Что относится к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества как источник выразительности, образности детской речи

Устное народное творчество…. Это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ. Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания – мудрость воспитания. Народ – величайший педагог – мыслитель, педагог – практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористимчность – все слилось в поэтическом голосе народа. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю!» Устное народное творчество является одним из важнейших средств обучения родному языку. В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает очень большое место. Дети любят слушать народную сказку, колыбельную песенку, потешку. Устное народное творчество прежде всего доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка. В это время оно оказывает на детей воспитательное значение. В.Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека. Детский фольклер русского народа необычно богат и разнообразен. Он представлен сказками, многочисленными произведениями малых жанров – колыбельные песни, потешки, припевы, скороговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, загадки. Детский фольклер своеобразная кладовая, в ней хранятся произведения взрослых, ставшие детскими. Ценность устного народного творчества заключается в его влиянии на всестороннее развитие ребенка. Устное народное творчество помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младший ребенок учится звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл, в более старшем возрасте начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости. Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть: Водичка, водичка, Чтобы щечки краснели, Умой мое личико, Чтоб смеялся роток, Чтобы глазки блестели Чтоб кусался зубок. Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития. Особо много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок, сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать их ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл: Сорока – белобока Кашу варила, Деток кормила Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала - Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил - Тебе нет ничего! Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливает ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышаться в песенках: Ладушки, ладушки Где были? – У бабушки Что ели? – кашку… Чики, чики, кички, березовые лычки! Летели две птички, собой невелички… Скок – поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу! Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний дети, подражая взрослым начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова русского. Простота и мелодичность звучания потешек, песенок, прибауток помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки, песенки, прибаутки в свои игры во время кормления куклы или укладывания ее спать. Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры – забавы с использованием фольклера. Взрослые стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Солнышко, солнышко, Дождик, дождик, Загляни в окошко, Полно лить, Ждут тебя детки, Малых детушек мочить! Ждут малолетки. Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Наши уточки с утра: Кря, кря, кря! Наши гуси у пруда: Га–га–га! Га–га–га! Наши курочки в окно: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Детские народные песни чрезвычайны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. Песенки поются соло, поются хором, просто так и в припляс, сказываются речитативом, читаются как стихи. Зайчик, ты, зайчик, короткие ножки, Куда мне бежати? Сафьяновы сапожки. Медведь – то мне дядя… Детские песенки поддерживают в ребятах интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора, служат делу воспитания звонкоголосого, веселого, жизнерадостного человека. Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий. Скороговорки – это безобидные словестные игры детей. Они произносятся быстро повторяя труднопроизносимые стихи и фразы. Скороговорка сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе – трава, на траве – дрова. У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением: Ехал Грека через реку, Сунул Грека руку в реку Видит Грека в реке рак Грека рак за руку цап! Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Одни скороговорки живут много лет и дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены в наше время. Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предлагаемого (скрытого) вопроса. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете, которые близки опыту людей. Под елкой, под осинкой стоит мальчик с пальчик, на нем серкафтанчик, шапка красненька – это молоденький свеженький грибок. Во лесу, во бору стоят стары старички, на них красны колпачки – это коренастые подосиновики. Таким образом, под влиянием произведений устного народного творчества у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует языковую подготовку ребенка, развивает образность, выразительность детской речи, естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

  1. Устное народное творчество как средство формирования культурного поля школьника

    Документ

    Устное народное творчество уходит корнями в историю народа. За долгие годы фольклорная кладовая наполнилась бесценными сокровищами. Народное творчество зародилось в глубокой древности и долгое время, до появления письменности, было

  2. Рабочая программа дисциплины «методика развития детской речи с практикумом по логопедии» Специальность 050704

    Рабочая программа

    Составлена в соответствие с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»

  3. М. В. Ломоносова филологический факультет кафедра русского устного народного творчества программ акурс а "русское устное народное творчество" Для государственных университетов Программа

    Программа

    Специфика фольклора как устного традиционного народного творчества. Фольклористика как наука со своим особенным предметом изучения. Ее положение в ряду смежных наук гуманитарного цикла: литературоведения, лингвистики, искусствоведения,





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.

Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!

2.Основной ход урока:

1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.

(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)

Конечно, вы правы. Мы знаем:

  1. Русские народные сказки.
  2. Потешки.
  3. Скороговорки.
  4. Загадки.
  5. Былины.
  6. Песни.

2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.

Учитель: Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.

(Показ Слайда 3. )

Какие сказки вы знаете?

Чему учат народные сказки?

Назовите любимую сказку.

А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.

Игра “отгадай-ка”:

(Показ Слайда 4.)

А) Отгадай сказку:

Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
(Ответ: колобок.)

Б) Кто это?

(Показ Слайда 5.)

Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
(Ответ: Емеля.)

В) Еще одна загадка

(Показ Слайда 6.)

На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(царевна-лягушка)

3)Следующая остановка – “Потешки”.

(Показ Слайда 7.)

Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.)

Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и праздниках.)

Вспомни наизусть свои любимые потешки.

4) Остановка – “Скороговорки”.

(Показ Слайда 8.)

Какие скороговорки ты знаешь?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорки?
(Быстрый и четкий.)
Вспомни несколько скороговорок.

5)Остановка – “Загадки”.

(Показ Слайда 9.)

Что такое загадки?
Что развивает загадка в человеке?
Вспомни твои любимые загадки.

Блиц -турнир по загадкам:

1.Стоит чудо в семи шубах,
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук.)

2 – Стоит в горшке
На окне ежик.
(Кактус.)

3. Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд.)

4. В пустом дупле по сто домов.
По сто котлов,
В середине – ярмарка.
(Улей.)

5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)

6) Остановка “Былины”.

Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.

(Показ Слайда 10.)

Что такое былина?

Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.

Каких героев былин ты знаешь?

Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.

Назови те былины, которые ты уже читал?

7) Остановка “Колыбельные песни”.

Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”. Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.

– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.

(Дети читают песни.)

3. Итог урока:

(Показ Слайда 11.)

Вопросы к уроку:

  1. Кто создал это творчество?
  2. Как передавалось устное народное творчество?
  3. Назовите жанры устного народного творчества.

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Ответы к стр. 8 - 11

1. Что относится к устному народному творчеству? Напиши.

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

2. Прочитай стихотворение чётко, выразительно. Определи жанр этого текста. Напиши.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

Это скороговорка.

3. Эти стихотворения нужны во время игр. Прочитай их чётко, выразительно.

Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.

4. Прочитай только русские буквы. Ты узнаешь, к какому жанру устного народного творчества относятся стихотворения. Напиши.

LП SWVSGГ LIOB WSOP IVK LA

ПРИГОВОРКА

5. Рассмотри рисунок. Какие песни могут петь дети? Подчеркни.

Колыбельные песни, плясовые песни, приговорки , заклички , хороводные песни .

6. В весёлых песенках-закличках часто обращались к солнцу, дождю, прося о тепле и богатом урожае. Прочитай заклички. Объясни, чем они различаются.

Радуга-дуга!
Принеси нам дождя!

Радуга-дуга!
Перебей дождя!
Давай солнышко,
Колоколнышко!

В первой закличке просят, чтобы дождь пошёл, во второй - прекратился .

7. Сочини песенку-закличку на любую тему.

Весна-красна!
Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе - зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю - мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!

8. Допиши текст необходимыми словами.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к жизни .
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и используются в речи .

9. Прочитай два текста. Как ты думаешь, что это?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец. Тут и сказке конец.

Жили-были два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Это докучные сказки .

10. Проверь себя. Прочитай справа налево. Напиши.

ИЛЗАКС ЕЫНЧУКОД

Докучные сказки



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: