Толпа идет. Психология толпы и поведение в толпе: как мы можем себя защитить? Свобода - всего лишь желание не быть угнетенным

Обычно на многолюдных улицах можно встретить самых различных людей. Умных и глупых, злых и добрых, активных и абсолютных одиночек. Оттого увиденная во сне толпа людей трактуется столь противоречиво и разнообразно. К чему же снится такое явление? Поможет разобраться сонник.

Состояние души

В первую очередь сонник рассматривает толпу людей во сне как подсознательное проявление внутреннего состояния человека. Если на текущем этапе в жизни наблюдается много конфликтных ситуаций, требующих предельного напряжения нервной системы, то не ничего удивительного, что приснилась шумная толпа людей, стоящая на улице.

Более того, если общество подозрительно молчит, то в реальном мире скоро вы не выдержите и взорветесь. После такого сновидения сонник рекомендует взять краткосрочный отпуск и на время уйти в себя. Если же по какой-то причине вы окажетесь внутри гущи незнакомых людей, то очень скоро будете втянуты в события, пресыщенные конфликтами, ссорами и разбирательствами.

Иногда это же сон может присниться в знак того, что сновидец ощущает себя слишком одиноким. Кроме того, шумная толпа пьяных людей в небольшом помещении часто является сигналом зарождающегося алкоголизма.

Настроение и пол участников

Непременно следует припомнить, как были настроены люди. Сонник отводит этому не менее важное значение. Если граждане были веселы, то сон несет исключительно позитив, если были злы и агрессивны, наяву нужно проявить максимум осторожности, в частности в людных местах. Если же приснилось, что народ был мрачным и печальным, да еще и в траурных одеждах, то можно готовиться к неприятным новостям.

Кроме того, сонник полагает, что значение сновидения во многом определяется полом участников. Безликая толпа означает, что скоро и наяву вы попадете в большое общество.

Женщины, особенно злые и разгневанные, предупреждают об обмане и измене, а молодые девицы пророчат неудачи и расстройства. А вот мужчины, по мнению сонника, имеют двоякое толкование. С одной стороны это агрессия и неприятности, с другой корысть и продуманность.

Место действия

Чтобы точно объяснить, к чему снится толпа людей, сонник предлагает рассмотреть место, где происходило действие ночных грез. Видеть толпу людей на улице – обычно к благоприятному исходу дела, если же приснилось, что кучка незнакомых мужчин объявились в вашем доме, то можно готовиться к скандалам и ссорам.

Сонник также считает, что во сне увидеть толпу идущих людей, не сулит ничего хорошего. Особенно, если они направляются к церкви. Еще хуже если вы оказались зажаты между людей в помещении. Это знак грядущих неприятностей и опасности. Если же приснилось, что много народу стоит на пороге, а в дом не заходят, то скоро быть громким новостям (сплетням).

Ориентация на власть, стремление ее достичь таит в себе потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого может быть только тот, кто эту власть уже имеет. Правитель, как персональное олицетворение привилегий и силы, превращается в цель для честолюбивых подданных. К высшему посту в государстве или компании тянется множество рук, а дотянувшись, берут от власти по максимуму.

Свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях наподобие объективного закона, независимого от воли и сознания. «Воля к власти», если воспользоваться ницшевской терминологией, выше человеческих чувств. Она управляет нами вопреки нам самим.

Успех в продвижении наверх зависит не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от наличных средств. Обладающие многим имеют в распоряжении больше средств - деньги, связи, - чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок.

Имея многое, они фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, ибо противозаконными действиями провоцируют у неимущих те же самые алчные чувства.

«Богатое честолюбие» опаснее «бедного», ибо возбуждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью - богатствами и почестями.

Свобода - всего лишь желание не быть угнетенным

Наряду с властью несомненной ценностью для людей обладает свобода. Она - такой же императив человеческих поступков, как и власть. Если власть чаще стремятся захватить, то свободу - не потерять.

В «Рассуждениях о Тите Ливии» Макиавелли спрашивает, кому лучше доверить охрану свободы -тем, кто желает приобрести то, чего не имеет, или тем, кто хочет удержать за собой уже приобретенные преимущества? Сравнивая исторические факты, он делает вывод о том, что свободу республики правильнее доверить простым людям, а не дворянам. Последние одержимы желанием господствовать, а первые хотят всего лишь не быть угнетенными. Значит, они больше любят свободную жизнь и имеют меньше средств для похищения свободы, чем дворяне.

Подтверждая свои выводы, флорентийский философ многократно повторяет одну и ту же мысль: человек может смириться с утратой власти или чести, смириться даже с потерей политической свободы, но не с утратой имущества.

Народ молчит, когда казнят сторонников республики либо посягают на честь ее вождей. Но народ восстает, когда посягают на его имущество.

Толпа идет за видимостью успеха

Что правит человеческим поведением - мотивы или последствия, истинные цели или ложные результаты?

Трудно разобраться в тайниках человеческой души. Часто приходится встречаться с ничтожностью мотивов и величием результатов, а еще чаще - с величием замыслов при ничтожности результатов. Проверять или принимать на веру - вот в чем вопрос, который должен решить для себя эксперт от политики или управления.

Принимать видимость за действительность, считать, что достигнутый успех оправдывают любые, даже самые бесчестные, средства, если они находятся в руках власть придержащих, свойственно только профанам. Из них состоит толпа. Она не разбирается в тонкостях политики, ее интересует лишь видимость дела.

Если государь достиг того, что ценится всеми или большинством, а именно единства общества, и использовал сомнительные средства, они, эти средства, всегда будут сочтены достойными похвалы. Ведь толпа обращает внимание только на видимость. Мнение немногих имеет вес, когда большинству не на что опереться.

Толпа - всегда большинство, но не всякое большинство - толпа. Народ, послушный воле необходимости или разума, не есть толпа. Толпой управляют страсти скорее дурные, нежели хорошие.

Можно выразиться иначе: толпа- пространство чувств, страстей, эмоций; одиночество -пространство разума и сосредоточенности. Страстям подвержены все люди, независимо оттого, причисляют они себя к дворянству или простонародью.

Люди, говорит Макиавелли, обычно неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны. Умный правитель должен уметь пользоваться страстями, играя на них как музыкант. Чтобы не попасть в неудобное положение, ему лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми. Хорошо, если действительность опровергнет его точку зрения и он встретит добро. Тогда его успех только окрепнет. Но если исходить из противоположного мнения, то действительность, оказавшись иной, разрушит его замыслы.

Итак, толпу вокруг охватила паника. Не стоит вместе со всеми бежать без оглядки. Двигаясь по общему с толпой направлению, оцените ситуацию вокруг беглым взглядом, спросите себя «Что я вижу?». Если угроза неявная, то, возможно, лучше дать толпе просто пройти вперёд, стараясь при этом сместиться к её краю и таким образом выйти из неё. Наилучшим советом по выходу из толпы является движение вместе с основной массой людей, но при этом постепенно смещаясь по диагонали к краю массовки.

Ещё про движение

Никогда не пытайтесь идти против толпы. Вас собьют с ног и с большой вероятностью растопчут. Если ситуация совсем плачевная, стоит пожертвовать шарфом и другими вещами, которые могут вас удушить и сильно стесняют движения. Важно и положение рук. Согните их в локтях и прижмите к туловищу — так вы всегда сможете сопротивляться напирающим со всех сторон людям, не давая сдавить грудную клетку и оставляя возможность свободно дышать. Заходя в помещения с большим количеством людей, запоминайте расположение ближайших выходов.

Я не один

Наличие ребёнка или женщины в такой ситуации очень опасно для их жизни. Посадите ребёнка на шею, а женщину лучше вести перед собой, так она не получит резкий толчок в спину, к тому же вы всегда будете держать её в поле зрения и в случае падения сможете помочь.

Я упал

Пожалуй, худшее, что может случиться, но не отчаивайтесь. Свернитесь в клубок, закройте руками затылок. Не пытайтесь опереться на руки, их могут отдавить и сломать. Попытайтесь встать, сделав рывок корпусом и оперевшись на колено.

Про глаза

В агрессивной толпе очень важным является и ваш взгляд. Не смотрите людям в глаза — это может вызвать агрессию в вашу сторону, но и не опускайте взгляд в пол — вы будете выглядеть слабой жертвой. Лучше всего смотреть чуть ниже лица встречных людей, это поможет избежать излишнего внимания к себе и достаточно хорошо ориентироваться в происходящем вокруг.

Кругом опасность

Любой статичный объект в такой ситуации опасен. Избегайте столбов, решеток, перил, любых выступающих предметов. Стоит и подумать о содержимом ваших карманов. Даже безобидные ключи в сильной давке могут нанести вам серьёзные повреждения.

Без паники

Главное — никогда не теряйте самообладание. Потеря контроля над ситуацией возможна, и вы вряд ли сможете в одиночку остановить обезумевшую толпу, но пока вы контролируете себя, вы сможете предпринять правильные действия, которые спасут вам жизнь.

События последних лет и даже месяцев – от «арабской весны» до киевского Майдана, от беспорядков в Бирюлево до обсуждения «Болотного дела» – снова всколыхнули интерес к феномену толпы. Можно ли ею управлять? Всегда ли она опасна? И почему даже принципиальные одиночки могут вдруг обнаружить себя на площади скандирующими лозунги в компании тысяч незнакомых людей? Об этом и многом другом рассказывает ведущий российский специалист в области психологии толпы, социальный психолог Акоп Назаретян.

Psychologies : Существуют ли национальные особенности поведения толпы? Ну, например, можно ли сказать, что арабская толпа заведомо агрессивнее, чем украинская или шведская?

Акоп Назаретян : Думаю, что нет. Механизм формирования толпы психологи и антропологи называют «эволюционной регрессией». В его ходе оживляются, актуализируются низшие слои палеокортекса – самой древней части коры головного мозга. Они возвращают нас в ранние фазы нашей эволюции. А все достижения цивилизации снимаются слой за слоем. И разговоры о том, что английская, допустим, толпа должна быть более вежливой и воспитанной, чем африканская, – в пользу бедных. Толпа задействует в нас слои гораздо более глубокие, чем те, на которых вступают в силу национальные различия. Хотя культурные различия в механизмах образования и поведения толпы, конечно, есть. Например, в Лондоне в 60-е годы женщина могла пройтись по улице совершенно голой, и никаких толп из-за этого бы не возникло (да и сейчас не возникнет тоже). А вот реальный случай, произошедший в Турции, – мне рассказывали о нем очевидцы, чуть было не ставшие жертвами. Год, кажется, 1969-й. Исламские фанатики обнаружили полуподпольную коммунистическую ячейку. Толпа идет на штурм под крики «Аллах акбар!», коммунисты готовятся отбиваться запасенными «коктейлями Молотова» – все очень серьезно, понятно, что будет не просто плохо, а очень плохо, без крови и трупов не обойдется. И вдруг где-то на периферии появляются четыре американских туристки – блондинки в мини-юбках. Для тогдашней Турции это нечто вообще невиданное! И что? Головы как по команде поворачиваются, и от агрессивной толпы погромщиков остается пара десятков человек, которые уже тоже не торопятся на штурм, видя, что остались без поддержки. А остальные бегут глазеть на почти голых американок. Не знаю уж, чем кончилось дело для туристок, но, думаю, что полиция с американцами ссориться не захотела, и девочек защитили. Хотя как раз защищать коммунистов полицейские совсем не спешили. Вот вам типичный пример культурных различий. Но если агрессивная толпа все-таки начинает громить и крушить все на пути, то бед она наделает одинаково много: хоть в Англии, хоть в Турции, хоть в Китае – где угодно.

Почему толпы возникают так легко, по любым поводам и даже без них?

А. Н. : Потому что нас тянет в толпу. Это глубинная потребность – периодически освобождаться от груза социальных ролей. И вообще от личности, личность ведь – это большой груз, быть личностью все время, постоянно нести ответственность – это очень трудно. Хочется иногда и отдохнуть. И самые древние механизмы такого отдыха – коллективные молитвы и массовые зрелища. Это ритуалы «растворения» личности, известные с незапамятных времен.

Выходит, толпа – это не обязательно плохо и опасно? Она может быть и полезной?

А. Н. : В каком-то смысле да. Толпа может служить целям сбрасывания агрессии, снятия напряжения. И фестивали, карнавалы, шествия время от времени нам обязательно нужны – чтобы собраться в толпу и «оторваться», отдохнуть от бремени собственных личностей и обязанностей. Другое дело, что такие мероприятия должны быть всегда очень тщательно организованы, их должны планировать люди, понимающие психологию толпы, знающие, как можно с ней работать. Но любая другая «польза» от толпы очень относительна. Как максимум, толпа может разрушить что-нибудь ненужное и вредное. Скажем, взять плохо укрепленную Бастилию – это сделала именно толпа. Но вот построить на ее месте она ничего не может. Толпа не созидает.

Вы сказали, что с толпой можно работать. Что вы имеете в виду?

А. Н. : Толпа управляема, причем часто довольно примитивными приемами, которые, конечно, известны специалистам. Для начала надо понимать, что существуют разные виды толпы. Например, если толпа движется с намерением кого-то убивать, то очень правильно внедрить в нее несколько человек, которые изменят поведение толпы: скажем, начнут по дороге бить витрины и грабить дорогие магазины. Толпа с удовольствием переключится на это занятие и превратится из агрессивной в стяжательную. Если мы говорим о реальной ситуации и реальной угрозе жизням, то главное – обойтись без жертв. И пусть уж лучше пострадают дорогие магазины, чем невинные люди.

А на экспрессивную толпу, например, очень хорошо воздействует музыкальный ритм. В американских посольствах в странах Латинской Америки в свое время этим очень умело пользовались: громко включали всякие зажигательные ритмы, когда под окнами собирались толпы протестующих. В спецслужбах США вообще тогда очень ценили психологов и активно применяли их знания – в том числе и знания психологии толпы. А в Южной Африке даже изобрели «музыкальный танк». Он оснащен брандспойтами и мощными громкоговорителями. Движется на толпу и включает громкую ритмичную музыку. И можете не верить, но люди реально начинают танцевать. Еще один классический прием работы с толпой – деанонимизация. Ведь я уже сказал, что толпа притягательна тем, что растворяет наши личности. И мы иногда совершаем такое, что нам и в голову бы никогда не пришло, будь мы одни или в компании близких людей. И важно разрушить эту анонимность, вернуть людям их личности. Я всегда привожу студентам два примера. Первый – из Ильфа и Петрова, помните, когда толпа на улице собирается бить Паниковского. Что делает Остап Бендер? Надевает какую-то псевдомилицейскую фуражку и проникает в ядро толпы: «Что тут у нас, товарищи? Преступник, все ясно, давайте запишем свидетелей – имя и фамилию ваши, пожалуйста». И все – толпа сразу рассеивается! А еще более классический пример – из Евангелия, когда Иисус Христос вступается за блудницу, которую собираются побить камнями. Ведь с психологической точки зрения это очень трудный для него момент. Поддержать толпу, сказать – бейте? Ага, а кто тут у нас проповеди о человеколюбии читал? Сказать «не троньте» – ага, так ты, значит, блуд поддерживаешь! Его ответ гениален. Он говорит: «Кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Он возвращает личность каждому в толпе, заставляя людей задуматься о собственных прегрешениях. Это и есть деанонимизация.

Зависит ли поведение толпы от ее состава?

А. Н. : Если в толпе есть женщины и дети, то выше вероятность ее превращения в паническую. Это когда люди в ужасе бегут, не разбирая дороги, буквально по головам друг друга, только бы из этой самой толпы выбраться. Женщины и дети первыми поддаются панике, они в этом смысле более чувствительны. И увлекают за собой остальных: дело в том, что звуки высоких тонов являются паникопродуцирующими. Например, когда калмыцкая конница неслась в атаку и визжала, это производило на врага гораздо более сильное воздействие, чем мужественное басовитое «ура». И для работы с людьми в состоянии паники обязательно нужен низкий, мужской голос. А если в толпе возникает женский визг – это, конечно, сразу повышает риск паники.

Методы работы, о которых вы упомянули, хороши для организаторов массовых мероприятий или сотрудников спецслужб. А что важно знать обычному человеку, который оказался в толпе?

А. Н. : Обычному человеку важно понять, как он из толпы сможет выбраться. Хорошо, например, найти себе какой-то ориентир – здание, памятник, приметное дерево – и понемногу продвигаться в его направлении. Толпа движется волнообразно и хаотично, но если постоянно держать направление на свой ориентир, то вы наверняка до него доберетесь. Но самая важная вещь – представлять себе, что вы находитесь на работе. Это непросто, но если это удается, то вы защищаетесь от любых эмоций, которыми заражает толпа всех своих участников. Я давно изучаю поведение и психологию толпы и отслеживаю публикации. И могу вам сказать, что не описано ни одного случая, когда бы во время стихийных бедствий или социальных потрясений – когда как раз и образуются панические толпы – в панику впадали медики, пожарные или спасатели. Это не значит, что все они бодряки и красавцы, им может быть очень тяжело, но они делают свою работу, и эта психологическая установка оказывается важнее. Знаете, однажды я стоял на балконе пятого этажа с десантником, совершившим больше сотни прыжков с парашютом. И он вдруг признался, что боится смотреть вниз: кружится голова. Я подумал, что это шутка, но оказалось, совсем нет. И впоследствии я много раз с такими вещами сталкивался: психологическая установка оказывается важнее любых страхов и других эмоций. «Я делаю свою работу – и все остальное отступает».

Некоторые виды толпы

Толпа окказиональная – это когда что-то случилось, например авария на улице, и зеваки собираются посмотреть. Толпа конвенциальная – это митинг, демонстрация, люди на стадионе перед началом матча: они все собрались с какой-то изначальной целью, но образовали толпу, а у толпы нет единой общей цели и позиционно-ролевой структуры. У нее общее эмоциональное состояние. Экспрессивная толпа – это, например, рок-концерт или большое скопление истово молящихся. Ее крайнее проявление – толпа экстатическая. Есть агрессивная толпа, которая как раз готова что-нибудь разрушить или оторвать кому-нибудь голову. Естественно, это самый опасный случай.

Текст: Юрий Зубцов

Если вы идете на улицу на площадь в выходной день и там толпа большая.. толпа идет по левой стороне, а вас что-то привлекло на правой стороне.. Но по непонятной причине толпа упорно сторонится правой стороны. Что вы сделаете: пойдете на правую сторону или останетесь с толпой, испугавшись осуждения? А если перенести этот образ на повседневыне жизненные ситуации?

    я пойду на правую сторону, толпа - это безликое существо, которого не стоит бояться. люди всегда найдут за что осудить

    Нужно делать то, что вам действительно нужно, причем тут наличие или отсутствие толпы.(естественно, в рамках закона)

    "не плыви против течения,не плыви по течению. плыви туда,куда тебе нужно"

    Пойду по правой стороне,хотя есть ситуации,когда удобнее идти со всеми по левой.

    пойду по правой.
    и если признаться честно,сделано это будет только для того,чтобы привлечь внимание...ну вот такая я.мне все равно,что обо мне говорят,когда я делаю нечто наперекор всем,но мне льстит,что это заметили.и что для других мои поступки странны и неадекватны.
    может быть,это какой-либо комплекс,но я от него не страдаю - это точно

    Всё зависит от того, насколько важная вещь ждет меня "на той стороне площади" :)
    Если оно того стоит, перейду и через толпу. А если мелочь какая-то - подожду удобного случая. Нужно просто расставить для себя приоритеты.
    Удачи.

    Перейду на правую сторону, если мне действительно так хочется.

    Толпа,толпою у нее свои законы,- усреднённости,я бы пошёл,да и жизни иду постоянно,если это необходимо для оптимального варианта решения проблемы...
    Удачи!)

    Мне нет дела до толпы, я не боюсь осуждения, я иду своей дорогой...

    я бы пошёл по правой. да и в повседневных ситуациях всегда поступаю так как мне удобнее.

    На правую, конечно. Может, из любопытства и загляну, чего им там всем нужно, но перейду все равно. Да и идти там будет гораздо свободнее)) Перейду, даже если мне ничего не нужно на правой стороне. Это как ситуация с модой. Нелепо покупать то, в чем ходит пол-города в той или иной интерпретации..

    я буду идти по своей стороне как мне удобно. Причём тут осуждение? Мне здесь удобнее идти, я только посмотрю вокруг нет ли действительных препятствий ради которых нужно переходить на другую сторону (ну может колодец или потоп, или явный снег на голову).
    Наоборот быть в толпе не безопасно)))

    Для начала я попытаюсь определить причину по которой толпа идет слева,(может правая часть площади огорожена и там просто опасно ходить), потом буду принимать решение. А вообще, я не люблю большие толпы народа, поэтому если слева толпа очень большая и обойти ее нельзя, то просто сверну с площади. Не очень удачная аналогия с обычными жизненными ситуациями, не совсем понятно почему в этом примере нужно бояться осуждения..если площадь не огорожена справа и ничего опасного там нет, то ничего странного не произойдет если я пойду в ту сторону куда мне нужно..Толпу объединяет общая цель, а у меня другая цель, я не обязана идти с толпой. Но меня насторожит, если вся правая часть площади будет пустая и все люди идут только слева. Тогда, не выяснив причины, я справа не пойду..может спрошу у кого-нибудь почему все идут в толпе. В повседневных жизненных ситуациях я не люблю быть в толпах, но и специально выделяться, демонстрировать индивидуальность тоже не особо стремлюсь. Принимая какое-то решение я стараюсь задумываться - я делаю это только потому что так принято или потому что мне действительно это надо? Стараюсь поступать так, как считаю правильным, и это не обязательно так как принято. Но я, так же как и многие люди не могу быть полностью свободна от стереотипов, поэтому иногда поступаю так, как и большинство людей, не анализируя нужно ли это мне и правильно ли я делаю, потом уже ловлю себя на мысли что можно было поступить по другому.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: