Что нужно знать для проведения праздника ребенку. Как устроить веселый и интересный праздник для ребенка

Праздник для ребенка – это не просто вкусная еда и гости. В наше время детей не удивишь такими, в общем-то, обыденными вещами. А вот оригинальная программа, интересные конкурсы или активные игры, шоу аниматоров в честь именинника в детской памяти останется надолго.

Стоит вспомнить, как в детстве ожидаешь чудес в свой день рождения, подарков и поздравлений, как хочется ощутить себя в центре всеобщего внимания. Нет ничего прекраснее, чем сбывшиеся детские мечты - именно так и возникают хорошие традиции, укрепляется нить, объединяющая старшие и младшие поколения семьи.

Как устроить незабываемый детский праздник

Если вы не знаете, как устроить праздник для ребенка самостоятельно, можно обратиться за помощью к профессиональным организаторам. Конечно, это обойдется в копеечку, зато не придется придумывать развлекательные номера, шить или покупать костюмы, приобретать сопутствующий инвентарь. Ведущий сможет «зажечь» гостей и виновника торжества, организует веселые конкурсы.

В том или другом случае прежде всего необходимо составить четкий план действий, чтобы не упустить ни одной важной детали. Если продумать и расписать всё по пунктам, впоследствии останется только отмечать выполненные дела, что значительно облегчит подготовку к празднику.

Нужно подсчитать, какое количество гостей оптимально для помещения. Недопустимо, чтобы дети толпились, от такого праздника быстро устанут все. Возраст гостей должен быть приблизительно такой же, как у именинника. И главное: позвольте ему самому принимать деятельное участие в подготовке, поручайте различные дела, за исключением развлекательных моментов, которые должны остаться сюрпризом даже для него.

План праздника в детском кафе:

1. Заблаговременно забронировать места, особенно, если день совпадает с каким-либо праздником. Выбранное место должно быть доступно для всех гостей.

2. Пригласить аниматоров: персонажи выбираются в зависимости от предпочтений именинника. Это могут быть герои любимого мультфильма или кино, книги. Большой популярностью пользуются феи, веселые клоуны, принцессы, супергерои.

3. Если кафе предоставляет своего ведущего, нужно обсудить с ним программу, обычно она универсальная, но можно разработать совместный сценарий.

4. Праздничное меню. Не нужно большого количества тяжелой еды, лучше всего ограничиться нарядными маленькими бутербродами, сладостями. Самое главное – торт, он должен быть красивым и достаточно большим, чтобы хватило на всех гостей. Хорошо, если торт будет украшен соответственно вкусу именинника, например, отражая его хобби. Мальчик любит футбол? Отлично! Торт можно изготовить в виде мяча. Девочка обожает белочек? Торт будет выполнен в виде лесной полянки. Дополнят угощения красиво нарезанные фрукты, конфеты, разнообразные напитки (соки, газированная сладкая вода, молочные коктейли, морсы, компот).

5. Если дети приглашены в кафе с родителями, то для них нужно накрыть отдельный стол. Чтобы не было скучно, увеселительная программа должна охватывать и взрослых. Есть другой вариант – взрослые могут привезти детей, а потом в назначенное время приехать за ними. Этот вопрос стоит согласовать со всеми родителями.

План домашнего праздника:

1. Составить меню, испечь или заказать торт.

2. Продумать отдельный стол и занятие для родителей, если они так же придут со своими детьми. Можно заранее договориться, кто из взрослых будет помогать вам вести развлекательную программу, если это планируется делать самостоятельно.

3. Провести дома уборку.

4. Украсить квартиру воздушными шарами, цветами, плакатами, можно сделать их своими руками или купить готовые в магазине.

5. Позаботиться о подарке для виновника торжества и маленьких призах или сувенирах для гостей.

6. Продумать интересную встречу гостей, а также развлекательную программу. В зависимости от возраста и темперамента именинника и его друзей можно устроить подвижные или, наоборот, тихие, интеллектуальные игры.

7. Большим успехом пользуются костюмированные вечеринки, если планируется именно такая, нужно заранее предупредить всех гостей, чтобы они успели подготовиться.

8. Последний, но очень важный пункт: необходимо убрать подальше все дорогостоящие или хрупкие вещи, закройте доступ к розеткам и электрическим приборам. Уточните у родителей, не страдает ли кто-то из приглашенных детей аллергией, нет ли пищевых ограничений, это позволит избежать неудобных или неприятных ситуаций.

Раздаем приглашения

Пригласительные желательно сделать так, чтобы они перекликались с тематикой праздника. Если определенной темы нет, можно украсить их в одном стиле с квартирой. Шары и цветы в той же цветовой гамме. Привлекайте к их изготовлению ребенка, советуйтесь с ним, обсуждайте детали.

Удачно составленное приглашение заранее создает настроение, заставляет ждать и предвкушать праздник. А правильный настрой гостей – это уже половина успеха, они будут настроены на сюрпризы, конкурсы, веселье.

В пригласительном обязательно должна быть информация о празднике (День Рождения Сережи Павлова), точная дата с указанием числа и дня недели (26 сентября, в среду), начало и окончание праздника (с 13 до 16 часов дня). При этом, чем младше гости, тем раньше начинается торжество. Уточните, какое ожидает угощение: праздничный обед или просто чаепитие, чтобы родители знали, нужно ли кормить ребенка заранее.

Обязательно укажите, если предполагается костюмированная вечеринка или пикник на свежем воздухе, чтобы гости пришли в подходящей к случаю одежде. Желательно указать имя и номер своего телефона, для того, чтобы родители приглашенных детей могли уточнить интересующую их информацию.

Самый простой вариант сделать приглашения своими руками – приобрести подходящие по размеру открытки или сделать их самостоятельно из цветной бумаги. Для украшения можно использовать цветную фольгу, оберточную или гофрированную бумагу, различные стикеры и наклейки, конфетти, бумажные или атласные ленты.

Оригинальным решением будет использовать в качестве основы для пригласительных цветные или черно-белые фотографии, телеграфные бланки. Можно выбрать и напечатать любую картинку, найденную в Интернете, останется только украсить её по желанию.

Если вы хотите устроить праздник ребенку в стиле вечеринки пиратов или искателей сокровищ, состарьте бумажные листы и опалите их края на огне. Интересны и такие варианты: спрятать приглашение в коробочку со сладостями (печеньем, конфетами, попкорном), привязать к воздушному шарику или батончику, плитке шоколада.

Готовимся к встрече гостей

Оповестить друзей и соседей о радостном событии можно с помощью плаката на входной двери. Рисунок и подпись произвольные, например, нарисованная фигура с лицом именинника (можно наклеить фотографию) с подарками в руках и большой цифрой, указывающей возраст. При желании рисунок дополняется рифмованными строками, но не более 2–3:

Ждем гостей на огонёк,

7 лет назад родился наш сынок!

До самой темной ночки

Отмечаем день рождения дочки!

На входе гостей сразу должна окутывать атмосфера праздника. Можно ещё на пороге попросить их прочитать стихотворение или поздравить именинника танцем, песней, отгадать загадку. И тут же вручить небольшой сладкий подарок или сувенир, создавая настроение.

На стене можно закрепить лист ватмана, где все желающие могут оставить на память пару строк или рисунок. Ещё интереснее будет смотреться паровоз с вагончиками или силуэты нескольких самолетов летящих в ряд. Сверху можно наклеить фигурки зверушек, словно они пассажиры. Искателям пиратских кладов вручить карту - пусть ищут припрятанные заранее сокровища (торт, различные призы). Этот вариант достаточно интересен мальчишкам и девчонкам, воплотить его просто, как и сделать костюмы.

Составляем меню для детского праздника

Чтобы устроить детский праздник, важно продумать меню и сервировку. Дети обычно не очень аккуратны, поэтому стол лучше застелить скатертью из ПВХ, это красиво и практично, расставить посуду и позаботиться о достаточном количестве салфеток.

Детям подаются такие блюда, которые можно есть без ножа, лучше сразу отдельными порциями. На общих тарелках лишь различные нарезки, сладости или бутерброды. Фрукты красиво нарезаются, можно подавать их на шпажках, по типу канапе или шашлычков, в песочных корзиночках, как пирожные, создать в широкой вазе целый фруктовый букет. Это несложно, но следует учитывать, что некоторые фрукты достаточно быстро темнеют на срезах (яблоки, бананы).

Совсем не обязательно готовить что-то сложное, большинство детей относится настороженно к незнакомым блюдам. Лучше ограничиться проверенными и всеми любимыми: запеченной курицей или рыбой, отбивными, тефтелями. Гарнир – картофель фри, пюре, рис или разноцветные макаронные изделия.

Назовите блюда оригинально. В стиле вашей вечеринки, например, не курица, а филе попугаев а-ля капитан Флинт, «Золотая рыбка под шубой», салат «Остров сокровищ», компот «Тайна семи морей».

Торт… это, пожалуй, самое главное на детском столе. Можно испечь и украсить его самостоятельно или заказать кондитеру, что позволит сэкономить время и сделать праздник по-настоящему незабываемым. Ассортимент тортов просто огромен, можно выбрать как основу, т. е. коржи, так и украшение. Это могут быть фрукты и ягоды, взбитые сливки, сахарная мастика. Особенно популярна последняя, кондитеры создают с её помощью настоящие произведения искусства.

Лучше всего, если торт будет отвечать основной направленности торжества, он должен соответствовать вкусу именинника, отражать его индивидуальность. А раз речь идет о детях, то для приготовления должны использоваться только натуральные продукты. Стабилизаторы, красители и консерванты допускаются только в самом малом количестве.

Украшаем интерьер

Тематика праздника должна быть интересна детям и легко осуществима взрослыми. Многие варианты не потребуют больших затрат, часть украшений можно сделать своими руками, привлекая к работе именинника.

Очень просто устроить страну Мультляндию. Для этого нужно расставить и рассадить везде игрушки, развесить китайские фонарики, надувные и бумажные шары и картинки, подходящие по теме. Живые и самодельные цветы, гирлянды на стенах, шары, наполненные гелием, с привязанными на ниточке открытками с пожеланиями и поздравлениями. Перед уходом можно вручить их гостям.

Необычно смотрится фигура, изготовленная из проволоки и украшенная газетными вырезками, фотографиями и рисунками. Из шариков, цветов или отдельных рисунков можно выложить на стене цифру, которая указывает количество лет именинника.

Если вы планируете устроить детский праздник в стиле пиратской вечеринки , вырежьте из картона или ватмана якоря и штурвалы, покрасьте золотой или серебряной краской и развесьте по комнатам. Нарисуйте плакат с открытым сундуком, из которого вываливаются сокровища, можно для объемности наклеить шоколадные монеты, конфеты в блестящих фантиках, разноцветные бусы. Очень красочно смотрятся изображения ярких птиц, силуэты парусных кораблей, пальм. Всё это легко сделать из бумаги.

Для маленьких модниц или фей помещение украшается цветами, лентами, шарами. Не обязательно разноцветными, вечеринка может стать розовой, когда хозяйка и все гости наряжаются исключительно в розовые тона, синей, красной или радужной. В каждом из этих случаев квартира декорируется в нужном цвете, на столе скатерть, вся посуда или хотя бы отдельные предметы так же.

Если на детском празднике ожидается шоу звезд диско, из фольги изготавливаются «зеркальные» шары, устанавливается светомузыка, приобретаются бенгальские огни, потолок и стены украшаются большим количеством шариков. Желающие могут спеть под караоке, остальные танцуют. Такая вечеринка для совсем маленьких деток не подходит, скорее для младшеклассников или подростков.

Вариантов тематик, на основе которых можно устроить детский праздник, множество. Нужно лишь выбрать ту, которая больше понравится виновнику торжества:

  • пиратская вечеринка;
  • праздник дикарей (например, индейцев);
  • поиски сокровищ;
  • инопланетный день рождения;
  • Смешарики;
  • вечер воздушных шаров;
  • праздник цветов;
  • рыцарский турнир;
  • цветная вечеринка (сразу необходимо оговорить выбранный цвет).

Вот несколько различных вариантов для детского праздника, исходя из которых можно придумать что-то своё, более сложное или, напротив, простое. Самое главное, чтобы остались довольны дети, в особенности виновник торжества.

Праздник не ограничивается домашними посиделками. Весело и продуктивно можно отдохнуть на даче, в кафе, посетить зоопарк, конеферму, сходить на цирковое представление или в кинотеатр на премьеру нового мультфильма, устроить праздник спорта.

Зимой – это коньки или лыжи, катание с горок на ледянках, санках или «плюшках», летом — ролики, скейтборды, велосипедные прогулки. Заранее предусмотрите место, где можно расположиться и попить чаю с пирожными, конфетами, бутербродами. При желании и наличии хорошей погоды устраиваются подвижные игры, конкурсы с призами и небольшими памятными подарками.

Фото и видеосъемка надолго сохранят впечатления от праздника, заодно каждый гость сможет сказать в объектив доброе пожелание. Годы пролетят, а приятные эмоции и воспоминания о замечательном дне рождения останутся навсегда запечатленными на плёнке.

Расскажите, какие интересные вечеринки проводили вы для своих детей? Что произвело наибольшее впечатление, оставило след в памяти на долгие годы? Если вы знаете, как устроить праздник ребенку, сделать его самым веселым и незабываемым, поделитесь с нами, возможно именно ваша идея поможет воплотить чьи-то мечты.

Вкусные и полезные блюда для детского праздника

Мне нравится!

Каждый родитель, каждый воспитатель дошкольного учреждения стремится к тому, чтобы ребенок, познавая окружающий мир, получал максимум ярких впечатлений и положительных эмоций. И именно праздник с играми, конкурсами, театральными постановками, в которых задействованы и сами дети, должен стать первой ступенькой учебно;воспитательного процесса и подарить ребенку неподдельную радость познания.

Из серии: Домашняя библиотека (Аделант)

* * *

компанией ЛитРес .

Что такое детский праздник

Праздник – важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает о нем потом. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он познакомился именно на праздниках – Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденное и услышанное на празднике – повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры. Даже малыши 3–4 лет после праздников устраивают своим игрушкам «праздники»: усаживают их на стульчики, разыгрывают запомнившиеся сценки, читают им стишки.

Конечно же, основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но для детей дошкольного возраста праздник не то, что для взрослого человека. Это не только и не столько отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса. На тематических праздниках дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В процессе подготовки к праздникам дошколята учатся самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действиями с действиями других детей…


В детском саду отмечаются как праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника отечества, Женский день, День Победы и День примирения и согласия), так и специфические праздники, которые в яркой и веселой форме помогают познакомить детей с временами года, различными природными явлениями, русским народным творчеством и пр. – например, Праздник зимы, Праздник весны, Осенняя ярмарка, В гостях у сказки, всевозможные тематические утренники и вечера.

Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарем. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных праздников отдается на откуп семье и не должно навязываться детям в детском саду. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более, что Россия – мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребенок будет принимать участие в празднике, посвященном, например, Троице или Яблочному Спасу. Что касается аграрных праздников, в основе которых лежат языческие представления наших далеких предков об устройстве мира, то правильнее заменить их так называемыми «сезонными» праздниками, на которых дети будут отмечать приход очередного времени года без какой-либо религиозной подоплеки. Тем более, что до наших дней аграрные праздники дошли в сильно измененном виде, лишенные сакральной окраски. И этому есть объективные причины: с одной стороны – Октябрьская революция, повлекшая за собой смену ценностей; с другой стороны – «устаревание» народных праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Сегодня люди в массе своей не знают, какой глубокий мировоззренческий подтекст содержит тот или иной аграрный праздник, и не понимают большинства праздничных обрядов.


Детей необходимо заранее предупреждать о том, что в такой-то день состоится праздник. Это позволит им подготовиться к празднику, настроиться на него. Накануне праздника необходимо украсить помещение, в котором он будет проходить. В оформлении помещения следует учитывать сезонность и тематику праздника. Оформительские работы начинают в присутствии детей и, желательно, с их участием, даже если речь идет о младших дошкольниках. Заканчивают оформление помещения уже без детей, чтобы сохранить элемент неожиданности.

Необходимо заранее продумать, где дети будут переодеваться, где будут сидеть при просмотре кукольного представления, где будут спрятаны подарки, где будет лежать тот или иной предмет, задействованный в праздничной программе, и т. п.

Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором состоится праздник, также необходимо украсить в соответствии с тематикой праздника. На ветки деревьев можно повесить флажки, гирлянды, воздушные шарики, игрушки; землю украсить цветами и игрушками.

Все дети на празднике должны быть одеты по-праздничному. Если праздник предполагает специальные костюмы, то дети должны знать, кто во что будет одет. Желательно использовать не полный костюм, а отдельные элементы, по которым легко опознать, кого изображает ребенок. В этом смысле очень удобны шапочки, маски и полумаски – ободки с верхней частью маски. Полный костюм будет сковывать движения ребят. Достаточно, если одежда будет нужного цвета, например, у лягушонка – зеленой, а у цыпленка – желтой. Праздничные персонажи, изображаемые взрослыми, должны быть одеты в полный костюм.


Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу же настроились на праздничную волну. Это может быть совместная пляска или несложная разминочная игра. Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Хорошо, если на празднике будет присутствовать какой-то сквозной персонаж, который поможет ведущему вести праздник. Праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями. А детские номера необходимо разбавлять минутами отдыха, во время которых дети смогут посмотреть выступления взрослых или старших ребят.

Обычно на празднике дети читают стихи, поют песни, танцуют, смотрят или показывают кукольные представления, теневые мини-спектакли и инсценировки, а также играют в игры. При этом не надо искать какие-то особенные литературные источники. Наоборот, желательно использовать стихи, песни, сказки и сценки, хорошо известные детям и любимые ими. Особенно это касается младших дошкольников, которых неудачным выбором и новизной материала можно только испугать. На празднике не должно быть слишком длинных и заумных стихов, которые скучны и в данных обстоятельствах просто-напросто неуместны. Не следует использовать взрослые песни с «детскими» словами. Дело в том, что у взрослой музыки совсем иная мелодика и иной ритм, чем у детской, поэтому нередко они трудны для исполнения в дошкольном возрасте.

Обязательный пункт праздничной программы – игры. Чтобы дети искренне радовались играм, они должны быть знакомы им по каждодневным занятиям в детском саду. Если дети в игре изображают каких-нибудь животных или птиц, то им на головы следует надеть специальные маски/шапочки, которые раздаются непосредственно перед проведением игры. А вот показать эти шапочки/маски следует заранее, чтобы на празднике дети не тратили время на их разглядывание.

В старшей и подготовительной группах можно провести конкурсы (например, детских рисунков), в которых дети смогли бы померяться силами. Для конкурса детских рисунков необходимо готовится заранее: дети выполняют рисунки дома, а на празднике их работы вывешивается на обозрение остальных детей и их родителей, которые и определяют победителя.

Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом – раздачей подарков, которая должна быть обставлена в игровой форме (особенно для старших дошкольников, которые в этом вопросе весьма придирчивы). Можно преподнести подарки в какой-нибудь оригинальной упаковке. Можно спрятать их и попросить детей найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. В любом случае, сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым, но без суеты.

Если праздник предполагает праздничный пир, то его приурочивают к обычному приему пищи – завтраку, обеду или полднику. При этом стол должен быть украшен по-праздничному, а блюда праздничного стола должны быть по-настоящему вкусными и, по возможности, связанными с темой праздника.


Если на празднике предполагается музыкальное сопровождение (а какой праздник без музыки!), то детей необходимо заранее познакомить с выбранной музыкой. Старшие же дошкольники должны принимать непосредственное участие в подборе музыки! На одном празднике не должно быть слишком много песен и музыкальных фрагментов.

Вообще, для детей музыкальное оформление праздника имеет огромное значение. Они чутко реагируют на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает в ребенке определенное эмоциональное состояние. Правильно подобранная музыка помогает дошкольникам при разыгрывании сценок, побуждает их к уместным в данном контексте движениям. Медленная музыка заставляет двигаться более плавно, веселая и зажигательная – быстрее…

Несмотря на стремительное развитие техники и отсутствие проблем с записью нужного музыкального фрагмента, лучше использовать не аудиозапись, а живую музыку. Во-первых, человек, вживую исполняющий музыку, чутко реагирует на поведение детей и, при необходимости, может под него подстроиться. Во-вторых, дети на живую музыку откликаются более эмоционально, чем на фонограмму.

Программу праздника составляют таким образом, чтобы в нее можно было легко и безболезненно внести изменения. Дети – народ непредсказуемый, в результате чего праздник может пойти вразрез с намеченным путем. Например, дети отказались играть в предложенную игру или испугались какого-то персонажа. Такие «пустяки» не должны вывести воспитателей и ведущего праздника из равновесия. Важно быстро собраться и предложить детям новую игру, которая бы пошла у них на «ура», или повернуть праздник в безопасное русло. Как говорится, праздник должен состояться «при любой погоде»!

В данных обстоятельствах очень важна роль ведущего праздника, который должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим психологию дошкольника. Ведущий должен в совершенстве владеть русской речью, иметь четкий и выразительный голос, знать много шуток и игр, быть веселым, эмоциональным и находчивым человеком. И, конечно же, он должен любить детей. Желательно, чтобы это был не пришлый человек, что может испугать детей или, как минимум, напрячь их, а работник данного детского сада. На празднике в младшей дошкольной группе роль ведущего может взять на себя веселый и уверенный в себе ребенок из старшей/подготовительной группы (естественно, под чутким руководством воспитателя!).


Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием. Кстати, взгляды в отношении присутствия гостей на праздниках дошкольников неоднозначны. Некоторые считают, что присутствие посторонних отвлекает детей, а то и вовсе создает напряженную атмосферу. Но большинство педагогов сходятся во мнении, что гостей не только можно, но и нужно приглашать. С одной стороны, родители и близкие лучше узнают своих детей, смогут увидеть в них доселе нераскрытые таланты. С другой стороны, дети почувствуют, что родители интересуются ими и любят их, что в любом случае сближает детей и родителей.

Как и с детьми, с родителями необходимо провести подготовительную работу, что подразумевает не только и не столько привлечение финансирования или помощь в создании костюмов и праздничных блюд, но и объяснение правил проведения праздника. Родители часто обижаются и негодуют, что их детям дали второстепенную роль или не дали роли вообще. Надо попытаться объяснить, что ролей на всех не хватает, но это не значит, что на следующем празднике «обделенный» ребенок опять останется без роли. Как раз наоборот! Кроме того, необходимо объяснить родителям правила поведения во время праздника, чтобы они своей неуемной любовью и нескоординированными действиями не создали ненужного беспорядка. В частности, следует заранее рассмотреть вопрос о фото и видеосъемке праздника. Желательно, чтобы за съемку отвечали один – два человека, не больше.


Обычно праздники проводят в каждой группе отдельно. Так как дети дошкольного возраста развиваются стремительно, то ребенок 3-х лет и ребенок 6-ти лет – это два совершенно разных мира. Иногда чисто технически не удается собрать их на одном празднике, потому что младшие дошкольники быстрее утомляются.

Небольшие праздничные утренники и вечера не должны нарушать привычный распорядок дня в детском саду. Перед их началом не следует создавать много шума и суеты!

Праздники для детей младшей и средней дошкольных групп

Дети младшей и средней дошкольных групп очень любят праздники, с удовольствием откликаются на них, эмоционально переживают и неподдельно радуются их приходу. Тем не менее, именно в этом возрасте праздник может легко обернуться «трагедией», так как плохо и неграмотно организованным праздником малышей легко испугать, ниже приводится несколько правил проведения праздников у младших и средних дошкольников.

Во-первых, праздник не должен быть слишком длинным, так как малыши быстро утомляются. Нервная система младших дошкольников еще очень неустойчива и слаба, а произвольность пока не сформирована: дети не могут заставить себя делать то, что им неинтересно или «не по зубам». Они быстро истощаются и теряют к деятельности интерес, какой бы веселой она ни была. Не надо заставлять ребенка долго сидеть на одном месте, слушать длинную-предлинную сказку и даже слишком много двигаться! Не пытайтесь засунуть в один праздник все детские забавы, какие только знаете! Оптимальная продолжительность праздника в младших группах – не более 30 минут. При этом следует помнить, что малыши не обладают произвольным вниманием, а это значит, что чем-то одним их можно заинтересовать максимум на 10–15 минут, после которых следует сменить деятельность или сделать небольшую паузу, то есть направить внимание детей в другую сторону.

Вот приблизительный план стандартного праздника для младших и средних дошкольников:

1. Дети заходят в помещение, в котором будет происходить праздник, и осматривают, как оно украшено. В отличие от старших дошкольников малыши практически не принимают участие в оформлении зала, поэтому то, что они увидят не должно их испугать. Дайте детям время посмотреть каждый закуток помещения, останавливайтесь возле каждого украшения, обращайте на него внимание («Посмотрите, ребята, какая нарядная елочка!»). Пусть они привыкнут к «новому» помещению! Помните, что, с одной стороны, малыши очень любопытны, но с другой стороны, их легко испугать.

2. Для создания праздничного настроя дети пляшут, играют в несложную разогревающую игру или поют песню, тематически связанную с праздником.

3. Появляется сказочный персонаж (Снегурочка, Петрушка, бабушка и т. п.), который будет вести праздник.

Он должен обязательно представиться или спросить у детей, знают ли они, кто он, а затем дать им время рассмотреть себя со всех сторон. Если такой персонаж не планируется, и праздник ведет воспитатель, то происходит какое-то неожиданное событие, с которого начинается праздничное действо. Например, воспитатель находит какой-то «волшебный» предмет.

4. Дети исполняют танец, поют песню или читают небольшие стихи (в средней группе) в честь этого персонажа/предмета.

5. «Тело» праздника составляют либо игры, либо кукольное представление, либо сказочная инсценировка, разыгранная взрослыми или детьми постарше. Инсценировка может содержать в себе задания и игры для малышей. Следует помнить, что игр не должно быть слишком много!

6. Завершает праздник общая пляска под веселую музыку и раздача подарков.

Во-вторых, перед каждым праздником желательно провести занятие, а то и не одно, тематически связанное с ним. На этих занятиях воспитатель читает малышам стихи, рассказывает сказки, показывает картинки, которые имеют прямое отношение к предстоящему событию. Это поможет детям лучше понять смысл праздника. Тем более, что младшие и средние дошкольники любят слушать и повторять за взрослыми стихи и сказки, особенно про то, что им близко и понятно – про птичек, зайчиков, солнышко, дождик и т. п. Рассказывать стихи и сказки нужно медленно, с чувством и расстановкой.

В-третьих, дети младшего дошкольного возраста нередко пугаются отдельных сказочных персонажей и, увидев их, начинают плакать. Это касается практически всех отрицательных сказочных героев (Кощея Бессмертного, Бабы-Яги, Змея Горыныча), но не только их. Часто негативная реакция у малышей бывает на Деда Мороза, поэтому в младшей дошкольной группе присутствие «живого» Деда Мороза на новогоднем празднике нежелательно: лучше ограничиться Снегурочкой и/или небольшой куклой Деда Мороза. Старайтесь задействовать в празднике персонажей симпатичных и таких же беззащитных, как сами дети, – зайчат, цыплят, белочек, ежиков, снежинок. Если это отрицательный персонаж, типа волка или медведя, то он не должен выглядеть страшно. Пусть это будет не взрослый медведь, а пока еще безобидный мишка! Хорошо относятся маленькие детки к положительным женским персонажам, которые у них ассоциируются с мамой и бабушкой, – к Снегурочке, Матрешке, Бабушке, Сказочнице и т. п. Обычно весело реагируют на Петрушку.

В любом случае, персонаж, приглашенный на праздник, должен быть хорошо знаком детям по книжкам и мультфильмам. Если персонаж выбран удачно, то контакт с ним у детей возникнет моментально: они открыто и безбоязненно станут общаться с ним, с удовольствием будут откликаться на его предложения поиграть или исполнить какое-то задание, споют ему песенку, научат танцу и пр.

При проведении общих праздников, в которых принимают участие группы разного возраста, ни в коем случае нельзя забывать дошкольников из первой младшей группы. Причем их участие не должно ограничиваться только ролью зрителей. Малышам необходимо позволить внести свою лепту в проведение праздника – подготовить с ними танец или использовать их в инсценировке, как правило, в эпизодических ролях без слов. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему празднику: рисуют приглашения, оформляют помещение, помогают взрослым делать костюмы и декорации.

Праздники для детей старшей и подготовительной дошкольных групп

В старшей и подготовительной группах детского сада большое значение имеет предварительный этап праздника, так как дети этого возраста принимают в нем самое активное участие. Подготовка к празднику вызывает у старших дошкольников не меньший эмоциональный подъем, чем само праздничное действо. Она сплачивает детей; рождает полезное и плодотворное сотрудничество между ними и взрослыми, также принимающими участие в подготовке к празднику.

Воспитатель заранее договаривается с детьми о дате проведения праздника и совместно с ними намечает программу праздника. Вместе с детьми уточняется вопрос о приглашенных гостях. Будут ли это родители, дети из младшей и средней групп, а может быть, гостей не будет вовсе. Старшие дошкольники принимают участие в оформлении помещения и в создании костюмов. Для концерта выбирается ведущий-конферансье – ребенок, обладающей артистическими способностями и выразительной речью. Остальные роли распределяются по желанию детей с учетом их личностных особенностей и возможностей. Себе взрослые берут те роли, которые слишком сложны для дошкольника.

Обратите внимание, что в подготовке к празднику должна участвовать вся группа без исключения! Это не значит, что все дети сыграют какую-нибудь роль в праздничном представлении. Скорее всего, останутся дети, на которых ролей не хватит. Следует объяснить им, что ролей меньше, чем детей в группе, и пообещать, что на следующем празднике ребенок обязательно получит роль. Важно задействовать в праздничной программе не только активных ребят, но и тех, кто робеет или предпочитает отсиживаться в тени. Подключите таких детей к оформительской работе – рисованию афиши и пригласительных билетов, созданию декораций и праздничных костюмов, подбору музыки и т. п. Просто зрителей и сторонних наблюдателей оставаться не должно! Каждый ребенок должен почувствовать свою ответственность за проведение праздника.

Старшие дошкольники могут принять участие в праздниках малышей. Им по силам показать несложный кукольный или теневой спектакль либо принять участие в праздничной инсценировке наряду со взрослыми.

Оптимальная продолжительность праздника в старшей/подготовительной группе – 50–60 минут.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Праздники в детском саду (В. В. Лещинская, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром -

Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни…

Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…

Д.Д.Шостакович

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник,

Одна из основных целей которого – формирование разнообразных эмоций и

Чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объе-

Диняет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та-

Нец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего,

Развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей

Действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства,

Создаёт определённый эмоциональный настрой в соответствии с основной те-

Мой торжества.

Когда создаётся программа праздника, то продумывается тема, форма прог-

Раммы, подбирается музыкально – литературный материал, сюрпризные

Моменты. Так же учитываются конкретные условия детского сада, возрастная

Группа, индивидуальные особенности детей, уровень их

Развития и наклонности.

Празднику предшествует предварительная подготовка. Музыкальный репер-\

Туар с детьми разучивается на музыкальных занятиях (песни, танцы, музици-

Рование, музыкальные игры, хороводы, пальчиковые игры) -2раза в неделю и

Во время индивидуальной работы (сольные номера, инсценировки, драматиза-

Ции, разучивание стихов). Чтобы ребёнок усвоил музыкальный репертуар и

Уверенно, раскрепощённо чувствовал себя на празднике, необходимо разучи-

Вать материал в течение 5-6 занятий (для детей младшего дошкольного возраста

До 8 занятий), т.е. 3-4 недели. Но основная нагрузка в подготовке, конечно

Ложится на взрослых.

Структура и форма праздника может быть различной. Проводятся они в ут-

Реннее время продолжительностью от 20 минут до 1часа в зависимости от воз-

Раста детей и содержания самого праздника.

Для детей праздник родствен игре природы и природе игры, ему свойствен-

Ны вечные компоненты игры: мажорный тон (стиль), выключение из рамок

Обыденной жизни, установленное территориальное пространство, временные

Границы, правила и свободы, магическое «как будто бы». Любой детский гра-

Мотно сочинённый праздник, «развлекая, поучает…». Гармония игры и поучения –

Волшебная сила праздничного искусства. Давно известно: ребёнок познаёт

Мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей

К творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на праз

Днике тоже. Потому сочинять и проводить праздники надо по правилам дет-

Ской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения,

Установку на творчество, образность, обрядность, карнавальность, сказоч-

Ность, костюмированность, сюрпризность, импровизацию, народный коло-

Рит, эмоциональность и т.д. и т.п. А главное за возможность «себя показать

И других посмотреть».

Праздник всегда напоминает о связующих узах – семьи, коллектива, в об-

Щем, единого человеческого сообщества, к которому мы все принадлежим.

Праздник особо важен детям тем, что происходит совместная деятельность,

Свободное общение, без которых жить грустно и аномально. Праздники сни-

Мают конфликтность и рождают чувство общности. Коллективное участие,

Коллективное восприятие, коллективное переживание – без них немыслим нас-

Тоящий праздник.

Праздники – сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между

Собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника.

Праздники – пространство «роскоши человеческого общения» (Антуан де

Сент – Экзюпери).

Праздник нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из

Форм их духовного и национального самовыражения.

Любой праздник, а тем более Новый год, связан «с самыми яркими впечатле-

Ниями детства». Вы готовы принять участие в детской развлекательной программ-

Ме вместе с малышом? – Да! - Это правильное решение!

Чтобы праздник удался для вашего ребёнка и вас, следуйте некоторым правилам:

  • Приходите на представление за 25-30 минут до его начала, чтобы ребёнок мог освоиться, приготовиться к выступлению.
  • Не путайте детский праздник с фотосессией: активное перемещение родителей по залу с видео и фотоаппаратурой создаёт суету и отвлекает детей, а в д\саду – не допустимо!

С главными героями праздника всегда можно сфотографироваться по его окончании.

  • Если вы решили привести ребёнка на торжество в новогоднем костюме, обязательно примерьте его дома, дайте вжиться в образ и привыкнуть к новым ощущениям.
  • Обязательно берите сменную обувь и себе и ребёнку: в тёплой зимней обуви ребёнок будет испытывать чувство дискомфорта и выглядеть не эстетично; в д\саду постарайтесь откликаться на требования воспитателя.
  • Если малыш отказывается активно участвовать в мероприятии, не желает участвовать в хороводах, играх (возможно долгое время отсутствовал в детском саду), нельзя заставлять его, а лучше действовать вместе с ним, держа его за руку. Особенно нужна поддержка мамы или папы в незнакомом месте. Возможно, вы с ребёнком просто будете наблюдать за праздником как зрители.
  • Не забывайте: чтобы ребёнок усвоил музыкальный репертуар праздника

(песни, танцы, хороводы, игры, стихи, инсценировки) и уверенно, раскрепо-

Щённо чувствовал себя на празднике в детском саду, необходимо разучивать

Материал в течение 5-6 занятий (для детей младшего дошкольного возраста

До 8 занятий), т.е. 3-4 недели, поэтому постарайтесь не пропускать детский

Сад без уважительных причин.

Встречайте праздники вместе!

Создавайте свои праздничные семейные традиции!

Счастливых вам праздников!


Праздник – важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает о нем потом. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он познакомился именно на праздниках – Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденное и услышанное на празднике – повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры. Даже малыши 3–4 лет после праздников устраивают своим игрушкам «праздники»: усаживают их на стульчики, разыгрывают запомнившиеся сценки, читают им стишки.

Конечно же, основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но для детей дошкольного возраста праздник не то, что для взрослого человека. Это не только и не столько отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса. На тематических праздниках дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В процессе подготовки к праздникам дошколята учатся самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действиями с действиями других детей…

В детском саду отмечаются как праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника отечества, Женский день, День Победы и День примирения и согласия), так и специфические праздники, которые в яркой и веселой форме помогают познакомить детей с временами года, различными природными явлениями, русским народным творчеством и пр. – например, Праздник зимы, Праздник весны, Осенняя ярмарка, В гостях у сказки, всевозможные тематические утренники и вечера.

Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарем. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных праздников отдается на откуп семье и не должно навязываться детям в детском саду. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более, что Россия – мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребенок будет принимать участие в празднике, посвященном, например, Троице или Яблочному Спасу. Что касается аграрных праздников, в основе которых лежат языческие представления наших далеких предков об устройстве мира, то правильнее заменить их так называемыми «сезонными» праздниками, на которых дети будут отмечать приход очередного времени года без какой-либо религиозной подоплеки. Тем более, что до наших дней аграрные праздники дошли в сильно измененном виде, лишенные сакральной окраски. И этому есть объективные причины: с одной стороны – Октябрьская революция, повлекшая за собой смену ценностей; с другой стороны – «устаревание» народных праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Сегодня люди в массе своей не знают, какой глубокий мировоззренческий подтекст содержит тот или иной аграрный праздник, и не понимают большинства праздничных обрядов.

Детей необходимо заранее предупреждать о том, что в такой-то день состоится праздник. Это позволит им подготовиться к празднику, настроиться на него. Накануне праздника необходимо украсить помещение, в котором он будет проходить. В оформлении помещения следует учитывать сезонность и тематику праздника. Оформительские работы начинают в присутствии детей и, желательно, с их участием, даже если речь идет о младших дошкольниках. Заканчивают оформление помещения уже без детей, чтобы сохранить элемент неожиданности.

Необходимо заранее продумать, где дети будут переодеваться, где будут сидеть при просмотре кукольного представления, где будут спрятаны подарки, где будет лежать тот или иной предмет, задействованный в праздничной программе, и т. п.

Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором состоится праздник, также необходимо украсить в соответствии с тематикой праздника. На ветки деревьев можно повесить флажки, гирлянды, воздушные шарики, игрушки; землю украсить цветами и игрушками.

Все дети на празднике должны быть одеты по-праздничному. Если праздник предполагает специальные костюмы, то дети должны знать, кто во что будет одет. Желательно использовать не полный костюм, а отдельные элементы, по которым легко опознать, кого изображает ребенок. В этом смысле очень удобны шапочки, маски и полумаски – ободки с верхней частью маски. Полный костюм будет сковывать движения ребят. Достаточно, если одежда будет нужного цвета, например, у лягушонка – зеленой, а у цыпленка – желтой. Праздничные персонажи, изображаемые взрослыми, должны быть одеты в полный костюм.

Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу же настроились на праздничную волну. Это может быть совместная пляска или несложная разминочная игра. Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Хорошо, если на празднике будет присутствовать какой-то сквозной персонаж, который поможет ведущему вести праздник. Праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями. А детские номера необходимо разбавлять минутами отдыха, во время которых дети смогут посмотреть выступления взрослых или старших ребят.

Обычно на празднике дети читают стихи, поют песни, танцуют, смотрят или показывают кукольные представления, теневые мини-спектакли и инсценировки, а также играют в игры. При этом не надо искать какие-то особенные литературные источники. Наоборот, желательно использовать стихи, песни, сказки и сценки, хорошо известные детям и любимые ими. Особенно это касается младших дошкольников, которых неудачным выбором и новизной материала можно только испугать. На празднике не должно быть слишком длинных и заумных стихов, которые скучны и в данных обстоятельствах просто-напросто неуместны. Не следует использовать взрослые песни с «детскими» словами. Дело в том, что у взрослой музыки совсем иная мелодика и иной ритм, чем у детской, поэтому нередко они трудны для исполнения в дошкольном возрасте.

Обязательный пункт праздничной программы – игры. Чтобы дети искренне радовались играм, они должны быть знакомы им по каждодневным занятиям в детском саду. Если дети в игре изображают каких-нибудь животных или птиц, то им на головы следует надеть специальные маски/шапочки, которые раздаются непосредственно перед проведением игры. А вот показать эти шапочки/маски следует заранее, чтобы на празднике дети не тратили время на их разглядывание.

В старшей и подготовительной группах можно провести конкурсы (например, детских рисунков), в которых дети смогли бы померяться силами. Для конкурса детских рисунков необходимо готовится заранее: дети выполняют рисунки дома, а на празднике их работы вывешивается на обозрение остальных детей и их родителей, которые и определяют победителя.

Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом – раздачей подарков, которая должна быть обставлена в игровой форме (особенно для старших дошкольников, которые в этом вопросе весьма придирчивы). Можно преподнести подарки в какой-нибудь оригинальной упаковке. Можно спрятать их и попросить детей найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. В любом случае, сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым, но без суеты.

Если праздник предполагает праздничный пир, то его приурочивают к обычному приему пищи – завтраку, обеду или полднику. При этом стол должен быть украшен по-праздничному, а блюда праздничного стола должны быть по-настоящему вкусными и, по возможности, связанными с темой праздника.

Если на празднике предполагается музыкальное сопровождение (а какой праздник без музыки!), то детей необходимо заранее познакомить с выбранной музыкой. Старшие же дошкольники должны принимать непосредственное участие в подборе музыки! На одном празднике не должно быть слишком много песен и музыкальных фрагментов.

Вообще, для детей музыкальное оформление праздника имеет огромное значение. Они чутко реагируют на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает в ребенке определенное эмоциональное состояние. Правильно подобранная музыка помогает дошкольникам при разыгрывании сценок, побуждает их к уместным в данном контексте движениям. Медленная музыка заставляет двигаться более плавно, веселая и зажигательная – быстрее…

Несмотря на стремительное развитие техники и отсутствие проблем с записью нужного музыкального фрагмента, лучше использовать не аудиозапись, а живую музыку. Во-первых, человек, вживую исполняющий музыку, чутко реагирует на поведение детей и, при необходимости, может под него подстроиться. Во-вторых, дети на живую музыку откликаются более эмоционально, чем на фонограмму.

Программу праздника составляют таким образом, чтобы в нее можно было легко и безболезненно внести изменения. Дети – народ непредсказуемый, в результате чего праздник может пойти вразрез с намеченным путем. Например, дети отказались играть в предложенную игру или испугались какого-то персонажа. Такие «пустяки» не должны вывести воспитателей и ведущего праздника из равновесия. Важно быстро собраться и предложить детям новую игру, которая бы пошла у них на «ура», или повернуть праздник в безопасное русло. Как говорится, праздник должен состояться «при любой погоде»!

В данных обстоятельствах очень важна роль ведущего праздника, который должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим психологию дошкольника. Ведущий должен в совершенстве владеть русской речью, иметь четкий и выразительный голос, знать много шуток и игр, быть веселым, эмоциональным и находчивым человеком. И, конечно же, он должен любить детей. Желательно, чтобы это был не пришлый человек, что может испугать детей или, как минимум, напрячь их, а работник данного детского сада. На празднике в младшей дошкольной группе роль ведущего может взять на себя веселый и уверенный в себе ребенок из старшей/подготовительной группы (естественно, под чутким руководством воспитателя!).

Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием. Кстати, взгляды в отношении присутствия гостей на праздниках дошкольников неоднозначны. Некоторые считают, что присутствие посторонних отвлекает детей, а то и вовсе создает напряженную атмосферу. Но большинство педагогов сходятся во мнении, что гостей не только можно, но и нужно приглашать. С одной стороны, родители и близкие лучше узнают своих детей, смогут увидеть в них доселе нераскрытые таланты. С другой стороны, дети почувствуют, что родители интересуются ими и любят их, что в любом случае сближает детей и родителей.

Как и с детьми, с родителями необходимо провести подготовительную работу, что подразумевает не только и не столько привлечение финансирования или помощь в создании костюмов и праздничных блюд, но и объяснение правил проведения праздника. Родители часто обижаются и негодуют, что их детям дали второстепенную роль или не дали роли вообще. Надо попытаться объяснить, что ролей на всех не хватает, но это не значит, что на следующем празднике «обделенный» ребенок опять останется без роли. Как раз наоборот! Кроме того, необходимо объяснить родителям правила поведения во время праздника, чтобы они своей неуемной любовью и нескоординированными действиями не создали ненужного беспорядка. В частности, следует заранее рассмотреть вопрос о фото и видеосъемке праздника. Желательно, чтобы за съемку отвечали один – два человека, не больше.

Обычно праздники проводят в каждой группе отдельно. Так как дети дошкольного возраста развиваются стремительно, то ребенок 3-х лет и ребенок 6-ти лет – это два совершенно разных мира. Иногда чисто технически не удается собрать их на одном празднике, потому что младшие дошкольники быстрее утомляются.

Небольшие праздничные утренники и вечера не должны нарушать привычный распорядок дня в детском саду. Перед их началом не следует создавать много шума и суеты!

Во-первых, давайте условимся, что день рождения вашего ребенка - это его праздник, на который он сам приглашает в гости своих друзей. Самый скверный вариант праздника, когда взмыленные дети носятся без присмотра вокруг стола, за которым веселятся подвыпившие взрослые. Если нет никакой возможности объяснить это родственникам, перенесите детскую вечеринку на следующие выходные. (Кстати, советуем сделать то же самое тем, у кого день рождения ребенка приходится на пик эпидемии гриппа. Если вы не хотите в течение долгого времени бороться с армией разноцветных зайцев китайского производства и лавировать между пластмассовыми автомобилями разных размеров, постарайтесь заранее обсудить проблему подарков хотя бы с родственниками. Если ваши близкие могут вас неправильно понять, тогда, по крайней мере оговорите заранее, чего ваш ребенок уж точно не хочет получить в подарок. Лучше всего приурочить ко дню рождения покупку какого-нибудь дорогостоящего предмета (велосипеда, конструктора "Лего") и предложить всем желающим принять в покупке посильное участие.

В отличие от взрослых дети ходят в гости не есть, а веселиться. Поэтому основное внимание вам стоит уделить не готовке, а развлекательной программе. Поколения умудренных опытом родителей подтвердят вам совершенно авторитетно, что дети никогда не едят на праздниках салат "Оливье", свиные отбивные и фаршированные помидоры. Поэтому поберегите свои силы и деньги для более подходящего повода, а малышам купите лучше фруктов (совсем маленьким фрукты надо заранее почистить и разрезать на дольки, а ягоды с косточками лучше вообще не покупать) и соков, сделайте домашний торт (можно просто пропитать готовые коржи заварным или творожным кремом, нарядно украсить фруктами, печеньем, цукатами). Если ваш ребенок не настаивает, лучше заменить газированные напитки домашним морсом, и уж точно стоит обойтись без содержащих кофеин "Пепси" и "Кока-колы". Для самых прожорливых можно сделать бутербродики-канапе.

Не стоит подвергать смертельному риску ваш парадный сервиз. Лучше прогуляйтесь вместе с малышом на ближайший оптовый рынок и приобретите яркую бумажную скатерть, одноразовую посуду, соломку для напитков, шпажки для бутербродов. После праздника вы завернете весь мусор в скатерть... и мысленно поблагодарите гения, который изобрел одноразовые тарелки.

Праздник лучше назначать на то время, когда ваш малыш обычно находится в наилучшем расположении духа. Как правило, гостей приглашают часа в четыре, после дневного сна ребенка. Стоит заранее оговорить, когда забирать детей домой. Продолжительность вечеринки не должна превышать количества лет именинника, но и старшим детям не стоит веселиться дольше четырех-пяти часов. Желательно, чтобы количество гостей не превышало число лет именинника плюс один. Если вы приглашаете детей своих хороших друзей, предложите им (родителям) принять участие в проведении праздника. Если малыш хочет пригласить своих друзей со двора или из детского сада, это вовсе не означает, что вы должны принимать их родителей.

Для того, чтобы ваша квартира не превратилась в сумасшедший дом, заранее распишите праздник буквально по минутам. Можно придумать какой-то сквозной сюжет (например, любимую книгу вашего ребенка или его последнее увлечение). Ну разве не интересно отпраздновать день рождения в Тереме-теремке, домике Карлсона, в космическом корабле или на стоянке индейцев?! С помощью расписанных гуашью кусков обоев или старых простыней детская комната мгновенно превратится в волшебный мир. А из картонных коробок, пакетов из-под молока, старых кусков ткани сделайте вместе с малышом маски, костюмы, утварь. После этого можно будет устраивать веселые состязания обитателей Теремка, конкурс на лучшую роспись вигвама, соревноваться в умении "выходить" в отрытый космос по канату. Фантазия подскажет вам, как приспособить к теме вашего праздника привычные детские игры и развлечения. Следует чередовать подвижные и спокойные игры, чтобы дети не перевозбудились. Праздник завершите какой-нибудь тихой игрой. Можно, например, вырезать из бумаги снежинки, цветы или кленовые листочки, в зависимости от поры года, соорудить мобиль; зажечь свечи и рассказывать тихие истории; устроить конкурс колыбельных песен. Главное, чтобы дети остыли и успокоились к приходу своих родителей. Когда гости будут расходиться, откройте в комнате окно, а сами вместе с малышом пойдите их проводить. Вечером вместе с именинником рассмотрите подарки и пораньше уложите ребенка спать. Подольше посидите у его постели, вспомните, что было хорошего за этот день.

Детство вашего ребенка пройдет довольно быстро и не так уж много дней рождения сохранится в его памяти. Но это должны быть самые светлые, самые радостные воспоминания, которые останутся с ним на всю жизнь.

Многие родители, собирая друзей для своих детей, превращают детский праздник в застолье для взрослых. Это, конечно же, не верно. Дети, особенно маленькие, меньше всего обращают внимание на угощение. Им необходимы впечатления и развлечения - то, о чем большинство взрослых и не задумывается.

Нередко дети ссорятся на празднике, и взрослые недоумевают: "Чего же им недостает?" Причина проста - детям скучно. Вот как писал об этом польский педагог Януш Корчак: "Скука приобретает иногда черты массового психоза. Не умея организовать игру либо стесняясь, не подходя друг другу по возрасту и характеру или находясь в необычных условиях, дети впадают в неистовство бессмысленного крика и шума... Боюсь, эти не слишком частые патологические состояния массовой действующей на нервы скуки некоторые воспитатели склонны считать нормальной игрой детей, предоставленных самим себе".

Организация детского праздника требует больше сил, времени и выдумки, чем праздника для взрослых. Но подумайте, сколько впечатлений получат ваши дети! Поэтому нужно тщательно продумать для них праздничную концертно-игровую программу. Например:

  1. дети рассказывают стихи или поют песни (можно даже разыграть небольшую сценку);
  2. веселые конкурсы: метание дротиков, прыжки в мешках, соревнования по индивидуальному бадминтону (кто сколько раз подбросит ракеткой волан), "откуси яблоко" (яблоко подвешивают на веревке, его нужно съесть, не касаясь руками), "поиски клада" (этот конкурс лучше провести на улице; заранее подготовьте сам клад и, конечно, карту) и многие другие;
  3. фокусы;
  4. интересные задачи и викторины.

Взрослые также могут принять участие в конкурсах и концерте. Детям хорошо и интересно со взрослыми, когда те внимательны к ним. Спойте под гитару, сыграйте на пианино или просто расскажите занимательную историю.

Придайте праздничный вид комнате, в которой соберется детвора. Вы можете подобрать специальные украшения к выбранной теме праздника. А такие украшения, как разноцветные шары и яркие ленты, подойдут для любого торжества. К люстре и потолку целыми гроздями можно подвесить шары; через всю комнату протянуть гирлянды, сделанные, например, из серпантина, флажки из яркой, цветочной ткани. Если праздник проводится зимой, то стол и комнату можно украсить еловыми веточками, разноцветными елочными игрушками, мишурой.

В хорошую погоду пригласите ребят на прогулку в лес. Помните, что мир для них полон новизны и вещи, привычные и обычные для вас, легко поразят их воображение. Зимой слепите с ними снежный городок. У детей это вызовет большой интерес, если взрослые будут с ними. Потому что, собираясь в гости, дети, даже маленькие, неосознанно ждут самой большой радости - человеческого общения.

Кстати, организуя детский праздник, постарайтесь, чтобы день рождения девочки не превращался в "девичник", а мальчика - в "мальчишник". Это поможет детям решит проблемы с общением в подростковом возрасте.

Дети - свет жизни родителей, и для взрослых нет большей радости, чем сделать своих детей счастливыми, слышать их звонкий смех, увидеть восторг в их глазах. Организация и проведение детских праздников - это отличная возможность доставить своему ребенку ни с чем не сравнимое удовольствие. Мы считаем, что организация детских праздников требует особого отношения. Душа ребенка необычайно чувствительна и восприимчива, дети не приемлют фальши. У каждого ребенка свой сложный внутренний мир, который может быть нарушен безобидным, на первый взгляд, высказыванием или шуткой. Поэтому для того чтобы проведение детского праздника дало безупречный результат, при его организации должна быть учтена каждая мелочь, тщательно прорисован каждый штрих.

Организация и проведение детских праздников - это волшебная дверь в мир сказки, где сбываются самые заветные мечты, где оживают герои любимых мультфильмов, клоуны жонглируют разноцветными мячами, дрессированные собачки танцуют джагу-джагу, а в небо взмывает фонтан разноцветных огней. Это - тяжелый, ответственный труд, приносящий радость как детям, так и взрослым.

Детский праздник - особенное событие.

Видя неподдельный восторг в глазах ваших сорванцов, вы и сами становитесь моложе, и даже самые серьезные дяди и тети на время становятся детьми. Одним словом, приложенные вами усилия окупятся во стократ. Но как добиться того, чтобы ваш праздник удался, что надо сделать самим, а для чего стоит пригласить профессионалов, с чего начать? Все дети разные: и по возрасту, и по характеру, и по увлечениям (об этом мы поговорим подробнее позже), но есть и нечто общее, что объединяет все детские праздники и о чем необходимо помнить.

Во-первых , подготовка к празднику, его предвкушение - уже начало праздника для ребенка.
Во-вторых , любая, пусть самая простая развлекательная программа обязательна. Без этого праздник - не праздник.
В-третьих , не забудьте об оформлении места проведения праздника, даже несколько воздушных шаров в прихожей, детской комнате или кафе создадут веселое настроение, придадут ему необычный вид. Помните, что подарки и призы (пусть самые простые и недорогие) должны получить и гости - дети есть дети. Ну и конечно же, праздничный торт; лучше если он будет не магазинным, а каким-нибудь необычным: самодельным или сделанным на заказ - это запомнится.

Традиционно под детским праздником понимается день рождения, и дети грустно думают - вот, день рождения прошел, до Нового года еще далеко... Но ведь им этого мало, а поводом для праздника может быть любое событие: начало весны, выпускной в детском саду, день ангела, день рождения кошки или просто ваше желание сделать ребенка счастливым и самим порадоваться вместе с ним.

Сценарий для праздника нужно разрабатывать с учетом характера, увлечений и возраста ребенка. Что это будет? Грандиозное театральное представление с участием сказочных героев? Поиск таинственного клада вместе с отважными пиратами? Уроки волшебства вместе с Гарри Поттером?

Что такое детский праздник?

Это ведь хорошее настроение не только ваших детей, но и ваше. Даже самые серьезные взрослые меняются на детских праздниках. Неужели вы не улыбнетесь при виде клоунов, дрессированных животных? Неужели вас не приведет в восторг незабываемый фейерверк и увлекательные игры? В этот день вы будете счастливы вместе с вашими малышами! Праздники - это то, что нужно организовывать для детей регулярно! Они позволяют ребенку веселиться и развлекаться в его день рождения, Новый год или другой праздничный день.

Организовать для своего ребенка детский праздник, который ему понравится и надолго запомнится, - задача, требующая времени, фантазии и грамотного исполнения. Организуя праздник, надо очень внимательно проработать программу, найти хорошего артиста, клоуна, Деда Мороза, которые знают, как и чем заинтересовать и развеселить ребенка.

Проведение детских праздников должно быть исполнено профессионально, так как в случае неудачи ребенку просто не понравится то, что вы для него подготовили, и все ваши старания пропадут зря. В худшем случае плохой праздник ему нанесет психологическую травму. На детей нельзя давить, навязывать игры, которые им не нравятся, или просить сделать то, что вызывает у них смущение или психологический дискомфорт. Чтобы детский праздник прошел хорошо, принес радость и веселье, нужно чувствовать психологическое состояние и настроение ребенка.

Подготовка праздника для детей 5-12 лет

Особенность подготовки праздника для детей 5-12 лет состоит в том, что сами дети могут (и должны!) принимать в ней активное участие. Поэтому не пропустите момент, когда дети уже готовы вас немного разгрузить, вам так будет легче, а им - интереснее.

Если вы планируете провести праздник дома, то можно совместно приготовить угощение для ваших гостей, причем нет необходимости готовить сложные блюда, гораздо большей популярностью будут пользоваться небольшие бутерброды на палочках или собственноручно приготовленная пицца. Коктейли из мороженого, фруктовый салат, соки дополнят праздничный стол. Многим детям, особенно девочкам, понравится самостоятельно накрыть на стол, расставить приборы. Это даст им возможность почувствовать себя настоящими хозяйками праздника. Только не забывайте хвалить их и благодарить - без этого их энтузиазм быстро иссякнет. Но праздничный стол, конечно, - это еще не все. Если дети выходят из-за стола, идут смотреть телевизор или беситься - это, скорее, будничное сборище.

Если на дворе лето - праздник можно организовать на даче или в загородном доме. В этом случае туда нужно будет доставить надувные батуты, горки, качели. Вечером можно устроить небольшой фейерверк. Зимой (да и летом тоже) можно отметить торжество вашего ребенка в каком-нибудь ресторане или кафе, важно только, чтобы они были адаптированы под детские программы и имели специальное меню.

И.Зинина "Сценарии праздников в детском саду и дома"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: