Дошкольники годовой проект правила хорошего тона. Учебный проект правила этикета

Лидия Ткач

Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй , терпимой, сочувственной и ласковой атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать воспитание надо с создания духа игры. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей.

Предъявляя ребенку какие-то требования, мы должны предъявить сначала их к самим себе, не забывая говорить ребенку «Доброе утро » , «Спокойной ночи» , «Благодарю за помощь» .

Правила культурного поведения мы должны прививать детям систематически, а не от случая к случаю, своим примером.

Вид : краткосрочный

Особенности : для детей 4-5 лет.

Цель : повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Ожидаемый результат : овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта :

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности .

3. Пополнение развивающей предметной среды,оборудование центра этикета в группе ; фотоматериалы , дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий.

4. Работа с родителями (консультации для родителей) .

Этапы овладения детьми правилами этикета :

1. Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематическое занятие, чтение художественной литературы) .

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

1 НЕДЕЛЯ :

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель» .

- Занятие :» Правила вежливости»

-Беседы Доброе утро », «Давайте познакомимся» .

- Работа с родителями : Консультация «Учим ребенка общаться»

Почитайте детям : А. Барто «Медвежонок – невежа» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо » , Д. Дриз «Добрые слова » , Дж. Родари «Розовое слово «привет» , В. Салоухин «Здравствуйте» , М. Дружинина. «Что такое здравствуй» , С. Маршак «Ежели вы вежливы» .

Совместная деятельность детей - сочинение сказки «Мой поступок"

Методы и приемы :

Чтение художественной литературы :

- «Телефон» К. Чуковский

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе» .

Как Миша хотел маму перехитрить.

Сторож (рассказы Хр. №1 с. 626)

- Чтение стих-ий :» К нам гости пришли»(с. 590,589 Хр. №1) .

«За игрой»

- Дидактические игры :

- «Кто знает больше вежливых слов»

- «Как правильно себя вести»

- «Телефонный разговор» .

Загадки о вежливости

Разбор ситуаций по картинкам

Разыгрывание ситуаций (рассказы Л. Н. Толстого с. 621, Хр. №1)

- Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Салон красоты» , Семья»», «В гостях» .

- Рассматривание иллюстраций :

«О правилах этикета » .

- Конкурсы : «Сервировка стола» (между дежурными, «Накроем стол к празднику» , "Доскажи словечко"," Ручеёк волшебных слов".





Публикации по теме:

Из воспоминаний о людях хороших… Часто слышу от знакомых сетования на судьбу, испытания, которые им приходиться преодолевать. Я же благодарна своей судьбе. На своём пути.

Конспект НОД по этикету (средняя группа) «Дюймовочка» МБДОУ ДС №74 Воспитатель: Менчинова О. А Конспект НОД в средней группе «Дюймовочка» воспитатель: Менчинова О. А Цель: формирование.

Обучение дошкольников речевому этикету Обучение дошкольников речевому этикету Воспитатель: Кельмяшкина Л. Ф. Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную.

Педагогический проект Тема: «Природа- источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей» Автор проекта: Зуева О. И. Кондрово.

Проект «Мир Доброты и Дружбы» МАДОУ №272 г. Ростов-на-Дону Проект «МИР ДОБРОТЫ И ДРУЖБЫ» Воспитатели: Заблуда Елена Васильевна Горбач Светлана Ринадовна Участники.

ПРОЕКТ

Волкова Анна, Гарина Оксана,

Журилова Майя, Мосина Ксения

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

г. Юрьевец 2010

1) определение целей и задачи проекта «Школа этикета»;

3) анкетирование учащихся с целью изучения уровня воспитанности и анализ анкет;

4) план проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников;

5) разработка воспитательного мероприятия «Поговорим о вежливости », составление к нему презентации;

6) проведение мероприятия «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им.

7) заключение.

Ребенок в момент рождения лишь кандидат

в человека, но он не может им стать в изоляции:ему

нужно научиться стать человеком в общении с людьми.

А. Пьерон

1.Определение целей и задачи проекта «Школа этикета»

Проблема формирования культуры поведения школьника является одной из самых актуальных проблем для учителя. Классный руководитель проводит различные воспитательные мероприятия, беседы, исследует уровень воспитанности учеников. Ведь необходимо научить ребенка уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе. Правило очень простое, но, увы, в повседневной практике такие формы работы являются не всегда действенными . А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.

Предлагаемый нами проект «Школа этикета», рассчитанный на полугодие, поможет улучшить культуру поведения школьников. Для этого нами разработана система внеклассных мероприятий для учащихся младшего и среднего звена. Такие мероприятия будут проводить старшеклассники. Принципиально в методике проведения в данном случае ничего не меняется. Но общий настрой учеников становится совершенно иным: они с радостью встречают новое лицо, совсем по-другому воспринимают информацию и готовы все исполнить, чтобы только послушать своего гостя, если это даже и ученик старших классов.

Цели нашего проекта:

повышение культуры поведения учеников;

знакомство с правилами этикета.

Задача:

Улучшение дисциплины учащихся.

Предполагается, что после проведения подобных мероприятий действительно изменится манера общения ребят и улучшится дисциплина на уроках, переменах, в столовой, на улице. Повышение культуры поведения можно отследить через дежурство по школе.

2. Изучение форм воспитательной работы

Для реализации проекта выбраны следующие формы работы: урок-знакомство, урок-тренинг, игра.

В основе всех разработанных мероприятий лежит игра как одна из форм организационного обучения, воспитания и развития личности. Возможности игры очень велики: во-первых, воссоздаются межличностные отношения, моделирующие условия социальной жизни, во-вторых, активизируется процесс обучения посредством стимуляции мотивов учебной деятельности . Игра не только способствует активному взаимодействию учащихся, но и повышает их эмоциональное напряжение, чем расширяет и углубляет процесс творческого самоопределения. Игра обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

3.Анкетирование учащихся с целью уровня воспитанности и анализ анкет

В начале исследования учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Всегда ли ты здороваешься при встрече

А) со своим учителем;

Б) с учителем, не работающим в вашем классе;

В) с одноклассниками?

2. Говоришь ли «спасибо», когда встаешь из-за стола

А) дома родителям;

Б) в школе работникам столовой?

3.В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?

А) останусь сидеть;

Б)предложу свое место.

4. Всегда ли ты стоишь в очереди

А) в школьной столовой;

Б) в магазине?

5.Ты пришел к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

А) извинишься и уйдешь;

Б) поздравишь именинника, извинишься и, если пригласят, останешься;

6. Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда ты входишь в автобус?

7. Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?

8. Куда деть жевательную резинку, если ты находишься в гостях за столом?

Анализ анкет:

А) 100%; Б) 30 %; В) 80%; А) 80%; Б) 60%; А) 60%; Б) 40%; А) 100%; Б) 80%; А) 20%; Б) 80%; Да – 10%; Нет – 90%; Да - 20%; Нет – 80%; Выкинуть – 60%; Оставить на столе – 40%.

4. План проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников

1) «Поговорим о вежливости» 3 класс

2) «О, этот славный этикет» 4 класс

3) «Роскошь человеческого общения» 5 класс

4) «Искусство дарить и принимать подарки» 5 класс

5) «Наш дар бесценный - речь» 6 класс

6) Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин» 7 класс

5. Разработка воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие "Поговорим о вежливости"

google_protectAndRun("ads_core. google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цели:

1) Знакомство с традициями приветствия разных народов

2) Обучение правилам этикета

3) Воспитание речевой культуры младших школьников.

Слайд 1

Старшеклассник: Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии мы с вами вспомним некоторые правила этикета и поговорим о вежливости.

Что же такое этикет?

(ответы детей)

Слайд 2

Старшеклассник : Этикет – это слова французского происхождения, оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика XVI, имевшего громкое прозвище “король солнца”, необычайную любовь к роскоши. На приеме у короля гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – этикеток и произошло слова “Этикет”

(Толковый словарь Н. Ожегова)

Что же такое вежливость?

(ответы детей)

Старшеклассник: Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века “Вежа” означало “знаток”, – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Сегодня мы поговорим об одном из правил вежливости, а о каком вы сейчас догадаетесь.

Ребята, давайте с вами представим, что мы заблудились в чужом городе, а там царит жесткий мороз, очень холодно. Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг холод и стужа.

(Все ребята вместе с ведущим поеживаются, обхватывают себя руками, дрожат, делают вид, что стараются согреться, притопывают ногами, прихлопывают руками, дуют на руки, потирают ладоши и т. д.)

А теперь мы подходим с вами к красивому большому дому, дверь которого приоткрыта, мы вошли и сразу же почувствовали тепло, добрый голос хозяина дома сказал!” Проходите, гости дорогие!” Что же мы должны сказать хозяину этого дома при встрече?

Старшеклассник: Мы в ответ скажем “спасибо”, а потом слово “здравствуйте”.Так принято во всем мире здороваться, когда входишь в чей-то дом или встречаешься с добрым человеком.

Слайд 3

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “Здравствуйте” больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же так радостней сделалась жизнь?

Да, ребята, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. А ведь иногда вы прокричите или пробурчите что-то невнятное: не то «брысть», не то «дрысть».

Говоря: « Здравствуйте»,- мы желаем здоровья.

Слайд 4

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ребята, а вы знаете, как приветствовали раньше друг друга в разных странах?

Слайд 5

Тибетцы, например, здороваются, снимая свой головной убор , левую руку они закладывают за ухо да еще высовывают свой язык.

На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами.

Доблестные мушкетеры изящно склонялись, помахивали шляпами с длинными перьями.

На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу .

- А какие жестовые приветствия знаете вы?

- Представляете, если бы мы тратили столько времени на поклоны и реверансы?

- Что бы из этого вышло?

- Все это делается в соответствии с традициями и должно соответствовать ситуации и времени.

Приветствия всегда существовали у всех народов. В наше время разные народы здороваются по - разному:

Слайд 6

    В России говорим: “Здравствуйте!” Китайцы кланяются друг другу Эскимосы в знак приветствия трутся носами В Англии говорят: “Hello” Во Франции здороваются так: “Bonjour” В Германии говорят “ Здравствуйте”так: “Guten Tag”.

Что же объединяет все эти народы в приветствиях?

Да, по – разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все - таки общее тут есть. Уклониться от приветствия, не ответить на него во все времена, у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в словах привета, заключено очень большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю, хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго”. Вот что означает простое и обычное слово “здравствуйте”.

Слайд 7

«Здравствуйте»,- ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Вспомните, пожалуйста, словесные приветствия, какие вы знаете.

(ответы детей)

Старшеклассник: Салют! Привет! Чао! Доброе утро! Добрый день! Что означает слово “здравствуйте” вы уже знаете. Сейчас обратимся к русским народным сказкам и выясним, когда там встречается это слово, кто и в каких случаях его употребляет.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек. (Лиса и Волк) По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй, девица». “Здравствуй, Морозушко, здравствуй, батюшка”.А тепло ли тебе, красная?” – “Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!” (Морозко)

Старшеклассник: Что же это за слово: здравствуй, здравствуйте. Почему персонажи этих сказок употребляли его во время встреч? Кто-нибудь сможет объяснить?

Верно, это слова приветствия, знак доброго уважения людей друг к другу, а означает оно все то же пожелание здоровья.

Будь здоров, не болей,
Это просьба всех людей.
Здравствуй стоит лишь сказать,
И не надо объяснять:
Быть здоровыми хотим
И об этом говорим.

Мне кажется, что “здравствуй” – лучшее из слов,
Потому что “здравствуй” – будь здоров
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, слово “здравствуй” говорить пора.

Сейчас мы проверим, насколько вы владеете искусством этикета, и откроем небольшие секреты поведения. Объясните, как себя вести в данной ситуации:

    Вы идете по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли здороваться вам? Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними и как это сделать? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: “Здравствуйте, Мария Ивановна!”. Правильно ли вы сделали?

Слайд 8

Игра “Вежливо – невежливо”

Если вы посчитаете, что поступок вежливый - хлопните в ладоши.

Если невежливый - топните ногой.

· Поздороваться при встрече

· Обозвать обидным словом одноклассника

· Не уступить место пожилому человеку

· Толкнув, не извиниться

· помочь поднять упавшую вещь

· громко разговаривать в общественных местах.

Молодцы, ребята!

Золотые правила:

    всегда здороваться первым, особенно если ты присоединяешься к какой–нибудь компании или встречаешься со старшими по возрасту; не смущайся, если поздороваешься по случайности дважды, лучше сделать это повторно, чем ни разу; помни о традициях того общества, в которое попадаешь; всегда прощайся, независимо от того, какого пола и возраста собеседник.

Поздороваться с человеком так, чтобы ему стало радостно и солнечно, тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте”? – тепло, официально, холодно. Все зависит от интонации, “подвластной” человеку.

Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать. О правилах вежливости сейчас мы узнаем из стихотворения С. Маршака “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

Старшеклассник: Что при входе в автобус прежде надо пропускать пожилых, стареньких людей. Так как они уже слабенькие, не сильные, а молодые крепкие, удалые.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

Что вы поняли из этих слов? (ответы детей)

Старшеклассник: Ну, это совсем просто! На урок мы идем для того, чтобы учиться, получать знания, а не баловаться и разговаривать, как сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.

Есть такое выражение; уметь слушать. В разговоре со взрослыми это особенно ценится. Если взрослый говорит, значит надо быть внимательным, а не перебивать его.

6) Проведено воспитательное мероприятие «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им. .

В ходе мероприятия были использованы наглядность (рисунки, плакаты) и ИКТ (презентация).

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. При использовании наглядных методов нами соблюдался ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Заключение

В процессе работы над проектом «Школа этикета» мы убедились в том, что старшеклассники могут помочь в решении проблемы формирования культуры поведения учащихся младшего и среднего звена. В результате анкетирования было выяснено, что не все ребята в повседневной жизни ведут себя в соответствии с правилами этикета, да многие и не знают этих правил. С помощью данного проекта можно изменить манеру общения школьников.

Так как наш проект рассчитан на полугодие, выводы делать рано. Но даже после проведения одного мероприятия можно отметить, что здороваться учащиеся 3 класса стали не только со своим учителем, но и с другими учителями, с обслуживающим персоналом. Нами будет продолжена работа с проектом «Школа этикета», планируется организация еще 6 воспитательных мероприятий. Через анализ дежурства по школе и последнего анкетирования можно подвести окончательный итог нашей работе.

Литература

1. Воспитание школьников.2003.№10; 2005.№4.

2., Шкатова ли вы общаться? М., 1991

3.Современный этикет. М: ЭКСМО,2005

4.Черных мероприятия 6 класс. М. «ВАКО» 2008

5.Этикет на все случаи жизни. М. АСТ-пресс, 1999

Данные об авторе

Юрченко Т.Е.

Место работы, должность:

МОУ СОШ №2 г.Пугачева Саратовской области

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2

г. Пугачева Саратовской области"

Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: «русский язык»

Проект на тему

«Речевой этикет в повседневной жизни»

Климова Елена Романовна,

учащиеся 8А класса

МОУ СОШ №2 г. Пугачева

Саратовской области

Научный руководитель:

Юрченко Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 г. Пугачева

Адрес: 413720, г. Пугачев,

ул. Коммунистическая, д. 12

МОУ СОШ № 2, тел: 2-38-19

г. Пугачев-2011 г.

  1. Введение.
  2. Типы речевого этикета.
  3. Что такое речевой этикет?
  4. Специфика речевого этикета.
  5. Формулы речевого этикета.
  6. Язык мой враг?
  7. Заключение.
  8. Список используемой литературы.

Введение.

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли…

А.П.Чехов

Наш проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

Но многие над этим и не размышляют, и предпочитают красивому русскому языку в повседневной жизни: сленг, просторечия, жаргонизм и т.д.

А тема нашего проекта так и называется «Речевой этикет в повседневной жизни»

Об этом мы сегодня и расскажем, нашей многоуважаемой публике…

Цели и задачи данной работы:

  1. Познакомить со структурой работы в целом;
  2. Доказать актуальность проблемы речевого этикета, ознакомить с результатами школьного анкетирования;
  3. Рассказать о некоторых теоретических вопросах речевого этикета (термины, правила ведения беседы и правила поведения во время беседы, речевые клише приветствия, извинения, отказа, как говорить комплименты)

Глава I . Типы речевого этикета.

Различают этикет неречевой и речевой.

Неречевой этикет это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой(в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.

Также есть речевой этикет, о котором мы расскажем более подробно…

Глава I I . Что такое речевой этикет?

Есть несколько научных определений речевого этикета.

1.Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.

2.Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

3.Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

Мы спросили, как понимают определение речевого этикета учащиеся 7,8 классов:

Ответ был прост: речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

Но как бы мы, ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.

Глава II I .Специфика речевого этикета

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Глава IV . Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент . Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Глава V . Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков?

Чтобы доказать актуальность выбранной темы, мы провели опрос учеников и их родителей.

В анкетировании принимало участие:

50 учащихся (из 6б, 8а, 8б классов);

40 родителей (учеников 6б, 8а, 8б классов);

Вопросы, предложенные ученикам и их родителям, были разными, за исключением одного: «Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной сегодня?».

Актуальной назвали проблему все, без исключения, опрошенные — 100%. И ещё по одному вопросу показали единодушие ребята и родители. Родителям задали вопрос: «Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета?». 100% ответили отрицательно. То есть, по мнению родителей, учащиеся в недостаточной степени владеют приёмами и навыками речевого этикета. И 50 из 46 учащихся не считают, что овладели этими навыками в достаточной степени. Приятно, но странно, что оказались 6 человек, которые утверждают, что познали науку речевого этикета в полной мере.

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое, на ваш взгляд, речевой этикет?
  2. Овладели ли вы в полной мере навыками речевого этикета?
  3. Хотели бы вы знать больше о речевом этикете?
  4. Считаете ли вы эту тему актуальной?

*5. Употребляете ли вы сленговые слова? Какие? Как часто?

О том, что такое РЭ имеют общее представление 50% опрошенных,25% не знают что такое РЭ и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.

Многие (50%) назвали причину: чтобы повысить общую культуру, чтобы «провожали по уму» и соответственно ценили, чтобы не быть белой вороной, чтобы не стыдно было и др.

Цель проекта

  • Формировать у детей представление о этикете.
  • Формировать у детей навыки вежливости.
  • Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
  • Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
  • Знакомить с правилами этикета.

Краткое содержание проекта

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Группа

Старший дошкольный возраст 5-6 лет, (законные представители, воспитатель).

Приблизительная продолжительность проекта — 2 месяца.

Образовательные стандарты:

«Познавательное развитие», «Ребёнок и окружающий мир», «Развитие речи.», «Изобразительная деятельность» «Ручной труд».

Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.

Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.

Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.

Ручной труд: формировать необходимую для жизни ручную умелость, развивать творчество, эстетический вкус, способность к приобретению материалов.

Ожидаемые результаты

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств
  • Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
  • Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
  • Снижение агрессивности

После завершения проекта воспитанники смогут:

  • Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Уметь общаться, обмениваться идеями.
  • Уважать старших

График оценивания

До работы над проектом:

Разработка модели мини — доклада

Анкетирование родителей

Дети работают над проектом и выполняют задания

Занятия по изодеятельности, ознакомление с окружающим, домашнее задание, консультации, папки передвижки,беседы

После завершения работы над проектом

Заслушивание мини – доклада, выставка детских рисунков, альбомов, оформление стенгазет.

Родительское собрание.

Организация досуга

Описание методов оценивания

Перед началом работы над проектом проводится родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.

Проводится анкетирование родителей по теме проекта, разделение на группы (семья), круглый стол.

«Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

Технологии и оборудование:

Компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.

Технологии и программное обеспечение:

Программы обработки информации и изображений.

Электронные книги, энциклопедии.

Разделение функций участников проекта

Воспитатель:

Диагностика уровня знаний и умения детей.

Самообразование по данной теме.

Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, досугов, развлечений, этических бесед.

Оформление плакатов, стенгазет.

Подбор детской литературы

Дети:

Разучивание стихов, пословиц, поговорок.

Рисование рисунков.

Изготовление поделок.

Занятия познавательного цикла.

Развлечение, досуг на тему «Этикет»

Игры, викторины.

Закрепление правил хорошего тона

Родители (законные представители)

Помощь в оформлении стендов, стенгазет.

Участие в фотовыставке.

Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.

Участие в родительском собрании, деление опытом (по воспитанию детей), в развлечении.

I этап – подготовительный

Занятие «Что такое этикет?» — дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).

Беседа «История этикета»

Игра «Приятного аппетита»

Занятие «Наш помощник — этикет»

Занятие «Путешествие в страну этикета»

Игра «Волшебные слова»

Беседа «Каким я хочу быть» — Учить детей избавляться от своих недостатков.

Занятие «Давайте познакомимся».

Чтение «Сказки – кладезь народной мудрости и этикета» — вспомнить правила гостеприимства.

Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».

Чтение стихотворения В. Левина «Аппетитная песенка для Лёшки», Э. Мошанской «Маша и каша», В. Левина « Размышление после очень вежливого разговора», А. Кондратьева « Пожалуйста», И.Токмакова «Счастливого пути».

Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»

Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»

Занятие – беседа: «В стране вежливых слов»

II этап – творческий

Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Заучивание пословиц о дружбе, честности.

Подбор рисунков на выставку, стенгазету.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Отправляемся мы в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте» — закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.

Изготовление поздравительной открытки.

Оригами (Салфетки для сервировки стола)

Рисование « Нарисуй настроение», « Как я с мамой или с папой иду из детского сада домой, « Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Аппликация «Пригласительный билет родителям на родительское собрание»

Лепка «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы» воспитывать уважение к старшим, заботиться о них.

Пение песен «От улыбки станет всем светлей», « Голубой вагон бежит качается».

Игра приветствие «Хэй, хэй, привет тебе», «Нам здороваться не лень»

III этап — заключительный

Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»

Занятие — развлечение «В королевстве кривых зеркал»

Игры – инсценировки «Телефонный разговор», « Невоспитанный Незнайка»,

«Пойдём и поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Развлечение «Секрет волшебных слов»

Родительское собрание «Азы воспитания» (деление опытом) – формироване норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.

Стенгазета «Уроки этикета»

Консультации для родителей «Весёлый этикет», « Формирование культуры поведения за столом» , «Едем в общественном транспорте»

Литература на печатной основе

«Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская

«Детский этикет» О.В.Корчинова.

«Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова.

«Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова.

«Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева.

«Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва.

«Это Вам родители» А.О.Пинт

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина

«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области
«ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»
Работу выполнила
учащаяся 3 класса
Карандина Карина
Руководитель
Кульпина И. М.

2018 год
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение …………………………………………………………..………..2­3
История возникновения этикета.....…………………………………………4
Виды этикета ……………………………………………………………. …..5
Школьный этикет …………...…………………………………………….. 6
Что знают дети о школьном этикете.………………………………..........7­8
Как нужно вести себя в школе………………………….……………......... 9
Правила этикета нашего класса ………………………………………..10­11
Заключение ……………………………………………………………… 12
Список использованных источников ……………………………………..12
Приложение ………………………………………………………… 13­14

Введение
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
­ «Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют
своих знакомых и незнакомых людей.
­ Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети
всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями.
Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться
друг с другом совсем не обязательно.
­ Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать
правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они,
что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая
правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.
Слайд № 1
Тема моей работы «Школьный этикет».
Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без
такого качества как вежливость.
Слайд № 2
Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения
и общения в моем классе и школе.
Слайд №
3
Задачи:
 изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
 выяснить, существует ли школьный этикет и выявить знания детей о
правилах поведения учащихся в школе;
 понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице;
 провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины, узнать,
как учащиеся 3­го класса выполняют эти правила;
 выявить отношение учащихся к данному вопросу и напомнить ребятам о
правилах поведения в школе;
3

 составить правила этикета для ребят своего класса и обобщить
полученные результаты.
Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в
классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Методы исследования:
 анализ научной литературы;
 наблюдение;
 анкетирование;
 сравнение полученных результатов;
 составление правил классного этикета.
История возникновения этикета Слайд № 4
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение
«ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик
XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в
доисторические времена и диктовался необходимостью мирного
сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии
до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и
поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось
поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые
трактаты.
Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке
христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное
влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не
вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти
немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в
различных жизненных ситуациях.
Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность,
терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность
несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало
важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и
образованнейшие люди Древней Руси.
Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I,
немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о
хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому
обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в
доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно
приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий
4

назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь,
чтобы поступали с тобой».

Виды этикета Слайд №
5
В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:
 речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого
общения);
 столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
 «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
 религиозный;
 повседневный (общение с людьми, набор определенных действий,
поведение в здании, на улице и т.д.);
 служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
 праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных
вечеринках, дома и в гостях);
 профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой
деятельности);
 свадебный и т.п.
Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует
школьный этикет.
5

Школьный этикет Слайд № 6­7
С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания
того, что же такое ШКОЛА.
Школа – то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями
ум, интеллект, душу. Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно
соответственно.
Театр начинается с вешалки, а школа – с порога. Приходить сюда, как и в
любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность – вежливость
королей!» Опаздывать на урок – плохо и неприлично, ведь тем самым можно
пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения
учителя.
Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого
мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и
всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком,
чем с грубияном и нахалом.
«Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость
актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем
виде. Причёска, одежда, вещи – показатель настроения, отношения к себе и
другим людям.
Говорят, «молчание – золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так,
чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова.
6

Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на
последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с
подружкой слышал весь класс.
Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями,
коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что
в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к
школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать
за собой мусор.
Что знают дети о школьном этикете? Слайд № 8­16
Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при
встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания
учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене
и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на
замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в
ответ.
Среди ребят своего класса я провела анкету «Правила поведения учащихся».
Вопросы анкеты были такие: (Приложение № 1)


поведения на переменах?

Ответы учеников на первый вопрос анкеты были такие:
1. Одеваться культурно.
2. Здороваться с учителями
7

3. Не разговаривать на уроках, не выкрикивать с места, а поднимать руку
при ответе на уроке.
4. Не драться, не обзываться, не грубить.
На переменах не бегать и не кричать. Вывод:
 Мои одноклассники знают правила поведения в школе.
Ответы учеников на второй вопрос анкеты (Чем вы обычно заняты на
перемене?): 5 ответов – ребята бегают, 5 ответов – играют, читают, рисуют и 3
ответа – просто сидят или могут сходить в библиотеку.

 Вывод: Многие ребята, бегая на переменах, могут получить
травму.
Ответы учеников на третий вопрос (Что необходимо сделать для того, чтобы
школьники не нарушали правила поведения на переменах?) анкеты были такие:
 Организовать игровой уголок (принести в класс настольные игры, книги,
разные альбомы для раскрашивания и т.д.) Вот такой выход
предлагают мои одноклассники из этой сложной ситуации.
Ответы учеников на четвертый вопрос анкеты (Нарушаете ли вы правила
поведения учащихся в школе?):
­ Никогда не нарушают правила – 4 человека
­ Нарушают правила иногда – 7 человек
­ Нарушают правила всегда – 2 человека.
 Вывод: Мои одноклассники знают правила поведения учащихся в
школе, но, при этом, довольно часто нарушают их.
По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь
ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 2)
Всего было опрошено 13 человек. Среди них 10 человек соблюдают правила
поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 7 человек, на уроке ­ 8
человек.
8

Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила
выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный
запас знаний речевого этикета у учащихся нашего класса. Всегда здороваются –
11 человек, иногда – 2 человека (Приложение № 3)
Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.
Из 13 человек ­ 8 опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы.
8 школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 3 человека
пользуется словом «Здравствуй!» и 3 – «Здорово!» Кроме этого учащиеся
знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу!
Хай! Приветик! Здоровик!»
Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой
формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!»
Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и
простите!»
А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все
учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.
Как нужно вести себя в школе Слайд № 17­18
Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация
нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения
для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.
Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее
приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться
и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики
опрятны и готовы к уроку.
9

Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в
класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и
извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не
только учителя, но и весь класс.
Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из­за болезни.
Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.
На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет,
надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что­то спросить или
сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по
коридору.
Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя
серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать
одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и районных
мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.
По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для
пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники
безопасности, о которых рассказывает учитель.
Правила этикета нашего класса Слайд № 19
Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но
каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе
заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул
после уроков, уступить место в зале, столовой.
10

Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День
Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям,
пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения.
Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и
тетрадями.
И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы
всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что­
то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто­то забыл учебное
пособие – даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому­то плохо
в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда
выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем
извинений и обещания больше не обижать товарища.
Получается, что дисциплина и порядок – это ежедневный и тяжёлый труд.
Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».
1. Доброжелательность
­ Мы доброжелательно относимся друг к другу.
­ Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.
­ Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.
2. Поведение и дисциплина
­ В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.
­ Не опаздываем и не прогуливаем уроки.
­ После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.
­ Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.
3. Наша речь
­ Не повышаем голос и не кричим.
­ Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.
­ Не говорим плохие слова.
4. Общественные места
­ Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и
столовую без рюкзаков и верхней одежды.
­ Не трогаем и не портим чужие вещи.
5. Наши школьные традиции
­ Обязательно посещаем общешкольные линейки.
­ Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.
­ Исходя из наших классных правил я приготовила фоторепортаж «Мы и
правила». Слайд № 20­29
1. Одевайте подходящую в школу одежду.
2. Уважайте учителя.
3. Сиди за партой ровно, не вертись.
4. Не болтай на уроке.
5. Не подсказывайте.
6. Не бегайте на перемене.
11

7. Хорошо веди себя в школьной столовой.
8. Старайся хорошо учиться.
ПРАВИЛА ЭТИ
ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ
ТОЛЬКО ВСЕ ДРУЖНО
И ТОЛЬКО НА "5".
Пожелания нашим девочкам и мальчикам Слайд № 30­31
Ты мальчик, а это значит:
Ты сильнее, чем девочки, ты должен помогать, когда им трудно. Будь
вежливым во взаимоотношениях с ними. Когда девочка идет рядом с тобой в
класс или выходит в коридор, пропусти ее вперед. Если у нее упала книжка,
карандаш или портфель, не стыдись
поднять и подать ей ­ тебе это не тяжело, а девочке твоя помощь будет
приятна. Плохим мальчиком называется тот, кто бьёт девочек и обижает их.
Наоборот, нужно всегда защищать девочек. Когда девочка плачет, скажи ей
теплое, ласковое слово.
Ты девочка, а это значит:
Будь скромной и вежливой. Никогда не говори своим товарищам грубых и
резких слов. Когда обращаешься с просьбой, не забудь сказать "пожалуйста”.
Если товарищ сделал тебе услугу, не стыдись и поблагодари его. Это
показывает, что ты разумный и культурный человек. Будь для мальчиков
примером аккуратности, старательности, воспитанности.
12

Заключение Слайд № 32
Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе.
Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах
общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях,
о культуре в целом.
Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей
школы в целом.
В заключение работы мной были сделаны следующие выводы:
 В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
 В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в
большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже –
на перемене).
 Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались
школьного этикета.
 С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения
школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
 Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к
другу.
Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием,
так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.
Список использованных источников
1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 –
2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и
родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:
Школьная Пресса. 2002.
4. Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь
учителю М.: Школа­Пресс. 1998.
6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
7. Этикет от А до Я. Автор­составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство
АСТ, 1997.

Приложение № 1
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Анкета «Правила поведения учащихся».
1. Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете?
2. Чем вы обычно заняты на перемене?
3. Что необходимо сделать для того, чтобы школьники не нарушали правила
поведения на переменах?
4. Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе?
Приложение № 2
«Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?
Приложение № 3
14

«Можешь ли ты здороваться и извиняться?»
15



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: