Магия взгляда. Сонник дома солнца

1. Святоотеческое понимание блудной страсти

Говоря о блудной страсти и ее психологических аспектах, мы не можем не коснуться христианского понимания смысла отношений мужчины и женщины – той самой важной задачи, которая поставлена перед нами Богом. Для получения ответа на этот вопрос мы обратимся к святоотеческой антропологии (науке о человеке).

Отцы Церкви рассматривают возникновение страстей, как искажение человеческого естества после совершенного человеком акта грехопадения.
Согласно их учению, существует один главный источник греха – наше себялюбие, то есть неправильная любовь человека к себе. В этом и есть причина и начало всех страстей.
Блудная страсть не является исключением.
Слова блуд, заблудиться, блуждать – все одного корня. Таким образом, впадая в блуд, человек начинает блуждать вдали от Истины. Подчинение блудной страсти неизбежно приводит его к духовному блуду, к отчуждению от Бога.
Господь в Своих притчах открывает нам сокровенные тайны духовной жизни и Царствия Небесного. Все мы помним притчу о блудном сыне.
Эта притча о блуде телесном, о блуде духовном и о покаянии. В прямом и переносном смысле она раскрывает нам суть блуда (блуждание вдали от самого себя, от Бога, от истинной любви).
Человек создан Богом наделенным многими дарами. У него есть слово, у него есть разум, есть высокие чувства. Он имеет колоссальные возможности и могущество.
Но вопрос в том, на что все это он тратит, на что расходует?
Согласно святоотеческой антропологии у нас есть два пути. Один путь – путь усыновления Богу. Другой – потакание себе, своим страстям, прихотям. И это путь к смерти.
В этой хорошо известной притче рассказывается о младшем сыне, который ушел от Бога. Сказано, что он ушел на страну далече и потратил свое имение, живя блудно.
Первая заповедь, данная нам Богом – возлюби Бога твоего – нарушилась. На ее месте развилась страсть. Любовь к Богу подменилась влечением к плотскому удовольствию.
Этот выбор не прошел для нас бесследно.
Потеряно очень многое. Для нас закрывается возможность видеть духовный мир. Так человек, удаляясь от Бога, перестает быть «зрячим». Мы становимся глухими к голосу своей совести, к голосу Бога, плохо различаем добро и зло.
Почему Господь в Своей притче из множества страстей избрал блуд? Почему Он остановился именно на этой страсти?

2. Отношения мужчины и женщины.

Вернемся к вопросу назначения мужчины и женщины.
Вот что пишет Л.Ф. Шеховцова в статье «Сексуальная революция женскими глазами».
«Не будем забывать, что и культура, и цивилизация – в основном продукт мужской деятельности. Вклад женщины в историю человечества – это традиционно семья, домашний очаг».
Далее она пишет: «И.С. Кон очень точно выразил мужскую ментальность сексуального поведения: овладеть женщиной, как предметом, утвердиться через ее обладание, завоевание вне связи с эмоциональной близостью. Женщина для мужчины – объект, который не имеет своих переживаний, мыслей, внутреннего мира, т.е. в «субъектности» женщине, как правило, отказано. Мужчина не принимает во внимание чувства женщины, они для него как бы вынесены за скобку, как нечто несущественное, совсем необязательное. Для женщины же, наоборот, именно чувства являются самым важным в отношениях с мужчиной и в сексуальном контакте». (Понятно, что тут речь не о тех женщинах, которые сделали своей профессией зарабатывание на удовлетворении мужской похоти).
Далее Шеховцова сравнивает отношения культуры и цивилизации, как отношения женщины и мужчины.
«Культура – это сфера человеческого духа, человеческих отношений, где выражены ценности взаимопонимания и уважения. Это сфера познания и понимания науки и искусства. Цивилизация – это техническая сфера обеспечивания взаимодействия человека с миром, сфера технических устройств, облегчающих человеку жизнь, но и требующая за это дорогую плату (ухудшение экологии, стресс, и так далее) Культура – это сфера субъектов, цивилизация – объектная сфера.
Таким образом, женщина в отношениях с мужчиной является субъектом и вступает с мужчиной в субъектные отношения. А мужчина относится к женщине, как к объекту. Таким образом, можно сказать, что отношения женщины и мужчины символизируют отношения культуры и цивилизации: душевность, тонкость, любовь, жертвенность, с одной стороны. И обладание, техника (ловкость, хитрость – перевод техне с греч.), напор – с другой стороны».

Теперь предлагаю вернуться к тому вопросу, который мы обозначили: кем же все-таки является Ева Адаму?

Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, обратимся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о помощнике. Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем это видится на первый взгляд.
Так православный богослов и историк профессор (1878-1972) предлагает переводить семитское ЭЦЕР, как «ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ БЫТИЕ». «Ева выступает не просто помощницей, а той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом».

Такой перевод наполняет значение союза мужчины и женщины совсем иным смыслом. Муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божиего .
Перед нами открывается сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал французский философ-экзистенциалист Габриель Марсель, сказать человеку: Я тебя люблю – то же что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Это же выражение мы встречаем и у .
Иначе говоря, речь идет не столько о помощи в труде, в функции рождения детей, а о восполнении самого бытия.
И тогда получается, что содействие в труде, рождение и воспитание потомства мыслится, скорее, как последствие этого восполнения.
Выше мы рассматривали метафорическое назначение женщины и мужчины как социальное назначение культуры и цивилизации.
Муж обладает тем, чего не достает жене. А жена имеет то, чего не хватает природе мужчины. Она та, через которую он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого она вырастет в свою полную меру. Это различие – не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее и взаимообогощающее.
Они вместе только потому, что различны. Итак, согласно Библии, в совместной жизни Адама и Евы происходит полное изменение жизни человека, расширение его личности, Бог таким образом приводит человека к полноте бытия.

Так было задумано.
Но грехопадение все изменило. Изменились отношения между полами. В современном обществе между культурой и цивилизацией нет диалога и сотрудничества.

3. Каковы источники возникновения и развития блудной страсти?

4. Как же развивается блудная страсть?

5. Блуд как следствие гордости.

Уже говорилось о том, что возникновение страстей – это результат грехопадения. Иными словами, в момент, когда человек решает обойтись без Бога, ставит себя на Его место, переполненный гордостью, тщеславием и самообманом, искажается наша природа.
Таким образом, любая человеческая страсть является следствием гордости – высокомерным намерением человека устроиться в этой жизни самостоятельно, без Бога.
Мы знаем также, что все страсти связаны между собой и влияют одна на другую.
Блуд тоже является следствием гордости. Каким же образом это связано? Святые отцы считают, что если бы Господь дал возможность диаволу полностью нами властвовать, то бесы разодрали бы нас на части. Но, по милости Божией, Господь попускает в нас действие дьявольской силы настолько, насколько мы можем выдержать, противостоя ей. И когда человек пребывает в гордыне (а она ослепляет), не может видеть в себе гордости – тогда Господь, чтобы его смирить, попускает блудному бесу напасть на него. И, видя и терпя эту пагубную, всегда заметную для него и всегда мучающую его страсть, человек может определить, что он горд .
Святые отцы считают, что бесу блуда попущено в нас действовать именно для того, чтобы смирить гордыню , потому что эта страсть настолько омерзительна, что каждый старается ее таить, скрыть, стыдится ее, не выпячивает. Но и тут наше время отличается тем, что блудом в его самых различных проявлениях гордятся и превозносятся.
Таким образом, мы видим, что бес блуда связан с бесом гордыни. Гордому промыслительно попускается особо сильная блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болезнью – сильнейшую. Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не понадобится это жестокое врачевание .
Господь же, иногда не спешит давать человеку освободиться от блудной страсти, чтобы не развилась гордость – самая опасная страсть.
Это нам помогает понять, что появление блудной страсти часто оказывается результатом нашей гордости или осуждения другого человека.
Хороший пример приводит . Он рассказывает о том, что в какой-то момент на него напало сильное искушение блудной страсти. Он решил во чтобы то ни стало справиться с этим искушением. Стал подниматься в гору, читая молитвы. Но брань не прекращалась, а только усиливалась. В какой-то момент он вдруг вспомнил, что недавно осудил женщину за блудную страсть. И осудил сурово. В тот момент он не подозревал о возможной силе этой страсти, видимо, в глубине себя превознесся над ней. Как только он вспомнил этот эпизод, покаялся в своем осуждении, страсть оставила его.
Это как раз пример того, что страсть нам посылается для удержания нас от гордыни. Она призывает к смирению и покаянию. Призывает к тому, чтобы не осуждать ближнего своего.

6. Блудная страсть и любовь.

На наших глазах начинают исполняться предсказания Святых отцов. Кажется, в истории человечества не было такого всеобъемлющего напора сексуальности, как в наши дни. Не осталось ни одной сферы социальной жизни, которая была бы не задействована в этом процессе. В ход пущено все: литература, искусство, телевидение, кинофильмы, музыка, реклама, мода, интернет, компьютерные игры. Сексуальное воспитание в школе так, как оно проводится, тоже служит развитию этой страсти. В сознании людей внедряется мысль, что воздержание для человека вредно, а удовлетворение похоти – полезно. Необходимость удерживать плотские вожделения преподносится как «опасное дело, травмирующее психику». Целомудрие, скромность и стыдливость объявляются «комплексом неполноценности». Вокруг сексуальности выросла и богатеет огромная индустрия порнографии, растлевающая сердца молодежи и подростков.
Мы постоянно помимо своей воли подвергаемся потоку сексуальных стимулов.

В то же время нам надо помнить, что Библия нас не отворачивает от плотской любви. Священное предание своей основой всегда базировалось на Священном Писании.
Мы знаем, что в Библии нет ничего случайного. Обратимся к Песне Песней. Эта книга была включена в Священное Писание позже всех других. Среди иудейских богословов шли споры о каноническом достоинстве Песни Песней. Некоторые из них говорили, что книга, в которой даже нет упоминания имени Божьего, не может быть священной. Однако книга вошла в канон и была принята христианской Церковью.
При буквальном толковании мы видим в этой книге изображение земной любви. Главное содержание книги – это чувства влюбленных. Священник Г. Павский пишет, что два любящих лица – юноша и девица – выражают друг другу нежную и сильную любовь свою и превозносят друг друга до небес, сравнивая со всем, что могло представиться им прекраснейшего и великолепнейшего.
Между тем существует еще и мистико-аллегорическое толкование . Это не означает, что второе толкование исключает первое. Богословы считают, что нет оснований полностью отвергать буквальное толкование, поскольку Библия как книга, обращенная ко всем людям, не может обойти такую важную сторону человеческой жизни, как земная любовь. В ней раскрывается воля Божия о человеке. Ведь любовь и брак заповеданы нам свыше: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (). Любовь в Песне Песней изображена, как мощная сила, которая одолевает все преграды.
И любовь здесь моногамна по своей природе. Поскольку для Жениха Невеста«единственная». Оба они находят в другом человеке свое второе я, без которого не могут жить. В радости соединения двоих осуществляется замысел Бога, конечная цель которого – единство и гармония всех. Мы можем относиться к земной любви как к школе, подготавливающей нас к высшей форме любви – любви к Богу.
Теперь о мистическом смысле.
Глубокий мистический смысл Песни Песней заключается в том, что земная любовь здесь становится символом отношений между Богом и человеком. Слово Божие учит нас о высоком достоинстве чистой человеческой любви. И брак в Церкви – это одно из ее таинств. Православный богослов С. отмечал, что это единственное из семи таинств, основание которому было положено Богом изначала, еще в Ветхом Завете.
Не умеющий любить людей, Бога не сумеет любить. Вот почему любовь, настоящая любовь так опасна для врага. Любящие люди всегда подвергаются нападкам врага, всегда искушаются. Любовь укрепляется испытаниями. А если она разрушается, то что-то было уже не то в сердце человека. Видимо, были там и лукавые мысли, и жажда повелевать, и надмеваться над другим. Возможно, за любовь принималось что-то совсем иное.
Отличить любовь от иного чувства, сохранить ее, пронести через свою жизнь – это путь к Богу. Это подвиг духа.

7. Суть блудной страсти в контексте смысла и назначения любви, исходя из Нового Завета.

В том греховном состоянии, в каком мы существуем на земле, нам не познать Бога полностью. Он нам открывается только отчасти. Но мы можем двигаться в этом направлении, продолжать этот поиск на протяжении всей жизни.
В связи с этим получается, что оставлять свою любовь, предавать ее, уходить в блуд – это оставлять Христа. Наверное, неслучайно, что именно христианство – это полное Откровение Бога Троицы – принесло людям откровение о моногамном браке, в котором можно расти и развиваться духовно. А супружеские венцы приравнялись к венцам мученичества, потому что сохранить любовь, пронести ее через жизнь – это подвиг духа.
Человек именно через любовь может снова вернуться к своей нарушенной целостности, обрести полноту своего бытия в мире. Это возможно через общение в любви с другими людьми, миром и Богом. В такой своей полноте Бог не открывался людям ни в какой другой религии. Именно в христианстве нам явилась великая тайна и откровение Бога Троицы – Бога Любви.

А где мы можем научиться любви, как не в своей семье, как не в христианском браке? Ведь не случайно для христианина семья – это малая .
Именно любовь приближает нас к познанию Бога, обучает чему-то такому, что раньше нам было не доступно. Хотя где-то в глубине души мы всегда знали, что это такое. Ведь каждая человеческая душа, по слову (жившего на рубеже 2 и 3 веков) – христианка. Мы несем эту память, это знание Христа с рождения. Вот только в своем интеллектуальном блуде теряем это знание.
«В Новом Завете (грех любодеяния) получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним… Любодей казнится смертью душевной, [от него] отступает Святой Дух, согрешивший признается впавшим в смертный грех… залог неминуемой гибели… если этот грех не уврачуется благовременно покаянием». Епископ .
Любые отношения человека, любая деятельность, в которой нет присутствия Духа Святого, приводят к тому, что в душе поселяются бесы. А Бог удаляется все дальше.
Апостол Павел гово­рит: ничто не должно обладать мною… тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ().
«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (), – говорит Священное Писание… Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них». Преподобный .
В Библии о любви сказано много. Вот что мы встречаем о ней в посланиях апостола Павла:
«Все у вас да будет с любовью» ()
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ()
«…постоянно любите друг друга от чистого сердца» ()
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил и предал Себя за нее» (; )
А так пишет о любви : «Любовь - удивительное чувство, но оно не только чувство, оно - состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю «вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но - «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой! До чего прекрасно!» Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась».

8. О целомудрии.

У каждой страсти есть ее противоположность. Блуду противостоит целомудрие.
Однако ошибочно думать, что целомудрие – это понятие, которое касается только телесных отношений.
Целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души, а при вступлении в брак, и души другого человека. Целомудрие превращает телесные отношение в браке в благоговейное соединение двоих. Такое соединение двух людей телесными отношениями является как бы завершением того единства, которое живет в их душах.
Воспитанием целомудрия современного ребенка не занимается, к сожалению, сейчас ни школа, ни общество. Это приводит к печальным результатам.
Десакрализация интимной сферы, снятие покрова романтической тайны (недаром – таинство брака!) с любовных отношений влечет за собой нарушения в переживаниях любовного чувства как чего-то личного и касающегося только двоих. В результате эти нарушения ведут к подавлению либидо, к оскудеванию репертуара любовных переживаний. Психотерапевты в последнее время отмечают юношескую импотенцию среди молодых здоровых юношей, так хорошо знающих сексуальную технику по эротическим фильмам. Т.о. происходящие процессы в душевном устроении молодого человека лишают его в будущем полноценных любовных переживаний, в том числе и сексуальных. Возникают препятствия для создания полноценной семьи.
Те, кто занимается воспитанием детей: родители, воспитатели, педагоги должны помнить, что целомудрие – это чувство, которое дается человеку с рождения, и в дальнейшем должно быть сохранено, взлелеяно, и бережно взращено. Трудности этого процесса заключаются в том, что на целомудрие непосредственное влияние оказывает вся среда, в которой развивается и формируется сегодняшний человек.
Как все самое ценное и чистое, целомудрие, прежде всего, формируется и развивается в семье. По крайней мере, семья может заложить тот фундамент чистоты и прочности, который всегда поможет ребенку в трудную минуту противостоять греху. И даже, если человек падает, то именно основы любви, верности, чести, привитые в детстве, дают ему силы подняться, обратиться к покаянию.
Семья начинается с верного выбора. Как хочется сделать верный выбор и не ошибиться. Сделать выбор на всю жизнь!

9. Проблема супружеской неверности.

Внебрачные отношения (прелюбодеяние) – практически мало исследованная область супружеских отношений. Научное изучение их с помощью опросов, хотя бы и анонимных, является сложным делом, поскольку получаемая информация связана с традиционно не одобряемым в обществе явлением, а, значит, может быть неполной или искаженной. При всех изменениях сексуальной морали последних десятилетий в сторону большей терпимости, например, к добрачным связям, отношение к внебрачным связям значительно менее терпимое.
Что же толкает человека к внебрачным отношениям?
Хочется отметить, что зачастую мотивом, приводящим к неверности, является эмоциональная неудовлетворенность в браке одного или обоих супругов. Что же это такое?
Эмоциональная неудовлетворенность, тоска, уныние….
«Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь», – пишет (Леств. Сл.27, 49).
Это утверждение согласуется с тем, что привыкание, ощущение потери новиз­ны от отношений – все это порождает, в частности, уны­ние. И избавиться от этого состояния люди пытаются не глубоким анализом этого состояния, не работой по поиску причины внутри себя, а решают эту проблему внешним способом, через внешние объекты или новые отношения.
Однако, как известно, внутреннюю пустоту ничем кроме Бога не заполнить. И поэтому многие супружеские пары изначально обречены проходить через кризисы. Мужчина и женщина могут состоять в брачном союзе, но испытывать и тоску, одиночество и бессмысленность бытия.
Современный человек все больше приучается бежать от внутренней боли. Ситуация в семье часто может приводить к состояниям, когда нам больно. Ведь больно бывает от самых близких людей. Внутренняя психологическая боль многими светскими психологами трактуется, как что-то инородное, что надо быстрее убрать, сделать так, чтобы стало комфортно и легко. Это противоречит православному подходу.
В новых отношениях человек пытается справиться с той внутренней пустотой, которая в нем существует, путем страстных переживаний новизны чувств и отношений. И часто не понимает, что глубинная причина этой пустоты в его оторванности от Бога. Искать Бога в себе задача не легкая. Она требует духовного мужества, терпения. Тем более, если дается такое искушение, как страсть.
Страсть привлекает, возбуждает, манит. В ней есть опьяняющая радость и ожидание, что вот теперь-то я и буду счастлив.

Однако, если мы желаем духовно возрастать, то к своим кризисам внутренним и внешним, к своей боли мы должны развернуться с уважением. И посмотреть на происходящее с нами с безусловным доверием Богу. И именно у Него черпать силы для того, чтобы справляться с ситуацией. Выдерживая ситуацию и все труднопереносимые чувства, связанные с ней, мы духовно развиваемся. Одновременно наши отношения имеют шанс на развитие. Если же мы, просто избегаем боли, заглушаем ее блудными отношениями (или любой другой формой зависимости), то тем самым мы утрачиваем возможность глубинной личностной трансформации в Боге .

10. Обычные заблуждения, характерные для нарушения супружеской верности.

Возвращаясь к пороку прелюбодеяния, можно сказать, что он, помимо самого страстного влечения, а иногда просто похотливого желания, основывается еще и на нескольких вполне на­ивных повторяющихся заблуждениях.
Позволяющий себе неверность в браке супруг убеждает себя, что «никто не узнает» его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж. И это сначала на не­осознаваемом уровне, а затем откроется воочию. Из святоотеческой литературы мы знаем, что сопутствующими страстями, которые поддерживают блуд и взаимно усиливают друг друга, являются уныние, тщеславие, объедение и пьянство.
Еще одна иллюзия состоит в том, что в отношениях телесных будто бы нет духовной порочности. Это действительно иллюзия. Человек как существо целостное не может не участвовать в каждом процессе целиком. Моногамный брак подразумевает от человека (мужчины или женщины) полного,целостного участия в супружеских отношениях. Участия духа, души и тела. И именно нежелание участвовать целиком (а это происходит при супружеских изменах) приводит к усилению внутренней расщепленности, а тем самым к удалению от Бога.

11. Духовный аспект нарушения супружеской верности.

Мы помним из Евангельского сюжета, что целостная структура человека (дух-душа-тело) была нарушена грехопадением. Человек мучительно страдает из-за нарушения своей целостной структуры. Прийти же к целостности возможно только освободившись от страстей. Блудная страсть (как впрочем, и любая другая страсть), усиливает эту расщепленность.
Она разрушает структуру личности. Ведь человеку приходится скрываться, обманывать, заботиться о том, чтобы не узнали об этом муж или жена. И даже если эта страсть совершается довольно открыто, она, тем не менее, внутренне опустошает человека, духовно его обессиливает. А это приводит к тому, что происходит отчуждение души от тела. В результате частой смены партнеров человеку все труднее чувствовать любовь или даже симпатию. В какой-то момент, он с удивлением отмечает, что просто перестает испытывать какие-то чувства. А зачем? Ведь они только мешают, приводят к привязанности. Это неудобно, больно, некомфортно.
Чувства начинают отделяться от разума, от тела. Если вдруг и возникло какое-то чувство, то его надо подавить. Это лишнее, это мешает, создаст ненужные проблемы. Таким образом, человек приучается просто сексуально использовать другого человека. А к своему телу относиться как к машине. Начинается просто погоня за получением сексуального удовольствия, которое удивительным образом притупляется. Ведь все приедается. И блуднику требуется все больше новых отношений, новых связей. Но, к сожалению, все они перестают удовлетворять.
И действительно – это всегда некое душевное омертвление, пугающая пустота одиночества. Блудник – это образ духовного странничества. Недаром блудные дела называются похождениями. Блуд, блуждания, заблудший, потерянный, богооставленный – все это один смысловой синонимический ряд.

12. Психологический подход к проблеме нарушения супружеской верности.

Мы касаемся сейчас важных вопросов. Они настолько сложны, что давая какие-то схемы и жесткие правила, мы рискуем совершить непоправимую ошибку. Понятно одно, что сексуальные отношения только в браке в полной мере достойны, чисты и прекрасны. Однако, и там, если желание сексуального наслаждения ставится выше, чем добрые отношения и преданность супругов друг другу, то интимные отношения могут превращаться во зло. В этом случае утрачивается истинная духовная сущность брака как возможность совместного возрастания в полную свою меру во Христе.

При психологическом консультировании семьи сразу можно заметить, что понятия измена и верность носят субъективный характер. Каждый партнер супружеской пары и супружеская пара в целом имеют свое собственное представление о верности и измене. Понятно, что в православных семьях такое представление существует более определенно. И этот момент является положительным фактором, когда приходится консультировать православную семью.

По-разному рассматривают семейные кризисы светские и православные психологи. Соответственно, и выходы из них предлагаются тоже разные.
Тема отношений мужчины и женщины неисчерпаема. Здесь легко скатиться как в один полюс (ханжество и морализаторство), так и в другой – последовать девизу, что миром правит любовь, а, следовательно, позволено и оправдано все то, что мы именуем любовью.
И все же хочется отметить, что мы не призываем к тому, что надо сохранять любые отношения, во что бы то ни стало. Все мы совершаем ошибки. Есть браки, которые изначально деструктивны. Возможно, решение о вступлении в брак принималось без должной степени ответственности и без молитвенного предстояния перед Богом. Тогда развитие отношений в браке может идти не в сторону взаимного возрастания в Боге, а создает угрозу для физического или психологического состояния одного из супругов или детей. При таком варианте возможным положительным выходом для разрешения этой ситуации будет являться развод.
Довольно часты случаи в практике консультирования, когда люди обращаются и с тем, что они утратили способность любить и не способны на длительные отношения. У них всегда есть партнеры, но в душе одиночество и боль. Это касается и мужчин, и женщин.
К сожалению, происходящие в обществе процессы по «легализации секса» не могут не коснуться всех сфер, в том числе и принципов психологического консультирования. В этом контексте, как следствие ду­ховной и профессиональной деградации выглядят советы теперь уже многих секулярных психологов, призывающих к тому, что если, мол, у вас половая несовмести­мость с мужем (женой), или депрессия, или еще какие-то трудности, то – заведите себе любовницу (любовника). Это не выход из ситуации. А всего лишь способ загнать проблему вглубь.

Мы ошибаемся, если думаем, что Церковь запрещает прелюбодеяние про­сто из принципов христианской морали. Не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. Если в единстве брачного союза в семье ощущалось присутствие Духа Святого, и это была какая-то невыразимая словами теплая обстановка любви и доверия, совместной деятельности и радости, то после совершения прелюбодеяния постепенно эта внутренняя атмосфера семьи разрушается.
Часто дети начинают сразу реагировать на то, что происходит между родителями. Как самое слабое звено они первыми «берут на себя» ответственность за грехи родителей. Вирус греха передается им. Не всегда, но довольно часто дети начинают плохо учиться, появляются проблемы в поведении, возникают разного рода зависимости. В опыте консультирования сталкиваешься постоянно с тем, что детские проблемы – это последствия глупости и гордыни родителей.
Существуют семьи, в которых родители довольно цивилизованно расстаются, делая все возможное, чтобы развод как можно меньше отразился на детях. Такое, к счастью, тоже встречается.

Как было сказано выше, только психологически мы не в состоянии справиться ни с одной страстью. Человек своими силами не может сделать ничего. И только обратившись за помощью к Духу Святому, мы способны меняться и продвигаться на пути своего исцеления.
Но что же все-таки делать, если у людей действительно существует несовместимость? В этом случае надо разбираться в каждой конкретной ситуации , но твердо знать, что нравственное падение не дает ни ду­шевного, ни физического комфорта. Напротив, такие советы порождают еще целый ряд проблем и пережи­ваний.

13. Гомосексуализм.

На природу гомосексуальности ни в медицине, ни в психотерапии нет однозначного ответа. Видимо, как и во всех отклонениях (перверсиях) – они происходят вследствие того, что нарушена целостность человека; и в иерархии дух-душа-тело телесное удовольствие занимает первое место.
Можно посмотреть на проблему гомосексуальности и таким образом: это две личности, два человеческих существа, изначально «согласившихся» на то, чтобы остановиться на душевно-плотских отношениях. Мужчину и женщину Бог создал для того, чтобы именно в своем союзе, в своем соприкосновении на всех уровнях бытия была проделана ими в браке духовная работа, приносящая плоды.
Проживая совместно в нормальном браке свое различие, преодолевая свою ограниченность вместе, на уровнях тела, души и духа, два человека – мужчина и женщина совершают подвиг в своем духовном развитии. Однополые гомосексуальные отношения не могут иметь положительного духовного смысла, они основываются на отрицательной, демонической духовности и сурово осуждаются святыми отцами.
Как в браке есть своя тайна, тайна благочестия, Истины и Правды, так и в блуде и в гомосексуальных отношениях тоже есть тайна, но тайна беззакония и греха. Тайна благочестия не навязывает себя, а смиренно и кротко возвышается над нами. Тайна же блуда – манит, заигрывает, прельщает, обманывает, липнет.
Чтобы противостоять блуду психологически, необходимо противостоять в себе развитию «блудного сознания».
В лечении зависимостей довольно много внимания уделяется психологическому душевному аспекту. Чтобы найти правильные ориентиры, необходимо видеть, в какие ловушки ложных психологических установок мы попадаем, если невнимательны к тому, что нам преподносят в виде неких аксиом.
Религиозно-нравственное нормирование половых отношений предполагало умения человека владеть собой, своими влечениями, желаниями (владение нервно-психическими процессами, моторно-двигательным аппаратом). Это было владение духа над плотью . Владение собой начинается с овладения словом, своим сознанием. Когда человек «сползает» с духовного уровня на душевный или плотский, тогда на­чинается процесс потери власти над собой. Че­ловек, не владеющий своими собственными эмоционально-волевыми процессами, теряет себя.

14. Невротическая сексуальная зависимость как страх перед смертью.

Одержимость сексом помогает современному человеку скрывать свой страх перед смертью. Мы, люди ХХI-го века, практически не защищены от этого страха, поскольку утратили веру в бессмертие своей души, которой были вооружены поколения, опиравшиеся на христианские догматы. И в связи с утратой веры утеряна общезначимая цель в жизни. Смерть у человека неверующего вызывает страх, и соответственно, мысли о ней практически всегда подавляются.
Получается, чтобы доказать свое бытие, свою потенцию, человек стремится постоянно доказывать себе, что он жив. Психотерапевты экзистенциального направления считают, что половая активность – это самый удобный способ заглушить внутренний ужас перед смертью, поскольку смерть есть символ абсолютной импотенции, полного бессилия и конечности.
Свою внутреннюю опустошенность, состояния одиночества, связанные с отсутствием духовной жизни, человек, еще не вступивший в брак, пытается заполнить плотскими душевными переживаниями. Он даже не понимает, что проблема его состояния лежит в другой плоскости. И в этом случае блуд становится чем-то сродни наркотику. Действительно, сексуальные отношения без любви способны давать на какое-то время успокоение, а потом все возвращается с еще большей силой.
Таким образом, возникает зависимость от ощущений, связанных с блудом. Она формируется и развивается, как и прочие формы зависимостей.
И, как любая форма зависимостей, в своем глубинном варианте – это наше неосознаваемое, непереносимое переживание чувства богооставленности.
В практике семейного консультирования существует форма работы, когда к консультанту обращаются пары перед вступлением в брак. И вместе с ним будущие супруги проясняют мотивы своего решения, наличие общих ценностей и смыслов, то есть того основания, на чем будет строиться семья.
Эти консультации проводятся с целью помочь молодым людям сделать верный выбор при создании семьи, прояснить несоответствие в ценностях, в вопросах воспитания будущих детей – определить тем самым зону потенциального конфликта.
Очень часто бывает, что основой, основным мотивом при создании семьи служит сексуальное влечение. Если это является основной причиной, то несомненно, что при утихании этого влечения люди начинают испытывать неудовлетворенность в браке.

15. Психологические аспекты избавления от блудной страсти на основе аскетического учения борьбы с помыслами.

Человек, захваченный страстью, постепенно разрушает свою личность.
Первый шаг к освобождению от страсти-зависимости – это осознание, что зависимость сформировалась, и что она уже владеет тобой. До тех пор, пока человек думает, что он в любой момент сможет справиться самостоятельно, он находится в «очаровании» , т.е. не способен реально оценить действительность и погружается в зависимость все больше. Сознание при этом всегда находит оправдание любому поступку .
Если есть осознание ситуации, осознание своего бессилия и желание избавиться от страсти, то, значит, и дадутся силы и возможности с этим справиться. «Сила Моя в немощи совершается» ().
Господь начинает помогать человеку тогда, когда он, осознавая свое бессилие, тщетность всех своих усилий, взывает к Нему о помощи.
Современному человеку, ориентированному на внешнюю жизнь и деятельность, необходимо учиться проявлять внимание к «своему внутреннему человеку», то есть обучаться внимательному наблюдению за своими мыслями и чувствами. А также без лукавства осознавать, каким образом формируются наши страстные желания, как мы им потакаем, интеллектуально оправдываем. Одним словом, используя святоотеческую терминологию, нам следует обучаться трезвению и «духовной брани».
Необходимо помнить, что самому человеку без Божией помощи с искушениями не справиться. Но если просишь, даются благодатные силы противостоять им.
Работа с помыслами – это целое искусство. Начинаем с наблюдения себя.

16. Как вести работу по самонаблюдению.

Работая с клиентами, я часто рекомендую на некоторое время отложить «пленение». Сказать себе – это от меня никуда не денется. И посвятить пять-десять минут тому, чтобы описать процесс «захвата помыслом». В сознании эти стадии иногда очень трудно отследить. Когда мы записываем, то постепенно начинаем улавливать, что за чем следует. Тренируется наше внимание к внутренней жизни, «внутреннему человеку». И вот после таких тренировок человеку все лучше удается улавливать начало – прилог. Все это начинает удаваться только тогда, когда получается наблюдать за процессом внутренней брани немного со стороны.
Важно помнить и такой момент, что психика наша очень консервативна, инертна. Чтобы переучить себя мыслить и чувствовать иначе, требуется довольно много времени. Обязательно будут «падения». Однако не стоит опускать руки. Надо вновь и вновь продолжать борьбу. Любой опыт «падений» должен максимально осознаваться.
Падения должны нами проживаться с сокрушением и покаянием, но не приводить к отчаянию. Для развития процесса наблюдения за помыслами полезно вести дневник. Прописывайте в своем дневнике все моменты падений и побед. Описывать следует как бы со стороны, стараясь быть бесстрастным. И тогда навык работы с помыслами будет развиваться, что позволит вырваться из плена греха.
Опираясь на святоотеческое учение борьбы со страстями, мы рекомендуем «алгоритм» освобождения от страсти, предлагаемый святителем .
Однако надо помнить, что это всего лишь схема. Конкретный живой пример работы всегда и сложнее, и многограннее.
В данном случае приводится пример работы с блудной страстью – зависимость от просмотра порносайтов.

17. Для достижения успеха необходимо сформировать крепкое намерение.

Первое, что необходимо – это прояснить и укрепить мотивацию. А для этого надо ответить (желательно письменно) на ряд вопросов:

  1. подумать о том, как будет хорошо, когда я преодолею страсть блуда меня наладятся отношения с девушками, в дальнейшем я смогу создать хорошую семью; уйдет тревога, напряжение; я стану радостнее, внутренне свободнее…)
  2. почему мне не хочется бороться со страстью (я не верю, что у меня это получится; мне придется уделять этому время, у меня его мало, мне надо обращать внимание на свою внутреннюю жизнь, а я это не умею….)
  3. описать последствия страсти (страх, что это повлечет за собой одиночество, не будет устойчивых отношений, не будет семьи, я все больше замыкаюсь от людей, привыкаю снимать напряжение и тревогу таким способом и не знаю, как это можно делать иначе…)
  4. твердо ли я решаюсь на борьбу (см. п.1 да надо решаться, но справлюсь ли?)
  5. мобилизовать свою волю и попросить Бога о помощи (сам не справлюсь, но с Божией помощью справлюсь…)

Утвердиться в своем намерении (мотивации) – важно, поскольку именно тут мы будем черпать силы при неудачах и ошибках. Силы нам нужны для того, чтобы ни в коем случае не сдаваться, а продолжать работать над собой дальше. Успех обязательно придет, если набраться терпения и всегда помнить, что без помощи Бога в этой борьбе не устоять.
Вспомним, что страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога (приражения). По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

18. Стадии формирования страсти.

Процесс формирования страсти условно разделяют на четыре стадии.
Первая стадия – увидеть в себе возникновение прилога.
Прилог возникает в сознании человека от впечатлений от увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия.Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его.
Вторая стадия – прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.
Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля человек уже подчинилась влиянию греховной мысли и человек уже готов перейти к действиям. Мы помним слова Господа в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы…( ). Грех начинается «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» ().
Четвертая стадия пленения помыслом. Греховный помысел переходит в действие (поступок, слова).

Для человека неискушенного в духовной брани заражение страстными помыслами происходит намного быстрее. Начальные этапы развития помыслов (прилог-сочетание-сосложение) часто проходят вообще не замеченными, и только на уровне пленения, если начинается борьба с развивающимися страстями, выходят наружу.
Мы говорили уже, что мысли наши далеко не всегда наши, а приходят от «врага». Зная это, Святые отцы предлагают не пугаться их, и не впадать в уныние от собственной греховности. Это и есть один из моментов духовной брани. Помыслов не нужно бояться , но и не нужно беседовать с ними . А также следует себя ограждать от искушений. Ведь каждый человек сам хорошо знает, что для него является ситуацией искушения.
Вот очень важный момент, на который обычные психологи не обращают внимания и даже не рассматривают. Нам же следует пристальнее вглядеться в него. То, о чем сказано ниже, открывается нам только святоотеческим опытом.
Необходимо воспринимать помыслы как что-то внешнее, не имеющее к нам отношения. Необходимо помнить, что самому без Божией помощи с искушением не справиться. А внутренне спокойно, трезво наблюдать за развитием помысла может человек, уже имеющий некоторый духовной опыт и очищенное покаянием сознание. В этом случае ему даются благодатные силы противостоять им.
Итак, желающему освободиться от страстей, надо обучаться тому, чтобы умерщвлять дурные помыслы в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: ). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) – прилог.
Начинать борьбу с помыслами необходимо с молитв ко Господу, святым и ангелу-хранителю. Это важно для того чтобы мы удерживались приписывать успехи духовной брани нашим собственным стараниям, а только помощи Божией.

19. Пример работы по самонаблюдению с помыслом блуда.

Пример тот же. Человек испытывает сильное искушение войти в порносайт….

Прилог
Я сегодня очень устал, пойду включу компьютер и расслаблюсь…
Что необходимо сделать, чтобы страсть не развивалась дальше: я же знаю, что обязательно зайду в порносайт. Господи, помоги мне удержаться!

Сочетание
Да ничего особенного, я просто включу и посмотрю почту, это ведь ничего не значит…
Чтобы помысел не развивался дальше надо переложить мысли на благое.
Да, но ведь я себя знаю, лучше, если я попробую расслабиться иначе. Пойду – покатаюсь на велосипеде… Я знаю, что для меня лучше избегать пока искушений.

Сосложение
Да ничего страшного, все сидят в этих сайтах. Никто от этого не умер. Да и вообще, почему именно сегодня. Ведь я сейчас устал и какой… вообще мне нужен велосипед?
Тут необходимо до наступления пленения суметь посмотреть на себя со стороны. Увидеть свою духовную слабость и как, по сути во внутреннем диалоге происходит общение и разговор с бесом. И тогда реально задать себе вопрос: что я выбираю Христа или дьявола? (Господи, помоги мне не предавать Тебя!)

Пленение
Да и вообще, причем здесь Христос? Я думать об этом не хочу…

Приведенный пример не может служить идеальной схемой во всех случаях. Внутреннюю жизнь человека конечно нельзя ограничивать схемами и алгоритмами. Но для лучшего понимания сути процесса нам приходится к этому прибегнуть. По-настоящему работа с помыслами – это и есть суть православной аскетики – науки из наук.
В монастырях монашествующие исповедовали свои помыслы старцу. Нам, мирянам, многим, лишенным духовного руководства, необходимо не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – и все это осваивать личным опытом духовной брани .
В идеале эта работа является частью аскетической практики , выработанной Восточным христианством. Она приводит к чистому сознанию, внутреннему безмолвию, к постоянному молитвенному предстоянию перед Богом – тому, что именуется в православной аскетике . Но это уже совсем другая тема для разговора. И нам следует здесь остановиться….

20. Заключение.
В заключении хочется еще несколько слов сказать о том, что страсть (любая, не только страсть блуда) ведет нас к несвободе, к внутреннему рабству. В Новом Завете апостол Павел сговорит: «К свободе призваны вы, братья!» ().
Мы же не умеем ею распорядиться достойно, плохо понимая, что это за чувство (оно способно вызвать тревогу) и подменяем свободу своеволием, тем самым попадая в рабство греха. Христианство – это дарованная нам возможность обрести свободу во Христе.
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ()
Если мы хотим получить устойчивый результат в борьбе со страстью, то необходимо работать в направлении развития своего христианского мировоззрения.
Без личной укорененности в христианском сознании человеку с этой проблемой не справиться в силу того, что общество в целом, как оно сейчас относится к греху, является мощным фактором, порождающим искушения.
Процесс выстраивания христианского мировоззрения не быстрый, а временами трудный и болезненный, каким является процесс любого рождения. А здесь происходит рождение новой личности во Христе. Православная Церковь дает нам возможность принести покаяние. И это единственная возможность пересмотреть свои поступки, мысли и чувства, чтобы уйти от соблазнов повторения, и одновременно не впасть в состояние тоски и уныния от осознанности своей греховности и нищеты духовной.
У нас всегда есть выбор – умирать от голода в чужой стране, пася свиней, как это делал блудный сын, или вернуться в дом Отца.

  • Петровский И. Была ли Ева помощницей Адаму// Фома. год 2008,№6
  • святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Лепта Книга, 2007.
  • Шеховцова Л.Ф. Сексуальная революция женскими глазами// Педагогика. 2005, №7.
  • Может, счастье помашет рукой,
    Светом утренних звёзд обозначится.
    Но пока лишь туман над рекой
    И сплошная страстная пятница.

    Жизнь летит кувырком невпопад.
    С мыслью: «что-то когда-то изменится»
    Мы играем, но вновь близок пат,
    Ведь сегодня страстная пятница.

    Канет в лету с утра этот день,
    За спиною у ЗАВТРА запрячется.
    Тихий шёпот: «До встречи!», и тень
    Скроет в прошлом страстную пятницу

    Ветер разгонит листья
    В ночь по асфальту мчится
    Синию быстрой птицей
    Автомобиль с царицей

    Вновь на свиданье лица
    Сердце быстрей стучится
    Страстною светской львицей
    Будет всю ночь царица
    Будет всю ночь царица

    Пр; не знала не ждала
    И все потеряла
    Что долго искала
    Ты все потеряла
    не знала не ждала
    Что долго искала

    2) Горечь ошибок длится
    И по утру царица
    Словно судьбы боится
    Вновь на дороге птицой

    Вдаль унесутся мысли
    И вспоминает лица
    Те что душой не вышли
    И загрустит...

    «Душа есть первая энтелехия естественного те-
    ла». «О чём ты, Бэла?» «А ты, обладал искусств-
    ом рождения мыслей?» « В смысле?» «Эпипсих-
    идион». «Выйди вон, не морочь мне головы». А
    Колёк, всё о своём, тянул себя за уши: «Гармо-
    ния души, послушай». «Пой песни хоть тресни».
    «Не бреши». Архонтов приговор. Душ ров, яма,
    котлована, рама, чувств, основа, рождения эмо-
    ций, из ничего настроения костяк, а так тебя
    и сяк, вспоминал его маму, зачем? прошу не
    терпи сраму, бдения сна, силы...

    Славный апрельский вечер,
    Чудная погода,
    Солнце яркое светит в окна домов,
    И ты со мною рядом
    Шагая в ногу,
    И за руки держась
    Я люблю тебя!
    Повторяя вновь, и вновь
    И это вечер только для нас!
    Зайдя в квартиру
    Наши губы слились,нежным поцелуем
    Мурашки по телу........
    Твои горячие руки,
    Скользили по моему телу
    Я теряя голову......
    В глазах туман
    На теле сладкие поцелуи твои,
    Шёлковый халат
    Медленно упал на пол,
    Ты страстно дыша,
    Увидел на моем теле кружева
    Я звонка смеясь...

    И не кончается пятница страстной
    Недели прощенья желает любой
    И что касается жизни частной
    Оставлено то, что не взять с собой
    В память больную, отчасти изъянов
    Порванных струн и пьяных баянов
    И вечных споров за круглым столом
    О нации, счастье, и сколько мы пьем
    За здравие всех друзей живущих
    Родителей наших, в тревоге ждущих
    Своих непослушных, взрослых детей
    Секунды отсчета бегут все быстрей
    От статной столицы до глубинок области
    От всевышней святости до человеческой подлости.

    Ты по Скайпу себя покажи!..
    И как можно скорее...
    Твой ВЗГЛЯД,.. - в раме старого фото?..
    ОН. Скальпель...
    В объеме души моей,.. грешной...

    Не надо чего-то бояться.
    Пределы,.. границы?..
    ...останься в своем ты пространстве.
    Покорный я буду,.. несмелый...
    Но дай мне влюбиться!.. ...хотя бы по Скайпу.

    Твой Взгляд?!
    Мне бы только в Глубины вглядеться...
    Что ТАМ?.. Первородная нежность...
    Иль страшная Бездна,.. - вселенность?..
    ...бездонная ТВЕРДЬ подсознания.
    Камень УМА...

    Подари мне взгляд, родная,
    Ну ещё хотя бы раз.
    Взгляд прелестных, несравненных,
    Взгляд твоих волшебных глаз.
    Подари мне взгляд, прошу я
    И не прячь свои глаза.
    В них сиянье звёзд далёких
    Океанов бирюза.
    В них заоблачные выси,
    В них медовая роса,
    Всё, о чём мечтать ты можешь
    И о чём мечтать нельзя.
    Взгляд пленяет и пронзает.
    Ох, предчувствую беду –
    Я в глазах твоих навеки
    Заблужусь, иль утону.
    Знаю я определённо
    Есть на свете чудеса,
    Только всех чудес прекрасней
    Эти милые глаза...

    Поймаешь взгляд ты мой не раз
    Тебе о чем-то говорящий.
    Он то веселый и живой,
    А то задумчиво грустящий.

    Твой взгляд ловлю и зелень глаз
    Меня манит туманным взором.
    И не смотри с немым укором,
    Я красотой сражен сейчас.

    Я позову тебя с собой
    За двери жизни предстоящей.
    Живу мечтой и лишь с тобой
    Хочу делить свой взгляд манящий.

    Хотите узнать действительно ли молодой человек любит Вас или просто флиртует? Просто внимательно загляните ему в глаза, и Вы сразу все поймете. Говорят, что глаза это зеркало души. И настоящая любовь обязательно будет в этом зеркале отражаться. Взгляд влюбленного мужчины ни с чем не спутаешь. В нашей статье мы расскажем все о том, как по одним глазам понять, что парень влюблен.

    Какой он – влюбленный взгляд? Как его описать? Есть несколько объективных: направление, длительность зрительного контакта, размер зрачков, концентрация. О них мы и поговорим в первую очередь.

    Направление взгляда

    Влюблённый внимательно смотрит в глаза, словно пытается понять, взаимны ли его чувства. Зачастую такие мужчины настолько очарованы личностью спутницы, что жадно ловят каждое её слово.

    Во взгляде преобладает не страсть, а нежность и ласковость. Будто вы сокровище, которое нужно беречь и с которого нельзя спускать глаз.

    Взгляд флиртующего мужчины, ищущего мимолётной связи, фиксируется на фигуре женщины. Если 80% времени мужчина разглядывает ваш силуэт, причёску, шею, грудь, талию, бёдра и ноги – не ждите искренних чувств.

    Внимание к деталям (одежде, украшениям, макияжу) также свидетельствует о поверхностной заинтересованности. Казановы оценивают женщин, как товар и охотно осыпают комплиментами.

    Длительность контакта

    В психологии отношений длительность взгляда играет большую роль. Согласно исследованиям ученых обычно собеседники смотрят друг другу в глаза 50-60% от всего времени разговора.

    Если мужчина влюблен, длительность зрительно контакта возрастает до 70-80%. Поэтому, если Вы заметили, что мужчина почти не отрываясь смотрит Вам в глаза во время разговора – это значит что Вы ему не безразличны.

    Флиртующие мужчины во время разговора редко смотрят прямо в глаза. Мимолётно посмотрели, а затем взгляд перемещается на губы или грудь.

    Мужчины, поднаторевшие в соблазнении, знают о такой особенности и поэтому намеренно продлевают контакт дольше, чем это нужно по ситуации. «Смотрит, не видя», - такое впечатление складывается от подобных поклонников.

    Хотите узнать все секреты соблазнения мужчин? Мы советуем посмотреть бесплатный видео-курс Алексея Чернозема "12 законов обольщения для женщин". Вы получите пошаговый план из 12 шагов, как свести любого мужчину с ума и сохранить его привязанность на долгие годы.

    Видео-курс бесплатный. Чтобы посмотреть, перейдите на эту страницу , оставьте свой e-mail и на почту придет письмо со ссылкой на видео.

    Размер зрачков

    «Бездонные» глаза это не просто красивая метафора. Во время сильного возбуждения зрачки непроизвольно расширяются. Если Вы заметили этот эффект при взгляде на Вас, это еще один аргумент в пользу серьезных чувств и намерений.

    Если мужчина просто флиртует и не испытывает при этом сильных эмоций, его зрачки останутся прежнего размера.

    Концентрация

    Влюблённый мужчина полностью погружён в общение – когда вы рядом, то земля перестаёт вращаться, а другие люди не существуют. Он сосредоточен, внимательно слушает и смотрит на вас, когда вы говорите. Задаёт множество уточняющих вопросов и запоминает ответы! У вас не складывается впечатление, что нить разговора только в ваших руках – происходит полноценный обмен.

    Флирт не требует полного сосредоточения на партнёре – мужчина остаётся включённым в мир. Его отвлекают проезжающие мимо машины, вывески на витринах и встречные красотки.

    Зачастую флиртующие мужчины смотрят в глаза только во время собственного монолога, будто контролируют – попалась ли рыбка в расставленные сети? Когда же инициативу беседы перехватывает девушка, взгляд становится «стеклянным» или «бегающим». Если через 5-10 минут задать вопрос по теме своего рассказа, внятного ответа получить не удастся.

    Если он действительно влюблен – это отразиться не только на его взгляде, но и на его поведении. Мы выбрали .

    Жесты, мимика и «язык» тела тоже .

    Если парень Вам симпатичен, почему бы не . Это поможет ему сделать следующий шаг в ваших отношениях.

    Влюбленный взгляд простыми словами

    Взгляд влюбленного молодого человека невозможно полностью измерить в секундах, миллиметрах и процентах. Хотите быть на 100% уверены что он влюблен – посмотрите на эмоции, которые отражаются в его глазах.

    Влюблённые глаза

    • Тёплые. Взгляд влюблённого мужчины согревает. Создаётся ощущение, что вас укутывают тёплым и пушистым одеялом, сотканным из любви и обожания.
    • Внимательные. У влюблённого глаза становятся заинтересованными, в них явно читается внимание ко всем аспектам вашей жизни. Вы второй час несёте чушь, а мужчина продолжает смотреть в ваши глаза внимательно и серьёзно? Это любовь.
    • Заботливые. Влюблённый мужчина хочет украсть свою Музу из этого жестокого мира и окружить её безграничной заботой – глаза приобретают «отцовское выражение», будто на его плечах возложена ответственность за жизнь женщины.

    Флиртующие глаза

    • Задорные. Откровенно заигрывающий мужчина не обязательно плохой человек, просто он не влюблён. Игривый взгляд присущ флирту, он пьянит лёгкостью и непринуждённостью.
    • Страстные. Когда в женщине видят лишь сексуальный объект, то выражение глаз приобретает маслянистый характер. Во взоре явно читается похоть, которая подкрепляется направлением взгляда на интимные части тела – грудь и бёдра.
    • Холодные. Огонь страсти не способен согреть, он больше похож на яркую новогоднюю гирлянду, чем согревающий костёр. Флиртующий мужчина сосредоточен на своих эмоциях и мыслях, поэтому взгляд часто отрешён и равнодушен.

    Видео в тему:

    Не расслабляйтесь! Оценивайте.Мужчина засыпал вас ворохом подарков, водит по кафе и каждые пять минут награждает комплиментами? Не спешите расслабляться! Трезво оцените взгляд, чтобы понять - влюблён ли он по-настоящему? Если вы ищете настоящую любовь, то нет смысла тратить время на отношения с человеком, нацеленным на поверхностное общение и сиюминутные удовольствия!

    Любой мужчина может быть классифицирован как "мужчина груди", "мужчина ягодиц" и "мужчина ног", в зависимости от того, какая часть его тела в первую очередь привлекает внимание женщин. И, хотя многие женщины будут утверждать обратное, достоверно известно, что большинство женщин наблюдают именно за ягодицами мужчин. (Это вовсе не праздное предположение: британские исследования установили, что это излюбленное место в человеческом теле, куда чаще всего люди направляют свои зрачки.)
    Но исследователи установили также, что каждый человек в первую очередь наблюдает за глазами других людей (зачастую делая это неосознанно). Поэтому каждый человек - "человек глаз". Когда вы, будучи подростком, с неохотой выходили показываться гостям, приходившим в дом к вашим родителям, вероятно, ваши родители говорили вам: "Посмотри им прямо в глаза". И потом они, должно быть, в совершенно недвусмысленных выражениях говорили вам, что разглядывать любой из вышеупомянутых анатомических участков тела строго воспрещается.
    Сильный контакт глаз немедленно порождает сильное чувство привязанности. Это было доказано раз и навсегда в исследовании под названием "Влияние пристальных обоюдных взглядов на чувство романтической любви". Исследователи разместили сорок восемь мужчин и женщин, которые не знали друг друга, в большой комнате. Они дали им указания о том, насколько тесный
    контакт глаз они должны иметь со своим партнером во время ничего не значащих разговоров. После этого исследователи спросили каждого участника о том, что он или она чувствовали в отношении различных людей, с которыми они разговаривали. Каковы результаты?
    Участники, которые пристально смотрели партнерам прямо в глаза и чьи партнеры отвечали таким же при стальным взглядом, сообщили о значительно более сильных чувствах привязанности, чем участники, находившиеся в других условиях... У участников эксперимента, вовлеченных в пристальный взаимный контакт глаз, значительно возросло огцущение пылкой влюбленности., и симпатии к своему партнеру ".
    Давайте скажем это более простым языком: пристальный взгляд "глаза в глаза" с привлекательным незнакомцем помогает поднести спичку, чтобы зажечь пламя любви.
    Почему же контакт глаз имеет столь пожароопасные последствия? Антрополог Хелен Фишер говорит, что это является одним из основных животных инстинктов. Прямой контакт глаз приводит в возбуждение (то есть в состояние повышенной активности. - Прим. пер.) "первичную зону человеческого мозга, вызывающую одно из двух основных побуждений - приблизиться или отступить".
    Пристальный контакт глаз создает состояние сильного волнения, подобное страху. Когда вы смотрите прямо и уверенно в чьи-то глаза, его или ее тело вырабатывает химические вещества, похожие на фенилэтиламин, или ФЭА, который встряхивает человека и вызывает ощущение влюбленности. Таким образом, установление сильного, почти угрожающе интенсивного контакта глаз с вашей Добычей - один из первых шагов для того, чтобы сделать его или ее влюбленными в вас
    Люди подолгу задерживают взгляд на тех, кого они любят, и быстро отводят глаза от тех, кого не любят. Нам нравится пристально смотреть в уютный огонь в долгие часы досуга, однако наши руки резко поднимаются вверх, чтобы закрыть наши глаза от отвратительной сцены в кинофильме. То же самое происходит, когда мы смотрим на людей. Мы с нежностью пристально смотрим на наших возлюбленных, но отводим глаза от неприятных, уродливых или скучных людей. Когда кто-то нам надоедает, первая часть нашего тела, бегущая от скуки, - это наши глаза.
    Я постоянно слежу за этим явлением в своих выступлениях. Всегда, когда я монотонно и нудно говорю слишком долго об одном предмете, сидящие в аудитории прячут свои носы в свои конспекты и записи. Внимательное изучение собственного маникюра также становится крайне важным. Некоторые даже начинают дремать. Когда я возвращаюсь обратно на основной курс, их ресницы взлетают вверх, как бабочки, которые возвращаются на солнце после ливня.
    Другой, почти противоположный, фактор, который препятствует хорошему контакту глаз - застенчивость. Чем больше кто-то поражает или подавляет нас, тем больше мы избегаем его или ее глаз. Служащие очень низкого ранга часто отводят свой взгляд от большого начальника. Если мы встречаем кого-нибудь чрезвычайно красивого или совершенного, мы стремимся делать то же самое.
    На моих семинарах я стараюсь установить контакт с каждым слушателем в аудитории. Однако, если среди моря лиц присутствует особенно красивый мужчина, я часто ловлю себя на том, что избегаю его взгляда. Я смотрю в глаза всем, кроме него. Затем, осознавая недальновидность своего поведения, я заставляю себя посмотреть в глаза Очень Привлекательного Мужчины, и - БАМ! Мое сердце сбивается с ритма. Иногда я теряю линию своей мысли и начинаю запинаться.
    Сильная штука - этот контакт глаз!

    Сколько времени должен длиться контакт глаз, чтобы имитировать любовь?
    Один английский ученый установил, что во время разговора люди смотрят друг на друга в среднем от 30 до 60 процентов времени. Но и этого не достаточно для того, чтобы завести двигатель любви с первого взгляда
    В своей работе "Измерение романтической любви" Зик Рабин пришел к выводу, что люди, которые глубоко влюблены, смотрят друг на друга гораздо больше, когда разговаривают, и медленнее отводят глаза, когда кто-нибудь вторгается в их мир. Он подтвердил это хитроумным экспериментом. Он задавал встречающимся парам большое количество вопросов, чтобы для начала оценить, насколько сильно пары любят друг друга. Потом пары, независимо от результатов оценки, помещались в комнату ожидания, где им говорили: "Экспериментатор вскоре подойдет, чтобы начать эксперимент". Они не подозревали, что это и был эксперимент. Скрытые камеры фиксировали сколько времени пары проводили, пристально глядя друг другу в глаза. Чем выше оценивалась пара по первому тесту, тем больше времени они проводили глядя друг на друга. Чем меньше любви они испытывали друг к другу, тем меньше времени длился контакт их глаз.
    Чтобы дать вашей Добыче подсознательное ощущение того, что вы двое уже любите друг друга (если вы это сделаете, то так оно и будет), значительно увеличьте ваш контакт глаз во время вашего разговора. Доведите его до 75 процентов времени или больше, если вы хотите, чтобы ФЭА хлынул по его или ее венам.
    Дополнительные секунды контакта глаз беззвучно говорят о многом. Женщина читает в них: "Прекрасная леди, я увлечен вами. Я очарован тем, что вы говорите". Мужчина, как правило, поймет увеличение длительности контакта глаз таким образом: "Я хочу тебя. Я не могу дождаться, когда смогу сорвать с тебя одежду и заняться с тобой безумной страстной любовью".
    Вы должны, однако, смотреть прямо в глаза вашей Добычи, если вы хотите пробудить эти чувства любви с первого взгляда. Не на его брови, не на ее переносицу - смотрите прямо в эти голубые, карие, серые или зеленые глаза. Представьте, что вы восхищаетесь оптическим нервом, находящимся за глазным яблоком.
    Мудрость веков, взятая из бродвейского мюзикла - "Насвистывай веселую мелодию, и будешь счастлив". Подобно этому, подавайте знаки того, что вы двое любите друг друга, и Добыча будет ощущать вашу любовь.

    ПРИЕМ № 3:


    Глубокий пристальный взгляд
    Когда вы беседуете с вашей Добычей, пусть контакт ваших глаз будет более продолжителен. Ищите его или ее оптический нерв. Задержите свой взгляд на глазах вашей Добычи, чтобы создать ощущение, что вы уже любите друг друга.
    Ддя этого, однако, нужно нечто большее, чем просто уставиться в чьи-то глаза. Вы должны сделать ваш взгляд теплым и привлекательным. Пристальный взгляд в бесчувственные глаза дохлой рыбины не приводит к пробуждению любви.

    Как сделать взгляд соблазнительным, возбуждающим и обольстительным
    Соблазнительный взгляд - это качество, которым одарены не только кинозвезды. Ни Бетти Дэвис, ни Кларк Тэйбл не имеют патента на них. Мы все обладаем этим возбуждающим взглядом, истоки возникновения которого глубоко скрыты в ранних периодах эволюции человека. Этнологи даже назвали его "совокупительным взглядом" (copulatory gaze). Совокупительный взгляд играет большую роль в занятиях любовью. Например, перед совокуплением, карликовые шимпанзе, которые настолько близки к человеку, насколько это возможно для приматов - проводят несколько мгновений глядя друг другу глубоко в глаза.

    Секс без контакта глаз затруднителен для многих приматов. Несколько финских исследователей сводили вместе самцов и
    самок бабуинов. При помощи специальных устройств - управляемых шторок, закрепленных возле их глаз, экспериментаторы
    могли регулировать то, какая часть тела самки первой попадет в поле зрения бабуина-самца. Когда при первом беглом взгляде на самку, самец видел ее гениталии, у него происходило лишь пять эякуляций. Однако когда он сначала смотрел в ее глаза прежде,чем увидеть ее половые органы, происходила двадцать одна эякуляция. (Мужчины, увеличение контакта глаз во время предварительной игры не обещает вам двадцать одну эякуляцию, но определенно усилит нежные чувства к вам со стороны вашей партнерши.) Антрополог Хелен Фишер зашла даже так далеко, что сказала: "Возможно, именно глаза - а не сердце, гениталии или мозг

    Что же делает ваш взгляд сексуальным и соблазнительным? Все очень просто: большие зрачки. В связи с этим изучите старые фотографии Бетти Дэвис или Кларка ГЪйбла, и вы увидите огромные расширенные зрачки. Без сомнения, это - ретушь, но каков эффект!
    Отец науки, которая стала известна как "пьюпиллометрика" (pupillometrics, "измерение зрачков"), доктор Экхард Тесс, продемонстрировал, что большие зрачки более привлекательны, показав две фотографии женского лица группе мужчин. Фотографии были идентичны, за исключением того, что на одной из них Ifecc подретушировал зрачки женщины, чтобы сделать их больше. Реакция мужчин на Мисс Большие Зрачки была в два раза сильнее, чем на ту же женщину с маленькими зрачками. Гесс затем провел обратный эксперимент и показал фотографию мужчины с увеличенными зрачками женщинам. Наблюдалась такая же положительная реакция женщин на Мистера Большие Зрачки.
    Доктор Гесс говорит нам, что мы не можем сознательно контролировать величину наших зрачков, но в начале 1960-х он доказал, что мы можем по крайней мере управлять ей. Он подключил мужчин к установке Раба Голдберга для измерения размеров зрачков и демонстрировал им ряд фотографий. Когда мужчины видел фотографии пейзажа, ребенка или семьи, размер их зрачков изменялся незначительно. Однако доктор Гесс подкладывал в пачку фотографию обнаженной женщины. Когда мужчины видели ее, их зрачки стремительно расширялись, таким образом подтверждая, что, когда мы смотрим на соблазнительные раздражители, наши зрачки расширяются.
    Вот каким образом можно увеличить ваши зрачки так, чтобы ваши глаза выглядели как манящие озера, в которых ваша Добыча с удовольствием утонет. Когда вы разговариваете друг с другом, просто смотрите на самую привлекательную особенность на лице вашей Добычи. Может быть, это ее милый маленький носик? Есть ли у него прелестная ямочка на подбородке? Если вам нравится то, что вы видите, ваши зрачки постепенно увеличиваются. Держите ваши глаза подальше от родимого пятна с растущими из него черными волосками. Это заставит ваши зрачки резко сузиться!

    ПРИЕМ № 4:
    Соблазнительный взгляд
    Разговаривая со своей Добычей, пристально смотрите на самую привлекательную часть его или ее лица. Ваши зрачки автоматически расширятся, делая ваш взгляд таким соблазнительным. Подумайте также о чем-нибудь приятном и нежном. Сосредоточьтесь на том, как красива ваша Добыча, как вам хорошо с ней, как здорово было бы принять душ вместе с ним.
    Вы также должны изгнать из вашего сознания смущение, недоверие, нервозность и любые другие отрицательные мысли, приводящие к сужению зрачков. Думайте с теплотой и заботой о вашей Добыче, это смягчит ваш взгляд.

    Как пробудить первобытные, волнующие, сексуальные ощущения в вашей Добыче
    Давайте теперь поговорим о третьей технике для вашего главного органа романтической любви. Эта техника порождает в вашей Добыче те изначальные, волнующие чувства, которые переполняют людей, когда они начинают влюбляться.
    Разговаривая, люди имеют привычку отводить взгляд в сторону в конце предложения или во время пауз, кроме случаев, когда они увлечены собеседником (или безнадежно влюблены). Выражение "он не мог отвести от нее глаз" не просто метафора. Люди, которые любят друг друга, не только не отказывают себе в намного более длительном контакте глаз во время разговора, но и не отводят взгляд друг от друга даже после того, как они заканчивают говорить. Это очень возбуждает, когда чей-то взгляд задерживается на вас во время молчания, после того, как вы закончили говорить.

    Несколько лет назад я наняла плотника, чтобы сделать дополнительное окно в моем офисе. Джерри не был писаным красавцем, он определенно не был интеллектуальным гигантом, но по какой-то необъяснимой причине я находила его чрезвычайно привлекательным. Джерри обладал каким-то неопределенным, таинственным качеством. Это было нечто волнующее, первобытное, сексуальное.

    Я не позволила себе, однако, потворствовать своему маленькому увлечению. Возможно, я подумала, что обольщение плотника не было бы ни общественно приемлемым, ни политически корректным, ни, с другой стороны, желательным в этих условиях. Или, может быть, иные качества Джерри не соответствовали моей "карте любви". Тем не менее, мысли о Джерри наполняли мои фантазии еще несколько недель.
    Я не видела его несколько лет. Потом, совсем недавно, во
    время работы над этой книгой, мне понадобились полки для хранения материалов исследований. Естественно, я позвонила Джерри. Он подошел к моей двери, потяжелевший на десять фунтов, постаревший на три года, но все такой же сексуальный. На этот раз, благодаря моим недавним исследованиям, через пять минут нашей беседы я поняла, почему он так привлекал меня.
    Каждый раз, когда я говорила что-либо, глаза Джерри задерживались на мне. После того, как я прекращала говорить, даже во время молчания, его глаза оставались приклеенными ко мне. Эта особенность, как я поняла, и была тем, что я находила таким волнующим, таким возбуждающим, таким сексуальным.
    По мере того как наш разговор о полках продолжался, я также поняла, почему Джерри устанавливал продолжительный контакт глаз. Он вовсе не старался быть сексуальным. Он не был очарован мною. Это происходило не потому, что он не мог отвести от меня взгляд. Это происходило просто-напросто потому, что он не был особо смышленым, и требовалось дополнительное время, чтобы мои фразы вроде "Мне нужны полки шириной в одиннадцать дюймов" осели в его голове.
    Теперь мы превратим это в прием для пробуждения первобытных, волнующих, сексуальных ощущений, которые смогут потрясти вашего нового Потенциального Любовного Партнера.

    ПРИЕМ № 5:
    "Липкий" взгляд
    Когда бы вы ни говорили с вашей Добычей, пусть ваши глаза остаются как бы "приклеенными" к ней или к нему немного дольше обычного - даже во время молчания.
    Пристальный взгляд, задержанный на некоторое время, пробуждает первобытные, слегка волнующие чувства и ощущения. Он вызывает выработку тех же самых химических веществ, которые текут по нашим венам, когда мы чувствуем влюбленность.
    Если вы должны посмотреть в сторону, делайте это с неохотой. Отводите ваши глаза медленно, как будто они увязли в вашей Добыче, как ириска на зубах.

    Озорной откровенный взгляд
    Сейчас мы подходим к последнему способу, с помощью которого наши глаза могут заставить вышеупомянутые химические вещества струиться по венам нашей Добычи. Существуют тщательно отработанные действия, которые мужчина и женщина должны предпринять, встречая друг друга, чтобы любовь между ними могла расти и развиваться.
    Одно из этих необходимых действий требует участия наших глаз. Любопытное явление происходит с глазами, когда мужчина и женщина начинают чувствовать себя друг с другом уютно и спокойно и музыка любви начинает эхом отдаваться в их телах. Когда любовники убаюканы положительными эмоциями, их глаза становятся смелее. Они начинают, нежно и с любовью, медленно блуждать по лицу, волосам, глазам друг друга. Затем они становятся более уверенными и решаются опуститься вниз, на плечи, шею и туловище партнера. Наступает время фантазий и грез.
    Для того чтобы перевести ваши отношения с новой Добычей на эту следующую ступень близости, используйте прием, который я называю "визуальным путешествием". В ходе разговора позвольте вашим глазам медленно скользить вниз от носа к губам.
    Коснитесь взглядом губ на одно-два мгновения, затем позвольте
    себе медленно опустить взгляд дальше, к шее, а затем, если все идет хорошо, то и ниже.

    ПРИЕМ № 6:
    Визуальное путешествие

    Когда вы разговариваете с вашей Добычей, пусть ваши глаза немного передвигаются и блуждают - но сначала только по безопасной территории. Совершите визуальное путешествие по его или ее лицу, сосредоточившись главным образом на глазах. Если вам кажется, что ему или ей нравится ваша экспедиция, совершите небольшие экскурсии в сторону шеи, плеч и туловища.

    Женщины, вы можете более свободно перемещаться по этой территории. Мужчины, будьте более осторожны. Вы совершаете плавание в опасных широтах и можете погубить корабль, если ваши глаза отправятся в путешествие слишком далеко на юг и будут оставаться там слишком долго.
    Эти четыре приема - "Глубокий пристальный взгляд", "Соблазнительный взгляд", "Липкий взгляд" и "Визуальное путешествие" - являются научно подтвержденными и опробованными афродизиаками9. Когда вы испробуете их на своей Добыче, вы почувствуете результат. Однако вам не нужна никакая наука, чтобы понять, что вы кого не сможете заставить влюбиться В вас до тех пор, пока вас не познакомят с ним или с ней и не представят друг другу. Если, конечно, вы не сумели устроить знакомство без посторонней помощи. В просторечии это называется "подцепить" или "снять" кого-нибудь. Поборники политкорректности с отвращением отвергли бы этот термин. Что касается меня, то я ничего не имею против этого понятия - если это делается, скажем, таким образом, который является приличным, соответствует ситуации и подобает людям, в нее вовлеченным.
    Давайте теперь изучим некоторые основы этого искусства. Мы рассмотрим, как можно устроить знакомство с Потенциальным Любовным Партнером без какой-либо посторонней помощи.

    Первое свидание с незнакомкой обычно вызывает еле заметное волнение в груди даже у самоуверенных мужчин. Тревога – это удержанное возбуждение, которое может перерасти в гамму удовольствий или спровоцировать всплеск агрессии. При первой встрече нормальный мужик внимательно осматривает свою избранницу. Зона зрительного исследования у всех разная: одному интересны женские формы, другому – веселый настрой и контактность, третьему – культура речи и внешний вид. Но наиболее интригующей бывает встреча с четвертой категорией женщин, которые излучают особую энергию из глаз. Мужчины, обращающие все свое внимание на женский взгляд, обычно обладают незаурядной интуицией и прозорливостью. Ценители четвертой категории женщин сформулировали признаки, по которым можно определить перспективу отношений со своей избранницей.

    Каким бывает взгляд женщины

    Хищным взглядом обладают женщины, стремящиеся захватить власть над мужчиной. Попасть под руку может кто угодно: мягкий мужчина, недобросовестный чиновник, придирчивый гаишник или грубый прохожий. Некоторые мужчины отождествляют хищный женский взгляд со страстным. Это роковая ошибка. Страстная натура жаждет утолить потребность в интимной близости, а хищница – одержать верх над жертвой.

    Признаки хищного взгляда:

    • заманчивый, игривый блеск;
    • пристальное рассматривание жертвы с ног до головы;
    • сексуальное возбуждение от самого взгляда (у мужчины).

    Магическим взглядом обладают лишь настоящие «ведьмы», прячущие свои желания глубоко в душе. Темно-карий цвет глаз в сочетании с врожденной хитростью образуют гремучую смесь, от которой любой крепкий мужик падает на колени. Очарованные таким взглядом мужчины не могут объяснить причины, побудившие его быть рядом именно с этой женщиной. «Ведьма» проникает в душу своего избранника, управляя им с помощью невидимых нитей.

    Признаки магического взгляда:

    • темные зрачки и еле заметное прищуривание;
    • ощущение «сканирования души» (у мужчины);
    • утрата воли над своими действиями (у мужчины).

    Женщин с поверхностным взглядом стереотипно относят к блондинкам, у которых мозг работает, но эффективность работы очень низкая. Несмотря на стереотипы, этот тип женщин пользуется наибольшим успехом у самодостаточных мужчин. Их любят за то, что они не стремятся превзойти своего мужчину, не хотят принудительно влюбить в себя, а просто наслаждаются совместным времяпровождением. Такие женщины верят красивым комплиментам, охотно принимают подарки и быстро влюбляются. Конкурентки над ними часто смеются, но каждый раз проигрывают конкуренцию за идеального мужчину.

    Признаки поверхностного взгляда:

    • светлые зрачки и слегка приподнятые брови;
    • быстрое переключение внимания с одного объекта на другой;
    • ощущение азарта и игры (у мужчины).

    Таинственный взгляд женщины «из-под стекла»

    Загадочные скромные женщины постоянно колеблются между проявлением страсти и поддержанием безэмоциональной маски. Эта внутренняя борьба отражается во взгляде, когда безэмоциональное лицо («стекло») сосуществует со скрытыми желаниями. Женщина-загадка вызывает азарт у мужчин-обольстителей. Прямолинейный мужчина, обращающий внимание лишь на внешность или пытающийся расспросить о душевном состоянии, потерпит крах в отношениях с загадочной женщиной. Здесь нужно уметь играть, притворяться, обманывать. И лишь когда игра в отношения начинает надоедать обеим сторонам, появляется настоящая близость.

    Признаки таинственного взгляда «из-под стекла»:

    • хитрый блеск глаз и безэмоциональное лицо;
    • позиция наблюдателя за происходящим;
    • ощущение подвоха или противоречивые чувства (у мужчины).

    Взгляд женщины – это фактор, определяющий исход первой встречи. Одни мужчины глубоко разочаровываются в своей избраннице и уходят, а другие – замечают скрытые таланты понравившейся женщины и остаются рядом.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: