1. До настоящего времени существуют малочисленные племена, находящиеся на стадии первобытных отношений и не имеющие контактов с остальным миром. Они практически не занимаются хозяйственной деятельностью, извлекая всё необходимое для существования из природы. Собранные ими плоды, добытые животные становятся принадлежностью всего племени и распределяются по уравнительному принципу вождём племени. Природной или общественной жизнью живут эти племена? Свой ответ обоснуйте (дайте 2 обоснования).
правильный ответ
указанные в тексте племена, несмотря на их тесную связь с природой, живут:
общественной жизнью.
2 обоснования своего мнения:
1) людей, живущих в племени связывают коллективистские (т. е. общественные) отношения;
2) в этих племенах существуют вожди (т. е. существуют властные отношения и примитивное, но общественное управление).
2. Определение «Субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» относится к понятию:
1. человек 3.индивидуальность
2. личность 4. индивид
правильный ответ
2. личность
3. Человек в отличие от животного способен:
1. проявлять эмоции 3. к целеполаганию
2. заботиться о потомстве 4. совершать действия
правильный ответ
3. к целеполаганию
4. Деятельность человека и поведение животного характеризуется:
1. механизмом самоконтроля 3. выдвижением цели
2. удовлетворением потребностей 4. осознанием выбора средств
правильный ответ
2. удовлетворением потребностей
5. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления, и запишите в ответ цифры (без запятых и пробелов), под которыми они указаны:
1) закон о защите животных 3) эволюция видов рыб 5. реформа образования
2) фотосинтез 4) революция 6. извержение вулкана
правильный ответ
145
6. Найдите в приведенном списке понятие, которое является обобщающим для всех остальных, и выпишите его в качестве ответа.
сфера, элемент, подсистема, структура общества, группы и объединения людей, человек, индивид.
правильный ответ
структура общества
7. Определение: «Направление развития, для которого характерен переход от высших и совершенных форм и структур общества к низшим и несовершенным структурам», относится к понятию:
1. эволюция 3. революция
2. реформа 4. регресс
правильный ответ
4. регресс
8. Найдите в приведенном списке понятие, которое является обобщающим для всех остальных, и выпишите его в качестве ответа.
материнство, институт семьи, детство, отцовство, социализация, институт брака.
правильный ответ
институт семьи
Материал для подготовки:
Дея тельность – форма ак тивности человека, направленная на преобразование им окружающе го мира (в реальности или через сознание).
Структура – строение (устройство, состав) чего-либо или кого-либо.
Структура (строение) любой деятельно сти :
Мотив (побуждающая к деятельности причина);
1. субъект (тот, кто осуществляет деятельность: индивид или группа индивидов, организация и т. д.) ;
2. объект (то или что или кто, на что данная деятель ность направлена) ;
3. цель (формирование в сознании субъекта деятельности идеального образа того результата, которого человек стремится достичь в результате деятельности);
4. средства её (цели) достиже ния (после определения цели индивид решает, что ему поможет, с помощью чего он сможет (т. е. какие средства ему необходимо использовать) достичь поставленной цели) ;
5. результат (реальный образ, полученный субъектом в результате деятельности).
Е сли цель поставлена чётко, средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет совпадение идеального образа результата с реальным , т. е. имеет смысл говорить о том, что цель деятельности субъектом достигнута.
В зависимости от полученного результата деятельность может быть охарактеризована :
- разрушительная;
- созидательная.
Основной мотив, побуждаю щий человека к деятельности: желание удовлетворить свои потребности (физиологически е; социальные; идеальные).
Осознаваемые в той или иной мере людьми, потребности становятся главным источником их активности.
Важную роль в деятельности (помимо потребностей) играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, ос новных путях и средствах, ведущих к достижению целей.
Убеждение – прочно сложившееся у человека мнение, уверенный взгляд на что-либо или кого-либо, точка зрения.
Иногда в выборе путей и средств люди руководствуются сло жившимися в обществе стереотипа ми, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о чем - либо, а иногда идут вразрез стереотипам.
Стереотип – устоявшийся в обществе шаблон (образец) мышления или поведения.
Деятельность оказывает огром ное влияние на личность, являясь той основой, на которой проис ходит развитие личности. В процессе деятельности индивид са мореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказы вая преобразовательное воздей ствие на окружающий мир, че ловек не только адаптируется (приспосабливается) к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее.
Вся история человеческого общества – история деятельности людей.
Социализация личности. Межличностные отношения
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией н азывается осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидовпроцесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами : детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различаютагентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) иагентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его . Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
Все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные .
Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами - правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимо-
действии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).
Человечество - это специфическая материальная реальность, но оно как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».
Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и.т.д. Для отражения конкретно исторических особенностей развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используется понятие «личность».
Слово«личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений, где существует множество уже социальных ролей.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом созна тельной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость.
Это сложное понятие, воплощающее в себе итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств, которое может быть охарактеризовано следующим образом: субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Очевидно, что понятие личности отличается от понятия индивидуальности, характеризующего своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. Личность - такое понятие, которое показывает, что те или иные черты, проявляющиеся у индивидуального носителя, являются социально значимыми.
Философское понимание личности дает возможность ответить на вопросы: какое место занимает человек в мире; кем он является; кем он может и должен стать; как индивидуальный потенциал человека реализован в его социальной повседневности; как он играет свою социальную роль; какова его мера ответственности за слова и поступки, мера свободы; как он контролирует себя; как развивается и живет?
Личность и индивидуальность.
Раньше слово «индивид» имело исключительно биологическое значение и обозначало отдельную «особь» как представителя биологического вида. Дальнейшее развитие этого понятия привело к тому, что в его содержании остались черты представителя, вида, но в большей степени оно стало указывать на отдельный объект, обладающий неповторимыми качествами, чертами биографии, характера, способностей, внешнего вида, поведения и т. п.
Понятия «личность» и «индивид» в своем развитии прошли долгую историю и в обогащении своего содержания отразили те процессы, которые происходили в обществе, а также в развитии философской мысли.
Эти понятия вошли в житейский и литературный обиход. Так, личность часто характеризуется как сильная или слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная (по духовным компонентам), открытая или закрытая и т. п.
Учитывая развитие информационной насыщенности общественных отношений, развертывание различных форм коммуникации, личность стала определяться как проявление индивидуальности в социальной коммуникации.
Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и, вместе с тем, типического, социального. Личность, таким образом, может определятся как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью, это и есть не что иное как индивидуальность, выступающая чертой характера личности.
Социальная роль, которую выполняет личность, формируется и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи, т.е. несет в себе типические черты. 0днако личность всегда неповторима, так как общественное, типическое она всегда реализует в индивидуальной, присущей только ей форме. Кроме того, не надо забывать, что причины индивидуально-неповторимых особенностей определяются набором генов, полученных от родителей, и в этом смысле каждая личность уникальна. Эта уникальность осуществляется через свойственные только данному человеку признаки: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик. Поэтому личность - всегда индивидуальна.
Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.
Задание 1.1
Какая из перечисленных ситуаций приводит к сокращению спроса на товар или услугу?
- подорожание товаров-заменителей
- сокращение количества потребителей
- активная реклама в средствах массовой информации
- повышение качества товара или услуги
Задание 1.2
Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
- наука
- искусство
- образование
- творчество
Задание 1.3
Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
- индивида
- индивидуальность
- организм
- личность
Задание 1.4
Какое из приведённых положений характеризует мировые религии?
- важное значение культа предков
- жертвоприношения животных
- формальное равенство всех людей перед лицом высших сил
- использование магических практик
Ответ :
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. |
2 | 3 | 4 | 3 |
Критерии оценивания
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 4 балла .
Задание 2
Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.
Задание 2.1
Выберите из приведённого ниже списка принципы, заложенные в Конституции РФ:
- господство государственной собственности
- принцип народовластия
- наделение женщин большим объёмом прав, чем мужчин
- принцип социального государства
- гарантии местного самоуправления
Задание 2.2
Что из приведённого перечня является доходами от собственности?
- процент по вкладу
- выигрыш в лотерею
- арендная плата
- заработная плата
- дивиденды
Задание 2.3
Выберите из приведённого ниже списка гражданские (личные) права и свободы человека.
- право на неприкосновенность жилища
- право на благоприятную окружающую среду
- право на свободу передвижения и выбор места жительства
- право на защиту чести и достоинства
- право на участие в управлении делами государства
Ответ :
2.1. | 2.2. | 2.3. |
245 | 135 | 134 |
Критерии оценивания
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 6 баллов .
Задание 3
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Задание 3.1
Правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой акт.
Ответ : источники права.
Задание 3.2
Питание, контакты с окружающими, признание личных достижений, обеспечение безопасности.
Ответ : потребности человека.
По 3 балла за каждый верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов .
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). nУкажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Задание 4.1
Италия, Россия, Франция, Нидерланды, Польша, Венгрия.
Ответ : республики. Лишнее – Нидерланды.
Задание 4.2
Уход, компромисс, мобильность, посредничество.
Ответ : способы разрешения конфликта. Лишнее – мобильность.
Критерии оценивания
По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 2 балла за указание лишнего).
Максимум за задание 8 баллов .
Задание 5
«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
Задание 5.1.
Программа «материнский капитал» является одним из способов решения демографической проблемы в Российской Федерации.
Задание 5.2.
Описание и порядок официального использования государственных символов РФ устанавливается Конституцией Российской Федерации.
Задание 5.3.
Ритуалы служат поддержанием целостности человеческого коллектива.
Задание 5.4.
В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
Задание 5.5.
Вопросы наследования регулируются гражданским правом.
Ответ :
5.1. | 5.2. | 5.3. | 5.4. | 5.5. |
да | нет | да | нет | да |
Критерии оценивания
По 2 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 10 баллов .
Задание 6
Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.
Рисунок А
Рисунок Б
Рисунок В
Рисунок Г
Ответ :
2 балла за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы.
Максимум за задание 10 баллов .
Задание 7
Решите логическую задачу.
Встретились три подруги – Серова, Краснова и Чернова, одетые в серое, красное и чёрное платья. Девушка в сером сказала Черновой: «Давай поменяемся платьями, чтобы их цвет соответствовал фамилиям!». Платье какого цвета было на каждой из подруг первоначально?
Ответ : Краснова – серое платье, Чернова – красное платье, Серова – чёрное платье.
Рассуждение : Если девушка в сером обратилась со своим предложением к Черновой, то на её подруге было красное платье (не чёрное, т. к. платья фамилиям изначально не соответствовали). Следовательно, девушка в сером – Краснова. Таким образом, на Серовой изначально было чёрное платье.
Критерии оценивания
3 балла за ответ. 4 балла за полное рассуждение. Если один из этапов рассуждения пропущен – 1 балл . Если больше – 0 баллов .
Максимум за задание 7 баллов .
Задание 8
Установите соответствие между формами государственного устройства и конкретными историческими примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА | ПРИМЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА |
1) федерация
2) конфедерация 3) унитарное |
А) Важной вехой в истории Швейцарии стал договор, заключённый в 1291 г. тремя кантонами, о совместной обороне в случае нападения со стороны Священной Римской империи.
Б) В составе России 85 равноправных субъектов, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. В) Именно такая форма государственного устройства существовала в первых 13 колониях в Северной Америке, объединившихся для борьбы с Великобританией. Г) Ст. 3 Конституции Республики Польша 1997 г. определяет Польшу как единое государство. |
Ответ :
А | Б | В | Г |
2 | 1 | 1 | 3 |
Критерии оценивания
По 1 балл у за каждую верную позицию.
Максимум за задание 4 балла .
Задание 9
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Важнейшим условием социального ______(А) и эффективного ______(Б) социальной системы является ________(В) социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут ________(Г) и распад. Общество располагает определёнными средствами, с помощью которых обеспечивает _________(Д) существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный ___________(Е), основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной __________(Ж) и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные __________(З) от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональных отклонений, к которым надо применять определённые ________(И) (от лат. sanctio ‒ строжайшее постановление) негативного характера, в том числе ________(К).
Список терминов :
- стабильность
- устойчивость
- взаимодействие
- отклонения
- административный
- обоснование
- мониторинг
- санкции
- предсказуемость
- воспроизводство
- контроль
- насильственные
- функционирование
- гражданский
- правовой
- подчинение
- дезорганизация
- уголовный
- ситуация
Ответ :
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
3 | 13 | 9 | 17 | 10 | 11 | 1 | 4 | 8 | 15 |
Критерии оценивания
По 1 балл у за каждую верную вставку.
Максимум за задание 10 баллов .
Задание 10
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей…
Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами…
Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками…
Закреплённые в документах общественного объединения (политической
партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечёт применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации.
Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) – это групповые нормы внутриорганизационного характера… По своей сути корпоративные нормы – это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причём создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.)…
(В.С. Нерсесянц )
- На кого, согласно автору, распространяют своё действие корпоративные нормы? В каком документе содержатся санкции, предусмотренные за нарушение корпоративных норм?
- Назовите два вида норм, которые не названы автором. Приведите примеры данных норм.
- Какие потребности общества, по мнению автора, выражают социальные нормы? Назовите две потребности. Приведите пример, иллюстрирующий реализацию одной из двух названных Вами потребностей.
- Используя текст, назовите отличие корпоративных норм от норм права. Объясните, в чём проявляется зависимость корпоративных норм от норм права.
Ответ :
1. а. «Закреплённые в документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них.
б. Нарушение этих корпоративных норм влечёт применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации». Формулировка может быть произвольной . По 2 балла за каждый ответ. Всего 4 балла .
2. Обычай, религиозные нормы, мораль. Могут быть приведены иные виды норм. За каждую названную норму по 2 балла . Всего 4 балла .
Могут быть приведены следующие примеры: обычай украшать ёлку на Новый год. Религиозные нормы – соблюдение постов перед большими религиозными праздниками. Мораль – не лги, не кради. . По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла . Максимум 8 баллов .
3. 1) В упорядочении действий и взаимоотношений его членов; 2) в подчинении поведения членов общества социально необходимым правилам. По 2 балла за каждую названную потребность. Всего 4 балла . Могут быть приведены следующие примеры: правила дорожного движения упорядочивают поведение его участников и обеспечивают их безопасность; ученик в школе учится выполнять требования. Могут быть приведены иные примеры . 3 балла за приведённый корректный пример. Максимум 7 баллов .
4. 1) Нормы права устанавливаются государством, а корпоративные нормы – тем или иным общественным объединением; 2) создание корпоративных норм должно осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений.
По 3 балла за правильный ответ на каждый вопрос. Всего 6 баллов .
Максимум за задание 25 баллов .
Задание 11
Решите обществоведческий кроссворд.
По горизонтали:
- 1. Совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
- 3. Деятельность людей по производству экономических благ.
- 6. Малая социальная группа, объединённая кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.
- 8. Субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззрением, статусами, ролями, прошедший социализацию.
- 10. Прямой обмен одного товара на другой товар.
По вертикали:
- 2. Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определённой территории.
- 4. Сводный законодательный акт, в котором объединяются нормы, относящиеся к одной отрасли права.
- 5. Вооружённые силы страны, выполняющие функцию любого государства защищать свою территорию, границы и население.
- 7. Определённая позиция в социальной структуре групп или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
- 9. Целенаправленное обучение личности, формирование у неё определённых знаний и навыков.
Ответ :
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание – 10 баллов .
Максимум за работу 100 баллов .