Эссе образ медработника в русской литературе

Эти специалисты нередко помогают больным не только делом, но и словом. Сегодня, 12 мая, они отмечают свой профессиональный праздник

Егор Лодыгин

Медсестра (или медбрат) прежде всего должна быть ответственным человеком. Она должна осознавать, что ее профессия важна, от нее зависит, насколько быстро выздоровеет человек. Очень важно с добром относиться к каждому пациенту, помогать, где-то выслушать, помочь словом. Еще такой специалист должен быть опрятно одет, чтобы на него было приятно посмотреть. Стрессоустойчивость, сдержанность и храбрость в таком деле тоже очень важны.

Татьяна Хамедова:

- Медсестра должна быть доброй, понимающей, аккуратной, сдержанной, воспитанной. Очень важно образование, она должна понимать, что от любой мелочи зависит жизнь человека. К каждому делу относиться добросовестно и ответственно. Хотя медсестры и медбратья и являются помощниками врача, но на них тоже лежит немалая ответственность, это надо понимать каждому, кто связывает свою жизнь с такой профессией.

Мнение специалиста

Порошин Анатолий, студент АГМА, руководитель волонтерского отряда «Седьмой лепесток»:

- Я не понаслышке знаю, как нелегок труд медицинского работника, но еще я знаю, насколько он важен. Каждому человеку в принципе, ну а медику в частности, необходимо на протяжении всей жизни развивать в себе такие качества личности, как милосердие, сострадание, сочувствие ближнему, добросердечность, чуткость и внимательность по отношению к пациентам. Получая высшее медицинское образование, я осознаю, что в первую очередь очень важны знания и навыки. И любое задание, данное врачом среднему медицинскому работнику, будет выполнено так хорошо, насколько он профессионал своего дела.

Каким должен быть специалист

1. Компетентный.

2. Ответственный.

3. Аккуратный.

4. Вежливый.

5. Умеющий сострадать.

6. Стрессоустойчивый.

7. Опрятный и привлекательный.

Кстати

Парней - средний медперсонал - привыкли называть медбратьями, но это неофициальное название профессии. В документах - дипломе, трудовой и в штатном расписании - у парней, среднего медперсонала, стоит запись «медсестра».

Эссе: "Образ медицинского работника в русской литературе". ФИО АВТОРА: Чистова Анастасия Александровна (руководитель Санфирова С.В.) Город Набережные Челны, ГАОУ СПО РТ "Набережночелнинский медицинский колледж", специальность "Сестринское дело", гр.111, 1 курс e-mail: [email protected] "Профессия медика - подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов". А. П. Чехов Символика медицинского работника непосредственно связана с православной духовностью русской литературы. Врач в высшем смысле - это Христос, изгоняющий самые свирепые недуги своим Словом, более того - побеждающий смерть. В ряду притчевых образов Христа - пастырь, строитель, жених, учитель - отмечен и врач: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф., 9, 12). Именно такой контекст рождает предельную требовательность к "эскулапу", и поэтому во все времена отношение к медикам жестко и критично: умеющий только лишь пустить кровь и потчевать от всех болезней содой слишком далек от христианской стези, если не становится враждебен ей (Христиан Гибнер - гибель Христа), но даже возможности самого способного врача не сравнятся с чудом Христа. "Что для медицинского работника важнее: доброта и чуткость или профессиональные навыки?" Ответ на этот вопрос мы получим, проследив образы медиков в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин весьма не благоволил лекарям того времени, поэт, как известно, в свое время "убежал от Эскулапа, худой, обритый, но живой". В "Евгении Онегине" у него о врачах всего две строки, но, сколько в них заложено тайного смысла и отчаяния о состоянии медицины и профессионального уровня врачей: "Все шлют Онегина к врачам, Те хором шлют его к водам..." А в "Дубровском" "лекарь, по счастию не совершенный невежда" появляется лишь однажды, но читатель легко поймет, с каким вздохом облегчения писал русский гений эти строки, мол, слава богу, хоть на кого-то есть надежда. У Николая Гоголя мы встречаем в "Ревизоре" шарлатана Христиана Гибнера и "великого инквизитора" из "Записок сумасшедшего". Матушки святы, как жить больному страшно! Кажется, отношение литераторов к врачу достигло своего дна. И тут, словно маяк в бушующем море негатива, на литературную сцену Михаил Лермонтов выводит Вернера ("Герой нашего времени"), а Лев Толстой в "Войне и мире" показывает, как хирург после операции склоняется над раненным пациентом, чтобы поцеловать его. Так раскрывается суть профессии врача, приближенной к основам и сущностям бытия: рождение, жизнь, страдание, сострадание, упадок, воскрешение, мука и мучительство, наконец, сама смерть. Эти мотивы, безусловно, захватывают личность каждого, но именно во враче они сосредоточены как нечто должное, как судьба. Поэтому, кстати, так остро воспринимается плохой или ложный медик: это шарлатан самого бытия, а не только своей профессии. Литературный герой может быть разным: в одной книге он воин, сражавшийся за честь и славу своего народа, в другой книге пират, ищущий приключение в морских пучинах, а где то он медик, да-да, именно медик. Ведь люди просто не замечают, что чувствует медицинский работник, когда спасает человека, что он делает ради выздоровления его. На что он готов пойти, что бы спасти сотни жизней. Медики - представители одной из сложнейших профессий. В их руках находится жизнь человека. Не многие кто в русской классической литературе взяли в жанр медицину и ее обстановку: А. Солженицын "Раковой корпус", А. Чехов "Палата№6", М. Булгаков "Записки юного врача", "Морфий"и т.д. Более того, немало талантливейших писателей пришло в русскую литературу из медицины: Чехов, Вересаев, Булгаков и т.д.. Литературу и медицину сближает глубочайший интерес к человеческой личности, поскольку именно неравнодушное отношение к человеку определяет истинного писателя и истинного врача. Профессия врача отпечаталась на всём творчестве Булгакова. Но особый интерес представляют те произведения, где отображены врачебная деятельность самого писателя и связанные с этим переживания, а это, прежде всего, "Записки юного врача" и "Морфий". В этих произведениях "заложены глубокие человеческие проблемы соприкосновения врача с пациентом, трудность и важность первых контактов врача-практика, многосложность его воспитательной роли в контакте с болящим, страдающим, испуганным и беспомощным элементом населения". М. А. Булгаков - писатель интересный, со своей особенной творческой судьбой. Стоит заметить, что изначально Булгаков занимался совсем другой деятельностью. Он учился на врача и долгое время работал по профессии. Поэтому во многих его произведениях звучит медицинская тема. Так, Булгаков создает целый цикл рассказов и повестей, объединенных названием "Записки юного врача". Они связаны единым героем-рассказчиком - молодым доктором Бомгардом. Именно его глазами мы видим все описываемые события. Повесть "Морфий" показывает постепенное превращение человека в полного раба наркотического дурмана. Это особенно страшно, потому что наркоманом становится врач, университетский приятель доктора Бомгарда Сергей Поляков. Доктор Поляков в своем дневнике оставил предупреждение всем людям. Это исповедь глубоко больного человека. Автор выдает нам очень достоверный материал именно потому, что использует дневниковую форму записи. Он показывает обратное развитие человека, от нормального состояния до окончательного порабощения души наркотиками." Мы видим, что Антон Павлович Чехов уделял большое внимание как медицинской деятельности, так и писательской, и считал, что медицинские, естественнонаучные знания помогли ему избегнуть многих ошибок в писательстве и помогли глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений. Хочу остановиться на рассказе "Ионыч", в котором автор поведал историю молодого доктора, приехавшего работать в провинцию, и спустя годы превратившегося в обывателя, живущего одиноко и скучно. Он очерствел и стал равнодушен к своим больным. Образ Ионыча - предостережение всем молодым врачам, вступающим на путь служения людям: не стать равнодушными, не очерстветь, не остановиться в своем профессиональном развитии, преданно и бескорыстно служить людям. О своей первой и главной профессии Чехов писал: "Медицина - это так же просто и так же сложно, как и жизнь". Подводя итоги, можно сказать, что образ медицинского работника в русской литературе не только один из самых распространенных, но и один из самых глубоких и наполненных по количеству тех проблем и вопросов, которые он призван был выделить и заострить. Это и вопрос социального устройства государства, и вопросы религии, морали и этики. Образ врача часто имеет большое значение, когда в произведении речь идет об основных модусах человеческого существования: заботе, страхе, решимости, совести. Это неудивительно, поскольку проникнуть в самый корень человеческого существования можно только в таких пограничных ситуациях, с которыми часто имеет дело именно медик: борьба, страдание, смерть. В русской литературе образ врача прошел длинный и интересный путь от шарлатана к романтическому герою, от романтического героя к приземленному материалисту и от материалиста к носителю морали, герою ведающему истиной, знающему все о жизни и смерти, несущему ответственность за других в самом широком смысле. "Будучи даже обыкновенным средним человеком, медик всё-таки, в силу самой свое профессии, делает больше добра и проявляет больше бескорыстия, чем другие люди". В. В. Вересаев

  1. Испытывал (а) ли Вы трудности, связанные с выбором профессии? С чем они были связаны? Если нет, то что позволило Вам определиться с выбором?
  2. Чем интересна Вам профессия, которую Вы выбрали? Совпадают ли Ваши личные интересы с избранной профессией?
  3. Считаете ли Вы, что особенности Вашего характера подойдут профессии, которую Вы выбрали?
  4. Размышлял (а) ли ты о своих способностях, интересах как свойствах личности, которые в определенной мере могут быть востребованы в Вашей будущей профессии. Какие это интересы и способности?
  5. Выбирая профессию, задумывались ли Вы о репутации медицинского колледжа? Что Вы знаете о колледже? Откуда Вы это узнали?
  6. Как Вы понимаете милосердие? Сестра милосердия в современном здравоохранении. Ваше видение.
  7. Что Вы считаете ценным в жизни? А какие ценности, на Ваш взгляд, должны быть у медработника?
  8. Есть ли у Вас личный профессиональный план? Кем Вы себя видите после окончания колледжа? А кем Вы будете через 10 лет?
  9. Назовите качества, которые, по Вашему мнению, присущи Вам?
  10. Назовите качества, которые, как Вам кажется, будут необходимы для овладения будущей профессией?
  11. Встречались ли Вы с человеком, которого можно считать профессионалом в области медицины (здравоохранения)?
  12. Каким Вы представляете идеал медработника? Его образ в публикациях, произведениях художественной литературы, кино- и телефильмах?
  13. Чем Вы в большей степени руководствовались в выборе профессии? Своими интересами («ХОЧУ»), возможностями Вашей личности («МОГУ»), потребностями общества («НАДО»)?
  14. Назовите, что может явиться причиной прекращения профессиональной деятельности для медработника?
  15. Готовили ли Вы себя к выбранной профессии? Каким образом?
  16. Перечислите лиц, которые оказали влияние на Вас в выборе профессии?
  17. Перечислите, что необходимо сделать, чтобы стать хорошим специалистом в области здравоохранения?
  18. Каким образом Вы узнали о медицинском колледже?
  19. Что Вы ожидаете от поступления и обучения в колледже?
  20. Что может оказать влияние на уровень Вашей профессиональной подготовки?
  21. Как Вы представляете себя в профессии через 7-10 лет и как собираетесь этого добиться?
  22. Что бы Вы хотели видеть в своей работе, чтобы она стала идеальной?
  23. Если Вы столкнетесь с серьезными трудностями в Вашей работе, что постараетесь предпринять?
  24. У всех имеются какие-то негативные черты, которые хотелось бы исправить. Не так ли? Не назовете ли и Вы три свои черты, которые вам хотелось бы исправить?
  25. Чем бы Вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении?
  26. Если бы Вы могли свободно выбирать служебное положение, звание, отрасль, предприятие или институт, кем бы Вы охотнее были или стали?
  27. Знаете ли Вы рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере Вашей будущей профессиональной деятельности?
  28. В чем Вы видите главные преимущества Вашей будущей работы?
  29. Ваш выбор профессии - это удовлетворение ожиданий родителей? Или это личные надежды и стремления? Аргументируйте!
  30. Охарактеризуйте ценности медицинской профессии.
  31. Что Вас привлекает в избранной специальности?
  32. Что, по-Вашему мнению, означает гуманизм?
  33. Что Вы вкладываете в понятие милосердие?
  34. Как Вы понимаете слова матери Терезы: «Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям».
  35. С какими трудностями, по-Вашему, сталкивается медицинский работник (на примере выбранной Вами специальности)?
  36. Какие Ваши личностные качества, по Вашему мнению, позволят Вам быть успешным в процессе обучения и в будущей профессиональной деятельности?
  37. Каковы Ваши жизненные идеалы на данный момент? Связаны ли они с профессиональными целями?
  38. Опишите образ Вашего профессионального будущего. Чего Вы хотите добиться в профессии?
  39. Как Вы понимаете слова матери Терезы: «Самое важное лекарство – это любовь и забота».
  40. Как Вы понимаете слова матери Терезы: «Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям».
  41. Как Вы понимаете слова матери Терезы: «Не ждите лидеров, действуйте сами».
  42. Как Вы понимаете слова матери Терезы: «Мир начинается с улыбки».
  43. Как Вы понимаете слова матери Терезы: «Худшее заболевание на сегодняшний день – не лепра и туберкулез, а скорее чувство ненужности».
  44. Как Вы понимаете слова матери Терезы: «Добро, которое Вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра. Все равно творите добро».
  45. Как Вы понимаете слова матери Терезы: «Милосердие – это огромная сила, связывающая и объединяющая людей. Милосердие сближает сильней кровного родства и преданной дружбы».
  46. Склонны ли Вы к проявлению инициативы?
  47. В каком случае Вы будете удовлетворены результатами своей работы?
  48. Что Вы предпринимаете, когда сталкиваетесь с препятствием на своем жизненном пути?
  49. Способны ли Вы эффективно спланировать порядок действий для себя, чтобы достичь цели? Приведите пример из жизни.
  50. Опишите, пожалуйста, случай, когда Вы взяли на себя ответственность за других?
  51. Приходилось ли Вам менять стратегию поведения, чтобы более эффективно справиться с жизненной ситуацией? Важно ли это умение для будущей профессии?
  52. Как Вы думаете, способны ли Вы изменить свое поведение, следуя принципам здорового образа жизни?
  53. «Одно из условий выздоровления – желание выздороветь» (Сенека). Может ли медицинский работник помочь пациенту в обретении этого желания? Каким образом?
  54. «Надежда выздороветь – половина выздоровления» (Вольтер). Кто может поддержать надежду пациента в выздоровление?
  55. Ваше отношение к рискованному поведению медицинских работников (курение, алкоголь)?
  56. Как Вы относитесь к вредным привычкам медицинских работников?
  57. Как Вы думаете, что значимо для общения медработника и пациента?
  58. Каким Вы представляете себе свой путь в профессии?
  59. Считаете ли Вы профессию медицинского работника престижной?
  60. Считаете ли Вы избранную специальность востребованной?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: