Правила Поведения в Быту. Правила поведения в общественных местах. Как избежать травм в школе и в быту

БЕСЕДА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: выработка у учащихся навыков культурного поведения в

Общественных местах;

Закрепить знания детей о вежливости, развивать навыки

Культурного поведения в общественных местах;

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

Как вы понимаете, что человек вежлив?

Правильно. Прежде всего, в словах, а также тоне, которым они сказаны.

А как вы думаете ребята, вежливым рождаются, или становятся?

Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.

О правилах поведения на улице.

Давайте вспомним вместе правила поведения на улице. (соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Если тратуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина - женщине, при равных условиях- более вежливый человек.

А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

А теперь поговорим о правилах поведения в общественном транспорте.

Какие правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать? (ожидать общ. транспорт только на остановках. Обязательно оплачивать проезд. В транспорте надо вести себя достойно: не шуметь и не толкаться;

Уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками;

Не отвлекать водителя во время движения транспорта;

Держаться во время движения транспорта за поручни;

Вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

В театр нужно приходить вовремя, лучше пораньше, чтоб не мешать другим.

Проходить на своё место следует лицом к сидящим.

Сидя в кресле не клади руки на оба подлокотника;

Есть во время представления, киносеанса нельзя шуршать бумажками, издавать прочие звуки, которые мешают присутствующим.

Во время сеанса не делайте никаких замечаний- ни громко, ни тихо, это отвлекает зрителей.

В зале нельзя ходить во время представления, а также вставать со своего места, пока не закончится спектакль.

А кто знает чем отличается театр от кинотеатра?(кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит)

Итог беседы:

Ребята, скажите о чем мы с вами говорили?

Как же нужно себя вести в общественных местах? (культурно, вежливо)

Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму.

Только такого человека все любят и уважают и у него есть верные и надежные друзья.

Ребята, помните о том, как вести себя в общественных местах и всегда будете уважаемы и культурны.

Спасибо за внимание.

БЕСЕДА

Сегодня, ребята мы с вами поговорим о школьном травматизме, что такое школьный травматизм и как избежать их?

Это травмы, которые можно получить в школе.

Школьный травматизм возникает в момент неправильного поведения на переменах и уроках.

А какие виды травм можно получить в школе?

Ушибы, ссадины, порезы, переломы, растяжения.

А из-за чего дети могут получить такие травмы?

Кто-то толкнул кого-то, подставил кому-то ножку, съехал с перил, подрался

Давайте, я вам начну говорить о правилах поведения на уроке труда, кружке вязания.

Ножницы нужно передавать кольцами вперёд.

Циркуль нужно держать в футляре.

Нельзя резко поворачиваться к соседу, если в руках у вас острые предметы(спицы, крючок и др. предм.)

Так же травмы мы можем получить на уроке физкультуры.

На уроках этих мы много бегаем, прыгаем, используем спортивные снаряды. Учитель физкультуры вас тоже всё время предупреждает, но чаще всего травмы вы получаете на переменах, выйдя из класса, чтобы отдохнуть, поиграть.

Теперь давайте подумаем с вами, что такое травма?

Травма-любое повреждение организма.

А какие травмы вы можете назвать?

Это царапины, ушибы, ожоги, переломы…

Все получаемые детьми травмы врачи делят на пять групп:

Бытовой

Травматизм

Уличный

Школьный

Травматизм спортивный

Прочие виды

И сегодня мы ещё поговорим о бытовом травматизме.

А как вы понимаете смысл этого выражения?

Это травмы полученные дома, в быту.

Бытовой травматизм включает в себя повреждения и несчастные случаи, которые произошли дома или в детских учреждениях. И какие травмы чаще всего случаются в быту?

Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, отравления.

Начнем с самого лёгкого вида- с ушибов.

Это когда человек обо что-то ударился.

А какой отличительный признак ушиба?

Синяк.

Ребята, а какую помощь нужно оказать, если ушиб?

Приложить холодное.

А когда человек головой ударился, кружится голова. То холод поможет? Нет, конечно. Здесь надо срочно вызвать скорую помощь или обратиться к врачу.

Дети, а что делать если порез?

Надо использовать домашнюю аптечку, где находятся: йод, зеленка, вата, бинт, пластырь, перекись водорода

Иногда при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что тогда делать

Главное - вести себя спокойно, сесть, дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить тампон, смоченный перекисью водорода. Ни в коем случае не запрокидывайте голову.

Разновидностей трав очень много. О других мы поговорим на следующих беседах.

Итак. Подведем итог нашей беседы. Чтобы избежать любых травм и в школе и в быту для этого нужно вести себя правильно, спокойно, на переменах не драться, подножки не делать, не брать без надобности колющие и острые предметы, а если взял помнить о правилах пользования ими.

1.rtf

Содержание

Пояснительная записка

Лекция 1 Введение

Лекция 2 Правила поведения вчера и сегодня

Лекция 3 Внешний вид человека

Лекция 4 Культура деловых отношений

Лекция 5 Представление и приветствие

Лекция 6 Культура поведения в общественных местах

Лекция 7 Культура поведения в гостях

Лекция 8 Дружба

Лекция 9 Любовь

Литература

Пояснительная записка

Потребность в человеческих контактах особенно сильно развита у молодежи. Эмоциональность, романтизм, поиск новизны соединяют ее множеством уз и связей с жизнью других людей, с обществом в целом. Через общественные связи и отношения человек, а молодой в особенности, познает окружающий мир, формирует свое сознание в самосознание, проявляет и совершенствует способности и нравственные качества, становится личностью.

К сожалению, нравственное оскудение и отсутствие внешней культуры поведения являются отличительной чертой нашего времени.

Данный курс рассчитан на студентов второго курса Балаковского политехнического техникума и должен помочь будущему специалисту усвоить моральные принципы общения и правила культуры поведения в современном обществе.

Основные цели курса лекций:

Повысить уровень нравственной просвещенности студентов о проблемах взаимоотношений между людьми;

Помочь в изучении своего внутреннего мира;

Приобщить молодых людей к опыту нравственных исканий многих поколений человечества;

Аппелировать к личному опыту студентов, к их чувствам и эмоциям;

Побуждать к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций;

Знакомство с образцами западной культуры.

Студенты должны знать:

Основные правила культурного поведения в общественных местах, семье, быту;

Основные правила деловых отношений;

Основные требования к деловому разговору;

Основные требования к внешнему виду;

Основные правила этикета.

Лекции построены таким образом, что предполагают много вопросов, отвечая на которые, студенты учатся высказывать свои суждения при большой аудитории, правильно выражать свои мысли, отстаивать собственное мнение, вступать в полемику со сверстниками и преподавателем.

^ Лекция 1 (2 часа)

1.1 Введение

«Людям часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы».

Ларошфуко.

«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы окружающие были довольны и нами и сами собой».

Лабрюйер.

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

Эмерсон.

Вопросы:


  1. Можно ли жить в обществе и быть свободным от него? Почему?

  2. В какие контакты вступает человек ежедневно?

  3. Существуют ли общечеловеческие правила поведения? Почему?

  4. Можно ли сформулировать общий принцип человеческого общежития?
Наше ежедневное общение в семье, на работе, в транспорте, на улице, со «своими» и «чужими» - это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой редко задумываемся.

Человек не может жить один, и потребность в человеческих контактах особенно сильно развита у молодежи. Поиск новизны соединяет ее множеством уз и связей с жизнью других людей, обществом в целом. Через общественные связи и отношения молодой человек познает окружающий мир, формирует свое сознание в самосознание, становится личностью.

Хотим мы того или нет, но все мы испытываем одни и те же чувства: все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия…

Нам совсем не безразлично как к нам относятся, и чаще всего, мы хотим, чтобы нас любили, (реже, чтобы окружающим было хорошо с нами). При этом кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, для кого-то это только сослуживцы, кому-то дороже всего отношения в семье и, реже всего, мы дорожим хорошим отношением всех окружающих – и знакомых, и незнакомых. Почему? Причин много, но одна из них, пожалуй, главная – эгоизм, нежелание в чем-то ущемить себя, неумение поставить себя на место другого и постараться сделать все, чтобы ему (другому) было хорошо и спокойно.

^ А существуют ли какие-либо общечеловеческие правила, которые признаются абсолютно всеми?

Таких единых общечеловеческих правил нет, но есть общий принцип , на котором они строятся. Этот принцип, так называемое, «золотое правило нравственности», которое является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов.

^ Нравственность (мораль) – это способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид человеческих отношений.

Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых, и международных отношениях, а также его отношениях с природой.

Существует золотое правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (5 в. до нашей эры) есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям».

В Библии «золотое правило» упоминается, по крайней мере, трижды: в книге Говита – в отрицательной форме, в Евангелии от Луки, и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». «И так, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки».

Известный русский писатель 18в. Фонвизин идет в своих размышлениях дальше: взять за правило не делать того другому, чего бы ни пожелал себе, плюс делать то другим чего пожелал бы себе.

Казалось бы, все легко и просто: делай то, что нужно и все будет хорошо, однако, в человеке вечно идет борьба между тем «что желаешь» и тем, «что нужно и должно» делать.

^ 1.2. Первые нормы поведения

Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, т.е. свою систему «должного» поведения.

Самые ранние нормы поведения зафиксированы на территории Месопотамии в древнем Шумере. Литературные тексты древнего Шумера позволили выделить «первые моральные идеалы». По мнению шумеров, высокие моральные качества были дарованы людям богами и задача человека - лишь следовать им.

Бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше следили за соблюдением норм поведения. Легенда гласит: « В первый день каждого Нового года Нанше судила людей за содеянное. Гнев ее вызывали:

Тот, кто идет путем порока, тяготеет к произволу…

Тот, кто не выполняет установленные правила, нарушает договоры…

Тот, кто взирает благосклонно на места погибели…

Тот, кто подменяет тяжелую гирю легкой гирей…

Тот, кто подменяет большую меру малой…

Тот, кто, съев нечто ему не принадлежавшее, не говорит: «Я это съел»…

Тот, кто выпил и не говорит: «Я это выпил»…

^ Как вы переведете требования Нанше на современный язык?

Первые пособия о правилах поведения, поучающие, как себя вести, появились в средние века. Эти правила понимались как стандарт поведения. Каждый гражданин должен был руководствоваться определенным кодексом правил в своем поведении в отношении к власти, церкви, домочадцам и т.д.

Такой стандарт поведения называется этикетом . От знания этикета и умения себя вести часто зависела не только карьера, но и жизнь придворных, а порой и самих монархов. В романе Л. Фейхтвангера «Гойя» приводятся такие факты: «Придворный устав, столь же строгий и торжественный, как и сам Эскуриал, требовал, чтобы владыки Испании проводили в каждом из своих замков точно установленное время... сроки были точно установлены. Карлос III, отец ныне царствующего короля, скончался из-за этого строгого устава: не вняв предостережениям врачей, он, несмотря на начинавшееся воспаление легких, переехал в Эскуриал в предписанное церемониалом время».

При дворе этот стандарт поведения имел, прежде всего, ритуальную форму, которая должна была возвеличивать царствующую особу и закрепить сословное деление в обществе.

Расписано было все - от пряжек на обуви до прически, от одевания до приема гостей. «Королева Испании сидела за туалетным столом,- пишет Л. Фейхтвангер,- Церемонно прислуживали ей дамы из высшей знати; движения их были строго определены этикетом: юбку ей подавала такая-то герцогиня, кофту - такая-то графиня, подвязки - такая-то маркиза. Жесты их были округлы, лица-маски нарумянены и набелены; с застывшей улыбкой меланхолично двигались они по комнате, словно разряженные заводные куклы, и Гойя смотрел и не мог понять: смешон или величествен этот устоявшийся веками красочно торжественный ритуал».

^ О каких ритуалах при русском дворе вы знаете?

Из-за нарушений правил этикета нередко срывались дипломатические миссии, разгоралась вражда между наиболее влиятельными при дворе феодалами, это могло послужить поводом для войн.

Чрезвычайно строго предъявлялись требования к соблюдению правил этикета в восточных странах, особенно в Китае, Японии (церемонии, приветствия, чаепития и т.д.). Европейцы, попадавшие в императорские дворцы, должны были претерпеть целый ряд унижений, чтобы быть представленными царствующим особам. В конце 17, начале 18вв. голландские купцы начали осуществлять торговые связи с Китаем и Японией, им пришлось покорно и раболепно выполнять различные этикетные предписания, чтобы добиться заключения договоров по обмену и разрешению торговли европейскими товарами в этих странах. Одной из таких обязанностей было систематическое подношение подарков царствующей особе – сегуну, и для этого раз в год директору голландской фактории и нескольким его подчиненным нужно было приезжать в Токио и демонстрировать свою верность и преданность.

Немецкий врач Э. Кемпфер так описывал подобную миссию в 1691-1692гг.: «…мы ожидали, стоя в течение часа пока император займет свое место в зале для аудиенций. Как только начальник наш вошел в зал раздался громкий крик: «Голланда-капитан!», что было знаком подойти ближе и нижайше поклониться. В соответствии с указанием он полз на коленях, опираясь об пол руками, к отведенному для него месту, между подарками, разложенными в надлежащем порядке, и возвышением на котором восседал император. Затем, не поднимаясь с колен, он поклонился так низко, что коснулся лбом пола и в той же позе должен был пятиться назад словно краб, так и не вымолвив ни единого слова».

В 1804 г. Адам Крузенштерн писал: «По команде переводчика: «Господин директор фактории, приветствуйте высокопоставленную особу!» - Голландец сгибался в поклоне почти под прямым углом, вытягивал руки по швам и оставался в этой позе, пока чиновник не позволял ему, наконец, принять нормальное положение. После короткой и неудачной попытки заставить русских поклониться на такой же манер японцы больше не беспокоили их на сей счет. Зато, как справедливо могли бы возразить голландцы, русские уехали с пустыми руками».

Требования этикета были столь сложны, что появились специальные люди, знающие все тонкости придворных ритуалов – церимонимейстеры. И были они столь строги, что даже монархи не имели права их нарушать.

Воспитанность, культура, аристократизм, учтивость, умение вести себя в обществе - всему этому учили не всех, а только избранных. И хорошие манеры становятся признаком превосходства, просвещенности в противовес грубости и вульгарности простолюдинов.

^ Всегда ли внешние формы поведения отражают внутренний мир человека?

Лекция 2 (4часа)

Правила поведения вчера и сегодня

В 16–17 в. этикет стал отличительной чертой светского человека. Тогда же появились первые пособия по этикету в разных странах, в том числе и на Руси. Одно из первых – «Домострой».

^ Что вам известно о «Домострое»? Почему это слово носит нарицательный характер?

В нем отражение всей предшествующей жизни, собранной в сборник правил и наставлений, как «должно жить». Это, прежде всего, свод нравственного поведения человека. Что делать, но не как делать. Он учит:

Не красть

Не лгать

Не оклеветать

Не осуждать

Не бражничать

Не насмешничать

Не гневаться ни на кого

С большими быть покорными и послушными

С меньшими и убогими – приветными и милостивыми

^ Что вам напоминают эти строки из «Домостроя»?

Находим здесь и «золотое правило»: «Чего сам не любишь, того и другому не делай». (См. Приложение)

Следующим сводом поведения стало изданное Петром I «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». (18 в). Здесь собраны подробные разъяснения и наставления о том, как вести себя в обычных житейских ситуациях. Здесь четко определяется, что прилично, что нет в общении, в разговоре, за столом, на улице, со «своими», с «чужими». Здесь подчеркивается значение доброжелательности, жеста, выражения лица, т.е. тех «мелочей», которые, в конечном счете, являются признаком хороших манер. Эти «мелочи» формируют привычки (на подсознательном уровне), которые проявляют себя автоматически и не позволяют задуматься: «А как я себя должен вести?».

В «Юности…» нет рассуждений о том, что хорошо и что плохо. Здесь просто изложен кодекс поведения, чего не хватает нам сейчас на фоне глобальной невоспитанности. Как резюме звучит цитата: «Лучше когда про кого говорят: он есть смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван». Книга выдержала три издания. (См. Приложение)

Но усвоение правил культурного поведения имело двойственный характер. С одной стороны это облагораживающий момент т.к. вырабатывалось умение сдерживать свои аффекты, порывы, страсти, властвовать над собой. С другой стороны формальное усвоение правил этикета нередко приводило к лицемерию, ориентировало на оценку достоинств человека не в его нравственном содержании, а лишь во внешней респектабельности, в его «comme il faut».

Все вышеназванные трактаты и своды правил касались только высшего общества. А что же в отношении низших сословий? Отношения крестьян и ремесленников правила этикета не регулировали, но для них существовали свои собственные заповеди, соответствующие их образу жизни. Главной ценностью для трудящегося человека являлся труд и каждый оценивался по деловым и трудовым качествам.

Идеалом женской красоты являлась физически и нравственно чистая девушка, способная рожать детей вести, домашнее хозяйство, к тому же веселая, терпеливая и бережливая.

Существовал культ отца в семье:

Сыновья стояли перед ним без шапки

Раньше его за стол не садились

Есть не начинали

Мясо из котла не брали

Словом не перечили.

Побои отца и мужа считались правомерными явлениями: бьет- значит учит.

Умение скопить «добро» трудом и бережливостью поощрялось общественным мнением.

Измена жены каралась жестоко, чтобы и другим неповадно было.

В тяжелые годы овдовевшим семьям крестьяне помогали « всем миром».

В праздник наряжались в лучшие одежды, устраивали застолья ходили поздравлять друг друга с гостинцами, сладостями, подарками, соблюдая обряды и традиции.

^ Сохранились ли какие-либо из этих традиций в вашей семье?

Время не стоит на месте. Прогресс всегда выражается в борьбе нового со старым. Правила вежливости и культурного поведения не избежали этой участи. Наряду с чисто формальными правилами, ограниченными временными рамками и сословной принадлежностью, вырабатывались и такие, которые пережили свое время и были подхвачены новыми поколениями, как необходимые правила регулирования человеческих отношений . И нам необходимо выделить из наследия прошлого те рациональные зерна, которые сохраняют свою ценность и поныне.

^ Какие правила поведения ушли в прошлое, а какие остались в современной жизни?

Даже не соблюдая правил этикета, каждый из нас может выделить в общей массе человека культурного, воспитанного, в присутствии которого автоматически хочется вести себя достойно. Каждый из нас способен выделить человека некультурного, невоспитанного, невежественного, которого принято называть хамом.

«… существует в этикете понятие хамство, это один из пороков человека, невежественного в нравственном отношении. Хам не чувствует душевного состояния другого человека, он способен сыпать соль на сердечные раны; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно» В. Сухомлинский.

^ Подводя итоги, нам необходимо сделать следующий вывод: что в человеке важнее: его внутренняя духовная организация или внешняя форма его поведения?

Прекрасно, если в человеке душа, мысли, лицо, одежда говорят о внутренней культуре, но без воспитания внешних форм поведения не может быть внутренней культуры. Человеку обычно гораздо легче дать волю своим желаниям, эмоциям, порывам. И только культурный человек не позволит себе проявить свои аффекты прилюдно.

Наверное, необходимо человека учить элементарным правилам вежливости, учить вести себя так, а не иначе. И тогда даже человек не очень тонкой душевной организации не будет сыпать соль на раны и стучать грязными сапогами не потому, что понимает состояние другого стучать грязными сапогами не потому, что понимает состояние другого человека, сочувствует ему, а просто потому, что культурный человек не должен этого делать нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах.

Отсутствие воспитания, незнание внешних форм поведения, может сыграть злую шутку даже с замечательным человеком.

«В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие шутовством, простота неотесанностью, добродушие - лестью» Д.Локк.

^ Что может являться для нас сигналом, показывающим реакцию на наше поведение: хорошо мы себя ведем или плохо?

Известный физиолог Ухтомский, долгие годы исследовавший поведение человека, определил, что поступками нашими, нашим поведением руководит доминанта - «… особый настрой всех первичных центров организма …, на правленый на какую-то одну мысль, какое-то одно действие». Именно доминанта « держит в своей власти все поле душевной жизни человека»…И одной из самых трудных, самых ценных и самых человеческих считал Ухтомский « доминанту на лицо другого человека». Он считал, что эту доминанту нужно воспитывать с младенчества, для того, чтобы хотеть и уметь видеть лицо другого человека, уметь понимать его состояние, считаться с ним.

Нам всем нужна доброта и сочувствие, внимание и предупредительность, мы обижаемся на резкое слово, но часто не замечаем, как грубим сами. Каждый может ответить на доброе слово улыбкой, пропустить вперед женщину или придержать дверь, чтобы она не ударила вслед идущего, сохранять доброжелательный тон даже при споре, уметь выслушать не перебивая.

Все это не мелочи, а хорошие манеры, та культура поведения, которая и есть забота об окружающих вас людях.

Так давайте улыбнемся, друг другу, сгладим неловкость, остановим нетерпение и грубость.

Ведь еще Сенека считал: «Не хотим – вот причина, не можем – только предлог».

Лекция 3 (4 часа)

Внешний вид человека

Вопросы:

1. Верна ли пословица: «По одежке встречают…»?

2. Насколько важно иметь «внешний вид»?

3. Что мы понимаем под выражением «внешний вид»?

4. Как вы оцениваете желание человека выделиться из толпы своим внешним видом?

В нашем ежедневном общении с разными людьми не бывает мелочей. Так внешний вид человека играет огромную роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам человека на основании одной только внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности.

«Хотя справедливости ради, следует сказать, что сознанием люди понимают независимость личностных свойств человека от особенностей его внешнего облика. Но в жизни, вопреки этому пониманию, люди в 85 случаях из 100 свое отношение к человеку, как к личности, в первые моменты общения строят на основе внешнего впечатления» Психолог А. Панферов.

Внешнее впечатление

Физическая красота. Внешний вид.


  1. Лицо. Одежда. Опрятность.

  2. Фигура. 1. Мода. Недопустимо:

  3. Рост. 2. Стиль. 1. Грязная,

  4. Волосы. 3.Соответствие с возрастом. неопрятная

  5. Глаза. 4.Соответствие с ситуацией одежда и местом. 2. Грязная обувь.
3. Грязные волосы.

4. Остатки маникюра.

Обаяние.

5. Запах немытого тела

1. Выражение лица.

2. Манеры.

3. Поведение:

А) заинтересованное, б) культурное.

Итак, отношение к человеку, как к личности, только в первые моменты общения обусловлено эстетической привлекательностью. Когда же люди лучше узнают друг друга в процессе общения и совместной деятельности, впечатление о человеке, основанное только на внешнем облике, может либо подтвердиться, либо измениться. Это происходит потому, что в совместной деятельности люди полнее обнаруживают свою сущность, свои достоинства и недостатки. Кроме того, на наши отношения начинают влиять: профессионализм, общественное положение, отношение к людям.

Говоря о внешнем виде человека, имеют в виду не только его опрятность, обаяние, физическую красоту, но и умение одеваться в соответствии с модой и со своим возрастом.

^ Что же такое мода?

«Мода – это кратковременная форма стандартизованного массового поведения, возникающая стихийно под влиянием доминирующих в данном обществе настроений, вкусов, увлечений.

Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения» Словарь И.С. Кона.

Значит мода – это всеобщая потребность и всеобщий интерес к чему-то, возникающая как увлечение большинства. Она разная у разных возрастных групп и трансформируется с возрастом, вкусом возможностями.

^ Может ли нам не нравиться мода?

Конечно! Не обязательно следовать моде, чтобы быть хорошо одетым. Более того, мода очень изменчива и дает лишь общие установки, а уж что годится именно для вас, каждый должен решать сам.

Бесспорно, в одежде, как и во всем, нужна мера.

«Чувство меры – это не какая-нибудь серенькая середина, не оставляющая никакого впечатления. Это точное попадание в цель. Когда нужно чувство меры подскажет: нужно много, нужно чуть-чуть и т.д.» Искусствовед И.А. Андреева.

Можно добавить: чувство меры - это умение правильно выбирать: сколько цветов, деталей, отделок в одном предмете одежды будет красиво, как их сочетать и т.д. Важно учитывать место и время, окружающую обстановку, ситуацию, людей, с которыми вы будете общаться.

Готовых рецептов нет, ведь каждый человек индивидуален у каждого свой вкус, свое чувство меры, свой стиль. Одни люди очень быстро подхватывают элементы новой моды (коротко - длинно; узко – широко; смена цвета волос). Другие медлят, прежде чем внесут эти новые элементы в свой облик. Они очень осторожны, ждут, когда мода стабилизируется, определится более четко. Конечно, молодые люди смелее, менее консервативны, быстрее подхватывают новые требования моды.

Сами модельеры всегда предостерегают от слепого копирования. Необходимо учитывать, пойдет ли модель вам, с учетом вашей фигуры, возраста, профессии, образа жизни (худые – статные; спорт – отдых; работа – вечерний туалет).

Вкус и чувство меры позволят определить, кому, что и куда надеть.

Кроме следования моде, кроме удачного макияжа, необходимо еще и поддерживать в хорошем состоянии собственное тело. Гигиена и спортивная форма не только улучшают внешний вид, но и повышают веру в себя, добавляют хорошего настроения.

Доказано, что человек, удовлетворенный своим внешним видом, чувствует себя уверенно как в личной, так и в профессиональной деятельности.

^ Тест: «Все ли вы делаете для того, чтобы хорошо себя чувствовать?»

Лекция 4 (4 часа)

Культура деловых отношений.

Культура делового разговора

Этика делового общения

Разговор по телефону

Деловой разговор – это устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела. Он создает необходимые условия для сотрудничества, способствует установлению и развитию отношений между конкурентами, клиентами, партнерами и т. д.

Такая речь имеет свою лексико-грамматическую специфику.

В деловой разговорной практике используется большое количество выдержек из специфической документации, особых стандартов профессионального лексикона.

^ Основные требования к деловому разговору

Первое и непременное требование к деловому разговору - правильность речи говорящих. Поэтому надо постоянно следить за правильным произношением и ударением (валово й, опто вый, эксперт).

Еще хуже, если в речи без надобности повторяются одни и те же слова. Это создает впечатление ее бедности и монотонности.

Дурная привычка пересыпать свою речь мудреной, непонятной для слушателя лексикой. Это мешает взаимопониманию между собеседниками.

Краткость – важнейшее требование к деловой речи. Это означает, что говорящий не злоупотребляет временем и терпением слушателя, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Одна из разновидностей многословия – тавтология – повторение того же самого другими словами: « в августе месяце», «схематический план», «пять человек шахтеров», «семь штук трансформаторов».

Известно, что «каждый слышит то, что понимает». Поэтому следует максимально заботиться о доступности речи. Рекомендуется использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.

Очень важны сравнения , они служат одной цели – сделать более ясными и убедительными мысли.

Аналогии – сравнения двух явлений из различных областей, разного порядка.

Пример - приближает предмет к слушателю. Он должен быть конкретным.

В речи очень важен подбор первых эффектных фраз, содержащих интригующую информацию или очень интересные для аудитории факты, которые сразу приковывают к себе внимание.

Одним из средств передачи информации являются жесты. Положение и движение рук стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, подчеркивая некоторые смысловые элементы.

При этом следует помнить:


  1. Жестикуляция не должна быть непрерывной.

  2. Управляйте жестами.

  3. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях.

  4. Количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.
Мимика. Тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых человеком чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Выражение лица играет огромную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками.

Улыбка. Является универсальным средством невербального общения. При встрече улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой.

Взгляд – это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, открытым.

Техника говорения включает в себя понятие темпа речи. Скорость речи весьма разнообразна. Большинство ораторов произносят от 120 до 150 слов в минуту.

Недостатки: 1) торопливость выдает робость;

2) вялость – флегматичность, лень.

Пауза. Выполняет психологическую задачу. Ею можно заинтриговать, привлечь внимание, вызвать интерес.

Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, который может быть полезен в разговоре деловых людей. В заключение несколько наиболее общих советов к ведению делового разговора, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.

1. Говорите только тогда, когда есть, что сказать, и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

2. Старайтесь делать необычное начало и яркий, запоминающийся финал т. к. лучше всего запоминается то, что с краю.

3.Речь должна быть ограничена предметом выступления, и опираться на строго проверенные факты.

4. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание и расположение слушателей.

5. Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает интерес.

6. Используйте весь ораторский инструментарий (жест, темп речи, паузу и т. д.).

7. Имейте в запасе юмористические истории, байки, анекдоты, которые всегда выручат в трудную минуту.

8. Приспосабливайте аргументы к личности своего собеседника. Избегайте простого перечисления фактов, вместо этого излагайте преимущества или последствия, вытекающие из этих фактов.

9. Не забывайте, что излишняя убедительность вызывает сопротивление со стороны собеседника, особенно если у него агрессивная натура.

^ Плохо: Лучше:

Я считаю,… Вы не находите, что…

Я могу это доказать,… Сейчас вы сможете убедиться…

Вы, конечно, не знаете,…Вам, конечно, известно, что...

Вы должны признать…Вы сможете добиться…

10.Кроме того, не следует забывать, что никакие советы и правила не помогут, если вы не будете проявлять искренность и доброжелательность в общении.

Тема: «Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог о правилах поведения в общественных местах)

Цели и задачи классного часа

Прививать этические нормы поведения в обществе;

Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

Ход классного часа

Обсуждение проблемы: «Культура поведения в общественных местах»

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине - с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими - поговоришь, третьим - ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова! Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

Учитель предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учащимися.

1. Правила точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе вовремя в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти - приди вовремя.

2. Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты - лучше всех и все умеешь делать сам.

3. Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим успехам.

Обсуждение ситуаций: поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке, столовой)

1-я ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

2-я ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникали огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Учитель: ...Пожалуйста, познакомьтесь с этим «Не» повнимательнее. Это вам пригодится. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись в дверях выскакивать первым.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

Не забудь снять шапку, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Подведение итогов классного часа

В качестве итогов классный руководитель вспоминает с учащимися цели сегодняшнего разговора (классного часа) и предлагает небольшие ситуации.

Ситуация для обсуждения с детьми

1-я ситуация для обсуждения. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна...»

Какую ошибку вы заметили?

Что бы вы посоветовали девочке?

2-я ситуация для обсуждения. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты - уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Учитель делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями.


Повседневный Этикет » Правила Поведения в Быту.

Тема — Повседневный Этикет » Правила Поведения в Быту.

Главное правило хорошего тона в быту - не доставлять неудобств окружающим. Это касается как ваших манер, так и внешнего вида. Не забывайте попросить прощения, ненароком потревожив других людей. Вообще, в любой ситуации держите наготове слова благодарности или извинения. Неприлично показывать пальцем на улице, смотреть в упор на незнакомых людей, оборачиваться и провожать взглядом. Так же невежливо делать любые замечания прохожим.

Не принято, идя по улице, жевать, есть и курить. Для этого есть специально отведенные места. В кафе или ресторане нетактично смотреть, как люди едят. Также не стоит привлекать к себе внимание громким разговором, песнями или музыкой. Мусор и окурки следует бросать в урны, а не на землю. Если на улице появилась необходимость что-то поправить в одежде (развязался шнурок и т.д.), следует отойти в сторонку или в общественный туалет.

Идя по улице, не стоит занимать весь тротуар. Если вы идете в составе большой компании, рекомендуется разбиться на группы по двое-трое человек. Мужчине следует идти слева от женщины. Если идут трое, самое почётное (как наиболее безопасное) место - посередине. Именно его нужно занять мужчине, если он идёт с двумя женщинами. Тогда он сможет оказать поддержку и внимание обеим.

На улице также не принято останавливаться для разговора: допустимо лишь поздороваться и перекинуться парой фраз, ведь вы мешаете остальным прохожим. Для более продолжительной беседы стоит найти кафе или скамейку в парке. С вопросами о помощи или за справкой следует обращаться к милиционеру, дворнику, киоскеру. Если же их нет рядом, допустимо, извинившись, обратиться за помощью к прохожим. Получив любой ответ, даже в случае, если он вам ничем не помог, нужно обязательно поблагодарить человека.

Входя куда-либо, стоит придержать двери, чтобы люди сначала могли выйти. Также следует пропустить вперед женщин и пожилых людей. За столом некрасиво сморкаться, почесываться, зевать, ковыряться в зубах, чистить ногти, прихорашиваться. Для этого есть туалет. Кстати, нетактично по отношению к собравшимся часто и надолго покидать их общество без уважительной причины, о которой вкратце стоит оповестить компанию.

Простывшему человеку не стоит по возможности появляться в обществе, чтобы не только не заразить других людей, но и не помешать, например, своим кашлем в театре. Кстати, кашлять, чихать и сморкаться на людях надо стараться как можно более незаметно. Всегда стоит держать при себе чистый платок, которым следует прикрыться. Хорошим тоном будет не замечать чихание знакомых, а так же любые этикетные оплошности окружающих.

Нетактично делать замечания посторонним, в том числе и детям в присутствии родителей. В беседе с малознакомыми людьми, не следует нарушать их личное пространство: оптимальная дистанция - на расстоянии вытянутой руки. Неприемлемы объятия, похлопывания по плечам, поцелуи посторонних людей. Эти жесты расположения можно позволить лишь в отношении близких и знакомых, да и то в неформальной обстановке.

Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим. Первым проходит мужчина. Во время концерта или спектакля недопустимо разговаривать по телефону, есть и пить, а также предвосхищать события, это мешает окружающим. Само собой, в общественном месте нужно быть одетым соответственно случаю и времени года.

3.4. Культура поведения в общественных местах и в быту

Человек не может существовать вне общества, а живя в нем, не может не придерживаться норм, привил человеческого общения, т.е. этикета. Культура взаимоотношений в общественных местах, т.е. почти везде, где бы ни находился человек в окружении своих ближних, необ-ходима прежде всего для того, чтобы любая мелочь в человеческих взаимоотношениях не превращалась в проблему.

1. Поведение в театре, кино, на концерте:

- собираясь в театр, кино, на концерт, необходимо обратить осо-бое внимание на чистоту, аккуратность одежды, обуви; - около гардероба молодой человек поможет своей спутнице снять уличную одежду, даст ей возможность подойти к зеркалу; - в зрительном зале в поиске места юноше лучше идти впереди де-вушки; - проходить между рядами удобно лицом к тем, кто уже занял свое место, извиняясь за причиненное беспокойство; - пропуская зрителей ких местам, мужчины обязательно встают; - во время сеанса все сидят спокойно, не вертясь, не качая голо-вой. не отбивая такт ногой или постукивая пальцами по спинке кресла; - во время сеанса неприлично есть мороженное, фрукты, конфеты (особенно в обертке из фольги); - недопустимы и разговоры, чтение вслух программы; - недопустимо в зрительном зале причесываться, чистить свой костюм; некрасиво во время антракта пристально рассматривать в бинокль публику; - нетактично, задолго до окончания сеанса, вставать со своего места и бежать в гардероб за одеждой.

2. Поведение на танцах:

- стремитесь правильно и красиво танцевать, держаться; - красиво держаться - значит уметь легко и грациозно танцевать, и непринужденно, изящно пригласить девушку на танец, а потомпроводить ее на место; - бестактно без согласия девушки хвататать ееза руки и тащить на танец. - на семейном празднике принято, чтобы гость станцевалвначале с соседкой по столу, с хозяйкой дома. а затем с другими дамами; 44 - если девушка разговаривает со своими друзьями, то прежде чем приглашать ее на танец, полагается спросить разрешения у ее собесед-ника; - после танца молодой человек благодарит партнершу поклоном головы и провожает до того места, откуда ее пригласил.

3. Подарок:

- не всегда нужен ценный подарок - ведь дорог не столько он, сколько внимание к человеку; - выбирают подарок прежде всего с учетом особенностей челове-ка, которому он предназначен (его пола, возраста, семейного положе-ния, вкуса), а также в зависимости от того, кем приходится этот чело-век - родственник, просто знакомая, невеста, товарищ и т.д.; - неудобно дарить малознакомому человеку одежду, предметы туалета. Девушка может принять от молодого человека - книгу, ко-робку конфет, духи, цветы. Дарить ей чулки, белье и другие предметы туалета неприлично (однако такие вещи вполне допустимо подарить жене, сестре); - красивым подарком является со вкусом подобранный букет. Причем, если цветы обернуты в обычной бумаге, ее снимают; - в гостях цветы после приветствий вручает лично хозяйке дома мужчина. Неприлично положить цветы в прихожей или отдать их дру-гому члену семьи; - обычно цветы передают до рукопожатия; - книги, духи, вазочки, конфеты, различные сувениры приятно по-дарить в красивой упаковке, но ни в коем случае не а газете. На по-дарке не должна быть заметна цена; - вручая подарок, не принято самому раскрывать его и вынимать из упаковки; - жене, сестре, матери можно дарить почти любую вещь.

4. В гостях:

- приглашать в гости принято заблаговременно, а не за день, а то и за несколько часов до начала семейного торжества; - уважение к хозяевам обязывает приглашенного быть точным и прийти без опоздания; - хозяева одеваются празднично, но скромно; - приветливо встречая приглашенных, хозяева проводят их в ком-нату, пропуская вперед себя. Хозяин знакомит собравшихся: юношу принято представлять девушке, называя его имя. В то же время руку первой подает девушка. Мужчина протягивает руку первым, если он намного старше девушки; - обычно представляют молодого старшему и юноше - девушку; - находясь в гостях, неудобно пристально рассматривать вновь пришедшего, шептаться и обмениваться многозначительными взгля-дами или жестами; 45 - в гостях обычно ведут самые разнообразные беседы: о междуна-родных событиях, о спорте, о литературных и театральных новинках, об искусстве, о семейных новостях; - говорить о болезнях, несчастных случаях, личных неурядицах не стоит; - в обязанности хозяев входит направлять беседу в нужное русло; - любой вечер украсят исполнение гостями и хозяевами музыкаль-ных и вокальных произведений, чтение стихов, танцы. Исполнитель не должен заставлять долго уговаривать себя, ровно как и особенно увлекаться, злоупотреблять вниманием других гостей; - если кому-то необходимо срочно уйти до окончания вечера, он делает это незаметно. О своем намерении гость сообщает только хо-зяевам и просит у них извинения.

5. Поведение за столом.

Великий русский певец Ф.Шаляпин в книге "Страницы из моей жизни" с юмором вспоминает, как он впервые познакомился с прави-лами поведения за столом в доме своего учителя, профессора консер-ватории Усатова: "На столе лежат салфетки, масса ножей, вилок, ложек. А кто зна-ет, какая ложка для чего и что каким ножом нужно резать?... Подавались кушанья, невиданные мною. Я не знал, как надо есть их. В тарелке с зеленой жидкостью плавало яйцо, сваренное вкрутую. Я стал давить его ложкой, оно, разумеется, выскочило из тарелки на скатерть, откуда я его снова отправил в тарелку, поймав пальцами. Зрители смотрели на мои операции молча, но неодобрительно... Претерпев эти пытки несколько раз, я, конечно, научился есть, не смущая соседей такими выходками, как, например, погружение паль-цев в солонку, или выковыривание ногтем мяса из зубов. Но это доро-го стоило мне. К тому же Усатов имел благородную привычку говорить обо всем с чарующей простотой, от которой у меня зеленело в глазах. - Шаляпин,не надо шмыгать носом во время обеда! - советовал он. - Если вы будете есть с ножа, то разрежете, себе рот до ушей, - по-учал Усатов. Затем убеждал меня сидеть за столом прямо, не трогать ножом рыбу..." Чтобы вам не попасть в неловкое положение, запомните следую-щие советы: - старайтесь есть и пить за столом как можно тише и вообще без-звучно; - нельзя говорить, когда рот полон еды; - не наваливайтесь грудью на край стола; - не кладите на стол локти; 46 - опирайтесь о край стола кистями рук; - юноша следит, чтобы у соседки слева (и справа, если ухаживать некому) всегда на тарелке было кушанье; - нож обычно держат в правой руке, причем, несогнутый указа-тельный палец вы кладете на ручку ножа так, чтобы конец пальца не доходил до лезвия, а большим поддерживаете ручку сбоку, остальны-ми же пальцами, слегка согнутыми, поддерживаете ручку снизу, при-жимая ее к внутренней стороне ладони. Так же держится в левой руке вилка. Если надо, ее легко можно перевернуть и как ложкой, брать мелкий гарнир; - прерывая еду, чтобы взять хлеб, вилку и нож надо положить на тарелку крест-накрест, а после се окончания - параллельно друг другу. Столовую ложку тоже всегда оставляют в тарелке; - мясо не разрезают сразу на мелкие кусочки, а по мере надоб-ности, отрезав и съев кусочек, приготавливают следующий; - для таких блюд, как котлеты, яичница нож не нужен; - любой гарнир едят тоже только вилкой. В случае необходимости можно кончиком ножа класть гарнир на вилку; - когда вы едите первое блюдо, ложку подносите ко рту легким поворотом кисти руки, к ложке касаетесь с боковой стороны, ближе к ее концу. Набираете в ложку суп движением от себя. Тарелку удобней наклонять тоже от себя; - салаты едят только вилкой; - макароны едят вилкой, поддерживая их ножом; - птицу на торжественных обедах едят, пользуясь ножом и вилкой. В домашней обстановке кусочек с косточкой можно взять руками; - рыбные блюда едят с помощью вилки и специального рыбного ножа. Если такого ножа нет, можно пользоваться двумя вилками; - хлеб берут рукой и обламывают кусочек за кусочком по мере на-добности. Если надо намазать хлеб маслом, мажут часть его и на мас-ло кладут кусочек колбасы, сыра и т.д.; - масло" вы берете из масленки своим ножом (если на столе нет специального ножа), сначала кладете себе на тарелку, а потом уже на-мазываете на кусочек хлеба; - соль из солонки берут специальной ложечкой, лопаточкой или кончиком ножа; - пиленый или колотый сахар достают из сахарницы специальны-ми щипцами или просто рукой, стараясь не коснуться других кусоч-ков; - бутерброды, кулебяки, пироги едят с помощью вилки и ножа, отрезая кусок за куском. Пирожки и бутерброды из общей тарелки бе-рут рукой; - бисквит, торты, пирожные едят десертной ложкой; - ложку, помешав ею чай или кофе, надо положить на блюдце;

Наливать чай на блюдце и дуть на него не принято.

6. Сервировка стола.

Перед сервировкой стола всю посуду и приборы полируют. Рюм-ки и бокалы левой рукой через ткань берут у основания ножки или за ножку, а правой вводят ткань внутрь бокала и, вращая, тщательно отпо-лируют стекло, просматривая на свет. Тарелки через ткань берут обеими руками, вращая, протирают края; середину и днище протирают правой рукой, удерживая тарелку левой. Если на посуде есть пятна, образовавшиеся в результате высы-хания воды, их удаляют теплой водой, а посуду тщательно протирают. Сервировка стола начинается с подготовки помещения и расста-новки мебели. При определении количества стульев необходимо исходить из того, что на одного человека необходимо 60-70 см. Стулья нужно расставлять как можно компактнее и удобнее. При сервировке стола для узкого круга лиц, например для семьи, можно использовать индивидуальные салфетки, которые расстилают перед каждым. Для праздничного завтрака, обеда или ужина стол рекомендуется накрывать скатертью. Скатерть должна свисать со всех сторон при-мерно на 25 см., углы ее располагаются вдоль ножек стола на равном расстоянии от пола. Столы, накрытые скатертями меньшего размера, имеют некрасивый вид, большего - создают неудобства для гостей Столы сервируют фарфоровой, фаянсовой, стеклянной или хрус-тальной посудой и приборами. Сервировка зависит от вида торжества, ассортимента блюд и на-питков. Крайняя слева от тарелки вилка предназначена для закуски, спра-ва от нее, ближе к тарелке, кладется вилка для рыбных блюд и, нако-нец, рядом с тарелкой кладется вилка для мясных блюд. Ложка для су-па лежит справа от тарелки. Слева от нее в таком же порядке, как и вилки, кладутся соответственно нож для закуски, нож для рыбных блюд и нож для мяса. Ножи кладутся лезвием к тарелке, вилки острием вверх, а ложки выпуклостью вниз. Ножей и вилок никогда не кладут более 3-х пар. В случае необходимости, к некоторым блюдам допол-нительно подаются предметы сервировки. Прямо за тарелкой лежат десертная и чанная ложки, параллельно краю стола. Приборы для соли и перца ставятся таким oбpaзом: с левой стороны от тарелки, но чуть ближе к центру стола. Салфетка кладется на тарелку. Она может быть положена рядом с ней лишь в том случае, если еще до рассадки гостей за столом необходимо положить на тарелку какое-либо куша-нье. Салфетка, положенная рядом с тарелкой с целью продемонстрировать красоту сервиза, будет производить такое же впечатление, как золотое кольцо, надетое поверх перчатки. 48 При обращении с вилками, ножами и т.д. существуют определен-ные правила, которые вырабатывались на протяжении многих лет, и их основная цель вовсе не состоит в том, чтобы, как многие полагают, опутать многочисленными чопорными формальностями процесс при-нятия пищи. Соблюдение этих правил подтверждается практикой, по-зволяет наиболее рационально использовать столовые приборы, а также гармонично распределить движения человека при приеме пищи. Расположение десертных приборов может быть двояким. Их рас-полагают в следующем порядке: параллельно кромки стола - нож руч-кой вправо, на лезвие его - вилка зубцами вверх ручкой вправо к сере-дине стола, затем ложка углублением вверх, ручкой вправо к кромке стола (ручки десертных приборов располагаются веером). Десертные приборы кладут и справа, над ножами, параллельно кромке стола: нож и ложка ручкой вправо, вилка между ними ручкой влево. Возможен и такой вариант, когда десертные приборы кладут в описанном порядке между закусочными тарелками.

Сервировка "фуршетного стола"

"Фуршетный стол" сервируется закусочными тарелками из расчета 2 тарелки на одного гостя. Их ста-вят стопками по 8-10 шт. на расстоянии 1,5-2 м одна от другой. С пра-вой стороны возле тарелок кладут по шесть ножей, с левой по шесть закусочных вилок. Полотняные салфетки по 3-6 шт. кладут за тарел-ками. Рюмки, бокалы, фужеры располагают в два ряда, группами, причем размещают их симметрично. Напитки ставят на стол рядом с соответствующими рюмками. Сервировка чайного стола. Здесь уместно использовать цветные скатерти. Сервируют стол десертными тарелками, которые ставят пе-ред гостями. По обе стороны от тарелки кладут десертные приборы (справа нож лезвием к тарелке, слева вилка зубцами вверх), за тарел-кой ставят рюмку для вина. справа располагают чашку с блюдцем ручкой влево. На десертную тарелку кладут цветную салфетку. К чайному столу подают калачи, пироги, торты, пирожные, кексы, печенье, конфеты, орешки, яблоки в слойке, фрукты, суфле, кремы, желе. Холодные за-куски, как правило, не ставятся, в исключительных случаях можно ре-комендовать бутерброды. К чайному столу можно подавать десертные вина, ликеры, конья-ки, шампанское. - если девушка привлекла ваше внимание, постарайтесь сами за-говорить с ней, т.к. девушке первой не принято; - не следует начинать разговор с банального, избитого: "Который час?", "Какая хорошая погода!"; 49 - тема разговора определяетсяместом нахождения (выставка, экс-курсия, театр, кино): - о картине; - об игре актеров; - можно попросить программу и по ходу высказать свои некото-рые замечания,оценки; - в метро можно спросить, как проехать и т.д.; - если почувствовали, что разговор с вами неприятен девушке, из-винитесь и отойдите, не будьте навязчивыми; - так, поведение самого обращения выбирайте, исходя из объекта (какая девушка, как себя ведет и т.д.); - успех знакомства во многом определяется вашей внешностью (аккуратность, подтянутость, благородство), речью и ее содержанием.

3.5. Свадебный обряд

Игры, шуган, танцы, пение издавна были неотъемлемой частью любой свадьбы. А веселые игры, шутки, юмор вызывают здоровый жизнерадостный смех, ценность которого чрезвычайно высока: по утверждению врачей польза минуты (только минуты) смеха идентична психофизиологической пользе пятнадцати минут утренней гимнасти-ки. Состав гостей, приехавших на свадьбу, просто уникален: многие из них впервые видят друг друга - родственники, близкие друзья и со стороны жениха, и со стороны невесты порой приезжают из разных районов, областей, республик. Поэтому цель свадебной игры - прежде всего познакомить присутствующих друг с другом, помочь их сплоче-нию. Гости на свадьбе представляют все возрастные категории. Это об-стоятельство должен иметь в виду ведущий обряда, тамада: ему пред-стоит, заблаговременно собрав сведения о гостях, приглашенных на свадьбу, подумать об играх, которые можно адресовать каждой груп-пе в отдельности и всем вместе. Способность тамады охватить ак-тивным участием в играх всех очень ценится. Еще в двадцатых годах русский писатель В.В.Вересаев говорил: "... А раз нет обряда (имеется в виду свадебного), раз он изгнан из обихода, ну. как-нибудь иначе, а надо же отметить радостный день. И выступает на авансцену вино... Неужели невозможно дать человеку что-нибудь более прекрасное, более поднимающее дух, чем самогон и сорокоградусная?" Тем и ценен, как раз едва ли не в первую очередь, тамада, что он способен поставить преграду на пути спиртного. И потому над созда-нием и укреплением институт тамады (то есть ведущего застолья и весь обряд), привлекая к исполнению этой роли наиболее талантливых

Организаторов общения, вот уже много лет ведут целенаправленную работу советы по обрядности. а) Знакомства. Цель их - содействовать тому, чтобы все присутствующие позна-комились друг с другом возможно быстрее. Проводятся эти игры в са-мом начале свадьбы. У тамады в репертуаре "игры-знакомства" и "танцы-знакомства" представлены во многих вариациях, но на одной свадьбе бывает обычно только одна игра этой группы. б) Игры-соревнования. Проводятся они на протяжении всего свадебного вечера. Могут быть адресованы всем гостям, одновременно или какой-то отдельной категории. Очень популярны, например, различные виды состязаний на силу, ловкость, быстроту реакции между родственниками жениха, с одной стороны, и родственниками невесты - с другой. Тут и комбини-рованные эстафеты, и конкурсы - кто больше исполнит песен на за-данную тему, и лихие переплясы. Заметное место отводится шуточным состязаниям, основанным на комизме ситуации: своеобразная игра в футбол, где вместо мяча может использоваться воздушный шар и др. в) Игры для жениха и невесты. Игры данной группы имеют свою специфику, которая опреде-ляется сущностью самого обряда. Так часто встречаемся мы в них с символами, отражающими социальное понятие: "муж", "жена", "семья", "глава семьи" и т.п. Очень популярны здесь, например, так называемые "игры-гадания", которые проводятся в шуточной форме (например, с помощью считалок); направлены "гадания" на то, чтобы выяснить "кто будет главой семьи", "кто будет готовить завтрак", "кто будет читать газету за едой", "сколько будет в семье детей" и т.д. В этих играх проявляется ловкость, находчивость, остроумие, чувство юмора главных действующих лиц свадебного торжества. Адресуются жениху и невесте несколько игр, представляющих со-бой что-то вроде экзамена на готовность к семейной жизни, "Экзамен" носит, разумеется шуточный характер и тамаде нужно все время по-мнить и соблюдать лучше, чем когда бы то ни было, золотое правило: игры не должны ставить их участников в неловкое положение перед зрителями. Вот довольно распространенный тип "экзамена" жениху - раско-лоть здоровенный чурбан. Но иногда этот чурбан бывает настолько крепким и большим, что его расколоть жениху бывает не под силу. 51 Видимо, в этом случае жених испытывает большую неловкость. Для подобного "экзамена" лучше всего отбирать такие варианты заданий, выполнять которые можно с помощью символических действий. г) Игры для родителей. С родителями нужно быть предельно тактичными, но это не озна-чает, что их не следует вовлекать в игру. Кто задорнее станцует поль-ку, у кого красивее получится аргентинское танго - конкурсы такого типа вполне могут быть адресованы отцам и матерям молодоженов. Матери по просьбе тамады вручают призы и прочие награды по-бедителям других конкурсов. И, если хорошенько подумать в этом на-правлении, можно, наверное, найти еще немало ситуаций, в которых почетные лица свадебного обряда - родители займут соответствующее место. Успех тамады зависит от того, насколько он осведомлен о со-стоянии здоровья матерей и отцов невесты и жениха, степени их по-движности, о том, в какой мере обладают они чувством юмора. Все это он учтет при подборе игр. д) Свадебные шутки. Собственно, шуточные, комические ситуации встречаются прак-тически в большинстве игр, проводимых на свадьбе. Но особое место занимают традиционные свадебные шутки, которые тоже доставляют присутствующим много веселья. С давних пор в свадебном обряде большое распространение получила такая, например, шутка: после полуночи прибывают на свадьбу "ложная невеста" и "ложный жених". Уже сами исполнители этих ролей выбираются с таким расчетом, что-бы подчеркнуть комизм ситуации: "жених" очень маленького роста и "пухленький", "невеста" длинная и худая. Весь смысл в том, что роль "жениха" исполняет женщина маленького роста, а роль "невесты" -высокий парень. Затем звучит традиционное "горько" - и крохотному жениху для исполнения этого желания гостей (то есть для того, чтобы поцеловать невесту) приходится вставать на специальную лестницу. Входят в свадебный обряд и другие шутки: "свадебный врач" - он ставит диагноз гостям, которые мало веселятся, прописывает "лекарство" (например, станцевать быстрый танец, прочесть стихо-творение»; "свадебный судья" вступает в действие в конце свадьбы - он награждает или наказывает отдельных гостей за какие-то "проступки", свидетелем которых якобы был он сам. Если свадьба длится не один день - случается "ночное воровство", то есть похище-ние одежды гостей, которые прилегли отдохнуть, а утром те могут по-лучить ее обратно только за "выкуп" - за песню, за танец.

Е)Чья свадьба следующая? В один круг собираются незамужние девушки, в другой - холостые парни. Невеста с завязанными глазами находится в кругу девушек, же-них - в кругу парней, тоже с завязанными глазами. Оба круга движутся против часовой стрелки, все поют песню "Свадьба^. Во время испол-нения последнего куплета невеста выбирает вслепую кого-то из деву-шек, жених - кого-то из парней. Они надевают на своих избранников специально изготовленную маленькую "фату невесты" и "шляпу же-ниха". Эта игра проводится ровно в полночь. Если свадьба еще про-должается, то всеобщее внимание будет перенесено на вторую пару, а молодожены получат возможность отдохнуть. ж) Свадебные юбилеи Ситцевая свадьба отмечается через год совместнойжизни. Деревянная свадьба - через пять лет. Медная свадьба празднуется после семи лет. Розовая свадьба венчает первое прожитое десятилетие. Родные и друзья приходят в дом с цветами. Стеклянная свадьба отмечается через пятнадцать лет. Подарки - только из стекла. Фарфоровая свадьба - через двадцать лет. Стол сервируется фар-форовой посудой. Серебряная свадьба знаменует совместно прожитую четверть ве-ка. На палец рядом с золотым кольцом надевают серебряное. Жемчужная свадьба отмечается через тридцать лет. Полотняная свадьба - через тридцать пять лет. Рубиновая свадьба - через сорок лет. Золотая, свадьба венчает прожитые пятьдесят лет. Муж и жена об-мениваются новыми золотыми кольцами. Бриллиантовый (или платиновый) юбилей - через шестьдесят лет, Железная свадьба - через шестьдесят пять лет. Коронная свадьба - через семьдесят пять лет супружеской жизни. з) Ваши родственники Деверь - брат мужа. Шурин - брат жены. Золовка - сестра мужа. Свояченица - сестра жены, свояк - муж свояченицы. Сноха - жена сына. Свекор - отец мужа. Свекровь - жена свекра, мать мужа.53Методические рекомендации

Педагогический совет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе.

  • Методические рекомендации к проведению итоговой государственной аттестации выпускников факультета по направлениям подготовки 031001 Филология и 031300 Журналистика (структура, содержание и порядок проведения ига)

    Методические рекомендации
  • Методические рекомендации по проведению первого урока 2007-08 учебного года «урок чтения. 860-летие москвы»

    Методические рекомендации

    Также традицией является и интегративность нашего первого урока, объединяющего разные школьные предметы. Сейчас, однако, интегративность намного более явно выражена и новом Московском базисном учебном плане.

  • Методические рекомендации к проведению праздника «день знаний» в общеобразовательном учреждении

    Методические рекомендации

    Организация традиционных праздников в образовательных учреждениях сегодня имеет прочную основу. Это связано с тем, что ежегодное празднование таких дат, как 1 сентября, 5 октября, 1 января, 23 февраля, 8 марта, 9 мая за многие годы



  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: