Славянский праздник яблочный спас. Яблочный спас, языческие корни праздника

Обязательно присутствует в народном календаре славян. С великим удовольствием отмечается как православными, так и католиками. Приходится на 6 (19 августа). Последний месяц лета - предвестник наступления золотой осени, за которой недалеко и матушка-зима. Август - это и пора активной уборки первых плодов урожая, во имя которого на селе трудились, не покладая рук с ранней весны. Так что Яблочный спас, как праздник, связан тесно с первыми пополнениями закромов. Кстати, у славян до Яблочного спаса не принято вкушать эти ароматные, напоенные соком земли, плоды. Но разрешалось срывать их и освещать, впрочем, как и другие фрукты, выращенные к завершению лета.

По названиям Яблочный спас многолик

Многие зовут его просто Спас. Иные - с приставкой - Великий. Третьи - Второй спас. Или - Преображение. Преображение Господне. Праздник первых плодов. Бытует и Горохов день. Осенины. Великий спас. У белорусов название почти созвучно нашему - Яблочни спас. Велик спас. Сярэдни спас. Други спас. Сербы зовут его почти, как в одном из случаев мы, Преображенье. Болгары - Прибризине, Сотир, Стратир. Но при всех разных прочтениях суть Яблочного спаса одна - он от души желаем, ибо пополнял и пополняет опустевшие амбары и хранилища овощей и фруктов плодами нового урожая, которых, если повезло с погодой и другими условиями для вызревания, хватило на долгие месяцы осени и зимы. В этот день, кстати в церквах и храмах освещались не только яблоки, но и мед, хлебные колосья и семена под новый будущий урожай. И по сути, в России, иных славянских странах отмечается три спаса. Правда, в разное время, но все в августе: Медовый спас - 14 числа, Яблочный, как мы уже называли дату - 6 (19), и ореховый спас - 29 августа.

Народные поверья, связанные с Яблочным спасом

Жизнь человеческая не вечна. Все мы, рано или поздно, уйдем в Заоблачные выси. Вернее - тела наши после смерти будут преданы земле, а души отлетят от нее. Случаются, к великому горю отцов и матерей, что безжалостная Старуха с косой забирает с собой совсем еще деток малых. На этот счет существует поверье, что на том свете (если живые родители до Яблочного спаса не вкушали ароматные и вкусные плоды) их почившим деткам на Небесах раздают гостинцы, в числе которых непременно - райские яблочки. А вот детям, чьи отцы и матери нарушали запрет - райские яблоки не дают. Потому-то многие родители, чьи дети безвременно почили, считают для себя великим грехом вкушать яблоки до Второго спаса. Женщинам, у которых дети умерли, надлежало утром этого святого дня отнести в храм Божий несколько плодов, осветить их и отнести на могилки похороненным чадам. Если погост с умершими детьми далек от мест, где живут родители или хуже того место расположения могилки и вовсе не известно (во время Великой Отечественной войны фашисты не то, чтобы дома, целые кладбища равняли с землей, и в ту пору даже звучала песня:"Вот умру я умру - похоронят меня, и никто не узнает, где могилка моя!") - так вот мамам и папам почивших народными обычаями предписывалось пойти на ближайшее кладбище и положить яблоки на любую детскую могилку. Или оставить яблоки в церкви. Многие после освещения яблок и теперь идут на погосты к могилам родственников, и радуют их души румяными или зелено-розовыми яблоками.
Существовал и существует поныне и другой обычай в деревне. В Яблочный спас незамужние девицы-красавицы, невтерпеж желающие выйти замуж, разговлялись яблоками и, рьяно думая о суженых, приговаривали: " Что загадано, то задумано. Что задумано, то сбудется. Что сбудется, то не минуется!"
В день Яблочного спаса было принято, что делается и сейчас, печь пироги с яблоками, блины, фаршированные мелко нарезанными плодами, а можно было и с грибами, и с ягодами - не возбранялось.

В тот же Яблочный спас было принято (такой обычай существует и сейчас) в поле провожать закат солнца. С песнями, хороводами. И все всходили на пригорок. С трепетом взирали на закат солнца. Как только оно, багряное, касалось горизонта, все разговоры мигом прекращались, и собравшиеся зреть закат, дружно и голосисто запевали: "Солнышко, солнышко, подожди: приехали господа бояре из Велика Новгорода на Спасов день пировать!". У южных и западных славян Яблочный спас считался днем, с которого стартует и страда сбора солнечных ягод - винограда, а после освещения им уже можно и полакомится.

Поговорки и приметы праздника Яблочный спас

Русские, как и большинство славян, наблюдательны. В тесной дружбе с природой заметили и приметы. В частности, одну из них - каков Второй спас, таким удастся и январь. Или - каков день на Второй спас - таким будет и Покров. Сухой Яблочный спас - обязательно такой же будет и осень. Мокрый спас - от дождей долго не высушишься. Ясно на любимый праздник - быть суровой зиме. Или говаривали: "Пришел Яблочный спас - ушло лето от нас". Но заботились о новом урожае. Угощали нищих, чтобы плодов уродилось побольше. Если в день Второго спаса устанавливалась жара - январь обещался быть мало снежным. Если дождь обильно поливал землю - к снежной зимушке-зиме.
А были приметы и просто удивительные по своей сути. К примеру, если на руку сядет муха, значит повезло: ждет успех. Потому было нельзя прогонять даже чрезмерно назойливую муху-цокотуху: с ней улетит и удача!

Из истории Яблочного спаса

Первые упоминания о Яблочном спасе датируются, к примеру, в Палестине четвертым веком до новой эры, когда императрица Елена на горе Фавор построила Храм Преображения. А вот на Востоке самые ранние упоминания о нем относятся к пятому веку той же новой эры. Во Франции и Испании Яблочный спас впервые отпраздновали в седьмом веке. У христиан Яблочный спас отмечается с праздником Преображения Господня - явлением Божественного величия Иисуса Христа перед его учениками Петром, Иоанном и Иаковом. Во время их совместной молитвы лик Спасителя вдруг засиял светом Небесным, а одежда стала белее снега. Появились пророки Моисей и Илия. Они говорили с Иисусом о его исходе, которому суждено быть в Иерусалиме. Иисус запретил ученикам рассказывать о том, что произошло во время их совместной молитвы, пока он не воскреснет, как предначертано. Родился Спаситель во Вифлееме Иудейском в сентябре 12-го года до новой эры. А распят был 23 марта тридцать первого года. Так что и на Руси праздник Яблочного спаса имеет древние корни. Но поистине стал всенародным!

Библейский запретный плод

О нем конечно хорошо знает каждый добрый православный. Когда-то прародители рода человеческого Адам и Ева счастливо жили в Раю. Но им был дан запрет - не вкушать плодов яблок на росшем тут дереве. Дьявол явился Еве в образе змия-искусителя. Ева уговорила Адама отведать вкуса запретного плода. Он долго соблазну сопротивлялся, но устоять не смог. Вкусил, и прозрел. За что и был изгнан Создателем из Рая. Вместе с Евой. Так что яблоки после освещения не только вкусные и ароматные плоды, но и поучительное напоминание о первородном грехе из-за которого человечество все еще продолжает нести наказание из-за слабости своих прародителей. Ходит поверье, что современная женщина, вкусившая яблока до Яблочного спаса и его освещения берет на себя грех Евы, что опасно и не предсказуемо. Так что лучше уж потерпеть до Яблочного спаса, осветить плоды, и ешьте их на здоровье сколько захочется! Кстати, женщины по яблоку могут узнать и свое будущее. По кожуре. Начнет какая ее срезать. И, если получится одна непрерывная лента, быть девице вскоре замужем. Прервалась лента от неловкости - сидеть еще в девках! А есть и другие предсказания. Взять яблоки и написать на них имена суженых. Вынести их на балкон или в сад. Утром посмотреть, что с плодами ночью случилось? Склевали птицы - лучше с мужчиной не связываться: он не способен на долгие отношения. Если яблоко с балкона упало на землю - совет прервать отношения: будущее принесет лишь боль и страдания - и вам и партнеру. А если яблоко и вовсе исчезло - знать вам и вовсе не судьба быть в браке с суженым.
Многие и теперь, особенно в селах, следуют и таким народным приметам, как: "Пришел Яблочный спас - бери рукавицы про запас!"; "На Яблочный спас и нищий яблоко съест! ; "До Второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов!".

Сто блюд из яблок

А вообще-то яблоки - продукт весьма полезный, особенно для здоровья. Не напрасно англичане уверенно говорят: "Съел одно яблоко в день, и никакой доктор не нужен!". А если пару, то и вовсе хворать не будите! Еще утверждают - полезно для профилактики рака. Как и долька чеснока каждый день на ужин. Рекомендуется в год каждому человеку употреблять не менее 50 килограмм яблок. Из них сорок процентов в качестве натурального сока. Самим наливать в стакан из домашней соковыжималки. В яблоках содержатся полезные для здоровья витамины - С, Е. РР. В-2 и др. Чего только них нее приготовишь - пироги, компоты, кисели, салаты с добавлением других овощей и фруктов - да добрую сотню блюд, а то и больше.

Шарлотка под занавес

Испечь ее под силу даже недорослю: рецепт до простого прост. Вот один от талантливой домохозяйки из Барнаула Светланы Астафьевой. Берем стакан муки. Просеиваем. Добавляем столько же сахара. Плюс четыре яйца. В качестве разрыхлителя немного соды. Отбираем четыре-пять спелых яблок. (они у Светланы из собственного дачного сада). В тесто можно добавить чуть-чуть ванилина, цедры апельсина, лимона. Яблоко нарезать дольками, но такими, чтобы при выпекании они в тесте не растворились. Шарлотку можно выпекать на сковороде. Чем она больше, тем больше гостей вкуснятиной угостятся. Выпекать при температуре в 180 градусов. 40- 50 минут, и Шарлотка готова! Ее можно украсить китайской розочкой, цветущей у вас на окне. Или из букета. Лепота! А как ароматно шарлотка благоухает! Как у вас разгорается на нее аппетит! Ну, и приятного вам десерта на Яблочный спас!

По славянской традиции нас ждут три Спаса☺ Медовый, Яблочный и Хлебный. Первый Спас – «Медовый» 14 августа

ᅠᅠМедовый Спасязыческий праздник урожая. С древних времен на Руси любили мед и мак, изготавливая из них самые различные лакомства и напитки. Считается, что именно в этот день нужно собирать урожай пасечникам, иначе чужие пчелы «своруют» весь мед. Однако сейчас многие воспринимают Медовый Спас как первый день Успенского Поста в православном календаре.
ᅠᅠАрхаичность обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса. Так, Г. Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель – это «Избавитель» от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас».
ᅠᅠВероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Также в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.
ᅠᅠНародная же версия происхождения названия указывает на другое: «спасаться, запасая» продукты на долгую зиму - что тоже было очень важным в Спасах.

ᅠᅠСпасовка – время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Первый Спас 1/14 августа (серпеня) в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.
ᅠᅠОпределение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоему или источнику отправлялся крестный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери-земли, которая способствовала урожаю.
ᅠᅠПосле людей в реку загоняли скотину, полагая, что в результате она будет здоровее.
ᅠᅠКроме того, с первого Спаса начинался период «страды». Шел интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черемухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна дли обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье».
ᅠᅠДля защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд «обсыпания маком»: собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы. К слову, мак в Украине – символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

ᅠᅠ Угощения на Медовый Спас ◄

ᅠᅠКоличество возможных угощений в этот день не поддается исчислению. Однако главные элементы праздника Медового Спаса - всевозможная выпечка с маком и медом. Особенный шик - соединение меда и мака в маковом молочке. Оно представляет из себя маково-медовую массу, в которую обмакивают блины.
ᅠᅠНа самом деле, медовый спас - великолепное раздолье для выпечки: «Рад Яков, что пирог с маком». Простейшее и вкуснейшее лакомство - медовая меренга. Это «печенье» делается из смешанной пшеничной муки с сахарной пудрой и корицей с добавлением соды и меда. Полученное тесто раскатывается в нетолстые лепешки и запекается. В эти же дни принято собирать не только мед, но и ягоды: малину, черемуху, княжнику. Они прекрасно разнообразят и без того не бедный летний стол.

ᅠᅠ Питной мед - главный напиток Медового Спаса ◄

ᅠᅠПитной мед - ну кто не слышал об этом древнейшем напитке народов Руси и Европы? Тысячу лет назад наши предки его с удовольствием потребляли, пока с началом массового производства водки питной мед не ушел в историю. Даже сами рецепты были на долгое время утеряны, потому что передавались они чаще всего устно.
ᅠᅠСозданные позднее «меды», «медки» и «медовухи» не имеют никакого отношения к классическим медам средневековья. По какой же причине исчез этой великолепный напиток? Причина проста - на приготовление хорошего меда уходило 10-15 лет. Лучший мед мог настаиваться до 40 лет. Это установил российский историк и кулинар Вильям Васильевич Похлебкин, который сумел восстановить оригинальные рецепты меда.
ᅠᅠ«Ставленный» мед готовился из двух третей меда и трети ягодного сока. Эта смесь подвергалась естественному брожению, после чего многократно переливалась и выдерживалась в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самый «сырой» мед в таком случае получался после 5-8 лет. Понятное дело, что это слишком медленно даже для десятого века. Для ускорения созревания в смесь стали добавлять медовый уксус и хмель. Такой напиток был готов на третий год выдержки. Затем пробовали ускорить приготовление меда с помощью варки, пивных и винных технологий, пока это всем не надоело и не стали делать водку.

ᅠᅠ Традиции Медового Спаса ◄

ᅠᅠЯзыческие традиции празднования вмещают в себе три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый (он же Хлебный). Август - время, когда земледелец видел, как зреют плоды его трудов, поэтому и дни, когда появлялись первые эти плоды, были так важны. Все три вместе называются «спасовки».
ᅠᅠИтак, первым наступает Медовый Спас - в этот день пасечники вырезают из ульев первые в этом году соты. Также было положено раздать по кусочку сот с медом детям, а самые благочестивые пчеловоды одаряли и нищих. По случаю праздника было принято печь медовые пряники, блины с медом и многие другие изделия с медом, а также была традиция готовить блюда с маком. Медовым Спасом традиционно открывали проводы лета.
ᅠᅠПервый Спас связывают с Богиней воды Даной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности – вообще водной стихии.

С Любовью и Верой в Вас! 🙏

Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них де­тей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху. Вспомним древний гимн Ригведы, где с медом связаны образы Неба и Бога Творца Вселенной:
«Мед (навевают ветры благочестивому,

Мед струят реки,

Медовыми для нас да будут растения!

Медом пусть будет Небо – наш отец!»

…В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом «Мад-ху» (мед) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, пригодный для жертвоприноше­ния, а также – мудрость, ум, разум, проницательность, жиз­ненный опыт и, наконец, опьяняющий, хмельной напиток.

В.А.Васигин пишет в связи с древнеиндийскими домашними об­рядами: «У индийцев мед в древности символизировал сущность жиз­ни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностя­ми и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду» .

Именно мед во всех вариациях был главным продуктом питания и объектом поклонения в обрядах Медового Спаса. Этот день знамено­вал собой начало сбора урожая, независимо от того, что часть его уже была к тому времени собрана. Древние обрядовые жертвы медом и ме­довыми напитками должны были сделать все плоды земли и все воды рек сладкими для людей. Мед был символом и знаком Бога Неба – «Деда» и поэтому им кропили воды рек прежде, чем купать в них детей.

…Как и другие летние праздники «Медовый Спас» – это комплекс обрядов, связанных с функцией сохранения, спасения. Основной смысл этого со­хранения (спасения) – в приобщении следующего поколения к сокро­вищам знаний их предков. Омывшись в «медовых водах» Отца-Неба, дети должны быть готовы к осознанию всей полноты бытия, приобрете­нию жизненного опыта, знаний.

…Второй праздник августовского цикла – «Яблочный Спас» (19 августа) также целиком и полностью связан с идеей сохранения и спа­сения.

В древности у индоевропейских народов яблоневый сад был сим­волом вечной жизни – рая.

Так, древнегреческая мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению мате­ри-Земли (Геи) «выросла в далекой древней Гиперборее» . У подно­жия этой яблони бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия. Та­ким образом, древнегреческая мифология сохранила память об общеиндоевропейской прародине и тех мифологических представлени­ях, которые складывались на этой прародине в глубине тысячелетий.

Мы уже отмечали, что в русской народной традиции яблоня и яб­локи занимают огромное место. В народных сказках яблоки – символ жизненной силы, красоты, мудрости, счастья, удачи. И в этом нет ниче­го удивительного. Ведь даже сегодня половина яблоневых садов мира находится в России. Ну, а в глубокой древности дикие яблони росли да­леко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее бо­гаты так необходимым человеку витамином «С».

Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яб­локи. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яб­лок не есть, так как считали, что тогда их детям «на том свете достанется яблочко». С яблоками были связаны представления о нравственном облике человек. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, что­бы он не вырос пьяницей. Представление о яблоне как неком «древе жизни» настолько архаично, что оно сохранилось даже в мифологии калашей – жителей гор Гиндукуша (Афганистан) – потомков первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте.

Возвращаясь вновь к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» заметим, что здесь очень четко обозначена мысль – злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке яв­ляется яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение обрядов в Трех Спасах.

Первый «Медовый Спас» – дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жиз­ненным опытом предыдущих поколений «Медовых водах» и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным дет­ством.

Во время «Яблочного Спаса» дети получают вместе с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию.

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению. Это со­хранение урожая, сохранение жизненных сил, сохранение священного знания, запечатленного в сакральных орнаментальных текстах.

Третий Спас как бы окончательно разделяет судьбы детей – маль­чиков и девочек. Первые пойдут учиться грамоте, вторые – рукоделию. Известно, что у новорожденной девочки пуповину (в русской традиции) почти всегда раньше перерезали на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой. У мальчика пуповину перерезали на колоде для плетения лаптей, а иногда на книге, чтобы новорожденный вырос мас­тером своего дела или грамотным человеком.

Выдающийся исследователь русской культуры В.А.Городцов пи­сал в 1926 году: «Шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание свя­щенных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили негасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы Русского Севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного культа от древнейших времен до наших дней» . Он же, говоря о северорусской вышивке и ткачестве, отме­чал, что: «По отзывам вполне компетентных лиц, это в своем роде луч­шие произведения в мире» . Вспомним, что на санскрите, языке древ-неарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотен­ца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь», а древнейший общеиндоевропейский бог неба Варуна носил имя Праджапати, что буквально значит «Отец пряжи».

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению.
Девочки, которым предстояло учиться прясть, ткать, вышивать (также, как и мальчики), начинали после посвящения Трех Спасов изу­чать свою сложную науку – науку будущей женской жизни.

Таким образом, три праздника конца лета – времени «сохране­ния» – действительно сохраняли и спасали сложившуюся структуру об­щественных связей, сохраняли преемственность знаний, традиций, ве­рований, накопленных данным сообществом людей. «Три Спаса» – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа) – это прежде всего комплекс обрядов посвящения детей, достигших возраста ученичества.

Жарникова С. В.
из книги "Золотая нить"

Яблочный Спас - это праздник православной христианской традиции, скорее всего сливается с более древним народным праздником сбора урожая яблок. блочный спас и дата этого праздника каждый год приходятся на одно и то же число. Яблочный спас в 2015 году приходится на 19 августа. Яблочный спас 2015 является вторым, средним праздником трех августовских Спасов: Медового Спаса, Яблочного спаса, Орехового спаса. Яблочный Спас следует за Медовым Спасом - и поэтому часто время от Медового до Яблочного Спаса называется Яблочно-Медовый Спас.

На Яблочный Спас девушки просили яблоневые деревья, чтобы они наделили их своей свежестью и красотой. Для этого водили хоровод, а листья яблони вплетали в венки. Волосы для густоты и красоты расчесывали на закате именно специальным гребнем из яблочного дерева. Вечером уже всей деревней люди выходили в поле и провожали лето.

По народным приметам Яблочный Спас означает наступлении осени - ночи после 19 августа становятся намного холоднее. Раньше считалось, что до Яблочного Спаса нужно было воздерживаться от употребления яблок. А в сам Яблочный Спас яблоки ели целый день, готовили множество различных блюд с яблоками, святили все возможные яблоки и заготавливали яблоки на долгую зиму.

На Яблочный Спас существуют свои собственные приметы - считается, что в этот день все яблоки получают волшебные свойства. И если в этот праздник съесть яблоко и загадать желание, то оно вскоре сбудется.

С Яблочнорго Спаса начинали кушать и заготавливать яблоки нового урожая. До этого дня яблоки не имеют энергий земли, которыми они могут обладать. Кушать их раньше можно было, но люди знали, что такие яблоки еще слабые, в них мало энергии.

Если сорвать яблоки до Яблочного Спаса, и положить на хранение, то сила их будет с каждым днем уменьшаться, а не наполняться. И только яблоко, сорванное с дерева во время праздника Яблочный Спас или после праздника, имеет настоящую силу.

Яблочный Спас в России традиционно праздновался широко и всенародно. Принято было угощали яблоками как можно больше людей: родных, близких, друзей, а также особым богоугодным делом считалось угостить в этот день обделенных людей - нищих, бедных, сирот, стариков. Сначала нужно было раздать как можно больше яблок всем нуждающимся, а затем только пробовать яблоки и блюда из них самому.

В Яблочный Спас готовили всевозможные яблочные блюда - считалось, кто сможет приготовить большое количество блюд с яблоками - того ждет богатый урожайный год. Пекли пирог с яблоками, варили яблочное варенье, придумывали всевозможные десерты на основе яблок - пастилу, конфетки. Варили яблочные напитки - сидр, компоты, наливки.

Яблочный Спас также в народе имеет названия Второй Спас, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Праздник первых плодов, Вторая встреча осени. В Яблочный Спас освящали не только свежие яблоки нового урожая, но и все фрукты нового урожая.
По погоде на Яблочный Спас судили о будущем январе - такой же январь, как и Яблочный Спас. Если в Яблочный Спас погода была сухая - то и осень такая же, если дожди - то и осень мокрая.

Спожинки или Вторые Осенины — праздник урожая в народном календаре славян. Сегодня праздник известен как Яблочный спас. Другие названия: Праздник первых плодов, Горохов день, Луков день, Вторые Осенины, Спожинки, Аспожинки, Госпожинки, Вторая встреча осени, праздник Рожаниц. Празднуется 19 августа . Первыми Осенинами считается Медовый Спас (14 августа). Третьими Осенинами — Хлебный или Ореховый Спас (29 августа).

Праздник Вторые Осенины , который больше известен как Яблочный Спас, — древнейший славянский праздник урожая, который имеет многотысячелетнюю историю и зародился ещё в языческие времена. Спожинки знаменуют собой наступление осени и поворот лета на зиму. В отношении этого праздника существуют поверия и приметы: после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее; каков Яблочный Спас, таков будет и январь; Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму; жаркий день предвещает бесснежную зиму, а дождливая погода — зиму, обильную на снега; если в этот день на человека два раза сядет муха, то его будет сопровождать успех на протяжении всего года.

Праздник урожая 19 августа празднуется в честь окончания уборки зерновых культур и огородных культур (другое название праздника — Горохов день, Луков день). К этому времени зачастую уже заканчиваются многие полевые работы, жатва, вывоз хлеба с полей, уборка льна и так далее. Спожинками или Дожинками данный праздник называют по той причине, что это время окончания жатвы. Как правило, древние славяне заканчивали работу в поле и оставляли последний несжатый сноп, который стоял до самой весны. Несрезанные в поле колосья называли «Велесу на бороду» или «завивание бороды Велеса». По поверьям, в оставшемся на поле снопе колосьев до весны зимует дух поля — . Интересно также и ещё одно название данного праздник — День , что говорит нам о древней традиции чествовать в этот день богинь-рожаниц, которые покровительствуют плодородию, помогли вырастить и собрать богатый урожай.

Тем не менее сегодня этот праздник больше известен как . Связано это с тем, что в этот день начинался сбор яблок и других фруктов, овощей и плодов. Приставка «Спас» произошла от того, что после прихода на Русь христианства праздник совпал с христианским праздником «Преображение Господне» (спас — спаситель, спасение). До этого момента названия Яблочный Спас не существовало, однако вполне может быть, что праздник, наравне с такими названиями, как Горохов день и Луков день, мог называться Яблочный день. Яблоки были одним из главных блюд на столе. Кроме того, яблоки относили на могилы своих родственников, где оставляли их в качестве одного из ритуальных блюд. С яблоками пекли пироги, блины и другие праздничные угощения. Считается, что первое яблоко из нового урожая на Яблочный Спас исполняет загаданное желание.

На Спожинки не просто так особым почётом пользуются именно яблоки . Созревшие, наливные, румяные яблоки символизируют летнее солнце, которое окончательно созрело к концу сезона и теперь, подобно фруктам, которые опадают или собираются с деревьев, оно начинает тускнеть, всё меньше радует людей, даёт всё меньше тепла. В Новгородской губернии был зафиксирован старинный обычай, когда в этот день молодёжь шла в поле, где пела песни и водила хороводы, а вечером все собравшиеся отправлялись на пригорок, чтобы с песнями провожать заходящее солнце.

Ещё одним интересным обычаем на праздник Спожинок является обновление в избе огня, то есть старый огонь гасят, а новый зажигают. Делается это «живым» способом — трением дерева или высеканием искр из камня. Также в этот день устраивались гуляния и братчины, в которых участвовали все жители селений и городов.

Видео. Как Орловские Родноверы отмечают «Спожинки» (2014)

Фанера, ДСП, ДВП и многое другое от «ПлитТоргСервис». Большой выбор продукции для строительства и ремонта на www.plittorgservis.com.ua . На сайте компании можно ознакомиться со всеми интересующими вопросами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: