось в совсем юном возрасте работать с чудесным руководителем в Сбербанке. Мы очень долго присматривались друг к другу, и я многое почерпнула для себя. Первое качество любого топа - это умение слушать, не накидывать только свои мысли и решения, а заняться, так сказать, коллективным сбором информации и затем провести мозговой штурм для выявления более четких границ решения вопроса или идеи.

Второе качество - навык планирования. Обращали ли вы внимание на то, как хорошие руководители распределяют свое время? Как ценят каждую минуту и боятся ее упустить. Время - деньги, в кризис это очень актуально.

Ну и последнее, на мой взгляд, значимое качество крутого топа - это эмпатия. Способность реагировать на запросы не только своего коллектива, но и самого бизнеса. Возможность прочувствовать поток входящей информации и на ее основании составить прогноз, видеть идеи от своих подчиненных, а не только кивать головой и требовать отчеты в срок. Отчеты никуда не денутся, а вот нематериальная мотивация при эмпатии руководителя к подчиненному только вырастет. И все довольны. Такой вот расклад.

 Что ценнее для «топа»: быть классическим лидером или продуктивным командным игроком?

– Нельзя определить ценность, ставя выбор «одно из двух». И то, и другое крайне ценно. Классический лидер - это внутренний запал, а продуктивный командный игрок, скорее, накопил свои навыки опытом, знаниями и трудоспособностью непосредственно на месте работы. Командным игроком сложно родиться, в отличие от классического лидера, а вот стать им можно.

 Чем может обернуться для компании стремление эгоцентрика быть «самым умным в комнате»?

– Есть два организма в любом рабочем коллективе: руководящий состав и подчиненные.

Когда один организм начинает в большей степени тянуть на себя одеяло, то получается столкновение интересов, и потягателю приходится столкнуться с естественной защитной реакцией на его поступок. Это, между прочим, не только рабочий процесс.

Так возникает конфликт, а его последствия, как правило, ничего хорошего не предвещают. Тут и пригодится гибкость и
эмпатия.

 Ценной чертой альтроцентричных лидеров считается получение удовлетворения от достижений членов их команды. Но разве эгоцентричные руководители испытывают меньшую радость и гордость за успехи своего коллектива?

– Эгоцентричные руководители ставят свои интересы выше, чем альтроцентричные, но удовольствие за успех команды тоже чувствуют, только гордятся больше не успехом команды, а своим решением. Так уж вышло, что другого им не дано, а из негативных последствий может быть спад мотивации команды и пониженная работоспособность. Поэтому совет эгоцентричным руководителям - присваивать медали не только себе и иногда вспоминать, как начинали вы, и как было значимо для вас одобрение руководства.

 Чем может «грозить» компании топ-эгоцентрик?

– Не редкий случай - текучка сотрудников. И бегут они не от компании, а от людей. У каждой проблемы всегда есть имя, фамилия и отчество. Так и тут, встречался мне такой типаж руководителей-роботов, у них сотрудник - рабочая сила, и неважно, кто он и что из себя представляет, а важен только результат с приведенной ниже статистикой по работнику. Сразу хочу вспомнить компанию Mail Group или Yandex. Топ-менеджеры этой компании очень завязаны на результат и позволяют своим сотрудникам для эффективной работы «чувствовать себя как дома», а значит, приходить на работу в тапочках и делать перерыв каждые пару часов, чтобы передохнуть. Знаете, какая текучка в этих компаниях? Нулевая, и, более того, конкурс, чтобы туда попасть… Вот вам и управленческие решения…

 Можно ли «переквалифицировать» эгоцентрика в альтроцентрика?

– Можно, если у такого эгоцентрика будет желание, а оно просто так у него не появится. Таких людей нужно зажигать. Изнутри. И он горы свернет, если захочет. Для этого и существуют ценности компании, миссия. Если это все не пустой звук для эгоцентричного руководителя, он будет разделять ценности компании и стремиться развивать себя и свои управленческие качества.

Главное, не забывать, что словами мало что можно изменить, а поведение и поступки руководителя и есть движущая сила любого процесса.

* Алёна Кузнецова, бизнес-тренер

Беседовала Наталья Селивёрстова

Справка

Одна из самых молодых бизнес-тренеров, относится к поколению Y, 2 года посвятила себя работе по оценке персонала крупного банка, проводила обучение для менеджеров среднего звена и начинающих руководителей (Правительство Москвы, Экопси-консалтинг, Сбербанк России, Zara, Банк Москвы, ВТБ 24, СУ-155, Миэль, Incanto, Башнефть, PwC, Bork, Supra, Альфа-банк, Евросеть и др.). Является разработчиком авторских тренингов и вебинаров. Принимала участие в крупных проектах по развитию управленческих навыков и в разработке системы KPI для крупного банка, является автором нескольких научных статей на тему управления персоналом.

ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:

2011 год проходит в России под знаком техногенных катастроф

Четыре катастрофы гражданских авиалайнеров, гибель речного теплохода «Булгария» (первая катастрофа с человеческими жертвами на речном флоте с 1983 года), четыре катастрофы боевых самолетов и вертолетов ВВС России, гибель космического транспортного корабля «Прогресс» - все это наводит на мысль о системной причине для этих трагедий.

Советскому наркому путей сообщения Лазарю Моисеевичу Кагановичу приписывают фразу: «У каждой аварии есть имя, отчество и фамилия». Этот принцип он положил в основу расследований частых в ту пору аварий на железной дороге. Вопрос, на который должны были ответить следователи, теперь звучал не «почему это произошло?», а «кто виноват в том, что это произошло?» Какая бы ни случилась авария или катастрофа, всегда должен был найтись человек, которого можно было бы привлечь за нее к ответственности.

По замыслу «железного наркома» такой подход должен был повысить дисциплину и чувство ответственности среди служащих НКПС, частично компенсировав утерю квалифицированных кадров, по которым прокатился каток репрессий.

Принцип, выдвинутый Кагановичем, получил широкое распространение в Советском Союзе. Он очень понравился правящей бюрократии, поскольку заметно упрощал ее жизнь.

После любой аварии теперь не надо было досконально докапываться до ее причин, делать выводы, принимать меры, порой весьма значительные, достаточно было лишь найти и наказать «виноватого». Проблема заключается в том, что далеко не во всякой технической аварии есть конкретный виновник.

Летчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай в своих мемуарах описывал расследование авиакатастрофы, произошедшей в конце 30-х годов на подмосковном аэродроме ЦАГИ. Заходивший на посадку истребитель зацепился за шедшую вдоль летного поля линию электропередач и разбился. Пилот, по счастью, остался жив.

Летчика признали невиновным - заметить тонкие провода в лучах заходящего солнца было практически невозможно, строители линии также были не виноваты – она была проложена задолго до появления в этих краях аэродрома. Нельзя было обвинить и аэродромные службы – линия находилась на территории, принадлежащей другому ведомству, и ничего поделать с ней они не могли. В итоге, в графе «конкретный виновник авиапроисшествия» появилась предложенная Галлаем запись – «нисходящий поток воздуха»

«Добрых два года — до самого начала войны - преследовал меня потом этот нисходящий поток! Редкое собрание обходилось без упоминания моей скромной персоны как глубоко погрязшей в гнилом либерализме, кумовстве, беспринципности и прочих грехах, только из-за которых, оказывается, и не удавалось до той поры нашему славному коллективу покончить с аварийностью! Что говорить, если отвлечься от формы этих упрёков и завидного постоянства, с которым они длительное время произносились, основания для них, конечно, были. Нисходящий поток мы оклеветали зря.

Но назвать конкретно виновника происшествия сплошь и рядом бывает, независимо от дополнительных психологических обстоятельств, действительно очень трудно ».

Между тем, в мировой практике хорошо известен и другой метод расследования техногенных аварий и катастроф, в ходе применения которого вопрос о виновности не ставится вовсе.

Главной задачей следователей здесь является выявление причин происшествия - как непосредственных, так и опосредованных. А итогом расследования является выработка рекомендаций, реализация которых позволяет избежать повторения аналогичных катастроф в будущем. Именно эти принципы рекомендует применять для расследования авиакатастроф Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

«В соответствии со стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации данный отчет выпущен с единственной целью предотвращения авиационных происшествий. Расследование, проведенное в рамках настоящего отчета, не предполагает установления доли чьей- либо вины или ответственности».

Именно эта надпись стоит на каждом отчете о расследованиях, проведенном в соответствии с требованиями ИКАО. Причем, это правило соблюдается даже тогда, когда в ходе расследования можно было бы возложить ответственность на конкретное лицо. Приведем конкретный пример.

В 1985 году самолет, совершавший рейс из Тайваня в США, неожиданно вышел из-под контроля пилотов. Огромный «Боинг-747», крутясь и переворачиваясь, падал с высоты 11 тысяч метров. Когда до поверхности воды оставалось менее двух километров, летчики сумели восстановить управление и перевести авиалайнер в нормальный полет. Приложив огромные усилия, они благополучно посадили поврежденную машину в аэропорту Сан-Франциско.

Пока публика и журналисты наперебой восхищались мужеством и умением пилотов, следователи NTSB (Национальное бюро по безопасности на транспорте США) приступили к поиску причины происшествия, едва не обернувшегося большой трагедией.

Предварительные результаты расследования ошеломили всех. Оказалось, что самолет был совершенно исправен, а причиной потери управления стали ошибочные действия самого экипажа.

Если бы следователи руководствовались заветами «железного наркома», то на этом бы дело и кончилось – китайские пилоты оказались бы на скамье подсудимых.

Но специалисты NTSB задали следующий вопрос – а почему опытные, прекрасно подготовленные пилоты допустили такую ошибку? Проверили систему подготовки пилотов, соблюдение ими положенных норм отдыха, состояние здоровья и никаких отклонений не нашли. Но следователи обратили внимание на предыдущие рейсы этого экипажа. Оказалось, что за предшествующие аварийному полету 10 дней, пилотам пришлось неоднократно пересекать часовые пояса с разницей до 18 поясов в сутки. Результатом стал серьезный сбой суточных биоритмов экипажа, который повлек за собой снижение внимания, усталость и, как следствие, привел к ошибке.

А вот пример прямо противоположный. В 1986 году в аэропорту Куйбышева при заходе на посадку разбился Ту-134, совершавший рейс Свердловск – Грозный. Погибли 66 пассажиров и 4 члена экипажа. Как установили в ходе расследования, причиной катастрофы стал человеческий фактор – командир экипажа поспорил (!!!) со своими коллегами, что сумеет посадить авиалайнер «вслепую», руководствуясь только приборами. После чего, задернул специальными шторами окна пилотской кабины и повел самолет к земле. Увы, его мастерства оказалось недостаточно, чтобы выиграть пари. Виновный, оставшийся в живых, был приговорен судом к длительному сроку заключения. Казалось бы – виновный найден и наказан. Но почему-то никто из следователей не обратил внимания, что преступные действия командира не встретили никакого сопротивления со стороны остальных членов экипажа. И второй пилот, и штурман видели, как самолет мчится навстречу гибели и… ничего не сделали. Выводов из этой трагедии тоже никто не сделал, и она повторилась.

В 1992 году такой же лайнер Ту-134 заходил на посадку в аэропорту Иваново. Командир экипажа неожиданно предпринял ряд рискованных маневров, не справился с управлением, что привело к катастрофе и гибели всех находившихся на борту. В ходе расследования было высказано обоснованное предположение, что в момент захода на посадку командир пережил сердечный приступ и утратил понимание происходящего. Но ни второй пилот, ни другие члены экипажа, как и в Куйбышеве не предприняли никаких мер, чтобы исправить ошибку.

Катастрофа, произошедшая в июне 2011 года в Петрозаводске, очень напоминает приведенные выше примеры. Расследование продолжается, но уже сейчас многие эксперты говорят об ошибке экипажа, которую никто не пытался исправить. Если бы после катастрофы 1986 года были бы сделаны правильные выводы, то трагедий в Иваново и в Петрозаводске можно было бы избежать.

Метод расследования, ставящий на первый план вопрос «почему это произошло?» не является исключительно западным ноу-хау. Он с успехом применялся при создании отечественной космической и ракетной техники. В этой сфере советское руководство дало своего рода «карт-бланш» команде увлеченных конструкторов и инженеров

Хотя об авариях и катастрофах советских ракет обычно умалчивали, но в действительности они были и их было немало. Как заметил в своем недавнем интервью РИА «Новости» один из ближайших сотрудников С.П. Королева академик Б.Е. Черток: «В советское время аварий, катастроф было в десять раз больше. Я сам участник, так сказать, организации таких катастроф» .

Так, при испытаниях баллистической ракеты Р-16 из 12 первых пусков 11 были неудачными, включая катастрофу 24 октября 1960 года, когда после взрыва на старте погибло 126 человек во главе с первым главкомом РВСН Главным маршалом артиллерии М.И. Неделиным.

Но даже после такой катастрофы не последовало наказаний – возглавлявший правительственную комиссию Л.И. Брежнев сказал оглушенным от горя ракетчикам: «Мы никого наказывать не будем»…

Ракетчикам позволяли самим разбираться в причинах своих провалов, вести расследование аварий и катастроф без оглядки на «правило Кагановича», и это стало одним из важнейших слагаемых успеха отечественной ракетной техники и космонавтики. Созданные в те годы ракеты – Р-7 («Союз»), Ур-500 («Протон») по-прежнему являются основными «рабочими лошадками» российской и мировой космонавтики.

Вывод целой отрасли из-под действия принципа «у каждой аварии есть имя, отчество и фамилия» дал поразительные и блестящие результаты.

Казалось бы, с распадом советской системы управления «правило Кагановича» должно было естественным образом отмереть. Но в начале XXI века у него словно открылось второе дыхание. Принцип «у каждой аварии есть имя, отчество и фамилия» оказался очень удобен для чиновников в условиях современного информационного пространства, когда общество начинает требовать ответа о причинах очередной катастрофы. Куда проще назвать конкретного виновного, и не просто назвать – осудить и наказать, чем детально выяснить реальные факторы, приведшие к аварии, и принять меры, исключающие их повторение.

В современном российском обществе достаточно широко распространены два мифа - «раньше такого не было» и «строгое наказание виновных помогает» - и оба играют на руку чиновникам.

В качестве примера рассмотрим историю с созданием новой межконтинентальной баллистической ракеты для подводных лодок «Булава». Надо отметить, что это первая такая ракета с твердотопливным двигателем. Естественно было ожидать, что при ее испытаниях возникнут проблемы – для того испытания и проводятся, чтобы эти проблемы найти и исправить.

Первые четыре пуска проходят успешно, но потом начинается полоса неудач – из семи последующих пусков полностью удачным признается один, еще два частично–удачными, а четыре – аварийными. Если сравнить эти цифры с опубликованными сейчас данными по испытаниям предыдущих ракет, как наших, так и американских, то ничего необычного в таком распределении результатов нет. Но российская публика требует найти и наказать виновных. «Булава» становится чуть ли не символом кризиса отечественной оборонной отрасли. И следует реакция властей – летом 2009 года уволен в отставку создатель ракеты, генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов.

Помогло это? Нет. Следующий пуск «Булавы» тоже оказывается неудачным. Но каждый из неудачных пусков дал конструкторам бесценную информацию, необходимую для доработки ракет. Выдающийся советский конструктор Алексей Исаев говорил, что «неудачный запуск дает информации в десять раз больше, чем успешный».

В испытаниях «Булавы» наступил перелом. Последующие четыре запуска, включая два со штатного носителя – новейшего подводного крейсера «Юрий Долгорукий» оказались успешными. Сейчас полным ходом идет подготовка к запуску ракеты в серийное производство.

А теперь представим, что строгие меры, принятые к создателям «Булавы» применялись бы и раньше. Скажем, к С.П. Королеву (первые 9 пусков ракеты Р-7 – аварийные), к М.К. Янгелю (7 аварий из 9 первых запусков ракеты Р-36) и т.д. Нам было бы нечего отмечать 12 апреля...

22 марта 2010 года при заходе на посадку в аэропорту Домодедово разбивается лайнер Ту-204-100. По счастью, на борту не было пассажиров, а члены экипажа, хоть и получили травмы, но остались живы. Расследование показало, что причиной катастрофы стала грубая ошибка пилота – он принял решение о посадке, хотя погодные условия аэродрома не соответствовали его квалификации.

Тут бы и разобраться, что заставило пилота пойти на нарушение строгих летных правил, но зачем, если виновник найден. 30 марта 2011 Домодедовский суд приговорил пилотов авиалайнера к году лишения свободы условно и на два года запретил подходить к штурвалу самолета. Суд не принял во внимание ни ходатайства профсоюза летчиков, ни то, что все пострадавшие (члены экипажа разбившегося лайнера) просили прекратить уголовное преследование пилотов. Принцип Кагановича сработал в полной мере.

А 21 июня 2011 года при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводск разбивается Ту-134, пилоты которого по непонятным причинам принимают решение садиться в густом тумане. Жертвами катастрофы стали 44 человека. Если бы из аварии в Домодедово были бы сделаны выводы не только юридические, но и практические, новой катастрофы, возможно, удалось бы избежать.

В декабре 2010 года происходит авария при запуске ракеты «Протон», которая должна была вывести на орбиту спутники системы «Глонасс». Российская прокуратура рьяно берется за расследование (хотя прежде этим занимались только специалисты) и возбуждает уголовное дело. Итог применения «принципа Кагановича» там, где он не применялся даже в советские годы – аварийный запуск космического корабля «Прогресс» в августе текущего года.

Дело в том, что невозможно одновременно наказывать виновных и устранять объективные причины аварий и человеческих ошибок. Логика поведения людей при этих процессах совершенно разная и совместить их не получается.

А как же ответственность, спросит читатель. Неужели люди, из-за ошибок которых происходят катастрофы, останутся безнаказанными? Но что важнее – наказать виновного в конкретной уже произошедшей катастрофе или предотвратить возможность повторения подобного в будущем?

Каждая авария, каждая катастрофа должны стать не поводом для громких заявлений и уголовных дел, а для долгой и кропотливой системной работы, результат которой невидим простому глазу, потому что этот результат – отсутствие новых катастроф по тем же причинам. Чиновникам необходимо вспомнить, что помимо обязанности «наказывать» и «наводить порядок» есть и обязанности по управлению и организации. Наказывать легко, сделать так, чтобы наказывать было некого и не за что – много сложнее.

И ничего нового открывать не нужно. Нужно лишь воспользоваться зарубежным и отечественным опытом и для начала забыть «правило Кагановича».

Специально для Столетия

Иосиф Виссарионович, к Вам приехал Ваш врач.
- Почему приехал!? Такого уважаемого человека могли бы и сами привезти,
товарищ Берия!
- Да, конечно. Но когда мы в прошлый раз пытались привезти его сами, у
него самого случился сердечный приступ.

Фамилия характерисуезт человека. например сталин - сталь
- сталин это кликуха была вообще-то
- серьезно?
- да, и у ленина фамилия была ульянов
- что у них за ролевые игры были?
- ну, они играли в гномов, толкиена перичитались. балин, двалин, торин, ленин, сталин....
- а кем тогда был гитлер?
- рассовым эльфом...

Предсказание.

Настанет время, вздрогнет кремль,
И стенами своими грохоча, откроет он проход в стене,
А там?.....
Иосиф Сталин и Владимир Ленин, стоят в проходе дико хохоча!

И Сталин буркнет улыбаясь с наслажденьем запихивая в трубку табачок,
Ну что тебэ сказать товарищ Ленин! Страну просрали, вот тебе урок.
Ну чтож Вы батенька! Ему ответит Ленин, поправив красной партии значок,
Сейчай подправим были-бы сомненья, сгноим, угробим, кинем в кипяток.

Стой кто идет? Дрожащим голосом воскликнет стоящий на морозе постовой,
Кто..кто? Да я иду, едрить, товарищ Ленин! Да тут ещё Виссарионович со мной.
О боже! Ленин! Лишь воскликнет парень, от ужаса уже течет в сапог моча,
Голубчик, расскажи-ка мне любезный, а чой-то там блин флаг не цвета кумача?

Рrоphеt (22:11:58): По данным СБУ, суд констатировал, что Иосиф Сталин (Джугашвили), Вячеслав Молотов (Скрябин), Лазарь Каганович, Павел Постышев, Станислав Косиор, Влас Чубарь и Мендель Хатаевич совершили преступление геноцида, предусмотренное Уголовным кодексом Украины.

В то же время суд закрыл уголовное дело в связи с их смертью.
Vovano (22:12:40): Украина
Рrоphеt (22:12:45): я в шоке если честно
Vovano (22:12:47): добро пожаловать)
Рrоphеt (22:13:20): подайте в суд на Наполеона что он испортил урожай в 1812 когда мимо проходил

xxx
у тебя как отчество

yyy
Какое

xxx
в паспорте

yyy
Отечество может ты имеешь в виду гражданство

xxx
отчество

yyy
Не понимаю тя.например какое оно может быть

xxx
фамилия, имя, блять, и отчество.

xxx
как отца зовут?

Тема фамилия имя отчество
Самая обычная фамилия Деревянников и столь необычное отчество Сирач
Насрулович.
Супруга когда во второй раз его оформляла невыдержала, он необратил
внимание привык наверное.

В институте он и она Борщев и Похлебкина на этой теме любовь и
расстроилась.

"Советский диктатор Иосиф Сталин будет лишен звания "почетного
гражданина Будапешта" за несколько дней до 1 мая, когда Венгрия вступит
в Европейский союз, сообщает Reuters"
http://newsru.com/arch/world/01apr2004/stalin.html

Я, конечно, знал, что венгры и финны когда-то были одним народом и имеют
схожий язык (финно-угорской группы).
Но даже не мог предположить, что они остались настолько близки по
тормознутости....

Прочитал когда-то интересную историю из карьеры Л. И. Брежнева, которую,
может, не многие знают: В 1950 году Иосиф Виссарионович якобы случайно
встретил молодого и красивого Брежнева в Колонном зале Москвы и принял
за солиста молдавского ансамбля "Жок", только что выступавшего на сцене.
Сопровождавший Сталина секретарь Поскребышев попытался сказать ему, что
этот молодой человек вовсе не молдаванин, а первый секретарь
Днепропетровского обкома партии. "Отстали вы от жизни, товарищ
Поскребышев", - ответил Сталин. Наутро Леонид Ильич проснулся первым
секретарем ЦК КП(б) Молдавии.

вПЕЧПК ПРЩФ

лБЦДБС ПЫЙВЛБ ЙНЕЕФ ЖБНЙМЙА, ЙНС Й ПФЮЕУФЧП й.ч. уФБМЙО

л 1941 ЗПДХ ТЕПТЗБОЙЪБГЙС ОБЫЕК БТНЙЙ, ЕЕ ЮЙУМЕООЩК ТПУФ ФТЕВПЧБМЙ ПЗТПНОПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ПЖЙГЕТПЧ. рТПВМЕНХ РЩФБМЙУШ ТЕЫБФШ ТБУЫЙТЕОЙЕН УЕФЙ ЧПЕООЩИ ХЮЙМЙЭ (Ч 1939 ЗПДХ Ч УХИПРХФОЩИ ЧПКУЛБИ ВЩМП 63 ЧПЕООЩИ ХЮЙМЙЭБ, Л ОБЮБМХ ЧПКОЩ — ВПМЕЕ 130. чУЕЗП Ч УФТБОЕ ВЩМП 203 ХЮЙМЙЭБ, 19 ЧПЕООЩИ БЛБДЕНЙК) У УПЛТБЭЕОЙЕН УТПЛПЧ ПВХЮЕОЙС, ЮФП, ТБЪХНЕЕФУС, РТЙЧЕМП Л РБДЕОЙА ЛБЮЕУФЧБ РПДЗПФПЧЛЙ ЛПНБОДЙТПЧ ЧУЕИ УФЕРЕОЕК.

чРТПЮЕН, ДБЦЕ ЮЕТЕЪ УПЛТБЭЕООХА РПДЗПФПЧЛХ РТПЫМЙ ДБМЕЛП ОЕ ЧУЕ МЕКФЕОБОФЩ, ЛБРЙФБОЩ, РПМЛПЧОЙЛЙ Й ЗЕОЕТБМЩ тллб. фБЛ, ОБЛБОХОЕ ЧПКОЩ УТЕДЙ ЛПНБОДЙТПЧ РПМЛПЧ ъБРБДОПЗП ЧПЕООПЗП ПЛТХЗБ МЙЫШ 10,5 % ЪБЛПОЮЙМЙ БЛБДЕНЙЙ, ФПМШЛП 32,1 % — ЧПЕООЩЕ ХЮЙМЙЭБ. пУФБМШОЩЕ 57,4 % ЛПНБОДПЧБМЙ РПМЛБНЙ РПУМЕ «ЛХТУПЧ ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС» (Ч ДЙЧЙЪЙСИ ДЕМП ПВУФПСМП ЕДЧБ МЙ ОЕ ИХЦЕ: 16,6 %, 8,4 %, 75 %. йЪ ЫЕУФОБДГБФЙ ЛПНБОДЙТПЧ ЛПТРХУПЧ ДЕЧСФШ ЮЕМПЧЕЛ ЙНЕМЙ ЧЩУЫЕЕ ЧПЕООПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЮЕФЧЕТП — УТЕДОЕЕ, ФТПЕ ЪБЛПОЮЙМЙ ХУЛПТЕООЩЕ ЛХТУЩ).

оБ ОЙЪПЧПН ХТПЧОЕ ОЕИЧБФЛБ ПЖЙГЕТПЧ ОПУЙМБ ВХЛЧБМШОП ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ. бТНЙЙ РТЙИПДЙМПУШ ДПЧПМШУФЧПЧБФШУС ЛПНБОДЙТБНЙ У ЫЕУФЙНЕУСЮОЩН УТПЛПН ПВХЮЕОЙС, ЧЩРХУЛОЙЛБНЙ РПМЛПЧЩИ ЫЛПМ. чРТПЮЕН, ОЕ ИЧБФБМП Й ЙИ.

у ХЮЕФПН РПДПВОЩИ ФТХДОПУФЕК, ЧЩЪЧБООЩИ ВЩУФТЩН ТПУФПН ЮЙУМЕООПУФЙ ЧППТХЦЕООЩИ УЙМ, ОБРТЙНЕТ, ЕУМЙ Х ОБУ ФБОЛЙУФБНЙ УФБОПЧЙМЙУШ ЧЮЕТБЫОЙЕ ЛПМИПЪОЙЛЙ, ФПМШЛП-ФПМШЛП УЕЧЫЙЕ ОБ ФТБЛФПТ, ФП Х зЙФМЕТБ — ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООЩЕ ТБВПЮЙЕ, ЛПФПТЩИ ВЩМП ПЮЕОШ НОПЗП.

оЕ УМЕДХЕФ ЪБВЩЧБФШ, ЮФП зЕТНБОЙС ЙНЕМБ РПУМЕ уыб УБНЩК НПЭОЩК УФБОПЮОЩК РБТЛ Ч НЙТЕ, НПЗМБ РТПЙЪЧПДЙФШ УБНЩЕ УПЧТЕНЕООЩЕ ЧЙДЩ ЧППТХЦЕОЙК, ФЕИОЙЛЙ... еУМЙ ПОБ ЪБИЧБФЙМБ ЮЕЫУЛЙЕ ЪБЧПДЩ ыЛПДБ, ЛПФПТЩЕ ДП ЬФПЗП УОБВЦБМЙ ЧППТХЦЕОЙЕН Й бОЗМЙА, Й жТБОГЙА, ФП ОБН УЧПЙ ЪБЧПДЩ ОБДП ВЩМП УФТПЙФШ, ПВХЮБФШ МАДЕК. фЕН ВПМЕЕ ЮФП ОЕНЕГЛБС БТНЙС РТЙПВТЕМБ Й ПРЩФ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК. нБМП ЙНЕФШ ИПТПЫЙЕ ФБОЛЙ, ИПТПЫЙЕ УБНПМЕФЩ — ОХЦОП ЕЭЕ Й ПВХЮЙФШ, ЧППТХЦЙФШ ПРЩФПН ФЕИ, ЛФП УРПУПВЕО РТЙНЕОЙФШ ЙИ Ч ВПА.

14 ЙАОС 1941 ЗПДБ ОБЮБМШОЙЛ зЕОЕТБМШОПЗП ЫФБВБ ЗЕОЕТБМ БТНЙЙ цХЛПЧ ДПЛМБДЩЧБМ уФБМЙОХ:

«рП ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩН ДБООЩН, ОЕНЕГЛЙЕ ДЙЧЙЪЙЙ ХЛПНРМЕЛФПЧБОЩ Й ЧППТХЦЕОЩ РП ЫФБФБН ЧПЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. ч УПУФБЧЕ ЙИ ДЙЧЙЪЙК ЙНЕЕФУС ПФ 14 ДП 16 ФЩУСЮ ЮЕМПЧЕЛ. оБЫЙ ЦЕ ДЙЧЙЪЙЙ, ДБЦЕ 8-ФЩУСЮОПЗП УПУФБЧБ, РТБЛФЙЮЕУЛЙ Ч ДЧБ ТБЪБ УМБВЕЕ ОЕНЕГЛЙИ».
* * *

лБЛ ЙЪЧЕУФОП, ЗПФПЧОПУФШ Л ЧПКОЕ ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС ОЕ ФПМШЛП НБФЕТЙБМШОХА ВБЪХ, ОП Й НПТБМШОПЕ УПУФПСОЙЕ МЙЮОПЗП УПУФБЧБ ЧППТХЦЕООЩИ УЙМ. ч УЧСЪЙ У ЬФЙН НПЦОП ПФНЕФЙФШ, ЮФП лТБУОБС бТНЙС РПФЕТСМБ ЪБ РЕТЧЩЕ ДЧБ НЕУСГБ ЧПКОЩ ПЛПМП 650 ФЩУ. ЮЕМПЧЕЛ ХВЙФЩНЙ. йОБЮЕ ЗПЧПТС, УФПМШЛП ЦЕ, УЛПМШЛП ТХУУЛБС БТНЙС ЪБ ФТЙ ЗПДБ рЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ УПИТБОЙМБ ВПЕУРПУПВОПУФШ, ХРТБЧМСЕНПУФШ Й УРПУПВОПУФШ РПУТЕДУФЧПН ЛПОФТОБУФХРМЕОЙС ДПВЙФШУС РПЧПТПФБ ЧПКОЩ Ч УЧПА РПМШЪХ.

еУМЙ ЙУИПДЙФШ ЙЪ ФПЗП, ЮФП РПМЙФЙЮЕУЛПЕ ТХЛПЧПДУФЧП уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ ЧЩРПМОЙМП УЧПЙ ПВСЪБООПУФЙ РП РПДЗПФПЧЛЕ УФТБОЩ Л ПВПТПОЙФЕМШОПК ЧПКОЕ (УН. РТЙМПЦЕОЙС), ФП ФПЗДБ, ТБУУХЦДБС МПЗЙЮЕУЛЙ, РПМХЮБЕФУС, ЮФП ЗМБЧОЩН ЧЙОПЧОЙЛПН РПТБЦЕОЙК 1941-1942 ЗЗ. СЧМСЕФУС ЧПЕООПЕ ТХЛПЧПДУФЧП ууут, ЗПЧПТС ВПМЕЕ ЛПОЛТЕФОП, — ФПЗДБЫОЙК УПЧЕФУЛЙК ЗЕОЕТБМЙФЕФ.

чРТПЮЕН, ФБЛБС УЙФХБГЙС ЙНЕМБ УЧПЙ ЙУФПТЙЮЕУЛЙЕ БОБМПЗЙ. ч ЮБУФОПУФЙ, БОБМПЗЙЮОПЕ РПМПЦЕОЙЕ ДЕМ ЙНЕМП НЕУФП Й Ч ГБТУЛПК тПУУЙЙ ЛБЛ ОБЛБОХОЕ, ФБЛ Й Ч ИПДЕ рЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ. лБЛ ПФНЕЮБМ Ч УЧПЙИ НЕНХБТБИ ЪБОЙНБЧЫЙКУС Ч 1915-1917 ЗЗ. ЧПРТПУБНЙ ФЩМПЧПЗП УОБВЦЕОЙС ОБ ТБЪМЙЮОЩИ ХЮБУФЛБИ ТХУУЛП-ЗЕТНБОУЛПЗП ЖТПОФБ у. е. фТХВЕГЛПК: «ъБ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ РПТБЦЕОЙС ТХУУЛПК БТНЙЙ Ч рЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОЕ ЗМБЧОХА ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ОЕУЕФ ЧЩУЫЙК ЛПНБОДОЩК УПУФБЧ». дБМЕЕ ПО ПФНЕЮБМ:

«лБЛ УБНПЕ ПВЭЕЕ РТБЧЙМП, ОБЫБ ТПФБ ВЙМБ ОЕНЕГЛХА ТПФХ, РПМЛ ВЙМ РПМЛ, У ДЙЧЙЪЙЕК ДЕМП ПВУФПСМП ХЦЕ ИХЦЕ, Б ДБМШЫЕ ЮЕН ЧЩЫЕ ЧПКУЛПЧБС ЕДЙОЙГБ, ФЕН ВПМШЫЕ Х ОБУ ВЩМП ЫБОУПЧ ОБ РПТБЦЕОЙЕ. йЪ ФБЛЙИ ЖБЛФПЧ НПЦОП УДЕМБФШ ЪБЛМАЮЕОЙЕ, ЮФП ОБЫЕ ЧЩУЫЕЕ ЛПНБОДПЧБОЙЕ РП ЛБЮЕУФЧХ ХУФХРБМП РТПФЙЧОЙЛХ. пДЙО ВЩЧЫЙК ОБЮБМШОЙЛ ЫФБВБ ПДОПК ЙЪ БТНЙК о. о. уФПЗПЧ, УРПТС УП НОПК Ч 20-И ЗПДБИ Ч рБТЙЦЕ, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, ЧЩУЛБЪБМ УХЦДЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ С ИПТПЫП ЪБРПНОЙМ. тБУУЛБЪЩЧБС ПВ ПДОПК ЛТХРОПК ЧПЕООПК ПРЕТБГЙЙ, ПО УЛБЪБМ: «чПКУЛ ОБЧЕЪМЙ НБУУХ. ъОБЕФЕ, ЛПЗДБ НОПЗП ЧПКУЛ, ОБЮЙОБЕЫШ ВПСФШУС: ОЕ РТПЧЕТОЕЫШ». у ВПМША Ч УЕТДГЕ С ЮЙФБМ РПЪЦЕ УБНПХЧЕТЕООЩЕ ЪБСЧМЕОЙС ЧЩУЫЙИ ЧПЕООЩИ ЧМБУФЕК, ОБЮЙОБС У ЧПЕООПЗП НЙОЙУФТБ Й ОБЮБМШОЙЛБ зЕОЕТБМШОПЗП ЫФБВБ ОБ УЕЛТЕФОЩИ ЪБУЕДБОЙСИ 1912 З. , РПУЧСЭЕООЩИ ЧЩСУОЕОЙА ЧПРТПУБ ОБЫЕК ДЙРМПНБФЙЮЕУЛПК Й ЧПЕООПК РПДЗПФПЧЛЙ. оБЫЙ ЧПЕООЩЕ ЗПЧПТЙМЙ ОБ ОЙИ П «РПМОПК ЗПФПЧОПУФЙ ОБЫЕК БТНЙЙ». оБУЛПМШЛП ЧЩЫЕ Ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ УФПСМЙ ОБЫЙ НПТСЛЙ У ЙИ ПУФПТПЦОЩНЙ, Б ОЕ МЕЗЛПНЩУМЕООЩНЙ «ХТБ-РБФТЙПФЙЮЕУЛЙНЙ» ЪБСЧМЕОЙСНЙ» .

оП ЗЕОЕТБМБНЙ ОЕ ТПЦДБАФУС, ЙНЙ УФБОПЧСФУС, РТПИПДС, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧУА МЕУФОЙГХ ПЖЙГЕТУЛЙИ ЪЧБОЙК. рПЬФПНХ РПТПЛЙ ЗЕОЕТБМЙФЕФБ ЛПТЕОСФУС Ч РПТПЛБИ ПЖЙГЕТУЛПЗП ЛПТРХУБ ФПК ЙМЙ ЙОПК УФТБОЩ. чПФ ЛБЛ ПРЙУЩЧБМ УПУФПСОЙЕ ПЖЙГЕТУЛПЗП ЛПТРХУБ тПУУЙЙ ЛПОГБ XIX ЧЕЛБ ЙЪЧЕУФОЩК ТХУУЛЙК ПВЭЕУФЧЕООЩК Й РПМЙФЙЮЕУЛЙК ДЕСФЕМШ, Ч РТПЫМПН ЛБДТПЧЩК ПЖЙГЕТ, у. н. уФЕРОСЛ-лТБЧЮЙОУЛЙК Ч УЧПЕК ЛОЙЗЕ «тХУУЛБС ЗТПЪПЧБС ФХЮБ» (1886 З.):

«уПУФБЧ ТХУУЛПЗП ПЖЙГЕТУФЧБ УЙМШОП ПФМЙЮБЕФУС ПФ ФПЗП, ЮФП НЩ РТЙЧЩЛМЙ УЧСЪЩЧБФШ У РТЕДУФБЧМЕОЙСНЙ П ЧПЕООПК ЛБУФЕ.

оБЫ ПЖЙГЕТ — РТСНБС РТПФЙЧПРПМПЦОПУФШ ЮПРПТОПНХ РТХУУЛПНХ АОЛЕТХ, ЙДЕБМХ УПЧТЕНЕООПЗП УПМДБЖПОБ, ЛПФПТЩК ЛЙЮЙФУС УЧПЙН НХОДЙТПН, ПФОПУЙФУС Л НХЫФТПЧЛЕ УПМДБФ У УЕТШЕЪОПУФША УПЧЕТЫБАЭЕЗП ВПЗПУМХЦЕОЙЕ УЧСЭЕООЙЛБ. ч тПУУЙЙ БТНЕКУЛЙЕ ПЖЙГЕТЩ — ОЕРТЙФСЪБФЕМШОЩЕ МАДЙ, УПЧЕТЫЕООП МЙЫЕООЩЕ ЮХЧУФЧБ ЛБУФПЧПЗП РТЕЧПУИПДУФЧБ.

пОЙ ОЕ ЙУРЩФЩЧБАФ ОЙ РТЕДБООПУФЙ, ОЙ ОЕОБЧЙУФЙ Л УХЭЕУФЧХАЭЕНХ УФТПА. пОЙ ОЕ РЙФБАФ ПУПВПК РТЙЧСЪБООПУФЙ Л УЧПЕК РТПЖЕУУЙЙ. пОЙ УФБОПЧСФУС ПЖЙГЕТБНЙ, ЛБЛ НПЗМЙ ВЩ УФБФШ ЮЙОПЧОЙЛБНЙ ЙМЙ ЧТБЮБНЙ, РПФПНХ ЮФП Ч АОПН ЧПЪТБУФЕ ТПДЙФЕМЙ ПФДБМЙ ЙИ Ч ЧПЕООХА, Б ОЕ Ч ЗТБЦДБОУЛХА ЫЛПМХ. й ПОЙ ПУФБАФУС ОБ ОБЧСЪБООПН ЙН РПРТЙЭЕ, ЙВП ОБДП ЗДЕ-ФП УМХЦЙФШ, ЮФПВЩ ПВЕУРЕЮЙФШ УЕВС УТЕДУФЧБНЙ ОБ ЦЙЪОШ, Б ЧПЕООБС ЛБТШЕТБ, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, ОЕ ИХЦЕ МАВПК ДТХЗПК. пОЙ ДЕМБАФ ЧУЕ, ЮФПВЩ УРПЛПКОП РТПЦЙФШ ЦЙЪОШ, ПФДБЧБС РП ЧПЪНПЦОПУФЙ НЕОШЫЕ ЧТЕНЕОЙ Й ФТХДБ УЧПЙН ЧПЕООЩН ПВСЪБООПУФСН. тБЪХНЕЕФУС, ПОЙ ЦБЦДХФ РПЧЩЫЕОЙС Ч ЪЧБОЙЙ, ОП РТЕДРПЮЙФБАФ ПЦЙДБФШ РТПЙЪЧПДУФЧБ Ч УМЕДХАЭЙК ЮЙО Ч ДПНБЫОЙИ ФХЖМСИ Й Ч ИБМБФЕ. пОЙ ОЕ ЮЙФБАФ РТПЖЕУУЙПОБМШОПК МЙФЕТБФХТЩ, Й ЕУМЙ РП ДПМЗХ УМХЦВЩ РПДРЙУБМЙУШ ОБ ЧПЕООЩЕ ЦХТОБМЩ, ФП ЦХТОБМЩ ЬФЙ ЗПДБНЙ Х ОЙИ МЕЦБФ ОЕТБЪТЕЪБООЩНЙ.

еУМЙ ОБЫЙ ЧПЕООЩЕ ЧППВЭЕ ЮФП-МЙВП ЮЙФБАФ, ФП, УЛПТЕЕ, РЕТЙПДЙЮЕУЛХА МЙФЕТБФХТХ. чПЕООЩК «ХТБ-РБФТЙПФЙЪН» УПЧЕТЫЕООП ЮХЦД ОБЫЕК ПЖЙГЕТУЛПК УТЕДЕ. еУМЙ ЧЩ ХУМЩЫЙФЕ, ЮФП ПЖЙГЕТ У ЬОФХЪЙБЪНПН ЗПЧПТЙФ П УЧПЕК РТПЖЕУУЙЙ ЙМЙ ПДЕТЦЙН УФТБУФША Л НХЫФТЕ, ФП НПЦОП РПТХЮЙФШУС, ЮФП ПО ВПМЧБО. у ФБЛЙНЙ ПЖЙГЕТУЛЙНЙ ЛБДТБНЙ БТНЙС ОЕ УРПУПВОБ РТЕДЕМШОП ТБЪЧЙЧБФШ УЧПЙ БЗТЕУУЙЧОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ» {11} .

пДОБЛП ДБЦЕ ЬФПФ, РХУФШ Й ОЕРТПЖЕУУЙПОБМШОЩК РП ДХИХ, ОП, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, ЛБДТПЧЩК ПЖЙГЕТУЛЙК ЛПТРХУ ТХУУЛПК БТНЙЙ, РПМХЮЙЧЫЙК УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПЕ ЧПЕООПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ВЩМ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ ГЕМЙЛПН ЧЩВЙФ ЪБ ФТЙ ЗПДБ рЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ.

ч ЮБУФОПУФЙ, Л ПУЕОЙ 1917 З. ТХУУЛЙЕ ПЖЙГЕТЩ, РПМХЮЙЧЫЙЕ ЧПЕООПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ДП МЕФБ 1914 ЗПДБ УПУФБЧМСМЙ 4%, ПУФБМШОЩЕ 96% — ВЩМЙ ПЖЙГЕТБНЙ ЧПЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. рТЙ ЬФПН ДЧПТСОЕ УТЕДЙ ПЖЙГЕТПЧ ЧПЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ УПУФБЧМСМЙ 5%, ЧЩИПДГЩ ЙЪ ЛТЕУФШСО — 80% .

* * *

л ЛПОГХ 17-ЗП ЗПДБ ПУОПЧХ ПЖЙГЕТУЛПЗП ЛПТРХУБ ТХУУЛПК БТНЙЙ УПУФБЧМСМЙ ЧЩРХУЛОЙЛЙ ЫЛПМ РТБРПТЭЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ УПЪДБЧБМЙУШ У ПУЕОЙ 1914 З. РП ПУЕОШ 1916 З. Й РТПЫМЙ 3-4-НЕУСЮОЩК ЛХТУ ПВХЮЕОЙС.

ьФЙ ЫЛПМЩ ЛПНРМЕЛФПЧБМЙУШ РЕТЧПОБЮБМШОП МЙГБНЙ, ЙНЕЧЫЙНЙ ИПФС ВЩ ОЕРПМОПЕ УТЕДОЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ ЙМЙ ПФМЙЮЙЧЫЙНЙУС Ч ВПСИ УПМДБФБНЙ Й ХОФЕТ-ПЖЙГЕТБНЙ, ЙНЕЧЫЙНЙ ИПФС ВЩ ОБЮБМШОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ. ч ДБМШОЕКЫЕН Ч ЫЛПМЩ РТБРПТЭЙЛПЧ РТЙОЙНБМЙ Й У ОБЮБМШОЩН ПВТБЪПЧБОЙЕН, Б УПМДБФ-ЖТПОФПЧЙЛПЧ ДБЦЕ РТПУФП ЗТБНПФОЩИ. чЩРХУЛОЙЛЙ ДБООЩИ ЫЛПМ УЮЙФБМЙУШ ПЖЙГЕТБНЙ ЧПЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ Й ОЕ НПЗМЙ РТПЙЪЧПДЙФШУС Ч ЮЙОЩ ЧЩЫЕ ЫФБВУ-ЛБРЙФБОБ, Б РПУМЕ ПЛПОЮБОЙС ЧПКОЩ РПДМЕЦБМЙ ОЕНЕДМЕООПНХ ХЧПМШОЕОЙА Ч ЪБРБУ .

оБ РТБЛФЙЛЕ ЬФПФ ЪБРТЕФ ЮБУФП ОЕ УПВМАДБМУС, Й НОПЗЙЕ ЙЪ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ ЫЛПМ РТБРПТЭЙЛПЧ 1914-1916 ЗЗ. Л ЛПОГХ 1917 З. ЙНЕМЙ ЮЙОЩ ЛБРЙФБОБ ЙМЙ ДБЦЕ РПДРПМЛПЧОЙЛБ.

чУЕЗП Ч 1914-1917 ЗЗ. ЙЪ ЫЛПМ РТБРПТЭЙЛПЧ ВЩМП ЧЩРХЭЕОП 81426 РТБРПТЭЙЛПЧ, ОБ ХУЛПТЕООЩИ ЛХТУБИ РТЙ ЧПЕООЩИ ХЮЙМЙЭБИ Й рБЦЕУЛПН ЛПТРХУЕ — 53785 РТБРПТЭЙЛПЧ. рТПЙЪЧЕДЕОП Ч РТБРПТЭЙЛЙ ОБ ЖТПОФЕ ЪБ ВПЕЧЩЕ ПФМЙЮЙС 11494 УПМДБФБ Й ХОФЕТ-ПЖЙГЕТБ. пВЭЕЕ ЛПМЙЮЕУФЧП РТПЙЪЧЕДЕООЩИ Ч РТБРПТЭЙЛЙ Ч 1914-1917 ЗЗ. — 220 ФЩУ. ЮЕМПЧЕЛ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, УФБОПЧЙФУС РПОСФОЩН, РПЮЕНХ ВПМШЫЙОУФЧП ПЖЙГЕТУЛПЗП ЛПТРХУБ ТХУУЛПК БТНЙЙ ЧУФХРЙМП Ч ТСДЩ лТБУОПК бТНЙЙ. уПЪОБФЕМШОП ЙМЙ ВЕУУПЪОБФЕМШОП, ПОЙ РПОЙНБМЙ, ЮФП Ч УМХЮБЕ РПВЕДЩ ВЕМЩИ, ТЕУФБЧТБГЙЙ ДПТЕЧПМАГЙПООЩИ РПТСДЛПЧ ДБМШОЕКЫБС УМХЦВБ Ч БТНЙЙ ДМС ОЙИ ВХДЕФ ЪБЛТЩФБ. б РПУМЕ ХЧПМШОЕОЙС У ЧПЕООПК УМХЦВЩ ПОЙ Ч МХЮЫЕН УМХЮБЕ РПРПМОСФ УПВПК НБТЗЙОБМШОЩЕ УМПЙ УЕМШУЛПК ЙОФЕММЙЗЕОГЙЙ Й ЮЙОПЧОЙЮЕУФЧБ, Б Ч ИХДЫЕН — УОПЧБ ВХДХФ РБИБФШ ЪЕНМА.

йНЕООП ЬФБ ЛБФЕЗПТЙС ХОФЕТ-ПЖЙГЕТПЧ Й ПЖЙГЕТПЧ ЧПЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ, 1890-1900 ЗЗ. ТПЦДЕОЙС, ЧЩИПДГЕЧ ЙЪ УТЕДЩ УТЕДОЕЗП ЛТЕУФШСОУФЧБ, У ОБЮБМШОЩН Й ЙЪТЕДЛБ ОЕРПМОЩН УТЕДОЙН ПВТБЪПЧБОЙЕН Ч 20-30-Е ЗПДЩ УПУФБЧЙМБ ПУОПЧОХА ЮБУФШ ЛПНБОДОПЗП УПУФБЧБ лТБУОПК бТНЙЙ, Б Л 1940 З. УПУФБЧМСМБ Й ПУОПЧОХА НБУУХ ЗЕОЕТБМПЧ лТБУОПК бТНЙЙ.

юЙУФП НХЦЙГЛБС ГЕРЛПУФШ Й ОЕХЕНОПЕ УФТЕНМЕОЙЕ РТПВЙФШУС ОБЧЕТИ, ОЕ УЮЙФБСУШ У ЛПМЙЮЕУФЧПН ЮХЦЙИ ПФДБЧМЕООЩИ УФХРОЕК, УПЮЕФБМЙУШ Х ОЙИ У РТЙУХЭЙН ТХУУЛПНХ ЪБЦЙФПЮОПНХ ЛТЕУФШСОУФЧХ РПДПВПУФТБУФЙЕН Л ОБЮБМШУФЧХ Й РТЕЪТЕОЙЕН Л ОЙЦЕУФПСЭЙН. чУЕ ЬФП, ЧЛХРЕ У ОЙЪЛЙН ХТПЧОЕН ПВЭЕЗП Й ЧПЕООПЗП ПВТБЪПЧБОЙС Й ЖЕМШДЖЕВЕМШУЛП-ХОФЕТУЛЙН ФЙРПН МЙЮОПУФЙ, ДЕМБМП ЙИ НБМПУРПУПВОЩНЙ Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ РПЧЩЫЕОЙА УЧПЕЗП ПВЭЕПВТБЪПЧБФЕМШОПЗП Й ЧПЕООП-РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ХТПЧОС. йИ ПУОПЧОЩЕ ЙОФЕТЕУЩ МЕЦБМЙ ЪБ РТЕДЕМБНЙ ЧПЙОУЛПК УМХЦВЩ, УЧПДСУШ Л УБНПХФЧЕТЦДЕОЙА РПУТЕДУФЧПН ХУЙМЕОЙС ЧОЕЫОЙИ РТЙЪОБЛПЧ ЧМБУФЙ.

ч ЖПОДБИ нХЪЕС ЗЕТПЙЮЕУЛПК ПВПТПОЩ Й ПУЧПВПЦДЕОЙС уЕЧБУФПРПМС ИТБОЙФУС НБЫЙОПРЙУОЩКФЕЛУФ ЧПУРПНЙОБОЙК й. н. гБМШЛПЧЙЮБ, ЛПФПТЩК Ч 1925-1932 ЗЗ. ВЩМ ОБЮБМШОЙЛПН ХРТБЧМЕОЙС ВЕТЕЗПЧПЗП УФТПЙФЕМШУФЧБ юЕТОПНПТУЛПЗП ЖМПФБ. ч ПДОПН ЙЪ ТБЪДЕМПЧ УЧПЙИ ЧПУРПНЙОБОЙК ПО НЕЦДХ РТПЮЙН ПФНЕЮБМ, ЮФП Ч УЕТЕДЙОЕ 20-И ЗПДПЧ ЛПНБОДОЩК УПУФБЧ юж ДЕМЙМУС ОБ ДЧЕ ТБЧОЩЕ ЮБУФЙ. пДОБ УПУФПСМБ ЙЪ ВЩЧЫЙИ ЛБДТПЧЩИ ПЖЙГЕТПЧ ГБТУЛПЗП ЖМПФБ, ДТХЗБС — ЙЪ ВЩЧЫЙИ ЛПОДХЛФПТПЧ, ЖМПФУЛЙИ ЖЕМШДЖЕВЕМЕК, ХОФЕТ-ПЖЙГЕТПЧ Й ВПГНБОПЧ. пВЕ ЬФЙ ЮБУФЙ УЙМШОП ЧТБЦДПЧБМЙ ДТХЗ У ДТХЗПН, ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ЙИ ПВЯЕДЙОСМП — «уФТЕНМЕОЙЕ ЧЩЦЙФШ НБФТПУОА ЙЪ уЕЧБУФПРПМШУЛПЗП ДПНБ ЧПЕОНПТПЧ ЙН. р. р. ыНЙДФБ (ВЩЧЫЕЕ пЖЙГЕТУЛПЕ УПВТБОЙЕ)».

рПОСФОП, ЮФП У ФБЛЙНЙ ЪБДБЮБНЙ ВЩМП ОЕ ДП РПЧЩЫЕОЙС УЧПЕЗП РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ХТПЧОС. рТЙ ФБЛПН ЗЕОЕТБМЙФЕФЕ — ЙЪ ЮЙУМБ ВЩЧЫЙИ ЖЕМШДЖЕВЕМЕК Й ХОФЕТПЧ, ОБЙВПМЕЕ СТЛЙН Й ЧУЕУФПТПООЙН ЧПРМПЭЕОЙЕН ЛПФПТПЗП СЧМСЕФУС МЙЮОПУФШ з. л. цХЛПЧБ, ЗЕОЕТБМБ БТНЙЙ Ч 1941 З. — ХДЙЧЙФЕМШОП ОЕ ФП, ЮФП лТБУОБС бТНЙС ФЕТРЕМБ РПТБЦЕОЙС, Б ФП, ЮФП ПОЙ ОЕ РТЙПВТЕМЙ ЕЭЕ ВПМЕЕ ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛПЗП ИБТБЛФЕТБ.

лТБУОХА бТНЙА ЧП НОПЗПН УРБУМП ФП, ЮФП ХТПЧЕОШ ЧПЕООПЗП ЙУЛХУУФЧБ ЗЙФМЕТПЧУЛПЗП ЗЕОЕТБМЙФЕФБ ПЛБЪБМУС ФБЛЦЕ ОБНОПЗП ОЙЦЕ ФПЗП, ЛБЛПК ЙНЕМЙ ЛБКЪЕТПЧУЛЙЕ ЗЕОЕТБМЩ ЧП ЧТЕНС рЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ. пВ ЬФПН НЙНПИПДПН ХРПНСОХМ Ч УЧПЙИ НЕНХБТБИ л. л. тПЛПУУПЧУЛЙК.

ьФП РПДФЧЕТЦДБЕФУС ЛПОЛТЕФОЩНЙ ЖБЛФБНЙ. лПЗДБ Ч БРТЕМЕ 1918 З. ПДЙО ЙЪ ЗЕТНБОУЛЙИ ЛПТРХУПЧ, ОБРТБЧМЕООЩИ Ч лТЩН У ГЕМША ЕЗП ЪБИЧБФБ, УФПМЛОХМУС ОБ рЕТЕЛПРУЛПН РЕТЕЫЕКЛЕ У ЮБУФСНЙ лТБУОПК бТНЙЙ лТЩНБ, ФП ЛПНБОДПЧБЧЫЙК ЙН ЗЕОЕТБМ лПЫ ОЕ УФБМ ЫФХТНПЧБФШ ЪБОЙНБЕНЩЕ ЛТБУОПБТНЕКУЛЙНЙ ЮБУФСНЙ ЧЩЗПДОЩЕ РПЪЙГЙЙ Ч МПВ, Б РТЕДРПЮЈМ ПВПКФЙ ЙИ ЧВТПД, ЮЕТЕЪ уЙЧБЫУЛПЕ ПЪЕТП, ЧЩКДС ФБЛЙН ПВТБЪПН Ч ФЩМ ПВПТПОСЧЫЙНУС.

уРХУФС 33 ЗПДБ, Ч УЕОФСВТЕ-ПЛФСВТЕ 1941 З., ФБЛПЕ ТЕЫЕОЙЕ РТПУФП ОЕ РТЙЫМП Ч ЗПМПЧХ ЛПНБОДХАЭЕНХ ЫФХТНПЧБЧЫЕК РЕТЕЛПРУЛЙЕ ХЛТЕРМЕОЙС 11-К ОЕНЕГЛПК БТНЙЙ ЗЕОЕТБМ-РПМЛПЧОЙЛХ нБОЫФЕКОХ. пО РТЕДРПЮЕМ ЗОБФШ УЧПЙ ДЙЧЙЪЙЙ Ч МПВ ОБ РЕТЕЛПРУЛЙЕ ХЛТЕРМЕОЙС, РПФЕТСЧ РТЙ ЙИ ЧЪСФЙЙ ЪБ ДЧБ НЕУСГБ 10 ФЩУ. УПМДБФ Й ПЖЙГЕТПЧ ХВЙФЩНЙ, ЙМЙ УФПМШЛП ЦЕ, УЛПМШЛП ЧУЕ ЗЕТНБОУЛЙЕ ЧППТХЦЕООЩЕ УЙМЩ РПФЕТСМЙ Ч 1939 З. ЧП ЧТЕНС ЪБИЧБФБ рПМШЫЙ. нЩУМШ П ЧПЪНПЦОПУФЙ ПВПКФЙ УПЧЕФУЛЙЕ РПЪЙГЙЙ ЧВТПД ЮЕТЕЪ уЙЧБЫ ОЕ РТЙЫМБ Ч ЗПМПЧХ нБОЫФЕКОХ Й УРХУФС 10 МЕФ, ЛПЗДБ ПО РЙУБМ НЕНХБТЩ «хФЕТСООЩЕ РПВЕДЩ».

чРТПЮЕН, ФБЛПЕ РПОЙЦЕОЙЕ ПРЕТБФЙЧОП-ФБЛФЙЮЕУЛПЗП ХТПЧОС ЗЕТНБОУЛПЗП ЗЕОЕТБМЙФЕФБ ЧРПМОЕ ПВЯСУОЙНП. йНЕС 16 МЕФ (1919-1934 ЗЗ.) БТНЙА Ч ЛПМЙЮЕУФЧЕ 100 ФЩУСЮ ЮЕМПЧЕЛ, ВЕЪ ВПЕЧПК БЧЙБГЙЙ, ФБОЛПЧ Й ФСЦЕМПК БТФЙММЕТЙЙ, ОЕМШЪС ВЩМП ОЕ ХФТБФЙФШ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ОБЧЩЛЙ Ч ЧПЦДЕОЙЙ ЛТХРОЩИ НБУУ ЧПКУЛ.

* * *

рПВЕДЩ лТБУОПК бТНЙЙ УФБМЙ ЧПЪНПЦОЩ ФПМШЛП ФПЗДБ, ЛПЗДБ Ч 1941-1942 ЗЗ. РПД ЧМЙСОЙЕН ЧПЕООЩИ ОЕХДБЮ УХЭЕУФЧЕООП ПВОПЧЙМУС ЕЕ ЗЕОЕТБМШУЛЙК ЛПТРХУ. лПЗДБ ЗЕОЕТБМШУЛЙЕ ЪЧБОЙС Й ДПМЦОПУФЙ УФБМЙ РПМХЮБФШ ТПДЙЧЫЙЕУС Ч 1901-1910 ЗЗ. РПМЛПЧОЙЛЙ, ЛПФПТЩЕ РПУФХРЙМЙ ОБ УМХЦВХ Ч лТБУОХА бТНЙА ТСДПЧЩНЙ ЛТБУОПБТНЕКГБНЙ Ч ЗПДЩ ЗТБЦДБОУЛПК ЧПКОЩ ЙМЙ Ч 20-Е ЗПДЩ. оБЙВПМЕЕ ЙЪЧЕУФОЩН ЙЪ ЬФПЗП РПЛПМЕОЙС ЗЕОЕТБМПЧ лТБУОПК бТНЙЙ СЧМСЕФУС й. д. юЕТОСИПЧУЛЙК, ЛПФПТЩК ОБЮБМ Ч 1941 З. ЧПКОХ Ч ЪЧБОЙЙ РПМЛПЧОЙЛБ, Б РПЗЙВ Ч 1945-Н Ч ЪЧБОЙЙ ЗЕОЕТБМБ БТНЙЙ.

зЕОЕТБМЩ, ЛПФПТЩЕ ОБЮЙОБМЙ УЧПА ЧПЕООХА ЛБТШЕТХ ЛТБУОПБТНЕКГБНЙ Ч ЗПДЩ ЗТБЦДБОУЛПК ЧПКОЩ ЙМЙ Ч 20-Е ЗПДЩ, ПФОПУЙМЙУШ Л РПДЮЙОЕООЩН ВЕЪ ЖЕМШДЖЕВЕМШУЛП-ХОФЕТУЛПЗП ИБНУФЧБ Й ЗПТБЪДП МХЮЫЕ ЧПЕЧБМЙ.

чЕУШНБ РПЛБЪБФЕМШОБ Ч ЬФПК УЧСЪЙ ВЙПЗТБЖЙС зЕТПС уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ й. л. рТПЧБМПЧБ. ч 1927 З. ПО — ТБВПЮЙК-ЫБИФЕТ, Ч ЧПЪТБУФЕ 21 ЗПДБ РТЙЪЩЧБЕФУС Ч лТБУОХА бТНЙА. ч 1929 З. ЛПНБОДЙТПН РХМЕНЕФОПЗП ТБУЮЕФБ РТЙОЙНБЕФ ХЮБУФЙЕ Ч ВПСИ У ЛЙФБКГБНЙ ОБ лчцд. рПУМЕ ПЛПОЮБОЙС ДЕКУФЧЙФЕМШОПК ЧПЕООПК УМХЦВЩ Ч 1930 З. РПУФХРБЕФ Ч РЕИПФОПЕ ХЮЙМЙЭЕ. ч 1932-1936 ЗЗ. ЛПНБОДХЕФ ЧЪЧПДПН, ТПФПК. ч 1937 З. ПЛБОЮЙЧБЕФ ЛХТУЩ УТЕДОЕЗП ЛПНБОДОПЗП УПУФБЧБ Й Ч ЪЧБОЙЙ ЛБРЙФБОБ ОБЪОБЮБЕФУС ОБЮБМШОЙЛПН ЫФБВБ УФТЕМЛПЧПЗП РПМЛБ. уРХУФС ЗПД, Ч БЧЗХУФЕ 1938-ЗП, ПО, ЛПНБОДХС 120-Н УФТЕМЛПЧЩН РПМЛПН 40-К УФТЕМЛПЧПК ДЙЧЙЪЙЙ, ХЮБУФЧХЕФ Ч ЫФХТНЕ УПРЛЙ ъБПЪЕТОБС Ч ИПДЕ УПЧЕФУЛП-СРПОУЛПЗП ЛПОЖМЙЛФБ ОБ ПЪЕТЕ иБУБО. чП ЧТЕНС ПДОПЗП ЙЪ ВПЕЧ РПМХЮБЕФ ФСЦЕМПЕ ТБОЕОЙЕ Й Ч ЗПУРЙФБМЕ ХЪОБЕФ П РТЙУЧПЕОЙЙ ЕНХ ЪЧБОЙС зЕТПС уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ Й П ДПУТПЮОПН РТПЙЪЧПДУФЧЕ ЙЪ ЛБРЙФБОПЧ Ч РПМЛПЧОЙЛЙ.

пДОБЛП ФБЛПК ЗПМПЧПЛТХЦЙФЕМШОЩК ЧЪМЕФ ОЕ ЧЩЪЧБМ Х ОЕЗП РЕТЕПГЕОЛЙ УЧПЙИ ЧПЪНПЦОПУФЕК, Й ЛПЗДБ РПУМЕ ЕЗП ЧЩИПДБ ЙЪ ЗПУРЙФБМС, ЛПНБОДХАЭЙК УПЧЕФУЛЙНЙ ЧПКУЛБНЙ ОБ дБМШОЕН чПУФПЛЕ ЛПНЛПТ ыФЕТО РТЕДМПЦЙМ ЕНХ ДПМЦОПУФШ ЛПНБОДЙТБ ДЙЧЙЪЙЙ, ФП 32-МЕФОЕЗП УЧЕЦЕЙУРЕЮЕООПЗП РПМЛПЧОЙЛБ ПИЧБФЙМЙ ФБЛЙЕ ТБЪДХНШС:

«йФБЛ, НОЕ РТЕДМБЗБМЙ ЛПНБОДПЧБФШ ДЙЧЙЪЙЕК. с РПОЙНБМ, ЮФП ВПЕЧПК ПРЩФ Х НЕОС ЕУФШ, ОП ПО ОЙЛБЛ ОЕ НПЗ ЛПНРЕОУЙТПЧБФШ ОЕДПУФБФПЮОПУФШ НПЕЗП ЧПЕООПЗП ПВТБЪПЧБОЙС. рП УХФЙ ДЕМБ, ПРЕТБФЙЧОПЕ ЙУЛХУУФЧП ВЩМП ДМС НЕОС ЪБ УЕНША РЕЮБФСНЙ. рПРБЧ Ч ЗПУРЙФБМШ, Ч ЙЪВЩФЛЕ ЙНЕС ЧТЕНС ДМС ТБЪНЩЫМЕОЙС, С РТЙЫЕМ Л ЧЩЧПДХ, ЮФП ЗМБЧОБС НПС ЪБДБЮБ — ХЮЙФШУС. тПДЙМБУШ НЕЮФБ ПВ БЛБДЕНЙЙ ЙН. жТХОЪЕ» .

лПЗДБ рТПЧБМПЧ Ч ПФЧЕФ ОБ РТЕДМПЦЕОЙЕ ыФЕТОБ РТЙОСФШ ЛПНБОДПЧБОЙЕ ДЙЧЙЪЙЕК УЛБЪБМ, ЮФП ЦЕМБЕФ РПУФХРЙФШ Ч БЛБДЕНЙА, ФП ФПФ ЧПУРТЙОСМ ЬФП ЛБЛ МЙЮОПЕ ПУЛПТВМЕОЙЕ. ъБФЕН БОБМПЗЙЮОБС УГЕОБ РПЧФПТЙМБУШ Ч ТБЪЗПЧПТЕ У ОБЮБМШОЙЛПН ХРТБЧМЕОЙС РП ЛПНБОДОПНХ Й ОБЮБМШУФЧХАЭЕНХ УПУФБЧХ олп БТНЕКУЛЙН ЛПНЙУУБТПН 1-ЗП ТБОЗБ эБДЕОЛП. й ФПМШЛП РТПСЧМЕООБС рТПЧБМПЧЩН ЧПМС, ОБУФПКЮЙЧПУФШ РПЪЧПМЙМЙ ЕНХ ОБУФПСФШ ОБ УЧПЕН Й РПУФХРЙФШ Ч БЛБДЕНЙА. уЧПК ТБУУЛБЪ ПВ ЬФПН рТПЧБМПЧ ЪБЛМАЮЙМ УМЕДХАЭЙН НОЕОЙЕН:

«лПЗДБ С МЕФЕМ Ч уФБМЙОП, С ЧДТХЗ РТЕДУФБЧЙМ УЕВЕ, ЮФП 383-А УФТЕМЛПЧХА ДЙЧЙЪЙА РТЙВЩМ ЖПТНЙТПЧБФШ ФПФ УБНЩК УЧЕЦЕЙУРЕЮЕООЩК РПМЛПЧОЙЛ ЙЪ 1938 ЗПДБ. чПФ РПУМЕ БЛБДЕНЙЙ — Ч УБНЩК ТБЪ».

ч УЧЕФЕ ЧЩЫЕУЛБЪБООПЗП МАВПРЩФОП, ЮФП ЙЪ РСФЙ НБТЫБМПЧ 1937 ЗПДБ МЙЫШ вХДЕООЩК, ОЕЧЪЙТБС ОБ УМБЧХ Й ЮЙОЩ, Ч ЧПЪТБУФЕ 49 МЕФ ЪБЛПОЮЙМ БЛБДЕНЙА. х ПУФБМШОЩИ «ТХЛЙ ОЕ ДПЫМЙ».

рПДЧЕУФЙ ЙФПЗ ЗМБЧЩ ДБДЙН СТПНХ «БОФЙЛПННХОЙУФХ» — чБУЙМА вЩЛПЧХ. ч ПРХВМЙЛПЧБООПК ЙН Ч 1995 ЗПДХ УФБФШЕ, РПУЧСЭЕООПК «ГЕОЕ» ЧПКОЩ Й ЛТБКОЕ ТЕЪЛП «ПВМЙЮБАЭЕК» НЕФПДЩ ЕЕ ЧЕДЕОЙС, ч. вЩЛПЧ ЧНЕУФЕ У ФЕН ХФЧЕТЦДБЕФ ЙУИПДС ЙЪ УЧПЕЗП ЧПЕООПЗП ПРЩФБ:

«уХЭЕУФЧХЕФ ТБУРТПУФТБОЕООЩК НЙЖ П ФПН, ЮФП ОЕХДБЮЙ РЕТЧПЗП РЕТЙПДБ ЧПКОЩ ЧЩЪЧБОЩ, ЛТПНЕ РТПЮЕЗП, ТЕРТЕУУЙСНЙ УТЕДЙ ЧЩУЫЕЗП ЛПНУПУФБЧБ лТБУОПК бТНЙЙ... оП ЧЕДШ ТЕРТЕУУЙТПЧБМЙ ОЕ ЧУЕИ... й РЕТЧЩЕ ЦЕ НЕУСГЩ ЧПКОЩ РПЛБЪБМЙ РПМОХА ОЕУРПУПВОПУФШ РТЕЦОЕЗП ЛПНБОДПЧБОЙС... пЮЕОШ УЛПТП ОБ РПМЛПЧПДЮЕУЛЙЕ ДПМЦОПУФЙ РП РТБЧХ ЧЩДЧЙОХМЙУШ ДТХЗЙЕ ЛПНБОДЙТЩ... Й, ЛБЛ ОЙ УФТБООП, ЙНЕООП ОБ ЙИ ПРЩФЕ ЛПЕ-ЮЕНХ ОБХЮЙМУС Й уФБМЙО. нПЦЕФ ВЩФШ, ЧРЕТЧЩЕ Ч УПЧЕФУЛПК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ХУФБОПЧЛЙ ВЩМЙ ПФПДЧЙОХФЩ Ч УФПТПОХ...»


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: