Из истории книжной иллюстрации. История иллюстрации


Рисунки в книге - иллюстрации - являются одним
из первых произведений искусства, с которыми
встречается ребенок в дошкольном детстве,
а также важным средством эстетического
воспитания и эмоционального развития
подрастающего человека в школьном
возрасте.

Познакомимся немного с историей искусства книжной иллюстрации, назовем только основные периоды и направления ее развития, имена тех художников, которые сыграли особую роль в становлении этого вида искусства.
До нас дошли богато иллюстрированные миниатюрами еще в XI веке рукописные книги Древней Руси, которые выполнялись только в одном экземпляре. Появление в конце XIV - начале XV века печатной книги явилось переворотом и в области иллюстрации. Гравюры вытеснили из книги рисованные миниатюры. Вначале иллюстрации резались на одной доске с текстом, они были лаконичны и хорошо гармонировали со шрифтом. Они так же, как и текст, печатались черной краской.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.
Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь").
Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта. Среди них можно было увидеть историка, держащего в руках раскрытую книгу и чернильницу, звездочета со зрительной трубой и многое другое.
Занимательные и высоко художественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.
...С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы. Сколько выдумки и изобретательности они проявили, какие неожиданные художественные техники стали использовать, работая над иллюстрациями! Широко известный цикл рисунков Е. А. Кибрика к драме " Борис Годунов" А.С. Пушкина сделан чернилами для авторучки. "Усатый полосатый" выполнены цветными карандашами, которые наилучшим способом передают мягкую шерстку котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике масляной живописи. Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В.И. Суриков. М.В.Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.
Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела только для неё характерный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для маленьких стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

От иллюстраций кодексов до гравюр и книгопечатания.

Месса, около 1416 (Национальная библиотека, Париж).
Изображение деталей внутреннего помещения готической церкви решает интересную художественную задачу; в такой же манере писали в Северной Европе.

Книжная иллюстрация

«От страниц книги исходит свет» - так писал в десятой главе «Чистилища» Дайте Алигвери (1265–1321). Воистину, произведения средневековой книжной миниатюры подобны драгоценностям высочайшей пробы. Вначале это было привилегией узкого круга элиты - священников и ученых. Такая традиция повелась со времен поздней античности и сохранилась до раннего Средневековья.

Технические детали

Прообразом современной книги были «кодексы» (от латинского «дощечка для письма»), ранние образцы которого относятся ко II в. н. э. Материалом для книги служили наряду с папирусом, который сворачивали в свитки, сначала пергамент, а потом бумага. Распространению пергамента с IV в. н.э. способствовало усиление влияния христианства. Пергамент более удобен в обращении, позволял писать на обеих сторонах листа, он долговечнее, нежели древние свитки. Пергамент делали из кожи овец и коз, которую опускали в известковый раствор, очищающий кожу от всех лишних веществ, и затем обрабатывали пемзой. Чтобы чернила не растекались по пергаменту, кожу покрывали тонким слоем мела. В завершение процесса кожу разрезали на части, соответствующие необходимому размеру страниц книги. Так появился пергамент, на котором можно было писать, и рисовать, и который трудно уничтожить. Именно пергаменту мы обязаны тем, что многие бесценные книги, которые написаны в раннем и среднем Средневековье, сохранились до сегодняшнего дня, невзирая на многочисленные войны, пожары, чудовищные разрушения. Поражает разнообразие красок, которые получали тогда из минеральных и растительных веществ. При необходимости их закрепляли рыбьим клеем. Писали в те времена гусиными перьями, а рисовали кисточками из волоса белок и куниц. Если использовали листовое золото, то на грунт наносили так называемую «подкладку» - смесь мела, рыбьего клея и меда.


Исцеление парализованного (1045–1046).
Сцены из Евангелия от Марка относятся к почти 120 иллюстрациям так называемого Золотого кодекса. Генрих III приказал закончить его для передачи салийскому императорскому собору Шпейр в монастыре Эхтернах.

Из-за дороговизны письменных принадлежностей и пергамента в начале Средневековья книги расписывали только в скрипториях - придворных школах при больших монастырях. Там царствовала vita contemplativa, или созерцательная жизнь, требующая бесконечного терпения и вдумчивости, чтобы вручную написать и проиллюстрировать книгу. Мы точно не знаем, являлись ли монахами те художники, которые расписывали книги при дворе Карла Великого (742–814) для императорских монастырей. Как бы то ни было, мастерские по росписи книг возникают по всей Европе, они притягивают к себе художников и писцов из разных областей, городов, стран. Возможно, что в дворцовой школе Карла Великого и встретились римско-византийские, германские и ирландские художники. При дворе Карла Великого наряду с Библией, текстами проповедей, псалмов и Евангелием иллюстрировали и светские книги. Это сборники, в которых наряду с античными образцами давались всевозможные знания в области гомеопатии, а также знания по астрономии и военному делу.


Четверо евангелистов (Сокровищница кафедрального собора, Аахен).
Эта миниатюра - великолепный образец искусства книжной миниатюры эпохи Каролингов.

История

Во времена правления императора Оттона, то есть в конце X – начале XI века, возникли новые значительные центры книжной иллюстрации. На островах Райхенау, в Кельне, Регенсбурге, Зальцбурге, а также во Франции, Англии и Испании появились богато оформленные книги. Связь между школами осуществлялась через художников, переходивших из монастыря в монастырь. В позднее Средневековье круг тем, используемых в книгах, расширился за счет новой светской литературы. Появились французские рыцарские романы, немецкие эпические поэмы. Для «Божественной комедии» (1307–1321) Данте было создано большое количество миниатюр и захватывающих дух иллюстраций. Следующего пика развития книжная миниатюра достигает в период готики. Тогда миниатюры сочетали изысканный блеск красок, совершенство форм и орнамента, характерные для больших витражей кафедральных соборов, а также для скульптуры. Вероятно, именно поэтому появившиеся нововведения в композиции книжного искусства оказали значительное влияние на станковую живопись и искусство Средневековья в целом.

История иллюстрации. Знаменитые художники-иллюстраторы

Детская книга всегда являлась основой духовного воспитания, средством взаимного общения, эмоционального и умственного развития ребенка. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Наше поколение растет в век компьютерных технологий, когда дети все чаще смотрят фильмы или играют в компьютерные игры, исследуют пространства интернета. Поэтому у школьников наблюдается снижение интереса к книге, особенно художественной, к самому процессу чтения.

Восприятие и осознание читаемого происходит у детей не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги.

Один из специалистов в области детской книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал по этому поводу: "Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы". Но существует также "обратная связь" - привлечение к книге через иллюстрацию.

Младшие школьники отдают предпочтение красиво оформленным книгам с большим количеством картинок. Поэтому часто при выборе произведения для чтения школьники ориентируются именно на рисунки, а не на содержание произведения.

Иллюстрация (от лат. Illustratio - освещение, наглядное изображение) - это изображение, сопровождающее и дополняющее текст, сказано в словаре. Далее приводится дополнительное определение этого понятия, а именно, что это «область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения». Иллюстрация детской книги имеет свое прошлое и настоящее, ее сочетание с литературным текстом и есть то, что называется детской книгой, которая оставляет в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Первые иллюстрированные книги возникли более ста лет назад, в конце 19 века. Но отсчет стоит начать еще на двести лет раньше, с конца 17 века. В 1692 году появился "Букварь славянороссийских письмен..." Книга была преподнесена Карионом Истоминым вдовствующей царице Наталье Кирилловне для ее внука цесаревича Алексея. Был тот рукописный букварь расписан нежными красками. 17 марта 1694 года вышел букварь печатный, гравированный художником Леонтием Буниным.

В букваре Кариона Истомина уже было заложено все то, что в 20 веке станет неотъемлемой частью детской книги: познавательность, занимательность, художественность. На каждой страничке первые строчки показывали ребенку букву, которая представляла собой человеческую фигуру или две фигуры - как в букве "М", например. Далее следовали изображения предметов на данную букву с соответствующей надписью, а затем стихи, объясняющие изображенное.

Так в 17 веке в детской книге возникла характерная взаимосвязь картинки и текста, слова и изображения. В "Букваре" Кариона Истомина раскрывалось многообразие предметного мира и мира духовного, прививалось внимательное отношение к самому искусству книги. Последующие столетия не дали ни одного подобного букваря.

В первой половине XIX века иллюстрировались не столько книги для детей, сколько произведения русской литературы, входившие в круг детского чтения. Например, стихотворения В.А.Жуковского, "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина, "Басни" И.А.Крылова. В них воспроизводились в гравюрах на металле выразительные рисунки талантливого художника И.Иванова. Осталась в истории иллюстрированная азбука И.Теребнева "Подарок детям на память об Отечественной войне 1812 г." (1918 г.) Яркие остроумные рисунки, подкрашенные акварелью, изображали русских героев-воинов, народную борьбу с французами. В 1840-е годы художественно оформленные детские книги создал один из лучших графиков того времени В.Тимм. Особенно удачны были его иллюстрации к "Сказке об Иванушке - дурачке" Н.Полевского (1844), составившие одно целое с внешним оформлением книги. В 1856 г. вышел "Конек-Горбунок" П.Ершова с рисунками Р.Жуковского. Художник сумел передать сказочную атмосферу замечательного произведения. Стоит вспомнить также иллюстрации художника А.Агина знаменитого своими рисунками к "Мертвым душам", к книге "Дедушка Крылов" (1845); Агин изобразил великого баснописца в разные периоды его жизни и создал живой выразительный образ.
В 70-80 годы славились силуэты Е.Бем, украшавшие книги для маленьких читателей. Это были сюжеты из народной жизни и рисунки на темы родной природы. Силуэты Бем сопровождали басни И.А.Крылова, "Мороз -Красный нос" Н.А.Некрасова, сборник русских пословиц и поговорок. В ее черно-белых силуэтах привлекает узнаваемость народных типов. Хорошо получались у Е.Бем дети, которых художница воссоздавала с женской теплотой и сердечностью.

В настоящее время существуют сотни произведений детской художественной литературы, в том числе и классической, а также тысячи различных книжных изданий, в которых представлены эти произведения. Некоторые издания печатают более экономные варианты книг, с редкими иллюстрациями, как правило, только на титульном листе. Этого бывает достаточно, чтобы ознакомиться с текстом произведения и понять его суть. Но самыми интересными и увлекательными являются книги красочно оформленные, содержащие иллюстрации к наиболее ярким текстам.

Самые любимые литературные произведения мы выбираем в хорошем оформлении, с множеством содержательных иллюстраций. Часто детские писатели являются одновременно и оформителями своих книг, сами создают иллюстрации к своим произведениям. В этом случае до нас доходит более полный и содержательный смысл написанного.

Знаменитые детские иллюстраторы 20 века:

Эти имена нам знакомы с раннего детства. Их произведения мы любим читать и перечитывать, а красочные картинки навсегда остаются в памяти.

Иллюстрация как средство восприятия литературных образов

Развитие детских способностей происходит постепенно. Сначала мы умеем видеть и слышать, затем учимся говорить, держать в руках карандаш, создавая при этом детские каракули, и только значительно позже мы осваиваем чтение и письмо. И одним из самых первых предметов познания становится детская книга. Еще совсем маленькому ребенку показывают яркие картинки, объясняя, что они означают, и выражают определенные эмоции, которые они должны вызывать. Так, у ребенка с детства создаются образы, которые он в дальнейшем переносит на реальные предметы. Некоторые произведения детской литературы имеют исторический или вымышленный характер, в них присутствуют несуществующие в жизни персонажи. Когда дети еще не умеют сами читать книжки, они изучают их по картинкам, сами додумывают сюжеты. Так развивается их творческое мышление, фантазия.

Наиболее запомнившиеся события дети изображают сами в виде рисунка. Они или срисовывают картинки из книги, или сами придумывают образы, передавая так свое отношение к героям, перенося свои эмоции на бумагу. Очень интересно бывает потом обсудить эти рисунки с друзьями или родителями, ведь отношение к одним и тем же героям и событиям может быть различным.

Иногда ребенку самому сложно определить свое отношение к герою, ведь не все можно поделить на «хорошее» и «плохое». Когда слов недостаточно для передачи эмоциональных переживаний автора, подходящая иллюстрация поможет читателю разобраться в его чувствах.

Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.

Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Задача руководителей чтения состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге как к целостному организму, видеть взаимосвязь иллюстрации детской книги и литературных текстов. Только в этом случае вероятна наиболее полная реализация эстетических богатств книги возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя. В диссертационном исследовании мы рассматриваем детскую книгу как гармоничный союз равноправных участников - иллюстрации и литературных текстов и возможности образования на этой основе новой синтетической структуры функционирующего целого в органичном единстве предмета и образа. Следовательно, мы имеем дело уже не с конкретным литературным текстом или средством его прочтения, а скорее пластическим выражением литературного произведения, новой художественной реальностью. Подобное понимание детской книги требует, с одной стороны, выявления общих подходов к ее восприятию как целостности, т.е. разработки "модели " комплексного освоения книги, с другой воспитания у юных читателей способности тонко чувствовать словесное и изобразительное искусство.

Один из специалистов в области детской книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал по этому поводу: "Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы".В то же время нередко отмечается еще одно немаловажное обстоятельство - существование "обратной связи" - привлечение к книге через иллюстрацию. Младшие школьники отдают предпочтение красиво оформленным книгам. Речь идет о глубоком влиянии художника детской книги, его внутренней связи с юным читателем. В настоящее время существуют объективные предпосылки и возможности для широкого и продуктивного внедрения системного подхода в работе библиотек с иллюстрацией детской книги. Интенсивное развитие наук (философии, психологии, педагогики) позволяет подойти к выявлению сущности эстетического развития юных читателей средствами иллюстрации детской книги и на основе полученного системного знания воздействовать на систему деятельности библиотек в данном направлении.

Иллюстрация как способ привлечения внимания к детской литературе

В настоящее время интерес к художественной литературе, к самому процессу чтения книг у детей сильно ослабел. Почти во всех современных семьях есть телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, компьютеры. В продаже существуют тысячи кассет и дисков, множество ярких и увлекательных фильмов. Поэтому как никогда важно привлечь интерес детской аудитории к книге, чтобы сохранить традиции поколений. Литература является своеобразными воротами в науку и искусство. Через книги мы узнаем о прошлом и настоящем, получаем многочисленные знания, которые нам пригодятся в жизни, при выборе профессии и во многих других случаях. Для школьников очень интересно изучать различные энциклопедии. Это наши первые научные знания. Не всегда легко воспринимать «взрослую» информацию, когда перед глазами один только печатный текст. Познавательный процесс будет намного интереснее, если сопровождается поясняющими рисунками, доступными для детского понимания. В таких случаях иллюстрация имеет не меньшее значение, чем текстовое содержание.

Красочная иллюстрация к интересному произведению - это и есть то необходимое, что воодушевляет детей к чтению, делает книги интереснее и содержательнее. Так дети учатся познать мир и раскрывают свои способности и таланты, учатся видеть прекрасное.

Интерес детей к чтению и рисованию можно совместить путем организации литературно-художественных кружков. Принимать участие в работе таких кружков могли бы школьники, заинтересованные в чтении дополнительной литературы, обсуждении ее в кругу сверстников, а также художественном представлении заинтересовавших их событий. Это отличное времяпрепровождение, интересное и полезное. Важно, чтобы дети сами участвовали в выборе произведений, сами решали, какой текст они хотят проиллюстрировать.

Список используемой литературы

1. Иллюстрация. Советы начинающим. Издательство: Южный художник, 2001 г.

2. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Детство-Пресс, 2004 - 160с.

3. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2003 г.

4. Панов В.П. Иллюстрация в книге. М.: Юный Художник, 2001 г.

5. Топалова Е.П.Художники с пеленок. М.: Айрис - пресс, 2004 г.

6. Шорохова О.А. Играем в сказку. М.: Сфера, 2007 г.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики

Похожие рефераты:

Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства: специфика средств художественной выразительности в работах художни-ках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге. Методика ознакомления детей с творчеством художников и иллюстраторов.

Интегрированный урок чтения для 1 класса. Формирование навыков правильного, осознанного, беглого выразительного чтения на материале учебника "Азбуки". Интегрированный урок истории для 3 класса. Этапы становления Москвы как отдельного государства.

Главная цель преподавания ИЗО в школе – формирование духовной культуры личности учащегося, ознакомление с народным, национальным и мировым художественным наследием, развитие потребности в постоянном общении с произведениями искусства и в посильном художественном преобразовании мира. Значительную рол...

Изобразительные навыки: от образа до внутреннего смысла. Художественный образ как основа эстетического развития. Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Золотая осень в гости к нам пришла".

Жизненный путь Е.И. Чарушина, его детство и факты творческой биографии, его анималистическое искусство. Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина. Занятия-знакомства детей с животными на базе его творчества.

Московский педагогический государственный университет Факультет дошкольной педагогики и психологии Развитие графического образа в рисунках детей

Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития познавательной активности и творческих способностей. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс. Способность к воссозданию образа соответствующей эпохи.

Обучение в период первобытнообщинного строя. Воспитание и обучение в Киевском государстве. Воспитание и образование при Петре I. Образование женщин в XIX веке. Характеристика учебных заведений для девушек. Понятие роли женщины в обществе.

Применение компьютерных технологий в обучении как одно из устойчивых направлений развития образовательного процесса. Использование компьютерной техники при изучении музыки в общеобразовательной школе. Основные мультимедийные ресурсы для уроков музыки.

Психолого-педагогические условия изображения сюжетных композиций в рисунках средних дошкольников: образная выразительность и специфика средств художественной выразительности. Знания, умения и навыки при композиционном построении рисунка дошкольником.

Основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства. Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора. Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников. Педагогические условия обучения изобразительному искусству. Импровизация в изодеятельности. Игра как форма коллективной работы, ее значение в системе обучения. Разработка игровых занятий.

Искусство детской книги. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей. Восприятие детьми книжных иллюстраций. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией.

Актуальной проблемой совершенствования учебного процесса является разработка программного обеспечения для его проведения. Очевидным пробелом является почти полное отсутствие средств обучения основам программирования.

Способность воспринимать музыку как искусство. Воспитание любви и интереса к сказочным произведениям в литературе и музыке. Развитие творческих способностей и расширение представления детей о связи музыки с жизнью, ее изобразительности и выразительности.

Значение книжной графики в художественном воспитании детей. Предназначение детской книги. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций. Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством. Формирование способности эстетического восприятия.

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Технология ознакомления детей с натюрмортом и иллюстрацией.

Занятие по обучению творческому рассказыванию тема "Я - волшебник". Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ. Занятие по обучению детей творческому рассказыванию. Придумывание продолжения и завершения рассказа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: