Биоэнергетический анализ александра лоуэна. Биоэнергетический анализ

1930-е. Австрийский психоаналитик Вильгельм Райх (Wilhelm Reich, 1897–1957), ученик Фрейда, обнаружил, что неразрешенные детские конфликты «застревают» в теле в форме мышечных напряжений и затрудняют движение потока энергии. Это обедняет нашу эмоциональную и сексуальную жизнь, мешает получать удовольствие. В 1950-х годах американский врач и психотерапевт Александр Лоуэн (Alexander Lowen, 1910–2008), пациент и ученик Райха, разработал новые методы работы с телом; он изменил соотношение аналитической, эмоциональной и телесной составляющих терапии.

Определение

Этот метод телесно-ориентированной психотерапии основан на том, что эмоциональное состояние выражается в телесных ощущениях и в движении. Задача метода – снять мышечное напряжение, возникшее в результате неразрешенных конфликтов, и восстановить циркуляцию энергии в теле.

Принцип действия

Биоэнергетический анализ сочетает процесс психоанализа и работу с телом. Когда мы подавляем чувства (например, гнев, страх, тревогу), жизненная энергия в нас блокируется. Если эти чувства и опыт их подавления повторяются, блокировки становятся хроническими, что проявляется в поверхностном дыхании, недостатке подвижности. В ходе биоэнергетического анализа пациент снимает мышечные зажимы и дает наконец выход чувствам: страху, гневу, стыду, печали… По мере проработки и принятия своих чувств он вновь обретает способность доверять, любить, радоваться и свободно выражать себя.

Ход работы

Каждый сеанс состоит из трех этапов:

1. Выявление проблемы. Пациент говорит о своих ощущениях, эмоциях, внутренних противоречиях. Причины этих явлений можно обнаружить в истории пациента.

2. Определение причин. Когда (в детстве или в юности) сформировался конфликт, который мучает пациента? С кем из близких родственников он связан? Как его можно разрешить в терапии?

3. Изучение и высвобождение напряжения. После насыщения тела энергией (в процессе дыхания) происходит снятие мышечного напряжения с помощью физических упражнений и поз (например, терапевт может предложить пациенту наносить удары по специальной подушке). Затем пациент выражает свои чувства словами, а терапевт помогает ему осознать блокирующие или парализующие ситуации из детства. В результате пациент может принять свое прошлое и освободиться от него, а также научиться реагировать на происходящее в настоящем более спокойно и адекватно. В конце сеанса он рассказывает, что пережил, чтобы закрепить изменения и затем воспользоваться ими в повседневной жизни.

Показания к применению

Биоэнергетический анализ помогает справиться с тяжелыми психологическими состояниями (стресс, депрессия, панические атаки) и способствует излечению психосоматических заболеваний (боль в суставах, язва, сексуальные расстройства). С помощью биоэнергетики можно разрешить различные эмоциональные проблемы, расслабить напряженные мышцы, начать свободнее двигаться, общаться и получать больше радости от жизни.

Как долго? Сколько стоит?

Сеанс индивидуальной терапии длится час-полтора один раз в неделю. Стоимость сеанса от 2000 до 3500 рублей. Можно сочетать индивидуальный и групповой анализ.

Книги Александра Лоуэна

УРАО психолого-педагогический ф-т

Заочное отделение IV курс

Осенний набор методист: Яковлева Г.А.

Курсовая по специальности

клиническая психология

Николаевой А.С. рег.№ 9700716/01

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА И ПРИЕМОВ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА ЛОУЭНА.

ПЛАН РАБОТЫ:

I. ВВЕДЕНИЕ

· Развитие Биоэнергетики.

· Связь с восточными методиками.

II. КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ

· Накопление, разрядка, течение и движение.

III.ЯЗЫК ТЕЛА.

· Каналы коммуникаций

· Взаимосвязь с окружающим миром.

IV.БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.

· Перспективы биоэнергетического анализа

· Прикосновения в биоэнергетическом анализе.

· Психотерапевтическое прикосновение.

· Конгруэнтность прикосновения.

· Сущность терапии.

· Страх падения, боязнь высоты.

VI. СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.

· Оргастические расстройства мужчин.

· Оргастические расстройства женщин.

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Биоэнергетика - это путь познания своей личности через язык тела и его энергетических процессов. Эти процессы, т.е. продуцирование энергии посредством движения, являются основными функциями жизни. Насколько много энергии имеет человек и насколько хорошо он ее использует, детерминирует ответы человека на жизненные ситуации. Очевидно, что человек может справляться с жизненными ситуациями более эффективно, когда имеет больше энергии, которую он способен переводить и движение и экспрессию. Биоэнергетика является также формой терапии, которая сочетает работу с телом и "умом" и целью которой является помощь людям в разрешении их эмоциональных проблем и реализации большинства их потенциала для получения удовольствия и радости жизни. Фундаментальный тезис биоэнергетики - это то, что тело и "ум" функционально являются идентичными. Это означает, что то, что "приходит на ум", отражает то, что случилось в теле и наоборот.

То, как мы думаем может воздействовать на то, как мы чувствуем. Обратное утверждение тоже верно. Более глубинно, и мышление, и чувство обусловлены энергетическими факторами.

Энергетические процессы связаны с бодростью тела. Чем больше бодрости, тем больше энергии, и наоборот. Ригидность или хроническая напряженность ослабляют бодрость и уменьшают энергию. При рождении организм обладает наибольшей подвижностью, изменчивостью состояний; при смерти ригидность тотальная, всеобщая (rigor mortis). Мы не способны избежать ригидности, которая приходит к нам с возрастом. То, что мы можем избежать, - это ригидность и хроническая напряженность, которые появились в результате неразрешенных эмоциональных конфликтов.

Каждый стресс продуцирует состояние напряженности в теле. В нормальном состоянии напряженность исчезает, когда стресс уменьшается. Хронические напряжения сохраняющиеся после провокации стресса, видоизменяются в неосознаваемые телесные позы (muscular set). Такие хронические мышечные напряжения разрушают эмоциональное здоровье, так как уменьшают индивидуальную энергию, ограничивают подвижность (естественную спонтанную игру и движения мускулатуры) ограничивают самоэкспрессию. Сказанное становится очевидным, когда снята хроническая напряженность и человек снова приобретает свою бодрость и хорошее эмоциональное самочувствие.

Работа с телом в биоэнергетике включает как манипулятивные процедуры, так и специальные упражнения. Манипулятивные процедуры состоят из массажа, контролируемых надавливаний, мягких прикосновений для расслабления зажатых мускулов. Упражнения призваны помочь человеку войти в контакт с его напряжениями и снять их путем соответствующих движений. Важно знать, что каждый зажатый мускул зажат некоторым движением. Эти упражнения развивались в ходе более чем двадцатилетней терапевтической работы с пациентами. Упражнения проделываются в терапевтических сеансах, в залах и дома. Люди, которые практикуют эти упражнения, отмечают их позитивный вклад в энергию, настроение и работу.

Эти упражнения могут помочь приобрести большее самообладание, со всем, что этот термин подразумевает. Это будет происходить путем: 1) увеличения состояния вибраций тела; 2) "заземления" ног и тела; 3) углубления дыхания; 4) обострения сознавания; 5) увеличения способов самовыражения. Эти упражнения могут также улучшить фигуру, поднять на большую высоту сексуальные чувства и содействовать вашей самоуверенности. «Однако это - упражнения, и эффект во многом зависит от того, что вы внесете в них. Если их выполнять механически, вы возьмете минимум из этих упражнений. Если вы выполняете их принудительно, - их влияние будет крохотным. Если вы выполняете их, соревнуясь с кем-то, - вы ничего не испытаете. Однако если вы выполняете их тщательным образом и с интересом в вашем теле, - позитивные эффекты удивят вас.» (Lowen A.,L. The way to Vibrant health. 1977. Р. 3-6. Перев. В.Ю. Баскакова.)

· Биоэнергетический анализ, исторические корни.

Биоэнергетический анализ развился из классического психоанализа. В начале 1930-х один из учеников Фрейда, Вильгельм Райх начал применять в психотерапевтических сеансах непосредственную работу с телом, которую он называл вегетотерапией. В частности он применял глубокое и свободное дыхание для усиления и уяснения эмоциональных реакций. Ученики Райха - Александр Лоуэн и Джон Пиерракос (Alexander Lowen, John Pierrakos) продолжали развивать этот метод, представляющий сегодня биоэнергетический анализ (Lowen 1958, 1975). В основе метода используются глубокие связи между ментально-психическими и физическими процессами (Reich, 1971, речь идет о "функциональной идентичности" психики и тела). Наиболее важные переживания человека находят свое выражение не только в ментально-психической деятельности, но также и в теле, где они отражаются в позе, паттернах реакции и нарушениях подвижности, в дыхании и экспрессивных движениях. Эти телесные паттерны представляют "характерную структуру", которая влияет на самовосприятие, самоуважение, образ-Я и базовые паттерны взаимодействия с окружающей средой.

Лоуэн был учеником Райха с 1940 по 1952г., а с 1942 по 1945г. Райх был его аналитиком. За много лет до встречи с Райхом, Лоуэн занимался исследованиями взаимоотношений между психикой и телом. В 1930г. он был спортивным директором в нескольких летних лагерях и обнаружил, что регулярная физическая активность не только улучшает физическое здоровье, но и положительно влияет на душевное состояние. В ходе исследований он знакомится с идеями Эмиля Джакуса-Далкроуза и концепциями Э.Джейкобсона по прогрессивной релаксации и йоге. Эти работы подтвердили его убеждение в том, что можно влиять на ментальность, работая с телом, но их подход его полностью не удовлетворил.

Идеи Райха захватили его воображение с первых моментов знакомства. Райх начал курс лекций с дискуссии о проблеме истерии. Психоанализ, указывал Райх, дал возможность объяснить подлинные движущие силы в истерическом конверсионном синдроме. Это была сексуальная травма, которую человек пережил в раннем детстве и которая в последующие годы была полностью вытеснена и забыта. Вытеснение и последующие превращения вытесненных чувств в симптом составляли движущий фактор в болезни. Райх верил, что при вытеснении первоначальной причины травмы происходило подавление сексуальных чувств. Это подавление создавало предрасположенность к истерическому симптому, который вырывался наружу благодаря позднему сексуальному инциденту. Для Райха подавление сексуальных чувств вместе с характерной позой, которая сопровождала их, составляло истинный невроз. Симптом сам по себе был только его внешним проявлением. Обсуждение этого элемента (поведения и отношения пациента к сексуальности) вводило фактор «целесообразности», «выгоды» в проблему невроза. Термин «выгода» относится к силам, которые являются предрасполагающими для развития невротических симптомов.

Невротическая личность поддерживает равновесие тем, что связывает свою энергию мышечным напряжением, ограничивая свое сексуальное возбуждение. У здорового человека нет ограничений, и его энергия не блокирована, в мышечном панцире и поэтому доступна для сексуального удовольствия и любого другого творческого выражения. Его энергетическая структура функционирует на высоком уровне. Низкий уровень организации энергии характерен для большинства людей и является причиной склонности к депрессии, что можно считать всеобщим свойством нашей культуры.

Курс Райха по характерному анализу закончился в январе 1941г. весной 1942 Лоуэн начал свою индивидуальную терапию у Райха. «Однажды он сказал: «Лоуэн, если Вам интересна эта работа, то существует только один способ погрузиться в нее – это через терапию»». (А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия, которая работает с телом» с.10)

В то время Райх называл свою терапию «Характерной аналитической вегетотерапией». Характерный анализ был его большим вкладом в психоаналитическую теорию, за что он высоко ценился среди аналитиков. Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые активизировали вегетативные центры (ганглии автономной нервной системы) и высвобождали «вегетативную» энергию. Вегетотерапия представляла собой прорыв от чисто вербального анализа к прямой работе с телом.

В конце 1945г. Лоуэн занимается собственной практикой.

Райхом был сделан значительный вклад в психоаналитической работе с телом. Кго объяснение сущности структуры характера и доказательство его функциональной идентичности с телесной позой были важным продвижением в нашем понимании поведения человек. Он представил концепцию оргастической потенции как критерий эмоционального здоровья, чем она, несомненно, является, и показал ее физическую основу для наличия рефлекса оргазма в теле. Он расширил наши знания о телесных процессах тем, что открыл значение и важность непроизвольных реакций тела. Он создал сравнительно эффективную технику для лечения расстройств в эмоциональной (непроизвольной) жизни человека.

Биоэнергетический анализ Лоуэна

Основное внимание в этой психотерапии уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. Лоуэн (Lowen А.) родился в Нью-Йорке, был учеником Райха (Reich W.), оказавшего на него сильное влияние. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе органотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945-1953 гг., и непосредственно связана с ней. В 1953 г. он стал одним из основателей Института биоэнергетического анализа. На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе. Он является автором нескольких книг, наиболее известная из них - «Биоэнергетика».

По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике - в строении тела и движениях. Предпосылкой Б. а. Л. является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Движение рассматривается с точки зрения основных физических законов, т. е. для него необходимо высвобождение энергии, при котором действие равно противодействию, вся энергия взаимозаменяема и может быть приведена к общему знаменателю. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Теоретически биоэнергетическая терапия структурирована в соответствии с представлениями о существовании телесных аналогов трехкомпонентной структуры сознания (Оно, «Я», Сверх-Я). Ее целью является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения.

Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. По мнению автора, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. Здоровый человек связан с землей («заземлен») и получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, которые должен принимать пациент, направленных на разблокирование этих зон. Пациента могут попросить кричать и размахивать руками, для того чтобы расслабить мускульную броню. Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать «заземленным» и слиться с природой.

Одним из основоположников телесно-ориентированной психотерапии является австрийский и американский психотерапевт Вильгельм Райх — ученик и ассистент Зигмунда Фрейда . Он входил в состав психоаналитического общества. Однако, в 1927 году выдвинул собственные идеи, которые не нашли отклика у его коллег и занялся самостоятельными исследованиями. Свою теорию Вильгельм Райх переложил на практику в виде метода психотерапии, который назвал "Характерной аналитической вегетотерапией". Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые активизировали вегетативные центры (ганглии автономной нервной системы) и высвобождали "вегетативную" энергию. Далее работу в этом направлении продолжил ученик и помощник Вильгельма Райха — американский психотерапевт Александр Лоуэн , который на базе полученных у Райха знаний и опыта создал свой метод и назвал его "Биоэнергетический анализ" .

В биоэнергетике различные структуры характера классифицируются по пяти основным типам. Каждый тип, как на психологическом, так и на мышечном уровне имеет определённый паттерн защиты, который отличает его от остальных типов. Важно отметить, что эта классификация относится не к людям, а к защитным позициям. Пять типов — это "шизоидный", "оральный", "психопатический", "мазохистский" и "ригидный".

"Шизоидный характер"

Термин "шизоид" происходит от "шизофрении" и означает человека, у которого существует предрасположенность к шизофреническому состоянию. Сюда входит расщепление личности как единого целого, например, мышление отделяется от чувств. То, что думает человек, кажется, имеет малую видимую связь с тем, что он чувствует или как себя ведёт; уход в себя, разрыв или потеря контакта с миром или с внешней реальностью. Шизоидный индивидуум не является шизофреником и может никогда им не стать, но предрасположенность к этому заболеванию присутствует в его личности, обычно хорошо скомпенсированная.

Термин "шизоид" описывает человека, чьё чувство себя уменьшено, чьё эго слабое и чей контакт с телом и с чувствами сильно ослаблен.

Физические аспекты. В большинстве случаев у пациентов с такими признаками тело узкое и зажатое. Там, где в личности присутствуют параноидные элементы, тело полнее и более атлетического вида.

Основные области напряжения находятся в основании черепа, в суставах плеч, ног, таза и в районе диафрагмы. Последняя обычно настолько мощная, что разделяет тело на две части. Основные сжатия сосредоточены в маленьких мышцах, которые окружают сочленения. Поэтому у этого типа характера можно наблюдать или крайнюю жёсткость или сверхгибкость суставов.

Лицо маскообразное. Глаза хотя не пустые, как при шизофрении, но неживые и не вступают в контакт. Руки висят, более похожие на отростки, чем на продолжение тела. Стопы напряжённые и холодные; они часто вывернуты; масса тела переносится на внешнюю сторону стопы.

Часто наблюдается заметное несоответствие между двумя половинами тела. Во многих случаях они не выглядят принадлежащими одному человеку.

Например, при стрессе, когда человек принимает положение дуги, линия его тела часто кажется разломанной. Голова, туловище и ноги часто находятся под углом друг к другу.

"Оральный характер"

Ему присущи многие особенности, типичные для орального периода жизни, т. е. младенчества. Этими характерными чертами являются слабое чувство независимости, стремление держаться за других, пониженная агрессивность и внутреннее чувство потребности в поддержке, помощи и заботе. Они означают недостаток осуществления этого в младенчестве и представляют степень фиксации на этом уровне развития. У некоторых людей они замаскированы сознательно принятыми компенсирующими позициями. Некоторые личности с этой структурой обнаруживают преувеличенную независимость, которая, однако, не в состоянии выдержать стресс. Основным опытом орального характера являются лишения, в то время как соответствующим опытом шизоидной структуры было отвержение.

Физические характеристики. Тело обычно длинное и тонкое, соответствует эктоморфному типу Шелдона . Оно отличается от тела шизоидной личности тем, что не сильно напряжено.

Мускулатура слаборазвитая, не жилистая. Этот недостаток развития наиболее заметен в руках и ногах. Длинные, плохо развитые ноги являются типичным признаком этой структуры. Ступни также тонкие и узкие. Ноги, кажется, не могут держать тело. Колени обычно сведены, чтобы обеспечить дополнительную поддержку устойчивости.

Тело может резко падать из-за частичной слабости мышечной системы. Часты общие физические признаки незрелости. Таз может быть меньше обычного как у мужчин, так и у женщин. Часто на теле мало волос. У некоторых женщин процесс роста задерживается целиком, и их тела похожи на детские.

Дыхание у лиц с оральным характером поверхностное, что объясняется низким энергетическим уровнем их личности. Лишения на оральном уровне снижают силу сосательного импульса. Хорошее дыхание зависит от способности набирать воздух.

"Психопатическая структура"

Сущностью психопатической позиции является отрицание чувств. Она отличается от шизоидной, которая разобщена с чувствами. У психопатической личности эго, или разум, поворачивается против тела и его чувств, особенно сексуальных. Вот почему возник термин "психопатия".

Нормальной функцией эго является поддержка стремлений тела к удовольствию, а не разрушение его в угоду мысленному представлению эго. Во всех психопатических характерах существует большое вложение энергии в мысленный образ человека. Другим аспектом этой личности является стремление к власти и потребность доминировать и контролировать.

Причина, по которой этот тип характера является сложным, та, что существуют два способа приобрести власть над другими. Один — это задирая или одолевая другого; в этом случае, если человек не бросает вызов задире, то он начинает чувствовать себя жертвой. Второй путь — воздействие на человека посредством соблазняющего подхода, который очень эффективен против наивных людей, попадающих под психопатическую власть.

Тело подавляющего типа обнаруживает диспропорциональное развитие в своей верхней части. Это производит впечатление надувшегося человека и соответствует его раздутому образу эго. Можно сказать, что эта структура перевешивает в верхней части.

Она также жёсткая. Нижняя часть тела уже не может обнаруживать слабость, типичную для структуры орального характера.

Тело второго типа, которое названо соблазнительным или разрушительным, более правильно и не имеет надувшегося вида. Спина обычно слишком гибкая.

В обоих случаях существует нарушение течения энергии между двумя половинами тела. У первого типа таз слабо заряжен и держится жёстко; во втором — он слишком заряжен, но изолирован. У обоих типов имеется явное сжатие диафрагмы.

Существует заметное напряжение и в глазном сегменте тела, который включает глаза и затылочную область.

Так же сильное мышечное напряжение может прощупываться в шейном отделе вдоль основания черепа, в так называемом оральном сегменте. Это напряжение связано с подавлением начинающегося импульса.

"Мазохист"

Мазохизм в общественном мнении приравнивается к желанию страдать. Это не совсем верно для индивидуума с данной структурой характера. Он страдает, но так как сам не способен изменить ситуацию, то напрашивается вывод, что он хочет оставаться в ней. Здесь не говорится о людях с мазохистскими извращениями, о людях, которые стремятся получать удары от своих сексуальных партнёров. Структура мазохистского характера описывает человека, который страдает и хнычет или жалуется, но остаётся покорным. Покорность является основным мазохистским признаком.

Если индивидуум с мазохистским характером демонстрирует подчинённое положение во внешнем поведении, то он совершенно другой внутри. На глубоком эмоциональном уровне у него имеются сильные чувства: злости, отрицания, враждебности и превосходства. Однако они сильно заблокированы страхом и могут вырваться наружу неадекватным поведением. Человек противится страху прорыва с помощью мышечных паттернов сдерживания. Толстые сильные мышцы сдерживают любое прямое проявление и позволяют проходить только хныканью и жалобам.

Физические характеристики. Для мазохистской структуры типичными являются люди с короткими, толстыми, мускулистыми телами.

По неизвестным причинам обычно усиливается рост волос на теле.

Характерной особенностью является короткая толстая шея, показывающая втянутую голову. Талия соответственно короче и толще.

Другой важной характеристикой является подтягивание таза вперёд, что может быть описано более буквально как подобранный и плоский зад. Эта поза имеет сходство с собакой, поджавшей хвост.

Такое положение таза наряду с давлением напряжения сверху является причиной сгибания или резкого ослабления тела в области талии.

У некоторых женщин можно видеть сочетание ригидности в верхней половине тела и мазохизма в нижней половине, выраженного тяжёлыми ягодицами и бёдрами, подтянутым тазовым дном.

Кожа у всех людей с мазохистским характером тёмного оттенка вследствие застоя энергии.

"Ригидная структура характера"

Концепция ригидности происходит из тенденции этих индивидуумов держать себя несгибаемо — с гордостью. Голова держится довольно высоко, позвоночник — прямо. Это было бы положительной особенностью, если бы не тот факт, что эта гордость является защитной, а несгибаемость неуступчива. Ригидный характер боится уступить, приравнивая это к подчинению или падению. Ригидность становится защитой против лежащего в основе мазохистского стремления.

Человек с ригидным характером остерегается быть обманутым, использованным или пойманным в ловушку. Его осмотрительность принимает форму сдерживания импульсов от раскрытия и распространения. Сдерживание также означает "держать спину", следовательно, ригидность. Способность сдерживаться основывается на сильной позиции эго с высокой степенью контроля за поведением. К тому же это поддерживается такой же сильной позицией в отношении гениталий, таким образом, сосредоточивая внимание личности на обоих концах тела, устанавливая хороший контакт с реальностью. К сожалению, акцент на реальности используется как защита от стремления к удовольствию, и это является основным конфликтом в личности.

Физические характеристики. Тело человека с ригидным характером пропорционально и гармонично. Оно выглядит и ощущается целостным и связанным. Несмотря на это, можно видеть некоторые элементы нарушений и искажений, описанные выше для других типов.

Важной характеристикой является живость тела: ясные глаза, хороший цвет кожи, живость жестов и движений.

Если ригидность сильна, то положительные факторы, указанные выше, соответственно ухудшаются: уменьшаются координация и грация в движениях, глаза теряют некоторый блеск, а оттенок кожи может быть бледным или сероватым.

Основные конфликты для указанных структур характеров:

  • Шизоидный = существование — versus* — потребность;
  • Оральный = потребность — versus — независимость;
  • Психопатический = независимость — versus — близость;
  • Мазохистский = близость — versus — свобода;
  • Ригидный = свобода — versus — взаимность в любви.

* Противоположность (лат.) — прим.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945-1953 гг., и непосредственно связана с ней. В 1953 г. он стал одним из основателей Института биоэнергетического анализа. На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе. Он является автором нескольких книг, наиболее известные из них - “Физическая динамика структуры характера”, “Биоэнергетика” и др.

Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике - в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Движение рассматривается с точки зрения основных физических законов. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения.

Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. Согласно Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” и получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони.

Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать “заземленным” и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость “заземления” или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.

Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: биоэнергия вместо оргона (который воспринимался научной общественностью в штыки), поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в США распространена больше, чем метод Райха.

Двумя самыми важными элементами РЭПТ являются иррациональные убеждения и безусловное самопринятие. Рациональные реалистичные убеждения и безусловное самопринятие способствуют здоровой эмоциональной окраске событий жизни, более адаптивному поведению, лучшей самооценке, а также более высокой оценке других. Люди, имеющие иррациональные убеждения, погружаются в нездоровые эмоции, дисфункциональное поведение и имеют низкую самооценку. Если мы обратимся к трехкомпонентной модели эмоционального выгорания К.Маслач, то мы увидим эквивалентный набор симптомов, включающий пресыщение и сниженный эмоциональный фон, негативизм и циничность по отношению к реципиентам, негативизм в оценке своих профессиональных успехов.

Первоначально А. Эллисом было выделено 11 типов иррациональных убеждений, обуславливающих дисфункциональное поведение, однако его же более поздние исследования показали, что целесообразнее рассматривать четыре интегративных типа иррациональных убеждений.

Первичным источником иррациональных когнитивных процессов является долженствование (переживания по поводу неоправданных ожиданий – "я должен…", "они должны…", "никогда нельзя…" и т.п.). Остальные три типа иррациональных убеждений – катастрофизм (преувеличение значимости, стихийности и неотвратимости события), самоуничижение (цикличные размышления над обстоятельствами инцидента и самообвинения в случившемся), а также низкая толерантность к фрустрации – являются вторичными (или производными) иррациональными убеждениями. Если мы обратимся к модели эмоционального выгорания В.В. Бойко, то там присутствует, например, симптом эмоционально-нравственной дезориентации ("Почему я должен за всех волноваться?!), симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, симптомы неудовлетворенности собой и неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Такие совпадения не могут быть случайными и побуждают к изучению когнитивистской модели эмоционального выгорания, в частности, иррационального мышления как детерминанты выгорания. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что 4-х факторная схема была центральной в РЭПТ на протяжении многих лет, однако эмпирическое изучение иррациональных убеждений породило множество альтернативных схем. В частности, DiGiuseppe, Leaf, Exner and Robin разработали Тест рациональности мышления (General Attitude and Belief Scale – GABS), измеряющую как общий уровень рациональности мышления, так и "сквозные" шкалы, которые диагностируют характерные для иррационального мышления темы и процессы: самоуничижение; потребность в достижении; потребность в одобрении; потребность в комфорте; потребность в справедливости; обесценивание других. Сокращенный вариант этой методики SGABS (Short GABS) в авторской адаптации был использован в эмпирическом исследовании взаимосвязи иррациональных убеждений и эмоционального выгорания у учителей.

Выборку исследования составили 30 учителей общеобразовательной школы г. Армянска. Учителя имеют разный стаж работы и преподают различные дисциплины. В качестве диагностических методов исследования помимо упомянутого Теста рациональности мышления, были использованы Шкала самоуважения Розенберга и методика К.Маслач MBI (Maslach Burnout Inventory) в адаптации Н.Е. Водопьяновой "Диагностика профессионального выгорания" .

Сопоставим результаты диагностики рациональности мышления и выгорания. Согласно им рациональное мышление характерно для 12 педагогов, что составляет 40% выборки исследования, соответственно 60% педагогов выборки в неблагоприятных условиях мыслят иррационально. Среди педагогов с рациональным мышлением симптомы выгорания были обнаружены только у трех, что составляет четверть этой подгруппы, соответственно 75% педагогов с рациональным мышлением не подверглись выгоранию. Что касается педагогов с иррациональным мышлением, то здесь взаимосвязь прослеживается еще резче: почти 80% учителей из этой подгруппы подверглись выгоранию. Наглядно результаты сравнительного анализа представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение результатов диагностики рациональности мышления (ratio/irratio) и выгорания (stab/burnout).

Как мы можем видеть на диаграмме, большинство педагогов с рациональным типом мышления (ratio ) характеризуются стабильным (ряд stab на диаграмме) эмоциональным состоянием, а подавляющее большинство педагогов с иррациональным типом мышления (irratio ) имеют симптомы выгорания (ряд на burnout на диаграмме), что подтверждается статистическим анализом с использованием критерия Манна-Уитни. А именно, педагоги с высоким уровнем иррациональности мышления превосходят педагогов с рациональным мышление по степени выраженности профессионального выгорания. Что касается вклада отдельных иррациональных тем или процессов в установленную взаимосвязь рациональности мышления и выгорания, то рассматриваемая выборка не достаточно велика для поиска закономерностей, подтверждаемых статистическим анализом, поэтому мы можем говорить лишь о намечаемых тенденциях. Так можно сказать, что вопреки ожиданиям, больший вклад в эмоциональное выгорание вносят не способы мышления (иррациональные мыслительные процессы), а болезненные для учителей вопросы (иррациональные мыслительные темы), в числе которых особенно выделяются "потребность в достижении" и "потребность в справедливости".

Аналогичные результаты были получены при изучении взаимосвязи самоуважения и выгорания. Отметим, что методика "Шкала самоуважения Розенберга" представляет собой перечень рациональных и иррациональных убеждений в области самоуважения. В этом случае рациональность мышления определяется степенью согласия с рациональными убеждения и несогласия с иррациональными. Следует различать конструкты самопринятия и самоуважения: первый предполагает безоценочное и безусловное принятие себя как уникального существа, в то время как второй – самоуважение – представляет собой когнитивную составляющую гордости, то есть установки, позволяющие искать и находить возможности гордиться собой и развиваться. Именно этот конструкт хорошо согласуется с упомянутыми выше иррациональными мыслительными темами (потребностью в достижении и справедливости).

Математический статистический анализ различий в выраженности симптомов выгорания у педагогов, имеющих рациональные и иррациональные убеждения в области самоуважения, подтвердил предполагаемую взаимосвязь самоуважения и выгорания. А именно, учителя, характеризующиеся низким уровнем эмоционального выгорания, превосходят педагогов с высоким уровнем эмоционально выгорания по рациональности убеждений в области самоуважения.

Установленные взаимосвязи не позволяют констатировать порядок влияния: с одной стороны, иррациональные убеждения обуславливают выгорание, с другой стороны, такое эмоциональное состояние сопровождается изменением установок. Определение характера влияния возможно лишь при лонгитюдном исследовании динамики выгорания у субъектов, имеющих различные иррациональные убеждения и общий уровень рациональности мышления, что может составить перспективу настоящего исследования. В такой модели необходимо будет учесть и другие внутренние детерминанты выгорания, например, безусловное самопринятие, а также организационные, ролевые и профессиональные факторы. Кроме того, формирование синдрома выгорания неразрывно связано с профессиональной адаптацией, которая в свою очередь определяется не только установками, но и индивидуальными особенностями обработки информации.

Однако даже на этом исследовательском этапе возможно, опираясь на когнитивистское представление о первичности установок по отношению к эмоциональным состояниям, организовать профилактическую работу с учителями. Психологическая помощь в этом случае должна содержать элементы психологического просвещения в области симптомов выгорания и его последствий, психодиагностику факторов выгорания, в том числе и самодиагностику, а также рекомендации по профилактике в зависимости от индивидуальных особенностей синдрома выгорания (преобладания отдельных фаз и симптомов) и причин его возникновения.

Сама форма индивидуального консультирования и групповой работы в рамках рационально-эмотивного подхода прозрачна и привычна педагогам: психолог предстает в роли учителя , который пытается привить клиенту навыки использования информации, логики или рассуждений с целью коррекции ложных толкований и иррациональных мыслей, считающихся основой эмоциональных расстройств. Когнитивный подход позволяет быстро выявлять самые важные когнитивные, эмотивные и поведенческие аспекты тех нарушений, которые имеются у людей, и показывает им, как активно искоренять и изменять присущие им тенденции самосаботажа. Практика сотрудничества с институтом последипломного образования показывает, что фактор времени наступления первых заметных изменений в эмоциональном состоянии имеет большое значение при оказании адресной помощи педагогическому коллективу, поэтому важным аргументом в пользу применения рационально-эмотивного подхода может быть не только прямая связь между выгоранием и иррациональностью, но и краткосрочный характер такого консультирования.

РЭПТ характеризуется разнообразием техник и методов, но, пожалуй, наиболее известной является А-В-С модель. В модели A-B-C элемент A (activating ) соответствует активирующему событию или переживанию; B (beliefs ) - системе убеждений индивида; C (consequences ) - последствиям. Рассмотрим пример из педагогической практики. Допустим, одна из учениц класса нарушает дисциплину и ведет себя вызывающе. Для ее молодой учительницы это будет активирующее событие – А. Учительница думает: "С компетентным педагогом такое происходить не должно. Все мои ученики будут считать меня некомпетентной. Это будет ужасно. Я никогда не смогу вернуть их уважение". Эти мысли соответствуют части B (система убеждений) модели. Далее, отталкиваясь от этих мыслей, а никак не от активирующего события, возникает раздражение или разочарование, соответствующие части C (последствия) модели. Таким образом, событие не является непосредственной причиной негативных чувств и эмоций, а результатом интерпретации события на основе системы иррациональных убеждений – среднего компонента модели A-B-C. Психологическая помощь в таком случае строится на оспаривании иррациональных убеждений (элемент D – disputing ). Например, в обсуждаемом случае можно обратить внимание учительницы на её ложные допущения о безоблачном опыте компетентных педагогов, способах утраты уважения учеников и т.п. В процессе диспута возникают желаемые когнитивные эффекты (элементы cE – cognitive effects ) и эмоциональные эффекты (элементы eE – emotional effects ). Для достижения поведенческих эффектов (элементы bE – behavioral effects ) используются техники, заимствованные из поведенческих подходов, например, проигрывание определенных ролей, домашние задания, произвольное включение в дискомфортные ситуации и т.п.

Таким образом, использование рационально-эмотивного подхода в профилактике эмоционального выгорания учителей предполагает не столько слом привычной модели толкования психотравмирующих педагогических ситуаций, сколько дополнение её рациональными элементами, способными повысить адаптационные возможности организма. По всей видимости, замена одних жестких элементов модели на другие более рациональные, но не менее жесткие и не требуется, так как профессиональная деятельность учителя многогранна и не предсказуема, поэтому приобретение навыка пополнения модели новыми элементами более релевантно педагогическим ситуациям.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: