Оливковое масло для ногтей применение. Использование оливкового масла для здоровья ногтей и кожи: маски и ванночки

Откуда пошла Масленица, с чем связана традиция печь блины и наряжать чучело? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Празднование Масленицы на Руси началось очень давно. Она осталась еще со времен язычества. Давайте углубимся в историю, чтобы понять, откуда берет корни этот шумный и яркий праздник.

Когда-то давным-давно Масленицу называли Комоедицей. По преданию, комами называли медведей. А медведи в свою очередь считались прародителями всех людей и хранителями леса.

Существовала традиция на Комоедицу печь блины в память о предках, давно ушедших из жизни. Это был своеобразный обряд поминания, а сжигание соломенной фигуры приравнивалось к похоронам.

Справка из истории! Первый блин отдавали медведям — комам. Это был знак уважения к этим великим животным. Отсюда и пошло название праздника — Комоедица.

Мало кто знает, откуда пошло на самом деле выражение «Первый блин — комам». Означает оно на самом деле вовсе не то, что первый блин всегда выглядит как ком, а то, что отдавали первый блин комам — медведям. Эта поговорка дошла до нас из далеких веков, когда люди относились к природе как к живому существу, верили в духов и поклонялись ветру, воде, солнцу.

Современный вариант произношения «Первый блин комом» тоже можно считать правильным, он адаптирован для наших реалий и несет свой смысл.

Много столетий назад праздник Масленица приобрел иной смысл и стал отождествляться с приходом весны и проводами зимы. Масленицу встречают с радостью, песнями, плясками и гуляниями. Не обходится она без традиционного масленичного угощения — блинов!

Кстати, с блинами тоже связана очень интересная история. Оказывается, блины пекут не просто так. Весна ассоциировалась у людей с солнцем и теплом. А блин по форме очень похож на солнце — круглый, золотой, горячий. Поэтому выпекание блинов — это своеобразная дань солнцу и весне, чтобы урожай был хорошим.

Как называется каждый день недели узкой и широкой Масленицы?

Масленица длилась неделю и у каждого дня этой недели было свое название и особенности проведения.

Так, понедельник, вторник и среду называли узкой Масленицей, а четверг, пятницу, субботу и воскресенье — Широкой.

Понедельник, первый день Узкой Масленицы, носил название «встреча» . В этот день люди наряжали большое чучело, возили его на санях по деревням, показывая, что весна пришла. Заждавшиеся тепла люди начинали готовить блины, делать начинки к ним, обговаривать, какие конкурсы они будут устраивать и когда будут собираться с родней.

Вторник, второй день Узкой Масленицы, носил название «заигрыш» . Такое название связано с тем, что именно в этот день люди начинали развлекаться: ходили друг к другу в гости и на ярмарку, а невестам устраивали смотрины.

Среда, третий день Узкой Масленицы, носил название «лакомка» . В этот день все с самого раннего утра были заняты приготовлением блинов. Традиция требовала, чтобы столы буквально ломились от обилия угощений. Бедный, плохо накрытый стол считался дурным тоном. В этот же день люди заканчивали все свои дела, чтобы в завтрашнего дня начать веселиться.

Четверг, первый день Широкой Масленицы,. носил название «разгуляй». В этот день люди не занимались ничем, кроме веселья, визитов в гости и поедания блинов. Особо популярными в этот день были кулачные бои и катание с горок на санях.

Пятница, второй день Широкой Масленицы, носил название «тещины вечера» . В этот день веселье уже шло полным ходом, а вечером теща приходила к молодым, чтобы отведать приготовленные для нее заранее блинчики.

Суббота, третий день Широкой Масленицы, носил название «золовкины посиделки». А в этот день невестки готовили горы угощений для сестер мужа. Плохо приготовленный ужин считался знаком неуважения к семье супруга.

Воскресенье, четвертый день Широкой Масленицы, носил название «Прощеное воскресенье» . День, когда люди шли в церковь и просили друг у друга прощения за все ссоры и обиды. А перед этим гуляния заканчивались сжиганием соломенного чучела, хороводами, песнями и плясками. После посещения церкви люди часто захаживали на кладбище, чтобы помянуть родных и попросить у них мысленно прощения.

Еще одно название Прощеного воскресенья — целовальник

На этой ноте и заканчивалась Масленица. После нее начинался Великий Пост, который считается самым ответственным в Православии.

Обряд сжигания чучела на Масленицу из соломы

В старину Масленица не могла состояться без сжигания чучела. Чучело готовили заранее, еще в первый день Узкой Масленицы, то есть в понедельник Сырной седмицы.

По одной из версий, чучело являлось образом зимы, которую сжигали, чтобы дать дорогу молодой весне.

Есть еще одно предание, которое говорит нам о том, что чучело соломенное, вернее сам ритуал сжигания означает похороны. А Масленица — дань памяти предкам.

Вокруг чучела водили хороводы, пели песни, устраивали кулачные бои и представления с медведями.

Сейчас празднование Масленицы в семьях редко заканчивается сжиганием чучела. В городских условиях обычной семье сложно организовать данное событие. Поэтому люди ограничиваются лишь блинами.

Сжигание чучела можно назвать настоящим «шоу»

Празднование русской православной Масленицы: ряженые, медведь, ярмарка, народные гуляния

Ни одно празднование Масленицы не обходилось без ряженых. Люди специально наряжались в костюмы волхвов, нищих, невест, молодых пар, беременных, покойников, петухов, медведей, скоморохов.

Церковь не приветствовала такое поведение, но традиция есть традиция. Правило переодеваться пошло еще из древности, от Комоедицы. Поэтому ряженые должны быть обязательно сжечь на вечернем костре в последний день Масленицы какую-то часть своего костюма и сходить в церковь, чтобы очиститься.

Ярмарка проводилась традиционно. На ней продавали очень много пищи, одежды, украшений.

По большому счету, ярмарка была местом скопления огромного количества людей, где любой мог перекусить блинами и выпить стакан горячего сбитня или чая.

Народные гуляния шли полным ходом с середины недели и до конца. Люди веселились, плясали, шутили. И все это перед Великим постом, в который нельзя было войти, не сходив в Прощеное воскресенье в церковь.

Празднование русской православной Масленицы: кулачные бои

Кулачные бои славились на всю страну! В шутку люди говорили, что кулачные бои «вышибают блины».

Не стоит путать кулачные бои с обычной дракой. Существовали строгие правила, которые люди обязаны были соблюдать:

  • не бить в затылок, по почкам и печени;
  • бои строго один на один, двое не могут бить одного;
  • дрались только мужчины и юноши, достигшие определенного возраста;
  • действовало правило «лежачего не бьют»;
  • запрещалось использовать посторонние предметы;

Традиционные русские блины на Масленицу: русские обычаи и обряды с блинами

Блины на Масленицу готовят особым способом. Основным компонентом для опары является снег. Да не простой, а собранный при свете месяца с особыми словами.

На блинах гадали. Например, по первому блину судили о жизни семьи в будущем году, а незамужние девушки таким образом гадали, выйдут ли они в этом году замуж.

Еще одно интересное гадание заключалось в следующем: незамужние девушки собирались в одной избе и готовили много блинов с разными начинками. Затем блины заворачивали таким образом, чтобы начинку не было видно. Каждая девушка выбирала случайный блин и по начинке судили о качествах будущего мужа. Блины со сметаной говорили о трусливом характере жениха, блины с мясом сулили богатого мужа, а блины с медом обещали красивого супруга.

Последний день Масленицы – Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье — день, когда принято просить друг у друга прощения за все. Родители просят прощения у детей, а дети у родителей. Сейчас на этом обычно и заканчивается традиция, но в старые времена все было иначе.

Сначала люди просили друг у друга прощения, ели блины, веселились, катались на санях. Затем было самое масштабное событие праздника — сжигание чучела. Весь праздник был направлен именно на этот последний день. Провожали зиму и встречали весну.

После костра люди шли в церковь, чтобы очистить душу от излишнего веселья и приобрести тихую радость. После службы, где все обязаны были причаститься, народ шел на кладбище — просить прощение и поминать усопших родственников.

Видео: Масленица. Традиции и история праздника

Широкая Масленица, Кривошейка, Блинница, Объедуха, Масленая неделя - это один и тот же праздник, который отмечают почти во всем мире. Смысл этого праздника состоит в разграничении зимнего и весеннего периода для простого народа и определении Великого поста для христиан. Целую неделю люди гуляют, поют песни, катаются на санях, пекут блины, ходят друг к другу в гости и в конце празднества сжигают чучело.

Что это за праздник - Широкая Масленица?

Масленица - это традиционный семидневный праздник, отмечаемый славянами перед Великим постом. Название он получил такое из-за того, что в этот период можно в пищу употреблять сливочное масло, молочные продукты, рыбу. Этот период в православной церкви называют еще

Дата праздника постоянно варьируется, но она всегда идет перед постом, в конце зимы. Потому в народе этот праздник (Широкая Масленица) знаменует собой проводы зимы и встречу весны. Люди делают чучело, готовят конкурсы, пекут блины. На площадях устраивают целое представление с песнями и хороводами, где каждый желающий может поучаствовать в любом мероприятии.

Масленица празднуется 7 дней. Это Встреча, Заигрыши, Лакомка, Разгул, Тещины вечерки, Золовкины посиделки, Проводы. Конец Масленицы всегда выпадает на Потому смысл праздника заключается не в простых массовых хождениях по гостям, а очищении души от обид искренним прощением.

Узкая и Широкая Масленица

Масленица делится на два периода:

  • с понедельника по среду - это Узкая Масленица;
  • с четверга по воскресенье - это Широкая Масленица.

В первый период разрешалось работать, а во втором люди отдавались празднику. Начиналась Широкая Масленица с обрядов.

  • В понедельник рано поутру невестку отправляли к своим родителям. Вечером свекровь со свекром приходили на блины к сватьям и обсуждали, каким составом и где будут отмечать масленицу.
  • Во вторник устраивались смотрины невест. Люди ходили по домам, кушали блины, катались на санях.
  • В среду теща приглашала на блины зятя и других гостей.
  • С четверга начинались массовые празднества. В эти дни люди участвуют в кулачных боях, катаются на лошадях, поют песни, колядуют, прыгают через костер, штурмуют снежные городки, пугают прохожих, разыгрывают друг друга (подпирают дверь бревном, затаскивают телегу на крышу и т. д.).
  • В пятницу зять должен был приветить тещу и ее родственников.
  • В субботу невестка приглашала к себе золовку и других родственников мужа.
  • В воскресенье просили у всех прощения, мылись в бане, сжигали чучело, прощались с умершими на кладбище.

В каких странах отмечают этот праздник?

Поздравления с Широкой Масленицей актуальны не только для русского народа. Этот праздник отмечается и в других странах, только имеет другое название.


Смысл праздника у всех народов одинаков, независимо от различий в еде и конкурсах. Например, на русском и белорусском столе обязательным блюдом является лепешка или блин, а украинцы готовят сырники и вареники.

Связь Масленицы с плодородием, деторождением и усопшими

Изначально Масленица была языческим праздником, суть которого заключалась в стимуляции начала плодородного цикла. Именно поэтому крестьяне пепел чучела разбрасывали на своих полях.

Чучело делали из березового кола и соломы, которые символизировали начало жизни. С плодородием связывалось и рождение детей. Именно поэтому бездетным парам дарились домашние куклы-масленицы, на гуляниях чествовали семейных и осуждали холостых. На Украине и в Белоруссии таким холостякам привязывали к ноге палки и заставляли волочить эту колоду. Смысл этого обряда заключался в том, чтобы девушки и парни подумали о законном браке.

И третий смысл праздника связывали с поминовением умерших. Именно поэтому первый блин отдавался усопшим, а в последний день со стола не убирались даже крошки, так как считалось, что ночью приходили умершие родственники и кушали.

Урожай, плодовитость скота, рождение детей и связывались с плодородностью земли. Однако многие обряды в наше время носят чисто символический характер и входят как историческая справка в сценарий. Широкая Масленица при этом не потеряла своего размаха и разгула.

Несохранившиеся или редко встречающиеся обряды


Традиционные игры Масленицы

Широкая Масленица в былые времена имела ряд обычаев, которые из года в год повторялись. Сжигание чучела и приготовление блинов - это основные элементы праздника. Но совершали и следующие ритуалы:

Празднование Широкой Масленицы в современной России

В настоящее время администрация города или деревни организует народное празднование в последний день Масленицы. В этот день строят огромные помосты, на которых работают профессиональные артисты. Они не только поют песни, частушки, но и обыгрывают все дни Масленицы со всеми хождениями и историческими обрядами.

Народ активно может участвовать в разных розыгрышах и представлении. Чтобы снять зажатость и взбодрить людей, постоянно шныряют скоморохи, которые выискивают задорных и смелых для участия в разных конкурсах. В былые времена широкая с ряженными актерами) всегда сопровождалась балаганами и петрушечными комедиями.

Кроме конкурсных мест, также стоят несколько лотков с горячим чаем и блинами. От администрации города угощение обычно бесплатное, у частников блюда разнообразные, но платные. Вдали от представления или устанавливают ледяные горки, или предоставляют лошадей с санями для катаний. За порядком и дисциплиной обязательно наблюдают представители полиции.

Какие конкурсы бывают на празднике

Несмотря на то что многие обряды и игры устарели, современные проводы зимы также притягивают толпы людей. Сценарий праздника "Широкая Масленица" рассчитан на разные возраста и потребности. Одни смотрят представление и ходят с артистами от одного помоста к другому, проходя все масленичные этапы.

Вторые сразу участвуют в конкурсах. Чаще организуются следующие мероприятия:

  • Ледяной столб с подарками. Люди должны раздеться по пояс и по ледяному скользкому столбу залезть на самый верх до подарков. Конкурс считается выполненным, если пакет с подарком не сорвали, а сняли с крючка. Вешают на столб совершенно разные вещи, бывали случаи, что с высоты доносилось хрюканье поросенка.
  • Перетягивания каната. Люди делятся на две команды и должны перетянуть всех противников на свою сторону.
  • Обливания водой. Мужчины показывают свою удаль: несколько смельчаков раздеваются и обливаются водой.
  • Уличные бои. Это конкурсы для мужчин. Ранее целые толпы сражались друг с другом. В настоящий момент организуют цивилизованные рукопашные бои.

Какие чучела Масленицы бывают?

Ни одна Широкая Масленица (фото представлены в статье) не обходится без куклы. Их есть несколько разновидностей:


Какой смысл несет чучело?

Чучело старой Зимы изображалось в виде старухи. Ее сжигание означало конец всего старого и встречу нового. Особенно важно было делать чучела из березы и соломы с блином в руке, так как это означало плодородие. Ранее люди со этим чучелом кидали в костер свои старые вещи, одежду и прощались со своими обидами. Огонь помогает очистить души людей перед Великим постом.

Большая кукла юной Масленицы участвует в массовых представлениях. Ее делают легкой, чтобы можно было носить на палке. Это веселая кукла переходит из праздника в праздник (Широкая Масленица). Песни тогда звучат веселее и задорнее.

Домашние Масленицы помогают наладить родственные отношения. Когда зятю или невестке сложно попросить прощения у родителей в Прощенное воскресенье, то подарки в виде Масленицы помогают растопить холод в сердце. Женщина может в случае ссор и обид рассказывать их кукле и завязывать узелком.

Такие куклы сжигались вместе с чучелом, чтобы распроститься с негативом. Были и такие, к которым привязывались красные ленты с загаданными желаниями. Их также сжигали в костре, чтобы исполнились загаданные мечты.

Краткие выводы

Широкая Масленица (картинки с блинами и чучелом приведены выше) включает в себя поминальные, земледельческие и брачно-семейные ритуалы. В первом случае сжигание чучела Марены, круглые блины, рыба на столе, запрет на работу, костры свидетельствовали о благоговении людей перед умершими. Во втором случае катания с гор, сжигание чучела, сделанного из березы, и соломы с блином, разбрасывание пепла на полях свидетельствовало о будущем урожае.

В третьем варианте чествовали семейных, устраивали смотрины и наказывали холостяков. Так, молодая жена, состоящая в браке год, должна была вместо лошадей катать своих подруг в санях с песнями и прибаутками. Засватанные обязаны были прилюдно целоваться у «целовального» столба. А холостяки по парам (девушка и парень) вынуждены были ходить с подвешенной колодой весь день, терпя насмешки. В Масленицу вся родня должна ходить по гостям: сначала теща «маслит» зятя, а потом и он должен приветить мать в своем доме.

Получается, что самым семейным и веселым праздником является Широкая Масленица! Песни на каждый день праздника были разные, но все - задорные и радостные. Да и блинов с разными начинками было множество. Девушки по ним даже выбирали себе суженого.

Ма́сленица (русск. Масленица, Масляница , украинск. Масниця , белорусск. Масленіца, Масленка , польск.

Zapusty , словацк. Fašiangy , чешск. Masopust , сил. Kozelek , моравск. Voračky, Voráčí, Končiny , словен. Pustni teden , сербск. Покладе , болгарск. Сирна седмица/Сирни заговезни , македонск. Проштена недеља ) -славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого Поста . Масленица является аналогом Карнавала в европейских странах и сходных с ним праздников карнавального типа (Ноуруз / Навруз, Пурим и др.).

Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в Святцах как «церковное» название .

Масленица сродни «жирному вторнику» (марди гра) и Мясопусту. В календаре Русской православной Ценкви этот период называется Сырной неделей.

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы - чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, у русских - обязательно блины и лепёшки, у украинцев и белорусов - вареники, сырники и колодка.

Другие названия праздника: Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Кривая неделя (смол.), Боярыня Масленица, Молочная неделя и др.

К. Маковский. Народное гулянье на Масленицу на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1868.

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени - началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

Советский фольклорист В.Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ .

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающейго и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям .

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы - уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «цеповник», смотры молодожёнов («столбы») , их гостевания , катания с гор и на упряжках , шуточные преследования холостых, - связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста . Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота .

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминаьная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда - посещение кладбищ, всегда - обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины , ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славан . Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы .

Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил его время на 8 дней .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

По мнению современного российского фольклориста А.Б. Морозова, нет оснований утверждать, что Масленица - это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы - это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни .

В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы, предшествующей Пестнйо неделе. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочере по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону - И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» - то били лаптями .

В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечалидень, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины - и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района) .

И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят .

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья» . В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят» . В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», - говорили в вечер перед масляной .

П. Грузинский. Масленица. 1889.

В. Суриков. Взятие снежного городка. 1891.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои , различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг - штурм и дальнейший захват снежного городка . Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы - выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми .

Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья
Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.
А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,
А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.
Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.
Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится - сукин сын» .

В селе Ураково Красненского района Белгородской области с четверга возили по деревне соломенного коня. «Делали большие санки, и на них коня. Для этого брали ржаную солому, длинную и твердую, связывали веревками - это было туловище. Затем делали шею и голову коня. Соломенного коня делали мастера, так как не каждый мог это сделать. Коня обливали водой и оставляли на ночь. До утра он замерзал. Тогда ему рисовали углём глаза. На таком коне катались верхом». В селе Камызино того же района по селу на санях возили живую козу, наряженную в платок. Рядом с ней ставили стол с выпивкой. И так ездили по селу .

В сёлах Солданское и Роговатое Старооскольского района с этого дня парни устраивали масленичные проказы: подпирали двери бревном, засыпали снегом ворота и окна, затаскивали на крышу сарая телегу, рядились в вывернутые шубы, пачкали себе лицо сажей и пугали прохожих .

В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чём им обычно не отказывают.

Колядская песня:

Уж как шли ребята колядовщики,
Колядовщики, все фабричники,
Мы искали двора господина своего,
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоят три терема,
Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,
Во втором терему часты звёздочки,
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяйка в дому, госпожа в высоком,
Млады девушки в дому, как орешки в меду,
Виноград, красно зелёная моя!

По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.
Виноград, красно зелёная моя!
Накормил, напоил, со двора пустил,
Виноград, красно зелёная моя!

Четверг украинцы и белорусы посвящали «Волосию» и праздновали во имя благополучия скота .

Пятница - тёщины вечёрки. В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь - жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким .

Суббота - золовкины посиделки[. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок .

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов .

Воскресенье - проводы. Прощёный день в крестьянской семье. XIX в.Также называется: Целовальник , Прощёный день , Заговенье, Прощеное воскресенье ; Сыропустие , полес, Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка , Чорна недиля (полтав.) .

Ф. Сфчков. Пляска. 1911.

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших , ходили на кладбище прощаться с своими родственниками . В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы , полученный пепел рассыпали по полям .

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки - «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают - «сжигают соломенного мужика» .

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице» .

Проводы Масленицы

А Третьяков. Смотрины.

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (зимы - Морены ), так и в его символических похоронах . Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Повольжье, в частности в Татарстане , также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды .

Ф. Сычков. Праздничные забавы.

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался .

Наиболее архаичным является обряд, при котором действия участников носят эротическую окраску:

В Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На р. Тавде распорядители проводов - Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела .

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай .

А. Васнецов. Сжигание чучела Масленицы в начале ХХ в.

Тужилки по Масленице. ца . Первый день великого поста. В некоторых местах в этот день, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой . Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста . Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.) . Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды.

Адоньева С. Б. Обрядовое чучело: проективный принцип ритуальных практик http://folk.ru/Research/adonyeva_obriad_chuchelo.php?rubr=Research-articles

Примечания

  • Дубровский, 1870 , с. 13
  • Рыбаков, 1981
  • Дубровский, 1870
  • Васілевіч, 1992
  • 2 3 4 Толстая, 2005 , с. 298
  • Пропп, 1995
  • Пропп, 1995 , с. 81-85
  • Смотры молодоженов
  • Гостевание молодоженов
  • Катальные горы // Российский Этнографический Музей
  • Съездки // Российский Этнографический Музей
  • Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ - начала ХХ в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988.
  • Артеменко и др., 1985 , с. 262
  • Подобный научный миф возник в серединеXIX века благодаря деятельности «мифологической школы », и главным образомА. Н. Афанасьева . Он же приводил метафору, сравнивающую месяц с круглым блином: «Свети, месячку, свети ясно, як млынске коло»; «зойди, месячку, так, як млынске коло». См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1995.
  • Пропп, 1995 , с. 28-29
  • Соколова, 1979 , с. 46-48
  • Дубровский, 1870 , с. 23
  • 2 3 Белкин, 1975 , с. 5
  • Андрей Мороз: народное православие
  • Калинский, 1877 , с. 347
  • Соснина
  • 2 Советская этнография № 2, 1936, С. 102.
  • Гальковский, 2000
  • Котович, 2010 , с. 332
  • Юдина, 2000 , с. 406
  • Масленица: обряды на каждый день
  • Как провести традиционную русскую Масленицу, часть 1
  • 2 Солодовникова, 2008 , с. 19
  • Сахаров, 1885 , с. 167–168
  • Толстая, 2005 , с. 297
  • Сахаров, 1885 , с. 168
  • Проводы русской зимы (масленица) / Масленичная неделя / Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
  • АИФ-Весна: Где и как встретить масленицу
  • 2 Агапкина, 2002 , с. 41
  • Кулачный бой // Российский Этнографический музей
  • Взятие снежного городка // Российский Этнографический музей


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: