Рисуем руку какой ширины пропорции. Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема


Кто не помнит знаменитую работу Леонардо да Винчи, где художественная схема ярко иллюстрирует пропорциональность человеческого тела. Гармонично сконструированное, оно невероятно красиво выглядит. Но и нам самим стоит разобраться, как рисовать человека. Стоит научиться передавать эту гармонию пропорций тела человека. Как? Сейчас я постараюсь показать, какие открытия в рисовании фигуры человека я для себя сделала.

Мне в помощь придет некое пособие по тому, как рисовать тело человека, набор для творчества из необходимых каждому художнику, как профессионалу, так и начинающему, например, дошкольнику, предметов: бумага, карандаши, линейка и ластик. На выручку мне придет и мой сынок, которому 7 лет . Мы с моим малышом решили, что у нас модель человека – это мужчина в джинсах и футболке. Его фотография была найдена нами на одном из сайтов.

Но сразу хочу отметить, что данная пошаговая инструкция предполагает, что те, кто будет следовать этим урокам рисования, легко смогут повторить любой этап. И даже ребенку это сделать будет несложно .

Все исполнение рисунка человека распределяем на несколько этапов:

  • Вспомогательная работа;
  • Детализация картинки;
  • «Оживляем» рисунок фигуры человека.
Так мы сможем нарисовать человека поэтапно карандашом. Поехали!

Вспомогательная работа

Прежде всего, делаем схематический набросок, учитывая пропорции человека.

Как правильно рисовать наброски людей? Для этого нужно начать с малого. Делаем изображение овала. Это будет голова. Измеряем ее размер. У меня она получилась в длину 2 см. Пропорции человека таковы, что нужно отмерить всего 7 таких длин, чтобы получилось изобразить человека среднего роста.


Вот схематичный набросок силуэта. Сложно в этом увидеть рисунок человека. Но именно так мы поймем, как нарисовать человека в полный рост.


Теперь нас ждет исключительно пошаговая работа.

Шея.

Шея человека может быть разной. Но я пошла по среднестатистическим показателям. Шея обычно не шире головы, и в то же время не слишком тонкая, около половины ширины головы.

Не забываем, что это рисунок карандашом для начинающих и в нем могут быть какие-либо неточности. Практикуясь, можно достичь хороших успехов и даже понять, как научить ребенка рисовать человека, сколько бы ему не было лет.

Плечи.

Для рисования плечевой линии важно учитывать факт, что в среднем у мужчины они такой же длины, как и голова. И еще один момент. Рисуем плечи с небольшим наклоном вниз (см. рисунок выше).

Талия.

Как рисовать фигуру человека? Следующий момент – как «найти» и нарисовать у нашего человека талию. В этом поможет разметка. Если у меня голова 2 см, то талию я определю ниже пятого см, приблизительно 5,2-5,3. ставлю точку и от нее провожу горизонтальную линию, которая будет больше ширины головы, но меньше размаха плеч. Соединяю эту линию с линией плеча.

Туловище.

Четвертая отметка (сверху вниз) будет точкой нижней части туловища. Обычно она шире талии, но не должна быть шире плеч. Проводим горизонтальную линию. Соединяем ее края с талией.

Ноги.

Рисунок человека следует дополнить «изготовлением» ног. Как просто это сделать? Поделим на несколько шагов этот этап:

Руки.

Приближаемся к завершающему этапу и дополняем рисунок человека еще одной немаловажной деталью – руки. И снова делим этот шаг изображения человека карандашом поэтапно:
В общем и целом мы разобрались в том, как нарисовать фигуру. Но это еще не все. Теперь модель нуждается в проработки отдельных деталей.

Детализация картинки

Наш нарисованный карандашом человек нуждается в том, чтобы у него «появилось» лицо. И потому каждый элемент мы изображаем на картинке. А это и уши, и прическа, и глаза, нос и брови.


Мы смогли нарисовать фигуру человека. Но это была только схема. Теперь каждую деталь одежды его прорабатываем отдельно. Делаем складки на одежде, и даже некоторые заметные швы отмечаем.


Стираем все вспомогательные линии. И теперь видим, что это более напоминает человеческий облик, чем до сих пор была картинка робота «на шарнирах».

«Оживляем» нашу модель

Мы поняли, как нарисовать тело. А теперь мы это тело оденем. На фото, что мы выбрали, как модель, мужчина в джинсах и майке. Все это показываем на нашем изображении.


Не забываем про эффект светотени, так как это делает работу более объемной.


Если до сих пор некоторые моменты деткам было сложно объяснить, то с этапом раскрашивания справится даже тот ребенок, которому год –два.


Мы с ребенком постарались и у нас получился довольно таки симпатичный мужчина. Возможно, в будущем мы сможем научиться изображать девушку и ребенка. Главное – начало. Успехов вам в дальнейшей практике!

А ниже смотрите еще несколько вариантов.

Тема: Пропорции и строение фигуры человека.

Цель: выполнение эскиза фигуры человека.

Задачи:

· Познакомить с пропорциями фигуры человека, с возрастными особенностями фигуры.

· Познакомить со способами построения фигуры человека на основе конструктивных схем: “фигура женщины”,“фигура мужчины”, “фигура ребенка” (младшего и подросткового возрастов).

· Развивать образное и конструктивное мышление.

· Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.

Оборудование.

· ПК, проектор.

· Презентация: “Выполнение эскиза фигуры человека”.

· Материалы: бумага, карандаш, резинка.

Ход занятия

1. Организационная часть занятия.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

Темой нашего занятия является “Фигура человека”.

Мы с вами познакомимся с отличительными особенностями пропорций фигур мужчины и женщины, а так же с возрастными особенностями пропорций фигур детей и выполним эскизы с использованием конструктивных модульных схем.

3. Объяснение нового материала. Пропорции тела человека

Стремление найти закономерность в размерах человеческого тела возникло еще в глубокой древности. Художникам и скульпторам необходимо было знать пропорции человеческого тела.

Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры на 21 - части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2- части приходились на изображение традиционного головного убора .

Скульпторы древней Греции и Рима за единицу измерения брали размер головы по высоте. Скульптурные изображения Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского служат образцом в искусстве до сих пор, так как соединяют в себе одаренность художника и понимание закономерностей в построении человеческой фигуры, ее типичных пропорций.

Знание эстетических норм строения фигуры вырабатывалось человеком в течение веков. Правильное соблюдение пропорций придает правдивость и жизненность схематическому изображению. Мужская и женская фигуры имеют различия. Эти различия уже заложены в скелете. Мужчины, как правило, выше ростом, женщины ниже. Средний рост мужчин, обычно - выше 170 см. Рост женщин обычно – ниже на 8–12 см.

У мужчин резче обозначаются костные выступы и рельефы мышц, плечи всегда шире бедер. Мужская фигура несколько отклонена назад.

У женщин плечи уже, бедра шире, туловище длиннее, конечности относительно короче мужских.

У детей в годовалом возрасте нет сужения туловища по линии талии. Ширина груди равна шире головы. Ширина плеч равна высоте головы. Руки от плеча до кисти почти одинаковой толщины. Ноги сравнительно короткие. Толщина ног на линии бедер незначительно отличается от толщины на линии колена. Конечности пропорционально короче. Длина рук доходит до уровня основания туловища. Шея короткая.

Для того, чтобы правильно изображать человека, необходимо знать его основные пропорции. Так что же такое пропорции? (Запись в тетради)

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами

За одну часть берется голова человека. Голова укладывается в фигуре взрослого человека 7,5 – 8 раз. Первая часть – голова. Вторая оканчивается на уровне груди. Третья – пупок.
Четвертая часть – на уровне бедра. Пятая и шестая части берутся одновременно и заканчиваются под коленной чашечкой. Седьмая и восьмая части – голень вместе со стопой. Опущенная рука оканчивается в пятой части. Поднятая рука занимает три части от плеча. Целая часть отводится на кисть.

При рисовании фигуры проводится вертикаль на бумаге, это ориентир необходимый на первой стадии рисунка, чтобы выявить взаимоположение основных форм тела.

И так: Определяем композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикальную линию, делим ее на восемь частей.

В пределах первой части расположится голова, затем на следующем делении будет линия груди (от подбородка). От линии груди намечаем линию талии – линию бедер - середину бедра – линию нижней границе коленной чашечки. От колен пройдет линия средины голени, от средины голени – основание стопы.

Линия плеч пройдет ниже подбородка на одну треть части. Ширина плечевого пояса равна двум частям, ширина шеи – половине части. Ширина талии равна одной части. Ширина бедер графически (по схеме) определяется так: если соединить точки плеча и талии, из точек пересечения полученной линии с линией груди провести вертикальную линию, получится ось симметрии. По обе стороны от оси симметрии и определяют ширину бедер.

Для изображения конечностей необходимо знать пропорции плеча, предплечья, кисти, голени, стопы, их разметку и построение.

Положение рук бывает различно. Одна рука бывает опущена, другая согнута в локте и т. д.

Как известно из анатомического строения руки, она имеет как бы три рычага: направляющие плечевые кости, предплечье и кисти рук. Плечевая часть будет длиннее предплечья, предплечье длиннее кисти. Кисть составляет приблизительно две трети длины предплечья или три четверти части. Длина пальцев составляет половину общей длины кисти. Опущенная рука достигает середины бедра. Локоть согнутой руки приходит на линию талии. Чтобы найти положение локтевого сустава согнутой руки, нужно из середины плеча расстоянием, равным до линии талии, провести дугу, пределах которой будет находиться, локоть согнутой руки.

Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, модульными схемами изображения человека, и теперь, на основе полученных знаний выполним практическую работу .

3. Самостоятельная работа . Учащиеся в своих альбомах расчерчивают указанную схему и зарисовывают фигуру человека. По окончании работы схема не удаляется, а остается для напоминания основных пропорций.

4. Подведение итогов: Оценка работ, демонстрация лучших рисунков.

Тело человека способно совершать самые разнообразные движения: передвигаться шагом, бегать, прыгать, производить какую-то работу.

При всех этих движениях происходят изменения внешней формы тела. Изменения формы происходят даже без каких-либо заметных движений фигуры. Живой человек не может долго оставаться без движения. Мышцы, находясь в статическом напряжении, устают гораздо сильнее, поэтому человек, оставаясь в какой-либо позе, постоянно ее слегка меняет.

В этом заключается сложность рисунка с фигуры натурщика по сравнению с рисунком гипсов. Здесь необходимо хорошо знать форму. Никакое тщательное механическое срисовывание не дает изображению настоящей пластической связи – изображение получается вялым, безжизненным.

Поэтому, прежде чем приступить к работе над рисунком живой обнаженной модели, необходимо изучить всё то, что образует формы живого организма и от чего зависят закономерность его движений и статика. Изучить не только снаружи, визуально, а изучить скелет, соединения костей между собой, мышцы тела.

Такое изучение дает знание того, что требуется изобразить. Тогда мы будем изображать то, что знаем, будем не копировать модель, а пользоваться ею.

Рисование фигуры лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения. Прежде чем начать рисунок фигуры, необходимо осмотреть ее с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика необходимо вжиться в эту позу, повторить ее собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести, площади опоры, движения фигуры и т.д.

В качестве иллюстрации можно ознакомиться с современным методом построения фигуры человека, который предлагает Р.П. Куриляк, преподающий пластическую анатомию в Санкт-Пе­тербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухи­ной (рис. 24-33).

Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, что составляет размер головы. Если мы рисуем фигуру с опорой на одну ногу, то наша вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой (вырезкой), лобковой костью (лонным сращением), внутренней лодыжкой (большеберцовой костью) и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъема до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

Дальнейший ход нашего размышления следующий: мы определяем направление плечевого и тазового поясов, их степень наклона в противоположные стороны; линия плечевого пояса пройдет через яремную ямку с наклоном в сторону, а линия тазового пояса пройдет через лонное сращение от большого вертела опорной ноги с наклоном в сторону свободной ноги.

Определяем ширину плечевого и тазового поясов, которая в дальнейшем слегка изменится и уточнится. А пока ширину тазового пояса по отношению к высоте всей фигуры определяем в одну шестую, ширину плечевого пояса – в одну пятую высоты всей фигуры.

Если соединить след от пятки опорной ноги с точкой большого вертела легкой линией, то получится почти осевая линия всего объема, правда, в дальнейшем претерпевающая большие изменения и дополнения. На плечевом поясе над опорной ногой край его соединяем с краем таза пояса над свободной ногой.

Весь ход нашего размышления с карандашом в руке происходит весьма бегло и быстро, слегка касаясь бумаги, не пережимая его и не черня.

Одна из главных задач для рисующего – это определить линию «большого движения». Она изображается дугообразной линией, идущей от яремной ямки по направлению к лобковой кости и дальше от лонного сращения в противоположном направлении дуги на пятку опорной ноги. Если голова наклонена в сторону опорной ноги, то дугообразную линию, идущую от лонного сращения до яремной ямки, можно продолжить на теменное возвышение головы.

Теперь пришло время наметить руки в том движении, в котором находится модель. Можно уже провести контур опорной ноги, охват больших объемов голени коленного сустава, показать пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на ее силуэт с выходом на коленный сустав и с охватом голени икроножной части.

Намечаем свободную ногу, ее осевую ступню, а также уточняем положение таза, его осевые, согласовываем нахождение коленной чашечки опорной ноги с коленным суставом свободной.

Свободную конечность определяем большими объемами по ее основным пластическим направлениям: от подвздошной кости (верхней ее ости) с выходом на внутреннюю часть свободной ноги, что почти совпадает с направлением портняжной мышцы; охватив контурно край бедра (эпифиз бедренной кости), продолжаем дугообразную линию на внешнюю сторону голени и далее на уровне голеностопного сустава выводим линию на внутренний мыщелок большеберцовой кости с овальным охватом в сечении всей голени на этом уровне.

С внутренней стороны свободной ноги от лобковой кости, контурно охватив бедро дугообразной линией, направляем ее, пере­секаясь с портняжной, и выходим на внешнюю сторону бедра, совпадая дугой с внешней мышцей бедра (квадрицепсом), и через край верхней коленной чашечки ведем дугообразную линию на внутренний край голени свободной ноги, подчеркивая икронож­ную мышцу. Теперь, если внимательно посмотреть на нашу схему, в ней явно прочтем S-образные, дугообразные, «змееобразные» линии в любопытном соотношении между длинными и короткими отрезками этой самой S-образной. Все соотношения будут соответствовать принципу золотого сечения, что, по сути, является принципом гармонии. В этом легко убедиться, если проделать по диагонали замер любой из S-образных линий наших объемов. Этот принцип состоит в том, что отношение общего к большей части должно непременно равняться отношению большей части к меньшей.

Прежде всего хочется предупредить, что если мы говорим о золотом сечении, о логике и прагматизме, то это лишь значит одно – подобные знаки и понимание должны присутствовать на уровне «забытого», то есть ненавязчивого, но сознательного рисования, которое является одним из основных способов овладения рисунком.

В рисунке уже четко просматривается контур всей фигуры: опорная нога как основной естественный стержень этой постановки приобретает четкость в силуэте и отдельными объемами, как-то: бедро, голень, стопа. Бедро, в частности, может быть проявлено ясностью четырехглавого мускула, голень – внешним характером передней большебедренной мышцы и длинной малоберцовой мышцы; внутренняя сторона голени прорисовывается прежде всего, трехглавыми мышцами икры. Следует также отметить, что в данном рисунке детально уже вырисовывается весь объем коленного сустава. Уже хорошо и ясно видна грудная клетка, намечается большая грудная мышца с правой стороны модели у плеча, широкая мышца спины вместе с частью лопатки, дающая четкий контур левой стороны модели. Поскольку левая рука относительно передней плоскости ближе всего для рисующего, то и внимание ей мы уделяем больше как в тоне, так и в прорисовке; особенность локтевого сустава – трехглавая мышца плеча. Более мягко в тоне, но довольно внимательно и с полным «уважением» мы относимся к правой стороне модели, и уже на этом этапе рисования мы уточняем (проявляем) плечо и предплечье, намечая и кисть. Особенно четко прорисовывается коленный сустав свободной ноги.

Следующий этап связан с уточнением пространственно-конст­руктивного восприятия фигуры на листе и уточнением фрагментов: стопа свободной ноги, контур бедра с внутренней стороны намеча­ются с учетом падающих теней. Словом, этот этап рисунка может быть на грани завершения. На нем мы решаем плановость, передние и боковые площадки строения как всей фигуры в целом, так и отдельных ее частей.

Завершение в любом деле – это условность, потому что завершать можно до бесконечности. И это верно, но в данном случае мы говорим о таком завершении, когда то, что мы рисовали, дает нам ясную картину предмета или человека.

На завершающем этапе следует помнить и о графической культуре, то есть о таком исполнении, при котором объект должен красиво читаться зрителем.

В конце наших рассуждений необходимо подчеркнуть, что обучение рисованию начинается с простейших подготовительных упражнений, с последовательного и постепенного зрительного овладения знаниями и навыками художественного мастерства в изобразительном искусстве. Надо всегда помнить, что перед рисующим поставлена задача показать трехмерный объем формы на двухмерной плоскости листа. И это можно сделать либо тоном – в полную силу соотнося свет и тень, – либо линией и тоном, не перегружая рисунок.

После знакомства с формами человеческого тела в рисунках стоящей фигуры можно перейти к рисованию натуры в действии. Только работая над фигурой человека в движении, находящейся в каком-либо ракурсе, мы глубже понимаем взаимосвязь между внешней формой и внутренним движением. Мы понимаем, как изменяется внешняя поза тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц. Большую помощь в таких рисунках окажет знание анатомии, хорошее понимание конструкции тела и знание основных пропорций фигуры, проще говоря, те знания, о которых мы говорили выше.

Для овладения рисунком фигуры в движении очень полезно делать небольшие зарисовки и наброски тела в том или ином положении, анализируя его с конструктивной точки зрения (рис. 34). В таких зарисовках большое внимание уделяется не столько внешнему анализу позы, сколько внутреннему движению конструктивно важных частей тела: позвоночного столба, грудной клетки, таза, плечевого пояса, конечности. Такой разбор позы упростит задачу изображения фигуры в ракурсе, поскольку даст нам представление о положении осей в пространстве. А еще замечательный педагог Чистяков считал, что для верного изображения формы необходимо начинать рисунок с нахождения внутренних осей, на которые следует наращивать форму. Чувствовать внутренние оси, точнее, направленность движения масс – совершенно необходимо в течение всей работы над рисунком, так как именно оси позволяют создавать на плоскости правильное решение объема. Без выявления внутренних осей и проверки по ним изображения рисуемая форма неизбежно теряет ту пластическую основу, отсутствие которой превращает любое построение в передачу внешней поверхности.

Очень полезно для проверки степени овладения изображением фигуры делать рисунки по памяти, а затем и по воображению.

Чтобы легче ориентироваться в таких рисунках, можно предложить ознакомиться с методом рисования человека как изображением сочетания простых геометрических тел. Еще художник Возро­ждения Дюрер предлагал смотреть на форму человеческого тела упрощеннее, сводя ее к целому ряду простейших геометрических тел. Эти отдельные тела, имеющие грубое сходство с частями человека, он предлагал изучать, рисуя их в таких движениях и ракурсах, какие только можно наблюдать в человеческом теле. Эту идею развивал и Ш. Холлоши (рис. 35). Он членил фигуру на ряд основных форм. Так, шея, трактуемая как цилиндр, поддерживала усеченную плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усеченной призмы и т.д. Все эти формы изображались по отношению к средней ли­нии фигуры, служившей в работе основой построения объема тела.

Рассмотрим такой подход к изображению на примере построения стоящей фигуры. Рисунок начинаем с композиции фигуры и определения ее общей формы. Очень обобщенно намечаем размер фигуры в листе и конструкцию позы (рис. 36). После этого определяем положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Намечаем на основе геометрических тел основные массы тела (рис. 37). По окончании такого анализа форм переходим к конкретизации деталей фигуры, строя их на основе геометрических форм (рис. 38).

Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками поэтапно с фото.

Мастер класс педагога дополнительного образования. Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками.

Гарбузенко Марина Николаевна, преподаватель ИЗО, МБУ ДО АР «ДШИ г. Аксая»
Описание: мастер-класс рассчитан для преподавателей ИЗО, также для детей 8-12 лет - при условии, что им будет помогать учитель!
Назначение: Учебное пособие.
Цель: изготовление методического учебного пособия (шаблона) для изучения пропорций, движения, поз человеческой фигуры.
Задачи:
- помочь учащимся изучить пропорции, движение, позы человеческой фигуры.
- с помощью картонного человечка понять пластику и подвижность фигуры человека, закрепить понятия о пропорциональных особенностях фигуры взрослого человека, использовать ее для сюжетных композиций;
- развивать мелкую моторику рук учащихся;
- активизировать творческие навыки учащихся;
- воспитывать у учеников аккуратность и трудолюбие;
- развивать фантазию и воображение учащихся.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я сталкивалась с их проблемами в изображении человека. Многие восьми-, девятилетние школьники изображают взрослого человека неправильно, непропорционально. Порою такие проблемы возникают у детей и более старшего возраста. Это может быть связано с многими факторами. Но бывает, что по заданной теме необходимо нарисовать пропорциональную фигуру взрослого человека. Кроме того, осознание и закрепление понятий пропорциональности фигуры человека будет иметь важное значение в дальнейшей изобразительной деятельности ребенка и способствовать гармоничному мировосприятию.

Для изображения человека с правильными пропорциями мы используем шаблон. У меня в классе все дети сделали себе таких картонных человечков, конечно с моей помощью. Как только не получается нарисовать человека, или забыли пропорции, это пособие очень выручает! Мало того, играть в танцующих человечков очень весело и интересно – можно придумывать миллион выразительных поз. Правда изображение в профиль или в три четверти поворота не сделаешь, но зато большое количество прекрасных поз в анфас – пожалуйста!



Для этой работы нам необходимо:
- распечатанный трафарет на листе офисной бумаги формата А4;
- чистый лист картона формата А4;
- карандаш;
- ножницы;
- шило;
- 15 кусков медной проволоки диаметром 1 мм., длиной приблизительно 7 см.


Итак, сначала я предлагаю скачать мой рисунок шаблона и распечатать его на обычной офисной бумаге формата А4


Перевести рисунок на картон. Если сможете, распечатайте сразу на картоне, хотя это едва ли получится.
Затем аккуратно вырезать из него детали.
Проткнуть отверствия шилом по меткам. Не давайте этого делать детям! ЭТУ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЕТ ВЗРОСЛЫЙ!!!


Соединяем детали с помощью медной гибкой проволоки. Проволока не должна быть слишком толстой – не сможете свернуть ее спиралькой, да и картон порвется. Продеваем через два отверстия и сворачиваем проволоку по кругу с одной и с другой изнаночной стороны. Сначала обороты маленькие, потом большие. Получается похоже на малюсенькие розочки-спиральки.
Первыми скрепляем голову, шею, грудную клетку и таз. Шея и таз остаются снизу (на втором плане).


Вторыми соединяем руки и туловище. Обратите внимание – плечи прикрепляются сверху туловища, предплечья сверху плеч, кисти рук сверху предплечий. На схеме руки пронумерованы, поэтому перепутать правую с левой трудно. Хотя если вы их перепутаете, все равно получится неплохо.



Третьими скрепляем ноги. Бедра прикрепляем сверху голеней, а голени – сверху ступней.


Соединяем ноги с туловищем.


Все – картонный человечек готов!


Надеюсь, что человечек поможет кому-то в своей деятельности, как помог мне!
Ну а пример его использования при рисовании человека приведен ниже и может ограничиваться только полетом фантазии.


Вопрос о том, как нарисовать человека поэтапно для начинающих, занимает абсолютно всех, кто взял карандаш в руки. Начинающего художника часто постигает разочарование, когда он видит результаты собственных усилий. Они обычно сильно расходятся с тем, чего так хотелось достигнуть. Многие на этой стадии оставляют попытки научиться правильно рисовать. Однако если вы все же не отказались от своего намерения, необходимо изменить подход к делу. На популярный вопрос, как нарисовать человека в полный рост, необходимо отвечать именно на системной основе. В рисовании прежде всего важна поэтапность и последовательность. Для многих это прозвучит очень неожиданно, однако перед тем как что-либо нарисовать, нужно хорошо подумать. Ну а такого весьма сложного предмета, как человеческая фигура, это касается прежде всего.

Убедительный рисунок

Каждый рисунок начинается с грамотной компоновки, то есть размещения будущей картинки на плоскости. Это делается легкими карандашными штрихами, которые обозначают крайние точки рисуемой фигуры. В каждом рисунке необходимо выделить определенный композиционный смысловой центр. Одно из ключевых правил композиции в том, что данный композиционный центр не должен совпадать с геометрическим. Рисунок на плоскости должен занимать приблизительно три четверти поверхности, при этом оставляя по краям свободное пространство. Дальше, чтобы человек выглядел убедительно, его фигура должна быть построена с обязательным соблюдением законов и пропорций анатомии. И что также важно, она должна твердо стоять на ногах, либо сидеть на какой-либо опоре — так, чтобы это никак не нарушало законов равновесия. Пропорции человеческой фигуры меняются в зависимости от возраста. У взрослого человека голова занимает приблизительно седьмую часть роста.

Как нарисовать фигуру

Опытные художники над этим работают долгими годами. В современных художественных ВУЗах детально изучается пластическая анатомия. Ее курс адаптирован для художников. При его изучении они тщательно прорабатывают все имеющиеся в организме человека мускулы и кости, их взаимодействие и сочленение. Такие навыки и знания нужны для правильного построения человеческой фигуры. Правда столкнувшись с задачей изображения человека в рост впервые, достаточно будет правильно взять пропорциональные отношения между всеми отдельными частями тела к фигуре в общем. А также понять общую конструктивную основу мышечной системы и скелета. Строя торс фигуры человека, необходимо наметить осевые линии, тазобедренный и плечевой пояс, различные суставы. Делая построение фигуры, прежде всего помните о равновесии. Фигура должна твердо стоять на ногах. У многих художников для обеспечения такого требования есть проверенный прием — вертикальная линия от яремной впадины (небольшое углубление между ключицами под человеческим подбородком), проведенная на плоскость, должна не заходить за плоскость ступней. А дальше наиболее важное — хорошо выверяете пропорции конечностей, головы и торса, строите пошагово всю фигуру.

Обобщение рисунка

Делая построение и прорабатывая разнообразные детали, важно вовремя остановиться, соблюсти меру. От анализа отдельных мелочей необходимо постепенно переходить уже к обобщению фигуры в общем. Это, как правило, делается размашистыми широкими штрихами. Обнаженную натуру нужно изображать не часто. Однако базовые знания пластической анатомии нужны художнику в любом случае. Без них просто невозможно правильно разобраться, как нарисовать одетого человека. Изображая фигуру в определенном пространственном ракурсе, надо видеть и представлять ее насквозь. В особенности необходимо обратить внимание, по каким закономерностям формируются складки на одежде. Это крайне важный элемент в рисовании фигуры. Они могут подчеркнуть движение, либо устойчивость. Наметив общие контуры, постепенно придаете всем деталям объемность. Моделируете форму светотенью. Большое внимание при построениях необходимо уделять штриховке. Штрих — это важнейший элемент в арсенале любого художника-графика. От силы его нажима, направления и длины зависит много. Культура штриховки всегда вырабатывается постепенно.

Перспектива

Грамотное построение на плоскости любой пространственной фигуры, в том числе человека, просто невозможно без понимания всех закономерностей линейной перспективы. С ней надо разобраться и понять то, что все параллельные плоскости и линии имеют точку схода на горизонте. В фигуре человека параллельные плоскости отсутствуют, однако она легко в них вписывается. Перспективное построение фигуры необходимо выполнять только после того, когда будет осмысленно ее положение относительно горизонта. Линия горизонта должна намечена быть первой на рисунке.

Пошаговый пример

Хотите научиться рисовать поэтапно человека в полный рост? Мы подготовили для вас этот урок. Рисовать человека будем карандашом и в одежде. Этот парень одет в рубашку и джинсы.

Начинаем пошагово рисовать человека в полный рост.
Для начала проведем вертикальную линию на листе бумаги, оставив немного места вверху и внизу. Если голова и ноги мужчины будут упираться в края листа, это будет не красиво. По правилам композиции необходимо оставлять пространство вокруг фигуры. Теперь разделим вертикальную линию на 6 равных отрезков и сделаем внизу еще один небольшой отрезок. Здесь, в будущем, нарисуем ботинки нашего парня. Почему мы делим прямую линию на такое количество отрезков? Дело в том, что в высоте среднестатистического человека укладывается примерно 6-7 голов. Раз уж мы хотим нарисовать пропорционального человека, эти отметки нам понадобятся.

Теперь у нас появляются линии плеч и таза. Таким образом, мы наметили примерное расположение плечевых и тазобедренных суставов. Обратите внимание, на каком конкретно отрезке они изображены. Если вы допустите здесь ошибку, человек получится непропорциональным. Суставы справа расположены чуть дальше от центральной линии, чем левые. Почему? Дело в том, что поза нашего человека достаточно расслабленная. Он не стоит по струнке. Поэтому фигура не будет идеально симметричной. Возможно, вы обратили внимание, что у нас почти не осталось места для шеи: мужчина, которого мы рисуем, чуть наклонил голову вперед, тем самым закрыв шею.

Отмечаем места, где у нас находятся колени и локти. Опять же, не забываем обращать внимание, в каком месте находятся эти окружности относительно наших небольших отрезков и относительно средней линии. Изображаем окружностями и голеностопные суставы. Как можно догадаться по названию, это суставы, которые соединяют стопу и голень. Соединяем окружности линиями. Мужчина будет держать руки в карманах джинсов. Поэтому от локтей проводим линии к тазу. Если у вас, пока что, есть сложности с рисованием пальцев, то можно упростить рисунок, сделав кисти рук невидимыми, как в данном случаем.

Далее используем временные линии построения. Теперь, при помощи ластика, мы стираем эти линии. Точнее, делаем их менее заметными, чтобы они не так сильно бросались в глаза. В конце рисования нужно будет стереть их совсем, но пока эти линии нам нужны, для того, чтобы лучше ориентироваться в рисунке. Начинаем отмечать контуры тела – торс, ноги, верхнюю линию брюк. Предлагаем на этом этапе наметить линию глаз, подбородок, а также границу роста волос – место, где заканчивается лоб и начинается прическа. Давайте наметим с вами шею. При рисовании ориентируйтесь на среднюю линию тела и наши линии построения. Внимательно смотрите, на каком расстоянии от средней линии находится правая сторона шеи, на каком левая.

Продолжаем рисовать тело человека в полный рост. Теперь у нас добавляются очертания рук, ботинки. На лице отмечаем линии носа и губ. Рисуем мужчине ухо. Для того, чтобы нарисовать ухо в правильном месте, ориентируйтесь на линию глаз и среднюю линию тела.

На этом этапе начинают появляться некоторые элементы одежды – карманы на джинсах, ремень.

Чтобы изобразить человека в одежде, стоит помнить, что ткань всегда образует складочки. Наш мужчина одет в современную одежду. Начинаем рисовать складки на джинсах. Изображаем детали ремня и воротничок рубашки. Руки спрятаны в карманах. Однако, большие пальцы выглядывают наружу. Необходимо их нарисовать. Также отмечаем изогнутыми линиями место, где заканчиваются джинсы – длину брюк.

На этом этапе рисунок становится всё более симпатичным за счет прорисовки деталей – складочек на рубашке и джинсах. На рубашке складки образуются в районе локтей, на рукавах, а также над ремнем и немножко на груди. На джинсах складки хорошо заметны у коленей, а также внизу штанин. Обратите внимание, что ткань мнётся не как попало. Узор складок имеет определенный ритм. Постарайтесь нарисовать его правдоподобно. Нарисуйте подошву у ботинок. Все эти маленькие детали сделают ваш рисунок более интересным. Для того, чтобы рисунок получился красивым, необходимо обращать внимание на элементы одежды и обуви.

Теперь мы наконец-то можем полностью стереть линии построения на теле человека. Сейчас ваш рисунок должен выглядеть примерно так. Продолжим детализацию. Любые джинсы имеют характерную обтачку – края таких брюк подшиты по-особому: обратите внимание на двойную линию по линии карманов и по низу. А на рубашке появились пуговички.

Как нарисовать парня в полный рост? Конечно же, стоит обратить внимание на его лицо и прическу. Сделаем нижнюю челюсть чуточку квадратной – это добавит мужественности образу парня. Нарисуем очертания головы. У мужчины волнистые волосы. Впрочем, вам ничего не мешает сделать его лысым или с другой прической.

Пришло время нарисовать лицо. У нас были намечены линии глаз, носа и губ. Важное замечание: все эти линии должны быть параллельны друг другу. Иначе лицо получится косым и кривым. Для того, чтобы подчеркнуть улыбку, нужно нарисовать складочки от крыльев носа к уголкам губ. Чтобы добавить живости глазам, нужно оставить маленькие белые блики рядом со зрачками. Не забудьте про брови – они делают лицо более выразительным. Добавьте пару-тройку изогнутых линий в прическу, для того, чтобы волосы не выглядели скучно.

Вот собственно и все. Вы прочли до конца урок о том, как нарисовать человека в полный рост. У нас получился симпатичный молодой человек. Пробуйте. Мы верим, что всё получится и у вас!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: