Тест обществознание 5 отрочество особая пора жизни. В классе и дома

Проверим себя

1. Кого называют отроком?

Отрок - юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности (10-14 лет)

Человек переходит из детства во взрослую жизнь

3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?

4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?

В классе и дома

1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого "Метаморфозы":

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?

Изменения в организме, резкая смена настроения, быстрая усталость.

2. Древнегреческий ученый Пифагор выделял такие периоды жизни человека:

период становления - до 20 лет (весна)

молодой человек - 20-40 лет (лето)

человек в расцвете сил - 40-60 лет (осень)

старый и угасающий человек - 60-80 лет (зима)

Выскажи свое мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.

3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?

4. Запиши на листе бумаги все, о чем ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше - желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учебой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

Желания приобрести модные вещи и ценности, отдых и путешествия.

5. Прочитай стихотворение Агнии Барто "Рыцари". Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи свое мнение, в чем может быть причина такого поведения.

Тема урока : Отрочество - особая пора.

Класс : 5 класс, второй урок по теме «Отрочество - особая пора».

Форма урока: игра-соревнование.

Цель: повторить и обобщить знания по разделу «Подростковый возраст»

Задачи:

1. Обучающая - закрепить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Личность подростка».

2. Развивающая - развивать внимание, мышление, интерес к знаниям, творческие способности.

3. Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к ответам своих одноклассников.

Оборудование: оценочный лист, ручки, карточки с заданиями, фломастеры.

УМК - Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. - М.: Просвещение, 2012

Ход урока:

I .Мотивация.

Слово учителя: Это возраст человека, в котором очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.

Как вы считаете, о ком мы сегодня будем продолжать говорить?

(о подростке, его личности)

II .Работа по теме урока.

Повторение:

Назовите периоды жизни, которые проживает человек?

Как называется ваш возраст?

Какие черты характера формируются в подростковом возрасте?

Ученикам предлагается выбрать высказывание, характеризующее подростка и обосновать свой ответ.

1) Подростки - народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему

2) Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения

Задание: Назовите слова-ассоциации к слову "подросток".

Ученики называют ассоциации (подрос, растет..) и учитель должен подвести ребят к тому, что это слово ассоциируется с возрастными изменениями человека.

Вопрос : Вспомните, какими вы были в 1 классе, и какими стали сейчас?

Ученики называют изменения:

Изменился рост (учитель объясняет, как происходят физиологические изменения);

Самостоятельность (если ребята не могут назвать самостоятельность, можно задать наводящий вопрос:«Кто ходит магазин, заполняет дневник и пр.);

Мечтательность;

Быстрая смена настроения и др. (учитель объясняет изменения, происходящие в нервной системе подростка)

(Психологические изменения можно просто записать рядом с новым человечком).

Учитель, обращая внимание на изменившегося человечка на доске, подводит итог вместе с учениками.

Вопрос: Но все ли взрослые самостоятельны? Посмотрите на чиновника с картины художника Федотова(с19-Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. - М.: Просвещение, 2012) Можно ли назвать его самостоятельным?

(Ученики объясняют свои ответы)

Вопрос: Можете ли назвать себя самостоятельными. Ответ обоснуйте.

Необходимо обратить внимание, что самостоятельность иногда бывает и опасна.

Вопрос: Правильно ли воспользовались ребята своей самостоятельностью.

Закрепление в форме игры-соревнования .

Условия игры:

Класс учащихся делится на 2 команды.

Каждой команде раздаётся оценочный лист с названиями туров.Представители каждой команды поочерёдно получают задания. Если одна из команд затрудняется ответить, другая может отвечать за них, зарабатывая себе дополнительные баллы. Задания туров оцениваются по пятибалльной шкале. После каждого тура подводится итог

Тур «Вопрос-ответ»

Задание 1: команды по очереди отвечают на вопросы

1. Человека какого возраста можно считать подростком?

2. Почему подростковый возраст называется переходным?

3. Можно ли избежать подростковых проблем? Почему?

4.Какие условия влияют на взросление подростка?

Тур «Пословицы и поговорки»

Задание 2 : окаких проблемах подростка идёт речь в следующих пословицах и поговорках?

1.Раз солгал, а век веры не будет

2.Дракою прав не будешь

3. Никто мне не указ.

4.Ученье - свет, а неученье - тьма;

5. Самая трудная борьба — самого себя побороть.

6.Самолюб никому не люб

Тур «Верное утверждение»

Задание 3: ответить «Верно» или «Неверно»

Современные подростки стремятся к риску (верно)

Подростки древности и современные ничем не отличаются (неверно)

В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (верно)

Быть взрослым - это значит выражать свое мнение (верно)

Рост современных подростков не изменился (неверно)

Свои положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (верно)

Выдающимся человек рождается (неверно)

Индивидуальность человека проявляется в его способностях (верно)

Тур «Исторические личности»

Задание 4: командам раздаётся текст с вопросами. Время самостоятельной работы 5 минут. Далее следует обсуждение.

Текст 1

Александр Михайлович Горчаков (1798-18830) происходил из древнего аристократического рода. Образование получил в Царскосельском лицее, где был товарищем А.С.Пушкина. Дипломатическую карьеру А.М. Горчаков начал в 19 лет и прошёл долгий путь от сотрудника посольства до министра иностранных дел России. Перед Горчаковым стояла трудная задача- отменить ограничительные для российского военного флота статьи Парижского мирного договора (1856), который Россия подписала после поражения в Крымской войне (1853-1856). Горчакову потребовалось 15 лет сложной дипломатической работы, чтобы добиться поставленной цели.

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.М.Горчаков действительно выдающийся человек.

2.Подтверждает ли его деятельность высказывание Т.Эдисона о том, что гений - это 99% потения и 1% вдохновения?

3. Легко ли быть выдающимся?

Текст 2

Александр Васильевич Суворов (1730 -1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.

Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.

Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.В.Суворов действительно выдающийся человек.

2.Какими чертами характера обладал великий полководец Суворов?

3. Легко ли быть выдающимся?

Тур «Угадай термин»

Задание 5: Командам раздаётся список определений терминов, которые нужно угадать.

Совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражители. Определенные действия, уже имеющиеся при рождении (инстинкты)

Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности (способности)

Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент (эмоции )

Высказывание, содержащее определенную мысль (суждение)

Приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предшествующими поколениями (образование)

Взаимные деловые или дружеские отношения людей (общение)

Человек от 11 до 15(17) лет (подросток)

Оценка личностью самой себя, своих качеств, способностей…… (самооценка)

Тур «Полезные советы»

Задание 6: Найдите выход из ситуации

У пятиклассницы Маши на лице появились веснушки.

Девочка стала стесняться и очень переживать. Как помочь Маше?

Миша очень любит спорить и доказывать свою правоту.

Большинство ребят из класса, зная Мишу, перестали с ним общаться.

Как добиться взаимопонимания?

Летом Саша хотел устроиться на работу, расклеивать объявления.

Родители Саши отнеслись к такому заявлению очень категорично.

Как убедить родителей?

Ученики готовили сценку для праздника в школе.

Остался один день до праздника, но сценка была не готова. Как быть?

III . Подведение итогов урока.

Подводятся итоги игры. Учитель называет команду победителей.

Выставляются оценки.

Слово учителя: Наш урок окончен. Спасибо за внимание

Приложение. Оценочный лист

Название тура

Количество баллов

1 команда

2 команда

1.Тур «Вопрос-ответ»

2.Тур «Пословицы и поговорки»

3.Тур «Верное утверждение»

4.Тур «Исторические личности»

5. Тур «Угадай термин»

6.Тур «Полезные советы»

Итог

Тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах. Каждый вариант состоит из 5 заданий.

Вариант 1

1. Отрочеством называют период:

1) между детством и юностью
2) обучения в начальной школе
3) между юностью и взрослостью

2. Герой повести В. Каверина «Два капитана» Саня Григорьев подростком дал клятву найти экспедицию, пропавшую бесследно во льдах Ледовитого океана. Он по крупицам собирал информацию об экспедиции, по­сле окончания летной школы уехал на Север и во время одного из вылетов открыл место гибели полярников. Эта история — пример:

1) целеустремленности героя
2) научной деятельности ученого
3) следования человека инстинктам
4) хорошей физической подготовки молодого летчика

3. Ценность общения со взрослыми для подростка состоит в возможности:

1) стать полностью самостоятельным
2) устроиться на высокооплачиваемую работу
3) отказаться от собственных планов и желаний
4) познакомиться с жизненным опытом взрослых

4. Человек, который умеет держать слово, не отступает пе­ред опасностью и готов взять на себя всю ответственность:

1) взрослый
2) рыцарь
3) общительный
4) эмоциональный

5.

1) мечтательность
2) богатый жизненный опыт
3) быстрая смена настроения
4) спокойность и рассудительность
5) ускоренное физическое развитие

Вариант 2

1. Подростковый возраст- это период:

1) обучения в основной школе
2) между детством и юностью
3) обучения в начальной школе
4) с поступления ребенка в школу до ее окончания

2. Уже в детстве у М.В. Ломоносова, будущего великого ученого, проявилось горячее желание учиться. Получив начальные знания у себя дома в селе Холмогоры Архангель­ской губернии, он вместе с караваном с рыбой отправился в Москву, где вскоре поступил в первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. Этот факт из биографии ученого свидетельствует о:

1) существовании в России школ
2) наличии у человека инстинктов
3) целеустремленности Ломоносова
4) физической силе и здоровье будущего ученого

3. Самостоятельность — это:

1) непослушание
2) завершение образования
3) стремление во всем настоять на своем
4) способность нести ответственность за свои действия

4. Одно из качеств личности:

1) агрессивность
2) красивая внешность
3) развитая мускулатура
4) способность к дружескому общению

5. Найдите в приведенном списке три качества, характер­ные для подросткового возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) бесконфликтность
2) эмоциональная нестабильность
3) стремление к достижению самостоятельности
4) рассудительность и терпимость к чужому мнению
5) подражание облику и манерам поведения взрослых

Ответы на тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни 5 класс
Вариант 1
1-1
2-1
3-4
4-2
5-135
Вариант 2
1-2
2-3
3-4
4-4
5-235

Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Уроки 4-5. «Отрочество – особая пора жизни»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • образовательная: сформировать представление о подростковом возрасте, познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости;
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; формулировать свою точку зрения;
  • воспитательная: воспитывать уважение к мнению и позиции других; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • коррекционная: коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.

Основные понятия: подростковый возраст, подросток, отрочество, самостоятельность.

Ход урока:

I. Оргмомент. Слуховая проверка.

  • Прошу садиться. Наденьте наушники, включите аппараты. Приготовьтесь к уроку. Все готовы? Внимание! Слуховая проверка (за экраном):
  • Как вы меня слышите?
  • Кто сегодня дежурный? (Лена)
  • Кто отсутствует на уроке? (Ваня)
  • Какой сейчас будет урок?
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

…….

III. Речевая разминка.

Задание. Произнесите термины, расставляя ударение.

Общество, обществознание, социальный, биологический, биосоциальный, наследственность.

III . Проверка изученного ранее.

Задание 1. Определите термин.

  • это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству (Наследственность)
  • это все люди в прошлом, будущем и настоящем (Общество).
  • это наука, которая изучает общество и общественные процессы (Обществознание).

IV . Подготовка к восприятию нового материала. Целевая установка.

  • Определите тему урока.

Слайд.

  • Как Вы думаете, в каком периоде жизни человека находитесь Вы? (Отрочество)
  • Тема нашего урока «Отрочество – особая пора жизни».
  • Предположите, что мы будем изучать на уроке.
  • Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

  • Внимание! Послушайте план урока.

Слайд.

ПЛАН:

  1. Особенности отрочества.
  2. Самостоятельность.

V . Изучение нового материала.

1. Отрочество – период жизни человека.

  • Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.

Слайд.

Подростковый возраст – это период жизни человека от 10 до 15 лет.

Слайд.

Подросток – это ребёнок в возрасте от 10 до 15 лет.

Слайд.

  • Этот возраст ещё называют «переходным».
  • Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?

(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)

  • Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.

Слайд.

  • В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами .
  • В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни - отрочеством.

Слайд.

Задание. Прочитайте материал учебника § 2. Выделите этапы подросткового периода, заполните таблицу.


(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)

2. Особенности отрочества.

Слайд.

  • Легко ли быть подростком?

Слайд.

Задание.

Слайд.

Особенности подросткового возраста:

  • чувство взрослости
  • физиологические изменения
  • быстрая смена настроения
  • быстрая утомляемость, усталость
  • интерес к противоположному полу
  • отрочество - пора мечтаний

Игра «Да - нет». Работая с текстом учебника, определите, какие черты характерны для подросткового возраста. (Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет», параллельно учитель указывает, к какой особенности подросткового возраста относится то или иное утверждение).

Вопросы:

  1. Подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправ­ным членом. (Да/ Нет)
  2. Общение со взрослыми стано­вится для подростка более привлекательным, чем общение с детьми. (Да/ Нет)
  3. Завершается путь к биологической зрелости т. е. готовности организма стать взрослым. (Да/ Нет)
  4. В подростковом возрасте мальчики и девочки быстро растут. (Да/ Нет)
  5. В подростковом возрасте вначале быстрее растут девочки, а мальчики начинают быстро расти к 15 годам. (Да/ Нет)
  6. В подростковом возрасте увеличивается и масса тела (вес). (Да/ Нет)
  7. В подростковом возрасте очень быстро растёт скелет. (Да/ Нет)
  8. В подростковом возрасте изменяется нервная система, поэтому у подростка наблюдается резкая смена настроений. (Да/ Нет)
  9. В подростковом возрасте необходимо соблюдать режим дня, правильно распределять труд и отдых. (Да/ Нет)
  10. Подросток любит мечтать. (Да/ Нет)

Задание . Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше - желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

11. В подростковом возрасте пробуждается интерес человека к другому полу. (Да/ Нет)

12. В подростковом возрасте возникает дружба мальчиков с девочками. (Да/ Нет)

13. Подростки хотят нравиться друг другу, следят за своей внешностью, любят носить модные вещи, наряжаться. (Да/ Нет)

Задание. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари»:

В коридоре, в классе ли -

Всюду стены красили,

Тёрли краску, тёрли мел,

Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки.

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

Шкаф тяжёлый с книгами,

С книгами

Три девчонки двигали,

Двигали.

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,

Отдыхали мальчики:

Девочки - на лавочке,

Парни - на диванчике.

Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи своё мнение, в чём может быть причина такого поведения.

3. Самостоятельность.

  • Как вы понимаете слово самостоятельность?

(Ответы учеников, составление схемы.)

  • Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учеб­ника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер».
  • Можно ли этого взрослого человека, изображенного на кар­тине, назвать самостоятельным? (Ответы учеников.)

Слайд.


Самостоятельность – это умение: принимать важные решения, просить необходимую помощь, ставить цели и добиваться их, оценивать свои действия и поведение, справляться с трудностями, уверенность в себе и желание пробовать незнакомое дело.

  • К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.

Тест «Насколько вы самостоятельны»

  • А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?
  • Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет опреде­лить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.
  • Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки, а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех, записав его в тетрадь.

Тест:

  1. Как ты просыпаешься по утрам?

а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)

б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)

в) Будильник не завожу - все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)

  1. Кто готовит тебе завтрак?

а) Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)

б) Чаще готовит мама, но я и сам(а) могу в случае необхо­димости что-нибудь приготовить - не отправляться же в школу голодным(ой). (5 баллов)

в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложеч­кой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчаст- ным(ой). (3 балла)

  1. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учеб­ники и тетрадки?

а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)

б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на заня­тия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)

в) Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем - только тяжесть лишняя. (3 балла)

  1. Кто наводит порядок в твоей комнате?

а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть пол­ностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)

б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей ком­нате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)

в) Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).

  1. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?

а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоря­жался моим гардеробом. (7 баллов)

б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветовать­ся с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)

в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)

От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с не­годованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипя­тишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.

От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь вни­мания и заботы не больше и не меньше, чем большинство тво­их сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и поти­хоньку слезать с родительской шеи. И самое главное - попытки сделать это ты уже предпринимаешь.

От 30 до 35 баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои роди­тели не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими про­блемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.

  • Итак, вернёмся к нашему заданию.

Задание. Выберите высказывание, которое, по Вашему мнению, характеризует подростка.

  • Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
  • Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

(Ответы учеников.)

VI . Закрепление.

Задание . Правильно произнеси слова, расставляя ударение.

Подростковый возраст, подросток, отрочество, самостоятельность.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое подростковый возраст?
  2. Кого можно назвать подростком?
  3. Почему подростковый возраст ещё называют «переходным»?
  4. Как в нашей стране в старину называли подростков и их соответствующий период жизни?
  5. Назовите этапы подросткового периода.
  6. Каковы особенности подросткового возраста?
  7. Что такое самостоятельность?

VII . Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание. Выучить определения в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно

Скачать конспект к уроку можно

Тест: Отрочество – особая пора

1. К основным возрастным периодам жизни человека относится:

1)детство 2) отрочество 3) юность 4) зрелость 5) старость 6) все названное

2. Подростковый период – отрочество – делится на 2 этапы. Запишите, на какие.

1)___________________

2)___________________

3. Что из перечисленного характерно для подросткового периода? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) быстрый рост 2) дисциплинированность 3) вежливость

4) резкая смена настроения 5) быстрая утомляемость

4) Что из перечисленного относится к понятию «самостоятельность»? Запишите цифры, под которыми указаны черты самостоятельности.

1) стремление все делать по-своему 2) уверенность в своих силах

3) умение ставить цели и добиваться их 4) отказ от любой помощи

5) неподчинение требованиям взрослых 6) способность принимать важные решения

5) Верно ли суждение о том, что человек может жить один и думать только о себе?

1) верно 2) неверно

6) Правила поведения в обществе включает

1) умение общаться с другими людьми

2) умение слушать

3) неприятия мнения, отличного от собственного

Укажите номер, лишний в этом перечне.

7) Найдите в приведенном списке слова, которые обозначают хорошее отношение человека к другому человеку (людям), и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сердечность 2) зависть 3) доброжелательность 4) сопереживание 5) высокомерие

8) Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение – это деловые и дружеские взаимоотношения людей.

Б. «Без много может обходиться человек, но только не без человека» (Антуан де Сент –Экзюпери)

9) Верны ли следующие суждения о самостоятельности?

А. Самостоятельность- основной показатель взросления человека.

Б. Отсутствие ответственности за порученное дело – это проявление самостоятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Прочитайте характеристики, связанные с понятием «подросток». Одна из них лишняя, так как относится к другому понятию. Найдите эту характеристику и запишите ее номер.

1) второе рождение 2) переход из детства во взрослую жизнь 3) возникновение новых чувств

4) ускорение роста 5) резкая смена настроения 6) возникновение чувства радости.

11. Прочитайте отрывок из трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и ответьте на вопросы.

«Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества…

…все отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представлялись мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы…»

1) Какие черты подросткового возраста отметил писатель?

2) Мог ли подросток решить вопросы, заинтересовавшие его? Найдите в отрывке подтверждение своему ответу и выпишите его.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: