Толстой, анализ произведения отрочество, план. Выводы в анализе «Отрочество»

Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека, намереваясь озаглавить его обобщенно: «Четыре эпохи развития». Начинающий писатель вынашивает обширный и интересный замысел повествования о детстве, отрочестве, юности и молодости. Четвертая часть задуманного произведения не была написана, и оно сложилось в трилогию, ставшую первым значительным творением Толстого и его художественным шедевром.

Анализ «Детства»

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства. Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование. Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит. Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души». Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность. Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины. Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.

Анализ «Отрочества»

Вторая часть трилогии — «Отрочество», — продолжая многие мотивы предшествующего произведения, в то же время существенно отличается от «Детства». У Николеньки Иртеньева возрастает аналитичность мышления. Он читает Ф. Шеллинга, и у него возникает потребность философски осмыслять мир. Возникают тревожные вопросы о том, куда девается душа после смерти, что такое симметрия, существуют ли предметы вне наших отношений к ним. Главы «Поездка на долгих», «Гроза», «Новый взгляд» отражают новую фазу духовного развития героя. Появляется новое представление о мире: мальчик осознаёт множество чужих жизней, которое раньше им увидено не было, «...не все интересы, — рассуждает Иртеньев, — вертятся около нас... существует другая жизнь, ничего не имеющая общего с нами...» Это размышление о широком и разнообразном мире становится важной вехой в духовном развитии подростка. Он достаточно зорко видит социальное неравенство; Катенька помогает ему уяснить существование богатых и бедных, Карл Иванович открывает ему меру своих несчастий и степень своей отчужденности от мира. Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я». Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного. Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом».

Анализ «Юности»

«Юность» — третья часть трилогии, опубликованная в «Современнике» в 1857 году, — повествует об укреплении нового взгляда на жизнь, о стремлении героя к «нравственному усовершенствованию». Мечты, переданные в одноименной главе, укрепляют юношу в этом стремлении, хотя они достаточно оторваны от реальной жизни, и вскоре обнаруживается неспособность героя осуществить свои намерения. Высокие представления о жизни подменяются светским идеалом comme il faut (благовоспитанности). Однако искренняя исповедь Иртеньева свидетельствует о его тяготении к правдивости, благородстве, о стремлении его стать внешне и внутренне совершеннее. А рассказ в последних главах о поступлении юноши в университет говорит о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которых он здесь встречает, о признании их превосходства в знаниях. Иртеньев обретает связи с людьми, и это значительная веха в истории его созревания. Однако последняя глава повести носит название «Я проваливаюсь». Это откровенное признание в крахе прежней морали и философии, разочаровании в усвоенном образе жизни и одновременно — залог дальнейшего созревания личности героя. Не случайно критик П. Анненков писал о «героизме внутренней честности», проявленной Толстым в «Юности».

Тема: Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество».

Работа над собой. Нравственное становление личности.

1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;

3) формировать навыки анализа текста с целью выяснения мотивов и причин поступков героев;

метапредметные:

1) развивать навыки самоанализа;

2) развивать речь, память учащихся;

личностные:

1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте. Ребята, а вы относитесь к подросткам?
- Скажите, какими прилагательными чаще всего характеризуется подростковый период?(Трудный период, сложный возраст, переломный момент.)
-Почему это трудный период, сложный возраст? (Потому что в подростковом возрасте человек готовится стать взрослым. Дети в этом возрасте находятся на промежуточном положении, они готовятся стать взрослыми; с одной стороны, это не дети, а с другой стороны, не взрослые).

Как наша небольшая беседа связана с темой урока?

Обратиться к словарю: значение слова «отрочество».

Отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;
2. Актуализация знаний.

Знакомство с особенностями жанра автобиографической повести.

Автобиография – повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии.

Автобиографическая повесть художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.

Проверка первичного восприятия. Вопросы к учащимся:

Чем автобиография отличается от автобиографической повести?

(В о снове автобиографии лежат реальные факты жизни писателя в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя).

Каковы основные особенности автобиографической повести?

(Наличие художественного вымысла, передача эмоций, мыслей, чувств писателя, отражение его взглядов на окружающую действительность).

Слово учителя: Повести Л.Н.Толстого «Детство» (1852) , «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856) составляют автобиографическую трилогию.В ней отразились многие факты личной жизни Л.Н.Толстого.Сегодня мы познакомимся с главами из повести «Отрочество» Л.Н.Толстого и ответим на вопрос: как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество?

Главным героем автобиографической трилогии является Николенька Иртеньев. Что вы можете сказать о нем на основании повести «Детство», изученной нами в прошлом году? Ответ подготовленного ученика

Работа с таблицей: выберите из данных ниже слов те, что характеризуют детские годы героя.

Детство 1.Счастливая и невозвратимая пора. 1.Разлад со старшим братом
2.Беззаботная жизнь в деревне 2.Жизнь в городе. Необходимость образования.
3.Домашнее обучение 3.Неумение общаться
4.В семье мир, покой и гармония 4.Любопытство
5.Любимая маменька 5.Повышенный интерес к себе.

Лексическая работа:

Гармония – согласованность, стройность, мир и взаимопонимание.
После выполнения проверяем.
- Какими красками вы бы нарисовали детство Николеньки? (теплые: желтый, оранжевый, красный, золотой). А настроение как бы вы определили?(Мажорное – веселое, радостное).
В какой момент мы встречаемся с Николенькой в повести «Отрочество»? (Герой со своей семьей едет в Москву)

    Изучение нового материала.

Итак, Николенька с Катенькой едут в бричке. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Инсценирование главы III «Новый взгляд»

Комментируемое чтение главы «Новый взгляд».

Почему 3 глава называется «Новый взгляд»? Что и почему поразило Николеньку в словах Катеньки?(Слова Катеньки «Вы богаты - мы бедны» поразили героя, подобно раскатам грома. Он впервые сознательно полностью отдал себе отчет в том, что существует на свете сила, которая разделяет людей, делает их чужими друг другу, даже если они и хотели бы оставаться близкими. Осознал те вещи, которых раньше не понимал и не признавал.)

Какой момент считает Николенька началом отрочества? Можно ли сказать, что состояние гармонии уходит, появляется чувство тревоги? (Происходит перелом в мировоззрении)

Какие черты Николеньки вам показались привлекательными? (Желание размышлять, стараться понимать других людей, сопереживать их бедам. Он старается совершенствоваться, меньше быть эгоистом.)

Слово учителя.

В детстве, когда герой был окружен только близкими людьми, единство мира, гармоничность его представлялись ему как нерушимая норма. Теперь, когда он увидел самых разнообразных людей и самые различные картины действительности, гармония его духовного мира была нарушена. Причина этого - переворот в сознании героя, открывшего несовершенство человеческих отношений.

Н. Г. Чернышевский утверждал: «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс... его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином" Н. Г. Чернышевский

Что значит «диалектика души»?( Лексическая работа: Диалектика – движение, развитие.)

Комментируемое чтение главы 19 «Отрочество»

В чем отличие главы от других глав повести? Только ли поступки героя интересуют автора? Интересует ли Толстого также и нравственный смысл этих поступков?

Работа с текстом: проверка домашнего задания.

Вопросы

Текст повести (Ответы для учителя)

Почему размышленя героя были странными?) + Что такое, по-вашему, моральная деятельность?

Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества, – так они были несообразны с моим возрастом и положением. Но, по моему мнению, несообразность между положением человека и его моральной деятельностью есть вернейший признак истины.

Какие строчки свидетельствуют об одиночестве героя?

Какие вопросы волнуют героя?

В продолжение года, во время которого я вёл уединенную, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлечённые вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему.

Как вы понимаете высказывание, что каждый человек открывает все истины для себя?

Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своём развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их ещё прежде, чем знал о существовании философских теорий.

Мысли эти представлялись моему уму с такой ясностью и поразительностью, что я даже старался применить их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины.

Правильно ли то, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив, как вы считаете? Помогали ли эти действия автору?

Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив, и, чтобы приучить себя к труду, я, несмотря на страшную боль, держал по пяти минут в вытянутых руках лексиконы Татищева или уходил в чулан и верёвкой стегал себя по голой спине так больно, что слёзы невольно выступали на глазах

Как вы думаете, прав ли автор, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем? Как вы думаете, велика ли была сила счастья автора, когда он, лёжа на постели, наслаждался чтением какого-нибудь романа и едою?

Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем, – и я дня три, под влиянием этой мысли, бросил уроки и занимался только тем, что, лёжа на постели, наслаждался чтением какого-нибудь романа и едою пряников с кроновским мёдом, которые я покупал на последние деньги.

То раз, стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражён мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия? Это врождённое чувство, отвечал я сам себе. На чём же оно основано? Разве во всём в жизни симметрия? Напротив, вот жизнь – и я нарисовал на доске овальную фигуру. После жизни душа переходит в вечность; вот вечность – и я провёл с одной стороны овальной фигуры черту до самого края доски. Отчего же с другой стороны нету такой же черты? Да и в самом деле, какая же может быть вечность с одной стороны, мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том воспоминание.

Почему одна лишь улыбка старшего брата помогла опровергнуть умственные построения главного героя? Выскажите свои предположения.

Это рассуждение, казавшееся мне чрезвычайно новым и ясным и которого связь я с трудом могу уловить теперь, – понравилось мне чрезвычайно, и я, взяв лист бумаги, вздумал письменно изложить его, но при этом в голову мою набралась вдруг такая бездна мыслей, что я принуждён был встать и пройтись по комнате. Когда я подошёл к окну, внимание моё обратила водовозка, которую запрягал в это время кучер, и все мысли мои сосредоточились на решении вопроса: в какое животное или человека перейдёт душа этой водовозки, когда она околеет? В это время Володя, проходя через комнату, улыбнулся, заметив, что я размышлял о чём-то, и этой улыбки мне достаточно было, чтобы понять, что всё то, о чём я думал, была ужаснейшая гиль (ерунда) .

Что особенно увлекло героя? (словарная работа) Прозу Л.Н.Толстого отличает психологизм. Покажите это на примере из данного отрывка.

Я рассказал этот почему-то мне памятный случай только затем, чтобы дать понять читателю о том, в каком роде были мои умствования.

Но ни одним из всех философских направлений я не увлекался так, как скептицизмом, который одно время довёл меня до состояния близкого сумасшествия. Я воображал, что, кроме меня, никого и ничего не существует во всём мире, что предметы не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, и что, как скоро я перестаю думать о них, образы эти тотчас же исчезают. Одним словом, я сошёлся с Шеллингом в убеждении, что существуют не предметы, а моё отношение к ним. Были минуты, что я, под влиянием этой постоянной идеи, доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь врасплох застать пустоту (neant) там, где меня не было.

Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности – ум человека!

Рефлексия – внутренний самоанализ человека.

Приведите в пример строчки, где герой анализирует свои привычки?

Как льстили самолюбию героя философские открытия, которые он делал? Как вы думаете, почему ему кажется странным то, что он робел и стыдился за каждое своё самое простое слово и движение?

Слабый ум мой не мог проникнуть непроницаемого, а в непосильном труде терял одно за другим убеждения, которые для счастья моей жизни я никогда бы не должен был сметь затрагивать.

Из всего этого тяжёлого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка. Отвлечённые мысли образуются вследствие способности человека уловить сознанием в известный момент состояние души и перенести его в воспоминание. Склонность моя к отвлечённым размышлениям до такой степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чём я думал. Спрашивая себя: о чём я думаю? – я отвечал: я думаю, о чём я думаю. А теперь о чём я думаю? Я думаю, что я думаю, о чём я думаю, и так далее. Ум за разум заходил…

Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных; но, странно, приходя в столкновение с этими смертными, я робел перед каждым, и чем выше ставил себя в собственном мнении, тем менее был способен с другими не только выказывать сознание собственного достоинства, но не мог даже привыкнуть не стыдиться за каждое своё самое простое слово и движение.

Рефлексия – внутренний самоанализ человека.

Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.

Скептицизм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) - филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента.

Слово учителя:

Рост аналитической силы ума как будто сближал героя с миром, поскольку таким путем герой все больше погружался в действительность. Знакомство с этим миром, первые смутные и мутящие душу влечения и пытливые философские искания порождали множество непроясненных, сумбурных мыслей. Николенька видит, что гармонии нет и в устройстве всей жизни людей.

Трилогия Л.Н. Толстого — удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора.
Эту трилогию очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.
Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.
Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается.
Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.
В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно. Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения.
Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском.
Все это позволило Л.H. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда. Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят. Я считаю, что эта трилогия может помочь им разобраться в себе.

В 1990 году в издательстве «Знание» авторы настоящей статьи опубликовали небольшую книгу «Подросток в учебнике и в жизни». В ней сопоставлялись описания закономерностей психического и личностного развития подростка в отечественных учебниках по возрастной психологии и результаты посвященных этому вопросу эмпирических исследований, проведенных в разные годы, и, в частности, отражающие реалии 80-х г. г. XX века. Сегодня нам показалось интересным сравнить исследовательские данные и выводы тех лет с результатами современных исследований и наблюдений. За прошедший период, охватывающий почти четверть века, во всем мире и в нашей стране в особенности произошли существенные изменения всей социальной и культурной жизни, всего «технологического облика эпохи» (Э. Эриксон), что не могло не сказаться на протекании подросткового периода.

Мы выбрали лишь одну из проблем - проблему так называемого «кризиса тринадцати лет». Она была и остается центральной в отечественном научном дискурсе по возрастной психологии. Дискутируются не только отдельные аспекты протекания кризиса, но и сам факт его существования.

Необходимо отметить, что во многих западных учебниках (см., например: Л. Берк, 2006 Ф. Ю. Райс, К. Долджин, 2010, Д. Шеффер, 2006), а также в некоторых современных отечественных (Психология подростка, 2007) проблема подросткового кризиса не обсуждается вообще, а если и обсуждается, то лишь применительно к некоторым категориям подростков, по каким-то причинам сложно проживающим этот период, например, из-за нерешенности основных задач развития на предшествующих возрастных этапах.

Таким образом, в современной психологической литературе проблема подросткового кризиса рассматривается либо как центральная, либо как частная, либо практически игнорируется. Процитируем в этой связи, полностью соглашаясь с автором, известное высказывание И. Гете: «Принято считать, что между двумя крайними мнениями лежит истина. На самом деле между ними находится проблема». Подростковый кризис сегодня является проблемой.

Вопрос о том, является ли переход от детства к взрослости периодом кризиса или нет, можно, с одной стороны, рассматривать как вопрос исходных методологических допущений. Отечественные исследователи, продолжая ориентироваться на восходящие к Г. Гегелю диалектические представления о развитии, что наиболее ярко проявилось в концепции Л. С. Выготского о возрастном развитии, рассматривают подростковый возраст как принципиально проходящий через кризис, вне зависимости от того, проявляется или нет этот кризис в поведении, во внутренних переживаниях подростка. С другой стороны, ответ на этот вопрос можно искать в эмпирической плоскости. Именно так поступают западные, в особенности американские психологи, традиционно в большей степени позитивисски ориентированные. Эта традиция восходит к работам выдающегося исследователя подросткового периода, немецкого психолога Э. Шпрангера, который уже в 1924 г. писал, что изучаемые закономерности развития подростка надо понимать очень конкретно и ограниченно.По его мнению, психология подростка, принадлежащего не к буржуазному, а к другому классу и к другой эпохе, обнаружила бы совсем иные закономерности развития, иную его динамику, иную структуру личности.

Эту мысль в свое время разделял и Л. С. Выготский, сопоставляя в книге «Педология подростка» структурные особенности кризиса у «рабочего» и «буржуазного» подростков. Как известно, он предложил выводить суть подросткового кризиса из несовпадения трех точек созревания. «Половое созревание, – писал он, – начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования» . Графически он изобразил это в виде треугольника, вершинами которого и служат названные точки созревания: полового (П), общеорганического (О) и социального (С). Важно подчеркнуть, что наличие этого треугольника, его форма определяют, по Л. С. Выготскому, и сам кризис, и специфику его протекания у детей из разных социокультурных слоев. В «Педологии подростка» он рисует и подробно анализирует «треугольники развития» рабочего и буржуазного подростка.

Советский строй при подчеркивании пролетарской сущности государства одновременно ориентировался на полноценное проживание подросткового возраста и поэтому эталоном образования и воспитания являлся не «рабочий», а именно «буржуазный подросток», конкретными воплощениями которого стали юные герои произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева С. Т. Аксакова, И. А. Гончарова, В. П. Катаева и др. На протяжении длительного времени в целом ряде работ русской дореволюционной, а отчасти и зарубежной психологии герой автобиографической трилогии Л. Н. Толстого Николенька Иртеньев рассматривался как типический образ подростка со всеми «классическими» особенностями переходного возраста. Например, в работе Л. Д. Седова «Психология юношеского возраста» приводились данные, собранные как самим автором, так и рядом других психологов и биографов, которые свидетельствовали, что Николенька Иртеньев действительно воплощает в себе наиболее характерные черты подростка.

Чертами «классического» (читай – буржуазного) подростка считались следующие: возникновение интроспекции, ведущей к самоуглублению, самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, что выражается в замкнутости, стремлении к одиночеству, склонности предаваться мечтам, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению; противопоставление себя окружающим, конфликты с ними.

Не случайно поэтому, когда в конце 50-х г. г. Т. В. Драгунова под руководством Л. И. Божович проводила исследование особенностей советского подростка, было решено сопоставить их именно с «классическим» Николенькой Иртеньевым. В исследовании школьникам предлагалось перечитать ключевые фрагменты автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», отмечая моменты, которые особенно обратили на себя внимание – понравились или, наоборот, вызывали отрицательное отношение. Результаты показали, что многие подростки не только отмечали такие моменты, но и давали довольно подробные комментарии. Впоследствии психолог анализировал эти заметки, а главное, очень подробно беседовал с каждым подростком. В ходе беседы речь шла о герое трилогии – Николеньке Иртеньеве, об отношении подростков к его поступкам, мыслям, переживаниям. Подросткам также предлагалось решить, как они сами действовали бы в сходных обстоятельствах, и сравнить Николеньку со своими товарищами «и вообще с нашими ребятами».

К каким же выводам пришла Т. В. Драгунова?

Во-первых, примерно в 12 лет у советских детей конца 50-х г. г. XX века фиксировался перелом в отношении в себе: появлялся интерес к своему внутреннему миру, они начинали думать о себе, что роднило их с Николенькой.

Однако, как писала Т. В. Драгунова, такие размышления «не являются самоцелью, а связаны с анализом своих поступков, своих достоинств и недостатков. Эти размышления переживаются подростком как необходимость, так как, дорожа общественным мнением и отношением к себе окружающих, подростки стремятся выработать в себе черты, которые позволяли бы им добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. В связи с этим подростки осуждают Николеньку, что он был постоянно поглощен только самим собой и мало думал о своих поступках. Важно отметить, что наши подростки размышляют главным образом о своих поступках. Это не случайно, так как именно поступок является актом общественного поведения» .

Этот вывод хорошо иллюстрируются протоколами исследования. Приведем выдержку из одного протокола, не только как иллюстрацию сказанного, но и для того, чтобы можно было почувствовать «дух эпохи».

«Экспериментатор : Что тебе не нравится в Николеньке?

Испытуемый : Мне не нравится его погружение в себя, когда он думал только о себе, о своих чувствах и переживаниях. О себе думать тоже интересно: какой поступок хороший, какой плохой, какие чувства при этом возникают, что в них правильного и хорошего, а что не так – это все надо. Разбирать – это значит немного в себе копаться, но ведь это необходимо, иначе можешь неправильно вести себя в обществе, неправильно переживать некоторые вещи. Но я думаю, что думать о своих отношениях с окружающими людьми – не значит копаться в себе. Мне нравится думать об окружающей жизни и людях. Стараешься догадаться, что побудило человека поступить так, а не иначе, что он чувствовал при этом, как он относится к людям. Человек не может жить без внутренних переживаний, но только нехорошо преобладание личных переживаний над общественными, как это было у Николеньки. Он был большим эгоистом, мечтал о славе, хотел самосовершенствоваться, но для себя.

Экспериментатор : А ты не думаешь об этом?

Испытуемый : Конечно, думаю. Тоже составляю «Правила жизни», хотя и не такие, как у него; хочу стать настоящим советским человеком и приносить пользу обществу. Думаю, какая польза будет от меня и что надо сделать для этого. Сейчас это для меня очень важный вопрос, и поэтому я не знаю, куда дальше идти учиться» [там же, с. 134].

Какую бы характеристику «классического» подростка ни рассматривала Т. В. Драгунова – размышления о себе, интроспекцию, самоуглубление, чувство одиночества и стремление к одиночеству, самоутверждение, она с завидным постоянством проводит одну и ту же мысль: да, все эти черты в той или иной мере присущи советскому подростку, но они иные по содержанию и играют совершенно иную роль, не замыкая человека на себе и лишь еще более способствуя его общению с другими, его жизни в коллективе. «Наши подростки обращаются к анализу своей личности, – писала Т. В. Драгунова, – как к средству, необходимому им для организации своей деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. В этом, мы думаем, заключается основная функция размышлений наших детей о себе в подростковом возрасте» (там же, с. 140).

Понятно поэтому, что вслед за высказываниями своих испытуемых – подростков конца 50-х г. ХХ века – исследователь полностью отрицает реальность той «пустыни отрочества», о которой писал Л. Н. Толстой. Напомним, что «пустыня отрочества» для Толстого (для Николеньки Иртеньева) – это период, когда разорвались те связи с матерью, с другими домашними, которые были в детстве, и еще не возникла юношеская дружба.

Остановимся здесь подробно на вопросе рефлексивности/нерефлексивности. Л. И. Божович в 1979 г. в статье, посвященной психологии подростка, из известного триптиха «Этапы формирования личности в онтогенезе», комментируя исследование Т. В. Драгуновой, приходит к выводу, что при всех отличиях советских подростков конца 50-х г. г. от Николеньки их объединяет именно возникающая в этот период способность к рефлексии. Она писала об этом так: «… общими для всех подростков, независимо от различия в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца» .

А. Н. Леонтьев рассматривал способность к личностной рефлексии, универсальную для подросткового периода, в качестве основного механизма «второго рождения личности» . Та же мысль содержится практически во всех работах по подростковому возрасту, исследований начала и середины XX века, а также последующих периодов (Э. Шпрангер, 1924, Л. С. Выготский, 1929–1931, Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, 1967, И. С. Кон, 1974, Н. И. Гуткина, 1987, Л. Ф. Обухова, 2004, и др.).

В конце 80-х г. г. мы попытались описать психологию подростков эпохи перестройки и ответить на вопрос, на кого они похожи больше – на толстовского Николеньку или на «драгуновских» подростков конца 50-х. Тогда мы не располагали результатами, полученными по экспериментальной схеме Т. В. Драгуновой, однако опираясь на проведенные нами исследования самосознания, высказали в упомянутой выше книге некоторые соображения об общих тенденциях протекания подросткового кризиса в те годы. Эмпирические данные, полученные самыми разными способами, на самых разных выборках – в Москве и в Орше, в городе и селе, в базовой школе Академии педагогических наук СССР и обычной средней школе «спального» района, в интернате для детей-сирот, свидетельствовали об одном и том же – о невыраженности личностной рефлексии у большинства подростков. Причем это было характерно не только для 12-летних, но и для более старших школьников, включая 16-летних. Создавалось впечатление, что подростки как бы растворяются в потоке жизни, не выделяя себя из него и даже сопротивляясь этому выделению.

В 2009–2010 годах мы повторили исследование Т. В. Драгуновой на выборке современных подростков. Представим полученные в нем результаты.

Начнем с того, что едва ли не самым трудным было уговорить школьников прочитать отрывки из трилогии Л. Н. Толстого, характеризующие переживания и мысли Николеньки. Нельзя сказать, что это было связано с низким культурным уровнем детей. Мы сознательно выбрали для эксперимента хорошую московскую гимназию с сильной гуманитарной подготовкой. Это проявлялось, в частности, в том, что участвовавшие в эксперименте школьники имели хорошую речь, могли достаточно свободно выражать свои мысли. Однако задача выделить те фрагменты текста, которые созвучны или противоположны собственным внутренним переживаниям, мыслям, оказалась для них сложной. Но не потому, что они испытывали затруднения в понимании и анализе текста, а потому что им было сложно соотнести свои переживания с описанными Л. Н. Толстым. Не только 12–13-летние, но и более старшие подростки не идентифицировали свои переживания, мысли с переживаниями и размышлениями Николеньки о себе. Это проявлялось как в отсутствии непосредственного эмоционального отклика на прочитанное, так и в ответах на специальные вопросы экспериментатора. Возникало впечатление, что они искренне не понимают, какое отношение размышления Николеньки могут иметь лично к ним. Типичным в этом плане является ответ одного из семиклассников: «Думать о себе? Анализировать? Да я и так о себе все, что надо, знаю или как-нибудь узнаю, если понадобится ».

Подростки 1950-х г., на чем делает акцент Т. В. Драгунова, идентифицировали себя с Николенькой, непосредственно сопереживая ему во всех жизненных ситуациях, даже если его поступки, мысли они оценивали отрицательно. («Умом осуждаю, а чувством нет » . Иными словами, Николенька для них был близким, понятным сверстником, к которому они относились как к своему однокласснику, он был одним из них. Для современных подростков Николенька – почти марсианин, в лучшем случае литературный персонаж, наравне с героями басен И. А. Крылова или «Слова о полку Игореве».

В процессе индивидуальных бесед нам было чрезвычайно трудно вызвать подростка на разговор об их размышлениях о себе, о своих чувствах и переживаниях. Приведем в качестве характерного фрагмент из интервью, когда на вопрос экспериментатора: «Размышляешь ли ты когда о себе? », мальчик с искренним недоумением ответил: «Да что у меня других дел, что ли? нет! ».

Пожалуй, единственный фрагмент из трилогии, который вызывал более-менее живой отклик, причем как у младших, так и у старших подростков, касался переживаний Николеньки ситуаций унижения со стороны француза-гувернера. Испытуемые Т. В. Драгуновой тоже остро воспринимали ситуацию унижения. Отличие современных школьников состояло в том, что чувство унижения они связывали, не с тем, что взрослые относятся к Николеньке, как к маленькому (как это было у советских подростков), а с неуважением человеческого достоинства подростка в принципе. Т. В. Драгунова, интерпретируя полученные данные, делает вывод о возникновении в подростковый период особого новообразования самосознания – чувства взрослости, которое определяет протекание кризиса подросткового возраста. Фиксируя как эмоционально значимую ситуацию унижения подростка со стороны взрослого, современные подростки никогда не видят в этой ситуации унижения взрослым ребенка, а только унижение личности одного человека другим. Похоже, что для современных подростков чувство взрослости в описанной в литературе форме (стремления обладать правами взрослого, но не его обязанностями), не свойственно. Им не надо бороться за свои права, для большинства из них соблюдение этих прав естественно. Для современных подростков наиболее значимыми оказываются не связанные с чувством взрослости самоуважение, личное мнение, собственные права и желания, что доказывается изучением системы ценностей, которое было проведено нами на той же выборке.(1 Еще один фрагмент, на который обратили внимание современные подростки, в основном старшие и в основном юноши – это сложные отношения Николеньки с другом его старшего брата – Володи – Дмитрием Нехлюдовым. Эти отношения они прямо трактовали как любовь и проявления бисексуальности. Оказалось, что это было одно из немногих мест повести, которое их непосредственно эмоционально затрагивало. Проблема бисексуальности в современной подростковой среде достаточно острая и интересная, о чем пишут Э. Эриксон, И. С. Кон и др. Однако этот вопрос выходит за рамки рассматриваемой темы.)

Подводя итоги исследования и сравнивая его результаты с полученными ранее, отметим тенденцию последовательного снижения рефлексивности у российских подростков. Если школьники конца 50-х обладают достаточно высоким уровнем рефлексии, то у подростков 80-х она оказывается слабо выраженной, а у современных подростков практически не выявляется. Подростки конца 50-х еще ощущают себя похожими на российского «буржуазного» подростка XIX века.

Для современных школьников «буржуазный» подросток Николенька Иртеньев – чужой, непонятный и неинтересный человек. Вместе с тем, они не похожи и на подростков 1950-х. Для последних общая деятельность, коллективизм не были пустыми словами, это были ценности, имевшие для них личностный смысл и выступавшие реально действующие мотивы. Если вспомнить знаменитое противопоставление А. Н. Леонтьева «реально действующих» и «только знаемых» мотивов, можно сказать, что у современных российских подростков коллективистические мотивы вряд ли являются и «только знаемыми». Перестав быть коллективистами, превратившись в индивидуалистов, они парадоксальным образом утратили рефлексивность.

Таким образом, наши результаты, наблюдения и беседы с подростками, данные других авторов позволяют поставить под сомнение сам тезис о первостепенной важности личностной рефлексии для понимания подросткового кризиса.

Подростковая и юношеская рефлексия, интроспекция, как мы уже отмечали, когда-то считались (и были) характерными признаками переходного возраста, что проявлялось, в частности, в ведении дневниковых записей, писании писем друзьям, подругам, просто незнакомому, далекому собеседнику. В конце XIX – начале XX века многие психологические исследования базировались именно на анализе юношеских дневников. Затем в течение нескольких десятилетий рефлексия, интроспекция, «самокопание» рассматривались как буржуазный пережиток, который свойственен только большим индивидуалистам и эгоистам и не может быть чертой советского школьника-коллективиста. Заметим, что это было не просто идеологической установкой, но и действительно стало реальной психологической чертой нескольких поколений, выявленной и в психологических исследованиях. В конце XX века ситуация стала резко меняться. У подростков стало все более проявляться стремление к индивидуализации, утверждение своего уникального Я.

Однако при стремлении к индивидуализации и осознанию, утверждению собственного Я оказались утраченными способы для достижения этого. Подростки перестали вести дневники, в том числе и потому, что их не вели их родители. Культура эпистолярного жанра тоже была утеряна. В настоящее время в связи с развитием информационных технологий – социальных сетей, мобильной связи – ситуация как будто меняется. Современный подросток почти все время пишет – либо sms-ки, либо сообщения в Твиттере (2 «Количество пользователей Твиттера давно превысило 150 миллионов. Российских твиттерян уже 500 тысяч, и прирост осуществляется совершенно немыслимыми темпами – за последний год количество русскоязычных пользователей Твиттера выросло в 26 раз. А после регистрации личного аккаунта президентом Дмитрием Медведевым в России случился буквально тви-бум». Добавим от себя, что подавляющее большинство пользователей Твиттера – молодые люди.) Однако функция и содержание этих текстов – принципиально иные, чем дневников и писем прошлых веков. Функция последних – разобраться в себе, содержание – мысли, переживания о себе, о жизни, сравнение своих переживаний с переживаниями других людей, литературных героев. Функция современных – рассказать «нечто» другим, причем это «нечто» – совсем не то, что было ранее объектом личностной рефлексии. Это рассказ о сиюминутных событиях. И если для полноценной личностной рефлексии необходимо было остаться наедине с самим собой (только в этой ситуации люди писали свои дневники и письма), то современное общение в социальных сетях – это как раз способ никогда не оставаться наедине с самим собой, боязнь, по выражению одного из современных молодых людей, «выпасть из потока жизни».

Еще одним средством развития самосознания традиционно считается доверительное общение с другом, любимым человеком, узким кругом близких друзей. Но в настоящее время такие формы общения становятся все большей редкостью. Доминирует то, что А. В. Толстых назвал в свое время «зрелищным общением» (1986, 2000). В этом общении «Я» заменяется на «Мы», обращенность к собственной личности заменяется поглощенностью восприятием зрелища, которым может быть и футбольный матч, и дискотека, и флэшмоб, и – в пределе – вся жизнь. Подчеркнем, что А. В. Толстых увидел, описал и дал название явлению, которое в 80-х годах только зарождалось, а сегодня может быть со всем основанием оценено как одна из болевых точек психологии современного подростка, все последствия которого для формирования личности, пока трудно прогнозировать. Может быть, именно это и стоит назвать кризисом современного подростка…

Литература

    Божович Л. И . Этапы формирования личности в онтогенезе// Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.

    Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967.

    Выготский Л. С . Педология подростка. М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1929–1931.

    Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростка//Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 120–170.

    Толстых А. В . Опыт конкретно-исторической психологии личности. – СПб.: Алетейя, 2000.

    Шеффер Д. Дети и подростки. СПб.: Питер, 2003.

Удивительно умел писать Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» - роман автобиографический.

Причем авторская идея произведения подчеркнуто творческая: следовать не хронологии, а первичным этапам становления личности. Классик не просто вдается в воспоминания, но старается на примере главного героя показать основное в жизни каждого ребенка, подростка, юноши. Примечательно, что он своей книгой обращается именно ко всем родителям - не упустить эти принципиальные моменты в воспитании их детей. И это писателю удается.

Книга воспоминаний о детских и юношеских впечатлениях

Структурно книгу составляют три повести, наименование которых упоминается в названии романа. Действие произведения охватывает шесть лет взросления главного героя Николеньки Иртеньева. Повествование осуществляется им же, однако уже во взрослом возрасте. Поэтому в нем органично смотрится недетская глубина мысли.

«Детство» Льва Толстого рассказывает о жизни Николеньки в семейном имении Иртеньевых. С первых ее страниц читателя обезоруживает детская непосредственность мальчика. Классик правдиво и мастерски показывает, как в душе его героя происходит борьба самых противоречивых чувств. Композиция книги имеет свои особенности.

Принципиально автор не пересказывает (как это заведено в сочинениях для детей) хронологию пребывания Николеньки Иртеньева в родительском имении. Более тонкому авторскому стилю следует "Детство" Льва Толстого. В повести рассказывается лишь о тех эпизодах, которые наиболее повлияли на формирование чувств и сознания мальчика.

Роман о важности доброты в воспитании

Книга проникновенно показывает, как важно, чтобы в маленького, взрослеющего человечка была воспитателями изначально заложена доброта. Именно она, доминируя в добром ребенке, в дальнейшем хранит его, помогает при различных испытаниях не ожесточиться, не стать равнодушным.

"Детство" Льва Толстого показывает читателю, что в этом отношении Николеньке исключительно повезло. Ведь некоторая холодность родителей компенсировалась влиянием замечательных воспитателей. Немец-гувернант Карл Иванович, волей судьбы лишенный родины и семьи, любил его, как собственного сына. Да и не он один благоволил к маленькому Иртеньеву. Наталья Саввишна, милая светлая русская женщина, работающая дворовой прислугой, привила ему понимание важности доброты в характере человека.

По логике классика, доброта ребенка непосредственно влияет на развитие в нем творческого начала. К такому выводу подводит читателя "Детство" Льва Толстого. Краткое содержание самой повести можно свести к нескольким характерным эпизодам, отражающим формирование личности Николеньки.

Характерные эпизоды из "Детства"

В самом начале книги (этот момент важен психологически) маленького Иртеньева, уснувшего на уроке, будит гувернер Карл Иванович, ударив мухобойкой муху, сидящую над его головой. Мальчик вначале по-детски разозлился на своего учителя. Тот, одетый в халат с колпаком, в этот момент показался ему противным. Суть этого эпизода заключается в скорой смене всплеска негатива Николеньки на умиротворение. Ведь он в действительности очень любил Карла Ивановича и был благодарен ему за тепло, которое ему уделял пожилой немец.

Сознание ребенка претерпевает противоборство двух начал: творческого и рассудочного. Это важно упомянуть, пересказывая "Детство" Льва Толстого. Краткое содержание соответствующего довольно напряженного эпизода внешне выглядит достаточно мирно. Мысли и чувства бурлят внутри ребенка. Николенька рисует сцены охоты, на которую его взял с собой отец.

У него оказалась лишь синяя краска. И он решает создать свой синий мир. Николенька нарисовал сперва мальчика на лошади, рядом с ним - охотничьих собак, зайца. Но потом что-то не заладилось. Возникла навязчивая мысль, что такого не бывает. Мальчик разнервничался. Он на месте зайца изобразил куст, затем облако, а потом порвал свой рисунок. Милая непосредственность Николеньки. Видно, что в нем настолько сильна фантазия, что она превышает рационализм. По всей видимости, такое же творческое начало бурлило в детские годы и в самом авторе.

"Детство" Льва Толстого содержит еще один характерный эпизод. Автор нас подводит к мысли, что настоящий человек живой (но не “человек в футляре”) должен в детстве играть, ибо само детство - это одна большая и увлекательная игра. Так люди формируются. Игра в детском возрасте - это очень важно. Ведь именно в ней воспитывается непосредственность, коллективизм. Соответствующий эпизод показывает, как Николенька с другими детьми, пребывая в полном восторге, уселся на землю, изображая гребцов. Показательно, что его старший на пару лет брат Володя, назвав игру “ерундой”, остался стоять в стороне. Разве такая холодная рассудочность предполагает доброту? Неудивительно, что двух этих близких по крови людей - братьев - не связывает крепкая дружба. Действительно, разве могут ужиться лед и пламень, порыв души и предварительный расчет?

"Детство" - ключевая часть романа?

О важности связи ребенка с семьей и всем миром, устанавливаемой через любовь, пишет Лев Толстой ("Детство"). Краткое содержание произведения отображает эти глубинные, генные отношения Николеньки с семьей. Неслучайно завершает повесть внезапный крутой поворот судьбы мальчика, трагическое событие - умирает мама.

Характерно, что дальнейшее развитие сюжета в двух последующих повестях лишь продолжает логическую цепочку, начинающуюся с этапа детства. Не мудрствуя лукаво, заявим, что именно повесть "Детство" - ключевая часть всего романа. Нельзя понять его суть, прочитав лишь две его последующие части - "Отрочество" и "Юность". А все потому, что и отрочество, и юность Николеньки выступают своеобразными экзаменами для доброты и сердечности, заложенных в его личность с самого детства.

"Отрочество" и "Юность": как взрослеть, оставаясь самим собой?

Последовательно показывает нам этапы взросления мужчины Лев Толстой. Детство, отрочество, юность. Как и всех ребят, не обходит Николеньку желание походить на взрослых. Он опасается проявлять столь естественную для своих лет сердечность, считая, что другие подростки воспримут это как "ребячество". Повзрослевший главный герой, от лица которого написана повесть, выражает сожаление о том, что на этом этапе лишал себя "чистых наслаждений нежной детской привязанности".

Иртеньевы уезжают в дом к бабушке, московской барыне. Вскоре случается происшествие, вызвавшее стресс и даже потерю сознания Николеньки. Бабушка, не разобравшись, уволила любимого Николенькой Карла Ивановича, взяв на его место гувернера-француза. Психика подростка не выдержала, он пребывал в стрессовом состоянии: получил "двойку" по истории, нечаянно сломал ключ от папиного тайника. А когда новый гувернер Сен-Жером пожурил его, мальчик пошел на конфликт с ним: показал язык, а затем даже ударил. После наказания (Николеньку закрыли в чулане) у него случились конвульсии, закончившиеся обмороком. Впрочем, домашние его простили, мир снова воцарился в его сердце.

Повесть демонстрирует, что подросток Николенька сохранил детскую искренность и доброту. Ведь именно он, наблюдательный, упросил отца выдать замуж с приданным прислуживающую горничную Машу, влюбленную в портного Василия.

“Юность” знакомит нас с Иртеньевым - студентом университета. Студенческая жизнь уводит его от идеалов детства. Николенька дезориентирован. Форма превалирует над содержанием. Он поверхностен в общении с людьми, слепо пытается следовать законам моды, считает принципиальным прогуливать лекции, грубить, вести праздную жизнь. Расплата наступает в виде провала на экзаменах.

Иртеньев осознает, за что поплатился, и твердо принимает решение для себя на всю последующую жизнь - совершенствоваться нравственно.

Вместо заключения

Роман Л.Н.Толстого "Детство, отрочество, юность" стоит того, чтобы его читали и перечитывали. Кажущаяся легкость слога и увлекательность повествования замечательного рассказчика скрывают глубокую мысль.

Внимательно прочитавшие книгу улавливают ее суть: они начинают понимать, как с детских лет формируется личность доброго и порядочного человека и какие вызовы ему предстоит преодолевать в юности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: