Что делать если ребенок в группе смерти. Что такое группы смерти и как уберечь ребёнка от опасного влияния

На сегодняшний день по Лунинцу выявили четверых детей, которые состояли в группах смерти. У двоих – мальчика и девочки – дело дошло до порезов на руках…

Детский врач-психиатр Владимир Головченко рассказал, на что следует обращать внимание взрослым и как вытащить своего ребёнка из виртуальной пропасти, которая может привести к реальной беде.

Одна девочка написала в своём дневнике:

«Если вы думаете, что подростки ведут ужасный образ жизни лишь в этих американских «сатанинских» фильмах, то вы конкретно ошибаетесь»;

«Конфликт поколений в наше время проявляется огромной стеной между взрослыми и не очень»;

«Первый раз ощущение пустоты жизни появилось у меня тогда, когда я поняла, что не справляюсь с теми ожиданиями, которые мне предъявляют окружающие» .

Девочка учится в 10-классе. Средний бал – 8,3.

В принципе, эти три фразы всё объясняют, - говорит специалист.

В чём суть «групп смерти»

В конце 2015 года в социальных сетях появились, скажем так, странные игры. Люди, которые организовывали эти игры, выходили на подростков самостоятельно, ориентируясь на записи в соцсетях «ВКонтакте», «Инстаграм» и других. Чаще всего достаточно было подростку написать что-то депрессивное, например, «Жизнь - боль» или «Мне очень плохо», как буквально на следующий день в его социальных сетях появлялся «друг», как правило, неизвестный, который говорил: «ты не один» или «ты не одна такая», «мы тоже страдаем, мы такие, как ты, присоединяйся к нам». Учитывая эти три цитаты, ребёнок как раз находился в положении социального изгоя в классе, но в то же время обладал достаточным интеллектом. Такой ребёнок с удовольствием вступал в контакт с этим незнакомым человеком, который разделял его горе, его переживания. Этот человек назывался куратором. Кто он такой? Обычно, такие люди не раскрывают себя никогда, - рассказывает Владимир Головченко.

Почему дети попадают в группы смерти

Причины появления подростков в группах смерти: обычно это низкий социальный статус среди сверстников, семейные проблемы и в первую очередь – взаимоотношения с родителями, часто – это неполные семьи, - рассказывает специалист. - В группы смерти попадают дети достаточно умные, достаточно образованные, как правило, с хорошей успеваемостью, но обладающие некоторой слабостью характера. Те, которые социально зависимы, для которых очень важно мнение сверстников. Если это мнение не совсем удовлетворительное для них, то в поисках сочувствия и дружеских контактов подростки связываются с людьми, втягивающими их в подобные игры.

Первая стадия – стадия вовлечения

Сначала ребёнку передавалась очень красивая музыка, серьёзные достижения музыкальной культуры, к примеру, Сен-Санс «Умирающий лебедь», или «Токата» Баха…. Ребёнку передавали те вещи, которые бы он вряд ли услышал в окружающей среде. Тем самым у ребёнка повышалась самооценка. Он мог что-то продемонстрировать своим одноклассникам, которые оказывались неподготовленными к этому. Публиковались, действительно, художественные достижения, произведения живописи, часто фигурирует картина Ф.Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына»…Часто показываются симпатичные пейзажи с депрессивным оттенком. Ребёнку постепенно становится интереснее там, чем с одноклассниками, которые его отвергают, а там он получает новые знания о живописи, музыке, культуре, те, которые недоступны другим. Это первая стадия, - говорит Владимир Головченко.

Потом появляется интересные ролики из жизни вселенной, из жизни животных, и вот тут появляются киты. Обычно используются ролики из канала «Discovery» про горбатых китов. Горбатые киты – поют. И эти звуки, дополняясь ультразвуковыми частотами, которые человек не воспринимает, как правило, сопровождают любую музыку, любой ролик…

Пост, с которого обычно всё начинается, звучит так: «А знаешь ли ты, почему киты выбрасываются на берег?» От отчаяния... Сейчас существует много таких групп. Не только киты уже. Но киты были первыми. Это группы «Синий кит», «Белый кит», «Тихий дом», «Хочу в игру», «f57», «f58». У двоих – мальчика и девочки – дошло до порезов на руках. У мальчика было нацарапано на руке «f57». Эти дети уже выполняли задания довольно высокого уровня,- говорит врач-психиатр. - Стараемся выявлять, мониторим социальные сети, но группы смерти растут, как грибы. Под разными названиями они всплывают. Но везде присутствует депрессия, везде присутствует хорошая, но грустная музыка, везде присутствуют красивые пейзажи с животными, в частности, с китами. Самая популярная картинка в таких пабликах – это девочка, которая спит на спине кита, а кит уплывает к звёздам.

Вторая стадия – «уровень оболванивания»

На втором уровне ребёнок начинает получать различные задания: ребусы, где используются и руны, и алфавит иврита, и алфавит деванагари, которые ребёнок должен разгадывать. Я бы назвал этот уровень уровнем оболванивания. Естественно, древнеегипетские иероглифы, иврит, деванагари наш современный ребёнок не может понять. Но в этом случае, когда он сам не может разгадать ребус, всегда появляется куратор, который подсказывает ключ к разгадке. С помощью этого ключа ребёнок разгадывает ребус, и, тем самым, его самооценка значительно возрастает. Он уже начинает ощущать себя чем-то исключительным в сравнении со сверстниками, которые его отвергали. Он начинает ощущать себя более серьёзным, более глубоким, более пожившим. Это, скажем так, плата ребёнку за то, что он попал в эту группу. Ему группа платит повышением статуса. Эти ребусы могут длиться достаточно долго, до тех пор, пока куратор не решит, что ребёнок не готов к третьему уровню, - говорит врач-психиатр.

Третий уровень

Третий уровень игры – самый страшный и нехороший. Обычно он рассчитан на 50 дней. Здесь уже активнее используется практический гипноз. На этом этапе ребёнок с каждым днём делает всё более и более серьёзные задания. Что интересно, на третьем этапе впервые этот ребёнок имеет возможность общаться с другими участниками этой игры. Куратор не показывается никогда вообще. А вот другие участники игры показываются друг другу и сообщают свои настоящие паспортные данные, демонстрируют свои настоящие фотографии. На этом этапе ребёнок уже не имеет права отказаться от игры. «Мы тебя раскрыли другим, и теперь ты не имеешь права раскрыть нас кому-то другому, кто не входит в нашу группу». Если ребёнок попытается вырваться, то обычно поступают угрозы: «Мы убьём тебя, твоих родителей…». Именно поэтому ребёнок категорически ничего не хочет говорить об этом, пытается защитить своих родителей и себя. Этих угроз бояться не стоит. Хотя на детей они могут выходить, взламывать аккаунты, доставать номера. Хакеры сидят достаточно серьёзные. Но ещё ни одного случая исполнения такой угрозы, насколько я знаю, не было. Был мальчик-шестиклассник, который сам пришёл к директору, когда понял, что дело заходит далеко. Всё рассказал. На следующий день, по его словам, к нему на телефон пришла фотография его школы и даже его класса.

В течение этих 50 дней ребёнок начинает общаться со своими кураторами ночью. Обычно приходит сигнал «разбуди меня в 4.20». Есть и группа с таким названием. На сонливого ребёнка легче всего оказать суггестивное воздействие, своего рода – гипноз. Ребёнок выполняет всё более и более серьёзные задания. Может порезать себе руки. Ему могут предложить съесть ложку толчёного стекла. Нарисовать кровью кита и так далее. Ребёнок потом показывает свои порезанные руки, ложку со стеклом, снимает на телефон и посылает. Проверка этого всего идёт. С этого момента, насколько я могу понять, к ребёнку приставляется какой-то наблюдатель. Почему приставляется? Потому что в тех случаях, когда дети кончали жизнь самоубийством, весь этот процесс был заснят на видеокамеру и выложен в сети. Ребёнок падает спиной вниз с 16 этажа, а кто-то это снимает. То есть, кто-то знает, что он сейчас упадёт, и всё это снимает и выкладывает в сеть.

Дальше происходит интересное дело. Если ребёнок всё-таки упал и разбился, то он навечно остаётся в этих группах. Постоянно постятся его фотографии, под ними всегда изображаются свечки, сообщается, что это «победитель, который вышел из этого мира презренных», и «жди, мы придём к тебе, ты не будешь один там в звёздах» и так далее… Всё это напоминает викинга, который с мечом в руке ушёл в Вальгаллу. Принцип такой, что дети, которые раньше считались неинтересными, скучными, с которыми никто не хотел общаться, они в своих глазах резко возрастают. Они становятся самураями, викингами, которые выполняют свой долг до конца. Детям дают ощущение героизма. Отношения со сверстниками на этом уровне обычно никак не строятся. Ребёнок уже полностью там, в игре. Ребёнку это своего рода приглашение в рай. И когда он идёт на смерть, он знает, что его будут помнить, что его восхвалять, о нём будут грустить остальные члены группы. Это забитое, загнанное, загнобленное детское существо в своих глазах вырастает и становится героем и понимает, что оно будет в памяти. Ребёнку предлагают ареол героя в обмен на смерть, - констатирует врач.

В чём проблема для государства? Не только в самоубийстве. Проблема заключается в том, что если с помощью интернета человека довели до готовности умереть, то значит, что его можно довести до готовности убить. И сегодня куратор может ему сказать «бросайся с 16-го этажа», и он бросится, а завтра куратор может сказать «взорви метро «Октябрьская», и он исполнит, - отмечает специалист. - Это распространяется на неглупых детей, с хорошей успеваемостю. Грубо говоря, это система выкашивать будущее нации.

Как понять, что ребёнок «застрял» в группе смерти

Заметить признаки участия в подобных играх можно и до третьего уровня. Если родители и дети находятся в контакте (чего почти никогда не наблюдается, обычно – накормят, напоят, планшет в зубы – пожалуйста, сиди). Но если родители в контакте с детьми, ребёнок обычно делится ещё на втором уровне, когда он начинает понимать, куда его втягивают. Но зачастую родители не воспринимают это всерьёз. И ребёнок убеждается в том, что никому не нужен, кроме тех 150 звёзд, которые уже ушли (более 150 детей, участвовавших в подобных играх, покончили жизнь самоубийством. - Авт .).

- Как заметить третий уровень, самый опасный?

Во-первых, на руках, или на других частях тела ребёнка появляются порезы. Особенно страшно, если они складываются в какие-то буквы или символы. Кстати должен заметить, что девочки наносят эти порезы часто не только на руки, но и на паховую область (чтобы нельзя было раздеть и посмотреть, убедиться в этом), это надо знать. Преимущественно в подобных играх участвуют девочки, которыми никто не интересуется, которых никто не любит. Один мальчик на 6-8 девочек по статистике.

Во-вторых, ребёнок становится тревожным, беспокойным, плаксивым без определённых причин. Почему? Это значит, что он уже получил свой срок. Ему уже сказали когда и во сколько, и где, и как… Далее – ребёнок становится сонливым, потому что на этом уровне он общается только глубокой ночью. Если он попытается выйти днём, куратор его выключает, не даёт связи. Также – часто в тетрадях, журналах, блокнотах ребёнка появляются мрачные сюжеты чёрно-бело-красного колорита. В частности, у одной из лунинецких девочек в альбоме было изображение симпатичной женщины, на плече у которой нарисован человеческий череп в неплохом техническом исполнении и нанесена надпись на английском языке на чёрном фоне, которая переводится как «Не для живущих, а для мёртвых». Или ещё. Эта же девочка вымазала себе стопы красной гуашью и оставила отпечатки на бумаге. Когда её спросили, зачем она это изобразила, она, стараясь скрыть свои связи с участием, сказала, что у них в школе проверяли плоскостопие. Хотя мы знаем, что это делается в детском саду официальным медработником, с фиксацией в журнале. Естественно, никакого плоскостопия в школе не проверяют, девочка так пыталась отвести подозрение. В первую очередь угрожают их родителям, и часто дети молчат до последнего, падают с крыш, именно потому, что не хотят чего-то страшного своим родителям.

Следующее, на что следует обратить внимание, - символизм. Очень интересный. В альбомах, черновиках, блокнотах могут появляться изображения бабочек, единорогов и различных видов китов. В восточной культуре бабочка – символ быстротечности жизни. Раньше самурай, перед тем, как совершить харакири, обычно писал предсмертное письмо и, как правило, оно звучало так: «Бабочка на снегу, знает ли она, что это её последний день». Единорог – восходит к Гарри Поттеру. Единорог - как символ возрождения после смерти. Киты – это уже дань традиции, потому что первая группа была «киты».

Если у родителей есть доступ к постам ребёнка в его социальны сетях, то появляются выражения типа «наша юность избита навеки», «рождённые умереть», «жизнь - боль», то есть это - депрессивные, с глубокомысленным содержанием посты.

Самая тревожная ситуация, это когда ребёнок берёт свою любимую курточку или кофточку, тщательно её стирает, выглаживает и больше её не надевает. Ни под каким видом. Она висит отдельно, на вешалке… Что это такое? Эта курточка – тоже дань традиции. Первая девочка, которая бросилась под поезд под воздействием групп смерти – Рина Поленкова. В тот день мама поругала её за грязную курточку, девочка постирала эту курточку, погладила её, подошла к рельсам, сложила аккуратно рядом с рельсами и написала «я оставила эту курточку для мамы, чтобы она обо мне помнила». Эта курточка – как белое кимоно самурая. Это как обряд парадного самоубийства. Я так думаю, что вся эта работа предназначена всё-таки не для самоубийства детей, а для того, чтобы подготовить армию послушных исполнителей, зомбированных до предела, - поясняет врач-психиатр.

Как спасать ребёнка

Владимир Головченко убеждён: - Единственное, как можно предотвратить такие вещи – вовремя обращаться к родителям, вовремя обращаться к педагогам, иногда помогают психологи, которые направляют к психиатру с подозрением на депрессию. Конечно, депрессии там обычно не бывает, в смысле психиатрическом, там бывает именно психологическая серьёзная проблематика.

- Что делать, если родители узнали, что их ребёнок состоит в группах смерти? Какие должны быть их дальнейшие действия?

Дальнейшие действия могут быть только одни. Существуют нормативные акты, обязывающие педагогов, психологов, вообще – всех, включая правоохранительные органы, заметивших что-то такое, сообщать факты нам .

2-42-51 – телефон детского психиатра в Лунинце, по которому можно сообщить о подозрении на участие ребёнка в группах смерти.

Мы стараемся детей не травмировать. Стараемся делать всё менее заметно для них, - поясняет специалист.

За последние три недели в психиатрическую больницу Читы попали шестеро подростков: за экстренной помощью обратились их родители. По данным местного Минздрава, дети играли в «суицидальные игры» в интернете и наносили себе увечья.

Психолог Людмила Петрановская рассказывает о том, как относиться к этому встревоженным родителям и что они могут сделать, чтобы защитить своего ребенка от влияния так называемых «групп смерти».

Учите детей распознавать манипуляции

Мы столкнулись с беспрецедентными возможностями воздействия на людей – информационного, пропагандистского. Они существовали и раньше, но не были настолько всепроникающими. Это новое для нас, и очевидно, что детей к этому надо готовить и учить видеть манипуляции.
Вспомните все истории про клубы самоубийств – от «Принца Флоризеля» до акунинской «Любовницы смерти». Всегда оказывалось, что за ними стоит или неустроенный в жизни психопат, который таким образом тешит свою власть, или мошенник, который это монетизирует. Никаких других вариантов нет. Это то, что нужно донести до детей.
Участвуя в подобных группах, дети отстаивают свою субъектность, свои права. Вы считаете, что мы не имеем права распоряжаться своей жизнью? Нет, мы имеем! Вы считаете, что мы должны бояться? Нет, мы не будем бояться!
Для детей это история про самоуважение: я сам распоряжаюсь своей жизнью, я сам себе хозяин
Людмила Петрановская
Противоядием может быть только это: посмотри, тебя же разводят! Тобой манипулируют, как марионеткой. И главное – кто? Не «черный князь тьмы», а мошенник, которые делает деньги на твоей смерти. Либо там сидит псих, у которого в жизни нет никакого успеха, и он получает удовольствие за счет того, что управляет чужими жизнями; который не нравится девочкам, и вот так себя утешает. Нет никакой философии, нет никакого «сотоны», нет никакого культа смерти – ничего этого нет.
Характерный пример – когда история с «синими китами» началась в украинской части интернета, там отреагировали стёбом. Это способ, который детям понятен. Делали это такие же подростки: они обстёбывали «кураторов», снимая эту магию.

Учите говорить «нет»

Мы хотим, чтобы ребенок был послушным, никогда не говорил нет маме – и в то же время ждем, чтобы он сказал нет, когда в соцсетях ему говорят «вырежи кита на руке» и «ты обещал, что пройдешь все 50 этапов». Хотя до этого времени ребенку все время внушали: упаси господи сказать «нет» тому, кто старше, «обещания надо выполнять».
Нужно учить критическому мышлению и не падать в обморок, если ребенок чего-то не хочет, отказывается что-то делать. Пусть на нас тренируется сопротивляться и не слушаться.

Подростки могут делать дикие вещи

Мозг подростков – это нечто совершенно особое. Какое-то время они живут, можно сказать, в измененном состоянии сознания. Все процессы – «что я делаю», «что я хочу делать» и «насколько я осознаю то, что я делаю» - рассогласованы. Есть период, когда подростки могут делать совершенно дикие вещи.
Почти все эмоциональные, впечатлительные подростки примеряют на себя суицидальные мысли, опасное поведение. Они не могут этого не делать – это закон возраста, когда ты должен что-то такое учудить, чтобы проверить себя
Людмила Петрановская
Уверен ли такой ребенок твердо, что его дома ждут и от него не отвернутся? Или у него будет ощущение, что можно и уйти… за синими китами? Неслучайно в самой символике китов используются образы утешения. Тихий дом. Девочка на спине кита, спящая как ребенок на руках родителей. Мир, который тебя примет и полюбит.

Контроль в соцсетях ничего не гарантирует

Если вы думаете, что можете контролировать ребенка в интернете – запрещать ему что-то или читать его переписку, не обольщайтесь. Вы уверены, что он не завел два аккаунта и не пишет в одном то, что читаете вы, а в другом – то, что он хочет? Вы уверены, что он не завел аккаунт с телефона приятеля, а вы об этом даже не знаете и искренне уверены, что вашего ребенка в соцсетях нет?
Проверки не гарантируют ничего. Хотя есть ситуации, когда ребенок с суицидальными мыслями, с серьезными намерениями «случайно» забывает закрыть свой аккаунт, «случайно» оставляет дневник на столе. Он дает сигналы, знаки – просьбы о помощи. Потому что если он находится в депрессивном, подавленном состоянии, для него попросить о помощи – невозможно.
Какая степень контроля оправдана – я не знаю, и никто не знает сейчас. С одной стороны, это нарушение личных границ. С другой стороны – родители детей, которые всерьез пострадали, понятно, предпочли бы, чтобы контроль был. Хотя нет гарантий, что это спасло бы. А кого-то, может быть, и спасло.
Здесь никто не знает точно, как правильно – это новая для нас реальность. Мы, конечно, когда-нибудь научимся с ней обращаться, но пока не знаю, как

Ребенок должен знать, что он дорог

Почему одни дети поддаются этим манипуляциям, а другие нет? Во-первых, личные качества. Большая или меньшая впечатлительность, подверженность тревожным расстройствам, депрессивным состояниям – это, скорее, свойства нервной системы и в меньшей степени зависит от воспитания.
Другое дело, когда у ребенка все благополучно в отношениях с родителями, и единственную причину трагедии мы можем найти в воздействии каких-то групп – это редкие, единичные истории. В большинстве случаев это совокупность факторов: и с родителями не очень хорошие отношения, и в школе все не очень гладко, и свои какие-то проблемы, а родители годами не замечают, что ребенку плохо.
Часто все общение подростка с родителями – это постоянные претензии, недовольство, критика
Людмила Петрановская, психолог
Многие подростки живут в твердой уверенности, что родителям они не нужны, что родители в них разочарованы, что родители предпочли бы, чтобы их не было.
На самом деле родители их любят, конечно, но подростки абсолютно искренне считают, что для мамы и папы они – типичное «не то».
Нужно, чтобы дети слышали от родителей: да, можно поссориться из-за того, что не вынес мусор, но это не значит, что ты плохой и тебя не любят.
Когда подросток просит денег, а родители раздраженно реагируют, у него складывается представление, что от него одни проблемы, что вечно ему что-то нужно, что он родителям осложняет жизнь, и без него будет только лучше. Не нужно будет переживать из-за вызовов в школу и деньги на новый телефон тратить.
Важно, чтобы ребенок знал, что он дорог, что его любят. Для подростков это совершенно не очевидно
Людмила Петрановская, психолог
Хотя нельзя думать, что если ты сказал ребенку «я тебя люблю», то с ним совершенно точно ничего плохого не случится. Это – не гарантия, но, безусловно, дополнительная страховка.

Журнал Православие.фм благодаря помощи православных психологов города Новосибирска создал памятку «Что делать, если ваш ребёнок попал в суицидальную группу?». Памятка предназначена для родителей и поможет им уберечь детей от влияния интернет-клубов самоубийц, а также подскажет, что сделать и к кому обратиться, если он всё же туда попал.

Кто-то говорит, что они организуются стихийно из-за возросшей социальной напряжённости. Иные исследователи видят в этих группах и прослеживают организационные до шведских и германских серверов. Они видят за всем этим руку западных разведок.

То, как эти группы возникают, конечно, важно. Но куда важнее, что российские дети и подростки из-за этих сообществ гибнут, и гибнут массово, и это срочно нужно прекратить! В таких условиях советы специалистов, работающих на стыке психологии, духовной жизни личности и педагогики, могут оказаться особенно ценными, так как охватывают проблему комплексно и вскрывают её истинные причины. Именно их мы и предлагаем в виде памятки нашим читателям.

В разработке памятки приняли участие четыре православных психолога из Новосибирска: Николай Николаевич Соколов, Ольга Александровна Лезникова, Никита Сергеевич Яночкин и Мария Валерьевна Силантьева.

«Группы смерти» глазами православных психологов

В последнее время число детских и детских групповых суицидов увеличилось и приобрело системный характер. Журналисты «Новой газеты» с ноября 2015 по апрель 2016 года насчитали 130 подобных случаев . Причём многие дети знали друг друга по сообществам в социальных сетях.

Специалисты по психологии отмечают, что эти виртуальные клубы самоубийц – профессионально оформленные паблики в социальных сетях, целенаправленно провоцирующие подростков.

Основная целевая аудитория подобных сообществ – школьники. В их новостных лентах подписчики регулярно видят множество фотографий самоубийц, видеоролики с мертвыми людьми, криминальные новости и т.д.

В некоторых сообществах предлагают «поиграть» в самоубийство. На молодежном сленге это называется «выпилиться». Игрока добавляют в закрытое обсуждение и с ним начинают вести системную работу по промыванию мозгов, присваивается номер, даются различные задания, а в дальнейшем указывается способ суицида и начинается обратный отсчет времени. На подготовку потенциальному самоубийце отводится около 50 дней.

«Нет никаких сомнений, что администрация подобных сообществ, а также их кураторы в совершенстве знакомы с подростковой психологией. Мельчайшие психофизиологические потребности и особенности школьника учтены этими людьми детально. В такие сообщества активно приглашают молодых парней и девушек, испытывающих трудности во взаимоотношениях со сверстниками, поссорившихся с родителями, учителями или другими взрослыми, неудовлетворенных своей внешностью, одиноких, «уставших» от жизни. Им предлагается стать участниками «особой», тайной группы, обособленной от взрослых, заявить о себе, стать «героем», прославиться. Все это, конечно, не что иное, как коварная и ужасная по своим последствиям манипуляция сознанием молодежи» , — заявляет Никита Сергеевич Яночкин.

Также отмечает, что потенциальные участники этих групп — подростки, испытывающие сильнейший дефицит внимания со стороны близких: «Даже модераторы из групп смерти (чаще всего это закрытые группы, и существует отбор), прежде чем принять в свою группу ребёнка, просматривают его страницу, а родители чаще всего не интересуются, чем увлёкся ребёнок. Если родители отчуждены, озабочены своими проблемами, то ребёнок ищет общение на стороне, эстетизирует смерть, играет в игры со смертью. В группах смерть подается как нечто любопытное, привлекательное, единственный выход из проблем, а трансляция «самовыпила» — как героический поступок».

«Таких групп не одна сотня, а может быть и больше. Над сознанием участников таких групп ведется высокопрофессиональная интервенция деструктивными концептами, установками, ведущими к добровольному суициду», — подчёркивает системный и искусственно формируемый характер проблемы Николай Николаевич Соколов .

Что делать, если ваш ребёнок попал в суицидальную группу?

Памятка для родителей

  1. Почему посторонние люди, которых ребенок даже не видит, могут стать для него авторитетнее близких?

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть ценности и нужности другому — одна из основных потребностей человека, однако в современном обществе представления о любви, воспитании и ценностях самые разные и не всегда соответствуют «ответственному родительству».

Такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве, развод родителей, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией и потенциально увеличить риск суицида.

Доказано, что суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения взрослых, особенно со стороны близких родственников. В таких семьях дети часто ищут недополученной ими любви и заботы на стороне и легко попадают под влияние улицы или разнообразных учителей и гуру, в том числе и в социальных сетях, готовых проявить к ним внимание.

Если подросток в оффлайне чувствует себя унылым неудачником, его жизнь духовно пуста, то «мудрые руководители» в онлайне ему предлагают стать героем. В их группах происходит героизация суицида. Атмосфера таинственности, некоторой избранности и исключительности, формирующаяся в этих сообществах, может стать весьма заразительной для еще не крепких душевных сил ребенка или подростка.

Но влияние сторонних авторитетов верно и в обратном направлении. Предотвратить суицид также нередко могут помочь люди, которые не являются родственниками суицидента, но имеют на него большое положительное влияние: школьный учитель, спортивный тренер, приходской священник, сосед по дому и т.п.

  1. Как вовремя заметить, что ваш ребёнок попал в «плохую интернет-компанию»? Поможет ли программа-фильтр оградить его от этого?

Первое, что должно насторожить родителей, – резкие изменения в поведении подростка, которые происходят вслед за изменением мышления и мировоззрения. Например, если ребенок всегда был активным, а в последнее время стал замыкаться в себе, сделался молчаливым. Или, наоборот, был задумчивым, а стал несвойственно многоречивым.

Это не обязательно значит, что подросток вынашивает идеи суицида, но это повод обратить на него особенное внимание. Такие резкие изменения могут быть признаками развивающейся депрессии. Также обратите внимание: не происходит ли нарушение сна, питания, может, резко изменилась успеваемость в школе.

Другими признаками нездорового общения в интернет-среде может стать большое количество времени, проводимое ребенком в социальных сетях; раздражительность и агрессия в случае, если родители вводят ограничения на пользование компьютером; утрата интереса к другим увлечениям – чтению, спорту, играм; появление скрытности и замкнутости в поведении.

Возможностями программы-фильтра не стоит пренебрегать. В какой-то степени она поможет оградить ребёнка от «групп смерти», но гораздо больше нужно стремиться сформировать здоровые интересы и желания ребёнка, учить выбирать из объёма информации нужное, полезное, лучшее. Воспитывать его в таких условиях, чтобы желание посещать подобные сайты не возникало. Просто уделять ему время и внимание.

Николай Николаевич Соколов выделяет четыре основных группы «маркеров» суицидального поведения , которые могут предупредить о проблеме внимательных родителей:

— Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.

— Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).

— Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).

— Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины, завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

Более подробно они могут выглядеть так:

— Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».

— Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида.

— Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).

— Сообщение друзьям о том, что принято решение о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.

— Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.

— Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («Меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.

— Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего.

— Необычное, нехарактерное для данного человека поведение: более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.

— Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.

— Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.

— Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.

— Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотографий, создание и демонстрация ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость.

— Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Суицидальные «маркеры» можно выявить на основе наблюдения, беседы, диагностических методик, изучения документов (рисунков, выдержек с сайтов, персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т.п.).

  1. Что делать, если ваш ребёнок всё-таки попал в суицидальную группу? Как действовать? К кому обращаться за помощью?

Родителям важно понять, для чего Господь попускает им такое испытание, подумать о глубинных мотивах своих поступков в отношении своих детей. Чаще всего — чтобы они осознали, что же является главным в их жизни. Чтобы научить их любить своих детей и друг друга, чтобы они обратились к Богу и встали на путь покаяния.

Очень важно приложить силы к тому, чтобы создать для ребенка здоровую среду общения, пусть в той мере, в какой это доступно родителям: это могут быть совместные семейные ужины, походы в гости с семьей и т.д. Нужно максимально восполнить недостаток любви и внимания к ребёнку. Проблемы возникают там, где между детьми и родителями нет подлинной душевной близости и уважения друг к другу. Тогда эту близость и уважение подростки начинают искать там, где готовы их предоставить. К сожалению, для некоторых ребят такими местами становятся «группы смерти».

Здесь необходим серьезный разговор с самим ребенком. Важно показать ему, какие механизмы действуют в этих группах, какие приемы используются, чтобы сделать присутствие в подобных группах сначала привлекательным для ребенка, а затем создать зависимость от этого, страх быть исключенным. Важно раскрыть манипулятивность и ложность таких взаимоотношений. Попытка самоубийства в подростковом возрасте говорит о слабом внутрисемейном контакте с родителями.

Мария Валерьевна Силантьева считает, что допустимо и осторожное использование директивных методов – твердый и однозначный запрет участия в таких группах: ребенок должен понять, что это недопустимо, это родительский запрет.

Во время общения с подростком и его социальным окружением важно:

  • Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
  • Не осуждать, не вступать в конфронтацию.
  • Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
  • Признавать самоубийство как один из вариантов действия, но не признавать самоубийство как «нормальный» вариант.
  • Поощрять полную откровенность.
  • Больше слушать, чем говорить.
  • Сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и теперь».
  • Избегать глубокого консультирования до тех пор, пока кризис не минует.
  • Обращаться к другим людям за помощью в оценке потенциала индивидуума причинить себе вред.
  • Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.
  • Получать сведения от учителей, родственников и друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях.
  • Выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы.
  • Изучать наличие и качество поддержки семьи и сверстников.
  • Доверительно побеседовать с преподавателями, другими специалистами (школьный учитель или психолог), дать им понять, что ребенку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание.
  • Если симптомы сохраняются, в особенности если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, необходима консультация детского психиатра.

Универсальных рецептов в таком деле нет, все весьма индивидуально. Нужно постараться найти хорошего суицидолога или психолога . Не обязательно сразу вести к ним ребенка, для начала можно прийти только родителям. Нужно заниматься семейной психотерапией и психокоррекцией ребёнка.

Целью эффективной психологической помощи является лучшее понимание личностью подростка своего собственного «Я», выявление конфликтующих эмоций, повышение самоуважения, изменение неадаптивного поведения, тренировка умения успешного разрешения конфликтов и более активное общение со сверстниками.

Подход должен быть комплексным . Обращаться за помощью стоит не только к специалистам-психологам, но и к авторитетным людям, которые умеют и любят работать с детьми – священнику, руководителю секции, творческой студии, учителю и т.д.

Также можно отыскать сообщество родителей, которые так же, как и вы, попали в подобную ситуацию, группы взаимопомощи могут быть весьма эффективны.

А по отношению к самой суицидальной группе — при её выявлении стоит непременно подать соответствующие заявления в киберполицию и прокуратуру .

  1. Меры профилактики участия детей в суицидальных сообществах.

Родители ответственны за то, что происходит с ребёнком, на том основании, что они взрослые.

Основной защитой для ребенка от опасности попадания в данные сообщества могут стать по-настоящему близкие и доверительные отношения с родителями и другими родными людьми. Они включают в себя искреннее участие и ценность этого участия в жизни ребенка, умение общаться с ним. Нормальный родитель обязан знать, в каком окружении находится его ребенок. Все меры профилактики можно выразить двумя главными словами: ЛЮБОВЬ и ВНИМАНИЕ .

Важно также и ребенка учить внимательному отношению к членам семьи, чтобы он умел заботиться о них, чувствовал их нужды и переживания. Если у ребенка такой опыт есть и есть постоянно, он будет внутренне защищен от того общения, которое предлагают в подобных группах. Ведь одним из факторов, ослабляющих защитные силы души, является чувство разделенности с близкими людьми.

Большое значение имеет и здоровая атмосфера общения со сверстниками – в школе, кружках, секциях. Культурная среда, в которой растет ребенок, – литература, музыка, кино. Родителям важно по мере сил оздоравливать эту среду.

Можно добавить ребенка в друзья в социальных сетях, чтобы ненавязчиво присутствовать в его жизни в сети. Обратите внимание на контент, который регулярно выкладывается им и его друзьями и попадает в новостную ленту, это может многое рассказать об увлечениях подростка и о содержании его внутреннего мира.

Стоит помнить, что в кризисных ситуациях подростки чаще и раньше обращаются к друзьям и намного реже и позднее к учителям, школьным психологам и родителям. Обучение учащихся умению распознать сверстников группы риска может помочь оказать им своевременную помощь, даст им знания о факторах суицидального риска, о том, как звонить в кризисный центр или горячую линию и как порекомендовать другу или подруге обратиться к консультанту. Учащимся необходим форум, где они могут получить информацию, задать вопросы, узнать о том, как можно помочь себе и другим в случае навязчивого повторения мыслей о суициде.

Не лишней в профилактике суицида будет и организация школьных занятий с психологами: тренингов в группе, индивидуальных консультаций с детьми с целью нормализации их психического и психофизиологического состояния, формирования позитивного мышления, оптимизации взаимоотношений с родителями и сверстниками. Этому способствует также организация группового обсуждения этих тем и показ и обсуждение соответствующих фильмов в школьном кино-кафе, повышение психологической грамотности классных руководителей, которые могут помочь выявить проблему. Вопрос об организации такой работы нужно ставить перед руководством школы и на родительских собраниях.

Устранить причины, чтобы не бороться с последствиями

В своей статье «Суицид - это отсутствие любви и веры», опубликованной на страницах портала «Образование и Православие», православный психолог Николай Николаевич Соколов предельно чётко выразил основную причину трагедий подобного рода.

Мы слишком мало времени уделяем детям. Как говорил мудрейший патриарх Павел Сербский, «в нашем обществе есть бедные дети, которым родители не смогли дать ничего, кроме денег».

Необходимо исправлять эту ситуацию и приходить к пониманию того, что в детей нужно вкладываться. И вкладываться прежде всего не материальными средствами, а нашим вниманием и нашим временем , нашей любовью.

Если ваш ребёнок будет иметь твёрдое мировоззренческое основание в Господе Иисусе Христе и Его учении, а с вашей стороны будет постоянно чувствовать внимание и заботу, то никакие «группы смерти» не будут иметь над ним власти и, скорее всего, даже минуют фокус его внимания.

Надеемся, что разработанная нами памятка поможет вам в кризисной ситуации и в то же время от всей души желаем, чтобы подобной ситуации в жизни вашей семьи никогда не возникало!

Биографическая справка

Николай Николаевич Соколов — педагог-психолог, специалист в области социально-психологической виктимологии и терапии ПТСР, сурдопсихолог. Руководитель службы социально-психологической помощи «Содействие».

Состоит в правлении Сибирского общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника. Преподаёт психологию в Русской христианской гуманитарной академии г. Санкт-Петербурга (РХГА) и в Новосибирской православной духовной семинарии (миссионерские курсы НПДС).

Окончил Свято-Сергиевскую православную богословскую академию по международной программе по православной психологии и психотерапии в 2010-2011 годах и факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета в 2013 году. Магистр психолого-педагогического образования.

С 2004 года занимается практической работой в области психологии, является экспертом Координационного центра по работе с глухими и слепоглухими Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению МП, а также руководит Новосибирским центром глухих и слабослышащих при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Воспринимает психологические проблемы через призму христианского мировоззрения и применяет в коррекции и терапии психологических проблем те методы и подходы, которые соответствуют православному святоотеческому учению о природе и жизни человеческой души.

Ольга Александровна Лезникова работает педагогом-психологом около 15 лет. Обучалась различным психотерапевтическим методикам, направленным на работу с детьми: арттерапия, песочная терапия, ценности и цели экзистенциальной терапии и др.

Имеет два высших образования — в области филологии и психологии. Окончила Томский государственный университет (ТГУ) и Новосибирский институт повышения квалификации (НИПКиПРО).

Интерес к христианству приобрела во время изучения в ТГУ литературы, философии и культуры. Считает Исаака Сирина основоположником психологии, так как он в своих трудах анализировал состояние души человека, способы ее исправления и самоусовершенствования.

В психологии придерживается гуманистического направления, которое не противоречит христианскому вероучению и морали. В работе пользуется знаниями, накопленными христианскими подвижниками за два тысячелетия, почерпнутыми из христианской литературы. Считает, что личный церковный опыт также помогает правильно взглянуть на проблемы личности.

Никита Сергеевич Яночкин — клинический психолог Новосибирского областного клинического наркологического диспансера.

Помогает подросткам и взрослым избавляться от различных видов наркотических зависимостей, а также консультирует пациентов в отношении других видов зависимостей, семейных конфликтов, личностных кризисов и конфликтов с другими людьми.

В 2009 году окончил Томский государственный университет по специальности «Клиническая психология» и уже несколько лет практикует в области психологической помощи. В 2016 году прошёл курсы повышения квалификации по программе «Семейная психология и психотерапия».

Никита Сергеевич исследует психику человека ориентируясь на «духовную вертикаль». Считает, что гармоничной личности очень важно помнить о своих личных недостатках и слабостях, осознавать греховность своей природы, но при этом полностью надеяться на Бога-Троицу, проходить личное воцерковление. Это помогает человеку обрести твёрдую мировоззренческую опору и духовные силы для нормализации своего состояния.

Мария Валерьевна Силантьева обучалась клинической психологии на психологическом факультете Новосибирского государственного университета (НГУ), который окончила в 2007 году. Около восьми лет работает в сфере психологии.

Является воцерковленным человеком, поэтому профессиональную деятельность строит, опираясь на православное мировоззрение: православное представление о человеке, его душе, об основных жизненных ценностях, понятиях добра и зла, о пользе и вреде для души человека.

Вконтакте

" выяснили, что важно знать родителям, чтобы 15-летняя девочка из Мариуполя была последней жертвой смертельных соцгрупп

Иллюстрация "Вестей"

Уже неделю страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Напомним, 7 декабря Вилена покончила с собой, выбросившись с 13-го этажа. Как позже выяснили правоохранители, этот поступок девочка совершила по подстрекательству суицидальной группы в «ВКонтакте». Администраторы этого сообщества подготавливали подростков к самоубийству, выдавая задания «квеста», в котором дети должны были наносить себе увечья по нарастающей. Апогеем опасной «игры» становилось самоубийство.

И хотя организаторы подобных групп умело подталкивают детей к непоправимому, уберечь их от такого шага можно, считают наши эксперты: Валентина Шапран, специалист по зависимому поведению, соавтор программы «Детский развивающий лагерь «Мирный», и Александр Сагайдак, суицидальный психолог тренингового центра «Совершенство», кандидат психологических наук.

Они рассказали, как распознать опасную группу в соцсетях, что делать, если у подростка появились резкие и несвойственные этому возрасту изменения, и что предпринять, если он попал под влияние суицидального сообщества.

Мощным противоядием увлеченности и слепому доверию «единомышленникам» из соцсетей эксперты называют искренние отношения в семье: не только детей и родителей, но и папы с мамой. Также создайте ребенку ощущение гавани дома семейными ужинами, совместными делами по вечерам, общим досугом каждый уик-энд и введением традиций вашей семьи.

«Вести» подготовили подсказку для родителей, чтобы они смогли помочь своим детям, оказавшимся зависимыми от убийственных соцсетей

Как распознать опасную группу

Логотип: знаки богов и ножи

У каждой группы «смерти» есть свой логотип. Чаще всего это символика богов - ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии выполнения инструкций могущество и безнаказанность. Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне - все эти картинки также изобилуют на сайте, приучая детей к мысли о смерти и страданиям.

Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

Унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки воздействуют на психику угнетающе. При их рассматривании детская психика входит в состояние депрессии, замкнутой комнаты, из которой нет выхода.

Черный цвет - это загадочность, мифичность, потому привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм, внушая: чтобы попасть на «белую» сторону бытия, нужно пройти через «черное».

Серый цвет - это боязнь утраты, меланхолия и депрессия. Рассматривая серые картинки, подросток все больше утверждается в мысли, что его жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна.

Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без обдумывания. А в сочетании с черным пробуждает эгоизм, когда подросток готов на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни. Многие виртуальные игры, в которых героя убивают, а после перезагрузки он оживает, нарисованы именно в этих тонах. Ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром и свою смерть воспринимает как приключение, после которого можно начать все заново.

Засилье Слов на букву «С»

В призывах и постах таких групп много слов на букву «С». Этот прием - техника «стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом, ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть к необратимым действиям.

Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах навязывают подросткам мысль, что все в жизни тленно, всегда в жизни уходят близкие люди и дети остаются одни.

Психоделическая музыка

Такие группы постоянно пополняются психоделической музыкой (самые распространенные - Psynergy Project, Twisted Mind, Beatroots и т. д), в которой биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.

Изобилие фраз о бессмысленности жизни

При этом фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы под цитаты известных авторитетных людей или слова священников. Например: «Вы все-таки человек, и я человек, а человеком быть - это чувствовать боль» - Марина Цветаева; «Люди и созданы для того, чтобы мучить друг друга» - Ф. Достоевский; «Я хочу стать человеком!» «Все, что греховное, что ненастоящее, - это временное, это подделка, это смерть!» - протоиерей Андрей Лемешонок.

А призывы к смерти вуалируются за красивыми философскими стихами. Например: «В 4:20 киты не проснутся, В тихом доме не ждет их рассвет. Звезды с неба на крыши прольются. Играешь со мной? - Жду ответ».

В хештеге - символичные слова

Например, «#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока» и т. п. - это логотипы групп самоубийц. Также могут быть хештеги f57, f58, d28 и т. п., где обычно названия таких групп прописываются по алгоритму: буква - с нее начинается имя администратора, цифра - его порядковый номер самоубийства.

Ребенок вступил в опасное сообщество в соцсетях: четыре тревожных сигнала

1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»

Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей, а главное - интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный звоночек. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.

2. У него меняется режим дня

Еще тревожные сигналы, указывающие на то, что ваш ребенок мог попасть под влияние опасной группы, - изменение распорядка дня (стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций) и завидная пунктуальность в его соблюдении. Особенно если за компьютер ребенок садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.

А когда в онлайн-пространстве одновременно много детей, недовольных жизнью, настроение «жизнь - боль» легче поддерживать и внушать идею «сделай то-то - и тебе будет хорошо». Посещение группы становится ритуалом - чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных - очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями.

3. Подросток вялый и постоянно не высыпается

Если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу - это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается. В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00 (есть группы «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д.

Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.

4. Активные постоянно повторяющиеся рисунки

У всех подростков поведение - демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом у ребенка, попавшего под влияние опасных групп, появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует, не пряча. Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек - они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.

Недобрый знак, если в рисунках есть цифры - 57, 58, названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду, или 50 - название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность. Ведь человек, не имеющий имени и фамилии, - это безликое существо, лишь цифра без собственной позиции, лишних вопросов и инициативы. А значит, им легко управлять. И эта цифра - порядковый номер самоубийства.

Подросток готов совершить самоубийство: признаки

1. Грустные мысли в постах на соцстраничке

Если у ребенка возникли суицидальные мысли, он их непременно озвучит (помним, подростки - демонстраторы). Сначала на страничке в соцсетях - там, как ему кажется, «цифровое племя» - его единомышленники, которые его понимают, в отличие от «предков».

Мониторьте странички ребенка (но так, чтобы он этого не видел - тогда не станет прятаться и скрывать свои интересы в Сети). Увидев фразы «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это» и т. п., сразу поговорите с ребенком. Но не стоит прямо говорить, что вы «шерстите» его страничку. Начните разговор о том, что есть группы, которыми управляют администраторы - это специально обученные люди, они манипулируют слабыми, потерянными детьми его возраста. Делайте акцент на слове «манипулятор» - подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки». Пойдите на хитрость и расспросите его о том, знает ли он, как распознать человека, склонного к суициду. Узнайте, нет ли в его обществе таковых (обычно мысли о самоубийстве - это массовая идея, которая постигает детей целыми компаниями).

2. Появились на теле увечья (царапины, надрезы)

В суицидальных группах устраивают так называемый квест по нарастающей. Сначала им дают задания поцарапать, порезать себя и выложить фото увечий в Сеть, потом - убить какое-то животное и опять же сфоткать. Подростки идут на это из-за аутоагрессии, которая возникает вследствие обиды на окружающих, но которую они не могут выплеснуть в социум. Таким образом злость они вымещают на себе, заглушая душевную боль физической. А «квест» подводит их к черте, убирая страх смерти.

Спровоцируйте ссору, в которой ваше чадо сможет выговориться.

Не наказывайте его, даже если обвинения ребенка будут несправедливыми и обидными для вас. Каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию…» Главное - дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.

Киты - это один из символов, которые используют подобные группы. Фото: 2queens.ru

3. Начинает раздаривать вещи

Задумав покончить с собой, подросток хочет, чтобы о нем помнили, говорили, плакали, когда его не станет. В этом случае он пытается оставить «след», раздаривая свои вещи, причем самые любимые. Если вы заметили, что у ребенка стали исчезать вещи или он сам приносит вам собранные пакеты с ранее любимой одеждой, книгами, игровыми приставками с просьбой раздать знакомым, - насторожитесь. Обычно дети в этом возрасте - собственники, и даже если им не нужны книги, они хранятся как память о детстве.

Не разрешайте расставаться ему с вещами - это может удержать его от суицида. И расскажите случаи о себе, в которых вы прошли через трудности в его возрасте. Кроме того, рассказывайте благополучно закончившиеся истории из жизни его сверстников (которых он знает). Для подростков единственный авторитет - ровесники и истории из их жизни. Информацию можно черпать из интернета, СМИ или телевидения. Только «подсовывать» такие материалы нужно между прочим. Например, вы пришли с работы, начните разговор о том, что вы в ужасе от того, что происходит в мире, и не представляете, что с вами случилось бы, если с вашим ребенком произошло бы такое. Выведите ребенка на диалог: покажите ему статью в газете и спросите, знал ли он о гибели 15-летней девочки из Мариуполя и что он относительно этой темы думает.

4. Открыто заявляет о своей скорой смерти

В разговоре подростка часто проскакивают фразы «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?»

Такие фразы - явный индикатор суицидальных мыслей. Дети хотят узнать, как будут вести себя окружающие, если их не станет, чтобы потом проверить, часто до конца не осознавая, что «воскрешения» не будет. Важно сразу же показать ребенку, что мертвецы не могут выглядеть хорошо и кому-то нравиться, - покажите им видео с похорон, фото самоубийц и тех из них, кого нашли не сразу. Конечно, это картины не для слабонервных, но страхотерапия действенна. Расскажите, что родные в траурных одеждах, которые будут плакать у гроба, - это ужасно. А врагам, которым он хочет что-то доказать, будет все равно. А может, они еще и посмеются, ведь они останутся живы.

Что нужно делать:

Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит. Между прочим спрашивайте, на каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.

Если ребенок истерит, скажите спокойно: «Почему ты так со мной поступаешь, я же себя с тобой так не веду». Ребенок нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует себя одиноким в этом «враждебном» мире.

Потому добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня». Не задавайте вопросов - после искренности и любви, сквозящих в ваших словах, ребенок начнет открываться сам, пусть и не с первого раза.

Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» - «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «Все ок», «Да» или «Нет» - так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.

Чего нельзя делать:

Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня болит голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п. Они вызывают злость у ребенка на самого себя, ведь на самом деле он любит своих родителей. В результате возникает аутоагрессия, которая подталкивает ребенка на нанесение физического вреда себе.

Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п. Во-первых, ребенок постесняется откровенничать и закроется. Во-вторых, если раньше подобные темы не поднимались в семье, подросток начнет подозревать, что за ним началась слежка. Поэтому станет еще больше «шифроваться» - закрывать свои странички от других пользователей, уходить как можно на более продолжительный период из дома, и вам будет труднее понять причину изменений в его поведении.

Как прожить подростковый кризис и повысить доверие ребенка: советы родителям

Дети в этом возрасте скучают по родителям и готовы на откровенность, если уверены, что мама с папой тоскуют по ним также. Поэтому почаще говорите, что вы скучали по ребенку целый день, ждали встречи и соскучились по вашим с ним беседам.

В 13–15 лет у подростков проявляется юношеский максимализм: ребенок начинает чувствовать свое превосходство, ему важен социум, из которого он хочет выделиться. Поэтому в его поведении проявляется «анархист». Он нуждается в эпатажности и старается делать все то, что ему было запрещено раньше, чувствуя свои «недюжинные» силы.

Душевная боль, уныние и отчаяние сопровождают этот этап взросления. Их можно нейтрализовать только радостью. А беря во внимание, что радость подростку может доставить удовлетворение главной потребности - признание его взросления, допустите его к ранее запрещенным удовольствиям и развлечениям. Пусть папа возьмет сына на игру в боулинг со своими друзьями. А мама разрешит на Новый год сделать дочери временную татуировку.

В 16–18 лет растерянность и капризы подростков связаны с тем, что они начинают осознавать, что своими конфликтами и выпадами они не только отстояли самостоятельность, но и взяли на себя некоторые обязанности. В итоге они хотят получить совет от родителей, но гордость им не позволяет сделать это прямо. Появляются злость и обида на родителей, ведь те не могут догадаться об их проблемах и переживаниях.

Внимательно прислушивайтесь к рассказам ребенка: в историях из жизни друзей зашифрованы проблемы его самого. Но не учите - подросток уйдет, хлопнет дверью, закроется в комнате и скажет: «Ты меня, как всегда, не понимаешь». При его выпадах возьмите паузу на 20–25 минут - такое время надо, чтобы улеглись эмоции. А потом поговорите спокойно, используя технику «Я-посылов»: «Мне больно, что ты кричишь на меня», «Если тебе интересно мое мнение, я могу дать тебе совет», «Я хочу тебе помочь». Ребенок пойдет на диалог охотнее.

В группе риска - дети из семей с достатком выше среднего

В группе риска не только дети с нестабильным моральным состоянием (из-за неполной семьи, при разводе, после смерти близкого человека или при вынужденном переезде в другой регион), но и подростки (13–18 лет) из богатых семей. Имея средства, родители могут позволить себе досуг - боулинг-клубы, сауны, SPA-салоны, отдых по нескольку раз в год на курортах. И чаще всего, увы, порознь. В итоге лишь создается видимость семьи, когда папа и мама лишь ночуют дома.

При этом детей такие родители стараются как можно больше загрузить кружками и допзанятиями, чтобы не только вырастить «успешными», но и переложить ответственность за ребенка с себя на воспитателей/преподавателей. В результате у детей появляется сильная эмоциональная перегрузка, вследствие чего возникает апатия ко всему. А завышенные требования зарождают в ребенке страх не оправдать родительских ожиданий, что выливается в страх перед будущим. Кроме того, из-за фактического отсутствия родителей в жизни ребенка он недополучает важного - ощущения тыла.

Одиночество усиливается гормональными перестройками: у девочек в 13–16 лет, мальчиков - в 14–17. В этом возрасте ребенок переходит в третий семилетний цикл становления личности, когда он желает найти себя в выбранном социуме. Если социум его не принимает (желаемая компания, любимый человек, класс), подросток входит в состояние депрессии, из которой пытается найти выход.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Уважаемые родители, возможно, сейчас, когда вы читаете эти строки, ваши дети общаются в «группах смерти» ВКонтакте, где их подталкивают и подстрекают к совершению суицида.

Вы думаете, что вашего ребенка это не коснется? Увы, многие папы и мамы детей, ставших жертвами суицидальных групп, тоже ничего не подозревали. Их дети не выглядели подавленными, не пытались замкнуться, у них не было проблем в семье и школе. И только после их гибели родители узнали настоящую причину трагедии – у детей была другая, тайная жизнь ВКонтакте, тайные друзья и группы, в которых их день за днем приучали к мысли, что мир полон зла, никто никому не нужен, жизнь – сплошные мучения, любви не существует. И что суицид это освобождение от страданий и обретение новой жизни в лучшем мире.

ВКонтакте сегодня действуют сотни подобных групп. По сути это разветвленная и очень опасная киберсекта. И прямо сейчас вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы обезопасить своих детей. Дорог каждый день, каждый час. Завтра может быть поздно.

В этой памятке мы расскажем, на какие моменты нужно обратить внимание, чтобы понять, находится ли ваш ребенок в опасности.

Шаг первый: найти страницу ВКонтакте

Для начала вам необходимо зарегистрироваться ВКонтакте, поскольку многие страницы открываются только после входа в сеть. После этого нужно набрать в строке поиска имя и фамилию сына или дочери, затем уточнить параметры поиска: «пол», «возраст», «страна», «город», «школа» (фото 1) и т.д. При этом важно помнить, что дети, а особенно подростки очень ранимы. Они тщательно оберегают свое «Я» и не терпят вторжения взрослых в личную жизнь, поэтому нужно действовать деликатно, по принципу «не навреди».

Шаг второй: хештеги

Проверьте присутствие на странице хештегов - специальных меток со значком #, с помощью которых дети сигнализируют организаторам суицидальных групп о готовности вступить в игру. Недавно администрация ВКонтакте по многочисленным требованиям общественности заблокировала большое количество хештегов (#f57#морекитов#тихийдом#хочувигру#млечныйпуть#няпока и т.д.), однако появляются новые. Как правило, с намеренно пропущенными буквами. Обычно хештеги стоят после коротких стихотворных посланий.

(фото 2, 3)

Шаг третий: видео и аудиозаписи

Изучите разделы «видео» и «аудиозаписи» (рис 3). Нет ли там подозрительных роликов о «Тихом доме», Рине Паленковой и других детей, совершивших суицид, сцен насилия, записей трансляций реальных суицидов и т.д. Прослушайте аудиозаписи групп и исполнителей, особенно тех, чьи названия вам ничего не говорят. В последнее время ВКонтакте появилось очень много маргинальных рэп и рок-исполнителей, которые призывают слушателей «выпиливаться», резаться, вешаться и т.д.

Шаг четвертый: фотографии

Изучите фотографии и картинки на странице, особенно в альбоме «Сохраненные фотографии».

Особую тревогу должны вызывать:

  • картинки с подписями, в которых ключевыми словами являются «одиночество», «предательство», «боль», «надоело», «сдохнуть», «умирай», «вскрывайся», «зависай». Часто фоном для них служат депрессивные пейзажи, панельные многоэтажки, мосты, лестницы, поезда, рельсы, окна и т.д. (фото 4, 5, 6
  • Подписи к фотографиям в форме высказываний, обесценивающие такие понятия как любовь, уважение, дружба, доверие, семья и т.д. Например:
  • «Чем шире ты раскрываешь объятья, тем проще тебя распять»,
  • «Потеряв доверие к одному, сомневаешься во всех»,
  • «И каждый день одно и то же», «Делай вид, что живешь»
  • «Нас всегда заменяют другими», «Никому нельзя доверять»,
  • «Чувствуешь себя опустевшим? Ты просто отдал всего себя и остался ни с чем», «Я любил тебя по-настоящему, а ты предала меня».
  • «Пора понять, что все люди – твари, которые пользуются тобой»,
  • «Ни к чему нельзя привыкать», «Не ныряй в человека. Захлебнешься»
  • изображения рук, протянутых вдаль, лиц, прикрытых ладонью;
  • лезвий, ножей, веревок, крыш, падающих людей, виселиц, таблеток, ножей, пистолетов и прочих атрибутов суицида;
  • летающих китов, различных оккультных и сатанистских символов, пентаграмм, различных вариаций числа 666, планет (фото 7, 8, 9, 10) и т.д.;
  • часов, показывающих время 4:20;
  • известных подростков-самоубийц: Рины Паленковой, Дениса Муравьева и др.;
  • порезанных или проколотых булавками или иглами частей тела, рук, языка, губ, а также синяков, ссадин и т.д.

Фотографий может быть очень много, до 10 000, тем не менее, не поленитесь и просмотрите как можно больше, потому что подростки стараются спрятать суицидальные картинки поглубже, чтобы осложнить их поиск.

Шаг пятый: интересные страницы

Это страницы людей и групп, на которые подписан ребенок. Таких групп может быть много (фото 11). Как определить, какая из них является опасной? Придется потрудиться, поскольку за вполне нейтральным названием вроде «Моя душа» или изображением на аватаре милого животного может скрываться группа пропагандирующая суицид. Особое внимание нужно обращать внимание на группы:

  • со словами в названиях: «тихий дом», «киты», «море», «смерть», «мертвый», «суицид», «подростки», «грусть», «выход», «ад», «4:20», «разбуди», «шрамы», «порезы», «вены», «кровь» и т.д.;
  • с названиями на английском и любом другом языке, в том числе с иероглифами, ивритом, арабской вязью, санскритом, любых других экзотических языках и т.п.;
  • с изображением оккультных и сатанистских символов и знаков;
  • тематические группы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о самоубийстве», либо культовым в этой среде фильмам, например, «Зал самоубийц», «Девственницы-самоубийцы» и др.;
  • тематические группы, посвященные подросткам-самоубийцам и подросткам-преступникам;
  • группы, пропагандирующие расизм, неонацизм и фашизм;

Шаг шестой: друзья и подписчики

Обратите внимание на список друзей вашего ребенка. Опасным сигналом является наличие в нем фейковых (фальшивых) страниц. Как отличить фейки от страниц реальных пользователей? У фейков на аватаре нет личных фотографий (фото 12). В разделе о себе - минимум данных. Они имеют вычурные имена и фамилии: Август(ина), Октябрина, Фридрих, Ада, Рейх, Лис, Кот, Кит, Вайс, Тян, Енот, Шрам, Штерн, Штольц, Шульц, Сетх, Холод, Верховный(ая), Каспийский(кая), Топский(кая), Смертин(а) и т.д.

Если вы выявили среди друзей вашего ребенка подозрительного «друга», нужно зайти на его страницу и проверить наличие суицидального наполнения: хештеги, тексты, мемы, фотографии, аудио и видеозаписи. Если вы обнаружили признаки увлеченности суицидальной романтикой на страницах реальных друзей вашего ребенка, попытайтесь связаться с их родителями. Возможно, это поможет предотвратить беду.

Просмотрите также всех подписчиков вашего ребенка. Особенно если среди них есть взрослые люди. Проверьте подозрительные страницы на содержание противоправного контента.

Понять круг интересов и общения ребенка можно с помощью раздела «новости» (расположен сразу под фотографией обложки страницы и строкой «добавить в друзья» фото 13). Кликнув на него, вы сможете увидеть обновления страниц друзей и групп, на которые подписан ваш ребенок.

Шаг седьмой: если ребенок зарегистрировался под вымышленным именем

С этой проблемой столкнулись многие родители, чьи дети стали жертвами суицидальных групп. Однако можно попытаться найти вторую страницу среди друзей и подписчиков ребенка на его «официальной» странице. Вторую страницу также можно поискать в списках друзей у его одноклассников, или на странице школы и класса (фото 14). Сейчас практически у каждого учебного заведения есть свои страницы ВКонтакте.

Сохраняйте здравомыслие

Помните, ребенок может разместить мрачные мемы, картинки, песни и видео просто из любопытства или потому что это модно, при этом он вовсе не помышляет свести счеты с жизнью. Однако если таких картинок слишком много, то это повод серьезно задуматься о его душевном благополучии. Если вы столкнулись с реальной угрозой, необходимо связаться со специалистом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: