Этикет - понятие и происхождение. Внешний вид и этика поведения сотрудников

Введение.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной

История зарождения этикета.

Этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования. С точки зрения семиотики (науки о знаках и знаковых системах) этикет того или иного народа в определенный исторический период может быть представлен как совокупность знаков, имеющая свой словарь (набор символов) и грамматику (правила сочетания этих знаков). «Словарь» этикета включает набор поведенческих стереотипов, маркирующих те или иные ситуации;

Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение: "Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах.

Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.

В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.

Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.

Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

Каждый из нас знает, что означает слово этикет. Многие из нас его придерживаются. Меньшее число людей стараются придерживаться его каждый день. И совсем немногие – делают это правильно.
Впрочем, чтобы судить, что верно, а что нет, нам необходимо сначала изучить историю вопроса. Чем мы сейчас и займемся – приготовьтесь окунуться в историю.

Этикет, по факту – свод правил, запретов и неписаных законов, следование которым – показ своего хорошего тона и знания устоев общества. И, так как в разные времена были совершенно разные народы, давайте начнем экскурс.
Первое наше погружение приведет нас на много тысяч лет назад – буквально в незапамятные времена.

Люди тогда не слишком много значения придавали этикету – если уж ты добыл пищу, то волен есть ее как угодно, если имеешь высокую значимость для племени, то и вести себя можешь как угодно. То же самое можно сказать и про остальные аспекты их бытия.

Кроме, пожалуй, одной сферы их тогдашней жизни – поклонению богам, силам, стихиям. Люди верили, что их жизни и быт, по сравнению с божественным существованием – сплошь ничтожность и глупость. Поэтому люди старались относиться как можно почтительнее как к богам, так и к их посредникам – шаманам и колдунам.

Трудно сказать, было ли это первым проявлением этикета в обществе. Но это определенно был первый шаг к нему.
Далее мы перенесемся несколько ближе – к Древней Греции. Здесь мы видим совершенно другую картину – общество достигло небывалых высот развития, как культурного, так и научного. Эти факторы, разумеется, положительно повлияли на этикет – он впервые выделился в направления, и хотя каждое из направлений, вроде делового и застольного, было в начальной стадии, это уже был гигантский прогресс.

Как вам такой пример – жители Лаконии (Спарты) имели строгие нормы и этикет. Во-первых, этикет не запрещал, а скорее даже поощрял наготу в общественных местах – спартанцы считали, что таким образом человек показывает свое тело натуральным, без одежды, которая могла бы спрятать изъяны оного тела. Кроме того, этикет всегда предписывал, во время обеда кушать вне дома, в ресторане, притом строго одно блюдо – брандахлыста. Нарушение этих правил было очень сильным ударом по репутации спартанца. В то же время, в соседней Греции все было ровным счетом наоборот – никакой наготы, желательно кушать в кругу семьи.
В течение всего античного периода этикет совершенствовался, становился все более важным вопросом, и вбирал в себя все больше и больше от разных культур.

Следующий этап – средневековье.
Все-таки недаром это время прозвали Темными веками. Полный контроль церкви над народом, регресс в развитии науки, грязь и смрад на улицах, все это сыграло свою роль – этикет практически перестал существовать.
И все же было несколько успешных шагов – например, появилось само слово “этикет”. Если доверится истории, то первый раз в употребление оно вошло при дворе короля Людовика XIV, он же автор фразы:“Государство – это ”.

В Европе того времени было мало от того этикета, что воспевали романтики в своих рыцарских романах – культ поклонения даме, конечно, присутствовал, но редко имел силу. Те же рыцари, к примеру, с большим удовольствием забавлялись с местными красотками, храня верность даме только с 7-и утра до 6-ти вечера.

Впрочем, те же рыцари дали нам две неплохих традиции – жать руки и снимать головной убор. Оба этих ритуала сообщали собеседнику, что вы не намерены воткнуть ему нож в спину, и не хотите с ним битвы.
Но, в любом случае, Европа была тогда охвачена пламенем невежества. Такой мелочи, как этикету, придавали значение только короли и близкие к нему. Остальные слои населения им пренебрегали.

В восточной же части континента – полная противоположность. Феодальная Япония и Китай, даром что “Восток – дело тонкое”, придавали значение каждому движению человека. Здесь этикет был почти равносилен законам – взгляд исподлобья, неправильное подвязывание меча (рукоятью вперед), отказ от тарелки риса, непочтительность – все это могло трактоваться как неуважение к хозяину или роду, и могло привести к кровной войне на истребление между кланами. С иной точки зрения, если человек был учтив, старался произвести как можно лучшее впечатление, то все было ровным счетом наоборот – этикет в этих странах имел гигантскую силу.

Настоящий расцвет этикета в Европе произошел в эпоху Ренессанса. Большой технический прогресс, новый виток в развитии живописи, увеличение контакта между странами, наконец. Все это сыграло гигантскую роль – во всяком случае, правила поведения теперь были гораздо важнее, чем в той же Греции. Следование этому неписаному кодексу правил было равносильно эквиваленту образованности и элегантности. Стало принято мыть руки перед едой, пользоваться столовыми приборами, пышность и показательность менять на сдержанную красоту.

Что же насчет России, то весь этот период, от средневековья до XVIII века она жила одним лишь “Домостроем” – книгой, которую написал монах Сильвестр еще при царе Иване IV.Свод правил из этой книги ставил мужчину главой семьи, который сам решал, что хорошо, а что нет. Петр I, узрев, как сильно устарели правила из этой книги, решил позаимствовать книги европейские, что было определенно верным шагом.

В Америке этикет тоже развивался по-своему. К примеру, Джордж Вашингтон, будучи еще отроком, перевел и переделал книгу видного французского монаха, назвав ее “110 правил приличного поведения”. Правда, правила тоже были пережитком прошлого – вряд ли к той эпохе были применимы правила поведения вроде: “Не ловить за столом блох, вилкой в зубах не ковыряться, сморкаться только в скатерть”. Поэтому американцы больше ориентировались, впоследствии, на прагматичность Бенджамина Франклина: ”Не делай ничего лишнего, просто будь доброжелателен к тем, кто тебе приятен”.

Что же мы имеем сейчас? Путем долгого отбора и селекции временем, этикет вобрал в себя лучшее, что было, есть и будет в мире. Но будьте уверены – это определенно не конец.

Развиваясь, общество охватывает все новые и новые сферы деятельности. И в каждой сфере нужны своим правила поведения. Не сомневаюсь, человечество еще не раз создаст сотни причудливых правил и ритуалов.



Как возник этикет.

Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора — Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед. Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.

Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт версия), формируется общегражданский этикет.

Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage — вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору. Даже такое личное дело, как служение избранной даме сердца, описывалось своими этикетными нормами. Отступление от этих догм даже в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты — все имело определенное символическое значение. Даже когда требовалась быстрота действий и скорость, рыцарь должен был руководствоваться не здравым смыслом, а требованиями этикета. Известен пример, когда во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не нашли в себе смелости первыми обратиться к королю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю. Никто не думал, что творится на поле брани и о том, что промедление могло губительно отразиться на ходе битвы.

Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.

К слову: Имейте в виду!

Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.

Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.

Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

Слово этикет - французского происхождения. Etiquette в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.

Действительно, этикет есть форма общественного контроля за поведением каждого человека , и нарушение этикета вызывает те или иные санкции. Они могут быть различными: начиная от осуждающего изумления и кончая штрафом за нарушение общественного порядка.

Значение «этикета»

Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.

Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Где зарождался этикет

Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета ". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии госодствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междуусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета .

Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения,обусловленные общественным строем страны,спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета , основным из которых являются:

  • придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения,установленные при дворах монархов;
  • дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах,визитах, переговорах;
  • воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
  • общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Воинский этикет

Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

Воинская честь

Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь - честь коллективная (корпоративная), так как ею обладает не один человек, а коллектив - армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Прежде всего это участие в войне. Война - тяжелое испытание для человека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву отвлеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство самосохранения.

Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

В понятие воинской чести в России входила исключительная верность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспитывался также принцип гуманности - чувство сострадания к побежденному врагу.

Пример этого - благородное, со стороны русских, отношение к поверженным и плененным турецким военачальникам на Шипке и Плевне.

Вообще, понятиям нравственным в русской армии уделялось много внимания. Существовало еще понятие чести военного мундира, которое трактуется слишком широко. Оно расплывается в сознании воина, тогда как понятие чести полкового мундира, т. е. данной конкретной единицы, вполне осязаемо. Поэтому создавались и поддерживались особые полковые традиции, почетные отличия (в элементах формы, в своих знаках), что позднее привело и к появлению полковых мундиров.

Офицерская честь

Впервые слово встречается в сочинении герцога Филиппа Клевского (1573 год). Оно означало всякое лицо, занимавшее определенную государственную должность. И только к концу 16 века слово это приобретает современное значение.

Каково же определение понятия? Это войсковой начальник, облеченный чином, который дается главой государства и обеспечивается существующими законоположениями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время.

На протяжении нескольких веков офицерский корпус в России был почти исключительно кастовым, сословным. Но уже в начале 20 века открывается доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим определенный образовательный ценз. Причем, все это нисколько не поколебало обособленного положения офицерского корпуса как особой категории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства. Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), именно офицеры в Российской империи были носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда понятие офицерской чести.

Огромную роль в воспитании офицерской чести сыграл Петр Великий. В те годы молодая русская армия испытывала огромную нехватку в офицерах. И русский царь не только приглашает на службу офицеров-иностранцев, но и всеми силами стремится поднять престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола. Так, например, его указом был узаконен ритуал посвящения в офицеры. Интересно, что в офицеры посвящались только юноши из дворянских семей, которые прошли службу рядовыми в гвардейских полках (Преображенском, Семеновском).

А в честь побед русского оружия Петр I начинает проводить триумфальные шествия. Полки под знаменами, на которых изображались масличные ветви и лавры, под музыку торжественных бодрых маршей совершали церемониальные прохождения. Гремел ружейно-пушечный салют. Устраивались иллюминации и фейерверки. Триумфальные шествия стали предшественниками еще одного военного ритуала - военного парада.

Поддержанию офицерской чести служило и проведение полковых смотров. Этот ритуал начинался общим построением полка и торжественной встречей лица, назначенного царем для производства самого смотра.

Бывало, что смотр полков производил и сам царь. Проверялись форма одежды и состояние оружия. Демонстрировались ружейные приемы, перестроения, передвижения и воинские маневры. Смотр завершался торжественным прохождением полка.

Именно тогда, при Петре I, установились и укрепились традиции награждения воинских частей памятными царскими реликвиями.

Наиболее распространенными из них были стяги и штандарты, серебряные трубы и литавры.

Кстати, именно с Петра I солдаты-преображенцы начинают носить во время парадов красные чулки. Русский император ввел такую традицию потому, что солдаты этого прославленного полка в битве под Нарвой стояли на мосту, удерживая его от шведов по колено в крови и не дрогнули (1700 год). Традиция эта просуществовала более двух столетий и была уничтожена в 1917 году.

Честь - не что иное, как особенные правила основанные на особенном порядке, с помощьют которых народ или отдельный класс распределяет свою похвалу или порицание.
/ А.Токвиль /

Честь мундира

При Петре I укрепилось понятие чести военного мундира. С его легкой руки появляется много новых традиций в ношении военной формы. Так, например, произошло с гусарами-александрийцами. То были знаменитые Черные гусары, 5-й гусарский Александрийский полк.

Рядовые и офицеры этого полка носили, а на головном уборе знак - череп со скрещенными костями. Их еще называли - , или. Это название было дано им, как говорят, князем В. Г. Мадатовым. А произошло это сразу после боя с французами в августе 1813 года, когда гусары разгромили два полка тяжелой кавалерии Наполеона. Они с честью продолжали носить свою черную, прославленную во многих битвах форму. В ней же они встретили и Первую мировую войну.

Интересна и их дальнейшая судьба. Некоторые александрийцы во время Гражданской войны перешли на сторону Красной Армии. А в 1918 году в составе красных частей появляется отряд александрийцев, по-прежнему одетых в свою гусарскую форму. Командовал ими К. П. Ушаков, в прошлом корнет-александриец. Через год в белой армии был воссоздан Александрийский гусарский полк. Вооруженных сил Юга России участвуют во множестве боев. А завершают боевой путь в 1920 году в Крыму. Часть александрийцев не расставалась со своей формой даже в эмиграции.

К другим воинским дореволюционным формированиям, десятилетиями носившими традиционный мундир полка, относились синие, желтые и красные кирасиры, а также знаменитая дворцовых гренадер. История их возникновения необычна. Оказывается, красочное облачение, за которое их прозвали, было придумано Николаем I. Знаток военных форм, к тому же и сам прекрасный рисовальщик, он прорисовал все, начиная от огромных медвежьих шапок, красных мундиров и кончая даже формой усов и бакенбардов этих красавцев. Ружья имели красные погонные ремни и чуть расслабленные (по императорскому же предложению) винты, дававшие при легкое звяканье. Офицеры носили одни лишь бакенбарды. А унтера и гренадеры - и усы, и бакенбарды.

Огромная шапка, казавшаяся по виду тяжелой, была легче любой каски или кивера.

Интересная подробность - когда форма создавалась, конечно, больше думали о престиже, о чести мундира. А форма оказалась, помимо ее изысканной красоты, еще и столь удобной, что продержалась вплоть до падения самого Зимнего дворца.

Понятие чести мундира проявилось и в Красной Гвардии. Это были очень длинные шинели (кавалерийского типа) с застежками- - красными у пехоты и синими у кавалерии.

Не стоит удивляться, что мысль о мундире увлекает части Добровольческой армии. Так, например, личный конвой генерал-лейтенанта Андрея Шкуро, его была облачена в особые шапки из волчьего меха. Кроме того, он вводит и особый боевой клич, подобный волчьему вою, и приветствие командира в виде волчьего подвывания. А практика эта шла еще со времен Первой мировой войны.

Тогда молодой Шкуро командовал особым партизанским отрядом, отличаясь отчаянными налетами на германские тылы. В гражданскую же лично водил в атаки свою, быстро выросшую в дивизию.

Носил, им же самим и сочиненную, генерал Яков Слащев, георгиевский кавалер и предводитель обороны Крыма в 1920 году. Он появлялся на боевых позициях в белом доломане и лиловых чакчирах (гусарская форма). А генерал Петр Врангель хотя и не задумывался особенно о военном облачении, но почти постоянно носил черную черкеску, за что его называли Черным бароном.

Военные суды чести

Основная цель их появления - охранение корпоративной чести офицерского сословия путем предоставления самим офицерам права исключать из своей среды тех лиц, которые признаются ими как недостойные принадлежать к корпорации. Суды эти носили чисто сословный характер. Строились они на выборных началах и действовали обособленно от общей военно-судебной организации.

Поскольку нижние армейские чины по характеру их службы (по обязанности или срочному найму) не считались носителями и выразителями воинской чести, юрисдикция военных судов чести на них не распространялась.

Учреждение военных судов чести в России относится к 1863 году.

Именно тогда вышло положение об охране воинской дисциплины и дисциплинарных взысканиях. Интересно, что подобные суды утверждались лишь при отдельных войсковых частях, а не при высших войсковых соединениях. Назывались они судами общества офицеров. Их компетенции были подвластны лишь только обер-офицеры (ротмистр, есаул, старший лейтенант). Что же касается штаб-офицеров (высший ранг), то считалось недопустимым, несовместимым с началами воинской дисциплины, когда младшие критикуют старших.

По положению 1863 года к компетенции судов общества офицеров были отнесены поступки, несовместимые с понятиями воинской чести и доблести офицерского звания, а также разбор ссор и обид, имевших место в офицерской среде. Примечательно, что дела о дуэлях были изъяты из ведения судов чести. По причине достаточно веской: с допущением подобного прусским законам правила самим законом дозволялось бы кровопролитие и самоуправство вооруженною рукою.

Военная служба уничтожает все искусства, кроме тех, которые способствуют войне Ф.Ламот-Левайс

О служебном этикете военнослужащего российской армии Первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год). В ней нашли отражение ее важнейшие положения. А в годы Великой отечественной войны (1941-1945) такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отличали мундир, знаки различия и т. д.

В Красной Армии для определения принадлежности к ее составу в 1918 году устанавливают нагрудный знак в виде венка из лавровых и дубовых веток. А поверх венка располагается пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды - эмблема "плуг и молот".

Кроме того, в том же 1918 году установлен и значок-кокарда для головного убора красноармейцев и командиров - пятиконечная звезда с эмблемой. На воротниках шинелей и гимнастерок - петлицы соответствующего цвета (по роду войск).

А в январе 1919 года знаки различия военнослужащих были введены в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это были нарукавные знаки из алого сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом). С 31 января 1922 года знаки различия военнослужащих размещаются на специальном клапане, который нашивается посередине левого рукава шинели и гимнастерки.

6 января 1943 года - знаменательный день для нашей армии. Именно в этот день Президиум Верховного Совета своим указом вводит для личного состава Красной Армии, а 15 февраля - и для Военно-Морского флота погоны.

Одним из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне, является отдание воинской чести. В царской армии к военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Российской - ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при встрече в "чистом поле" они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился.

Примечательно, что перед войной (1941 год), да и в первые годы после нее среди наших офицеров высшего ранга существовал неписаный закон - не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси и на метро. Основная причина - советский офицер должен идеально выглядеть и со стороны: чтобы был не помят мундир, чтобы были начищены сапоги, ботинки.

При военной форме не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение - не выставлял военного в приземленно-бытовом виде. Защитник отечества в любой обстановке должен был иметь соответствующий вид.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных.

Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований ко внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

Невежливость между равными некрасива, со стороны же начальника она есть тирания.
/Лопе де Вега Лопе де Вега/


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВАДИМА ГЕТМАНА
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат
по дисциплине "Этика"
на тему:
" Происхождение и сущность этикета "

Симферополь, 2010

Содержание

Введение

Понятие «этикет» возникло в конце XVII века. Его ввели в обиход при дворе французского короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения. Etiquette в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии.
Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что - не принятым. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у различных народов, определяемая особыми условиями их исторического развития. Бросить обглоданную кость другому человеку, с нашей точки зрения, - унизить его. Шведский путешественник Э. Лундквист рассказывает, что у папуасов Новой Гвинеи как раз наоборот. Поделиться таким образом своей едой считается у них высшим проявлением дружеских чувств. Если в нашем представлении плюнуть на кого-нибудь значит символически выразить презрение, то у американских индейцев плевок врача на пациента считается знаком благоволения. Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец не поймет намека.
Быть культурным и воспитанным - право и обязанность каждого человека. Пренебрежение правилами этикета, равно как и незнание элементарных его требований, не только значительно усложняет общение, но и наносит непоправимый вред деловым отношениям.
Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков всеми народами, впитавшая в себя представления народов о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.

История этикета

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом.
Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.
Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального учения людей красивому поведению. Само “красивое поведение” в это время практически совпало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного обозначалось у древних греков понятием “колокагатия” (греч.“колос” - прекрасный, “агатос” - добрый). Основой колокатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека, поскольку не было самого противопоставления внешнего и внутреннего (этического и нравственного).
Главное для древних греков было - жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей. Важнейшими принципами, определяющими их стратегию поведения, были принципы “разумности” и “золотой середины”.
Первые печатные своды о правилах этикета появились в XVв. в Испании, откуда довольно быстро распределилась по другим западноевропейским странам.
В русский язык понятие “этикет” стало входить в начале XVIIIв. Правда, еще в эпоху Ивана Грозного появился написанный Сильвестором “Домострой”, своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться граждане в своём поведении и отношении к светской власти, церкви и т.д. Но весь этикет сводился к повиновению домашнему деспоту, воля которого определяла конкретные правила поведения каждого домочадца. Неограниченная власть главы семьи была отражением такой же неограниченной власти по восходящей линии - боярина, воеводы, царя.
Весьма скромную роль этикет в допетровской России отводил женщине. До Петра I женщина показывалась между мужчинами редко, и то на несколько минут. В бурную эпоху Петра I жизненный уклад русских людей резко изменился. Создавались особые руководства для молодых дворян: в них подробно указывалось, как надлежит вести себя в обществе. Так, в 1717 г. По распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или наказание к житейскому обхождению", собранное от разных авторов. Эта книга была составлена из многочисленных западноевропейских сводов общегражданского этикета. Соответственно этому при дворе, а затем и вообще при дворянстве, вошли в обиход некоторые элементы западноевропейского, преимущественно английского этикета, особенно в одежде, в воспитании детей.
В аристократической Западной Европе строгость придворного этикета приводила подчас к курьёзным ситуациям. Однажды французский король Людовик XIII зашел поговорить о делах к кардиналу Ришелье, когда тот болел и не мог подняться с кровати. Тогда Людовик, чьё королевское достоинство не могло позволить ему разговаривать с лежащим подданным сидя или стоя, лёг с ним. А испанский монарх Филипп III предпочел угореть перед камином, нежели гасить его самому.
Во многих странах придворный этикет был доведён в некоторой своей части до явной нелепости, а иногда превращается в открытую глупость. Ныне забавно читать, например, на какую высоту можно было поднимать женщине подол платья, переступая порог, причём дамы разного ранга имели неодинаковую возможность показать свои ноги.
Особенно сложным был церемониал балов, обедов, приветствия царственной особы. В старых хрониках нередко можно было встретить описание ссор и даже возникновения войны из-за нарушения какого-то мелкого правила этикета.
За долгие века каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев так и осталось лишь национальным достоянием. Но некоторые были приняты и другими народами.
Из Скандинавии пришёл принятый ныне во всём мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют гостю.
В рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Этот обычай стал теперь лишь преданием.
Снятие головного убора в качестве этикетного жеста распространено главным образом в Европе. Мусульмане, евреи и представители некоторых других народов не обнажали голову в этикетных целях. Это различие издавна признавалось в ряду наиболее примечательных отличительных признаков европейских и восточных народов. Один из распространенных в средневековой Европе сюжетов повествовал о том, как к Ивану Грозному - государю, известному своей жестокостью, явились турецкие послы, которые по своему обычаю не сняли перед ним шапок. Государь решил “укрепить” их обычай и велел им шапки прибить к головам железными гвоздями.
И всё же значительная часть нормального этикета возникла на основе общечеловеческих моральных и эстетических потребностей. Так, умение властвовать собой составляет важнейшую черту этикета. Ведь по мере развития цивилизации этикет превращается в одну из форм обуздания природных инстинктов и страстей человека. Другие распространенные нормы этикета отвечает насущным потребностям в чистоте, опрятности, т.е. в гигиене людей. В этике частично отражается и древние традиционные формы почитания женщины, прародительницы. Почти повсеместно ей дарили цветы, венки, фрукты как символ красоты и плодородия. Обнажать перед женщиной голову, вставать в ее присутствии, уступать ей место и оказывать ей всевозможные знаки внимания - эти правила не были выдуманы в эпоху рыцарства, они проявления древнего культа женщины.

Понятие об этикете

К этикету относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих а современном мире. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
    придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
    дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
    воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, корм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
    общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере идентичны. Отличие состоит лишь в том, что в дипломатическом этикете от точности соблюдения правил этикета дипломатами зависит престиж страны, которую они представляют. Несоблюдение правил этикета может привести к осложнениям по взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения устаревают, другие корректируются или сменяются новыми, То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает устойчивые взаимоотношения.
Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствия с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и па различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Культура поведения

Культура поведения и этикет - совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер взаимоотношений между людьми и служащих для того, чтобы облегчить человеку вхождение в общество, сделать условия его общения с другими людьми приятными и удобными.
Культура поведения складывается из внутренней и внешней культуры человека. Внутренняя культура включает в себя нравственные чувства (долга, справедливости, любви, сочувствия, патриотизма, доброжелательства и т.п.), моральные качества человека (верность, вежливость, стойкость, мужество, принципиальность, доброта и отзывчивость).
Внешняя культура поведения предполагает знание правил и норм этикета, наличие навыков и умений, а также желания им следовать.
Этикет - важнейшая часть внешней культуры поведения человека, оформляющая в систематизированном виде сложившиеся в обществе правила уважительного и учтивого поведения. Включает формы приветствий и обращений, представления и знакомства, поведение в гостях и дома, в общественных местах и на службе. Содержит правила деликатного и тактичного обхождения с окружающими, манеры держаться, одеваться, говорить и т.д.
Хорошие манеры. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Взаимопонимания и сотрудничества можно добиться лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликатен. Но не всегда происходит так, как хотелось бы. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причинами зарождающегося конфликта чаще является то, что оппоненты недооценивают или не учитывают культуру и манеры поведения друг друга.
Что же такое манера поведения? Манера - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами принято считать скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать бестактность, сквернословие, привычку громко разговаривать, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции IT поведении, неумение сдерживать раздражение, грубость, открытое проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим своей воли и желаний, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, неряшливость в одежде.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя общепринятые формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим по положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим по возрасту, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательным условием общения являемся деликатность. Деликатность не должна превращаться в, льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что вас сочтут невеждой, как раз ваша боязнь показать:вою неосведомленность и будет оценена как невежество.
Вежливость. Всем известно выражение «холодная вежливость», эпитет «холодная» по отношению к прекрасному человеческому качеству не только убивает его сущность, но и превращает его в свою полную противоположность.
Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, а не «ледяной», «презрительной» и т. п., гак как она является одним из проявлений действительно искренней и бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в семье, в общественных местах.
Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнети: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться... Ф Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».
Тактичность и чуткость. Эти два качества включают в себя такое понятие, как чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, т. е. умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает возрастную разницу с собеседником, половую принадлежность, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к окружающим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами.
Культура поведения с равной степени обязательна и со стороны нижестоящею по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в. честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости (не путать с лицемерием) и тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам.
Тактичность и чуткость проявляются также в способности быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на ваше высказывание, поступок, а в нужных случаях, без чувства ложного стыда, извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит вашего достоинства, а наоборот, подчеркнет исключительно ценные человеческие черты - самокритичность и скромность.
Скромность. «Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает, - утверждает Д. Карнеги. - А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был».
Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своё превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегии, не ждет особых услуг. Вместе с тем, скромность нельзя ассоциировать ни с робостью, ни с застенчивостью, нельзя также говорить о слабости характера. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди проявляют твердость и активность в критических обстоятельствах, в обыденной же жизни они не будут убеждать кого-либо в своей правоте. Прежде всего, указания на недочеты, ошибки унижают человека, бьет по его самолюбию. Д. Карнеги писал: «Если вы можете быть уверены в своей правоте хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что они не правы».
Действительно, многим приходилось быть свидетелями того, как разгорается спор, а третье лицо, наблюдающее за разбушевавшимися спорщиками, в стремлении понять точку зрения обоих спорщиков, дружелюбным, тактичным и точным замечанием, прекращает «баталию».
Скромный и тактичный человек никогда не скажет: «Сейчас я вам докажу то-то и то-то». Психологи считают, что это равносильно заявлению. «Я умнее вас - я собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мнение». Это своеобразный вызов. У.собеседника такие.-слова породят внутреннее сопротивление и желание сразиться с самоуверенным оппонентом прежде, чем он начал спор.
Доказать свою правоту можно, но нужно сделать это настолько тонко и искусно, чтобы никто этого даже и не понял.
Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: «Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые». Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументов собеседника, хорошо продуманные контраргументы. основанные на неопровержимых фактах, - вот решение возникающего противоречия между требованиями «хорошего тона» и твердости и отстаивании своего мнения.

Международный этикет

Основные правила этикета являются универсальными, то есть правила вежливости используются не только у себя дома, но и приняты в международном общении. Порой случается и так, что хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Как правило, это происходит, когда необходимо знание международного этикета. Каждый представитель своего государства является носителем политических взглядов своей страны, религиозных воззрений, обрядов и национальных традиций, уклада жизни, психологии и культуры. Общение с представителями других стран требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя тактично, естественно и достойно, а также предварительного изучения особенностей национального характера, специфики их образа жизни и манеры поведения, Подобные знания не приходят сами по себе. Школу международного этикета следует изучать.
Международный этикет - очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев народов. Иностранный гость всегда должен проявлять внимание к хозяевам страны, интерес к национальной культуре и уважение к обычаям.
С каждым годом значительно возрастает количество людей, посещающих зарубежные государства в качестве туристов или деловых партнеров. Многие из них, к сожалению, не обладают опытом международного общения, поэтому ниже даются основные рекомендации по общественному поведению в чужой стране.
Английские традиции предписывают сдержанность в беседе. Иностранцу с первого взгляда может показаться, что английская беседа бессодержательна и постна. Но это в корне не так. Англичанин избегает раскрываться в беседе, задавать. такие вопросы, которые затрагивают частную жизнь собеседника. Сложившиеся правила поведения не допускают, чтобы человек выражал свои мысли прямо, поэтому в разговоре принято изъясняться намеками и недомолвками, всегда используется подтекст
Не следует дамам целовать руки или публично делать им такие комплименты, как: «Какое у вас платье!» или «Как восхитителен этот торт!» - эти расценивается как большая неделикатность."
В Англии очень важна манера держаться за столом. По этому надо соблюдать основные правила этого этикета. Никогда не кладут руки на стол, их держат па коленях. Приборы не снимаются с тарелок, так как подставки для ножей с Англии не предусмотрены. Столовые приборы не Перекладывают из одной руки в другую, нож все время находится в правой руке, вилка - в левой, острие обращено к тарелке. Так как различные овощи подаются одновременно с мясными блюда ми, то следуете помощью ножа накладывать на вилку маленький кусочек мяса, а на него немного овощей. Здесь необходимы навык и чувство меры - при поднесении ко рту нищи овощи не должны сыпаться с вилки назад в тарелку, а если кто-то рискнет Наколоть на вилку хоть одну горошину, то его сочтут невоспитанным.
За столом, если присутствующих более двух персон, не разрешается вести отдельные беседы. Все должны слушать того, кто говорит и, при необходимости, поддерживать беседу. Следует избегать излишней жестикуляции.
При переписке с англичанами следует учитывать, что они никогда не пишут свой обратный адрес на конверте.
Во Франции особо ценится ораторское искусство. Собеседник должен не только владеть искусством красноречия, но быть еще и тонким психологом. Француз никогда с ходу не выложит свою проблему. Он долго и витиевато будет подводить собеседника к нужной теме и, как правило, только в конце обеда или ужина он начнет говорить о ней.
Французы очень ироничны. Но едкие реплики собеседника не должны обижать вас, так как насмешка для француза - своеобразная реакция самозащиты, потому что он сам ужасно боится стать источником насмешек. Большинство французов отличается бережным отношением к деньгам, иногда граничащим со скупостью. Сами же они считают это качество не недостатком, а достоинством, Каждый стремится обеспечить свою старость должным образом. Эта нация ценит честный труд. На рискованные финансовые операции мало кто пойдет.
Французы ценят вежливость, личную свободу, соблюдают субординацию. Панибратство, особенно после короткого знакомства, воспринимается как дурной тон. Даже с хорошими знакомыми они соблюдают внутреннюю дистанцию и мало с Кем обсуждают личные проблемы.
В Германия при обращении следует называть титул каждого, к кому обращаются или с кем разговаривают. Если у собеседника нет титула, то к нему обращаются: "Herr Doctor!". Слово доктор не зарезервировано, как у нас, только для медиков, а употребляется в любом случае при указании специальности или профессии.
Если с немецкой стороны поступило предложение вместе отобедать в ресторане, гости должны знать, что и приглашенные и приглашающие оплачивают каждый свой счет. За столом следует пить, только когда хозяин произнесет традиционное "Прозит!". Перед тем как выпить, поднимают бокал и чокаются с хозяином.
В ресторане приветствуют тех, кто находится рядом, даже незнакомых, выражением, приблизительно означающим «Приятного аппетита». При выборе нейтральной темы для разговора следует учитывать, что немцы любят три вещи - музыку, цветы, животных.
Итальянцы экспрессивны, умны, сообразительны, вежливы, но в то же время вспыльчивы и мстительны. Итальянцы «фонтанируют» энергией, открыто выкалывают свои чувства, поэтому сдержанность может восприняться как лицемерие.
Итальянцы - народ не очень организованный и пунктуальный, поэтому на встречу могут опоздать. Деловые встречи должны проходить на равных, то есть чтобы представители обеих фирм занимали равное положение в деловом мире или обществе. Итальянцы-бизнесмены не затягивают решение организационных вопросов, охотно идут па альтернативные варианты связей.
Церемония знакомства у испанцев традиционна - рукопожатие и обмен визитными карточками.
Испанцы-бизнесмены несколько сложим а работе. Они исполнительны, но если от них зависит какая-то часть работы, которую нужно выполнить самостоятельно, опт будут затягивать ее исполнение до последнего. Если предстоит деловая встреча с испанцем, не стоит торопиться. Склонность испанцев опаздывать на встречи известна многим, поэтому можно опоздать минут на 15.
В Испании не принято наносить визит в послеобеденной время, так как это час фиесты. Если прозвучало приглашение на завтрак - не следует его принимать, так как это лишь акт вежливости и является простой формальностью. Если приглашение повторяют - от него снова отказываются. Только после третьего раза можно принять приглашение, так как на этот раз они будет искренним, а не просто жестом вежливости.
В отличие от Испании, в Голландии нужно соблюдать исключительную точность. Опоздание на встречу неприемлемо. Следует избегать рукопожатий, не делать комплиментов. Голландцы любят сдержанность, может быть даже чрезмерную.
Во многих южных и азиатских странах гостей часто принимают во дворе, который является, по местному обычаю, продолжением дома; в турецкой семье могут пригласить провести время в бане; на востоке суп подают в конце обеда; в Бразилии не принято носить тропический шлем, а в Таиланде - говорить о жаре. Латиноамериканцы, в знак своего особого расположения к гостю, часто переходят в разговоре на «ты».

Заключение

С тех пор, как существуют люди, они стремятся удовлетворить не только свои самые простые потребности - есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Люди стремились удовлетворить их в такой форме, которая считалась красивой и приятной. Человек никогда не довольствовался тем, что одежда только согревает, а какой-либо предмет домашнего обихода лишь для чего-то нужен. Стремление к прекрасному в жизни является насущной потребностью человека. Правила этикета очень конкретны и направлены на регулирование внешней формы общения, они дают рекомендации поведения в заранее оговоренных ситуациях. Правила этикета определяют, как человек общается с другими людьми, каковы его умение вести себя, жесты, способы приветствий, поведение за столом и т.д.
Правила этикета со временем могут меняться, упрощаться, ведь этикет - не раз и навсегда установленная догма.
Современный этикет наследует обычаи и традиции многих народов мира с древности и до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями большинства народов мира. Конечно, каждая страна вносит в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой ее истории, национальных традиций и обычаев. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа - уважительное отношение к старшим по возрасту и к женщине. Посещение других стран, общение с иностранцами позволяет пополнять личный культурный багаж, корректировать свою культуру поведения, «впитывать» а себя все лучшее, что есть у других народов. Таким образом, каждый человек может непосредственно участвовать в дальнейшем развитии культуры общения современного общества.
Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Естественность, непринужденность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное, благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях.

Список использованной литературы

    http://www.koryazhma.ru/ articles/etiket/default.asp, "Правила этикета"
    http://a-nomalia.narod.ru/ rIskusstvo/47.htm, "Основные понятия об этикете"
    http://revolution.allbest.ru, "История этикета"
    http://zhurnal.lib.ru/k/ kondrashow_w_a/st28.shtml, "Культура поведения и этикет"
и т.д.................

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: