Папка-передвижка Традиции и обычаи в казахской культуре.docx - Папка-передвижка для родителей "Традиции и обычаи в казахской культуре". Белорусские традиции – семья, дом, кулинария

Галина Ивановна Кузнецова
Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции»

Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции»

1. Актуальность

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября – Дня октябрьской революции 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталась - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые.

Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой,

у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

В нашей группе была проведена опрос-беседа с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях?

В связи со всем выше сказанным возникла необходимость в разработке данного проекта, направленного на приобщение детей к семейным традициям и на просвещение родителей по данному вопросу.

2. Концепция

Семья, по признанию учёных, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В крепкой, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

Психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»).

Традиция – это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Семейные традиции – это:

В первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка;

Торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз;

Традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку;

Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи;

Это совместные игры;

Поздравление родственников;

Традиционные походы, прогулки и пикники на природе;

Составление своей родословной и семейных альбомов;

Коллекционирование;

Проведение семейных концертов.

2.2 Вид и типология проекта

· Информационно-творческий

· Краткосрочный

· Совместный с родителями

· Групповой

2.3 Участники проекта

Участниками данного проекта являются дети 4-5 лет, педагоги, семьи воспитанников.

2.4 Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование у детей 4-5 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи.

Задачи проекта:

Для детей:

Формировать элементарные представления о семейных традициях;

Развивать познавательные навыки;

Воспитывать интерес к традициям своей семьи.

Для педагогов:

Создать условия для формирования у детей 4-5 лет устойчивого интереса к традициям своей семьи;

Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Для родителей:

Повысить уровень знаний по теме проекта;

Активно взаимодействовать с педагогами в процессе приобщения детей к семейным традициям.

2.5 Предполагаемые результаты реализации проекта

По окончании проекта дети:

Познакомятся с традициями своей семьи;

Будут поддерживать и приумножать семейные традиции.

2.6 Продукт проекта

Продуктом данного проекта является альбом «Семейные традиции».

3. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах реализации проекта

I Этап – Концептуальный.

Выбор темы проекта, мотивация выбора.

Формулирование целей и задач проекта.

Определение содержания проекта (проектно-тематический план).

II Этап – Формирующий.

Выполнение проектно-тематического плана.

III Этап – Заключительный (рефлексия)

Презентация проекта (оформление альбома).

Анализ достижения поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта.

Проектно-тематический план.

Работа с детьми

«Моя семья»

пальчиковая игра

«Колыбельные»

НОД – коммуникация

«Уложим куклу спать»

сюжетная игра

«Папа, мама, я…»

НОД – художественное творчество

«Мамины помощники»

«Мой день рождения»

«Семейный праздник»

сюжетно-ролевая игра

«Любовь, доброта, забота»

«Счастливый выходной»

составление детьми небольших рассказов

Взаимодействие с семьями воспитанников

«В каждой семье свои традиции»

родительское собрание

«Как организовать семейный праздник»

папка-передвижка

«Не забывайте народные игры»

консультация

«Семейные традиции»

подбор материала для альбома (работа в микрогруппах)

Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.

Список литературы

1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М. : УЦ «Перспектива», 2013.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

3. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г. Н. Жучкова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

4. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

5. Коломийченко Л. В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2012.

Белорусские традиции обусловлены многонациональностью этой удивительной страны: издавна здесь соединились культуры литовских племен, русского, польского, еврейского и украинского народов. Однако, несмотря на это, у белорусов есть свои, присущие только им, обычаи и традиции. Особенно почитаемы в стране обряды, связанные с древнеславянскими языческими праздниками, такими как Ивана Купала, Масленица, Встреча весны, и другие. В наше время, такие традиции, связанные с явлениями природы и временами года, тесно переплелись с христианскими, и сформировали общую национальную культуру Белоруссии.

Знаете ли вы, откуда произошло название «Белоруссия»?

Белоруссия раньше называлась «Белой Русью». Это название дал ей царь Алексей Михайлович, во второй половине 17 века, оккупировав эти территории. Слово «белая» в данном случае означает «законная», то есть часть Руси, которая официально присоединена к ней.


Семья в Белоруссии, это – основа всего, и воспитанию ребенка в семье уделялось самое пристальное внимание. В семьях белорусов приветствуется многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Большое внимание уделялось тщательному уходу за малышом в первые годы жизни. Ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки, старались всячески сделать так, чтобы дитя почаще улыбалось. Воспитание в белорусской семье было требовательным и строгим, а родители личным примером учили детей трудолюбию, терпению, и уважению к старшим. Физическое наказание применялось крайне редко, а ребенку, который плачет, готовы были купить любую игрушку. Характерным было равное отношение ко всем детям, которые находились большую часть времени под опекой матери. Непререкаемым был авторитет бабушек и дедушек, их слушались, старались угодить во всем, и всегда обращались только на «вы». Детей же было принято называть ласково и нежно: солнышком, зайчиком, ласточкой или цветочком. В целом, семья для белорусов была и есть главным богатством, которым только может обладать человек.


Традиции Белоруссии

Свадебные белорусские традиции


Свадьбы были разрешены лишь в определенные периоды года. В другое время они были под строгим запретом, например в период с 7 по 21 января, а также во время постов и в период сбора урожая.


Обряд женитьбы проходил у белорусов в три этапа:

  • предсвадебный (сватовство и помолвка);
  • сама свадьба (вяселле);
  • послесвадебный (пироги и медовый месяц).

Каждый этап сопровождался своими обязательными ритуалами. Свататься, к примеру, можно было лишь в понедельник, четверг или субботу. Сваты, в количестве 5-6 человек, приходили в дом невесты с подарками и сладостями. Шутливый разговор заканчивался прямым вопросом: согласна ли девушка на свадьбу, и если все прошло успешно, будущие родственники с двух сторон выпивали бутылку, после чего в нее засыпали зерно, в честь будущей богатой жизни молодых.


Перед свадьбой у невесты обязательно проходил девичник, на котором будущая жена прощалась со своей свободой, беззаботной жизнью и плела вместе с подружками красивые венки. В день свадьбы в доме жениха накрывали стол белоснежной скатертью На столе должны были стоять хлеб, вода и свеча. В это время невесту одевали в свадебный наряд, и готовили к выкупу. С шутками, прибаутками и песнями молодые ехали венчаться, после чего праздновали это событие весело и шумно. Медовый месяц начинался с 9 дня после бракосочетания, и продолжался 30 дней.


Кулинарные традиции белорусов


Белорусская кухня – это сочетание сытости, простоты и многообразие способов приготовления одних и тех же (желательно местных) продуктов. До наших дней дошло большое количество древних рецептов, которые являются основой кухни белорусов. Картофель появился в Белоруссии лишь в конце 17 века, а до этого здесь были популярны зелень, бобовые, злаки, ягоды и фрукты, а также большое количество приправ – тмин, льняное семя, горчица, кориандр и хрен. Мясо не было основной пищей, предпочтение отдавалось овощам и изделиям из муки. Блюда из речной рыбы готовили на праздники или в выходные.


Кулинарные изыски белорусского народа

Совет

Если вам посчастливится побывать в Белоруссии, обязательно попробуйте традиционный местный бездрожжевой хлеб. Это необыкновенно вкусно, ведь в него добавляют лен, орехи или семена подсолнечника. Пекут такой хлеб в печах, подкладывая для ароматности кору дуба или листья фруктовых деревьев.


Вывод:

Белоруссия – самобытная древняя страна, в традициях которой пересеклись культурные обычаи многих народов. Уникальное сочетание языческих и христианских ритуалов находит свое воплощение в обрядах этой страны. Белорусы – гостеприимный, доброжелательный и веселый народ, бережно хранящий свою историю, и оберегающий свои обычаи.


Традиции и обряды Белоруссии

Манцевич Татьяна Витальевна

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск)

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ В БЕЛОРУССКОЙ СЕМЬЕ

С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.

Современное дошкольное образование ориентируется также в первую очередь на семью, которая выступает заказчиком развития разных видов, типов, профилей дошкольных учреждений, партнером в воспитательно–образовательном процессе. При этом успешность формирования разносторонне развитой, счастливой личности ребенка зависит от установления взаимодействия в системе «педагог – родители». В национальной программе «Пралеска» (Минск,2007) подчеркивается, что одним из приоритетных направлений во взаимодействии педагога с семьей является «содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики» .

«Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т. п.» .

Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Как отмечает исследователь Л. В. Ракова, большое количество детей было характерным для крестьянской семьи (от 1 до 7). Однако, в силу смертности, чаще в семье было трое детей . Рождение детей в семье было радостью: «Многа дзяцей – многа клопату, але і радасці шмат». Многодетная семья считалась идеальной, ибо благосостояние зависело от того, сколько в ней тружеников. Недаром в песне молодой муж просит жену:

Радзі мне дзевяць сыноў,

А дзесятую дочку…

Сыны будуть поле баранаваць.

А дачка хустачкі ткаць.

Кроме того, стремление иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче воспитывать детей. Не случайно народная мудрость гласит: «Адно дзіця – не дзіця, двое дзяцей – палова дзіцяці, трое дзяцей –гэта дзіця».

Семьи, как правило, были многопоколенными . В период феолализма (ХIV – 1–я пол. ХIХ в.) основными формами семьи белорусов были малые (родители и дети) и большие семьи. Большие семьи состояли из нескольких малых. Такие семьи встречались и в ХХ в. Так, по воспоминаниям жительницы деревни Бояры Молодечненского района Н. Л. Казакевич (1926 г. р.) она жила в семье, в которой было 36 человек. Кроме детей и родителей, в семье были бабушка и дедушка, замужние и незамужние тети, дяди, их дети. Система родственных отношений позволяла совсем маленьким детям усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Кроме того, дети ориентировались и в таких понятиях, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра).

Белорусский народ отмечает влияние наследственности в становлении личности ребенка, как в физическом, так и моральном. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит красной нитью через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня – добры парастак».

Традиционно воспитание рассматривается как ведущий фактор развития личности. «Разумным дзіця не родзіцца». «Нягоднік не родзіцца, а робіцца». К перевоспитанию относились весьма скептично. «З лысага цялятка лысы вол будзе», «Сокала не пераробіш у саву».

Благоприятный семейный микроклимат является традиционно важнейшим условием воспитания детей. Все споры и недоразумения решались только между мужем и женой, не на людях, дети при этом не присутствовали. Родственники при детях старались не обсуждать проступки близких им людей, особенно родителей. Как говорится, не выносили сор из избы.

Кроме того, пример родителей рассматривается как основной метод воспитания. «Дзе ў сям’і лад, там і дзеці добра гадуюцца». «Якая матка, такое і дзіцятка». «Якое дрэва, такі і клін, які бацька, такі і сын».

Воспитание детей – это святая обязанность всех родителей . «Умеў дзіця радзіць, умей і вывучыць». «Твае дзеткі – табе і глядзеці».

Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся».

Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше , с малых лет. «Выхоўвай дзіця як упоперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі».

Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». «Малому не панукай, а што трэба дай». «Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі – пасі як авечку, тады выйдзе на чалавечка». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі – павучайце слаўцамі». «Сілай адабраць можна, а даць – не». «Не біце вяроўкамі, а навучайце гаворкамі».

Считалось, что ласка, теплота, любовь позволят добиться наилучших результатов в воспитании. Близкие люди относились к детям с большой любовью . В народе говорили: «Ласка душу дастане». У белорусов существовала «школа пестования». Мать, бабушка, нянька (сестра, которой исполнилось пять лет) пели ребенку колыбельные песни, убаякивая его, развлекали потешками.

Физические наказания использовались как исключительная мера (битье ремней «спряжкой», прутом «березовой кашей»). Чтобы не покалечить ребенка, остерегались бить по голове, по животу, а также тяжелыми предметами. В народе считалось, что «розга – не навука». Использовались такие методы воспитания, как убеждение, внушение. Кроме того, белорусский народ отличается исключительным терпением, особенно в воспитании маленьких детей. «Не той моцны, хто стрымлівае коней, а хто стрымлівае сябе». Если ребенок ударялся о какой–нибудь предмет (стол, стул и др.) и его надо было успокоить, то этот предмет били и ругали до тех пор, пока ребенок не успокаивался. При этом приговаривали, что «стол плохой, потому что обидел нашего Ванечку». Отвлекаясь от боли, ребенок успокаивался.

В белорусских семьях было принято давать ребенку любую игрушку или предмет, который он требует, только бы он не плакал.

Детей не попрекали без необходимости: «Не крычы, а лепш навучы». При чужих людях вообще не осуждали. Наоборот, нередко можно было наблюдать такие ситуации, когда мать в присутствии посторонних, не близких людей, стремилась похвалить своего ребенка.

Характерной была равная любовь ко всем детям . Белорусский народ считает: «Каторага пальца не урэж, то кожны баліць». Родители любили всех своих детей, но с особой нежностью относились к новорожденным, «немаўляткам» – детям до года, пока они не научались говорить и ходить.

Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать . «Якая матка, такое й дзіцятка». «Ніхто дзецям так не спагадае, як матка радная».

Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. «Не тая маці, што нарадзіла, а тая, што ўскарміла». Все мысли и заботы матери были о детях. «Маці сама не з’есць, а дзіце накорміць». «Як дзіця плача, у маткі сэрца з болю скача». Народная мудрость является подтверждением этому: «Пры сонейку цепла, пры маці добра».

С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14–16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству.

Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.

Вместе с тем, истинным авторитетом в семье по праву являлся отец . Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца». «Свой бацька насварыцца і пашкадуе». «Хлеба не станець – бацька дастанець».

Отец относился к дочери со строгостью. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле». Но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность.

С малых лет отец воспитывал сыновей как будущих хозяев и работников. Важнейшими качествами, которые воспитывались у мальчиков были трудолюбие, самостоятельность, ответственность.

В крестьянской семье, как отмечает Л. В. Ракава, существовало неписаное правило : «Дети во всем должны подчиняться родителям» . В большинстве семей распоряжения родителей, особенно отца, не подлежали обсуждению, выполнение их детьми являлось обязательным. Под присмотром и контролем отца дети находились до вступления в брак.

Авторитет бабушек и дедушек был непререкаемым. Они являлись основателями рода, старшими членами семьи, основателями семейных традиций. К мнению бабушек и дедушек прислушивались. К старшему поколению обращались за советом не только дети, но и все члены семьи. Поучительной в этом отношении является белорусская народная сказка «Стары бацька»: «А сыны ўжо барадатыя часта прыходзяць к старэнькаму бацьку пажупіць пра хаждайства ды папытаць старога: калі і дзе што сеяць, як лепш абрабляць поле, як даглядаць цялятак ды ягнятак. Старэнькі ўсе ім скажа, усяму навучыць».

Народная мудрость гласит: «Паважай старэйшых, бо сам стары будзеш», «Пасадзі на печ дзядулю, і цябе ўнукі пасадзяць», «Што кажа стары на глум – бярэ малады на вум».

Уважительное отношение к старшему поколению проявляли прежде всего сами родители. Так, отца или мать в старости забирали к себе и досматривали, по традиции это был младший сын или старшие дочка и сын.

Бабушки и дедушки передавали не только свой богатый трудовой опыт, но и учили детей моральным заповедям:

– нельзя делать того, что осуждают взрослые,

– нельзя не трудиться, если мать и отец трудятся,

– нельзя требовать того, что мать и отец дать не в силах.

Как пишет, С. П. Жлоба, «бабка–повитуха» считалась одним из главных родственников, даже если она не была связана кровным родством своего восприемника. Она обязательно присутствовала на крестинах, при первом купании ребенка, готовила его к исповеди.

Такие «родственные» отношения между бабкой–повитухой («бабой» – так называли ее на Полесье) закрепились в прекрасном воспитывающем обычае, который по свидетельству С. П. Жлобы, сохранился до сих пор на Лунинеччине: «Все восприемники «бабки» собираются раз в году в ее доме, как большая семья, иногда человек 30–40, от младенцев, которых приносят матери или крестные, до людей в зрелом, а то и пожилом возрасте» .

Традиционным был обряд крещения детей. Для этого выбирали крестных , которые наряду с родителями несли всю ответственность за воспитание детей. Крестные родители, как отмечает С. П. Жлоба, были даже важнее кровных родителей, ибо отвечали перед всем родом за воспитание своего крестника. Крестный брал ребенка с собой в церковь, мастерил игрушки, брал на рыбалку, в лес, на сенокос. В свою очередь дети обязаны во всем слушаться своих крестных .

Каждый ребенок обязательно носил крестик. Детей водили на все религиозные праздники в церковь, а у особо верующих и в другие дни. Если ребенок зевал, то ему крестили рот. Молитвам обучали с 4–6 лет. Вначале это был «Отче наш», а затем и более сложные молитвы.

Отношения с соседями чаще всего были доброжелательными. «Бліжняга суседа пасадзі ўперадзе ўсіх». «Бліжні сябра лепш двух дальніх». «Чаго сабе жадаеш, таго і суседу». Детей учили уважительному отношению к соседям, показывая своим примером: «Суседька–лебедка».

У белорусов издревле существовал такой обычай: если дети оставались без родителей, их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, сельчане. «Хто не любіць чужых дзяцей, той ніколі не ўзгадае ўласных – народжаныя дзеці будуць паміраць у раннім узросце».

Традиционными были формы обращения друг к другу семье . Маленьких детей обычно называли ласково: «А дзіцятачка ты мае роднае», «Мае сонейка», «Мая ластаўка», «Мая кветачка», «Мой сыночак». Использовали в речи уменьшительно–ласкательные суффиксы: Манечка, Степочка и др. В свою очередь дети так обращались к взрослым: «Родна матачка», «Бабулька мая, галубка мая!» и др.

К родителям, бабушкам и дедушкам дети обращались на «вы». Это рассматривалось как знак уважения. «Вы матуля», «Вы тата, татка», «Вы бабуля», «Вы дзядуля».

Считалось, что обращение детей к взрослым на «ты», является проявлением грубости, неуважительного отношения. Однако, как отмечает Л. В. Ракава, на Слутчине нормой считалось обращение на «ты».

Кроме того, описывая традиции воспитания в белорусской деревне, Л. В. Ракава пишет о таких правилах культуры общения для детей :

– уступать один другому, если поссорились,

– не жаловаться друг на друга («пабіліся – памірыліся»),

– в присутствии взрослых разговаривать тихо, не кричать,

– не вмешиваться в разговор взрослых,

– если возникает необходимость обратиться с вопросом к взрослому, то необходимо дождаться конца разговора,

– входя в дом или выходя (у чужих людей) закрывать двери тихо, не стучать,

– не размахивать руками во время разговора,

– не разговаривать во время еды,

– здороваться с каждым, даже незнакомым человеком .

Воспитание детей в труде традиционно для белорусов. Нередко роды проходили прямо в поле и, перерезав пуповину серпом, женщина относила младенца домой прямо в подоле, а затем нередко возвращалась, чтобы подоить корову. Новорожденных брали с собой на работу, подвешивали люльку к дереву, занавесив ее от мошкары, время от времени покачивая.

В народе поощрялось раннее приучение детей к труду, считалось, что все должны трудиться. С 5 лет девочки заботились о младших братьях и сестрах, становились няньками, а мальчики с 7 лет пастушками. С малых лет детей приучали к уходу за животными и растениями. Вначале маленькие дети кормили цыплят, ягнят, а постарше телят, жеребят. Почти в каждом деревенском доме держали кошку, была собака. Все это позволяло развивать у детей чувство человечности, проявлять гуманность к окружающим.

В. В. Чечет отмечает такие трудовые традиции белорусов:

– восприятие труда как жизненной необходимости,

– включение в труд в форме игры с 5–6 лет,

– освоение детьми правил ведения сельскохозяйственных работ через характерные для белорусов праздники календарно–обрядового цикла,

– выполнение большинства видов работ совместно с родителями и под их непосредственным наблюдением и руководством .

Труд у белорусов рассматривается как первое, главное направление в воспитательной системе, а также основное средство воспитания детей. «Дзетачка спі, а дзела помні». «Праца не паганіць чалавека, а корміць і поіць». «Без працы не будзе дзецям шчасце». Критерием высоконравственного поведения является добросовестное отношение к труду. «Не той харош, кто прыгож, а той харош, хто для дзела гож». Родители ценили детский труд, терпеливо, с пониманием относились к тем или иным промахам, понимали, что труду необходимо учиться и это дело не одного дня.

Для белорусов характерным является культ предков, ибо после смерти они оставались для детей заступниками и жили в доме в образах духов и домовых. Эта традиция находила отражение в следующем:

– гордость за дела предшественников,

– легенды и воспоминания,

– сохранение семейных реликвий (икон, орудий труда – прялки, веретена, предметов быта – ручников и др.),

– поминание, существовал обычай в честь умершего посадить дерево или давать его имя новорожденным,

– приобщение детей к обряду «Деды», наведывание могил.

Проживая в многопоколенной семье, дети хорошо знали своих предков (место жительства, род занятий, степень родства, чем прославили свой род). Их жизнь была примером для детей.

Воспитание глубокой благодарности родителям – одна из народных традиций в семейном воспитании. «Няма лепшага друга, як родная маці». «Маміна крыло і ў мароз цеплае». «Бацька памрэ, то палавіна сіраты, а як маці памрэ, то цэлая сірата». «Шануй бацьку з маткаю: другіх не знойдзеш». «Добрае дзіця бацькоў думкі адгадвае». «Няма такіх крамачак, дзе б прадавалі мамачак».

У белорусского народа осуждается неблагодарность детей своим родителям. «Датуль матка міла, пакуль ножкі мыла». «Хай таму дзіцятку язык адваліцца, калі на людзях бацьку няславіць». «Як бацькі кормяць дзяцей, то дзеці скачуць, а як бацькі на дзіцячым хлебе, то плачуць». «Хто бацьку шануе, той і дзецям добрую долю гатуе».

Таким образом, сохранение и возрождение народных белорусских традиций воспитания детей в семье, является, на наш взгляд, необходимым. Это позволит обратиться к нашим корням и тем самым обогатить процесс разностороннего развития ребенка. Однако не следует забывать, что именно дошкольное учреждение является инициатором в изучении и использовании современными белорусскими семьями того богатейшего опыта, который достался нам в наследство.

Литература

1. Жлоба, С. П. Народная педагогика Полесья: монография / С. П. Жлоба. – Брест: Изд–во БрГУ,2002. – 328 с.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24–е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2005. – 1200 с.

3. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководящих кадров учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв,2007. – 304 с.

4. Ракава, Л. З гісторыі беларускай сям’і / Л. Ракава // Роднае слова. – 1997. – №6. – С. 172–181.

5. Ракава, Л. В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л. В. Ракава. – Мінск: Ураджай, 2000. – 111 с.

6. Чэчат, В. В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В. В. Чэчат. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

Традиция 1. «Семейные праздники»

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка ставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет игре или по фанту.

Как думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы)

Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы)

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери – пусть он видит, на сколько, он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

Традиция 2. «Составление родословной своей семьи»

В качестве примера показывается чья-либо родословная в готовом виде.

Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи. Начните с себя.

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки, бабушки?

Кто придумал имя, которое вы носите?

Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

О чем говорят ваши инициалы?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».

Традиция 3. « Семейные архивы»

Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Традиция 4. «Семейный альбом»

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. «Семейный отдых на природе»

Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей живой природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Можно предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес).

Традиция 6. «Семейное посещение музея, выставок»

Кто из вас постоянно ходит с детьми в музей, кинотеатр?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 7. «Коллекционирование»

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Что можно коллекционировать в семье?

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.

Традиция 8. «Игры с ребенком»

Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.

Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, шахматы. Советуем вам обязательно играть с ребенком в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д.

Традиции в ДОУ

  • Утренние 5-минутки: «Рассказ о прочитанной дома книге» - каждый день.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов


«... Казахи ­ наследники великих цивилизаций ­ сумели
пронести свое национальное «Я» над всеми историческими
пропастями и впадинами. И не только пронести, не только
сохранить, но и приумножить».
Н.А. Назарбаев
Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. Основной традицией
казахов, со временем трансформировавшейся в особенность национального характера, является
гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, озвученный еще в глубокой
древности. Он гласит ­ встречай гостя как посланника Бога.
Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки
делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что
его радушно встретят в любом уголке казахской земли.
Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа.
Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со
взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.
Однако выше перечисленные национальные особенности, базисом для возникновения которых
послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции), к счастью, присущи не
только представителям казахского народа. Поэтому далее вашему вниманию предлагается перечень
основных обычаев, получивших широкое распространение в казахском обществе.
1. Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков
Сүйінші ­ обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность
получает от хозяев ценный подарок.
«Атмингизипшапан жабу» ­ высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, им может быть
акын, батыр или просто очень уважаемый человек, посетивший аул, в знак признания заслуг, получает в
подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из верблюжьей шерсти с ситцевой
подкладкой).
Бес жаксы ­ подарок, единовременно состоящий из пяти ценных вещей. В него входят: верблюд
(«кара нар»), быстроногий скакун («жуйрикат»), дорогой ковер («калы килем»), алмазная сабля
(«алмаскылыш»), а также соболья шуба («булгынишик»). Бес жаксытакже как и «Атмингизипшапан
жабу», удостаиваются наиболее уважаемые в казахском обществе люди.
Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим
обновку.
2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью
Асар ­ семья, у которой возникла необходимость выполнить какую­либо спешную, подчас тяжелую
работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончанию дела, для
помощников накрывается богатый стол.
Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям,
пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не

только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать –
скот, стройматериалы, одежда, деньги.
Белкотерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное
– мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается
на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция белкотерер, является примером заботы о
пожилых людях.
3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей
Конакасы – обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим
гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. Гостей делили на три вида.
«Арнайыконак» ­ специально приглашенный, «кудайыконак» ­ случайный путник, «кыдырмаконак» –
нежданный гость. Следует отметить, что если хозяин дома по каким­либо причинам, отказался
соблюдать обычай конакасы, в отношении его (в давние времена) могли быть применены штрафные
санкции.
Конаккаде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть
песню или сыграть на музыкальном инструменте. Конаккаде ­ испытание гостя искусством, а также залог
веселого застолья.
Ерулик – если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой праздник,
позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя
и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали их дровами, питьевой водой и т.д.
Той дастархан ­ особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него. Помимо
посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные, музыкальные, песенные
состязания (айтыс), скачки.
4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
Шільдехана ­ торжество, связанное с рождением ребенка.
Бесікке салу, бесік той ­ праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как
правило, организуется на 3­5 день после отпадания пуповины у малыша.
Есім кою, атқою ­ обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во
время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда
поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.
Кыркынаншыгару ­ обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в
себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей.
Тусаукесу ­ по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту
приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные
веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш
мог красиво ходить и быстро бегать.
Сүндеткеотырғызу ­ обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5­7 лет. В
этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедур. За это мулла получает
щедрое вознаграждение. По случаю сүндеткеотырғызу, организуется большой праздник, на который

приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику
торжества и его родителям.
5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак
У казахов по адату ­ брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное табу,
способствует предупреждению кровно­родственных смешений и, как следствие – благоприятно
отражается на здоровье будущего потомства.
Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют удержанию
молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к рождению здоровых детей.
Поэтому девушек выдавали замуж в 13 ­ 14 лет. Однако сегодня, традиции ранних браков в Казахстане
не практикуется.
Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық (сватовство). В
преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими
родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты получает от гостей подарки,
являющиеся своеобразным задатком.
Если переговоры проходят успешно, отец, в свою очередь, вручает главному свату халат. Этот
обычай именуется «шегешапан». Приготовление «құйрықбауыр», блюда из печени и курдючного сала,
также свидетельствует об удачном завершении сватовства.
Следующий этап праздника – проводы невесты «қызұзату». Вечером перед началом церемонии в
дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не четным (5­7 человек). Рано
утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания, сопровождается
исполнением казахской ритуальной песни «Жар­жар».
Торжественный обряд встречи невесты, именуется келінтүсіру. Основным элементом келінтүсіру,
является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий – «Беташар».
В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов (юрта),
располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог юрты должна была
переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги.
Также в ходе свадебной церемонии, молодожены должны совместно распить сосуд с водой, в
которой растворены сахар и соль. По приданию, данный ритуал – гарант счастливой семейной жизни.
Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты, с
последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной, символизируют окончание одиночества и
начало супружеской жизни.
6. Древнейшие обычаи казахского народа
Туганжергеаунату – согласно данному обычаю, человека, долгое время прожившего в дали от
родных мест, по возвращению на родину следовало обвалять в земле. Коротко смысл данного действия
можно объяснить следующей пословицей – «все мы дети родной земли».
Аузынатукирту – дословно название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У древних
казахов существовало поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку отважным
батыром, популярным акыном или оратором, к малышу перейдет частичка гена одаренности данного
человека. Благодаря чему, в будущем этому ребенку будет сопутствовать удача.

Ашамайгамингизу – обряд, в соответствии с которым 6­7­летнему мальчику полагалось дарить
коня и камчу. Подобный ритуал являлся своеобразной «инициацией», пройдя которую ребенок
провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли юного наездника на ратные подвиги.
После чего, родители устраивали в честь сына небольшой той (праздник).
Бастангы – старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно подобные
торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во времябастангы, гости, как привило,
высказывали только одно пожелание ­ чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла
болезнь.

Традиции и обычаи казахского народа
Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и
передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Большое влияние на их
формирование оказали исторические события и религиозные мировоззрения. В частности многие
традиции уходят корнями в тенгрианство, языческие представления об устройстве мира, существовании
до принятия ислама. В то же время они переплетаются с мусульманскими обычаями. Таким образом, в
казахской культуре образовался своеобразный симбиоз обычаев и традиций, которые удивительно
гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы жизни человека: рождение
ребенка, период беременности и родов, и свадьба, послесвадебный период, замужество, воспитание детей
на разных этапах развития, обычаи гостеприимства, особенности приема гостей, устройства праздников и
поминок, погребально­поминальный обряж и самые разнообразные моменты и сферы жизни.
Невозможно не отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему
поколению, уважение к мудрости, почитание предков. У казахского народа принято считать своим
долгом ­ знать всех своих предков до седьмого колена. Эта традиция исходит из тенгрианства. Согласно
древним верованиям, у человека есть душа, которая не нуждается в физической пище, но пищей для нее
является дух предков Аруах. Если человек совершает дурной поступок, предает честное имя своих
предков, то он тем самым оскорбляет духов Аруахов, а значит и Тенгри. Поэтому человек четко
осознавал, что его деяния будут отражаться на семи последующих его поколениях. А если человек
прожил достойную уважения жизнь, то духи будут благосклонны к его потомкам.
Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и
традиций связанных с гостеприимством у казахов очень много. Так обязанностью хозяина и хозяйки
считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием
вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, манты, казы, шужуки т.д., а также
полезными напитками: кумыз, шубат, айран и конечно чай.
К слову, у казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. В
нарядной юрте накрывали праздничный дастархан, пели песни, танцевали, играли на музыкальных
инструментах. Считалось большим позором для хозяина, не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем
богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа. У казахского
народа существуют множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых
переводится, как "Если гость приходит, счастье в дом приводит!". Хозяева дома всегда стремились,
чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно давали в дорогу гостинец. А если в гости приходил
ребенок, то его обязательно угощали чем­нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок.
Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой счастье из
дома.
Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Корни их уходят в глубокую древность.
Например, такой обычай, как выведение из 40 дней ребенка связан с древними представлениями о том,
что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него
болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали, кроме самых

близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых
заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.
Некоторые традиции и обычаи казахского народа имеют религиозный характер. Например, обрезание
крайней плоти у мальчиков или сундет. Обряд этот зародился в арабских странах, и уже позже пришел к
казахскому народу вместе с мусульманской религией. Сундет ­ это очень важное событие для любого
мальчика, так как этот обряд присоединяет его к мусульманскому миру, ведь о необходимости
обрезания крайней плоти говорится в Коране. Сундет ­ это далеко не рядовое событие и по этому
поводу как правило устраивали большой праздник и ребенка в этот день поздравляли и дарили много
подарков.
Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании
играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости
народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким
образом дети традиционно были любимчиками в семье. Большую роль в воспитании играл народный
фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У
казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и
песни. Не зря айтыс пользуется такой популярностью и в наше время. Многому дети обучались в игровой
форме уже с самых маленьких лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни,
ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери ­ за
ремеслами матерей, сыновья ­ за хозяйскими делами отцов, ­ постепенно и сами тянулись поучаствовать
в процессе и помочь. Так понемногу приобретая жизненные навыки уже к первому жизненному отрезку ­
мушелю, к 12 годам девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики ­ молодыми
жигитами. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитию ей главных
семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо большее внимания, так как ему
предстояло стать главою семьи, решать сложные хозяйственные вопросы.
Еще одной характерной чертой казахского народа является его сплоченность, взаимовыручка и
взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна большая семья. Если у кого­то случалась беда,
то соседи и родственники обязательно стремились помочь. Выручали "всем миром". Правило для любого
казаха ­ никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи
и рода.
В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и
уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Женщины стали более эмансипированными
и уже не обязательно полностью посвящают себя семье и детям, а стремятся достичь карьерных высот
наравне с мужчинами. Такой обычай, как воровство невесты хоть и случается, но в большинстве случаев
при согласии невесты, когда например родители невесты против свадьбы. Если же подобный факт
случается без согласия девушки, то существует ряд уголовных статей предусматривающих наказание в
зависимости от инкриминируемой статьи. Но многие обычаи и традиции наоборот возрождаются из
забытья. Это ­ детские обычаи, связанные с рождением ребенка и свадебные. Стало модным проводить
традиционную казахскую свадьбу в национальной свадебной одежде жениха и невесты, с соблюдением
основных этапов традиционной свадебной церемонии. Свадебная одежда хоть и претерпела изменения,
но в современном наряде прослеживаются элементы казахского орнамента, колоритность образа в целом.
На голову невесты вновь одевают саукеле. Возрождаются национальные ремесла, такие как валяние
шерсти, ювелирное мастерство, выделка кожи, изготовление музыкальных инструментов и т.д. Все это
свидетельствует о живом интересе, прежде всего молодого поколения к истории своего народа.
Все обычаи и традиции казахского народа можно условно разделить на обычаи и традиции, связанные
со сватовством и свадьбой, с рождением и воспитанием ребенка, обычаи гостеприимства, различные
обычаи в быту, и погребально ­ поминальный обряд.
Традиции и обычаи в казахской культуре
Наша национальная культура вобрала в себя достижения мировой культуры и является частью и
продуктом мировой истории и культуры. Изучение истории и культуры народа невозможно без
понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей казахской
культуры. В истории любого народа осмысление прошлого закладывается основа и перспективы развития

будущего. Как отмечает президент Н.А. Назарбаев «... Казахи ­ наследники великих цивилизаций ­
сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими пропастями и впадинами. И не
только пронести, не только сохранить, но и приумножить».
Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но, несмотря на это за многие тысячелетия
прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи
выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом
познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили
традиции, обряды и обычаи. Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его
национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Традиции
вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной
деятельности каждого народа. Со времени возникновения человеческого общества прогресс цивилизации
происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку
систематически передавались знания, трудовые навыки, нормы поведения, материальные или духовные
ценности. Каждым новым поколением это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и дальше
передавалось последующим поколениям. В ходе исторического развития сложились и утвердились
разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в
совокупности и называются традициями.
Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки,
особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего
детства. Поэтому многие казахские обряды, так или иначе, связаны с рождением, детством, юношеством
и совершеннолетием молодого человека. Например, на шильдехане ­ празднестве по поводу рождения
сына, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и
соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем
почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни
приметное имя для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким. Как особые этапы на пути к
совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесикке салу ­ укладка
новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он быстро рос и набрался богатырского здоровья;
тусаукесу ­ первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому
обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого
человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. Атка
отыргызу ­ это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник
умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. В этот
день родители 5­7­летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания,
после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю должны сделать той ­
праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки
ребенку и его родителям.
Игры и праздники
Игры и праздники во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их
относится к далекой древности, в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм,
соответствовавшим общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и
развлечения выполняли такие функции, как воспитательные, военно­спортивные, ритуальные, зрелищно­
эстетические, коммуникативные и др. Широкую и универсальную функцию выполняли военно­
спортивные игры, связанные как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной
деятельностью общества. Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, скачки, курес и
др. Часть игр и развлечений несли ритуальную и обрядовую функцию, входящих в систему поминальных
и погребальных церемоний, а также брачных. Многие из них впоследствии утратили свою первона­
чальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламанбайга, кокпар.
Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры посвящались знаменательным событиям и носили
общественный характер. Самым большим праздником, по сведениям исследователей, считались поминки

с конскими скачками. Известно, что поминки (ас), устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали
множество людей, было до 15 тысяч человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили
в степи несколько лет, слагали песни. Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от
материального положения организаторов. При этом ежедневно проводились какие­нибудь игры,
состязания, и заключительный день завершался грандиозной скачкой, которая и составляла славу
поминок. Среди семейно­родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб. Торжество
начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы известных акынов,
увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу
развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто
очень значительными.
Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением сына, которое часто
выходило за рамки чисто семейной радости. Ими были торжество, посвященное рождению младенца
(шильдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесык той),
торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынаншыгару), торжество, связанное
с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той). Каждый
из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шильдекана связывали с поверьем,
"согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его
уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их".
Жамбы ату ­ стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень. Его происхождение
связано с военно­прикладным искусством, сохранившимся вплоть до XVIII в.
Кумыс алу, один из своеобразных национальных видов спорта, встречающийся у народов Средней
Азии, Казахстана, Кавказа, требующий от участников предельной скорости, ловкости, искусного и
отважного управления конем. Смысл игры состоит в том, чтобы всадник на полном скаку должен
поднять положенную на землю монету, а иногда и несколько монет, расположенных в одинаковом
интервале.
Большой популярностью в народе пользовались борьба (казакшакурес), разновидность которой
встречались и у других народов Средней Азии. Казакшакурес проводился на всех празднествах и
напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Отличительной чертой казакшакурес
является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя.
Кыз куу (догони девушку) ­ конноспортивная игра, своими корнями уходящая в глубокую
древность, когда девушки были воинами и наездницами. Они предъявляли избранникам ряд условий, в т.
ч. состязания по скачкам. В случае победы воин имел право жениться на ней. В видоизмененной форме
дошли до нас несколько вариантов этой игры, проводимых во время свадьбы и иных торжеств. Игра
проводилась на открытом поле на определенной дистанции. В конце поля устанавливали контрольный
поворотный столб или мету. По условиям игры девушка должна ударить плетью джигита и пуститься
вскачь, чтобы первой доскакать до поворотного столба, а джигит ­ догнать ее. Если джигит догонял ее до
линии поворота, то, как победитель имел право обнять и поцеловать девушку. Если же он не догонял
девушку, то на обратном пути, подстрекаемая зрителями, она догоняла неловкого джигита и наносила
ему многочисленные удары плетью. Подобные неудачи ложились позором на наездника, требовалось
долгое время, чтобы забыли о ней.
Почитание к лошади и любовь к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших
дней. Аламанбайга ­ скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является
одним из древних и популярных состязаний. Зарождение ее связано с кочевым бытом,
необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время. Аламанбайга
является первым и основным видом программы крупных народных празднеств, особенно поминок (ас).
Состязания проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения

количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрикивали родовые
кличи (уран), по которым зритель узнавал победителей скачки.
Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной
местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие
дистанции: от 1,2 до 2 км для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км для лошадей до четырех лет,
от 5 до 8 км для лошадей в возрасте до пяти лет и старше (собственно байга). Жаргадарыс ­ состязание
на иноходцах. Дистанция устанавливалась по прямой в естественных условиях от 2 до 10 км. Бег
иноходью был наследственным, и за природную мягкость и ритмичную поступь такие лошади очень
ценились. Иногда способности иноходца развивали у лошади раннего возраста, если у них имелись
задатки. Этим занимались специальные мастера (жоргашы).
Сайыс ­ единоборство всадников на пиках, представляет собой старинную военизированную игру,
устраиваемую только на особо крупных торжествах. Бойцы для поединка выставлялись из различных
родов или между соседними народами, как, например, между казахами и киргизами на юге Казахстана.
Участники снаряжались необходимой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями с
тупым концом. Цель поединка ­ выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не
смог продолжить единоборство.
Аударыспак ­ борьба на лошадях с целью сбросить соперника из седла. Участвовали только зрелые
мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владением
конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязаниях от целого аула и рода.
«Аударыспак»
Алты бакан (буквально "шесть столбов") ­ казахские качели, сооружались из шести столбов,
концы которых перетягивали крепкой веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда
закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша
раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую нибудь веселую песню, остальные
подхватывали ее, играли на домбре. Пары сменяли друг друга.
Ак суек (белая кость) ­ развлекательная молодежная игра, проходила в лунную ночь, с участием
молодежи соседнего аула. В качестве инструмента берется белая кость, откуда и название игры.
Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и представитель одной из них по

жребию забрасывает как можно дальше кость, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу
все идут искать аксуек. Нашедший первым кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими,
старается быстро добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то
представители побежденной команды в качестве компенсации развлекают победителей, чаще всего
песней.
Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры. Самые любимые из
них ­ альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена
археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили
альчики, деньги и другие призы.
Среди игр интеллектуальных любимой был тогызкумалак ­ настольная игра. Для нее использовали
четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между
рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81
шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из
лунок противника больше шаров. Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для
этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется
тогызкумалак (девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у
древних монголов и тюрков священным числом.
Одним из древнейших развлечением казахов была охота, в особенности, охота с ловчими птицами,
служившая подспорьем в скотоводческом хозяйстве. Самого охотника называют кус­беги или беркутчи.
Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Эти мастера
обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят
снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь. Обученный беркут охотится на зайцев, лис, куропаток,
черных рябчиков. Секреты дрессировки династии охотников­беркутчи передавали из поколения в
поколение. Сезон охоты с беркутом начинается с установлением снежного покрова. Так было издревле: с
беркутом ходили на охоту лишь зимой, когда мех пушных зверей был в цене. Обычными трофеями,
помимо лис, бывают корсаки ­ степные лисы и зайцы, а раньше охотились также на сайгаков и джейранов.
На крупных птиц пускают ястребов, а на мелкую дичь ­ соколов. Охота с ястребом, соколом, кречетом
начинается с конца сентября, когда пернатые готовятся к перелету, и длится до первого снега.
«Беркучи»

«Алты бакан»
«Тусаукесу» ­ Разрезание пут
«Той дастархан»

Среди всех праздников казахов почетнейшее место занимает
Наурыз.
Современное казахское название Нового года ­ Наурыз пришло из персидского языка: нау ­
новый, руз ­ день. В прежние времена казахи называли началом нового года улыс куны ­ днем всего
племени. Отсюда традиция примирения между родственниками за праздничным столом, обмен
подарками и пожеланиями благ. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось терпеливое
противостояние тяготам зимы, и теперь с приходом весны важно принять участие в празднике
зарождения жизни. Главное ритуальное блюдо древнего праздника ­ наурыз коже. Наурыз коже включает
в себя 7 обязательных элементов, олицетворяющих 7 жизненных начал: вода, мясо, соль, масло, мука,
пшено и молоко. Они символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост,
покровительство неба. Если молоко выступает символом нового года, то старый олицетворяет мясо,
причем обязательно копчености составляющие прошлогодние запасы. Весной люди спешат обновиться
физически и духовно ­ освобождаются от долгов, старых ненужных вещей, чинят одежду, жилье, арыки,
колодцы, просят прощения у близких за прошлые грехи, мирятся с соседями, приглашают гостей,
одаривают родных. В семи домах должен побывать каждый, и семь гостей принять у себя в доме. Тысячи
людей становятся свидетелями острых устных песенных состязаний акынов, соревнований в
национальных видах спорта ­ казакшакурес, тогызкумалак, скачках и играх на конях ­ кызкуу, байга.
Как отмечают исследователи, казахи имели высокую материальную и духовную культуру: «У
нас были и есть свои богатства не только материальные, но, прежде всего, духовные:
высокохудожественная устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, яркое
музыкальное, поэтическое и философское наследие». Культура казахского народа прошла

«Дастархан»
«Бауырсаки»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: