Езиды свадебное летнее. Суровые нравы иракских езидов

Мир заговорил о езидах, когда они подверглись массовому истреблению террористами ИГИЛ (организация запрещена в РФ) и встали на защиту своей родины - северного Ирака. Волею судеб носители древней и загадочной религии езидизма, которая всегда была поводом для гонений, разошлись по всем сторонам света и сейчас живут в Армении, России, Сирии, Грузии, и некоторых европейских странах - всего около полутора миллионов человек. Езидская община есть и в Тверской области и насчитывает порядка 1 200 человек. О том, кто такие езиды, чем отличается жизнь езидов разных каст, о боге-павлине и о том, почему древний народ считают дьяволопоклонниками - в интервью с руководителем Тверской общественной организации «Пирани» Задо Джндояном.

Кто такие езиды

Родина езидов - Месопотамия. По преданию, древние езиды обладали даром ясновидения и могли предсказывать катастрофы и катаклизмы. Как говорили наши предки, «последний будет с огнём идти» - так и закончится мир. Дар был утерян во времена нашествия арабов и насильственного принятия частью езидов ислама. Истреблению со стороны мусульман наш народ подвергался на протяжении очень долгого времени. Страшный геноцид езидского народа произошёл в 1835 году. Во времена массового истребления армян турками в 1915 году уничтожению подверглись и езиды, но об этом мало говорят. Именно тогда езиды и вынуждены были эмигрировать вместе с армянами на территорию современной Армении.

В 2014 году резню езидов начало ИГИЛ (организация запрещена в РФ).

Нас часто называют курдами, но это неправильно. Кто такие курды? Это езиды, которые приняли ислам. В нашем языке «курд» означает «отрезок» - это люди, которые были отрезаны от своей веры, от своих предков. Нет такого понятия «курды-езиды», которое сейчас тиражируется в СМИ. Есть езиды - и есть курды.

Езидизм: Бог, солнце, павлин и отсутствие дьявола

В 2009 году Минюст РФ признал езидизм официальной религией на территории России.

Наша вера - древняя, существовавшая ещё до нашей эры, и сказать точно, когда зародился езидизм, невозможно. Наверное, когда появился разум на земле. "Езид" переводится дословно как «Я видел» - видел Бога.

Мы - солнцепоклонники. Утром мы встаем, видим солнце, просим у него помощи. Без солнца нет жизни. Но солнце - это не есть Бог. Бог един для всех. В разных религиях есть разные пророки, но Бог один.

В виде павлина изображается Малак Тавус - верховный в иерархии семи езидских ангелов. Он - посланник между землёй и Богом. Павлин - самое чистое и красивое существо на земле, его мясо не портится даже на солнце. В доме каждого езида обязательно есть изображения павлина. Однако в езидизме нет икон - мы не молимся изображениям.

Легенда о том, что езиды - дьволопоклонники, потому что Малаки-Тавус является падшим ангелом, - всего лишь выдумки, чтобы оправдать истребление нашего народа. Верховный ангел всегда служил только добру и только народу.

У езидов, как и у христиан, есть понятие о Судном дне, когда душа отчитывается перед ангелами и Богом за всю свою жизнь. Но чёткого понятия рая и ада не существует, равно как и нет понятия дьявола. Мы не знаем, как там все устроено, потому что там никто не был, по крайней мере - не возвращался. Езид должен жить праведно - если тебя ударили по щеке, подставь другую.

Езид не должен убивать, красть, делать подлости, надевать синюю одежду, так как это божественный цвет, и заключать браки с иноверцами - это основные заповеди езидизма.

Мы очень уважаем крест. Конечно, это не христианский крест, для езидов это символ четырёх сторон света. Это нужно уважать, потому что Бог разбросал людей по свету, чтобы земля была везде заселена. В стенах древнего Лалеша - единственной святыни езидов, расположенной в Ираке - стоит крест, который мы чтим. К слову, возраст креста до сих пор не определен.

Жизнь в кастах

Среди езидов есть три касты - пиры, шейхи и мриды. Пиры и шейхи - это высшие касты, их составляют религиозные служители. "Пиры" в переводе на русский - "наставники". Мриды - это мирская каста, основа народа. То есть, примерно как у христиан: есть народ и есть священнослужители.

Мир-шейх - это глава езидов. Его семья живёт в Лалеше и возглавляет наш народ. В Тверской области живут только пиры и мриды. Никакого различия между людьми разных каст нет, однако во главе стола всегда садятся шейхи и пиры. Есть пиры, которые обладают священными знаниями древних молитв, без их участия невозможно провести ритуалы по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон. Эти знания передаются из поколения в поколение.

Функции членов этих каст передаются по наследству, браки можно заключать только внутри своей касты. Человек не может вступить в другую касту. Равно как и невозможно принять езидизм - езидом можно только родиться. Поэтому мы никогда не насаждали свою веру другим людям. Когда исламисты заставляли езидов в Ираке принять ислам, езиды все до одного отказались и были убиты.

Это выживший народ, который столько веков сохраняет и не теряет свою веру, в изгнаниях, наверное, имеет какую-то высшую божественную силу. Иначе как?

Письменность и язык

В исторические времена у езидов были собственная письменность и литература. Однако в течение веков они были утрачены по самым разным причинам, а вера, язык и культура передаются до сих пор только устно. Язык родители передают своим детям также в устной форме. Практически все езиды его знают, но уже есть молодёжь, которая языком не владеет.

Во всем мире езиды говорят на одном языке - езидском. Но на разных диалектах. Поэтому речь езидов в Ираке, например, и в России, отличается и часто они не могут понять друг друга. Считается, что езиды в постсоветском пространстве говорят на так называемом «материнском» языке - самом правильном.

Кстати, в древности езиды были голубоглазыми и светловолосыми. И рождаются такими до сих пор, в основном, среди мридов, - генетическая память сильна.

О смешанных браках и обрезании

Браки с иноверцами запрещены, в Ираке с этим очень строго и в России тоже. Тем не менее, бывают случаи, и даже много, когда такие союзы заключаются или дети рождаются вне брака. Если ребёнок рождается от мужчины-езида, в нём течёт езидская кровь, линия продолжается и ребёнок считается езидом. Если мать - езидка, а отец - нет, то ребёнок не может считаться езидом.

Обрезание - это древнейший обряд у езидов, сейчас в России его практически никто не делает - упустили. А в Ираке обрезание строго обязательно для всех мальчиков.

Езидский Новый год и Пасха

Празднование езидского Нового года проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) и напоминает христианскую Пасху. Мы красим яйца, печём лепешки и куличи, обмениваемся ими с соседями. Традиционно в тесто кулича кладут либо монету, либо бусину. Кому достанется кусок с «сюрпризом», у того год будет удачным.

Езидская Пасха празднуется в третье воскресенье декабря, празднику предшествует трёхдневный пост. Ещё один пост езиды держат в честь Святого Георгия на третьей неделе феврале. Постящиеся езиды не принимают пищу днём, есть разрешается только после заката. Пост соблюдается по желанию.

Конечно, мы отмечаем и христианские праздники, потому что живём в России, иначе никак.

Езидская свадьба: попасть яблоком в голову невесты, дерево счастья и национальные танцы

Свадьбе предшествуют смотрины и сватовство: невесту ищут через знакомых, родственников и даже через Интернет - время-то не стоит на месте (смеётся). Езидов мало, поэтому часто невесту выбирают из других городов и даже стран. Образование женщины получают по возможности, но часто выходят замуж до учёбы. Браки заключаются по взаимному согласию пары. Сначала пара регистрирует брак в ЗАГСе, затем венчается.

Браки заключаются по любви и если парень и девушка не хотят быть вместе, родители их не заставляют. Бывают случаи, когда родители настаивают на выборе спутника жизни, но они крайне редки. Все родители хотят, чтобы их дети были счастливыми.

Возможны и разводы, но обязательно по веской причине. И женщина, и мужчина могут подать на развод. Женщина может ещё раз выйти замуж, если кто-нибудь возьмет.

Езидские свадьбы в основном многочисленные и проводятся с обязательными национальными обрядами, песнями и танцами. Например, бросание яблок в невесту: жених поднимается на возвышенное место и оттуда бросает яблоки, чтобы попасть невесте по голове. Яблоко - это символ плодородия и девственности. А меткость жениха - символ мужественности. Ни одного несчастного случая на свадьбах не было - свидетели прикрывают голову невесты подносами.

Другой обряд - "Дерево счастья": за день до свадьбы наряжают ветку дерева фруктами, конфетами, денежными купюрами. На свадьбе свидетель жениха должен потрясти эту ветку над молодыми - это символ совместной жизни в любви и достатке.

Когда невеста заходит в дом, свекровь ставит на порог тарелку, которую девушка должна разбить одним ударом ноги - к счастью. Затем на плечи молодым ставят хлеб, чтобы жизнь была богатой и изобильной.

На свадьбе танцуют национальные езидские танцы: женщины и мужчины, взявшись за мизинцы, ходят по кругу, слегка притопывая.

Свадьба езидов в Тверской области:

Положение женщины в обществе

Женщин в езидизме почитают и уважают даже больше, чем мужчин. Однако хозяин в доме - однозначно мужчина. Благополучие семьи - это его обязанность. Езидские женщины часто работают - здесь все зависит от материальной обеспеченности семьи.

Раньше мужчины и женщины садились за стол по отдельности. Сейчас сидит ли женщина за одним столом с мужчиной, зависит от семьи: где-то садятся вместе, где-то врозь - по-разному. В банкетных залах на праздниках женщины и мужчины по возможности садятся за разные столы.

Женщины могут свободно входить в храм, но молятся отдельно от мужчин. Что касается одежды, то она должна быть закрытой и строгой. Естественно, молодежь сейчас одевается обыкновенно - так же как русские парни и девушки.

О похоронах

Я считаю, что обряд похорон у езидов - один из самых чистых и правильных. Ночью перед похоронами жены священнослужителей (если умерла женщина) или сами священнослужители (если умер мужчина) начинают готовить усопшего к обряду. Они тщательно омывают тело на специальной кушетке и одевают в специально сшитую из белой ткани одежду. Ткань должна быть только натуральной, никакой синтетики. Затем кладут тело в гроб и накрывают белой простынёй. После этого священник читает над покойником молитвы, гроб закрывают, и никто больше не имеет права подойти к усопшему. В Ираке усопших хоронят в день смерти, а в России - на третий день.

Покойников, в отличие от христиан, выносят головой вперед - у езидов считается, что человек в последний путь должен уйти так же, как и родился. И хоронят с запада на восток - так каждое утро солнце поднимается над кладбищем и озаряет его.

О еде

Свинья испокон веков считается грязным животным и запрещена на столе у езидов. Но зачем кривить душой - конечно, в России мы её едим - кто здесь не ест колбасу? Алкоголь тоже употребляем - и на свадьбах, и на поминках, хотя он запрещен религией. В Ираке, например, алкогольные напитки не употребляют вообще.

Если мы хотим помянуть усопших или приснится покойник, мы готовим еду и раздаём по домам соседей, малоимущим. Если покойник курил - раздаем сигареты. Считается, что так усопшему на том свете будет хорошо и спокойно.

В родительский день все езиды собираются на кладбище, готовят еду и садятся за один стол. Еду с кладбища выносить с собой запрещается.

Имена и фамилии езидов

Исконные окончания езидских фамилий на -и. То есть моя фамилия звучала бы как «Джнди». Однако исторически езидские фамилии были ассимилированы под армянские и сейчас в основном оканчиваются на -ян или -ев. Что касается имён, то они самого разного происхождения, наиболее распространенные назвать трудно. Мне имя, например, дала бабушка-армянка. Я родился в ночь с 6 на 7 января, на Рождество Христово, поэтому меня назвали Задо, что и означает «Рождество». В России детям-езидам даже дают русские имена. А если имя сложное в воспроизведении, заменяют на созвучное русское.

Об отношении к русским и мечте

Я родился в Ереване, в Россию переехал в 22 года. С детства я уважаю русский народ. Помню, когда маленьким сидел за столом со своими дедами и прадедами, второй тост всегда был за великий русский народ. Я не понимал, почему великий - со временем начал понимать. Это уважение и благодарность народу-освободителю мы впитали с материнским молоком. Грибоедов, Суворов - это герои, которых нужно почитать - они сыграли большую роль в жизни езидского и армянского народов. Советский народ единственный смог остановить фашизм.

Я почти всю свою жизнь отдал России, здесь живу, работаю, пытаюсь что-то сделать на благо родины. Никаких конфликтов между езидами и людьми других национальностей здесь нет, да и не будет. Мы очень дружелюбный народ.

Самое важное - это стабильность в государстве, чтобы все народы жили мирно и дружно. Каждый человек рождается на семи путях, а куда уходит его последний путь, там и есть его родина. Для меня моя родина - это Россия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000

Не так давно мне удалось побывать на курдской свадьбе в Сирии, причем курдов, которые исповедуют не ислам, а езидизм, поэтому пойти на эту свадьбу для меня было особенно интересно.
Я конечно, перевидала в арабском мире множество свадьб - и христианских, и мусульманских, но на свадьбе у езидов до этого момента не была.

Религия езидов близка вероучению других изначально доисламских курдских религий. Опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: «Книга откровения» и «Чёрная Книга».

Из-за постоянных гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, реформатором которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), окончательно сложилось к XIV—XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама.

Мусульманские и христианские критики езидизма ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Малак-Тавуси (Ангела-Павлина) с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали поклонниками злого духа. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, Малак Тавуса и Шейха Ади.

Жених Осман проживает в Алеппо - самом крупном сирийском городе после столицы, расположенном на севере страны. А забирать невесту из ее дома мы ехали больше часа в небольшой городок Африн ближе к турецкой границе.

Меня удивило на этой свадьбе следующее обстоятельство: несмотря на то, что среди приглашенных были не только курды, но и арабы, свадьба полностью проходила на курдском языке. Тамада говорил исключительно по-курдски, не было также арабской музыки и песен, даже танцевальная музыка была своя - курдская. Правда, родственники жениха поочередно подходили к каждому столику в ресторане и приветствовали всех гостей, в том числе и на арабском, если за столиком сидели гости-арабы.

Очень своеобразный танец исполняли гости и молодожены под невероятно вялую, как траурную музыку. Они ходили, взявшись за руки, по кругу, медленно переставляя ноги, почти не совершая каких-либо еще движений. Этот малоэнергичный танец могли исполнять гости любого возраста, поэтому круг танцующих был невероятно широк, в него встала не только молодежь, но и совсем уже еле ходящие пожилые родственники брачующихся.

Арабские друзья жениха все норовили этот скучный танец превратить в живой зажигательный арабский дабки с подскоками и лихими вывертами, но им этого не давали.

Еще одна вещь удивила меня уже под конец нашего пребывания на свадьбе, когда мы собрались уходить.

В это время к нашему столику подошли официанты и поставили на стол несколько баночек с разной газированной водой. Я, решив попить из одной, вдруг вместо сладкого вкуса "Кока-колы" ощутила во рту горький вкус пива. В другой баночке из-под "Фанты", которую по такому случаю я решила проверить, тоже оказалось пиво.

Видимо, хозяева, чтобы не смущать некоторых религиозных гостей, решили таким образом замаскировать спиртные напитки, но ведь даже не предупредили.

Хотя, то, что отдельные желающие могли подкрепиться на свадьбе чем-то более серьезным, чем газировка, я поняла и раньше. Некоторые гости были очень уж веселы и оживленны, правда, думаю, им разливали не пиво, а арак - виноградную водку.

Вот некоторые фотографии с этой свадьбы:

Невеста в компании жениха и родственников проходит садиться в машину, чтобы ехать в ресторан. Позади жениха танцует под бой приглашенных барабанщиков будущий муж сестры жениха. Их свадьба тоже не за горами.

Жених танцует курдский танец с будущей тещей перед тем, как сесть в машину, где его уже поджидает невеста. Позади него столпились родственники невесты перед входом в украшенный цветами невестин дом.

Нарядный племянник жениха, который перед свадьбой ходил очень довольный, потирал руки, а, когда жених спросил его, чему он так радуется, ответил: "Вы женитесь сегодня, через 9 месяцев родите ребенка, и я стану дядей". Просвещенный ребенок.

Жених угощает невесту тортом.

П о дороге в Алеппо родственники жениха пригласили нас на другую свадьбу, сказали, что она будет интереснее, потому что семья невесты будет больше принимать в ней участие, а здесь родственники невесты должны были покинуть свадебное торжество после двух часов ночи, такой у них обычай.

Но, по правде говоря, мне и эта свадьба понравилась. Из всей череды виденных мной арабских свадеб с огромным множеством гостей, чтобы только кого не обидеть, она прошла в более раскованной, домашней и уютной обстановке. Родственники жениха и сами молодожены старались не обделить вниманием всех присутствующих, что обычно из-за слишком большого числа гостей на арабских свадьбах не удается.



Езиды или эзди, как сами они называют себя, - этнонациональная группа, прародиной которой является иракская провинция Мосул. Народ этот - одна из ветвей этнических курдов. До Второй мировой войны эзди жили в основном в Ираке, а сегодня сплоченные группы представителей этой национальности проживают на Кавказе, в Турции, Иране, США. Езиды - дружный и хорошо организованный, хотя и немногочисленный, народ. У них есть даже глава, объединяющий эзди, живущих в разных концах света.

Езидские свадьбы: исторические традиции

Как и все представители этой этнической группы, езиды любят и умеют отмечать праздники. Будь то рождение ребенка, крестины или любое другое семейное торжество, оно не обходится без старинных обрядов, танцев и национального пения. Одним из самых красочных и ярких обычаев является свадьба. Семья для эзди - главная составляющая их быта, поэтому рождению новой семьи уделяется много внимания, а посвященное бракосочетанию торжество празднуется с большим размахом. Езидские свадьбы в Тамбове, Коннектикуте, Баку или Стамбуле проходят примерно одинаково. В некоторых районах до сих пор действует Бешкертум - обряд, согласно которому родители могут сговориться о свадьбе даже новорожденных детей. Однако далеко не все так тщательно придерживаются традиций: свадьба езидов сегодня - дело добровольное, и принимать решение о ней могут сами молодые. Однако молодежь с удовольствием придерживается Ширани (аналога нашего сватовства), когда родители жениха с подарками отправляются в дом невесты для знакомства с ее семьей.

Через несколько недель поход с подарками повторяется, но на этот раз родители уже обсуждают детали бракосочетания. А деталей езидские свадьбы содержат множество. На рассвете назначенного дня в домах молодых собираются их родственники. Подруги невесты накрывают стол в ожидании жениха, а его гости до обеда веселятся, и только потом с песнями, танцами, национальной музыкой отправляются за невестой. Впереди всех на высоко поднятых руках старшие женщины несут не меньше пяти подносов с Сэни - подарками для новобрачной. Главное место занимает традиционная красная шаль - символ чистоты и любви. Так как к такому празднеству начинают готовиться в момент рождения ребенка, то езидские свадьбы поражают своим богатством и размахом. Войдя в дом невесты и отведав предложенных сладостей, родственницы жениха одевают невесту под национальное пение.

Пока старшие заняты одеванием, подружки невесты показывают всем принесенные женихом подарки, а ее родители одаривают жениха. После этого, уже все вместе, гости отправляются в дом жениха, ни на минуту не прекращая исполнять обрядовые и просто веселые народные песни. Войдя в дом жениха, старую шаль невесты свекровь связывает узлом с новой, только что подаренной красной шалью. Это значит, что теперь невеста стала частью своей новой семьи.

Езидские свадьбы: современность

Сегодня проведение торжеств уже не совсем такое, как раньше. Несмотря на то, что езидские свадьбы проходят по похожим сценариям, они, конечно, отличаются одна от другой. Во-первых, накладывает отпечаток место проживания народности. Во-вторых, все меньше остается людей, до тонкости помнящих национальные традиции. И все-таки езидские свадьбы - это очень веселое, трогательное и очень национальное зрелище.

На своей свадьбе, в армянском селе Мушакан, 15-летняя Сона Амоян полчаса стоит босиком на холодном полу пока мимо нее проходят гости, приглашенные на свадьбу.

Сцены со свадьбы Омара и Соны Амоян.

Традиции езидской общины диктуют, что она не может разговаривать, сидеть или есть в присутствии родственников со стороны жениха.

Сона встретила своего жениха,16-летнего Омара на свадьбе.

После замужества она перестанет ходить в школу и переедет жить в его семью.

«Замужней женщине стыдно ходить в школу», - пояснила мать Соны. «Кроме того, какой молодой человек захочет, чтобы его жена ходила в школу?».

История Соны обычна для молодых езидских женщин в Армении, которые, как правило, бросают школу уже в 14 лет для того, чтобы подготовиться к замужеству. Мальчики учатся немного дольше и оставляют школу для, того чтобы стать пастухами. Это - традиционное занятие езидов в Армении.

Активисты предупреждают, что эти обычаи, создают риск маргинализации еще одного поколения езидских женщин, но традиционалисты говорят то, что замужество юных девушек является древней традицией.

«Это - общепринятый закон, так все и будет продолжаться. Если девушка зрелая, то я за то, чтобы ее выдавали замуж в 16 лет», - сказал председатель Национального союза езидов Азиз Тамоян.

Даже если матери недовольны тем, что дочери повторяют их судьбу, они говорят, что не в состоянии противостоять традиции.

По словам 38-летней Лилии Авдоян, которая присутствовала на свадьбе, она мечтала стать врачом. Однако когда ей было 16 лет, ее дедушка заставил ее бросить школу и выйти замуж. Сейчас такая же участь ждет ее 14-летнюю дочь.

«Мой муж заставил нашу дочь бросить школу, и я была здесь бессильна», - сказала она. «Дети часто жалуются на то, что они должны уйти и жить в другой семье. Они еще слишком молоды и все взваливается на их плечи», - продолжила она.

«Учителя армянских школ часто пытаются убедить родителей езидских детей одуматься и не заставлять своих детей бросать школу или хотя бы отложить это на некоторое время. Однако у родителей всегда наготове заученные ответы, такие как: “мой ребенок болен” или “он не успевает в учебе и не хочет учиться», - добавила Авдоян.

Езиды - это сплоченная община, которая исповедует единственную в своем роде религию и разговаривает на одном из диалектов Курдского языка. В Армении они представляют собой растущую общину, в которой семьи имеют по 8-10 детей.

По данным переписи населения 2001 года, в Армении проживает около 40,000 тысяч езидов, что составляет немногим более 1% от общей численности населения Армении, однако, по словам Тамояна, их количество достигло 60,000.

На свадьбе Сона стоя ждет, когда гости посмотрят ее приданое. Омар сможет зайти в комнату только после этого. До того, как уйти праздновать с другими мужчинами, он надевает на ее палец кольцо. Однако он успевает запретить женщинам, собравшимся вокруг его новой жены, не делать ей макияж.

«Без разрешения мужа женщина не может пользоваться косметикой или делать покупки», - сказала Авдоян. «Она не может произносить тост, разговаривать в присутствии свекра, учиться или работать».

Пример 23-летней Инессы является доказательством того, что не все родители езиды придерживаются традиционных взглядов.

У нее есть университетский диплом, и она сказала, что ее мать и отец поддержали ее желание получить образование. Она сказала, что и другим советует, по крайне мере, окончить школу, но добавила, что изменить взгляды семей, которые придерживаются старых традиций, невозможно.

Воспользовавшись моментом, когда родственники Омара вышли из комнаты, Сона ненадолго села отдохнуть. Затем она отправится в дом своего мужа в селе Мхчян.

Когда они уезжают, Омар смотрит из окна лимузина, выкрикивая соседям невесты: «Мы увозим девушку с вашей улицы!».

В Мхчяне, перед тем как войти в свой дом, Омар поднимается на крышу и старается попасть в голову своей жены красным яблоком, но промахивается. Ритуал предназначен для того, чтобы совместная жизнь была счастливой, а жена покорной.

Один из присутствующих, Ариф сказал, что после своей свадьбы он так сильно бросил яблоко, что его 14-летняя жена упала в обморок и у нее из носа пошла кровь.

«Ей дали воды, но она пришла в себя только через 15-20 минут», - вспоминал он. «Почему я должен чувствовать себя виноватым? Закон есть закон. Надо попасть яблоком в голову. Таков наш обычай. Даже сейчас, когда, например, моя жена не слушается меня, или когда я прошу принести стакан воды, а она медлит, я ее бью”, - продолжил он.

В будущем году 33-летний Ариф станет дедушкой.

Ануш Погосян, которая работает в Женском ресурсном центре в Ереване, сказала, что ранние браки являются «пороком» езидского сообщества, но очень трудно что-либо с этим сделать. Она не помнит, чтобы езидские женщины когда-либо обращались к ним за помощью.

«Брак, заключенный между подростками, является нарушением целого ряда прав», - объяснила она. «В частности, права на распоряжение собственным телом, поскольку очень часто в подростковом возрасте девушки физически или психологически не готовы к сексуальным отношениям».

«Брак в подростковом возрасте также приводит к нарушению права на свободный выбор», - продолжила она. «Подросток не может принять осознанное решение, и очень часто родители не считаются с мнением своих детей и заставляют их вступать в брак».

Этнограф Грануш Харатян, которая занимается изучением истории езидов, сказала, что изменения в езидских обычаях маловероятны.

«Езиды - принципиально закрытое общество», - сказала она. «Их традиции являются важнейшим символом для сохранения их этнической принадлежности, которая является древней и меняется очень медленно. Но элементы престижа, к примеру, то, что невесту со свадьбы забирают на лимузине, стали частью их обычаев и уживаются наряду со старыми традициями, не меняя их».

После приезда в свой новый дом, Сона стоит в центре гостиной и ждет следующую часть церемонии, во время которой ее свекровь подарит ей золотое украшение.

Только после этого она, наконец, сможет сесть.

Лусинэ Авакян, независимый журналист.

Ези́ды - этноконфессиональная группа, говорящая на курдском диалекте курманджи и в основном проживавшая на севере Ирака, в частности в провинции Мосул, а также на юго-востоке Турции. После первой мировой войны в большинстве своем мигрировали в Армению, далее в Грузию и Россию, а также в страны Европы.

Чем же празднование езидской свадьбы отличается от свадеб других народов?

Традицией считается начинать езидские свадьбы в жилище жениха с раннего утра. Туда же приглашают и музыкантов. На церемонии бракосочетания присутствуют получившие приглашения родственники, хорошие знакомые и соседи. Около полудня жених отправляется за своей будущей супругой.

В доме невесты накрывают небольшой стол с угощениями прямо во дворе. Прибывшие подходят к столу, говорят какие-нибудь торжественные слова, касающиеся свадьбы, пьют и едят. Гости женского пола приносят невесте подарки на подносах. Их красиво раскладывают, заворачивая в прозрачный материал и перевязывая разноцветными ленточками. Традиция предполагает, что езидская свадьба не может обойтись без красной шали в качестве подарка для невесты. Также девушке дарят и свадебное платье, в котором она будет на торжестве.

Музыканты веселят всех своими мелодиями, а родственники невесты также дарят жениху кое-какие подарки. Перед тем, как жених заберет невесту из родительского дома, на езидской свадьбе исполняется танец «гованд». Его танцуют будущие молодожены.

Родители невесты также демонстрируют всем присутствующим все те подарки, которые девушка получила от родных жениха. Они благодарят за дары, дарят жениху от себя кольцо (его жених оденет невесте на свадебной церемонии). Еще чуть позже родители невесты показывают всем ее приданное, друзья жениха забирают приданое в его дом. Приданое должно включать все необходимое для жизни новой семьи. Основное в нем: одеяла, матрасы, подушки и постельное белье.

Перед трапезой невеста облачается в шаль, которая имеется у нее, и в шаль, которую ей преподнес будущий супруг. В них она находится в течение всей свадебной церемонии. Трапезничают гости в доме невесты не более трех часов. Потом гости наблюдают еще два обряда. Один, когда брат невесты трижды завязывает и развязывает ленточку вокруг талии девушки. Второй представляет собой выкуп подушки невесты у ее родных. После прохождения «испытаний» молодые уходят из дома невесты. Они следуют в жилище жениха.

Перед домом мать парня осыпает молодых сладостями. Жених же становится на возвышенное место и кладет яблоко на голову любимой. Яблоко символизирует плодородие и размножение.

Также на плечи молодоженам кладут символ богатства - лаваш. Перед порогом жених и невеста одновременно бьют по тарелке ногой, чтобы разбить ее. Если тарелку разбивает жених, то первым ребенком будет мальчик, если невеста - то девочка. Осколки тарелки собирают друзья новобрачных.

Когда проходят езидские свадьбы, музыка постоянно «в ходу». На свадебном пире женщины сидят отдельно от мужчин. Для правильного проведения свадебной церемонии назначается тамада.

Видео езидской свадьбы

Подпишитесь на рассылку сайта!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: