Почему нам трудно сделать выбор

Хочу – не хочу? Надо мне это – не надо? Могу я это сделать – не могу? Может, все-таки этот вариант – или тот? А может, ну его, ничего не хочу, не могу, не надо… Внутри смятение, растерянность, тревога. Рой мыслей, шквал эмоций, море ощущений. А всего-навсего человек делает выбор.

С чем же связаны такие трудности? Попробуем разобраться, в каких основных моментах мы встречаем препятствия.

1. Наши желания. Истинные или неистинные

Для того чтобы сделать выбор, нужно осознать свои потребности, которые мы хотим удовлетворить. Это непростой вопрос, потому что на поверхность сознание может выдавать совсем другие желания.

Сначала на уровне ощущений возникает какой-то импульс, потом он все больше оформляется и превращается в желание. И вот мы уже хотим чего-то. Мы это можем осознавать или не осознавать. Внешняя среда своими стимулами может помогать прийти к его осознанию, а может, наоборот, уводить от этого понимания. Если все-таки удаётся дойти до истинного желания – это здорово!

В большинстве же случаев мы не осознаем, чего хотим. А то, чего хотим, может легко подменяться. Часто услышать собственные желания мешает наш прошлый опыт, наши ценности, установки, влияние и мнение окружающей среды, наши роли, которые мы стремимся качественно выполнять, и желание быть хорошим для всех.

Необходимо очень внимательно и чутко относится к своим импульсам, ощущениям в теле, слышать себя, чтобы понимать, чего же мы хотим в действительности. Чаще всего бывает так, что терзания больше свойственны тем, кто не знает в точности, чего он хочет.

2. Трудности осуществления выбора

Однако есть ещё одна трудность – борьба выборов, основанная на конфликте. Такое бывает в ситуации, когда выбор осуществляется между несколькими вариантами, которые нам нравятся, и трудно определить, какой больше. Или же когда ни один из вариантов нас не устраивает, но нужно выбрать то, что будет наиболее выгодным и полезным для нас. Если на первом этапе мы определили, чего же все-таки мы хотим, тогда на основании любого способа можем выбрать, что более всего соответствует нашему желанию.

Иногда трудность сделать выбор связана с конфликтом между «хочу» и «должен».

С одной стороны, нужно бы сделать, что хочется, а с другой стороны – нужно соответствовать ожиданиям других людей и сделать, как «надо». Данная борьба мотивов часто может приводить к тому, что выбор делается в ущерб своим желаниям из-за боязни быть отвергнутым, непринятым, осуждаемым другими.

3. Выбор способа для принятия решения

Появляется ещё одна трудность – а как выбрать из множества вариантов, которые предлагаются или, может, не видны нам? Вот у нас есть желание (истинное/неистинное), мы ищем способы удовлетворить его. Мы можем принимать решения импульсивно:

«А, пусть будет так!» А можем долго взвешивать разные аргументы «за» и «против», основываться на рациональных выводах, обозначать критерии и по ним ориентироваться, искать преимущества и недостатки.

Можно опираться на собственную интуицию, начать прислушиваться к своим ощущениям, чувствам, представляя каждый вариант поочерёдно. Или использовать различные подсказки – спрашивать у других людей, советоваться с экспертами. А некоторые могут использовать иррациональные способы, где снимается ответственность за осуществление выбора – подбрасывание монетки, гадание на кофейной гуще, поход к астрологу и т.д. Конечно, всегда есть вариант ничего не менять и оставить все, как есть. Однако путь не выбирать сейчас может вызывать только большее напряжение и еще больше затруднить жизнь.

В любом случае, на что бы мы ни опирались при выборе, важно научится следовать варианту, который мы все же выбрали, а не застревать между выбранным и не выбранным. Хотя для некоторых это совсем не просто…

4. Сомнения

Попробуем рассмотреть, что же такое сомнения. Разделив это слово на составные части – со-мнения – можно заметить интересные моменты. Часто в этом «со» слышатся мнения разных людей: родителей, учителей, подруг, друзей, иногда и социальных нормативов и правил. А за всем этим многоголосьем внутренний голос и своё мнение услышать очень сложно. Это заставляет постоянно задаваться вопросами: «А правильно ли я сделал?» «А будет ли мне хорошо с таким решением?» «А что подумают обо мне другие?» и т.д.

Собственные рациональные мысли – выгодные, правильные, выверенные, которые идут в разрез с тем, чего хочет наша душа, чего хочет наше тело. Тогда побеждает тот, у кого больше сил и средств повлиять на решение…

5. Выбор сделан.

Принятие ответственности за выбор Когда выбор уже сделан, важно признать и принять на себя ответственность за это действие и следовать выбранному пути. Для конкретного проживания сделанного требуется полная включённость в тот или иной выбор физически, эмоционально, мысленно и духовно. А ведь часто ой как не хочется этого делать.

Здесь возникает ещё одно препятствие для успешного удовлетворения своей потребности. Вместо того чтобы всецело погружаться в своё решение, прикладывать усилия, тратить ресурсы на взращивание реализуемого варианта, человек продолжает жить в воспоминаниях, грезить иллюзиями, фантазиями — что при выборе другого варианта все было бы иначе… Тем самым лишая себя возможности получить удовольствие, успокоение и радость от сделанного.

Как бы то ни было, любой выбор мы делаем сами. Решение может зависеть от сложившихся обстоятельств, от окружающей среды, от наших знаний и возможностей. Однако на что бы мы ни опирались, чем бы ни пользовались, к кому бы ни прислушивались, совершая этот выбор, – нам потом жить с результатами и нам же за них отвечать!

При этом помните, что выбор мы делаем всегда в актуальной ситуации, и он не фатален, потом всегда можно выбрать что-то другое. Через какое-то время все может измениться, у нас появятся новые знания, возможности, желания, обстоятельства, будет другая ситуация в мире, в окружении. Мы изменяемся, и выборы наши меняются. Это просто ход нашей жизни.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Вопрос : Добрый день. У меня такая болезнь. Когда надо решить одно или другое, и ты взвесил все «за» и «против», и получается 50/50. Но ты знаешь, что возможно, что-то ты не учел. И никак не понять как решить правильно. Потому, что как только решишь одно, сразу получится, что именно тут 70 «против». И что бы ты не решал, даже совсем простое, так и получается. И перед тем как найти правильное решение ты долго мучаешься, думаешь, рассчитываешь и все никак. Вот я вижу — другие как-то выше этого, решили и все и не задумываются, а я глубоко залезаю и каждое решение вымучивается. Как это можно вылечить?
Юра, Санкт-Петербург.

Ответ : Юра, обратила внимание, что Вы говорите о себе «ты». Попробуйте рассказать все это заменив «ты» на «я», что меняется?

Выбор сам по себе предполагает «да» одному и «нет» другому, одно принято, другое отвергнуто. Отвергаете ли Вы второй вариант, когда решение о первом принято? Когда я выбираю себе мужа, я тем самым отвергаю всех остальных мужчин на эту роль, если отвержения нет, то можно сколь угодно долго менять мужчин, а выбор так и не совершить.

Способность совершать выбор дает человеку свободу и ответственность за свою жизнь. Вы говорите про 50/50 «за» и «против»и одновременно ищите «правильное» решение. Вероятно, Вы предполагаете, что точно есть и главное его найти. И одновременно Вы видите и плюсы и минусы каждого решения, взвешивая оба. Свобода здесь в том, что Вы вольны делать тот или иной выбор. И есть ответственность, принимаете ли Вы все последствия сделанного выбора? То есть, если я получила права и езжу за рулем, то готова к тому, что попаду в аварию. При вождении машины много лет и далеких расстояниях — это штатная ситуация, предусматриваемые «минусы» вождения. Делая выбор водить, я принимаю эту возможность. И попав в аварию, не оцениваю ее как ситуацию, где минусы мгновенно перевесили и надо было ездить на велосипеде. При таком подходе к оценке, упав с велосипеда под дождем и больно, минусы «вдруг» вырастут здесь. Принимаете ли Вы свой выбор со всеми «за» и «против»?

И еще один возможный аспект. Без конкретики трудно, поэтому пунктиром о разном. Зачастую при выборе сталкиваются наши «хочу» и «надо». Есть у меня некое представление о себе, например, как о гостеприимной хозяйке. И вроде как надо бы пригласить приятельницу с детьми в гости. Однако так хочется побыть завтра дома одной и почитать спокойно книжку. Приглашу — буду рада, что я гостеприимна, но слегка терпеть присутствие; Не приглашу — буду рада одиночеству и страдать «какая я эгоистичная свинья». Выбор за мной. Ведь связку не пригласила в гости — эгоистичная свинья придумала я сама и сама нахожусь в ее власти. Все чаще при таких выборах опираюсь на свои «хочу» хорошенько проверившись, зачем мне так надо слыть гостеприимной.

Это, смотря о КАКОМ выборе идет речь. С проблемой выбора, собственно, мы сталкиваемся каждый день. Надо полагать, что речь идет не о выборе новых носков или рубашки на распродажах, и даже не о приобретении нового ноутбука или телевизора.
Тогда о чем?

Есть проблема выбора - кем быть?

Выбрать свое дело, занятие, профессию = не просто. А выбрать нужную и правильную дорогу в жизни - «это не ешака купить», как выразился бы персонаж по фамилии Гаврилин из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. В этих областях выбор сделать трудно, поскольку постоянно мучит вопрос: «А ну, как я ошибусь, что тогда»? А тогда винить, кроме себя, будет некого. И это пугает. Хотя выбрать дело-профессию-занятие хоть и трудно, но возможно. Сообразуясь со своими возможностям, желаниями и перспективами. И при неверном выборе можно будет, поднатужившись, все переиграть. Иное дело сделать такой выбор, что потом исправить чего-либо будет уже невозможно...

Есть проблема выбора - каким быть?

Этот выбор - сложнее. Ибо он уже мировоззренческий.

Можно быть эдаким добрым бессребреником и рубахой парнем (девкой) и
прожить беззаботно внешне, мучаясь и страдая внутренне. Поскольку окружающие будут считать вас не иначе, как придурком (дурой). Иное дело, если на мнение окружающих начхать с высокой колокольни. А если нет?

Можно стать к внешним проявлениям безобразия и зла совершенно равнодушным.
Насилуют в вашем подъезде девчонку - что ж, наверное, сама виновата.
Бухнулась старушка или старик на земь - напились, не иначе.
Вырвали у сбербанка у пожилой женщины сумочку с пенсией - так не зевай, ибо время нынче такое, что надобно постоянно быть начеку, и ухо надо держать востро.

Можно сделаться мздоимцем и казнокрадом. Жить в хоромах, сладко спать, вкусно есть. Только вот отчего у бессребреника дети здоровые и счастливые, у владельца хором же - бездельники и наркоманы, а у равнодушного их и вовсе нет? И по его кончине пойдут за его гробом лишь слезливая старушка, рассчитывающая на халявный обед, да шелудивый пес, которому все равно, куда идти? Потому что Бог - не фраер, и видит все...

Но есть выбор, который сделать еще труднее. Он не заключается в вопросе, кем быть, равно как и не отвечает на вопрос, каким быть. Тут масштаб вопроса совсем иной. И звучит этот вопрос так: «Быть или не быть»?

Выбор в этом вопросе крайне труден. И заключен он не в выборе между жизнью и смертью, а в выборе между жизнью и прозябанием. Или существованием, как мы еще привыкли говорить.

Такой выбор сделал Родион Раскольников из «Преступления и наказания», не пожелавший оставаться «тварью дрожащей». Не дотянул, конечно, спасовал, но силы, чтобы сделать последний шаг к намеченной цели, у него хватило.
Зато не спасовала Маргарита из «Мастера и Маргариты». Она тоже сделала этот шаг к жизни, к мечте, и ни разу не пожалела об этом. Но сделать этот шаг и ей было не легко. Однако, это все литературные герои. Реальные, живые люди, почему-то не делают этого последнего шага. Казалось бы, вот, вот она, твоя мечта, которая сию же минуту может осуществиться, только протяни руку. Но рука не протягивается.

Ты всю жизнь стремишься к своей мечте.
Поначалу она кажется несбыточной, но ты идешь к ней, шаг за шагом, и расстояние между тобой и твоей мечтой - сокращается. Ты увлечен мечтою, это дело всей твоей жизни, ты упорен и смел. И вот когда остается протянуть руку и сделать последний шаг...

И тут ты встал, не сделал шаг,
открытый путь страшнее был, чем лютый враг.
И вечный лед...

Тебе сделалось страшно. Реально страшно. А что там, за чертой, которую так трудно перешагнуть? Ведь все будет не так, как было. Все будет не привычно, а здесь, до черты, все так понятно. Плохо, скверно, паскудно, но - понятно... А ответственность? Ведь такой шаг накладывает и огромную ответственность. А без нее как-то... спокойнее.

И ты стоишь перед этой чертой, за которой мечта, и не делаешь этого шага, и жизнь проходит мимо тебя, как скорый поезд, на подножку которого тебе уже не вскочить никогда...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: