Тесты для проверки по этикету. Тесты по этикету

Тест «Этикет и Культура вашего общения»

Возраст детей : 10-14 лет.
Цель: пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию; формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации, самоконтролю форм общения.
Данный методический материал будет полезен школьным психологам, классным руководителям, воспитателям образовательных учреждений.
Подберите ответы, которые более всего подходят манере вашего общения, и запишите их индексы (1а, 2а, 3б и т.д.)
1. Если вас приглашает в гости человек, которому вы не симпатизируете, примите ли вы его приглашение?
А. да; Б. только в исключительном случае; В. Нет
2. Представьте, что в гостях вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как вы себя поведете?
А. не будете обращать на него внимание
Б. будете только отвечать на его вопросы
В. попытаетесь завязать непринужденный разговор
3. Вы только что собирались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что вы сделаете?
А. всё-таки звоните
Б. уйдете
В. подождете пока спор прекратится
4. Что вы сделаете, если в гостях вам предложат нелюбимое блюдо?
А. несмотря на отвращение, съедите его
Б. скажете гостям, что не сможете это сделать
В. пожалуетесь на отсутствие аппетита
5. Какой бутерброд со стола вы выбираете?
А. самый лучший
Б. самый маленький
В. ближайший к вам
6. Что вы предримете, если в кампании внезапно наступил перерыв в разговоре?
А. пождете, пока кто-нибудь начнет разговор
Б. сами найдете какую-нибудь тему
7. Представьте, что вы попали в неприятную ситуацию. Расскажите ли вы?
А. обязательно
Б. только друзьям В. ни одному человеку
8. Добавляете ли вы что-нибудь от себя, пересказывая чужую историю?
А. да Б. с незначительными улучшениями В. нет
9. Носите ли вы фотографию своего любимого человека и показываете её?
А. да Б. нет В. никогда
10. Что вы делаете, если не поняли рассказанной шутки?
А. смеетесь вместе с остальными
Б. остаетесь серьезным
В. просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки
11. Что вы предпринимаете, если, находясь в кампании. Почувствовали резкую головную боль?
А. тихо терпите
Б. просите таблетку от головной боли В. идете домой
12. Что вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по ТВ должны показ интересующей вас программы?
А. просите, чтобы хозяин включил ТВ
Б. начинаете смотреть ТВ в соседней комнате
В. отказываетесь от интересующей программы
13. Вы находитесь в гостях. Когда вы себя чувствуете лучше?
А. когда развлекаете гостей
Б. когда вас развлекают другие
14. Решаете ли вы заранее, как долго будете оставаться в гостях?
А. нет Б. иногда В. нет
15. Корреспондент берет у вас интервью
А. вам это льстит,что интервью напечатают в газете
Б. вы хотели бы, что бы это было уже в прошлом
В. вам это совершенно безразлично
16. Вы можете объективно оценивать людей, которых не можете терпеть?
А. безусловно Б. только в виде исключения
В. не задумывались над этим вопросом
17. Соглашаетесь ли вы с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для вас неблагоприятно?
А. не всегда
Б. если оно подтверждает ваше мнение
В. а, собственно говоря, почему я должен это знать
18. Когда вы обычно прекращаете спорить?
А. чем скорее, тем лучше
Б. когда спор не имеет никакого смысла
В. после того, как вы сможете убедить своего оппонента
19. Если вы знаете стихи, будете ли вы их читать в обществе?
А. с удовольствием
Б. если об этом попросят
В. ни в коем случае
20. Представьте, что вы живете во времена графа Монте Кристо, сидите в тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен ваш злейший враг. Когда вы с ним начнете перестукиваться?
А. как можно скорее
Б. когда больше не сможете терпеть одиночества
В. никогда
21. Встречаете ли вы Новый год на главной площади?
А. да Б. нет
В. под Новый год я всегда сплю

ОЦЕНКА: выставите себе баллы в соответствии с выбранным пунктом и их оценкой.

А- - б - - в-
1 - 20- - 5- - 10-

2 - 0- -5 - -25-

3 - 5 - - 10 -- 0-

4 - 10 - - 0 - - 5-

5 - 0 - - 5- - 10-

6 - 5 -- 15-- 0-

7 -30 -- 5-- 0-

8 - 15 -- 5-- 0-

9 - 0 -- 5-- 10-

10 - 0 -- 5-- 10-

11 - 5 -- 10-- 0-

12 - 0 -- 5-- 10-

13 - 20 -- 5 -- 0-

14 - 0 -- 5-- 15-

15 - 10 -- 0-- 5-

16 -15 -- 5-- 0-

17 -25 -- 5-- 0-

18 - 0-- 5 -- 10-

19 - 0 -- 5-- 10-

20 -20 -- 5-- 0-

21 - 5 -- 0 -- 10-

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

суммируйте баллы.

280-300 баллов

– Проверьте себя еще раз

200-280 баллов

Вы должны быть довольны собой. В основном это относится к вашим коммуникативным качествам и способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что вы часто становитесь душой общества.

100-200 баллов

– Ваше отношение к обществу нелегко определить. С одной стороны, вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества вашего характера как бы тормозят первые. В целом в кампании вы можете себя чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако вам нелегко приспосабливаться к любому окружению. Это зависит так же и от вашего настроения. Но среди людей, которым вы симпатизируете, вы чувствуете себя довольно комфортно.

50-100 баллов.

Как правило, вы любите одиночество. В узком семейном кругу вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой кампании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей.

50 и менее баллов.

Вам нужно стараться быть пообщительнее.
И ещё одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.

Тесты, составляющие эту главу, позволят выявить уровень эрудированности каждого члена вашей веселой компании. Методом сравнения индивидуальных результатов и подсчета правильных ответов на заданные вопросы определяется победитель. Это шуточное звание, часто вовсе не свидетельствующее об интеллектуальных способностях. В одном случае победителем может стать не слишком сообразительный, не обладающий большими познаниями человек, в другом – настоящий чемпион, эрудированный и имеющий хорошую смекалку. Для участников готовятся призы, в отдельных случаях – с подвохом, приколом, о котором придется подумать заранее. Например, если ахиллесовой пятой одного из членов собравшегося общества является математика, подойдут счетные палочки, а тому, кто «плавает» в русской словесности, можно вручить большую хрестоматию для начальных классов (как бы с надеждой на то, что после ее прочтения последует и дальнейшее изучение школьной программы по литературе).

В данной главе представлен один тест, не требующий никаких особых познаний, и два, направленные непосредственно на эрудированность. Если задания окажутся слишком сложными, можно давать подсказки, но только по-честному: помогать одновременно всем, а не отдельным лицам или командам.

Тест-опрос ««Завались» на очевидном»

Этот тест, по форме проведения напоминающий опрос, выполняется на скорость. На такие простейшие вопросы действительно часто дают неправильные ответы, но при условии, что на раздумье совсем нет времени.

Ведущий быстро задает вопросы каждому участнику по отдельности, двигаясь в порядке очереди, и сразу же исправляет тех, кто ошибся. Правильные ответы даются в скобках.

Прохождение теста занимает всего пару минут, зато заряжает положительной энергией и вызывает желание продолжить развлечение.

2. Что делают с тем, что не так лежит? (Берут себе, то есть крадут.)

3. Что, как правило, в рабочие будни выводит людей из себя уже с утра? (Необходимость идти на работу.)

4. Что всегда параллельно поверхности Земли? (Небо.)

5. Где можно построить дом так, чтобы все четыре стены выходили на юг? (На Южном полюсе.)

6. Почему женщина, живущая в Москве, не может быть похоронена в Омске? (А зачем это нужно, если она не умерла?!)

7. Два автогонщика участвовали в ралли. Оба пришли к финишу первыми и получили главный приз. Как такое могло произойти? (Они участвовали в разных забегах.)

8. Задание на скорость. Умножьте в уме 5 на 21, потом на 2 и отнимите 10. Какое число получается? Пересчитывать нельзя! (Двести.)

9. Кого, по библейскому сюжету, убил Авель? (Никого.)

10. Можно ли выпрыгнуть из окна 8-го этажа жилого многоэтажного дома, не повредив ни одной части тела? (Да, ведь выпрыгнуть не значит упасть.)

11. У рыночного торговца было 16 букетов цветов. Все, кроме 7, он распродал. Сколько осталось? (7 букетов.)

12. Вес коробки с гвоздями – 4 кг и еще полкоробки. Сколько весят полторы коробки?

13. Горело 12 свечей и 9 погасло. Сколько свечей осталось? (9, остальные сгорели.)

14. Сколько раз достаточно разрезать ножницами полоску бумаги, чтобы разделить ее на 9 частей? (8 раз.)

15. Сколько пальцев на 6 правых руках? (30 пальцев.)

17. Отец и сын ехали в автобусе и попали в аварию, после чего оба оказались в реанимации в тяжелом состоянии. В тот же день в палату сына зашел хирург и произнес: «Это же мой сын!». Как такое возможно? (Очень просто: хирург – женщина.)

Тест «Главный по этикету»

С помощью данного теста вы определите, кто из вас лучше всех знаком с правилами хорошего тона, к кому при необходимости можно обращаться за советом и кто заслуживает права считаться главным по этикету, а кого не стоит допускать в приличное общество. При желании придумайте для победителя какой-нибудь приз, соответствующий заданной тематике.

1. Позволительно ли женщине класть ногу на ногу?

А. Да. Это запрещается делать только мужчинам.

Б. Нет, но допускается скрещивать ноги у щиколоток.

В. В зависимости от ситуации.

2. Если в зал, полный гостей, входит еще один человек, кого следует представлять в первую очередь?

A. В зависимости от того, какое положение занимает вошедший.

Б. Сначала представляют всех присутствующих.

B. Сначала представляют вошедшего.

3. Как вы поступите, если вас неправильно представят незнакомому человеку, например присвоят вам чужую профессию или ошибутся с отчеством?

A. Выражу свое недовольство, обиду и с раздражением в голосе исправлю «нарушителя».

Б. Извинюсь и спокойно оповещу о допущенной ошибке, а затем сам(а) сообщу правильную информацию о себе.

B. Промолчу.

4. Как вы выразите особое почтение иуважение человеку, старшему по возрасту, при приветствии?

A. Поздороваюсь и кивну головой.

Б. В словах приветствия обращусь к нему по имени и отчеству.

B. Пожму ему руку.

5. Допускается ли женщине в общественном месте садиться, приподнимая подол юбки?

A. Да, только если она сделает это аккуратно. Б. Нет, нужно садиться прямо на юбку.

B. В зависимости от того, как это будет выглядеть.

6. Можно ли смеяться над чужими оплошностями, находясь в общественном месте в большой компании?

A. Да, если оплошавший сам над собой смеется.

Б. Нельзя.

B. Можно, только недолго.

7. В каком случае мужчина не должкен снимать пиджкак, даясе когда ему это предлагают?

A. Если находится на светском мероприятии.

Б. Если на нем нет галстука.

B. Если он носит подтяжки.

8. Позволительно ли с точки зрения этикета пользоваться зубочисткой за столом?

A. Да, если делать это недолго и незаметно, а затем положить зубочистку на край тарелки.

Б. Нет, пользоваться зубочисткой на людях нельзя. Необходимо выйти в ванную комнату.

9. Может ли женщина поправлять макияж, находясь в общественном месте?

А. Да, если она сумеет за 1 минуту устранить свои проблемы так, чтобы почти никто не заметил.

Б. Нет, это полностью противоречит нормам этикета. Косметикой можно пользоваться только в ванной комнате.

В. Это недопустимо лишь в том случае, если женщина сидит за столом.

10. Обязаны ли вы здороваться с продавцом в магазине с индивидуальным обслуживанием?

Б. Обязаны, если продавец с вами знаком.

B. Обязаны всегда.

11. Позволительно ли женщине курить на улице?

B. В зависимости от того, где именно она находится.

12. По вашему мнению, правила этикета следует соблюдать только в общественных местах, а в одиночестве можно расслабиться?

А. Дома можно отдохнуть от правил и запретов.

Б. Если человек не будет следовать нормам этикета дома, он может забыть о них и в общественном месте.

В. Можно сделать себе несколько поблажек, находясь в одиночестве, но в целом всегда нужно соблюдать общепринятые нормы поведения.

13. Допустим, вы заметили, что старушка не может самостоятельно перейти дорогу, и хотите помочь ей. Каким образом вы это сделаете?

A. Молча возьму ее под руку и проведу.

Б. Сначала обращусь к ней со словами: «Разрешите помочь вам».

B. Сначала задам вопрос: «Бабушка, вам помочь?».

14. Вы пришли в оперный театр и заняли свое место в зале или ложе. Можете ли ввы подпевать артисту во время действия?

A. Да, если никому этим не помешаете.

Б. Нет, вы не имеете права причинять неудобство окружающим.

15. В какое время нежкелательно беспокоить людей своими телефонными звонками без особых причин?

A. С 22.00 до 10.00. Б. С 22.00 до 9.00.

B. С 22.30 до 9.00.

16. Можно ли высказывать свою точку зрения, услышав разговор пассажиров, оказавшихся рядом с вами в общественном транспорте?

A. Да, если разговор не касается личных дел собеседников.

Б. Нет, ни в коем случае.

B. Да, а также можно давать людям полезные советы.

17. Предположим, вы встретили на улице знакомого, который завел долгий разговор и не умолкает, ужасно надоедая и отнимая у вас время. Как вы поступите?

А. Извинюсь и объясню причину, по которой не могу выслушать его до конца.

Б. Выражу возмущение по поводу его надоедливости, попрощаюсь и удалюсь.

В. Даже если придется перебить собеседника, скажу, что опаздываю и мне нужно идти, после чего удалюсь.

Правильные ответы

1Б. Ногу на ногу кладут только необразованные в области этикета женщины и девушки. Советуем им все же изучить правила хорошего тона.

2А. Если в зал (комнату) входит человек, занимающий высокую должность (министр, губернатор, президент) и имеющий значительное положение в обществе, в первую очередь следует представить ему всех присутствующих. Во всех остальных случаях нужно поступать наоборот.

3Б. Конечно, неприятно, когда искажают вашу фамилию, но грубить все же не стоит. Наилучший выход из ситуации – обратить недоразумение в шутку.

4Б. Уважительное отношение к старшему выражается в обращении по имени и отчеству.

5Б. Никакого «стриптиза»! Лучше постоять, чем неправильно сесть.

6В. Ничего страшного, если вы немного посмеетесь над тем, что действительно смешно. Главное – не обидеть человека.

7В. Подтяжки не должен видеть никто! Ни при каких обстоятельствах не нарушайте это правило.

8А. В Америке использование зубочистки за столом давно уже стало нормой, а вот в нашей стране подобная практика только начала внедряться.

9А. Конечно, наносить пудру и красить губы следует в ванной комнате, но поправлять помаду можно практически в любом месте.

10В. Согласно правилам хорошего тона, вы должны здороваться с продавцами в магазинах индивидуального обслуживания и можете не делать этого в супермаркетах.

11Б. Этикет не позволяет женщинам курить на улице. Жаль, что мало кто знает об этом!

12В. На отдыхе можно позволить себе немного расслабиться, но о культуре поведения забывать все же не стоит.

13Б. Такие обращения, как «бабушка», «дядя» или «тетя», допустимы только в семейном кругу. За его пределами это расценивается как бестактность.

14Б. Если вам так хочется петь, поступите в вокальную студию или оборудуйте кухню специально для подобных целей. Нарушение тишины во время спектакля – это неуважение к себе и окружающим.

15А. Вы можете нарушить это правило, если звоните близкому другу, родственнику или человеку, у которого, как вы точно знаете, в данный момент есть возможность с вами поговорить.

16Б. Некорректно интересоваться личной жизнью незнакомых людей. Даже если вы ненароком услышали что-то крайне интересное, не обращайте внимания и думайте о чем-нибудь другом.

17А. Не нужно грубить, ведь это некультурно. Разговаривайте с людьми вежливо, даже если они сами не соблюдают правила этикета.

Тест-конкурс «Слово за слово»

Если у вас собралось много гостей, для выполнения этого задания вы должны разделить их на команды. Можно сделать 1 или 2 тура. II тур вам удастся организовать в том случае, если у вас найдется столько же экземпляров больших толковых словарей русского языка, сколько получилось команд.

I тур заключается в следующем. Вы задаете вопрос, члены команд совещаются и решают, какой ответ дать (важно, чтобы противники ничего не услышали, поэтому лучше, если действие будет происходить в большой комнате, а участники расположатся как можно дальше друг от друга), записывают его или запоминают. Предоставляйте по 1 минуте на размышление.

Побеждают те участники, которые не только много знают, но и умеют работать в команде.

Для организации II тура понадобятся толковые словари, в которых можно найти значения слов, заданных тестируемым в I туре (например, под редакцией Ожегова и Шведовой).

Положите книги на стулья, расставьте команды по местам. Называйте слово, подавайте сигнал, и пусть один из участников находит его в словаре. Если кто-то достигнет своей цели, он должен дать знать об этом. Затем ведущий называет следующее слово, предназначенное уже для другого члена команды, и т. д. В конкурсе на скорость победитель определяется отдельно.

Чтобы было веселее подводить итоги, придумайте награды для каждой команды. Например, победителям I тура можно преподнести газеты со сканвордами и диплом I степени «Заслуженных эрудитов компании», а побежденным – электронные копии толковых словарей. Членам команды, выигравшей II тур, вручите диплом «Заслуженных букво-искателей».

I тур

1. Шум и крик на букву «Г».

2. Рука на букву «Д».

3. Старое название буквы «Г».

4. Дикорастущие растения, используемые людьми, на букву «Д».

5. Сосуд, лодка или улей с выдолбленным поддоном на букву «Д».

6. Машина для жатвы на букву «Ж».

7. Низкая посуда, по форме напоминающая чашку, на букву «П».

8. Название известной российской рок-группы, а также слово, означающее «уныние», на букву «С».

9. Большая старинная книга на букву «Ф».

10. Маленькая гора (курган, возвышенность) с округлой вершиной на букву «С».

11. Предмет, по внешнему виду напоминающий рога, на букву «Р».

12. Предки на букву «П».

13. Пища богов в древнегреческой мифологии на букву «А».

II тур

1. Глазет.

2. Глаженый.

3. Горлохват.

4. Головотяп.

5. Групорг (ударение на О).

6. Губошлеп.

10. Селькор (ударение на О).

11. Препона.

12. Самоедство.

13. Гегемон.

14. Горжет.

15. Дефиле.

Правильные ответы

I тур

2. Длань или десница.

3. Глаголь.

4. Дикоросы.

5. Долбленка.

7. Плошка.

9. Фолиант.

11. Рогуля.

12. Пращуры.

13. Амброзия.

II тур

1. Парчовая неузорчатая ткань.

2. Выглаженный, отутюженный.

3. Так презрительно называют человека, который добивается своего с помощью крика и морального давления.

4. Это бестолковый и крайне безответственный человек.

5. Это сокращение, которое полностью звучит как «групповой организатор».

6. В просторечии так называют неуклюжих, не приспособленных ни к одному делу людей.

7. Так называется маленькая диванная подушечка.

8. Человек, живущий в приморском населенном пункте или просто на берегу моря.

9. Нет, это не тот, кого рисует художник! Позер – неодобрительная характеристика человека, который старается привлечь к себе внимание своей внешностью и поведением, ежеминутно принимает разные «позы».

10. Если кто-то не догадался, то это сокращение: сельский корреспондент.

11. Препятствие.

12. Слишком критичное отношение к себе и постоянное недовольство собственными действиями.

13. Главная, руководствующая сила (класс, государство).

14. Полоса меха или кожи на воротнике в женском костюме.

15. Ущелье или узкий проход между скалами, возвышенностями, стенами и т. а.

Тест на знание этикета речи.

Может ли молодой человек вступить в беседу людей старших по возрасту?

    Может, если проявит собственную инициативу и настойчивость. Может, если в беседу его вовлекут старшие. Не может ни в коем случае.

Можно ли употреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что, да, нет и т. д.)?

    Можно, они звучат четко и лаконично. Можно, но по возможности реже. Односложных вопросов и ответов следует избегать.

Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?

    Можно, и чем скорее, тем лучше. Лучше воздержаться от подобной «помощи». Это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации.

Как лучше реагировать на комплименты?

    Скромно поблагодарить. Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают. Скромнее - усомниться в комплименте и вежливо высказать свое сомнение собеседнику. Ответить комплиментом.

В каких случаях собеседнику можно сделать замечание?

    В любом случае это недопустимо. Это допустимо только в среде сверстников. Это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу.

Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах?

    В сумке и карманах - можно. Нельзя - это невежливо. Во время беседы возможны поиски носового платка, т. к. его отсутствие может привести к неприятным последствиям.

Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?

    Это недопустимо. Конечно можно, особенно, если она безупречна и внушает восхищение.

Можно ли посматривать на часы во время беседы?

    Это невежливо в любом случае. Можно, если нет другого способа показать собеседнику, как вы от него устали. Можно и прямо сказать о своей занятости и невозможности продолжать беседу.

Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?

    Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому. Ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более интересным, наполнив сенсационными фактами, жаргонными словечками. Остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались.

Что делать, если собеседник начинает рассказывать о том, что вам давно и хорошо известно?

    Вежливо остановить его и перевести разговор на другую тему. дослушать рассказ до середины, а затем перехватить инициативу и сменить тему. Дослушать до конца.
Ответы : 1-2; 2-3; 3-2; 4-1; 5-2; 6-2; 7-1; 8-1; 9-1; 10-3.

Тест на знание этикета одежды

Каково основное правило, касающееся одежды?

    Она должна быть характерной, подчеркивающей индивидуальность человека и максимально яркой. Одежда должна быть в меру яркой, но зато самых модных фасонов. Предпочтительнее скромная, но элегантная одежда. Постоянное следование моде необязательно.

Что важнее: эффектность и яркость одежды или ее чистота и опрятность?

    Конечно, эффектность и яркость, особенно для молодежи.

    Конечно, чистота и опрятность.

Чем отличается повседневная одежда девушки от праздничной?

    Скромностью фасона и умеренностью цвета.

    Характерный атрибут повседневной одежды - брюки. Повседневная одежда, по традиции, темных тонов.

Каково основное правило в подборе цвета одежды?

    Предпочтительнее одноцветная одежда.

    Предпочтительнее одежда двух-трех цветов, сочетающихся между собой.

    Предпочтительнее многоцветная, яркая одежда, вне зависимости от сочетания цветов - чем эф-фектнее, тем лучше.

Какая одежда на каждый день предпочтительнее для юноши?

    Экстравагантная, сверхмодная одежда (малино--вый пиджак в гардеробе обязателен).

    Одежда спортивного стиля.

    Скромная, непритязательная одежда.

Какие украшения предпочтительнее для девушки?

    Крупные, яркие, эффектные.

    Скромные, неброские.

    Скромные в сочетании с эффектными, броскими.

В чем отличие дневной обуви от вечерней?

    Дневная обувь, как правило, на низком каблуке, ве-черняя - на высоком.

    Дневная обувь - светлая, вечерняя - темная.

    Для вечерней обуви характерны качество мате-риала и изысканность фасона.

Каковы особенности молодежной одежды для диско-теки?

    Экстравагантность и яркость.

    Скромность и элегантность.

    Компактность и спортивный покрой, не стесняющий движений.

Сколько носовых платков должен носить с собой юноша?

    Один - в кармане брюк. Два: один в кармане брюк, другой - во внутреннем кармане пиджака или куртки. Три: один в кармане брюк, другой - во внутреннем кармане пиджака или куртки, третий в нагрудном кармане пиджака.

Как правильно подобрать духи?

    Для блондинок - более легкие и цветочные запахи, для брюнеток - более насыщенные и терпкие. Для блондинок - более насыщенные и терпкие запахи, для брюнеток - более нейтральные. Для блондинок - любые запахи, исключая цветоч-ные, для брюнеток - цветочные запахи.
Ответы: 1-3; 2-2; 3-1;4-2; 5-2; 6-2; 7-1, 3; 8-1; 9-2; 10-1.

Тест на знание правил столового этикета

Где находятся салфетки перед началом застолья? а) На тарелках. б) Справа от тарелок. в) развешены на спинках стульев. г) Лежат на сиденьях стульев.

Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и... а) Вешаете ее на спинку стула. б) Кладете на колени. в) Заправляете за воротник. г) Кладете рядом с тарелкой.

Нужны ли цветы на праздничном столе? а) Цветы обязательны. И чем больше и пышнее букеты, тем лучше. б) Цветы желательны, но в небольших, компактных букетах. в) Цветы на столе только мешают.

Где по правилам сервировки должны лежать ложки? а) За тарелкой параллельно краю стола. б) Столовая ложка - справа от ножей, десертная и чайная - за тарелкой параллельно краю стола. в) Столовая и десертная ложки - за тарелкой параллельно краю стола, чайная ложка - справа от ножей.

Во время обеда вы: а) Будете следить за тем, чтобы руки ни в коем случае не лежали на столе. б) Положите локти на стол. в) Будете стараться, чтобы только кисти рук лежали на столе.

Где и как располагаются бокалы для минеральной воды и рюмки для спиртного? а) За тарелкой параллельно линии стола, слева направо от большого к маленькому. б) За тарелкой параллельно линии стола, справа налево от большого к маленькому. в) Бокалы и рюмки могут стоять произвольно - лишь бы большие не загораживали маленькие.

Какие из напитков подаются к столу охлажденными? а) Водка. б) Коньяк. в) Шампанское. г) Сухое белое вино. д) Сухое красное вино.

Можно ли доливать в рюмку с недопитым содержимым? а) Нельзя - доливают только в опорожненную рюмку. б) Можно - зачем же оставлять рюмку полупустой? в) В зависимости от количества спиртного на столе: если его достаточно - доливайте.

Допустимо ли, чтобы девушка оставляла отпечаток губной помады на бокале, стакане? а) Допустимо. б) Ни в коем случае нельзя. в) Да, но только на бокале. г) Да, но только на стакане.

Какими салфетками должны вытирать губы за столом девушки, красящие их? а) Только полотняными. б) Только бумажными. в) Все равно какими.

На праздничном столе справа и слева от тарелки лежат три ножа и три ложки. Какими приборами вы воспользуйетесь вначале? а) Крайними от тарелки. б) Ближними от тарелки. в) Теми, что лежат посередине.

Сидя за праздничным столом, как есть хлеб? а) Откусывать от куска. б) Отрезать ножом небольшие кусочки и есть их. в) Отламывать рукой маленькие кусочки и есть их.

Какой величины кусочки следует отламывать от целого куска хлеба во время еды? а) Примерно половину куска. б) Маленькие кусочки. в) Небольшие куски.

Как правильно есть за столом бутерброды? а) Держа в руке и откусывая от целого куска. б) При помощи ножа и вилки. в) Отламывая по кусочку и отправляя в рот.

Как поступить, если подан слишком горячий суп? а) Придется подождать, пока он остынет, а затем начать есть. б) Подуть на горячий суп, чтобы он быстрее остыл. в) Если суп слишком горячий, придется есть, обжигаясь - вы же в гостях!

Как поступить, чтобы вычерпать суп до последней ложки? а) Наклоните тарелку к себе. б) Наклоните тарелку от себя. в) Не жадничайте - оставьте последнюю ложку супа на дне тарелки.

Зачем на праздничном столе иногда ставят маленькие мисочки с водой и ломтиком лимона? а) Чтобы запить крепкие напитки. б) Чтобы разбавить крепкие напитки. в) Чтобы ополоснуть жирные пальцы.

С какой стороны подают жидкие блюда? а) С правой. б) С левой. в) Это безразлично.

С какой стороны подают закуски и вторые блюда? а) С правой. б) С левой. в) Это безразлично.

Как правильно есть ложкой? а) Держать ее боком, не засовывая глубоко в рот. б) Держать кончиком ко рту, засовывая в рот. в) Бесшумно втягивать содержимое с кончика ложки, не засовывая ее в рот.

Где оставляют столовую ложку после окончания еды? а) На бумажной салфетке справа от тарелки. б) В суповой тарелке. в) На пирожковой тарелке углублением вниз.

Где оставляют чайную ложку, поданную к чаю или кофе?.. а) На бумажной салфетке справа от чашки с блюдцем. б) В чашке. в) На блюдце.

Какие куски из общих блюд следует выбирать? а) Самые большие и жирные. б) Самые большие и постные. в) Самые маленькие и невзрачные. г) Те, что лежат ближе к вам.

Можно ли издавать при еде какие-либо звуки? а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения. б) За столом следует вести себя «беззвучно». в) Издавать звуки необязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.

Как поступить, если вам захотелось попробовать блюдо, стоящее далеко от вас? а) Тихо выйти с тарелкой из-за стола и, подойдя к нужному месту, взять угощение. б) Попросить, чтобы вам передали нужное блюдо. в) Передать с помощью соседей свою тарелку, чтобы ее наполнили нужным угощением.

Что делать, если вы взяли кусок в рот и... обнаружили, что блюдо сильно пересолено? а) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить на край тарелки. б) Взятый в рот кусок нужно проглотить без комментариев. в) Вы должны сделать хозяйке замечание и потребовать убрать со стола пересоленное блюдо. г) Вы должны предостеречь гостей, какое блюдо пересолено.

Можно ли критиковать угощения, приготовленные хозяйкой? а) Ни в коем случае - это невежливо. б) Можно, иначе хозяйка не узнает о своей неумелости. в) Следует не критиковать, а рассказать хозяйке о секретах приготовления тех блюд, которые у нее получились неудачными. Кстати, это пригодится всем девушкам, сидящим за столом.

Как обращаться с пиалой? а) Ее подносят ко рту, держа правой рукой. б) Ее подносят ко рту, держа левой рукой. в) Ее подносят ко рту, держа обеими руками.

Что делать, если вы уронили на пол нож или вилку? а) Незаметно поднять с пола и продолжать есть. б) Ничего не поднимая с пола, продолжать есть тем прибором, который остался. в) Попросить у хозяйки другой прибор.

Какими приборами можно пользоваться, если вам подали рыбу? а) Ножом и вилкой. б) Двумя вилками. в) Двумя ножами.

Для чего к рыбе подается нож? а) Чтобы разрезать большой кусок на маленькие. б) Чтобы отделять мясо от костей. в) Чтобы придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.

Как правильно есть сосиски? а) Сосиски можно есть даже руками. б) Сосиски едят, пользуясь только вилкой. в) Сосиски едят, пользуясь вилкой и ножом.

Как следует держать чашку с чаем, кофе? а) Просунув для надежности указательный палец в ушко ручки. б) Не просовывая указательный палец в ушко ручки. в) Не просовывая указательный палец в ушко ручки, но поддерживая чашку снизу левой рукой.

Размешав сахар в чашке с чаем или кофе, что делать с ложечкой? а) Оставить в чашке и осторожно пить. б) Вынуть из чашки и положить на бумажную салфетку. в) Вынуть из чашки и положить на блюдце.

Как правильно есть фрукты из компота? Что делать с косточками? а) Косточки осторожно выплюнуть на бумажную салфетку. б) Косточки подхватить ложкой и положить на блюдце. в) Подхватить ложкой косточки и положить рядом с блюдцем на бумажную салфетку.

На столе стоят персики. Как их правильно есть? а) Ножом и вилкой, отрезая небольшие кусочки, косточки оставить на тарелке. б) Держа в руках, откусывать небольшими кусочками. в) Персик разрезать пополам, вынуть косточку и съесть поочередно каждую половинку.

Как правильно есть яблоки и груши? а) Яблоко грызть спиралеобразно, грушу начинать есть с более узкой части. б) Разрезать пополам, удалить сердцевину, половинки есть ножом и вилкой. в) Разрезать на тарелке на 4-8 частей, удалить сердцевину, получившиеся кусочки брать руками и откусывать.

Как правильно есть апельсин? а) Очистить ножом от кожуры, срезая ее спиралью по кругу, а затем разделить на дольки. б) Очистить ножом от кожуры, срезая ее кусочками сверху вниз, апельсин разделить на дольки. в) Очистить кожуру ножом произвольно, а затем, разделив на дольки, есть при помощи ножа и вилки.

Как правильно есть сливы и абрикосы? а) Ножом и вилкой: вилкой придерживать, а ножом отрезать небольшие кусочки мякоти. б) Взять рукой и откусывать. в) Разломить руками, вынуть косточку, половинки съесть.

Как правильно есть бананы? а) Очистить руками и откусывать по кусочку. б) Очистить руками, есть с помощью ножа и вилки. в) Очищать и есть с помощью ножа и вилки.

Как правильно есть черешню и вишню? а) Срывая зубами со стебельков и проглатывая вместе с косточками. б) Срывая зубами со стебельков, выплевывая косточки на ложечку и складывая их затем на блюдце. в) Срывая плоды со стебельков руками, выплевывая косточки на ложечку и складывая их затем на блюдце.

Как приготовить арбуз к подаче на стол? а) Разрезать спиралеобразно. б) Срезать «шляпку» сверху и разрезать на поперечные куски. в) Срезать «шляпку» сверху и разрезать на продольные куски.

С какой стороны от сидящего за столом убирают использованные тарелки? а) Только справа. б) Только слева. в) Чтобы не ошибиться, лучше забрать тарелку, подойдя к сидящему за столом сзади и пронеся тарелку над его головой.

Что делать с полотняной салфеткой после окончания еды? а) Аккуратно сложить и оставить на стуле. б) Аккуратно сложить и оставить на столе. в) Небрежно положить на стол.Ответы: 1-а; 2-б; 3-б; 4-б; 5-в; 6-а; 7-а; 8-а; 9-б; 10-б; 11-а; 12-в; 13-б; 14-б; 15-а; 16-в; 17-в; 18-а; 19-б; 20-а; 21-б; 22-в; 23-г; 24-б; 25-б; 26-б; 27-а; 28-в; 29-в; 30-а; 31-б; 32-в; 33-б; 34-в; 35-б; 36-в; 37-в; 38-б; 39-в; 40-а,б; 41-в; 42-в; 43-в; 44-в.

Тест на знание правил гостевого этикета

Должны ли молодые люди, принимая гостей, представлять их своим родителям? а) Необязательно, так как это может смутить гостей. б) Обязательно, иначе родители могут обидеться. в) Только в том случае, если родители вышли к гостям.

Если вы пришли к кому-либо в гости случайно и вас приглашают пообедать или угощают чем-либо - отказаться или принять приглашение? а) Конечно отказаться. б) Безусловно, принять приглашение. в) Принять приглашение, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев долгим пребыванием.

Можно ли прийти в гости с совершенно незнакомым для хозяев человеком? а) Можно, если вы только что познакомились с ним на улице. б) Можно, предварительно спросив разрешение у хозяев. в) Нельзя - это невежливо.

Можно ли встречать гостей в домашних тапочках? а) Конечно можно, это подчеркивает уют и теплоту домашней обстановки. б) Ни в коем случае нельзя. Тапочки нужно снять и надеть туфли. в) Дома нужно надеть самые нарядные туфли, предназначенные для торжественных случаев.

Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки? а) Конечно нужно - ваша забота будет приятна гостям. б) Только в том случае, если для приема гостей у вас припасено несколько новых пар тапочек. в) Предлагать тапочки не нужно. Гости сами должны позаботиться о своей обуви.

На домашних и официальных приемах в каких случаях и где можно смотреться в зеркало? а) В любое время и в любое зеркало. б) Можно немного поправить прическу у зеркала, снимая головной убор и пальто и одеваясь; при не-обходимости привести себя в порядок, уединившись в туалете или ванной комнате. в) Можно заняться своей прической и косметикой в прихожей.

Кто знакомит гостей друг с другом на праздничном вечере? а) Хозяева. б) Тамада за праздничным столом. в) Гости вполне могут перезнакомиться и без посторонней помощи.

На праздничном костюме собеседника вы заметили волос. Как поступить? а) Постараться незаметно снять. б) Сделать вид, что не заметили. в) Снять с разрешения собеседника.

Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости? а) Можно. Пусть гости знают, как много у вас приятелей и какой вы незаменимый человек. б) Нельзя. Извинитесь и попросите перезвонить вам в другое время. в) Можно к концу вечера, когда гости вам порядком надоели и нет другого способа дать им понять, что вечер окончен.

Должен ли быть включен телевизор во время приема гостей? а) Да, особенно если телевизор японский. б) Недопустимо включать телевизор во время приема гостей. в) Можно включить телевизор, если идет передача, интересующая большинство присутствующих.

Как долго следует ждать опаздывающих гостей? а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие гости. б) Не более 15 минут. в) Ждать вообще не следует. Так как гости обязаны прийти к назначенному времени.

Когда можно сесть за праздничный стол? а) Как только вы зашли в комнату, где накрыт стол, смело усаживайтесь! б) Только после того, как сядут наиболее важные и авторитетные гости. в) После приглашения хозяина (хозяйки) и после того, как сядут женщины.

Вам предложили сесть. Как вы расположитесь на стуле? а) Заняв почти все сиденье и опираясь на спинку стула. б) На краешке сиденья. в) На всем сиденье, но не касаясь спинки стула. г) На половине сиденья, чуть ссутулившись и не касаясь спинки стула.

Молодой человек приглашен в дом девушки. Ее родители предлагают ему сесть. Что предпочесть: диван, кресло или стул? а) Конечно диван - на нем, кроме юноши, смогут поместиться и девушка, и ее родители. б) Кресло удобнее всего. в) Стул - это произведет благоприятное впечатление на родителей девушки.

Как должна вести себя девушка, приглашенная в дом молодого человека? а) Быть как можно более общительной, словоохотливой и милой. б) Вести себя сдержанно и в основном отвечать на задаваемые вопросы. в) Больше молчать, чтобы не сказать что-нибудь неподходящее.

Как вести себя девушке, которую угощают в доме молодого человека? а) Пробовать все, ни от чего не отказываться. б) Попробовать 1-2 блюда. в) Во избежание возможных оплошностей при еде от всего отказываться, мотивируя свой отказ тем, что только что плотно поела дома.

Кто приглашает гостей за стол, первым садится, начинает есть? а) Хозяин (хозяйка). б) Тамада. в) Самая пожилая и уважаемая дама.

За которой из девушек - слева или справа - ухаживает юноша за столом? а) За девушкой, сидящей справа. б) За девушкой, сидящей слева. в) За обеими, если это ему приятно.

Как сидят за праздничным столом хозяин и хозяйка? а) Рядом, в центре стола. б) Хозяин - в торце стола, хозяйка - ближе к двери, ведущей на кухню. в) В торцах стола (напротив друг друга).

Как должны сидеть за праздничным столом юноши и девушки? а) Девушки - с одной стороны, юноши - с другой. б) Парами в соответствии с взаимными симпатиями. в) Произвольными парами, чтобы ни одна из девушек не осталась за столом без внимания юноши-соседа.

Как сидят на званом вечере жених и невеста? а) Всегда вместе. б) Лучше отдельно - вместе они еще насидятся. в) Только отдельно - в соответствии с правилами расположения за столом супружеских пар.

Вы опоздали, и гости уже сидят за столом. Как в этом случае себя вести? а) Следует поочередно обойти всех гостей, поздороваться и пожать руку. б) Пройти к месту за столом и занять его, как ни в чем не бывало. в) Поздороваться с хозяйкой и извиниться за опоздание.

Как хозяину вести себя с опоздавшими к застолью? а) Предложить «штрафную» рюмку. б) Оставить опоздание без внимания, вести себя как ни в чем не бывало. в) Представить гостям опоздавшего.

Кто из присутствующих имеет право высказать критическое замечание по поводу того или иного угощения? а) Муж хозяйки. б) Наиболее пожилой и уважаемый гость (гостья). в) Сама хозяйка.

Нужно ли хвалить угощения, приготовленные хозяйкой? а) Совсем не обязательно, если и так очевидно, что хозяйка - хорошая мастерица. б) Обязательно - это дань вежливости. в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда к следующему званому вечеру.

Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы очень не любите? а) Гневно отказаться. б) Спокойно отказаться. в) Отказаться, назвав причину отказа. г) Взять немного и поблагодарить.

Удобно ли попросить вторую чашку чая или кофе? а) Это удобно лишь после того, как все гости получили по первой. б) Это удобно в любом случае. в) Это неудобно в лбом случае.

Ваш гость случайно разбил чашку: как поступить? а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье». б) Сделать вид, что ничего не заметили. в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.

Кто заканчивает еду за столом первым? а) Хозяева, подавая пример гостям. б) Кто угодно, кроме хозяев, которые должны подождать, когда окончат есть гости. в) Первыми заканчивают еду самые молодые гости.

Может ли гость закончить еду и встать из-за стола до того, как это сделают хозяева? а) Может, особенно, если он уже насытился. б) Не может - это невежливо. в) Может только в том случае. если ему необходимо посетить туалет.

Как показать во время званного обеда, что вы закончили есть и тарелку с приборами можно уносить? а) Положить приборы на стол рядом с тарелкой. б) Сложить их на тарелке крест-накрест. в) Сложить на тарелке параллельно, ручками в правую сторону.

Вы угощаете внезапных гостей чаем. У вас есть коробка конфет, которая, к сожалению, уже начата. Можно ли поставить ее на стол в качестве угощения? а) Безусловно, можно - это прекрасный выход из положения. б) Можно, только переложив конфеты в вазочку. в) Ни в коем случае.

Как разрезается торт пред подачей на стол? а) На кусочки по количеству гостей. б) Обязательно весь, независимо от количества гостей. в) Разрезать половину торта и, если гостям понравится, разрезать оставшуюся половину до конца.

Что служит знаком к окончанию праздничного застолья? а) Подача десерта. б) Подача кофе и сигарет. в) Коллективное пение а столом.

Как поступить, если нужно уйти из гостей пораньше? а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу. б) Попросить хозяев объявить о вашем уходе, после чего распрощаться с гостями. в) Уйти незаметно, попрощавшись с хозяевами.

Как поступить, уходя со званного вечера: сначала одеться, а потом попрощаться или наоборот? а) Именно так, а не наоборот. б) Наоборот. в) Лучше это сделать одновременно: одеваясь, прощаться с хозяевами и гостями.

Должны ли хозяева, прощаясь с гостями и отвечая на их благодарность, тоже благодарить гостей? а) Уж если кто и должен благодарить, так это гости - хозяев. б) Хозяева тактично молчат. в) Хозяева должны благодарить гостей за то, что они пришли.

Как следует принимать подарки? а) Поблагодарить, не раскрывая подарка. б) Развернуть, порадоваться и поблагодарить в) Развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.

Может ли девушка сделать подарок юноше первой? а) Может, если для этого есть какой-либо повод. б) Может и без всякого повода - подарок юношу не обидит. в) Не может, за исключением дня рождения юноши. г) Не может ни в коем случае.

Какие цветы лучше подарить молодой девушке? а) Розы, каллы, орхидеи. б) Ландыши, фиалки, сирень. в) Хризантемы, гвоздики, гладиолусы.

Как должна поступить девушка после того, как, придя к ней на день рождения, юноша подарил ей цветы? а) Поблагодарить, понюхать цветы и отложить их в сторону. б) Поблагодарить и тут же поставить цветы в воду. в) Поблагодарить и положить цветы в холодное место, чтобы не завяли.

Можно ли подарить свое фото юноше (девушке)? а) Можно - что в этом особенного. б) Нельзя - это нескромно. в) Можно, если тебя об этом попросили. г) Нельзя, чтобы не подумали, что ты навязываешься.

Можно ли использовать подарок девушке в целях примирения после состоявшейся ссоры? а) Можно - это удачный вариант решения проблемы. б) Нельзя - это неудачный вариант решения проблемы. в) Сначала следует извиниться, а потом уж преподнести подарок.

Как правильно выбрать подарок с учетом его стоимости? а) Стоимость подарка определяется материальными возможностями того, кому их дарят. б) Стоимость подарка определяется материальными возможностями того, кто их дарит. в) Стоимость подарка определяется важностью даты, в связи с которой подарок преподносится.

Является ли книга универсальным подарком? а) Да, книгу можно подарить в любом случае. б) Книгу можно подарить в большинстве случаев, кроме свадьбы, новоселья, важного семейного юбилея. в) Является, если это новое, красиво оформленное издание.

Нужно ли делать дарственную надпись на книге? а) Нужно. б) Не нужно. в) Лучше написать дарственную открытку и вложить ее в книгу.

Можно ли дарить молодым девушкам спиртные напитки? а) Можно. б) Нельзя в) В подарочной упаковке - можно.

Можно ли дарить девушке, которая курит, сигареты и принадлежности для курения? а) Можно - все это ей пригодится б) Несмотря на то, что она курит, этого делать не следует. в) Молодому человеку это позволительно, тем более, если он сам курит.

Как поступить со сладостями, фруктами и сигаретами, полученными в подарок? а) Поблагодарить дающего, не раскрывая. б) Раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно положить в холодильник). в) Раскрыть, поблагодарить и угостить присутствующих.

Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой? а) Обязательно. б) Необязательно. в) Если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме - изготовителе, то его лучше оставить.

Может ли девушка принимать ценные, дорогостоящие подарки от юноши? а) Может. Если такой подарок по душе девушке, то причем здесь цена. б) Не может. Такой подарок слишком обязывает девушку. в) Именно такие подарки предпочтительны, поскольку свидетельствуют об отношении юноши и девушке.

Может ли девушка отказаться от интимного подарка, сделанного юношей? а) Не только может, но и должна. б) Если интимный подарок по душе, то лучше его принять. в) Все определяется близостью отношений между юношей и девушкой.

Можно ли дарить подарки «общего пользования» - кастрюли, сковороды, гладильные доски и т. д.? а) Да, это очень нужные в доме вещи. б) Предметы «общего пользования» не могут быть подарком кому-то одному. в) Эти подарки можно делать только старшим по возрасту.

Можно ли, вручив имениннику подарок и выслушав его слова благодарности, обсуждать подаренную вещь? а) Можно, если она самому вам по душе.. б) Нельзя, в ответ на благодарность вы в этом случае должны промолчать.

Какие подарки разрешается дарить в семье? а) Абсолютно любые, включая интимные подарки. б) Все, кроме интимных подарков. в) Желательны интимные подарки - кто же, кроме близких их преподнесет. Ответы : 1-в; 2-в; 3-б; 4-б; 5-в; 6-б; 7-а; 8-в; 9-б; 10-в; 11-а; 12-в; 13-а; 14-в; 15-б; 16-а; 17-а; 18-а; 19-в; 20-в; 21-а; 22-в; 23-в; 24-в; 25-б; 26-г; 27-а; 28-в; 29-б; 30-б; 31-в; 32-б; 33-б; 33-б; 34-б; 35-в; 36-б; 37-в; 38-б; 39-в; 40-б; 41-б; 42-в; 43-в; 44-б; 45-в; 46-в; 47-б; 48-б; 49-в; 50-а; 51-б; 52-б; 53-б; 54-б; 55-а.

Пояснительная записка 3

Тема 1. Основы общей этики 4

Тема 2. Понятие и сущность морали. Нравственные основы личности. 6

Тема 3. Профессиональная этика: понятие предмет, структура. Моральные принципы в профессиональной деятельности переводчика. 7

Тема 4. Этикет - важнейшая составляющая этики профессионального общения. 9

Тема 5.Правила поведения в общественных местах. 11

Тема 6. Этикет речи. Искусство комплимента. 12

Тема 7. Ресторанный этикет. Разнообразиеприемов. 14

Тема 8. Гостевой этикет. Этикет подарков. Деловые подарки. 18

Тема 9. Этикет одежды. Этикет деловой одежды. 20

Тема 10. Этика и этикет во взаимоотношениях мужчин и женщин.

Мужчины и женщины как деловые партнеры. 22 Тема 11. Особенности этикета зарубежных стран. 23

Тема 12. Деловой этикет. 25

Тема 13. Деловые встречи, беседы, переговоры, совещания. 27

Тема 14. Психология имиджа. 29

Тема 15. Профессиональный имидж. Имидж переводчика. 30

Библиографический список 32

Вопросы для подготовки к зачету 34

Примерные темы рефератов 36

Задания для самостоятельной работы 37

Пензенский государственный педагогический университет

имени В. Г. Белинского

Кафедра мировой и отечественной культуры

Сорокина Галина Григорьевна,

кандидат философских наук, доцент

кафедры мировой и отечественной культуры

ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ИМИДЖ ПЕРЕВОДЧИКА

Учебно-методическое пособие

Редактор Л. И. Дорошина

Оригинал-макет А. М. Данилин

План университета 2010 г. (Поз.31/06)

Подписано к печати 30.06.2010

Формат 60 х 84. Бумага писчая белая.

Уч.-изд.л. Усл.-печ. л. Тираж 50 экз.

Заказ № Цена С.

Издательство ПГПУ им. В. Г. Белинского

440026, Пенза, ул. Лермонтова, 37. Корп. 5. Комн. 466

Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).

Тест 1. Усвоили ли вы правила этикета в гостях

1. Вы пришли в гости. Вас посадили за стол. Около тарелки лежит накрахмаленная салфетка. Что вы с ней будете делать?

а) положите её на колени;

б) заправите за воротник.

2. Вы пришли в гости. В комнате много людей. Как вы поздороваетесь?

а) с каждым мужчиной за руку, с каждой женщиной – перекинувшись парой слов;

б) кивнув всем гостям сразу.

3. Соседка справа завела с вами разговор, но вам нравится соседка слева. Что вам следует делать?

а) продолжать беседовать с соседкой справа;

б) поддерживать беседу с обеими.

4. Вам подали отбивные котлеты.

а) вы сразу разрежете котлету на кусочки;

б) постепенно будете отрезать по одному кусочку и сразу их съедать.

5. Можно ли критиковать блюда, приготовленные хозяйкой?

а) нет;

б) да.

6. Ваше любимое кушанье стоит далеко. Что вы сделаете?

а) сами будете тянуться, чтобы положить его на тарелку;

б) попросите передать.

7. Как вы возьмёте хлеб из хлебницы?

а) вилкой;

б) рукой.

8. Вы едите вилкой. Куда по окончании трапезы вы положите прибор?

а) на тарелку;

б) на салфетку рядом с тарелкой.

9. Вы хотите съесть мандарин. Как вы поступите?

а) почистите его и съедите дольками;

б) нарежете кружочками.

10. У вас на тарелке осталось намного гарнира. Как вы поступите?

а) кусочком хлеба поможете посадить его на вилку;

б) доедите его с помощью ножа и вилки.

Ответы

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

45 – 50 очков. Вы – молодец! В гостях вы всегда будете чувствовать себя замечательно, не задумываясь, правильно или нет вы что-то делаете.

35 – 40 очков. Тоже хороший результат. Со временем вы усвоите всю науку, а пока и того, что вы знаете, вполне достаточно, чтобы чувствовать себя воспитанным человеком.

25 – 30 очков. Значит, усвоили чуть больше половины из всего, что с вами изучали. Вам нужно ещё немножко попрактиковаться.

Менее 25 очков . Это плохо. В гостях неловкость будете испытывать если не вы, то все остальные. Подумайте – нужно ли это вам?

Тест 2. Усвоили ли вы правила этикета при поведении в обществе

Ф. И. ученика ___________________Дата ____________ Класс _____

1. С вами на улице поздоровался незнакомый человек. Вы ответите?

а) да;

б) нет.

2. Вы выходите из подъезда, за вами идёт кто-то ещё. Придержите ли вы двери?

а) да;

б) нет.

3. Садясь в автобус, вы пролезете вперёд, расталкивая всех, потому что очень торопитесь?

а) да;

б) нет.

4. Вы здороваетесь везде, куда приходите, прямо с порога?

а) да;

б) нет.

5. Вы проходите в театре к своим местам, повернувшись лицом к сидящим?

а) да;

б) нет.

6. Если вы хотите что-то показать своему другу на улице, вы сделаете это указательным пальцем?

а) да;

б) нет.

7. Вам звонят по телефону. Ошиблись номером. Вы сразу бросите трубку?

а) да;

б) нет.

8. Вы сидите на концерте классической музыки. Вам нравится мелодия. Станете ли вы подпевать вслух?

а) да;

б) нет.

9. Можно ли громко разговаривать в музейном зале, даже если нет других посетителей?

а) да;

б) нет.

10. Вы хотите пойти на выставку, но все заняты. Прилично ли будет пойти одному?

а) да;

б) нет.

Теперь проверьте себя. Правильными ответами являются следующие:

1 – да

2 – да

3 – нет

4 – да

5 – да

6 – нет

7 – нет

8 – нет

9 – нет

10 – да

Каких ответов у вас больше?

Правильных? Это замечательно.

Неправильных? Вам лучше взять в руки книжку по этикету, так как, похоже, вы проспали все классные часы.

Тест 3. Умеете ли вы активно слушать?

Ф. И. ученика ___________________Дата ____________ Класс _____

    Будете ли вы терпеливо дожидаться, пока ваш болтливый собеседник закончит разговор?

а) да;

б) нет.

    Вы часто принимаете решение, не дослушав собеседника?

а) да;

б) нет.

    Вы часто слышите только то, что вам нравится?

а) да;

б) нет.

    Ваши эмоции часто мешают вам слушать?

а) да;

б) нет.

    Вы часто смотрите в окно, когда слушаете собеседника?

а) да;

б) нет.

    После разговора вы помните только то, что было в начале беседы?

а) да;

б) нет.

    Если речь собеседника сложна, вы сразу перестаёте слушать?

а) да;

б) нет.

    Вы часто с самого начала настроены к собеседнику критически?

а) да;

б) нет.

    Вы хорошо умеете притворяться, что внимательно слушаете?

а) да;

б) нет.

    При разговоре вы смотрите на собеседника?

а) да;

б) нет.

Если вы ответили «да» только на вопрос 10, а на остальные вопросы – «нет» - вы замечательный слушатель.

Тест 4. Умеете ли общаться с людьми?

Ф. И. ученика ___________________Дата ____________ Класс _____

    Вы любите больше слушать, чем говорить?

а) да;

б) нет.

    Вы легко поддерживаете разговор даже с незнакомым человеком?

а) да;

б) нет.

    Вы умеете быть внимательным к человеку?

а) да;

б) нет.

    Давать советы – ваше самое любимое занятие?

а) да;

б) нет.

    Если человек вам несимпатичен – вы это сразу покажете?

а) да;

б) нет.

    Вы часто проявляете негативные эмоции?

а) да;

б) нет.

    По каждому вопросу вы имеете своё мнение?

а) да;

б) нет.

    Сможете ли вы поддержать разговор на незнакомую вам тему?

а) да;

б) нет.

    Быть в центре внимания – ваша цель?

а) да;

б) нет.

    Вы умеете понятно и доступно объяснить что-то слушателю?

а) да;

б) нет.

С помощью таблицы подсчитайте заработанные вами баллы:

Ответы

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

Нет

Теперь давайте подсчитаем. За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 7, 8, 10 засчитайте себе по 2 балла.

Если вы набрали менее 6 баллов – общаться с вами – не самое большое удовольствие.

Если вы набрали от 6 до 10 баллов – многие будут стремиться общаться с вами.

Если вы набрали максимум – 12 баллов, и при этом отвечали на вопросы вполне искренне, вы – король общения!

Тест 5. Соблюдаете ли вы правила этикета в поддержании своего внешнего вида?

Ф. И. ученика ___________________Дата ____________ Класс _____

    Вы аккуратно складываете свою одежду?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Одежду на завтра вы готовите с вечера?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Оторвавшуюся вешалку на куртке вы пришиваете сразу?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Придя домой вечером, вы …

а) сразу переодеваетесь и аккуратно убираете все вещи на место;

б) просто засовываете одежду в шкаф, не складывая её;

в) ходите дома в уличной одежде и снимаете её только на ночь, разбросав как попало.

    После прихода домой вы сразу моете и чистите обувь?

а) да;

б) делаете это, но утром;

в) это делает кто-то за вас.

    Свои вещи вы стираете сами?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Вы стрижётесь не менее одного раза в полгода?

а) да;

б) реже;

в) вообще не слежу за своей причёской.

    Вы принимаете душ ежедневно?

а) да;

б) реже;

в) раз в неделю.

    Вы пользуетесь гигиеническими косметическими средствами каждый день?

а) да;

б) реже;

в) только когда вам кто-то напомнит об этом.

    Вы каждый день меняете хотя бы частично свою одежду?

а) да;

б) через день;

в) от случая к случаю.

Ну что, подсчитаем очки?

Ответы

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Если вы набрали от 20 до 30 баллов – вы довольно стильны, аккуратны и привлекательны.

Если у вас менее 15 баллов – обязательно обратите внимание на свою одежду и причёску – вы что-то упустили!

Тест 6. Каким образом вы собираетесь добиться успеха в жизни?

Ф. И. ученика ___________________Дата ____________ Класс _____

    Вы считаете, что получить много денег можно следующим способом?

а) работать с утра до ночи, при этом ещё рисковать и вкладывать деньги в новое дело;

б) надеяться на выигрыш в лотерею;

в) получить образование и постепенно делать себе карьеру.

    С каким высказыванием вы согласны?

а) чем больше денег, тем слаще жизнь;

б) деньги принесут власть и славу;

в) деньги могут вызвать зависть.

    Вам очень важно, что ваш портрет поместят на первой полосе журнала «Российские миллионеры»?

а) да;

б) нет;

в) лучше пусть опубликуют мою научную статью.

    Кто может быстрее других стать богатым?

а) актёр, художник, писатель, спортсмен;

б) юрист, врач, политик;

в) директор частного предприятия.

    Во что вы вложили бы свои миллионы?

а) недвижимость, антиквариат (ценные старинные вещи);

б) ценные бумаги;

в) благотворительность.

Итак, лучший способ разбогатеть для вас – это… Давайте подсчитаем и узнаем.

За все ответы «а» поставьте себе по 1 баллу, за ответы «б» – поставьте себе по 2 балла, за ответы «в» – по 1 баллу.

Ответы

Вопросы

1

2

3

4

5

а

б

в

Если вы набрали больше 10 баллов – вам следует много работать, возможно даже заниматься творческим трудом, при этом вы можете смело рисковать – это ваш путь к богатству.

Если вы набрали от 6 до 10 баллов – богатство связано для вас с трудом, но вам следует избегать финансовых операций, а вместо этого заняться карьерой.

Если у вас менее 6 баллов – единственный ваш шанс разбогатеть – это удачно жениться (выйти замуж) или получить наследство.

Тест 7. Как вы научились правильно делать подарки

Ф. И. ученика ___________________Дата ____________ Класс _____

    Вы любите выбирать подарок?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Перед покупкой подарка вы будете советоваться с кем-то ещё?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Вы спрашиваете у именинника, что ему подарить?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Вы считаете, что подарок должен быть нужным в хозяйстве?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Вы уверены, что подарок должен запомниться на всю жизнь?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Вкладываете ли вы в подарок открытку с надписью?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Смотрите ли вы первым делом на цену подарка?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Вы считаете, что подарки обязывают к чему-то?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Вы можете подарить подарок с таким расчётом, чтобы он потом пригодился вам?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Дарите ли вы подарки просто так, без всякой причины?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

Ответы

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Если вы набрали от 30 до 45 баллов – значит, вы хорошо разбираетесь в подарках и процессе их дарения.

Если ваши баллы составят от 15 до 30 баллов – вы стараетесь выделиться своими подарками перед остальными, но делать этого не нужно – лучше подарить что-то маленькое, но с душой.

Если у вас менее 15 баллов – попробуйте подойти к выбору подарков по-другому, а то вас могут не понять.

Тест 9. Ваш друг или подруга – они настоящие?

Ф. И. ученика ___________________Дата ____________ Класс _____

    Как вы думаете, кто больше получает от вашей дружбы?

а) оба;

б) скорее не я;

в) мы такими подсчётами не занимаемся.

    Бывало так, что ваш друг (или подруга) вас подводил (подводила)?

а) никогда;

б) редко и то только тогда, когда обстоятельства были сильнее;

в) бывало.

    Вы оба (обе) влюбились в одного и того же человека, как вы поступите?

а) оба откажемся от него (неё);

б) каждый постарается выиграть;

в) победит достойный, но дружбы уже не будет.

    Как вы относитесь к советам своего друга (подруги)?

а) они часто оказываются полезными;

б) редко их слушаю;

в) всегда пропускаю их мимо ушей.

    У вас неприятности, и вы расскажете об этом своему другу (подруге), как он (она) к этому отнесётся?

а) предложит помощь;

б) постарается вас понять и утешить;

в) в ответ расскажет, как ему (ей) тоже несладко приходится.

    Друг (подруга) занял (заняла) у вас, к примеру, пару ваших любимых дисков с фильмами и не отдаёт уже месяц, ваши действия?

а) напомню, вероятно, он (она) просто забыл об этом;

б) подожду ещё немного – всё-таки это близкий человек;

в) напоминать неловко.

    Вам улыбнулась удача, вы:

а) поспешите всё рассказать своему другу (подруге);

б) при встрече, может быть, расскажу;

в) не буду ничего говорить – не люблю, когда мне завидуют.

    Как отреагирует ваш друг (подруга), если узнает, что вы пытались оценить его (её) с помощью этого теста?

а) обязательно захочет узнать результат;

б) подвергнет вас этому же или подобному тесту;

в) пропустит это мимо ушей.

Ответы

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

Подсчитайте набранные баллы:

Вы набрали 20 – 24 балла – ваш друг или подруга – вам крупно повезло.

Вы набрали 13 – 20 баллов – вы неплохо дружите и умеете друг друга прощать, но особой близости у вас нет.

Вы набрали 8 – 12 баллов – ваша дружба вряд ли вынесет даже небольшое испытание. Может быть, вам расстаться, чтобы не испытать потом сильное разочарование.

Тест 9. Всё о подарках

Ф. И. ученика ___________________Дата ____________ Класс _____

    Может ли девушка дарить мужчине цветы?

а) да;

б) только в его день рождения;

в) не может.

    Сколько цветов должно быть в букете?

а) любое нечётное количество;

б) чётное;

в) если цветов больше девяти, то неважно.

    Какие цветы лучше подойдут для молодой девушки?

а) красные розы, орхидеи;

б) фиалки, сирень, ландыши;

в) гвоздики, хризантемы.

    Какие цветы следует дарить на свадьбу?

а) красные розы и гвоздики;

б) белые и розовые розы;

в) сирень, ромашки, васильки.

    Книга – это универсальный подарок?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

    Можно ли делать дарственную надпись на книге?

а) да;

б) нет;

в) лучше вложить в книгу красивую открытку.

    Что считается хорошим подарком?

а) посуда;

б) ножи и носовые платки;

в) цветы в горшках.

    Прилично ли для вашего возраста дарить алкогольные напитки и курительные принадлежности?

а) да;

б) нет;

в) только членам семьи.

    Как следует поступить с коробкой конфет, которую вам преподнесли на день рождения?

а) убрать с глаз;

б) открыть и поставить на стол;

в) съесть в одиночку.

    Можно ли дарить подарки учителям?

а) да, в любом случае;

б) только всем классом;

в) нет.

В данном случае мы с вами не будем подсчитывать баллы, а просто посмотрим, правильно ли вы ответили. Верные ответы следующие: 1а, 2в, 3б, 4б, 5б, 6в, 7б, 8б, 9б, 10б.

Дорогие пользователи ЖЖ! Предлагаем всем проверить свои силы в знаниях столового этикета и пройти следующий тест!В следующем посте мы обязательно подготовим материал и расскажем Вам о всех правилах и тонкостях столового этикета.Удачи!

1 Где находятся салфетки перед началом застолья?
а) На тарелках.
б) Справа от тарелок.
в) развешены на спинках стульев.
г) Лежат на сиденьях стульев.

2 Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и...
а) Вешаете ее на спинку стула.
б) Кладете на колени.
в) Заправляете за воротник.
г) Кладете рядом с тарелкой.

3 Нужны ли цветы на праздничном столе?
а) Цветы обязательны. И чем больше и пышнее букеты, тем лучше.
б) Цветы желательны, но в небольших, компактных букетах.
в) Цветы на столе только мешают.

4 Где по правилам сервировки должны лежать ложки?
а) За тарелкой параллельно краю стола.
б) Столовая ложка - справа от ножей, десертная и чайная - за тарелкой параллельно краю стола.
в) Столовая и десертная ложки - за тарелкой параллельно краю стола, чайная ложка - справа от ножей.

5 Во время обеда вы:
а) Будете следить за тем, чтобы руки ни в коем случае не лежали на столе.
б) Положите локти на стол.
в) Будете стараться, чтобы только кисти рук лежали на столе.

6 Где и как располагаются бокалы для минеральной воды и рюмки для спиртного?
а) За тарелкой параллельно линии стола, слева направо от большого к маленькому.
б) За тарелкой параллельно линии стола, справа налево от большого к маленькому.
в) Бокалы и рюмки могут стоять произвольно - лишь бы большие не загораживали маленькие.

7 Какие из напитков подаются к столу охлажденными?
а) Водка.
б) Коньяк.
в) Шампанское.
г) Сухое белое вино.
д) Сухое красное вино.

8 Можно ли доливать в рюмку с недопитым содержимым?
а) Нельзя - доливают только в опорожненную рюмку.
б) Можно - зачем же оставлять рюмку полупустой?
в) В зависимости от количества спиртного на столе: если его достаточно - доливайте.

9 На праздничном столе справа и слева от тарелки лежат три ножа и три ложки. Какими приборами вы воспользуйтесь вначале?
а) Крайними от тарелки.
б) Ближними от тарелки.
в) Теми, что лежат посередине.

10 Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
а) Откусывать от куска.
б) Отрезать ножом небольшие кусочки и есть их.
в) Отламывать рукой маленькие кусочки и есть их.

11 Какой величины кусочки следует отламывать от целого куска хлеба во время еды?
а) Примерно половину куска.
б) Маленькие кусочки.
в) Небольшие куски.

12 Как правильно есть за столом бутерброды?
а) Держа в руке и откусывая от целого куска.
б) При помощи ножа и вилки.
в) Отламывая по кусочкуи отправляя в рот.

13 Как поступить, если подан слишком горячий суп?
а) Придется подождать, пока он остынет, а затем начать есть.
б) Подуть на горячий суп, чтобы он быстрее остыл.
в) Если суп слишком горячий, придется есть, обжигаясь - вы же в гостях!

14 Как поступить, чтобы вычерпать суп до последней ложки?
а) Наклоните тарелку к себе.
б) Наклоните тарелку от себя.
в) Не жадничайте - оставьте последнюю ложку супа на дне тарелки.

15 Зачем на праздничном столе иногда ставят маленькие мисочки с водой и ломтиком лимона?
а) Чтобы запить крепкие напитки.
б) Чтобы разбавить крепкие напитки.
в) Чтобы ополоснуть жирные пальцы.

16 С какой стороны подают жидкие блюда?
а) С правой.
б) С левой.
в) Это безразлично.

17 С какой стороны подают закуски и вторые блюда?
а) С правой.
б) С левой.
в) Это безразлично.

18 Как правильно есть ложкой?
а) Держать ее боком, не засовывая глубоко в рот.
б) Держать кончиком ко рту, засовывая в рот.
в) Бесшумно втягивать содержимое с кончика ложки, не засовывая ее в рот.

19 Где оставляют столовую ложку после окончания еды?
а) На бумажной салфетке справа от тарелки.
б) В суповой тарелке.
в) На пирожковой тарелке углублением вниз.

20 Где оставляют чайную ложку, поданную к чаю или кофе?
а) На бумажной салфетке справа от чашки с блюдцем.
б) В чашке.
в) На блюдце.

21 Как поступить, если вам захотелось попробовать блюдо, стоящее далеко от вас?
а) Тихо выйти с тарелкой из-за стола и, подойдя к нужному месту, взять угощение.
б) Попросить, чтобы вам передали нужное блюдо.
в) Передать с помощью соседей свою тарелку, чтобы ее наполнили нужным угощением.

22 Можно ли критиковать угощения, приготовленные хозяйкой?
а) Ни в коем случае - это невежливо.
б) Можно, иначе хозяйка не узнает о своей неумелости.
в) Следует не критиковать, а рассказать хозяйке о секретах приготовления тех блюд, которые у нее получились неудачными. Кстати, это пригодится всем девушкам, сидящим за столом.

23 Как обращаться с пиалой?
а) Ее подносят ко рту, держа правой рукой.
б) Ее подносят ко рту, держа левой рукой.
в) Ее подносят ко рту, держа обеими руками.

24 Что делать, если вы уронили на пол нож или вилку?
а) Незаметно поднять с пола и продолжать есть.
б) Ничего не поднимая с пола, продолжать есть тем прибором, который остался.
в) Попросить у хозяйки другой прибор.

25 Какими приборами можно пользоваться, если вам подали рыбу?
а) Ножом и вилкой.
б) Двумя вилками.
в) Двумя ножами.

26 Для чего к рыбе подается нож?
а) Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
б) Чтобы отделять мясо от костей.
в) Чтобы придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.

27 Как следует держать чашку с чаем, кофе?
а) Просунув для надежности указательный палец в ушко ручки.
б) Не просовывая указательный палец в ушко ручки.
в) Не просовывая указательный палец в ушко ручки, но поддерживая чашку снизу левой рукой.

28 Размешав сахар в чашке с чаем или кофе, что делать с ложечкой?
а) Оставить в чашке и осторожно пить.
б) Вынуть из чашки и положить на бумажную салфетку.
в) Вынуть из чашки и положить на блюдце.

29 С какой стороны от сидящего за столом убирают использованные тарелки?
а) Только справа.
б) Только слева.
в) Чтобы не ошибиться, лучше забрать тарелку, подойдя к сидящему за столом сзади и пронеся тарелку над его головой.

30 Что делать с полотняной салфеткой после окончания еды?
а) Аккуратно сложить и оставить на стуле.
б) Аккуратно сложить и оставить на столе.
в) Небрежно положить на стол.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б; 4-б; 5-в; 6-а; 7-а; 8-а; 9-а; 10-в; 11-б; 12-б; 13-а; 14-в; 15-в; 15-а; 17-б; 18-а; 19-б; 20-в; 21-б;22-а; 23-в; 24-в; 25-а; 26-б;27-б;28-в;29-в; 30-в.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: