Анима и анимус стадии развития. Архетипы анима и анимус

Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам. Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее эго и анимусом. Анимус может патологически доминировать благодаря идентификации с архетипическими образами (например, заколдованного принца, романтического поэта, призрачного любовника или мародерствующего пирата) и/или из-за чрезвычайно сильной привязанности к отцу. Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда анимус и его влияние на человека осознаны, анимус берет на себя роль связующего звена между сознанием и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется в самость. Юнг рассматривает черты этого союза противоположностей (в данном случае, мужского и женского начал) как главную детерминанту выполнения личностью женской роли. Подобный же процесс происходит между анимой и маскулинным эго у мужчины. Пока наша анима или анимус неосознанны, не приняты как часть нашей самости, мы будем стремиться проецировать их на людей противоположного пола: “Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является… отпечатком или „архетипом“ опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами. …Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения». Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами противоположного пола, включая родителей, подвержены сильному воздействию фантазий анимы или анимуса. Этот архетип является одним из наиболее влиятельных регуляторов поведения. Он проявляется в снах и фантазиях как персонажи противоположного пола и функционирует в качестве важнейшего посредника между процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы, так же как персона ориентирована на внешние. Это источник проекций, источник создания образа и доступ к творчеству. (Креативное влияние анимы видно на примере художников, рисовавших своих муз как богинь.) Юнг еще называл этот архетип и «образом души». Так как он способен приводить нас в соприкосновение с силами нашего бессознательного, то часто является ключом, открывающим нашу креативность.

Самость

Самость - наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость - архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью». Юнг открыл архетип самости только после своих исследований других структур личности. «Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Бог - круг чей центр везде, и границ у него нет». Самость изображается в снах и образах или безлично (как круг, мандала, кристалл, камень), или персонифицированно (как королевская чета, божественный ребенок или другие символы божественности). Великие духовные учителя, такие, как Христос, Магомет и Будда, являются также и символами самости. Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и динамического равновесия - целей процесса индивидуации. Юнг так объясняет функцию самости: «Эго получает свет от самости. Мы что-то знаем о самости, но все же мы о ней не знаем… Несмотря на то что мы получаем от самости свет сознания и знаем об источнике, который освещает нас, мы не знаем, хранится ли он именно в сознании… Если бы самость была целиком выводима из опыта, она бы и ограничивалась опытом, тогда как в реальности этот опыт неограничен и бесконечен… Если бы я был один со своей самостью, я бы знал обо всем, говорил бы на санскрите, читал бы клинопись, знал бы о доисторических событиях, был бы знаком с жизнью на других планетах и т. д.». Самость - глубокий внутренний руководящий фактор, который может показаться легко отличимым от сознания и эго, если не чуждым им. «Самость - не только центр, но и периферия, которая охватывает и сознание, и бессознательное: это центр всего, так же как эго - центр сознания». Самость может проявляться в первую очередь в снах, как небольшой, незначительный образ. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Развитие самости не означает исчезновения эго. Эго остается центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с самостью в результате долгой, тяжелой работы понимания и принятия бессознательных процессов.

Анима и анимус – архетипы коллективного бессознательного. Термины «коллективное бессознательное», «архетипы», как и названия последних, были введены Карлом Густавом Юнгом. Для того чтобы разобраться с понятием архетипа, нужно окунуться в аналитическую психологию.

История понятия «бессознательное» уходит ко временам расцвета человеческой мысли, но первым, кто начал его пристальное изучение, был отец психоанализа – . Открытие роли бессознательного в обычной жизни человека считается одним из важнейших достижений психологии.

Бессознательное – это те мотивы, желания, стремления, страхи и другие процессы и явления, которые нами не осознаются. Как показал Фрейд, они могут существенно влиять на нашу жизнь, иногда превращая её в ад.

Коллективное бессознательное и первичный образ

Если Фрейд выделял бессознательное как неосознаваемую область психики, в которой обитают личные стремления, желания, страхи, воспоминания, связанные с индивидуальной историей личности, то впервые заговорил о коллективном бессознательном. В процессе анализа психоаналитики сталкивались с явлениями, которые нельзя было объяснить опытом отдельно взятого человека.

Образы и мотивы, присущие древним культурам, с которыми не мог быть знаком этот человек, вдруг оказывались в его снах или фантазиях. Как же они туда попали? Да и почему различные культуры из века в век, не вступая в прямое взаимодействие, оперировали сходными образами практически одинакового содержания?

Отвечая на этот вопрос, Юнг и ввел понятие «коллективное бессознательное», выделив в психике область, в которой находятся элементы, свойственные всем людям в целом, – производные всей истории человечества, идентичные у каждого из нас.

Элементы, которые находятся в этой области, он назвал или исконными образами. Если попытаться сказать просто, то архетипы – это формы психических содержаний, представления, наполненные энергией, которые закрепились в психике в процессе жизни всего человеческого рода от начала времен и влияют на восприятие человеком реальности, его воображение и мышление. Юнг утверждал, что каждый индивид, какого бы высокого уровня развития он ни достиг, в более глубоких слоях психики содержит все того же архаичного человека.

Итак, мышление, восприятие и воображение регулируются отчасти архетипами. И одними из главных архетипов, оказывающих непосредственное влияние на жизнь человека, стали Анима и Анимус.

Важность образов

Анимус и Анима – сосредоточивающие все, что не соотносится с сознательным образом «я» как мужчины или женщины, – становятся мостом между бессознательным и сознательным. Анима открывает для мужчины путь к туманному, фантазийному, интуитивному, пассивному, к умению наблюдать и делать выводы без достаточных оснований, руководствуясь дымкой предчувствий.

Анимус женщину ведет к точности, знанию, методичности, ясности, активности, пониманию смысла, тщательному анализу. Юнг подчеркивал важность осознания архетипов Анимы и Анимуса. Они обладают большой энергией, поэтому сознательность позволяет использовать её, но если никакого контакта между архетипом и человеком нет, то эта сила бесконтрольна и начинает действовать хаотично внутри бессознательного, подавляя разум.

По предположению Юнга, которое он формулирует в сочинении «Архетип и символ», Анимус – это психическая сущность, проявляющаяся в зависимости от суммы мужских генов в теле женщины. Аналогичная природа и у Анимы в мужчине. Мужчины и женщины отличаются тем, какой набор хромосом представлен в их клетках (у мужчины – XY, у женщины – ХХ). Различие в генах ведет, в частности, к различию в гормональной системе, но не кардинальному, а лишь количественному, что влияет на:

  • Особенности эмоционального поведения.
  • По мнению некоторых неврологов, на развитие мозга (тестостерон, который начинает вырабатываться у мальчиков еще в утробе матери, по их предположениям, стимулирует рост левого полушария, замедляя развитие правого).

В целом, если взять случайно женщину и мужчину из толпы, они не обязательно будут являться выразителями своей половой роли в поведении – фемининность и маскулинность варьируются от человека к человеку. Мужчина может вести себя нежно и заботливо или взбалмошно и истерично, что часто приписывают женщинам, а женщина может быть волевой и страстной натурой или жесткой и деспотичной, что опять же приписывают «типичным» образам хорошего или плохого мужчины.

Коллективное бессознательное в женщине приобретает образ мужчины – Анимуса – и поддерживается теми качествами, которые возникают от её внутренней маскулинности. Фигура, которая играет женскую роль в мужчине, – Анима. Юнг полагал, что эти образы являются суммой всего опыта мужчины и женщины соответственно. Коллективное бессознательное содержит информацию о том, как, каким образом были прожиты жизни представителей разных полов, их характерные, наиболее существенные черты впечатываются в архетипы. Анима и Анимус – выразители всех прошлых женщин и мужчин.

Кроме того, есть еще влияние значимых взрослых, на которых впервые происходит проекция Анимы и Анимуса. После этапа идентификации с родителями архетипы открепляются от родительских фигур, которые, впрочем, оседают в самом архетипе и продолжают оказывать влияние на выбор детей.

Пока мы не интегрировали наших бессознательных «двойников» противоположного пола, мы не достигнем целостности, не сможем проявить все лучшее, что в нас уже заложено. В сказках, фильмах, сериалах – везде обыгрывается мотив «дополнения», будто человек — это половинка, которая нуждается в другой половинке, чтобы стать целым и полноценным. Юнг же утверждал, что мы любим в других уже существующих в нас «двойников», мы их проецируем. Архетипы и есть те, с кем нам действительно нужно соединиться, чтобы стать целыми.

Первичные образы

Если вы – женщина и в снах в детстве видели преследования и угрозы от безликих мужчин, то это был именно Анимус. По мере взросления начинают проявляться его положительные стороны. В снах мы уже уверенные в себе, самодостаточные, сильные, яркие, смелые, воодушевленные – это тоже Анимус, и как тоскливо бывает проснуться без его света, сталкиваясь один на один с реальностью.

Анимус – первообраз мужчины в психической жизни женщины, творческая и производительная сила, разум и дух. Может находиться на четырех этапах развития:

  • Олицетворение власти и силы.
  • Деловитость, планирование, .
  • Ораторство, умение владеть словом.
  • Воплощение смысла, катализатор глубокого погружения в размышления и знания.

Стадии соответствуют разным уровням развития талантов женщины и влияют на все аспекты её жизни. Проекция осуществляется на те фигуры, что подходят под образ, который в данный момент имеет её архетип. Молодая женщина восхищается спортсменами, легендарными героями и т.д. Чуть выше – люди инициативные, увлеченные, творящие.

Дальше начинается интеллектуальная стезя, слово и смысл – проекция осуществляется на профессоров, наставников, на тех, кем женщина может восхищаться в интеллектуальном плане. (Посмотрите на то, кем восхищается женщина, и станет ясно, на каком этапе находится её архетип!)

Когда интеграция не состоялась, Анимус в жизни женщины может проявляться как вздорность, самоуверенность, властность, подавляя фемининность. Если женщина знает ответ абсолютно на все, не дает себе времени подумать, не считается с мнениями других, ей стоит задуматься о том, чтобы наладить диалог со своим архетипом.

Для этого придется постараться разделить личные реакции и те, что поднимаются откуда-то из глубины и к актуальному или индивидуальному опыту вообще не имеют отношения. Последние – реакции Анимуса.

Успешная интеграция характеризуется гармоничным восприятием себя, других людей и мира. Женщина открыта, дружелюбна, активна, обладает энергией, смелостью, задором и умеет защищать свои границы, но уважает границы других людей.

Основная проблема в жизни многих женщин – провести подобную интеграцию, чтобы силы Анимуса можно было пустить на развитие и раскрытие своего потенциала. Если энергия архетипа не используется, психологический потрет личности становится все более тусклым, а её внутренняя жизнь путается и теряется, обрастает неврозами и всяческими проблемами.

Женщина в мужчине

Анима – символ женщины в психике мужчины, соединение чувств, влияющих на понимание мира. У Анимы есть четыре уровня развития.

1. Ева. Характеризуется теплом и заботой при отсутствующем стремлении к духовному росту.

2. Елена. Совершенная, прекрасная, но притягивает как недосягаемый образ, а не реальный человек.

3. Мария. Невинность, непорочность, милосердие, доброта.

4. София. Мудрость, сознательность. Будучи интегрированным, архетип позволяет мужчине свободно творить, создавать и радоваться без желания превзойти или покорить кого-то.

Первый этап соответствует восприятию мужчиной женщины как объекта сексуального желания. Второй – образ женщины дополняется способностью к успеху, самодостаточностью, умом, проницательностью, но отсутствием добродетельности.

Образ Марии соответствует христианскому пониманию Девы Марии, добродетельной, человечной. И на завершающем этапе развития Анима предстает в образе Софии – женщины рассматриваются мужчиной как равные, отдельные от него лица, обладающие и положительными, и отрицательными качествами.

Благодаря становлению архетипа в себе он сам становится полнее, богаче, лучше, видит дальше и больше, осознает скрытое и находит ответы там, где раньше бы развел руками в силу отказа от интуиции, блуждания и воображения. Впрочем, могут быть и негативные последствия: так, при отождествлении с архетипом Анима изнеживает характер мужчины, он становится раздражительным, тщеславным, капризным. Утрата Анимы – безжизненность, отсутствие доброты, понимания, безответственность и косность.

Любовь и проекции

По мысли Юнга, сильное влечение к противоположному полу объясняется архетипами. В «Душе и мифе» он говорит о том, что женская часть мужчины переносится на женщин, с которыми он строит романтические отношения, как и мужская часть женского бессознательного становится образом, проецируемым на мужчину.

Анима и Анимус в виде проекций становятся причинами того, что мы влюбляемся в людей, которых совершенно не знаем. То, что мужчина или женщина говорят о внутреннем мире партнера, обычно основывается на проекции, поэтому является ложным.

Сама проекция осуществляется полностью тогда, когда человек сильно влюблен в партнера. У более холодного проекция не осуществилась, образ партнера однозначен и прост, так как архетипы многосторонние и очень глубокие, они просто не заполняются «простотой», остаются висеть в воздухе.

Какая женщина сможет вынести проекцию образа Анимы? Анимы, которая пленяет мужчину и тянет к себе? Образ женщины должен быть многогранен, загадочен, игрив, он не может быть определен до конца.

Юнг проводит явную параллель с образом, данным в манускриптах Наг-Хамманди: «Я первая и последняя, я чтимая и я хулимая, я блудница и я святая», — который вмещает в себя все: хаос и порядок, святость и блуд, добро и зло, знание и незнание, начало и конец.

Мужчина, на которого прекрасно ляжет образ Анимуса, тоже должен быть не до конца понятен другим. Если в его слова можно вложить что-то еще, какие-то другие смыслы, если он противоречит миру, является неоднозначным героем, то проекция Анимуса придется ему впору.

Проекции могут помочь человеку проявиться, осознать архетип и стать глубже, полнее, интегрировать эти силы и направить их на свое развитие. Раскрытие творческого потенциала, интеллектуальный и духовный рост, гармоничные отношения и жизнь – все это могут обеспечить архетипы. И они же могут поработить, выпить до дна, бросить человека в объятия хаоса, поэтому их важно осознавать и понимать. Автор: Екатерина Волкова

Думаю, не является новостью то, что мы воспринимаем мир дуально — через противоположные полюса, составляющие, тем не менее, единое целое. Одна из таких дуальностей — сознательное/бессознательное. Другая — мужское/женское. И, поскольку мужчина сознательно определяет себя как мужчину, из этого следует, что в его бессознательном есть женское начало, как бы парадоксально это не выглядело. И наоборот, у женщины в бессознательном есть мужское начало. Эта идея не нова и принадлежит не мне. В практику психологии первым её ввёл Карл Густав Юнг, назвав эти стороны человеческой психики «Анима» и «Анимус». «Анима» на латыни означает «душа», а слово «Анимус» — мужская форма этого слова. Анима — это женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине.

Если вы незнакомы с этими понятиями юнгианской психологии, и уже собрались поискать в интернете, что это, вы можете прочитать статью Татьяны Ребеко «Архетипы Анима и Анимус ». Статья неоднозначная, и лично я многое вижу не так, как в ней описано, но в качестве теоретического экскурса в аналитическую психологию Юнга это может быть полезно. Я же перейду к практике.

Анима и Анимус на практике

А с практикой у большинства всё очень плохо. Для воспитанного в нашем патриархальном обществе мужчины осознать и принять в себе женщину — немыслимо, абсурдно, неприемлимо, для некоторых даже оскорбительно, сама мысль об этом вызывает или смущение, или возмущение, но в любом случае — отрицание и неприятие (я не буду сейчас рассматривать людей с расстройствами гендера — у них другая крайность). Мужские качества в женщине в нашем обществе не столь порицаемы, как женские в мужчине, но дело в том, что здесь речь идёт не о каких-то конкретных мужских или женских качествах или социальных ролях, а о началах , или, в терминологии Юнга, архетипах. И, становясь мужеподобными, женщины не находят в себе мужское начало, как второй полюс, а просто подавляют свою женственность, заменив её псевдомужественностью. Таким образом, оба пола полностью отказывают себе в познании своих внутренних противоположных начал и подавляют их.

А ведь, на самом деле, мы прекрасно знакомы с этими своими частями. Процитирую:

Это знакомство произошло в тот самый миг, когда мы впервые «влюбились по уши». В этот миг женщина познает своего Анимуса, а мужчина с восхищением открывает в себе Аниму, ибо истоки восхищения находятся только в бессознательном, и больше нашему сознанию взять его просто неоткуда. Влюблённость — это на самом деле ничто иное, как пробуждение любви к нашему собственному внутреннему «Я». Тот, другой человек, благодаря которому (и к которому) мы испытали это чувство, конечно, имеет какой-то такой нос или рот, который резонирует с образом нашей Анимы/Анимуса. В нём действительно нашлось нечто, сделавшее возможной проекцию этого нашего внутреннего образа на него. Однако это «нечто» настолько же исчезающе мало, практически невесомо в сравнении с нашими собственными переживаниями, как если сравнить картину и крючок, на котором она висит. Опыт показывает, что такая влюблённость редко длится дольше шести месяцев. Потом чудный образ тускнеет, покрывается трещинами, сквозь которые начинают проступать черты все менее приятные, и далеко не такие прекрасные, как прежде. Вначале мы готовы пойти на любые уступки, чтобы только восстановить и сохранить прежний образ, однако, рано или поздно, наступает момент, когда мы в сердцах бросаем своему сказочному принцу или принцессе: «Ты очень изменился!», само собой, подразумевая при этом перемену к худшему. Мы браним его за «притворство», чувствуя себя обманутыми и разочарованными, и думаем, что наконец-то познали его подлинную натуру. На самом деле, наш партнёр не изменился за это время ни на йоту, просто наша способность проецировать на него свои внутренние образы, уменьшаясь день ото дня, окончательно сошла на нет. Для очень многих это становится поводом бросить его и найти себе новый объект для переноса на него своих проекций, чтобы прожить ещё шесть месяцев в состоянии любовной эйфории. Но есть и люди, со временем научающиеся вникать в суть происходящего, и отличать образ от действительности. Для таких людей настоящая любовь начинается как раз тогда, когда влюблённость проходит.

Хайо Банцхаф, «Таро и путешествие героя»

Таким образом мы познаём «светлую» сторону своей Анимы или Анимуса. Но это ещё не всё.

«Тёмная» сторона Анимы и Анимуса

С учётом того, что Анима и Анимус — это бессознательные части нас, часто получается двойное отрицание и подавление, потому что, на самом деле, почти все мы боимся своего бессознательного, прежде всего потому, что именно в бессознательное мы вытеснили те стороны, грани и части себя, которые мы в себе не принимаем. Но они от этого никуда не исчезли, а просто перестали нами осознаваться. И мы наблюдаем только их противоположные осознаваемые полюса, называя одни из них своими «положительными качествами», а другие — «отрицательными», и тратим кучу сил и энергии на то, чтобы с ними что-то сделать (безрезультатно, конечно), на самом деле, не понимая ни что происходит, ни как с этим справиться. Что уж говорить о том случае, когда речь идёт о «неприемлимом» качестве «неприемлимой» стороны нас?

Например, если вы хотите наказывать других, это значит, что вы хотите наказывать себя. Но желание наказать себя не может существовать само по себе — у него есть второй полюс — желание Анимы быть наказанной (если мы говорим о мужчине). И этот полюс не является противопоставлением первому, напротив, вдвоём они составляют целое, как два полюса магнита составляют единый магнит. Именно поэтому можно годами ходить к психологам, делать те или иные практики, и тысячу раз говорить себе: «Я не нуждаюсь в том, чтобы себя наказывать» — но это будет бесполезно до тех пор, пока Анима одновременно не скажет в унисон: «Я не нуждаюсь в том, чтобы быть наказанной». Но как она может сделать это, если мужчина не признаёт не только того, что его Анима хочет быть наказанной, но даже её существования?

И ведь принять Аниму (мужчине) или Анимуса (женщине) — это не значит сказать себе: «Ну ок, во мне есть женское/мужское начало». Принять Аниму — значит почувствовать её, ощутить её в себе, испытать её эмоции и чувства. Принять Анимуса — значит понять его логику и ощутить его мнение. В обоих случаях это означает увидеть и ощутить себя и мир их способом, кардинально отличным от привычного. Это значит буквально стать ими. И для той части нас, которую обычно называют Эго, и которую мы ассоциируем с сознательной частью нас, это означает отказаться от себя. И именно так это может ощущаться, когда вы осмелитесь пойти навстречу своей второй половинке, которая всегда была внутри вас. Вы можете буквально ощутить себя не собой, ощутить себя кем-то абсолютно непривычным, кем-то противоположного пола. Не нужно пугаться — это нормально. Да вы и сами всё поймёте, если не позволите страху остановить вас на пороге.

Но сможете ли вы, признав существование Анимы/Анимуса, признать и её/его «тёмную» сторону? Ведь всё то негативное, что вы думали или думаете о противоположном поле, даже не обязательно сознательно (а точнее, особенно если не сознательно) — это и есть «тёмная сторона» вашей Анимы. Женщины — слабые, или мужчины — грубые? Это ваша слабость или ваша грубость. Все бабы — шлюхи, или все мужики — похотливые козлы? Познакомьтесь со своей внутренней шлюхой или с похотливым козлом. И помните — это вы сделали её/его такой/таким, загнав эту часть себя в самый тёмный угол своей психики, годами пиная, унижая, презирая и отрицая её.

Другой практический пример: если вы хотите, чтобы другие вам угождали (а ведь именно это часто кроется за фразой «хочу, чтобы было по-моему»), то этим вы отрицаете право других вам отказывать. Но тем самым вы отрицаете и своё собственное право отказывать. И под давлением вашего желания, чтобы вам угождали, формируется противоположный полюс в виде желания вашей подавленной Анимы угождать другим (и даже получать от этого болезненное удовольствие, раз уж вы заставляете её быть такой). Уже догадываетесь, как это может проявляться?

Ключ к пониманию

Подавленные части нас всегда стремятся достучаться до нашего сознания. В данном случае наиболее эффективно у них это получается делать через сны и сексуальные фантазии, особенно те, от которых нам самим стыдно, те, о которых мы никогда никому не расскажем, те, о которых мы сами боимся вспоминать после того, как нас «отпускает». Это те сны и фантазии, которые содержат всё то, что мы считаем порочным, отвратительным, неприемлимым, но какая-то часть нас сладострастно желает ещё и ещё, даже если вы сами себе в этом никогда не признаётесь.

Какая простая мысль — всё, что есть в ваших фантазиях — это и есть вы. Иначе откуда бы оно там взялось? Большинство людей предпочитают отрицать это, ассоциируя себя только с той частью фантазий, которая нравится их Эго. Но, на самом деле, эти сны и фантазии, а особенно их «неприемлимая» составляющая — ключ. Ключ к тому, чтобы наконец-то увидеть и признать то, что есть в нас самих. Ключ к тому, что наконец-то осознать противоположные полюса всех наших эмоций и желаний и увидеть их целиком и без иллюзии двойственности.

Установление контакта с Анимой или Анимусом

Юнг считал, что если мужчина не обретает контакт с Анимой до 35 лет, то он утрачивает всякую жизненность и у него наступает то, что он называл «потерей души». Я бы сказал немного иначе: без контакта с Анимой и, следовательно, со своим бессознательным, мужчина не знает своей души и не имеет никакого шанса о ней узнать. Аналогично для женщин и Анимуса. Иными словами, мы не имеем возможности обрести настоящую целостность до тех пор, пока не осознаем, не прекратим подавлять и не примем эти части нас.

Зато если вы осмелитесь это сделать... Вспомните самое сильное и самое светлое чувство любви, которое вы испытывали, когда впервые влюбились. То самое щемящее, восторженное, безграничное чувство. И представьте, что при этом нет никакой ревности, никакого желания обладать, никакого страха потери, никакого страха отказа, и никакого страха вообще — потому что вы одновременно чувствуете всё то же самое и в такой же степени от объекта влюблённости, который и есть вы сами (ваша Анима/Анимус). И это не имеет никакого отношения к самовлюблённости или нарциссизму, нет. И к раздвоению личности — тоже нет. Сознание при этом целостно, фактически, впервые по-настоящему целостно, поскольку человек перестаёт отрицать часть себя, и речь идёт не об эгоистичной любви Эго к Эго, а о чистой, настоящей любви между мужским и женским началом самого себя. И это чувство остаётся с вами навсегда — потому что вы уже не можете себя разлюбить. Можно жить, не любя себя — всем нам это, к сожалению, удалось, после того как нас в детстве отучили принимать и любить себя (все мы умели это неосознанно). Но пройдя этот путь к целостности осознанно, вы уже никогда себя не разлюбите.

Кроме того, принятие своего второго начала как бы замыкает те самые два полюса, между которыми начинает течь бесконечный поток любви, и внутри включается «реактор», который даёт такое невероятное количество энергии, что все предыдущие состояния «энергонасыщенности» воспринимаются примерно как свет лампочки по сравнению с солнцем.

И ещё, Анима мужчины или Анимус женщины — это их проводник в бессознательное. До тех пор, пока этот контакт внутри себя не установлен — путь туда закрыт. Иногда эта дверь приоткрывается — потому, что даже неосознаваемые Анима или Анимус всё равно безусловно и безгранично любят нас, и всегда пытаются нам помочь. Когда же они осознаны и приняты — это становится огромной поддержкой и помощью в любых жизненных ситуациях, и, в конечном итоге, ключом к личной силе — к настоящей силе, исходящей из настоящей целостности. Ключом к собственной бессмертной душе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: