Понятие полной семьи в психологии. Информационный справочник: медицинские центры, салоны красоты, аптеки

Семья, семейные отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.

Недаром большинство семей встречается на Рождество у себя дома. Она проведет Рождество в Ульме, ее втором доме. Потому что в ней мы вырастаем, собираем первый опыт, приобретаем базовые навыки. И никто не может избежать влияния своего происхождения. Все живут в знании, что у него есть биологическая мать, биологический отец. В этом отношении мы все «семейные люди», нравится нам это или нет. Но: семья не всемогуща. Чтобы увидеть, где лежат пределы их власти, нам сначала нужно уточнить, что мы имеем в виду, когда говорим о «семье».

Что такое универсальное определение?

Среди прочего, он участвовал в образовании и социализации и работает как пара и семейный психотерапевт. В опросах почти 100 процентов людей говорят: Семья - это пара с хотя бы одним ребенком. Это ядерная семья, даже в соответствии с научным определением. Но какие люди по-прежнему принадлежат к семье в более широком смысле для человека за пределами этого узкого круга, бабушки и дедушки, например, очень индивидуальны. Это зависит от того, с кем мы чувствуем интенсивную связь. Как правило, это чувство исчезает, когда степень отношения уменьшается.

Теоретический анализ психологических научных работ, посвященных супружеским отношениям и семье, дает возможность выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.

В рамках одного из направлений семья изучается как малая группа (М. Земская, В.П. Меньшутин, Е.В. Криченко, В.А. Терехин и др.). Практически все исследования данного направления относятся к социальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью как малую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению понимания семьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающих семью от других малых групп. В исследованиях данного подхода можно выделить тенденцию рассматривать семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.

Кроме того, семья не является жесткой сущностью, но проходит через развитие, «семейную карьеру», особенно когда речь идет о разделении или разводе новых созвездий. В начале жизни семья означает: происхождение, поэтому собственные родители, возможно, также братья и сестры, бабушки и дедушки, прабабушки и дедушки, дяди или тети. Позже вы познакомитесь с партнером и можете даже самим взять ребенка. Теперь это сообщество формирует семью. Таким образом, центр того, что мы чувствуем как семья, меняется из поколения в поколение.

Если не произойдет разрыв

Когда родитель входит в новые отношения, появляется семейство пэчворков. Семейное ядро ​​распадается на родительскую и материнскую часть. Например, биологический отец следит за своими детьми по выходным, а в течение недели отчим позаботится об образовании. Часто, однако, когда происходит распад, так много гнева и травмы связано с тем, что гражданское общение становится невозможным. Однако нередко один родитель берет на себя образование, а другой уходит. В этих случаях традиционное понимание семьи достигает своих пределов.

Другое направление дает нам возможность изучать семью как систему. Большая часть исследований семьи как системы отмечается в различных моделях психологии. При этом существуют исследования семьи как системы и в рамках социальной психологии. Так Е. В. Антонюк, Ю. Е. Алешина и Л. Я. Гозман предлагают уйти от поиска ведущей деятельности семьи к рассмотрению системы жизнедеятельности семьи. Тем самым исследователи углубляют представления о семье, признавая за ней системную организацию. О. С. Сермягина также отмечает методологическую важность изучения семьи как целостного феномена.

Каковы последствия этого для развития человека, независимо от того, растет ли он с матерью и отцом или только с одним родителем. Семейное созвездие может существенно повлиять на отдельные случаи. Разумеется, родители-одиночки также могут проявлять любовь и заботу своих детей, но, как правило, у них нет материальных ресурсов для оптимального ухода за своим потомством. Потому что они должны финансировать квартиру в одиночку и обеспечить себе жизнь. Поэтому пара обычно лучше в состоянии сделать это и может предложить детям более дешевое начало жизни.

Наиболее распространенным направлением в психологии, рассматривающим семью как систему, является семейная системная психология, или «семейный системный подход» С. Кратохвила. Системный семейный подход, основываясь на общей теории систем, заимствует из данной теории два основных положения:

· целое больше, чем сумма его частей;

Существует предубеждение, что дети в семьях с пэчворком обычно хуже, чем в традиционных семьях

Нет, это неправильно. Это всегда зависит от конкретного случая. Лоскутные семьи могут быть более спорными - но пока все хорошо ладят, они не должны быть в невыгодном положении по сравнению с традиционным созвездием. Скорее, это важно для развития ребенка, в котором «семейный климат» он растет.

Что подразумевается под этим?

«Семейный климат» - это термин для родителей и детей, особенно их способ общения. Потому что семейная жизнь - это не что иное, как постоянное взаимодействие между людьми. Для определения местного климата исследователи рассматривают три фактора. Сначала они исследуют эмоции. Например, для того, чтобы признать их, можно заметить, являются ли родственники ласковыми друг к другу и заботятся о благополучии других, способны ли они смириться после ссоры, реагировать на аргументы других, уважать их потребности.

· все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.

В рамках психологии семьи появляются такие термины и понятия, как «граница», «подсистемы», «открытая семейная система», «закрытая семейная система», принципы функционирования семьи как системы - принцип развития и принцип гомеостаза. С помощью совокупности данных понятий психологи и психотерапевты пытаются определить основные принципы, механизмы и законы, лежащие в основе стабильного, устойчивого функционирования супружеских отношений. Так, например, в рамках структурной теории С. Минухина были разработаны и применены понятия субсистемы, границы. С. Минухин выделяет следующие субсистемы: субсистема супружеской пары, субсистема родителей, субсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в субсистему (подсистему) накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли. Субсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская субсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется субсистема родителей, а субсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение субсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи

Или каждый спор горько ведет и заканчивается личными оскорблениями. Вторым фактором являются предложения. Насколько стимулирующей является семейная среда? Родители и дети много путешествуют вместе, помогают ли родители с домашним заданием, хобби следующего поколения продвигаются в раннем возрасте, или все сидят перед телевизором и мельком видят? В конце концов, важно смотреть на нормы и авторитет. Какие ценности действуют члены семьи? В одной семье культивируется демократическое и равное сосуществование, в других слова родителей держатся в каждой ситуации.

По мнению С. Минухина и других психологов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано, по нашему мнению, с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. «Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны» .

Существует ли связь между тремя характеристиками?

Некоторые верят в твердые истины, такие как те, которые постулируют некоторые религии, другие открыты для новых идей и продолжают оспаривать свои убеждения. Нет, факторы в значительной степени независимы друг от друга. Вполне возможно, что члены семьи нежно относятся друг к другу, но в то же время мало стимулируют друг друга и придают очень жесткие ценности. Или он всегда спорил и боролся, но в то же время предоставлял много места, чтобы попробовать себя. Вот почему каждая семья уникальна.

Применив эти знания о границах и подсистемах, исследователи выделяют открытые и закрытые семейные системы.

Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между членами семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир, семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения. Д. Фримен обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом.

И все же есть лучшие и худшие комбинации

Исследования показывают, что особенно полезен семейный климат, который можно охарактеризовать как: сильно позитивный эмоциональный, очень стимулирующий, а не нормативный и авторитарный. Тогда у всех членов есть лучший шанс вести счастливую и успешную жизнь. Это может показаться неудивительным, однако для большинства семей крайне сложно поддерживать этот климат.

Поэтому плохой климат является эмоционально негативным, скучным и авторитарным. Сколько детей в Германии так растет. Это нельзя сказать с уверенностью. Поскольку менее благоприятный климат, более вероятные семьи должны изолировать себя от внешнего мира и оставаться невидимыми для исследователей, властей и общественности. В конце концов, мы знаем, что опасность особенно высока в семьях, где родители психически больны. По некоторым оценкам, около трех миллионов из примерно 13 миллионов детей в Германии растут, хотя по крайней мере один из родителей лечится от психического расстройства.

Обозначенные выше понятия, как и семейная системная психотерапия в целом, позволяют сосредоточить свое внимание на особенностях взаимодействия членов семьи, а также выделить особенности взаимодействия семьи с внешним для нее миром. Однако сам человек, включенный в семью, «выпадает» из поля внимания психотерапевтов-исследователей. Именно эту проблему психологи пытаются преодолеть, рассматривая такое понятие, как «дифференцированный член семьи» - тот человек, который характеризуется высокой степенью самостоятельности, независимости, наличием более глубоких и всеобъемлющих межличностных отношений, чем другие (теория М. Боуэна). В. Сатир говорит о том, что люди с высокой самооценкой создают вокруг себя атмосферу любви, чистоты, честности, ответственности, сострадания, что, в свою очередь, выступает залогом успешной семьи, тогда как в неблагополучных семьях члены семьи обладают низкой самооценкой .

Поэтому мы можем предположить, что семейная жизнь в Германии отнюдь не соответствует гармоничному идеалу, который мы себе представляем. Многие дети из таких семей позже испытывают те же проблемы, что и их родители: они становятся психически больными, подавленными или зависимыми от алкоголя. Иногда эта судьба продолжается из поколения в поколение.

Почему нам трудно избежать нашего происхождения?

В некотором смысле, он становится частью личности и формирует наши отношения с друзьями, партнерами, а затем и с нашими собственными детьми. Он также формирует наше мировоззрение, отношения, интересы и поведение. Например, некоторые дети дома узнают, что зависимость и насилие являются законными стратегиями для решения проблем.

Однако и эти попытки не дают окончательного ответа на вопросы, как происходит становление супружеских отношений, что является основой единства членов семьи, что обеспечивает устойчивость семьи во времени и успешность ее функционирования. Следует отметить, что семья - это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением. Следовательно, семью необходимо рассматривать как систему, функционирование которой будет зависеть от людей, ее составляющих. Здесь возникают определенные методологические сложности.

Можете ли вы привести больше примеров?

Это переход к следующему поколению - это то, что ученые называют «передачей между поколениями». Долгосрочные исследования показывают, что дети часто принимают ценности своих родителей, которые позже выражаются в их политических или религиозных взглядах. Даже если они идут по другим путям тем временем по пути к взрослой жизни, многие возвращаются к убеждениям своих родителей. Риск развода, очевидно, передается. Дети отделения могут быть статистически позже с гораздо большей вероятностью, а также разведены.

В контексте культурно-исторической психологии на семью могут быть распространены идеи С. Л. Выготского о «совмещенных психологических системах», т. е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети. Взгляд на супружеские отношения как совмещенную психологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации, позволяет выделить их в качестве предмета общепсихологического исследования. .

Похоже, что отрицательная ролевая модель родителей несет ответственность за разделение двух человек. Но, конечно, могут быть другие причины для чего-то подобного. В последние годы уровень разделения в целом возрос, главным образом из-за увеличения материальной независимости женщин. Но когда разводы накапливаются в семьях в течение поколений, в тех семьях, где фактор эмоций особенно отрицателен, обычно существует климат. Дети из таких родителей узнали, например, о том, что партнеры спорят, но не примиряются.

Поэтому такие люди часто чувствуют себя беспомощными в отношениях; они убеждены, что им всегда приходится терпеть конфронтацию. Вы просто не знаете об этом иначе. Следовательно, они часто пытаются обвинять других, становясь оскорбительными и вредными в своем бедственном положении. Когда такие личности встречаются, вероятность того, что отношения длится всего несколько месяцев или лет, возрастает. Непосредственно, когда приходят дети, чувство принадлежности быстро уменьшается.

C постепенным изменением парадигмы психологической науки происходит и изменение ее предмета. В поле зрения ученых попадает «целостный человек», обладающий личностью как «сверхчувственным» качеством» (А. Н. Леонтьев), как «высшим уровнем системной организации человека» (В. Е. Клочко), «средоточием целокупной активности человека» (В. А. Петровский), «инструментом, с помощью которого организуется и координируется путь обретения человеческой сущности» (Б. С. Братусь). Новая психологическая парадигма, отражающая тенденцию движения психологической научной мысли к постнеклассической науке (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. Я. Дорфман, В. П. Зинченко, В. Е. Клочко, В. И. Слободчиков), подходит к рассмотрению человека как психологической системы. Теория психологических систем, разрабатываемая В. Е. Клочко, которая, представляя собой одно из направлений постнеклассической научной мысли, изучает человека как открытую, самоорганизующуюся психологическую систему, «порождающую психологические новообразования и опирающуюся на них в своем самодвижении» .

Вторая часть под названием «Клиническая семейная психология» находится в стадии подготовки, но эта первая часть также является самодостаточной. Позиция ребенка в браке. Здесь автор ставит в перспективе то значение, которое использовалось для исследования брака, не делая его правдоподобным.

Некоторые англицизмы, такие как «пользователи Интернета», можно было бы легко избежать. Индекс и глоссарий. Технический термин, такой как «индексный пациент» навсегда, появляется, что не удается из-за отсутствия индекса. Семья является первым и основным выражением социальной природы человека. В браке и семье есть набор межличностных отношений - супружеские отношения, отцовство, материнство, филитация, братство, через которые каждая человеческая личность вводится в «человеческую семью»и «семью Бога».

Таким образом, выделив человека как открытую, самоорганизующуюся систему, «открытую как в социум, так и в объективную (природную, физическую, «вещную») среду» находящуюся в постоянном движении, трансценденции, возникает необходимость с данных позиций рассмотреть и семью, объединяющую на первом этапе, как минимум, двух людей.

Такая постановка проблемы открывает возможность применить для изучения феноменологии семьи используемые в психологии положения, разрабатываемые в синергетике. Синергетика, являясь направлением междисциплинарных исследований, изучающим явление самоорганизации, позволяет выйти на новый уровень системности видения мира и изучаемых явлений (А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Ю. Крылов, В. Е. Клочко и др.) и наиболее полно понять объект в его движении и развитии.

Семья подлежит наукам, таким как антропология, социология и юридические науки, чтобы назвать некоторые из них. Но семья - это, прежде всего, человеческая реальность с серьезными этическими последствиями для развития человека и общего блага общества. Теология привносит новый свет в понимание семьи и ее миссии. Брак и семья, основанная на браке, не являются изобретением человека, а отвечают планам Творца. Уже на первых страницах Библии, после повествования о создании, брак становится семейным учреждением по благословению Бога нашим первым родителям, так что они будут расти и размножаться.

Становление жизненного многомерного мира человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. Еще Л. С. Выготский писал, что «через других мы становимся сами собой», а также «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других» . Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. Два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию - развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность, т. е. превратиться «из двух разрозненных «Я» в единое «Мы», сохраняя при этом свое индивидуальное своеобразие, свою уникальность.

Более выразительными являются эти слова: «Человек оставляет отца и мать и присоединяется к своей жене, и они оба являются одной плотью». Они выражают величие брака и его свойства - существенное: единство и неразрывность. Иисус обращается к ним, когда он объясняет неразрывность брака и относится к «началу», то есть к планам Творца.

Во многих других местах Священного Писания прямо или косвенно ссылаются на брак и семью, на их смысл и этические требования. Святой Павел приходит, чтобы сравнить союз между супругами как этот союз, который существует и существует между Христом и Церковью.

Согласно системному подходу, взаимодействие обладает порождающим эффектом (А.Н. Аверьянов, Е.Н. Князева, В.Е. Клочко, А.А. Митькин, В.С. Степин, К. Майнцер). Так взаимодействие супругов как равноправных партнеров порождает семью, живую общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности (В.И. Слободчиков). Результатом этого единения, общности, строящейся во взаимодействии двух людей, является организованное и дифференцированное целое (Б. Ф. Ломов), общий фонд ценностей (Л. И. Анцыферова), производство индивидами их общего» (А. В. Петровский), превращение состояния в их общее достояние (М. С. Каган), идеальный продукт взаимных усилий (К. А. Абульханова-Славская), создание пространства совместимости (Н. В. Бариленко).

Таким образом, результатом взаимодействия является своеобразная новая реальность, являющаяся неким общим пространством для взаимодействующих сторон. Взаимодействие имеет свой порождающий эффект, результатом которого - «новая реальность, новая онтология совместного бытия двух противоположных начал в едином».

Совокупность вышеизложенных теоретических построений дает основания для того, чтобы рассматривать супружеские отношения как открытую совмещенную психологическую систему, полюсами которой будут являться два суверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействия совмещенный слой бытия. Алешина Ю.Е. отмечает, что «объединение людей в супружеских отношениях связано с естественной перестройкой их ценностей и становлением системы общих семейных ценностей» .

Теоретический анализ позволил нам выделить согласованность ценностей супругов, которая приводит к становлению в процессе супружеских отношений единой системы семейных ценностей. Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:

· персонализацией как процессом трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира;

· персонификацией как процессом порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира (В. Е. Клочко). .

Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.

Принимая во внимание, что семья - это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования. Различные теоретические модели психологической помощи семье выдвигают свои цели психологических воздействий.

Цели психологических воздействий фиксируют направления и характер тех изменений, которые позволяют перейти семье на новый уровень функционирования. Теоретический анализ различных концепций психотерапии позволяет представить цели психотерапевтических воздействий следующим образом:

1. изменения в процессе психологии как результат нашего контакта с нашей собственной сущностью, позволяющей войти в состояние нового сознания;

2. развитие способностей изменяться, совершенствоваться, перестраивать отношения с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи; развитие человеческой потребности в совершенствовании, в актуализации самого себя, в личностном росте; признание собственных ресурсов;

3. ориентирование семьи на изменения (рост), на открытые социальные связи, наполненные позитивными установками;

4. преодоление ранее свойственной семье закрытости, активизирование действий к действительно открытой системе;

5. трансформация системы как целого, где все члены семьи могут развиваться и расти как личности; увеличение возможности системы к изменениям, увеличение свободы выбора и роста для каждого члена семьи;

6. развитие компетентности в зрелом и дифференцированном подходе к проблемам и конфликтам.

Обобщая выделенные характеристики, мы видим направленность изменений не только, а точнее, не столько в функционировании семьи, сколько стремление перевести семейную систему в режим сознательного движения согласно внутренней тенденции системы, т. е. осознавать наличие различных тенденций эволюции системы (А. Н. Аверьянов, М. Р. Гинзбург, А.В. Клочко, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов), «неоднозначность прохода в будущее» (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов), возможность строить настоящее через будущее (М.Р. Гинзбург, А.В. Клочко, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов). Именно сознательное стремление супругов взаимодействовать в режиме постоянного развития, опираясь в этом развитии на общие семейные ценности, позволяет обеспечить устойчивость семейной системы в процессе ее изменения. Тогда роль психологии семьи мы видим в решении вопроса о том, как помочь семье в осознании собственных тенденций развития и нахождении способа «вывода» семьи на путь существующей внутренней тенденции развития семьи как системы.

Семья - это малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве. Члены семьи объединены эмоциональными связями, общностью быта, моральной ответственностью, взаимопомощью. Семейные взаимоотношения являются официальными по форме и неофициальным по содержанию. Психология семьи изучает закономерности возникновения, становления и разрушения семьи как специфической малой социальной группы, условия и механизмы ее функционирования. Психологическому анализу подлежат различные аспекты семейной жизни: истоки образования семьи; формирование готовности к браку и супружеских отношений; общие тенденции развития семьи, особенности брачно-семейных межличностных взаимоотношений и другие социально-психологические проблемы. Исследуется влияние семьи на формирование личности детей. Психология изучает личностные и социально-психологические факторы, которые укрепляют или дестабилизируют брак. Много внимания уделяется вопросам поло-ролевого воспитания молодежи, формированию просімейної мотивации, психологическим аспектам сексуальных отношений, взаємоадаптації брачной пары, их психологической совместимости Видное место отводится исследованию социально-психологических процессов, происходящих в семьи: семейная коммуникация те интеракция, межличностная перцепция, ролевая дифференциация во взаимоотношениях супругов.

Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает воспроизводство общества. Кроме того, брак является принятой обществом формой удовлетворения сексуальных потребностей людей. Взрослые члены семьи, выполняя в обществе Профессиональные функции, своим трудом создают экономические основы существования семьи, обеспечивают его материальные и культурные потребности. Семья выполняет обслуживающую и попечительский функции в отношении своих членов, обеспечивая им предоставление различных услуг, а также заботясь о тех, кто нуждается в помощи (дети, старые или больные и инвалиды). Таким образом в семье удовлетворяются альтруистические потребности.

Семья воспитывает для общества новых граждан, передавая им язык, основные формы поведения, национальные традиции и обычаи, моральные и духовные ценности. Семья выполняет соціалізуючу функцию. Социализации испытывают не только дети, которые благодаря ей уростають в общество, а именно супругов, поскольку адаптация к брачных, родительских и других семейных ролей - это также соціалізуючий процесс. Одновременно он удовлетворяет родительские потребности в воспитании детей и обогащает новым социальным опытом личности брачных партнеров.

Семья способствует сохранению психического здоровья общества благодаря выполнению психогигиенической функции, которая заключается в обеспечении чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия, а также условий для развития личности своих членов. Стабильная, хорошо функционирующая семья позволяет каждому лицу, которая ее составляет, удовлетворять такие потребности, как любовь, эмоциональная близость, аффиляция, понимание и уважение, признание и тому подобное. В такой семье индивид имеет условия для самореализации, самоутверждения, обогащения и развития своей личности Итак, семья существенно влияет на своих членов, удовлетворяя их потребности - биологические, эмоциональные, психосоциальные и экономические.

Изменения, происходящие в жизни семьи, тесно связаны с изменениями и преобразованиями в обществе, частью которого она является. Разные социальные сдвиги, индус гріалізація, урбанизация, профессиональная работа женщин, изменения в материальной и духовной культуре, обусловленные научно-техническим прогрессом, улучшением средств коммуникации и тому подобное, влияют на семью. В частности, они вызывают изменения ролей и позиций в пределах семьи, ценностных ориентаций, норм и способов поведения, уклада семейной жизни вообще

Каждая семья создает собственную мікрокультуру на основе общесемейных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения. Брачная пара, развивая собственный стиль жизни, опирается при этом на устоявшиеся в конкретном обществе нормы, а также те, заимствованные из родительских семей и обогащенные опытом своей самостоятельной жизни.

Семья как малая социальная группа испытывает определенные динамических преобразований, связанных главным образом с течением жизни индивидов. В развитии каждой семьи можно выделить несколько фаз: начальная фаза супружеской жизни - до рождения первого ребенка; три родительские фазы, охватывающие периоды роста и воспитания детей; фаза, когда дети стали социально зрелыми и отделяются от родителей; пенсионное супругов. Переход из одной фазы в другую характеризуется изменением структуры семьи, ее функций, перестройкой внутрисемейных отношений и взаимодействия в соответствии с новыми задачами, которые возникают в различные периоды семейной жизни.

В начале каждой фазы может создаваться специфическая кризисная ситуация, связанная с приспособлением членов полыни до новых семейных задач и функций, изменением ролей и позиций. Изменения в количественном и возрастном составе семьи вызывают преобразование всех ее функций - экономической, защитной, психологической, социализирующей и др. Это требует пересмотра предыдущего образа жизни семьи. Успешное функционирование семьи в новых условиях обогащает лиц, которые ее составляют, новым опытом и свидетельствует об их адаптивные возможности.

Психологический анализ семьи как малой социальной группы, условий и механизмов ее функционирования предполагает изучение ценностных ориентаций супругов, которые являются одним из конституюючих семью факторов, регулирует взаимоотношения супругов, определяющее их отношение друг к другу, к детям, других людей, окружающего мира вообще. Расхождения в индивидуальных системах ценностных ориентаций супругов является главным препятствием для семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.

Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной в течение всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого из супругов. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть уже или шире от общесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможностей для взаимопонимания, то есть для единства.

Для психологической совместимости супругов важное значение масс взаимопознания и взаимосогласования индивидуальных ценностных ориентаций каждого из них, выработки на их основе общесемейных ценностей. При этом имеют значение не только одобрение и Принятие общесемейных ценностей, но и позитивное отношение каждого из супругов к ценностных ориентаций партнера. Поэтому с точки зрения психологической помощи семье целесообразно выяснить характер этого отношения. В практике психологического консультирования выделены следующие его варианты: 1) один из супругов пытается узнать о ценностные ориентации другого, а также семьи его родителей, но не принимает их, признавая только свои; 2) супруги взаємотолерантні до ценностных ориентаций друг друга, признают их равноправие, но не стремятся к созданию общей системы ценностей; следствие этого - жизнь "рядом", а не "вместе"; 3) супруги склонны к одобрению и принятию почти всех ценностей друг друга, значительно изменяя при этом собственные системы ценностей. Такое состояние таит в себе опасность для самореализации и самоутверждения одного из супругов и может привести к чрезмерной зависимости его от другого; 4) супруги создают общую систему ценностей, признавая при этом право каждого на индивидуальные ценностные ориентации, но сохраняя приоритет общесемейных ориентаций.

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких, как конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семь и, конфликт как средство снятия напряжения, конфликт как защита собственного "Я". В основе каждого из них лежит противоречие между сложившимися до брака ценностными представлениями каждого из супругов о ролевые функции мужа и жены в семье и способы их реализации. Конфликт может возникнуть и в результате столкновения привычных для каждого из супругов путей и способов удовлетворения социокультурных, интеллектуальных, эстетических других потребностей, стремление отстоять свою индивидуальность, попытки согласовать представление о себе с мнением партнера.

Конфликтная ситуация в сфере ценностных ориентаций, что препятствует созданию взаимоприемлемой системы семейных ценностей более широкого объема, чем индивидуальные, делает невозможным интеграцию семьи, а следовательно и выполнения ею своих обязанностей, создает опасность для ее существования. Вызывая напряжение в семейных отношениях, конфликты ценностных ориентаций дезинтегрують семью.

Для обеспечения психологического комфорта в семье и успешного ее функционирования существенное значение имеет то, как складываются взаимоотношения и взаимодействие по крайней мере в трех составляющих: между самим супругами, между родителями и детьми, между братьями и сестрами, если в семье растут двое и больше детей. Основным фактором, который предопределяет характер взаимоотношений и взаимодействия во всех звеньях семьи, является отношение супругов друг к другу и их родительские установки относительно детей. В трудах по психологии семьи выделено четыре типа отношения: принятие - непринятие; взаимодействие - избегание контактов; признание свободы активности - чрезмерная опека; уважение прав каждого в семье - чрезмерная требовательность. Положительные типы отношение - принятие, взаимодействие, свобода активности, уважение к правам каждого - обеспечивают партнерские отношения и эгалитарный уклад жизни семьи. Возникновение нарушений в семейных взаимоотношениях, как правило, объясняется наличием значительной дистанции между членами семьи, связанной со стремлением устранить контакта, неприятием личности партнера или чрезмерной эмоциональной сосредоточенностью на нем, что оказывается в опеке, защите, чрезмерной требовательности и попытке что-либо подогнать его под воображаемый образ мужа, жены или ребенка. Во взаимоотношениях супругов в период первой фазы семейной жизни часто возникают проблемы, связанные с чрезмерной эмоциональной сосредоточенностью на партнере, плотной опекой его и жесткой требовательностью относительно образа мужа или жены. Это именно прослеживается нередко и в семьях с одним ребенком, на которой сфокусированы все чувства и заботы родителей. В более поздних фазах супружеской жизни и в его кризисные периоды источником семейных раздоров чаще выступает эмоциональная дистанция. Реализация тех или иных установок супругов в семейных отношениях создает определенную социально-психологическую картину семейной жизни, которая проявляется в ее специфическом укладе. Устоялось мнение, что каждая семья имеет присущий только ей одной индивидуальный стиль семейных отношений (систему приемов воздействия друг на друга и др.). Исследование стиля взаимоотношений в семье предполагает их классификацию для оказания целенаправленной психологической помощи в налаживании семейных отношений.

Большинство существующих типологий семей разработана на основе выявленных особенностей спілкувати? и межличностных отношений в семье, обусловливающие определенное взаимодействие членов семейной группы и присущие только ей способы влияния супругов друг на друга и на детей. На этой основе семьи условно разделяют на несколько полярных типов.

По степени включения членов семьи в семейные отношения, их эмоциональной духовной общности различают общие (интегрированные) и разобщены (дезинтегрированы) семьи. Во первых каждый член семьи чувствует себя полноценным участником семейной взаимодействия. Таким семьям присущи духовная и эмоциональная близость, ответственность друг за друга, доверие, то есть существует психологическая защищенность. Для разобщенных семей характерна обособленность членов семьи друг от друга. Каждый живет как бы сам по себе, духовно и эмоционально почти не связан с другими членами семьи. Конечно, такое деление семей по степени сплоченности с условным" Например, существуют семьи с достаточно высокой степенью сплоченности. Это так называемые суперінтегровані семьи. В основном такой тип взаимоотношений характерен для неполных семей (мать - ребенок). По степени разобщенности выделяют частично дезинтегрированы семьи. Они состоят из семейных микрогрупп, в которые входят не только члены конкретной семьи, но и родственники со стороны мужа или жены. В таких семьях кто-то из ее членов оказывается в изоляции, игнорируется семейной группой.

По характеру психологической и ценностно-ориентационной единства различаются гармоничные и дисгармоничные семьи. Первые, Кроме того, делятся на естественно и искусственно гармоничные. Естественно гармоничные семьи характеризуются совпадением целей, мотивов, эмоциональных и познавательных установок членов семейной группы, благодаря чему обеспечивается их психологическая совместимость. В искусственно гармоничных семьях согласие является результатом сознательных усилий членов семьи. В таких семьях заметно стремление приспособиться друг к другу, порой ценой ограничения собственных потребностей, привести их в соответствие к потребностям и запросам других членов семейной группы.

Дисгармоничным семьям присуща расхождения в системах ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и целей членов семейной группы. Адаптация их друг к другу ситуативная, перманентная, а то и декларативная. Ролевые обязанности в таких семьях нередко выполняются из принуждения, что создает психологическое напряжение в семейном общении. Эмоциональная дистанция между мужчиной и женщиной и другими членами семьи создает благоприятную почву для возникновения психологической несовместимости, а следовательно, и межличностных конфликтов.

По признаку коммуникативных установок членов семьи различаются корпоративные (прагматические) и альтруистические плетни семей. В первых общение осуществляется на договорных, корпоративных началах. В такой семье каждый выполняет возложенные на него обязанности лишь при условии, если другие выполняют свои. Как правило, осуществляется жесткий контроль за поведением каждого члена семьи, налажена система позитивных и негативных санкций для поощрения выполнения ролевых обязанностей. Семейная группа может иметь подобные ценностные ориентации и быть психологически совместимой и эмоционально связанной, но у ее членов отсутствует готовность поступиться собственными интересами ради общего блага. Прагматический принцип сожительства ("что ты для меня, то и я для тебя") действует как во взаимоотношениях супругов, так и в отношениях с детьми и другими родственниками. Постоянно высчитывается, кто и сколько приложил усилий к повышению семейного благосостояния и что получил взамен. Психологическое равновесие в таких семьях очень неустойчива. Ценность каждого определяется тем, в какой степени он может удовлетворить прагматические установки других На этой основе довольно легко воспитывается эгоистичный тыл личности с установкой "жить для себя".

Общение в альтруистичных семьях основывается на сознательном признании каждым членом семьи ответственности за благосостояние других. Поведение членов семьи зачастую идет вразрез с собственными нуждами и запросами - по принципу "жить для других". Каждый в такой семье является ценностью сам по себе, а не потому, что дает какую-то пользу, то есть создает для семьи материальное благополучие и обеспечивает ей высокий социальный статус и др. Даже члены семьи, которые нарушают принятые в ней нормы поведения, не становятся изгоями, наоборот, им всячески помогают найти правильный путь.

По количеству и характеру коммуникативных связей различаются открытые и закрытые семьи. В открытых личностная направленность не ограничивается лишь кругом семейных интересов и целей. Члены семьи включены в различные социальные связи Спецификой открытой семь и стремление к новым контактам. Благодаря этому повышается их социально-защитный потенциал. Они имеют возможность компенсировать неудачу в одной общественной сфере переключением своих интересов в другую.

Закрытые семьи является коммуникативно самодостаточными. Количество внесемейных социальных контактов у них слишком ограничена, и, как правило, они не стремятся к их расширению. Главное - это твоя семья и родственные связи, а все остальное-фон, на котором проходит жизнь. Собственная семья занимает первое место в иерархии семейных ценностей.

в Зависимости от адаптивных ресурсов семьи, и способности приспосабливаться к изменчивости условий жизни выделяют гибкие и инертные (консервативные) семьи. Гибкий тип семьи характеризуется способностью быстро переориентироваться, если этого требуют новые условия жизни. Инертные семьи, наоборот, ригидные и консервативные относительно переоценки и изменения уже устоявшихся стандартов поведения.

По характеру распределения власти выделяют семье єдиновладні (авторитарные) и демократические. В первых власть сосредоточена в руках кого-то одного - мужа, жены и др. В связи с этим важнейшие решения принимаются только с одобрения этого члена семьи. Социологи по этому показателю разделяют современные семьи на неопатріархальні и неоматріархальні.

Для демократических семей характерна либо равноправие всех членов семьи в принятии решений, или функциональное распределение власти: в одних сферах жизни главную роль играет мужчина, в других - женщина, в третьих - кто-то из родителей супругов или старшие дети.

Выделение авторитарных и демократических типов семей имеет существенное значение для оценки ресурсов семейного воспитания, но в условиях, когда известны другие характеристики общения и межличностных отношений. Так, в интегрированных, гармоничных, эмоционально объединенных, с альтруистическими установками семьях вопрос распределения власти вообще не возникает. Семейная иерархия, которая сложилась, воспринимается членами семьи как естественная и оптимальная, независимо от того, авторитарная она или демократическая. В дезінтегрованих семьях единовластие может служить источником постоянного психологического напряжения в семейных отношениях.

Классификация семей по приведенным шестью полярными признаками несколько условная. Характеризуя семью как тот или иной тин, принимают во внимание преимущество какого-либо одного признака взаимоотношений в семейной группе и абстрагируются от всех других. Следовательно, чистые семейные типы - это научная абстракция, которая нужна для понимания сути явления. В жизни обычно встречаются смешанные типы, в которых взаимоотношения характеризуются сочетанием различных признаков в определенном соотношении. Поэтому для диагностики семейных отношений с мстою оказания семье психологической помощи целесообразно определять тип семьи по доминирующим признаком, например так: "скорее интегрирована, чем разобщена, и т. п.

1. Витек Карел, Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. Москва, 1988

2. Волкова А. II., Трапезникова Т. М. Методические проблемы диагностики супружеских отношений // Вопр психологи 19К5. № 5.

3. Тозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений Москва, 1987

4 Джеймс М. Брак и любовь / Пер с англ Москва. 1985,

5. Ковалев С. В. Психология современное семьи. Москва, 1988.

6. Левкович В. П., Зуськова А. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопр психологии 1987 №4.

7 Психологическая культура семейных отношений: Методические материалы Москва. 1988. 8. Рыбаченко В. Ф. Грани совместимости. Киев, 1987.

9 Столин В. В. Психологические проблемы основы семейной терапии // Вопр. психологии. 1982. № 4.

10. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. Москва. 1987.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. Г. Семейная психотерапия Ленинград. 1989.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: