Кормление грудным молоком. Питание при кормлении грудным молоком

Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки и потешки - тексты, примеры.

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!

Когда ребёнок учится ходить:

Ножки, ножки,Куда вы бежите?
- В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
-Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
-Да бух!

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
-На головушки и сели.

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
-Шу-у-у - полетели,
На головушку сели.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели
-На головушку сели.

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре братаНавстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят,
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет...», «Лебеди летели, лебеди летели...» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота...»

Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...»

На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...» Постепенно приходит пора сказок.

По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают...

Пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.

Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких (типа “сороки-вороны, “трех колодцев, “ладушек) - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете.

Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов... День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих.

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием "пестовать" малыша? И нужно ли это современным мамам?

Любовь Павлова

Ведущий научный сотрудник центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца, кандидат психологических наук

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом - все это называлось и называется емким словом - фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Пра-бабушкино слово

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства - от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет "не по дням, а по часам". Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.

Пестушки

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения "за него", играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает "топотушки" его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

"Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок".

Или:

"Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки".

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. - все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

"Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!

Головоньку - валяй, валяй!" -
происходящее вызывает у ребенка эмоциональный "всплеск", потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое "обучение" малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, "подскоки" и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на "коня" ("саночки", "тележку" и т.п.).

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: "топы-топы", "цапы-цапы" совпадают с шагами, переступающего ребенка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

"Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели...
Нет оладушек!" (Руки ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
Ладушки-ладушки,
Где были? -У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает "пойти" к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове "ладушки" складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Потешки

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками ("фонарики"), похлопывания ручками ("ладушки"), прикладывание пальчиков к головке ("ушки") и т.п.

Так, например, потешка "Ладушки, ладушки" преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками "фонарики", затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у...
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Или:

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут "расцветить", эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

"Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!"

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

"Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!"

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный "учитель": вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело "вплетать" их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово "продает", соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на "раздает". Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

"А нашей Галеньке - в ручку.
Угощайся, Галенька, на здоровье!"

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - "синь сарафан", у петушка - "золотой гребешок и шелковая бородушка", курочка - "рябушечка", гуси у бабуси - "один серый, другой белый". Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который "рано встает, голосисто поет", "солнышко-колоконышко", щедро льющее "золото в оконышко" и т.д.:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

или:

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Небылицы

Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Или:

Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

От слова "пестовать" - в старину означало нянчить маленького ребенка , ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

История Марии Калошиной


Моя история началась после выписки из роддома. Ребенок постоянно кричал и бросал грудь, и мы не могли никак понять почему. В итоге педиатр сказала, что он голодный, и нужно докармливать смесью. Как я была глупа! Доверилась, наивно полагая, что педиатр действительно права. Да, после того, как мы дали малышу смесь, он уснул на 4 часа, но ведь дело не в том, что он наелся. Чужая пища так подействовала. Затем и вовсе сказали переходить на смесь, так как мало набрали вес на третьей неделе. Никаких советов не было, чтобы хоть как-то сохранить грудное вскармливание. Сейчас я прекрасно понимаю, что делать, и какие ошибки у меня были и как их было много! Это мой первый ребенок и я полностью доверилась педиатру.

На вопрос о том, какой смесью кормить ребенка, был ответ, что без разницы. Как без разницы??? Я и не предполагала, что существует так много смесей!

Начали с одной, малыш отказывался есть, купили другую. Мы дальше орали круглосуточно, врач говорила, что колики. Потом начались запоры, высыпания, даже на гипоаллергенные смеси и козью. Стали менять смеси. Сейчас пробуем девятую смесь с полным гидролизатом белка (для детишек с аллергией на белок коровьего молока).

Ребенок с охотой хватал грудь, но из-за болей в животе бросал, он постоянно поэтому у меня на руках. Сцеживаться нормально и часто просто нет возможности. Раньше сцеживала за час грамм 20-30 с обеих грудей. Сейчас если получается сцедить (раза 2 в день), то быстро, чтобы застоев не было, и это грамм 10. Поэтому сцеженным грудным молоком не докармливаю ежедневно, но если соберется грамм 140, то кормлю.

Тогда я не знала, что существуют консультанты по грудному вскармливанию. Когда перешли на смесь, то мне подсказали, что есть такие люди. Я сразу же позвонила: стали пробовать приучать ребенка к груди через снс-систему.

Он не брал грудь вообще с этим капилляром. Шла обманным путем: когда начинал сосать грудь, сразу аккуратно вставляла трубочку в рот и нажимала на бутылку, чтобы потекла смесь и он все не выплюнул. По итогу он засыпает сразу, и получается, что мы съедаем за 2 часа 60 грамм молока, при этом несколько раз поменяв грудь. Докармливали из шприца двое суток, в итоге он орал, плевался и не съедал свою норму, стал спать очень долго, поняли, что недоедает… В первый день введения снс считала пописы, было 8 за 12 часов.

Сам ребенок не лежит, спит он в основном на моем животе, т. к. очень сильно нас беспокоит живот, с трудом засыпает, и если положить спящего в кроватку, то сразу начинает тужиться, плакать и просыпается. Пустышку не берет.

В душ я хожу вечером, когда моя мама с работы приходит. Я кормлю ребенка, укачиваю и даю ей на руки спящего. Тогда же и шов обрабатывала, было экстренное кесарево и разошелся шов.

От домашних никакой моральной поддержки не было, наоборот, говорили, зачем все это, пусть смесь ест. Но есть готовит и убирается мама. Дома я целый день одна, иногда и сутками тоже.

Ночью я старалась продержаться без смеси, не всегда правда получалось, но чаще всего мы ночью были без смеси.

Консультант по ГВ сказала, что вариантом будет донорское грудное молоко, тогда пройдет живот и я смогу перевести на грудь ребенка или увеличить лактацию и кормить хотя бы сцеженным молоком.

Начался поиск молока, вместо сна искала где взять его. Были предложения о продаже грудного молока, но мы бы не потянули по деньгам, так как стоимость молока указывалась 200 рублей за 100 грамм. Мы едим литр в день, это 2000/день*30 дней, дорого. Наткнулась случайно на ссылку на сайт . Подумала, чем черт не шутит, и оставила заявку на поиск молока. На следующий день мне написали и задали несколько вопросов.

Начался поиск дарительниц молока. Не знала, что получится, но сейчас мы заменяем половину кормлений донорским молоком. И ищем смесь, на которую не будет аллергии.

Я переписывалась с одной из участниц проекта, Викторией Лебедь. Мы переписывались каждый день. Мне очень многим помогли: искали дарительниц, размещали везде просьбы о помощи, морально очень поддерживали в трудные минуты. За что ОГРОМНОЕ спасибо!

Получилось найти несколько дарительниц. Ирина Скамницкая отдала свои запасы замороженного молока. И четыре мамы, Екатерина Уланова, Любовь Горбунова, Мария Лебедева и Екатерина Егорова сейчас мне периодически дают молочко (специально сцеживают для нас). Виктория и дарительницы дали очень много ценных советов и ссылок (у меня времени выйти в интернет, чтобы что-то найти и почитать, вообще не было). Спасибо вам!

Несмотря на то, что информация о преимуществах грудного вскармливания красной нитью проходит по всем журналам для родителей, радио и телевидению, и, казалось бы, все о них знают - даже специальная программа по поддержке грудного вскармливания Всемирной Организации Здравоохранения существует - число детей, которых кормят искусственными смесями, не уменьшается. В чем же дело?

Многие молодые и не очень молодые мамы и бабушки просто не знают как же в их, только их случае "сохранить и приумножить" свое грудное молоко.

Прежде всего следует сказать, что истинная гипогалактия и агалактия (уменьшенное количество или отсутствие грудного молока) встречается крайне редко. Чаще отсутствие молока у матери вызвано гормональными нарушениями у матери, отсутствием сосательного рефлекса у ребенка или разобщением матери и ребенка (например, если ребенок попал в больницу). но даже в таких случаях желание кормить грудью и некоторые несложные меры позволят сохранить у мамы молоко.

1. Не впадайте в панику по поводу отсутствия у Вас молока. Помните, что Ваше огромное желание кормить грудью и уверенность в себе помогут Вам преодолеть все препятствия. Известно немало фактов, что во время войны в случае гибели матери детей выкармливали и бабушки, закончившие кормить грудь много лет назад.

Тут хотелось бы дать кажущийся парадоксальным совет: не проводите контрольных взвешиваний! Опыт показывает, что мамы часто проводят взвешивания неправильно, на неточных весах и т.д... Взвешивание в поликлинике тоже мало показательно: чужая обстановка, нарушение режима кормлений, волнение мамы - все это сказывается на результатах. В конце концов, Ваш малыш - живой человек и может съесть и побольше, и поменьше. Основной критерий правильного вскармливания - прибавка малышом веса и роста, которая оценивается у здоровых детей не чаще, чем раз в неделю. Но и при оценке даже этих показателей надо помнить, что ребенок набирает вес неравномерно (ступенчато) и учитывать индивидуальные особенности малыша (у родителей крупного телосложения и дети обычно крупнее).

2. Не впадайте в панику, если Ваш малыш кричит. Крик ребенка и чмокание губами не всегда говорят о том, что он голоден. О любом неудобстве ребенок сообщает Вам криком, а отрицательные эмоции активизируют сосательный рефлекс.

Научитесь определять, что беспокоит малыша: мокрые пеленки, неудобные подгузники, раздражение на коже или, может, вы его сильно укутали и ему просто жарко?

Беспокойство во время или сразу после кормления может вызываться не нехваткой молока, а тем, что ребенок просто наглотался воздуха - подержите малыша вертикально. Он отрыгнет воздух и успокоится.

Беспокойство спустя некоторое время после кормления часто - особенно в первые 1,5 - 2 месяца жизни - связано со становлением ферментативной системы кишечника Вашего малыша. Беспокойство, жидкий стул с зеленью и даже слизью, обилие газов и вздутие живота - все это может быть проявлением транзиторной (проходящей) ферментативной недостаточности. Дело в том, что в первые недели жизни объем съедаемого молока быстро нарастает, а выработка веществ-переработчиков молока (ферментов) недостаточна. Непереваренная часть молока начинает бродить и доставлять неприятности малышу. Посоветуйтесь с врачом - как Вам помочь малышу преодолеть это состояние. Иногда несколько чайных ложек кисломолочных смесей, данных перед кормлением могут значительно улучшить ситуацию.

3. Количество выпитой Вами жидкости и съеденной пищи практически не влияют на количество молока, а только на его качественный состав.

ПЕЙТЕ ПО ПОТРЕБНОСТИ! Не издевайтесь над собой: насильственное питье и еда - хороший способ испортить себе фигуру, но он не поможет Вам накормить ребенка.

О диете кормящей матери вряд ли стоит здесь много говорить.

Помните главное:

    Питание должно быть разнообразным и сбалансированным.

    Следите за реакцией ребенка на съеденные вами продукты. Если у ребенка есть склонность к аллергическим реакциям, то чем строже Вы соблюдаете диету, то тем большего числа неприятностей избежите.

    Пост - не для Вас. На Руси пост никогда не распространялся на беременных и кормящих.

    Вегетарианство, если это не стиль Вашей жизни, тоже не стоит начинать сейчас.

4. Пусковой механизм лактации - роды. Поддерживается же лактация актом сосания. Выше поведение в первые дни после родов может оказать решающее влияние на Вашу лактацию. Поэтому Вы должны уже в роддоме, даже если у Вас пока совсем нет молока, прикладывать ребенка к груди. Попросите акушерку приложить к груди только что родившегося ребенка. Чем чаще Вы прикладываете к груди, тем сильнее стимул к выработке молока. К сожалению, кормление детей в роддомах через 3,5 часа и практика докорма детей искусственными смесями независимо от количества молока у матери не способствует установлению хорошей лактации. С этой точки зрения в более выгодном положении те матери, которые находятся в одной палате с ребенком. Если Вы все же разобщены с ребенком - не беда! Для Вас тоже есть выход - сцеживание. Приемам сцеживания Вас могут научить сотрудники роддома.

Правила сцеживания:

Дома роль сцеживания уменьшается, поскольку выбор оптимального режима кормления позволит Вам полностью отказаться от сцеживания. Но переход от активного сцеживания к кормлениям должен осуществляться постепенно. Легкий массаж груди необходим до 6 недель - в этот период высок риск возникновения лактостаза (застоя молока) и мастита (воспаления грудной железы). У некоторых женщин встречается свободное истечение молока - лакторрея. У таких женщин застой молока встречается редко и особой необходимости сцеживать молоко нет.

Если Вы обнаружили у себя в груди уплотнения, которые остаются после кормления - увеличьте число кормлений и прикладывайте ребенка к той груди, где есть уплотнения, используйте более интенсивный массаж. Если у Вас нет повышенной температуры, можно применять масляные компрессы на грудь (лучше с камфорным маслом). Эффективным средством при лактостазе является применение ультразвуковой и лазерной терапии.

Если Вам назначили антибиотики - это не повод отказываться от грудного кормления. Напомните врачу, что Вы кормите грудью, и он подберет Вам препараты, безопасные для Вашего малыша.

5. Если у Вас мало молока:

    Не спешите вводить докорм, то есть любые смеси на основе молока (можно только воду, соки). потребность в молоке у ребенка первых дней жизни очень маленькая: в первые сутки жизни он съедает за кормление 5-10 мл, через неделю - 70 мл, к 10-14 дню - 100 мл. Однако, эти данные носят ориентировочный характер и отражают, скорее, анатомическую вместимость желудка малыша, чем его потребность в питании. Ведь даже в половине указанного объема грудного молока может содержаться достаточное для конкретного ребенка количество питательных веществ.

    Если все-таки приходится докармливать, то лучше это делать после прикладывания к груди с помощью ложки , а не из бутылки, чтобы у малыша не возникало "губительного" для грудного кормления рефлекса "молоко из бутылки". Вам могут облегчить задачу имеющиеся в продаже бутылки с наконечником в виде ложки. Сок, воду, чай можно давать из бутылки с соской.

    Не увлекайтесь медикаментами и "домашними" рецептами для усиления лактации. Все они не слишком выраженно влияют на лактацию, а вот аллергические реакции у малыша вызвать могут.

    Чаще прикладывайте ребенка к груди. Даже крупных новорожденных детей не стоит прикладывать реже, чем через три часа. Детей с гипотрофией и недоношенных кормят через 1,5-2 часа. Отсчет времени проводят от начала кормления, независимо от его продолжительности.

    Соблюдайте правило: предлагать, но не настаивать. Предложите грудь ребенку через выбранный промежуток времени даже если он спит. Не расстраивайтесь, если он съел меньше обычного.

    Не стоит держать ребенка у груди более 30 минут, тем более что до 95% молока ребенок высасывает в первые 5 минут кормления.

    Если ребенок уснул во время кормления - попробуйте его растормошить. Если не удалось - оставьте малыша в покое. Он "возьмет свое" позже.

    Существуют несколько режимов кормления детей: свободный - периодичность и объем кормления определяются самим ребенком; полусвободный - Вы предлагаете грудь в определенные часы, а ребенок определяем объем кормления; строгий - Вы определяете объем и время кормления.
    Наиболее распространен и удобен для матери - полусвободный режим. При этом не обязательно жестко соблюдать промежутки между кормлениями - важно предлагать грудь в одни и те же часы суток.
    Строгий режим применяется в основном у недоношенных детей и детей с гипотрофией, близкий к строгому - у детей-искусственников.
    Если Вы чувствуете, что молока в груди катастрофически мало - предоставьте малышу полную свободу действий и фактически носите его у груди. Ребенок сам установит необходимый для увеличения лактации режим кормления.

    Не бойтесь кормить в одно кормление сразу из обеих грудей, просто в следующее кормление приложите ребенка сначала к другой груди.

6. Кормить ли ночью? На наш взгляд ночное кормление не так страшно , как это описывается во многих популярных книжках. Опыт показывает, что новорожденные редко выдерживают 6-часовой ночной промежуток. А если у Вас есть подозрение, что молока мало, то кормить ночью обязательно , но с большими интервалами между кормлениями или по потребности ребенка. Со временем ребенок сам увеличит промежутки между кормлениями и станет спать ночью. Устойчивый ночной промежуток в 6 часов дети начинают выдерживать в среднем с 4 - 6 месяцев.

7. Если ребенок "не хочет" брать грудь.

  • Может ребенок еще не голоден? Поэтому, в роддоме прежде всего узнайте - не докармливают ли Вашего ребенка смесью.
  • Дома прежде всего проанализируйте свое питание. Многие продукты (например, чеснок, лук) изменяют вкус молока.
  • Проверьте - свободно ли дышит ребенок носом.
  • Одна из возможных причин - втянутая форма соска. Используйте специальные накладки на грудь.

8. Если у мамы восстанавливается менструальный цикл, то вкус молока меняется.

Поэтому возможен:

  • отказ малыша от груди - тогда выдержите голодную паузу;
  • появление зеленого стула - продолжайте кормление в обычном режиме;
  • уменьшение количества молока - чаще прикладывайте ребенка к груди и кормите из обеих грудей.

9. Если к году не получается "бросить" кормить грудью, то не стоит расстраиваться. Грудное молоко выполняет основную свою функцию до года. После года потребности в питательных веществах ребенок удовлетворяет за счет других продуктов, а грудное кормление способствует поддержанию иммунитета и психологически соединяет мать и дитя. Процесс отучения от груди должен быть постепенным и безболезненным для Вас и Вашего малыша.

10. Используйте имеющиеся в продаже приспособления, облегчающие "участь" кормящей матери - отсосы, прокладки и накладки на грудь, специальное белье и т.п.

11. Помните, что каждый ребенок индивидуален. Любые нормы и рекомендации - не догма, а руководство к действию. Положитесь на свой здравый смысл, не стесняйтесь посоветоваться, при необходимости, с врачом, верьте в себя и своего малыша - и Вы преодолеете все проблемы.

12. Сделайте все возможное для сохранения Вашего грудного молока. Искусственные смеси - не панацея, а замена одних проблем другими. Для детей, получающих искусственные смеси, характерны запоры и аллергия на белки коровьего молока.

Преимущества грудного кормления:

  1. Меньше занимает времени.

    Питание стерильно.

    Состав грудного молока соответствует потребностям конкретного ребенка (если ребенок недоношенный - материнское молоко более концентрированное, жирное и калорийное).

В конце концов, только в грудном кормлении Вас не заменит любой, даже самый лучший, папа.

Суворовы Наталья Дазмировна
и Сергей Германович - детские врачи, родители двух детей

Никто в мире не посмеет сказать, что кормление грудным молоком вредно, что молоко содержит неприемлемые для ребёнка вещества. Наоборот, материнское молоко содержит в себе все необходимые компоненты, которые так нужны малышу на начальном этапе его жизни.

Ценность естественного вскармливания для мамы и ребёнка

Проведённые исследования доказывают, что кормление новорожденных грудным молоком и молозивом стимулирует выработку иммунитета ко многим инфекционным заболеваниям . В нём находится небольшое количество железа, но его ровно столько, сколько необходимо малышу для усваивания и переваривания.

Одним из основных преимуществ грудного молока является то, что оно стерильно, всегда нужной температуры и не заражено микробами, поэтому передать малышу желудочно-кишечную инфекцию в этом случае просто невозможно.

Естественное вскармливание даёт возможность сэкономить уйму времени, освобождает от постоянного мытья и стерилизации бутылочек, подготовки и хранения смеси. Немаловажное значение имеет и финансовая сторона, ведь естественное вскармливание значительно сокращает денежные расходы. Более того, кормление грудью необыкновенно удобно, если вам предстоит длительная дорога с малышом.

Ребёнок может сосать мамину грудь столько, сколько ему потребуется. Это вырабатывает у малышей сосательный рефлекс, поэтому среди детей, которые питались грудным молоком, практически отсутствуют «любители» сосать пальчики.

Многие мамы получают огромное удовольствие от того, что дают своему ребёнку то, что не может дать ни одно питание. А необыкновенное единение со своим чадом - это поистине неповторимое ощущение. Многие женщины не могут почувствовать себя настоящими мамами от одного только факта рождения ребёнка, и в этом случае грудное кормление творит чудеса: мама и малыш связываются невидимой нитью и с каждым разом испытывают друг к другу всё большую любовь.

Ценность грудного молока

Молоко содержит все необходимые компоненты.

  • Белки . Достаточно легко усваиваются и перевариваются. Белки необходимы ребёнку для правильного построения клеток и тканей его организма.
  • Углеводы (лактоза) . Необходимы для развития кишечной микрофлоры.
  • Жиры . В них содержатся очень важные для малыша жирорастворимые витамины А и Е.

С маминым молоком ребёнок получает все необходимые для его развития и роста микроэлементы, витамины и минеральные вещества.

Физическое состояние матери

Многие женщины не хотят кормить грудью, объясняя это тем, что могут испортить фигуру. Однако для появления достаточного количества молока нет необходимости много есть.

Как ведет себя молочная железа кормящей женщины?

Во время беременности грудь увеличивается, а после родов становится ещё больше. Это происходит вне зависимости от того, кормит мама или нет. Когда ребёнку исполняется неделя, грудь во время кормления становится меньше и теряет излишнюю упругость. Этот факт вызывает опасение у мам: не пропало ли молоко?

Размер груди не имеет никакого значения, хотя многие переживают именно из-за этого. Для сомнений нет никаких оснований. Когда женщина не кормит и не беременна, ткани молочной железы находятся в состоянии покоя и составляют меньшую часть от общего объёма груди. Основная часть содержит жировую ткань, поэтому чем больше грудь, тем больше в ней именно жировой ткани. По мере увеличения сроков беременности секреция яичников обеспечивает развитие и увеличение тканей молочной железы. Увеличиваются вены и артерии, которые занимаются снабжением груди кровью. В некоторых случаях они выступают на поверхность. Через пару дней после родов появляется молоко, грудь ещё больше увеличивается в размерах. Любой доктор скажет, что женщины с маленькой грудью кормили своих детей так же удачно, как и обладательницы большой.

Как подготовить молочную железу?

Для того чтобы избежать проблем с кормлением, следует подготовить к этому грудь.

Несколько десятков лет назад женщинам советовали растирать молочные железы плотной тканью для того, чтобы они огрубели. Сейчас доказано, что этого делать не стоит. Ведь женская грудь , в особенности соски, достаточно чувствительна, и такими действиями, ее можно легко повредить.

Чистота

Ежедневно следует принимать душ. Грудь должна быть чистой. Старайтесь не намыливать соски, чтобы не пересушить кожный покров.

Чёрный чай

Для того чтобы смягчить кожу, используйте примочки с чёрным чаем. Процедуру следует проводить по нескольку раз в день. В этом же случае поможет кора дуба: заварите траву по схеме на упаковке и делайте компрессы.

Закаливание

Для начала походите по квартире с открытой грудью около получаса. Далее примите душ и обливайте молочные железы поочерёдно прохладной, а затем холодной водой. Но здесь следует соблюдать осторожность: не идите на рекорды, снижайте температуру воды постепенно.

Полезно протирать соски кубиками льда. Для удобства можно заморозить чёрный чай, ромашку или кору дуба. Держать лёд у груди следует до тех пор, пока соски не отвердеют. Процедуру следует проводить не более одного раза в день, иначе можно простудить грудь.

Плоские или втянутые соски

Если у мамы плоские соски, то это в разы усложнит кормление, особенно если ребёнок легко возбудим. Малыш будет постоянно искать их, а когда не сможет найти, начнёт нервничать и закидывать голову назад. Есть несколько приёмов наладить кормление.

Попробуйте поднести ребёнка к груди, как только он проснулся, тогда он не успеет раскапризничаться. Если он начал плакать, успокойте его, а затем попробуйте ещё раз.

Проведите лёгкий сеанс массажа перед кормлением. Он позволит сделать соски более выпуклыми. Для этого большим и указательным пальцами сожмите сосок и вытяните его, слегка покручивая.

Попробуйте выдавить немного молока. Это позволить области ореолы стать значительно мягче и податливее.

Ногти должны быть подстрижены, а руки - вымыты.

В наше время в аптеках продаются специальные корректоры сосков, которые следует носить в последние месяцы беременности. Начинать следует с 5 минут в день, постепенно увеличивая время до получаса.

Массаж перед началом кормления

  1. Поглаживание груди должно проходить мягко и нежно. Соски и ореолы не подлежат массажу.
  2. Берём грудь в одну руку и приподнимаем её. Массируем другой рукой, слегка надавливая. Это поможет избежать застоев молока, а также подготовить грудь к кормлению.

Выполнять по 5 раз каждый приём. Комплекс упражнений позволит держать грудь в форме.

Для тех, кто переживает, что после кормления пропадут формы, можно делать физические упражнения. Сожмите ладони, направив пальцы вверх, как во время молитвы.

С силой сожмите ладони, пару секунд подержите и расслабьтесь. Локти должны быть разведены в разные стороны. Повторите 10 раз. Поднимите ладони над головой и также с силой их сожмите и разожмите 10 раз. Продолжите выполнять упражнения, снова расположив руки возле груди.

Чтобы правильно выполнить кормление грудным молоком, начните готовиться ещё во время беременности. Обязательно посещайте курсы будущих мам, на которых специалисты покажут вам, как правильно прикладывать ребёнка к груди, чтобы избежать неприятных последствий.

Уход

Правильно ухаживать за грудью во время кормления несложно.

Восстановить нежную кожу сосков и ореол помогут специальные кремы, которые не только помогут улучшить состояние, но и послужит профилактикой трещин на сосках. Существуют средства, которые нужно смывать, и которые, наоборот, должны впитаться, поэтому внимательно прочитайте инструкцию или проконсультируйтесь у вашего гинеколога. Хороши те кремы, которые содержат в своём составе экстракт алоэ и ланолин. После применения им необходимо дать хорошо впитаться, и только после этого надевать бельё. Если вы повредили соски, не стоит терпеть боль, воспользуйтесь специальными накладками. Для того чтобы не было застоя молока, приобретите молокоотсос, он сцедит остатки после кормления.

Как выбрать бюстгальтер для кормления?

Некоторые задаются вопросом: зачем покупать специальный лифчик, если можно обойтись обычным, но на размер больше? Ответ прост. Обычные бюстгальтеры не предназначены для поддержания тяжёлой груди из-за узких бретелек, поэтому появление растяжек свидетельствует о том, что бельё было неправильно подобрано. Бюстгальтер для кормления очень важен для здоровья груди и сохранения её формы.

На что обратить внимание при выборе белья?

  1. Он должен полностью состоять из натуральной ткани, синтетика здесь недопустима.
  2. Бюстгальтер должен иметь специальный кармашек, который обеспечит лёгкое расстегивание и застёгивание.
  3. Лифчик должен содержать дополнительную поддержку, чтобы грудь не вывалилась при кормлении, ведь при помощи кармашка должен оголяться только сосок и часть ореолы.
  4. Если мамочка - обладательница большой груди, то бретельки в таком случае должны быть широкими и прочными.
  5. Очень хорошо, если бюстгальтер будет иметь отдел для вставки прокладки против протекания молока.
  6. Косточек быть не должно.

Как начинать кормить грудью?

Что же делать, когда у мамы не получается правильно осуществить кормление? Комаровский Евгений Олегович имеет на этот счёт своё мнение. Вот несколько советов от этого замечательного детского доктора.

  1. Расслабление. Покой помогает притоку молока. Наверняка многие мамы замечали, что его количество зависит от настроения. Нервозность может привести к его задержке, поэтому рекомендуется перед тем, как начать кормление грудным молоком, отвлечься от всех отрицательных мыслей, расслабиться и сделать несколько вдохов. Если есть возможность полежать несколько минут - замечательно.
  2. Удобная поза. Какая бы поза ни была выбрана, всё зависит от того, верно ли малыш приложен к груди, ведь неправильный захват соска может привести к травме. Некоторые кормят только лёжа, а некоторые - сидя.
  3. Нельзя позволять малышу брать в рот только сосок, иначе он не получит молока. Постарайтесь, чтобы туда попала большая часть ореолы, тогда и малышу будет хорошо, и ваши соски при этом не пострадают.
  4. Не нужно держать голову малыша, прижимая его к груди. Дети этого очень не любят, поэтому и вырываются.
  5. Не сдавливайте щёчки малыша. Ребёнок поворачивается в ту сторону, которую гладят или трогают, поэтому сдавливая их, вы приводите его в замешательство.
  6. Не злитесь и не нервничайте, если малыш всякий раз не хочет брать грудь. Будьте спокойны, но настойчивы.
  7. Во время кормления оставайтесь наедине со своим малышом, иначе беспокойство мамы, которая каждый раз будет выслушивать советы рядом стоящих «умников», ничем хорошим не закончится.
  8. Запомните, цвет молока не имеет никакого значения, оно не должно быть похожим на коровье, как многие думают.
  9. Кормите ребёнка по требованию, а не по расписанию.

Питание мамы

Питание при кормлении грудным молоком должно быть полностью сбалансированным и полноценным. Тем более что маме просто необходимо восстановиться после родов и беременности. Качество и количество молока будет зависеть от того, какая диета при кормлении грудным молоком соблюдается. Важно, чтобы мама придерживалась режима дня.

Какие можно употреблять продукты при кормлении грудным молоком

Не стоит забывать о том, что если ребёнок питается только грудью, то это отнимает у мамы много микроэлементов и витаминов, поэтому потерю следует восполнять. В данном случае кушать следует больше обычного. Кроме того, нужно увеличить количество потребляемой жидкости (вода, яблочный сок, чай, компоты из сухофруктов).

Еда должна быть разнообразной. Пусть каждый день молодая мама кушает блюда, которые приготовлены только из полезных продуктов, это рыба, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, крупы.

Нужно обеспечить поступление в организм мамы пищевых волокон через сбалансированное питание при кормлении грудным молоком. К примеру, чернослив, хлеб грубого помола, а также сырые овощи могут помочь при запоре, ведь у кормящих мам это достаточно распространённая проблема.

Очень важно принимать витамины при кормлении грудным молоком. Но здесь нужно быть осторожной и наблюдать за реакцией малыша. Если его начали беспокоить колики или появились покраснения на коже, то приём витаминов следует немедленно прекратить. Старайтесь выбрать комплекс, который специально предназначен для кормящих.

Маме очень важно кушать продукты с большим содержанием кальция (сельдерей, изюм, горох, патиссоны, капуста, сушёный инжир), так как известно, что молоко забирает из её организма большое количество этого элемента, необходимого для роста костей ребёнка.

Чего нельзя кормящей маме?

Следует помнить, что диета при кормлении грудным молоком должна соблюдаться регулярно. Ни в коем случае не употребляйте алкоголь и не курите. Можно не только навредить здоровью ребёнка, но и значительно понизить его и без того незащищенный иммунитет.

Кормящая мама должна непременно отказаться от продуктов, которые могут вызвать аллергию у малыша. К сожалению, их очень много, но для своего любимого чада можно и потерпеть. Следует исключить аллергенные продукты: цитрусовые, копчёности, морепродукты, шоколадные сладости, а также клубнику, ежевику и малину.

Отказаться стоит и от продуктов, которые в больших количествах содержат сильные эфирные масла (лук, чеснок), органические кислоты (вишня, кислые яблоки, маринованные и квашеные овощи, клюква), пищевые красители, консерванты, высокое содержание соли и сахара, экстрактивные вещества (мясные и рыбные бульоны).

Кисломолочные и молочные продукты целесообразнее употреблять в чистом виде, без добавок. Лучше йогурт или кефир готовить собственноручно: учитесь заранее, в будущем это пригодится для вашего малыша во время введения прикорма.

Кормление и беременность

Если мама кормит грудью и неожиданно узнаёт, что снова беременна, то чаще всего это приводит к замешательству. Некоторые думают, что кормление следует остановить. Это абсолютно неверное утверждение. Кормление грудным молоком и беременность полностью совместимы. Более того, можно родить малыша и продолжать давать грудь старшему.

В данной ситуации следует помнить, что мама должна хорошо питаться.

Если во время беременности и кормления грудью стали болеть соски, это не причина для волнения, ведь на ранних сроках они становятся достаточно чувствительными.

Некоторые женщины опасаются, что выделяемый при кормлении грудью окситоцин, который способствует появлению молока, может спровоцировать схватки. Данное утверждение не имеет под собой никакой почвы, ведь матка реагирует на окситоцин только на последних сроках беременности (на 38-й неделе).

Если у вас крепкое здоровье и беременность протекает хорошо, то кормление можно продолжать.

Вскармливание следует остановить, если:

  • был выкидыш;
  • было кровотечение;
  • были преждевременные роды.

После пятого месяца беременности состав молока меняется, поэтому старший ребёнок может почувствовать разницу и отказаться от груди. Здесь уже ничего не сделаешь.

Следите за весом первого малыша, чтобы быть уверенной в том, что при изменении состава молока и появлении молозива, старший ребёнок получает его достаточно.

Когда необходимо сцеживание?

Не следует целенаправленно сцеживать грудное молоко, чтобы добиться его прибывания. Достаточно того, что ребёнок будет регулярно прикладываться. Молочная железа сама будет подстраиваться под малыша и вырабатывать ровно столько молока, сколько ему необходимо для полного насыщения.

Однако существуют исключения, при которых сцеживаться просто необходимо.

  1. Если малыша нельзя прикладывать к груди по состоянию здоровья мамы или самого ребёнка. В данной ситуации это поможет не потерять грудное молоко и впоследствии возобновить кормление.
  2. Если маме срочно нужно отлучиться. В данном случае можно сцедить молоко и поставить его в холодильник. Там оно может храниться около двух суток, а в морозильной камере - 3 месяца.
  3. Если состояние малыша не даёт возможности прикладываться. В таком случае поможет кормление из бутылочки грудным молоком. Малыш обязательно окрепнет и сможет самостоятельно кушать мамино молочко.

В каких случаях следует завершать кормление? Это следующие:

  • естественное отлучение;
  • прекращение по желанию мамы;
  • самоотлучение ребёнка;
  • вынужденное прекращение кормления.

Большинство матерей не могут или не хотят кормить грудью до того, когда малыш будет уже готов для перехода к питанию из чашки (6-9 месяцев).

Если ребёнок капризничает, плачет от голода и плохо набирает вес, то кормление из бутылочки в данной ситуации - единственный спасительный вариант.

Если вы заметили, что молока не хватает или по каким-либо причинам срочно нужно отлучить кроху от груди, следует подготовить суточный запас молочной питательной смеси и распределить на такое количество бутылочек, сколько у вас обычно было прикладываний. После каждого кормления давайте ребёнку бутылочку. Пусть он выпьет столько, сколько захочет. Далее следует пропустить одно кормление, при котором поступает наименьшее количество молока. Через пару дней пропустите ещё одно, действуя по такому же принципу. Затем уменьшайте по кормлению каждые два-три дня.

По такому же методу следует действовать, если мама хочет отказаться от кормлений сама. Оптимальным возрастом для отнятия по желанию считается 3 месяца. В это время пищеварительная система ребёнка стабилизируется, колики прекращаются, малыш интенсивно прибавляет в весе.

После того как прекращение кормления грудным молоком произошло окончательно, могут появиться неприятные боли в груди. В данном случае следует сцеживаться, но только до тех пор, пока болевые ощущения не исчезнут.

Каждая мама вправе решать, кормить ей своего кроху или нет. Главное, отдавать себе отчёт в том, что для ребёнка на начальном этапе его жизни это очень важно, ведь только с материнским молоком в его организм поступают витамины, микроэлементы и питательные вещества, которые так необходимы новорожденному для роста и развития. Ни одна молочная смесь не сравнится с грудным молоком ни по составу, ни по вкусу. Ничто так не сблизит маму и ребёнка, как прикладывание к груди. Это очень важный этап в жизни малыша, и чем быстрее молодая мама это поймёт, тем быстрее между ней и крохой появится особая связь и полное взаимопонимание.

Грудное вскармливание – естественное выражение любви и заботы матери о своем ребенке, проявление материнского инстинкта. Однако процесс кормления ребенка грудным молоком, несмотря на всю простоту, порождает множество вопросов даже у опытных мам.

Как кормить ребенка сцеженным молоком?

В идеале в первые месяцы жизни малыш должен получать пищу только из маминой груди. Однако бывают случаи, когда приходится прибегать к кормлению грудным молоком из бутылочки:

  • маме нужно на время отлучиться;
  • мама больна и временно прекратила грудное вскармливание, а малыш кормится запасенным грудным молочком;
  • мама временно не может кормить грудью (например, из-за трещин на сосках);
  • плоские или втянутые соски препятствуют естественному вскармливанию;
  • малыш не может сосать грудь (родился недоношенным или с дефектами губ и неба).

Существуют несколько правил кормления:

  1. Грудное молоко быстро усваивается, поэтому кормить малыша сцеженным молоком нужно чаще, чем смесью.
  2. В первые полгода жизни ребенка обязательно кормите его ночью.
  3. Если малыш отказался от груди сам, ежедневно прикладывайте его к груди во время кормления из бутылочки.
  4. Помните, что в первые 6 месяцев грудное молоко для ребенка – и пища, и питье.
  5. Старайтесь сохранить лактацию как минимум до года.

Зачем сцеживать молоко после кормления?

У наших мам такого вопроса не возникало: кормили они по часам, а оставшееся молоко сцеживали, чтобы сохранить лактацию. Сегодня медики признали несостоятельность этой системы и рекомендуют кормить ребенка по требованию. В этом случае молока вырабатывается ровно столько, сколько нужно малышу. Сцеживать молоко после кормления можно только в том случае, если необходимо повысить лактацию. Если же после кормления молоко остается, а кроха сыт и доволен, значит, молока вырабатывается больше, чем нужно. Сцеживание в этом случае противопоказано, так как может спровоцировать

Аллергия на молоко – чем кормить ребенка?

Аллергии на молоко кормящей матери у ребенка не бывает. Скорее всего, реакцию малыша спровоцировали определенные продукты, которые ела мама. Сильными аллергенами признаны белок коровьего молока, глютен (белок, содержащийся в некоторых злаковых), рыба, шоколад, кофе, мед, орехи, ярко окрашенные фрукты и овощи. Поэтому прежде чем переводить малыша на искусственные смеси, нужно исключить из своего рациона подозрительные продукты. В особо тяжелых случаях педиатры рекомендуют смесь, максимально близкую к грудному молоку, чтобы у ребенка не возникало нарушения обмена веществ, аллергической реакции , проблем с кожей и пищеварением. Ближе к составу женского молока адаптированные смеси на козьем молоке с белком бета-казеином, например, золотой стандарт детского питания - MD мил SP «Козочка». Благодаря такой смеси малыш получает все необходимые вещества , которые помогают детскому организму правильно сформироваться и развиваться.

Можно ли перекормить грудным молоком?

Нет, при кормлении по требованию малыш получает ровно столько молока, сколько ему необходимо. Ограничивать ребенка в мамином молочке значит тормозить его развитие и рост.

Я кормлю грудью, да, мне светло и радостно осознавать, что с моим молочком моя кровь, моя жизнь, как бы вливается в малыша. Есть так много способов любить своего ребенка, и вот для меня кормить - это один из таких способов.

Юра родился путем экстренного кесарева на 34неделе, 1670 грамм. Я совершенно не была готова к этому, и даже как-то мне не пришло сначала в голову, что я смогу кормить его грудью, хотя в беременность я очень хотела, и вообще материнство отчасти именно через кормление грудью представляется мне. Почему-то я не думала об этом, я пролежала в реанимации роддома двое суток и больше думала о том, что он один, без меня, "где-то там". И еще, после того, как "роды не получились" (не было родовой деятельности, было КС по показаниям), было чувство, что "все не получилось", требовалось время, чтобы перестроиться на то, что это НАЧАЛО, а не конец. А когда меня перевели в послеродовое отделение, на третий день, я неожиданно заметила, что грудь стала большой, твердой и болезненной. Для меня до сих пор это чудо чудное, что организм все знал, понял и сделал, как надо - молоко пришло. Я ребенка видела-то мельком три с половиной секунды в операционной, мне его даже в руки не дали, унесли в реанимацию, а тело все знало, знало, что ребенок родился и пора его кормить, и готовилось к этому.

В этом месте я хочу сделать отступление и сказать, что мне очень помогли консультанты по грудному вскармливанию. Роддомовская медсестра пришла, конечно, "показала как сцеживаться", но делала она это больно. И у меня было стойкое ощущение, что есть много за рамками тех куцых слов, которые они сказала. У меня было с собой несколько телефонов консультантов, и я позвонила по ним по очереди, пока один из них не ответил. Консультант даже по телефону сказала мне больше... "Выделение молока, - сказала она, - происходит под влиянием окситоцина. Это акт любви. Сделай, чтобы тебе было приятно: сядь удобно, налей теплого, садись заранее, чтобы не торопиться..." Не так много и как много. Но вот эти слова: "Это акт любви", - они так запали мне в душу, до сих пор потрясает, когда вспоминаю. Как часто у нас "в системе" забывают об этом, о живом, о том, что кормление - это акт любви, как и рождение....

Ребенок у меня был в реанимации, сосать он мог сам.... я уверена, он бы и грудь смог сам сосать, возможно с докормом. Но теперь уже никто не узнает. В тот момент мне сказали, что я могу посцеживать сама, и, если получится, ему дадут мое молочко вместо смеси.
Как вспомню, вздрогну, если честно. Сколько страха было, сколько неуверенности, трепет. Меня словно сдувало ледяным ветром. Это как будто бы мне сказали, что у меня мамой быть не получится. Как будто бы я не была УЖЕ мамой в тот момент! Невероятно и невероятно страшно. А я очень хотела быть мамой. Очень.

Сейчас у меня уже есть опыт вторых родов, домашних. Рожденный в срок, хотя и маленький, Стёпа показал мне, как вообще может происходить начало кормления. Мой крошечный, худенький новорожденный Стёпа, как я с удивлением увидела, может справиться с моей большой отечной грудищей в момент прихода молока и установления лактации. Без дополнительных сцеживаний, без сумасшедших поз типа 69)). Просто прикладываемый по требованию днем и ночью.

Я только на этом Степином примере увидела, какой труд я проделала первый раз сама. Как только молоко пришло, я стала пробовать сцеживать его сначала на пеленку, потом в бутылку. Муж мне передал в палату термос, я заваривала себе теплый чай... Соседка вставала кормить, а я "доить" . Я сцеживала руками, каждые 2.5-3часа. Хорошо приходило молоко на крик ее дочки и других детей в соседних палатах. Это было забавно - естественно, молокоотсос я купила на четвертый день. Но я понятия не имела, как им сцеживать, пыталась, пробовала, но, стоило мне взять его в руки, как молоко пропадало))). Не могла сцедить ни капли)) - вот что значит включить мозги)) в процесс, который происходит без участия высших структур мозга. Как я потом узнала - не самая редкая ситуация, когда именно расцедить грудь вначале или расцедить лактостаз с помощью молокоотсоса не удается.
Когда Стёпа родился и пару раз случилось, что он долго плакал и потом крепко засыпал и пропускал кормления, я сцеживала "излишки", просто чтобы избавиться от дискомфорта распирания в груди. И было это довольно рано, в первые недели. И тогда я вспомнила, как это было чертовски трудно - сцеживать отекшую, с комками грудь, из которой сцедить-то получает жалкие пару столовых ложек. (А дискомфорт такой, что кажется, что там сейчас литр выйдет). А на самом деле это же ткань груди перестраивается, становится эффективнее, и к нескольким месяцам ребенка она уже мягкая, а молока в ней больше. И вот то, что Стёпа отсасывал упорно и регулярно, но очень по чуть-чуть, я в тот первый раз с Юрой сцеживала руками. Синяки, помню, наминала в особо неудачные разы. Через пару недель после родов стало уже заметно легче сцеживать, и я перешла на молокоотсос. Правда, видимо, вначале я как-то неравномерно расцедила и одна грудь у меня стала больше, и молока в ней было больше. Это сохранялось все кормление Юры, а вот Стёпе, наоборот, полюбилась меньшая грудь и он, в результате, мне выровнял - сейчас одинаковые))). На той, меньшей, кстати, был плоский сосок. И ничего, вытянулся. Я начала прикладывать Юру к груди, когда ему было недели 2.5. Просто в какой-то момент я держала его на ручках в детской палате (он был в больнице как недоношенный до 4 недель от рождения), а он повернул голову и стал лизать халат у меня на груди. Никогда не сосавший грудь, через халат, блузку и лифчик он ее безошибочно нашел. И знал, что с ней делать. Я не пошла спрашивать ничьих разрешений, было утро, пересменка, я просто достала грудь и дала. И он сразу взял ее. Сосал! Я плакала от радости, от гордости за него, от досады, что раньше не догадалась. Мне повезло, мне достался ребенок, которого все обсосанные им за эти первые недели пустышки и бутылки сосать грудь не отучили! У него, как я сейчас понимаю, была короткая уздечка, но не настолько, чтобы он не смог сосать.
Потом мне и ведущий врач разрешила кормить грудью. Я кормила 3 раза, пока можно было быть рядом, в палате, и сцеживала на остальные разы молочко. Но в результате получалось, что за 8ч в больнице я ему практически на сутки должна была нацедить и накормить. У меня стало много, очень много молока. Полноценная гиперлактация, я бы сказала.
Можно представить, на что это было похоже, когда я забрала малыша из больницы. Он был все еще крошечный, 2.1кг, сосал, а я чувствовала, что мне надо еще пару таких младенцев приложить к этой же груди, чтобы почувствовать облегчение. Огромная, тяжеленная грудь в комках. Это была кошмарная неделя, когда я подсцеживала до облегчения то одну грудь, то другую, прикладывала малыша во всех мыслимых положениях, носила в бюстгалтере капустные листы, чтобы только не мастит... И пронесло. Получилось. Дней за 10 лактация стала соответствовать запросу. Я забросила молокоотсос и больше не доставала его с тех пор, так же забросила и рекомендации кормить N раз по часам. За первый же месяц дома ребенок набрал 1.2кг, округлился))). Это после того, как в больнице еле еле наскребли 500г за 4 недели. Понятно, что первые недели, физиологическая потеря веса, все дела. И все же я уверена, эти раз в три часа кормления были для Юры отнюдь не лучшим решением. Когда родился маленьким Стёпа, 2.8кг, я залегла с ним в кровати и через месяц это был среднестатистический такой младенец в 4.4кг... А молоко, кстати, пришло через 1.5 дня. Словно и на этот раз организм знал, что родился маленький ребеночек, и надо ему много кушать.

За то время, пока я сцеживалась, у меня набралось около 7л молока в морозильнике))) И после всех трудов, после всей борьбы за это молоко (меня предупеждали, что лактация может превратиться или остаться недостаточной, если не прикладывать к груди ребенка, а только сцеживать, никто ж не знал, сколько он пробудет в больнице) - после всего рука не поднималась выбросить. И тогда нашлась Молочная Мама)). Как я была рада, что кому-то оно могло пригодиться, кто-то согласился взять.

Но, как оказалось, борьба не окончена). В 5.5мес Юра вдруг начал натирать мне соски. Образовывались сочащиеся сукровицей ссадины, поверх которых легко возникали трещины. А еще это его шебуршение - бросить и снова приложиться. Мне было очень очень больно. Я перелопатила кучу информации про прикладывание, следила, старалась, приучилась не спать, пока сосет ночью, чтобы не сползал на сосок. Ничего не помогало. Я ходила с голой грудью дома и с постоянными трещинами и ссадинами. Морально я почти сломалась, думала завершать кормить. Теперь мне думается, что причина была все-таки в короткой уздечке, которая проявилась вследствие какого-то этапа роста ротовой полости или зубов. Но тогда мне никто этого не сказал. Уже совсем отчаявшись, я сходила к дерматологу, которая сказала, что это у меня такая чувствительная кожа сосков и рекомендовала гормональную мазь. Мазь, надо отдать ей должное, сразу помогла. Не на 100%, но, продолжая следить за прикладыванием, я смогла продолжать кормить. По иронии судьбы, грудь перестала натираться, когда как раз вылезли-таки первые зубы - в год. За эти полгода Юра вдоволь наелся этой мази)), что, к счастью, не заметно чтобы как-то сказалось на нем.
Зато я смогла кормить.
И раз уж мне удалось, я решила стать донором на регулярной основе - сцеживала 100мл в день для еще одного недоношенного малыша, у мамы которого не было молока. Это продолжалось месяцев 5, до моего отъезда летом.

Я очень рада, что продолжила кормить подросшего уже бегунка после года. И после двух. Это было так чудесно, так тонко и тепло, ловить его, обнимать и чувствовать, как он обмякает в моих руках. Со мной. С моим молочком. И когда болел тоже.

Беременность была запланированной и желанной. Я думала о тандеме, но неделе на 8 молоко пропало почти совсем. Юра уже не сосал днем, умел заснуть без груди, но ночью просыпался стабильно 3-4 раза. И сосал, и сосал, и сосал бесконечно и просыпался, т.к молочко не текло, несмотря на его усилия. Я очень хотела спать. Сначала договорилась с ним, что мы копим молочко на одно последнее кормление в 5 утра (действительно можно было накопить)), но потом пропало и это. И в какой то из дней Юра проспал ночь. И я больше не дала ему грудь. Месяц он вставал в 5+ утра и просил есть. Потом нормализовалось, но утром он и сейчас обычно просит есть сразу, как проснется.
Я рада своему решению тогда. Сейчас, когда есть уже Стёпа, я вижу, что тандем бы я не потянула в силу их и моих особенностей. Так что теперь кормлю маленького только. Начало было безоблачное, прямо все как по книжке: родился, грудь взял, молозиво, молоко, подрезали уздечку на 4 день, в этот раз она была очевидно короткой, хотя Стёпа и умудрялся сосать. Но был характерный цыкающий звук и боль, в точности как с Юрой в преддверии тех ссадин. После операции звук пропал не сразу, а вот боль исчезла. Цыканье ушло через пару недель, видимо еще и рот подрос и захват улучшился. Сейчас сосет отлично, растет, крепкий парень. Пожелайте нам такого же бодрого продолжения!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: