Этикет речи в повседневных отношениях правила. Культура речи и речевой этикет

Светлана Ивановна Львова

Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет

Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали…

А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида:

Из уст безвластных и вельможных уст Одна и та же речь звучит различно.

Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

Чтобы понять эти правила, сначала задумаемся над тем, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в свое время этом слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.

Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи. Эта книга познакомит вас с любопытными сведениями о русском речевом поведении, даст информацию об истории русского речевого этикета. Выполняя упражнения, вы сможете потренироваться в употреблении этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, благодарности и т. п.

Кроме того, вы узнаете, какую этикетную роль в общении выполняют интонация и несловесные средства общения (жесты, мимика, поза, телодвижения). Вы научитесь использовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

Работая с этой книгой, вы не только обогатите себя интересными сведениями о речевом этикете, об искусстве речевого общения, но и много узнаете о русской культуре в целом, о национальных особенностях и обычаях разных народов.

Книгу можно использовать на уроках русского языка при изучении разнообразных аспектов школьного курса: лексики и фразеологии, морфологии и синтаксиса, интонации и пунктуации, речеведения и стилистики. Она рассчитана также и на самостоятельную работу, которую вы будете выполнять дома. К наиболее сложным заданиям (они помечены значком?) в конце книги даны ответы.

Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете…

1. Зачем нужны правила речевого этикета

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

Д. С. Лихачев

1 . 1. Прочитайте фрагмент предисловия к книге А. Г. Балакая «Доброе слово. Словарь-справочник русского речевого этикета и простонародного доброжелательного обхождения». Какова основная мысль этого отрывка? Какая информация, по-вашему, содержится в словаре А. Г. Балакая?

Речевой этикет понимается как система языковых знаков и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания общения в эмоционально положительной тональности в соответствии с речевой ситуацией: здравствуйте, здо?рово живете, мое почтение, позвольте честь заявить; добро пожаловать, милости просим, приятного аппетита, хлеб да соль, чай да сахар, Бог помочь; спасибо, спаси тя Христос, благодарю вас, позвольте выразить вам мою сердечную признательность; будьте здоровы, до новых встреч, пока и т. п.

Речевой этикет – универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Вместе с тем каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающим национальную специфику речевой вежливости.

2. Попробуйте назвать как можно больше этикетных слов русского языка. Как часто вы их используете и в каких речевых ситуациях?

2. Рассмотрите рисунки. Объясните, какие слова должны произнести люди друг другу в каждой ситуации. Докажите, что вы не ошиблись в выборе слов.

3 . Прочитайте текст. Письменно сформулируйте его основную мысль, а затем приведите два-три аргумента, подтверждающих ее справедливость.

Дружелюбие – одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черточку (или больше!), которая вам импонирует, даже если сам он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

(По А.Михальской)

4. Объясните, как вы понимаете эти высказывания. Что их объединяет?

I. Вежливость еще не есть вся культура, но она есть необходимое условие всякой культурности, все равно как грамотность, хотя и не исчерпывает умственного образования, но есть его необходимое условие. Нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и нужно требовать от всех соблюдать правила вежливости.

(В. Соловьев)

II. Вежливость и этикет очень близкие понятия. И вежливость, и этикет суть внешние проявления доброжелательного отношения к окружающим. И вежливость, и этикет реализуются в ситуации непосредственного общения в координатах «я – ты – здесь – сейчас». Все словесные и несловесные знаки вежливости – это знаки этикета. Если любое проявление невежливости (грубость, хамство, высокомерие) расценивается как нарушение этикета, то не всякое соблюдение этикета (например, умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, одеваться соответственно ситуации и т. п.) воспринимается окружающими как вежливость.

(А. Балакай)

5 . Как вы понимаете смысл высказывания современного лингвиста? В чем сходство и различие лексического значения выделенных слов?

Ядром речевого этикета является вежливость в различных ее проявлениях: официальная вежливость, дежурная вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность.

(А. Балакай)

6 . 1. Прочитайте стихотворение и объясните его название. Согласны ли вы с этим

Понятие речевой этикет

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Хорошие манеры – один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. С раннего детства нам прививают определённые манеры поведения. Культурному человеку необходимо постоянно следовать закреплённым в обществе нормам поведения – соблюдать этикет. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе.

Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции. Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических эпох.

В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:

начало разговора (приветствие / знакомство);основная часть, беседа;заключительная часть разговора.

Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями –формулами речевого этикета. Данный формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.

К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков - прощания: всего хорошего, всего доброго.

К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.

В узком смысле слова речевой этикет можно определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы на разных языковых уровнях:

На уровне лексики и фразеологии: специальные слова, устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, товарищи т.п.)

На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти...)

На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.)

На интонационном уровне: использование спокойной интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.

На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д.

На организационно-коммуникативном уровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор.

Формулы речевого этикета характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.

Место общения может требовать от участников беседы соблюдения определённых правил речевого этикета, установленных специально для выбранного места. Общение на деловом совещании, светском ужине, в театре будет отличаться от поведения на молодёжной вечеринке, в уборной и др.

Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы – на уважение и большую формальность в разговоре.

Правила хорошего тона предусматривают определенные требования не только к Формальной стороне общения – приветствиям, представлениям, внешнему виду собеседников, но и к Содержанию общения – выбору темы, места, к самому процессу ведения беседы.

Манера говорить – это то, на что мы сразу же обращаем внимание, на основе чего у нас складывается первое впечатление о собеседнике. Но чтобы овладеть словом, научиться формулировать мысли, выражать чувства, общаться с людьми, необходимы высокая культура речи , соблюдение правил Речевого поведения и Речевого этикета. Рассматривая эти три круга проблем, начнем с культуры речи, поскольку она является фундаментом речевого общения.

Культура речи – это совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком. Следует четко обозначить Основные признаки культурной речи . Первый, исходный признак – Правильность речи – Соответствие ее структуры действующим языковым нормам. С течением времени нормы меняются под воздействием тех или иных условий, причем некоторые из этих изменений квалифицируются лингвистами как закономерные, другие подчас «врываются» в языковую практику и закрепляются в ней вопреки мнению специалистов, например, выражения типа «ужасно весело», «страшно интересно».

Не менее важным признаком культуры речи является Точность. Это не просто умение выбирать и использовать самые нужные и подходящие слова. Чтобы точно говорить, надо четко мыслить. Известен старый афоризм: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Иначе говоря, точность как качество речи связана с самим мыслительным актом, с интеллектуальными способностями говорящего.

Наиболее типичные нарушения точности речи :

– многословие и краснобайство;

– неумение различать паронимы – близкие по значению и употребления однокоренные слова, но разные по структуре и смыслу (нетерпимый – нестерпимый, одеть – надеть, основать – обосновать, факт – фактор);

– смешение омонимов – слов одинакового звучания, но различного значения, что порождает каламбуры и двусмысленность («запустить производство», «упражнения на мате»);

– неточность в понимании смысла терминов;

– отсутствие четкости при полисемии – многозначности слова («рядовой» – военнослужащий, заурядный, обыкновенный, нормальный);

– путаница в применении иноязычных и архаичных слов.

Близким к точности является такой признак культурной речи, как ее Логичность, предполагающая точность, но не исчерпывающаяся ею, а требующая от нас смысловой непротиворечивости высказывания. Здесь важны два условия: Логичность мышления И Логичность изложения . Платон остроумно заметил: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем, туловище и конечности должны подходить».

Следующий признак культурной речи – ее Чистота, Проявляющаяся в двух аспектах: в соотношении речи с литературным языком и с нравственными критериями общения. В чистой речи нет места элементам, чуждым литературному языку, или отвергаемым моральными нормами. Нарушение первого требования порождает «засоренную речь», нарушение второго – «грязную речь».

Речевая культура предполагает искоренение из речи различных видов языковых «сорняков». Это могут быть:

— диалектизмы – слова, свойственные местным говорам (диалектам);

— варваризмы – включение в речь иноязычных слов;

— жаргонизмы – слова и обороты, применяемые в жаргонах;

— вульгаризмы – слова и выражения, грубо, примитивно обозначающие предметы или события, унизительные и оскорбительные для человека (бранные слова, нецензурная лексика);

— канцеляризмы – языковые штампы, слова и обороты, типичные для делового стиля, но неуместных в других языковых стилях («заострить вопрос», «имеет место», «во главу угла», «поставить вопрос ребром». «играет большую роль», «на сегодняшний день» и т. д.).

Очень важно такое свойство речи как ее Выразительность, Обеспечивающая и поддерживающая внимание и интерес слушателя. Выразительно то, что выделяется на общем фоне. Избитое не может быть интересно. Выразительно всегда необычное, неожиданное.

Важен также правильно выбранный Тон Речи . Существует множество тонов речи: патетически-возвышенный, ритуальный и др. Одно и то же слово или фраза способны передать массу оттенков мысли и чувства в зависимости от тона, которым они произнесены.

На нас воздействует не только информация, содержащаяся в речи, но и Способ ее подачи . Так, чрезмерная громкость голоса приводит к тому, что слушатель уже через 10 минут перестает воспринимать речь, похожую на крик. Аналогична ситуация с чрезмерно тихим голосом, заставляющим слушающего напрягаться, от чего человек устает и перестает слушать.

Богатство речи – Свойство, близкое к выразительности. Оно предполагает разнообразие речи, ее вариативность. Бедная речь однотонна, однообразна, скучна. Богатство речи вырастает из запаса слов и знания их значений, запаса словосочетаний и предложений, умения объяснять, спорить, убеждать. Богатству речи способствует употребление пословиц, поговорок, крылатых выражений.

Итак, культура речи – важнейшее условие общения. И овладение основными свойствами речевой культуры для каждого из нас – не только необходимость, но и обязанность, и удовольствие.

Второй круг проблем , связанных с речевой культурой, – это Правила речевого поведения: для Говорящего , для Слушающего и для Присутствующих при общении. Эти правила обеспечивают Психологическое качество общения . Вот некоторые их этих правил.

Для говорящего:

– Доброжелательность по отношению к адресату. Следует избегать негативных оценок личности собеседника, тем более в вульгарной форме.

– Узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь.

– Правильно выбирайте тему разговора, чтобы он был интересен и понятен партнерам.

– Не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение. Постарайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а личность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора.

– Не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь.

– Умейте внушить партнеру по общению сознание его значительности. Признание достоинств (а не унижения или разоблачения) тех, кто нас окружает, – особое искусство общения.

Для Слушающего :

– Внимательно выслушивайте говорящего.

– Слушать нужно доброжелательно и терпеливо, выражая доверие собеседнику. Окончательный вывод сделаете позже.

– Не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось. И тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение. Помните: важнее получить информацию, чем передать ее.

Для присутствующего:

– Если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в общение, то вы, по этикету, должны «изобразить пустое место», т. е. выражением лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к чужому разговору.

– Возможна, напротив, позиция косвенного адресата, когда общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствующего третьего и содержит намек на его подключение к общению. Воспользуйтесь этим.

– Иногда допускается включение присутствующего в круг общения по его собственной инициативе, если он как невольный слушатель обладает информацией, интересующей всех или может устранить неточность или заблуждение. В этом случае следует деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что я вмешиваюсь…». Главное здесь – не допустить бестактности.

Наконец, Третий круг проблем – овладение собственно Речевым этикетом – предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы.

Ты, наверное, уже не раз замечал, что даже совсем незнакомые люди, с которыми мы невольно общаемся в транспорте, в магазине, в поликлинике и других общественных местах, могут оказать огромное влияние на твоё настроение. Дерзкие слова, хамство, ругань ни у кого не вызывают положительных эмоций. Но, тем не менее, довольно часто мы наблюдаем неуважительное отношение людей друг к другу.

Неизвестно, по какой причине некоторые люди употребляют дурные слова. Они знают, что поступают плохо, что выглядят некрасиво, но всё равно засоряют свою речь этими словами. Дети любят подражать взрослым и, стараясь казаться взрослее, тоже произносят некрасивые, грязные, нецензурные слова. И на взрослых людей, и в особенности на детей, смотреть в таких ситуациях всегда очень горько и неприятно. А если уж человек стремится быть красивым и нравиться окружающим, то такое речевое хулиганство, кроме недоумения и различных неприязненных чувств, ничего вызвать просто не может.

Наверное, в своём окружении вы уже встречали людей, которые буквально через слово вставляют в речь так называемые слова-сорняки: блин, значит, как бы, вроде, так сказать. Это плохая привычка, потому что слова-сорняки не только засоряют нашу речь — они делают её бедной и невнятной.

✏ Помни : русский язык богат и выразителен — чтобы высказать всё, о чём ты думаешь и что ты чувствуешь, в нём всегда найдутся точные и красивые слова. Твоя речь должна быть не только понятной, но и приятной, необидной для окружающих.

Запомни основные правила речевого этикета:

Будь доброжелательным в отношениях с окружающими людьми. Помни народную мудрость: «Приветливость — это золотой ключик, которым открываются железные замки людских сердец».

Разговаривая, обращай внимание на интонации своего голоса. Добрый и ласковый голос всегда располагает лю-дей, а грубые и недоброжелательные интонации в голосе могут обидеть и оттолкнуть.

Чтобы с тобой было интересно и приятно разговаривать, никогда не употребляй дурных и тем более нецензурных слов.

Помни, что искусство общения с людьми, наряду с умением вести разговор, включает в себя и умение внимательно слушать своего собеседника.

Поскольку устная речь неразрывна с жестами, следи за тем, чтобы твоя жестикуляция не была слишком энергичной или навязчивой: не хватай собеседника за лацканы пиджака, не тереби его пуговицы, не похлопывай по плечу, не толкайся и не размахивай руками во время разговора.

Употребляй только те слова, значение которых тебе понятно.

Не засоряй свой язык словами-сорняками.

Речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: