Тип темперамента каждого ребенка по характерной позе. Общие правила воспитания

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.
Игра и темперамент ребёнка

Темперамент - это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б) Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.
г) Робок, растерян.
Ключ . Если преобладают ответы «а», вы имеете дело
с сангвиническим типом;
«б» - с холерическим;
«в» - с флегматическим;
«г» - с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное - направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения. С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.
Есть только одна проблема - малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

Ребенок-сангвиник - энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача - направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.
Если ваш ребёнок – флегматик

Ребенок-флегматик - медлительный, рассудительный, усидчивый и внешне спокойный. Играет в основном с несколькими любимыми игрушками. Плохо переносит суету и шум. Очень любит покушать и поспать. Во всем старается соблюдать порядок: пьет только из своей чашки, ест своей ложкой, и бывает очень недоволен, если кто-то или что-то нарушает привычный распорядок дня. Разговаривает медленно. Не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Отдает предпочтение уже знакомым и нешумным развлечениям. Не стремится к лидерству, не любит самостоятельно принимать решения. Редко обижается и по натуре очень сговорчив. Обычно такие дети знают много стихов и песен, но не любят новое и с гораздо большим удовольствием вспоминают уже знакомое. Ребенок-флегматик заставляет родителей неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова.
В играх не предоставляйте ребенка самому себе, стимулируйте действия с его стороны, старайтесь заинтересовать. Делитесь с малышом занимательными историями об окружающем мире, развивайте творческое мышление рисованием, лепкой, музыкой, шахматами. Для занятий спортом подойдут те виды, которые не требуют быстрой реакции. Закаляйте ребенка.
Не бойтесь доверять малышу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Чем больше внимания вы будете ему уделять, тем живее он станет реагировать. Вскоре вы удивитесь его интеллектуальной восприимчивости, увидите, как хорошо он воспринимает все, что вы ему говорите или показываете.

Если ваш ребёнок – меланхолик


Для того чтобы иметь начальные представления об особенностях детского темперамента, совсем необязательно быть профессиональным психологом. Наблюдая за поведением своего малыша, уже с первых месяцев жизни становится понятно, какие черты будут превалировать в его характере – скромность или требовательность, альтруизм или прижимистость, покладистость или упрямство. А у дошкольников проявления темперамента становятся ещё более явными.

Родители должны разобраться, каков их малыш - тихоня или драчун, «шустрик» или «мямлик»? Какой темперамент у ребенка и как он проявляется? Знать это важно, так как конфликты и обиды зачастую возникают именно из-за особенностей характера ребят.

Вы ежедневно находитесь рядом со своим ребенком, наблюдаете его в играх, в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Как вы думаете, какую «роль» он примеривает на себя? Попробуйте проанализировать поведение малыша, возможно, вы сможете «увидеть» своего ребенка с другой точки зрения. Зная, как определить темперамент ребенка, вам будет легче заниматься его воспитанием.

Определение типа темперамента у вашего ребенка: дошкольник-флегматик

У ребенка-флегматика уравновешенная, сильная, но малоподвижная нервная система. В раннем детстве детей с таким темпераментом называют «удобными» - плачут редко, спят много, постоянного внимания к себе не требуют. У «тихонь»-флегматиков все реакции как бы нечеткие: если плачут, то негромко, так же негромко смеются, скупы на жесты и движения. Они не сразу отвечают на вопросы, не начнут выполнять дело, пока не будет «внешнего влияния». Детей с таким типом темперамента словно надо подталкивать. Им обязательно нужен «период вхождения в деятельность». Зато все, к чему такой малыш привыкает, становится постоянным, поведение флегматиков очень устойчиво.

Некоторые сложности возникают, когда появляется что-то новое: окружение, режим, требования. Например, при поступлении в детский сад малыш-флегматик должен приспособиться, привыкнуть. В новой обстановке представитель такого детского темперамента ощущает себя неуютно, ему нелегко завести знакомство, да и расстаться с родителями даже на день очень трудно. Но после, когда обстановка станет привычной, ребенок спокойно и без принуждения справляется с новыми «правилами», старательно и аккуратно выполняет все, что требуется.

Основное определение дошкольника с таким темпераментом – «кропотливый труженик»

Но обычно он никогда не бывает первым, ему мешают некоторая замедленность, вялость, пониженная активность. Кроме того, «замедленность реакции» флегматика может привести к лени и равнодушию, ведь эмоции малыш расходует словно вполсилы, ему проще посидеть в сторонке с любимой игрушкой.

Зачастую родители совершают ошибку, стремясь подогнать, поторопить малыша - природная медлительность сына или дочки нервирует взрослых, они начинают сердиться и делать замечания. Помогает это мало, скорее всё наоборот - среди детей с разными темпераментами флегматики чаще всего теряются и даже перестают на эти замечания реагировать. Еще хуже, когда взрослые «из добрых побуждений» стремятся сделать за ребенка то, что ему вполне по силам, - умывают, одевают, убирают игрушки и т. д. Мало того, что малыш не научится быть самостоятельным, он еще и разочаруется в собственных силах.

Если у вашего ребенка такой тип темперамента, ему важно показывать результаты его деятельности, но при этом ненавязчиво контролировать на каждом этапе выполнение работы . Замечательно, если родители будут привлекать ребенка к играм с элементами соревнования, к подвижным командным играм, где требуется научиться преодолевать трудности и побеждать, помогать окружающим и быть отзывчивым.

Большое подспорье для дошкольников с таким темпераментом – одобрение и поддержка его начинании и любых проявлений инициативы со стороны педагогов и родителей.

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени , чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий.

Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность - главные черты меланхолика .

Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний - подавляется и без того малая активность ребенка.

Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента - замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность.

Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе

Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи .

Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции — вовсе не безразличие! Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов.

С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» - с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном.

Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) - маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Индивидуальные особенности темперамента у детей-холериков

Основная характеристика темперамента детей-холериков – «двигатель работает, а тормоза отказывают». Так и с ребенком-холериком: особенность его сильной, но неуравновешенной нервной системы в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У таких детишек быстрая, громкая и порывистая речь, мимика и жесты выразительные, бурная реакция на запреты и неудобства.

Любую информацию ребенок дошкольного возраста с таким темпераментом воспринимает на лету, но так же моментально забывает, в новой обстановке осваивается мгновенно, у него тут же появляются друзья - а через пять минут бесстрашный задира уже конфликтует.

Холерик импульсивен, его плач - это рыдание до истерик, его смех - это хохот до слез. Настроение меняется быстро и непредсказуемо. Дошкольник с таким типом темперамента не сдержан в проявлениях эмоций и при недостатке самообладания может вспылить из-за пустяка - ему нужно «все и сразу». Легко увлекается любым делом, но быстро «остывает» и часто бросает на полпути, так как не терпит однообразия и неусидчив.

Ещё одна особенность детей с таким темпераментом – любовь к подвижным играм, в которых холерики стремятся не только проявить себя, но и «покомандовать» (и детьми, и взрослыми). Любые непредвиденные моменты в игре могут вызвать гнев или страх. Среди других детей холерики выделяются шумливостью и склонностью к вспыльчивости, а нередко к драчливости и даже агрессии. Им очень трудно подчиняться правилам, такие малыши нередко конфликтуют из-за игрушек и, бывает, теряют над собой контроль.

С малышом-холериком разговаривать следует ровным тоном, спокойно, но требовательно, без уговоров . А заодно и малышу прививать правила общения без крика и грубостей, настойчиво повторяя, что просьбы должны быть вежливыми, за грубость и проступки нужно извиняться и т. д.

Без толку сдерживать подвижность малыша или препятствовать его активности. А вот обоснованные требования и четкие правила необходимы. Энергию малыша-холерика родители могут направить в «нужное русло»: спортивные секции, интересное увлечение, спокойные игры, а для развития усидчивости и внимания хорошо помогают занятия рисованием, аппликацией, лепкой. Полезно приучать холерика к посильной домашней работе (и следить, чтобы не отлынивал!) . Очень помогает собственный пример - учите малыша быть наблюдательным, сдержанным, помогите понять, что в жизни важно и рассчитывать силы, и обдумывать решения.

Запреты и наказания холерику не помогут , ребенок попросту игнорирует их и сопротивляется, вплоть до ненависти к «воспитателю». Скорее помогает демонстрация «перспектив» бурной деятельности ребенка и положительная оценка. Запаситесь терпением - это главное в воспитании малыша-холерика.

Какие особенности характера у ребенка-дошкольника с типом темперамента сангвиник

Живой, жизнерадостный ребенок-сангвиник обладает подвижной, сильной и уравновешенной нервной системой. Давая характеристику разным темпераментам у детей, особо стоит отметить общительность и активность сангвиников. Как правило, у них всегда бодрое настроение, они деловиты, внимательны и прекрасно усваивают новую информацию.

Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей, но, если общение становится им неинтересно, так же быстро «замораживают дружбу». Получается, что приятелей у малыша много, а настоящих друзей-то и нет. И задача родителей - постараться воспитать у ребенка такую черту, как постоянство. Тем более что маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится не только к друзьям-товарищам, но и к своим делам, обязанностям. Так широта интересов оборачивается своей «изнанкой»: хватаясь за множество дел сразу, малыш ни одно не может довести до конца.

Дети сангвинического темперамента могут быть и «руководителями», и «руководимыми», они не держат обиды на сердце, быстро забывают неудачи и недолго бывают, расстроенными из-за разных неприятностей. Резкие смены настроения - это не про сангвиников. Основные особенности характера детей с таким темпераментом –жизнерадостность, остроумность и предприимчивость.

На все окружающее такие малыши смотрят с неиссякающим оптимизмом, они послушны, но зачастую не умеют отстаивать свое мнение. Иногда такое поведение приносит им вред - ведь слушают малыши всех подряд, а это может доставить сложности и неприятности.

Так же легко малыши-сангвиники переходят от одного вида деятельности к другому. Вот ребенок катается на качелях, вдруг сорвался и помчался строить замок в песочнице, а через пять минут уже спрятался за скамейкой, чтобы побыть в одиночестве. В таком поведении таится «подводный камень». Малыш быстро устает от «однообразия» и, как только дело ему надоедает, стремится перейти к другому, более привлекательному на данный момент. Например, бросает начатый рисунок «домика», чтобы тут же «нарисовать машинку».

Начатое дело должно быть закончено - это правило постарайтесь помочь усвоить малышу-сангвинику. Для этого перед началом дела сангвинику надо поставить четкую цель, обязательно демонстрировать ребенку результаты его работы.

Обучение упорству и терпению, поддержка и одобрение, подчеркивание «важной роли» малыша в порученном деле-лучшие методы в воспитании ребенка-сангвиника. Вы ведь не хотите, чтобы увлеченность и жизнерадостность превратились в непостоянство и легкомыслие?

И одно важное дополнение. Не бывает «хороших» или «плохих» типов темперамента! И у холериков, и у сангвиников, и у меланхоликов, и у флегматиков есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Мы не можем изменить заложенное природой, но в наших силах помочь выделить сильные черты темперамента и «сгладить» слабые.

Малыш подрастает, его «воспитывают» жизнь и окружающие люди, он учится подражать взрослым, берет пример со сверстников. Кроме того, «чистых», стопроцентных типов тоже нет. Гораздо чаще встречаются смешанные типы, с преобладанием какого-либо темперамента. Вот и обращайте внимание на эти яркие черты, развивайте сильные стороны ребенка Аспекты эмоционального развития дошкольника


  • Развитие ребенка в 10 месяцев: что должен уметь и…
  • Теории происхождения темперамента..................................................................7

    Типы темперамента..............................................................................................16

    Темперамент ребенка. ..........................................................................................19

    Заключение.............................................................................................................20

    Список используемой литературы.......................................................................22

    Введение.

    Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

    Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности в трактовке этих понятий, то в повседневной жизни они тем более употребляются весьма вольно.

    Понятие «темперамент» можно связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно отличаются друг от друга. Прежде всего это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма.

    Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

    Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

    Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

    Цель: 1. Рассмотреть понятие "темперамент".

    2. Изучить свойства темперамента.

    3. Рассмотреть виды темперамента.

    Общее понятие о темпераменте.

    Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

    К динамике психических процессов относятся:

    а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность;

    б) скорость протекания психических процессов;

    в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.

    Различия темпераментов по силе психических процессов выражаются в свойственной данному темпераменту слабости или, наоборот, силе нервных процессов. В связи с этим одни люди реагируют на внешние раздражения импульсивно, стремительно, их реакция всегда характеризуется повышенной тратой энергии. Другие безотносительно к силе раздражителей всегда реагируют вяло, неэнергично.

    Сила психических процессов, характеризующая темперамент, выражается также и в степени их напряженности: у одних людей, даже при большой затрате энергии, психическая деятельность протекает легко, свободно, у других она связана с большим напряжением процессов высшей нервной деятельности.

    Различия темпераментов по скорости протекания психических процессов выражаются прежде всего в степени быстроты соответствующих нервных процессов. У одного человека процессы восприятия и мышления протекают быстро, он отличается хорошей сообразительностью, наблюдательностью; у другого те же процессы протекают медленно, человек часто не поспевает за быстрой сменой обстоятельств, в которых ему приходится действовать. Скорость протекания психических процессов характеризуется также быстротой и легкостью смены одних психических процессов другими: у одних людей переход от одного вида психической деятельности к другому совершается быстро и резко, у других - медленно, размеренно. Одни люди характеризуются также быстротой эмоциональных реакций на различные впечатления, у других эмоциональные реакции возникают медленно и развиваются постепенно.

    По степени эмоциональной возбудимости темперамент характеризуется прежде всего силой или слабостью эмоциональных переживаний. У одних людей чувства и эмоции отличаются глубиной, у других, наоборот, поверхностностью и слабостью. В связи с этим одни и те же раздражители могут вызвать у одних людей сильные чувства и даже аффекты, а у других- лишь едва заметные настроения. Одни люди откликаются на жизненные события всегда с повышенной эмоциональностью, другие, напротив, относятся к окружающим явлениям спокойно. Степень эмоциональной возбудимости характеризуется также относительной устойчивостью эмоциональных переживаний. У одних людей эмоции устойчивы и текут размеренно, у других они порывисты, неустойчивы, легко переходят в противоположные состояния.

    Темперамент характеризуется также особенностями внешнего выражения эмоциональных переживаний. В зависимости от темперамента люди внешне совершенно различно проявляют свои эмоциональные переживания: одни отличаются богатой и выразительной мимикой, у других она бедная и маловыразительная; одни не выявляют наружу охватывающих их чувств, у других их эмоциональные переживания резко выражаются в словах и движениях. Эмоциональная возбудимость выражается также в характере движений человека; например, у одних людей походка быстрая, торопливая, у других спокойная, медленная.

    Теории происхождения темперамента.

    Термин темперамент происходит из латинского temperamentum (надлежащее соотношение частей, соразмерность).У Гиппократа он звучит как «красис»».

    Гален (II в. н. э.), дал первую развернутую классификацию темперамента, основанную все на гуморальных представлениях Гиппократа о «краснее». Она включала 13 типов тепмерамента. С его точки зрения, преобладание желтой желчи (лат. chole - «холе») свидетельствует о холерическом темпераменте, крови (sanguis -«сангвис») - о сангвиническом, черной желчи (melanos chole - «ме-ланос холе») - о меланхолическом, а слизи (phlegma - «флегма») -о флегматическом темпераменте. Правда, психологическая характеристика этих типов темперамента у Галена была небогатой, но со временем она все больше расширялась.

    Так, Иммануил Кант сангвинический и меланхолический типы рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический - темпераменты действия (с современных позиций первые два характеризуются повышенной эмоциональностью, а вторые - повышенной активностью). По Канту, сангвиник - веселый и беззаботный человек, меланхолик - мрачный и тревожный, холерик - вспыльчивый и активный, но не на долгое время, флегматик- хладнокровный и ленивый.

    В связи с этим Вильгельм Вундт писал, что в будничных радостях и горестях жизни надо быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, затрагивающих наши интересы, - холериком, а в исполнении принятых решений -флегматиком. К сожалению, это совершенно не выполнимо.

    Надо отметить, что понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от нынешнего. Психологические характеристики тогда почти отсутствовали. В основном древние врачи вели речь об организме и даже об отдельных органах.

    Например, Гален говорил о темпераменте частей тела - сердца, печени, мозга.

    Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии привело к новшествам в объяснении типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд ученых, помимо физических свойств крови; положил в основу разделения различие тканей и ширину просвета сосудов.

    Эта теория несколько в измененном виде сохранялась вплоть до конца XIX - начала XX в. Например, П. Ф. Лесгафт (1910) считал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет ширина просвета и толщина стенок сосудов.

    Другое анатомическое направление в объяснении типов темперамента касалось строения центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу последних в величине мозга и толщине нервов, другие - в специфике их функционирования.

    Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для физиологии и психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основной фактор различий в темпераменте - возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Его ученик Г. Врисберг связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. По его мнению, холерическо-сангвинический темперамент обусловлен крупным мозгом, «сильными и толстыми нервами» и высокой возбудимостью органов чувств. Идея о том, что специфика темперамента связана с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы, так или иначе прослеживается в учениях многих философов, анатомов и врачей XIX в.

    Известный в свое время анатом И. Генле (J. Henle, 1876) предложил оригинальную и, надо признать, представляющую интерес и в настоящее время теорию темпераментов. Он.исходил из «тонуса» нервной и мышечной систем (или, как сейчас говорят, уровня активации покоя). С точки зрения этого ученого, тонус нервной системы у разных людей различен. Чем он больше, тем легче возбуждается человек, тем меньшее прибавочное раздражение требуется для того, чтобы вызвать в нем соответствующие ощущения, чувства или действия. Невысокая степень тонуса свойственна флегматикам - этим обусловлена общая вялость их движений, эмоциональная невозбудимость, слабость мимики, медленность походки и т. д. Благодаря малой двигательной активности у них наблюдается обильная эксу-дация питательных жидкостей в ткани тела и значительное отложение жира. Сангвиники и холерики отличаются легкой возбудимостью, однако у первых возбуждение проходит так же быстро, как и возникло, а у вторых оно сохраняется дольше, от чего зависит постоянство и глубина их чувствований и настойчивость поступков. Меланхолический темперамент характеризуется, с точки зрения Генле, несоответствием между сильными, глубокими чувствами и плохо развитой склонностью к деятельности.

    Близка к этой теории и попытка французского философа А. Фулье (A. Fouillee, 1901) построить теорию темпераментов на основе учения об обмене веществ в организме. То, что Генле называет тонусом нервной системы, по мнению Фулье, сводится к большей или меньшей напряженности процессов распада и восстановления веществ в тканях тела, особенно в центральной нервной системе (т. е. к тому, что сейчас называют интенсивностью обменных процессов). По Фулье, в одних случаях преобладают процессы распада энергоисточников, в других - процессы восстановления.

    Ряд русских ученых тоже придерживался гуморально-эндокринной теории происхождения типов темперамента. П.П. Блонский (1927) считал, что особенности поведения человека зависят оттого, насколько уравновешенно и согласованно работают симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

    Попытки построить классификацию типов поведения человека, принимая в расчет повышенную или пониженную деятельность отдельных желез внутренней секреции, предпринимали Н. А. Белов (1924), Б. М. Завадовский (1928). По мнению Б. М. Завадовского, различия в темпераментах обусловлены взаимодействием щитовидной и надпочечной желез: у сангвиника их активность высока, у флегматика - слаба; у холерика - слабая активность щитовидной железы, но сильная надпочечников; у меланхолика - наоборот.

    Известна также химическая теория темперамента, выдвинутая в 1920-е гг. У. Мак-Дауголлом, близкая по сути древней гуморальной концепции. Тогда же японский психолог Т. Фурукава указал, что основным методом диагностики темперамента служит определение химического состава крови.

    1. Конституциональные теории темперамента.

    Эти теории направлены на выявление связи между строением тела человека и его психическими свойствами, его характером.

    1. Типология Э.Кречмера (1921) - указывал, что люди, обладающие определенным типом телосложения, имеют наследственную предрасположенность к определенным психическим заболеваниям.

    Он выделяет 4 типа телосложения: лептосоматик, пикник, астеник, диспластик. В соответствии с ними 3 типа темперамента: шизотимик, цикломатик, иксотимик.

    2. Концепция темперамента У.Шелдона (соматотип) сформулирована в 40-х гг. в США.

    Основное положение - тело и темперамент - это два параметра одного и того же объекта - человека. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из существования соматотипа - типа телосложения и описывал их с помощью трех основных параметров: эндоморфия, мезоморфия, эктоморфия и выделяет соответственно им три типа телосложения. Эти типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента: висцеротоники, соматотоники, церебротоники.

    2. Факторные теории темперамента.

    Голландцы Г.Хейманс и Е. Вирсме разработали вопросник 90 вопросов и исследовали 2500 человек. На основе материалов исследования они выделили три основные биполярные характеристики темперамента:

    1. Эмоциональность - отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.

    2. Активность - пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, школе, дома, при проведении досуга.

    3. Первичная функция - вторичная функция.

    Индивиды с первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект быстро угасает. Индивиды с вторичной функцией - первичная реакция на раздражитель слабая, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время.

    Люди с первичной функцией (экстраверты по Айзенку) оцениваются как импульсивные, легко примиряющиеся, находящиеся в постоянном движении, шутливые, поверхностные, с легкостью устанавливающие контакт с окружающими. Индивиды с преобладанием вторичной функцией (интроверты) - серьёзные, педантичные, спокойные, выдержанные, замкнутые, педантичные, добросовестные, склонные к депрессии.

    В результате соответствующего комбинирования этих характеристик получается восемь различных типов темперамента.

    В настоящее время общепринятыми считаются теории темперамента, учитывающие много факторов при его описании и типологии.

    Итак, темперамент понимается как составная часть личности. Он трактуется как характерная для данного индивида совокупность психических свойств, определяющих присущий ему способ взаимодействия с окружающей средой.

    В то же время представляет особый интерес вопрос о существовании возможной зависимости между темпераментом и личность, т.е. о влиянии темперамента на формирование личности ребенка.

    Здесь выделим ряд следующих положений (по Стреляу):

    1. Проявления темперамента непосредственно влияют на обращение с ним окружающих, что оказывает косвенное воздействие на формирование его личности.

    2. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются уже в раннем онтогенезе, не могут быть безразличными для окружающих. Так, младенец, который много плачет, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок спокойно лежащий. К ребенку, который на любую новую ситуацию реагирует страхом и бегством, родители применяют иные воспитательные меры, чем к ребенку, проявляющему в подобных ситуациях интерес и любопытство.

    3. Свойства темперамента - определяют способ воспитания и обращения с ребенком -опосредованно влияют на образование познавательных и деятельностных структур или мотивов поведения.

    4. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания.

    5. Несмотря на одинаковые влияния среды (воспитательные воздействия), каждый индивид обладает особой, неповторимой личностью.

    Темперамент является одним из факторов дифференцирующим личности у детей. Один и тот же воспитательный прием (наказание) может оказывать разное влияние, т.к. у детей с разным темпераментом разные реакции на стимулы одинаковой силы. Это проявляется в том, что свойства темперамента наряду с другими факторами определяют необходимую ребенку интенсивность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности.

    6. Существует тенденция к предпочтению индивидом ситуаций и действий, характеризующихся определенным уровнем стимуляции, обусловленной темпераментом.

    7. Высокореактивные индивиды предпочитают ситуации и способы поведения с небольшим количеством раздражителей, тогда как низкореактивные ищут ситуации и организуют своё поведениетак, чтобы они были богаты стимулами. Ребенок, который постоянно предпочитает те или иные ситуации и действия, избегая других, со временем вырабатывает в себе определенные навыки и стереотипы поведения. Они распространяются на различные ситуации и формы поведения, могут сформироваться как соответствующие особенности личности.

    Особенности и свойства темперамента.

    1) Свойства универсальны и проявляются во всех сферах деятельности.

    2) Проявляется с раннего детства.

    3) Мало изменяется в течении жизни, устойчив.

    4) Зависит от свойств нервной системы.

    5) Каждое свойство выполняет определенные приспособительные личностные функции в деятельности.

    6) Свойства образуют определенный симптома-комплекс свойств у каждого человека.

    И.П.Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы).

    Этими свойствами являются:

    1. сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Они характеризуются выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

    2. уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;

    3. подвижность, как показатель быстроты смены процессов возбуждения и подвижности;

    Идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали отечественные ученые Е.М. Тепловым, В.Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психофизиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы:

    1. лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;

    2. динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов;

    3. концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей.

    Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы. При этом выделены следующие психические свойства:

    1. активность, показывающую, насколько активен человек в преодолении препятствий в своих действиях, поступках (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений);

    2. сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

    3. регидность(пластичность) - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертности, косность, нечувствительность к изменению условий;

    4. экстра-интро-вертированность - направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события (экстра-). Направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли (интро-);

    5. тип реакции - скорость протекания психических процессов и реакций;

    6. реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

    Типы темперамента.

    Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

    1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

    2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям(интроверсия).

    3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

    4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

    В отдельных видах темперамента происходит "смешение" рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

    Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

    1. Сангвинический темперамент.

    И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: "Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым".

    Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

    2. Холерический темперамент.

    "Холерический тип, - отмечает И. П. Павлов, - это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу".

    Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

    При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

    3. Флегматический темперамент.

    "Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни".

    Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

    4. Меланхолик (меланхолический темперамент) - слабый тип высшей нервной деятельности, для которого характерны слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность; такие лица застенчивы, сдержанны, нерешительны, неуверенны в себе, у них часто подавленное настроение, глубокое переживание даже незначительных событий в жизни.

    Темперамент ребенка.

    Дети значительно отличаются друг от друга своим темпераментом, причем эти различия проявляются с момента рождения. Их диапазон необыкновенно широк.

    Так, Бриджер и Берне обнаружили достоверные индивидуальные различия в изменении частоты сердечных сокращений у младенцев в ответ на прикосновение. Различались также реакции младенцев на разнообразные способы успокоения после воздействия стрессогенных стимулов. В других исследованиях были показаны различия в поведении при сосании, различия в характере зрительных реакций, а также в характеревыработки условных рефлексов.

    Лонгитюдное исследование, выполненное Томасом с соавторами в Нью-Йорке, показало, что дети достоверно различаются по следующим характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение, динамика процессов выделения и т. д.). Дети также отличаются по способности к адаптации (то есть тем, насколько легко меняется ихповедение в ответ на изменившиеся обстоятельства окружающей среды) и по интенсивности своих эмоциональных реакций (например, обнаруживая свою радость громким смехом или спокойной улыбкой, а неудовольствие

    Криком или просто жалобой).

    Дети отличаются также тем, идут ли они навстречу контактам или, наоборот, избегают их. Стиль поведения детей, оцененный с помощью такого подхода, сохраняется примерно на протяжении года, однако указанные характеристики ни в коей мере не являются фиксированными навсегда и в более длительных масштабах времени претерпевают заметные изменения.

    Заключение.

    Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

    Принято выделять следующие свойства темперамента.

    Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции.

    Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук).

    Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д.

    Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.).

    Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений.

    Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.

    Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

    Какой темперамент лучше? Такая постановка вопроса является принципиально неправильной. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны.

    Так, холерики могут сосредоточить большие усилия в течение короткого промежутка времени. Они быстро загораются и так же быстро гаснут. Им не хватает выдержки для длительной, кропотливой работы. Быстро охватив какую-то проблему в целом, они не всегда способны к подробной детализации различных ее аспектов.

    Сангвиники, как большие оптимисты, быстро находят контакт с людьми, привлекают внимание других своими веселым нравом, легко дают обещания и так же легко забывают о них. Их повышенная работоспособность хорошо проявляется обычно в начале деятельности, но вскоре могут наступить усталость и потеря интереса.

    Флегматики, нередко хладнокровные люди, в противоположность холерикам, не могут быстро оценить обстановку и принять правильное решение, но зато обладают способностью добиться успеха упорным и кропотливым трудом.

    Меланхолики, характеризующиеся слабой возбудимостью, но глубиной и длительностью эмоций, обычно медленно входят в работу, вначале могут быть медлительными и пассивными, но обладают большой выдержкой. Их трудоспособность постепенно повышается и достигает максимума к середине или концу рабочего дня.

    Список литературы.

    1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999.

    2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

    3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.

    4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с.

    5. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

    6. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

    7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

    8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

    9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

    10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996.

    11. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – М., 1992.

    12. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – М., 1998.
    13. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос,2001.
    14. Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.


    Темперамент во многом определяет поведение ребенка, способности к обучению и развитию, реакции на внешние раздражители. Зная темперамент ребенка, родители могут выбирать наиболее подходящие для него игры и методики обучения, правильно реагировать на проявление его чувств и эмоций – радости, гнева, страха, восторга, усталости и т.д. Что нужно знать родителям о темпераменте своего ребенка?

    Что такое темперамент ребенка и чем он определяется?

    Почему одни дети с удовольствием собирают конструкции из кубиков в полной тишине, а другим необходимо носиться по квартире, расшвыривая все на своем пути? Почему одни дети в шумной компании чувствуют себя как рыба в воде, а другие стараются отойти в тихий уголок, чтобы играть в полном одиночестве? Все детки разные, и в данном случае речь идет о детях с различными темпераментами.

    Темперамент ребенка , или его тип высшей нервной деятельности, является врожденной устойчивой характеристикой и редко меняется по мере взросления ребенка. Темперамент определяет интенсивность нервных процессов человека, особенности баланса между возбуждением и торможением, уравновешенность и скорость смены настроения.

    Что влияет на формирование темперамента ребенка ? Так как темперамент не формируется в течение всей жизни, а является врожденной характеристикой человека, то и внешние факторы на него существенно повлиять не могут. Обычно ребенок наследует темперамент мамы или папы, либо в нем проявляются черты обоих родителей в равной степени.

    С какого возраста проявляется темперамент ребенка ?

    Темперамент ребенка начинает проявляться с самого рождения. Это выражается в той скорости, с которой малыш переходит от улыбки к плачу и наоборот, в его реакции на близких и малознакомых людей и даже в том, насколько быстро и легко ребенок засыпает. Но все это в значительной мере связано и с физиологическим состоянием малыша, поэтому точно определить темперамент ребенка можно только в период начала становления его личности – около трех лет.

    Типы темпераментов в психологии

    В классической психологии различают четыре основных типа темперамента:

    • Cангвиники. Характеризуются живостью, возбудимостью, быстрой сменой настроений и легкостью в переживании неудач.
    • Холерики. Также как и сангвиники, холерики отличаются быстротой нервных реакций, возбудимостью, резкой сменой настроений, но при этом они неуравновешенны и склонны к длительным переживаниям.
    • Меланхолики отличаются медлительностью нервных реакций, длительностью перехода из одного настроения в другое. Легко ранимы и долго переживают любые, даже незначительные, неприятности.
    • Флегматики, также как и меланхолики, характеризуются медлительностью нервных реакций. При этом они невозмутимы, уравновешены, слабо подвержены влиянию внешних факторов.

    Темперамент ребенка и особенности воспитания

    Определив темперамент ребенка и зная его позитивные и негативные свойства, родителям будет проще воспитывать и обучать малыша.

    Ребенок – сангвиник…

    …обычно подвижен, активен, доверчив, спокойно и доброжелательно относится даже к малознакомым людям, страстно увлекается каждым новым делом. Дети-сангвиники, как правило, довольно быстро начинают говорить, они красноречивы и общительны. Ребенок-сангвиник доверчив и открыт, ему крайне важно мнение окружающих. Он готов совершать необдуманные поступки, чтобы заслужить похвалу. При этом и критику малыш воспринимает вполне спокойно, легко переживает неудачи, быстро забывает обиды. Вообще ребенок-сангвиник в раннем детстве причиняет родителям минимум неудобств – он жизнерадостен, легко увлекается любой предложенной игрой и быстро успокаивается, даже если что-то его расстроило.

    Недостатком детей-сангвиников является непостоянство. Увлекаясь новой для себя деятельностью, ребенок может буквально «свернуть горы», но надолго запала обычно не хватает.

    Как помочь ребенку не бросать начатое дело? Ругать и критиковать малыша бесполезно – дети-сангвиники не будут долго переживать и обижаться, а просто забудут о неприятном разговоре. А вот искренняя похвала за дело, доведенное до конца, может быть очень сильной мотивацией. Поощрить ребенка можно не только ласковым словом или объятием, но и добавлением нового «почетного значка» в таблицу успехов, вывешенную на самом видном месте.

    Воспитывая ребенка-сангвиника, родителям следует общаться с ним на равных, не допускать в общении с малышом снисходительного тона, строить отношения исключительно на взаимоуважении, а не на непререкаемом родительском авторитете.

    Ребенок-холерик…

    …активен и подвижен, красноречив и убедителен, решителен и целеустремлен. Дети-холерики часто успешны в обучении, они настойчивы, выразительны, общительны.

    При этом дети-холерики злопамятны и агрессивны, подвержены частой смене настроения и тяжело поддаются убеждению.

    В детстве ребенок-холерик часто капризничает, плачет, кричит без видимой причины и устраивает оглушительные истерики. Он быстро утомляется, но тяжело засыпает. Такие дети, как правило, не реагируют на запреты, они часто ссорятся со сверстниками и обижаются на взрослых. При этом ребенок-холерик редко бывает одиночкой: ссорясь с приятелями и задирая их, он, тем не менее, всегда остается в центре внимания и часто становится в компании лидером.

    Если темперамент ребенка – холерик, в детстве он может доставлять родителям множество неприятностей из-за своей вспыльчивости и раздражительности. Родителям приходится постоянно сдерживать ребенка, направлять его энергию в мирное русло, занимать его различными игровыми или развивающими активностями. И это дает положительный эффект: увлекаясь новым занятием, ребенок-холерик прилагает все усилия и добивается потрясающих результатов.

    Очень полезны для ребенка-холерика занятия спортом: спорт позволяет выплескивать избыток энергии, стабилизирует нервную систему. Кроме того, амбициозные и целеустремленные дети-холерики обычно достигают высоких спортивных результатов.

    Ребенок – меланхолик...

    …мягок, доброжелателен, склонен к проявлению сочувствия, чувствителен и сердечен.
    Вместе с тем ребенок-меланхолик очень раним и застенчив, не уверен в себе, легко поддается чужому влиянию, с трудом переживает критику и обиды.

    В детстве ребенок-меланхолик капризен и плаксив. Дети-меланхолики очень «ручные», ни на шаг не отпускают родителей и боятся посторонних. Они очень быстро утомляются, особенно от общения с большим количеством людей.

    Взрослея, ребенок-меланхолик становится стеснительным и обидчивым. Любая мелочь способна вывести его из равновесия, любая критика воспринимается как трагедия. Меланхоликам сложно дается обучение, так как они рассеянны, быстро устают и отвлекаются. Зато именно среди меланхоликов встречается самый большой процент творческих натур.

    Воспитывая ребенка с меланхолическим темпераментом, следует ограждать его от стрессовых ситуаций. Утомляясь при играх и общении со сверстниками, переживая критику и обиды, ребенок стремится домой, как в убежище, и он должен твердо знать: «Мой дом – моя крепость!», быть уверен, что дома его поймут и защитят.

    Для ребенка-меланхолика особенно важны любые проявления родительской любви: ласковые слова, объятия, поцелуи, маленькие семейные традиции, такие, как совместные прогулки по выходным или сказки на ночь.

    Если учеба дается ребенку с трудом, не ругайте и не критикуйте его. Дети-меланхолики очень стараются достичь успехов, но им не всегда это удается из-за рассеянности и повышенной утомляемости.

    Зато в творчестве потенциал ребенка-меланхолика проявляется в полную силу. Помогая ребенку подобрать хобби, нужно, конечно, ориентироваться на его интересы. Выбор достаточно широк: это может быть скульптура или музыка, живопись или рукоделие, танцы или художественная гимнастика – главное, чтобы занятие доставляло ребенку удовольствие.

    Ребенок-флегматик…

    …миролюбив и уравновешен, стрессоустойчив, рассудителен, обаятелен и целеустремлен. Добивается своего при любых обстоятельствах, одинаково спокойно относится как к критике, так и к похвалам.

    С другой стороны, ребенок-флегматик инертен и малоподвижен, упрям и консервативен, с трудом принимает решения и не склонен к яркому проявлению эмоций.

    Ребенок-флегматик не доставляет родителям хлопот: он мало капризничает, ему не требуется постоянное внимание, он спокойно играет один. Единственное, что может беспокоить родителей ребенка-флегматика – низкая адаптируемость малыша. Он с трудом привыкает к детскому саду и вообще к новому режиму, ему не нравятся новые блюда и новые товарищи. Но, привыкнув к изменениям, ребенок-флегматик становится столь же спокоен и невозмутим, как прежде.

    Обучение ребенка-флегматика продвигается медленно, но верно. Информация, хоть иногда и запоминается с трудом, остается в голове малыша чуть ли не на всю жизнь. Кроме того, флегматики обычно обладают огромным потенциалом в сфере точных наук, легко решают логические задачи.

    Родителям, воспитывающим ребенка-флегматика, не нужно торопить малыша. У него все получится, пусть и не сразу! В своем неторопливом и размеренном темпе он способен не только догнать своих более энергичных сверстников, но и оставить их далеко позади.

    Если ребенок проявляет склонность к спорту, обратите его внимание на дисциплины, требующие точности и выносливости. Также многие дети-флегматики увлекаются шахматами.

    Каким бы темпераментом ни обладал Ваш ребенок, главное – слушать и слышать его, учитывать его мнение и интересы. Желаем Вашим малышам новых успехов и побед!

    Инструкция

    Этот тип темперамента отличается неуравновешенностью, агрессией, высокой возбудимостью. Дети – решительны и бесстрашны. Они часто самостоятельны, всегда знают, чего хотят. Они не любят одиночества, а в компании стремятся быть лидерами. Правильное воспитание должно проявить в таком ребенке инициативу, увлеченность и организованность. Холерики быстро включаются в игру, но также быстро им она надоедает. Поэтому важно занять такого ребенка активными, подвижными играми. Но игры должны быть непродолжительными, с большим и резким выбросом энергии. Это может быть футбол, баскетбол, ритмичные танцы, соревнования. В воспитании таких детей нужно быть спокойными и терпеливыми. Читайте ему добрые и спокойные книжки, не ругайте его, а объясняйте, что его поступок был плохим и неприятным для окружающих.

    Сангвиник

    Этот тип темперамента отличается непостоянством. Ребенок – сангвиник легко и быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эти дети любознательны, дружелюбны, активны, жизнерадостны. Они не обидчивы, быстро забывают обиды и перестают плакать. Такой ребенок легко заводит новых друзей, любит компании, поэтому можно предложить ему коллективные игры. Это могут быть танцы, футбол, волейбол и т.д. В силу большой подвижности ребенка – сангвиника не стоит отдавать его в «сидячие» кружки. Дети – несобраны, часто рассеяны и несерьезны, но правильное воспитание поможет родителям проявить в нем целеустремленность в учебе. Для привлечения внимания к учебе родителям такого ребенка нужно много заниматься индивидуально: читать книжки, смотреть развивающие мультфильмы, собирать конструкторы.

    Флегматик

    Этот тип темперамента отличается спокойствием и неторопливостью. Такие дети молчаливы, медлительны, спокойны к происходящему вокруг. Они любят постоянство: одни и те игрушки, своя личная посуда, хорошо знакомые люди. Фантазия таких детей развита слабо, поэтому не стоит оставлять ребенка самому себе, нужно постоянно заинтересовывать его новыми занятиями. Дети – мало двигаются, любят поспать. Из-за этого спортивные игры их мало интересуют. Но такие дети упорные, всегда добиваются своих целей. Они стабильны, хорошо запоминают все новое. Такие дети усидчивы и поэтому для них подойдут такие занятия как рисование, лепка, аппликация, вышивание, музыка или бальные танцы. Флегматиков очень трудно заинтересовать чем-то новым, но они с удовольствием играют в то, что хорошо знакомо.

    Меланхолик

    Этот тип темперамента отличается задумчивостью, непонятностью, замедленностью. Такие дети быстро устают, они малоподвижны, с трудом переключаются с одного занятия на другое. Если у ребенка – меланхолика плохое настроение, то это надолго. Если его обидеть, то он будет долго плакать и глубоко переживать. Меланхолики бояться чужих людей и незнакомых обстоятельств. Но, привыкнув, с удовольствием общаются со сверстниками. Такие дети мягкие по характеру, отзывчивые, открытые. Им подойдут спокойные игры и занятия. Они полюбят спокойные фильмы или передачи про животных, чтение книг, лепку или рисование. Такие дети в будущем могут писать стихи, которые будут наполнены совсем недетскими мыслями. Дети – любят одиночество, часто играют одни. Родители должны уделять им много внимания и заботы, дарить тепло и любовь.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: