Казахские национальные праздники. Традиции казахов, которые удивляют иностранцев

33677

У каждого народа свои причуды: в Греции не рекомендуется хвалить в гостях, скажем, вазу или картину, иначе хозяину придется ее вам подарить. В Индии в семейном кругу не говорят «спасибо». На Тибете при встрече показывают друг другу язык. Какие традиции и особенности есть у нас, которые удивляют представителей других стран?

1. Бет сипау

Одной из самых необычных особенностей нашего народа иностранцы считают поглаживание лица после бата (слова благословения). Казахи щедры на слова, поэтому бата дают часто: перед дальней дорогой, испытаниями, в благодарность за угощение, гостеприимство, доброту и так далее. Благословение произносят обычно старшие по возрасту. Руки в это время складываются в виде чаши, которая, по поверьям, наполняется благодатью от сказанных пожеланий.Протирая лицо после бата, человек как бы впитывает ее в себя. Также не принято покидать дастархан, не дав благословения за съеденную трапезу.

2. Употребление конины

Как говорится, только в Казахстане можно покататься на лошади, а потом съесть ее. И это действительно пугает многих иностранных гостей, в культуре которых лошадей считают величественными, прекрасными и благородными созданиями, которых нельзя кушать. Казахи тоже считают лошадей прекрасными животными, мясо которых идеально сбалансировано по своему составу, легко усваивается в отличие от говядины, имеет согревающий эффект, гипоаллергенно и нейтрализует воздействие радиации. А еще из конины готовят қазы. Как можно не есть қазы, правда?

3. Чаепитие

Турция занимает лидирующие позиции по потреблению чая в мире. Но у них есть свои чайные плантации. Так что с ними все понятно. Турки просто обязаны пить чай, чтобы не дать урожаю пропасть. Но как казахи, не имя в стране ни одной чайной плантации, умудряются постоянно употреблять чай? Где там англичанам с их файф-о-клок ти рядом с казахом, который в 12 ночи можем выступить с предложением «шай ішпедік пе?». Еще иностранцев удивляет тот факт, что мы можем добавлять в чай тары, талқан, соль, сахар, сметану, молоко и прочее. Мы пьем чай как в мороз, так и в жару. И это еще не все. Каждая казахская девочка рождается с особым геном, позволяющим ей в будущем определить правильный цвет и ту невидимую границу в пиале, выше которой наливать нельзя.

4. Шашу

Грильяж в лицо, это, знаете ли больно. Но надо. И это лучше, чем курт в лицо. Все вместе это называется «шашу». И об этом лучше сразу предупредить друга-иностранца.

Шашу – это обряд осыпания сладостями и монетами. Во время кризиса и девальвации – только сладостями. Шашу выполняют, когда женятся, когда приезжают сваты, когда роженицу выписывают из дома, когда приходят гости и так далее. Шашу сиволизирует богатство, сладкую жизнь и изобилие. Шашу делают только женщины. Все конфеты после шашу принятно собрать, чтобы унести с собой кусочек изобилия. Поэтому шашу очень любят дети.

5. Сарқыт

Бешбармак для иностранцев, как Джастин Бибер для Канады, – о его связи с Казахстаном знают все. Вообще казахская кухня, несмотря на обилие мяса, приезжим нравится. Вот только они не могут понять, для чего после шумного застолья гости начинают складывать в пакеты оставшееся угощение – сарқыт. Сарқыт – это обязательно банан, яблоко, конфеты «Мишка на севере» и жирный баурсак. Желательно, чтобы все смешалось. Особенно старательные гости добавляют туда куски мяса и теста. Видимо, чтобы не готовить дома на следующий день.

6. Сүйінші

Сүйінші – благодарность за хорошую новость или, скорее, за новость о том, что есть хорошая новость. И, чтобы услышать ее, надо дать вестнику подарок, деньги или другое вознаграждение. Казахи издревле соблюдали этот обычай. Актуален он и по сей день. Изменилась лишь цена подарка. Раньше за хорошую новость вестник даже мог выбрать подарок сам. Практичным иностранцам этот обычай не совсем понятен.

7. Көрімдік

Еще один способ делать деньги из воздуха. Көрімдік – чаще всего денежный подарок, который преподносится за впервые увиденного ребенка, невестку, машину и прочее. Шустрые казахи умудряются брать көрімдік и за новое платье, компьютер, планшет и корочку диплома. Чтобы окончательно шокировать и разорить иностранца, можно сначала попросить сүйінші за весть об окончании вуза, а затем взять с него көрімдік за диплом.

Казахские национальные праздники и обряды

Праздники

Первым праздником, который берет свое начало еще в доисламской истории казахов, является наурыз, или праздник Весны, приходящийся на день весеннего равноденствия. В этот день в каждом доме готовят специальное блюдо "наурыз", в состав которого входят семь видов продуктов: чумиза, пшеница, рис, ячмень, просо, мясо и курт. Люди ходят из аула в аул, кушают это кушанье, поют песню "наурыз", обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом, желают хорошего приплода в новом году и достатка в доме.

Два других праздника связаны уже с исламским ритуалом и из проведение регламентируется "Кораном". Одним из них является раз-айт или "праздник разговения", отмечаемый первого и второго числа месяца шавваль в честь завершения поста месяца рамадан. Согласно канонам "Корана", каждый правоверный мусульманин должен ежегодно в течение месяца поститься, что рассматривается как одна из важнейших обязанностей правоверного. В течение дня запрещается пить, есть, воскуривать благовония, придаваться развлечениям и даже полоскать рот водой. Дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению "Корана" и благочестивым размышлениям, После захода солнца и до его восхода разрешается пить и есть. В первый день месяца шавваль жизнь входит в нормальное русло и по этому поводу устраивается праздник. Обряд праздника заключается в специальной общей молитве, за которой следует праздничная трапеза и раздача милостыни беднякам. Казахи в этот праздник садятся на коня и объезжают с приветствиями родственников и знакомых, а также проводят национальные увеселительные мероприятия.

Главным мусульманским праздником является курбан-айт, или "праздник жертвоприношения", приходящийся на 71 день после рази-айт, то есть на десятое число месяца зу-аль-хиджа. Праздник длиться три-четыре дня. Обряд праздника имеет четкую историческую основу. Согласно приданию, одному из первопредков народов Северной Аравии Ибрахиму однажды во сне явился Аллах, повелевая ему, дабы испытать его веру, тайно подняться в горы и принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Однако, когда тот поднялся в горы и готов был убить мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, послал в качестве искупительной жертвы ягненка. С тех пор в день этот праздника во всем мусульманском мире в жертву приносятся овцы и ягнята. Мясо отдается бедным и частично используется для праздничной трапезы семьи. Обязательным ритуалом праздника является общая молитва в храме, предшествующая жертвоприношению. В день праздника в каждом доме готовится трапеза, все поздравляют друг друга, обязательно организуется такое традиционное состязание как кокпар.

Брачный обряд

Одним из наиболее интересных и значимых в казахской среде является брачный обряд, в котором, как в зеркале, отражаются характерные национальные особенности казахского народа. По-существу все известные нам источники говорят о наличии у казахов моногамного брака, на заключение которого накладываются определенные ограничения, предупреждающие кровно-родственные браки. В связи с этим. по казахской традиции, не могут вступать в брак представители одного рода, состоящие в родстве менее, чем в седьмом колене, либо проживающие на территориях, разделенных менее, чем семью реками. Причем, даже при выполнении этих условий, на брак требуется специальное разрешение главы рода и аксакалов. Такого рода ограничения способствуют предупреждению кровно-родственных смешений и обеспечивают здоровое потомство и процветание нации.

Брачное соглашение может достигаться двумя способами: во-первых, путем договора между родителями той и другой стороны, когда глава семьи жениха едет с данным предложением к родителям невесты, что обычно и происходит; во-вторых, сторона жениха уполномачивает на это близкого друга. Заключение подобного соглашения предусматривает, с одной стороны, определение соответствия имущественного положения той и другой стороны (кстати сказать, тоже законодательно запрещенного, но широко практикуемого в последние годы), а с другой - знакомство с матерью невесты. Последнее обстоятельство, не лишенное на наш взгляд логики, нашло свое отражение в одной из казахских пословиц, которая по-русски звучит примерно так: "Мать - это тень дочери, у хорошей матери и дочь будет хороша".

Завершением брачного соглашения завершается первый акт обряда и определяется день, когда родители жениха и его ближайшие родственники должны будут подарить отцу невесты киiт - лошадь, халат и другие подарки в зависимости от имущественного положения семьи. В этот день семья невесты организует пиршество с приглашением близких родственников, на котором уточняются все вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Обязательным ритуалом этого этапа обряда является забой коричнево-белоголового барана (ни в коем случае не черного), что является хорошим предзнаменованием. Во время тоя родственники жениха чинно восседают за дастарханом, а родственники невесты обслуживают их, подавая чай, кумыс, мясо. Непременным спутником завершающейся стадии пиршества является обнос гостей чашей с айраном, в которую накрошены кусочку зажаренного курдюка, и увеселительные игры на реке девушек женской половины с юношами мужской. Перед отъездом родственники невесты одаривают родственников жениха соответствующими подарками, ценность которых также зависит от имущественного положения семьи. Этим актом завершается окончательное заключение брачного соглашения и отношения между сторонами вступают в новую фазу.

Сторона жениха выплачивает семье невесты обусловленный калым, размеры которого находятся в строгом соответствии с имущественным положением семьи. Как правило, достаточно богатые семьи отдают 77 голов лошадей, семьи среднего достатка - 47, небогатые - 17, если нет лошадей, отдается их эквивалент другими видами скота. Когда большая часть калыма выплачена, родственники жениха могут назначить день свадьбы. При этом сторона жениха организует Жертыс-той, приглашая всех родственников посмотреть и оценить подарки, предназначенные жениху. Друзья и родственники также приносят подарки, дополняя тем самым недостающую их часть, что является одной из характерных черт взаимопомощи в казахской среде.

С завершением этого обряда сторона жениха уведомляет родственников невесты, что они готовы привести свадебные подарки - джартыс. Получив такое извещение, семья невесты назначает день, когда она будет готова принять гостей. В этот день, жених, сопровождаемый родителями, ближайшими родственниками родителей, своими братьями и сестрами, зятьями и снохами, направляется к невесте. Не допускается, чтобы жених входил в юрту своих будущих тестя и тещи одновременно с родителями и старшими родственниками, поэтому, не доезжая до дверей юрты 300-500 метров, он сходит с коня и отходит в сторону. Родители невесты принимают родственников жениха и вводят из в юрту, а подруги невесты, сопровождаемые молодыми женщинами, смеясь идут встречать жениха. В дверях его встречают тесть и теща, которая из находящегося в ее руках большого блюда разбрасывает над головой будущего зятя сладости, баурсаки и курт. Находящиеся вокруг молодежь и ребятишки должны наперебой подбирать пищу с земли. Этот обряд называется казахами чашу и означает, что родители невесты желают жениху счастья и процветания. В этот день сторона невесты режет барана и устраивает пир в честь будущего зятя. Звучит домбра, танцы сменяют айтысы и песни. На второй день родственники невесты выбирают двух-трех опытных молодых женщин разобрать подарки жениха и оценить их с целью определения из соответствия имущественному положению жениха. Кроме того, родственники жениха должны каждому из родственников невесты приподнести отдельный подарок, а матери невесты - выкуп за то, что она вскормила ее грудью (как правило, в пересчете на стоимость скотом) и предоставить соответствующее число баранов для организации свадебного пира в доме невесты.

После того, как жених будет встречен и войдет в юрту родителей невесты, он может находится в ней, либо в отдельной юрте веселиться с молодежью. Однако при этом жених и невеста не должны разговаривать и контактировать между собой, а могут лишь обмениваться молчаливыми взглядами. Ночью же, когда все уснут, жена старшего брата невесты приводит ее в отдельную юрту жениха, где они могут вступить в половую связь, а жена старшего брата за свое посредничество получает значительную взятку от жениха.

После оценки свадебных подарков назначается день свадьбы, как правило, не больше, чем через 15-30 дней. Сам свадебный обряд у казахов, в отличие от других мусульманских народов, не требует освящения муллой. Достаточно, чтобы половины жениха и невесты, а также все присутствующие пропели свадебную песню "аужар". Слова этой песни могут быть различными, но мелодия всегда одна. Песнь разделяется на пять частей: пролог, утешение, причитания, плач расставания, песнь снятия покрывала (вуали). В первый день свадьбы в дом жениха приглашают старейшего члена рода, который дает напутствие молодожену, в честь него устраивается пир. На второй день отправляются за невестой. Прежде, чем невесту увезут, собираются все соседские юноши и девушки, для них организуется угощение и несколько певцов начинают утешать невесту, исполняя свадебные песни "жар-жар", которые весьма разнообразны по своему содержанию, но смысловая нагрузка вполне определенная: в этих песнях звучит тоска по покидаемым местам и тревога за будущее своей соплеменницы в чужом роде.

Когда невеста подъезжает к дому будущего жениха, находясь в центре сопровождающих ее лиц, на одежде которых повязана красная материя, она закрывает лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой курт, баурсаки и сладости, аналогично тому, как это делалось при посещении женихом родителей невесты. Войдя в юрту, жених и невеста прежде всего приветствуют огонь очага, а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям. Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо.

Этот обряд получил у казахов название беташар. Содержание сопровождающей обряд песни также произвольно, но в ней наряду с достоинствами невесты, обязательно перечисляются обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужей, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем и т.д. В целом жанр этих песен весьма разнообразен и краткому описанию практически не поддается. Кроме традиционных песен, свадебный обряд, как и любой праздник у казахов, сопровождается традиционными скачками и соревнованиями в верховой езде во всевозможных видах, неизменным состязанием акынов и пиршеством. Этим свадебная церемония заканчивается и молодая супружеская пара выделяется в отдельную ячейку рода, ведущую либо самостоятельное хозяйство, либо на паях с родителями мужа (в редких случаях - жены).

Само существование обряда предполагает, что муж смотрит на свою жену как на часть своего имущества, поэтому семейно-брачные отношения в казахской среде находятся под доминирующим воздействием данного фактора. Прежде всего это проявляется в исключительном праве наследования по мужской линии и институте аменгерства, при котором вдова покойного супруга, как бы по наследству, переходит к его брату и только при отказе последнего имеет право выбрать себе нового супруга из числа представителей данного рода, либо, при отсутствии такового, получить право на свободное перемещение. При этом при разделе имущества между сыном и вдовой, последняя имеет право на получение 1\6-1\8 доли принадлежащего ее супругу имущества. Если имеется две или три жены, что встречается крайне редко и главным образом в богатых семьях, то им аналогично выделяется 1=6 имущества. Незамужние дети после смерти отца остаются с матерью.

Детские обряды

После родов к роженице приглашают двух-трех женщин (из числа соседей или родственников), чтобы, с одной стороны, поздравить ее, а с другой - помочь по хозяйству. На третий день после рождения ребенка устраивается пир для женщин аула - шiльдехана, на котором женщины желают новорожденному долгой и счастливой жизни. Вечером и ночью молодежь собирается вместе, играет на домбрах и поет песни. Этот праздник продолжается в течение трех вечеров до достижения ребенком семидневного возраста.

На сороковой день устраивают еще одну торжественную церемонию, опять же связанную с приглашением соседских женщин, которые приносят подарки новорожденному, в том числе: одежду, застежки, нитки жемчуга, а также совинное оперение, На этой официальной церемонии аксакал обычно нарекает младенцу имя (по другим источникам, имя ребенку дают на седьмой день после рождения, а на сороковой проводят купание), которое трижды нашептывают ребенку в правое ухо. Затем старшая и наиболее почитаемая женщина укладывает младенца в колыбель (другие источники добавляют, что в этот день ребенку впервые бреют голову).

Следующий обряд связан с первой посадкой на коня. Он осуществляется в день, когда ребенку исполняется пять лет. В этот день на его голову одевают совинное оперение, усаживают на коня и отправляют с визитом ко всем родственникам. Родственники должны одарить ребенка пищей и дать сбрую для его коня. С этого момента ребенок, имея собственную сбрую для коня, начинает ездить на двух-трехлетнем коне. Именно это обстоятельство позволяет многим авторам, писавших о казахах, называть их "нацией в седле".

Наконец, завершает этот семилетний цикл обрядов ритуал обрезания, который проводится в промежутке между пятью и семью годами. Перед обрезанием на голову и плечи ребенка надевают совинное оперение и снова отправляют с визитом к родственникам. Родственники должны дать ребенку сладости, а также, в зависимости от своего имущественного положения, преподнести совиное оперение, козленка (или тонкорунного ягненка), жеребенка, теленка. Подаренный ребенку жеребенок должен быть заклеймен особым клеймом на ухе и после того как он вырастет, его называют "обрезанный конь". Обрезание совершается муллой или хаджой.

Обряд погребения

Обряд погребения у казахов происходит в основном по мусульманскому ритуалу. Умершего лицом располагают на запад, подвязывают подбородок и чисто выстиранной материей накрывают лицо, тело окружают шатром. Тело находится в доме в течение одного-трех дней, и близкие родственники с заженными фонарями несут караул у тела. Каждый, кто пришел выразить соболезнование, должен пройти в комнату, проститься с покойным и выразить сочувствие родственникам. Затем чистой водой омывают тело, заворачивают его в белый саван. Читается молитва об искуплении грехов, по окончании которой тело покойного выносят из дома и осуществляют церемонию, называемую жаназа. Все участвующие в церемонии стоят вокруг тела, а проводит ее ахун. После завершения церемонии родственники покойного спрашивают у присутствующих: "Каким был этот человек при жизни?" Присутствующие в один голос отвечают: "Прекрасный человек, хороший человек, желаем ему попасть в рай. Пусть он найдет себе пристанище!". После завершения этого обряда начинается вынос покойного. Если могила далеко, то завернутое в ковер тело перевозят на верблюдах. Могильный склеп выкапывают в земле в виде ямы или пещеры, тело головой кладут на юг, ногами на север, лицом - на запад. Перед тем как пещера будет замурована, каждый из присутствующих бросает на тело горсть земли, затем пещера замуровывается.

На седьмой день проводят поминки и омывающим тело лицам приподносят подарки в виде одежды или материи. Последующие поминки проводятся на сороковой день и через год.

Согласно традиции, по умершему в течение длительного времени носится траур, а его супруга или мать обязаны стенать. Жена умершего в течение года носит черные одежды, повязав голову белым платком. В течение года поются погребальные песни, которые звучат перед восходом солнца и закатом, а также при приближении человека, приехавшего выразить соболезнование.

После захоронения тела родственники и сородичи наделяют семью покойного пищей, материей и скотом. Если умер знатный и известный человек, то перед его юртой ставится стяг скорби, цвет которого зависит от возраста умершего: для молодого - красный, старика - белый, человека средних лет - красно-белый. Любимому коню умершего подстригают хвост и гриву и не позволяют ездить на нем другим людям. При перекочевках и переездах седло и утварь умершего навьючивают на спину этого коня и ведет его в поводу жена умершего. Кроме того, берется стяг смерти, наличие которого дает право петь погребальную песнь при приближении к другим юртам.

Через год могилу подновляют, поскольку именно внешний вид могилы говорит о занимаемом положении и материальном достатке покойного. Обычно могила выкладывается камнем в виде холма, для имевших значительное положение в обществе холм окружается глинобитной стеной, для наиболее известных лиц на могильном холме черепицей выкладывается высокий купол.

Особенно торжественно проходят поминки через год. Кроме подновления могилы, устраивают той с приглашением родственников и сородичей. В этот день лошадь умершего в поводу подводят к юрте и жена и дети покойного плачут, прощаясь с ней. Затем лошадь забивают, убирают и стяг смерти, подрубая его древко. Поминки сопровождаются скачками, борьбой, состязаниями акынов в память об умершем. Однако порой эти мероприятия происходят настолько весело, что кажутся весьма странными при известном поводе пиршества. После завершения обряд жена умершего снимает с головы белое покрывало, а дочери - черные одежды. Одежду умершего, до этого хранившуюся в доме, передают ведущему церемонию поминок аксакалу, который заворачивает ее вместе с головой и копытами забитого коня умершего в шкуру этот коня и все это уносит на могильный холм.

Наш информационный портал предлагает подборку основных традиций и правил празднования Курбан Айта.

Курбан-Айт — праздник жертвоприношения ради Всевышнего. Это самый большой мусульманский праздник. Он отмечается с 10-го по 13-е числа месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Курбан-Байрам (Курбан Айт) завершает собою обряд Хаджа — паломничества к святыням Ислама. Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола. В каждый из столбов — малый джамрат аль-Ула, средний джамрат аль-Вуста и большой джамрат аль-аКаба — бросается по 7 камешков.

Ночь перед Курбан Айтом правоверным следует проводить в богослужении.

Традиция жертвоприношения, как акта поклонения Единому Богу, своими корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет Пророка Ибрахима (библейского Авраама), который, как отмечают ученые-теологи, стал примером для будущих поколений верующих. А одно из значительных событий его жизни положило начало многовековой религиозной традиции — обряду жертвоприношения ради Единого Бога.

Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха».

Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно не было.

Курбан-айт (Курбан-байрам) — это день жертвоприношения Аллаху. Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, совершив перед этим ритуальное омовение-гусль, надев чистую, опрятную одежду. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании молитвы верующие возвращаются домой.

Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

Жертвоприношение, или Курбан Шалу по-казахски, по Исламу может совершать как мужчина, так и женщина. Для совершения священного обряда необходимо быть мусульманином, не быть путником, а также иметь имущество равно 85 граммам золота. Важнейшим условием для совершения жертвоприношения является искренность намерения – заколоть животное необходимо не только с целью употребления мяса, но и поклонения Всевышнему.

Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!»

Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки. В жертву можно принести барана, который достиг седьмого месяцев (по шафиитскому мазхабу - полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса.

Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха.

Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении пророка: «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил».

Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки - треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты.

Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.

В Казахстане Курбан Айт объединяет не только мусульман, но и представителей других религий. В Курбан Айт доброй традицией стало устраивать массовые гуляния, праздничные игры и концерты. В этот священный праздник принято поздравлять друг друга словами «Ид Мубарак», «Курбан Айт кабыл болсын» («Благословенного праздника»).

по материалам из открытых источников

Жертвоприношение является одной из самых древних и распространенных форм религиозного культа. Оно появилось задолго до формирования современных религий, в период палеолита, когда возникли первые формы анимизма. Этот обряд был связан с желанием древних людей умилостивить духов природы и духов предков. В более поздний период жертвоприношения стали частью религиозных верований народов по всему миру. В Древнем Египте они были связаны с поклонением многочисленному пантеону божеств, олицетворяемых с определенными животными. К примеру, в честь богини плодородия и домашнего очага Бастет, изображаемой с головой кошки, в жертву приносили котят. В честь бога солнца Гора мумифицировали соколов, в жертву богу-крокодилу Себеку приносили соответствующих рептилий.

В Греции и Риме жертвы были средством, помогающим добиться милости и расположения богов. Античная культура разделяла кровные и бескровные жертвы. В качестве бескровной жертвы принималось сожжение благовоний, а также возлияния на алтарь жидкости (чаще всего вина). Кровавые жертвы приносились по особому случаю или в определенные праздники. Выбор животного для жертвоприношения был обусловлен предпочтениями того или иного божества. Деметре приносили в жертву преимущественно свинью, а Дионису — козла, так как свинья наносит вред полям, а козел — винограду. Известна традиция массовых и торжественных жертвоприношений — гекатомб. Так называлось одновременное заклание ста быков. Его совершали в периоды войн и эпидемий. По представлениям греков, принесенные в жертву животные должны были соответствовать определенным требованиям, быть здоровыми и упитанными и не использоваться в хозяйстве.

Обряды жертвоприношений также были широко распространены среди народов Мезоамерики. К примеру, у майя они были частью ежегодных праздников и ритуалов.


В определенный период среди различных народов распространение получила практика человеческих жертв. В Финикии и Карфагене в жертву богам приносили детей. На раннем этапе греческой истории человеческие жертвы совершались в период таких мистических празднеств, как мистерии Диониса, а также в периоды бедствий, чтобы удовлетворить гнев богов. В Риме в жертву чаще всего приносили преступников и рабов. Эта традиция была отмена в 97 г. до н. э. Из всех цивилизаций особенно прославились человеческими жертвами ацтеки. По их представлениям, человеческая кровь была необходимым условием для поддержания жизни богов. Жертвы приносили в знаменательные дни и праздники, а также в преддверии важных событий. По некоторым данным за всю свою историю ацтеки принесли в жертву около 136 тысяч человек.

В монотеистических религиях обряд жертвоприношения обрел более символический смысл по сравнению с языческими верованиями. Долгое время жертвоприношения являлись основой еврейского священнослужения. У иудеев принесение в жертву животного стало средством искупления грехов и очищения от них. В христианстве жертвоприношение приобрело еще более условную форму и преобразовалось в евхаристию — таинство вкушения крови и тела Христа.


История появления праздника Курбан Айт

Мусульманский праздник Ид аль-адха, известный у нас под названием Курбан Айт, стал частью религии во второй год хиджры (мусульманское летосчисление), то есть в 624 году. По поверью, его учредил сам пророк Мухаммед в память о событии, связанном со его предшественником, пророком Ибрахимом. Об истории появления праздника и его традициях рассказывает доктор исторических наук, заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова, Заур Гафурович Джалилов :

— Возникновение праздника связано с жизнью и деяниями пророка Ибрахима, в библейской традиции известного под именем Авраам. По представления мусульман, Ибрахим был ханифом, то есть человеком, исповедующим единобожие. Он пытался доказать своему народу несостоятельность язычества, говоря, что солнце, звезды и луна каждый день изменяются, а значит, не могут быть божествами. По преданию, когда его отец Азар и другие соплеменники уехали из города, он пробрался в святилище и разрушил идолов, оставив главного и обвинив его в содеянном. Люди не поверили Ибрахиму, и он пытался использовать это, как доказательство ложности веры в идолов. Он был изгнан из общины. Позже Ибрахим и его сын перестроили Каабу — главную мусульманскую святыню в Мекке — и стали ее хранителями.

Согласно Корану, истоки праздника Курбан Айт восходят к испытанию, посланному Аллахом Ибрахиму. Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына. Не посмев противиться желанию Аллаха, он пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления. Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле своего Бога. В последний момент, когда пророк уже был готов совершить жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав свою покорность и преданность. Жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.


Традиция празднования Курбан Айт и жертвоприношения животного распространилась на территории Центральной Азии вместе с исламом. Это произошло в X-XIII веках. Обряд хорошо вписался в ранее существовавшие обычаи кочевых скотоводов.

Первые достоверные описания празднования Курбан Айт казахами встречаются в русских источниках XIX века.


Суть праздника

Мусульманские богословы по-разному трактуют суть праздника Ид аль-адха (Курбан Айт), однако все сходятся в том, что главным в нем является не сам процесс жертвоприношения, а покорность и исполнение воли Аллаха. В Коране сказано:

«Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!»


— Суть праздника состоит в приближении к Богу, обращении к нему. Само слово «курбан» в мусульманской традиции означает приближение. В традиции народов Средней Азии, помимо религиозного, большое внимание уделяется гуманистическому аспекту этого торжества. По традиции, в дни Курбан Айт верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся. Одна треть от мяса жертвенного животного отдается беднякам в качестве милостыни, — рассказывает Заур Гафурович.


Помимо прочего, Ид аль-адха неразрывно связан с паломничеством мусульман в Мекку. За день до праздника верующие, совершающие хадж, поднимаются на гору Арафат. В день жертвоприношения они семикратно обходят Каабу и совершают символическое побитие шайтана камнями.


Обряды и традиции празднования Курбан Айт

Праздник отмечают через 70 дней после дня окончания великого поста — Ид аль-Фитр, в 10-й день месяца Зуль-хиджа. Ядром празднования Курбан Айт является обряд жертвоприношения и праздничный намаз. Каноны этих традиций остаются неизменными среди мусульман во всех странах мира.

За день до праздника верующим рекомендуют держать пост (за исключением тех, кто совершает паломничество в Мекку). После захода солнца за день до Ид аль-адха мусульмане громко читают такбир, восхваляя Аллаха. Празднование Курбан Айт начинается с раннего утра. Перед молитвой верующий совершает омовение, подстригает волосы и ногти, надевает чистую одежду. Также рекомендуется душиться благовониями.

В мечетях в этот день совершают ид-намаз, или праздничную молитву. Молитва совершается коллективно в два ракаата (порядок слов и действий при намазе). В начале ид-намаза произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха».


После молитвы верующие, собираясь в группы, обходят улицы, произнося такбир и воздавая хвалу Аллаху. Затем они вновь отправляются в мечеть или на специальную площадку, где мулла читает праздничную проповедь, разъясняющую суть хаджа и жертвоприношения. Затем мусульманин может принести жертву.

По канонам ислама, в качестве жертвы может выступать овца и коза (не моложе года), корова (не моложе двух лет) и верблюд старше пятилетнего возраста. Запрещается приносить в жертву одноглазое, хромое, хилое или больное животное, а также животных с обрезанными рогами, хвостами или ушами.


Перед жертвоприношением мусульманин должен наточить нож (нельзя делать этого при жертвенном животном), а также отвести свою жертву в сторону от стада.


Перед обрядом верующий говорит о своем намерении принести жертву. Затем произносится такбир. Непосредственно перед закалыванием произносится фраза «Бисмилляхи, Аллаху акбар».


Во время жертвоприношения животному связывают ноги. Его кладут головой к Мекке. Умерщвляют жертву, разрезав горло и основные артерии, выпуская таким образом кровь. После того как жертва испустила дух, ее разделывают на три части. Одна часть животного остается хозяину, другую раздают бедным родственникам и соседям, а третью отдают в качестве милостыни.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: