Мериме этрусская ваза краткое содержание. Этрусская ваза

Розов Виктор

В поисках радости

Виктор Розов

В поисках радости

КОМЕДИЯ в двух действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Клавдия Васильевна Савина -- 48 лет.

Федор -- 28 лет; Татьяна -- 19 лет; Николай -- 18 лет; Олег -- 15 лет ее дети.

Леночка, жена Федора,-- 27 лет.

Иван Никитич Лапшин -- 46 лет.

Геннадий, его сын -- 19 лет.

Таисия Николаевна -- 43 лет.

Марина, ее дочь,-- 18 лет.

Леонид Павлович -- 32 лет.

Василий Ипполитович (дядя Вася) -- сосед Савиных.

Фира Канторович, Вера Третьякова - ученицы 8-го класса.

Действие первое

Комната в московской квартире, в старом доме, где-то в отдаленном от центра переулке. Справа -- дверь, ведущая в прихожую. Слева -- дверь в комнату, в которой живут Федор и его жена Лена. В середине, ближе к левому углу, дверь, которая редко бывает закрыта. Там виден небольшой коридор, заставленный домашним скарбом. В этом коридоре две двери по левой стороне: одна -- в комнату матери и Татьяны (та, что ближе) и вторая -- в кухню, и еще дверь -- прямо, она ведет во двор (черный ход). Когда эта дверь открывается, видна часть двора с только начинающими зеленеть деревьями, яркой травой, надворными постройками. В квартире голландское отопление. Правее от центральной двери -- два окна. Слева, почти у авансцены, стоит ширма, за которой, видимо, кто-то спит, так как на ширме висят брюки, рубашка и носки с резинками. Посреди комнаты -- небольшой круглый стол и старые сборные стулья. Комнате придают странный вид какие-то громоздкие предметы, укрытые материей, газетами, всевозможным тряпьем. Сейчас

они имеют фантастический вид, так как в комнате темно и только сквозь плотные шторы, вернее, через щели бьет яркий утренний свет. За ширмой горит свет -- маленькая электрическая лампочка.

Но вот она погасла.

Тихо открывается входная дверь. Стараясь не шуметь, входит Коля. Он подходит к буфету, достает ломоть хлеба, ест жадно, с аппетитом,--видимо, проголодался сильно. Подходит к ширме, отодвигает две ее створки (те, что на зрителя). За ширмой виден потрепанный диван со спинкой, на котором спит, лицом к стене, его младший брат Олег, и раскладная кровать -- постель Коли. Над диваном висит потрет молодого мужчины, а под ним на гвозде -- сабля. Николай сел на раскладушку, ест хлеб.

Олег (вдруг повернувшись, шипит). Ты дождешься, я маме скажу!

Коля продолжает есть.

Который час?

Коля. Пятый. Олег. Ого! (Нырнул под одеяло.)

Коля. Стихи, что ли, писал, полоумный?

Олег (высунув голову из-под одеяла). А ты -- бабник! (И скрылся.)

Коля продолжает есть, думая о своем.

(Снова высунулся из-под одеяла.) Ты знаешь, я ведь тоже люблю.

Коля. Чего, пирожки с мясом?

Олег. Я серьезно...

Олег (говорит, как на исповеди). Я... вот этого никто не знает... ужасно влюбчивая натура. Да, да!.. И давно!.. В четвертом классе мне одна нравилась, Женька Капустина... Хотел ее имя ножом на руке вырезать, да не получилось -- больно. Прошло... В шестом классе--Нинка Камаева... Я ее из жалости полюбил -- забитая такая была, тихая... Потом она в комсорги пролезла -- горластая стала -- жуть! -- разлюбил. А сейчас -- двоих... Да; да! Ну вот что такое -- сам не пойму. Мучаюсь ужасно!.. Верку Третьякову и Фирку Канторович... Верка -- каштановая, а Фирка -- черная... У нее глаза, знаешь, огромные и темно-претемно-синие... Я в Парке культуры анютины глазки такого цвета видел... Ну вот, клянусь тебе, наглядеться не могу! А у Верки -- коса толстая и до подколенок, а на кончике завивается. Как она ее носить не боится?.. Еще отрежут хулиганы на улице.

Коля. Они знают?

Олег. Что?

Коля. Ну, что ты влюблен в них?

Олег. Откуда же?

Коля. Не говорил?

Олег. Что ты! Так я им и скажу!.. Мучаюсь я очень... Как это у меня получилось -- сразу двоих, -- не пойму! Вот ты ведь одну любишь? Одну? Да?

Коля (нехотя). Одну.

Олег. Видишь, нормально! Я вот что придумал: напишу записку.

Коля. Кому?

Олег. Одной из них.

Коля. И что напишешь?

Олег. Не скажу.

Коля. А другой?

Олег. А другой ничего не напишу. Только я не решил, которой из них написать. Это, знаешь, самое сложное. Но решу я сразу, категорично... и никаких!

Коля. А на другой что -- жениться собираешься?

Олег. Я никогда не женюсь. Это-то решено твердо. Вон Федька наш женился -- вижу я! Вечером, когда ты ушел, тут опять чуть свара не поднялась.

Коля. Ругались?

Олег. Не очень. Я читал на диване, а они пили чай... Купила она шоколадных конфет, так мне только одну швырнула, как собаке. Хотел я эту конфету выбросить к черту, да не выдержал, съел... Сидят они за столом, и она его точит, точит... Все деньги в уме какие-то подсчитывает, о шкафах, о кушетках, о стульях разговаривает... Федьке ведь это неинтересно, а она его пилит, пилит!.. А он только: "Леночка, хорошо! Леночка, сделаю!" Тьфу!

Коля. Что особенного? Федор квартиру получает-- вот они и думают, как ее обставить. (Начинает снимать ботинки.)

Олег. А ты на Марине тоже жениться будешь?

Коля. Ну, спи!

Олег. Колька, не женись! Ну кому это вообще надо?! Занимались бы, понимаешь, люди делом, а то женятся, ругаются, пузатые буфеты покупают -разве это жизнь?!

Коля. Давай спать, Олег, не нашего ума это дело.

Олег. В общем, конечно, но обидно... Мне Федю жаль. Вечером к нему Леонид Павлович приходил... Ты знаешь, Леонид Павлович из-за нашей Таньки сюда ходит, честное слово! Она ему нравится. Татьяна, может быть, за него замуж выйдет... Только вот мне почему-то не хочется, чтобы за Леонида Павловича...

Коля. Он аспирант, зарабатывает хорошо, квартира есть...

Олег. А зачем все это? Я бы вот этот свой диван ни на что в мире не променял!.. Разве что на путешествия!.. Гена Лапшин тоже заходил на минуточку. Увидел Леонида Павловича и ушел. Они с отцом скоро обратно уезжают. Ему наша Танька тоже нравится...

Коля. Уж очень ты много видишь...

Олег. Все вижу и молчу. Думают -- маленький. Вот только тебе... Мне ведь, в общем, конечно, все равно, только интересно...

Коля (вешая рубашку на ширму). А чего не спал?

Олег. Сначала читал, а потом стихи сочинял в уме. Вчера туман над Москвой был, помнишь?.. Я и сочинил про туман.

Коля. Сочинил?

Олег. Не до конца.

Сегодня за окном туман,-

Открою двери и растаю!

Домов верблюжий караван

Куда-то в дымке уплывает.

Дороги шум и улиц гам

Как будто тонут в хлопьях ваты,

И я плыву по облакам,

И невесомый и крылатый...

Пока все.

Коля. Куда же ты плывешь?

Олег. Не знаю. (Задумался.) Давай спать. (Скрылся под одеялом.)

Коля закрывает ширму. На ширме появляются его брюки. Через некоторое время входит Клавдия Васильевна. Она прикрыла дверцу буфета, которую не закрыл Коля, посмотрела на ширму, достала из шкафа две рубашки, сняла с ширмы рубашки ребят и повесила туда чистые. За окном слышатся нечастые удары топора по дереву. Входит Леночка.

Семья Савиных живет в Москве в старой квартире. Мать – Клавдия Васильевна, Федор – старший сын, защитил кандидатскую, женился. Дочь Татьяна поступила в институт, Николаю восемнадцать лет – он работает в мастерской по ремонту изделий. Олег ходит в школу, ему пятнадцать.

Елена - жена Федора бегает по магазинам и скупает дорогую мебель. Савиным вскоре дадут новую жилплощадь. Купленную мебель Лена закрывает тканью, чтобы не поцарапать. С мужем она разговаривает только о деньгах и новой мебели.

Соседи Иван Никитич Лапшин и сын Гена зашли к Савиным, чтобы одолжить чайную заварку. Они часто приезжают в гости к брату. Гене нравится Татьяна, но он испытывает неловкость перед девушкой. Лапшин хочет скорее женить Гену. Потратился на аккордеон, чтобы сына больше уважали. Во время завтрака Иван Никитич рассказывает Савиным нелепые истории, произошедшие с сыном. Гене очень неприятно. Олег поддерживает Гену, когда Лапшин начинает учить и его, подросток делает ему замечание. Мужчина, обидевшись, уходит домой.

Олег просит прощения у Гены. Он объясняет, что не намерен терпеть, когда людей унижают. Гена рассказывает, что отец поколачивает его и мать, потом достает из кармана отцовского пиджака деньги и прячет у себя. Олег с недоумением и удивлением смотрит на Гену.

В гости к Федору заходит друг Леонид Павлович. Он состоявшийся в жизни тридцатидвухлетний аспирант. Мужчина ухаживает за Татьяной. Гена хочет уйти, но Олег предлагает ему посмотреть аквариумных рыбок на подоконнике. Отходя от окна, Олег перепрыгивает письменный стол, который недавно купила Елена. Федор разрешил Тане временно заниматься за ним. Стоящая на столе чернильница падает и разливается. Ребята пытаются убрать лужу, но чернила впитываются в покрытие стола. Гена хочет сказать, что это он виноват в произошедшем. Но Олег отказывается. По его мнению, Лена должна понять, что он пролил чернила нечаянно.

Входит Лена. Грузчики заносят новый сервант. Женщина в хорошем настроении. Она рассказывает, что ей пришлось пережить из-за покупки серванта. Олег хочет рассказать о том, что случилось. Лена не слушает его. Она пытается убедить Татьяну в том, что Леонид очень выгодная партия для замужества. Наконец Олег сообщает Лене об испорченном столе. Женщина кричит и обзывает Олега «гадиной». Она хватает аквариум и бросает в окно. Олег бежит на улицу, но поздно рыбы съедены кошками. Вернувшись домой, Олег хватает со стены саблю и рубит новые вещи. Обезумевшая Лена рыдает и бегает вокруг мебели. Федор пытается ее успокоить. Олег убегает из дома.

Лена почти в обмороке. Клавдия Ивановна переживает за Олега. Леонид и Татьяна остаются наедине. Мужчина еще раз говорит о своих чувствах к девушке. Но она не слушает его. Таня рассказывает о том, как дружно когда-то жила их семья.

Федор пытается успокоить жену. Но Лена кричит и оскорбляет всю его семью. Клавдия Ивановна говорит, что, прежде всего жена должна заботиться о муже и его достоинстве.

Олег говорит, что заработает и отдаст деньги за всю испорченную мебель. Он отказывается от подаренного Геной нового аквариума, потому что знает, что он куплен на украденные у отца деньги.

Лена с Федором временно переезжают жить к Леониду. Гена рассказал отцу, что вытащил у него сто рублей. Лапшин в очередной раз пытается ударить сына. Молодой человек первый раз дает отпор отцу. Гена признается Тане в любви и дарит ей духи. Девушка приглашает его на следующий год приехать в Москву и обещает писать.

Произведение учит читателей, что в жизни материальные ценности не заменят человеческого тепла, достоинства, уважения и любви.

Картинка или рисунок Розов - В поисках радости

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Одоевский Пёстрые сказки

    В Пестрых сказках Одоевский собрал образы и характеры, которые использовал затем в своем более позднем творчестве. Изначальное название с эпитетом «махровые», по мнению автора, более удачно отражало его задумку

Пьеса В. Розова "В поисках радости" в Центральном детском театре.

Драматург Виктор Розов неизменно верен своему восприятию людей, основной теме своего творчества. Как относиться к жизни: творчески или потребительски? В чем назначение человека: в том ли, чтобы создавать материальные и духовные ценности, или в том только, чтобы иждивенчески Пользоваться благами, которые они при носят? Розов во всех своих пьесах дает на это прямой ответ.

Говорит ли писатель о выборе профессии, как в произведение «В добрый час», о верности в дружбе и любви, как «Вечно живых», противопоставляет ли он богатство мыслей чувств достойных членов социалистического общества стяжательству мелких корыстолюбцев, как в пьесе «В поисках радости», - всегда и всюду он решает именно эту тему. Вот почему в фокусе его авторского внимания оказывается молодёжь.

С добрым беспокойством опрашивает Розов юношей и девушек: «Какова дорога, которой ты идёшь?». Не случайно -именно таково второе и более точное название его новой пьесы. А ведь выбор жизненного пути, поиски на нём радости, осознание того, что является радостью подлинной, а что мнимой, неразрывно связаны воспитанием чувств, мысли, воли. Педагогическое звучание пьес Розова объясняет естественность творческой дружбы драматурга с Центральным детским театром. Именно здесь нашёлся режиссер, близкий по своему сценическому почерку литературной манере Розова. Режиссёр этот - А. Эфросе. Он, как и Розов, понимает, чувствует психологию советского молодого человека и стремится воспроизвести правду жизни в ёе повседневном будничном процессе.

На этот раз «повседневность», в которой раскрывается сюжет пьесы, подчеркнута и выбором рядовой семья я коротким отрезком времени действия, когда успевает, в сущности, совершиться лишь одно событие: разрыв (притом, по-видимому, временный) с родными молодого учёного Федора Савина., переезжающего из родного дома на другую квартиру по требованию эгоистичной и корыстолюбивой жены.

И хотя в течение одного весеннего дня в маленьком старом доме, расположенном в тихом московском переулке, не происходит ничего, что выходило бы за пределы семейного быта я могло бы, казалось, общественно нас взволновать, - пьеса и спектакль не только смотрятся с вниманием, но и горячо волнуют, увлекают зрителей.

Чем это объясняется? Очевидно, тем, что правда жизни, когда она раскрывается не прямолинейно, а в подлинном движении, в истинных противоречиях, в столкновении живых характеров, не может оставлять зрителей равнодушными. Вот откуда серьёзность, с которой смотрится спектакль, жизнеутверждающий смех и аплодисменты, вспыхивающие во время действия, чувство нравственного удовлетворения, испытываемое зрителем.

Вместе с Клавдией Васильевной Савиной мы верим ее младшим детям, когда под занавес спектакля Олег успокаивает ее, огорченную, оскорбленную переездом Федора: «Мы тебя любим. Не бойся за нас...». Вместе с Олегом, утешающим мать, Розов как бы говорит нам, что в доме остались теперь только хорошие, честные, благородные люди. Доброе побеждает злое, правда побеждает ложь, торжествуют высокие принципы нашей советской морали.

Ранним весенним утром пробуждается жизнь в семье Савиных, и художник спектакля М. Курилко активно помогает режиссёру и актерам перенести нас в атмосферу старого московского дома, куда сквозь плотные занавеси пробиваются робкие лучи солнца. С беседы младших сыновей начинается действие, и умение Розова проникнуть в юношескую душу, найти для ее выражения слова точные и тонкие сразу вызывает хорошее зрительское ослабнет и в этом - немалая заслуга и Розова, и Эфроса, и многих исполнителей.

Олег становится для нас главным героем пьесы, а его будущая судьба-наиболее нам дорогой и близкой. Образ Олега находит настолько достоверное и обаятельное воплощение в игре К. Устюгова, что кажется, будто ииым и не может выглядеть этот романтичный и чистый, поэтичный и мужественный подросток. А рядом с ним - Геннадий в очень чутком, убедительном исполнении А. Шмакова: загнанный волчонок, наученный мерзавцем отцом, будто «люди звери и на них злобу надо иметь», и вызывающийся на нравственную сво-боду, угадывающий правду хороших людей - Олега, его сестры Тани (ее умно и приятно играет Надеждина), их матери Клавдии Васильевны. Образ этой самоотверженной русской женщины В.Сперантова рисует штрихами скупыми и сильными, вызывая к умной, доброй, благородной Савиной нашу любовь и уважение.

Многокрасочной, а потому столь выразительной артистической кистью рисует Е. Перов образ Лапшина, отца Геннадия. Исполнитель помогает нам угадать биографию этого «крутого», каок он себя рекомендует, жестокого и алчного Самодура, на котором трудно разглядеть родимые пятна капитализма только потому, что он целиком является сплошным темным пятном.

Есть в пьесе Розова еще один удавшийся ему характер. Это Леночка, жена Федора. Ее «трезвый взгляд на жизнь», ее уверенность, что главное-«не зевать в жизни», ее всепоглощающая страсть к заграничной мебели, к заграничным вещам, ее стремление превратить мужа в дойную корову -- это то, что мы зовём мещанством и с чем еще приходится воевать. И всё это исполнительница роли М. Куприянова отражает в своей игре, во сценические средства, . которыми она этого достигает, подчас чересчур прямолинейны, слишком сатирически обнажены. Такую Леночку, какую создает Куприянова, не мог бы любить даже слабовольный Федор. Кстати, чем, кроме слабоволия и влюблепности в жену, наделил Федора автор? Ничем! Еще менее удались в пьесе образы Николая, Таисии, Марины, Леонида, Василия Ипполитовича. Не будем же пенять на актеров за то, что они не оживили этих персонажен, но пожалеем, что театр не помог драматургу их дорисовать

Режессура Эфроса сильна там, где силен Розов. Правду жизни постановщик и актёры увидели сквозь «магический кристалл» драматургии. Так родился этот одновременно скромный и значительный спектакль, вызывающий молодое поколение на раздумья о человеческом достоинстве, о любви к людям, о честности и чистоте чувств, о ненависти к мещанскому корыстолюбию и эгоизму; на светлые раздумья о том, что в нашем обществе каждый человек должен идти к большой цели своей жизни прямой и верной дорогой.

КОМЕДИЯ в двух действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Клавдия Васильевна Савина -- 48 лет.

Федор -- 28 лет; Татьяна -- 19 лет; Николай -- 18 лет; Олег -- 15 лет ее дети.

Леночка, жена Федора,-- 27 лет.

Иван Никитич Лапшин -- 46 лет.

Геннадий, его сын -- 19 лет.

Таисия Николаевна -- 43 лет.

Марина, ее дочь,-- 18 лет.

Леонид Павлович -- 32 лет.

Василий Ипполитович (дядя Вася) -- сосед Савиных.

Фира Канторович, Вера Третьякова - ученицы 8-го класса.

Действие первое

Комната в московской квартире, в старом доме, где-то в отдаленном от центра переулке. Справа -- дверь, ведущая в прихожую. Слева -- дверь в комнату, в которой живут Федор и его жена Лена. В середине, ближе к левому углу, дверь, которая редко бывает закрыта. Там виден небольшой коридор, заставленный домашним скарбом. В этом коридоре две двери по левой стороне: одна -- в комнату матери и Татьяны (та, что ближе) и вторая -- в кухню, и еще дверь -- прямо, она ведет во двор (черный ход). Когда эта дверь открывается, видна часть двора с только начинающими зеленеть деревьями, яркой травой, надворными постройками. В квартире голландское отопление. Правее от центральной двери -- два окна. Слева, почти у авансцены, стоит ширма, за которой, видимо, кто-то спит, так как на ширме висят брюки, рубашка и носки с резинками. Посреди комнаты -- небольшой круглый стол и старые сборные стулья. Комнате придают странный вид какие-то громоздкие предметы, укрытые материей, газетами, всевозможным тряпьем. Сейчас

они имеют фантастический вид, так как в комнате темно и только сквозь плотные шторы, вернее, через щели бьет яркий утренний свет. За ширмой горит свет -- маленькая электрическая лампочка.

Но вот она погасла.

Тихо открывается входная дверь. Стараясь не шуметь, входит Коля. Он подходит к буфету, достает ломоть хлеба, ест жадно, с аппетитом,--видимо, проголодался сильно. Подходит к ширме, отодвигает две ее створки (те, что на зрителя). За ширмой виден потрепанный диван со спинкой, на котором спит, лицом к стене, его младший брат Олег, и раскладная кровать -- постель Коли. Над диваном висит потрет молодого мужчины, а под ним на гвозде -- сабля. Николай сел на раскладушку, ест хлеб.

Олег (вдруг повернувшись, шипит). Ты дождешься, я маме скажу!

Коля продолжает есть.

Который час?

Коля. Пятый. Олег. Ого! (Нырнул под одеяло.)

Коля. Стихи, что ли, писал, полоумный?

Олег (высунув голову из-под одеяла). А ты -- бабник! (И скрылся.)

Коля продолжает есть, думая о своем.

(Снова высунулся из-под одеяла.) Ты знаешь, я ведь тоже люблю.

Коля. Чего, пирожки с мясом?

Олег. Я серьезно...

Олег (говорит, как на исповеди). Я... вот этого никто не знает... ужасно влюбчивая натура. Да, да!.. И давно!.. В четвертом классе мне одна нравилась, Женька Капустина... Хотел ее имя ножом на руке вырезать, да не получилось -- больно. Прошло... В шестом классе--Нинка Камаева... Я ее из жалости полюбил -- забитая такая была, тихая... Потом она в комсорги пролезла -- горластая стала -- жуть! -- разлюбил. А сейчас -- двоих... Да; да! Ну вот что такое -- сам не пойму. Мучаюсь ужасно!.. Верку Третьякову и Фирку Канторович... Верка -- каштановая, а Фирка -- черная... У нее глаза, знаешь, огромные и темно-претемно-синие... Я в Парке культуры анютины глазки такого цвета видел... Ну вот, клянусь тебе, наглядеться не могу! А у Верки -- коса толстая и до подколенок, а на кончике завивается. Как она ее носить не боится?.. Еще отрежут хулиганы на улице.

Коля. Они знают?

Олег. Что?

Коля. Ну, что ты влюблен в них?

Олег. Откуда же?

Коля. Не говорил?

Олег. Что ты! Так я им и скажу!.. Мучаюсь я очень... Как это у меня получилось -- сразу двоих, -- не пойму! Вот ты ведь одну любишь? Одну? Да?

Коля (нехотя). Одну.

Олег. Видишь, нормально! Я вот что придумал: напишу записку.

Коля. Кому?

Олег. Одной из них.

Коля. И что напишешь?

Олег. Не скажу.

Коля. А другой?

Олег. А другой ничего не напишу. Только я не решил, которой из них написать. Это, знаешь, самое сложное. Но решу я сразу, категорично... и никаких!

Коля. А на другой что -- жениться собираешься?

Олег. Я никогда не женюсь. Это-то решено твердо. Вон Федька наш женился -- вижу я! Вечером, когда ты ушел, тут опять чуть свара не поднялась.

Коля. Ругались?

Олег. Не очень. Я читал на диване, а они пили чай... Купила она шоколадных конфет, так мне только одну швырнула, как собаке. Хотел я эту конфету выбросить к черту, да не выдержал, съел... Сидят они за столом, и она его точит, точит... Все деньги в уме какие-то подсчитывает, о шкафах, о кушетках, о стульях разговаривает... Федьке ведь это неинтересно, а она его пилит, пилит!.. А он только: "Леночка, хорошо! Леночка, сделаю!" Тьфу!

Коля. Что особенного? Федор квартиру получает-- вот они и думают, как ее обставить. (Начинает снимать ботинки.)

Олег. А ты на Марине тоже жениться будешь?

Коля. Ну, спи!

Олег. Колька, не женись! Ну кому это вообще надо?! Занимались бы, понимаешь, люди делом, а то женятся, ругаются, пузатые буфеты покупают -разве это жизнь?!

Коля. Давай спать, Олег, не нашего ума это дело.

Олег. В общем, конечно, но обидно... Мне Федю жаль. Вечером к нему Леонид Павлович приходил... Ты знаешь, Леонид Павлович из-за нашей Таньки сюда ходит, честное слово! Она ему нравится. Татьяна, может быть, за него замуж выйдет... Только вот мне почему-то не хочется, чтобы за Леонида Павловича...

Коля. Он аспирант, зарабатывает хорошо, квартира есть...

Олег. А зачем все это? Я бы вот этот свой диван ни на что в мире не променял!.. Разве что на путешествия!.. Гена Лапшин тоже заходил на минуточку. Увидел Леонида Павловича и ушел. Они с отцом скоро обратно уезжают. Ему наша Танька тоже нравится...

Коля. Уж очень ты много видишь...

Олег. Все вижу и молчу. Думают -- маленький. Вот только тебе... Мне ведь, в общем, конечно, все равно, только интересно...

Коля (вешая рубашку на ширму). А чего не спал?

Олег. Сначала читал, а потом стихи сочинял в уме. Вчера туман над Москвой был, помнишь?.. Я и сочинил про туман.

Коля. Сочинил?

Олег. Не до конца.

Сегодня за окном туман,-

Открою двери и растаю!

Домов верблюжий караван

Куда-то в дымке уплывает.

Дороги шум и улиц гам

Как будто тонут в хлопьях ваты,

И я плыву по облакам,

И невесомый и крылатый...

Пока все.

Коля. Куда же ты плывешь?

Олег. Не знаю. (Задумался.) Давай спать. (Скрылся под одеялом.)

Коля закрывает ширму. На ширме появляются его брюки. Через некоторое время входит Клавдия Васильевна. Она прикрыла дверцу буфета, которую не закрыл Коля, посмотрела на ширму, достала из шкафа две рубашки, сняла с ширмы рубашки ребят и повесила туда чистые. За окном слышатся нечастые удары топора по дереву. Входит Леночка.

Клавдия Васильевна. Вы что рано, Леночка? Леночка. Поеду в центр. На Дмитровке, сказали, сегодня будут чешские серванты давать. Займу очередь. Клавдия Васильевна. Я поставлю чайник.

Леночка. Нет, нет! Что-нибудь на скорую руку. У нас, кажется, еще ветчина есть. (Ушла в свою комнату и быстро возвратилась со сверточком. Развернула его, села к столу, торопливо закусывает.)

Клавдия Васильевна. Может быть, повременить, Леночка?

Леночка. Такие серванты раз в году бывают, а квартиру мы получим самое позднее к августу -- дом уже достраивается. Вы думаете, я сама не понимаю, мама? Конечно, этим вещам здесь не место, могут попортить. Мальчики такие неаккуратные! Ну, вот! Кажется, кто-то рылся в книгах! (Подошла, приподняла материю, скрывающую какой-то предмет. Это -- груда книг.) Конечно! Нет седьмого тома Джека Лондона!.. Мы же просили не трогать! Подписное издание! Уж брали бы что-нибудь из современных -- не жалко!

Клавдия Васильевна. Это я взяла, Леночка. Не беспокойтесь, не испачкаю.

Леночка (укрыв книги). Побегу. (Завернула обратно остатки ветчины, унесла в свою комнату, быстро вернулась, одевается.)

Клавдия Васильевна. Оденьтесь потеплее, утрами еще холодно.

Леночка. Можно, я ваш платок возьму, мама? Мой -- новый, жалко.

Клавдия Васильевна. Конечно, возьмите.

Входит Таня. В это время Леночка убегает.

Таня. Куда это она помчалась? Клавдия Васильевна. В мебельный.

Таня. Скоро на голову будут ставить. Дохнуть нечем.

Клавдия Васильевна. Не твое дело.

Таня взяла чайник, ушла на кухню. Клавдия Васильевна отодвинула край ширмы, вынула у Олега из-под подушки книгу и отнесла ее в общую груду. Возвратилась Таня, отдергивает шторы на окнах.

Подождала бы.

Таня. Хватит им дрыхнуть.

В окна хлынул яркий солнечный свет. На правом подоконнике стоит большая банка из-под варенья, в которой плавают рыбы. На левом подоконнике--герань и распустившийся красный цветок, луковичный.

Денек! Специально для выходного!

Опять слышен стук топора.

Дядя Вася уже стучит в своем сарайчике.

Открывается входная дверь, в дверях -- Геннадий.

Геннадий (не входя в комнату). Здравствуйте, Клавдия Васильевна.

Клавдия Васильевна. Здравствуй, Гена.

Геннадий. Молоко принесли.

Клавдия Васильевна прошла на кухню.

(Тане.) Здравствуй.

Таня (буркнула). Здравствуй.

Клавдия Васильевна вышла из кухни с кастрюлей и прошла в прихожую. Геннадий все стоит в дверях и смотрит на Таню.

Закрой дверь!

Геннадий медленно закр...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: