Все понятия по обществу. Личность как субъект общественной жизни

1. До настоящего времени существуют малочисленные племена, находящиеся на стадии первобытных отношений и не имеющие контактов с остальным миром. Они практически не занимаются хозяйственной деятельностью, извлекая всё необходимое для существования из природы. Собранные ими плоды, добытые животные становятся принадлежностью всего племени и распределяются по уравнительному принципу вождём племени. Природной или общественной жизнью живут эти племена? Свой ответ обоснуйте (дайте 2 обоснования).

правильный ответ

указанные в тексте племена, несмотря на их тесную связь с природой, живут:

общественной жизнью.

2 обоснования своего мнения:

1) людей, живущих в племени связывают коллективистские (т. е. общественные) отношения;

2) в этих племенах существуют вожди (т. е. существуют властные отношения и примитивное, но общественное управление).

2. Определение «Субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» относится к понятию:

1. человек 3.индивидуальность

2. личность 4. индивид

правильный ответ

2. личность

3. Человек в отличие от животного способен:

1. проявлять эмоции 3. к целеполаганию

2. заботиться о потомстве 4. совершать действия

правильный ответ

3. к целеполаганию

4. Деятельность человека и поведение животного характеризуется:

1. механизмом самоконтроля 3. выдвижением цели

2. удовлетворением потребностей 4. осознанием выбора средств

правильный ответ

2. удовлетворением потребностей

5. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления, и запишите в ответ цифры (без запятых и пробелов), под которыми они указаны:

1) закон о защите животных 3) эволюция видов рыб 5. реформа образования

2) фотосинтез 4) революция 6. извержение вулкана

правильный ответ

145

6. Найдите в приведенном списке понятие, которое является обобщающим для всех остальных, и выпишите его в качестве ответа.

сфера, элемент, подсистема, структура общества, группы и объединения людей, человек, индивид.

правильный ответ

структура общества

7. Определение: «Направление развития, для которого характерен переход от высших и совершенных форм и структур общества к низшим и несовершенным структурам», относится к понятию:

1. эволюция 3. революция

2. реформа 4. регресс

правильный ответ

4. регресс

8. Найдите в приведенном списке понятие, которое является обобщающим для всех остальных, и выпишите его в качестве ответа.

материнство, институт семьи, детство, отцовство, социализация, институт брака.

правильный ответ

институт семьи

Материал для подготовки:

Дея тельность форма ак тивности человека, направленная на преобразование им окружающе го мира (в реальности или через сознание).

Структура – строение (устройство, состав) чего-либо или кого-либо.

Структура (строение) любой деятельно сти :

Мотив (побуждающая к деятельности причина);

1. субъект (тот, кто осуществляет деятельность: индивид или группа индивидов, организация и т. д.) ;

2. объект (то или что или кто, на что данная деятель ность направлена) ;

3. цель (формирование в сознании субъекта деятельности идеального образа того результата, которого человек стремится достичь в результате деятельности);

4. средства её (цели) достиже ния (после определения цели индивид решает, что ему поможет, с помощью чего он сможет (т. е. какие средства ему необходимо использовать) достичь поставленной цели) ;

5. результат (реальный образ, полученный субъектом в результате деятельности).

Е сли цель поставлена чётко, средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет совпадение идеального образа результата с реальным , т. е. имеет смысл говорить о том, что цель деятельности субъектом достигнута.

В зависимости от полученного результата деятельность может быть охарактеризована :

  • разрушительная;
  • созидательная.

Основной мотив, побуждаю щий человека к деятельности: желание удовлетворить свои потребности (физиологически е; социальные; идеальные).

Осознаваемые в той или иной мере людьми, потребности становятся главным источником их активности.

Важную роль в деятельности (помимо потребностей) играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, ос новных путях и средствах, ведущих к достижению целей.

Убеждение – прочно сложившееся у человека мнение, уверенный взгляд на что-либо или кого-либо, точка зрения.

Иногда в выборе путей и средств люди руководствуются сло жившимися в обществе стереотипа ми, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о чем - либо, а иногда идут вразрез стереотипам.

Стереотип устоявшийся в обществе шаблон (образец) мышления или поведения.

Деятельность оказывает огром ное влияние на личность, являясь той основой, на которой проис ходит развитие личности. В процессе деятельности индивид са мореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказы вая преобразовательное воздей ствие на окружающий мир, че ловек не только адаптируется (приспосабливается) к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее.

Вся история человеческого общества – история деятельности людей.

Социализация личности. Межличностные отношения

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значи­мых черт, свойств и качеств, которые он реализу­ет в общественной жизни. Когда говорят о личнос­ти, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя фор­мируется в процессе воспитания и деятельности че­ловека, под влиянием конкретного общества и его культуры.Не всякий человек является личностью.

Человеком рождаются, личностью становятся в про­цессе социализации.

Социализацией н азывается осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидовпроцесс воздей­ствия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс при­выкания к новым условиям существования), обуче­ние (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологи­ческое становление человека в узком возрастном диа­пазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в детстве, продолжает­ся в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успе­ха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, су­меет реализовать себя в процессе общественной жиз­ни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем орга­низации обучения и воспитания), так и непреднаме­ренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами : детство, юность, зрелость и старость. Жиз­ненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привы­чек и образа жизни. По степени достижения резуль­тата различают начальную, или раннюю, социали­зацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охва­тывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе соци­ализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Под агентами социализации понимаются конк­ретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различаютагентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) иагентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализа­ции составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации ока­зывают менее важное влияние.

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его . Как и агенты, институты соци­ализации также подразделяются на первичные и вто­ричные. Примером первичного института социализа­ции могут служить семья, школа, вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляет­ся в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культур­ным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, на­сколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и об­разцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

В период вторичной социализации личность мо­жет быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.Ресоциализацией называется противополож­ный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение ин­дивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разру­шить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

Все межличностные отношения подразделяются на офи­циальные и неофициальные .

Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нор­мативности. Официальные отношения всегда рег­ламентируются какими-либо определенными нор­мами - правовыми, корпоративными и др. Во-вто­рых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличност­ных отношений, не зависят от личности, в то вре­мя как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными осо­бенностями их участников, их чувствами и пред­почтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофици­альных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется парт­нерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимо-

действии с вполне определенным по своим личност­ным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординацион­ными (начальник и подчиненный).

Человечество - это специфическая материальная реальность, но оно как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и.т.д. Для отражения конкретно исторических особенностей развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используется понятие «личность».

Слово«личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений, где существует множество уже социальных ролей.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом созна тельной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость.

Это сложное понятие, воплощающее в себе итог разви­тия индивида, наиболее полное воплощение всех челове­ческих качеств, которое может быть охарактеризовано следующим образом: субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразу­мевают ее социальную индивидуальность, неповтори­мость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного обще­ства и его культуры. Не всякий человек является лично­стью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Очевидно, что понятие личности отличается от поня­тия индивидуальности, характеризующего своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. Лич­ность - такое понятие, которое показывает, что те или иные черты, проявляющиеся у индивидуального носите­ля, являются социально значимыми.

Философское понимание личности дает возможность ответить на вопросы: какое место занимает человек в мире; кем он является; кем он может и должен стать; как индивидуальный потенциал человека реализован в его социальной повседневности; как он играет свою социальную роль; какова его мера ответственности за слова и поступки, мера свободы; как он контролирует себя; как развивается и живет?

Личность и индивидуальность.

Раньше слово «индивид» имело исключительно биологическое значение и обозначало отдельную «особь» как представителя биологического вида. Дальнейшее развитие этого понятия привело к тому, что в его содержании остались черты представителя, вида, но в большей степени оно стало указывать на отдельный объект, обладающий неповторимыми качествами, чертами био­графии, характера, способностей, внешнего вида, пове­дения и т. п.

Понятия «личность» и «индивид» в своем развитии прошли долгую историю и в обогащении своего содержания отразили те процессы, которые происходили в обществе, а также в развитии философской мысли.

Эти понятия вошли в житейский и литературный обиход. Так, личность часто характеризуется как сильная или слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная (по духовным компонентам), открытая или закрытая и т. п.

Учитывая развитие информационной насыщенности общественных отношений, развертывание различных форм коммуникации, личность стала определяться как проявление индивидуальности в социальной коммуникации.

Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и, вместе с тем, типического, социального. Личность, таким образом, может определятся как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью, это и есть не что иное как индивидуальность, выступающая чертой характера личности.

Социальная роль, которую выполняет личность, формируется и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи, т.е. несет в себе типические черты. 0днако личность всегда неповторима, так как общественное, типическое она всегда реализует в индивидуальной, присущей только ей форме. Кроме того, не надо забывать, что причины индивидуально-неповторимых особенностей определяются набором генов, полученных от родителей, и в этом смысле каждая личность уникальна. Эта уникальность осуще­ствляется через свойственные только данному человеку признаки: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик. Поэтому личность - всегда индивидуальна.

Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

Задание 1.1

Какая из перечисленных ситуаций приводит к сокращению спроса на товар или услугу?

  1. подорожание товаров-заменителей
  2. сокращение количества потребителей
  3. активная реклама в средствах массовой информации
  4. повышение качества товара или услуги

Задание 1.2

Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

  1. наука
  2. искусство
  3. образование
  4. творчество

Задание 1.3

Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

  1. индивида
  2. индивидуальность
  3. организм
  4. личность

Задание 1.4

Какое из приведённых положений характеризует мировые религии?

  1. важное значение культа предков
  2. жертвоприношения животных
  3. формальное равенство всех людей перед лицом высших сил
  4. использование магических практик

Ответ :

1.1. 1.2. 1.3. 1.4.
2 3 4 3

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 4 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

Задание 2.1

Выберите из приведённого ниже списка принципы, заложенные в Конституции РФ:

  1. господство государственной собственности
  2. принцип народовластия
  3. наделение женщин большим объёмом прав, чем мужчин
  4. принцип социального государства
  5. гарантии местного самоуправления

Задание 2.2

Что из приведённого перечня является доходами от собственности?

  1. процент по вкладу
  2. выигрыш в лотерею
  3. арендная плата
  4. заработная плата
  5. дивиденды

Задание 2.3

Выберите из приведённого ниже списка гражданские (личные) права и свободы человека.

  1. право на неприкосновенность жилища
  2. право на благоприятную окружающую среду
  3. право на свободу передвижения и выбор места жительства
  4. право на защиту чести и достоинства
  5. право на участие в управлении делами государства

Ответ :

2.1. 2.2. 2.3.
245 135 134

Критерии оценивания

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Задание 3.1

Правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой акт.

Ответ : источники права.

Задание 3.2

Питание, контакты с окружающими, признание личных достижений, обеспечение безопасности.

Ответ : потребности человека.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). nУкажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Задание 4.1

Италия, Россия, Франция, Нидерланды, Польша, Венгрия.

Ответ : республики. Лишнее – Нидерланды.

Задание 4.2

Уход, компромисс, мобильность, посредничество.

Ответ : способы разрешения конфликта. Лишнее – мобильность.

Критерии оценивания

По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 2 балла за указание лишнего).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 5.1.

Программа «материнский капитал» является одним из способов решения демографической проблемы в Российской Федерации.

Задание 5.2.

Описание и порядок официального использования государственных символов РФ устанавливается Конституцией Российской Федерации.

Задание 5.3.

Ритуалы служат поддержанием целостности человеческого коллектива.

Задание 5.4.

В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.

Задание 5.5.

Вопросы наследования регулируются гражданским правом.

Ответ :

5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5.
да нет да нет да

Критерии оценивания

По 2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 6

Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.


Рисунок А


Рисунок Б

Рисунок В

Рисунок Г

Ответ :


2 балла за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы.

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Решите логическую задачу.

Встретились три подруги – Серова, Краснова и Чернова, одетые в серое, красное и чёрное платья. Девушка в сером сказала Черновой: «Давай поменяемся платьями, чтобы их цвет соответствовал фамилиям!». Платье какого цвета было на каждой из подруг первоначально?

Ответ : Краснова – серое платье, Чернова – красное платье, Серова – чёрное платье.

Рассуждение : Если девушка в сером обратилась со своим предложением к Черновой, то на её подруге было красное платье (не чёрное, т. к. платья фамилиям изначально не соответствовали). Следовательно, девушка в сером – Краснова. Таким образом, на Серовой изначально было чёрное платье.

Критерии оценивания

3 балла за ответ. 4 балла за полное рассуждение. Если один из этапов рассуждения пропущен – 1 балл . Если больше – 0 баллов .

Максимум за задание 7 баллов .

Задание 8

Установите соответствие между формами государственного устройства и конкретными историческими примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ПРИМЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1) федерация

2) конфедерация

3) унитарное

А) Важной вехой в истории Швейцарии стал договор, заключённый в 1291 г. тремя кантонами, о совместной обороне в случае нападения со стороны Священной Римской империи.

Б) В составе России 85 равноправных субъектов, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

В) Именно такая форма государственного устройства существовала в первых 13 колониях в Северной Америке, объединившихся для борьбы с Великобританией.

Г) Ст. 3 Конституции Республики Польша 1997 г. определяет Польшу как единое государство.

Ответ :

А Б В Г
2 1 1 3

Критерии оценивания

По 1 балл у за каждую верную позицию.

Максимум за задание 4 балла .

Задание 9

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Важнейшим условием социального ______(А) и эффективного ______(Б) социальной системы является ________(В) социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут ________(Г) и распад. Общество располагает определёнными средствами, с помощью которых обеспечивает _________(Д) существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный ___________(Е), основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной __________(Ж) и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные __________(З) от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональных отклонений, к которым надо применять определённые ________(И) (от лат. sanctio ‒ строжайшее постановление) негативного характера, в том числе ________(К).

Список терминов :

  1. стабильность
  2. устойчивость
  3. взаимодействие
  4. отклонения
  5. административный
  6. обоснование
  7. мониторинг
  8. санкции
  9. предсказуемость
  10. воспроизводство
  11. контроль
  12. насильственные
  13. функционирование
  14. гражданский
  15. правовой
  16. подчинение
  17. дезорганизация
  18. уголовный
  19. ситуация

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
3 13 9 17 10 11 1 4 8 15

Критерии оценивания

По 1 балл у за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 10

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей…

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами…

Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками…

Закреплённые в документах общественного объединения (политической

партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечёт применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации.

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) – это групповые нормы внутриорганизационного характера… По своей сути корпоративные нормы – это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причём создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.)…

(В.С. Нерсесянц )

  1. На кого, согласно автору, распространяют своё действие корпоративные нормы? В каком документе содержатся санкции, предусмотренные за нарушение корпоративных норм?
  2. Назовите два вида норм, которые не названы автором. Приведите примеры данных норм.
  3. Какие потребности общества, по мнению автора, выражают социальные нормы? Назовите две потребности. Приведите пример, иллюстрирующий реализацию одной из двух названных Вами потребностей.
  4. Используя текст, назовите отличие корпоративных норм от норм права. Объясните, в чём проявляется зависимость корпоративных норм от норм права.

Ответ :

1. а. «Закреплённые в документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них.

б. Нарушение этих корпоративных норм влечёт применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации». Формулировка может быть произвольной . По 2 балла за каждый ответ. Всего 4 балла .

2. Обычай, религиозные нормы, мораль. Могут быть приведены иные виды норм. За каждую названную норму по 2 балла . Всего 4 балла .

Могут быть приведены следующие примеры: обычай украшать ёлку на Новый год. Религиозные нормы – соблюдение постов перед большими религиозными праздниками. Мораль – не лги, не кради. . По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла . Максимум 8 баллов .

3. 1) В упорядочении действий и взаимоотношений его членов; 2) в подчинении поведения членов общества социально необходимым правилам. По 2 балла за каждую названную потребность. Всего 4 балла . Могут быть приведены следующие примеры: правила дорожного движения упорядочивают поведение его участников и обеспечивают их безопасность; ученик в школе учится выполнять требования. Могут быть приведены иные примеры . 3 балла за приведённый корректный пример. Максимум 7 баллов .

4. 1) Нормы права устанавливаются государством, а корпоративные нормы – тем или иным общественным объединением; 2) создание корпоративных норм должно осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений.

По 3 балла за правильный ответ на каждый вопрос. Всего 6 баллов .

Максимум за задание 25 баллов .

Задание 11

Решите обществоведческий кроссворд.


По горизонтали:

  • 1. Совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
  • 3. Деятельность людей по производству экономических благ.
  • 6. Малая социальная группа, объединённая кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.
  • 8. Субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззрением, статусами, ролями, прошедший социализацию.
  • 10. Прямой обмен одного товара на другой товар.

По вертикали:

  • 2. Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определённой территории.
  • 4. Сводный законодательный акт, в котором объединяются нормы, относящиеся к одной отрасли права.
  • 5. Вооружённые силы страны, выполняющие функцию любого государства защищать свою территорию, границы и население.
  • 7. Определённая позиция в социальной структуре групп или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
  • 9. Целенаправленное обучение личности, формирование у неё определённых знаний и навыков.

Ответ :


1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание – 10 баллов .

Максимум за работу 100 баллов .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: