Сценарий новогоднего утренника “Новый год во втором классе”.

В современной краниологии важное значение имеет определение половой и возрастной принадлежности исследуемого черепа или серии черепов. Потребность в подобного рода исследованиях возникает в судебно-медицинской практике и при археологических исследованиях.

Определение пола базируется на явлениях полового диморфизма, прослеживаемого уже на уровне половых хромосом. После 7-8-летнего возраста, когда включаются в работу половые железы, начинают формироваться различия между мальчиками и девочками в массивности скелета и других признаках, которые и служат потом для определения пола.

Различия в строении мужской и женской скелетной системы выражаются в форме грудной клетки, таза, в строении черепа и т. д.

Наиболее точное определение пола дает исследование костей таза. Женский и мужской таз различаются своими функциональными нагрузками и отсюда различия в их строении.

В случаях, когда кости таза отсутствуют, определение возможно по трубчатым костям и даже костным фрагментам. У мужчин костная система более массивная, чем у женщин с резко выраженным рельефом в местах при крепления мышц. Считают, что по весовым и длинотным различиям трубчатых костей можно точнее установить пол. Так, самая большая длина локтевой кости для мужчин составляет 265 мм, для женщин - 230 мм. Масса обезжиренной и высохшей локтевой кости у мужчин варьирует от 41,5 до 54 г, женской - от 31,5 до 40,5 г. Самая большая длина бедренной кости у мужчин составляет 460 мм, у женщин - 390 мм, наибольшая окружность головки бедренной кости у мужчин составляет 153 мм, у женщин - 134,4, масса сухой и обезжиренной бедренной кости у мужчин варьирует от 291 до 375 г, у женщин - от 209 до 270 г. Величина шеечно-диафизарного угла бедренной кости у мужчин составляет 135°, у женщин - 115°.

Особенно подробно изучены различия в строении мужских и женских черепов (см. рис. 22). Признаки, по которым различаются черепа мужчин и женщин представлены в таблице 29.

Таблица 29.

Морфологические особенности черепа мужчин и женщин
(по В. П. Алексееву, Г. Ф. Дебецу, 1964)

Признак Мужчина Женщина
Размеры черепа Большие, особенно лицевого отдела Меньшие, особенно лицевого отдела
Места прикрепления мышц, надбровные дуги, надпереносье Более рельефные, т. е. сильнее развиты Рельеф выражен слабее
Сосцевидные отростки Более мощные и длинные Меньше и короче
Скуловые дуги Толще Тоньше
Лобные и теменные бугры Выражены слабее Выражены отчетливо
Лоб Покатый Прямой
Лобно-носовой угол Выражен более отчетливо из-за сильного развития рельефа Плавный переход от носового отростка лобной кости к носовым костям, угол сглажен
Орбиты Овальной или прямоугольной формы, вытянуты в горизонталь­ной плоскости, верхние края толстые Высокие и округлые, верхние края тонкие и острые, на фоне лицевого скелета их размеры относительно велики
Зубы Крупнее и корни постоянных зубов больше Мельче и корни постоянных зубов короче и тоньше

Основанием для определения возраста служат те изменения, которые претерпевает организм в своем развитии. Ранее уже отмечалось, что биологический возраст не совпадает с паспортным (см. занятия № 2-3), опережая или отставая от него. Различия могут составить 4-5 лет. Ориентировка на биологические изменения в онтогенезе не позволяет выделить некоторые периоды, например период новорожденности. Обычно выделяют 6 периодов, основанных на критериях биологического возраста (см. табл. 30):



Таблица 30.

Возрастные периоды, определяемые по скелету

Возрастные периоды Продолжительность периодов
Первый детский До 6-7 лет, критерием служит появление первого постоянного моляра
Второй детский До появления вторых постоянных моляров (7- 14 лет)
Юношеский До закрытия основно-затылочного синостоза (от 14 до 18-22 лет)
Молодой До начала синостозирования черепных швов (от 18-22 лет до 30-35 лет)
Зрелый От начала синостозирования швов до значительной их облитерации; отмечается большая сточенность коронок зубов (от 33 до 54 лет)
Старческий Характеризуется почти полным зарастанием швов, наблюдается значительная атрофия альвеолярного отростка на верхней челюсти или альвеолярного края на нижней (от 55 лет и старше)


На костных материалах прослеживаются: возрастная изменчивость костей черепа, костей скелета и зубов.

Череп человека состоит из отдельных костей и их соединений. Эмбриогенез костей черепа различается по времени и тканевой основе, участвующей в формировании. Начало формирования черепа относится ко второму месяцу внутриутробного периода. В дальнейшем клеточные скопления, образовавшиеся вокруг хорды, превращаются в хрящевую пластинку. Из нее формируются кости основания черепа. Кости свода черепа (лобная, теменная, чешуя височной кости, верхняя часть затылочной кости) формируются на перепончатой основе. Образование лицевого черепа в эмбриогенезе происходит на основе жаберных дуг.

Различают кости черепа, развивающиеся в тесной связи с головным мозгом, и кости лица, являющиеся вместилищем начальных отделов пищеварительной и дыхательной трубки. Затылочная, клиновидная, две височные, две теменные и лобная связаны с развитием головного мозга, а решетчатая, две нижние носовые раковины, две слезные, две носовые кости и сошник связаны с развитием обонятельной капсулы. Лицевой череп в онтогенезе развивается на основании жаберных дуг. Из первой жаберной дуги формируется верхняя челюсть и отдельные косточки среднего уха. Из второй - подъязычная кость, шиловидный отросток височной кости и стремя среднего уха. Большинство костей черепа формируются как парные отдельные кости, соединяющиеся между собой чешуйчатыми и плоскими швами - тонкими костными отростками, заходящими друг за друга.

Между костями свода черепа новорожденного имеются также места, незаполненные костью - роднички. Выделяется четыре родничка - передний (имеет ромбовидную форму, расположен между двумя половинами лобной и теменными костями), задний (находится между теменными и затылочной костями), клиновидный (расположен на боковой поверхности черепа между лобной, теменной, височной и клиновидной костями) и сосцевидный (находится между теменной, затылочной и височной костями) (см. рис. 23). Замещение хрящевой ткани на костную в костях черепа начинается на 9-10 неделе эмбриогенеза. Полностью окостенение происходит уже после рождения. Ориентирами биологического возраста на черепе служат швы и роднички. Клиновидный и сосцевидный закрываются в первые недели после рождения. Задний родничок - на третьем месяце жизни. Большой родничок закрывается к 1,5-2 годам. Задержка его закрытия до 3-5 лет отмечается при рахите.

При определении возраста важно обратить внимание на зарастание (облитерация) черепных швов. От индивидуальных особенностей процесса окостенения зависит образование дополнительных костных швов и костных островков на черепе. В связи с тем, что у человека в отличие от других млекопитающих зарастание швов начинается с внутренней поверхности черепа, более точное определение возраста дает оценка состояния швов на внутренней поверхности черепной коробки. Точность определения возраста этим способом допускает ошибку в среднем до 8 лет. Порядок зарастания черепных швов показан на рисунке 24. Результаты исследования записываются в краниологическом бланке.

Облитерация некоторых черепных швов и замена их костными образованиями начинается с 16-18 лет у мужчин, у женщин несколько позже. Первым обычно окостеневает шов между базилярной частью затылочной кости и телом клиновидной. Окостенение швов свода черепа происходит обычно в пожилом возрасте.

Степень зарастания швов оценивается по пятибалльной шкале (0-4) для каждого участка отдельно (см. табл. 31).

Таблица 31.

Балльная оценка степени зарастания швов черепа.

Для суждения о состоянии процессов окостенения часто пользуются исследованием рентгенограмм кистей и дистальных отделов предплечий (см. табл. 32).

Установленные индивидуальные показатели в сравнении с приведенными стандартами расцениваются как костный возраст ребенка. Одной из причин более раннего появления точек окостенения может быть акселерация, а более позднего - ретардация в связи с болезнями (рахитом, дистрофией и другими).

Раннее появление точек окостенения может вызвать также радиационный фон. Это явление отмечено многими исследователями в зонах радиационного контроля после Чернобыльcкой аварии.

В палеоантропологической практике приходится определять возраст, начиная с рождения. В возрасте до года точки окостенения определены при изучении рентгенограмм новорожденных. На протяжении первого года жизни появляются новые точки окостенения в локтевой, лучевой, головчатой, крючковидной, бедренной, большой берцовой, малой берцовой, кубовидной костях и грудине. Для определения возраста в период до одного года можно использовать размер отдельных костей.

Таблица 32.

Сроки появления и локализация ядер окостенения кисти у мальчиков и девочек,
определяющие возраст (по С. А. Бурову, 1972).

Локализация ядер окостенения Сроки появления ядер окостенения
Мальчики (ранние - поздние) Девочки (ранние - поздние)
Головки II-V пястных костей 2 года (8 мес. - 2 года) 1 год (7 мес. -2 года)
Головчатая кость 3 мес. (18 дней - 7 мес.) 1 мес (18 дней - 5 мес.)
Дистальный эпифиз лучевой кости 11 мес. (5 мес. - 2 года) 9 мес (5 мес. - 1 год)
Дистальный эпифиз локтевой кости 8 лет (5 лет - 9 лет) 6 лет (4 года -8 лет)
Крючковидная кость 4 мес. (18 дней - 7 мес.) 2 мес. (18 дней - 5 мес.)
Ладьевидная кость 6 лет (3 года - 9 лет) 4 года (2 года - 7 пет)
Основание дистальных фаланг 2 года (9 мес. -3 года) 1 год (8 мес. - 2 года)
Основание 1 пястной кости 2 года (1 год - 3 года) 2 года (11 мес.-3 года)
Основание проксимальных фаланг IV пальцев 1 год (8 мес. - 3 года) 11 мес. (7 мес. - 2 года)
Основание средних фаланг 2 года (9 мес. -3 года) 1год (8 мес. -2 года)
Полулунная кость 4 года (1 год - 7 лет) 3 года (10 мес. - 5 лет)
Сесамовидные кости 1 пястнофалангового сустава 14 лет (10 лет - 16 лет) 11 лет (9 лет- 14 лет)
Трапециевидное кости 7 лет (3 года - 9 лег) 5 лет (2 года - 7 лет)
Трехгранная кость 3 года (6 мес. - 7 лет) 2 года (5 мес. - 5 лет)

К 3-6 годам жизни происходит слияние всех костных частей позвонков, к 13-16 годам срастается клювовидный отросток лопатки с ее телом. Тазовая кость, состоящая до 14-16 лет из трех отдельных частей - подвздошной, седалищной и лобковой, полностью срастается лишь к 20-22 годам. К периоду завершения полового созревания, т. е. к 16-18 годам, окостеневает надколенник, а также черепной шов на основании черепа, между базиллярной частью затылочной кости и телом клиновидной. Сегменты тела грудины срастаются к 16 годам, а мечевидный отросток с ее телом - к 30. Полное окостенение ключицы, а также сращение тел крестцовых позвонков наступают к 20-22 годам.

Последовательность окостенения такова, что в разные сроки срастается срединный отдел длинных трубчатых костей с их верхним и нижним отделами. На верхней конечности к 18- 20 годам заканчивается окостенение всех отделов лучевой кости и костей кисти. К этому времени срастаются нижний и средний отделы плечевой кисти, приращение же ее верхнего сегмента завершается к 20-22 годам. На нижней конечности к 16-19 годам сливаются нижний участок большеберцовой кости со средним.

Окостенение обеих костей голени заканчивается в 20-22 года. Полное приращение верхнего сегмента бедренной кости к среднему происходит в 17-18 лет, нижнего - в 18-20 лет.

Биологический возраст взрослого индивидуума, т. е. со сформировавшейся костной системой, наиболее точно определяется при исследовании изменений губчатого вещества длинных трубчатых костей на их горизонтальных распилах или рентгенограммах. В практической работе чаще пользуются способом, учитывающим возрастные изменения внешней поверхности отдельных костей.

Начальные проявления старения костно-суставного аппарата определяются по степени изношенности суставных хрящей - в суставных концах сначала откладываются соли (обызвествление), а затем окостеневают фибринозные и хрящевые элементы. На концах суставных поверхностей появляются краевые костные разрастания. Их выраженность тем сильнее, чем преклоннее возраст. Эти изменения раньше всего начинаются в дистальных межфаланговых - нижних пальцевых суставах и суставах позвоночника. Вместо округлых очертаний на основаниях концевых фаланг кисти появляются краевые костные разрастания, острые выступы. В старческом возрасте резко суживаются суставные щели. Костно-суставной аппарат у женщин начинает стареть в среднем на 5-10 лет раньше, чем у мужчин.

Возрастные изменения структуры кости приводят также к тому, что после 50 лет компактные пластинки (наружный слой) и губчатое вещество (внутренний слой) кости разрежаются. Кость становится тонкой, пористой, хрупкой и легкой, вес ее уменьшается.

Уровень окостенения посткраниального скелета (постепенное замещение хрящевой ткани на костную) является важным показателем биологического возраста. В судебно-медицинской практике разработана методика определения возраста плода по наличию участков окостенения и по размерам костей. Однако в поле зрения палеоантрополога такие скелеты попадают очень редко, в большинстве случаев разрушаясь в почве. В качестве примера сохранения скелетных останков плода можно привести случай при раскопках на Ледницком острове (Польша). Был обнаружен скелет плода, находящийся вместе с тазовыми костями женщины. Такая находка является свидетельством того, что женщина умерла во время родов.

При осмотре детского черепа для установления возраста обязательно обращают внимание на зубной ряд. Формирование, прорезывание и замена молочных зубов на постоянные также являются критериями возраста (подробнее в следующих занятиях).

С 3 до 6 лет в нижней части наружного слухового прохода хрящ замещается костной пластинкой, срастаются все сегменты затылочной кости.

В возрасте от 7 до 14 лет боковые части затылочной кости полностью сращены с телом.

Срок прорезывания третьего коренного моляра совпадает с закрытием клиновидно-затылочного шва на основании черепа, т. е. в 17-20 лет.

Выпадение зубов сопровождается атрофией соответствующего участка десны - альвеолярного отростка челюсти, а их полное выпадение приводит к истончению краев челюсти и изменению угла наклона ветви нижней челюсти, при котором он становится более тупым, подбородок сильнее выдает вперед. Эти изменения характерны для старческого возраста.

В качестве источника дополнительных сведений о возрасте можно использовать характер структуры кости черепа. После пятидесяти лет изменяются физические и биохимические свойства костей: они становятся легкими, пористыми, хрупкими, ломкими и тонкими, поскольку разрежаются компактные пластинки и губчатое вещество кости. Отмеченные процессы ведут к уменьшению веса черепа.

Скелетная система человека, как и другие системы органов, подвержена индивидуальной, половой и географической изменчивости.

В остеологических исследованиях прямое измерение длины тела невозможно, поэтому разработаны эмпирические формулы, позволяющие определить длину тела по костям конечностей: плечевой, лучевой, бедренной и большеберцовой костям. Разработанные таблицы размеров отдельных костей для возрастных групп, начиная с 4 лет и до 21 года, приводятся в работе В. П. Алексеева «Остеометрия» (1966) и других работах.

Определение длины тела по костям конечностей - задача, которая часто встает при исследовании палеоантропологических материалов. Имеются различные таблицы и формулы, вычисленные эмпирически на трупном материале. По формулам Пирсона, составленным отдельно для мужских и женских скелетов, длина тела равна (см. табл. 35).

Величины, вычисленные по нескольким костям, более точны, чем полученные на отдельной кости.

Формулы Пирсона применимы для населения со средним ростом (165 см для мужчин). В высокорослой группе они дают заниженные, а в низкорослой - завышенные цифры.

Имеются и другие методы определения длины взрослого человека по длинным костям скелета. Подробнее рассказывается о них в работе В. П. Алексеева «Остеометрия» (1966) и других работах.

Таблица 35.

Определение длины тела по отдельным костям скелета (по Пирсону).

У мужчин У женщин
81,306 + 1,880 (длина бедра) 72,844 + 1,945 (длина бедра)
70,641 + 2,894 (длина плечевой кости) 71,475 + 2,754 (длина плечевой кости)
78,664 + 2,376 (длина большой берцовой кости) 74,774 + 2.352 (длина большой берцовой кости)
85,925 + 3,271 (длина лучевой кости) 81,224 + 3,343 (длина лучевой кости)
71.272 + 1,159 (длина бедра) + 1,080 (длина большеберцовой кости) 69,154 + 1,126 (длина бедра) + 1,125 (длина большеберцовой кости)
66,855 + 1,730 (длина плечевой кости + длина лучевой кости) 69,911 + 1,628 (длина плечевой кости + длина лучевой кости)
69,788 + 2,769 (длина плечевой кости) + 0,195 (длина лучевой кости) 70,542 + 2,582 (длина плечевой кости) + 0,281 (длина лучевой кости)
68.397 + 1,030 (длина бедра) + 1,557 (длина плечевой кости) 67,435 + 1,339 (длина бедра) + 1,027 (длина плечевой кости)
67,049 + 0,913 (длина бедра) + 0,600 (длина большеберцовой кости) + 1,225 (длина плечевой кости) - 1.187 (длина лучевой кости) 67,469 + 0,782 (длина бедра) + 1,120 (длина большеберцовой кости) + 1,059 (длина плечевой кости) - 1,711 (длина лучевой кости)

Исследование костных останков в захоронениях по обряду трупосожжений. Возможность получения информации о половозрастных особенностях людей, захороненных по обряду трупосожжения, значительно сужается. Отмечается большая зависимость от степени сохранности костного материала, комплектности и степени раздробленности самого погребения. Во многих случаях, однако, есть основания для приблизительной оценки морфологических признаков, а также определения возраста, пола и длины тела. Реконструкции костных останков из трупосожжений посвящены многочисленные работы польских ученых А. А Малиновского, Я. Пионтека, Я. Стржалко и др.

Снежинки.
Мы белые снежиночки
Собрались все сюда.
Летим мы, как пушиночки,
Холодные всегда. Вот эта тучка серая
Она была наш дом.
С нее мы опустилися,
И здесь мы отдохнем.
Прилечь на землю хочется,
А ветерок злодей.
Все кружит нас,
Все кружит нас
И все быстрей, быстрей.

Дед Мороз. Ребята, что-то не вижу я зимних месяцев на празднике.
Звучит песня «Три белых коня». Выбегают три месяца, держат украшенную дугу.

Дед Мороз. Какой же из них зиму начинает, а год кончает?
Все. Декабрь.
Ученик. В народе о нем говорят, что декабрь — хвостик года.
Декабрь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес.

Дед Мороз. У декабря есть родные братья. Отгадайте: какой месяц году начало, а зиме середина? Все. Январь.
Ученик.
В народе за январем закрепилось много названий: январь — носик года, январь — первенец года, январь — сечень, то есть сечет, рассекает зиму ровно пополам, в январе – наш новогодний праздник.
Январь.
Сияет солнце, но совсем не греет,
Искрится луч, сияет серебром.
Природа вся как будто леденеет
Перед суровым снежным январем.
Вы не сердитесь на январь ненастный,
На самый главный месяц холодов:
Чтоб было все по-зимнему прекрасно
Я много приложил своих трудов.

Дед Мороз. А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Так какой же месяц зиму кончает?
Все. Февраль.
Ученик. О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А еще говорят, что февраль зиму замыкает — весне дорогу показывает.
Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Крутой февральский вечер
Метет, метет пурга,
И кажется, что вечно
Лежат снегов стога.

Дед Мороз. Скучно мне все-таки на вашем празднике. Кого-то мне не хватает! Как вы думаете, кого?
Все. Снегурочки!
Дед Мороз. Конечно, Снегурочки — внучки моей сказочной. Давайте-ка позовем ее погромче.
Все. Снегурочка! Снегурочка! Появляется Снегурочка.

Снегурочка.
В белом домике своем
Мы дружно с дедушкой живем.
В чаще леса вековой
Мы часто слышим ветра вой.
Меня все звери знают,
Снегурочкой зовут.
Со мной они играют и песенки поют.
И Мишка-шалунишка, и заинька-трусишка –
Мои друзья.
Люблю их очень я.
Ко мне лиса приходит с лисятами всегда,
Со мной по лесу бродит волк серый иногда.
Но к медведю не советую ходить. И медведя не советую будить. Он зимой, ребята, лежебока — крепко спит.

Дед Мороз (обращаясь к Метели). Метелица-красавица! Ты что невесела?
Метелица. Погода мне не нравится Морозна и светла.
Дед Мороз.
А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились.
Им холодно, поди!

Метелица.
Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну, топну ножками,
С ветрами в пляс пойду.
Ученик.
А вот и тучка стелется.
Выходит тучка.
Тучка.
Иду к тебе, Метелица, иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся
Давно на землю броситься.
Попробуй, удержи!
Мне с ними и не справиться,
Метелица-красавица!
Возьми их покружи.

Все кружатся в кругу. Метелица пляшет русскую пляску.
Все.
Как пошла, пошла метелица мести!
Заметает все дороги, все пути!
Сыплет снегом на озябшие поля,
Согревается замерзшая земля.
Ты пляши, пляши, метелица, пляши.
Урожаи нынче будут хороши.

Снегурочка.
Нет, снежинки-друзья.
Нам здесь долго быть нельзя.
Разве вы не знаете,
Что в тепле растаете?

Зима. Правильно, Снегурочка. Да и я что-то загостилась на новогоднем празднике у ребят.
Видно пришла пора расстаться.
Теперь, всем надо попрощаться.
В Новом году вам желаем успехов,
Побольше веселого, звонкого смеха!
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук!

Зима, Снегурочка в соответствии со сценарием берутся за вожжи, которые держали месяцы, и убегают под песню «Три белых коня».

Новогодний праздник для детей 6-10 лет с играми, забавами, песнями и танцами.

ВЕДУЩАЯ 1 – классный руководитель,
ВЕДУЩАЯ 2 , ДЕД МОРОЗ , СНЕГУРОЧКА , ДВОЕЧНИЦЫ – родители.

ВЕДУЩАЯ 1: (встречает детей) Дорогие ребята, сегодня мы пришли на новогоднюю елку. Какие вы красивые девочки и мальчики! Внимание! Что это грустно на нашем празднике. Давайте встанем в хоровод и споем песню!

(Дети поют песню) Муз. "Дед Мороз и лето"

ВЕДУЩАЯ 2: Ребята! А елка то у нас не горит! Что же нам делать? Кто поможет нам? Конечно Дед Мороз и Снегурочка! Давай те позовем их!

ДЕТИ: Дед Мороз! Иди, иди, елку нам скорей зажги!

ВЕДУЩАЯ 2: Еще раз ребята!

(Появляется дед мороз и снегурочка под фоновую музыка с колокольчиками)

ДЕД МОРОЗ:
Вы меня ребята звали?
И совсем не испугались
К печке теплой не прижались
Не пожаловались маме?
Остаюсь на елке с вами
Дед Мороз я настоящий, из глухой
Дремучей чащи! Где стоят в сугробах ели,
Где бураны и метели!
Я пришел к вам не один
Внучку за руку привел!
Ой, Снегурочка, а что же это?
Елка не горит! Не порядок!
Ну ка ребята давайте елку зажигать!
Раз, два, три, елочка – гори!

(Дети кричат с дедом морозом. Елка загорается. Выходит снегурочка.)

СНЕГУРОЧКА: (фоновая музыка)
«Люблю я у елки с детьми посидеть,
Люблю все, как следует там рассмотреть.
Какие игрушки, не скучно ли им.
Иль кто не доволен соседом своим?
Что бывает, а что не бывает на елке?
Не говорите все время «ДА»,
А то получится ерунда.
А если «НЕТ» – таков и должен быть ответ.
Бывают ли на елке игрушки…
Веселые петрушки…
Большая подушка…
Бывают ли на елке яркие картинки…
Разноцветные снежинки…
Рваные ботинки…»

(Команда девочек "Снежинки": желающие рассказывают стихи)

СНЕГУРОЧКА: Дедушка Мороз! А давай ребят повеселим! Ты знаешь песни?

ДЕД МОРОЗ: Да! Я знаю песни. Вот послушайте, для меня такое дело, очень даже просто:
Я на солнышке лежу,
Кверху бороду держу,
Все лежу и лежу и
От солнышка дрожу!

(Дети смеются и поют правильно)

ДЕД МОРОЗ: Ох, хороша песня! А я знаю еще:
Пусть скользят неуклюжи
Пешеходы по лужам
Пусть замерз на асфальте каток.
Ребятишки по лужам
Все катаются дружно
И не слышат звонок на урок.

(Дети смеются и поют сами)

ДЕД МОРОЗ: Cнегурочка! Смотри, какие дети, все знают! Ой, сколько здесь героев разных.

(Дети встают в хоровод и поют песню «В лесу родилась елочка…»)

ДЕД МОРОЗ: Снегурочка! А где же твои подружки – снежинки?

СНЕГУРОЧКА: Эй, снежинки, скорее летите. В танце воздушном у елки кружите!

СНЕЖИНКИ: (6 снежинок рассказывают по 2 строчки)
Мы белые снежиночки
Собрались все сюда.

Летим мы, как пушиночки,
Холодные всегда.

Вот эта тучка серая –
Она была наш дом.

С нее мы опустился,
И здесь мы отдохнем.

Прилечь на землю хочется,
А ветерок злодей.

Все кружит нас,
Все кружит нас

(все вместе) И все быстрей, быстрей.

(Танец снежинок) Муз. "Серебристые снежинки"

ДЕД МОРОЗ: Не замерзли?
Вас ничем не испугаешь, очень смелый вы народ.
Вас – хороших ребятишек, даже холод не берет!

ДЕД МОРОЗ: Какие вы красивые и нарядные!

СНЕГУРОЧКА: А какие у вас костюмы.

ДЕД МОРОЗ: Я получил ваши письма и приготовил вам подарки. А какие подарки вы мне приготовили?

ВЕДУЩАЯ 1: Ребята, давайте прочитаем дедушке стихи, которые вы приготовили.

(Команда мальчиков "Снеговички": желающие рассказывают стихи)

СНЕГУРОЧКА: А песни вы петь умеете?

ДЕТИ: Да!

(Дети поют две новогодние песни по два куплета)

(Во время последней песни открывается дверь, вбегают двоечницы)

ДВОЕЧНИЦА 1: Крошки, сюда, здесь дискотека!

ДВОЕЧНИЦА 2: Какая дискотека? Разве это музыка?

ДВОЕЧНИЦА 3: Давайте нашу кассету!

(Ставит кассету в магнитофон. Звучит любая, очень громкая, не детская музыка. Двоечницы танцуют.)

ВЕДУЩАЯ 1: Ребята, я узнала, кто к нам пришёл. Это известные двоечницы, прогульщицы нашей школы. Вы пришли к нам в гости? Но у нас праздник для 2-го класса.

ДВОЕЧНИЦЫ: (наперебой) Да-а-а, нас выгоняют отовсюду! А нам хочется праздновать! И подарки нам нужны.

ВЕДУЩАЯ 1: За что же вас выгнали?

ДВОЕЧНИЦА 1: Подумаешь, двоек нахватались...

ДВОЕЧНИЦА 2: Подумаешь, стекло разбили...

ДВОЕЧНИЦА 3: А к новому году мы готовились, и стихи знаем, и загадки отгадывать умеем. А за это дед мороз подарки даст! Правда, дети?

ВЕДУЩАЯ 1: А-а..., но чтобы подарки получить надо их заслужить! Что же вы можете деду морозу показать?

ДВОЕЧНИЦЫ: (наперебой) Я! Я! Я!

ДВОЕЧНИЦА 1: Частушка! (поёт любую частушку на школьную тему)
Маша спрятала в кладовку,
От родителей тетрадь.
Дружно мыши возмутились:
– снова двойки нам жевать!

ДВОЕЧНИЦА 2:
Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед?
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд.

ДВОЕЧНИЦА 3:
Горе горькое у тани,
Всем танюшу жалко:
Из дыры в ее кармане,
Выпала шпаргалка.

ДВОЕЧНИЦЫ: (вместе)
Если ты моя подружка,
из несчастья вызволи:
подними скорее руку,
чтоб меня не вызвал.

ДВОЕЧНИЦА 2: Стих! (читает детский стишок явно детсадовского возраста)
Здравствуй Дедушка Мороз – миленький, родименький.
Спрячься Дедушка Мороз в нашем холодильнике!

ДВОЕЧНИЦА 1:
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня.
Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будете меня?

ДВОЕЧНИЦА 2:
Я – веселая снегурка
Поиграю с вами в жмурки.
Но боюсь напиться чаю –
От горячего растаю.

ДВОЕЧНИЦА 3:
Лепят все снеговика,
Мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он?
Закатали в снежный ком.

ДВОЕЧНИЦА 3: Загадка! (загадывает лёгкую загадку, дети сразу отгадывают)
У этой одежки – липучки-застежки, а кто её одевает, тот слез не проливает. (памперсы)

ДВОЕЧНИЦЫ: (наперебой) Всё! Давайте подарки!!!

ДЕД МОРОЗ: Нет двоечницы! Теперь вы наши задания выполните.

(загадывает загадку "Сто одежек – и все без застежек" (капуста). Двоечницы с трудом отгадывают.)

СНЕГУРОЧКА: I детская новогодняя викторина «Новогодний калейдоскоп»:
1. С какого месяца ведет отсчет новый год? (c января)
2. Что называют в народе «белыми мухами»? (cнег)
3. В каком мультфильме встретились лето и Дед Мороз? («Дед Мороз и лето»)
4. У снежинки восемь лучиков? (нет, шесть)
5. Какое дерево наряжают на Новый Год? (ель)
6. Без чего не может быть метель? (без снега и ветра)
7. Что такое «конфетти»? (маленькие цветные бумажные кружочки)
8. Из чего сделано сердце Снежной Королевы? (из льда)
9. Что водят вокруг елки? (хоровод)
10. Как называются новогодние цепочки из цветной бумаги? (гирлянда)
11. Какая девочка помогает Деду Морозу поздравлять всех с новым годом? (Снегурочка)
12. Традиционная елочная макушка? (звезда)
13. Что обязательно надевают на новогодний карнавал? (маску)
14. Круглое елочное украшение – это …? (шар)

ВЕДУЩАЯ 2: II детская новогодняя викторина «Дед Мороз»
1. Как звали прапрадеда Деда Мороза? (Морозко или Дед Трескун)
2. Сколько шуб у Деда Мороза? (три)
3. Каких цветов шубы Деда Мороза? (красная, белая, синяя)
4. Как называется волшебная палка Деда Мороза? (посох)
5. Кто помогает делать добрые дела Деду Морозу? (Снегурочка)
6. Из скольких комьев снега состоит туловище снеговика? (из трех)
7. Каким современным и безопасным устройством заменили восковые свечи, которые крепили на ветви ели? (электрическими гирляндами)
8. Сколько лет назад появились блестящие шары для украшения елок: сто, двести, триста? (родители подсказывают) (сто)
9. Как правильно назвать место, где обычно продают елки? (ёлочный базар)
10. Из чего делают серпантин? (из цветной бумаги)
11. Куда обычно кладет подарки Дед Мороз? (под елку)

ВЕДУЩАЯ 1: III новогодняя викторина «Для детей и их родителей»
1. Какого цвета шубы нет у Деда Мороза: белой, синей, зеленой или красной? (зеленой)
2. Какой предмет громко разбрасывает конфетти? (хлопушка)
3. Каких животных впрягает в сани Дед Мороз? (лошадей)
4. Какие животные в санях у Санта Клауса? (олени)
5. Кто растаял, перепрыгивая через костер? (Снегурочка)
6. Какой любимый головной убор снеговика? (ведро)
7. Какое имя было у мальчика, похищенного снежной королевой? (Кай)
8. Какой новогодний персонаж не может ходить без метлы? (Снеговик)
9. Ледяная морковка – это …? (сосулька)
10. Какой волшебный предмет всегда носит дед мороз? (посох)
11. Какое дерево в древнем египте украшали к новогодним праздникам? (пальму)
12. Какая страна самой первой отмечает приход нового года? (Новая Зеландия)
13. Где находится поместье российского деда мороза? (В Великом Устюге)
14. Какие имена у Дедов Морозов? (рассказывает ДВОЕЧНИЦА 2)

ВЕДУЩАЯ 1: Дети, давайте проверим, умеют ли наши двоечницы в разных конкурсах участие принимать.

Конкурсы, проводит Снегурочка, две команды.

I кокурс: «Что за зверь?»: Детей делят на две команды – одной загадывают показать какое-либо животное или предмет, вторая должна угадать что это. После угадывания они меняются местами. (Мальчики: ёлка, крокодил. Девочки: чебурашка, телевизор)

II кокурс: «Сиамские близнецы»: Приглашают парное количество детей. Из них формируют пары, которые должны обнять друга за талию (один обнимает правой рукой, второй левой). В таком положении пары должны выполнять определенные задания так, как будто их руки принадлежат одному человеку. Можно попросить детей что-то сделать, например повязать платок на голову родителям.

III кокурс: «Какие бывают елочки»: Отличный вариант для любого количества детей, участвующих в хороводе. Ведущий или Дед Мороз объявляет, что услышав определенное слово, дети должны выполнить какое-либо действие, например:
ВЕДУЩАЯ 1: «высокая» – все встают на цыпочки и поднимают руки
ВЕДУЩАЯ 1: «низкая» – дети должны присесть
ВЕДУЩАЯ 2: «тонкая» – хоровод сужается
ВЕДУЩАЯ 2: «широкая» – расширяется и т.д.
Далее начинается игра и ведущий составляет предложения таким образом, чтобы максимально запутать детей.

ВЕДУЩАЯ 1: Хорошо, а танцевать вы умеете?

(Звучит музыка, двоечницы приглашают всех на танец. Современные хиты, 3 минусовки по 1 куплету)

ДВОЕЧНИЦЫ: (вместе) Дедушка Мороз, Снегурочка! Мы теперь поняли, как нужно к празднику готовиться. Мы вам сейчас частушки споём.

ДВОЕЧНИЦА 1:
В нашем зале шум и смех,
Не смолкает пение
Наша елка лучше всех
В этом нет сомнения.

ДВОЕЧНИЦА 2:
Посмотрите, Дед Мороз,
Празднично одетый.
Он подарки нам принес,
Пряники, конфеты.

ДВОЕЧНИЦА 3:
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй, Новый Год!
Ты такой хороший!

ДЕД МОРОЗ:
Пора, друзья! Проститься нужно,
Всех поздравляю от души!
Пусть Новый Год встречают дружно
И взрослые, и малыши!
Желаю успехов, здоровья и сил!
Очень, ребятки, сюда я спешил.
Чуть по дороге в овраг не свалился,
Но, кажется, вовремя в гости явился.
Был у вас я год назад,
Видеть всех я очень рад.
Пусть же этот Новый Год.
Много счастья принесет!

СНЕГУРОЧКА:
Я в новом году вам желаю успехов,
Побольше веселого, громкого смеха!
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук!

ДВОЕЧНИЦА 1:
Всех подружек поздравляем,
Поздравляем всех друзей.
И от всей души желаем
Мы вам самых светлых дней!

ДВОЕЧНИЦА 2:
Как хороша новогодняя елка,
Как нарядилась она, погляди,
Платье у елки – зеленого шелку,
Яркие бусы горят на груди.

ДВОЕЧНИЦА 3:
Вечно елка зелена,
Радость всем несет она
Каждый раз под Новый Год
В гости к нам она идет.

ДЕД МОРОЗ: (обращается к Снегурочке) Ну что, внученька? Понравились тебе дети? Наверное, пора и подарки доставать. (открывает мешок, переворачивает его. Из мешка сыпется всякий хлам.)

СНЕГУРОЧКА: А где же подарки?

ДВОЕЧНИЦЫ:/strong> (шепчутся)

(все смотрят на двоечниц)

ДВОЕЧНИЦА 1: Ну что девочки, признаемся?

ДВОЕЧНИЦА 2: Все-таки нас на праздник пустили.

ДВОЕЧНИЦА 3: Так весело было, и, наверное, пирожные дадут...

ДВОЕЧНИЦА 1: Дед мороз, ребята, простите нас. Это мы мешок подменили. Хотели сами все конфеты съесть. Но вы такие добрые, хорошие! Мы решили тоже исправиться... И мы возвращаем ваши подарки...

(отдают заранее спрятанный в зале мешок, Дед Мороз раздаёт подарки)

«Белая дорожка»

Музыка: Владимира Ренева
Слова: Антона Пришельца

1 куплет:
Мороз трещит и колется,
По улице дымок,
А в поле, за околицей,
Простор широк!

Припев:
За речку, за рощу
Веди, веди сама,
Ах, белая дорожка,
Русская зима!

2 куплет:
Летит, пылит метелица,
А на пути лесок.
В лесу за каждым деревцем
Снежок прилег.

Припев:

3 куплет:
Сюда не раз ходили мы
В осенние деньки,
Средь поля посадили мы
Свои дубки.

Припев:

4 куплет:
Ложись, снежок, укутывай
Всю землю, укрывай,
Храни от ветра лютого
Наш урожай!

Припев:

«Снежная песенка»

Музыка: Д.Львова-Компанейца
Слова: С. Богомазова

1 куплет:
К нам на новоселье
Жалует зима.
А за ней веселье,
Смех и кутерьма.

Припев:
А ну, снежок, а ну, дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом, и всё кругом
Теплее укрывай.

2 куплет:
Нам всего милее
Зимние деньки.
Снежные аллеи,
Лыжи и коньки.

Припев:

3 куплет:
Белый снег мохнатый
Пляшет за окном.
Мы о нём, ребята,
Песенку споём!

Припев:
А ну, снежок, а ну, дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом, и всё кругом -
И школьный сад,
И нас, ребят,
И всё, и всё,
И всё подряд
Теплее укрывай!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: