Мусульманские тюбетейки вязание крючком. Тюбетейка крючком со схемами – простой способ вязания своими руками

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей. Некоторые из таких игр-тренингов для детей предлагаем вашему вниманию.

Игра-тренинг «Найдем волшебные слова»

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» - «Пожалуйста, Наташа».

Игра-тренинг «Секрет»

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками .

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

Игра-тренинг «Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

Игра-тренинг «Рукавички»

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

Игра-тренинг «Гуляем по парку»

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог - главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

Игра-тренинг «Поводыри»

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности.

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой - на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

Игра-тренинг «Луноход»

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Участники игры делятся на пары. Половина детей - «луноходы», вторая половина - работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

Игра-тренинг «Приветствие гостей»

Цель: , принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

Игра-тренинг «Прощание»

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, .

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений - можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

Игра-тренинг «Приветствия»

Цель: .

Оборудование: магнитофон.

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра-тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем - девочки, во внешнем - мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.

Картотека игр для тренинга.
«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...»
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...
- любит бегать,- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА»
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

« КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»
Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый
радостный день в прошлом месяце" и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
- Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?
- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

«ЛИЦА»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
-радость,- удивление,- интерес,
- гнев, злость, -страх,- стыд,
- презрение, -отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

«МАСКИ»
Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания."
Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю
вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА»
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА»
Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.
Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Я очень хороший»

педагог-психолог

МБУ детского сада № 28 «Ромашка»

г.о. Тольятти

Цель тренинга: повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

Задачи тренинга:

    формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться у нему по имени, делать комплименты

    совершенствование умения слушать собеседника не перебивая;

    совершенствование умения выражать свои мысли и чувства;

    формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам;

    обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;

    создание возможностей для самовыражения;

Продолжительность: 25-35 минут

Результат тренинга: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Специфика аудитории: дети старшего дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и вытекающими отсюда трудностями в общении.

Оборудование:

Ход тренинга:

1. Упражнение «Я очень хороший»

Цель: разминка, создание положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе.

Продолжительность: 5-7 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) в кругу.

Инструкция психолога: Детям предлагается сказать о себе «Я очень хороший (хорошая)». Но сначала они должны произнести «я» следующим образом: шепотом, обычным голосом, прокричать. Те же действия проводятся со словами «очень» и «хороший» («хорошая»), после чего дети дружно произносят всю фразу. Далее им предлагается присоединить к этой фразе свое имя и произнести ее любым способом (шепотом, обычным голосом, прокричав), например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!». В завершение упражнения все встают в круг, берутся за руки и произносят: «Мы очень хорошие!» (шепотом, обычным голосом, прокричав).

2. Упражнение «Да, нет»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы, снятие мышечного напряжения

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) полукругом.

Инструкция психолога: «Ребята сейчас я буду задавать вопросы, вы вместо ответа «да» должны подпрыгнуть, а вместо ответа «нет» - присесть».

Вы сегодня ели?

Вы сегодня купались?

Зубы чистили?

На карусели катались?

Торт ели?

Вы на Марсе были?

Шнурки завязывали?

Вы сегодня улыбались?

На самолете летали?

Здоровались сегодня?

Посуду мыли?

Кино смотрели?

Вы любитель мороженное?

Лимон сладкий?

Домой хотите?

Сейчас лето?

Рисовали?

На скрипке играли?

3. Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива, развитие умения действовать сообща

Продолжительность: 10-13 минут

Подготовка: Разбить детей на парты, путем жеребьевки.

Инструкция психолога: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой другого партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать, порисовать.

4. Игра «Змея, змея, я ползу, ползу»

Цель: повышение самооценки, развитие хороших отношений между детьми.

Продолжительность: 7-10 минут

Подготовка: Все участники стоят в разных местах комнаты.

Инструкция психолога:

Инструкция: Дети встают в разных местах комнаты. Водящий ходит по помещению, приговаривая: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребенок соглашается, то должен проползти у водящего между ног и встать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

5. Релаксация «Солнечный зайчик» и обратная связь.

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Предварительно подготавливается устройство, воспроизводящее музыку (магнитофон, компьютер, ноутбук) и подбирается спокойная и медленная инструментальная мелодия. Участники садятся на ковер (коврики для йоги).

Инструкция психолога: «Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что к вам на лицо прибежал солнечный зайчик. Улыбнитесь ему. А теперь он побежал у вас по голове, погладьте его. Он побежал по щекам, носику, ушкам и т.д. Погладьте его и там». Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места.

Психолог просит участников тренинга провести обратную связь:

    Что понравилось? Что не понравилось?

    Что получилось? Что не получилось?

    Какое упражнение больше всего понравилось?

Список источников:

    Trepsy .net – психологические упражнения для тренингов

    Павлова А.Б. Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста / А.Б. Павлова // Справочник педагога-психолога. – 2014. – № 12. – 38 с.

Важное значение для успешного обучения в школе имеет уровень развития памяти. У дошкольников наглядно-образная память развита лучше смысловой. Они лучше запоминают конкретные предметы, события, цвета. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальной школе изучается много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

У младших школьников первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (прочитал ли он рассказ (стихотворение) сколько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать этот материал на уроке .

Примеры запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание всего материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (дидактические пособия, картины, макеты, муляжи). Даже правила, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен .

Психологи, исследуя особенности памяти первоклассников, отмечают некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставить себя выучить, способны настраиваться на запоминание, поэтому результаты их произвольной памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики, как правило, оказываются более успешными в овладении и придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредствованная память оказывается более эффективной, чем у девочек. Можно предположить, что данная тенденция предопределена большей гибкостью мышления, свойственной мужчинам .

Диагностика развития памяти дошкольников

1. «Слуховая память»

Для запоминания ребенку необходимо предложить бессмысленный набор слов. Очень важно, чтобы во время проверки не было никаких отвлекающих внимание предметов, звуков; обязательно следует убедиться в том, что ребенок действительно старается запомнить слова, а не думает в это время о чем-нибудь другом. Можно предложить детям следующее задание: «Я прочту тебе слова, а ты повтори все слова, которые запомнил. Мы посчитаем, сколько ты повторил слов, и увидим, много ты запомнил или мало. Слушай слова внимательно. Начинай повторять, как только я закончу читать».

По ходу припоминания ребенком слов нельзя допустить никаких посторонних разговоров – ни с его, ни с вашей стороны.

О хорошей памяти говорят следующие показатели:

1) с первого раза ребенок вспомнил не менее 5 слов;

2) в итоге (после трех–четырех чтений) выучено 9–10 слов;

3) за час ребенок забыл не более двух слов из тех, которые он выучил.

Если выполнены все эти три пункта, то беспокоиться не о чем. Если какой-нибудь из них не выполнен, то это может свидетельствовать о плохой памяти, но может быть следствием чисто случайных причин (ребенок не сразу включился в задание, отвлекался, не был заинтересован заданием). Поэтому в таком случае проверку стоит повторить через несколько дней, придумав новый набор слов.

2. Диагностика памяти и анализа ассоциаций.

Данная методика позволяет проверить не только уровень развития памяти, но и общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. В психологии эта методика получила название «пиктограмма». Ее разработал один из крупнейших психологов А.Р. Лурия.

Дать ребенку бумагу, карандаш и объяснить, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова.

– Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь рисунок, который потом напомнит тебе это слово.

Для запоминания предлагается 10–12 слов и словосочетаний, например, такие: умная кошка, темный лес, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка, наказание, дружба, вкусный ужин.

Если первый же рисунок ребенок делает очень подробным, то вы должны напомнить о том, что не надо прорисовывать все детали, надо нарисовать так, чтобы рисунок напомнил слово.

После того как сделаны рисунки ко всем словам, их забирают у ребенка и дают ему другое задание, а проверять эту работу следует через час-полтора.

В шестилетнем возрасте нередко встречается частичное принятие задачи. Пока ребенок рисует, он понимает, что рисунки должны служить средством для запоминания слов. Рисуя, ребенок не забывает данного слова (словосочетания). Однако потом, когда эти слова требуется воспроизвести час-полтора спустя, он не может их вспомнить, а конкретно описывает сделанные рисунки. Например, если для запоминания словосочетания «капризный ребенок» он нарисовал плачущего мальчика, то теперь он так и говорит: «Мальчик плачет». Так же воспроизводится и большинство остальных слов (словосочетаний).

Таким образом, ребенок уже понимает, что рисунок может служить средством запоминания. Однако устанавливаемые им ассоциации еще очень непрочны. Поэтому реально средство «не срабатывает».

Такой уровень вполне приемлем, если до поступления в школу остается полгода или больше (это время необходимо использовать для занятий, которые повысят степень владения психологическими средствами). Если же до школы остается всего один-два месяца, то можно опасаться, что при обучении встретятся трудности, связанные с запоминанием учебного материала. Надо будет с первых же дней следить за тем, насколько хорошо ребенок запоминает объяснения учителя, сразу же повторять объяснение, если оно забыто.

Задания и упражнения для развития памяти.

Игры с ребенком дома.

1. Пересказ по кругу.

При организации игры дома родителями она будет выглядеть так: взрослый читает какой-либо рассказ. Ребенок начинает пересказ. Он говорит одно предложение, следующее предложение говорит взрослый, затем опять ребенок и т.д. Затем ребенку предлагают еще раз послушать рассказ, затем дополнить пересказ.

2. Кто больше запомнит?

Взрослый называет слово (например, яблоко), ребенок должен повторить это слово и назвать любое слово. Эти два слова повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет четвертое и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.

3. Цвета.

За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, желтого и т.д.)

4. Чей предмет?

На столе родители раскладывают 10 предметов и говорят, кому принадлежит этот предмет (например, называют героев мультфильмов, которых ребенок хорошо знает). Ребенок должен при этом запоминать, кому принадлежит какой предмет и в какой последовательности взрослый положил их на стол. Затем просит ребенка рассказать, что он запомнил.

5. Методика «Запомни фразы» (оценки смысловой памяти).

1) Мальчик помогает бабушке.

2) Дети любят играть.

3) Зимой идет снег.

4) В небе летит самолет.

5) В саду растут яблони и груши.

Попросить ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы (дословно повторять совсем не обязательно). Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте еще раз. Ребенок 6–7 лет обычно справляется с этим заданием после второй или третьей попытки.

6. Игра «Чей это дом?»

Задание 1. На рисунке изображена деревня, где одинаковых домов не встретишь. Дома различаются, потому что люди, живущие в них, очень не похожи друг на друга. Найди хозяина каждого дома.

Задание 2. Объясни свой выбор. Почему ты так думаешь?

7. Упражнения на развитие двигательной памяти

1) Вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!

2) Покажи машину, которая вынуждена затормозить у светофора.

3) Каким движением полицейский останавливает автомобиль? Покажи.

4) Покажи, как бабушка поправляет очки.

5) Как кошка нежится на солнышке? Покажи.

8. Память на движения.

Задание 1. Представь, что ты мяч. Представь, что кто-то взял тебя в руки. Тебя крепко держат в ладонях. И вот тебя уже направляют другому игроку. Ты летишь. Тебя ловят. Покажи это!

Задание 2. Представь, что ты футбольный мяч. Тебя легко и уверенно ударяют о землю. Ты отскакиваешь и падаешь в руки футболисту; едва коснувшись, он направляет тебя вниз. Прочувствуй это и покажи!

9. Бобик – надежный сторож.

Задание 1. Посмотри на рисунок. Постарайся запомнить как можно больше деталей.

Задание 2. Постарайся ответить на следующие вопросы, не глядя на картинку:

  • Что делает кошка?
  • Почему кошка не боится собаки?
  • Какое время года изображено на рисунке?
  • Какое время дня изображено на рисунке?
  • Что делает птичка?
  • Почему птичка не боится Бобика?
  • Как ты думаешь, что может сниться Бобику: прогулка в лесу или свежая кость, а может быть, встреча с другом Бимом?

10. Игра «Поиграем в снежки».

Представь снег.

Вспомни, какого он цвета?

Всегда ли снег можно назвать белым?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

Представь, что ты делаешь снежки.

Что ты чувствуешь? Расскажи.

11. Игра «Запахи и звуки».

Задание:

Представь, что идет дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь, расскажи.

Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев. С какими звуками можно сравнить шум дождя?

Дождь закончился. Вспомни запах травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы и листвы, умытой дождем?

11. Смешанный лес.

Задание 1. На этом рисунке изображены деревья. Найди среди них березу. Постарайся сделать это как можно быстрее.

Задание 2. Закрой книжку и нарисуй по памяти березку. Охарактеризуй ее отличие от других деревьев.

Занимаясь развитием памяти, необходимо помнить, что с поступлением в школу для ребенка начинается новая жизнь, основное условие которой – соблюдение большого количества разнообразных правил – будет преследовать человека отныне и навсегда. Психологи утверждают, что ребенок, вступив на эту стезю, неуклонно развивается в направлении произвольности, организованности, самостоятельности и ответственности .

Библиография

1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.

2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991.

3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. – Киев, 1985.

4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, Лумина, 1990.

5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001.

6. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ – ПРЕСС, Южно-Уральское кн. изд-во, 1997.

7. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.

8. Овчарова Р. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1991.

9. Семановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.

10. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

11. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).

12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: