География в сказках. От сказок — к географии

Михайлова Анастасия

В работе ученицы 6 класса. рассматриваются географические приборы, явления и процессы в сравнении со сказочными персонажами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “Гимназия №5”

ТЕМА: География в сказках.

выполнила: ученица 6 б класса

МБОУ «Гимназия№5»

Михайлова Анастасия

Руководитель: Фролова Н.В.

Г.Северобайкальск – 2013

Введение

Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастическим.

В этом году мы делаем первые шаги в удивительную науку – географию. Первое же знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в шестой класс. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам.

Роль сказки можно рассматривать и в более широком аспекте.

Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической информацией. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказки с реальными научными данными. В своей работе приведу несколько таких примеров.

Цель моей работы – выявить раскрытие особенностей географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок.

Задачи:

Сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с географической информацией;

Составить описание сравниваемых объектов;

Выполнить учебный проект «План местности».

Полученную информацию классифицировала следующим образом:

  1. Географические приборы.
  2. Природные явления, процессы.
  3. Природопользование.
  4. Проект: план местности «Место действие сказки Гуси – лебеди».

1. Географические приборы.

В русских народных сказках, главные герои прибегают к помощи волшебной тарелочки для того, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением, который был создан около 150 л. до н.э. Кратетом Малльским.

Гло́бус (от лат. globus , «шар») - трёхмерная модель Земли .

Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить

Следующие общие черты:

Форма (круглая);

Движение (совершают движение);

Назначение (показывает объекты).

Следующий сказочный «герой» - это волшебный клубок ниток. Он как правило хранится у Бабы – Яги, которая помогает главному герою в поисках нужного пути, так как клубок бежит по лесной тропинке в нужном направлении. Это чудо приспособление, по моему мнению, явно дальний родственник, известный каждому школьнику прибору. Конечно, это компас, устройство, облегчающее ориентирование на местности. И так же как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.

Всем известна сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра- флюгер.

В России до XVIII века употреблялись слова прапор , прапорица. Флюгер представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Флюгер часто служит декоративным элементом - для украшения дома. Он может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания. Часто садоводы применяют флюгер с пропеллером для избавления от кротов, землероек и прочих подобных вредителей. Вибрации, передающиеся в землю от вращения пропеллера, отпугивают грызунов, и они покидают участок.

Камень – указательный надежный помощник героям, укажет путь – дорогу и расскажет, что их ждет на пути. Выделив общие свойства: наличие условных знаков, масштаб, направление движения, описание определенного участка местности, показ местности в уменьшенном виде, пришла к выводу, что сказочный объект «указательный камень» во многом похож на топографический план. Для подтверждения данного вывода обратимся к определению понятия « топографическими планами называют подробные изображения земной поверхности и географических объектов, расположенных на ней», что соответствует данному сравнению.

2. Природные явления, процессы.

В сказке П. Ершова «Конек горбунок», особое место отведено процедуре погружения в кипящую воду, которое имело чудодейственное свойство.

В настоящее время, такие процедуры тоже существуют. Мы понимает, что речь идет об источниках термальных вод с температурой до 95-98°С.

В замечательной сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане», которая имеет глубокий смысл, мы рассмотрим следующий момент:

Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами.

Цунами длинные волны , порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу на расстояние до 10 км.

Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник.

Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, возникающий в кучево –дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров. Слово «смерч» происходи от древнерусского смьрчь , смърчь - «облако».

В сказках местных жителях определенной территории, раскрываются особенности этой местности. Например сказка « О самой большой юрте", в которой говорится о том, что богатый охотник Томиргин влюбился в дочь рыбака Итатель. Отец согласился на их брак при условии, что охотник поставит юрту, которую будет видно из-за горных хребтов. Стал думать охотник из чего сделать такую юрту. Начал строить из камней. И построил на славу. Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томиргин в своей каменной юрте. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртой высоко в небо огненный столб взметнулся, золы тогда много выпадает.

И опять все просто и ясно: юрта - вулкан, костер в юрте - извержение, излияние лавы. Нам известно, что недра Земли находятся в разогретом, но твердом состоянии, что и описываетя в сказке «О самой большой юрте».

Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».

В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы –яги, летающий конек –горбунок, сапоги скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать,большая скоростью, удобство в использовании. Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти преметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта.

Любимая нами с детства сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы.

В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.

3.Природопользование

Особое внимание в сказках уделяется взаимоотношению человека и природы. Здесь можно выделить целый блок сказок. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло. В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесен в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок «Цветик семицветик», обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.

Флора Земли разнообразна и имеет богатый видовой состав, но существует и список редкий растений, требующий особого бережного отношения человека.

В сказках разных народов, в эпосе встречается упоминание о живой и мертвой воде.

«Ворон брызнул мертвой водой – тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водой – Иван-царевич вздрогнул, встал и заговорил…» («Марья Моревна», русская народная сказка).

Лечебные свойства некоторых минеральных вод можно объяснить не только уникальным минеральным составом, но и свойствами активированных растворов, являющихся результатом электролиза.

" Живой", как правило, называют воду, которая при воздействии на организм вызывает в нем благоприятные изменения: например, рост растений, заживление раны, улучшение самочувствия, снижае восприимчивости к воздействию неблагоприятных факторов, т.е. улучшая общее состояние здоровья.
"Мертвая" вода, напротив, замедляет обменные процессы, губительно действует на микрофлору и микроорганизмы.

Обратимся в очередной раз к сказкам А.С. Пушкина.

… У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом….

Там чудеса там леший бродит

Русалка на ветвях сидит

Там на невиданных дорожках

Следы невиданных зверей…

Так описывает это волшебное место автор. В наше время, когда природа подвергается сильнейшими натиску цивилизации естественных участков практически не остаётся. Уникальный мир сохраняется на специально отведенных участках. Согласно Федеральному закону « Об особо охраняемых природных территориях » государственный природный заповедник - одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных;

Проблемы рациоанального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна лягушка», по моему мнению, подводят к тому, что природа очень щедрая, она дает нам свои богатства, которыми человек может пользоваться в полной мере, но пользование это должно быть рациональным, без ущерба для самой природы. Иначе человечество рискует «остаться у разбитого корыта».

4. Проект: план местности «Место действие сказки Гуси – лебеди».

Изучив тему «План местности», мы научились проводить глазомерную съемку местности (школьный двор). Представляю вам план местности, на которой происходит действие сказки «Гуси – лебеди».

С детства мы знаем добрую сказку «Гуси – лебеди», которая учит нас многому: добросовестно относится к поручениям, любви к младшим, внимательному отношению к окружающим, умению находить с ними общий язык.

Давайте вспомним, сказку и составим план местности, обозначив на нем маршрут движения девочки в поисках братца.

Уехали родители в город, строго наказали девочке следить за братцем. Но заигралась она и гуси-лебеди унесли братца. Отправилась она на поиски. На пути встретила яблоньку, вышла к молочной реке с кисельными берегами, а там и лес, где она и увидела избушку Бабы – Яги.

При изучении темы, мы знакомимся и с условными знаками, с их помощью и составим и план местности данной сказки. Объекты которые мы будем изображать: лес, река, поле, дерево и придуманные знаки - печка, избушка. Выглядеть план будет следующим образом.

Дом девочки, далее волшебная печь, за ней яблонька (отдельно стоящее дерево)., в сказке не говорится о том, что девочка переходила или переплывала реку, следовательно местоположение реки определяем следующим образом.Затем, за деревьями, вдруг она увидела избушку, значит она находится в лесу, а не на открытой местности. Таким образом, будет выглядеть план местности сказки. Вот так, с помощью географической информации сказку можно ещё и «нарисовать».

Таким образом, подводя итог работы, можно сделать следующий вывод:

В этом учебном году мы только начинаем изучать географию, но уже имеем некоторое представление об этой науке из уроков природоведения, наших собственных наблюдений. Сопоставив сказочные объекты и научные географические данные, выявила черты сходства которые доказывают, что во многом первому знакомству с миром географии мы обязаны сказкам, ведь они знакомят нас с географическими объектами, приборами, явлениями.

География – одна из самых древних наук о Земле и знакомиться с ней мы начинаем с раннего детства, в этом нам помогают любимые сказки.

География - наука из наук, замечательная,
Интересная, полезная и увлекательная!
Убедила нас она, что Земля
И кругла, многообразна и чудес полным - полна!

Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок. Вот такой увлекательный урок географии у нас получился.

Список литературы.

1. Бердышев С.Н. Большая энциклопедия природы 12 томов, Москва.: Мир книги 2003г.

2.Летягин А.А. Начальный курс: 6 класс: учебник.: Вентана – Граф, 2012

3.Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.

4.А.С.Пушкин. Сказки.

5. П.Ершов. Конек Горбунок., М.: Просвещение 2011

6. рисунки, фотографии, использованные для создания презентации – ресурсы интернет.

Т.Н. СОЛОВЬЕВА, А.Н. МАЛЬЧЕНКО
учителя географии средней школы № 1954
г. Москва

Современное преподавание естественных наук воспитывает в человеке стремление внимательнее относиться к окружающей среде, к тому, что вокруг нас. Обучение и воспитание тесно связаны между собой.

В нашей методической работе мы выбрали направление развития творческих способностей учащихся, ведь именно через творчество можно воспитать личность, развитую всесторонне, пытливую, любознательную, ищущую. Мы предлагаем учащимся проанализировать литературные произведения разных эпох, в которых надо найти географические особенности территории. Детям предложено использовать на выбор произведения русских писателей, сказки народов мира, жанр фэнтези. В любом произведении можно найти нечто географическое. Увлечения современной молодежи такими произведениями, как «Гарри Поттер», «Властелин колец» и многие другие, можно использовать в географическом образовании.

Не верите, что географические особенности стран можно исследовать по сказкам? У нас тоже многие не верили. Но вот ученица выбрала для работы произведения Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, графини де Сегюр и Жорж Санд. Эти книги передавались в семье из поколения в поколение, и когда мы, учителя, предложили страноведческую работу по сказкам, вся семья с интересом участвовала в процессе.

В сказках удалось найти указания на особенности рельефа, климата, растительного и животного мира, почв, сельского хозяйства, лесной и легкой промышленности, транспорта.

В работе использовались иллюстрации к сказкам, работы художников, современные фотографии.

Обычно, читая литературные произведения, мы лишь вскользь смотрим на описания природы и не обращаем внимания на то, что в сказке можно найти истинное отражение действительности.

В ходе проведенного исследования удалось доказать, что многие сказки говорят о реальных географических особенностях того времени. События сказок Андерсена, Пино, Жорж Санд происходят в реальной географической среде. Эти реалии европейских стран - Франции, Ирландии, Дании. Многие природные компоненты там не изменились до настоящего времени.

А вот в описании климата наблюдается разительная разница между прошлым и настоящим. В сказке Андерсена «Снежная королева», написанной в XIX веке, дается описание особенностей январской погоды в Дании того периода.

Зимою... окна часто замерзали. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к обмерзшим стеклам; лед быстро оттаивал, появлялось чудесное окошечко - такое круглое-круглое, - и в нем показывался такой веселый, ласковый глазок...
А на дворе завывала метель...

Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое «окошечко» в том месте, где лед на стекле оттаял. За окном порхали снежинки...

На другой день был славный мороз...

На площади катались толпы детей. Те, что были посмелее, прицеплялись к крестьянским саням и отъезжали довольно далеко.

Для современной Дании такие погодные явления не характерны. Это натолкнуло ученицу на мысль о том, что климат претерпел за это время значительные изменения. Этому нашлось подтверждение в научной литературе. К таким познавательным находкам мы можем прийти, прочитав не только датские сказки, но также французские и ирландские.

Вот сведения о рельефе и его происхождении.

Пять дней шагали они среди гор, где рос колючий кустарник да терновник, и пять ночей спали на голой земле, защищённые от холодного ветра и ядовитых насекомых лишь выступами скал.

Кристиан Пино.
Сын принца-Консорта

Но что у замка за такое странное название, Пиктордю? - спросил господин Флошарде.

Его назвали так по имени вон той горы, видите, которая выходит из-за леса над замком и которая как будто разворочена огнём. Говорят, что в древние времена вся эта местность была выгоревшей. Эти страны назывались вулканическими, - отвечал извозчик.

Жорж Санд.
Замок Пиктордю

Интересные факты были выявлены в описании растительного и животного мира. На примере отрывков из сказок можно хорошо проследить изменения растительного покрова с высотой (высотную поясность).

Пять дней шагали они по тропинкам, которые становились всё более извилистыми и непроходимыми, и пять ночей спали под чахлыми низкорослыми соснами. Всё труднее становилось добывать себе пропитание.

Кристиан Пино.
Сын принца-Консорта

Ниже по склонам гор картина другая.

Пять дней шагал Клодомир по путям и дорогам и пять ночей спал под каштанами в лесу, среди белых грибов.

Кристиан Пино.
Сын принца-Консорта

Помимо описания растительности гор в сказках встречаются описания равнинных территорий. Все авторы в своих произведениях упоминают типичные для них растения.

Блондина двинулась вперёд по узенькой тропинке в незнакомую ей ещё часть леса, где высокие вековые деревья образовали непроницаемую тень, в которой колючий чертополох расти не мог, а земля была покрыта мягким мхом.

Графиня де Сегюр.
История о девочке Блондине,
о белой лани и коте-Мурлыке

Пурпуровая жимолость переплелась с огромными кустами шиповника, между терновником цвёл жасмин, над туземными кипарисами и дикими каменными дубами возвышались ливанские кедры, плющ стлался коврами или висел гирляндами, разросшийся на ступенях клубничник шёл арабесками до самых подножий статуй. Эта терраса, поросшая свободными растениями не была никогда ещё так прекрасна, как теперь.

У одних статуй недоставало руки, другие же, сбитые с подножий, лежали во всю длину в фиолетовом чертополохе или жёлтом диком льне.

Жорж Санд. Замок Пиктордю

Девочка увидела, что в сказках - прямо, а иногда и косвенно, как в следующем отрывке, - описывается разнообразие животного мира Европы, сохраненное до сих пор, несмотря на обширную хозяйственную деятельность человека.

Свою флейту Пан очень любил. Сначала он стремился подражать тем звукам, которые слышал в лесу и на лугах: крику кукушки, зову певчей птички, воркованию голубки, трелям соловья, лёгкому дуновению ветерка, проскользнувшему на овсяном поле.

Кристиан Пино.
Пан, флейта и капуста

В произведениях чаще встречается описание природы, но школьница при внимательном чтении смогла найти черты экономики описываемых стран. Много отрывков, характеризующих сельское хозяйство. В сказках «выращивают» не только зерновые культуры - рожь, овес, ячмень, но и плодоовощные. А любимая всеми сказка «Принцесса на горошине» подтверждает, что самой распространенной бобовой культурой в Дании того времени был горох. Встретив в тексте такие теплолюбивые культуры, как персики, пришлось задуматься, а могли ли они произрастать при климатических условиях того времени. Размышления над этим вопросом натолкнули юную исследовательницу на мысль о том, что в Европе уже очень давно начало развиваться оранжерейно-тепличное хозяйство.

В порыве резвости девочка брызнула на яблони и персиковые деревья настоящим цветочным дождём, и деревца покрылись цветом, даже не успев ещё как следует одеться зеленью...

За лесом, на солнечном припёке, в саду, защищённом от ветра стеной крестьянского домика, пышно расцветали под жгучими ласками солнечных лучей роскошные розы и росли вишнёвые деревья, осыпанные сочными, чёрными горячими ягодами...

Г.Х. Андерсен. История года

Садовник хорошо знал этого торговца, так как по приказу господ продавал ему излишки фруктов из хозяйского сада. И вот он поехал в город и спросил у торговца, откуда тот получил хвалёные яблоки и груши.

Из вашего собственного сада! - ответил торговец и показал Ларсену яблоки и груши, которые тот сразу узнал.

Г.Х. Андерсен.
Садовник и господа

Климатические условия юга Франции позволяют выращивать виноград, из которого французы уже на протяжении многих столетий изготавливают знаменитые французские вина. Настоящий француз не сядет за стол без бокала хорошего вина, являющегося источником долголетия. Многие сказки отражают эту особенность французов. У жителей французских провинций в погребке всегда найдется пара дюжин бутылок доброго вина,
о чем тоже говорится в сказках.

Войдя в дом, Людоед сразу же потребовал себе ужин. Жена подала ему на стол целого, даже ещё недожаренного барана и большущий кувшин с вином. Людоед жадно набросился на еду и вино.

Шарль Перро.
Мальчик с пальчик

А привратники, сидевшие у входа во дворец, наконец осушили кубки и опять наполнили их добрым винцом, которое за сто лет стало, конечно, старше и лучше. Весь замок - от флага на башне до винного погреба - ожил и зашумел.

Шарль Перро.
Спящая красавица

Неизменным спутником вина является сыр. И мы смогли найти подтверждение этому в сказках. Во Франции известно более 400 сортов сыра, который уже тысячи лет изготавливается из молока коров и овец. И даже в сказках мы находим упоминания об этом.

Упоминаются коровы, овцы, свиньи, куры.

Вокруг сада шла живая изгородь из орешника; за нею начинались поля и луга, где паслись коровы и овцы. Посреди сада цвёл розовый куст; под ним сидела улитка.

Г.Х. Андерсен.
Улитка и розовый куст

Много вас тут ходит! - ответил император. Впрочем, постой, мне нужен свинопас! У нас пропасть свиней!

Г.Х. Андерсен. Свинопас

В курятнике было темно. Куры все сидели рядом, и та, что сидела бок о бок с нашей курицей, не спала ещё: она не то чтобы нарочно подслушивала слова соседки, но всё же слышала их краем уха.

Г.Х. Андерсен. Истинная правда

Все описываемые в сказках страны занимают приморское положение, и мы решили найти в сказках подтверждение тому, что море играет большую роль в жизни людей. Внимательно прочитав сказки и сопоставив многие факты, сделали вывод о том, что большое значение имеет рыболовство. При тщательном изучении сказок нам удалось найти даже примеры, говорящие о развитии разных видов транспорта. Сказки были написаны в XVIII-XIX веках, и можно сделать вывод об интенсивном развитии и строительстве транспортных магистралей в Европе.

Читая много раз сказки «Русалочка», «Новое платье короля», разве мы обращали внимание на ткань, из которой сшита одежда?

Русалочку разодели в шёлк и муслин, и она стала первой красавицей при дворе.

Г.Х. Андерсен. Русалочка

Много лет назад жил на свете король: он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги, а парады, театры, загородные прогулки занимали его только потому, что он мог там показаться в новом наряде. На каждый час дня у него было особое платье, и как про других королей говорят: «король в совете», так про него говорили: «король в гардеробной».

Г.Х. Андерсен.
Новое платье короля

Иногда в сказках идет речь о материалах, которые не производились в описываемых странах. Сопоставление фактов позволяет сделать вывод, что уже на протяжении многих веков между странами шел обмен товарами.

Содержательный географический анализ художественных произведений - интересное и познавательное направление работы школьного учителя. Оно позволяет детям значительно расширить свой кругозор и повышает интерес к предмету. Дети учатся анализировать и сопоставлять различные факты, работать с информационным материалом, сравнивать, делать выводы. Это направление имеет большое будущее, и мы будем развивать его дальше.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: