Учительские университеты. Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка

Ольга Лутцева
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка»

Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст) .

Сказка «Сивка – бурка »

Цель : помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка »

(обработка М. Булатова)

Давай наполним сказку былью,

Где будем только я и ты.

У синей ласточки на крыльях

Перенесемся в мир мечты.

Тот мир завьюжен и заснежен,

Как город в бесконечных снах.

В нем проживают Белоснежка

И Кот в огромных сапогах.

Шагнем в реальность иллюстраций

К прекрасным вымыслам Перро.

Как будет сказка называться –

Поверь, не все ли нам равно?

Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. А сказки бывают разные. отгадайте загадку.

Вор пшеницу воровал, а Иван его поймал.

Вор волшебный оказался и Иван на нем остался. (Ответы детей)

Раньше в далёкие времена сказки не читали, а сказывали, передавали из уст в уста. Посмотрите, я принесла книгу волшебных сказок.

А еще в русских сказках присутствует число три : три брата, три задания. И в сказке, которую я вам сегодня прочитаю, много событий повторяются трижды. Будьте внимательны.

Чтение сказки .

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Что случается в сказке трижды? (ответы детей)

Теперь послушайте, как похожи и одновременно непохожи слова : прыгнул, допрыгнул, перепрыгнул (объясните) отпрыгнул, вспрыгнул, выпрыгнул.

А теперь проверим, как внимательно вы слушали сказку. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете давать ответы.

1. Что должны были стеречь каждую ночь на поле три сына старика? (Ответы детей)

2. Как Иван смог приручить коня (ответы детей)

3. Царь обещал свою дочь в жены тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и (ответы детей)

4. Как Иван с помощью Сивки -Бурки смог стать настоящим красавцем? (ответы детей)

5. Сколько бревен до окна царевны не допрыгнул Сивка -Бурка с Иваном в первый раз (ответы детей)

6. Сколько желающих допрыгнуть до окна царевны и стать ее мужем было еще, кроме Ивана (ответы детей)

7. Как Ивану удалось замаскировать перстень у себя на руке (ответы детей)

Молодцы! На все мои вопросы вы ответили верно.

- Сивка - бурка пробежал и перемешал буквы. Вам нужно сложить слово «сказка» . (выполнение задания)

Как вы думаете, почему сказки называются волшебными? (Ответы детей) .

Умницы! Со всеми моими заданиями вы справились и на все мои вопросы ответили!


Баба Яга – консультант по всем вопросам, связанным с чудесами и волшебным миром. Сивка-бурка - конь несущий в своем имени три символические цветовые зоны мира: сивый (белый, небесный), бурый (темно-коричневый, земной) каурый (светло-рыжий, красный, солнечный). Вещий – обладающий способностью предсказывать судьбу.














В. М. Васнецов. Сивка-Бурка














Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Она сирота, слова доброго никогда не слыхала, её бьют- журят, хлеба не дают, плавать не велят, всё больше и больше заставляют работать. К нему относились пренебрежительно, не верили его словам, называли дурнеем, говорили, что пора из дома прогнать, не брали с собой; на пиру сидит за печкой в уголке. Отношение к ним в семье


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Есть волшебный помощник: коровушка-матушка. Хаврошечка пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание. Помогает и после смерти. Из её косточек вырастает яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Есть волшебный помощник: конь. Иванушки пролезает сквозь коня, чтобы превратится в добра молодца. Конь помогает доскочить до окошка в высоком тереме и снять с руки Елены Прекрасной золотой перстень. Это может сделать только герой, связанный с волшебным миром. Иванушка становится обладателем волшебного предмета. Связь с волшебным миром.


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Выходит замуж за богатого, кудреватого молодца, сильного человека. «И стала она в добре поживать, лиха не знать.» Женится на дочери царя Елене Прекрасной. «Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он молодец молодцом… Ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку.» Награда за пройденные испытания.







Литературное чтение 2 класс

Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

познакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”;учить давать оценку поступкам героев;вспомнить структурные элементы сказки (присказка, зачин, концовка).Развивающие:продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);работа над предложением.Воспитательные:воспитать любовь к родному языку.Оборудование: презентация урока, диафильм «Сивка-Бурка», оценочные смайлики «Шкала настроения», карточки с заданиями для работы в группах, сравнительная таблица (сравнение народной и литературной сказки) для каждого учащегося, карточки «чувств».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма проведения: интегрированный урок.

Ход урока

(Слайд 1). Представление учителем урока.

(Слайд 2). Цели и задачи урока.

І. Организационный момент. (Слайд 3)

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);успеха (указательными);большого (средними);во всём (безымянными);и везде (мизинцами);Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)2. Слово учителя: (Слайд 4)

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

ІІ. Проверка домашнего задания. (Слайд 5)

Дома вы должны были нарисовать отгадки к загадкам. Все справились? Проверьте: рыба, туча, радуга, собака, арбузы, юрта). Молодцы!ІІІ. Всестороння проверка знаний. (Слайд 6)

1. - Что мы называем пословицами, а что загадками?

Пословицы - это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа.

Загадки - это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

2. Разминка (Слайд 7)

– Прочитайте буквы, записанные на слайде:

А С К З А К Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ) (Слайд 8).

– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.) (Слайд 9).

3. (Слайд 10). Видео заставка «В гостях у сказки».

Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя. (Слайд 11)

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ. (Слайд 12)

Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора", "Барин и плотник", "Мужик и поп".

В каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняет народ.)

2. Работа учащихся со сравнительной таблицей. (Слайд 13)

Народная сказка

2. Существует в устной форме.

2. Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

3. Внесение изменений не допускается.

3. Первичное восприятие.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – “Сивка – Бурка”.

– Сейчас мы прослушаем первую и вторую части сказки (смотрим видеозапись). Откройте свой учебник на странице 40. Читать не надо. Внимательно смотрите на экран. (Слайд 14).

4. Подвижная физкультминутка (Слайд 15)

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей.

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны -

Мельницу руками крутим,

чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

V. Рефлексия. Закрепление нового материала.

1. Анализ сказки.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие чувства вы испытали при слушании сказки? (Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) – выбрать из перечня карточек нужные. (Слайд 16)

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и словарная работа. (Слайд 17)

– Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на интерактивной доске появляется карточка с этими словами.

– Как начинается сказка? (Жил – был.) (Слайд 18)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число? (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами характера он обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям)

– Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

– Что мы узнаем о герое - Иване? (Предусмотрительный, смелый) – (Слайд 19) на интерактивной доске появляется карточка с качествами братьев.

– Почему в полночь? (В полночь случается волшебство.) (Слайд 20)

– Конь обычный или нет? (Необычный.)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) – заучиваем наизусть это описание.

– Разве конь не слышал, что в поле кто – то есть?

– Как можно охарактеризовать Ивана? (Умелый, сильный.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом.)

– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова – Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) – заучиваем наизусть эти слова.

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили.)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все кто дают слово, должны держать его.)

Какое число управляет построением каждой сказки? (Слайд 21) (Э то магическая сила

заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.

Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Слайд 22)

Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»- С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Слайд 23). (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом).

Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника? (Слайд 24) (Народная сказка - слишком древний жанр, много старше былины. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета).

3. Физкультминутка для глаз «За землю русскую». (Слайд 25-32)

4. Упражнение в чтении. (Слайд 33)

а) Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

б) Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

5. Викторина «В гостях у сказки» (Слайд 34-35)

(Слайд 36)Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался … (КОЛОБОК)

(Слайд 37)Враг людей

И враг зверей

Злой разбойник … (БАРМАЛЕЙ)

(Слайд 38)Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор … (АЙБОЛИТ)

(Слайд 39)У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это?... (БУРАТИНО)

(Слайд 40)Его хозяин – мальчик Робин,

Его приятель – Пятачок.

Он раз был облаку подобе...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: