Бить по попе ребенка или нет. Что будет, если ребенка не наказывать совсем? Почему нельзя бить по рукам

Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя: нельзя трогать, брать, делать. Эти «нельзя» могут меняться по мере взросления ребёнка. Например, нельзя трогать ножницы, провода. Но вот малыш подрос и уже знает, как пользоваться ножницами, что такое провода и зачем они нужны, соответственно и запреты относительно этих вещей либо снимаются, либо меняются, появляются новые.

Часто родители жалуются, что ребёнок не понимает слово «нельзя», и поэтому определённый этап детства малыша превращается в череду скандалов. Чтобы этот период в жизни семьи прошел относительно спокойно, рекомендуется соблюдать несколько правил.

  1. Этих «нельзя» должно быть немного, пусть это будет 5 основных, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша.
  2. Эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения родителей.

Обучать ребёнка, как необходимо реагировать на ограничения, можно, например, так. Ребёнку нельзя подходить к газовой плите и трогать краники на ней. Как только малыш приближается к плите, мама должна взять его на руки и отнести от запретного, при этом посмотреть малышу в глаза и сказать строго «нельзя», показывая на плиту. Так может продолжаться некоторое время, пока ребёнок не научится реагировать только на слово и маме не нужно каждый раз срываться с места и оттаскивать его от плиты. Конечно, периодически могут быть проверки со стороны ребёнка, провокации, но это уже не будет требовать от родителей много сил и времени.

Чтобы научить годовалого малыша, верно реагировать на слово «нельзя», от родителей потребуется немного времени, терпения и согласованности (если мама запрещает а папа разрешает, то ничего не получится).

Зато в последующем у таких родителей будет намного меньше воспитательных проблем при введении новых правил по мере взросления малыша. И тогда меньше будет поводов для раздражения родителей и агрессии ребёнка. Естественно, что под «нельзя» попадает гораздо больше предметов и вещей, чем 5. Родители определяют основное, остальное либо нужно на время убрать из поля зрения ребёнка, либо сразу учить правильному отношению и использованию.

Конечно, бывают моменты, когда мама «взрывается», это естественно, мама не машина, которую можно запрограммировать. Что же делать в таких случаях? Лучший способ сказать ребёнку о своём состоянии. Например, так: «Я очень рассердилась, я устала, твоё (проговаривается поведение ребёнка) вызывает во мне (проговариваются чувства мамы), мне это (проговаривается отношение), я хочу, чтобы (проговаривается желаемые отношения, поведение).»

На первый взгляд это кажется сложным. Но родителей это не должно пугать. Нужно немного потренироваться, и вы почувствуете, насколько изменятся ваши отношения с малышом: не доводя дело до физического наказания и «обзывания», вы не будете мучиться чувством вины перед ребёнком за своё недостойное поведение, а, следовательно, не станет поводов для непоследовательного воспитания. Кроме того, вы демонстрируете ребёнку не агрессивное поведение, а способ выражения своего гнева в социально приемлемой форме, чему он у вас и будет учиться.

Высказывание чувств снимает эмоциональное напряжение мамы. Но бывают и такие ситуации, когда реакция мамы должна быть очень быстрой, и она не успевает собраться с мыслями, чтобы всё объяснить ребёнку. Например, вы моете пол и говорите малышу, что подходить и играть в грязной воде нельзя. Несколько раз вы оттаскиваете ребёнка от ведра воды, но вот слышите звук разливающейся воды, поворачиваете голову и видите, что малыш опрокидывает ведро на пол. В таких ситуациях вполне допустимо шлёпнуть его по попе (здесь речь идёт о единичном шлепке, а не об избиении ребёнка до боли в руке). Это и маме позволит «выпустить пар», и малышу будет понятна реакция на случившееся. Кроме того, этот способ будет более безопасен для обоих, чем, если мама будет сдерживаться из последних сил, стараться говорить спокойным голосом. У такой « правильной» мамы напряжение и раздражение обязательно накопится, и будет достаточно очень небольшого толчка (ребёнок запнулся, что-то уронил), чтобы весь сдерживаемый гнев обрушился на малыша. А он не готов к такой эмоциональной реакции, которая неравноценна совершенному ребёнком проступку. Такие реакции мамы более травматичны для формирующейся психики ребёнка и способствуют его деструктивному, агрессивному поведению.

Годовалый ребёнок - исследователь. У него два органа, с помощью которых он познаёт качества и свойства предметов: руки и язык. Именно пальчиками ребёнок узнаёт, что стол - гладкий, диван - шершавый, щёки мамы - нежные и гладкие, а папы - колючие. Это потом, когда ребёнок повзрослеет, ему достаточно будет посмотреть на предмет, чтобы понять, какой он.

МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА ПО РУКАМ БИТЬ НЕЛЬЗЯ.

Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоционально - познавательный процесс ребёнка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования. Вполне естественно, что ребёнок злится, ведёт себя агрессивно. Постоянно повторяющиеся наказания могут, наконец, достичь своей цели: ребёнок перестанет трогать руками предметы, но нереализованный интерес и вызванная этим злость никуда не денутся. Если запретов слишком много и они жестоки, то гнев уйдёт внутрь и, будет разрушать ребёнку а, скажется на его психическом и физическом здоровье. Либо он проявится в других ситуациях, вроде бы не располагающих к агрессии: игра, отношения с родителями, другими взрослыми, детьми. Но самое страшное, чего могут добиться родители битьём детей по рукам, - они закрепят боязнь изучения нового, проявления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что ребёнок не любознательный.

Далеко не каждый ребенок воспринимает родительское «нельзя» правильно и своевременно. Поэтому и взрослые не всегда отличаются спокойствием в вопросах воспитания детей. Так или иначе, родителям приходится прибегать к наказаниям. Но, почему детей нельзя бить по рукам, а также, как найти ту самую золотую середину в воспитании?

Почему ребенка нельзя бить по рукам?

Дети в большинстве случаев игнорируют запреты родителей. Не удивительно, что взрослые вынужденно прибегают к наказаниям. В идеале, даже в опасной ситуации нужно просто сказать ребенку «нельзя» и отвести его от опасности. При этом важно объяснить и аргументировать запрет. К примеру, можно поднести ручку ребенка достаточно близко к батарее, чтобы он прочувствовал ее тепло, но не обжегся при этом. Так же с осторожностью можно потрогать иголку или ножницы.

Во многом родительское мнение по поводу поведения малышей варьируется в зависимости от сиюминутного настроения. В любом случае в воспитании детей потребуется терпение и юмор.

Повышение голоса не даст должного результата, равно как и физические наказания. Так, многие родители шлепают малышей по рукам или по попе. Но, психологи уверяют, что это категорически недопустимо. Так, почему детей нельзя бить по рукам?

Даже годовалые дети относятся к категории неутомимых исследователей. При этом изучают они окружающее пространство посредством языка и рук. Только так он может прочувствовать гладкие и шершавые поверхности, мягкость и жесткость предметов и пр. Только подросшие дети оценивают свойства предметов по взгляду на них.

Категорически не допустимо бить по рукам ребенка. Дело в том, что такое, с виду простое действие, становится причиной разрушения всего эмоционально-познавательного процесса. Все это подрывает и исследовательское любопытство, что исключительно важно для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Только путем аргументирования поставленных запретов можно научить ребенка уважать чужую собственность и избегать опасности. При этом важно уважать и его самого, и только правильно наказывать.

Что будет, если ребенка не наказывать совсем?

Некоторые родители придерживаются мнения, что ребенку важно обеспечить «счастливое детство», позволяя ему при этом абсолютно все. Они думают, что как только ребенок осознает свое негативное поведение, он и сам начнет вести себя хорошо. Основы данного направления в воспитании заложил доктор Спок, который считал, что в воспитании детей важно уважение и гуманное отношение. При этом любое насилие отрицалось, а запрещающее наказание было не допустимо.

В эпоху коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Сегодня каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает к психологу с этой проблемой. Если в начале 70-х такие нарушения были всего у 4% детей, то на сегодняшний момент их число возросло почти в семь раз.

Как ребенок учится говорить

Речь нужна нам не только для общения, но и для мышления, воображения, управления своим поведением. Активная речь - когда ребенок сам говорит вслух, пассивная - когда он понимает чужую речь. Допустим, вы просите ребенка подать вам ложку, и он подает вам именно ложку, а не что-то другое. Он отличает ложку от вилки, конфету от яблока при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной форм речи происходит не одновременно. Сначала развивается пассивная речь, когда ребенок учится понимать слова, просто слушая окружающих, и лишь потом начинает говорить сам. Важно знать, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Посему важно начинать говорить с малышом как можно раньше. Однако многие родители считают пустой тратой времени разговоры с младенцами, полагая, что те ничего не понимают. И это большое заблуждение, которое впоследствии может привести к беде.

Как исключить аутизм

Если у малыша обнаруживаются отставание речевого развития и симптомы отсутствия стремления к контактам, можно предположить, что этот ребенок - аутист. Такие дети не улыбаются, не оживляются при виде родителей, часто не смотрят в глаза. Но такой диагноз ребенку вы не имеете права ставить самостоятельно. Это может сделать только квалифицированный детский психиатр.

Также полезно проверить слух ребенка у врача-отоларинголога. Доктор может обнаружить и другую проблему - слишком короткую уздечку или слишком крупный язык, что может вызывать трудности при говорении, в результате чего ребенок предпочитает молчать.

Также полезны плановые визиты и к врачу-неврологу. Помните, что речь человека начинает формироваться с рождения. До того, как ребенок произнесет первое слово, его речь проходит стадии гуления и лепет. Именно отсутствие этих стадий может обнаружить невролог. Бывают случаи, когда задержку речевого развития «предвещают» иные сопутствующие диагнозы - обстоятельства рождения, периода беременности, генетические нарушения, повышенный или пониженный тонус мышц и пр.

Опасные гаджеты

Гаджеты современные родители часто используют как няньку для малыша. Пока в руках у чада заветный планшет или телефон, мама успевает сварить обед, постирать белье и даже выгулять собаку… Но, как правило, у такого «компьютерного» ребенка - не только затруднения с речью. Он раскоординирован, имеет проблемы с питанием и засыпанием, излишне раздражителен и агрессивен. Суть в том, что мозг маленького человечка развивается в определенной последовательности. Сначала ребенок учится манипулировать предметами, которые он может взять в руки, лизнуть, бросить на пол. И кубик, которым он играет, непосредственно развивает его. Но кубик на экране планшета не обладает набором свойств, необходимых малышу, и, естественно, не может стимулировать развитие мозга, дать понимание свойств и качеств предметов. Ведь свойства всех виртуальных предметов одинаковы - плоский гладкий экран! Поэтому правило номер один: до трех лет - никаких гаджетов! Для гармоничного развития ваш малыш сначала пусть освоит рисование, конструирование, лепку и придумывание разных историй, научится самостоятельно играть в обычные детские игры, а уж потом садится за компьютер или планшет.

Почему нельзя бить по рукам

Многие знают, что развитие мелкой моторики влияет на развитие речи, и поэтому многие мамы заставляют малышей работать пальчиками. Порой простые упражнения на координацию движений - лепка, рисование карандашами, застегивание пуговиц, шнурование - могут серьезно стимулировать развитие речи. Существуют и обратные процессы: если центры речи и моторики настолько связаны, то бить ребенка по рукам - категорически запрещается! Вспомним фильм "Король говорит", где король Англии Георг VI испытывает большие трудности от заикания, приобретенного в детстве: отец бил его по рукам, переучивая писать правой рукой, поскольку будущий король был левшой.

Особая мишень - «многоязычые» дети

Когда папа и мама говорят на разных языках, дети овладевают произносительной частью речи медленнее и так же медленнее воспринимают звуковые сочетания в языке. Ребенку нужно усвоить не только словесное название тех или иных предметов, но и соотнести их на одном и на другом языке между собой. Здесь есть важные правила: каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке и не заимствовать сам слова из другого языка. Также следует всегда «поправлять» ребенка, если он, говоря на одном языке, использует слова из другого. Нормальное развитие двуязычной речи будет формироваться при условии, если ребенок будет постоянно слышать эту речь, и если у него нет отставания в психическом развитии.

Когда мама - перфекционистка

И самым удивительным образом задержка речи проявляется у детей гиперзаботливых мам. Такие мамы - перфекционистки просто не дают возможности ребенку заговорить. Они улавливают желания малыша по движению его руки, приподнятой брови или выражению лица. У такого ребенка просто нет необходимости говорить! Его понимают даже не с полуслова, а с полубуквы! Уважаемые мамы, помните, что у ребенка должна развиться ПОТРЕБНОСТЬ говорить, а это значит, что он должен иметь возможность сказать о своем желании.

Чтобы он заговорил

Помните, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. Для развития речи ребенка самое главное - как можно больше говорить с ним. Чтобы он мог слышать речь, обращенную к нему лично, а не с экрана телевизора. Комментируйте все бытовые ситуации и события жизни малыша: сборы в садик, уборку постели, прогулку, процесс еды. Важно описывать все, что вы видите с ребенком, все, что вы делаете, и все что вы чувствуете, называя это простыми понятными ему словами. Чтение и заучивание стихов, считалочек тоже очень полезны.

Наши дети растут в новых условиях тотальной занятости родителей, и, к сожалению, их проблемы - следствие стремительной жизни взрослых и отсутствия времени. Надеяться на чудо, что все само рассосется, и ребенок «вдруг» заговорит, не стоит. Такому ребенку еще можно помочь, и в ваших силах сделать это.

Тема, почему бьют по попе, и можно ли бить по попе, поднимается достаточно часто. В первую очередь она интересует молодых родителей. Каждый родитель хотя бы раз давал ребенку по попе, и наверняка за дело. Например, малыш в песочнице начинает отбирать у других детишек игрушки или начинает устраивать громкие истерики на улице, при этом, слов он не понимает, а точнее не хочет понимать. В таком случае родителям приходится прибегать к таким вот похлопываниям. Однако не все родители знают, что делать этого не стоит. Но, почему нельзя бить по попе ребенка?

Почему нельзя бить ребенка по попе

В первую очередь следует знать, что любой удар – это признак вашей слабости. Папа или мама, у которых не получилось совладать с собой, «падают» в глазах своего ребенка. Малыш часто делает из такой ситуации вывод, что своими провокационными действиями он способен взять над родителями верх. Хотя иногда небольшой шлепок по попе способен утихомирить кроху. Куда хуже, если ребенок начинает воспринимать физическую силу, как единственное верное средство для решения абсолютно любой проблемы. В таком случае высока вероятность того, что в будущем он и сам начнет пользоваться этим методом по отношению к окружающим его людям. Обычно маленький ребенок начинает уступать родителям из-за чувства страха, но никак не из-за того, что он признает свою вину. Таким образом, это обозначает, что малыш не извлекает урок из этого наказания, поэтому конфликт не исчезает, а иногда даже перерастает в серьезный кризис в отношениях. Поэтому бить ребенка по попе крайне не желательно. Но если все-таки случилось так, что вы сорвались и шлепнули малыша, то обязательно объясните ему причину данного поступка. Например, можно сказать следующие слова: «Я не хотел этого делать, но твое не хорошее поведение вывело меня из себя». Конечно, каждые родители выбирают свои пути воспитания своего чада. Многих за плохое поведение пороли в детстве родители. И что? Ничего, выросли все здоровыми и умными. Это не значит, что нужно сейчас же браться за ремень, это значит, что решение, шлепать по попе ребенка или нет, полностью ложится только на ваши плечи. Однако стоит обратить внимание на тот момент, что если шлепки по попе стали для вас уже обычной практикой, то знайте, что категорически запрещено бить по попе девочек, достигших 7-летнего возраста. Поскольку такие шлепки могут негативно сказаться на детородных органах!

Нежно бьют по попке малыша

Многих молодых мамочек интересует, почему бьют по попе только что родившегося малыша? Некоторые даже считаю такое поведение врачей неприемлемым. Но, на самом деле сделать это необходимо. Если только что появившийся на свет младенец молчит, значит - он не дышит. А для того, чтобы заставить сделать свой первый вдох и расправить тем самым легкие, акушер и шлепает малыша по попе.

Удары по попе в нашей жизни

И так, почему шлепают по попе малышей – понятно. Но почему уже взрослые люди могут ударить по попе. Например, часто можно заметить, как при просмотре футбольного матча при смене игрока футболист - парень бьет по попе сменяющего его игрока. Такой жест считается у футболистов пожеланием удачи. Поскольку футбол весьма травмоопасный спорт, то часто у игроков могут появляться различные травмы на руках, ногах, плечах, спине, а попа подвержена травмированию меньше всего. Поэтому шлепая по попе, можно быть уверенным, что это не причинит боль. Кстати, некоторые мужчины любят бить девушку по попе. Психологи утверждают, что это действует на мужской пол возбуждающе. А некоторые мужчины не могут совладать со своим природным инстинктом и шлепают слабый пол по попе.

Сегодня бытует мнение, что мама или близкие могут шлепнуть по попе ребенка с воспитательной целью. Что об этом думают психологи?

На вопрос «Можно ли шлепать ребенка?» отвечают специалисты Центра развития и образования «Элитора» .

Любой родитель, пытающийся ответить на вопрос «Можно ли шлепать ребенка?» столкнется в современное время с трудностями, причина которых в отсутствии четкого ответа на этот вопрос. Большинство детских психологов – российских, а особенно зарубежных – категорически запрещают прикасаться к ребенку в любых видах, не различая понятий «шлепать» или «бить», называя любое прикосновение к ребенку в целях воспитания неприемлемым. Но с другой стороны, советское воспитание не базировалось, но все-таки включало в себя элементы телесного наказания, что, впоследствии, по личному восприятию каждого родителя, не привело к серьезным психологическим травмам. На самом деле, нет никаких доказательств причинно-следственных связей умеренных телесных наказаний и вызванных ими психологических травм.

Так что сегодня существует мнение, что все-таки мама или близкие, воспитывающие ребенка, при соблюдении ряда определенных условий могут «шлепнуть по попе» ребенка с воспитательной целью. Ниже специалисты Центра развития и образования «Элитора» расскажут, о каких условиях идет речь и реально ли их соблюсти.

Понятие «шлепать» у всех разное

Одна из проблем шлепанья как такового – это расплывчатость самого понятия, а точнее, его восприятия наказывающим. Например, в большинстве случаев мужчина физически сильнее женщины, и поэтому папино шлепанье на поверку окажется куда более ощутимым. Кроме того, тяжело рассчитать силу удара при ерзающем ребенке (а обычно спокойного не наказывают), а если случайно промахнуться мимо попы, можно и по-настоящему больно задеть какую-нибудь другую чувствительную часть тела малыша. А такое в принципе не приемлемо.

Шлепают для себя

Зачем родители наказывают ребенка? Казалось бы, изначально цель любого наказания донести до малыша, что он не прав, утвердить в голове схему «сделал плохо – последует наказание», и чтобы причина наказания запомнилась лучше. Но как бы странно это не звучало, большинство родителей, телесно наказывающих своего ребенка, чаще всего делают это для себя. Получается, так много психически неуравновешенных мам и пап? Причина в том, что малознакомые с детской психологией родители считают, что в их конкретном случае шлепнуть ребенка – единственный способ успокоить/заставить слушаться чадо, но, будучи в очень взвинченном состоянии, на эмоциях просто делают то, что им самим легче и доступнее. На самом же деле, родители, обладающие определенные навыками воспитания, всегда смогут найти правильный подход и слова своему ребенку в любой ситуации и при любой истерике, если знают систему мышления детей и некоторые психологические приемы.

Телесное наказание порождает наказание

Родители, шлепающие своих детей, часто искренно считают, что их действия направлены для исправления их чада, но очень часто шлепанье не приводит к результату. В таком случае, вместо того, чтобы остановиться и искать нужные слова, рассерженный родитель считает, что этого просто недостаточно, и шлепает такое количество раз, которое заставит ребенка достигнуть уже такого эмоционального состояния, когда он на самом деле перестает понимать слова и вообще что либо происходящее. Родитель загоняет себя и малыша в замкнутый круг, пытаясь шлепаньем исправить то, что им же и было создано. Если вы встретите такую пару на улице, со стороны может показаться, что это сильно разбалованный ребенок уже настолько не воспитан, что не воспринимает мамино или папино наказание. На самом деле, в такой ситуации ребенок просто уже не может воспринимать адекватно что бы то ни было.

Недолгий эффект

Единственный плюс шлепанья в том, что такое наказание имеет очень быстрый эффект. Если, конечно, сработает. Но быстро –это не всегда хорошо или качественно. Родитель не должен забывать, что изначальной целью наказания должно быть исправление поведения не только на данный момент, но и в будущем. Разница между наказанием телесным и психологическим может быть не видна, пока ваш малыш маленький и не может дать сдачи или избежать наказания. Воспитание не заканчивается в подростковом периоде, а к этому времени ваш ребенок может быть уже достаточно большим, ловким или хитрым, чтобы избежать телесного наказания. Таким образом, избрав инструментом воспитания «шлепанье», будьте готовы к тому, что вы потеряете его рано или поздно, и ваше чадо останется без контроля. Избежать родительской руки достаточно просто, а убежать от себя – не получится.

В заключении

Так можно ли шлепать ребенка? Хотя все детские психологи мира утверждают, что телесные наказания не принесут пользы, а, наоборот, вредны, многие родители считают, что слегка «шлепнуть по попе» не повредит в исключительных случаях и с соблюдением определенных условий. Но такие родители не всегда осознают, зачем они наказывают ребенка, чего они хотят этим добиться, а главное, какой будет результат их шлепанья. Оправдывая себя тем, что не было другого выхода, чаще всего взрослые просто ленятся и ищут быстрый способ контроля, который по итогам даже не всегда приносит нужного эффекта. Отшлепав своего ребенка, каждый родитель должен честно себе признаться, что он сделал это не во благо чада, а для себя, поленившись искать другие решения и слова, и быть готовым впоследствии к определенным проблемам воспитания.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: