Идеал девичьей красоты в удмуртском фольклоре и литературе. Ты удайся, удайся, ленок. Со овсом кучерявым

Урок-«посиделки» Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» / урок литературы в 6 классе/ Цели: 1) расширить представления учащихся о малых жанрах русского фольклора; 2) помочь учащимся проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного творчества; 3) овладеть умениями и навыками воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной; 4) воспитывать бережное отношение к нравственным и эстетическим ценностям русского народа. Оборудование: иллюстрации картин русских художников, костюмы в народном стиле для учащихся, самовар, свечи, выставка вышивки и рукоделия. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята и гости дорогие. Усаживайтесь все поудобнее, Выбирайте то, что посъедобнее. Каждый наливай себе горячий чай- На посиделках наших не скучай. Да, действительно, к урокам литературы мы уже привыкли, а вот урок – «посиделки» проводим впервые. Итак, наша с вами задача-не только порадовать себя горячим чаем, вкусными блинами да румяными пирогами. Но мы еще должны пополнить свой ларец знаний драгоценной народной мудростью, чтобы суметь убедительно рассказать «В чем красота и мудрость русских обрядов?» 2. Запишем число и тему нашего урока. 3. Посиделки были любимым занятием деревенских жителей в старину. После трудового дня собирались люди в какой-нибудь просторной избе, освещенной лучиной или свечой. Кто пряжу прял, кто вязал, кто вышивал, кто щелкал орехи да семечки. Пелись песни и велись интересные разговоры. Давайте послушаем какие. /звучит диалог детей/ -Лука Лукич, говорят, ты дом достраиваешь? -Да, скоро хата будет готова. - Будешь въезжать в новый дом, не забудь пригласить домового. -Знаю. -Да поставь в подпол нового дома мисочку с молоком, положи каравай хлеба и соль. -Положу. Да, ребята, и человек ставил в подпол нового дома мисочку с молоком, клал каравай хлеба и соль. А выходя из старого дома, произносил заклинание: Ты, хозяин– домовой, Отправляйся в путь со мной. Для тебя готова хата, В ней мы будем жить богато. Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей: Я с поклоном иду к тебе, лес-батюшка, Ты пусти меня к себе, не прогневайся. Как пустил меня к себе, так и выпусти; Отведи от меня злых зверей да всех змей, Путь мне не городи, по оврагам не кружи. Смилуйся над рабом Божьим. Аминь. Это была настоящая магия. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу. Заклиная, стремились воздействовать на дождь, на солнце, попросить у земли богатого урожая. Заметьте, человек, относясь к природе с большим уважением, в то же время выступал не униженным просителем, а полноправным хозяином мира, в котором он живет. Он знал нужное слово, чтобы заключить договор с ветром или дождем, солнцем или землей. Таким образом, в фольклоре сложилось множество произведений, которые должны были помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и называют обрядовой поэзией. К обрядовой поэзии люди обращались очень часто, Она сопровождала человека в повседневной жизни. Так, если вдруг начинали болеть зубы, нередко использовали заговор, взывая к могучим силам природы с просьбой помочь избавиться от недуга. Попробуем и мы обратиться к месяцу и заговорить зубы у------------------. Месяц, ты, месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную боль, унеси ее под облака. Моя боль ни мала, ни тяжела, твоя же сила -могуча. Мне боли не перенесть, а твоей силе – перенесть. Вот зуб, вот два, вот три: все твои; возьми мою боль. Месяц, ты, месяц, сокрой от меня зубную боль! К магической силе поэтического слова люди прибегали и тогда, когда нужно было придать особую значимость происходящим событиям.Обрядовая поэзия звучала на свадьбах, похоронах, проводах на армейскую службу. Люди придумывали ритуальные действия, определяли последовательность исполнения тех или иных песен, одевали особые костюмы. Очень важное место в жизни народа занимали календарные праздники, которыми отмечался приход весны, наступление осени, начало зимнего солнцеворота (когда день начинал постепенно удлиняться). Каждому времени года были посвящены свои праздники: святки (наступление нового года), масленица (встреча весны), праздник Ивана Купалы (вершина лета), Кострома (проводы лета). Все эти праздники сопровождались календарными обрядовыми песнями. Представьте себе: в декабре стелет зима белые холсты, мороз наводит мосты через реки. Называют этот месяц – студень, стужайло. Под снежной пеленой дремлет природа до красной весны. Говорят в народе: декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу, по которой приедет на Русь самый веселый и радостный праздник. Главный праздник зимы – Рождество. Вот тут-то и начиналось колядование. 4. -Расскажите, что вы знаете о колядках? Когда и где они исполнялись? (проверка домашнего задания). -Исполнение колядок: Волхвов привечайте, Святое встречайте, Пришло Рождество! Начинаем торжество! С нами Звезда идет, Молитву поет… Приходила коляда Наперед Рождества. Виноградье красно-зелено мое! Напала пороша снегу беленького Как по этой по пороше Гуси-лебеди летели- Колядовщички, Недоросточки, Недоросточки, Красны девушки… Пришла коляда накануне Рождества. Дайте коровку, масляну головку! А дай Бог тому, кто в этом дому, Ему рожь густа, рожь ужиниста. Ему с колоса осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, И богатством! И создай вам Господи Еще лучше того! Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом- в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками- «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами.. Ряженые благодарили добрых людей величаньями. Середи Москвы ворота пестры, Ворота пестры, вереи красны Светел месяц- То Тихон государь, Красно солнце- Настасья его, Часты звезды- то и детки их… А если «светел месяц» или «красно солнце» медлили с угощением, их поторапливали. Коляда, коляда накануне Рождества! Тетенька добренька, пирожка-то сдобненька- Не режь, не ломай, поскорей подавай! Двоим, троим, - давно стоим, Да не выстоим! Печка-то топится, пирожка-то хочется! Щедрых хозяев благодарили, а про скупых да жадных пели насмешливее песни- корили, обещали всякие неприятности. Бабушка- старушка, подай пирога! Не дашь пирога- мы корову за рога! Не дашь ватрушки- расстукаем кадушки! Не дашь хлеба- уведем деда! Но самым интересным на Руси было гадание в крещенские вечера. В небольшую миску, иногда с водой, каждая девушка клала свой перстенек или сережку; миску покрывали полотенцем и начинали гадать, вопрошать судьбу. Погадаем и мы. Рылась курочка на завалинке, Вырыла курочка золот перстень. Мне тем перстнем обручатися. Кому вынется, тому сбудется, Не минуется. / к свадьбе/ Рассыплю я монисто по закрому, С кем монисто собирать буду? Собирать буду с милым дружком, Кому вынется, тому сбудется, Кому сбудется-не минуется. / к знакомству/ Сей, матка, муку, растворяй пироги. К тебе будут гости, ко мне – женихи. Кому поем - тому с добром. Кому сбудется – не минуется. / будут сваты/ Живут мужики богатые – гребут жемчуг лопатами. Кому вынется, тому сбудется, Не минуется. / быть вам богатыми/ Сидит воробей на перегороде, Глядит воробей на чужу сторону. Кому поем – тому с добром. Кому сбудется, не минуется. / дальняя дорога/ Вот такая была зимушка – зима на Руси. Посмотрите, как изображались зимние забавы художниками М.Соколовым и Н.Антиповой /Колядовщики. Рождественское утро./. 5. А что вы можете сказать о масленичных песнях? (опрос по домашнему заданию) -Работа с иллюстрациями художников Б.М. Кустодиева, В.И. Сурикова. /Масленица.Взятие снежного городка./. 6.Обрядовые песни очень красивы. Я вам предлагаю прочитать одну веснянку и подумать, почему она так построена? Приди к нам, весна, Со радостью! С великой к нам Со милостью! Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, Со овсом кучерявым, С ячменем усатым, Со просом, со гречею, С калиной – малиною, С черной смородиной, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой – муравушкой. Здесь на протяжении всей песни используется художественный прием, который называется анафора /единоначатие/: все строчки, кроме первой, начинаются с предлога «с». Это придает напевность, выразительность веснянке, она звучит как заклинание. В обрядовой поэзии нередко встречаются очень точные эпитеты /Художественные определения/. В нашей песенке ячмень, например, назван «усатым». Этот эпитет сразу же вызывает образ пышного колоса. 7. Ну, за весною, конечно, идет долгожданное лето. Расскажите летних песнях /опрос по домашнему заданию/ . -Попробуем исполнить ритуальный танец, припевая, «Во поле береза стояла…» /дети танцуют вместе с учителем и гостями/. -А теперь изобразим посев льна. Уж я сеяла, сеяла ленок – 2 раза Чеботами приколачивала – 2 раза Я полола, полола ленок – 2 раза Чеботами приколачивала – 2 раза Уж я дергала, дергала ленок – 2 раза Чеботами приколачивала -2 раза И т. д. сушила, мяла, трепала, чесала,пряла. Ты удайся, удайся, ленок, Ты удайся, мой беленький ленок! 8. И завершался весь цикл сельскохозяйственных работ осенними песнями. Кто расскажет о них? /опрос по домашнему заданию/. 9.Вот, ребята, вы еще раз убедились, что обрядовый фольклор занимал важное место в жизни человека. Давайте теперь подведем итоги. Как же вы будете раскрывать тему сочинения? В чем красота и мудрость русских обрядов? Какой эпиграф можно подобрать к сочинению? Как начать вступление? Как озаглавить пункты плана? Чем закончить сочинение? Домашнее задание: сочинение «В чем красота и мудрость русских обрядов?» 10.Все вы сегодня молодцы. Настоящие русские красны девицы и русские добры молодцы. Я еще раз убедилась том, что вы умеете хранить добрые традиции и бережно относиться к русскому фольклору. В нем наши корни, наши истоки. Спасибо всем, кто был с нами. /оценивании учащихся/ 11. А теперь,как говорится, милости просим к столу попить горячего чайку. /чаепитие/ .

Cборник готовых к написанию сочинений по русской и зарубежной литературе, рефераты, краткое содержание произведений на сайте сайт на самые разнообразные темы, разных писателей, поэтов: зарубежных, отечественных и мировых, которые своими произведениями покорили не только весь мир но и целую эпоху, произведения которых остаются актуальными и по этот день. Предложенные на сайте сочинения основательно отличаются разработкой и глубиной анализа. Сочинения это ваше небольшое произведение искусства на прочитанный материал в котором вы передаете и описываете те чувства, моменты жизни и ситуации которые пережил персонаж произведения. Давайте посмотрим на готовые сочинения по литературе и русскому языку глазами школьника. Интернет так наполнен информацией, что не знаешь на чем остановиться и как правильно сделать выбор: кто-то нажимает наугад и начинает копаться в непонятной структуре сайтов, и в конечном итоге, переходит на другой сайт и так до бесконечности, а кто-то заходит на свой любимый сайт.

Рефераты и Сочинения по русской и зарубежной литературе

Но, к сожалению, это, немного, усложняет ситуацию в выполнении домашнего задания. Поэтому, вы можете легко из выбранного материала сочинений выбрать вам необходимое. Вам останется добавить немного своих мыслей или собрать из нескольких сочинений одно, поскольку на сайте сайт предоставлены сочинения в нескольких вариантах на одну тему, но под разными названиями. В результате, вы не потеряете много времени на написания роботы и получите отличное сочинение, не похожее ни на одно другое. Сочинения на тему известных русских и зарубежных писателей, поэтов разных эпох, поколений и направлений Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин, А. Ахматова, М. Шолохов, Гомер, и других писателей с большой буквы. Собранные и представленные рефераты по основным учебным дисциплинам подобраны по всем правилам и нормам школьных программ. Это будет Вам дополнительный материал для занятий, контрольных работ и т. д. Пользователям опишу немного о том как правильно пользоваться сайтом. Простой, удобный и бесплатный. Вам не нужно прилагать много усилий для того что бы найти необходимые сочинения, нужно лишь выбрать необходимый раздел наводите курсором на него и щелкаете левой кнопкой мышки. После этого откроется под меню где вы сможете выбрать интересующий вас раздел, а для того что бы в категориях легче было искать нужное сочинения можно воспользоватся поиском по сайту который находится в правом верхнем углу. Вот вкратце и все!!! Желаем вам отличных успехов, легкой учебы и надеемся, что вы получили удовольствия от посещения нашего сайта. Заходите всегда будем рады вашему визиту.

Тема: Красота и многообразие русского фольклора

Цель: знакомство учащихся с понятием фольклор, с малыми жанрами фольклора, пробуждение интереса к устному народному творчеству, развитие речи учащихся и привитие любви к чтению книг.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся различать разные жанры фольклора.
  2. Привить любовь к богатству народного творчества.
  3. Развивать читательские способности детей.
  4. Отрабатывать навыки работы в группах.

Планируемые результаты:

  • предметные : знать фольклорные жанры, их отличительные особенности, уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора.
  • личностные: положительное отношение к познанию, желание приобретать новые знания, умения.
  • метапредметные УУД:
    • познавательные: осознают познавательную задачу, умеют осмысленно читать и объяснять значение;
    • регулятивные: планируют действия, действуют по плану, используют речь для регуляции своих действий;
    • коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть умениями диалогической речи.

Оборудование : предметы народного быта (туеса, вышитые полотенца и др.), лучики, которые в процессе урока крепятся на доску и образуют солнце.

Класс поделен на группы по 5-6 человек.

Ход урока:

Слово учителя:

Вы посмотрите, ребята, в какой интересный, необычный мир мы с вами попали. Здесь и полотенца вышитые, и туеса берестяные, и ложки деревянные, и наличники резные. Что это всё вам напоминает? Конечно, это напоминает нам избу Древней Руси.

Ребята, а как вы думаете, почему мы этот урок проводим в такой необычной обстановке? Может быть, сама тема урока подскажет нам это? Ведь говорить сегодня мы будем о красоте и многообразии русского фольклора.

А ведь поговорить нам есть о чём. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого — с вашего дома, с вашей улицы, с вашего города. А потом уже вам открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только её настоящее, но и прошлое.

На уроке истории вы знакомитесь с далеким прошлым нашего народа, узнаете, что собой представляло наше древнее государство — Киевская Русь, какие народы его населяли, какова была их культура. Узнаете и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков.

Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в своё будущее — всё это находило отражение в его творчестве. А наш народ был поистине талантлив.

Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье — всё отразилось в творчестве наших далёких предков.

Давайте представим себе небольшую картину далёкого прошлого: вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе — и снова работа: кто прядёт, кто вышивает, кто шьёт... А какая работа без песни?А ведь песня сопровождала русского человека и в горе, и в радости, и в пути, и в работе.

Вопрос детям:

А из чего рождалась песня? (из поэзии)

Мы поговорим с вами об обрядовой поэзии. У русского народа было много праздников, на которых исполнялись свои особенные песни. (на доску прикрепляется 1 лучик)

1 Задание :

У вас на столах лежат поэтические творения, которые исполнялись во время различных обрядов. Зачитайте их вслух, найдите в них эпитеты. А потом мы вместе с вами должны определить, когда исполнялись эти песни, в какие праздники, на каких обрядах.

Ответы детей:

1 группа

Эта песня исполнялась во время святок, зимой. А обряд назывался колядование, поэтому и песня называется «колядка». В святки люди ходили из дома в дом славили хозяев, желали им счастья, богатого урожая, колядовали. А хозяева угощали гостей.

2 группа

Наша песня называется «веснянка». Она исполнялась весной в праздник Масленицы, когда люди провожали зиму — встречали весну. А с весной у русского народа связаны новые ожидания, потому что надеялись на богатый урожай.

Вопрос детям:

Какие эпитеты вы отметили? (ответы детей).

Ребята, а в русском фольклоре есть интересный жанр.

Подумайте, о чём я говорю: этот жанр близок к обрядовой поэзии и близок к глаголам «кликать», просить.

Ответы детей :

Заклички. Поэтические обращения к силам природы. Это очень древний жанр. Когда-то люди совершенно серьёзно и искренне обращались к природе во время различных магических действий.

2 Задание :

3 группа и 4 группа

Приводят примеры «закличек».

(прикрепляется 2 лучик)

Слово учителя:

Русский человек знал и «чистоговорки». Произнести её надо было как можно скорее, правильно, чисто. Устраивались на посиделках и гуляньях даже целые состязания: кто лучше произнесёт чистоговорку.

Вопрос детям:

А как этот жанр называется сейчас?

Ответы детей: (скороговорки)

Сейчас проведём конкурс скороговорок между командами.

А произносить их будут те, кому выпадет случай из команды. Помогут мне в этом ребята. Они специально готовились и представят вам ещё один жанр русского фольклора, при помощи которого и будут выбирать участника от команды.

Догадайтесь, что это за жанр? (считалки)

(прикрепляется 3 и 4 лучики)

3 Задание :

Проводится конкурс на лучшее произношение скороговорки.

Вопрос детям:

Ребята, а как называется малый жанр фольклора, в котором выразилась мудрость народа? (пословицы).

А какой жанр близок пословицам? (поговорки)

(прикрепляются 5 и 6 лучики)

Какие различия между пословицами и поговорками? Для чего нужны они в речи?

Ответы детей:

Это краткие меткие выражения.

Пословицы и поговорки — сокровищница народной мудрости.

4 Задание :

Игра . Как вы знаете русские пословицы?

Одна команда называет первую часть пословицы, другая — её продолжает.

Вопрос детям:

А какой жанр русского фольклора, ребята, свидетельствует об остром уме и обширных знаниях человека? (загадки)

(прикрепляется 7 лучик)

5 Задание :

Конкурс загадок

(домашняя заготовка)

Ребята, внимательно прослушайте этот жанр устного народного творчества. Как он называется? (читается небылица-прибаутка).

(прикрепляется 8 лучик)

Вопрос детям:

Что характерно для небылицы или прибаутки.

Ответы детей :

Они могут быть очень разными: то это песенки, то это стихи, то это короткие рассказики. Но главное их качество — они должны быть веселыми. Они и звучат красиво, и запоминаются легко.

6 Задание :

Конкурс небылиц.

Вопрос детям:

Ребята, а о каком жанре русского фольклора мы с вами ещё не сказали. Он особенно любим детьми. (сказки)

(прикрепляется 9 лучик)

А какие виды фольклорных сказок вы знаете?

7 Задание :

А сейчас прослушайте фольклорную сказку и подумайте, к какому виду сказок она относится.

Слово учителя:

Но, ребята, в наш урок невозможно вместить все жанры русского фольклора. О чём мы ещё не сказали? Баллады, былицы...

Мы с вами сегодня доказали, как необычен, разнообразен и красив русский фольклор. А теперь посмотрите на доску. У нас получился своеобразный магический знак. Как вы думаете: что это такое? (Солнце).

Фольклор устанавливал тесные связи человека и природы. А солнце — главное, оно даёт жизнь, поэтому оно так часто встречается в устном народном творчестве. Считалось, что оно приносит счастье, поэтому, вырезанное из дерева, оно красовалось под крышами домов. Считалось, что оно оберегает от неудач, всего плохого, поэтому на вышитых рубашках крестики — это и есть знак солнца.

Пусть это солнце принесёт вам счастье в дальнейшем изучении литературы.

1

Проведено исследование традиционных представлений удмуртов о физической красоте девушки. Анализ фольклорных и художественных произведений показал, что наряду с красотой природы для удмурта символом красоты была девушка. Понятия «красивое», «прекрасное» для удмуртов совпадали с красотой природы родного края, поэтому и физическую красоту девушки сравнивали с ней. Во многих песнях красота девушки сравнивается с одними и теми же растениями, её голос отождествляется с пением одних и тех же птиц и звучанием национального музыкального инструмента. Поэтическое восприятие девичьей красоты у удмуртов в повседневной жизни претерпевало сильные изменения. Красота приобретала второстепенное значение. На первый план выступали физическое здоровье, трудолюбие, крепкие руки. В противоречие с фольклором и литературой вступало также отношение к фигуре. Если в них воспевается тонкий стан, то в реальной жизни предпочтение отдавалось крупным, статным девушкам, так как нужна была работница и мать здоровых детей.

физическая красота девушки

фольклорные и художественные произведения

1. Верещагин Г.Е. Собрание сочинений; В 6 т. Т. 2. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / отв. за вып. Л.С. Христолюбова Предисловие ко второму тому, примечания, указатели: Христолюбова Л.С.; Комментарии: Владыкина Т.Г., Христолюбова Л.С. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. – 204 с.

2. Гаврилов И.Г. Корни твои. – Ижевск: Удмуртия, 1990. – 576 c.

3. Кедра Митрей. Тяжкое иго. – Ижевск: Удмуртия, 1989. – 98 с.

4. Кузнецова Р.А. Исследования в области этнокультуры удмуртов: монография. – Саарбрюккен (Германия), 2013. – 65 с.

5. Удмуртские песни. Антология. – Ижевск: Удмуртия, 1975. – С. 395.

6. Вае кырзалом, эшъёс: Удмурт кырзанъёс (Споёмте, друзья: удмуртские песни) / Дасязы А.Г. Иванова, Л.В. Перевозчикова. – Ижевск: Удмуртия, 1977. – 136 c.

7. Вай кырзалом, эшъёс!: Кырзанъёс (Споёмте, друзья: песни) / Дасязы Л.В. Перевозчиква, А.Г. Иванова, С.А. Ильин. – Ижевск: Удмуртия, 1993. – 287 c.

8. Жингырты, удмурт кырзан!: Нотаосын кырзан книга (Звени, удмуртская песня!: песни с нотами) / Дасяз П.К. Поздеев. 2-ти изд. – Устинов: Удмуртия, 1987. – 374 c.

9. Жингырты, удмурт кырзан! (Звени, удмуртская песня!: музыкальное приложение) // Кенеш. – 1998. – № 10–11. – 97 c.

10. Петров М.П. Италмас // Люкам сочинениос. 2 томез. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – С. 63–111.

В человеческой культуре сформировалось представление о физической и духовно-нравственной красоте. В данной статье мы рассмотрим традиционные представления удмуртов о физической красоте девушки.

К сожалению, в гуманитарной науке этой проблемы практически не касались ни археологи, ни этнографы, ни литературоведы, исключая фольклористов, которые собрали народные творения: пословицы и поговорки, легенды и сказки, песни и загадки удмуртского народа. Собранные фольклорные материалы, однако, пока не получили должного осмысления по интересующей нас теме. В произведениях удмуртских писателей нашло отражение дальнейшее развитие представления удмуртов о красоте. Таким образом, в нашем распоряжении три источника, откуда была почерпнута необходимая информация: удмуртский фольклор, произведения удмуртских писателей, а также некоторые этнографические данные.

С древних времён удмурты селились вблизи рек и лесов, которые являлись основным источником жизни. Человек ощущал себя частью природы, поэтому понятия «красивое», «прекрасное» для него совпадали с красотой природы родного края.

Наряду с красотой природы для удмурта, хотя об этом никогда не говорилось открыто и прямо, символом красоты была девушка. Это замечено нами в процессе сплошной выборки некоторых фольклорных и художественных произведений .

В отличие от некоторых народов, которые стремились или укоротить ступни ног девочек, или удлинить шею и т.д., у удмуртов не было стремления что-либо исправить, изменить в своём облике, но они также придавали большое значение человеческой привлекательности, физической красоте. Так Г.Е. Верещагин - основоположник удмуртской литературы, поэт, фольклорист, этнограф - пишет: «Признаками мужской и женской красоты считают: чистое лицо, нос прямой, густые брови, открытые глаза, тонкие губы, русые волосы. Имеющих такую красоту называют таза, чебер! «здоровый, красивый!» .

Как выяснилось, у удмуртов сложились два прямо противоположных идеала красоты девушки: чернобровая, кареглазая с льняными волосами и синеглазая, но тоже с льняными волосами. Даже у популярной удмуртской народной песни «Лымы тодьы» («Снег белый») имеются 2 варианта, в которых отражаются оба идеала:

Мертчан чужо, мертчан чужо,

Мертчанлэсь но чужо йырсие.

Дыдык чагыр, дыдык чагыр,

Дыдыклэсь но чагыр синъёсы.

(Сутэр сьодо, сутэр сьодо,

Сутэрлэсь но сьодо синъёсы).

Кудель жёлтая, кудель жёлтая,

Желтее кудели мои волосы.

Много сини у голубки -

Больше сини в моих глазах.

(Смородина чёрная,

Чернее смородины мои глаза).

Изумительное описание девушки замечаем в романе «Корни твои» И.Г. Гаврилова: «Лёгкое и тонкое лицо девушки напряжённо вздрагивало, большие глаза, похожие на голубые незабудки, омыты точно росой, слезами…» , в повести «Тяжкое иго» Кедры Митрея: «Дыдык перестала жать, выпрямилась. Щёки - спелая брусника, глаза голубым шёлком отливают» , а также в поэме «Италмас» М.П. Петрова:

Возь вылысь сяськалэсь но чебер со будэм,

Синъёсыз кык сьодэсь сутэръёс кадь вылэм.

Бамъёсыз - кык чебер чыжытэсь улмоос.

Чупамон мусоесь чебересь ымдураз

Чыжытэз пычамын кадь кисьмам узылэн.

Куараез тулыс уй учылэн кадь вылэм

Со мусо нылмылэн.

Она росла красивее цветка на лугу,

Глаза похожи на две чёрные смородинки.

Щёки - два красивых румяных яблока.

Губы словно впитали румянец спелой земляники.

Похож на песни весеннего соловья.

В связи с этим следует отметить, что одной из антропологических особенностей у удмуртов считаются небольшие глаза, и если девушка обладала необычными, красивыми, большими глазами, их называли «зуч син» («русские глаза»).

Во многих народных и авторских песнях физическая красота девушки сравнивается с одними и теми же растениями окружающего мира, её голос отождествляется с пением одних и тех же птиц и звучанием национального музыкального инструмента. Сравнивая с деревьями кызьпу «берёза», бадяр «клён», пужым «сосна», воспевается красивый стан девушки:

Сюрес дурын баблес кызьпу -

Атай, сое тон эн кора.

Сюрес дурысь баблес кызьпу -

Мынам луоз со мугоры.

У дороги кудрявая берёза -

Не руби её, отец.

У дороги кудрявая берёза -

Это будет моё тело.

Вож бадяр, ой, кадь ик,

Вож мугоры öй-а вал?

Словно зелёный клён,

Не был ли мой стан?

Сл. С. Широбокова,

Пужым вай, ой, кадь ик,

Суйёсы но öй-а вал?

Словно веточки сосны,

Не были ли мои руки?

Сл. С. Широбокова,

муз. Г. Корепанова

Облик девушки, её глаза сравниваются со цветами италмас «купальница; лазоревый цветок», инвожо «смолёвка, дрёма, гвоздика полевая», зангари (кинайчача. лызсяська, зегсяська) «василёк»:

Чуж италмас но шуисько ке,

Чуж дэремен кадь потиськод.

Когда говорю «жёлтая купальница»,

Представляю тебя в жёлтом платье.

Сл. Г. Архипова,

муз. П. Кузнецова

Турлы сяська адзыса, мон

Инвожолы паймем вал.

Чагыр, чебер со сяськаос

Тынад синъёсыд вылэм.

Увидев много разных цветов,

Я восхищался смолёвкой.

Эти красивые голубые цветы,

Оказывается, твои глаза.

Сл. М. Петрова,

муз. М. Коробова

Чуж зег полын лыз сяськаос.

Апай, сое тон эн ишкы...

Чуж зег полысь лыз сяськаос -

Мынам луоз со синъёсы.

В жёлтой ржи васильки.

Сестра, ты их не рви...

В жёлтой ржи васильки -

Это мои синие глаза.

Сл. А. Оки, муз. Н. Постникова

Девичьи волосы сравниваются с куделью (мертчан):

Мертчан чужо, мертчан чужо,

Мертчанлэсь но чужо йырсие.

Кудель золотистая,

Золотистее кудели мои волосы.

Народная песня

Шур дурысь но арамаысь

Чуж учылы паймем вал.

Учы чирдэм вылымтэ со,

Тынад куараед вылэм.

Меня восхитила песня соловья

За рекою в роще.

Это, оказывается, не соловья песня,

Сл. М. Петрова,

муз. М. Коробова

Бусыын но гырыкум,

Тюрагай куара кылыкум,

Тюрагай куарадэ

Мон тодам ваисько.

Когда работаю в поле,

Слышу трель жаворонка,

Чипчирган кадь куарае,

Моё тело гибкое, как резина.

Народная песня

Чипчирган, ой, кадь ик,

Куарае но öй-а вал?

Сл. С. Широбокова,

муз. Г. Корепанова

Кыр тюрагай но шуисько ке,

Ваземъёстэ мон кылüсько.

Чуж учыпи но шуисько ке,

Кырзамъёстэ мон кылüсько.

Кыр тюрагай но тон мыным но,

Чуж учыпи но тон мыным

Когда говорю «жаворонок»,

Когда говорю «соловей»,

Слышу твои песни.

Для меня ты и жаворонок,

Для меня ты и соловей.

Сл. Г. Архипова,

муз. П. Кузнецова

Карие глаза сравниваются с чёрной смородиной, румяные щёки - с костяникой, яблоками:

Нюлэскы но ветлыкум,

Сьод сутэр бичакум,

Сьод сутэр синъёстэ

Мон тодам ваисько.

Когда брожу по лесу,

Собираю чёрную смородину,

Я вспоминаю твои глаза -

Чёрные смородинки.

Сл. А. Оки, муз. Г. Корепанова

Сьöд сутэр кадь ик

Синъёсмы, ай-кай.

Словно чёрные смородинки

Наши глаза, ай-кай.

Народная песня

Улмолэсь но намерлэсь но

Чыжыт, чебер бамъёсыд.

Твои красивые щёки

Румянее и яблока, и костяники.

Сл. М. Петрова,

муз. М. Коробова

Горд намер кадь ик

Бамъёсмы, ай-кай.

Словно красная костяника

Наши щёки, ай-кай.

Народная песня

Поэтическое восприятие девичьей красоты у удмуртов в повседневной жизни претерпевало сильные изменения. Красота приобретала второстепенное значение. На первый план выступали такие достоинства девушки, как физическое здоровье, трудолюбие, крепкие руки. В противоречие с фольклором и литературой вступало также отношение к фигуре. Если в них воспевается тонкий стан, то в реальной жизни предпочтение отдавалось крупным девушкам, отнюдь не худеньким, но статным, так как нужна была работница и мать здоровых детей. Об этом свидетельствуют удмуртские пословицы-поговорки: «Чеберез шоры эн учкы, учкы ужамез шоры» («Смотри не на красоту, а на работу»), «Адямиез уж чебер каре» («Человека труд красит»). Выявлен удивительный факт: когда девушка переступала порог девичества, становилась женщиной, матерью, отношение к её физической красоте менялось. Считалось, что женщина может быть подвержена влиянию злых сил, и о её красоте не принято было говорить. Видимо, по этой причине мы не встретили описания красоты женщины ни в фольклорных, ни в литературных произведениях. Женщина была уже прекрасна тем, что она мать, труженица. Именно ей полагалось носить самый красивый, богато украшенный костюм, многие части которого имели обереговый характер.

Таким образом, в рассмотренных нами источниках чаще всего встречается описание физической красоты девушки. Как в фольклорных, так и художественных произведениях описываются в основном глаза, щёки, губы, волосы, голос, красота которых сравнивается с одними и теми же растениями, ягодами, фруктами, пением птиц и звучанием национального музыкального инструмента. Красота юноши воспевается намного реже, и его внешность описывается не так подробно и детально, как у девушки. Основное внимание уделяется его крепкому телосложению. Описания красоты женщины нами не выявлено.

Рецензенты:

Гришанова И.А., д.п.н., заведующая кафедрой педагогики филиала ГГПИ, филиал ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко», г. Ижевск;

Снигирёва Т.А., д.п.н., профессор кафедры медбиофизики, информатики и экономики, ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», г. Ижевск.

Работа поступила в редакцию 16.12.2013.

Библиографическая ссылка

Кузнецова Р.А. ИДЕАЛ ДЕВИЧЬЕЙ КРАСОТЫ В УДМУРТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-3. – С. 594-597;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33171 (дата обращения: 16.11.2017). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: